- 25 - 2002 / сп - флот Италии
- 26 - 1999 / 02
- "Первые программы броненосного флота.
Броненосные фрегаты типа "Minotaur" - "Броненосец "PELAYO" военного флота Испании"
- "Война в Испании. Организация и боевые действия республиканского морского флота на севере Испании 14 мая - 11 октября 1937 года"
- "Испания. 1936-1939 годы. Гражданская война на море. Потери кораблей и судов воюющих сторон и нейтральных государств"
- "Германские миноносцы периода Второй мировой войны"
- "Проектирование авианосцев в фашистской Германии во время Второй мировой войны"
Часть вторая - "Тайна Скапа-Флоу. Гибель "Royal Oak"
(глава из книги "Тайны британской секретной службы". 1948)
- "Первые программы броненосного флота.
- 27 - 2006 / сп
- 28 - 2006 / сп - Звезда и смерть адмирала Шпее
- 29 - 2006 / сп - Звезда и смерть адмирала Шпее
- 30 - 2006 / сп - Звезда и смерть адмирала Шпее
- Часть 4. "Гибель эскадры Шпее у Фолклендских островов"
- Часть 4. "Гибель эскадры Шпее у Фолклендских островов"
- 31 - 2004 / сп - Жемчужная гавань
- тревожное воскресенье часть первая
- «Пирл Харбор. Шаг в историю»
- «Пирл Харбор накануне войны» «Япония готовится к нападению»
- «Офицеры морского командования»
- Япония готовится к нападению
- «Американский флот в Пирл Харборе накануне нападения»
- «Японский флот готов к атаке»
- «Американские авианосцы. Где же они были?»
- «Сверхмалые японские лодки в атаке на Пирл Харбор»
- «Пилоты готовы атаковать»
- «Атака на стоянку линейных кораблей»
- тревожное воскресенье часть первая
- 32 - 2004 / сп - Жемчужная гавань
- тревожное воскресенье часть вторая атака на линейные корабли
- 33 - 2004 / сп - Жемчужная гавань
- тревожное воскресенье часть третья
- Атака на военно-морскую верфь и корабли в средней бухте гавани
- Атака на район верфи вмс
- Минный заградитель СМ-4 «Oglala»
- Легкий крейсер CL-50 «Helena»
- Легкий крейсер CL-48 «Honolulu»
- Линейный корабль ВВ-38 «Pennsylvania» и эскадренные миноносцы DD-375 «Downes» и DD-372 «Cassin»
- Эскадренный миноносец DD-375 «Downes»
- Эскадренный миноносец DD-372 «Cassin»
- Эскадренный миноносец DD-373 «Shaw»
- Атака на территорию военно-морской верфи
Жемчужная гаваньТревожное воскресенье
Часть третья Атака на Военно-Морскую верфь и корабли в средней бухте гавани
Атака на район верфи ВМС
Эскадренный миноносец DD-373 «Shaw»
Эскадренный миноносец DD-373 «Shaw», 1500-тонный корабль типа «Mahan», был построен на военно-морской верфи в Филадельфии («Philadelphia Navy Yard»), и был принят флотом в сентябре 1936 года. В 1937 году эсминец совершил испытательный трансатлантический переход, а в середине 1938 года побывал у берегов Южной Америки. Вскоре после этого эсминец перешел на Тихий океан для продолжения службы. С 1940 года базировался в Пирл Харборе.
Во время нападения японской авиации на Пирл Харбор «Shaw» находился в ремонте, предполагалась его установка в плавучий док YFD-2 военно-морской верфи (одновременно со старым портовым буксиром YT-9 «Sotoyomo»). Эсминец был атакован пикирующими бомбардировщиками второй ударной волны, примерно в то же время, когда был атакован шедший по каналу линкор «Nevada». В эсминец попали три бомбы, все в носовую часть. Вспыхнувшие пожары были настолько сильны, что под контроль их взять не удалось. Корабль был оставлен командой. Из-за пожара произошел взрыв носовых погребов, которые не были освобождены от снарядов. Взрывом была полностью разрушена носовая часть эсминца, уничтожен стоявший рядом буксир «Sotoyomo», а сам док получил сильные повреждения и был притоплен. Эсминец кормовой частью остался на плаву, но был объят сильными пожарами. Казалось, что он полностью потерян, но однако, оказалось, что средняя часть корпуса и корма получили не столь значительные повреждения. В середине декабря в районе железнодорожных мастерских место разлома корпуса было вытянуто на берег по специальным рельсам. Были произведены тщательные замеры для изготовления новой носовой части. В конце января 1942 года «Shaw» был введен в плавучий док YFD-2, где к нему присоединили временную носовую часть. На корабле были демонтированы все орудия (кроме одного, оставленного для самообороны).
Испытания после ремонта показали, что с временной носовой частью эсминец может развить 25-узловую скорость. 9 февраля 1942 года «Shaw» вышел из Пирл Харбора к западному побережью США и вскоре прибыл на военно-морскую верфь в Маре Исланд («Маге Island Navy Yard») для установки новой носовой части, а также общей перестройки и модернизации. Работы быпи закончены в конце июня 1942 года, после чего «Shaw» несколько месяцев занимался эскортированием конвоев, совмещая эту службу с программой боевой подготовки. В октябре 1942 года эсминец перешел в южную часть Тихого океана, участвовал в бою у Санта-Круз. 10 января 1943 года при выполнении задания эсминец получил сильные повреждения при посадке на мель у берегов Новой Каледонии. Ремонт проводился в Пирл Харборе.
В октябре 1943 года «Shaw» вернулся в зону боевых действий и принял участие в операциях у Новой Гвинеи и у Новой Англии. 26 декабря 1943 года эсминец вновь получил повреждения во время воздушной атаки японцев у мыса Gloucester. После ремонта дальнейшую службу нес в центральной части Тихого океана, участвовал во вторжении на Гуам. С октября 1944 года «Shaw» занимался эскортированием конвоев в западной части тихого океана, привлекался к операциям у Филиппин. В августе 1945 года «Shaw» только что закончил очередную модернизацию, основной целью которой было усиление противовоздушной обороны в связи с возникшей неожиданно опасной угрозой «камикадзе». На эсминце были сняты все двенадцать торпедных труб, одно 5-дюймовое орудие №3 и часть 20-мм автоматов. Вместо них была установлена мощная батарея 40-мм зенитных автоматов с усовершенствованной системой управления огнем. Однако, в связи с окончанием войны и сильной изношенностью корабля, было решено вывести корабль из службы. «Shaw» был отправлен к атлантическому побережью и в октябре исключен из списков флота. В июле 1946 года эсминец был разобран.
Эскадренный миноносец "Shaw", Пирл-Харбор, 29 января 1942 года (Pearl Harbor, December 16, 1941).
От: Командир корабля (Commanding Officer)
Для: Начальнику Отдела кораблестроения (The Chief of the Bureau of Ships).
Предмет: Сведения о боевых повреждениях (War Damage Reports).
Ссылки ... Вложения ....
1. В соответствии с рекомендациями (а) представлено следующее сообщение. Приняты обозначения параграфов согласно рекомендациям (а). Информация представлена применимо к данному кораблю, по другим параграфам только при наличии каких-либо сведений.
A. (1) U.S.S. «Shaw» (373)
(2) 07.55 - 09.15, 7 декабря, 1941 года.
(3) На плаву, в процессе постановки в сухой док №2 военно-морской верфи Пирл Харбора, Т.Н. [Территория Гавайи].
B. Три авиабомбы. Очевидно жидкая зажигательная смесь - емкость оцениваю примерно в 200-300 фунтов.
2. (Ь). Сброс бомб на крутом пикировании с высоты 10ОО футов.
3. Две первых бомбы ударили в носовую платформу зенитных автоматов между шпангоутами 50-55; третья пробила крыло мостика левого борта в районе 60-го шпангоута.
4. Наклон траектории бомб по вертикали от левого борта к правому.
5. (а). Первые две пронзили следующие уровни: платформу зенитных автоматов, защитную орудийную платформу, форкастль и главную палубу. Они взорвались в столовой команды.
(Ь). Третья, очевидно, пробила платформу мостика, палубу штурманской рубки, форкастль и взорвалась в офицерской кают-кампании.
Все палубы настланы листами толщиной 10-12 lb, кроме главной палубы, у которой толщина в 15-18 lbs.
6. (а) 30 футов, приблизительно.
(Ь) 24 фута, приблизительно.
7. Из-за огромного пожара, который последовал после взрыва бомб, никакой оценки повреждений и ущерба механизмам невозможно сделать. Можно предположить, что заполненные жидкой смесью зажигательные бомбы взрывами разорвали носовые топливные бункеры, зажгли нефть и разметали полыхающее топливо по отсеку и вниз на палубу дока. Через двадцать минут носовые передовые журналы взорвались, полностью разрушив часть корпуса между шпангоутами 35 и 65.
2. Взрывом погреба носовая часть была оторвана от остальной части эсминца, целостность сохранила только конструкция киля. В то время как док погружался, носовая часть эсминца медленно сваливалась вправо и скрылась под водой по мере опускания дока. Носовое котельное отделение также заполнилось водой, которая, как было установлено позже, просачивалась через носовую переборку у правого борта и через отверстия выбитых заклепок по верхней кромке настила в главной палубе с правой стороны между шпангоутами 68 и 75. Кроме того, многие заклепку в районе шпангоутов 70 - 75, были удалены еще до нападения из-за необходимости производства ремонтных работ.
3. В ряде мест уровень воды поднялся весьма сильно; например, на 10-15 дюймов в котельном отделении №2 из-за протечки воды на стыках переборки между двумя котельными отсеками. Переносной бензиновой помпы, переданной верфью утром 8 декабря, оказалось достаточно для предотвращения дальнейшего затопления в котельном отделении №2.
4. Полагаю, что взрыв погребов можно было бы предотвратить, если бы имелась вода в напорных магистралях в районе пожаров, возникших при взрывах бомб. Также можно предположить, что погреба взорвались в результате внешнего воздействия пожаров и высокой температуры, возникших из-за горящего рядом топлива, а также деревянных блоков на палубе дока.
5. Все механизмы вперед от передней переборки носового котельного отделения полностью разрушены или не подлежат ремонту. Возможное исключение составляют якорные брашпили, которые были сняты с носовой части и в настоящее время обследуются специалистами военно-морской верфи. Сохранены также один якорь и две якорные цепи, плюс некоторые киповые планки и якорные стопоры.
6. В связи с вышеупомянутым можно предположить, что две или больше бомб взорвались в доке между кораблем и правой стенкой дока, которые увеличили пожар топлива в пределах корабля. Поскольку док постепенно притапливался, из его топливных бункеров, которые буквально накануне были полностью заполнены, и которые во время нападения были разорваны взрывами бомб, нефть распылялась и горящая растекалась вокруг корабля. Борьбу с огнем несколько облегчал ветер, который сносил пламя от кормы корабля. В результате напряженных усилий уцелевшая часть эсминца была спасена от участи, аналогичной постигшей «Cassin» и «Downes», полностью уничтоженных огнем после взрывов бомб.
7. Фактически, все бумажные журналы и архивы корабля были полностью уничтожены огнем. Удалось спасти практически в неповрежденном состоянии синьки конструкторской документации, журналы поста лага (log room), одна пишущая машинка, а также медицинские записи в медицинской части корабля.
Подписано: W. GLENN JONES.
(PRELIMINARYREPORT, U.S.S. SHAW, BOMB DAMAGE)
Класс: эсминец (DD373)
Спуск на воду: октябрь 1935 года.
Водоизмещение стандартное: 1500 тонн.
Длина по ватерлинии: 334 фута.
Ширина: 35 футов 5 дюймов.
Осадка Проектная: 10 футов 7 и 1/2 дюймов.
References (ссылки):
(a) Navy Yard, Pearl Harbor, conf. plan DD370-11/1- 5, Alt. О (Damage Investigation).
(b) C O. SHAW conf. Itr. to Buships, DD373/A8, Serial 026, of January 29, 1942. (War Damage Report).
Описание событий.
1. Утром 7 декабря 1941 года эсминец «Shaw» в момент нападения находился в бывшем нью-орлеанском плавдоке YFD-2, военно-морской верфи гавани Пирл Харбор. Погода была ясная, с отдельными облаками.
2. Три бомбы попали в корабль в период между 07.55 и 09.15. Они были сброшены японскими самолетами при крутом пикировании приблизительно с 1000 футов. Хотя в ссылке (Ь) говорится о том, что бомбы были заполнены зажигательной жидкостью весом от 200 до 300 фунтов, тем не менее, не имеется никаких других свидетельств, подтверждающих, что зажигательная жидкость использовалась в других японских авиабомбах при нападении на корабли в гавани Пирл Харбор. Можно предположить, что этого не было также и при атаках на «Shaw». Последовавший столь сильный пожар можно объяснить разрывами нефтяных цистерн.
3. Траектории первых двух бомб имели наклон от вертикали от левого борта к правому. Эти бомбы, очевидно, ударили в платформу автомата непосредственно позади 5-дюймового орудия №2 и проникли через плиты защитного ограждения орудия, форкастль и главную палубу. Они, возможно, взорвались в помещении столовой команды на палубе первой платформы.
4. Третья бомба ударила, вероятно, с направления пеленга приблизительно 30 градусов. Ее траектория имела наклон от носа. Об этом можно судить по представленным фотографиям. Бомба попала в палубу надстройки с левого борта (фото 10), прошла через угол между кормовой переборкой радиорубки и левобортной стенкой кладовой (stores office) (фото 11), проникла в офис кладовой и, пробив правый борт у кормовой переборки офиса (фото 12) и пролетев над главной палубой, упала за борт. Примерная схема траектории приведена на рисунке 1. Возможно также, что бомба проникла и через главную палубу, и затем уже, пробив правый борт на уровне верхнего пояса обшивки, упала за борт. Но в любом случае, кажется невозможно, что отверстие, видимое на рисунке 1 у 64-го шпангоута и на фото 15, могло появиться при выходе этой бомбы. При этом, вероятнее всего, бомба взорвалась вне пределов корабля.
5. Можно предположить, что все три попадания бомб произошли примерно в одно время. Моментально вспыхнул сильный пожар. Через двадцать минут взорвались носовые снарядные погреба. Этим взрывом носовая часть надломилась в районе 65-го шпангоута. Целостность сохранили лишь некоторые продольные связи у самого киля. С целью свести повреждения к минимуму док был специально притоплен, однако как только носовая часть «Shaw» наполнилась водой, она сразу свалилась на правый борт и затонула вместе с доком. Это видно на фотографиях 1 и 2. Буксир военно-морской верфи «Sotoyomo», также находившийся в доке, затонул вместе с ним.
6. Две авиабомбы, а возможно и больше, взорвались в доке между кораблем и правой стенкой дока (сообщение приведено согласно ссылке (Ь).
7. Поскольку док был притоплен, нефтяное топливо, вылившееся из его разорванных взрывами бункеров, загорелось на воде вокруг корабля и дока. Ситуацию несколько облегчал ветер, дувший от кормы, который относил горящую нефть от еще целой части корабля.
8. После того, как уцелевшая часть корабля была приподнята посредством морских рельсовых путей (marine railway) были сделаны фотографии 10-13, показывающие повреждения в нижней части борта и днища.
9. Временная носовая часть была изготовлена так, как показано на схеме 2 и фото 17. Дальнейший переход к западному побережью для капитального ремонта был благополучно совершен под собственными турбинами. Сохранившаяся первоначальная носовая часть видна на фото 18.
10. Судя по повреждениям на «Cassin» и «Downes» можно предположить, что использовались 12-дюймовые 250-килограммовые авиабомбы общего типа (general purpose bomb), подобные образцу, выставленному для обозрения у казарм Schofield (Schofield Barracks). По крайней мере, первые два попадания на «Shaw» были бомбами именно этого типа. Отверстия, проделанные третьей бомбой в структурах «Shaw» предполагают либо аналогичную бомбу, либо, можно допустить, 16-дюймовый снаряд, переделанный в бомбу (16-inch А.P. bomb). Серьезность повреждений взрыва и размеры осколков могут быть лишь относительным свидетельством попадания более крупной бомбы или переделанного снаряда. В то же время не имеется никаких свидетельств об обнаружении крупных осколков, которые могли бы прямо указать на попадания переделанных снарядов в эсминцы «Downes», «Cassin» или «Shaw», или рядом с ними. Так что более вероятным следует считать, что и третья бомба была общего типа.
Повреждения конструкций корабля (Structural Damage)
11. По этому вопросу нет никакой дополнительной информации, кроме представленной на приложенных фотографиях и в примечаниях к снимкам. Рисунок №1 составлен специалистами военно-морской верфи Пирл Харбора. Заслуживают внимания следующие пункты:
a. Артиллерийский директор и его опора, прекрасно перенесли взрывы и огонь, см. фото 4,7 и 8.
b. Алюминиевые конструкции разрушаются в сильном огне и фактически не могут быть отремонтированы.
c. Деформация и смятие доковых килей и вмятины корпуса, видные на фото 13, 14 и 15, явились следствием, скорее всего, гидравлического удара от взрывов авиабомб в воде, но никак не из-за взрывов, когда корпус был сухим, вне воды.
d. Вмятины, сделанные доковыми киль-блоками в плавучем доке, видимые на фото 14, возможно, появились вследствие приподнимания корабля при затоплении дока и последующего его осаживания вниз, вновь на блоки, после поступления воды внутрь корпуса.
12. По поводу пункта (с) - см. выше - можно указать в некоторой степени аналогичный случай повреждения бомбой на H.M.S. «Cameron». Этот бывший американский эсминец также получил повреждения от воздействия доковых кильблоков во время постановки в сухой док в Портсмуте в Англии 5 декабря 1940 года. Тогда бомба ударила в продольный шельф дока (dock altar alongside - продольный уступ) рядом с судном. Как следует из британского сообщения, корпус «Cameron» имел такой же ужасно морщинистый вид, как и корпус «Shaw» на фото 13, 14 и 15. В обоих случаях вокруг кораблей на воде горела вытекшая нефть. Можно предположить, что бомбы, упомянутые в пункте 6, взорвались после взрыва погребов, уже в то время, когда док притаппивался, и причинили «near-miss»-mun повреждений («near-miss» - буквально можно перевести как сужение, укорачивание за счет деформации, образования «гармошки»), обнаруженные на корпусе «Shaw». Но это, как и некоторые другие аспекты повреждений, можно отнести в область догадок, и, что вероятно, таким останется и впредь.
Поступление воды (Flooding).
13. Поскольку док притопился, носовое котельное отделение заполнилось водой. Имелись течи в носовой переборке на правом борте. Также были выбиты некоторые заклепки в наружной обшивке на уровне главной палубы в районе, ограниченном шпангоутами 68 и 75, где накануне производились ремонтные работы по шпангоутам.
14. Приблизительно 10 или 15 дюймов воды поступили в кормовое котельное отделение из-за течи через переборку на 106-м шпангоуте. Эта вода была удалена переносным бензонасосом, переданным с верфи на следующий день.
Комментарии командира корабля.
15. Если бы в противопожарных магистралях имелось давление воды непосредственно сразу после попадания бомб, борьба с пожарами имела бы иной характер, и снарядные погреба можно было бы отстоять от огня и предотвратить взрыв. Взрыв погребов произошел, как можно предположить, из-за сильного увеличения температуры в отсеке, которая возросла вследствие горения нефти на воде и деревянных конструкций в доке (это были деревянные блоки и подпорки).
Примечание. Фотографии и схемы, упомянутые в тексте не были приложены в первоисточнике.
Источник: «World War II action reports», Modern Military Branch, National Archives and Records Administration, 8601 Adelphi Road, College Park, MD 20740.