Звезда и смерть Адмирала Шпее

Часть третья Бой у Коронеля

(Подробное описание и анализ боя приведены в первой части статьи в специальном выпуске "Бриз 27")

Боевое столкновение между эскадрами вице-адмирала Шпее и контр-адмирала Крэдока, произошедшее 1 ноября 1914 года у чилийского побережья известно всем, кто интересует­ся историей военного флота, или хотя бы просто военной ис­торией. И, несмотря на широкую известность этого примеча­тельного события и на то, что имеются достаточно подроб­ные, хотя и не многочисленные его описания, тем не менее, этот бой скрывает в себе множество непознанных моментов.

Сам бой примечателен тем, что в нем британский флот впервые почти за сто предыдущих лет потерпел сокрушитель­ный разгром в эскадренном поединке. Другая его особенность в том, что абсолютно полная гибель экипажей двух главных кораблей и всего штаба британской эскадры не позволяет объективно воссоздать картину боя с британской стороны. А последовавшая вскоре гибель экипажей германских кораблей в Фолклендском бою создала примерно такую же проблему со стороны немецкой эскадры. Ситуация осложняется еще и тем, что до сих пор скрыты для широкого доступа официальные рапорты и иные подобные документы, позволяющие пролить свет на многие возникающие вопросы - за исключением опуб­ликованных кратких рапортов и отчетов, написанных специ­ально для публикаций в прессе.

В связи с этим приходится учитывать и допускать также и тот факт, что основные британские источники - официаль­ное описание боя (Корбетт) и близкое к нему неофициальное исследование (Вильсон) - может включать в себя некоторую тенденциозность в предоставлении сведений. В самом деле, при чтении этих книг чувствуется общая направленность убеж­дения читателя в том, что Крэдок, во всех отношениях гра­мотный офицер и храбрый моряк, неверно понял свои задачи и вопреки указаниям Адмиралтейства вступил в заведомо про­игрышный бой, с заранее предопределенным результатом. И старательно умалчивая при этом, что сама возможность столь неравного боя оказалась реальностью именно по вине Адмиралтейства. При описании боя и Корбетт, и Вильсон указыва­ют, что Крэдок не смог правильно оценить обстановку (отме­чается слабость соединения и неподготовленность экипажей из резервистов) и проиграл в тактическом маневрировании (в результате которого английские корабли якобы оказались, в подветренном положении, из-за чего казематы заливались волнами, а также и при неблагоприятном освещении). Главной ошибкой Крэдока указывается само вступление в бой британ­ской эскадры без поддержки отставшего броненосца, что яко­бы являлось прямым нарушением инструкций адмиралтейства. В этих же описаниях боя адмиралу Шпее отдаются лавры "хит­рого лиса", который умело оттягивал начало боя, ожидая бла­гоприятного освещения.

В некоторой степени с этими утверждениями, несомнен­но, можно согласиться. Однако подробный разбор маневриро­вания и анализ известных сведений показывает, что намере­ние Крэдока вступить в бой было вполне объяснимо, а своим умелым маневрированием еще до начала перестрелки он заставил немецкого адмирала отказаться от своих первоначаль­ных намерений активного предбоевого маневрирования и за­тем лишь пассивно ожидать момента, когда его противник ре­шит начать бой. Это позволяет также совсем иначе взглянуть на встречу эскадр и иначе оценить их действия как до откры­тия огня, так и после начала перестрелки. И, тем не менее, в начавшемся бою все решила артиллерия. Решила быстро, со всем известным результатом. И, к тому же, совсем не так, как предполагали оба командующих эскадрами - надо полагать, что Крэдок, по всей видимости, не ожидал столь быстрого разгрома, а победитель Шпее вряд ли рассчитывал на столь решительную победу с такими минимальными потерями.

Победа при Коронеле досталась немцам практически без потерь. В "Scharnhorst" попали только два снаряда, но они не взорвались. В "Gneisenau" попали четыре снаряда, но хоть ка­кой-то ущерб нанес только один, которым были ранены три человека.

После боя Шпее до утра шел на северо-восток. Его намерения по этому поводу не ясны. Предположение, что он опа­сался боевого столкновения со старым броненосцем "Canopus" вряд ли оправданы. Здесь можно вспомнить, что при нападе­нии на Apia Шпее рассчитывал на бой с линейным крейсером "Australia" (правда, условия для боя он предполагал иные), но ведь и старый "Canopus" не линейный крейсер - тем более с деморализованным после такого поражения экипажем. Кос­венно это подтверждается также и тем, что позже, при напа­дении на Фолклендские острова, Шпее абсолютно не был сму­щен первыми выстрелами этого старого броненосца.

Возможно, что Шпее просто искал "Monmouth", в затопле­нии которого он не был уверен.

Печуконис Н.И.