- 25 - 2002 / сп - флот Италии
- 26 - 1999 / 02
- "Первые программы броненосного флота.
Броненосные фрегаты типа "Minotaur" - "Броненосец "PELAYO" военного флота Испании"
- "Война в Испании. Организация и боевые действия республиканского морского флота на севере Испании 14 мая - 11 октября 1937 года"
- "Испания. 1936-1939 годы. Гражданская война на море. Потери кораблей и судов воюющих сторон и нейтральных государств"
- "Германские миноносцы периода Второй мировой войны"
- "Проектирование авианосцев в фашистской Германии во время Второй мировой войны"
Часть вторая - "Тайна Скапа-Флоу. Гибель "Royal Oak"
(глава из книги "Тайны британской секретной службы". 1948)
- "Первые программы броненосного флота.
- 27 - 2006 / сп
- 28 - 2006 / сп - Звезда и смерть адмирала Шпее
- 29 - 2006 / сп - Звезда и смерть адмирала Шпее
- 30 - 2006 / сп - Звезда и смерть адмирала Шпее
- Часть 4. "Гибель эскадры Шпее у Фолклендских островов"
- Часть 4. "Гибель эскадры Шпее у Фолклендских островов"
- 31 - 2004 / сп - Жемчужная гавань
- тревожное воскресенье часть первая
- «Пирл Харбор. Шаг в историю»
- «Пирл Харбор накануне войны» «Япония готовится к нападению»
- «Офицеры морского командования»
- Япония готовится к нападению
- «Американский флот в Пирл Харборе накануне нападения»
- «Японский флот готов к атаке»
- «Американские авианосцы. Где же они были?»
- «Сверхмалые японские лодки в атаке на Пирл Харбор»
- «Пилоты готовы атаковать»
- «Атака на стоянку линейных кораблей»
- тревожное воскресенье часть первая
- 32 - 2004 / сп - Жемчужная гавань
- тревожное воскресенье часть вторая атака на линейные корабли
- 33 - 2004 / сп - Жемчужная гавань
- тревожное воскресенье часть третья
- Атака на военно-морскую верфь и корабли в средней бухте гавани
- Атака на район верфи вмс
- Минный заградитель СМ-4 «Oglala»
- Легкий крейсер CL-50 «Helena»
- Легкий крейсер CL-48 «Honolulu»
- Линейный корабль ВВ-38 «Pennsylvania» и эскадренные миноносцы DD-375 «Downes» и DD-372 «Cassin»
- Эскадренный миноносец DD-375 «Downes»
- Эскадренный миноносец DD-372 «Cassin»
- Эскадренный миноносец DD-373 «Shaw»
- Атака на территорию военно-морской верфи
Большие мониторы для Британского флота времен первой мировой войны
Мониторы - как класс боевых кораблей - в британском флоте зародился в 60-х годах XIX века. Однако из-за слишком малой мореходности мониторы не получили признания в британском флоте, и после 1872 года их строительство было прекращено. Вновь они появились в составе британского флота только в годы Первой мировой войны, когда появилась острая необходимость в таких кораблях для обстрела бельгийского побережья из крупнокалиберных орудий. Для вооружения были использованы уже имеющиеся орудия, запасные или снятые со старых кораблей. Собственно говоря, сами корпуса кораблей проектировались и строились под уже готовые орудия. Скорость и мореходность были отданы в жертву орудийной мощи. Остойчивость и защита обеспечивались необычной формой корпуса сравнительно большой ширины.
Ниже приведены справочные сведения о мониторах британского флота времен Первой мировой войны. Указанные в таблице вымпельные позывные распределены в соответствии с датами приказа о их присвоении.
9/1915 | 1/1918 Имя в норе. и брит фл. | Даты постройки (заложен, спущен на воду, готовность) | и фирма-строитель | |||
N.03 | N.50 «Bjoergvin» | «Glatton» | 26.05.1913 | 8.08.1914 | .07.1918 | «Sir W.G.Armstrong, Whitworth & Со Ltd» (Walker on Tyne) |
Р.59 | N.51 «Nidaros» | «Gorgon» | 11.06.1913 | 9.06.1914 | .06.1918 | «Sir W.G.Armstrong, Whitworth & Co Ltd» (Walker on Tyne) |
В британском флоте эти единицы классифицировались как корабли береговой обороны (Coast Defence Ships).
5700 ts 310 (нб) 290 (пп) х 55 (73,5 - по булям) х 16,5 м. Экипаж: 303 чел. Механизмы и ходовые качества: 2 ВПМ-III расширения производства «R. & W. Hawthorn, Leslie & Со Ltd»; 4 водотрубных котла Yarrow; 4000 IHP = 13,0 уз.; 364 т угля и 170 т жидкого топлива; Вооружение: 2-9,2-дм./L50 и 4-6-дм./L50 орудий производства Elswick; 2-3-дм. зенитных пушек и 4 зен. автомата Pom-Pom. Бронирование: пояс по ВЛ 7дм. (в оконечностях 4 дм.); верхний пояс 4 дм.; палуба - 2 дм.; башни - 8 дм.; казематы средней артиллерии 6 дм.; носовая БР 8 дм.; кормовой пост управления 6 дм. |
Строительство обоих кораблей началось по заказу правительства Норвегии в качестве броненосцев береговой обороны. Первоначальный проект предусматривал скорость 15 узлов при ширине корпуса 17 м. В августе 1914 г. строительство было остановлено в связи с началом войны. До 1915 года корабли отстаивались в гавани Тупе в недостроенном состоянии. 9.01.1915 Адмиралтейство приняло решение о зачислении их в британский флот. 31.01.1915 они были выкуплены у Норвегии. Во время перестройки была увеличена ширина корпуса, устроены специальные бортовые наделки. В ряде источников указывается, что плиты бортового пояса так и не были навешены полностью. В класс мониторов они так и не были перечислены так как по мнению британских моряков получили недостаточное вооружение и имели слишком большую осадку. «Glatton» был торпедирован английским кораблем 16.09.1918 в гавани Dover после произошедшего на нем внутреннего взрыва и пожара из-за угрозы взрыва боепогребов. «Gorgon» успел принять участие в обстреле бельгийского побережья. После войны использовался как учебный корабль и судно-мишень. 28.08.1928 продан на слом фирме «Thos. W. Ward Ltd», разобран на металл в доке Пемброка (Pembrocke Dock). |
---|
4/1915 | 9/1915 | 1/1918 | Имя | Даты постройки (заложен, спущен на воду, готовность) | и фирма-строитель | ||
М.01 | М.00 | «Abercrombie» | 12.12.1914 | 15.04.1915 | .05.1915 | «Harland & Wolff Ltd» (Belfast) | |
М.02 | М.05 | «Havelock» | 12.12.1914 | 29.04.1915 | .06.1915 | «Harland & Wolff Ltd» (Belfast) | |
М.09 | М.ОЗ | М.14 | «Raglan» | 01.12.1914 | 29.04.1915 | .06.1915 | «Harland & Wolff Ltd» (Govan) |
М.08 | М.04 | М.1 А | «Roberts» | 17.12.1914 | 15.04.1915 | .06.1915 | «Swan, Hunter & Wigham Richardson Ltd» (Wallsend on Tyne) |
Первые британские мониторы с орудиями крупного калибра, построенные с конкретной задачей действия против береговых целей, для чего в задании на проектирование особо оговаривалось требование малой осадки. Проект был разработан осенью 1914 года, корабли были построены в течение очень короткого времени.
6150 ts 334,5 (нб) 320 (пп) х 90 х 10,0 м. Экипаж: 198 чел. Механизмы и ходовые качества: 2 ВПМ III расширения («Abercrombie» и «Havelock»- 4-цилиндровые, «Raglan» и «Roberts» - 2-цилиндровые); 2 водотрубных котла Yarrow; 2300 IHP = 6,0 уз. Вооружение: 2-14-дм. /L45opyflHfl «14/45 (35.6 cm) Mark.II» ; 2- 12-фн. пушки; 1-3-фн. и 1-2-фн. пушки. В 1916-1917 гг. на «Havelock» было добавлено 1-7,5-дм. орудие, на остальных - по 2-6-дм. орудия. В конце войны на мониторах быпо размещено по 1 гидросамолету. Бронирование: палуба - 4 дм.; орудийные башни - 10 дм. Внутренняя противоторпедная защита. |
Орудия были изготовлены фирмой «Bethlehem Steel Company» в соответствии с субподрядом по контракту с немецкой фирмой, строящей для Греции дредноута «Salamis». После начала войны президент «Bethlehem Steel С.» обратился к Первому Лорду Адмиралтейства Черчиллю (Winston Churchill, The First Lord of the admiralty) с предложением об использовании уже имевшихся в наличии четырех одинаковых орудийных башен. В связи с объявленной блокадой эти орудия не могли быть доставлены по назначению. Предложение вызвало интерес. Орудия были выкуплены Адмиралтейством, а Черчилль распорядился срочно создать под эти орудия проект мелкосидящего монитора. Потребность в таких кораблях выявилась осенью 1914 года в связи с необходимостью бомбардировок тяжелыми орудиями береговых позиций противника. Орудия были отправлены в оружейные мастерские «Coventry Ordnance Works» («Abercrombie» и «Havelock») и «Elswick Ordnance Works» (два других монитора) дня переделки башен в вариант мониторов. Разработанный проект имел множество недостатков, основными из которых признавались очень низкая скорость и ппо- хая управляемость. Мониторы строились в большой спешке (программа испытаний была сокращена до минимума),. но, несмотря на имевшиеся недостатки, оказались весьма полезными кораблями с хорошей защитой. Первоначально класс кораблей получил обозначение «Styx»- class. Кораблям были присвоены наименования в честь американских военных деятелей, что подтверждало американское происхождение орудийных башен (они были изготовлены в США). Однако были высказаны скандальные претензии о продаже Америкой орудий воюющей стране, что нарушало нейтралитет США. Следствием этого стало переименование мониторов, причем произошло это неоднократно: «Abercrombie» - с .11.1914 - «Farragut», с .12.1914 - «Admiral Farragut». с 31.05.1915 - «М.1», с 19.06.1915 - «General Abercrombie», с 21.06.1915 - «Abercrombie». «Havelock» - с .11.1914 - «General Grant», с 31.05.1915 - «М.2», с 20.06.1915 - «Havelock». «Raglan» - с .11.1914 - «Robert E. Lee», с 31.05.1915 - «М.З», с 20.06.1915 - «General Raglan», с 23.06.1915 - «Raglan». «Roberts» - с .11.1914 - «Stonewall Jackson», с 31.05.1915 - «М.4», с 19.06.1915 - «Earl Roberts», с 22.06.1915 - «Roberts». Все мониторы по готовности были отправлены в Средиземное море и приняли участие в Дарданельской операции. «Havelock» и «Roberts» вернулись в Англию в 1916 г. Два других оставались в Средиземном море до конца войны. Первоначальный проект предусматривал наличие на борту одного самолета. Взлетная площадка для них устраивалась поверх орудийной башни. Однако из-за незначительной дальности плавания мониторов и неудобства для стрельбы из орудий от несения самолетов командование отказалось. Обоснование этого было вполне резонным - при действиях мониторов вблизи берега самолеты было эффективнее использовать с береговых аэродромов. Известно только несколько случаев использования самолетов с этих мониторов. "Roberts" в сентябре 1915 г. в течение нескольких недель имел на борту самолет "Short-166". В двух случаях самолеты брал на борт монитор "Raglan" - в октябре 1916 г. "Short- 166" и в сентябре 1917 г. - "Short-184". На "Abercrombie" только в сентябре 1917 г. проводились опыты по использованию с корабля самолетов "Sopwith Schneider". «Abercrombie» продан на слом 25.06.1927 г. фирме «Thos. W. Ward Ltd», разобран в Inverkeithing. «Havelock» передан на слом фирме «Thos. W. Ward Ltd» 9.05.1921 г., но долго находились на консервации. Окончательно продан на слом 25.06.1927 г. той же фирме. Разобран на металл в Preston. «Raglan» после вступления в строй вместе с крейсером «Diane» ушел в Средиземное море. После Дарданельской операции нес службу в Эгейском море, затем перешел в Порт-Саид и действовал у берегов Южной Палестины. В январе 1917 г. вернулся к острову Imbros и вместе с «Abercrombie» и несколькими малыми мониторами вошел во 2-ю отдельную эскадру, задачей которой было препятствовать прорыву германо-турецких корабпей «Breslau» и «Goeben» в Эгейское море. Утром 20.01.1918 г. у острова Imbros был обстрелян легким крейсером «Breslau» и присоединившимся вскоре к нему линейным крейсером «Goeben». Монитор загорелся и после оставления командой затонул. В бою погибли 127 человек. Корабль затонул на мелководье, позже орудия и ценные вещи были сняты с монитора. «Roberts» передан на слом фирме «Thos. W. Ward Ltd» 9.05.1921 г., но долго находились на консервации. Окончательно продан на слом в сентябре 1936 г. той же фирме. Разобран на металл в Preston. |
---|
4/1915 | 9/1915 | 1/1918 | Имя | Даты постройки (заложен, спущен на воду, готовность) и фирма-строитель |
|||
М.04 | М.09 | М.01 | «Earl of Peterborough» | 16.01.1915 | 26.08.1915 | .10.1915 | «Harland & Wolff Ltd» |
М.05 | М.ОЗ | «General Crauford» | 9.01.1915 | 08.07.1915 | .08.1915 | «Harland & Wolff Ltd» (Belfast) | |
М.14 | М.04 | «General Wolfe» | .01.1915 | 9.09.1915 | .11.1915 | «Palmer Shipbuilding & Iron Co» (Hebburn on Tyne) | |
М.ОЗ | М.08 | М.07 | «Lord Clive» | 9.01.1915 | 10.06.1915 | .07.1915 | «Harland & Wolff Ltd» |
М.10 | М.11 | «Prince Eugene» | 1.02.1915 | 14.07.1915 | .09.1915 | «Harland & Wolff Ltd» (Govan) | |
М.07 | М.12 | «Prince Rupert» | 12.01.1915 | 20.05.1915 | .07.1915 | «William Hamilton & Co Ltd.» (Port Glasgow) | |
М.11 | М.ЗА | «Sir John Moore» | 13.01.1915 | 31.05.1915 | .07.1915 | «Scotts Shibuilding & Engineering Co Ltd» (Greenock) | |
М.06 | М.4А | «Sir Thomas Picton» | 16.01.1915 | 30.09.1915 | .11.1915 | «Harland & Wolff Ltd» |
Мониторы строились в соответствии с принятой чрезвычайной военной программой.
5900 ts; 336,5 (нб) 320 (пп) х 87,25 (по булям) х 10,5 м. Экипаж: 194 чел. Механизмы и ходовые качества: ВПМ III расширения; 2 винта; 2 водотрубных котла Babckock & Wilcox; максимальный запас угля 350 т. Реальная полная скорость не превышала 6,5 уз. при мощности 2300 IHP, хотя на испытаниях были достигнуты более лучшие результаты, например: «General Crauford» на испытаниях показал 7,4 уз. при 2523 IHP. «Sir John Мооге» на испытаниях показал 7,75 уз. при 2500 IHP. При движении против волны или ветра скорость вообще падала до 1 -2 уз. Очень плохо слушались руля. Вооружение: 2-12-дм./L35 старых орудий M.VIII (с броненосцев типа «Majestic») с увеличенным до 30 град, углом возвышения; 2-12-фн. орудий; 1-3-фн. зенитная пушка. В 1916-17 гг. установлены от 1 до 4 -6-дм орудий (кроме «Earl of Peterborough»). Постепенно усиливалось зенитное вооружение. К концу войны мониторы имели по 2-3-дм. зенитных орудия и 2-2-фн. зенитные пушки. А также до 4 пул. В 1918 г. на «Lord Clive» и «Sir John Мооге» вместо 6-дм. орудий установлены по 4 -4-дм. В 1918 г. на «General Wolfe» и «Lord Clive» добавлено по 1 -18- дм. орудию в щитовой установке на корме. Бронирование: носовая и кормовая переборки 6 дм.; палуба форкастля 1 дм.; верхняя палуба 2 дм. (скосы 6 дм.); главная палуба 1,5 дм.; орудийная башня от 2 до 10,5 дм.; барбет от 2 до 8 дм.; боевая рубка 6 дм.; Мониторы получили также очень широкую конструктивную подводную защиту, состоящую из ряда отсеков и бортовых булевых наделок. |
Как и предыдущие, эти мониторы часто переименовывались: М.8 - с июня 1915 г, «Earl of Peterborough». М.7, затем «Crauford», с июня 1915 г. «General Crauford». М.9, затем «Wolfe», затем «Sir James Wolfe», с июня 1915 г. «General Wolfe». М.6, затем «Clive», с июня 1915 г. «Lord Clive». М.11, с июня 1915 г. «Prince Eugene». М.10, с июня 1915г. «Prince Rupert», с февраля 1922г. «Pembroke». М.5, с июня 1915 г. «Sir John Moore». М.12, затем «Picton», с июня 1915 г. «Sir Thomas Picton». «Earl of Peterborough» и «Sir Thomas Picton» в 1915-1918 годах входили в состав Средиземноморского флота, остальные мониторы большую часть войны сражались в составе Дуврских сил. «General Wolfe» и «Lord Clive» в сентябре 1917 г. были выделены для довооружения 18-дм. орудиями, оставшимися после перестройки крейсера «Furious». На «Prince Eugene» предполагалось выполнить такие же работы, но до конца войны они выполнены не были. После окончания войны в составе флота были оставлены только «General Crauford» и «Sir John Мооге». Остальные предназначались к исключению из флота. «Earl of Peterborough» продан на слом 8.11.1921 фирме «Slough Т. С.», разобран на металл в Германии. «General Crauford» продан на слом 9.05.1921 фирме «Thos. W. Ward Ltd», разобран в New Holland. «General Wolfe» продан на слом 9.05.1921 фирме «Thos. W. Ward Ltd», разобран в Hayle. «Lord Clive» продан на слом в октябре 1927 г. фирме «McLellan». «Prince Eugene» продан на слом 9.05.1921 фирме «Thos. W. Ward Ltd», разобран в Preston. «Prince Rupert» с февраля 1922 г. переклассифицирован в портовое судно (base ship) и переиименован в «Pembroke». Продан на слом в мае 1923 г. Разобран в Beardmore. «Sir John Мооге» продан на спом 8.11.1921 фирме «Slough Т. С.», разобран на металл в Германии в 1922 г. «Sir Thomas Picton» продан на слом 8.11.1921 фирме «Slough Т. С.», разобран на металл в Германии. |
---|
4/1915 | 1/1918 | Имя | Даты г | юстройки (3aj | пожен, СП' | ущен на воду, готовность) и фирма-строитель |
М.12 | М.08 | «Marshal Ney» | .01.1915 | 17.06.1915 | .08.1915 | «Palmer Shipbuilding & Iron Со» (Hebburn on Tyne) |
М.13 | М.09 | «Marshal Soult» | .01.1915 | 24.08.1915 | .11.1915 | «Palmer Shipbuilding & Iron Co» (Hebburn on Tyne) |
В мае 1915 г. Адмиралтейство заказало еще четыре монитора по улучшенному проекту «Marshal Ney». Они должны были иметь паровые машины в качестве силовой установки, скорость 10 узлов, на вооружении две 2-орудийные башни с 15-дм. орудиями. Два монитора были заказаны фирме «Harland & Wolff Ltd», еще один «Swan, Hunter & Wigham Richardson Ltd» (Wallsend on Tyne) и один «William Hamilton & Co Ltd.» (Port Glasgow). Они получили литерные обозначения М.34 - М.37. Их постройку отменили всего через месяц - в июне 1915 г. Контракты были аннулированы.
Мониторы строились в соответствии с принятой чрезвычайной военной программой. От предыдущих мониторов конструктивно отличались применением на них дизельной силовой установки.
6670 ts 355,66 (нб) 340 (пп) х 90,25 - по булям) х 10,5 м. Экипаж: 228 чел. («Marshal Ney» после перевооружения 186 чел.) Механизмы и ходовые качества: 2 дизеля; 2 винта; 1500 ВНР (проектн.) = 6,5 уз.; 235 т. жидкого топлива. Несмотря на замену паросиловой установки на дизелную надежды моряков на улучшение ходовых качеств не оправдались. Скорость практически не возросла, а управляемость и ходкость остались такими же плохими. На испытаниях были получены результаты: «Marshal Ney» - 6,3 уз. при 2300 ВНР; «Marshal Soult» - 6,6 уз. при 1898 ВНР. Вооружение: 2-15-дм./1_42 орудия; 2-12- фн. пушки. В начале 1916 г. добавлены 2-6-дм. орудия. В 1916 г. на «Marshal Ney» удалена башня с 15-дм. орудиями, но установлены 1-9,2-дм. и 4-6-дм. орудия. В 1918 г. на «Marshal Soult» оба 6-дм. орудия заменены на 8-4-дм. орудий. В 1917 г. на «Marshal Ney» число 6-дм. орудий доведено до 6. В 1917 г. добавлены по 2-3-дм. 2-3-фн. зенитных орудий. Бронирование: носовая и кормовая переборки 6 дм.; в районе боепогребов коробчатая защита из листов брони от 1 до 4 дм.; палуба форкастля 1 дм.; верхняя палуба 2-1,5 дм. (скосы 6 дм.); нижняя палуба 3 дм. в носу и 1,5 дм. в корме; орудийная башня от 4,25 до 13 дм.; барбет от 2 до 8 дм.; боевая рубка 6 дм.; пост управления 1 дм. |
До июня 1915 г. мониторы имели литерные обозначения М.13 («Marshal Ney») и М.14 («Marshal Soult»). В эксплуатации дизели оказались очень ненадежными и даже опасными. Особенно эти недостатки проявились на мониторе «Marshal Ney», который фактически не мог передвигаться. По этой причине он был перевооружен (снята орудийная башня и барбет, частично демонтирована броневая защита) и переклассифицирован в охранное судно (guardship) в гавани Downs. «Marshal Soult» перевооружен не был и оставался в службе как монитор, однако на позицию очень часто его приходилось выводить на буксире мониторов «Erebus» или «Terror». Оба монитора всю войну, с 1915 до 1918 г., служили в составе Дуврских сил. «Marshal Ney» 19.04.1917 поврежден торпедой с германского самолета. В июне 1922 г. переклассифицирован в портовое судно (base ship) и переименован в «Vivid». В январе 1934 г. переименован в «Drake», а в 1947 г. - в «Alaunia II». Продан на слом фирме «Thos. W.Ward Ltd» 6.10.1957. Разобран в Milford Haven. «Marshal Soult» после войны использовался как учебно-артиллерийский корабль. В 1940 демонтирована орудийная башня для установки на новом мониторе «Roberts». Сам «Marshal Soult» с 1940 г. испопьзо- вался как портовое судно (base ship). Продан на слом 10.07.1946. Разобран в Troon. |
---|
1/1918 | Имя | Даты постройки (заложен, спущен на воду, готовность) | и фирма-строитель | ||
М.02 | «Erebus» | 12.10.1915 | 19.06.1916 | .09.1916 | «Harland & Wolff Ltd» (Govan) |
М.5А | «Terror» | 26.10.1915 | 18.05.1916 | .08.1916 | «Harland & Wolff Ltd» (Belfast) |
В 1918 г. была отменена постройка еще одного большого монитора, который (по сведениям «Janes RS.») предполагалось назвать «Hamilton».
Мониторы строились в соответствии с принятой чрезвычайной военной программой. Заказ на строительство был выдан в сентябре 1915 г. Эти корабли оказались наиболее удачным проектом класса мониторов.
8000 ts 405 (нб) 380 (пп) х 88 - по булям х 18 м. Экипаж: 226 чел. («Erebus»), 223 чел. («Terror»). Механизмы и ходовые качества: дизельная силовая установка на предыдущих мониторах не оправдала надежд английских моряков, поэтому на новых мониторах они вновь вернулись к паросиловой установке. Механизмы и котлы изготовлены мастерскими фирмы «Harland & Wolff» в Govan (для «Erebus») и Belfast (для «Terror). 2 ВПМ III расширения; 2 винта; 4 котла «Ваbсоск»; 6000 IHP (проектн.) = 12 уз.; 650 т. жидкого топлива (максимальный запас 750 т). Только на этих мониторах удалось, наконец, достичь проектной скорости. На испытаниях мониторы показали: «Erebus» -14,1 уз. при 7244 IHP; «Terror» - 13,1 уз. при 6235 IHP. Вооружение: 2-15-дм./1_42 орудия с постом управпения огнем с возвышением орудий 30 град, и дальностью стрельбы до 36 км.; 2-6-дм. орудия (летом 1918 г их заменили на 8-4-дм. орудий); 2-12-фн. пушки. 2-3-дм. зенитных орудия и и 2-2-фн. зенитных пушки. 4 пул. На «Terror» была установлена орудийная башня и барбет, снятые с монитора «Marshal Ney». На «Erebus» - изготовленная для для крейсера «Furious» (первоначального проекта). Мониторы имели оборудование для создания дымовых завес. Бронирование: носовая и кормовая переборки 4 дм.; в районе боепогребов коробчатая защита из листов брони 4 дм.; палуба форкастля и верхняя палуба 1 дм.; главная палуба 2 дм. (скосы 4 дм.); нижняя палуба от 0,75 до 1,5 дм.; орудийная башня от 4,25 до 13 дм.; барбет до 8 дм.; боевая рубка 6 дм. Имелась противоторпедная защита большой ширины, подразделенная на 50 водонепроницаемых отсеков, с булевыми наделками шириной почти 5 м. |
Оба монитора в 1916-1918 гг. воевали в составе Дуврских сил. Они приняпи участие в борьбе с немецкими 15 и 11-дм. береговыми батареями. «Terror» 19.10.1917 г. был поражен тремя торпедами с немецких миноносцев. Две из них взорвались в носовой части с правого борта (вне булевой защиты) и причинили сильные повреждения. Третья попала в були и не причинила сильного вреда. «Erebus» 28.10.1917 был атакован немецким взрывающимся катером FL.12 (управляемым на расстоянии), который взорвался непосредственно у борта. Монитор был поврежден, но остался на плаву. После этих повреждений оба монитора были выведены на двухнедельную реконструкцию, в ходе которой поверх булей были устроены специальные продольные защитные конструкции из рельс для противодействия атакам взрывающихся катеров. После войны оба монитора были оставлены в составе флота, и приняли участие во Второй мировой войне. «Erebus» в июле 1946 г. был продан на слом фирме «Thos. W. Ward Ltd» и вскоре разобран в Inverkeithing. «Terror» был потоплен 24.02.1941 в районе Derna. |
---|