- 25 - 2002 / сп - флот Италии
- 26 - 1999 / 02
- "Первые программы броненосного флота.
Броненосные фрегаты типа "Minotaur" - "Броненосец "PELAYO" военного флота Испании"
- "Война в Испании. Организация и боевые действия республиканского морского флота на севере Испании 14 мая - 11 октября 1937 года"
- "Испания. 1936-1939 годы. Гражданская война на море. Потери кораблей и судов воюющих сторон и нейтральных государств"
- "Германские миноносцы периода Второй мировой войны"
- "Проектирование авианосцев в фашистской Германии во время Второй мировой войны"
Часть вторая - "Тайна Скапа-Флоу. Гибель "Royal Oak"
(глава из книги "Тайны британской секретной службы". 1948)
- "Первые программы броненосного флота.
- 27 - 2006 / сп
- 28 - 2006 / сп - Звезда и смерть адмирала Шпее
- 29 - 2006 / сп - Звезда и смерть адмирала Шпее
- 30 - 2006 / сп - Звезда и смерть адмирала Шпее
- Часть 4. "Гибель эскадры Шпее у Фолклендских островов"
- Часть 4. "Гибель эскадры Шпее у Фолклендских островов"
- 31 - 2004 / сп - Жемчужная гавань
- тревожное воскресенье часть первая
- «Пирл Харбор. Шаг в историю»
- «Пирл Харбор накануне войны» «Япония готовится к нападению»
- «Офицеры морского командования»
- Япония готовится к нападению
- «Американский флот в Пирл Харборе накануне нападения»
- «Японский флот готов к атаке»
- «Американские авианосцы. Где же они были?»
- «Сверхмалые японские лодки в атаке на Пирл Харбор»
- «Пилоты готовы атаковать»
- «Атака на стоянку линейных кораблей»
- тревожное воскресенье часть первая
- 32 - 2004 / сп - Жемчужная гавань
- тревожное воскресенье часть вторая атака на линейные корабли
- 33 - 2004 / сп - Жемчужная гавань
- тревожное воскресенье часть третья
- Атака на военно-морскую верфь и корабли в средней бухте гавани
- Атака на район верфи вмс
- Минный заградитель СМ-4 «Oglala»
- Легкий крейсер CL-50 «Helena»
- Легкий крейсер CL-48 «Honolulu»
- Линейный корабль ВВ-38 «Pennsylvania» и эскадренные миноносцы DD-375 «Downes» и DD-372 «Cassin»
- Эскадренный миноносец DD-375 «Downes»
- Эскадренный миноносец DD-372 «Cassin»
- Эскадренный миноносец DD-373 «Shaw»
- Атака на территорию военно-морской верфи
Жемчужная гаваньТревожное воскресенье
Часть третья Атака на Военно-Морскую верфь и корабли в средней бухте гавани
Атака на район верфи ВМС
Линейный корабль ВВ-38 «Pennsylvania» и эскадренные миноносцы DD-375 «Downes» и DD-372 «Cassin»
Линейный корабль ВВ-38 «Pennsylvania» (первоначально Battleship №38), головной корабль в серии из двух 31.400-тонных линкоров, был построен на казенной кораблестроительной верфи в городе Ньюпорт-Ньюс. В июне 1916 года линкор был принят флотом и до начала 20-х годов служил в качестве флагманского корабля Атлантического флота. Корабль базировался в портах восточного побережья и в Карибском море. В декабре 1918 линкор совершил кратковременный поход во Францию. В начале 1921 года «Pennsylvania» перешел Панамским каналом на Тихий океан и стал флагманом недавно организованной линейной эскадры (Battle Fleet) Тихоокеанского флота. В этом качестве линкор продолжал службу в течение следующих восьми лет, участвуя во всех маневрах и учениях флота. Линкор участвовал в нескольких кратковременных походах в Атлантику, а в середине 1925 года - в походе к берегам Австралии и Новой Зеландии.
С июня 1929 года до мая 1931 года «Pennsylvania» прошел обширную модернизацию на военно-морской верфи в Филадельфии. На нем установили новые треногие мачты, современные боевые и технические системы и устройства, новую боевую рубку, увеличенную для лучшего выполнения функций флагманского корабля. В течение следующего десятилетия «Pennsylvania» вместе с флотом занимался по программе боевой подготовки и участвовал в определении оптимальных решений так называемых «Проблемы Флота» («Fleet Problems»).
Во время нападения японской авиации на Пирл Харбор «Pennsylvania», являясь флагманским кораблем флота Соединенных Штатов, находился в сухом доке военно-морской верфи базы вместе с эсминцами « Cassin» и «Downes». Линкор оказался недосягаем для японских торпед, которые причинили столько разрушений на четырех других линкорах. Только во время нападения второй атакующей волны «Pennsylvania» был поражен одной бомбой, попавшей в среднюю часть корабля. Погибли 18 человек. Были выведены из действия несколько 5-дюймовых зенитных установок, а также некоторый ущерб линкору был причинен во время сильного пожара на горевших эсминцах Cassin» и «Downes». Но в целом повреждения «Pennsylvania» были незначительны и последствия боя были исправлены за несколько месяцев.
До октября 1942 года линкор нес службу в акватории между побережьем США и Гавайскими островами. Затем он прошел модернизацию, во время которой была усилена и обновлена зенитная батарея 127-мм калибра, добавлено много зенитных автоматов. После возвращения в строй «Pennsylvania» принял участие в Алеутской операции, и в том числе в освобождении островов Attu в мае 1943 года и Kiska в августе того же года.
В ноябре 1943 года «Pennsylvania» бомбардировал остров Макин во время десантной операции на островах Гильберта. Через несколько месяцев линкор вновь обстреливал японские гарнизоны на островах Кваджалейн и Эниветок, а в июне и июле 1944 года обстреливал острова Сайпан, Тиниан и Гуам. В сентябре 1944 года линкор поддерживал высадку десанта на острова Палау, а в октябре - на остров Лейте. Тогда же он принял участие в бою в проливе Суригао.
В январе 1945 года «Pennsylvania» поддерживал действия в заливе Лингауен. Затем после некоторого перерыва линкор вернулся к боевым действиям. 12 августа 1945 года у Окинавы линкор был серьезно поврежден японской авиационной торпедой, став последним крупным кораблем американского флота, получившим повреждения в тихоокеанской войне. Поскольку корабль был очень старым полное восстановление корабля было признано нецелесообразным. Ремонт был произведен только в той мере, которая требовалась для продолжения обычной эксплуатации. В июле 1946 года «Pennsylvania» был использован в качестве корабля-цели во время морских испытаний ядерной бомбы у атолла Бикини. Затем его ошвартовали у атолла Кваджалейн для исследования остаточной радиоактивности. 19 февраля 1948 года линкор был затоплен в Тихом океане.
Линейный корабль «Pennsylvania», Пирл-Харбор, 16 декабря 1941 года (Pearl Harbor, December 16, 1941).
От: Командир корабля (Commanding Officer)
Для: Командующий Тихоокеанским флотом (Commander-in-Chief, U.S. Pacific Fleet).
Предмет ... Ссылки ... Вложения ....
1. Сообщения о действиях 7 декабря сделаны в соответствии с рекомендациями - степень и последовательность атак, время атак, число участвовавших самолетов, - и являются обобщением опросов участников боя из числа экипажа, а также сторонних наблюдателей из числа находившихся в доке.
2. ОБСТАНОВКА И СОСТОЯНИЕ КОРАБЛЯ ПЕРЕД БОЕМ.
«Pennsylvania» находился в сухом доке Nb1, с тремя удаленными гребными валами. Эсминцы «Cassin» и «Downes» стояли в доке перед линкором. Новый сухой док не был занят судами. Плавучий док стоял рядом с новым доком и был занят эсминцем «Shaw». Крейсер «Helena» с ошвартованным у борта «Oglala» находился на стоянке 6-2 (штатное место «Pennsylvania») за кормой «Pennsylvania». В канале у причала F-3 -«California»; у причала F-5 - «Maryland» внутри, «Oklahoma» снаружи; у причала F-6 - «Tennessee» внутри, «Wesf Virginia» снаружи; у причала F-7 - «Arizona»; у причала F-8- «Nevada».
На «Pennsylvania» были отменены тренировки по зенитной стрельбе из-за нахождения корабля в доке. На воскресенье не было запланировано никаких учебных занятий. Автоматы на фок-мачте были снабжены готовыми кранцами. Дежур
ная зенитная прислуга находилась на борту, но не у автоматов. Командир линкора (Commanding Officer) и первый лейтенант (First Lieutenant) были на борту, также как и вахтенные каждой боевой части. Никаких распоряжений о предварительной подготовке к действиям заранее получено не было.
Корабль получал пар, электроэнергию и воду с постов верфи.
3. ОПИСАНИЕ ДЕЙСТВИЙ.
Общий сбор по тревоге был сыгран приблизительно в 07.57, когда был услышан первый взрыв на острове Форд, напротив сухого дока №1. Когда произошел второй взрыв, стало ясно, что это воздушный налет. Люди стали разбегаться по боевым постам, сыграна тревога «Воздушное нападение» («Air Defense») и следом было объявлено приведение корабля в состояние «Yoke». Во многих случаях прислуга орудий, не ожидая ключей, сбивала запоры с боксов кранцев (подготовленных боеприпасов) чтобы быстрее открыть огонь.
В 08.02 с запада и юга японские торпедоносцы атаковали «Oglala», «Helena» и линейные корабли, стоящие поперек канала. Количество самолетов оценивалось в 12 или 15.
Между 08.02 и 08.05 часть зениток «Pennsylvania» открыли огонь по вражеским самолетам, а вскоре стрельбу вели и все остальные орудия и автоматы. После выпуска торпед три самолета на небольшой высоте с траверза атаковали «Pennsylvania», обстреляв корабль из пулеметов. Во время этого нападения один вражеский самолет взорвался прямо в воздухе приблизительно в 2000 ярдах в нос от правого траверза.
Кроме атаки торпедоносцев наблюдалось также нападение пикирующих бомбардировщиков на взлетное поле аэродрома Hickam.
Между 08.00 и 08.30 линкор «Nevada» сумел дать ход и продвинулся вниз по каналу. Когда он находился примерно в 600 ярдах от «Pennsylvania» в корму с правого борта, появились пикирующие бомбардировщики, подлетевшие от носа слева. Это было между 08.30 и 09.00. Примерно 10 или 15 самолетов последовательно стали пикировать на сухой док. Несомненно, их целью были «Pennsylvania» и два эсминца в доке. Самолеты были обстреляны плотным огнем, и поэтому примерно две трети из них не завершили атаки и отклонились влево, атаковав там линкор «Nevada». Часть бомб упала впереди линкора, часть за кормой, но, по крайней мере, одно попадание было видно в район мостика «Nevada». Вскоре после этого линкор остановился.
Остальные самолеты этой группы, хоть и отклонились левее, но все-таки атаковали «Pennsylvania». Они сбросили бомбы, которые упали недалеко от батопорта дока. Кроме пулеметного обстрела, иных повреждений линкор во время этой атаки не получил.
Во время этой же атаки один из бомбардировщиков с пикирования сбросил бомбу по плав- доку с эсминцем «Shaw», на котором сразу был заметен пожар.
Линкор «Nevada» в это время медленно разворачивался течением поперек канала, носом к верфи. Он дрейфовал к берегу и перегораживал гавань. На нем были видны сильные пожары в носовой части.
Период между 08.30 и 09.15. Атака высотных бомбардировщиков.
Были отмечены приблизительно пять атак высотных бомбардировщиков на район гавани вблизи «Pennsylvania». Одна - с носа от левого борта, другая - прямо с носа, и еще одна - также от носа, но в стороне справа, две другие - с кормовых углов. Нападающие самопеты во всех случаях имели V-образный строй по четыре, пять или шесть самолетов в каждом звене, чаще пять. Звенья держали прямой курс, высоту их полета я оцениваю от 10 до 20 тысяч футов. Первое нападение, произведенное с носовых углов и немного правее, было нацелено на стоянку линейных кораблей в канале. Второе, от носа с левого борта, - на сухой док №1. Одна тяжелая бомба попала в эсминец «Downes», еще одна ударила прямо в док, примерно у 20-го шпангоута линкора «Pennsylvania» с правого борта. Еще одна бомба ударила в шлюпочную палубу линкора в нескольких футах позади 5-дюймового 25-кали- берного орудия №7. Эта бомба пробила шлюпочную палубу и взорвалась в каземате 5-дюймового 51-калиберного орудия №9. Пятая бомба, как предполагается, упала в воду вне дока. Третья атака высотных бомбардировщиков, прямо от носа линкора, была нацелена также на линейные корабли в канале.
Попадания бомб в «Pennsylvania» и «Downes» произошли в 09.06.
Все высотные бомбардировщики были обстреляны нашими 5-дюймовыми орудиями. Судя по разрывам, казалось, что стрельба была точной, но позже выяснилось, что установка взрывателей оказалась слишком краткой и снаряды взрывались, не достигнув по высоте бомбардировщиков, возможно, даже на несколько тысяч футов.
4. ОТДЕЛЬНЫЕ АТАКИ.
Отдельные атаки самолетов, продолжавшиеся приблизительно 15 минут после завершения массовой атаки бомбардировщиков. Последнюю зафиксированную атаку провел самолет, пролетевший на юг на небольшой высоте по траверзу от левого борта «Pennsylvania». Примерно тридцать пулевых попаданий в ограждении зенитного автомата на топе грот-мачты отмечены именно с него. Но ограждение пробито не было. Этот самолет был обстрелян плотным огнем нашей батареи левого борта и поражен из автомата, рас
положенного слева от дымовой трубы. Самолет пролетел дальше и упал на землю в районе госпиталя. Это поражение самолета реально подтверждается многими, но некоторые свидетели отмечают уничтожение, по меньшей мере, шести самолетов противника. Точные подтверждения можно привести только для двух случаев, подтвердить остальные не имеется возможности.
5. ЗАТОПЛЕНИЕ СУХОГО ДОКА.
Наполнение сухого дока водой началось приблизительно в 09.20. В это время оба эсминца впереди линкора уже сильно горели. Взрывом бомбы, попавшей в док в 09.07, была оборвана подача энергии в док от заводских источников. На линкоре было включено резервное освещение, а также подключено питание от аккумуляторных батарей для всех систем и устройств, обеспечивающих зенитную стрельбу, и в том числе системы управления огнем. Одновременно было потеряно давление в главной противопожарной магистрали дока.
Еще в 08.30 кочегары стали поднимать пары в котле №4. Но это было трудно сделать, так как воздуходувки подавали слишком много дыма. В 10.10 док уже довольно сильно заполнился водой. Как только в магистрали появилось давление пара, были запущены противопожарные и трюмные насосы, а в 10.28 пар был подан на два турбогенератора.
6. ПОЖАР В ДОКЕ.
Оба эсминца впереди линкора горели от форштевня до кормы. Загорелась также нефть на поверхности воды, которая постепенно затопляла док. Из-за этого загорелась краска на бортах носовой части линкора. Со стороны «Cassin» (правый борт) с огнем кое-как справлялись пожарным брандспойтом из дока, но со стороны «Downes» (левый борт) брандспойта не было, и с огнем бороться было нечем.
Приблизительно в 09.30 на эсминцах начались внутренние взрывы, а в 09.41 на правом борту «Downes» взорвалась боевая часть торпеды, осыпав осколками довольно большую часть дока. Часть трубы торпеды весом от 500 до 1000 фунтов, упала на форкастль «Pennsylvania». Пожара не возникло, так как на баке линкора успели принять меры. Алюминиевая краска в отсеках А-102 и А-602-1 растаяла и стекала на палубу. Но все-таки распространение огня удалось взять под контроль до того, как был нанесён серьезный ущерб. Примерно в это время «Cassin», у которого часть днища корпуса была разобрана для ремонта, заполнился водой, накренился и навалился на «Downes». В это время оба эсминца были объяты пожарами.
7. ПОВРЕЖДЕНИЯ ЛИНКОРА «Pennsylvania».
Бомба, с весом боевой части в 500 фунтов,
сброшенная высотным бомбардировщиком с высоты от 10 до 12 футов, пробила шлюпочную палубу внутри защитного ограждения позади 5-дюймового орудия №7. После проникновения через палубу, очевидно, бомба отклонилась от траектории или просто перекатилась по палубе нижнего отсека и только затем взорвалась. В шлюпочной палубе образовалась пробоина приблизительно 20 на 20 футов. Появилась пробоина и в палубе каземата, на которой произошел взрыв. Кормовая переборка 5-дюймового 51-калиберного орудия №9 была сорвана. Само орудие вышло из строя. Также взрывом разрушена значительная часть оборудования камбуза и разорвано днище расходной масляной цистерны, содержимое которой потекло вниз.
Пламя взрыва и обломки настила главной палубы проникли вниз на вторую палубу. Рядом находился отсек подачи боезапаса к 3-дюймовому 50-калиберному орудия №3. Во время взрыва в отсеке находились ящики, содержащие приблизительно 24 снаряда 3-дюймово калибра. Из них 8 гильз были деформированы и рассечены. Высыпавшийся порох загорелся от горячих осколков, но взрыва не было.
Осколками на шлюпочной палубе сильно иссечена 40-футо- вая парусно-моторная шлюпка. Но благодаря этому были спасены люди из прислуги соседнего орудия левого борта.
От взрыва бомбы начались пожары в каземате на главной палубе и на второй палубе. Борьба с огнем была затруднена из- за отсутствия давления в пожарных магистралях и из-за сильного жара от горящего пробкового покрытия и краски на переборках. С пламенем боролись в основном огнетушителями. Пожары, а также вода и масло из пробитой цистерны нанесли большой ущерб в жилых офицерских помещениях на второй палубе в районе взрыва.
Кожух подъемника боеприпасов к 5-дюймовой батарее был сильно деформирован и сейчас подъемник не действует. Покороблены также три пролета подъемника.
В районе взрыва изорваны все коммуникационные кабели, требуется полный ремонт. Сильно иссечен осколками также кабель устройства размагничивания корабля.
Платформа 5-дюймового орудия №7, оказавшаяся рядом с участком поврежденной палубы, была сильно поднята взрывом. Само орудие потеряло возможность разворачивать в носовые секторы стрельбы, но после замены поврежденных частей было вновь введено в действие.
Из-за прекращения поступления энергии с береговых постов, системы управления огнем перешли на резервное питание, но ресурсы аккумуляторов позволяли обслуживать только батареи одного борта. Орудия другого борта перешли на местное управление огнем.
8. ПОТЕРИ В ЭКИПАЖЕ.
Взрыв бомбы в каземате №9 стал причиной гибели приблизительно 26 матросов и двух офицеров. [Далее текст пропущен] ...
... Наибольшее число людей погибли у орудий №9 и №7, другие погибли в отсеке боевой части (division) «V» на главной палубе
под казематом №9 и у 3-дюймового орудия №3.
Один матрос, обслуживавший питающий насос котла в доке (от которого на линкор подавался пар) был убит, вероятно, пулей с самолета или осколком взорвавшейся в доке бомбы у правого борта линкора.
Общее количество раненых 29 человек. Характер большинства ран - серьезные ожоги и иссечение осколками.
9. САМООТВЕРЖЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ.
Поведение всех офицеров и матросов можно отметить только самым высоким уровнем. Не имелось никакой паники. Людей не приходилось убеждать или принуждать к действиям. [Далее текст пропущен] ...
.. .Множество рабочих верфи помогали тушить огонь брандспойтами, один человек из персонала верфи помогал подавать боеприпасы к орудиям.
10. РАСХОД БОЕПРИПАСОВ.
Приблизительно в 10.30 с линкора послана моторная шлюпка в Западную бухту (West Loch) для доставки дополнительных боеприпасов. Приблизительно к 18.00 их расход полностью восстановлен. Первую доставку шлюпка сделала в течение часа после полудня. Точное число израсходованных припасов определить сложно, но примерные сведения следующие:
5-дюймовые 25-калиберные - 650 снарядов.
3-дюймовые 50-калиберные - 350 снарядов.
50-калиберные автоматы - 60 тысяч патронов.
3-дюймовые 50-калиберные орудия нередко вели огонь по высотным бомбардировщикам, вне их досягаемости действия. Но, учитывая высокий накал боя, офицеры не всегда пресекали эти действия. 50-калиберные автоматы также стреляли по высотным целям, хотя это было бесполезной тратой боеприпасов.
11. РЕМОНТНЫЕ РАБОТЫ.
Предварительная работа по устранению повреждений от взрыва бомбы была начата командой линкора приблизительно в 14.00. Позже, на следующий день, работы продолжались с привлечением совместных ресурсов верфи и экипажа. Одно 5- дюймовое 51-калиберное орудие вместе с фундаментом было снято собственными силами с линкора «West Virginia» для установки на «Pennsylvania».
Предполагается закончить ремонт к 17 декабря. Корабль был готов к выходу в море немедленно после выхода из дока 12 декабря, при наличии одного недействующего 5-дюймового орудия №9.
12. Реально оценить число напавших на гавань и остров Форд самолетов сложно. Я предположу оценить их количество как 60 машин.
Подписано: С.М. COOKE, Jr. [младший].