Остатки былой роскоши
Линейные корабли
Имя | Место постройки | Заложен | Спущен на воду | Принят флотом | Зачислен в строй |
«Littorio» | «Ansaldo», Генуя | 28.10.1934 | 22.08.1937 | 6.05.1940 | 2.08.1940 |
«Vittorio Veneto» | «Cantieri Riuniti dell'Adriatico», Триест | 28.10.1934 | 25.07.1937 | 28.04.1940 | 2.08.1940 |
«Roma» | «Cantieri Riuniti dell'Adriatico», Триест | 18.09.1938 | 9.06.1940 | 14.06.1942 | нояб. 1942 |
«Impero» | «Ansaldo», Генуя | 14.05.1938 | 15.11.1939 | недостроен. | |
«Conte di Cavour» | Казенная верфь, Ла Специя | 10.08.1910 | 10.08.1911 | янв. 1915 | |
«Giulio Cesare» | «Ansaldo», Генуя | 23.06.1910 | 15.10.1911 | 29.11.1913 | |
«Caio Duilio» | Кастелламаре | 25.04.1912 | 24.04.1913 | май 1915 | |
«Andrea Doria» | Казенная верфь, Ла Специя | 24.03.1912 | 30.03.1913 | март 1916 |
Все четыре старых линейных корабля, с которыми Италия начала войну, довольно быстро утеряли свою боевую ценность - несмотря на то, что они прошли кардинальную модернизацию в 1933-1940 годах. Все эти линкоры использовались в боевых операциях, но в весьма ограниченном масштабе, так как итальянское морское командование опасалось вводить их в бой даже со старыми британскими линкорами.
Из этих линкоров только «Conte di Cavour», потоппенный 12 ноября 1940 года в Таранто британскими самолетами с авианосца «Illastrious» и поднятый на поверхность в июле 1941 года, попал в руки немецкой армии после капитуляции Италии. Линкор не ремонтировался и 15 февраля 1945 года был вторично потоплен американской авиацией. После войны он вновь был поднят и разрезан на металл.
Три оставшихся линкора после капитуляции Италии перешли на Мальту и до июня 1944 года находились под контролем английского флота. Затем они вернулись в Италию. «Caio Duilio» и «Andrea Doria» до 1956 года оставались в составе итальянского флота, «Giulio Cesare» в 1948 году был передан Советскому Союзу, переименован в «Новороссийск» и трагически погиб в Севастопопе 29 октября 1955 года.
Ко времени вступления в войну итальянский флот официально не имел современных линкоров, но два таких корабля заканчивали приемные испытания. 2 августа 1940 года «Littorio» (с 26 июля 1943-го - «Italia») и «Vittorio Veneto» вошли в состав флота. Еще один такой линкор вступил в строй в конце 1942 года. Они и составляли главную ударную силу флота, но проявить ее должным образом так и не смогли. Характеристики кораблей этого типа достаточно известны, поэтому нет необходимости останавливаться на них.
После капитуляции Италии линкоры «Italia» и «Vittorio Veneto» были интернированы англичанами - первоначально на Мальте, но вскоре были уведены в египетские порты. В 1947 году они были переданы соответственно американскому и английскому флоту и предназначены на слом. 1 февраля 1948 года «Vittorio Veneto», а 1 июня 1948 года - «Italia» были исключены из списков итальянского флота. В том же 1948-м их продали для разделки на металл, но сама разборка была завершена только осенью 1955 года.
Два других линкора стали полигонами для испытания немецкого оружия. Причем «Roma», после капитуляции Италии шедший на Мальту для интернирования, был потоплен удачным попаданием немецкой авиабомбы. «Impero», захваченный немцами после капитуляции Италии, некоторое время использовался как учебная цель для самолетов, а 20 февраля 1945 года был сильно поврежден американской авиацией в Триесте. 27 марта 1947 года линкор был исключен из списков флота, в октябре того же года переведен в один из портов недалеко от Венеции, а в 1950-м разобран.