Проектирование авианосцев в фашистской Германии во время второй мировой войны часть 2

Малые авианосцы для «Торговой войны»

Как ранее говорилось, уже в самом начале войны германские морские офицеры стали высказывать пожелания иметь в строю флота авианосцы. Об этом докладывалось и морскому командованию, и высшему правительственному и партийному руководству, и лично самому Гитлеру. Необходимость авианосной авиации становилась очевидной и после подведения итогов первых рейдерских операций, причем офицеры, непосредственно участвовавшие в них, нередко указывали, что такие операции с не меньшей боевой эффективностью могли бы проводить и авианосцы - самостоятельно или в группе с другими кораблями. Первое время такие пожелания не получали никакого хода, тем более, что сами офицеры, ратующие за их боевое применение, не вносили никаких конкретных технических предложений о том, каким они представляли подобный авианосец. Когда в начале весны 1942 года высшее руководство Германии стало проявлять интерес к авианосцам, для командования Kriegsmarine стали прорисовываться какие-то, неясные пока возможности достроить «Graf Zeppelin». Конечно, все это отразилось и на работе конструкторского департамента. Почувствовав некую заинтересованность флота в проектах авианосцев, но к сожалению не имея официального задания от морского командования на проектирование, конструкторское бюро разработало тем не менее ряд проектов больших авианосцев, о которых уже говорилось, а также малых авианосцев для ведения торговой войны. Несмотря на то, что вся судостроительная промышленность Германии была загружена иной работой, по мнению морских инженеров, проекты малых авианосцев имели определенные шансы на воплощение. Надо сказать, что некоторые основания для таких оптимистических взглядов имелись - строительство кораблей такого небольшого водоизмещения, и авианосцев в том числе, для Германских верфей в то время еще было вполне реально, а существующая доктрина надводных рейдерских операций еще была в полной силе.

Как бы то ни было, уже весной-летом 1942 года появились несколько интересных проектов малых авианосцев примерно одинаковой величины, специально предназначенных для ведения на море «торговой войны» (handelskrieg). Как и проекты больших авианосцев, они создавались лишь с учетом неофициальных «пожеланий» германских морских офицеров, отчего сохранили в себе некоторые общие черты.

Надо сказать, что подобный вариант использования авианосцев рассматривался еще при создании проекта «Graf Zeppelin», что отмечали и иностранные специалисты (например статья Blackman'a «The new German Figthing Carriers. Moderate Aircraft Capicity and Cruiser Armament» в «The United Services Review» от 6 июля 1939 года). Однако сами немцы никогда не признавали, что такое назначение могло быть основным для их первого авианосца, поэтому можно определенно сказать, что строгая направленность авианосцев к выполнению подобной задачи была нова для немецких конструкторов.

Тем не менее, присутствие на корабле противокорабельного вооружения само по себе означает, что немецкий морской штаб вполне допускал участие авианосца в артиллерийском бою, причем, если противник оказался бы слабее, бой мог носить наступательный характер со стороны немецкого авианосца. Такая ситуация вполне вписывается в концепцию «торговой войны», отчего можно с большой степенью вероятности утверждать, что проектирование малых авианосцев в 1942 году стало дальнейшим выражением так и не высказанной открыто немцами основной идеи авианосца «Graf Zeppelin». А раз так, то вполне оправдано и появление проектов малых авианосцев для «торговой войны», узкоспециальное назначение которых в этом случае вполне вписывается в еще не изменившуюся к тому времени доктрину крейсерской войны немецкого флота.

В течение весны 1942 года были разработаны два примерно одинаковых проекта, основные различия которых определялись только разницей в водоизмещении. Более крупный из них, максимальным водоизмещением 18.000 т, был утвержден руководством кораблестроительного департамента морского министерства 18 июня 1942 года. Этот проект сохранил в себе практически все отличительные черты проектов больших авианосцев, включая 3-вальную дизельную энергетическую установку и 150- мм противокорабельную артиллерию.

Интересно отметить новое для проектов германских авианосцев исполнение носовой части полетной палубы, которая теперь не имела свеса над главной палубой, а продлевалась до

форштевня и конструктивно была с ним связана. В корме такой свес по- прежнему сохранялся. Сама полетная палуба теперь сильно выступала за пределы борта, отчего его пришлось делать с большим развалом, а не вертикальным как на больших авианосцах. Естественно, оба эти изменения были вызваны необходимостью сохранить требуемые размеры полетной палубы при меньших размерах корпуса. К тому же приходилось учитывать, что 105-мм зенитные установки были подняты на полетную палубу, как это чуть раньше сделали на «Graf Zeppelin». Сама островная надстройка, размещенная на правом борту, обращала на себя внимание довольно большой протяженностью, причем (редкий случай для авианосцев) на ней предусматривалось специальное место перед грот- мачтой для большого катера, спуск на воду которого предполагалось осуществлять специальной стрелой у грот-мачты. Проект предусматривал толстую фок-мачту с дальномерным постом вверху и тонкую грот-мачту. Обе они имели короткие стеньги, и на обоих предусматривались специальные массивные площадки-кронштейны для размещения радиолокационных антенн.

Характеристики проекта авианосца для «Торговой войны»

Водоизмещение конструктивное  примерно 15.000 т

Водоизмещение полное боевое  18.000 т

Длина по КВЛ   196,00 м

Ширина по КВЛ  22,00 м

Осадка по КВЛ  7,60 м

Высота борта  18,00 м

Бронирование борта  нет данных

Броневая палуба (скосы отсутствуют)  45 мм

Полетная палуба  нет данных

Казематы 150-мм орудий  60 мм.

Противоторпедная переборка  45 мм

Энергетическая установка  3-вальная, дизельная

Мощность установки  1 группа 60.000 лс и 2 по 15.000 лс = 90.000 лс

Скорость при 40 % нагрузке  30 узлов

Дальность плавания 19-узл. ходом  18.000 миль

Вооружение:

8 - 150-мм орудий SKL/55 С/28 (4x2 лафетов С/36)

8 - 105-мм зениток SKL/65 С/33 (4x2 установок С/37)

16 - 37-мм зенитных автоматов SKL/83 С/33 (8x2 лафетов)

12 - 20-мм зен. автоматов SKL/65 С/38 (3x4 лафетов L/38)

Истребители «Bf-109.G»  12

Пикирующие бомбардировщики «Ju-87.D»   16

Катапульты (в носовой части)  2

Самолетные ангары (ширина 18,0 м) 1

Главная энергетическая установка не представляла ничего нового, хотя в некоторой степени и отличалась компоновкой от предыдущих проектов. Центральный вал вращали через передаточную муфту четыре дизеля мощностью по 15 тысяч л.с. На боковые валы работали только по одному дизелю через специальный редуктор. Как и в проекте большого авианосца с типовым водоизмещением 21.000 т у бортовых валов имелось хорошо заметное расхождение осевых линий относительно диамет- рали.

Новым в конструкции подводной защиты для германских проектов авианосцев являлось отсутствие скосов у главной броневой палубы, которая размещалась поверх верхней кромки бортовой поясной брони, уровнем выше над ватерлинией. По всей вероятности это было вызвано использованием более совершенных способов устройства защитных отсеков. В своих воспоминаниях Хаделер указывал, что в августе 1943 года (более чем через год после окончания проекта), когда он был вновь откомандирован с кильской верфи в конструкторское бюро, ему довелось обстоятельно побеседовать с регентом министерства судостроения Кампфмайером (Ministerialdirigent Kampffmeyer) по поводу этого проекта 18-тысячетонного авианосца, предназначавшегося именно для «торговой войны». Он отмечал, что этот проект предусматривал хорошую защиту против близких подводных взрывов, а также взрывов торпед с неконтактными дистанционными взрывателями. Конструктивная подводная защита была устроена так, что взрывные газы при взрыве у борта разрушали только специальную систему переборок и, перемещаясь в верхнюю часть защитных отсеков, удалялись за пределы корабля. Кроме того, система продольных и поперечных переборок обеспечивала достаточную непотопляемость кораблю при повреждении обшивки днища и настила двойного дна.

Сохранение 150-мм артиллерии на спаренных лафетах в казематах в этом проекте, специально предназначенном для рейдерских операций против торгового флота, является дополнительным подтверждением того, что при проектировании других авианосцев с подобной артиллерией предусматривались (возможно, в числе иных) и крейсерские операции. Для сохранения прежней высоты орудий их казематы были установлены прямо под полетной палубой, то есть, подняты на третий горизонтальный уровень над ватерлинией.

Примерно в этот же период в конструкторском бюро был разработан еще один проект малого авианосца для «торговой войны». По всей вероятности он создавался параллельно с предыдущим как один из вариантов и имел с ним много общего, сильно отличаясь только в части главной энергетической установки. Он был утвержден руководством кораблестроительного департамента морского министерства 5 июня 1942 года. Характеристики проекта приведены в таблице.

Водоизмещение конструктивное  примерно 11-12 тысяч т

Водоизмещение полное боевое  15.000 т

Длина по КВЛ   172,00 м

Ширина по КВЛ   22,00 м

Осадка по КВЛ   7,25 м

Высота борта   17,50 м

О толщинах бронировании нет данных. Имелся бортовой броневой пояс, броневая палуба без скосов и противоминная переборка. По всей вероятности бронировались казематы и, возможно, полетная палуба.

Энергетическая установка  2- или 3-вальная, дизельная

Мощность и скорость 2-вальная = 32.000 лс = 24,0 узла

при 75 % нагрузке 3-вальная = 46.000 лс =26,0 узлов

Дальность плавания 19-узловым ходом  18.000 миль

Вооружение:

8 - 150-мм орудий SKL/55 С/28 (4x2 лафетов С/36)

8 - 105-мм зениток SKL/65 С/33 (4x2 установок С/37)

16 - 37-мм зенитных автоматов SKL/83 С/33 (8x2 лафетов)

16 - 20-мм зен. автоматов SKL/65 С/38 (4x4 лафетов L/38)

Истребители «Bf-109.G»  12

Пикирующие бомбардировщики «Ju-87.D»   10

Катапульты (в носовой части)  2

Самолетные ангары (ширина 18,0 м)  1

Являясь упрощенной разработкой предшествующего малого авианосца для «торговой войны», этот проект, как указывалось в рабочих документах, создавался для серийной постройки (fur den Serienbau), при этом водоизмещение корабля было уменьшено до предельной величины, а чертежи корабля были по возможности упрощены для облегчения организации серийного строительства. В связи с этим новый проект авианосца мало отличался от предшественника, как внешним видом, так и архитектурой. Поэтому здесь будет достаточно отметить только основные различия. Ими являлись:

- по прежнему ничем не обоснованное размещение островной надстройки на левом борту, причем сама надстройка сильно уменьшена в размерах;

- оставлена только одна трубчатая фок-мачта со стеньгой и дальномерным постом;

- предусматривались два варианта размещения главной энергетической установки - 2-валь- ная и 3-вальная, но в обоих случаях каждый из винтов должен был вращаться от одного дизеля мощность 16.000 л.с. через редукторную передачу. Такое сильное упрощение энергетической установки, по-видимому, объяснялось тем, что при | серийной постройке авианосцев флоту не стоило ! надеяться на массовое производство дизелей такой мощности, а, значит, это могло бы сильно затянуть строительство;

- в конструкцию подводной защиты, по всей видимости, изменений не вносилось - такая же горизонтальная (без скосов) броневая палуба поверх бортовой поясной брони, два ряда защитных отсеков и противоторпедная переборка;

- сохранены противокорабельные 150-мм орудия на спаренных лафетах; казематы размещены на такой же высоте от ватерлинии (третий горизонтальный уровень) в средней части корабля, но не так компактно как в 18-тысячетонном проекте, а с некоторым разносом к оконечностям;

- 105-мм спаренные зенитные установки и часть автоматов вновь установлены ниже полетной палубы - на том же уровне, что и орудийные казематы; из-за этого, несмотря на сохранение того же количества стволов сектора обстрела и плотность огня по большинству направлений сильно уменьшились.

В целом же можно отметить, что упрощение конструкции авианосца заключалось главным образом в уменьшении величины корабля и изменении его энергетической установки. Все остальные различия следовали из условия меньшего водоизмещения. По существу проект являлся более или менее удачным конструкторским решением проблемы «малого авианосца» («kleinen» Tragers), разработка которых началась еще до войны и закончилась в 1939-1940 годах.

Гораздо больше можно говорить об упрощении конструкции применительно к проекту другого авианосца, разработанному примерно в это же время. Хотя по величине он был несколько крупнее авианосца «для серийной постройки», в целом его конструкция являлась некоторым «возвратом» к более ранним проектам, при этом отмечалась явная направленность разработки в сторону создания достаточно простого и небольшого авианосца с высокой скоростью.

Конструктивно авианосец сильно отличался от двух предыдущих проектов. Гладкопалубный корпус с практически отсутствующим подъемом носовой части и прямым, с небольшим наклоном вперед, форштевнем. Как и в предыдущих проектах борта в надводной части имели заметный развал, причем он был больше c левой стороны, противоположной островной надстройке. Полетная палуба имела довольно простую конструкцию. Она настраивалась над главной палубой корабля и имела довольно большие свесы в носовой и кормовой части. Вместе с этим, важное значение для упрощения строительства имело размещение ангарной палубы на уровне главной (верхней) палубы. Такая конструкция ангара и навесной полетной палубы означали, что конструкторы вполне допускали (хотя в проекте на это прямо не указывалось) использование при строительстве какого-либо уже готового до верхней палубы корпуса. На правом борту предусматривалась очень узкая надстройка с двумя легкими мачтами и с дымовой трубой громадных размеров. Причем, в отличие от котлотурбинного «Grafa Zeppelin'a», важно отметить появление дымовой трубы в проекте авианосца с чисто дизельной энергетической установкой. Ее появление также подтверждает предположение о возможности перестройки по этому проекту авианосца из другого корабля, так как при этом не требуется многих сложных устройств отвода от дизелей отработанных выхлопных газов. Например, теперь не требовалось устройство распыления газов за борт через специальные отверстия в бортах, а также мощная система вытяжной вентиляции, так как дымовая труба сама создавала довольно сильную естественную тягу. Отпала необходимость и в предусматривавшихся в прежних проектах сложных по устройству глушителей выхлопных газов. Однако устройство газоходов к дымовой трубе потребовала бы некоторого уменьшения площади ангаров и, что более важно, на определенном участке сильно сузило бы ширину ангару, затруднив, таким образом, перемещение самолетов по палубе ангара. Характеристики проекта приведены далее в таблице.

 Водоизмещение по контракту (типовое)  13.287 т

Водоизмещение конструктивное  14.500 т

Водоизмещение полное боевое  17.000 т

Длина по КВЛ   180,00 м

Ширина по КВЛ   23,00 м

Осадка по КВЛ   7,50 м

Высота борта   17,00 м

Весовые нагрузки для полного водоизмещения:

Корпус с устройствами и системами  5.200 т (30,6 %)

Бронирование  2.000 т (11,8 %)

Главные механизмы  2.800 т (16,5 %)

Вспом. механизмы (только корабельные)  750 т (4,4 %)

Артиллерия (включая вращ. броню)  1.500 т (8,8 %)

Самолеты и авиа-техническое оборудование  250 т (1,4 %)

Оснастка и снабжение, экипаж  500 т (2,9 %).

Топливо и котельная вода  3.500 т (20,6 %)

Резерв водоизмещения  500 т (3,0 %)

Полное водоизмещение  17.000 т (100 %)

Бронирование борта  50 мм

Броневая палуба (скосы отсутствуют)  50 мм

Полетная палуба  20 мм

Противоторпедная переборка  20 мм

Энергетическая установка  2-вальная, дизельная

Мощность  2 группы по 60.000 лс = 120.000 лс

Скорость при 75 % нагрузке  33 узла

Дальность плавания 19-узл. ходом   12.000 миль

Вооружение:

4 - 105-мм зениток SKL/65 С/33 (2x2 установок С/37)

16 - 37-мм зенитных автоматов SKL/83 С/33 (8x2 лафетов)

6 - 20-мм зен. автоматов SKL/65 С/38 (6x1 лафетов)

Истребители «Bf-109.G»  9

Пикирующие бомбардировщики «Ju-87.D»  6

Разведчики  3

Катапульты (в носовой части)  2

Самолетные ангары (ширина 18,0 м) 1

При сохранении отношения L/B = 7,826 (у авианосца «для серийной постройки» L/B = 7,818) и увеличении водоизмещения примерно на 2 тысячи тонн, в новом проекте предусматривалась гораздо более мощная энергетическая установка, включавшая два дизельных агрегата по 60.000 л.с., то есть при обычной схеме агрегатов - в каждом по четыре 15.000-сильных дизеля и одному редуктору.

Важное изменение было сделано в артиллерийском вооружении. Впервые в проекте авианосца немецкие моряки посчитали возможным отказаться от 150-мм противокорабельных орудий, хотя до этого времени вполне определенно считалось, что при проведении рейдерских операций такие орудия совсем не будут лишними. Важно отметить, что устранение 150-мм орудий имело целенаправленный характер и не являлось вынужденной мерой. К этому времени опыт войны уже достаточно показал несовместимость авиационного вооружения и противокорабельной артиллерии крупного или среднего калибра в таких небольших проектах (об этом же свидетельствовал и опыт проектирования в немецком флоте авианосцев-»гибридов»). Хотя в данном случае уменьшение водоизмещения не являлось основной причиной, так как 150-мм орудия предполагались даже в проекте «для серийной постройки» еще меньшей величины. Вероятно, к этому времени немецкие моряки уже согласилось с мнением, что при ведении «торговой войны» можно обойтись и крупнокалиберной зенитной артиллерией и не настаивали на более крупном калибре. Например, опыт подводных лодок показал, что для уничтожения транспортов вполне достаточно и орудий калибром 105 мм. Впрочем, можно допустить, что данная инициатива исходила от конструкторов, а моряки вполне могли «не настаивать и на самом проекте авианосца».

Размещение 105-мм зениток на полетной палубе по краям у островной надстройки позволило при двойном уменьшении числа установок сохранить практически такую же плотность огня, как и в проекте авианосца «для серийной постройки». Лучшее расположение имели и зенитные автоматы. Их установили на специальных площадках-спонсонах, выступающих за пределы ширины полетной палубы. Высота спонсонов рассчитывалась так, чтобы сами автоматы не возвышались над уровнем палубы, но при возвышении стволов могли бы вести огонь не только на свой борт, но частично и на противоположный.

О защите авианосца, как броневой, так и конструктивной данных имеется немного. В этом отношении можно отметить лишь явное утончение противоторпедной переборки. Хотя толщины бронирования в проекте сообщались (вероятно, при этом имелся в виду нижний предел толщины плит), эти сведения носили лишь совещательный характер, указывающий лишь на их желательность. Это еще раз подтверждает предусматривавшуюся возможность переоборудования в авианосец иного корабля - ведь при этом приходилось бы конкретно пересматривать проект в отношении размещения броневой и конструктивной защиты, также как и энергетической установки.

В своих воспоминаниях Хаделер мало упоминает о проектах авианосцев для «торговой войны». Он сам в это время работал в конструкторском бюро кильской верфи и практически не имел отношения к конструкторскому бюро Kriegsmarine, которое занималось разработкой проектов авианосцев. Некоторое знакомство с данными проектами он имел только летом следующего, 1943 года, когда речь не шла даже о достройке «Graf Zeppelin». Тем более, к этому времени положение Германии не располагало к строительству авианосцев, и поэтому всякие обсуждения проектов авианосцев и разговоры на эти темы были бы бессмысленны. А поскольку Хаделер в это время имел совсем иные задачи, он абсолютно не имел возможности помимо этого заниматься еще и проектами авианосцев, которые заведомо не имели перспектив на заказ верфям и воплощение в металле.