- 25 - 2002 / сп - флот Италии
- 26 - 1999 / 02
- "Первые программы броненосного флота.
Броненосные фрегаты типа "Minotaur" - "Броненосец "PELAYO" военного флота Испании"
- "Война в Испании. Организация и боевые действия республиканского морского флота на севере Испании 14 мая - 11 октября 1937 года"
- "Испания. 1936-1939 годы. Гражданская война на море. Потери кораблей и судов воюющих сторон и нейтральных государств"
- "Германские миноносцы периода Второй мировой войны"
- "Проектирование авианосцев в фашистской Германии во время Второй мировой войны"
Часть вторая - "Тайна Скапа-Флоу. Гибель "Royal Oak"
(глава из книги "Тайны британской секретной службы". 1948)
- "Первые программы броненосного флота.
- 27 - 2006 / сп
- 28 - 2006 / сп - Звезда и смерть адмирала Шпее
- 29 - 2006 / сп - Звезда и смерть адмирала Шпее
- 30 - 2006 / сп - Звезда и смерть адмирала Шпее
- Часть 4. "Гибель эскадры Шпее у Фолклендских островов"
- Часть 4. "Гибель эскадры Шпее у Фолклендских островов"
- 31 - 2004 / сп - Жемчужная гавань
- тревожное воскресенье часть первая
- «Пирл Харбор. Шаг в историю»
- «Пирл Харбор накануне войны» «Япония готовится к нападению»
- «Офицеры морского командования»
- Япония готовится к нападению
- «Американский флот в Пирл Харборе накануне нападения»
- «Японский флот готов к атаке»
- «Американские авианосцы. Где же они были?»
- «Сверхмалые японские лодки в атаке на Пирл Харбор»
- «Пилоты готовы атаковать»
- «Атака на стоянку линейных кораблей»
- тревожное воскресенье часть первая
- 32 - 2004 / сп - Жемчужная гавань
- тревожное воскресенье часть вторая атака на линейные корабли
- 33 - 2004 / сп - Жемчужная гавань
- тревожное воскресенье часть третья
- Атака на военно-морскую верфь и корабли в средней бухте гавани
- Атака на район верфи вмс
- Минный заградитель СМ-4 «Oglala»
- Легкий крейсер CL-50 «Helena»
- Легкий крейсер CL-48 «Honolulu»
- Линейный корабль ВВ-38 «Pennsylvania» и эскадренные миноносцы DD-375 «Downes» и DD-372 «Cassin»
- Эскадренный миноносец DD-375 «Downes»
- Эскадренный миноносец DD-372 «Cassin»
- Эскадренный миноносец DD-373 «Shaw»
- Атака на территорию военно-морской верфи
Британские мониторы с 18-дм. орудиями
Перевод статьи «The 18-inch Gun in British Monitors» by I. L. Buxton («Warship») с незначительными дополнениями no тексту и изображениям.
Перевод выполнил Печуконис Н. И.
Появлению британских 18-дюймовых орудий BL Mk.l на флоте способствовали в первую очередь высокоамбициозные планы Джона Фишера, которые даже сами англичане - консервативные и весьма сдержанные часто называли манией величия Джекки Фишера (Jacky Fisher's megalomania). Два корабля с малопонятной британской классификацией - легко-линейные крейсеры (large light cruisers) - "Courageous" и "Glorious" ("Храбрый" и "Славный") - были сконструированы и построены специально для его не менее амбициозного "Балтийского проекта" ("Baltic project"), в котором британский флот должен был осуществить акцию прорыва через датские проливы в Балтийское море и совместно с русским флотом поддержать крупномасштабную десантную операцию в Померании - всего в 90 милях от Берлина. Оба крейсера были заказаны строительным верфям в январе 1915 года, и должны были вооружаться двумя двухорудийными башнями с 15-дюймовыми монстрами. При этом проектная скорость новых крейсеров в 32 узла была сравнима со скоростями таких быстроходных кораблей как эскадренные миноносцы.
В марте 1915 года за этими крейсерами поспедовал заказ еще одного, третьего такого же крейсера «Furious» («Разъяренный»), Но его отличие заключалось в том, что главным калибром должны были стать уже 18-дюймовые орудия. Их предпо
лагалось разместить в двух одноорудийных башнях в носовой и кормовой частях.
Проект новых орудий калибром 18 дюймов с длиной ствола 40 калибров был разработан казенным орудийным заводом в Вулвиче (The Royal Gun Factory at Woolwich). Предполагалось, что орудие будет стрелять 1,5-тонными снарядами. Одновременно частный орудийный завод (Elswick Ordnance Company - EOC) - основной компонент знаменитой оружейной компании "Armstrong Whitworth" в Нькастле - спроектировал орудийный лафет и башенную установку для этого орудия. За прототип башни был принят проект 2-орудийной установки, совсем недавно смонтированной на линкоре "Queen Elizabeth" и предполагавшейся для последующих однотипных дредноутов. Различия между этими башенными установками и орудийными лафетами заключались только в особенностях приспособления к орудиям разных калибров.
Согласно спецификации эти орудия и установки должны были иметь следующие характеристики:
Вес орудия 149 тонн
Дальность стрельбы при возвышении ствола 30 градусов 30.000 ярдов
Вес снаряда 3320 фунтов
Начальная скорость снаряда 2300 футов в сек.
Дальность стрельбы едва превышала таковую для 15-дюймовых орудий с их 1920-фунтовым снарядом и начальной скоростью 2450 футов в сек.
Следует отметить, что в руководстве на 18-дюймовое орудие ("The 18in gun handbook СВ.830") вес орудия указывается 152,3 тонны, однако можно предположить, что здесь говорится о предварительной, так называемой оценочной величине так как руководство составлялось еще в процессе работы над проектом орудия. В протоколах Бюро артиллерийских вооружений (Ordnance Board minutes) говорится именно о 149 тоннах и этот вес следует считать более вероятным.
Общий вес метательного заряда составлял 630 фунтов пороха. Заряд состоял из шести равновесовых одинаковых картузов в мягкой оболочке, каждый весом по 105 фунтов. Считалось, что в таком виде обработка зарядов прислугой будет наиболее удобна. В зарядах нового орудия использовался крупнозернистый порох MD.45, обеспечивающий более лучшие баллистические данные. Однако, по утверждению Джона Кэмпбелла, составляющие пороха были несколько изменены - диаметр пороховых трубок уменьшен на сотые доли дюйма, что, как предполагалось, должно было уменьшить эрозию и разрушение пороха.
Проектно-конструкторские работы над орудием, их изготовление, а также сборка лафетов и орудийных установок велись быстрыми темпами в течение всего 1915 года. Всего собирались изготовить два комплекта орудийных установок и три орудия на лафетах, из которых два устанавливались на корабле, а третье оставалось запасным. В целях секретности в условиях военного времени и само орудие, и артустановка к нему разрабатывались под видом 15-дюймового калибра и имели обозначение «15inch.B».
Для изготовления боеприпасов были задействованы оружейные компании Фирта (Firth) и Хатфиелда (Hadfield) - обе из Шеффилда. Сам снаряд разрабатывался заводом Hadfield. На рассмотрение проект снаряда был представлен в июне 1915 года. Снаряд получил шифр «Егоп» и обозначался как «СРС 4crh;>. Вес разрывного взрывчатого вещества составлял 7,3 % от полного веса снаряда. Всего было заказано 500 таких снарядов. А в 1916 году были заказаны 500 бронебойных снарядов «АРС 4crh», спроектированных все тем же заводом Хатфиелда и имевших шифровое обозначение «Heclon». В них вес разрывного взрывчатого вещества был меньше - 3,6 % от веса самого снаряда.
8 июня 1915 года на стапеле верфи «Sir W. G. Armstrong, Whithworth & Co. Ltd.» был заложен «Furious» - корабль, для которого и предназначались столь мощные орудия. 15 августа следующего года крейсер был успешно спущен на воду. Примерно в это же время заводы «Elswick» закончили изготовление орудийных систем главного калибра. Каждая установка была по железной дороге переправлена в Ридсдейл (Ridsdale) на полигон завода «Elswick Ordnance Company» - примерно в 25 милях от Ньюкастля - для производства опытных и экспериментальных стрельб. Первый пробный выстрел был произведен 20 сентября из орудия с регистрационным номером No.2. Выстрелы производились и штатными зарядами (Standard full charges - 630 фунтов = 285,8 кг), и максимальными зарядами (supercharges - 690 фунтов = 313,0 кг). Последние (так называемые полные эффективные заряды) предназначались для определения живучести ствола. В боевых условиях они позволяли увеличить начальную скорость снаряда и, соответственно, увеличить дальность попета снаряда. Максимальный заряд составлялся также из шести картузов, но вес кордита в одном из них был увеличен со 105 фунтов до 165.
Орудия 18-дюймовых орудий BL Mk.l - полное регистрационное название орудия: «BL 18»/40 (45.7-cm) Mark.l» . Аббревиатурой BL (Breech Loading cannon - дословно: заряжающееся с казенной части) в британском флоте в XIX-XX веках обозначали казнозарядные орудия. Примерно до 1890-х годов к аббревиатуре добавлялась литера R (rifle - нарезное). Затем литеру R убрали из названий орудий. А к 30-м годам обозначение BL добавлялось только для казнозарядных орудий не унитарного заряжания, то есть когда боеприпас выстрела состоял из снаряда и метательных зарядов.
Снаряд «СРС 4crh» - Common Pointed Cap - снаряд общего назначения с остроконечной головной частью, радиус закругления которой равнялся 4crh (calibre radius of head) - то есть радиус закругления головки равнялся 4 калибрам снаряда. Эта величина являлась в то время стандартом для Королевского флота.
Снаряд «АРС 4crh» - Armour Piercing Cap - бронебойный снаряд.
Затем последовали опытные стрельбы из орудия No.3. В этом случае стрельба велась зарядами различного веса, строго определенного и рассчитанного. Это делалось для определения начальной скорости снаряда и выяснения зависимости скорости от веса стрельбового заряда. Было определено, что при стрельбе с применением штатного заряда весом 630 фунтов усредненное значение начальной скорости составляло 2260 футов в сек. При проектном весе заряда 705 фунтов скорость равнялась в среднем 2450 футов в сек. При весе заряда в две трети (420 фунтов) и половину (315 фунтов) от штатного значение скорости, соответственно, составило 1750 и 1470 футов в сек.
В октябре 1915 года начались стрепьбовые испытания по броневым плитам. Бронебойный снаряд СРС projectile с радиусом наконечника 4crh весом 3320 фунтов (1,506 кг) выстреливался по 600-фунтовым цементированным броневым плитам (600lb = 14,7 дм) производства завода «Cammell Laird». Первое проникновение через броню произошло при начальной скорости 1555 футов в сек., что соответствовало боевой дистанции примерно 16 тысяч ярдов.
Тем временем орудийная башня «Y» была смонтирована на крейсере «Furious». Кормовая башня была установлена первой так как это позволяло более уверенно вести работы по монтажу главных механизмов и наладке валопроводов. В башне было размещено орудие с регистрационным номером No.1.
В начале 1917 года адмирал Битти, в то время командующий Гранд-флитом (Admiral Beatty, C-in-C of the Grand Fleet), предложил рассмотреть вопрос об усилении флота специальными кораблями с самолетным вооружением. Еще до начала марта было окончательно решено, что «Furious» будет более полезен в качестве носителя гидросамолетов, чем в качестве линейного крейсера. Были начаты работы по созданию проекта перестройки крейсера, размещения на нем в носовой части специальной палубы для обслуживания самолетов и ангара под полубаком. От установки на крейсере носовой орудийной башни «А» с орудием No.2 отказались.
Таким образом, в распоряжении флота оказался один артиллерийский комплект с 18-дюймовым орудием. Его можно было бы разместить на каком-либо другом корабля. Наиболее подходящим признавался монитор. Для обсуждения вопроса был приглашен Чарльз Лилликрап (Charles Lillicrap). молодой конструктор, разработавший в ноябре 1914 года проект первых британских мониторов типа «General Abercrombie». Ему было поручено исследовать возможность установки одноорудийной башни на одном из мониторов постройки 1915 года, вооруженных одной двухорудийной башней с 14-дюймовыми орудиями производства фирмы «Bethlehem». Четыре монитора водоизмещением 6150 тонн, «Abercrombie», «Havelock», «Raglan» и «Roberts», были полностью построены в течение весьма короткого срока в середине 1915 года - потребовалось всего семь месяцев.
Судя по расчетам Лилликрапа, датированным 21 марта 1917 года, можно утверждать, что он подтвердил возможность установки новой орудийной башни, отметив, что это увеличит водоизмещение на 440 тонн. Технически работы были вполне выполнимы, хотя, учитывая очень большую разницу в диаметрах барбетов, башен и подбашенных вращающихся частей, представляли немало сложностей. К тому же увеличение водоизмещение для таких широких кораблей не представляло особой проблемы.
Тем не менее, этот план реконструкции мониторов не получил дальнейшего продолжения. Два из трех 18-дюймовых орудий были переданы в распоряжение вице-адмирала Рэджи- нальда Бэкона (Vice Admiral Reginald Bacon), начальника Дуврской военно-морской базы (Command at Dover). В это время, еще с 1915 года, флот комплектовал тяжелой артиллерией береговые укрепления вблизи франко-белгийской границы. В связи с этим Бэкон и предложил установить 18-дюймовые орудия в Вестенде (Westende), откуда они могли бомбардировать стратегически важную немецкую базу подводных лодок и миноносцев в Брюгге (Bruges). Установка орудий предполагалась внутри дворцового комплекса (Palace Hotel at Westende) на тех же лафетах, которые предназначались для монтажа орудий на мониторах, но с соответствующей весьма значительной реконструкцией системы подачи боезапаса. Особенностью проекта было то, что Вестенде еще оставался в руках немцев. Однако Бэкон надеялся, что в ходе предстоящего «Третьего Ипрского наступления» («Third Ypres») союзникам удастся продвинуться достаточно далеко и выйти к морскому побережью западнее Остенде (Ostende). Это и позволило бы воплотить идеи Бэкона, которые он подробно описывал в своей книге «Дуврский патруль» («The Dover Patrol 1915-1917»), Однако проект провалился - сентябрьское наступление союзников «захлебнулось во фландрской грязи», и от установки орудий было решено отказаться.
Тем временем у Бэкона появился новый альтернативный проект. Он предложил установить 18-дюймовые орудия на борт некоторых из мониторов с 12-орудиями - однако не вместо них (башня с двумя 12-дюймовыми орудиями размещалась в носовой части), а вместе с ними как дополнение - в отдельной установке на форкастле, позади дымовой трубы.
В принципе английские адмиралы не сомневались, что орудийные установки береговой обороны, лафеты для которых разрабатывались специально для берегового обслуживания, можно было бы разместить и на палубах кораблей. Поэтому приспособление лафетов 18-дюймовых орудий для береговой установки, а затем в том же виде для монтажа на корабле, у морских специалистов сомнений не вызвало. Для уменьшения затрат труда и времени предлагалось установить орудия на палубе в почти фиксированном положении ствола в направлении траверза правого борта - то есть орудие имело очень ограниченный сектор стрельбы - только 20 градусов. Угол возвышения орудия ограничивался 45 градусами.
Предложения Бэкона включили следующие пункты:
1. Сделать конструктивное усиление палубы форкастля, укрепив стойками и пиллерсами рельсовые поворотные погоны в передней и задней части орудия.
2. Устроить углубление в палубе позади лафета на расстоянии до 24 футов для учета отдачи орудия при выстреле с максимальным возвышением ствола.
3. Установить вокруг орудия металлический щит из тонких листов стали - так чтобы у наблюдателей на самолетах противника создавалось впечатление хорошо бронированной башенной установки.
4. Для горизонтального разворота лафета в пределах предусмотренных 20 градусов предполагалось использовать гидравлический цилиндр типа «push-and-pull» («тяни-толкай»). Такой же цилиндр, но с вертикальными цапфами, был использован для вертикального подъема ствола.
5. Предлагалось использовать надежный кормовой брашпиль для станового кормового якоря (весом 4 тонны) и цепи (калибром 2 и 1/8 дюйма), не изменяя при этом объем якорного ящика. Этому вопросу придавалось большое значение, поскольку стрельбу из кормового орудия монитор должен был вести, стоя на якоре. Отдача при выстреле неизменно вела бы к развороту корабля, и якорная цепь была единственным средством, препятствовавшим развороту кормы.
6. Снаряды, которые предполагалось разместить на верхней палубе (под настилом форкастля, защищенным 1-дюймовой броней против аэропланных бомб), должны были укладываться под углом 30 градусов к вертикали и снабжены соответствующими головными наконечниками. Допускалась также установка на снаряды и баллистических колпачков.
7. Заряды с кордитом предлагалось уложить на палубе форкастля, обособленно друг от друга для предотвращения в случае пожара их последовательного воспламенения. Для правильного хранения зарядов по возможности предполагалось также устроить кожухи с водяным наполнением (water-jacket), а в зимнее время поддерживать в них необходимую температуру посредством нагретого пара. При правильном хранении кордита обеспечивалось нормальное горение кордита, что непосредственно влияло на дальность стрельбы орудий.
8. Непосредственно на мониторе должны были находиться приблизительно 60 снарядов, которых было бы вполне достаточно для стрельбы монитора в течение дня. На «Furious" запас снарядов для каждого орудия был таким же, но из 60 снарядов 30 были типа "АРС" и 30 - типа "СРС". На мониторах предполагалось использовать фугасные снаряды типа "НЕ", но из-за того, что они не были вовремя сконструированы и изготовлены, были применены снаряды типа «АРС 4crh».
Для сравнения можно указать о запасах боеприпасов для 15-дюймовых орудий. Линкоры типов "Queen Elizabeth" и "Royal Sovereign" имели по 100 выстрелов на орудие, линейные крейсеры типов «Renown", "Courageous" и "Hood" - по 120 выстрелов. Мониторы, вооруженные 15-дюймовыми орудиями, имели запас выстрелов на каждое орудие по 110 (типов "Abercrombie" и "Roberts") и по 100 (типов "Marshall Soult" и "Erebus").
Предложенная схема хранения снарядов и зарядов признавалась более надежной и безопасной, чем в зарядных и снарядных погребах существовавших мониторов.
9. Для загрузки снарядов на корабль предполагалось использовать в основном береговые краны. На самом корабле для подъема снарядов использовались бы только две грузовые лебедки.
10. Новой гидравлической системы для 18-дюймового орудия не предполагалось. Вся гидравлика должна была подаваться от уже существовавшей на мониторе системы.
11. Никаких изменений уже имевшегося на мониторе вооружения не предполагалось.
12. В системе управления стрельбой для нового орудия предлагалось использовать индикаторы показаний от уже установленного на мониторе артиллерийского директора, в основу работы которого были положены поступающие от кренометра (clinometer) данные - обычная схема того времени.
В сентябре все эти предложения, кроме 6 и 12. были одобрены Первым морским лордом адмиралом Джеллико (Admiral Jellicoe. First Sea Lord), который ранее некоторое время был начальником Бюро вооружений (Director of Naval Ordnance). Джеллико предложил рассмотреть возможность погрузки, укладки и транспортировки снарядов в горизонтальном положении, что, несомненно, было существенно легче и удобнее. А также разместить дополнительно второй артиллерийский директор на фок-мачте ниже поста корректировки стрельбы (spotting). Платформу для поста предлагалось сместить на мачте к левому борту для удобства обзора пространства со стороны моря - кораблю приходилось опасаться нападения со стороны моря так как для стрельбы по берегу монитор должен был устанавливаться на якорь примерно в 10 милях или даже больше от береговой черты, левым бортом к малозаметному низменному побережью Бельгии.
В. Гард, один из помощников начальника Бюро кораблестроения (W. Н. Gard, Assistant.Directors of Naval Construction), предложил Чарльзу Лилликрапу и его новому помощнику К. Уоткинсу (К. Н. Watkins) разработать детальный проект, учтя при этом и апьтернативные варианты размещения артиллерии, а также меры по перераспределению нагрузки и экономии веса. Уже первые прикидки показали, что при условии установки орудий в защищенной орудийной башне необходимо было переместить дымовую трубу и, помимо этого, произвести серьезные работы по переделке помещений машинного отделения. Кроме того, огромный дополнительный вес, сконцентрированный на относительно небольшом, 100-футовом участке в корму от миделя увеличил бы осадку в корме до 14 футов. Надводный борт составил бы только 4 фута - чуть больше полутора метров. Такая ситуация не означала ничего хорошего, и конструкторам была поставлена задача рассмотреть возможные варианты уменьшения весовой нагрузки. Причем моряки считали, что уменьшать следует не столько саму осадку корпуса в корме, сколько возникающий в новом проекте очень большой дифферент. Для его устранения даже предлагалось устроить в носу специальные балластные цистерны с наполнением их водой. Наиболее удовлетворительное решение заключалось в надстройке в кормовой части корпуса широких бортовых наделок-булей.
Судя по расчетам, корабль по окончательному проекту имел бы водоизмещение 6645 тонн, осадка в носу составила бы 9 фут и 2, 5 дюйма, в корме - 11 футов и 10,5 дюймов Таким образом, к проектному водоизмещению монитора (6000 тонн) при проектной осадке 10 футов добавлялась нагрузка в 645 тонн.
Однако эти цифры нельзя было считать реальными. Двух летняя боевая служба мониторов не могла пройти для них бесследно. Предполагалось, что уже в то время перегрузка корабля составляла несколько сотен тонн, а осадка увеличилась по крайней мере на фут или даже больше. Тем не менее, никаких действий по определению фактического состояния мониторов предпринято не было. В результате, когда перевооружение мониторов было закончено проектная осадка составила 8 футов 9 дюймов носом и 13 футов 2 дюйма кормой, а водоизмещение - 6850 тонн. Мало того, что надводный борт в корме уменьшился до опасной величины, но к тому же оказались ниже поверхности воды все бортовые наделки-були. По своему предназначению монитор должен был действовать в опасной близости от побережья, занятого противником. Да к тому же еще и стоя на якоре. Несомненно, противник мог воспользоваться этим и произвести атаку миноносцами или диверсионную акцию. Возможность такой атаки было очень вероятна, а это резко увеличивало опасность для корабля от возможного торпедного попадания или подрыва борта взрывающимся, дистанционно управляемым, моторным катером. И если взрыв торпеды ниже ватерлинии все-таки пришелся бы в район буля, и сам корпус монитора вполне мог пострадать не очень сильно, то подрыв диверсионного быстроходного катера пришелся бы как раз в борт практически на уровне ватерлинии. Для того чтобы хоть в какой-то степени отдалить точку взрыва было решено по верхней поверхности наделки-буля уложить продольный стальной рельс, верхняя кромка которого выступала бы над поверхностью воды.
Пока производились проектные работы и рассматривалась возможность перевооружения мониторов, был окончательно решен вопрос о судьбе крейсера "Furious". Испытания крейсера, проведенные в июле 1917 года, показали, что корабль хорошо переносит стрельбу из такого мощного и крупного орудия, но в бою с кораблями противника из-за низкой скорострельности эффективность единственного на корабле орудия вряд ли могла оказаться достаточной. Как авианосец крейсер тоже имел много недостатков. Но в здесь перспектив было гораздо больше. Именно поэтому было принято окончательное решение о новой перестройке крейсера в авианосец с двумя полетными палубами в носу и в корме. При этом предполагалось снятие с крейсера кормового 18-дюймового орудия, и, таким образом, в распоряжении флота оказывалось бы третье свободное 18-дюймовое орудие. Появилась возможность перестроить уже не два, а три монитора. 23 сентября 1917 года фирма "Elswick" получила заказ на изготовление трех специальных лафетов для 18-дюймовых орудий. Окончательная готовность предполагалась в период между мартом и маем 1918 года.
Конструкция орудийной установки представляла собой два массивных продольных балки, укрепленных параллельно стволу орудия и скрепленных между собой на окончаниях. Между ними был закреплены вращающаяся платформа и непосредственно сам станок орудия. В передней части под платформой была укреплена мощная поддерживающая структура. Которая одновременно служила и осью разворота орудия в небольших диапазонах.
Заряжание орудия производилось при возвышении ствола 10 градусов, но стрельба рекомендовалась только при возвышении от 22 до 45 градусов. В противном случае сила отдачи распределялась бы слишком неравномерно между передними и задними укрепляющими балками (суппортами). Фактическая нагрузка на корпус монитора при выстреле составляла:
460 тонн - проектный вес самой установки и орудия (вектор нагрузки - вертикально вниз).
675 тонн - стрельбовая нагрузка на передний суппорт (вектор нагрузки - горизонтальный на левый борт).
400 тонн - стрельбовая нагрузка при отдаче орудия на задний суппорт (вектор нагрузки - вертикально вниз).
Непосредственно после выстрела гидравлический цилиндр вертикального наведения, расположенный в передней части установки непосредственно под орудием, возвращал орудие в положение 10 градусов для заряжания.
Разворот орудия осуществлялся таким же гидравлическим цилиндром "тяни-толкай", установленным со стороны кормы под поворотной платформой.
Гидравлические приводы имели также механизмы подъемных кранов боеприпасов, загрузочного лотка (loading tray), досылателя (rammer), замкового механизма (breech mechanism). Этим достигалось максимальное облегчение работы прислуги орудия, что в свою очередь влияло и на скорострельность. Правда последний фактор как раз меньше всего интересовал моряков так как стрельба по береговым целям не требовала беглого огня.
Не столь удачливы оказались моряки из команды подачи боеприпасов, которым приходилось применять мускульную силу намного чаще. Снаряды, хранившиеся горизонтально на верхней палубе, подавались по транспортеру (лотки, укрепленные на подвесном рельсе и перемещаемые вручную) к люку в палубе форкастля, через который затем подавались краном к казенной части орудия. Одновременно заряды с кордитом вынимались из боксов-кожухов, где они постоянно хранились, укладывались на небольшие рельсовые тележки и простым толканием перемещались к месту заряжания орудия. На одну тележку укладывались 2 комплекта зарядов (то есть 12 картузов с кордитом).
Всего на мониторе предусматривались места хранения для 60 снарядов и 72 комплектов зарядов. При этом 72 полных (штатных) заряда были эквивалентны 61 максимальному заряду (supercharges).
Вес орудийной установки без учета легкобронированного защитного щита, боеприпасов и приспособлений их подачи, составлял 384 тонны, включая и само орудие.
Для перевооружения мониторы были выбраны одного типа - «Prince Eugene», «General Wolfe», «Lord Clive». На первом из них предполагалось разместить орудие No.1, демонтированное из кормовой башни "Y" крейсера "Furious". На втором - орудие No.2, так и не установленное в Носовой башне "А" крейсера. Орудие No.3 должно было усилить огневую мощь третьего монитора «Lord Clive».
График работ предполагал следующие этапы:
1. Декабрь 1917 года - два монитора из трех должны прибыть на верфь военно-морского ведомства в Портсмуте «Portsmouth Dockyard».
2. Январь 1918 года - работы по укреплению палуб и корпуса, устройство бортовых наделок.
3. Март 1918 года - установка 18-дюймовых орудий и сопутствующие вооружению работы.
4. До мая 1918 года - проведение испытаний и возвращение мониторов в активный состав флота.
5. Весна 1918 года (предположительно май) - начало работ на третьем мониторе с примерно такими же сроками исполнения графика.
Однако задержки с изготовлением орудийных установок привели к тому, что в начале апреля, когда работы на корпусах первых мониторов были закончены, орудийные лафеты еще не были готовы и их монтаж начать было невозможно. Фирма «Elswick» только еще готовилась провести испытания первой орудийной установки. К испытаниям фирма приступила без опоздания от графика - еще в январе, на полигоне «Опытового и экспериментального ведомства» («Proof and Experimental Establishment») в Сиплоте (Silloth, Solway Firth). Но они постоянно прерывались из-за нехватки опытных специалистов и частых забастовок на предприятиях субподрядчиков. Поэтому, хотя первые два орудия были отправлены в Портсмуту еще в январе, только в мае удалось начать полигонные испытания первой установки. Целью этих испытаний было определение дальности стрельбы новыми снарядами с закруглением головной части 8crh и с применением максимального заряда (supercharges). Предполагалось, что дальность стрельбы должна существенно увеличиться.
Однако первые неудачи проявились совсем с иной стороны. Выяснилось, что привод досылателя слишком маломощен для проталкивания полуторатонных снарядов в канал ствола. На исправление механизма потребовалось немало времени.
Только 26 мая, когда новый механизм хорошо показал себя, орудийная установка частями была отправлена в Портсмут, куда прибыла 20 июня. Все было готово для монтажа установки на мониторе «General Wolfe», который с этой целью прибыл на верфь еще 5 апреля. Монтаж самой установки был проведен сравнительно быстро, и уже 9 июля огромное орудие было поднято на борт и установлено на свое место. После окончания работ, бункеровки углем и принятия боеприпасов и снабжения, монитор был полностью готов к стрельбовым испытаниям, которые были успешно проведены 7 августа у острова Уайт (Wight).
С установкой на мониторе новых орудийных систем внешний вид «General Wolfe» существенно изменился. Корабль довольно сильно осел кормой в воду. На срезе палубы форкастля появился громоздкий орудийный щит, придававший монитору весьма грозный вид. Хотя поверх самого орудийного щита были размещены две 2-фунтовые скорострельные пушки, как и прежде все орудия малого калибра были сосредоточены в носовой половине монитора - два 6-дюймовых орудия BL Mk.VII и две 3- дюймовых зенитных пушки.
Вся палуба вдоль бортов и вокруг орудия была загромождена боксами для хранения орудийных зарядов - всего было устроено 18 стеллажей. Был также установлен новый кран для подъема 18-дюймовых боеприпасов, а также незначительно изменена конструкция фок-мачты, мостика и носовой надстройки.
Помимо орудийной установки на корме по углам среза форкастля были размещены также две возвышенные прожекторные платформы с 36-дюймовым боевым прожектором на каждой, а между ними по диаметрали смонтирована легкая грот- мачта - тычок для растяжки подвесных радиоантенн.
Множество изменений было сделано и во внутренних помещениях. Под самим орудием пространство было занято подкрепляющими корпус и палубы стойками и пиллерсами. Они связывались между собой частично прерывающимися поперечными переборками из дюймовых и полудюймовых стальных листов, опускающихся вниз вплоть до двойного дна. Все остальное пространство верхней палубы от нового орудия вплоть до надстройки было оборудовано для хранения 18-дюймовых снарядов - были устроены стеллажи для укладки снарядов, механизмы для их транспортировки при погрузке и для подачи к орудию для стрельбы. Пришлось даже несколько потеснить каюты офицеров. В частности каюты уоррент-офицеров были частично перенесены с верхней палубы на главную палубу, где также размещались и кубрики команды. Их также пришлось расширить, так как количество нижних чинов увеличилось до 278 человек.
Второй монитор «Lord Clive» прибыл в Портсмут только 16 августа 1918 года. Но и в это время на верфи еще не было орудия, которое предполагалось установить на мониторе. Оно было отправлено только 7 сентября, установлено быстрыми темпами, и уже 13 октября монитор в ускоренном порядке завершил стрельбовые испытания.
Третий монитор «Prince Eugene» в Портсмут прибып только 19 октября 1918 года. Он был поставлен в док №14 для окончания модернизации, но перемирие с кайзеровской империей было заключено еще до начала работ по монтажу орудия. Поэтому от продолжения работ было решено отказаться.
Орудие: 18in BL Mk.l, Снаряд: 3320 фунтов, Заряд: кордит MD45.
Снаряд | Заряд (Фн) | Начальная скорость (фут / сек.) | Дальность при 30 град, (ярды) | Дальность при 45 град, (ярды) |
4crh | 630 | 2270 | 28900 | 33100 |
4crh | 690 | 2420 | 31400 | 36100 |
8crh | 630 | 2270 | 32200 | 36900 |
8crh | 690 | 2420 | 35000 | 40500 |
Поскольку целью всей программы ставилось достижение максимальной дальности стрельбы при обстреле береговых целей на бельгийском побережье, было необходимо проверить, наскопько были оправданы все предпринятые траты и усилия. Так как бельгийское побережье защищалось немецкими береговыми батареями 15-дюймового калибра с дальностью стрельбы до 52 тысяч ярдов, то англичанам приходилось бороться буквально за каждую сотню ярдов увеличения дистанции обстрела.
В британских отчетах пока не обнаружены достаточно полные данные о результатах дальности стрельбы 18- дюймового орудия. Имеющиеся собранные из разных официальных и неофициальных источников данные не в полной степени согласуются с имеющимся официальными сведениями о результатах наибольшей дальности стрельбы - восемь вариантов различной дальности: комбинации двух максимальных возвышений орудия (30 и 45 градусов), двух типов зарядов (штатный и максимальный) и двух типов снарядов (с радиусом округления головной части 4 и 8 crh).
Даже принимая во внимание, что приведенные в таблице сведения являются официальными, к этим данным следует относиться критически. Нет никаких сведений о том, что при составлении таблицы учитывались, например, такие параметры, как температура, давление, направление и сила ветра и т.д.
Большинство величин дальности стрельбы, приведенные в неофициальных источниках, варьируются в пределах между 37 и 43 тысячами ярдов. Приведенная в одном из источников величина в 60 тысяч ярдов явно завышена. Таблица дальности стрельбы, составленная в 1916 году и включенная в руководство СВ1245 (СВ1245, Public Record Office ADM 186/236) для снаряда с радиусом 4crh, штатный заряд обеспечивал дальность полета снаряда 30 тысяч ярдов при возвышении ствола 30° 45' с начальной скоростью 2275 футов в сек. Однако, величины, приведенные в этом руководстве для возвышений от 15 до 30 градусов по всей вероятности являются расчетными и не подтвержденными реальными стрельбами.
В протоколе совещания руководства Бюро артиллерийских вооружений (Ordnance Board minute) от 7 января 1920 года (PRO SUP 6/291) сообщается о дальности стрельбы в 35 тысяч ярдов для снаряда с радиусом округления 8crh. При этом учитывалось использование штатного заряда при возвышении ствола 40°39' и начальной скорости снаряда 2250 футов в сек.
В конце 1917 года специально для обстрела береговых целей был создан 18-дюймовый снаряд фугасного действия (НЕ - High Explosive) с радиусом закругления головной части 8crh и длиной 8 и 3/4 дюйма. Разрабатывались также и снаряды с шрапнельным наполнением.
Из всех имеющихся сведений о параметрах стрельбы из 18-дюймовых орудий можно сделать следующие выводы:
1. Применение максимального заряда (supercharges) в 690 фунтов кордита увеличивало начальную скорость снаряда приблизительно на 150 футов в сек. И, соответственно, дальность стрельбы приблизительно на 11%.
2. При максимальном возвышении ствола 45 градусов дальность стрельбы снарядом с радиусом 8crh приблизительно на 10% больше, чем для снарядов с радиусом 4crh.
3. Дальность стрельбы при возвышении 45 градусов примерно на 15% больше, чем при возвышении 30 градусов.
4. Изучение имеющихся сведений позволяет утверждать, что максимальная дальность стрельбы для снаряда с радиусом 8crh при использовании максимального заряда составляет диапазон от 40.100 до 40.500 ярдов с приближением примерно 100 ярдов. Что примерно соответствует таблицам из руководства для использования нового орудия.
Такое исключительное внимание англичан к дальности стрельбы орудий мониторов легко объяснимо, если вспомнить долгое позиционное противостояние фронтов, характерное для всего периода Первой мировой войны. Поддержка фланга сухопутного фронта артиллерией кораблей с моря в течение всей войны оставалась важной и необходимой задачей для британского флота. При этом большое значение имела именно досягаемость целей в глубине побережья при стрельбе с моря. Тем не менее, на конечном этапе войны, когда мониторы с 18-дюймо- вой артиллерией все-таки смогли принять участие в обстреле береговых целей противника, их использование оказалась весьма ограничено.
Оба монитора поддерживали наступление союзников в сентябре 1918 года, обстреливая мосты через каналы в районе Остенде. Так, например, 28 сентября 1918 года монитор «General Wolfe» обстрелял железнодорожный мост в Снискерке (Snaeskerke) - 6,5 км южнее Остенде. Стрельба велась с расстояния 36 тысяч ярдов (32.920 метров). За всю историю британского флота эта дистанция оказалась максимальным расстоянием, с которого английский корабль вел огонь по противнику. Стрельба проводилась снарядом с радиусом округления 8crh и с применением максимапьного заряда. Учитывая обычный на море ветер, а также другие различные баллистические поправки, указанное расстояние и оказалось почти предельной реальной дальностью стрельбы. К тому же из-за износа ствола орудия начальная скорость снаряда уменьшилась до 2250 футов в сек.
Всего же до конца войны монитор «General Wolfe» провел восемь стрельб по берегу из 18-дюймового орудия, монитор «Lord Clive» - топько одну. Всего было выпущено 85 снарядов, из них 81 отстрелял «General Wolfe» и 4 - «Lord Clive». В большинстве это были снаряды Хатфиелда «АРС 4crh» с измененным баллистическим наконечником.
В конца сентября 1918 года запасы снарядов для 18-дюй- мовых орудий (на берегу и на коряблях) составляли 452 АРС, 487 СРС и только два снаряда «НЕ 8crh", которые успепи изготовить до начала октября.
По результатам боевого применения 18-дюймовых орудий уже в то время можно было сделать достаточно определенные выводы: орудия такого калибра вполне оправдали себя при бомбардировке берегов, когда стрельба велась с небольшой скорость, а сам корабль стоял на якоре. Применение орудий на больших кораблях могло бы оправдать себя только в случае достаточного количества стволов - это могло бы компенсировать их сравнительно низкую скорострельность. В этом случае их использование было бы вполне оправданным - бронебойный снаряд АРС, например, пробивал бы 18-дюймовую броню с расстояния 15 тысяч ярдов. Несомненно, такой результат обещал большие перспективы. Однако использование орудий против кораблей, как с мониторов, так и крейсера "Furious" вряд ли оказалось бы эффективным - слишком малая скорострельность никак не компенсировалась количеством стволов, отчего вероятность попадания по движущемуся противнику оказалась бы минимальной.
Такие выводы не явились сюрпризом для морского командования. Они предпопагались заранее и в их практической проверке не было никакой необходимости. Использование 18- дюймовых орудий на кораблях можно объяснить лишь исключительно желанием вести обстрел с моря сильно удаленных береговых целей. Повышенный интерес моряков к дальности стрельбы орудий лишь подтверждает это. Однако слишком позднее их появление на театре боевых действий не позволило использовать их достаточно активно.
Вскоре после заключения перемирия мониторы были выведены из активной службы в запас. В конце 1920 года с них сняли 18-дюймовые орудия, которые отправили на береговые полигоны для использования в экспериментальных целях.
Орудие No.1 с конца 1920 года использовалось на полигоне в Силлоте (Silloth) для испытаний с кордитными зарядами. Затем в орудии был заменен ствол, и оно было переделано на 16-дюймовый (406-мм) калибр. В 1921-1924 годах с ним проводились испытания в процессе проектирования новых артиллерийских систем для линейных кораблей типа "Nelson". Испытания не прекратились и позже, когда велись работы по проектированию более современных линкоров. В 1942 году орудие было отправлено на орудийные склады в Вуличе, А в 1947 году отправлено на переплавку.
Два других орудия после Первой мировой также были отправлены на военно-морские артиллерийские полигоны - одно в Шибуринесс (Shoeburyness), другое - на Янлет (Yantlet) на Grain Island. В 1933 году оба этих орудия - No.2 и No.3 - были отправлены на разрезку и переплавку.
О самих орудийных установках сведений меньше. Известно, что одна из башенных установок (предназначавшихся для "Furious», вероятно, носовая, так и не установленная на крейсере) некоторое время использовалась на полигоне в Шибуринессе, затем была включена в систему оборонительных укреплений в Дувре. Позже она использовалась для испытаний новых 14-дюймовых орудий "14" (35.6 cm) Mark.VH".
Часто публикуемые сведения о том, что орудия были использованы в системе оборонительных сооружений в Сингапуре, как таковые, никакими документами не подтверждаются и являются очередным мифом, каких всегда найдется немало в отношении исключительных и неординарных образцов техники.
Видимо на полигонах и была истрачена часть боеприпасов, так как к ноябрю 1929 года запасы снарядов исчислялись в следующем виде: 203 АРС, 57 СРС, 96 НЕ, 92 шрапнельных (shrapnel) и 92 практических (practice). До нашего времени сохранился только один снаряд НЕ, демонстрируемый в музее артиллерии в Порсмуте (Priddy's Hard Ordnance Museum, Portsmouth).