- 25 - 2002 / сп - флот Италии
- 26 - 1999 / 02
- "Первые программы броненосного флота.
Броненосные фрегаты типа "Minotaur" - "Броненосец "PELAYO" военного флота Испании"
- "Война в Испании. Организация и боевые действия республиканского морского флота на севере Испании 14 мая - 11 октября 1937 года"
- "Испания. 1936-1939 годы. Гражданская война на море. Потери кораблей и судов воюющих сторон и нейтральных государств"
- "Германские миноносцы периода Второй мировой войны"
- "Проектирование авианосцев в фашистской Германии во время Второй мировой войны"
Часть вторая - "Тайна Скапа-Флоу. Гибель "Royal Oak"
(глава из книги "Тайны британской секретной службы". 1948)
- "Первые программы броненосного флота.
- 27 - 2006 / сп
- 28 - 2006 / сп - Звезда и смерть адмирала Шпее
- 29 - 2006 / сп - Звезда и смерть адмирала Шпее
- 30 - 2006 / сп - Звезда и смерть адмирала Шпее
- Часть 4. "Гибель эскадры Шпее у Фолклендских островов"
- Часть 4. "Гибель эскадры Шпее у Фолклендских островов"
- 31 - 2004 / сп - Жемчужная гавань
- тревожное воскресенье часть первая
- «Пирл Харбор. Шаг в историю»
- «Пирл Харбор накануне войны» «Япония готовится к нападению»
- «Офицеры морского командования»
- Япония готовится к нападению
- «Американский флот в Пирл Харборе накануне нападения»
- «Японский флот готов к атаке»
- «Американские авианосцы. Где же они были?»
- «Сверхмалые японские лодки в атаке на Пирл Харбор»
- «Пилоты готовы атаковать»
- «Атака на стоянку линейных кораблей»
- тревожное воскресенье часть первая
- 32 - 2004 / сп - Жемчужная гавань
- тревожное воскресенье часть вторая атака на линейные корабли
- 33 - 2004 / сп - Жемчужная гавань
- тревожное воскресенье часть третья
- Атака на военно-морскую верфь и корабли в средней бухте гавани
- Атака на район верфи вмс
- Минный заградитель СМ-4 «Oglala»
- Легкий крейсер CL-50 «Helena»
- Легкий крейсер CL-48 «Honolulu»
- Линейный корабль ВВ-38 «Pennsylvania» и эскадренные миноносцы DD-375 «Downes» и DD-372 «Cassin»
- Эскадренный миноносец DD-375 «Downes»
- Эскадренный миноносец DD-372 «Cassin»
- Эскадренный миноносец DD-373 «Shaw»
- Атака на территорию военно-морской верфи
Остатки былой роскоши
Эскадренные миноносцы
Как и на многих других морских военных театрах, на Средиземном море эсминцы и миноносцы Италии сравнительно редко участвовали в корабельных боевых столкновениях. Гораздо больше им пришлось выполнять обычную будничную работу, в первую очередь - конвоирование транспортов и реже эскортирование крупных боевых единиц. А помимо этого много иной рутинной работы - дозорные выходы, минно-заградительные операции, минное траление, разведывательные походы, а иногда и просто транспортные перевозки. Именно на долю таких незаметных походов и пришлась основная доля потерь в составе минно-торпедных легких сил итальянского флота.
В использовании своих эсминцев итальянский флот применял тактику, отработанную в мирное время. Более современные эсминцы использовались при эскадрах и дивизиях крупных кораблей. Старые корабли использовались для конвойной службы и охраны акваторий, по большей части в Адриатике, а после захвата Греции и в Эгейском море.
Часть эсминцев и миноносцев, в основном более или менее устаревших типов, еще во время экспансии в Африке была переведена в Красное море. Оставшись там, эти корабли с началом боевых действий в Средиземном море оказались отрезанными от главных баз в метрополии и, по-существу, оказались обречены. Практически все они либо погибли в бою, либо были уничтожены своими командами после получения повреждений.
Имя и бортовые литеры | Верфь-строитель | Закладка | Сп. на воду | Готовность | |
Ml | «Carlo Mirabelo» | «CN Ansaldo», Генуя | 21.11.1914 | 21.12.1915 | 24.08.1916 |
RI | «Augusto Riboty» | «CN Ansaldo», Генуя | 27.02.1915 | 24.09.1916 | 5.05.1917 |
LE | «Leone» | «CN Ansaldo», Генуя | 23.11.1921 | 1.10.1923 | 1.07.1924 |
РА | «Panthera» | «CN Ansaldo», Генуя | 19.12.1921 | 18.10.1923 | 28.10.1924 |
TI | «Tigre» | «CN Ansaldo», Генуя | .1921 | .1923 | .1924 |
SE | «Quintino Sella» | «Pattison», Неаполь | 12.10.1922 | 25.04.1925 | 25.03.1926 |
СР | «Francesco Crispi» | «Pattison», Неаполь | 21.03.1923 | 12.09.1925 | 29.04.1927 |
NC | «Giovanni Nicotera» | «Pattison», Неаполь | .1923 | 29.01.1926 | 4.10.1926 |
RC | «Bettino Ricasoli» | «Pattison», Неаполь | .1923 | 24.06.1926 | 8.01.1927 |
ВТ | «Cesare Batisti» | «CN Odero», Генуя | 9.02.1924 | 11.12.1926 | 13.04.1927 |
Sи | «Nazario Sauro» | «CN Odero», Генуя | 9.02.1924 | 12.05.1926 | 23.09.1927 |
МА | «Daniele Manin» | «CND Quarnaro», Фиуме | 9.10.1924 | 15.06.1925 | 1.03.1927 |
NL | «Francesco Nullo» | «CND Quarnaro», Фиуме | 9.10.1924 | 14.11.1925 | 15.04.1927 |
ES | «Espero» | «CN Ansaldo», Генуя | 29.04.1925 | 31.08.1927 | 30.04.1928 |
ZF | «Zeffiro» | «CN Ansaldo», Генуя | 29.04.1925 | 27.05.1927 | 15.05.1928 |
ОТ | «Ostro» | «CN Ansaldo», Генуя | 29.04.1925 | 2.01.1928 | 9.06.1928 |
ВR | «Вогеа» | «CN Ansaldo», Генуя | 29.04.1925 | 28.01.1927 | 14.11.1927 |
NВ | «Nembo» | «CND Tirreno», Рива Тригозе | 24.01.1925 | 27.01.1927 | 14.10.1927 |
ER | «Euro» | «CND Tirreno», Рива Тригозе | 24.01.1925 | 7.07.1927 | 22.12.1927 |
AL | «Aquilone» | «CN Odero», Генуя | 18.05.1925 | 3.08.1927 | 3.12.1927 |
ТВ | «Turbine» | «CN Odero», Генуя | 24.03.1925 | 21.04.1927 | 27.08.1927 |
US | «Antonioto Usodimare» | «CN Odero», Генуя | 1.05.1927 | 12.05.1929 | 21.11.1929 |
VI | «Ugolino Vivaldi» | «CN Odero», Генуя | 16.06.1927 | 9.01.1929 | 6.03.1930 |
PN | «Leone Pancaldo» | «CND Tirreno», Рива Тригозе | 7.07.1927 | 5.02.1929 | 30.11.1929 |
DN | «Antonio Da Noli» | «CND Tirreno», Рива Тригозе | 25.07.1927 | 21.05.1929 | 29.12.1929 |
ТА | «Luca Tarigo» | «CN Ansaldo», Генуя | 30.08.1927 | 9.12.1928 | 16.11.1929 |
МО | «Lancerotto Malocello» | «CN Ansaldo», Генуя | 30.08.1927 | 14.03.1929 | 18.01.1930 |
PS | «Emanuele Pessagno» | «CN Riuniti», Анкона | 9.10.1927 | 12.08.1929 | 10.03.1930 |
DR | «Nicoloso Da Recco» | «CN Riuniti», Анкона | 14.12.1927 | 5.01.1930 | 20.05.1930 |
ZE | «Nicolo Zeno» | «CND Quarnaro», Фиуме | 5.06.1927 | 12.08.1928 | 27.05.1930 |
PI | «Antonio Pigafetta» | «CND Quarnaro», Фиуме | 29.12.1928 | 10.11.1929 | 1.05.1931 |
DV | «Giovanni Da Varrazzano> | «CND Quarnaro», Фиуме | 17.08.1927 | 15.12.1928 | 25.09.1930 |
DM | «Alvise Da Mosto» | «CND Quarnaro», Фиуме | 22.08.1928 | 1.07.1929 | 15.03.1931 |
ST | «Strale» | «CN Odero», Генуя | 20.02.1929 | 26.03.1931 | 6.02.1932 |
DA | «Dardo» | «CN Odero», Генуя | 23.01.1929 | 6.09.1930 | 25.01.1932 |
SA | «Saetta» | «CND Tirreno», Рива Тригозе | 27.05.1929 | 17.01.1932 | 10.05.1932 |
FR | «Freccia» | «CND Tirreno», Рива Тригозе | 20.02.1929 | 3.08.1930 | 21.10.1931 |
BO | «Baleno» | «CND Quarnaro», Фиуме | 1.10.1929 | 22.03.1931 | 15.06.1932 |
FL | «Fulmine» | «CND Quarnaro», Фиуме | 1.10.1929 | 2.08.1931 | 14.09.1932 |
LP | «Lampo» | «Partenopi» | 30.01.1930 | 26.07.1931 | 13.08.1932 |
FG | «Folgore» | «Partenopi» | 30.01.1930 | 26.04.1931 | 1.07.1932 |
LI | «Libeccio» | «CND Tirreno», Рива Тригозе | 29.09.1931 | 4.07.1934 | 23.11.1934 |
SC | «Scirocco» | «CND Tirreno», Рива Тригозе | 29.09.1931 | 22.04.1934 | 21.10.1934 |
ML | «Maestrale» | «CN Riuniti», Анкона | 25.09.1931 | 5.04.1934 | 2.09.1934 |
GR | «Grecale» | «CN Riuniti», Анкона | 25.09.1931 | 17.06.1934 | 15.11.1934 |
AF | «Vittorio Alfieri» | «Odero-T-O», Ливорно | 4.04.1936 | 20.12.1936 | 1.12.1937 |
CD | «Giosue Cardicci» | «Odero-T-О», Ливорно | 5.02.1936 | 28.10.1936 | 1.11.1937 |
GB | «Vincenzo Gioberti» | «Odero-T-O», Ливорно | 2.01.1936 | 19.09.1936 | 27.10.1937 |
OA | «Alfredo Oriani» | «Odero-T-O», Ливорно | 28.10.1935 | 30.07.1936 | 15.07.1937 |
AP | «Alpino» | «CN Riuniti», Анкона | 2.05.1937 | 18.09.1938 | 20.04.1939 |
FC | «Fuciliere» | «CN Riuniti», Анкона | 2.05.1937 | 31.07.1938 | 4.03.1939 |
AR | «Artiglieri» | «Odero-T-O», Ливорно | 15.02.1937 | 12.12.1937 | 14.11.1938 |
Al | «Ascari» | «Odero-T-O», Ливорно | 11.12.1937 | 31.07.1938 | 6.05.1939 |
AV | «Avieri» | «Odero-T-O», Ливорно | 16.01.1937 | 19.09.1937 | 31.08.1938 |
СN | «Camicio Nera» «Artiglieri») | «Odero-T-O», Ливорно | 21.01.1937 | 8.08.1937 | 30.06.1938 |
CZ | «Corazzatiere» | «Odero-T-O», Ливорно | 7.10.1937 | 22.05.1938 | 4.03.1939 |
GE | «Geniere» (6. «Pontiere») | «Odero-T-O», Ливорно | 26.08.1937 | 27.02.1938 | 14.12.1938 |
BG | «Bersagliere» | «CN Riuniti», Палермо | 21.04.1937 | 3.07.1938 | 1.04.1939 |
GN | «Granatiere» | «CN Riuniti», Палермо | 5.04.1937 | 24.04.1938 | 1.02.1939 |
CB | «Carabiniere» | «CND Tirreno», Рива Тригозе | 1.02.1937 | 23.07.1938 | 20.12.1938 |
LN | «Lanciere» | «CND Tirreno», Рива Тригозе | 1.02.1937 | 18.12.1938 | 25.03.1939 |
BR | «Bombardiere» | «CN Riuniti», Анкона | 7.10.1940 | 23.03.1942 | 15.07.1942 |
MR | «Mitragliere» | «CN Riuniti», Анкона | 7.10.1940 | 28.09.1941 | 1.02.1942 |
LG | «Legionario» | «Odero-T-O», Ливорно | 21.10.1940 | 16.04.1941 | 1.03.1942 |
CA | «Corsaro» | «Odero-T-O», Ливорно | 23.01.1941 | 16.11.1941 | 16.05.1942 |
VL | «Velite» | «Odero-T-O», Ливорно | 19.04.1941 | 31.08.1941 | 31.08.1942 |
CR | «Carrista» | «Odero-T-O», Ливорно | 11.09.1941 | недостроен | |
SQ | «Squadrista» («Corsaro») | «Odero-T-O», Ливорно | 4.09.1941 | 12.09.1942 | недостроен |
PM | «Premuda» (б. югос.) | «Yarrow & Со.», Глазго | 10.06.1930 | 11.10.1931 | .1932 |
SВ | «Sebenico» (б. югос.) | «At. et Ch. de la Loire» С-Назер | .1936 | 23.12.1937 | .01.1939 |
LA | «Lubiana» (б. югос.) | «Jadr. Brodograd.», Сплит | .1937 | 28.06.1938 | .12.1939 |
«Zagreb» (б. югос.) | «Jadr. Brodograd.», Сплит | .1937 | .1938 | .1939 | |
«Spalato» (б. югос.) | «Arsenal», Сплит | .07.1939 | .1940 | 4.07.1958 |
К 1940 году в итальянском флоте, наряду с новейшими эсминцами сохранились также и корабли постройки времен Первой мировой войны, причем в качестве эсминцев была оставлена только часть этих кораблей - с учетом величины и вооружения. Остальные были переведены в класс миноносцев.
Из 59 эскадренных миноносцев, с которыми Италия начала войну, достаточно старыми кораблями считались 19 единиц, построенных в конце Первой мировой и вскоре после нее. Сравнительно хорошо вооруженные, они имели существенный недостаток - сильно снизившуюся скорость из-за износа механизмов, отчего использование их в составе эскадр современных кораблей не рекомендовалось.
Из пяти больших эсминцев старых проектов, ранее считавшихся лидерами, уцелел только один «Augusto Riboty». В свое время эта серия эсминцев из трех единиц типа «Ammiragli», построенная еще в 1915-17 годах в Сестри-Поненте верфью «Ансальдо», стала важным этапом в итальянском флоте. Сооруженные как отклик на появление в Англии первого лидера эсминцев «Swift», они по-существу стали родоначальником нового в итальянском флоте класса кораблей «Esploratore» - то есть «разведчики». Корабли были спроектированы частной верфью в порядке собственной инициативы - в это время «Ансальдо» ревностно относилась к тому, что ее конкурент, неапольская верфь «Паттисон», получила заказ румынского правительства на строительство четырех больших эсминцев, которые позже были реквизированы итальянцами и стали достаточно известным типом итальянских лидеров «Aquilla». Проект «Ансальдо» весьма охотно был одобрен итальянским морским командованием. Конструкция кораблей предусматривала ряд новых технических решений, весьма нечастых в то время - применение зубчатой передачи вместо прямой, полностью нефтяное отопление котлов, очень выгодное перераспределение водонепроницаемых переборок и иные. При водоизмещении 1700 т они имели 2-винтовую энергетическую установку из 2 паровых турбин Parsons и 4 котлов Yarrow, развивали 35-узловую скорость.
Эсминцы отличались мощным вооружением - восемь 102-мм орудий, две 40-мм зенитки и 2 пулемета (против четырех 102-мм и двух 76-мм на «Aquilla»), а также два 2-хтрубных 450-мм торпедных аппарата, могли брать на борт до 100 мин заграждения. Последнее и стало причиной того, что два из них в межвоенный период были переоборудованы в минные заградители с последующим уменьшением числа орудий до четырех. Из трех серийных эсминцев «Carlo Alberto Racchia» вскоре погиб, подорвавшись на мине 21 июля 1920 года в районе Одессы, a «Carlo Mirabelo» и «Augusto Riboty» приняли участие во Второй мировой.
Из четырех лидеров типа «Aquilla» два («Sparviero» и «Nibbio» - будущие противники советского флота «Maresti» и «Marasesti») были в 1920 году возвращены Румынии, а сам «Aquilla» и его собрат «Falco» остались в Италии. До Второй мировой они не дожили, но, перевооруженные по следу немецкого флота - в виде опыта - на три 152-мм орудия, подвигнули итальянских адмиралов на идею создания крупных лидеров с крейсерской артиллерией. Серия таких кораблей была построена в 1923 году и первоначально предполагалась из пяти кораблей. Но затем постройка двух - «Leopardo» и «Lince» - была отменена. Три других -«Leone», «Panthera» и «Tigre» - были достроены. Это были первые итальянские эсминцы (тогда лидеры), построенные по опыту Первой мировой войны - хотя от идеи вооружить их четырьмя 152-мм орудиями итальянцы отказались, перейдя на более радикальный калибр 120 мм. Но зато восемь стволов в четырех спаренных установках, причем с очень удобным линейно-возвышенным расположением орудий. При весе залпа 176 кг и скорострельности 8 выстрелов в минуту орудия могли выпустить в противника за этот промежуток времени 1408 кг металла. Правда пришлось вводить механизмы для поворота слишком тяжелых спаренных лафетов и подъема стволов, так как ручное управление оказалось весьма затруднительно. В виде эксперимента лидеры были снабжены различными системами управления артогнем. 30-градусное возвышение орудий не позволяло им стрелять по самолетам, да это было затруднительно и из-за сложности управления лафетами. Корабли имели водоизмещение 1526 т стандартное и 2330 т полное, уверенно развивали скорость 34 узла (2-хвинтовая силовая установка из 2 турбин Parsons и 4 котлов Yarrow).
В дальнейшем итальянцы отказались от постройки таких крупных эсминцев и стали строить корабли поменьше, но с претензией на больший универсализм в боевом использовании.
В конце 20-х годов были построены тремя сериями 14 сравнительно удачных эсминцев. Все они имели на вооружении по четыре 120-мм орудия, два-четыре 37-мм зенитных автомата и 13-мм пулеметы, а также два 2-хтрубных (со 2-й серии - 3-х трубных) 533-мм торпедных аппарата и до 30 мин заграждения. При стандартном водоизмещении до 1100-1200 тонн они имели 2-вальную энергетическую установку из 2 турбин Parsons и 3 котлов Thornycroft. При проектной скорости 36 узлов на испытаниях они развивали до 39-40 узлов при мощности механизмов более 35-37 тысяч SHP, однако реальная скорость в морских условиях была меньше и составляла около 37 узлов. К началу же Второй мировой войны изношенные механизмы кораблей не могли выжать и много меньшей скорости.
Следующей серией стали большие эсминцы знаменитой серии «Navigatori». Построенные на рубеже 20-30-х годов пятью разными верфями эти корабли показывали на испытаниях чудеса скорости, восхищая весь мир. Правда эти победы давались большой ценой, но как раз об этом тогда умалчивали.
При водоизмещении 1600 т стандартном и 2050 т полном эти эсминцы на испытаниях намного превысили проектную скорость, равную 38 узлам при мощности механизмов 50 тысяч SHP. Так «Alviso da Mosto» развил скорость 45 узлов при 71 тысяче SHP. Машинная установка включала турбинные агрегаты Tosi, Parsons или Belluzzo, пар для которых вырабатывали 3 или 4 котла типа Odero или Yarrow. Причем четыре эсминца, построенные в Фиуме (начиная от «Nicolo Zeno»), в виде эксперимента имели, повышенные параметры пара - Температуру перегрева 370 градусов, правда лишь при незначительном от обычного повышении давления.
Вооружение эсминцев составляли шесть 120-мм орудий, четыре 37-мм зенитных автомата и восемь или десять 13- мм пулеметов. Дополняли вооружение два 3-трубных торпедных аппарата и возможность брать на борт 50 мин заграждения. 120-мм 50-калиберные орудия новой конструкции обеспечивали скорострельность 8 выстрелов в минуту, а вес бортового залпа равнялся 132 кг, то есть в минуту орудия выстреливали 1056 кг снарядов. Во время войны, как и практически на всех кораблях итальянского флота, зенитное вооружение было усилено. Иногда это делалось за счет других видов вооружения.
Итальянские кораблестроители могли гордиться «Navigatori», но эти корабли дорого обошлись итальянской казне
- стоимость одного корабля составила около 20.750 млн лир (примерно 600 тысяч фунтов стерлингов) и следующие эсминцы, постройки середины 30-х годов, вновь оказались меньше, но зато они стали одними из лучших кораблей своего класса.
Строились они четырьмя сериями, и хотя их водоизмещение постепенно возрастало - от 1200 до 1700 т стандартное и от 1480 до 1950 т полное - вооружение оставалось неизменным
- четыре 120-мм орудия, по четыре 37-мм и 13-мм зенитных автомата и два 3-хтрубных торпедных аппарата (во время войны зенитное вооружение усиливалось). Энергетическая установка включала два паротурбинных агрегата Belluzzo или Parsons и три котла Thornycroft. Красивый однотрубный силуэт резко выделял их среди многих эсминцев других флотов. Именно эти корабли стали прототипом при разработке проекта советских эсминцев типа «7». 38-узловая проектная скорость при мощности механизмов 44 (последние 48) тысяч SHP, как и на предыдущих кораблях, зачастую перекрывалась, и на испытаниях доходила до 41-42 узлов.
Из всех этих эсминцев четыре наиболее современных корабля 4-й серии, строившиеся по программе 1935 года, предназначались в качестве лидеров флотилий.
В целом, эсминцы оказались настолько удачными, что итальянские кораблестроители решили и дальше сильно не отступать от них, хотя по требованию морского командования согласились с усилением вооружения на одно орудие в новом усовершенствованном проекте - тип «Soldati».
К строительству эскадренных миноносцев типа «Soldati» первой серии итальянский флот приступил в 1937 году. Именно тогда четыре итальянские верфи получили заказы на строительство первой серии кораблей - 12 единиц. Уже 8 августа 1937 года в Ливорно со стапеля фирмы «Odero-Terni-Orlando» сошел на воду первый в серии эсминец «Camicio Nera». Новые эсминцы имели стандартное водоизмещение 1800 т, полное 2400 т. Экипаж составляли 213 человек, включая 10 офицеров.
Эсминцы сохранили внешний силуэт с одной дымовой трубой, 2-винтовую энергетическую установку из 2 турбинных агрегатов Belluzzo или Parsons и 3 котлов Thornycroft. Проектная скорость увеличилась на 1-2 узла, то есть 39-40 узлов при мощности механизмов 48 тысяч SHP. Запас топлива 545 тонн.
Состав вооружения изменился - на части кораблей (по разным источникам сведения об этих эсминцах разные, но сами итальянцы называли четыре эсминца с пятью орудиями - «Camicia Nera», «Carabiniere», «Geniere» и «Lanciere») добавилось одно 120-мм орудие, зенитная артиллерия усилена до шести 37-мм и четырех-шести 13-мм автоматов). Сохранились шесть 533-мм торпедных труб, противолодочное вооружение, возможность принять на борт мины (до 64 штук).
Позже этот тип эскадренных миноносцев получил дальнейшее развитие.
Начавшаяся война оказалась очень неудачной для итальянских эсминцев. Соединения несли очень большие потери. Начались они, по-существу, еще до вступления Италии в войну.
Буквально накануне войны, 27 марта 1940 года правительство довольно удачно продало Швеции два эсминца «Bettino Ricasoli» и «Giovani Nicotera» (типа «Quintino Sella» из первой серии постройки 20-х годов). В шведском флоте они назывались «Puke» (J-19) и «Psilander» (J-18). После войны, 13 июня 1947 года, они были исключены из списков и сданы на слом.
Таким образом у Италии осталось только 59 эсминцев.
Потери начались буквально в первые недели войны. 28 июня 1940 года в Ионическом море британские крейсеры «Neptune», «Orion», «Liverpool», «Gloucester» и «Sydney» отправили на дно «Espero».
5 июля в районе Тобрука самолеты британского авианосца «Eagle» потопили торпедами «Zeffiro».
10 июля 1940 года «Leone Pancaldo» был потоплен британскими самолетами во время налета на Аугусту. Правда, затонувший в гавани корабль был поднят 26 июля 1941 года и вскоре отремонтирован в Генуе.
А 20-го июля вновь отличились летчики «Eagle». Все в том же районе Тобрука они потопили «Nembo» и «Ostro».
17 сентября того же года во время проведения операции против Бенгази погибли «Aquilone» и «Вогеа» - первый подорвался на мине, а второго настигли британские торпедоносцы с авианосца «ILLustrious».
12 октября восточнее Мальты британские крейсеры «York», «Ajax» с эсминцами артиллерией и торпедами потопили новейший эсминец «Artigliere» типа «Soldati».
И наконец, 21 октября 1940 года выбросился на побережье в Красном море «Francesco Nullo», поврежденный торпедой британского эсминца «Kimberley». В Красном море остались еще и другие эсминцы, но их черед наступит несколько позже - меньше чем через полгода.
В результате, итог всего полугодовой войны оказался печален. На дне оказались девять эсминцев. К тому часть эсминцев отрезаны в Красном море и фактически потеряны - всем было ясно, что их уничтожение - дело времени.
Потери было необходимо как-то восполнить. Морское командование, в ожидании начала боевых действий с Грецией и Югославией, делало кое-какие расчеты на приобретение их эсминцев, однако полагаться только на это было необоснованно. В связи с этим было решено начать постройку второй серии кораблей типа «Soldati». Уже в октябре были заложены три эсминца, а в начале 1941 года - еще два. Осенью 1941 была начата постройка еще двух таких кораблей. Правда, к тому времени потери уже намного превышали число заложенных кораблей.
Эсминцы типа «Soldati» 2-й серии лишь незначительно отличались от 1-й серии. Их водоизмещение составляло 1654 т стандартное (только «Squadrista» - 1697 т) и 2400-2500 т полное. Проектная скорость 38-39 узлов в реальности оказалась вполне достижима при фактической мощности механизмов 52-56 тысяч SHP. Вооружение составляли пять 120-мм орудий (на «Velite» - только четыре и одно 120-мм 15-калиберное орудие). Планировалась установка 37-мм зенитных автоматов, но в конечном итоге ограничились 8-10 автоматами калибра 20 мм. Два 3-трубных 533-мм торпедных аппарата, до 50 мин заграждения. Пять из этих эсминцев успели вступить в строй еще до осени 1942 года. Два последних так и не были достроены.
А новый, 1941 год, принес еще большие потери. Весна этого года оказалась буквально разгромной для эсминцев.
28 марта в бою у мыса Матапан вместе с тремя тяжелыми крейсерами были потоплены два эсминца. «Vittorio Alfieri» погиб в перестрелке с британскими эсминцами «Greyhound», «Griffin», «Havock» и «Stuart», a «Giosue Cardicci» был настигнут эсминцами «Jervis», «Nubian» и «Havock».
Не прошло и недели, как наступил черед эсминцев в Красном море. В течение первых десяти дней апреля бомбардировщики авианосца «Eagle», действуя с наземных аэродромов Порт- Судана, вывели из строя все эсминцы и миноносцы, остававшиеся в Красном море. 1 апреля 1941 года были сильно повреждены «Leone» и «Panthera». Первый из них на переходе в районе Массаи пропорол днище на каменном рифе и вскоре затонул, а другой был затоплен командой у побережья Саудовской Аравии. Двумя днями позже пришлось затопить и однотипный «Tigre», также сильно поврежденный авиацией. В эти же дни во время атак британской авиации получили повреждения «Cesare Batisti», «Daniele Manin» и «Nazario Sauro». Им пришлось приткнуться к берегу в районе Порт-Судана. Корабли были взорваны или по возможности разрушены экипажами.
Следующими стали «Luca Tarigo», «Baleno» и «Lampo». Сопровождая четыре транспорта к Тунису, 16 апреля 1941 года они были внезапно атакован британскими эсминцами «Janus», «Jervis», «Nubian» и «Mohawk». Торпеды последнего настигли «Luca Tarigo», и он быстро затонул. Два других также продержались недолго. Правда поврежденный «Lampo» смог дотянуть до мелководья. 8 августа он был поднят, отремонтирован и в мае 1942 года вновь вошел в строй.
В мае немецкие войска вторглись на Крит. Их действия поддерживал итальянский флот. Во время операций против острова 21 мая 1941 года у острова Левкас после подрыва на мине затонул эсминец «Carlo Mirabelo».
Лето прошло без потерь, но 8-9 ноября 1941 года в Ионическом море британская авиация обнаружила итальянский конвой. Вышедшие на перехват британские крейсеры «Aurora» и «Penelope» с эсминцами «Lively» и «Lightning» потопили эсминец «Fulmine» вместе с 7 транспортами, а подводная лодка «Upholder» отправила на дно эсминец «Libeccio».
И наконец 1 декабря 1941 года юго-западнее Триполи был потоплен «Alvise Da Mosto». Эсминец, шедший в составе эскорта конвоя, был отвлечен для спасения команды потопленного британской авиацией танкера, а затем, приняв появившиеся на горизонте дымы за свои корабли, сам приблизился к британскими крейсерам «Aurora» и «Penelope» и эсминцам «Lance» и «Lively». Уйти от них он не смог и погиб в бою.
В итоге, 1941 год принес потерю 15 эскадренных миноносцев, включая шесть единиц в Красном море. Таким образом из активной службы в метрополии были исключены девять эсминцев. Новыми построенными кораблями флот в этот период не пополнился, но в декабре из восстановительного ремонта вышел потопленный ранее и поднятый на поверхность «Leone Pancaldo».
В строй были зачислены также пять трофейных кораблей, захваченные итальянцами при оккупации Югославии, но из них только три реально смогли принять участие в боевых действиях в составе итальянского флота.
Это были югославские «Beograd» (переименованный в «Sebenico») и «Dubrovnik» (ставший «Premuda»), захваченные в Которе 17 апреля 1941 года, а также «Lubljana», захваченный в Себенико и переименованный в «Lubiana». Из двух других большой эсминец «Split», переименованный итальянцами в «Spalato» находился в достройке, завершить которую итальянцам так и не удалось. Пятый, «Zagreb», однотипный с «Beograd» и «Lubljana», 17 апреля был взорван экипажем в Которе и находился в таком состоянии, что итальянцы не надеялись отремонтировать его и даже не переименовывали.
«Beograd» и «Lubljana» (как и «Zagreb») были новейшими кораблями, находившимися в службе всего около двух лет. Головной "Beograd" был построен во Франции, а два других строились в Сплите с помощью французских специалистов. Эсминец "Ljubljana" во время шторма 24 января 1940 года наскочил на скалу, получил пробоину и затонул на входе в гавань Себеника. После двух неудачных попыток корабль был поднят в июне 1940 года и отправлен в Тиват на государственную верфь для ремонта. Но до апреля 1941 года работы не закончили, и корабль был захвачен итальянцами в небоеготовом состоянии.
При стандартном водоизмещении 1240 т эти эсминцы имели 2-вальную паротурбинную установку из 2 агрегатов Curtiss и 3 котлов Yarrow с повышенным давлением пара (28,5 ат). На 8- часовых испытаниях эсминцы показали скорость около 39 узлов при 44 тысячах SHP. Вооружены они были четырьмя 120-мм 60-калиберными орудиями Skoda, четырьмя 50-мм зенитными автоматами и шестью пулеметами. Торпедное вооружение включало два 3-трубных 533-мм аппарата, могли брать на борт 30 мин. То есть, как по скоростным качествам, так и по вооружению они вполне подходил под итальянские стандарты, хотя зенитное вооружение все-таки было изменено: сняты один 3-трубный аппарат и установлены по четыре 40-мм и 20-мм автомата.
Югославский «Dubrovnik», построенный в 1932 году в Англии, был не хуже. При 1880-тонном стандартном водоизмещении 2-винтовая силовая установка из 2 агрегатов Parsons и 3 котлов Yarrow позволяла эсминцу развивать вполне приличную скорость 37 узлов при 42 тысячах SHP Вооружение включало четыре 140-мм 50-калиберных орудия, две 83-мм зенитки, шесть 37-мм автоматов и шесть пулеметов, а также шесть 533-мм торпедных труб на двух поворотных тумбах. В итальянском флоте он также был перевооружен с усилением зенитного вооружения и удалением одного торпедного аппарата, получив десять 37-мм и большое число 20-мм автоматов.
«Split» был большим эсминцем стандартным водоизмещением 2400 т и вооруженный пятью 140-мм орудиями, десятью 40- мм автоматами и шестью торпедными трубами. Скорость предполагалась в 37 узлов. Он не был достроен во многом из-за саботажа местных рабочих, не хотевших помогать итальянцам. После войны его возвратили Югославии и только летом 1958 года эсминец был достроен, но по измененному проекту.
После захвата Греции итальянцы надеялись также получить и эсминец «Vasilefs Georgios», потопленный немецкой авиацией 20 апреля 1941 года в доке в Саламине, но он был немецким трофеем, а те не захотели делиться, назначили на него немецкий экипаж и 21 марта 1942 года подняли на нем свой военно-морской флаг, переименовав в «Hermes». Однако в боевых операциях эсминец участвовал в одном ряду с итальянскими кораблями.
Таким образом, потеряв за полтора года 17 эсминцев (не учитывая еще 7 в Красном море), итальянский флот реально пополнился только тремя эсминцами и еще одним восстановленным. Правда в начале 1942 года флот надеялся получить 5 эсминцев типа «Soldati» 2-й серии, но и они не могли решить проблемы невосполнимых и столь угрожающих потерь. К тому же, командование флота не видело тенденции к снижению потерь. Для пополнения флота было необходимо принимать срочные и кардинальные меры.
В связи с этим в 1941 году командование флота настояло на принятии обширной программы строительства эсминцев, в соответствии с которой предполагалось ускоренное строительство 24 эсминцев 1-й очереди и 20 эсминцев 2-й очереди. Из-за недостатка времени создание нового проекта не предполагалось, так как под рукой имелся прекрасный тип 40-узлового эсминца «Soldati». Требовалось только устранить на них некоторые недостатки.
Основной из них заключался в том, что орудия на спаренных лафетах размещались очень близко друг к другу - чуть больше 30 см. Это создавало большие проблемы при перезаряжании орудий, и, кроме того, ухудшало баллистические качества орудий при одновременной залповой стрельбе из обоих стволов. Поэтому для новых эсминцев предполагалось создать новую артиллерийскую установку. Особенных проблем в этом вопросе не предполагалось, так как в последний предвоенный год артиллерийские службы флота разработали удачную конструкцию 135-мм 45-калиберного орудия. Предназначалось оно для перестраивавшихся линейных кораблей типа «Andrea Doria» в качестве среднего калибра и крейсеров типа «Capitani Romani» как основное вооружение с установкой на спаренных лафетах в башне. Поскольку башенную установку на эсминце разместить не представлялось возможным было решено разработать одноорудийный лафет с прикрытием в виде коробчатого щита.
Это позволило бы устранить и недостатки спаренных лафетов. При этом орудийная установка предназначалась только для стрельбы по кораблям - возвышение стволов осуществлялось до угла 45 градусов.
Новые орудия отличались от прежних 120-мм орудий прежде всего весом снаряда (32,7 кг против 23,49 кг) и его большей разрывной эффективностью. По остальным параметрам орудия отличались незначительно.
В окончательном виде принятая программа предусматривала строительство 20 эсминцев 1-й очереди тремя сериями, основное различие в которых заключалось в составе вооружения. Тип кораблей получил обозначение «Commandanti», так как новые корабли предполагалось назвать в честь погибших командиров кораблей.
Для строительства новых эсминцев предполагалось привлечь четыре верфи, специализировавшихся на строительстве кораблей этого класса. Заказы на восемь единиц 1-й серии были размещены в сентябре 1941 года. 10-го контракт на два эсминца получила верфь «Caneieri Navali Dell'Tirreno» в Riva Trigoso, затем последовал заказ двух эсминцев на верфи «Caneieri Navali Riuniti» в Анконе, а 27 сентября - еще четырех у «Odero-Terni-Orlando» в Ливорно. Одновременно верфи (включая и четвертую - «Caneieri Navali Riuniti Dell'Adriatico» в Триесте) получили гарантии на предстоящие заказы остальных двенадцати кораблей, хотя официальные заказы на остальные эсминцы выдавались позже.
Водоизмещение стандартное 2100 т
Водоизмещение нормальное 2600 т
Водоизмещение полное боевое 2950-3000 т
Длина наибольшая по корпусу 120,7 м
Длина между перпендикулярами 115,0 м
Ширина наибольшая 12,3 м
Осадка при стандартном водоизмещении 3,2 м
Осадка при боевом водоизмещении 3,6 м
Энергетическая установка 2-вальная, 2 ПТЗА, 3 котла ВД
Мощность турбин 60 000 SHP
Скорость проектная 35 узлов
Запас топлива нормальный / полный 659 / 740 т
Дальность плавания 20-узл. скоростью 3300 миль
Экипаж 277 человек (в т.ч. 15 офицеров)
Вооружение:
1-я серия 4x1-135/45 орудия; 12x1-37/54 зен. авт.;
2х3-533-мм ТА; 2 бомбомета, 64 Гб; 52 мины; 2 прожектора
2-я серия 5x1-135/45 орудия; 2x4-37/54 и 2x4-20/65 зен. авт.;
2х3-533-мм ТА; 2 бомбомета, 64 Гб; 52 мины; 2 прожектора
1-я серия 5x1-135/45 орудия;
остальное вооружение определялось по обстановке
Имя и бортовые литеры | Верфь-строитель | Закладка | Сп. на воду Готовность | % гот-ти | |
1-я серия | |||||
ТО «Comandante Toscano» | «CND Tirreno», Рива Тригозо | 14.12.1942 | предп. конец 1944 | 17,0 % | |
D С «Comandante De Cristofaro» | «CND Tirreno», Рива Тригозо | 6.03.1943 | предп. конец 1944 | 15,5 % | |
D L «Comandante Dell'Anno» | «CN Riuniti», Анкона | 14.02.1943 | предп.конец 1944 | 19,0 % | |
С N «Comandante Casana» | «CN Riuniti», Анкона | 14.02.1943 | предп. конец 1944 | 18,0 % | |
В A «Comandante Baroni» | «Odero-T-О», Ливорно | 20.02.1943 | предп. | .12.1943 нет данных | 19,5 % |
MA «Comandante Margoftini» | «Odero-T-О», Ливорно | 10.03.1943 | предп. | нач.1944 нет данных | 20,0 % |
В О «Comandante Borsini» | «Odero-T-O», Ливорно | 29.04.1943 | нет данных | 17,5 % | |
F A «Comandante Fontana» | «Odero-T-О», Ливорно | лето 1943 | нет данных | 9,0 % | |
2-я серия | |||||
«Comandante Giorgis» | «CND Tirreno», Рива Тригозо | пред п. сент.1943 | нет данных | 3,0 % | |
«Comandante Giobe» | «CND Tirreno», Рива Тригозо | предп. окт.1943 | предп. 1-я пол. 1945 | 3,0 % | |
«Comandante Moccagatta» | «Odero-T-O», Ливорно | предп. нояб.1943 | предп. 1-я пол. 1945 | 3,0 % | |
'«Comandante Rodocanacchi» | «Odero-T-О», Ливорно | предп. дек. 1943 | предп. 2-я пол. 1945 | 4,0 % | |
«Comandante Botti» | «CNRd Adriatico», Триест | 1.08.1943 | предп. 1-я пол. 1945 | 4,0 % | |
«Comandante Ruta» | «CNRd Adriatico», Триест | 16.08.1943 | предп. 1-я пол. 1945 | 4,0 % | |
«Comandante Novaro» | «CNRd Adriatico», Триест | - | предп. 1-я пол. 1945 | 3,0 % | |
«Comandante Fiorelli» | «CNRd Adriatico», Триест | - | предп. 1-я пол. 1945 | 3,0 % | |
2-я серия | |||||
«Comandante Corsi» | «CNRd Adriatico», Триест | - | предп. 1-я пол. 1946 | - | |
«Comandante Giannattasio» | «CNRd Adriatico», Триест | - | предп. 1-я пол. 1946 | ||
«Comandante Milano» | «CNRd Adriatico», Триест | - | предп. 1-я рол. 1946 | ||
«Comandante Esposito» | «CNRd Adriatico», Триест | - | предп. 1-я пол. 1946 | - |
Внешне новые корабли напоминали эсминцы предшествующих типов, имеющиеся различия были вызваны только иным составом вооружения. Правда один из эсминцев этой серии должен был выглядеть несколько иначе. «Comandante Esposito» должен был иметь не три, а четыре паровых котла в двух котельных отделениях с эшелонным расположением, из-за чего предполагалось установить не одну, а две дымовые трубы. Вероятно, кораблестроители пришли к мысли, что устоявшийся в итальянском флоте проект эсминцев с однотрубной компоновкой стал морально устаревать. И «Comandante Esposito» должен был стать экспериментальным кораблем - как бы переходным типом к созданию кардинально новых проектов эскадренных миноносцев.
Наиболее заметной особенностью эсминцев типа «Commandanti» стало отступление итальянского морского командования от своей основополагающей идеи предыдущих лет - скорость превыше всего. Хотя мощность механизмов на новых эсминцах должна была быть наибольшей, чем на всех предшествующих типах, скорость предполагалось примерно 35 узлов (правда, конструкторы надеялись, что фактическая скорость окажется больше - 37-38 узлов). Это не удивительно, так как резко возросло водоизмещение кораблей. Причем итальянцы даже отказались от возможного увеличения проектной скорости на 3-4 узла, так как это потребовало бы либо дополнительно 500 тонн водоизмещения, либо соответственного уменьшения веса, отводимого на вооружение. Зато явно прослеживалась тенденция улучшения других характеристик: в частности того же вооружения. К этому времени итальянское командование поняло, что угрозы с воздуха не может избежать ни один, даже очень большой корабль. В то же время многие эсминцы сохраняли на вооружении 20-мм 65-калиберные зенитные автоматы «Breda», которые уже во многом потеряли свою эффективность и требовали как минимум кардинального улучшения. Поэтому основным зенитным вооружением легких кораблей как были, так и остались одноствольные 37-мм 54-калиберные автоматы «Breda», но не в силу своих характеристик, а потому что ничего лучше морские оружейники пока предложить не могли. Именно эти автоматы стали причиной того, что эсминцы 1-й серии имели только четыре орудия 135-мм калибра. Размещение автоматов в разных местах корабля просто не оставило места для пятого орудия.
Разработки новых зенитных установок для легких кораблей велись, но лишь с далекими перспективами. А пока что конструкторы могли предложить только увеличить плотность огня, разместив зенитные автоматы на счетверенных лафетах. Именно это и предполагалось осуществить на эсминцах 2-й серии. Корабли 3-й серии предполагалось вооружить совершенно новыми зенитными автоматами.
Минно-торпедное вооружение по сравнению с типом «Soldati» практически не изменилось, только количество мин, принимаемых на борт, увеличено с 48 до 52.
Предусматривалось также и радиолокационное оборудование - радары модели «ЕС-3/ter», иначе называемые «Gufo», специально переделанные для установки на эсминцах. Это были первые в итальянском флоте действительно эффективные радары для установки на легких кораблях. Их уверенная дальность действия составляла 15 тысяч метров.
Строительство серии эсминцев началось только в конце 1942 года. Планы итальянского морского командования января 1943 года предусматривали вступление в строй первых 12 кораблей в 1944 году, остальных в 1945 году. Однако война, оборачиваясь для Италии все большими трудностями, изменила эти планы. Незадолго до заключения перемирия, итальянские кораблестроители считали, что только шесть эсминцев 1-й серии могут быть достроены в первом полугодии 1945 года, еще четыре - во втором полугодии 1946 года. Строительство оставшихся шести эсминцев и еще четырех незаложенных вообще переносилось на необозримое будущее. С капитуляцией Италии эта программа была полностью остановлена.
Но все это было позже. А пока программа только разворачивалась и начинался 1942 год. Начало года итальянские соединения эсминцев встретили в своем прежнем, сильно потрепанном составе - как довесок имея только лишь несколько трофейных кораблей, надежду на достройку пяти новых кораблей и в резерве недавно принятую программу строительства большого числа эсминцев.
В 1942 году потери также были немалые - флот недосчитался восьми эсминцев.
23 марта 1942 года после 2-го боя в заливе Сирт затонули во время шторма юго-восточнее Мальты эсминцы «Scirocco» и «Lanciere» .
29 мая 1942 года «Emanuele Pessagno» был торпедирован севернее Бенгази британской субмариной «Turbulent».
Трагична оказалась судьба однотипного «Antonioto Usodimare». Утром 8 июня 1942 года эсминец был потоплен в Сицилийском проливе итальянской подводной лодкой «Alagi», принявшей свой эсминец за вражеский корабль.
21 июня 1942 года в районе мыса Бон выбросился на берег эсминец «Strale».
19 октября того же года южнее Пантелерии британская подводная лодка «Unbending» отправила на дно эсминец «Giovanni Da Varrazzano».
2 декабря 1942 года в Сицилийском проливе крейсеры «Aurora», «Argonaut» «Sinus» с эсминцами «Quentin» и «Quiberon» потопили эсминец «Folgore».
17 декабря 1942 года «Aviere» потоплен двумя торпедами британской субмарины «Splendid» севернее Бизерты.
Потеряв восемь эсминцев флот получил также и неплохое пополнение, однако в условиях резко возросшей активности в Средиземном море своих противников, оно оказалось явно недостаточным.
В течение весны и лета 1942 года в строй вступили пять новых эсминцев типа «Soldati» 2-й серии.
21 марта 1942 года был поднят немецкий военно-морской флаг на эсминце ZG-3, бывшем греческом «Vasilefe Georgios». Хотя фактически это был немецкий эсминец, тем не менее он использовался совместно с итальянскими соединениями и существенно пополнил итальянский флот.
А в мае вернулся в боевой состав и эсминец «Lampo», поднятый со дна 8 августа 1941 года и отбуксированный в Италию для ремонта.
Большое, но, к сожалению для итальянцев, чисто номинальное пополнение флот получил в самом конце 1942 года, за счет включения в состав одиннадцати трофейных французских кораблей, которые были затоплены своими экипажами в Тулоне в конце ноября 1942 года и переданы немцами в распоряжение итальянцев. Это были хорошие корабли, и они могли бы стать существенной поддержкой легким силам. Однако большинство из них достались итальянскому флоту в поврежденном состоянии, а то и вообще были затоплены французскими экипажами. Итальянцы успели поднять часть эсминцев и даже частично отремонтировать некоторые из них, однако в боевой состав ввести их так и не успели вплоть до капитуляции. В наилучшем состоянии оказались FR-31 «Trombe», который даже смог в сентябре 1943 года уйти в Северную Африку и сдаться союзникам, а также FR-23 «Tigre», который был захвачен немцами почти неповрежденным (небольшой французский охранный экипаж не успел его затопить). Итальянцы пытались использовать FR-23 в качестве быстроходного войскового транспорта, но не успели переоборудовать его для этих целей. Помимо названных в таблице итальянцы успели поднять также эсминцы «Mameluck» и «Casque», но они в строй итальянского флота зачислены не были.
Ит. номер Франц. имя | Верфь-строитель | Закладка | Сп. на воду | В строй | |
FR-21 | «Lion» | «Ateliers et Chantiers de France», Дюнкерк | .07.1927 | 5.08.1929 | .10.1930 |
FR-22 | «Panthere» | «Arsenale de Lorient», Лориан | дек. 1922 | 27.10.1924 | .11.1926 |
FR-23 | «Tigre» | «Ateliers et Chantiers de la Bretagne», Нант | .1923 | 2.08.1924 | .12.1925 |
FR-24 | «Valmy» | «Saint Nazaire - Penhoet», Сент-Назер | .05.1927 | 19.05.1928 | .01.1930 |
FR-31 | «Trombe» | «Forges et Chantiers de la Gironde», Бордо | 29.12.1925 | ||
FR-32 | «Siroco» (6. «Le Corsaire») | «Forges et Chantiers de la Mediterranee» | .03.1938 | 14.11.1939 | .06.1940 |
FR-33 | «L'Adroit» (6. «L'Epee») | «Forges et Chantiers de la Gironde», Бордо | .10.1936 | 26.10.1938 | .06.1940 |
FR-34 | «Lansquenet» | «Forges et Chantiers de la Gironde», Бордо | .12.1938 | 20.05.1939 | .06.1940 |
FR-35 | «Bison» (6. «Le Flibustier») | «Forges et Chantiers de la Mediterranee» | .03.1938 | 14.11.1939 | .06.1940 |
FR-36 | «Foudroyant» (6. «Fleuret») | «Forges et Chantiers de la Mediterranee» | .08.1936 | 28.07.1938 | .06.1940 |
FR-37 | «Le Hardi» | «Ateliers et Chantiers de la Loire», Шербур | .05.1936 | 4.05.1938 | .06.1940 |
Последний военный год для итальянских соединений эсминцев оказался также далеко не лучшим. К этому времени морское командование было вынуждено предпринять кардинальные меры по усилению зенитного вооружения. На многих эсминцах снимали один из двух торпедных аппаратов, за счет чего появлялись дополнительное место и вес для размещения зенитных автоматов. В основном это были уже упоминаемые 37- мм и 20-мм автоматы фирмы «Breda». Иногда усиление производили за счет замены 20-мм автоматов на 37-мм. Однако эти артсистемы уже не могли эффективно соперничать с современными скоростными самолетами союзников, а их одноствольные лафеты не позволяли обеспечить достаточную плотность огня даже простым увеличением количества стволов.
Проблемы заключались не только в англо-американской авиации. Итальянский флот оказался не способен на равных сражаться с все более усиливавшимся англо-американским флотом. Много неприятностей стали доставлять и активизировавшиеся действия британских подводных лодок. Угроза нависла над самой континентальной Италией.
Итальянский флот все больше сворачивал свои активные действия, выходы в море стали реже, но потери от этого не уменьшились, в том числе и в составе соединений эсминцев. Основной активной задачей флота оставалось обеспечение действий экспедиционных сил Роммеля в Северной Африке. С этими действиями и связаны основные потери флота в первой половине 1943 года.
7 января 1943 года в гавани Палермо американские бомбардировщики потопили эсминец «Bersagliere». Через два месяца, 1 марта там же американские самолеты потопили однотипный эсминец «Geniere».
9 января северо-восточнее Бизерты на 2 минах подорвался и затонул новейший эсминец «Corsaro». В память о корабле 25 июля 1943 года строящийся эсминец «Squadrista» был переименован в «Corsaro».
Через неделю после «Corsaro», 17 января, однотипный «Bombardiere» был отправлен на дно Сицилийского залива британской подлодкой «United».
3 февраля у Бизерты на мине погиб эсминец «Saetta», а утром 24 марта во время эскортирования войскового конвоя к берегам Туниса также после подрыва на минах в районе мыса Бон затонули «Lancerotto Malocello» и «Ascari».
1 апреля 1943 года у побережья Туниса выскочил на прибрежные камни эсминец «Lubiana», бывший югославский трофей.
19 апреля союзная авиация потопила в Ла Специи эсминец «Alpino». Хотя он затонул на мелководье попыток подъема итальянцы не делали. Для этого уже не было ни времени, ни возможностей.
Примечательным оказался день 30 апреля. В ходе войны на стороне Германии итальянцы подняли и отремонтировали только два своих потопленных эсминца. 26 июля 1941 года был поднят «Leone Pancaldo». Отремонтированный в Генуе, он 12 декабря того же года вступил в строй. А в мае 1942 года после ремонта вошел в строй «Lampo». Оба эти эсминца были потоплены вторично британской авиацией в районе Туниса в один и тот же день 30 апреля 1943 года.
Причем шедший вместе с «Leone Pancaldo» германский эсминец «Hermes» (они эскортировали из Поциоли в Тунис войсковые транспорты) хоть и был поврежден, но все-таки уцелел. Правда только для того, чтобы быть вскоре затопленным экипажем - 7 мая, у берегов того же Туниса, (см. «Бриз-38 и -39».)
8 августа в Генуе авиацией союзников был потоплен эсминец «Freccia».
А на следующий день, ровно за месяц до капитуляции Италии, 9 августа 1943 года британская подводная лодка «Simoon» в районе Ла-Специи потопила эсминец «Vincenzo Gioberti».
Это был 13-й и последний эсминец («Hermes» не учтен), потерянный итальянским флотом в 1943 году в результате боевых действий на стороне Германии. Но не последний, потерянный в этой войне. Капитуляция принесла множество новых потерь среди эсминцев (и не только), теперь уже в результате действий своих бывших союзников.
После официального объявления в Италии о заключении перемирия немецкие войска немедленно стали брать под свой контроль все более или менее необходимые им объекты, и в том числе все корабли, какие было возможно захватить. Среди них оказалось и немало эсминцев. Далее они будут перечислены в порядке времени их постройки (см. также «Бриз-38 и -39»),
«Francesco Crispi» 9 сентября 1943 года был захвачен немцами в Пирее, и дальнейшая его служба проходила под немецким флагом под именем «ТА-15», причем впоследствии авиация союзников успела потопить его дважды - 8 марта и 12 октября 1944 года.
«Turbine», также захваченный 9 сентября немцами в Пирее и переименованный в «ТА-14», 15 октября 1944 года был потоплен под немецким флагом в Саламине союзной авиацией.
«Nicolo Zeno», ремонтировавшийся в Ла Специи, 9 сентября 1943 года был очень сильно разрушен экипажем и достался немцам в небоеготовом состянии.
«Antonio Pigafetta», ремонтировавшийся в Риеке после повреждения 26 апреля 1943 года у Туниса, захваченный немцами был переименован в ТА-44. Долго ремонтировавшийся эсминец был уничтожен бомбами в Триесте только 17 февраля 1945 года. Остатки корабля были разобраны в 1949 году.
«Dardo» был захвачен немцами в Генуе, переименован в ТА-31. 17 июня 1944 года он был введен в строй немецкого флота. Поврежденный авиацией 25 октября, он был взорван немцами 24 апреля 1945 года в Генуе.
«Maestrale» был затоплен итальянским экипажем в Генуе. И хотя он был поднят и даже частично отремонтирован, тем не менее о боеготовности корабля не было и речи, поэтому немцы даже не присваивали ему своего наименования. В апреле 1945 года эсминец был затоплен немцами.
«Premuda» был захвачен немцами в Генуе, переименован в ТА-32. 24 апреля 1945 года он был затоплен в той же Генуе немецким экипажем.
«Sebenico» 11 сентября был захвачен в Венеции. Переименован в ТА-43. 1 мая 1945 года его затопили в Триесте.
«Corraziere», затопленный экипажем в Генуе, был поднят немцами, но так до конца и не отремонтирован. 4 сентября 1944 года он был потоплен авиацией в Генуе.
«Corsaro» (до 25 июля 1943 года - «Squadrista»), захваченный немцами в Ливорно, был переименован в ТА-33 и отбуксирован в Геную для достройки. Работы завершены небыли. 4 сентября 1944 года эсминец был потоплен авиацией.
«Carrista» был захвачен немцами в Ливорно, но достроить еще не спущенный на воду эсминец немцы не надеялись. Корабль не переименовывался и был частично разобран самими немцами. Остатки разобраны после войны.
Помимо названных эсминцев под контролем немцев оказались также некоторые французские эсминцы, бывшие ранее итальянскими трофеями (кроме FR-23 и FR-31). Эти корабли так и не были доведены до боеспособного состояния.
FR-22 (бывший «Panthere») был затоплен экипажем в Ла Специи в момент капитуляции Италии. Немцы даже не пытались восстановить его. То же произошло и с FR-21 (бывший «Lion») и FR-24 (бывший «Valmy») - они также не вызвали интереса у немцев в отношении их восстановления.
FR-32 (бывший «Siroco»), поспе подъема отбуксированный в Геную 10 июня 1943 года, был захвачен немцами и 28 октября затоплен ими на западном фарватере.
FR-35 (бывший «Bison»), затопленный французами в недостроенном состоянии и поднятый итальянцами, 9 сентября 1943 года попал в руки немцев и использовался в Тулоне как блокшив-дымзавесчик. Весной 1944 года он был поврежден авиацией союзников, а 25 июня добит торпедой немецкой подлодки.
FR-33 (бывший «L'Adroit»), FR-34 (бывший «Lansquenet»), FR-36 (бывший «Foudroyant») и FR-37 (бывший «Le Hardi»), поднятые итальянцами и только в августе-сентябре прибуксированные в Геную, были вскорости захвачены немцами. Затоплены ими 24 апреля 1945 года при оставлении города. «Lansquenet» (в немецком флоте ТА-34), поднятый после войны, 19 марта 1946 года вернулся в Тулон и некоторое время числился в списках кораблей предназначенных для восстановления. Но в конце концов был разобран на металл.
Также захваченные немцами «Mameluck» и «Casque» 6 августа 1944 года были сильно повреждены в Тулоне союзной авиацией и затем брошены немцами при оставлении города.
Под контроль немцев попапи и находившиеся на стапе- пях недостроенные эсминцы типа «Commandante». Работы по их достройке немцы не вели, но союзники успели потренироваться на них в бомбометании. Так были разрушены «Comandante Toscano», «Comandante De Cristofaro», «Comandante Baroni», «Comandante Borsini» и «Comandante Botti», захваченные немцами 8-9 сентября. Другие, «Comandante Dell'Anno» и «Comandante Casana», захваченные в Анконе 14 сентября, а также «Comandante Ruta» были разобраны на металл в 1944 году по распоряжению немцев. И только «Comandante Margottini» в ноябре 1943 года был спущен на воду немцами и вскоре отбуксирован в Ла Специю. 23 сентября 1944 года он был сильно поврежден союзной авиацией и вскоре разобран немцами на металл. Все остальные эсминцы, как уже начатые постройкой, так и подготовленный к установке на стапелях металл были разобраны только после войны.
Интересная судьба оказалась у эсминца «Spalato». Он был заказан правительством Югославии у французской фирмы «Chantiers de Loire» (Нант), но с условием строительства в Сплите на казенной верфи. Должен был называться «Split». Турбины и котлы были заказаны в ноябре 1938 года у английской фирмы «Yarrow». Корпус был начат постройкой в июле 1939 года. Спущенный на воду в 1940 году он последовательно переходил под контроль итальянцев, а затем немцев. После войны он был возвращен Югославии, а затем оказался в Социалистической республике Югославия (СФРЮ). Только летом 1958 года он был наконец достроен на верфи «Brodogradiliste «3 Maj» в Риеке, но по измененному проекту (2400 тонн, 31,5 узла= 50.000 SHP, 2 ГТЗА, 2 котла, 2 винта, вооружение: 4x1-127-мм, 12-40-мм авт., 1х5-533-мм ТА, 2 бомбомета и бомбосбрасыватели). И все это произошло с ним, пока корабль спокойно отстаивался у стенки завода, практически не меняя своего места.
Судьба остальных итальянских эсминцев оказалась различна. По условиям перемирия все способные передвигаться корабпи итальянского флота должны были интернироваться на Мальте, но не все корабли смогли дойти туда, выпопняя указания командования флотом. В их числе оказались и несколько эсминцев.
«Antonio Da Noli» и «Ugolino Vivaldi» допжны быпи соединиться с эскадрой Бергамини, но так и не встретились с ней. Следуя в точку рандеву у Корсики, «Antonio Da Noli» вечером 9 сентября потопил немецкий катер в проливе Бонифацио, но вскоре сам был обстрелян берегоыми орудиями. Уклоняясь от их огня корабль подорвался на двух минах и быстро затонул. «Ugolino
Vivaldi» огнем береговой артиллерии был поврежден и стал уходить в сторону Балеарских островов. Утром 10 сентября 1943 года он был атакован в проливе немецкой авиацией и потоплен.
Вышедший в море с целью ухода в английский порт, эсминец «Quintino Sella» 11 сентября 1943 года, южнее Венеции был потоплен немецкими торпедными катерами S-54 и S-61.
«Euro», также избежавший захвата немцами, 1 октября 1943 года у Лероса отправили на дно немецкие самолеты.
Таким образом, за время войны итальянский флот потерял почти все свои эскадренные миноносцы. За исключением недостроенных кораблей (которые так и не были никогда достроены, кроме бывшего югославского «Split») сохранились только 11 единиц этого класса. Еще два корабля из числа трофеев («ТготЬе» и «Tigre») были возвращены Франции.
Три эсминца - «Carabiniere», «Fuciliere» и «Mitragliere» - быпи интернированы на Балеарских островах. Остальные восемь разными путями добрались до Мальты и находились под контролем британского флота. Еще один (12-й) FR-31 (бывший «ТготЬе») был возвращен французам в сентябре 1943 года в Бизерте.
После войны, в соответствии с мирным договором, часть эсминцев подлежали разделу между флотами стран-по- бедителей. Эти корабли, как репатрационные, на некоторое время получили литерные обозначения (далее указаны в скобках).
Старый эсминец «Augusto Riboty», интернированный после капитуляции Италии, в 1947 году был переданный советскому флоту, но в СССР так и не был переведен. Уже в 1951-м сдан на спом и порезан на металл там же в Италии.
Советский флот получил также еще два эсминца типа «Soldati». 21 февраля 1949 года флаг СССР был поднят на «Artigliere» (Z-12), который ранее назывался «Camicia Nera». А 17 января 1950 года советскому экипажу был передан эсминец «Fuciliere» (Z-20). В советском Черноморском флоте они получили новые имена «Ловкий» и «Лёгкий» (соответственно). Интересно отметить, что эти имена немного раньше носили другие советские трофеи - бывшие румынские эсминцы «Marasti» и «Marasesti», захваченные советским флотом в 1944 году в Констанце, и переданые флоту социалистической Румынии. Как уже говорилось выше, эти два эсминца были построены также в Италии и до 1920 года назывались «Sparviero» и «Nibbio». Из списков советского фпота «Ловкий» и «Лёгкий» были исключены в начале 60-х годов.
Четыре эсминца получил флот Франции. Первым французский экипаж принял «Velite» (V-3) - 24 июля 1948 года. Эсминец был переименован в «Duperre». В агусте были переданы Франции еще три эсминца. 8 августа - «Alfredo Oriani», который попучил новое имя «D'Estaing», 15 августа - «Legionario* (L-6), переименованный в «Duchaffault» и затем «Mitragliere» (М-2), ставший «Jurien de la Graviere». Они оставались в составе французского флота примерно до 50-60-х годов. Помимо этих четырех эсминцев французы попучили также обратно два своих корабля. В сентябре 1943 года в Бизерте им был возвращен «ТготЬе». Он оставался в строю до 1950 года. А затем в одном из освобежденных итальянских портов был обнаружен FR-23 («Tigre»). 28 октября 1943 года корабль был возвращен французскому флоту. Отремонтированный, он оставался в строю французского флота до 1954 года.
Четыре последних эсминца были оставлены а итальянском флоте. Сравнительно старый эсминец «Nicoloso Da Recco» - единственный уцелевший корабль из серии «Navigatori» - оставался в составе итальянского флота до 15 июля 1954 года, когда был исключен из списков флота.
Из трех других эсминцев «Grecale» (бортовой номер НАТО - D-552), после модернизации 1952-1953 годов переклассифицированный в фрегат, был исключен из списков' флота только 31 мая 1964 года.
«Granatiere» (D-550) также 10 апрепя 1957 переклассифицированный в фрегат пошел на слом раньше. Он был исключен из списков 1 июпя 1958 года.
«Carabiniere» (D-551), переклассифицированный в фрегат одновременно с «Granatiere», позже использовался для испытания электронных средств как опытовый корабль А- 5314. Но 18 января 1965 года и он был списан на слом.