- 25 - 2002 / сп - флот Италии
- 26 - 1999 / 02
- "Первые программы броненосного флота.
Броненосные фрегаты типа "Minotaur" - "Броненосец "PELAYO" военного флота Испании"
- "Война в Испании. Организация и боевые действия республиканского морского флота на севере Испании 14 мая - 11 октября 1937 года"
- "Испания. 1936-1939 годы. Гражданская война на море. Потери кораблей и судов воюющих сторон и нейтральных государств"
- "Германские миноносцы периода Второй мировой войны"
- "Проектирование авианосцев в фашистской Германии во время Второй мировой войны"
Часть вторая - "Тайна Скапа-Флоу. Гибель "Royal Oak"
(глава из книги "Тайны британской секретной службы". 1948)
- "Первые программы броненосного флота.
- 27 - 2006 / сп
- 28 - 2006 / сп - Звезда и смерть адмирала Шпее
- 29 - 2006 / сп - Звезда и смерть адмирала Шпее
- 30 - 2006 / сп - Звезда и смерть адмирала Шпее
- Часть 4. "Гибель эскадры Шпее у Фолклендских островов"
- Часть 4. "Гибель эскадры Шпее у Фолклендских островов"
- 31 - 2004 / сп - Жемчужная гавань
- тревожное воскресенье часть первая
- «Пирл Харбор. Шаг в историю»
- «Пирл Харбор накануне войны» «Япония готовится к нападению»
- «Офицеры морского командования»
- Япония готовится к нападению
- «Американский флот в Пирл Харборе накануне нападения»
- «Японский флот готов к атаке»
- «Американские авианосцы. Где же они были?»
- «Сверхмалые японские лодки в атаке на Пирл Харбор»
- «Пилоты готовы атаковать»
- «Атака на стоянку линейных кораблей»
- тревожное воскресенье часть первая
- 32 - 2004 / сп - Жемчужная гавань
- тревожное воскресенье часть вторая атака на линейные корабли
- 33 - 2004 / сп - Жемчужная гавань
- тревожное воскресенье часть третья
- Атака на военно-морскую верфь и корабли в средней бухте гавани
- Атака на район верфи вмс
- Минный заградитель СМ-4 «Oglala»
- Легкий крейсер CL-50 «Helena»
- Легкий крейсер CL-48 «Honolulu»
- Линейный корабль ВВ-38 «Pennsylvania» и эскадренные миноносцы DD-375 «Downes» и DD-372 «Cassin»
- Эскадренный миноносец DD-375 «Downes»
- Эскадренный миноносец DD-372 «Cassin»
- Эскадренный миноносец DD-373 «Shaw»
- Атака на территорию военно-морской верфи
Жемчужная гавань Тревожное воскресенье
Сверхмалые Японские лодки в атаке на Пирл-Харбор
Для атаки на Пирл-Харбор японское командование выделило пять сверхмалых подводных лодок типа "А". Эти лодки были доставлены в район действия к острову Оаху на больших подводных лодках типа "I". Невдалеке от входа в гавань карликовые подлодки были отделены от носителей и далее действовали самостоятельно. Их действия были запланированы в ночь перед нападением авиации, так как им требовалось еще некоторое время, чтобы проникнуть в саму гавань. Производство же самой атаки панировалась утром, незадолго до нападения самолетов. Но действия этих лодок оказались малоуспешными, а точнее даже неудачными.
Одна из лодок еще до наступления рассвета была обстреляна эсминцем "Ward", который патрулировал в зоне, прилегающей к входу в гавань Пирл-Харбор, когда тральщик «Condor» сообщил, что в 03.42 с него выдели перископ подводной лодки. Примерно через три часа патрульный самолет РВУ тоже обнаружил перископ и отметил место дымовым буем. Немедленно в это место прибыл эсминец «Ward», который визуально обнаружил и потопил карликовую подводную лодку. С эсминца «Ward» об инциденте было дано сообщение на другой эсминец, а также было сообщено в штаб морского командования в Пирл-Харборе. Однако, так как авиационного нападения еще не было, и фактически война не началась, шифрованное сообщение об инциденте шло обычным канцелярским путем, и стало известным заинтересованным лицам уже после налета японских самолетов. Эта лодка, возможно, стала первой жертвой Тихоокеанской войны между США и Японией. А выстрелы эсминца стали первыми выстрелами этой войны.
Еще одна лодка долго пыталась найти безопасный вход в гавань, но так и не смогла пробиться к американским кораблям. Эта лодка была обнаружена на дне в 1960 году и вскоре поднята на поверхность. Сейчас она выставлена на открытой экспозиции в Японии в городе Eta Jima. Также как и эта лодка, не смогла проникнуть в гавань еще одна. После нескольких неудачных попыток она дрейфовала вдоль восточного побережья острова Оаху, неудачно маневрировала и села на отмель, На следующий день она была обнаружена американцами и захвачена. Эта лодка, носившая обозначение На-19, в настоящее время выставлена на открытой экспозиции в городе Fredericksburg в штате Техас.
Четвертая лодка смогла пробиться в гавань, но была обнаружена с эскадренного миноносца DD-354 "Monaghan" и потоплена. Место ее гибели было известно, поэтому лодка была поднята на поверхность буквально через несколько дней после атаки. Эта лодка не сохранилась, ее засыпали грудой мусора во время восстановления разрушенных строений на острове.
Судьба пятой лодки неизвестна. Последние исследования и изучения фотографий, сделанных во время атаки на Пирл-Харбор, позволяют высказать предположение, что ее присутствие можно обнаружить в районе стоянки линейных кораблей "Battleship Row" в момент атаки торпедоносцев на американские линкоры. Некоторые исследователь высказываются даже, что в числе торпед, поразивших линкоры "Oklahoma" и "West
Virginia", были и торпеды этой лодки. Конечно, это утверждение весьма спорно, и не имеет пока никаких достоверных подтверждений, но все-таки, если это так, то следы лодки нужно искать во внутренней гавани Пирл-Харбора.
Декабрь 13-е, 1941 год. От кого. Командир корабля (Commanding Officer). Для кого. Коменданту 14-го военно-морского района (The Commandant, Fourteenth Naval District). Копии:
(1) Командиру 80-го дивизиона эсминцев (Commander Destroyer Division Eighty).
(2) Начальнику прибрежного патруля (Commander Inshore Patrol).
При патрулировании у входа в гавань Пирл-Харбор в воскресенье 7 декабря 1941 года USS "Ward" атаковал неопознанную субмарину в пограничном районе (Restricted Area) гавани.
Подробности следующие:
1. В 06.37 вахтенный офицер (Officer-of-the-Deck) сообщил: "Приглашаю командира на мостик". Оттуда хорошо наблюдалась боевая рубка с перископом неизвестной субмарины. Было хорошо видно, что субмарина следует за тралом USS "Antares". Последний шел в направлении входа в гавань.
2. В 06.40 началась атака. "Ward" направился прямо на субмарину, увеличив скорость с 5 до 25 узлов.
3. В 06.45 "Ward" открыл огонь из орудий №1 и №3 и начал сбрасывать глубинные бомбы. Из орудий было сделано по одному выстрелу. Выстрел из орудия №1 был неудачным, снаряд прошел выше рубки субмарины. Выстрел из орудия №3, произведенный с расстояния 560 ярдов или чуть меньше, поразил субмарину прямо на уровне воды, в месте соединения рубки с корпусом. Попадание было замечено несколькими членами команды. Это было непосредственное прямое попадание (square positive hit). Не было замечено никаких следов рикошета снаряда. На субмарине был замечен наклон на правый борт. Не было видно никакого взрыва снаряда вне лодки, не было обнаружено ни одного всплеска любого размера, который можно было бы посчитать следствием взрыва или рикошета.
4. Немедленно после попадания субмарина, как всем показалось, резко замедлила движение и погрузилась. Она, несомненно, натолкнулась на нашу линию сброса глубинных бомб (depth charge barrage) и, вероятно, оказалась непосредственно в близости их взрывов. Гпубина подрыва бомб была установлена на 100 футов.
5. Субмарина погрузилась в 1200 футах и не была обнаружена датчиками шумоулавливания (supersonic detector - сонар). Было отмечено большое количество масляных пятен на поверхности моря в районе взрыва глубинных бомб .
6. Атака была произведена в 06.45, на некоторое время раньше начала авиационной атаки на Пирл-Харбор.
7. Сообщение об инциденте было послано коменданту 14-го военно-морского района в 06.45. Оно гласило: "Мы атаковали, обстреляли и потопили глубинными бомбами субмарину, оперирующую в пограничном морском районе (defensive sea areas)".
Выполнение обязанностей офицерами и матросами соответствовало традициям нашей службы.
Сопутствующая информация:
Вид субмарины: цилиндрическая труба длиной приблизительно 80 футов с маленькой рубкой в виде башенки овальной формы. Не имелось никакой палубы. Все было окрашено темно-зеленым цветом и слегка покрыто наростами, указывающими, что предмет находился в воде уже продолжительное время.
Поведение во время атаки: несмотря на примерно пять минут действий, прошедшие со времени обнаружения до момента непосредственного нападения, субмарина, очевидно, не видела "Ward". Она делала 8 или 10 узлов. Было очевидно, что она следовала в порт за "Antares". Точные расстояния нельзя назвать, но, очевидно, что во время первого сброса бомбы расстояние не превышало 100 ярдов, и буквально за несколько секунд этой операции, сократилось до 50 ярдов или меньше. Субмарина прошла очень близко от нашей кормы.
Подписано: W. W. О U TER В RID GE.
Декабрь 21-е, 1941 год. От кого. Командир корабля (Commanding Officer). Для кого. Командующему Тихоокеанским флотом (The Commander-in-Chief, Pacific Fleet).
Копии ... Приложения ...
1. Приблизительно в 07.53 утра 7 декабря 1941 года иMonaghan" в состоянии полной готовности [Ready Duty status] находился на швартовой стоянке "Х-14" вместе с другими кораблями 2-го дивизиона эсминцев ("Aylwin", "Farragut", "Dale", "Monaghan" - справа налево). [Везде в оригинале текста каждая такая общая швартовка группы кораблей названа nest - букв, гнездо]. Корабль стоял носом в направлении 025 градусов ИК [истинный курс].
2. В вышеупомянутое время посыльный связи доставил командиру письменное донесение: "Выходите немедленно и соединитесь с "Ward" в охраняемой морской зоне" ("Proceed immediately and contact Ward in defensive sea area"). Вышеупомянутое донесение было получено на мостике в 18.21 GCT (07.51 LCT [местное время]) и дана квитанция радистом по часам на главном радиопосту в 18.22 GCT (07.52 LZT). Отмечаю, что в вышеупомянутом донесении было указано ошибочное время.
3. После выдачи квитанции немедленно были отданы соответствующие приказы, чтобы выполнить данное распоряжение.
4. Приблизительно в 07.55 [далее везде местное время LCT] взбудораженный член команды сообщил, что над Пирл-Харбором японские самолеты. Сообщение немедленно было проверено. Сразу были замечены поднимавшиеся большие клубы черного дыма, поблизости от жилых казарм и тут же был обнаружен японский торпедоносец, выходящий в атаку на линкор "Utah".
5. Приблизительно в 08.00 передана общая тревога (General Alarm) и был получен приказ действовать по боевому расписанию. В это же время главному механику [Engineer Officer] приказали поднимать пары в котлах по чрезвычайному режиму.
6. Были сделаны запросы о наличии офицеров на кораблях нашей группы, а также распоряжения о снятии со швартов и разделении кораблей немедленно по появившейся возможности. На берег были посланы катера с посыльными за офицерами экипажей кораблей.
7. Приблизительно в 08.14 корабли группы открыли огонь по японским бомбардировщикам горизонтального бомбометания [horizontal bombers] из зенитных автоматов и 5-дюймовых орудий.
8. Приблизительно в 08.27 в исполнении флажного приказа с "Detroit" эсминец "Monaghan" дал ход в направлении к выходу из
гавани Пирл-Харбор через северный канал и приблизительно в это же время был получен голосовой приказ по TBS для эсминцев 2-го дивизиона об организации прибрежного патруля [Offshore Patrol].
9. Приблизительно в 08.35 было сообщено, что "Curtiss" флагами передал о присутствии вражеской субмарины, и тут же после получения сигнала с мостика эсминца был замечен подставившийся бок субмарины в 200-300 ярдах с правого борта от "Curtiss", который был ошвартован на стоянке ".Х-22. Субмарина интенсивно обстреливалась с "Tangier" (ошвартованного у северо-западного окончания острова Форд) и из зенитных автоматов и 5-дюймовых орудий с "Curtiss".
10. Приблизительно в 08.37 к машинам был отдан приказ: "Все машины полный вперед"["all engines ahead flank speed"] и словами передано о намерении таранить подводную лодку, тогда находившуюся на расстоянии около тысячи ярдов. В это же время рулевому Вильямсону (Williamson) были даны указания о направ-пении на лодку, и он подтвердил, что видит ее.
11. Приблизительно в 08.43 отдано распоряжение таранить лодку, которая к этому времени исчезла из видимости, но ее местоположение хорошо представлялось и таран предполагался неизбежным. Вскоре после этого все почувствовали незначительную встряску. А в 08.44 взорвались две сброшенные глубинные бомбы приблизительно в 50-100 футах позади кормы "Monaghan".
12. Одновременно со взрывами бомб передан приказ к машинам:"Всем машинам самый полный назад" ["all engines back emergency full speed"]. Команда выполнена очень быстро, но все-таки времени для изменения хода не хватило, и корабль слегка ударил плавкран, ошвартованный у причала Beckoning Point.
13. После оказания помощи крану, обнаружилось, что мы запутались в одном из оборвавшихся швартов крана. Но, следуя небольшим ходом, мы смогли освободить "Monaghan", и приблизительно в 08.47 вступили в кильватер эсминца "Dale". В 09.08 мы прошли входные буи и напра- вильсь к заданной нам позиции в прибрежном патруле.
14. Офицерам и команде объявлена благодарность за отличное поведение во время боевого эпизода.
Подписано W. P. BURFORD.
Декабрь 21-е, 1941 год. От кого. Старший офицер (Executive Officer). Для кого. Командиру корабля (Commanding Officer).
1. Приблизительно в 07.52 утра 7 декабря 1941 года U.S.S. "Monaghan" был ошвартован у бочки "Х-14" вместе с Desdiv-2 [2-й дивизион эсминцев] в часовой готовности к началу движения [one hours notice to get underv/ау]. В это время было получено распоряжение от коменданта 14-го военно-морского округа [Commandant 14th Naval District] о выходе в море и установлении контакта с эсминцем "Ward" в охраняемой морской зоне. Немедлено сделаны все необходимые распоряжения. Это сообщение содержало неправильное время (Сот 14 081318), вероятно, пропущенное по ошибке.
2. Приблизительно с 07.55 наблюдались японские самолеты, которые производили торпедные и штурмовые атаки, бомбардируя корабли и береговые цели в Пирл-Харборе.
3. На корабле прозвучала тревога общего сбора (General Quarters) и приблизительно в 08.15 был открыт зенитный огонь из 50-калиберных пушек.
4. В 08.27 "Monaghan"дал ход и направился к выходу из гавани по каналу севернее острова Форд.
5. Приблизительно в 08.37 рядом с буем №7 была обнаружена направляющаяся в гавань японская субмарина на расстоянии около 1200 ярдов по пеленгу 230 градусов. Ее место было определено в 300 ярдах к югу (пеленг 180 градусов) от буя 22-S. Из воды были видны перископ субмарины и часть боевой рубки. Был сделан один выстрел из орудия №2, но снаряд рикошетировал и попал в плашкоут плавкрана, ошвартованного у Beaconing Point. Прозвучал доклад: "Обнаружена субмарина противника" [Enemy submarine sighted] и следом: "Мы собираемся таранить" [We are going to ram]. Корабль резко увеличил скорость и направился прямо на субмарину, намереваясь ее таранить. С подводной лодки была выпущена торпеда, но она прошла вдоль правого борта близко к кораблю.
6. Старший офицер, находившийся у орудия №5 приказал: "Подготовить глубинные бомбы, установить на 30 футов" [Standby the depth charges, set on 30 feet]. Паркер (Parker, A.F., TM.2c), дежуривший у бомбосбрасывателей уложил бомбы на лоток правого борта. То же сделал Хардон (Hardon, G.S., СТМ(АА), укомплектовавший лоток левого борта.
7. Корабль таранил субмарину, и ее нос был замечен под большим углом выше поверхности воды, корма же была накрыта водой. Хардон немедленно сбросил одну бомбу и через секунду еще одну. Обе бомбы взорвались. Артиллерийский офицер снова наблюдал нос и надстройку (вероятно, рубку) лодки, очевидно, подброшенной взрывом вверх. Третья бомба сброшена не была так как поступил доклад, что корабль коснулся мели.
8. Косание дна не имело для эсминца последствий, поэтому он сразу направился на патрулирование за входные буи.
Подписано: H.J. VERHOYE, Lieutenant, Executive Officer.
Декабрь 21-е, 1941 год. От кого. Артиллерийский офицер (Gunnery Officer). Для кого. Командиру корабля (Commanding Officer).
После объявления общего сбора по тревоге [alarm to «General Quarters»] главная батарея и автоматы сразу были подготовлены к открытию огня. В это время не были введены в действия механизмы и приводы, поэтому оружие было подготовлено для ручного управления, а боеприпасы поданы к орудиям ручным способом. Патроны зенитных автоматов были снаряжены и распределены к установкам. Огонь был открыт примерно через 15 минут после объявления тревоги.
После начала движения, приблизившись к городу [Pearl City], было замечено, что с "Curtiss" стреляют по воде на близкое расстояние от борта. Сразу была замечена субмарина, обнажившая над водой рубку и короткий перископ. Подводная лодка маневрировала на малой глубине возле западной отмели (west bank) и, вероятно, ее подбросило вверх от удара о дно канала при неудачном маневре. Орудию №2 было приказано перейти на ручное управление и открыть огонь прямой наводкой [point- blank range]. Но первый же снаряд рикошетом ударил в плавкран, пришвартованный у западного берега. Когда стало известно, что корабль собирается таранить лодку, орудию приказали остановить стрельбу. С расстояния 75 ярдов субмарина, резко развернувшаяся в нашу сторону, атаковала одной торпедой. Торпеду дважды выбрасывало на поверхность [вероятно, из-за малой глубины хода], и затем она прошла вдоль нашего правого борта на расстоянии примерно 25-30 ярдов. (Как бы по замечено, торпеда взорвалась у северной отмели [north bank], подняв столб воды приблизительно на 200 футов вверх). Субмарина была поражена таранным ударом с правого борта, ближе к корме. Ее нос задрался из воды, как будто она продувалась [заполняла воздухом носовые цистерны].
Поскольку лодка после этого осталась за кормой, была сброшена глубинная бомба. Взрывом нос и надстройка лодки была приподнята и хорошо просматривалась. Такой же эффект от второго взрыва не был отмечен. Корабль к этому времени сильно приблизился к берегу и прислуге орудия №1 приказали отдать якорь для замедления хода. Нос правой сторой слегка ударил плавкран, до этого пораженный рикошетом снаряда. В это время на кране был виден блеск ацетиленовой горелки, что угрожало взрывом. Поэтому на форкастль вызвали людей с противопожарными аварийными средствами, но до их применения дело не дошло. В это время поступил доклад об обнаружении второй "субмарины" [second alarm of «submarine»]. Орудие №2 немедленно развернули на правый борт и был сделан один выстрел по обнаруженному на воде кругу. Однако это оказался черный каркас плавучего буя.
Затем эсминец вернулся в канал и вышел из гавани Пирл-Харбор.
Подписано: HART KAIT, Lieutenant (jg).
Сверхмалая субмарина "На-19" 46-тонного типа "А" была построена в Kure на государственной верфи в 1938 году. В ноябре 1941 года она на борту большей субмарины "I-24" была перевезена в прибрежные воды Гавайских островов, где в числе пяти других однотипных субмарин должна была проникнуть на внутренний рейд Пирл-Харбора для атаки кораблей. Однако из-за поломки гирокомпаса экипаж лодки не смог найти проход в гавань. После нескольких неудачных попыток "На-19" оказалась на отмели у Waimanalo на восточном берегу острова Оаху. Сама лодка и ее пилот, мичман Сакамаки (Sakamaki) 8 декабря были захвачены в плен. Сакамаки стал первым японским военнопленным в истории Тихоокеанской войны. "На-19" после некоторого ремонта была отправлена на материк, где демонстрировалась по всей стране как военный трофей. После окончания войны она была выставлена на просмотровой площадке в Key West во Флориде. В 1991 году субмарина была перемещена в город Fredericksburg (Техас), где она и сейчас демонстрируется в музее Адмирала Нимитца. В этом выпуске помещены фотографии, на которых показана сама лодка и ее отдельные конструкции.