- 25 - 2002 / сп - флот Италии
- 26 - 1999 / 02
- "Первые программы броненосного флота.
Броненосные фрегаты типа "Minotaur" - "Броненосец "PELAYO" военного флота Испании"
- "Война в Испании. Организация и боевые действия республиканского морского флота на севере Испании 14 мая - 11 октября 1937 года"
- "Испания. 1936-1939 годы. Гражданская война на море. Потери кораблей и судов воюющих сторон и нейтральных государств"
- "Германские миноносцы периода Второй мировой войны"
- "Проектирование авианосцев в фашистской Германии во время Второй мировой войны"
Часть вторая - "Тайна Скапа-Флоу. Гибель "Royal Oak"
(глава из книги "Тайны британской секретной службы". 1948)
- "Первые программы броненосного флота.
- 27 - 2006 / сп
- 28 - 2006 / сп - Звезда и смерть адмирала Шпее
- 29 - 2006 / сп - Звезда и смерть адмирала Шпее
- 30 - 2006 / сп - Звезда и смерть адмирала Шпее
- Часть 4. "Гибель эскадры Шпее у Фолклендских островов"
- Часть 4. "Гибель эскадры Шпее у Фолклендских островов"
- 31 - 2004 / сп - Жемчужная гавань
- тревожное воскресенье часть первая
- «Пирл Харбор. Шаг в историю»
- «Пирл Харбор накануне войны» «Япония готовится к нападению»
- «Офицеры морского командования»
- Япония готовится к нападению
- «Американский флот в Пирл Харборе накануне нападения»
- «Японский флот готов к атаке»
- «Американские авианосцы. Где же они были?»
- «Сверхмалые японские лодки в атаке на Пирл Харбор»
- «Пилоты готовы атаковать»
- «Атака на стоянку линейных кораблей»
- тревожное воскресенье часть первая
- 32 - 2004 / сп - Жемчужная гавань
- тревожное воскресенье часть вторая атака на линейные корабли
- 33 - 2004 / сп - Жемчужная гавань
- тревожное воскресенье часть третья
- Атака на военно-морскую верфь и корабли в средней бухте гавани
- Атака на район верфи вмс
- Минный заградитель СМ-4 «Oglala»
- Легкий крейсер CL-50 «Helena»
- Легкий крейсер CL-48 «Honolulu»
- Линейный корабль ВВ-38 «Pennsylvania» и эскадренные миноносцы DD-375 «Downes» и DD-372 «Cassin»
- Эскадренный миноносец DD-375 «Downes»
- Эскадренный миноносец DD-372 «Cassin»
- Эскадренный миноносец DD-373 «Shaw»
- Атака на территорию военно-морской верфи
Жемчужная гавань Тревожное воскресенье
Часть вторая Атака на линейные корабли
Линейные корабли ВВ-37 «Oklahoma» и ВВ-46 «Maryland»
Линейный корабль ВВ-37 "Oklahoma", 27.500-тонный линкор типа "Nevada", был построен в Камдене в Нью-Джерси. Линкор был принят флотом в мае 1916 года и следующие 5 лет служил в Атлантическом флоте, в середине 1918 года корабль был отправлен в Европу для помощи в охране конвоев. В конце этого же года и в июне 1919 года линкор сопровождай плавания президента Вильсона во время его визитов во Францию. В 1921 году линкор был отправлен в Тихий океан и при этом посетил порты западного побережья Южной Америки. В составе линейной эскадры "Oklahoma" участвовал в большинстве учений и маневров флота, в середине 1925 года с другими кораблями совершил плавание к берегам Австралии и Новой Зеландии. Летом 1927 года совершил плавание с гардемаринами военно-морской Академии на борту в их ежегодном переходе с восточного на западное побережье. В 1927-1929 годах линкор прошел модернизацию и усиление вооружения на военно-морской верфи в Филадельфии. Это значительно повысило его боевую ценность. После кратковременной службы в составе Разведывательного флота (Scouting Fleet), он в середине 1930 года вернулся на Тихий океан в состав эскадры. В июле 1936 года линкор был послан к берегам Европы для помощи эвакуации американских граждан из воевавшей Испании. В конце года он вернулся в Тихий океан.
В 1040 году "Oklahoma", вместе с другими кораблями флота, был перебазирован от западного побережья в Пирл-Харбор. 7 декабря 1941 года корабль стоял рядом с линкором "Maryland" и во время нападения японской авиации был поражен в левый борт большим числом (до девяти) авиационных торпед типа "91". Борт линкора получил множество огромных пробоин и фактически был открыт на протяжении примерно 250 футов от первой до третьей башни, и из-за сильного крена он перевернулся и затонул на месте стоянки в течение меньше чем 20 минут. Часть правого борта, днища и лопасти винта остались выше поверхности воды. С кораблем погибли более 400 человек. 32 моряка были спасены из перевернувшегося корпуса во время спасательных работ, проводившихся в течение двух дней после боя.
В течение 1943 года на линкоре велись спасательные работы. Корпус был перевернут на ровный киль, была произведена заделка пробоин. Корабль был поднят в конце 1943 года и заведен в сухой док. Так как восстановление довольно таки старого линкора было признано нецелесообразным, велись только де- монтажные работы, а также временные работы по заделке пробоин с целью его буксирования на западное побережье. В сентябре 1944 года он был официально исключен из списков флота. В декабре 1946 года его продали на слом. Но во время буксировки от Гавайских островов в Калифорнию, корабль в мае 1947 года затонул от поступления воды.
Линейный корабль ВВ-46 "Maryland", 32.600- тонный линкор типа "Colorado", был построен на верфи "Newport News" в Вирджинии, и был принят флотом в июле 1921 года. Во время службы в составе линейной эскадры линкор участвовал практически во всех учениях и маневрах, проводимых флотом, а также в отработке специальных задач, так называемых "Проблем флота". Корабль участвовал в нескольких дальних походах, и в том числе в Рио де Жанейро летом 1922 года для участия в выставке и церемонии, посвященной 100-летию Бразилии, в трансокеанском походе через Тихий океан в 1925 году, а также добрососедском вояже вновь избранного президента Герберта Гувера (Herbert Hoover) по странам Латинской Америки (good-will tour of Latin America).
В 1940 году место постоянного базирования линкора было перенесено из Лонг Бич в Калифорнии в Пирл Харбор. 7 декабря 1941 года линкор вместе с другими кораблями подвергся атаке японских самолетов. Прикрытый со стороны акватории корпусом линкора "Oklahoma', "Maryland" получил сравнительно небольшие повреждения от попадания двух авиабомб. Были затоплены несколько помещений в носовой части. погибли четыре моряка. "Maryland" самостоятельно перешел к западному побережью дпя окончательного ремонта.
После завершения ремонтных работ, совмещенных с некоторой модернизацией, в феврале 1942 года линкор вернулся в действующий флот, и чуть позже вошел в состав боевой группы №1 западного побережья (Task Force One off the U.S. West Coast). В конце года эта боевая группа была развернута в направлении на юг Тихого океана. Корабль принимал участие в захвате островов Гильберта и Маршаловых островов в конце 1943 года и в начале 1944 года, своими 16-дюймовыми орудиями бомбардировал острова Тарава и Каджалейн перед вторжением на них десантных сил. В июне 1944 года "Maryland" участвовал в бомбардировке острова Сайпан, предшествовавшей высадке войск. Во время этих действий корабль был торпедирован японским самолетом и проходил ремонт в Пирл-Харборе. В сентябре 1944 года линкор вернулся в район боевых действий и участвовал в захвате островов Палау. В октябре, во время вторжения на остров Лейте линкор бомбардировал японские позиции на побережье, участвовал в бою в проливе Суригао. В конце ноября в районе острова Лейте "Maryland" был поврежден японским "камикадзе". После непродолжительного ремонта в марте-апреле 1945 года линкор успел принять участие в боевых действиях у Окинавы и 7 апреля вновь получил повреждение во время воздушной атаки. Тем не менее, он продолжил участие в операции еще в течение недели и лишь после этого отправился к западному побережью дпя ремонта и перестройки. К началу августа работы были закончены, но Япония капитулировала прежде, чем линкор вернулся в боевую зону.
В конце 1945 года линкор привлекался для возвращения домой американских военнослужащих из средней зоны Тихого океана. После этого линкор перешел в Бремертон, где был выведен из активной службы. В апреле 1947 года "Maryland" был исключен из действующего флота и находился в консервации до июля 1959 года, когда был продан на слом.
Военно-морская верфь Пирл-Харбор, Оаху, 18 декабря 1941 года (U.S. Navy Yard Pearl Harbor, Т.Н., December 18, 1941).
От: Командир корабля (Commanding Officer, U.S.S. Oklahoma)
Для: Командующий Тихоокеанским флотом (Commander-in- Chief, U.S. Pacific Fleet).
Предмет ... Ссылки ... Вложения ... .
В соответствии с инструкциями, содержащимися в ссылке (а) распоряжения командующего, представлено следующее сообщение о действиях 7 декабря 1941 г.:
1. Данный рапорт является сопоставлением сообщений и заявлений моряков личного состава линкора "Oklahoma", находившихся в наиболее удачных местах для интерпретации последовательности событий нападения японской авиации на линкор "Oklahoma" и другие корабли флота, начавшегося приблизительно в 07.50 утра 7 декабря 1941 года. Первым признаком нападения стал взрыв бомб, сброшенных с низкой высоты (100- 150 футов) на юго-западный ангар аэродрома острова Форд. Почти одновременно линкор был поражен в течение нескольких минут тремя торпедами в левый борт в районах 25-го, 35- 40-го и 115-го шпангоутов. Эти торпеды были уверенно наблюдаемы и свидетели видели их движение в воде к линкору. Линкор стал крениться на левый борт немедленно после первого попадания. После третьего уверенно виденного попадания крен достиг 45 градусов. С некоторой уверенностью можно утверждать, что кроме этих трех попаданий в корабль ударили еще две или три торпеды. Следствием взрывов стало вытекание большого количества топлива, которое заплескивало на конструкции корабля при его затоплении. Корабль продолжал быстро крениться и через 8-10 минут угол крена составлял примерно 135 градусов.
2. С первым сообщением о нападении немедленно была объявлена тревога на зенитные батареи о воздушном нападении и сразу же объявлен общий сбор по аварийному расписанию (general quarters). Прислуга зенитных орудий была готова открыть огонь буквально через несколько минут, но уже и в это время для стрельбы появились большие трудности из-за быстро растущего крена и заплескивания воды и нефти на погружающиеся палубы. Стрельбу успел открыть один автомат на левом борту, но уже вскоре он замолчал, залитый водяным столбом от близкого взрыва первой попавшей в корабль торпеды.
3. Из-за опрокидывания и фактически полного затопления корабля невозможно определить степень повреждений и конкретные детали нанесенного ущерба.
4. Немедленно после опрокидывания корабля были предприняты действия по спасению оставшегося внутри личного состава и пригодной к использованию материальной части. Аварийные партии смогли спасти 32 человека. Действия этих групп подробно описаны во вложении (Ь).
5. Далее - сведения о наличии и потерях личного состава линкора "Oklahoma", датированное по состоянию на 15 декабря 1941 года.
На корабле находились: офицеры - 82 человека; команда (Ship's Company (USN) -1179 человек; летный состав (Aviation Unit) - 15 человек; морская пехота (Marine Detachment) - 77 человек; ИТОГО - 1353 человека.
Невредимы: 59 офицеров и 840 членов команды (всего 899 человек).
Ранены: 2 офицера и 24 члена команды (всего 26 человек).
Известны погибшими: 22 члена команды (всего 22 человека).
Пропали по неизвестными причинам (считаются погибшими): 21 офицер и 385 членов команды (всего 406 человек).
Итого: 82 офицера и 1271 члена команды (1353 человека).
6. Поведение всего личного состава линкора "Oklahoma" было самоотверженно и превосходно в течение боя, последующей эвакуации, спасательных работ и других непредвиденных действиях после этого. Весь персонал по тревоги занял свои боевые посты и спокойно и хладнокровно выполнял свои обязанности с максимальной отдачей. Примерно 60 человек после опрокидывания линкора перебрались на "Maryland" и там по возможности помогали аварийным партиям и орудийной прислуге. Подробно эти действия и спасательные действия представлены в рапорте капитана-лейтенанта Хобби (Lieutenant Commander William Н. Hobby, USN), лично участвовавшего в спасательных действиях (см. вложение (Ь).
7. То обстоятельство, что личный состав линкора был распределен среди различных команд и некоторое ограничение связи с ними и возможности подготовки рапортов, объясняет задержку подачи некоторых рапортов и докладных записок.
Подписано: H.D. BODE.
Военно-морские склады боеприпасов, Оаху, 16 декабря 1941 года (U.S.Naval Ammunition Depot, Oahu, Hawaii, December 16, 1941).
От: капитан 3-го ранга Кенворт (Commander Jesse L. KENWORTHY, JR., U.S.N.).
Для: капитан 1-го ранга Воде (Captain H.D. BODE, U.S.N.). , Предмет ... Ссылки ... Вложения ....
1. В воскресенье 7 декабря 1941 года линкор "Oklahoma" был ошвартован к наружному борту линкора "Maryland" своим правым бортом на стоянке F-5 гавани Пирл-Харбор. Приблизительно в 07.57 голосом сообщили, что слышна зенитная стрельба, сразу же сообщили, что это реальное нападение и приказ всем незанятым по боевому расписанию укрыться в защищенных помещениях. В это время я как раз начал спускаться по трапу правого борта из столовой, направляясь в свою рабочую рубку. После первого же сообщения и тревоги я бросился на верхнюю палубу по трапу правого борта, рассчитывая попасть в боевую рубку на свой боевой пост, в соответствии с расписанием боевой тревоги. Когда достиг верхней палубы, я почувствовал тяжелый удар и слышал громкий взрыв. Корабль немедленно начал крениться на левый борт.
2. Нефть и вода от водяных столбов взрыва обрушились на палубу. Пока я добирался до шлюпочной палубы, почувствовал еще два взрыва у левого борта. В это время зазвучали звуки общего сбора по аварийной тревоге, команда стала занимать свои посты по расписанию "Zed" [водяная тревога, максимально-возможная герметизация отсеков].
3. Поскольку я все еще пытался добраться к боевой рубке мне пришлось идти по палубам, скользким от нефти и воды. Я услышал еще один сильный взрыв с левого борта. К этому времени корабль уже имел крен 25-35 градусов на левый борт и продолжал крениться дальше. Было очевидно, что корабль скорее всего перевернется, и я стал подниматься на шлюпочную палубу к правому борту. Стали собираться также и люди, выбиравшиеся через люки из нижних помещений корабля, и от них стало известно, что корабль заполняется водой во многих местах внизу корабля.
4. Когда я достиг правого борта, я встретил капитана-лей- тенанта Хобби (Lieutenant Commander Hobby), 1-го лейтенанта (First Lieutenant), который согласился, что корабль спасти нельзя и нужно приложить максимум усилий для спасения как можно большего числа людей. В это время голосом был передан приказ для всего экипажа оставить корабль. Всем рекомендовали подниматься на правый борт и перебираться на стенку борта и днище, поскольку корабль переворачивался. В это время я услышал еще один взрыв у левого борта, и корабль стал переворачиваться намного быстрее. Люди стали перебираться на борт корабля к днищу. Многие заходили в воду, собираясь переплыть на линкор "Maryland".
5. После того как стало невозможно оставаться на стенке правого борта, я прошел по выступу буля на днище. Корабль лег на дно. Над водой остались часть скулы правого борта, часть киля и лопасти винта правого борта. Две моторные шлюпки подплыли к килю и к валу гребного винта. Одна из шлюпок отправилась для спасения людей из воды. С шлюпки бросали в воду спасательные жакеты и постепенно подбирали людей с воды. После того как все, кто находился рядом, перебрались на корпус затонувшего линкора, я также перебрался в шлюпку и стал помогать вытаскивать из воды людей, которые находились на большем удалении. Когда подобрали всех, кого видели, мы перешли к лодочному причалу на острове Форд между линкорами "California" и "Maryland" и переправили раненных и нахлебавшихся воды на грузовиках в санчасть. После этого шлюпки отправились для снятия раненых с линкора "California" и других кораблей в линии. Люди на причале, которые не пострадали, были посланы для помощи в борьбе с горевшей на воде нефтью, скапливавшейся вокруг заправочного дока и у подочных причалов.
6. Я тогда перешел с острова Форд на линкор "Maryland", где встретил капитана 1-го ранга Боде (Captain Bode) и других офицеров с линкора "Oklahoma". С ними я прибыл к штабу аэродрома острова Форд, откуда нас направили к складам военного снаряжения (naval ammunition depot) в западной бухте (West Loch).
7. Во время того короткого периода боя, которому предшествовало опрокидывание линкора "Oklahoma", корабль подвергся атакам большого числа торпедоносцев, подлетевших с генерального направления от Merry Point. Далее корабль был подвергнут обстрелу и бомбежке с двух из шести высотных бомбардировщиков, приближающихся со стороны входа гавани. Они сбросили бомбы с высоты 10-12 тысяч футов, которые упали за кормой и не задели опрокинувшийся линкор. Точное число торпед, которые попали в корабль, назвать трудно, но их число можно оценить от пяти до семи, а район попаданий ограничить между 50-и т 115-м шпангоутами. Бомбовых попаданий, насколько известно, корабль не получил.
8. В то время как прислуга зенитных орудий оказалась на местах по боевому расписанию немедленно после первых звуков тревоги, и были вскрыты боксы подготовленных боеприпасов (кранцы), корабль получил торпедные попадания и стрельба из 3750 и 5"/25 зенитных орудий не могла оказаться эффективной. Орудия замолчали, едва начав стрелять. Нефть и вода на палубах создала дополнительные трудности, и люди просто не могли стоять на наклонившейся палубе. Первым стрельбу открыл автомат на левом борту на палубе надстройки, но первое торпедное попадание заставило его замолчать.
9. Поведение экипажа было превосходным на всем протяжении боя. Не имелось никаких признаков паники. Люди, покидающие корабль, стремились добраться до линкора "Maryland", чтобы помочь его команде вести стрельбу из орудий, и подавать снаряды. Большое число людей из команды "Oklahoma" занималось этим, пока им не было приказано перебираться на остров Форд.
Подписано: J.L. KENWORTHY, JR.
Военно-морская верфь Пирл-Харбор, Оаху, 20 декабря 1941 года (U.S. Navy Yard Pearl Harbor, Т.Н., December 20, 1941).
От: Командир корабля (Commanding Officer, U.S.S. Oklahoma)
Для: Командующий Тихоокеанским флотом (Commander-in- Chief, U.S. Pacific Fleet).
Предмет: Повреждения, полученные линкором "Oklahoma" во время боя в Пирл-Харбор 7 декабря 1941 года. Предварительное сообщение. (USS "Oklahoma". Damage sustained During the Action at Pearl Harbor, December 7, 1941. Preliminary Report).
Ссылки ...
1. Этот рапорт о повреждениях линейного корабля иOklahoma" в результате боя в Пирл-Харборе 7 декабря 1941 года предваряет более полный доклад, который будет сделан представителями военно-морской верфи, когда судно будет спасено и будет возможна детальная экспертиза.
2. Для удобства текст, помещенный ниже, соответствует параграфам и подпараграфам в соответствии с ссылкой (Ь).
3А
1. U.S.S. "Oklahoma".
2. 08.00, 7 декабря 1941 года.
3. Пирл-Харбор, стоянка "F-5", швартовка у наружного борта U.S.S. "Maryland"левым бортом, по течению, правый борт к U.S.S. "Maryland", глубина воды 48-54 фута.
4. Ошвартованный.
5. Осадка 31 фут 1 дюйм (средняя) (при окончании - опрокинутое судно).
6. Без волнения.
7. Ясная погода. Медленно перемещающиеся кучевые облака, потолок видимости в пределах от неограниченного к 2000 футам.
ЗВ
1. Бомбы. Одна оценивается в 500 фунтов. Прямое попадание, или очень близко к борту.
2. (Ь) две бомбы вероятные с горизонтальных бомбардировщиков (несколько маленьких бомб, вероятно в 100 фунтов, сброшенные пикирующими бомбардировщиками, упали в 100 ярдах от левого борта и за кормой). Другими данными не располагаю.
3. Одна бомба (500 фунтов) прямое попадание или очень близко к левому борту в районе 30-го шпангоута. Одна бомба (500 фунтов) близко к левому борту в районе 80-го шпангоута.
4. Не определенно из-за невозможности осмотра.
5. Район попадания не определен.
6. Никаких данных.
7. Никаких данных.
8. Результаты и последствия бомбовых попаданий объединились с действием попавших торпед и результат воздействия трудно различим. Другие детали трудно определимы.
9. Сообщения о газе поступили от людей в центральном посту (Central Station) и на третьей палубе, приблизительно в середине корабля, но не в тяжелых концентрациях. Вероятно, газ поступал от аккумуляторных батарей в подзарядной станции, которая была затоплена.
10. Сигнал о "состоянии Zed" подавался. Корабль от третьей палубы и ниже в начале нападения был фактически в "состоянии Yoke". При существующих условиях невозможно определять точную степень закрытия герметичных проемов. Ситуация (очень быстрое затопление) не позволила вести какую-либо борьбу за живучесть корабля или предпринять другие меры, предусмотренные рекомендациями для таких случаев.
3С
1.Наиболее вероятно, что корабль был поражен пятью авиационными торпедами, оснащенными контактным взрывным механизмом. Никаких данных для такого утверждения не имеется, кроме сравнения по памяти звуков взрывов с известными типами авиационных торпед; которые, не следует забывать, произошли в экстремальной ситуации. Торпеды сбрасывались с самолетов с левого борта линкора почти под прямым углом с расстояния примерно от 200 до 400 ярдов.
2.Места попадания ограничиваются между шпангоутами 25 и 120 левого борта. Первые три торпеды, как предполагается, взорвались ниже поясной брони. Два последующих, возможно, попали уже выше пояса брони, когда корабль уже имел крен на левый борт около 40 градусов или больше. Невозможно получить более точные данные, потому что корабль, опрокинувшись, лег на дно гавани именно на левый борт под углом приблизительно 135 градусов.
3.Других факторов, кроме, очевидно, большой взрывчатой силы, не наблюдалось. Большие количества нефтяного топлива и воды, подброшенные вверх взрывами, накрыли открытые участки палуб.
4.Пять взрывов с примерными временными интервалами между взрывами в секундах следующие: первый и второй -10 секунд; второй и третий -10 секунд; третий и четвертый - 20 секунд; четвертый и пятый - 30 секунд.
5.Звуки взрыва были неясные, приглушенные и не очень громкие. С образованием многочисленного отражения звука.
6. Нет данных.
7. Нет данных.
8.Чрезвычайно быстрое нарастание крена и затопление корабля не позволило определить другие последствия взрыва, такие как смещение механизмов, разрыв конструкций, стоек и т.д.
9. Нет данных.
10.Распределение топлива и пресной воды, приведенные в "Сообщении об аварийных и спасательных работах" ("Report of Rescue and Salvage Work") U.S.S. "Oklahoma" датировано 12 декабря 1941 года (ссылка (с).
11.Нет данных.
12.Нет данных.
13.Нет данных.
14.Нет данных.
15.Корабль находился в 44состоянии Yoke" для уровня третьей палубы и ниже. Но были не заперты некоторые двери, которые могли быть открыты для необходимости доступа персонала, работающего в нижних помещениях. Иначе говоря: водонепроницаемые двери, закрытые в 17.00 дня накануне (суббота), оставались закрытыми кроме тех, что были необходимы для служебного доступа в 08.00 в воскресенье.
16.Точная или даже приблизительная степень затопления неизвестна, но с уверенностью можно сказать, что поступление воды было очень обширное и быстрое.
17.Не применимо.
18.Не применимо.
19.Ни один.
20.Закрытие В-10.
Подписано: Н. D. BODE.
Спасение с «Оклахомы»
Рапорты переживших нападение на Пирл-Харбор.
("Reports by Survivors of Pearl Harbor Attack" Source: Wallin, Homer N. Pearl Harbor: Why, How, Fleet Salvage and Final Appraisal. (Washington DC: Government Printing Office, 1968): 297-327.
+ Писарь финансовой части Вестфаль (Pay Clerk D. L. Westfall"Во время начала нападения я находился в комнате для бритья. Я услышал команду: "На выход пожарные и спасательные партии!". Я уже покидал комнату, когда прозвучала общая тревога (General Ouartets alarm), а вслед за ней стали слышны взрывы бомб. Я успел взглянуть на часы и увидел, что было без нескольких минут 8 часов утра.
Я бросился на свой пост, в главную радиорубку (Radio Central - пост находился под броневой палубой в главной командной рубке - перев.) и когда пробегай по проходу на 3- й палубе мимо люка подачи боезапаса почувствовал еще два попадания. В районе шлюпочных кранов я видел два очага пожаров.
К тому времени, когда я достиг оружейного отсека, корабль уже имел крен 10-15 градусов на левый борт. И в оружейке уже были два пожара. Вода, смешанная с нефтью уже плескалась в коридорах левого борта и на платформе электропривода элеваторов боеприпасов. Люди из спасательной партии задраивали водонепроницаемые двери.
Когда я прибежал на главный радиопост, оказалось. что был получен приказ вахтенного офицера связи (Communication Watch Officer) об эвакуации персонала. Оборудование, по-видимому, не действовало, поскольку я заметил много сбитой аппаратуры и оборванных проводов. На 3-й палубе уже было много пожаров, но их очаги были внутри разных помещений, и к ним нельзя было подступиться. Только несколько пожаров были доступны, но тушить их не было времени, поскольку от человека к человеку уже передавалась команда: "Оставить судно" ("Abandon Ship"). Я помог одному раненому подняться на 2-ю палубу, а затем участвовал в цепочке, помогавшей раненым подняться вверх по лестнице рядом с медкабинетом. Я потерял чувство времени. Но через несколько минут я увидел, что мичман Макклелланд (Ensign McClelland), стоявший в цепочке рядом со мной, вдруг упая Я заметил и других людей, тоже упавших вокруг меня, я попытался поднять Макклелланда, но когда наклонился, почувствовал головокружение и упал. Казалось, что ноги были парализованы, затруднилось дыхание. Но до потери сознания я все-таки смог подтянуться руками вверх по трапу и сделать несколько шагов дальше. Это меня спасло. (Это было действие нефтяных паров; аналогичные явления отмечались и на других кораблях).
До полудня у меня воспоминаний не сохранилось, только отдельные вспышки сознания. Очнулся в амбулатории морского аэродрома на острове Форд. Вскоре после этого меня перевели на жилье в BOO (Bachelor Officers Quarters - офицерское жилье для холостяков) на авиабазе.
Действия всех, кого я видел во время боя были хладнокровны и целеустремленны. Для большинства сразу стало понятным, что мы подверглись японскому нападению. Единственной причиной некоторого замешательства людей было отсутствие освещения. Сам факт, что я остался жив, будучи без сознания, - доказательство храбрости и взаимовыручки моих неизвестных товарищей по кораблю (shipmates - букв, товарищи по плаванию - перев.)".
"7 декабря в 07.45 я только возвратился на борт линкора на моторной лодке. Как только мы вошли в столовую младших офицеров (Junior Officers" mess) через громкоговоритель была передана команда "Воздушное нападение, незанятому персоналу укрыться. Нападение реальное. Атакуют японские бомбардировщики". Я не мог поверить, что атака была не учебная, но волнение и интонации голоса все-таки убедили меня. Я покинул столовую и направился а корму в свою каюту чтобы забрать свой пистолет. Моя каюта находилась прямо за столовой, но с правого борта. Забрав пистолет, я перешел на левый борт, чтобы перейти на 3-ю палубу через люк рядом со столовой уоррент-офицеров (Warrant Officers mess). У люка уже образовалась очередь спешащих на посты моряков. Я нашел среди них разрыв и стал спускаться вниз по лестнице. Уже на 3-й палубе я почувствовал первое попадание торпеды. Взрыв был недалеко от офицерской кают-компании (Wardroom) и не показался мне очень уж сильным. Между тем люди все еще бежали вниз, и я уже был напротив рубки связи (Communication office), когда услышал второе попадание торпеды. Этот взрыв был очень силен, и, казалось, корабль вздрогнул. Я думаю, что взрыв произошел прямо подо мной.
К этому времени я уже решил пробираться вверх потому что вода начала затоплять 3-ю палубу, а линкор стал крениться на левый борт. Я думаю, что на 3-й палубе вокруг меня находилось около двух сотен людей, но только некоторые из нас добрались до люка. До того как я попал на 2-ю палубу я отметил взрывы еще двух торпед. Погас свет. Крен корабля достиг уже примерно 35 градусов, палубы были слишком скользки и круты, чтобы по ним идти, и я пробирался на правый борт, цепляясь за задрайки люков и выступы на переборках. Тогда я услышал еще два взрыва, но где-то в середине корабля или ближе к корме. Всего я слышал шесть попаданий торпед.
Я с трудом пробрался на правый борт и залез в свою каюту, откуда, я знал, можно было бы выйти через открытый иллюминатор. Он оказался уже на самом верху, но я смог залезть туда и выбраться за борт. Крен был уже около 50 градусов и тогда я скатился в воду".
"Первые бомбы посыпались с пикирующих бомбардировщиков на ангары аэродрома на острове Форд. Потом появились торпедоносцы. Они подлетели вдоль острова, один самолет пустил торпеду в корабль у пирса 1010. Торпеда попала в среднюю часть, и взрыв поднял вверх множество обломков разных размеров.
Я побежал на корму и услышал сообщение: "Крейсер только что потоплен. Это реальные бомбы и реальные торпеды. Прислуге - на зенитные батареи".
Наш корабль кренился медленно, но беспрерывно. Никаких команд о том, чтобы покидать судно, не было передано по переговорным устройствам. Я выбрался с корабля через открытый наружный люк, и был поднят людьми с моторного катера. Мы продолжали поднимать людей из воды. Это было нелегко - одежда пропиталась нефтью и была очень скользкой. Тех, кто был в одежде, вытаскивать было проще, прихватив их за рукава и плечи. Труднее было с теми, кто был без одежды. В качестве рекомендации желательно, чтобы люди были проинструктированы не снимать нательное белье перед тем, как покинуть корабль".
"Когда прозвучала команда занять боевые посты по расписанию, я покинул столовую младших офицеров и бросился на 3-ю палубу. Я спускался по трапу, и в это время услышал взрыв бомбы или торпеды. Я еще не успел добраться до рубки связи (Communications Office), когда в коридоре появилась нефть. Она выливалась из отверстия в районе 60-го шпангоута и перетекала в каюту А-122-Р. Мы не получили никакого времени, чтобы действовать по ситуации "Zed" СZed" или "Condition Zed" - сигнал к закрытию всех водонепроницаемых дверей и люков], и я предполагаю, что в первые пять минут корабль получил четыре или пять торпедных попаданий. Корабль сильно накренился на левый борт, и нефть стала затапливать 3-ю палубу между 5-й и 7-й минутами после первого попадания.
Передвижению людей сильно мешали койки, постельные принадлежности, разные обломки, перемешивающиеся с людьми, которые карабкались к трапу всевозможными способами, кто как мог. Трап на 2-ю палубу был сильно искорежен и загнут. А примерно после четвертого попадания погас свет. Я с большим трудом смог выбраться на 2-ю палубу на левый борт.
В качестве рекомендации, я думаю, что бортовые порты не должны закрываться, а оставаться открытыми для того, чтобы команда могла покинуть корабль. Все трапы в переходах нужно закреплять не только вверху, но и внизу, тогда при крене судна они не будут переворачиваться и закупоривать люки. Нужно иметь максимальное количество люков в каютах. Кроме того, корабли не должны укомплектовываться "обучающимися" людьми (people "training"), ecnu находятся в опасных районах действия или базирования".
"Я услышал команду: "Нападение японских самолетов. Всему незанятому персоналу укрыться на третьей палубе. Действовать по ситуации "Zed". По расписанию на свои боевые посты".
Все бросились искать укрытие на 3-й палубе, но узкие переполненные коридоры и люки помешали быстрому переходу людей. Это помешало нам добраться до постов живучести. Пост живучести №1 так и не заполнился, туда пробились только три человека. Они смогли закрыть лишь некоторые большие люки, закрыть остальные помешала поступающая нефть, срывающая стяжные гайки и выворачивающая люки. Цепные приводы, закрепленные стяжными гайками, быстро освободить не удапось, и люки не были закрыты вообще. Не были закрыты и многочисленные малые люки, задрайки которых из-за заливания помещений нефтью стали скользкими и их не удавалось провернуть.
Я не слышал никаких команд "Покинуть корабль" ("Abandon ship") и не все люди из поста живучести №1 смогли спастись. С корабля выбрался через люк в помещении A-Division на левом борту, не имел никаких ранений. Пробрался вокруг судна и выбрался на его днище (линкор к этому времени перевернулся - перев.) Я нашел спасательный жилет и помог другому моряку выбраться на корпус, также помог выбраться Бирнелу (Birnel, SF2/c). Потом я поплыл на спасательную шлюпку В воду, покрытую нефтью, я не нырял, а плыл не погружаясь, и поэтому хоть и был облеплен нефтью, сильно не пострадал".
"7 декабря приблизительно в 8 часов утра поступил приказ занять по расписанию свои боевые посты. Я направился в насосную станцию подбашенного помещения №2 (№2 Fireroom Ритргоот), запустил насосы и следил за их работой пока вода не начала поступать через воздуховоды, насосная стала затапливаться. Выход (люк) из насосной был внизу, так что я уже не мог им воспользоваться. Поэтому я нырнул и вплавь перебрался в насосную станцию помещения №1. Уже начался пожар, и я не мог видеть, последовали или нет за мной два человека, которые были со мной в насосной станции. Я пробрался в жилой отсек Н-Division. Его уже начала затапливать вода, и мне пришлось выбираться через бортовой порт в по- мывочном помещении уже после того, как корабль перевернулся. Меня подняли на борт моторного катера и переправили на берег на морскую верфь".
Много людей погибли в более низких подбашенных помещениях. Падавшие со стеллажей 14-дюймовые снаряды убили и ранили немало людей. Около 125 человек остались живыми, благодаря воздушной подушке в кладовой службы энергетики и живучести, но когда отсек был вскрыт снаружи, воздух быстро улетучился и вода моментально заполнила помещение. Из этой группы спасся только один человек, который перенырнул в кладовую начальника петти-офицеров (СРО - Chief Petty Officer pantry) на 3-й палубе и вынырнул через открытый иллюминатор. Его история стала известна из выдержки рапорта.
"Погас свет. Я бросился к кладовой ПЭЖ и попробовал открыть люк, ведущий к СРО, но вода смыла меня назад. Корабль уже полностью лег на левый борт, и крен был 90 градусов. Я вновь попытался выбраться через тот же люк, но снова вода меня смыла обратно и прижала к транспортеру у помещения С 100s. К этому времени нас собралось в помещении С 100s около 125 человек. Только через 4 часа удалось вскрыть дверь в кладовую ПЭЖ. В это время вода заполнила помещение и доходила до пояса. Я решил плыть к кладовой СРО и смог выбраться через бортовое отверстие. Я звал других со мной, но никто не захотел. Я покинул корабль вприблизительно в 13.00, через 5 часов после того, как он погрузился на дно".
"Я был в нижнем перегрузочном помещении 4-й башни (lower handling room of Turret IV). После первого торпедного попадания я направился на снарядную платформу. Погас свет, корабль начал перевора^-шваться. Я спустился в нижнее перегрузочное помещение, затем увидел кого-то с фонариком и направился за ним. По вентиляционной шахте поднялся в перегрузочное помещение на правом борту. В это время нижнее уже полностью заполнилось водой, стала затопляться и шахта. Я разделся и нырнул в шахту, перенырнул через люк в главной палубе и всплыл на поверхность".
Одиннадцать человек из нижнего перегрузочного помещения 4-й башни спаслись благодаря скоплению воздуха ("lucky bag" - букв, "счастливый мешок" - перев.) у днища. Когда спасательная партия прорезала к ним отверстие снаружи вода стала затапливать помещение, но все люди успели спастись.
Пять человек были застигнуты в перегрузочном помещении погреба 5-дюймовых зениток. Они занимались подачей первых боеприпасов к орудийным установкам. Когда началось затопление помещения через вентиляцию, они постарались замедлить поступление воды, затыкая ветошью все отверстия. Их спасли, прорезав снаружи борт в коридоре валопровода.
Еще восемь человек были спасены в помещении рулевых машин уже в самый критический момент - в их помещении вода уже поднялась до горла. Они закупорились в нем, действуя по "ситуации Zed". Спасатели снаружи прорезали три отверстия и через шланги насосами поддерживапи постоянное давление, не позволяя воде и нефти заполнить помещение. После этого в корпусе было прорезано большое отверстие, и только тогда люди были вызволены.
Рапорт о нападении на Пирл-Харбор
+ Линкор "Maryland", Пирл-Харбор, 15 декабря 1941 года (U.S.S. "Maryland", Battleship, Division four, December 15, 1941)От: Командир корабля (Commanding Officer)
Для: Командующий Тихоокеанским флотом (Commander-in- Chief; U.S. Pacific Fleet).
Предмет ... Ссылки ... Вложения ....
1. В соответствии с ссылкой (а) распоряжения командующего, представлено следующее сообщение о действиях 7 декабря 1941 г.:
A. Ущерб, нанесенный врагу.
Семь вражеских самолетов, по свидетельствам очевидцев, были сбиты зенитными батареями линкора. Разрушение четырех подтверждается весьма определенно.
B. Действия, предпринятые во время нападения.
Все зенитные батареи в самом начале атаки самолетов были приведены в действие прислугой установок. Батарея зенитных автоматов обстреляла японские торпедоносцы, атакующие "Maryland" и "Oklahoma". Полагаю, что два из них, встретив мощный уничтожающий огонь, были либо сбиты, либо подбиты. Все батареи действовали также против пикирующих бомбардировщиков и штурмующих корабли самолетов, атаки которых последовали вскоре после торпедоносцев. Приблизительный расход боеприпасов следующий: 5-дюйм./25-калиб. - 450 снарядов; 1,1-дюйм. - 4500 снарядов, 50-калиб. M.G. - 2500 выстрелов.
С (1). Собственные потери: погибли - 1 офицер и 2 матроса, серьезно ранены - 3 матроса; легко ранены -10 матросов. Младший лейтенант Гинн (Lieut.(jg) James В. Ginn, U.S. Navy), летчик VO-4, базирующегося на линкоре, погиб во время крушения при выполнении патрульной задачи вскоре после нападения на Пирл-Харбор.
С (2). Собственные повреждения.
Вооружение: ствол зенитного автомата №2 полностью выгорел. Прибойный цилиндр 5-дюйм. орудия №8 поврежден вражеским снарядом во время штурмовки.
Механизмы: Компрессоры для нагнетания воздуха в торпеды выведены из строя, из-за затопления их помещения в результате бомбового попадания.
Корпус: полный объем повреждений еще не полностью установлен из-за затопления некоторых носовых помещений. По состоянию на 16.00 14 декабря установлено следующее:
Обшивка и днище. Отверстие размером приблизительно 18x22 дюйма в районе 10-го шпангоута примерно в 22 футах ниже ватерлинии, многочисленные мелкие отверстия между 9-м и 20-м шпангоутами, главным образом ниже соединения скулы и буля, сконцентрированные в районе 14-го шпангоута.
Трюм (Hold Deck). Помещение А-103-А (парусина и тенты) полностью разрушено. В районе взрыва настил после переборки (15-й шпангоут) и правобортная переборка искорежены и пробиты. Поврежден участок 15-го шпангоута.
Платформа второй палубы (Second Platform Deck). Ущерб в помещении А-201-А, главным образом, от затопления уровнем ниже.
Первая платформа (First Platform) и третья палуба (Third Deck). Ущерб только от затопления водой.
Вторая палуба (Second Deck). Незначительный ущерб в каютах С.Р.О. и коридоре А-504-Т.
Главная палуба (Main Deck). Общие повреждения между шпангоутами 9 Ч.-й - 18-й.
Верхняя палуба (Upper Deck). Настил нуждается в восстановлении в районе между 9-м и 15-м шпангоутами. Иссечены осколками палубные механизмы для якорных цепей, цепей параванов, люки и комингсы.
Надстройка (Superstructure). Ущерб незначителен. Общие повреждения от осколков бомбы и фрагментов конструкций. Мотобот №3 уничтожен огнем от пожара нефти, горевшей на воде.
D. Самоотверженное поведение личного состава. Поведение всего экипажа достойно самых высоких похвал. Однако, невозможно не отметить действия некоторых моряков. Это:
Матрос 1-го класса заряжающий зенитных автоматов Шорт (Short, Leslie Vemon, Sea. 1c.), который случайно оказался перед нападением у автоматов, видя бомбардировку острова Форд, зарядил автоматы и открыл огонь по двум приближающимся торпедоносцам прежде, чем прислуга всех зенитных орудий прибыла к ним.
Матрос 1-го класса Гизер (Geiser, Andrew Joseph, S.F.Ic.) одним из первых прибыл на центральный пост. После взрыва бомбы на форкастле он успел быстро затопить помещение с цистерной авиационного бензина, которое находилось непосредственно ниже места падения бомбы, и, возможно, этим предотвратил взрыв бензина.
Мичман Маннинг (William J. Manning) своими быстрыми и решительными действиями вскрыл оказавшийся запертым бо- епогреб 1,1-дюймовых зениток и организовал подачу боеприпасов к орудиям, которые благодаря этому смогли незамедитель- но открыть стрельбу по самолетам противника.
Следует назвать также капитана 1-го ранга Картера (Captain W. R. Carter, Chief of Staff and Operations Officer) и капитана 3-го ранга Фитцджеральда, младшего (Commander W.F. Fitzgerald, Jr., Operations Officer) из штаба командующего линейной эскадрой, действия которых весьма способствовали организации стрельбы 5-дюймовых зенитных орудий. А также хладнокровные >и эффективные действия старшины шлюпки Андерсона (Anderson, Charles Green, Сох.) и артиллериста, матроса 3-й статьи Хейтцмана (Heitzman, Raymond Arthur, G.M.3c.).
Е. Отдельные замечания.
Единственный на корабле погреб боеприпасов дпя 50-калиберных автоматов расположен далеко в носовой части. После попадания авиабомбы он был затоплен, отчего патроны для автоматов приходилось доставлять с рядом стоящих линкоров.
Не имелось боезапаса первых выстрелов (кранцев) для 1,1- дюймовых зениток. Это сильно замедлило открытие огня.
Эффективность обоих автоматов M.G. и 1,1-дюймовых автоматов против самолетов в пределах досягаемости их стрельбы определенно доказана.
Взрыв бомбы, нанесшей наибольшие конструктивные повреждения на форкастле, очевидно, произошел от контакта с тентом над палубой.
Предположения о том, что противник использовал переделанные снаряды большого калибра в качестве бомб (А/Р projectiles), подтверждены найденными осколками. Они имеются у командира корабля (Commanding officer) и у ответственного за материальную часть (Battleships Material Officer).
Длительное по времени поддержание на корабле условий "Yoke" и "Zed" сильно затрудняют несение нормальной службы.
Замечено, что нервозность людей на постах ниже палуб намного смягчается, если люди заняты работой, и если им по громкой связи сообщать развитие событий, наблюдаемых с верхних постов.
Размещение обоих компрессоров для зарядки торпед в едином отдельном помещении вряд ли можно считать рациональным так как единственная бомба вызвала затопление помещения и по существу вывела их из действия. Как минимум один компрессор необходимо размещать непосредственно в торпедном отсеке.
Подписано: D. С. GODWIN.
Рапорт о действиях 7 декабря 1941 года.
+ Матрос 1-го класса заряжающий зенитных автоматов Шорт (Short, Leslie Vernon, Sea.1с.)"После завтрака в воскресенье утром я отправился к наверх, чтобы написать домой письма и подписать Рождественские открытки. Внезапно я заметил самолеты, пикирующие на военно-морской авиабазу на Острове Форд. Сначала я думал, что это были наши тренирующиеся самолеты, но когда увидел дым и усиливающийся огонь над зданием, понял, что это были не американские самолеты. Я был совсем рядом с зенитными автоматами, схватил кассеты с патронами, зарядил автоматы и открыл огонь по двум торпедоносцам, подлетающим с востока и только что сбросившими торпеды. Я видел взрыв на самолете, по которому стрелял. Он отвернул влево и упал возле госпиталя. Я немедленно перенес огонь на второй самолет, и думаю, что поразил также и его. Но к тому времени я был настолько занят, что не могу говорить наверняка".
Линкор "Maryland", Пирл-Харбор, 16 декабря 1941 года
"Первая атака пикирующих бомбардировщиков на ангары острова Форд в 07.50. Шесть самолетов с юго-востока атаковали непосредственно корабль с высоты приблизительно 2 тысячи футов. На крыльях самолетов ясно были видны знаки отличия в виде красного солнца. Пикирование производилось под углом от 20 до 30 градусов до высоты примерно 500 футов. В 07.55 с левого борта с траверза линейные корабли были атакованы торпедоносцами. Никаких сведений об их числе и методе атаки нет, так как наблюдению мешал "Oklahoma", стоящий с внешнего борта. По видимому, "Oklahoma" был поражен немедленно. "Californiaп, стоящий впереди, получил попадания во время последующей атаки торпедоносцев. Всего в атаке на корабли участвовали 40-50 самолетов.
Примерно в 08.30 атаку на корабли произвели отдельные пикирующие бомбардировщики с разных направлений. Угол пикирования составлял примерно 40 градусов. Затем наступило краткое затишье 10-15 минут. Примерно в 09.30 пикирующие бомбардирови^ики атаковапи бомбами сравнительно малого или промежуточного калибра.
Бомбардировщики горизонтального бомбометания атаковали линейные корабли примерно в 09.00 двумя группами по шесть самолетов в каждой с высоты около 11 тысяч фунтов. Одна группа появилась с юга (пеленг истинный примерно 200 градусов), другая с направления (истинный пеленг) 50 градусов. Они сбрасывали бомбы тяжелого калибра, судя по отверстиям в палубах, это был примерно 50-й или 30-й калибр. Свидетельств об использовании большего калибра нет никаких. Наблюдения артиллеристов указывают, что при стрельбе трассирующими снарядами самолеты временами изменяли курс, отклоняясь от видимых трассеров. И при этом точность бомбометания можно взять род сомнение. Несомненно, это очень уязвимый фактор для таких бомбардировщиков".