- 25 - 2002 / сп - флот Италии
- 26 - 1999 / 02
- "Первые программы броненосного флота.
Броненосные фрегаты типа "Minotaur" - "Броненосец "PELAYO" военного флота Испании"
- "Война в Испании. Организация и боевые действия республиканского морского флота на севере Испании 14 мая - 11 октября 1937 года"
- "Испания. 1936-1939 годы. Гражданская война на море. Потери кораблей и судов воюющих сторон и нейтральных государств"
- "Германские миноносцы периода Второй мировой войны"
- "Проектирование авианосцев в фашистской Германии во время Второй мировой войны"
Часть вторая - "Тайна Скапа-Флоу. Гибель "Royal Oak"
(глава из книги "Тайны британской секретной службы". 1948)
- "Первые программы броненосного флота.
- 27 - 2006 / сп
- 28 - 2006 / сп - Звезда и смерть адмирала Шпее
- 29 - 2006 / сп - Звезда и смерть адмирала Шпее
- 30 - 2006 / сп - Звезда и смерть адмирала Шпее
- Часть 4. "Гибель эскадры Шпее у Фолклендских островов"
- Часть 4. "Гибель эскадры Шпее у Фолклендских островов"
- 31 - 2004 / сп - Жемчужная гавань
- тревожное воскресенье часть первая
- «Пирл Харбор. Шаг в историю»
- «Пирл Харбор накануне войны» «Япония готовится к нападению»
- «Офицеры морского командования»
- Япония готовится к нападению
- «Американский флот в Пирл Харборе накануне нападения»
- «Японский флот готов к атаке»
- «Американские авианосцы. Где же они были?»
- «Сверхмалые японские лодки в атаке на Пирл Харбор»
- «Пилоты готовы атаковать»
- «Атака на стоянку линейных кораблей»
- тревожное воскресенье часть первая
- 32 - 2004 / сп - Жемчужная гавань
- тревожное воскресенье часть вторая атака на линейные корабли
- 33 - 2004 / сп - Жемчужная гавань
- тревожное воскресенье часть третья
- Атака на военно-морскую верфь и корабли в средней бухте гавани
- Атака на район верфи вмс
- Минный заградитель СМ-4 «Oglala»
- Легкий крейсер CL-50 «Helena»
- Легкий крейсер CL-48 «Honolulu»
- Линейный корабль ВВ-38 «Pennsylvania» и эскадренные миноносцы DD-375 «Downes» и DD-372 «Cassin»
- Эскадренный миноносец DD-375 «Downes»
- Эскадренный миноносец DD-372 «Cassin»
- Эскадренный миноносец DD-373 «Shaw»
- Атака на территорию военно-морской верфи
Жемчужная гавань Тревожное воскресенье
Атака на стоянку линейных кораблей
Перед рассветом 7 декабря 1941 года главные силы американского тихоокеанского флота - восемь из девяти линейных кораблей - стояли в гавани Пирл-Харбора. Именно эти корабли являлись гарантом того, что как военные, так и политические интересы США в тихоокеанском регионе будут всегда поддерживаться на необходимом уровне. И не случайно японцы так сильно стремились вывести их из строя хотя бы на короткое время - в этом и заключалась основная стратегия Империи Восходящего Солнца - получить полное, пусть и кратковременное, превосходство на театре, захватить максимально возможные территории, получить доступ к стратегическим ресурсам и полезным ископаемым, создать многоуровневую оборону (так называемую "буферную зону") и затем вести затяжную, изнуряющую войну на дальних рубежах. В конце концов, главное командование рассчитывало заключить перемирие на выгодных для Империи условиях, закрепив свое влияние в зоне "Южных морей" - исконной, как считали японцы, территорией их интересов. На полную военную победу над Соединенными Штатами Япония не рассчитывала и рассчитывать не могла. Это хорошо понимали и в Главном штабе, и в императорском дворце. Но экономические и политические успехи на конечном этапе войны считались вполне реальными.
Но это могло быть только в будущем. А пока в Пирл-Харборе на шести парных штатных стоянках линкоров у восточного берега острова Форд находился "американский гарант стабильности и безопасности". Седьмая, самая южная стоянка - "причал" F-2, обычно предназначенная для авианосца, пустовала. Стоянка F-3 была занята флагманским кораблем тихоокеанской эскадры (Battle Force flagship) линкором "California". Далее на стояках F-5 и F-6 стояли линкоры "Maryland" и "Tennessee", к левым бортам которых были ошвартованы соответственно линкоры "Oklahoma" и "West Virginia". Далее, на стоянке F-7 находился линкор "Arizona", на котором производился ремонт и поэтому рядом с ним с левого борта стола плав- мастерская "Vestal". И на последней, самой северной в ряду стоянке F-8 был ошвартован линкор "Nevada". Эти семь линкоров не были новыми кораблями. Срок их,службы исчислялся от 18 до 25 лет.
Из двух оставшихся линкоров тихоокеанского флота, один - флагманский корабль флота (The
Pacific Fleet flagship) линкор "Pennsylvania" - тоже был в Пирл-Харборе, он стоял на ремонте в сухом доке военно-морской верфи. Последний линкор флота - "Colorado" в это время проходил модернизацию на западном побережье материка и был в небоеготовом состоянии.
Все вместе эти линкоры, по мнению американского морского командования, лишь незначительно превосходили главные силы активного ядра боевого флота Японии. И вполне естественно, что главной целью нападения японской авиации стали именно они. Из 40 торпедоносцев, участвовавших в атаке, 24 были нацелены на линкоры, еще 5 - на линкоры (если бы они там были) с другой стороны острова Форд. Таким образом всего на линкоры налетели 29 самолетов-торпедоносцев типа "91". Из этих самолетов 21 торпеда (боевая часть каждой включала 450 фунтов высоковзрывчатого вещества) попали в цели: 2 - в линкор "California", 1 - в линкор "Nevada", и по 9 - в линкоры "Oklahoma" и "West Virginia". Два последних затонули буквально в считанные минуты.
Вслед за торпедоносцами в атаку вышли бомбардировщики горизонтального бомбометания, несущие тяжелые бронебойные бомбы. А вслед за ними над линкорами появилась еще одна группа бомбардировщиков, среди которых были уже и пикирующие. Эти самолеты тоже добились немало попаданий - два в "California", "Maryland" и "Tennessee", еще несколько в линкор "West Virginia". Очень много авиабомб поразили линкор "Arizona". Одна из бомб взорвалась в помещениях, примыкающих к носовым погребам, в которых сдетонировали снаряды. Взрыв был ужасен. Корабль немедленно затонул. Много попаданий получил также и линкор "Nevada", который привлек внимание японских пилотов тем, что дал ход и попытался выйти из гавани. Линкор сильно горел и медленно погружался воду. В конце концов, ему пришлось приткнуться к берегу в проходе между островом Форда и верфью. Линкор "Pennsylvania", находящийся в доке, не получил столь сильных повреждений, хотя и его не миновали японские бомбы.
В целом же, в результате атаки японцы получили полнейшее превосходство в линейных кораблях. "День позора" ("Day of Infamy") обошелся американцам недешево. Два американских линкора "Oklahoma" и "Arizona" морское командование решило не восстанавливать вообще. Три других линкора "West Virginia", "California" и "Nevada" вышли из строя больше, чем на год. Три оставшихся линкора "Pennsylvania", "Maryland" и "Tennessee", хотя и были восстановлены в течение нескольких недель, тем не менее, не могли противостоять японскому линейному флоту. Ситуацию не могли поправить и три линкора, прибывших с Атлантики в самое ближайшее время.
Японское морское командование могло быть вполне уверенным, что, по крайней мере, со стороны американских линейных сил им ничего не грозит - особенно после потопления двух британских линкоров у малайского побережья. Японские моряки очень четко и грамотно просчитали реальную силу своей морской авиации, но абсолютно недооценили наличие аналогичной силы у американцев. А ведь именно этого, как показали дальнейшие события, им и стоило опасаться.
Декабрь 19-е, 1941 год. От кого. Командующий линейными силами
(Commander Battleships, Battle Force). Для кого. Командующему Тихоокеанским флотом
(Commander-in-Chief, U.S. Pacific Fleet). Копии... Вложения...
Подробности следующие:
1. Во время неожиданного предательского нападения на Пирл-Харбор 7 декабря 1941 года линейные корабли, стоявшие в готовности, зенитный огонь открыли практически сразу же. Плотность огня увеличилась очень быстро, поскольку прислуга еще молчавших зенитных орудий занимала свои боевые посты по тревоге общего сбора (General Quarters) с похвальной быстротой. При рассмотрении всех обстоятельств, включая создавшуюся необходимость обеспечения управления стрельбой с места в начале нападения, эффективность стрельбы была довольно высока, что подтверждается 15-17 сбитыми самолетами противника. Следует учитывать, что такой плотный и эффективный огонь был открыт в очень трудных условиях из-за больших повреждений торпедами и бомбами на части кораблей, а также из-за громадных пожаров разлившейся на воде нефти. Следует отдать должное мужеству и храбрости офицеров и матросов. Мало того, что они создавали эффективный и агрессивный отпор всякой угрозе врага, но они, к тому же еще и боролись за жизнь кораблей, стараясь предотвратить опрокидывание кораблей и разливы топлива по воде. Большой проблемой стало пополнение боезапаса на поврежденных кораблях из-за затопления погребов и промежуточных внутренних помещений. В преодолении этой проблемы также была проявлена немалая изобретательность и храбрость.
2. [Этот пункт сокращен. Он посвящен отправке командованию Тихоокеанского флота индоссаментов на подробные рапорты должностных лиц, командиров линейных кораблей и начальников служб линейных сил с указанием ссылок - от перев.]. В этом пункте представляет интерес следующие выдержки:
...Радиотелеграммы, отправленные командующим линейных сил, были занесены в вахтенные журналы радиопостов и отправлены без исключений. Но занесение их в журналы было неполным, и поэтому для некоторых радиотелеграмм достоверность может считаться только в относительной степени.
3. Ситуация в начале нападения. Линейные корабли были расположены следующим образом: [Berth Fox - дословно: стоянка якорная с раздвоенным креплением - от перев.]).
"Pennsylvania" - в сухом доке. "California" - на стоянке Berth Fox 3. "Maryland" - на стоянке Berth Fox 5 внутри. "Oklahoma" - на стоянке Berth Fox 5 снаружи. "Tennessee" - на стоянке Berth Fox 6 внутри. "West Virginia" - на стоянке Berth Fox 6 снаружи. "Arizona" - на стоянке Berth Fox 7 внутри. U.S.S." Vestal" - на стоянке Berth Fox 7 снаружи. "Nevada" - на стоянке Berth Fox 8.
4. Движения судов. В течение боя линкор "Nevada" сумел дать ход и подвергся сильной бомбардировке при прохождении Канала. "Vestal" сумела отойти от борта линкора "Arizona" и перешла в северо-восточном направлении по Каналу. Позиции и приблизительное курсы "Nevada" и "Vestal" показаны на схеме-вложении (А).
5.Описание нападения. Атака была произведена четырьмя накладывающимися волнами, начавшимися примерно в 07.55 и продолжавшимися примерно до 09.15, в отношении линейных кораблей. Отмечено, что на корабли в Северном Канале атака продолжалась приблизительно до 09.20.
а. Первое нападение приблизительно от 07.55 до 08.00 с несколькими минутами, очевидно, произведено горизонтальными и пикирующими бомбардировщиками на аэродром острова Форд. Это нападение определено примерно 5-10 самолетами. В то время как оно еще не завершилось, вторая атака была произведена торпедоносцами и началась за минуту или две до 08.00 и продолжалась 10-15 минут. Приблизительно от 8 до 15 самолетов подлетели с юго-востока на высоте около 200 футов и сбросили торпеды с высоты примерно 15-75 футов. Целями атаки были линейные корабли, и, можно полагать, что все наружные суда на стоянках, за исключением "Vestal", были поражены по крайней мере однажды. Очевидно, что торпеда, попавшая в "Arizona" прошла под "Vestal". было замечено, что во время атаки из задней кабины торпедоносцев велся штурмовой огонь.
b. В течение следующей фазы нападения атаки торпедоносцев и пикирующих бомбардировщиков были произведены с различных направлений. Трудно оценить количество самолетов, участвовавших в пикирующих атаках. С "California" сообщают о девяти. "Tennessee" называет 40 самолетов. Вероятно, что правильным будет относительное среднее число из них. Предполагается, что пикировщики использовали три типа бомб: легкие, средние и зажигательные. Многочисленные попадания на линейных кораблях вызывали серьезные пожары с сильным задымлением. Множество бомб упало вблизи линейных кораблей, причинив осколочные повреждения различной степени. В течение этого нападения многие из самолетов после сброса бомб только производили штурмовку возвышенных участков кораблей.
c. Четвертая и последняя атака была произведена высотными бомбардировщиками горизонтального бомбометания, в течение которого были сброшены тяжелые бомбы. Атака продолжалась с 08.25 до 09.00 с небольшим. Ущерб от этих бомб более чем серьезен. Предполагается, что по крайней мере некоторые из этих бомб представляли собой переделанные 15- или 16- дюймовые снаряды. Они проделывали отверстия диаметром в примерно 20 дюймов, производили незначительную взрывную детонацию и весьма незначительные пожары.
6. Предпринятые действия. Когда началось нападение, начальник штаба (Chief of Staff), офицер оперативного отдела (Operations Officer) и помощник офицера снабжения (Assistant Material Officer) прибыли на борт флагманского корабля "Maryland". Другие офицеры штаба появлялись на корабле по возможности, но все прибыли в течение боя или сразу же после окончания. Командующий линейными силами прибыл на борт приблизительно в 09.05 и сразу взял на себя общее командование и управление спасательными работами.
7. Материальный ущерб. Требуется некоторое время для предоставления подробных и детальных сообщений о материальном ущербе на линейных кораблях. Они будут немедленно отправлены после получения. Далее - предварительные сообщения о потерях, понесенных линейными силами эскадры.
a. "Nevada"- корабль поражен торпедой в районе 40-го шпангоута, несколько ниже соединения буля со стенкой борта, а также пятью бомбами в передней части. Две из бомб тяжелого калибра. Машинные отсеки и прилегающие структуры сильно разрушены, фок-мачта и надстройки от мостика до главной палубы очень сильно сожжены. Корабль прочно сидит на отмели. Нос погружен на 9 саженей, корма - на 2,5 сажени [fathoms - морская сажень = 6 футам или 182 см - от перев.]. На протяжении корабля вода выше уровня главной палубы впереди и выше второй палубы в корме. Винт правого борта сильно поврежден.
b. "Oklahoma" - корабль с левого борта поражен несколькими торпедами, количество которых по разным оценкам от 3 до 5, а также неопределенным количеством бомб. Почти моментальная потеря остойчивости опрокинула линкор через левый борт. Из-за мелководья верхние надстройки уперлись в дно и не позволили кораблю опрокинуться полностью. В настоящее время правый борт корабля от киля и до примерно 15 футов от верха буля затоплен водой. Наклон примерно 150 градусов от вертикали. Насколько известно, погреба не за-топлены и большинство топливных бункеров не повреждены, кроме булей, вспоротых торпедными взрывами.
От горящего и затонувшего на мелком месте линкора "Arizona" волной отбивало пылающую на поверхности воды нефть. Она дрейфовала на юг, окружала борта других кораблей, на которых раскалялись корпуса и становилось просто невозможно вести какие-либо спасательные работы. Например, экипажу линкора "California" пришлось даже временно оставить корабль.
c. "Pennsylvania" - корабль поражен бомбой с правого борта позади зенитных батарей. Поврежденное орудие заменено, но сильно разрушен надводный борт ниже батареи. Пожар от сильно горевших эсминцев впереди линкора вызвал не более, как обгорание краски в носовой части линкора.
d. "Arizona" - корабль поражен несколькими торпедами с левого борта, количеством до трех, и тремя бомбами с пикирующих бомбардировщиков. Одна бомба попала в плиту 4-й башни, отклонилась и взорвалась уже на 3-й палубе. Другая пробила переднюю часть дымовой трубы и прошла вдоль нее. В результате взрыва погребов, вероятно 2-й башни, корабль погрузился на дно. Последовал сильнейший пожар, который практически уничтожил надводную часть корабля в носовой части. Кормовая часть, примерно до дымовой трубы, неплохо уцелела. Главная палуба ниже уровня воды на 4 фута.
e. "California" - корабль поражен двумя торпедами: одной в районе 110-го шпангоута с левого борта и другой торпедой в районе 47-го шпангоута, а также тремя - пятью бомбами в средней и носовой части. В районе жилых помещений от взрыва бомб произошел сильнейший пожар, который разрушил эту часть корабля еще до того, как он был затоплен. Линкор осел на дно и в воде почти до уровня шлюпочной палубы.
f. "Tennessee" - корабль поражен двумя бомбами, вероятно это 15-дюймовые переделанные снаряды [15-inch А.P. bomb]. Одна попала в среднее орудие 2-й башни и полностью вывела его из строя. Два других орудия остались в действии. Другая бомба ударила в левую часть задней плиты крыши 3-й башни, повредила катапульту [она была смонтирована на башне - от перев.], саму броневую плиту, связь перекрытия башни, орудийный дальномер и прибойник левого орудия. Ремонт текущий, без постановки в док. Высокая температура от пожаров на линкоре "Arizona" и от горящей на воде нефти создала пожар в жилых офицерских помещениях на корме, с последующим выводом из строя многих каналов электропроводов, механизмов самолета, и деформирования листов обшивки на корме (трещины и разрывы). Ремонт всех этих повреждений текущий, включая авиационную часть.
В ходе борьбы с пожарами на линкоре была затоплена кормовая группа погребов во избежания их перегрева от высокой температуры пожаров.
Кормовой самолетный кран тоже поврежден и может использовать только на рабочем пределе без какой-либо перегрузки.
Металлический настил главной палубы в корме из-за нагрева волнообразно вспучился, многие листы обгорели и завернулись. Этот ремонт не рассматривается как срочный для подготовки к выходу в море.
"Tennessee" был сильно сжат между тонущим линкором "West Virginia" и передними причальными стойками. Однако нет оснований предполагать возникновение чрезмерных напряжений в структуре корпуса. Броневой пояс обследован и признан непроницаемым.
g. "Maryland" - корабль поражен в районе форкастля легкой бомбой, расколовшейся на осколки. От врыва образовалась пробоина в палубном настиле 12 на 20 футов. Незначительно повреждены второстепенные конструкции уровнем ниже. Это уже отремонтировано.
15-дюймовый снаряд-бомба [15-inch А.P. bomb] под большим углом рухнул в воду рядом с левым бортом недалеко от форштевня и пробил обшивку на глубине около 23 футов в районе 11- го шпангоута. Он взорвался в помещении А-103-А (парусиновая кладовая), причинив обширные структурные повреждения и вызвав большое затоппение, в том числе были затоплены погреба 50-калиберных зенитных автоматов и оружейное помещение стрелкового оружия. Для обеспечения кораблю достаточной мореходности ремонт производится в настоящее время. Из-за этого же попадания были затоплены помещения с торпедными компрессорами. Они оба выведены из строя. До их замещения временно установлен воздушный компрессор высокого давления с пароприводом.
h. "West Virginia" - корабль поражен с левого борта четырьмя торпедами, одна бомба попала в среднюю часть с левого борта и еще одна попала в крышу 3-й орудийной башни, вызвав некоторые повреждения и сильный пожар. Были затоплены помещения в корме и кормовом подзоре, и опрокидывание было предотвращено, но пожар сильно разрушил всю носовую часть корабля от миделя. Корабль осел на дно. Кормовые погреба также затоплены, но сомнительно, что затоплены и носовые.
1. Информация, доступная в настоящее время, позволяет утверждать, что машинные и котельные помещения получили незначительные или вообще никакие повреждения от взрывов и пожаров. На "Nevada", "Oklahoma", "Arizona", "California" и "West Virginia" отсеки энергетической установки и электроэнергетические станции затоплены.
2. Пожары в носовых частях линкоров "West Virginia" и "Arizona" причинили деформирование и разрушение значительной части конструкций.
3. Корабельные самолеты имелись на следующих кораблях: "West Virginia", иCalifornia" и "Oklahoma". Самолеты "West Virginia" разрушены пожарами, в дальнейшем могут быть использованы только один двигатель и пропеллер.
Самолеты "California": 2-0-4 был отведен после бомбежки к морскому аэродрому Пирл-Харбора: 2-0-5 был сброшен за борт из-за усиления пожара; 2-0-6 незначительно поврежден.
Самолеты "Oklahoma" непригодны к эксплуатации из-за сильного залива нефтью, хотя каждый из них поднят из воды не позже 48 часов после погружения. Но отдельные детали, включая двигатели, вполне пригодны.
4. Ярко продемонстрирована необходимость противоосколочной защиты для персонала на открытой палубе и в надстройках. Например, защитные переборки постов управления вполне обеспечили приемлемую защиту. Эти переборки были изъедены многими пулями и осколками, но не были найдены пробоины от такого воздействия. Однако, предоставляемая защита была неадекватна. Должны устанавливаться орудийные щиты, или, что лучше, башенные орудия. В случае с линкором "Nevada" бомба пробила шлюпочную палубу корабля и вывела из строя очень много людей в смежных помещениях так как не имелось никаких защитных переборок. В предыдущих рапортах командирами линкоров была отмечена срочная потребность в монтаже круговой или боковой противоосколочной защите, а также и прикрытии крыш, по опыту нападения на Пирл-Харбор.
5. Также опытом в Пирл-Харбор, в частности пробитием брони крыш орудийных башен на "West Virginia" и "Tennessee", были подтверждены опасения командиров линкоров, высказанные в ранее поданых рапортах.
8. Борьба с огнем и с поступлением воды, спасение людей. Как сообщалось в пункте 6, командующий линейными силами немедленно по прибытии на корабль принял командование и взял на себя управление спасательными работами. Горевшую на поверхности воды нефть, вытекающую из корпуса поврежденного линкора "Arizona", относило на стоявшие вместе линкоры "Tennessee" и "West Virginia" и время от времени на "Maryland" и опрокинувшийся "Oklahoma". Портовый лихтер YG17, по инициативе его командира помощника главного боцмана Янсена (Chief Boatswain's Mate, L.M. Jansen), несмотря на сильное пламя и дым, приблизился к "West Virginia" и стал помогать тушить пожары на нем. По приказу командующего линейными силами приказал кораблю "Tern", а позже другому "Widgeon" оказать помощь в спасении людей с опрокинувшегося линкора "Oklahoma", а затем в тушении пожаров на линкорах. Позже им на помощь был направлен и "Bobolink". Эти корабли в течении дня 7 декабря и ночью смогли взять под контроль распространение огня. 8 декабря к ним присоединился буксир "Navajo" и общими силами они справились с огнем на "West Virginia", после чего были направлены для борьбы с огнем на линкоре "Arizona". Там пожары были взять под контроль еще до наступления темноты 8 декабря.
Одновременно велись спасательные работы на "California", сильно накренившемся на левый борт, а также на "Nevada", который при прохождении канала был атакован бомбардировщиками и оказался вынужден выброситься на отмель, чтобы предотвратить опрокидывание или затопление на фарватере.
Велись также работы по спасению людей из линкора "Oklahoma", куда командующим из его штаба были направлены капитан 3-го ранга Кранцфельдер (Commander Е.Р. Kranzfelder) и лейтенант Манделкорн (Lieutenant Mandelkorn). Помощь офицерам и матросам экипажа "Oklahoma" оказывали также люди с корабля "Rigel" и с военно-морской верфи, а также пожарные и аварийные партии с других линкоров. В результате их усилий были спасены 32 человека, оставшиеся в живых внутри затонувшего корпуса "Oklahoma". См. вложение (V).
9. Помощь спасенным, пополнение израсходованных боеприпасов. Вскоре после окончания боя капитан 1-го ранга Боде (Captain H.D. Bode) с "Oklahoma" был направлен для организации помощи оставшимся в живых членам экипажей поврежденных линкоров и команды военно-морского аэродрома острова Форд. Ему же вменялось в задачу связаться с главным военно-морским складом вооружений (Naval Ammunition Depot, Oahu) и организовать доставку зенитных боеприпасов на корабли для замены отстрелянных. Основываясь на штаб-квартиру в Becm-Лох (headquarters at West Loch), этот офицер полностью выполнил задачу, причем доставка боеприпасов была осуществлена не только на линкоры эскадры, но и на остальные корабли в гавани и на верфи. Им также было организовано усиление противовоздушного прикрытия главных складов вооружений.
10. Потери личного состава, (а) в таблице показаны сведения о личном составе на кораблях до нападения, количество выбывших из строя, оставшихся в живых и имя старшего по званию офицера из оставшихся в живых. Нужно
отметить, что некоторые цифры, вероятно, еще будут изменены (см. табл.). (Ь) следующие командиры соединений и кораблей погибли:
Контр-адмирал Кидд, командир 1-й линейной дивизии (Rear Admiral I.С. Kidd, Commander Battleship Division One),
Капитан 1-го ранга Ван Валкенбург, космандир линкора "Arizona" (Captain F. Van Valkenburgh, Commanding Officer, USS "Arizona").
Капитан 1-го ранга Беннион, командир линкора "West Virginia" (Captain M.S. Bennion, Commanding Officer, USS "West Virginia").
11. Поведение личного состава. В прилагаемых отдельных рапортах командиры линкоров представили командующему флотом сведения об отдельных военнослужащих и подразделениях, проявивших незаурядные качества поведения во время японского нападения. Командующий линейными силами, однако, не может закончить эгрот рапорт, не отметив великолепный боевой дух и храбрость абсолютно всех экипажей линейных кораблей. Их поведение полностью соответствует самыми высокими традициями американского флота.
1 декабря | На борту |
Убиты |
Ранены |
Проп. без вести |
Спасены |
Старший спасшийся офицер | |||||
Линкор | Офиц. | Mamp. | Офиц. | Mamp. | Офиц. | Матр. | Офиц. | Матр. | Офиц. | Матр. | |
Maryland" | 108 | 1496 | 2 | 1 | 0 | 14 | 0 | 1 | 106 | 1480 | Capt. Godwin |
W. Virginia | 87 | 1454 | 2 | 25 | 0 | 52 | 0 | 130 | 85 | 1247 | Cdr. Hillenkoetter |
Tennessee* | 94 | 1372 | 0 | 4 | 1 | 20 | 0 | 2 | 93 | 1337 | Capt. Reordan |
California* | 120 | 1546 | 3 | 45 | 3 | 58 | 2 | 56 | 112 | 1382 | Capt. Bunkley |
Pennsylvania | 81 | 1395 | 2 | 17 | 0 | 30 | 0 | 6 | 79 | 1340 | Capt. Cooke |
Arizona* | 100 | 1411 | 2 | 54 | 5 | 39 | 47 | 1059 | 54 | 259 | Cdr. Geiselman |
Oklahoma | 82 | 1270 | 0 | 20 | 2 | 30 | 21 | 415 | 59 | 805 | Capt. Bode |
Nevada | 94 | 1390 | 3 | 34 | 5 | 104 | 0 | 16 | 85 | 1236 | Capt. Scanland |
Total | 766 | 11334 | 14 | 200 | 16 | 347 | 70 | 1685 | ' 674 | 9086 |
* включая персонал штабов.
Рапорт об объемах повреждений кораблей после атаки на Пирл-Харбор
+ Рапорт об объемах повреждений кораблей после атаки на Пирл-ХарборСообщение командующему Тихоокеанским флотом о результатах японского нападения на Пирл-Харбор.
По состоянию на 15 февраля 1942 г.
(Damage Report for Ships after Pearl Harbor Attack. Enclosure (C) to Commander in Chief, Pacific Fleet Report of Japanese Raid on Pearl Harbor, 15 February 1942
Линкор "Arizona"
затонул на месте стоянки в результате попаданий одной или больше авиационных торпед и приблизительно восьми попаданий тяжелых авиабомб. Одно из бомбовых попаданий (оцененное в 2000 фунтов) взорвало носовые боевые погреба главного калибра. Корабль, как показало обследование, полностью разрушен и непригоден для дальнейшего использования, за исключением материала, который может быть снят и повторно использован. Значительное количество артиллерийского вооружения уже было демонтировано, ведется работа по демонтажу 12-дюймовых орудий из третьей и четвертой орудийных башен.
Линкор "California" затонул на месте в результате попаданий двумя авиационными торпедами и близких от борта разрывов одной или больше бомб. Также получено одно тяжелое попадание бомбы с правого борта верхней палубы в районе фок-мачты, которое вызвало серьезный пожар приготовленных к выстрелам 5-дюймовых боеприпасов. Корабль затонул не сразу, но постепенно погружался в течение трех или четырех дней и сейчас лежит глубоко погрузившись в жидкий илистый грунт. Квартердек погружен примерно на двенадцать футов ниже уровня воды, а левый борт форкастля находятся приблизительно на три фута под водой.
Линкор "Nevada"
получил одно или больше попаданий авиаторпед и, по крайней мере, пять прямых попаданий авиабомб и два близких к борту разрыва в воде. Каждый взрыв рядом с бортом вызвал разрывы корпуса соответственно с левого борта и в носовой части правого борта. Одно попадание бомбы в фок-мачту вызвало сильный взрыв и пожар с большими повреждениями, большие разрушения вертикальной стенки от второй палубы до мостика. Несколько бомбовых попаданий разрушали форкастль по всей ширине палубы от борта до борта впереди орудийной башни №1 и на глубину до второй палубы. Осколки бомб поразили среднюю часть, причинили значительные местные повреждение грот-мачты, дымовой трубы и других конструкций, вывели из строя большое число людей из числа прислуги 5-дюймовым зенитных орудий.
Линкор "Oklahoma"
перевернулся и лег на грунт на месте стоянки в результате трех или больше попаданий авиационных торпед в течение восьми - одиннадцати минут. Корабль лежит на дне вверх дном с наклоном от 20 до 30 градусов, со значительной частью днища и правого борта выше уровня воды.
Линкор "Pennsylvania"
получил одно попадание позади 5- дюймовой батареи со стороны правого борта. Корабль установлен в сухой док №1. Повреждение от взрыва бомбы весьма серьезно, но не является жизненно опасным. Полностью выведено из строя одно орудие, много людей ранено и убито. Область повреждений не простиралась ниже второй палубы.
Линкор "Maryland"
поразили две авиабомбы в район форкастля. Одна небольшая бомба (вероятно 100 фунтов) прошила палубу форкастля впереди дымовой трубы и взорвалась на главной палубе, вызвав незначительные повреждения. Вторая бомба, весом вероятно 500 фунтов, пробила левый борт на глубине приблизительно двенадцать футов под водой и взорвались в корабельной кладовой. Также этим взрывом разрушены переборки и жилые каюты в этом же районе, а осколки стали причиной небольших, но многочисленных пробоин в обшивке борта и днища. Эти пробоины сейчас временно заделаны без постановки линкора в сухой док.
Линкор "Tennessee"
получил два попадания бомб (вероятно, этот тип бомб сходен с 15-дюймовыми снарядами). Одна из бомб поразила среднее орудие второй башни, причинив большую трещину и полностью выведя орудие из строя. Эта бомба взорвалась и причинила значительные осколочные повреждения местного характера. Другая такая же бомба попала в крышу башни Ns3 и сильно повредила клепанные броневые соединения. Эта бомба не разорвалась и поэтому не причинила серьезных повреждений, если не считать полного разрушения одной рамной связи жесткости. "Tennessee" получил серьезное повреждение в кормовой части из-за огня и жара горящей нефти, относимой от линкора "Arizona". Сильно пострадали жилые офицерские помещения. Стальные листы по бортам кормовой части сравнительно сильно деформированы, сильно пострадали клепанные швы.
Линкор "West Virginia"
затонул на месте стоянки в результате четырех или пяти торпедных попаданий и, по крайней мере, двух попаданий бомб. Корабль лег на твердый грунт и по всей длине уровень воды на два-три фута ниже открытой палубы. Большинство попаданий торпед в средней части левого борта, которая ужасно разрушена и в надводной, и в подводной части. Большая бомба прошла через шлюпочную палубу и, очевидно, взорвалась на главной или второй палубе с левого борта. Этот взрыв причинил значительное разрушения, вызвал сильный пожар разорвавшихся картузов зарядов и воспламенил нефть, которая горела на большой площади, включая носовую надстройку, фок-мачту и мостики. Вторая бомба поразила крышу третьей орудийной башни и пробила толстую броневую плиту. Обследование показало, что пробитие произошло по причине некачественного материала брони. Эта бомба не взорвалась, но причинила сильное повреждение затвору левого орудия. Совсем недавно во время обследования корпуса обнаружено еще одно торпедное попадание под подзором кормы и найдены части торпеды. Помещение рулевых машин, по всей видимости, разрушено и затоплено в результате этого попадания. Руль сорван и лежит на грунте.
Крейсер "Helena"
имеет попадание авиационной торпеды в районе 80-го шпангоута с правого борта, в результате взрыва которой затоплены котельное отделение №1 и носовое машинное отделение. Турбина правого борта повреждена очень серьезно. Временный ремонт корпуса был выполнен в Пирл-Харборе, после чего корабль перешел на верфь в Mare Island под двумя винтами для выполнения капитального ремонта.
Крейсер "Honolulu"
поврежден близким разрывом авиабомбы большого калибра (вероятно 500 фунтов), примерно в 15-20 футах от левого борта в районе 40-го шпангоута. Этот взрыв причинил значительное повреждение корпусу, и в результате в том районе оказались затоплены корабельные кладовые и боевые погреба, а также залит и выведен из строя силовой кабель электропривода второй орудийной башни. Однако большинство затоплений произошло не из-за пробоин в корпусе, а в результате аварийного затопления командой корабля боевых погребов, переборки которых оказались разорваны, отчего водой были залиты и некоторые прилегающие помещения. Корпус крейсера не имел пробоин, но из-за выбитых заклепок и небольших трещин дал незначительные течи. Полный ремонт был выполнен на верфи в Пирл-Харборе.
Крейсер "Raleigh"
был поражен одной авиационной торпедой в среднюю часть левого борта, из-за чего были затоплены передние отсеки турбинных агрегатов. Корабль также получил одно бомбовое попадание (вероятно, бомба в 500 фунтов). Бомба прошла через три палубы и, изнутри пробив борт, вышла наружу, взорвавшись на расстоянии около 50 футов от крейсера. Сами повреждения от попадания не были значительными и обширными, но вкупе с наружным взрывом вызвали серьезные повреждения, став причиной затопления ряда помещений в корме с левого борта. Затопление было результатом не столько взрыва бомбы, сколько невозможность закрыть некоторые броневые люки из-за сильного напора воды. Следует сказать, что попадание бомбы произошло всего в нескольких футах от хранилища авиационного бензина. Полный ремонт корпуса уже заканчивается на верфи Пирл-Харбора. Но после середины февраля крейсеру необходимо сходить на верфь в Mare Island для капитального ремонта машин и силовых приводов, а также из- за необходимости замены одного котла и металлических кожухов турбины в машинном отделении №4.
Эсминец "Shaw"
еще полностью не установленный в доке, поражен одной бомбой. Он также поврежден многочисленными осколками от другой бомбы, которая взорвалась непосредственно в сухом доке. Серьезный пожар после взрыва бомбы в итоге закончился взрывом носового боепогреба и сильными термическими (из-за высокой температуры) повреждениями, вызвавшими деформацию многих стальных листов в носовой части корпуса. После того, как неповрежденная часть "Shaw" была частично изолирована, эсминец 26 января установлен в тот же самый сухой док для монтажа временного форштевня в районе фактического 50-го шпангоута и прилегающих к нему отсеков. Корабль будет готов перейти на верфь в Mare Island под собственными механизмами в период между 1 и 15 февраля 1942 года.
Эсминцы "Cassin" и "Downes":
"Cassin" был поражен одной бомбой, a "Downes" двумя (вероятно, по 500 фунтов). Эти корабли стояли в сухом доке №1 впереди линейного корабля "Pennsylvania". Один взрыв бомбы между кормовыми частями этих двух эсминцев, очевидно, выбил подпоры у эсминца "Cassin", еще только частично установленные. По этой причине, когда док оказался затопленным из-за разрушения батопорта, "Cassin" повалился на эсминец "Downes". Это причинило серьезные структурные повреждения в средней части, а также значительное повреждения местного характера на мостике. Боеголовка торпеды в правобортной торпедной трубе эсминца "Downes" была выброшена на главную палубу и взорвалась, вызвав в том месте значительные повреждения самой палубы и правого борта. Этим же взрывом нанесены некоторые повреждения котлам и двигателям главной энергетической установки. За взрывом последовал сильнейший пожар нефтяного топлива, причинивший значительные повреждения корпусам обоих эсминцев. Осколки и взрывы стали причиной более чем двухсот пробоин разной величины в корпусе эсминца "Cassin" и, вероятно, много больше, чем четырехсот в корпусе эсминца "Downes".
Большинство механизмов обоих кораблей демонтировано для переборки и ремонта, и в настоящее время их готовность оценивается в 98% для "Cassin" и приблизительно 95% для "Downes". Корпус эсминца "Cassin" прошел временный ремонт с целью совершения перехода к западному побережью, назначенного приблизительно на 5 февраля для производства капитального ремонта. Подобные работы заканчиваются и на "Downes".
В настоящее время кажется нецелесообразно рассчитать на вступление в строй этих двух кораблей в качестве эсминцев первой линии. Но вполне вероятно произвести ремонт. может быть в пределах 2 - 4 месяцев, с целью переоборудовать корабли для выполнения задач эскорта. Таким образом, два эсминца должны быть исключены из списков первой линии. Верфь Пирл-Харбора сейчас заканчивает проект переделок надстройки и помещений, мостика, вооружения и т.д., подходящих для эскортных задач. Вообще предполагается, что, хотя корпус эсминцев был значительно ослаблен, тем не менее, они смогут уверенно нести намного уменьшенный груз (по сравнению с первой линией) вооружения и других надстроечных весов, требуемых для судна эскорта.
"Oglala"
потоплен близким взрывом одной авиационной торпедой, которая прошла под судном с правого борта и взорвалась у правого борта крейсера "Helena". Судно медленно погружалось в воду рядом со стенкой 1010, но через полтора часа после взрыва опрокинулось на том же месте. Это судно не стоит восстанавливать, но после выполнения первоочередных работ планируется заняться удалением корпуса "Oglala" от причала для освобождения места.
"Curtiss"
был поражен неуправляемым падающим японским самолетом, ударившим в среднюю стойку (kingpost crane) подъемного крана правого борта. Это закончилось некоторыми разрушениями и пожаром. Серьезно поврежден привод подъемного крана, радиоантенны выведены из строя полностью. Одна бомба (весом, вероятно. 500 фунтов) ударила в передний край ангара левее от диаметрали, пробила настилы и и взорвалась на второй палубе. Взрыв и начавшийся пожар причинили большие повреждения. Временный ремонт судна уже закончен. Ожидается проведение капитального ремонта на военно-морской верфи в Пирл-Харборе.
"Vestal"
была поражена двумя бомбами (вероятно, по 500 фунтов). Одно бомба попала в носовую часть и взорвалась на складе стальных форм, которые были сильно искорежены и разрушены, но зато остановило большую часть осколков бомбы и свели к минимуму размеры ущерба судну. Другая бомба ударила в корму и взорвалась в трюме. Судно получило множество пробоин разного размера, что привело к затоплению кормы почти до главной палубы, и, в конечном счете, заставило отойти от линкора "Arizona" и выброситься на отмель в районе Aeia. чтобы предотвратить дальнейшее затопление. Временный ремонт сделан во время краткой постановки в сухой док. Капитальные работы отложены до освобождения дока от текущих нужд.
"Utah" поражен двумя, а возможно и тремя торпедами, отчего корабль быстро перевернулся прямо на месте стоянки. Его положение практически полностью вертикальное (без нескольких градусов) вверх днищем.