- 25 - 2002 / сп - флот Италии
- 26 - 1999 / 02
- "Первые программы броненосного флота.
Броненосные фрегаты типа "Minotaur" - "Броненосец "PELAYO" военного флота Испании"
- "Война в Испании. Организация и боевые действия республиканского морского флота на севере Испании 14 мая - 11 октября 1937 года"
- "Испания. 1936-1939 годы. Гражданская война на море. Потери кораблей и судов воюющих сторон и нейтральных государств"
- "Германские миноносцы периода Второй мировой войны"
- "Проектирование авианосцев в фашистской Германии во время Второй мировой войны"
Часть вторая - "Тайна Скапа-Флоу. Гибель "Royal Oak"
(глава из книги "Тайны британской секретной службы". 1948)
- "Первые программы броненосного флота.
- 27 - 2006 / сп
- 28 - 2006 / сп - Звезда и смерть адмирала Шпее
- 29 - 2006 / сп - Звезда и смерть адмирала Шпее
- 30 - 2006 / сп - Звезда и смерть адмирала Шпее
- Часть 4. "Гибель эскадры Шпее у Фолклендских островов"
- Часть 4. "Гибель эскадры Шпее у Фолклендских островов"
- 31 - 2004 / сп - Жемчужная гавань
- тревожное воскресенье часть первая
- «Пирл Харбор. Шаг в историю»
- «Пирл Харбор накануне войны» «Япония готовится к нападению»
- «Офицеры морского командования»
- Япония готовится к нападению
- «Американский флот в Пирл Харборе накануне нападения»
- «Японский флот готов к атаке»
- «Американские авианосцы. Где же они были?»
- «Сверхмалые японские лодки в атаке на Пирл Харбор»
- «Пилоты готовы атаковать»
- «Атака на стоянку линейных кораблей»
- тревожное воскресенье часть первая
- 32 - 2004 / сп - Жемчужная гавань
- тревожное воскресенье часть вторая атака на линейные корабли
- 33 - 2004 / сп - Жемчужная гавань
- тревожное воскресенье часть третья
- Атака на военно-морскую верфь и корабли в средней бухте гавани
- Атака на район верфи вмс
- Минный заградитель СМ-4 «Oglala»
- Легкий крейсер CL-50 «Helena»
- Легкий крейсер CL-48 «Honolulu»
- Линейный корабль ВВ-38 «Pennsylvania» и эскадренные миноносцы DD-375 «Downes» и DD-372 «Cassin»
- Эскадренный миноносец DD-375 «Downes»
- Эскадренный миноносец DD-372 «Cassin»
- Эскадренный миноносец DD-373 «Shaw»
- Атака на территорию военно-морской верфи
Жемчужная гаваньТревожное воскресенье
Часть третья Атака на Военно-Морскую верфь и корабли в средней бухте гавани
Атака на корабли у западного берега острова Форд
Легким крейсер CL-7 «Raleigh»
Легкий крейсер CL-7 "Raleigh", 7050-тонный крейсер типа "Omaha", был построен в Квинси, в Массачусетсе. Принятый флотом в феврале 1924 года, корабль уже в середине того же года совершил первый поход в северную Европу. После четырех лет службы в составе Разведывательного флота (Scouting Fleet) в Атлантике, Тихом океане и Карибском заливе, "Raleigh" вновь ушел в европейские воды в сентябре 1928 года в качестве флагмана отряда американских кораблей в том регионе. Через год крейсер вернулся и с 1929 года до 1936-го вновь служил в составе Разведывательного флота. В 1933 году корабль перебазировался в Сан Диего. В 1936-38 годах "Raleigh" был флагманом отдельной эскадры 40-Т (Squadron 40-Т), которая быпа организована для наблюдения за ходом гражданской войны в Испании. Дальнейшая служба проходила в составе Тихоокеанского флота, с перебазированием в 1940 году в Пирл Харбор.
7 декабря 1941 года "Raleigh" находился в Пирл Харборе и во время японского нападения был поврежден одной торпедой и взрывом бомбы. Восстановительный ремонт крейсер проходил в Пирл Харборе, а затем на верфи "Mare Island Navy Yards". В 1942 году он вновь вернулся в строй флота. До конца года крейсер использовался в южной и центральной части Тихого океана, затем перешел в зону Алеутских островов и воевал там до июня 1945 года, эскортировал конвои, патрулировал опасные районы, обстреливал японские военные объекты на островах. Летом 1945 года "Raleigh" перешел в Атлантику, некоторое время совершал учебные плавания с гардемаринами военно-морской Академии. В ноябре 1945 года крейсер был исключен из списков флота и в феврале 1946 года продан на слом.
Легкий крейсер "Raleigh", Пирл-Харбор, 7 декабря 1941 года (U.S.S. "Raleigh", Pearl Harbor, Т.Н., December 13, 1941).
От: Командир корабля (Commanding Officer)
Для: Командующий Тихоокеанским флотом (Commander-in-Chief, U.S. Pacific Fleet).
Предмет ... Ссылки... Вложения ....
1. Приблизительно в 07.55утром 7 декабря 1941 года, я был в своей каюте, пил утренний кофе, когда услышал и почувствовал глухой взрыв на корабле. Выглянув в иллюминатор я увидел бурлящую воду у средней части борта. Я бросился на мостик и встретил там лейтенанта Тейлора, который сообщил, что японцы напали на базу. Экипаж уже разбегался по постам по сигналу общей тревоги (general quarters) и приблизительно пятью минутами позже корабль открыл огонь из зенитных 3-дюймовых 50-калиберных и 1,1-дюймовых орудий, а также 50-калиберных автоматов.
2. Мичман Верт (Ensign J.W. Werth) управлял стрельбой батарей правого борта, а мичман Бир- дел младший (Ensign J.R. Beardall, Jr.) батарей левого борта. Оба прекрасно выполняли свои обязанности. Орудия великолепно обслуживались старшими петти-офицерами (chief petty officers), снабжение боеприпасами обеспечивали вольнонаемные работники корабельных столовых (mess boys volunteering).
3. Корабль стал крениться на левый борт. Поступило сообщение, что авиационная торпеда ударила в район котельного отделения №2, которое уже затоплено. Также полностью затоплены котельное отделение №1 и носовое машинное отделение. Котельное отделение №3 было под парами, но топки погасли из-за поступления смешанной с водой нефти. Аварийная партия, мичман Коун (Ensign H.S. Cohn, D-V(G), USNR) и плотник Тейлин (Carpenter R. С. Tellin, USN), отправились для осуществления контрзатопления, чтобы привести корабль на ровный киль, и они прекрасно справились с задачей.
4. Крен уменьшился, но риск для корабля опрокинуться оставался. Всем незанятым в отражении нападения было приказано выбрасывать за борт все тяжелые вещи, а также опустить за борт гидропланы. Оба самолета были успешно опущены за борт исключительно ручными приводами. Затем они отрулили к берегу острова Форд, доставив сообщение для дежурного. На них же отправлено на берег различное авиаоборудование и запасные части. Старший офицер медслужбы (senior doctor) был направлен на госпитальное судно "Solace", что бы помочь травмированным и раненным с других кораблей (у нас не было погибших, только несколько раненых). Кислородно-ацетиленовый агрегат (oxy-acetylene outfit) и специалисты были отправлены к опрокинувшемуся U.S.S. "Utah", чтобы помочь вызволить людей изнутри корпуса. Один человек был спасен, и он сразу же стал настаивать на возвращении, чтобы определить, возможно ли спасти кого-либо из своих товарищей по плаванию (shipmates). Запросили также прислать к крейсеру спасательные понтоны и лихтер, стоящий у борта "Baltimore". Они были присланы и заведены к нашему левому борту со стальными тросами под корпусом. Были также заведены дополнительные манильские канаты и стальные тросы на причальные стойки с целью предохранить крейсер от опрокидывания.
5. Торпеды со снятыми боеголовками были вручную опущены за борт и отправлены к острову Форд. Торпедные аппараты, обе катапульты, стальной грузовой бум были все размонтированы и вручную сброшены за борт. Все пиллерсы, шлюпбалки, спасательные плоты и стойки также сброшены за борт. Отданы оба якоря.
6. Вскоре после 09.00 началась бомбежка с планирования (glide-bombing attack), самолеты противника были встречены очень хорошо, так что бомбы падали мимо корабля, хотя некоторые из них взорвались недалеко от борта. И только одна бомба попала в корабль. Она ударила в ящик подготовленных боеприпасов №7 (ready ammunition box #7) 3-дюймовых орудий, проникла в плотницкую кладовую, затем прошла через топливный бункер и пробила обшивку левого борта ниже ватерлинии и взорвалась от удара о грунт приблизительно в 50 футах от корабля. Путь бомбы прошел через переднюю часть ограждения 3-дюймового орудия №7, а также очень близко от двух больших резервуаров, содержащих 3000 галлонов высококачественного авиационного бензина.
7. Очевидно вражеские самолеты надеялись увидеть на нашем месте "Lexington"и "Enterprise", и атаковали "Utah" и "Raleigh", поскольку авианосцев к счастью не оказалось. Когда выяснилось, что корабль не опрокинется и не потонет (глубина воды на нашей стоянке была 45 футов), мичман Коул (Ensign J.H. Coyle, USN) был послан на обследование донных нефтяных цистерн, в которых топливо не смешалось с водой. Это было необходимо для поднятия паров в котлах 3-го или 4-го отделения, так как вода уже начала поступать в кормовую машину и котельные отделения №3 и №4, и если бы они были затоплены не осталось бы никакой надежды удержать крейсер на плаву. Котлы были зажжены и запущены осушительные насосы.
8. Тем временем прислуга у орудий на возвышенном борту вела плотную и точную стрельбу по атакующим самолетам. Пять бомбардировщиков, которые обстреливались с крейсера и в которые были отмечены попадания, рухнули в непосредственной близости от корабля, либо горящие, либо развалившиеся на части.
9. Непросто выделить отдельных моряков, которые выполняли бы свои обязанности более самоотверженно, чем остальные. Поведение каждого было великолепно. Особенно отрадно отметить, что молодые офицеры (junior officers) и нештатные специалисты (non-rated men) действовали подобно ветеранам, и их боевой дух и высокая мораль только усилились из-за столь внезапного нападения.
10. Поскольку крейсер служил в Гавайском морском округе в течение более чем двух лет, многие из женатых офицеров и матросов, уже имели жилье на берегу. Когда началось нападение, обязанности артиллерийского офицера, старшего механика и офицера контроля за живучестью выполняли мичманы. Те офицеры и матросы, кто оказались на берегу, постарались вернуться на корабль максимально быстро, и некоторые из них успели принять участие в отражении последней атаки самолетов противника. После завершения нападения и в течение ночи с 7-го декабря крен корабля без какой- либо видимой причины изменился с 11 градусов на левый борт до 8 градусов на правый борт. Остойчивость крейсера вызывала серьезные опасения.
11. Буксиры "Sunnadin" и "Avocet" встали у борта крейсера примерно в полдень и обеспечили крейсер электричеством и паром в необходимом количестве, а также снабдили и продовольствием. Их услуги были весьма полезны.
12. Ущерб противнику: следующие боеприпасы были израсходованы на крейсере в течение дня:
3-дюймовые / 50-калиберные -266 выстрелов;
50-калиберные автоматы - 9990 выстрелов;
1,1-дюймовые - 3270 выстрелов.
Много самолетов были обстреляны без очевидных результатов. Однако имели место падения пяти самолетов, в которые наблюдались попадания с крейсера, а именно:
№1. Бомбардировщик пролетел по корме от правого борта на левый и взорвался от огня "Raleigh". Он упал на палубу U.S.S. "Curtiss".
Na2. Самолет пролетел по носу от правого борта на левый и рухнул в районе Pearl City.
Ns3. Самолет, пролетавший севернее на нашем траверзе правого борта, рухнул в воду между "Dobbin" и "Baltimore".
№4. Самолет, пролетавший за кормой от аэродрома к "Curtiss", был поражен 3-дюймовым снарядом и развалился в воздухе на части.
N95. Самолет, пролетавший поперек нашей кормы, был поврежден и, потеряв хвостовое оперенье, упал у Pearl City без взрыва и пожара. Пилот, возможно, уцелел.
13. Одна торпеда прошла между носом "Raleigh" и кормой "Detroit" и, очевидно, затонула на мелководье у острова Форд без взрыва. Очевидно, она все еще там.
14. Хвост бомбы, попавшей с левого борта крейсера, был обнаружен в топливной цистерне, вытащен оттуда и отправлен главнокомандующему Тихоокеанским флотом.
15. В настоящее время еще продолжается борьба за спасение крейсера, имеющиеся повреждения взяты под контроль. Ожидается успешный результат.
Подписано: R.E. SIMONS
Легкий крейсер "Raleigh", Пирл-Харбор, 12 декабря 1941 года (U.S.S. "Raleigh", Pearl Harbor, Т.Н., December 12, 1941).
От: Старший офицер капитан 3-го ранга Уоллес (Commander William Н. Wallace, U.S. Navy, Executive Officer).
Для: Командир корабля капитан 1-го ранга Симоне (Captain R.B. Simons, U.S. Navy, Commanding. The Commanding Officer).
Предмет ... Ссыпки ....
1. Будучи в увольнении на берегу утром в воскресенье 7 декабря 1941 года я не являлся участником боя между вражескими самолетами и U. S. S. "Raleigh". Я прибыл на корабль приблизительно в 10.00, когда все вражеские действия против корабля прекратились.
2. После моего возвращения я нашел всех офицеров и матросов, из тех, кто были на борту на их боевых постах в приподнятом боевом настроении, очевидно, в надежде, что враг повторит нападение и будет наказан еще более. Боевой дух был исключительно высок.
В это время корабль было в неясной ситуации из-за повреждений, полученных в результате попадания авиационной торпеды и одной бомбы. Для корабля оставался риск опрокинуться. И хотя этот факт был очевиден, никто из моряков не выказал никакого желания покинуть корабль свой боевой пост.
Зенитные батареи 3-дюймовых и 1,1-дюймовых орудий и 50-калиберных автоматов были укомплектованы прислугой и боеприпасами и готовы открыть огонь по первому же приказанию. Следует отметить, что большинство из орудийной прислуги впервые участвовали в отражении воздушного нападения. И, тем не менее, имелись все основания полагать, что "Raleigh"может записать на свой счет три вражеских самолета и, с некоторой долей вероятности, еще один. Обслуживание при подаче боеприпасов функционировало надежно, и следовало ожидать, что нехватки боеприпасов не будет.
Распоряжения по контрзатоплению отсеков выполнялись быстро и с надлежащей последовательностью. Организация работ по борьбе за живучесть, которую проводил офицер службы контроля повреждений (Damage Control Officer), была поставлена очень хорошо. Борьба за удержание корабля на плаву велась день и ночь. Усилия аварийных партий умело направлялись и должны окончиться несомненным успехом.
Механики, ранее по приказу покинувшие машинно-котельные отсеки, несмотря на риск вновь вернулись в кормовую машину и котельные отделения, в которых вода уже поднялась выше настала двойного дна, растопили котлы и подняли пар. Это позволило включить насосы на осушение отсеков.
Интендантская служба (Commissary Department) подготовила бутерброды и кофе и организовала доставку их на боевые посты, откуда команда не расходилась.
Приказы выполнялись быстро и без замешательства. Заслуживает похвалы быстрота и деловитость, проявленные при безаварийном спуске за борт обоих гидросамолетов, демонтаже и сбросе за борт тяжелых надстроечных весов, а именно катапульт, торпедных аппаратов шлюпбалок и т.д. Причем весь демонтаж проводился вручную, в отсутствии какой-либо энергопомощи и немало способствовал облегчению корабля и улучшению его остойчивости.
3. Следует отметить, что регулярное увольнение на берег на уикэнд в субботу 6 декабря и воскресенье 7 декабря были несколько большие в связи с тем, что накануне, пятница 5 декабря, был днем выплаты жалования. [Далее перечислены офицеры, находившиеся на борту во время боя, а также офицеры замещавшие отсутствующих.]. Следует отметить, что все находящиеся в увольнении вернулись на корабль настолько быстро, как позволили транспортные средства.
4. В течение боя и позже, когда принимались всевозможные действия, чтобы спасти корабль, ни мне, ни командиру не известно никакого инцидента с кем-либо, который мог бы вызвать осуждение по поводу нерадивости в исполнении обязанностей. Напротив, каждое сообщение о действиях офицеров и моряков имело только похвальный характер. Организация несения службы в целом, и особенно служб артиллерийской (Gunnery Department) и живучести (Damage Control Department), доказала стойкой и эффективной работой свою жизнеспособность. Все офицеры и команда, и те, кто возвращались из увольнения, уверенно и деловито выполняли обязанности. Я не способен определенно выделить кого-либо выше других. Я считаю, что все офицеры и матросы U.S.S. "Raleigh" имеют право гордиться своим поведением и выполнением своих обязанностей.
Подписано: W.H. WALLACE.