- 25 - 2002 / сп - флот Италии
- 26 - 1999 / 02
- "Первые программы броненосного флота.
Броненосные фрегаты типа "Minotaur" - "Броненосец "PELAYO" военного флота Испании"
- "Война в Испании. Организация и боевые действия республиканского морского флота на севере Испании 14 мая - 11 октября 1937 года"
- "Испания. 1936-1939 годы. Гражданская война на море. Потери кораблей и судов воюющих сторон и нейтральных государств"
- "Германские миноносцы периода Второй мировой войны"
- "Проектирование авианосцев в фашистской Германии во время Второй мировой войны"
Часть вторая - "Тайна Скапа-Флоу. Гибель "Royal Oak"
(глава из книги "Тайны британской секретной службы". 1948)
- "Первые программы броненосного флота.
- 27 - 2006 / сп
- 28 - 2006 / сп - Звезда и смерть адмирала Шпее
- 29 - 2006 / сп - Звезда и смерть адмирала Шпее
- 30 - 2006 / сп - Звезда и смерть адмирала Шпее
- Часть 4. "Гибель эскадры Шпее у Фолклендских островов"
- Часть 4. "Гибель эскадры Шпее у Фолклендских островов"
- 31 - 2004 / сп - Жемчужная гавань
- тревожное воскресенье часть первая
- «Пирл Харбор. Шаг в историю»
- «Пирл Харбор накануне войны» «Япония готовится к нападению»
- «Офицеры морского командования»
- Япония готовится к нападению
- «Американский флот в Пирл Харборе накануне нападения»
- «Японский флот готов к атаке»
- «Американские авианосцы. Где же они были?»
- «Сверхмалые японские лодки в атаке на Пирл Харбор»
- «Пилоты готовы атаковать»
- «Атака на стоянку линейных кораблей»
- тревожное воскресенье часть первая
- 32 - 2004 / сп - Жемчужная гавань
- тревожное воскресенье часть вторая атака на линейные корабли
- 33 - 2004 / сп - Жемчужная гавань
- тревожное воскресенье часть третья
- Атака на военно-морскую верфь и корабли в средней бухте гавани
- Атака на район верфи вмс
- Минный заградитель СМ-4 «Oglala»
- Легкий крейсер CL-50 «Helena»
- Легкий крейсер CL-48 «Honolulu»
- Линейный корабль ВВ-38 «Pennsylvania» и эскадренные миноносцы DD-375 «Downes» и DD-372 «Cassin»
- Эскадренный миноносец DD-375 «Downes»
- Эскадренный миноносец DD-372 «Cassin»
- Эскадренный миноносец DD-373 «Shaw»
- Атака на территорию военно-морской верфи
Звезда и смерть Адмирала Шпее
Часть вторая Энергетическая установка
В качестве главной энергетической установки для крейсеров типа «Scharnhorst» были оставлены, как и на предыдущих крейсерах, поршневые механизмы и паровые котлы. Паровые турбины в это время только-только начинали свой путь к большим кораблям, и, естественно, немецкие инженеры не собирались рисковать. Как известно, немцы по большей части всегда были консервативны и не склонны к риску, также как и к крупным финансовым тратам, с которыми были связаны любые эксперименты.
Броненосные крейсеры типа «Scharnhorst» получили по три вертикальных 3-цилиндровых паровых машин тройного расширения. Диаметр цилиндра высокого давления равнялся 1021,2 мм, цилиндра среднего давления - 1499,3 мм, цилиндра низкого давления - 2349,4 мм Высота цилиндров была одинакова, ход поршня равнялся 1050 мм. Машины размещались в трех машинных отделениях и занимали два отсека - III и IV. Два машинных отделения в IV отсеке разделялись водонепроницаемой продольной переборкой по диаметральной плоскости. Кормовая машина размещалась в соседнем отсеке по середине корабля.
Интересно отметить, что уровень палубного настила в машинных и котельных отделениях не был одинаков, причем в машине уровень был выше - и это при том, что у немецких кораблей броневая палуба размещалась сравнительно низко. Таким образом, остающегося пространства вполне хватало на установку паровых машин вертикального типа. И уже по этому факту можно судить о явной «натянутости» ссылок некоторых авторов на то, что размещение артиллерии на немецких крейсерах и дредноутах сильно ограничивалось якобы большими габаритами поршневых механизмов.
Котельная установка включала 18 водотрубных паровых котлов Marine-Schultz обычного коробчатого типа, представлявшие собой немецкую разновидность английских котлов Thornycroft. Каждый котел позволял создавать как естественную, так и искусственную (наддув) тягу. Рабочее давление пара 16 ат.
Котлы размещались в пяти отсеках (V - IX), из которых в четырех кормовых отсеках находилось по 4 котла с дымоходами на отдельные дымовые трубы. Каждый отсек делился на помещения правого и левого борта легкой негерметичной переборкой, в каждом из них было по 2 котла. В IX отсеке в едином отделении находились только два котла. Дымоходы от них выводились в носовую трубу. Котлы не были одинаковы. Восемь котлов из двух кормовых отделений (1-е и 2-е) имели по три топки каждый с площадью колосниковой решетки по 4,06 кв.м. Остальные котлы - по две топки с площадью решетки по 3,5 кв. м. Суммарная площадь нагревательной поверхности 6300 кв. метров. Два котла в носовом отделении отличались тем, что были приспособлены для сжигания жидкого топлива.
Вспомогательные механизмы энергетической установки имели поршневые, турбинные и частично электрические приводы.
Машины вращали три 4-лопастных винта, диаметр которых был различен - средний винт был несколько меньше, чем бортовые. Правый винт имел правостороннее вращение, средний и левый - левостороннее.
Суммарная мощность машин по проекту предполагалась 26 тысяч IHP, при этом контрактная скорость указывалась в 22,5 узла. Во время официальных ходовых испытаний оба крейсера превысили проектные задания.
«Scharnhorst» на мерной миле показал наибольшую скорость 23,672 узла при мощности машин 27.228 IHP. На испытаниях полного хода в форсированном режиме усредненная скорость составила 23,5 узла при средней мощности машин 28.783 IHP и 121 оборотах винтов в мин.
«Gneisenau» превысил эти показания - его средняя скорость составила 23,6 узла при мощности 30.396 IHP и 126 оборотах винтов в мин. Некоторые источники указывают, что он на мерной миле лишь немного не дотянул до 25 узлов, однако этот факт документально не подтвержден.
Котлы традиционно отапливались углем. На флоте уже проводились опыты с нефтяным отоплением котлов, и немецкие инженеры внимательно за ними следили. Ведь для крейсеров экономичность в расходе топлива была очень важна, и особенно - для крейсеров, уходящих в колонии. И тем не менее, несмотря на известные недостатки угля (такие как необходимость многочисленных вырезов в броневых палубах и бортовых переборках, а также трудность подачи угля к котлам и увеличение команды), преимущества угля, как судового топлива и одновременно средства защиты корабля, для немецких адмиралов оказались непререкаемы. Основным топливом так и оставался уголь, только два котла в носовом отделении были приспособлены также и для нефтяного отопления.
Общий запас угля на крейсерах составлял 2000 тонн, из которых 800 составляли нормальный запас, а 1200 принимались на борт при полной нагрузке. Запас жидкого топлива составлял 200 тонн.
Для хранения угля предназначались главные верхние бункеры, находившиеся над скосами броневой палубы вдоль бортов в отсеках котельных отделений и носовой машины (IV - IX отсеки - Oberbunker или Gebrauchsbunker). Из этих отсеков уголь подавался пересыпанием их в котельные отделения через специальные трубы-желоба, для прохода которых приходилось прорезать броневую палубу. Имелись также запасные котельные бункеры (Kesselbunker) за бортовыми переборками трех кормовых котельных отделений. И, наконец, имелись уже упоминавшиеся защитные угольные бункеры (Schutzbunker), входящие в систему бортовой защиты. Они находились под скосами броневой палубы, между котельными отделениями и незаполненными защитными отсеками - на протяжении только котельных отделений. Уголь в этих отсеках находился ниже ватерлинии, поэтому для предотвращения ухудшения остойчивости и для максимального сохранения защиты расходовался в последнюю очередь.
Расчетная дальность плавания при наибольшем запасе принимаемого топлива составляла 5120 миль 12-узловым ходом или 4800 миль 14-узловым ходом.
Электроэнергетическая установка с напряжением в сети 225 Вольт имела общую мощность 260 кВт. Она включала четыре турбогенератора, размещенных в двух помещениях (Dynamomaschinen Raum) ниже броневой палубы побортно от кормовым машинного отделения. Потребители электроэнергии подразделялись на два вида: Lichtanlage - потребители электроцепи слабых токов (шесть прожекторных установок, электроприборы и освещение по кораблю) и Kraftanlage - потребители электроцепи сильных токов (электроприводы вспомогательных механизмов и приводы электроаппаратов, таких как электроприводные помпы, вентиляторы и др.).