- 25 - 2002 / сп - флот Италии
- 26 - 1999 / 02
- "Первые программы броненосного флота.
Броненосные фрегаты типа "Minotaur" - "Броненосец "PELAYO" военного флота Испании"
- "Война в Испании. Организация и боевые действия республиканского морского флота на севере Испании 14 мая - 11 октября 1937 года"
- "Испания. 1936-1939 годы. Гражданская война на море. Потери кораблей и судов воюющих сторон и нейтральных государств"
- "Германские миноносцы периода Второй мировой войны"
- "Проектирование авианосцев в фашистской Германии во время Второй мировой войны"
Часть вторая - "Тайна Скапа-Флоу. Гибель "Royal Oak"
(глава из книги "Тайны британской секретной службы". 1948)
- "Первые программы броненосного флота.
- 27 - 2006 / сп
- 28 - 2006 / сп - Звезда и смерть адмирала Шпее
- 29 - 2006 / сп - Звезда и смерть адмирала Шпее
- 30 - 2006 / сп - Звезда и смерть адмирала Шпее
- Часть 4. "Гибель эскадры Шпее у Фолклендских островов"
- Часть 4. "Гибель эскадры Шпее у Фолклендских островов"
- 31 - 2004 / сп - Жемчужная гавань
- тревожное воскресенье часть первая
- «Пирл Харбор. Шаг в историю»
- «Пирл Харбор накануне войны» «Япония готовится к нападению»
- «Офицеры морского командования»
- Япония готовится к нападению
- «Американский флот в Пирл Харборе накануне нападения»
- «Японский флот готов к атаке»
- «Американские авианосцы. Где же они были?»
- «Сверхмалые японские лодки в атаке на Пирл Харбор»
- «Пилоты готовы атаковать»
- «Атака на стоянку линейных кораблей»
- тревожное воскресенье часть первая
- 32 - 2004 / сп - Жемчужная гавань
- тревожное воскресенье часть вторая атака на линейные корабли
- 33 - 2004 / сп - Жемчужная гавань
- тревожное воскресенье часть третья
- Атака на военно-морскую верфь и корабли в средней бухте гавани
- Атака на район верфи вмс
- Минный заградитель СМ-4 «Oglala»
- Легкий крейсер CL-50 «Helena»
- Легкий крейсер CL-48 «Honolulu»
- Линейный корабль ВВ-38 «Pennsylvania» и эскадренные миноносцы DD-375 «Downes» и DD-372 «Cassin»
- Эскадренный миноносец DD-375 «Downes»
- Эскадренный миноносец DD-372 «Cassin»
- Эскадренный миноносец DD-373 «Shaw»
- Атака на территорию военно-морской верфи
Жемчужная гаваньТревожное воскресенье
Часть третья Атака на Военно-Морскую верфь и корабли в средней бухте гавани
Атака на корабли у западного берега острова Форд
Корабль - цель AG-16 «Utah»
Линейный корабль ВВ-31 "Utah", 21.825-тонный корабль типа "Florida", был построен в Камдене в Нью-Джерси. В августе 1911 года линкор был принят флотом и в течение первых лет нес службу в составе Атлантического флота. В 1913 году линкор совершил плавание в Средиземное море. Годом позже принял участие в инциденте в Vera Cruz. Во время Первой мировой войны "Utah" оставался в Атлантике, а в сентябре 1918 года перешел в Южную Ирландию для обеспечения движения союзнических трансатлантических конвоев.
После войны линкор служил у восточного побережья и в Карибском заливе. В 1921-22 годах некоторое время находился в европейских водах. В 1924-25 годах с добрососедским визитом ходил в страны Южной Америки. В конце 1925 года прошел частичную модернизацию и затем служил в составе разведывательного флота (U.S. Scouting Fleet). В конце 1928 года совершил поход в Южную Атлантику в программе добрососедского тура недавно избранного президента Гувера (Herbert Hoover).
В 1931 году линкор был переоборудован в управляемый по радио корабль-цель и получил новое обозначение AG-16. С середины 30-х годов он использовался также и как учебное судно противовоздушной обороны для подготовки артиллеристов- зенитчиков. В 1941 году на корабле были установлены новейшие зенитные артиллерийские системы для расширения возможностей обучения, после чего он был перебазирован в Пирл Харбор в состав линейной эскадры. 7 декабря 1941 года корабль находился в главной базе и был торпедирован японским самолетом. Повреждения оказались роковыми - старый линкор очень быстро перевернулся и затонул. Через несколько лет корпус был перевернут и поднят. После некоторого ремонта корабль был прибуксирован ближе к берегу острова Форд. Там он находится и сейчас, используясь в качестве памятного мемориала.
Линкор "Utah", Пирл-Харбор, 15 декабря 1941 года (U.S.S. "Utah", Pearl Harbor, Т.Н., December 15, 1941).
От: Командир корабля (Commanding Officer)
Для: Командующий Тихоокеанским флотом (Commander-in-Chief, U.S. Pacific Fleet).
Предмет ... Ссылки ... Вложения ....
1. USS "Utah" был атакован японскими торпедоносцами и бомбардировщиками 7 декабря 1941 года приблизительно в 08.13, и затонул, опрокинувшись через борт приблизительно в 08.13 того же дня.
2. "Utah" не мог принять участие в бою, поскольку был подготовлен для использования как цель для учебного бомбометания. Все 5-дюймовые и 1,1-дюймовые зенитные орудия были укрыты защитными броневыми боксами и экранами. Все 50-калиберные и 30-калиберные автоматы были демонтированы и убраны в складских помещениях ниже броневой палубы. Корабль был прикрыт двумя слоями 6- 12-дюймового бруса для защиты против практических (учебных) бомб. Все боеприпасы находились в погребах и не могли быть быстро подняты. В связи с этим не было никакой возможности каким-либо образом отразить атаку японских самолетов на корабль.
3. Командир корабля во время внезапного нападения находился на берегу в увольнении. Старший офицер капитан 3-го ранга Уоррис (Executive Officer, Commander John F. Warris) также был на берегу в увольнении.
4. Старшим офицером на борту был офицер службы живучести капитан-лейтенант Исквит (Lieutenant Commander S. S. Isquith, surviving line officer). Его рапорт прилагается как вложение (А).
5. Все офицеры, бывшие во время боя на борту, представили свои рапорты. Их обзор стал основанием для моего утверждения, что рапорт капитан-лейтенанта Исквита полностью соответствует действительности и наиболее полно отражает произошедшие события.
6. Сведения о погибших, пропавших и переживших нападение отправлены согласно отдельному распоряжению главнокомандующему Тихоокеанским флотом.
7. Согласно параграфу 11, командир делает следующие представления:
a. Вуасен, Джон Б. (VAESSEN, John В., 413 35 79, F2, V-6 USNR), представляется к награждению медалью Морской Крест (Navy Cross).
b. Следующие офицеры и матросы предоставляются к письменной благодарности: [названы пять человек, в том числе капитан- лейтенант Исквит].
8. Следующие офицеры и матросы, погибшие при исполнении свих обязанностей ради спасения своих товарищей, предоставляются представляется к награждению медалью Морской Крест
(Navy Cross) посмертно: [названы семь человек, в том числе Петер Томич (TOMICH, Peter), награжденный Медалью Чести (Medal of Honor)].
Подписано: J.M. STEELE.
Линкор "Utah", Пирл-Харбор, 14 декабря 1941 года (U.S.S. "Utah", Pearl Harbor, Т.Н., December 14, 1941).
От: Капитан-лейтенант Исквит (Lieutenant Commander S.S. Isquith)
Для: Командир корабля (The Commanding Officer).
Предмет... Ссыпки ....
1. В воскресенье, 7 декабря 1941 года, в период стоянки корабля на швартовах у причала "Berth Fox-11", были обнаружены три самолета. Они не были идентифицированы, но предполагалось, что это ведутся тренировочный полет американских самолетов. В это же время, около 08.00, были обнаружены самолеты в направлении немного севернее от входа в гавань. Было видно, как они входили в пикирование на южную оконечность острова Форд и сбрасывали бомбы.
2. Немедленно после этого небо над островом заполнилось самолетами желтой окраски с блестящими крыльями, на фюзеляжах и крыльях которых ясно выделялись красные знаки восходящего солнца. Концы крыльев также имели красную окраску. Самолеты подлетали на небольшой высоте, приблизительно на 100- узловой скорости, и сбрасывали авиаторпеды или бомбы. Казалось, что это "Henkle-113", или подобного типа, с малошумящими двигателями. Немедленно отзвонила тревога общего сбора (general alarm)u следом голосом передали: "Команде действовать по расписанию бомбовой атаки"("All hands to bombing quarters"). Приблизительно в это время, 08.01, почувствовался сильный удар в подводной части, в районе 84-го шпангоута со стороны левого борта. Корабль немедленно стал крениться на левый борт. Почти сразу же и примерно в том же районе почувствовался второй подводный удар. Крен очень быстро вырос до 15 градусов. Я понял, что корабль скоро опрокинется и приказал: "Команде на палубах, персоналу в машинных и котельных отсеках, вахтенным радиопостов и электроэнергетической службе подниматься на верхнюю палубу, оставить все посты" ("All hands on deck and all engineroom and fireroom, radio and dynamo watch to lay up on deck and release all prisoners").
3. Весь экипаж собрался на правом борту, который оказался возвышенным. Всем приказали надеть спасательные жилеты, но вследствие того, что все жилеты были упакованы в холстяных чехлах в противовоздушных укрытиях [напоминаем, что это был корабль-цель, оборудованный укрытиями от воздействия боеприпасов], многие не могли этого сделать. В противовоздушном укрытии правого борта к этому времени был полный беспорядок из-за смещения укрытых там различных механизмов и приборов, а в противовоздушном укрытии левого борта в это время произошел взрыв бомбы.
Примерно в это же время вахта из машинного отсека сообщила, что давление пара резко снизилось, и что нет возможности ликвидировать протечки в насосах. Также о том, что машинное отделение левого борта затоплено, а в правобор- тное вода прибывает очень быстро, и уже поднялась выше агрегата турбины высоко давления и кожуха редукционной передачи. Освещение в машинном отделении еще было. Персонал оставил машинное отделение правого борта. Из котельного отделения №2 сообщили, что котел №4 выпаривается, давление быстро падает и что для поддержания давления требуется дополнительно подключить форсунки. После второго попадания погасли все огни. Кочегарная вахта оставила котельное отделение, перекрыв еще действующий топливный клапан, но оставив в работе вспомогательные питающие топливные насосы, которые, впрочем, должны были скоро остановиться из-за падения давления пара.
4. Примерно в 08.05 корабль имел крен на левый борт приблизительно 40 градусов. Освещение еще работало. Никаких сообщений из электростанции (dynamo room) не поступало. Вновь была передана команда: "Экипажу подняться наверх для оставления корабля, перемещаться на правый борт" ("All hands on deck and abandon ship, over starboard side"). Люди уже начали перебираться на стенку борта.
Корабль продолжал крениться, правда, несколько медленнее. Атакующие самолеты возвращались теперь с северного направления, подлетали на небольшой высоте и с бреющего полета расстреливали людей, спасающихся с корабля. Спасению людей сильно мешали незакрепленные деревянные брусья, скатывающиеся клевому борту по наклонной палубе.
5. Учитывая штурмовку с самолетов и подвижку деревянных брусьев и незакрепленных механизмов в противовоздушном укрытии, я приказал команде разделиться на три группы. Одна должна была подняться на трап от правобортного укрытия к командирской каюте, другая - на правобортный трап от кают-компании в сторону командирских помещений, и третья - на трап, ведущий от правобортной стороны кают-компании мимо кладовой кают-компании на форкастль. Причем, многие люди укрылись от огня с самолетов в командирских помещениях.
6. Младший лейтенант Хок (Lieutenant (jg) P.F. Hauck), машинист Шимански (S.A. Szymanski) и я были последними, кто покидал корабль. Мы перебирались через окна в командирских помещениях. В это время, приблизительно 08.10, корабль имел крен около 80 градусов к левому борту, то есть практически лег на борт. Самолеты еще обстреливали корабль. Швартовые канаты, за исключением нескольких, оборвались.
Два моторных баркаса и моторный вельбот поднимали людей с воды. Я видел, что многие вплавь добирались к северной и южной опорам причала "Fox-11" и, поскольку самолеты еще вели штурмовку, укрывались от них за опорами.
7. Приблизительно в 08.12 оборвались последние швартовые канаты, и корабль резко опрокинулся, полностью обнажив киль. Все люди, поднятые шлюпками были высажены на остров Форд, а затем им приказали вернуться и подбирать всех, кто еще плавал рядом.
8. На берегу острова для защиты от самолетного обстрела все люди укрылись в траншеях, вырытых там ранее по какой-то общественной программе. Отмечаю, что многие люди были травмированы или ранены. Капитан 3-го ранга Ларсон из медслужбы (Commander G.H. Larson, МС U.S. Naval) и служащий Керне (Kerns, Jean W., НА1с., U.S. Naval Reserve) принесли медицинские комплекты и организовали неподалеку пункт медпомощи в жилом помещении лейтенанта Чирча (Lieutenant Church, СЕС) по адресу: Building No. 118, Ford Island. Ларсон и два прибывших помощника санитара (pharmacist's mates) оказывали первую помощь и при необходимости отправляли пострадавших в госпиталь морского аэродрома острова Форд на прибывших автомобилях.
9. Когда мы находились в траншеях и чуть позже, мы слышали удары на корпусе корабля. В это время самолеты еще вели обстрел и даже сбрасывали бомбы. Я предложил добровольцам вернуться на "Utah", чтобы выяснить причины стука. Машинист Шимански, Максильвини (MacSelwiney, САМ) и еще двое, имен которых я не знаю, вернулись на корабль и выяснили, что стук слышен изнутри из района пустого отсека V-98, находящегося под электростанцией (dynamo room). Они ответили на стук, и сами в ответ услышали удары изнутри.
10. Стало ясно, что внутри остались люди из экипажа. Шимански затребовал газорезак (cutting torch) и оборудование к нему, которое и получил с крейсера "Raleigh". Между тем самолеты противника еще были в воздухе. Прорезав отверстие в днище, был вызволен из западни Джон Вуасен (Vaessen, John В., F2c, V-6, USNR), который сообщил, что он последний в той части корабля. Он стоял на вахте в помещении носового распределительного щита (forward distribution board) когда корабль был торпедирован. Когда напряжение стало падать, он снял нагрузку с носового щита, а затем с кормового, рассчитывая, что оставшейся энергии хватит на поддержание освещения по кораблю. Когда же освещение погасло, он уже не имел возможности выйти наверх. Тогда он перебрался в помещение электростанции, оттуда в кладовую электростанции на правом борту. Здесь он сумел открыть люк в помещение V-98 и поднялся (поскольку корабль перевернулся) к днищу. Здесь он стал стучать гаечным ключом (wrench), надеясь еще увидеть свет.
11. Следует отметить самоотверженное поведение следующих моряков:
Младший лейтенант Хок (Lieutenant (jg) P.F.Hauck), оказавший помощь при спасении многих моряков не считаясь с собственной безопасностью.
Мичман Майер (Ensign B.C. Moyer, U.S. Naval Reserve), проявивший смелость и хладнокровие, помогая товарищам без мысли о собственной безопасности.
Машинист Шимански (S.A. Szymanski, Machinist), прорезавший отверстие в днище и вызвонивший из западни Джона Вуасена в то время как самолеты противника еще вели обстрел.
Служащий Вуасен (Vaessen, John В., F2c, V-6, USNR), находившийся на вахте в электростанции и поддерживавший освещение на корабле до последней возможности, понимая, что корабль опрокидывается и он может не спастись.
Служащий Максильвини (MacSelwiney, Terrance, СММ (PA), USNR) на моторном баркасе под самолетным обстрелом в течение всего боя и после переправлял моряков с корабля на берег и спасал людей с воды. Под обстрелом с самолетов он, рискуя жизнью, осмотрел машинные отсеки, вахтенные посты и посты технического обеспечения для предупреждения людей при оставлении корабля, прекрасно понимая, что судно переворачивается.
Служащий Томич (Tomich, Peter, CWT, РА) (не найден) обеспечивал спасение всего персонала котельного отделения и выполнял обязанности вплоть до оставления корабля, и сам, по всей вероятности, погиб.
12. Все другие офицеры и вольнонаемный персонал должны быть отмечены за инициативное и быстрое выполнение всех приказов и распоряжений в течение всего боя. Я считаю, что их хладнокровность и спокойствие, также как и относительно небольшие потери, в значительной степени можно отнести на счет предыдущих девяти недель службы, когда корабль привлекался в качестве корабля- цели для учебного бомбометания. Действия шлюпочных команд достойны благодарности за спасение людей с воды в течение всего периода боя.
Подписано: S.S. ISQUITH.
Примерно в 1950 году в честь погибшего линкора "Utah", еще находящегося на том месте, где он был оставлен после частичного разворота и буксировки к берегу в 1943-1944 годах, были установлены два скромных памятных знака. Одним из них была мемориальная доска, размещенная на причале рядом с остатками корабля. На ней была выбита надпись: "Рядом еэтим местом, у причала стоянки "Berth Fox 11", утром 7 декабря 1941 года, U.S.S. "Utah" был поражен в левый борт тремя, как считается, авиационными торпедами и затонул. Впоследствии он был перевернут в отведен в сторону для очистки канала, но оставлен на грунте."
Вторым знаком была памятная доска, установленная на разрушенной конструкции надстройки бывшего линкора. На ней выбита надпись: "В память офицеров и матросов U.S.S. "Utah", погибшего в бою 7 декабря 1941 года".
Это были первые мемориальные знаки, установленные в Пирл Харборе в память о японском нападении. Позже их затмил обширный и многопосещаемый памятный мемориал линкора "Arizona". Но в 1972 году на берегу в честь корабля "Utah" был сооружен не менее впе- 1 чатляющий мемориальный комплекс. Он находится недалеко от местонахождения остатков линкора.