- 25 - 2002 / сп - флот Италии
- 26 - 1999 / 02
- "Первые программы броненосного флота.
Броненосные фрегаты типа "Minotaur" - "Броненосец "PELAYO" военного флота Испании"
- "Война в Испании. Организация и боевые действия республиканского морского флота на севере Испании 14 мая - 11 октября 1937 года"
- "Испания. 1936-1939 годы. Гражданская война на море. Потери кораблей и судов воюющих сторон и нейтральных государств"
- "Германские миноносцы периода Второй мировой войны"
- "Проектирование авианосцев в фашистской Германии во время Второй мировой войны"
Часть вторая - "Тайна Скапа-Флоу. Гибель "Royal Oak"
(глава из книги "Тайны британской секретной службы". 1948)
- "Первые программы броненосного флота.
- 27 - 2006 / сп
- 28 - 2006 / сп - Звезда и смерть адмирала Шпее
- 29 - 2006 / сп - Звезда и смерть адмирала Шпее
- 30 - 2006 / сп - Звезда и смерть адмирала Шпее
- Часть 4. "Гибель эскадры Шпее у Фолклендских островов"
- Часть 4. "Гибель эскадры Шпее у Фолклендских островов"
- 31 - 2004 / сп - Жемчужная гавань
- тревожное воскресенье часть первая
- «Пирл Харбор. Шаг в историю»
- «Пирл Харбор накануне войны» «Япония готовится к нападению»
- «Офицеры морского командования»
- Япония готовится к нападению
- «Американский флот в Пирл Харборе накануне нападения»
- «Японский флот готов к атаке»
- «Американские авианосцы. Где же они были?»
- «Сверхмалые японские лодки в атаке на Пирл Харбор»
- «Пилоты готовы атаковать»
- «Атака на стоянку линейных кораблей»
- тревожное воскресенье часть первая
- 32 - 2004 / сп - Жемчужная гавань
- тревожное воскресенье часть вторая атака на линейные корабли
- 33 - 2004 / сп - Жемчужная гавань
- тревожное воскресенье часть третья
- Атака на военно-морскую верфь и корабли в средней бухте гавани
- Атака на район верфи вмс
- Минный заградитель СМ-4 «Oglala»
- Легкий крейсер CL-50 «Helena»
- Легкий крейсер CL-48 «Honolulu»
- Линейный корабль ВВ-38 «Pennsylvania» и эскадренные миноносцы DD-375 «Downes» и DD-372 «Cassin»
- Эскадренный миноносец DD-375 «Downes»
- Эскадренный миноносец DD-372 «Cassin»
- Эскадренный миноносец DD-373 «Shaw»
- Атака на территорию военно-морской верфи
Жемчужная гаваньТревожное воскресенье
Часть третья Атака на Военно-Морскую верфь и корабли в средней бухте гавани
Атака на корабли у западного берега острова Форд
Плавбаза гидросамолетов AV-8 «Tangier»
«Tangier» - плавбаза гидросамолетов (seaplane tenders) водоизмещением 11 760-тонн - головное судно в серии из трех кораблей. Судно было спущено на воду в Окленде (Калифорния) в 1939 году как гражданский коммерческий транспорт (merchant ship) «Sea Arrow». Уже В 1940 году судно было принято заказчиком, но почти сразу же арендовано военным флотом по программе военной конверсии. Переоборудование производилось на той же верфи. В августе 1941 года судно вошло в состав военно-морских сил в качестве плавбазы гидросамолетов «Tangier». В ноябре 1941 года плавбаза перешла в Пирл Харбор для постоянного базирования и обеспечивало базирование патрульных гидросамолетов, число которых на Гавайях в это время заметно увеличилось из-за напряженности политических отношений с Японией.
Во время нападения японской авиации 7 декабря 1941 года судно получило лишь легкие повреждения от взрыва упавшей недалеко авиабомбы.
Через неделю «Tangier» был послан к Уэйку с запасами для островного гарнизона. Но уже в пути был возвращен в связи с захватом острова японцами 23 декабря. В феврале 1942 года плавбазу отправили в южную часть Тихого океана. Там она оставалась до июня, поддерживая патрули гидросамолетов на Noumea (Новая Каледония). Ее самолеты оказывали поддержку американским силам в мае 1942 года во время сражение в Коралловом море. После модернизации на западном побережье «Tangier» вернулся в южную часть Тихого океана в феврале 1943 года. Затем занимался обслуживанием на авиационной транспортной трассе между военной зоной и Соединенными Штатами. С марта 1944 года до июня 1945 года место базирования судна постепенно перемещалось от Австралии до Филиппин так как гидросамолеты плавбазы содействовали 7-му флоту и силам генерала Мак Артура во время их наступления в Новой Гвинее и далее к северу.
«Tangier» находился на верфи, когда было получено сообщение об окончании Тихоокеанской войны в августе 1945 года. Тем не менее судно было отправлено на Дальний Восток для поддержки оккупационных сил (с октября 1945 года до марта 1946 года). После этого судно совершило длительный переход в США через Панамский канал и прибыло в Норфолк (Вирджиния) в конце апреля. В мае были начаты работы по разоружению судна. Они проводились в Филадельфии до февраля 1947 года, когда судно было исключено из списков действующего флота и перечислено в Атлантический резервный флот (Atlantic Reserve Fleet) почти на 15 лет. В ноябре 1961 года «Tangier» был продан на слом.
Плавбаза гидросамолетов "Tangier", Пирл-Харбор, 2 января 1942 года (PearlHarbor, Т.Н., January 2, 1942).
От: Командир корабля (Commanding Officer)
Для: Командующий Тихоокеанским флотом (Commander-in-Chief, U.S. Pacific Fleet).
Предмет ... Ссылки ... Вложения ....
1. Во время внезапного нападения японской авиации 7 декабря 1941 года "Tangier" стоял у причала "F-10"у острова Форд. Нос корабля был направлен по курсу 230 градусов истинный. USS "Utah" был ошвартован у причала "F-11" непосредственно за кормой, за ним у причала "F-12"стоял крейсер "Raleigh". Далее во всех случаях указывается местное зональное время.
07.55. Японские пикирующие бомбардировщики и торпедоносцы начали внезапное нападение на флот и базу Пирл Харбор.
07.58. Отбита тревога по общему сбору. С левого борта в направлении к Ewa примерно на 400 футов приблизились первые из японских самолетов. Опознавательные знаки на них - рыжие изображения восходящего солнца - не оставили никаких сомнений, что это реальное нападение. С корабля открыли зенитный огонь сразу же как только орудийная прислуга прибыла на посты. Первые выстрелы прозвучали в 08.00. По мнению командира "Tangier" стал первым кораблем, открывшим огонь по самолетам. Или, по крайней мере, одним из первых. Первым действием японцев стал сброс бомб на авиационную базу острова Форд. Громкие взрывы слышались сначала от взлетной полосы, где бомбы сбрасывались на ангар, заполненный самолетами "РВУ". Они буквально распотрошили ангар. Первая атакующая волна, состоящая из пикирующих бомбардировщиков и торпедоносцев, оценивается в 40-50 самолетов. Они появились слева от "Tangier", подлетая от южной части острова Форд по курсу примерно 50 градусов истинный. Единственное исключение составили три торпедоносца, атаковавшие "Utah"; они появились с севера.
В 08.03 три торпедоносца появились от раковины (кормовая четверть от траверза - quarter heading) нашего правого борта. Они летели в направлении на юг, снизились по высоте и сбросили торпеды в USS "Utah". Сведения, полученные от свидетелей этого события, несколько разняться. Одни утверждают, что все три торпеды попали в "Utah". Другие говорят, что попали только две, а третья прошла между кормой "Utah" и кормой нашего корабля. Вероятно, японцы имели достаточно подробную информацию о гавани, поскольку ни один самолет не сбрасывал торпеды до пересечения штока белого буя № 1 (White Spar Buoy #1), который отмечал 37-футовую глубину.
В 08.04 USS "Raleigh"получил попадание бомбы и вскоре сильно осел кормой. Крейсер погрузился в воду почти до уровня палубы, но затем устойчиво замер.
В 08.05 USS "Arizona", "West Virginia" и "Oklahoma" поражены торпедами или бомбами, возможно, и теми, и другими.
"Tangier" в это время вел интенсивный огонь пор японским самолетам, летящим в направлении на юг с левого борта от нас на высоте 300 - 500 футов. Судя по всему, атак, нацеленных именно на "Tangier", самолеты первой волны не производили. Тогда же были обнаружены две группы по девять самолетов, летящие в строю "V"непосредственно над гаванью. Их высота оценивалась в 8-10 тысяч футов. Предполагается, что это были самолеты уже второй атакующей волны. В это время на японском самолете наблюдалось одно попадание в район мотора. Из моторной секции повалил белый дым, и самолет на малой высоте улетел в сторону полуострова Waipio
В 08.06 на "Arizona"произошел сильный внутренний взрыв, завалилась фок-мачта, появились сильные пожары.
В 08.11 опрокинулся "Utah".
В 08.12 получено сообщение от командующего флотом: "С налетом на Пирл Харбор начались военные действия против Японии" («Hostilities with Japan commenced with airraid on Pearl Harbor»).
В 08.20 в соответствии с приказом командующего флотом, началась подготовка к возможному движению.
В 08.30 корабль готов дать ход.
Интенсивность нападения первой атакующей волны пошла на спад. "Tangier" и другие корабли стреляли в строй самолетов на очень большой высоте, но все взрывы, казалось, не достигали японцев, и попаданий не наблюдалось.
В 08.33 получено сообщение о японской подводной лодке в Канале.
В 08.43 обнаружена субмарина в нос от корабля с правого борта на расстоянии приблизительно 800 ярдов. По ней открыт огонь из зенитного 3-дюймового 50-калиберного орудия №1. Сделано шесть выстрелов. По субмарине стрелял также USS "Curtiss" из 5-дюймового орудия. В 08.44 стрельба по субмарине прекращена из-за закрытия цели эсминцем "Monaghan". В 08.45 "Monaghan"прошел по месту, где видели лодку, вероятно тараня ее, и сбросил две глубинные бомбы. Это была превосходная работа, и, по моему мнению, командира "Monaghan" должен быть отмечен за превосходные и быстрые действия.
В 08.50 USS "Nevada"во время движения по каналу получил попадание торпеды или бомбы в носовую часть. Был слышен сильный взрыв, виден столб дыма и пламени, поднявшийся примерно на две сотни футов. "Arizona"сильно горит и, похоже, загорелись топливные цистерны. Дым с "Arizona"закрывает обзор, не видны повреждения на других кораблях впереди линкора.
В 08.50 началась атака второй волны. В это время японские самолеты уже целенаправпено атаковали "Tangier". Было отмечено попадание в хвост одного самолета, пролетавшего по траверзу к правому борту. Этот самолет упал в воду в Среднем заливе (Middle Loch), позади "Curtiss"u "Medusa". Самолет был поражен 50- калиберным автоматом, а в хвост попал 3-дюймовый 50-калибер- ный снаряд носового орудия.
Выбраны все швартовын канаты.
В 08.55 изрешечн другой японский самолет, он потерял контроль полета и рухнул у береговой линии около Beckoning Point. Приблизительно в это время прямое попадание бомбы наблюдалось в USS "Curtiss", на нем начался пожар. Экипаж "Curtiss" превосходно справился с пожаром. Получено радиосообщение с поста управления (Signal Tower - доел, сигнальная башня) о нахождении в Северном Канале (North Channel) другой субмарины.
Количество самолетов второй волны оценивается приблизительно двадцать семь.
В 09.10 появилась третья волна нападения, тоже приблизительно двадцать семь самолетов. Возможно, это были отставшие самолеты второй волны. Изрешечен другой японский самолет, с левого борта от нас. На нем загорелся двигатель и часть фюзеляжа впереди кабины. Тогда пилот развернул самолет на 90 градусов вправо и, по мнению командира, преднамеренно врезался в "Curtiss" позади дымовой трубы прямо в подъемный кран. Возле артиллерийского зенитного поста начался сильный пожар.
В 09.13 - 09.20 на "Tangier" сброшены пять авиабомб пятью различными самолетами. Одна бомба упала на берег острова Форд впереди и левее корабля. Пилот этого самолета при пикировании не снижался настолько низко как другие, и отвернул, не завершив пикирования. Четыре других самолета сбросили бомбы при пикировании с высоты приблизительно три сотни футов. Все четыре бомбы взорвались вблизи корабля, но прямых попаданий не было. Две упали впереди корабля с правого борта в 15 и 20 футах, две другие за кормой в 20 и 40 футах. Командир наблюдал падение бомб от их сброса вплоть до взрывов в воде и считал попадания неизбежными. Он был удивлен, что после того как они взорвались столь близко, корабль не получил повреждений. Взрывы бомб были негромкими и заглушёнными. По всей вероятности бомбы зарылись в ил, который и приглушил сипу взрывов. Калибр бомб оценивается в 250-350 фунтов. Ни один из самолетов не сбрасывал больше, чем одну бомбу. Корабль был поражен осколками в 42 местах, но серьезных повреждений не было. Один осколок разбил стекло в пилотской каюте. Только два осколка пробили обшивку борта. Ниже ватерлинии пробоин не было. Три человека на верхней палубе были легко ранены.
Попадания от нашего огня наблюдались в два самолета, и, вполне возможно, что эти самолетвы вынужденно приземлились в районе между Pearl Sity и Barber's point. Это легко проверить. Я определенно наблюдал три самолета, которые получили множественные попадания с нашего корабля, и видел эти три авиационные катастрофы, как упомянуто выше.
После 09.20 с "Tangier" не наблюдалось больших количеств самолетов.
Израсходованы следующие боеприпасы: 3-дюйм. 50-калиберные (носовая батарея) -217 снарядов. 3-дюйм. 23-калиберные (кормовая батарея) -198 снарядов. 50-калиберные зенитные автоматы - 23 тыс. выстрелов.
Поведение офицеров и команды было превосходно. Действия артиллеристов достойны похвалы. Все механизмы работали без сбоев. Боцман Уэсли (Boatswain Wesley L. Larson, USN) должен быть отмечен за четкие и правильные действия в трудной ситуации и хорошее знание дела, а также за выполнение обязанностей палубного офицера (Officer-of-the-Deck) во время неожиданного нападения.
Подписано: C.A.F. SPRAGUE