- 25 - 2002 / сп - флот Италии
- 26 - 1999 / 02
- "Первые программы броненосного флота.
Броненосные фрегаты типа "Minotaur" - "Броненосец "PELAYO" военного флота Испании"
- "Война в Испании. Организация и боевые действия республиканского морского флота на севере Испании 14 мая - 11 октября 1937 года"
- "Испания. 1936-1939 годы. Гражданская война на море. Потери кораблей и судов воюющих сторон и нейтральных государств"
- "Германские миноносцы периода Второй мировой войны"
- "Проектирование авианосцев в фашистской Германии во время Второй мировой войны"
Часть вторая - "Тайна Скапа-Флоу. Гибель "Royal Oak"
(глава из книги "Тайны британской секретной службы". 1948)
- "Первые программы броненосного флота.
- 27 - 2006 / сп
- 28 - 2006 / сп - Звезда и смерть адмирала Шпее
- 29 - 2006 / сп - Звезда и смерть адмирала Шпее
- 30 - 2006 / сп - Звезда и смерть адмирала Шпее
- Часть 4. "Гибель эскадры Шпее у Фолклендских островов"
- Часть 4. "Гибель эскадры Шпее у Фолклендских островов"
- 31 - 2004 / сп - Жемчужная гавань
- тревожное воскресенье часть первая
- «Пирл Харбор. Шаг в историю»
- «Пирл Харбор накануне войны» «Япония готовится к нападению»
- «Офицеры морского командования»
- Япония готовится к нападению
- «Американский флот в Пирл Харборе накануне нападения»
- «Японский флот готов к атаке»
- «Американские авианосцы. Где же они были?»
- «Сверхмалые японские лодки в атаке на Пирл Харбор»
- «Пилоты готовы атаковать»
- «Атака на стоянку линейных кораблей»
- тревожное воскресенье часть первая
- 32 - 2004 / сп - Жемчужная гавань
- тревожное воскресенье часть вторая атака на линейные корабли
- 33 - 2004 / сп - Жемчужная гавань
- тревожное воскресенье часть третья
- Атака на военно-морскую верфь и корабли в средней бухте гавани
- Атака на район верфи вмс
- Минный заградитель СМ-4 «Oglala»
- Легкий крейсер CL-50 «Helena»
- Легкий крейсер CL-48 «Honolulu»
- Линейный корабль ВВ-38 «Pennsylvania» и эскадренные миноносцы DD-375 «Downes» и DD-372 «Cassin»
- Эскадренный миноносец DD-375 «Downes»
- Эскадренный миноносец DD-372 «Cassin»
- Эскадренный миноносец DD-373 «Shaw»
- Атака на территорию военно-морской верфи
Жемчужная гавань Тревожное воскресенье
Часть вторая Атака на линейные корабли
Этот выпуск посвящен нападению японской авиации на стоянку линейных кораблей в Пирл-Харборе 7 декабря 1941 года. Однако, следует отметить, что вместе с ними на штатных стоянках линкоров стояли два вспомогательных корабля. Это были плавучая мастерская "Vestal", которая занималась ремонтом линкора "Arizona", а также танкер "Neosho", стоявший на месте находившегося в ремонте линкора "Maryland" и готовящийся уйти к западному побережью Соединенных Штатов. Оба судна были атакованы, причем плавмастерская была повреждена и не затонула только благодаря тому, что приткнулась к отмели. На последних страницах выпуска рассказывается об этих кораблях.
Танкер АО-23 «Neosho»
"Neosho", 7470-тонный танкер-заправщик типа "Cimarron", был построен в Kearny (Нью- Джерси) и принят флотом в августе 1939 года.
Несколько месяцев перед нападением японской авиации на Пирл-Харбор танкер использовался для транспортировки топлива в Пирл-Харбор. Во время нападения японской авиации на гавань 7 декабря 1941 года "Neosho" был ошвартован на штатной стоянке линейных кораблей вместе с линкорами. Для танкера бой прошел удачно, он практически не получил никаких повреждений.
В течение следующих месяцев он активно поддержал американский тихоокеанский флот, который пытался остановить наступление японских морских сил и организовать линию обороны в южной части Тихого океана.
7 мая 1942 года после бункеровки топливом авианосца CV-5 "Yorktown" во время сражения в Коралловом море, "Neosho" был атакован японским авианосной авиацией. Танкер был сильно поврежден, а сопровождавший его эсминец DD- 409 "Sims" потоплен. В течение четырех дней экипаж пытался удержать танкер на плаву, но это не удалось. 11 мая 1942 года танкер был затоплен эсминцем DD-391 "Henley". Экипаж предварительно был снят с корабля.
Танкер "Neosho", 11 декабря 1941 года (USS "Neosho", December 11, 1941).
От: Командир корабля (Commanding Officer)
Для: Командующий Тихоокеанским флотом (Commander-in- Chief, U.S. Pacific Fleet).
Предмет ... Ссылки ....
1. В соответствии с ссылкой (а) распоряжения командующего представлен рапорт.
В 07.55, 7 декабря 1941 года, USS."Neosho" был ошвартован правым бортом к причалу "F-4" военно-морского аэродрома острова Форд, только что закончив выгрузку авиационного бензина.
Приблизительно 07.58 наблюдались японские пикирующие бомбардировщики, штурмующие аэродром и ангары на острове. В 08.00 была пробита тревога общего сбора. Артиллеристы немедленно заняли свои боевые посты у трех 3-дюймовых 23-калиберных зенитных орудий и одного 5-дюймового 51-кали- берного орудия. Они получили приказ открыть огонь немедленно по возможности, как только самолеты противника окажутся в пределах досягаемости. Судно должно было получить 50- калиберные зенитные автоматы, но к моменту нападения их еще не было. Огонь был открыт в 08.05. Взрыватели были установлены против пикирующих бомбардировщиков по времени срабатывания 3,2 секунды.
Немедленно начались и приготовления дать ход. Движение было начато в 08.42. Швартовные канаты пришлось обрубить, поскольку некому было отбросить их с кнехтов причала. Переход проходил как раз когда появилась третья атакующая волна самолетов. Судно направлялось к швартовой стоянке "М-3" в Merry Point, и представляло собой хороший объект для нападения. Целью изменения стоянки была необходимость очистить причал "F-4", который обычно занимал линейный корабль "Maryland" (в то время он заканчивал ремонт и модернизацию, ожидался его приход в Пирл-Харбор. - Прим. ред.), и который в случае потопления танкера у причала был бы надолго выведен из действия. В 09.30 танкер ошвартовался у причала "М-3" по корме транспорта "Castor", в ожидании дальнейших распоряжений от начальника военной базы (commander base force). За время боя танкер израсходовал 171 зенитный снаряд 3-дюймового калибра.
В 09.12 с "Neosho" видели попадания в самолет противника, который снизился на малую высоту и, как полагают многие, рухнул после исчезновения из видимости. Во время атаки на линейные корабли, по крайней мере, два вражеских торпедоносца наблюдались в направлении непосредственно на танкер. Предполагается, что их атака была отбита огнем наших зенитных орудий, поскольку было замечено, что они не достигнув требуемого расстояния, уклонились вправо и не сбрасывали торпеды.
Собственные повреждения: не имеется, хотя несколько бомб упали близко к корме судна. Никакой течи в корпусе не отмечено. ,
2. Поведение офицеров и матросов во время атаки на "Neosho", а также имеющихся на борту пассажиров для доставки в Соединенные Штаты, было выдающимся и достойным самой высокой похвалы. Следует отметить, что большое количество людей из команды (37,5 %), прибыли на судно из учебного центра (training station) в течение последних девяти месяцев, и что артиллерийские орудия не имели никакого защитного прикрытия. Артиллерийская обученность батареи была превосходна, также как и обученность аварийных партий, технических групп и персонала машинной установки.
Подписано: JOHN S. PHILLIPS
Плавучая мастерская AR-4 «Vestal»
+ Плавучая мастерская AR-4 «Vestal»Плавмастерская "Vestal" была построена на казенной верфи "New York Navy Yard" как один из угольных транспортов 12585-тонного типа. В октябре 1909 года угольщик №1 был принято в эксплуатацию военным флотом, но с гражданской вольнонаемной командой. Первые три года транспорт служил в Атлантике, занимаясь снабжением углем кораблей флота. Совершил один рейс в Европу.
В октябре 1912 года транспорт был выведен из службы и на верфи "Boston Navy Yard" перестроен в плавмастерскую. Позже судну был присвоен литерный №4 и имя "Vestal". В сентябре 1913 года судно было принято в службу. До 1917 года судно служило в Карибском море и в Мексиканском заливе. После вступления США в войны оно перебазировалось в Queenstown (Ирландия), где обслуживало американские корабли, занятые в противолодочной службе. В конце войны "Vestal" вернулось в США. В 1925 году была модернизировано. Участвовала в спасении подводной лодки "S-51" в 1925-26 годах. В 1927 году судно перебазировалось на Тихий океан.
Во время нападения японской авиации на Пирл-Харбор плавмастерская стояла у борта линейного корабля "Arizona". Во время атаки на линкоры в судно попали две авиабомбы. Дальнейшие повреждения были получены во время взрыва боепогребов на линкоре "Arizona". Около 08.30 утра 7 декабря судно, опасаясь новых повреждений от разгоравшихся на линкоре пожаров, было отведено в глубь гавани на якорную стоянку. Между тем, в результате взрыва одной из бомб у судна была повреждена корма, и поступающая вода стала притоплять ее. Корабль был старый, и взять под контроль поступление воды не удавалось. Пришлось сняться с якоря и отойти на мелкое место у пляжа района Aiea в северо-восточной части гавани.
Ремонт занял больше двух месяцев. К середине февраля 1942 года "Vestal" удалось вновь ввести в строй. В августе 1942 года судно перешло в южную часть Тихого океана и занималось ремонтом боевых повреждений военных кораблей, участвовавших в боях у Гвадалканала и в средней части группы Соломоновых островов. Потом участвовало в кампаниях в центральной части Тихого океана и у Окинавы в мае 1945 года в своем прежнем качестве. Принимало участие в оккупации Японии и Китая. Затем занималось разоружением исключенных из состава флота кораблей и судов. В августе 1946 года собственными средствами судно было разоружено и переведено в резерв. В июле 1950 года продано на слом и вскоре разобрано на металл.
Плавмастерская "Vestal", 10 декабря 1941 года (USS "Vestal", December 10, 1941).
От: Командир корабля (Commanding Officer)
Для: Командующий Тихоокеанским флотом- (Commander-in-Chief, U.S. Pacific Fleet).
Предмет ... Ссылки ....
В соответствии с ссылками (а) и (Ь) распоряжения командующего представлен рапорт.
a. Плавмастерская "Vestal" получила попадания двух бомб приблизительно в 08.05 7 декабря, в то время как судно стояло ошвартованым своим левым бортом у левого борта линейного корабля "Arizona" у штатной линкорной стоянки "Fox-7" в Пирл-Харборе. Одна бомба ударила в с правого борта в районе 44-го шпангоута, пробила три палубы, пройдя через жилое помещение команды, кладовые А-16? и А-14?, и взорвалась в кладовой GSK А-9 у настила трюма. Вспыхнул пожар в жилом помещении команды, ограниченный закрытым проемом в переборке кладовой А-14?. Кладовые GSK были разрушены и тоже загорелись. Насколько может быть установлено, не имеется никаких признаков, что сама бомба или ее осколки причинили какие-либо пробоины в корпусе.
b. Вторая бомба ударила в районе 110-го шпангоута с левого борта, прошла через плотницкую кладовую, слесарную мастерскую, бытовое помещение слесарей (D-1 1/2), топливные бункеры D-80-P-F и D-82-P-F и вышла за борт, пробив рваное отверстие в корпусе приблизительно 5 футов в диаметре чуть выше скулового киля. Вышеупомянутые помещения, включая и D-1 1/2, затоплены водой, смешанной с топливом, до уровня плотницкой кладовой.
c. Из-за взрыва первой бомбы, возникшего пожара и скопившейся при тушении воды, все кладовые сильно разрушены. Степень повреждений может быть установлена позже. Кроме того, сильный нагрев переборок из-за пожара потребовал затопления носового боепогреба, в котором помимо 100 штатных снарядов хранились примерно 580 снарядов для 5-дюймовых орудий.
d. Ущерб в результате взрыва погребов на "Arizona" и последовавших пожаров на "Vestal" составил три спасательных плота, 6 швартовных канатов, забортный трап, различное оснащение и блоки, сожженная краска, согнутые стойки, разбитые стекла.
1. Приблизительно в 08.20 была замечена торпеда, прошедшая за кормой "Vestal". Очевидно, она поразила "Arizona", чей нос выступал примерно на 100 футов за кормой "Vestal". Почти одновременно в 'Arizona'' попала бомба. Сразу же после этого на линкоре взорвались носовые погреба. Взрыв вызвал образование пожаров на носу и на корме "Vestal". После того как рассеялся дым взрыва, стало видно, что загорелась нефть на воде между корпусами линкора.
2. Примерно в 08.30 был отдан приказ приготовиться отойти от борта линкора, это поручалось главному механику (engineer officer). В 08.45 носовые швартовы были отданы. В это время палуба квартердека "Arizona" уже была у уровня воды. "Vestal" дала ход обоими двигателями, но рулевое управление не действовало. Буксир оттащил нос "Vestal" от "Arizona". Судно уже начинало крениться на правый борт и через корму принимало воду. "Vestal" вышла на точку южнее оконечности McGrew's Point по пеленгу 30 градусов на расстоянии 910 ярдов и в 09.10 стало на якорь при глубине воды 35 футов.
3. Осмотр повреждений проводился постоянно. Наблюдение показало, что судно садится кормой и продолжает крениться на правый борт. Осадка кормой достигла 21 футов при крене 6,5 градусов. Так как состояние судна невозможно было взять под контроль из-за слишком большой свободной поверхности воды и предполагая наличие двух пробоин (последующие осмотры показали только одну), было решено посадить судно на отмель. К тому же на судне еще не были погашены пожары, а вероятность нового нападения исключить было нельзя.
В 09.50 "Vestal" дала ход и направилась в сторону отмели Aiea, где и была посажена на мель в точке пересечения пеленгов 73 градуса (истинный) от старой железнодорожной станции Aiea и 320 градусов (истинный) от западного створа (West Tangent) McGrew's Point. Белый буй №2 у самого борта в средней части корпуса с правой стороны. Нос судна направлен на 092 градуса (истинный). Глубина воды 11 футов с носа, 18 футов у миделя и 27 футов с кормы. Осадка носом 15 футов, кормой 29 футов.
4. Предпринятые действия.
a. В 07.55 объявлена тревога по общему сбору (general quarters). Прислуга заняла места у 3- дюймового зенитного орудия, четырех 5-дюймовых бортовых орудий и двух 30-калиберных зенитных автоматов. Приблизительно в 08.05 открыли огонь 3-дюймовая зенитка и оба автомата. После трех выстрелов на 3-дюймовом орудии заклинило замок. Едва успели устранить неисправность и сделать выстрел, как произошел взрыв погребов на "Arizona". Орудийная площадка на "Vestal" была разрушена, погиб один артиллерист. Автоматы продолжали стрелять по самолетам до конца боя.
b. 3-дюймовая зенитка и кормовой автомат стреляли в торпедоносец, который выпустил торпеду в ".Arizona" и затем обстрелял "Vestal". Этот самолет, как было замечено прислугой автомата, взорвался и рухнул на остров Форд. Это видели и другие люди, кто был рядом. Был ли самолет поражен орудиями "Vestal" или с других кораблей, неизвестно.
5. Собственные потери.
Опознанные погибшие люди - шесть человек, неопознанные погибшие - трое, один погиб на орудийной зенитной платформе и двое - на носу "Vestal". Вероятно, это были люди из экипажа "Arizona", переброшенные взрывом носовых погребов или, возможно, из экипажа "Vestal" прислуги кормовых орудий. Тела сожжены до неузнаваемости.
Отсутствуют - семь человек.
Госпитализированы - девятнадцать человек, из них пятая часть серьезно ранены, серьезные переломы и ожоги.
6. Поведение всех офицеров и вольнонаемного персонала было настолько образцовым и самоотверженным, что я буду особенно рад иметь их рядом в предстоящих кампаниях.
Подписано: С. YOUNG.