- 25 - 2002 / сп - флот Италии
- 26 - 1999 / 02
- "Первые программы броненосного флота.
Броненосные фрегаты типа "Minotaur" - "Броненосец "PELAYO" военного флота Испании"
- "Война в Испании. Организация и боевые действия республиканского морского флота на севере Испании 14 мая - 11 октября 1937 года"
- "Испания. 1936-1939 годы. Гражданская война на море. Потери кораблей и судов воюющих сторон и нейтральных государств"
- "Германские миноносцы периода Второй мировой войны"
- "Проектирование авианосцев в фашистской Германии во время Второй мировой войны"
Часть вторая - "Тайна Скапа-Флоу. Гибель "Royal Oak"
(глава из книги "Тайны британской секретной службы". 1948)
- "Первые программы броненосного флота.
- 27 - 2006 / сп
- 28 - 2006 / сп - Звезда и смерть адмирала Шпее
- 29 - 2006 / сп - Звезда и смерть адмирала Шпее
- 30 - 2006 / сп - Звезда и смерть адмирала Шпее
- Часть 4. "Гибель эскадры Шпее у Фолклендских островов"
- Часть 4. "Гибель эскадры Шпее у Фолклендских островов"
- 31 - 2004 / сп - Жемчужная гавань
- тревожное воскресенье часть первая
- «Пирл Харбор. Шаг в историю»
- «Пирл Харбор накануне войны» «Япония готовится к нападению»
- «Офицеры морского командования»
- Япония готовится к нападению
- «Американский флот в Пирл Харборе накануне нападения»
- «Японский флот готов к атаке»
- «Американские авианосцы. Где же они были?»
- «Сверхмалые японские лодки в атаке на Пирл Харбор»
- «Пилоты готовы атаковать»
- «Атака на стоянку линейных кораблей»
- тревожное воскресенье часть первая
- 32 - 2004 / сп - Жемчужная гавань
- тревожное воскресенье часть вторая атака на линейные корабли
- 33 - 2004 / сп - Жемчужная гавань
- тревожное воскресенье часть третья
- Атака на военно-морскую верфь и корабли в средней бухте гавани
- Атака на район верфи вмс
- Минный заградитель СМ-4 «Oglala»
- Легкий крейсер CL-50 «Helena»
- Легкий крейсер CL-48 «Honolulu»
- Линейный корабль ВВ-38 «Pennsylvania» и эскадренные миноносцы DD-375 «Downes» и DD-372 «Cassin»
- Эскадренный миноносец DD-375 «Downes»
- Эскадренный миноносец DD-372 «Cassin»
- Эскадренный миноносец DD-373 «Shaw»
- Атака на территорию военно-морской верфи
Остатки былой роскоши
Крейсеры
Имя | Место постройки | Заложен | Спущен на воду | Принят флотом |
«Trento» | «CN Orlando» в Ливорно | 8.02.1925 | 24.10.1927 | 3.04.1925 |
«Trieste» | «Stabilimente Tecnico» в Триесте | 22.06.1925 | 24.10.1926 | 21.12.1928 |
«Zara» | «Cantieri Odero-Terni-Orlando» в Ла Специя | 1.08.1929 | 27.04.1930 | 10.10.1931 |
«Fiume» | «Cantieri Odero-Terni-Orlando» в Ливорно | 4.04.1929 | 27.04.1930 | 11.11.1931 |
«Gorizia» | «Stabilimente Tecnico» в Триесте | 30.03.1930 | 28.12.1930 | 20.12.1931 |
«Pola» | «Cantieri Odero-Terni-Orlando» в Ливорно | 3.03.1931 | 5.12.1931 | 11.12.1932 |
«Bolzano» | «Cantieri Ansaldo» в Генуе | 31.06.1930 | 31.08.1932 | 19.08.1933 |
«Alberico da Barbiano» | «Navalmeccanica» в Кастелламаре ди Стабиа | 16.04.1928 | 23.08.1930 | 9.06.1931 |
«Bartolomeo Colleoni» | «Cantieri Ansaldo» в Сестри-Поненте | 21.06.1928 | 21.12.1930 | 10.02.1932 |
«Alberto di Giussano» | Генуя | 29.03.1928 | 27.04.1930 | 5.02.1931 |
«Giovani delle Bande Nere» | «Navalmeccanica» в Кастелламаре ди Стабиа | 31.10.1928 | 27.04.1930 | 27.04.1931 |
«Luigi Cadorna» | «Cantieri Riuniti deH'Adriatico» в Триесте | 19.09.1930 | 30.09.1931 | 10.08.1933 |
«Armando Diaz» | «Cantieri Odero-Terni-Orlando» в Jla Специя | 28.07.1930 | 10.07.1932 | 29.04.1933 |
«Raimondo Montecuccoli» | «Cantieri Ansaldo» в Сестри-Поненте | 1.10.1931 | 2.08.1934 | 30.06.1935 |
«Muzio Attendolo Sforza» | «Cantieri Navali Riuniti dell'Adriatico» в Триесте | 10.04.1931 | 9.09.1934 | 7.08.1935 |
«Emanuele Filiberto Duca d'Aosta» | «Cantieri Odero-Terni-Orlando» в Ливорно | 24.01.1932 | 22.04.1934 | 11.07.1935 |
«Eugenio di Savoia» | «Cantieri Ansaldo» в Сестри-Поненте | 15.01.1932 | 16.03.1935 | 12.01.1936 |
«Giuseppe Garibaldi» | «Cantieri Navali Riuniti dell'Adriatico» в Триесте | 20.12.1933 | 21.04.1936 | 12.041937 |
«Luigi di Savoia Duca Degli Abruzzi» | «Cantieri Odero-Terni-Orlando» в Ла Специя | 21.12.1933 | 21.04.1936 | 10.05.1937 |
Италия начала войну, имея девятнадцать достаточно современных тяжелых и легких крейсеров и три старых корабля этого класса, использование которых по назначению было невозможно.
Интересно отметить, что на тяжелом крейсере «Fiume» в 1935 году проводились первые испытания вертолета корабельного базирования. На корме крейсера была оборудована
взлетная площадка шириной 10 метров. 3 января английский летчик Brie на вертолете марки С-30 (полетный вес с топливом - 800 кг; двигатель 140 л.с.; скорость от 15 до 105 миль в час; диаметр ротора 11,3 метра, экипаж 2 чел.) при слабом ветре совершил несколько посадок и взлетов с палубы крейсера, стоящего в гавани на якоре. 5 января он проводил взлеты уже на ходу крейсера при скорости 12, 18 и 24 узла. Все они завершились успешно.
Отличительной чертой всех новых итальянских крейсеров была высокая скорость хода, которой итальянские моряки придавали громадное значение. Исходя из особенностей театра военных действий, а на Средиземном море очень велико количество дней в году с яркой солнечной погодой и хорошей видимостью, итальянское командование считало, что большинство крейсерских боев будут проходить на дальних дистанциях стрельбы. В этом случае высокая скорость собственных кораблей позволила бы им выбирать позиции для перестрелки и, как оно надеялось, предоставляла бы шансы на победу даже в случае встречи с более сильными крейсерами противника.
При этом огромное значение придавалось не просто высокой скорости, а весьма популярной в те годы так называемой тактической скорости, которая расчитывалась с учетом нескольких параметров, включая коэффициенты эффективности артиллерии в различных секторах стрельбы и коэффициенты собственной защиты на различных курсовых углах. Именно этим и объясняется снижение наибольшей боевой скорости с 35 узлов у крейсеров типа «Trento» (сам «Trento», например, на испытаниях развил скорость 38,3 узла при 162 тысячах SHP, а первые крейсеры типа «Condotierri» превысили 42 узла, правда они отличались весьма слабой защитой) до 32 узлов на крейсерах типа «Zara», и в дальнейшем - новое увеличение скорости до 35 узлов у «Bolzano», строившегося для боя с более современными крейсерами. При этом на крейсерах практически не происходило изменения состава артиллерии, а также сохранялось самолетное вооружение, основной задачей которого считалась разведка и корректировка стрельбы на дальних расстояниях. На торпедное вооружение командование не возлагало особенных надежд, но, отдавая дань существующим взглядам, сохраняло его в надежде на удачное применение в ночных столкновениях: как известно южные ночи - темные. Примерно такие же идеи вкладывались и в расчеты боевых и технических данных для легких крейсеров, однако наступившая война оправдала далеко не все предположения морского командования.
Крейсерские силы итальянского флота во время войны понесли большие потери. Из семи тяжелых крейсеров ни один не уцелел.
Первыми погибли «Zara», «Pola» и «Fiume». 27-28 марта 1941 года в бою у мыса Матапан они были потоплены английскими линкорами «Barham», «Valiant», «Warspite», эсминцами «Nubian» и «Jervis» и самолетами с авианосца «Formidable».
Следующим стал «Trento», который 15 июня 1942 года был поврежден авиацией у Таранто, и вскоре добит двумя торпедами британской подводной лодки «Umbra».
10 апреля 1943 года авиацией союзников в порту Ла-Мадаленна на Сардинии был потоплен «Trieste». В июне 1949 года он был поднят итальянцами и отведен в док в Специю. Но восстановление его противоречило условиям мирного договора и он был сдан на слом. В том же налете на Ла-Мадаленну был сильно поврежден «Gorizia». Его пришлось отбуксировать в Специю для ремонта, который, естественно закончить не удалось. После капитуляции Италии он был захвачен немцами, но никак ими не использовался и был разобран после войны на металл.
После капитуляции Италии «Bolzano», находившийся в Специи, попал в руки немцев. 22 июня 1944 года британские боевые пловцы специальными зарядами повредили его настолько, что крейсер затонул прямо в гавани. После войны останки корпуса были разобраны на металл.
Легким крейсерам повезло лишь немногим больше. Из кораблей этого класса довоенной постройки войны не пережила половина. «Bartolomeo Colleoni» погиб в бою с британским крейсером «Sydney» и эсминцами «Hyperion» и «Ilех» у мыса Спада 19 июля 1940 года. Крейсеры «Alberico da Barbiano» и «Alberto di Giussano» были потоплены 13 декабря 1941 года торпедами британских эсминцев «Legion», «Maori», «Sikh» и голландского «Isaak Sweers». Крейсер «Armando Diaz» торпедирован 25 февраля 1942 года в Триполитании (побережье Туниса) британской подводной лодкой «Upright», a «Giovanni delle Bande Nere», поврежденный британскими кораблями 22 марта 1942 года в районе Мальты, был окончательно потоплен 1 апреля 1942 года в районе Стромболи британской подводной лодкой «Urge». Крейсер «Muzio Attendolo Sforza», поврежденный торпедой британской подводной лодкой «Unbroken» 13 августа 1942 года, затонул в Неаполе после новых повреждений, полученных во время бомбардировки союзниками 4 декабря 1942 года. В 1946 году при расчистке гавани он был поднят и некоторое время рассматривался как корабль для восстановления. Однако в конце концов это было признано нецелесообразным, и в начале 50-х он был разобран на металл.
Шесть других крейсеров после капитуляции Италии были интернированы на Мальте и некоторое время находились под британским контролем. После окончания войны четыре из них остались в итальянском флоте. «Luigi Cadorna» некоторое время использовался как учебный корабль. В 1951 году он был разобран на металл в Таранто. В апреле 1961 года из списков флота был исключен «Luigi di Savoia Duca Degli Abruzzi». Крейсер «Giuseppe Garibaldi» после модернизации в 1957-1962 годах, служил в качестве флагманского корабля флота до исключения в январе 1972 года. В том же году закончил службу и «Raimondo Montecuccoli», долгое время использовавшийся как учебный корабль.
«Emanuele Filiberto Duca d'Aosta» и его систершип «Eugenio di Savoia», также интернированные на Мальте, после окончания войны по условиям мирного договора были переданы другим флотам. «Duca d'Aosta» 27 февраля 1949 года был передан флоту Советского Союза, переименован в «Керчь» и служил в составе Черноморского флота до 20 февраля 1959 года, когда был исключен из списков флота. «Eugenio di Savoia» в том же 1949 году передан флоту Греции, где был переименован в «Helli» и служил до продажи на слом в 1964 году.
Из старых крейсеров, сохранившихся в итальянском флоте в начале войны и не годившихся для крейсерской службы, «San Giorgio», вступивший в строй флота еще 22 мая 1910 года, был взорван командой 22 января 1941 года, когда итальяно-немецкие войска уходили из Тобрука. «Taranto», бывший немецкий крейсер «Strassburg», спущенный на воду 24 августа 1911 года, вновь достался немцам после капитуляции Италии, когда он был захвачен ими в Ла Специи в полузатопленном состоянии. Его удалось поднять на поверхность, но 23 сентября 1944 года он был окончательно потоплен английскими самолетами. «Bari», также бывший немецкий легкий крейсер «Pillau», спущенный на воду 11 апреля 1914 года, был потоплен самолетами в гавани Ливорно 28 июня 1943 года, еще до капитуляции Италии. 9 сентября он был дополнительно поврежден собственным экипажем. Поэтому после захвата его немцами не представлял никакой ценности и был сразу же пущен на слом.
Название корабля | Верфь-строитель Закладка на стапеле | Спуск на воду | Готовность | |
«Attilio Regolo» | «Cantiere Odero Terni Orlando» в Ливорно | 28.09.1939 | 28.08.1940 | 14.05.1942 |
«Caio Mario» | «Cantiere Odero Terni Orlando» в Ливорно | .09.1939 | 17.08.1941 | - |
«ClaudioTiberio» | «Cantiere Odero Terni Orlando» в Ливорно | 28.09.1939 | - | - |
«Scipione Africano» | «Cantiere Odero Terni Orlando» в Ливорно | 28.09.1939 | 12.01.1941 | 23.04.1943 |
«Claudio Druso» | «Cantieri del Tirreno» в Рива Тригозо | 27.09.1939 | - | - |
«Vipsanio Agrippa» | «Cantieri del Tirreno» в Рива Тригозо | 5.10.1939 | - | - |
«Cornelio Silla» | «Cantiere Ansaldo» в Генуе | 12.10.1939 | 28.06.1941 | - |
«Paolo Emilio» | «Cantiere Ansaldo» в Генуе | 12.10.1939 | - | - |
«Giulio Germanico» | «Cantiere di Castellamare di Stabia» в Кастелламаре | 03.04.1939 | 26.07.1941 | - |
«Ottaviano Augusto» | «Cantieri Navali Riuniti dell'Adriatico» в Анконе | 23.09.1939 | 28.04.1941 | - |
«Pompeo Magno» | «Cantieri Navali Riuniti dell'Adriatico» в Анконе | 23.09.1939 | 24.08.1941 | 04.06.1943 |
«UlpioTraiano» | «Cantieri Navali Riuniti» в Палермо | 23.09.1939 | ? | - |
Помимо перечисленных кораблей к началу войны итальянский флот имел в различных стадиях строительства двенадцать легких крейсеров типа «Capitani Romani».
Крейсера этого типа, в общих чертах представляя собой смесь большого эскадренного миноносца и легкого крейсера - разведчика, обещали итальянскому флоту большие перспективы и могли бы стать весьма ценными боевыми кораблями, однако реально в боевых действиях успел поучаствовать только головной «Attilio Regolo». Еще два крейсера «Scipione Africano» и «Pompeo Magno» вступили в строй только на завершающей стадии войны и, можно сказать, только для того, чтобы успеть капитулировать. Остальные крейсера были остановлены постройкой на самых различных стадиях, причем работы на некоторые из них велись почти до самой капитуляции Италии. Часть крейсеров, готовность которых была довольно значительна, были разрушены либо самими итальянцами, либо их противниками. (Более подробно о крейсерах этой серии можно прочитать в специальном выпуске, изданном «Бриз-СПб».)
Не были построены так же и еще два других крейсера, строительство которых предполагалось начать перед войной по программе 1939 года. Заготовка материалов для них уже производилась, когда в связи с началом войны было принято решение об отмене строительства в пользу более нужных кораблей. Несмотря на это, в соответствии с принятой программой крейсерам не только успели присвоить наименования - «Ammiraglio Constanzo Ciano» (по некоторым данным просто «Constanzo Ciano») и «Luigi Rizzo», - но даже успели переименовать их, по крайней мере последний, который получил новое имя «Venezia». По проекту крейсера должны были стать развитием предыдущего типа «Giuseppe Garibaldi». При 9600 т стандартного и 11800 т полного водоизмещения (официально объявлялось заниженное стандартное водоизмещение 8000 т) эти крейсера классифицировались как малые (Incrociatori minori) - в отличие от предыдущих легких (Incrociatori leggeri). Хотя ни по вооружению (10 - 152- мм орудий в четырех башнях, 8 одноствольных 90-мм 48-калиберных зениток, зенитные автоматы (в окончательном варианте 8 - 37-мм и 12 -20-мм), два 3-трубных торпедных аппарата, 4 самолета и 2 катапульты), ни по скорости (33 узла при 115.000 SHP; 6 котлов и 2 паротурбинных агрегата) они не должны были уступать предыдущему типу «Garibaldi». А по броневой защите даже где-то превосходить их - пояс 100 мм, палуба 45 мм, лобовая броня башен 140 мм. Но, как уже говорилось, крейсера так и не были заложены на стапелях.
В ходе войны Италия пыталась пополнить свой флот за счет трофейных и реквизированных кораблей, но эти попытки не были успешны.
В марте 1943 года инженерные службы флота смогли поднять на поверхность некоторые затопленные в Тулоне французские корабли. Из них два крейсера - «Jean de Vienne» и «La Galissonniere» - были зачислены в итальянский флот под именами FR-11 и FR-12 (соответственно). Однако экономическое положение Италии уже не позволяло вести какие-либо серьезные работы по восстановлению кораблей. Поэтому они просто оставались в неизменном виде, правда номинально числясь в ремонте, пока 9 сентября не перешли в руки немцев. Им они также не были особенно нужны. Позже оба крейсера потопили американские самолеты все в том же Тулоне. 24 ноября 1943 года пошел на дно FR-11, а 18 апреля следующего года - FR-12.
Несколько большего успеха итальянцы добились с двумя реквизированными крейсерами, строительство которых велось с 1939 года по заказу правительства Сиама (сейчас Таиланд). Заказ был сделан незадолго до начала Второй мировой войны. Проектирование крейсеров проводила фирма «Cantieri Navali Riuniti dell' Adriatico» в Триесте. Эта же фирма получила и контракт на строительство. С технической стороны новый проект представлял развитие крейсеров типа «Capitani Romani», но из-за специфичности ряда требований все-таки имел некоторые, довольно существенные отличия.
Проект предусматривай при водоизмещении 4268 тонн, длине 153,8 метра, ширине 14,5 метра и осадке около 5 метров довольно мощное для своей величины вооружение из шести 152-мм орудий в башнях, шести 76-мм зениток и четырех 40-мм зенитных автоматов. Помимо этого предполагалось шесть 457-мм торпедных труб на строенных аппаратах. Авиационное вооружение включало катапульту и два гидросамолета. Позже, во время войны, зенитное вооружение было увеличено до восьми автоматов калибра 40-20 мм. Паротурбинная энергетическая установка с зубчатой передачей обеспечивала мощность 45.000 SHP, что по контракту предполагало скорость 30 узлов. Предусматривалось также легкое бронирование - короткий 60-мм броневой пояс с траверзами такой же толщины и 30-мм палуба. Броневая защита боевой рубки состояла из 60-мм броневых листов.
Два крейсера были заложены в Триесте 26 августа и 23 сентября 1939 года. Они получили сиамские наименования «Naresuan» и «Taksin». Начавшаяся в Европе война создана определенные проблемы в их строительстве, но, тем не менее, оно без перерывов продолжалось до декабря 1941 года - под наблюдением прибывшей перед войной специальной комиссии военного флота Сиама.
Тяжелое положение на фронтах вынудило правительство Италии в 1942 году объявить о реквизиции этих крейсеров. К этому времени головной крейсер «Naresuan» бып уже спущен на воду - 6 августа 1941 года. В дальнейшем проект крейсеров был переделан с учетом требований итальянского флота, - крейсера должны были иметь усиленное зенитное вооружение и использоваться для эскортирования конвоев в качестве крейсеров ПВО, получив официальную классификацию Incrociatori antiaerei. При этом, по опыту войны, учитывалась возможность использования крейсеров в качестве быстроходных транспортов для перевозки войск и особо ценных грузов (топливо и снабжение на военные театры, дефицитные материалы и иное). В новом виде вооружение составляли шесть 135-мм 45-калиберных орудий в трех орудийных башнях, забронированных 20-мм плитами спереди, по бокам, сзади и сверху. Одна башня размещалась в носовой части на полубаке и две линейно-возвышенно в корме, что, по мнению итальянских инженеров, должно было увеличить остойчивость кораблей, учитывая их возросшее при перепроектировании водоизмещение. Зенитное вооружение включало десять 65-мм орудий с длиной ствола 64 калибра и четырнадцать 20-мм 65-калиберных автоматов. Учитывая специализацию крейсеров как эскортных кораблей ПВО, итальянское командование не предполагало их участия в эскадренных сражениях и торпедных атаках, поэтому торпедное вооружение было исключено из проекта. Но зато от прежнего проекта было сохранено авиационное вооружение из двух гидросамолетов и одной катапульты, от которого на предыдущих крейсерах типа «Capitani Romani» итальянцы отказались еще на стадии проектирования. Интересной особенностью оказалось то, что эти крейсера, первоначально заказанные для иностранного флота, стали первыми итальянскими кораблями, в проекте которых была изначально заложена установка радиолокационной станции.
Энергетическая установка изменилась незначительно - проект был приспособлен под оборудование, имевшееся в наличии у флота. Мощность двухвальной паротурбинной установки (из двух агрегатов Parsons с зубчатой передачей и трех котлов Yarrow) снизилась до 40 тысяч SHP, а контрактная скорость до 28 узлов. При всех этих изменениях величина кораблей увеличилась до 6000 тонн стандартного водоизмещения, 6533 тонн - нормального и 7600 тонн - полного. Увеличилась и осадка – до 5,9 метра. Длина и ширина уже готовых корпусов оставалась неизменной. Сохранялось также и предусмотренное первоначальным проектом бронирование корпуса и боевой рубки. Экипаж предполагался из 19 офицеров и 561 человек команды.
Учитывая интерес флота к этим крейсерам, их строительство продолжалось, хотя и замедленными темпами. После реквизиции оба крейсера были переименованы - ранее спущенный на воду «Naresuan» стал называться «Vesuvio», a «Taksin», 28 мая 1942 года сошел на воду уже под именем «Etna».
Так как дальнейший ход войны складывался не в пользу Италии, достройка крейсеров сильно замедлилась и, в конце концов, их неготовые корпуса были отведены в бухту Zaule в гавани Триеста, где они позже, 8 сентября 1943 года, были благополучно затоплены командой на мелководье. Так как после окончания войны они не представляли никакого интереса ни для Сиама, ни для Италии, ни тем более для союзников-победителей, корпуса кораблей позже были подняты лишь затем, что бы разобрать их на металл.
После войны и раздела кораблей в итальянском флоте остались только четыре уже упоминавшихся легких крейсера. От попытки ремонта поднятого со дна крейсера «Muzio Attendolo Sforza» итальянское правительство отказалось. Правда была сделана попытка восстановить тяжелый крейсер «Trieste», после подъема в июне 1949 году заведенного в док в Ла Специи. Однако это противоречило условиям мирного договора, а память войны была еще свежа, поэтому правительство не решилось идти на открытое противостояние и отменило уже объявленное распоряжение о ремонте крейсера. Вместо этого вскоре было принято решение достроить два легких крейсера типа «Capitani Romani», но уже в качестве эсминцев.