Жемчужная гавань Тревожное воскресенье

Пирл-Харбор накануне войны

К маю 1940 года, когда основные силы военно-морского флота Соединенных Штатов были перераспределены на западное побережье - в тихоокеанский регион, бухта Пирл-Харбор (Жемчужная гавань) на Гавайских островах приобрела статус главной военно-морской базы тихоокеанского флота. Несомненно, что главными причинами такого выбора стали удобная для базирования кораблей акватория бухты и, что еще более важно, очень выгодное географическое положение Гавайских островов.

К этому времени гавань и порт уже были неплохо подготовлены для базирования многочисленных и разнородных сил флота и авиации. Казенная военно-морская верфь имела большой по размерам сухой док, способный принимать самые крупные корабли американского флота, а также плавучий док для меньших по размерам кораблей. Мастерские и цеха судоремонтного завода были оснащены современными оборудованием и станочным парком. На берегах гавани устроено большое число причальных мест, а на водной акватории были размечены и устроены якорные и швартовые (на бочках) стоянки, включая специально оборудованный внутренний рейд у восточного берега острова Форд, который обычно называли стоянкой линкоров («Battleship Row» - дословно "Ряд линкоров").

На острове Форд, занимавшем центральное положение в гавани, были построены аэродром ВМС (Naval Air Station) для самолетов берегового базирования и водная база для патрульных гидросамолетов (patrol seaplanes).

Рядом с военно-морской верфью в отдельной бухте была устроена база подводных лодок (submarine base) и недалеко от нее большое топливное хранилище («farm» of fuel oil tanks).

Военно-морская база в Пирл-Харборе имела хорошо оборудованный госпиталь (Naval Hospital), различные средства для обслуживания кораблей и самолетов.

К недостаткам гавани как военно-морской базы американцы относили наличие только одного выхода в море через довольно узкий, хотя и глубокий, канал. Впрочем, многие моряки наоборот считали это достоинством так как это позволяло обеспечить сравнительно хорошую защиту с моря от нападения подводных лодок. Кроме того, морское командование считало, что акватория гавани недостаточна для базирования большого числа кораблей, так как не обеспечивала их рассредоточенности. К тому же немалая часть акватории не использовалась флотом из-за мелководности или некоторой удаленности от инфраструктуры базы. Еще одним недостатком признавалась удаленность Гавайских островов от материковых баз, из-за чего коммуникации оказались настолько растянуты, что, как считало командование, их можно было если не парализовать совсем, то, по крайней мере, сильно ограничить. Приходилось бы на случай войны делать большие запасы самых разных видов снабжения - топлива, запчастей, медикаментов и т.д. Именно по этой причине некоторые представители морского штаба предлагали использовать Пирл-Харбор только в качестве передовой базы флота. К тому же, когда количество базирующихся кораблей резко увеличилось, оказалось, что не хватает буксиров, плавучих баз и судов снабжения, для самолетов не хватало ангаров. Для размещения большого количества людей - моряков, пилотов, морских пехотинцев, служащих и другого персонала - потребовалось множество жилых помещений. И это при том, что многие оставляли свои семьи в городах на материке. Близлежащий город Гонолулу не мог вместить всех прибывающих, и о его жителях газеты того времени отзывались как "none-too-happy" (по- русски звучит примерно как "не особенно-то и счастливы"). Более того, многие горожане препятствовали или даже саботировали прибытие столь большого количества людей. Соответственно, от этого не увеличивалась ни боевая готовность флота, ни боевой дух личного состава.

В течение 1940-1941 годов были предприняты попытки ликвидировать часть этих проблем. Строились новые помещения для обслуживания и ремонта кораблей и самолетов, сооружались новые склады и хранилища, сильно расширились складские площади на полуострове напротив стоянки линкоров. Устраивались новые аэродромы и взлетные площадки, началось сооружение второго сухого дока, с материковых баз перешли несколько буксиров и еще один плавдок.

Одновременно соответствующие работы проводились также армейским ведомством (U. S. Army) и армейскими воздушными силами (Army Air Corps), соединения и подразделения которых на Гавайских островах также были усилены.

И хотя до нападения Японии было сделано немало, но многого сделать так и не удалось. Причин немало - трудности, связанные с удаленностью базы от материка, недостаток времени, ограниченность ресурсов и финансирования и некоторые другие. Война пришла в самый разгар создания полноценной базы флота.