Остатки былой роскоши

Авианосцы

Помимо гидроавиатранспорта «Giuseppe Miraglia», пере­строенного для несения самолетов в 1923-1925 годах в Специи из пассажирского парохода «Citta di Messina», итальянский флот не успел построить других специальных авианосных кораблей. Во время войны была предпринята попытка перестроить в авиа­носцы два гражданских судна, но до готовности они доведены не были. Да и не могли быть доведены, так как у Италии напрочь отсутствовал опыт авианосного кораблестроения и не имелось даже в проектах подходящего самолетного оборудования.

«Aquilla» перестраивался из пассажирского лайнера «Roma» (27.600 тонн, 21 узел, паровые машины), спущенного на воду еще в 1926 году. Работы на этом корабле начались по ре­шению морского командования после неудачного для итальянс­кого флота боя у мыса Матапан.

По проекту технические данные авианосца должны были быть следующими:

Водоизмещение 23.350 т (ст.) и 27.600 т (полн.) Размерения (макс.) 207,3 х 29,3 х 7,3 м Броневая защита корпуса не предполагалась, но в проек­те было предусмотрено устройство бортовых булей, а так же бронирование полетной палубы и легкая броня мостиков.

Энергетическая установка должна была состоять из 4 автономных турбинных агрегатов, переданных с крейсеров «Cornelio Sills» и «Paolo Emilio», достройка которых была отложе­на на неопределенное время, общей мощностью 140.000 SHP Скорость по проекту предполагалась в 30-31 узел.

Первоначально артиллерийское вооружение должны были составлять восемь 152-мм орудий, двенадцать 88-мм зе­ниток и сто четыре 37-мм 54-калиберных зенитных автомата. Позже состав вооружения был пересмотрен и в окончательном варианте составил двенадцать 135-мм 45-калиберных орудий с возвышением стволов 45 градусов (то есть с весьма ограни­ченной возможностью стрельбы по самолетам), двенадцать 65-мм 64-калиберных зениток и восемьдесят два 20-мм зенитных автомата.

Авиационное оборудование итальянцы расчитывали по­лучить из Германии, и оно должно было быть аналогичным с авианосцем «Graf Zeppelin». Предполагалось, что две катапуль­ты смогли бы осуществлять запуск самолетов с интервалом в 30 секунд. Полетная палуба имела размеры в 216 х 25,3 м.

Всего авианосец смог бы брать на борт до 50 самолетов, из которых в ангар только 36, а остальные закрепленными на верхней палубе.

Хотя к моменту капитуляции Италии «Aquilla» находился в высокой степени готовности, окончательная достройка его не предполагалась. Корабль находился в Генуе и был захвачен нем­цами - итальянцы, покидая судно, успели незначительно повре­дить его. Немцы не пытались достроить корабль и не рассчиты­вали как либо использовать, тем более, что 16 апреля 1944 года авианосец был поврежден американскими самолетами. 19 апреля 1945 года итальянские человеко-торпеды дополнительно повредили его, что помешано немцам затопить корабль на фар­ватере. В 1949 году останки корпуса были разобраны для пере­плавки.

В ноябре 1942 года началась перестройка в авианосец «Falco» (позже переименованный в «Sparviero») другого пасса­жирского лайнера «Augustus» (спущен на воду в 1926 году, 30.418 тонн, 18 узлов). Проект корабля был принят в мае 1943 года, но времени для проведения хоть каких-то работ не оставалось. Характеристики авианосца предполагались примерно такими же как у «Aquilla», но вооружение планировалось из шести 152-мм и четырех 102-мм орудий.

Корабль также был захвачен немцами в Генуе, никак не использовался, а 5 октября 1944 года затоплен на фарватере. В 1947 году корпус был поднят для очистки прохода в гавань и сразу же сдан на слом.