- 25 - 2002 / сп - флот Италии
- 26 - 1999 / 02
- "Первые программы броненосного флота.
Броненосные фрегаты типа "Minotaur" - "Броненосец "PELAYO" военного флота Испании"
- "Война в Испании. Организация и боевые действия республиканского морского флота на севере Испании 14 мая - 11 октября 1937 года"
- "Испания. 1936-1939 годы. Гражданская война на море. Потери кораблей и судов воюющих сторон и нейтральных государств"
- "Германские миноносцы периода Второй мировой войны"
- "Проектирование авианосцев в фашистской Германии во время Второй мировой войны"
Часть вторая - "Тайна Скапа-Флоу. Гибель "Royal Oak"
(глава из книги "Тайны британской секретной службы". 1948)
- "Первые программы броненосного флота.
- 27 - 2006 / сп
- 28 - 2006 / сп - Звезда и смерть адмирала Шпее
- 29 - 2006 / сп - Звезда и смерть адмирала Шпее
- 30 - 2006 / сп - Звезда и смерть адмирала Шпее
- Часть 4. "Гибель эскадры Шпее у Фолклендских островов"
- Часть 4. "Гибель эскадры Шпее у Фолклендских островов"
- 31 - 2004 / сп - Жемчужная гавань
- тревожное воскресенье часть первая
- «Пирл Харбор. Шаг в историю»
- «Пирл Харбор накануне войны» «Япония готовится к нападению»
- «Офицеры морского командования»
- Япония готовится к нападению
- «Американский флот в Пирл Харборе накануне нападения»
- «Японский флот готов к атаке»
- «Американские авианосцы. Где же они были?»
- «Сверхмалые японские лодки в атаке на Пирл Харбор»
- «Пилоты готовы атаковать»
- «Атака на стоянку линейных кораблей»
- тревожное воскресенье часть первая
- 32 - 2004 / сп - Жемчужная гавань
- тревожное воскресенье часть вторая атака на линейные корабли
- 33 - 2004 / сп - Жемчужная гавань
- тревожное воскресенье часть третья
- Атака на военно-морскую верфь и корабли в средней бухте гавани
- Атака на район верфи вмс
- Минный заградитель СМ-4 «Oglala»
- Легкий крейсер CL-50 «Helena»
- Легкий крейсер CL-48 «Honolulu»
- Линейный корабль ВВ-38 «Pennsylvania» и эскадренные миноносцы DD-375 «Downes» и DD-372 «Cassin»
- Эскадренный миноносец DD-375 «Downes»
- Эскадренный миноносец DD-372 «Cassin»
- Эскадренный миноносец DD-373 «Shaw»
- Атака на территорию военно-морской верфи
Первые программы броненосного флота
Статья 7-я. первые статьи этой серии см. сборники "Бриз" 1/95, 7/96, 3/97, 4/97, 6/97, 5/98.
Броненосные фрегаты типа «Minotaur»
Броненосные фрегаты типа «Hector», на которых была воплощена идея полностью забронированного борта, не оправдали надежд Адмиралтейства. Большое количество различных недостатков этих кораблей конструкторы вполне справедливо приписывали малому водоизмещению фрегатов. Действительно, желая сохранить вооружение таким же, как на «Defence» и увеличить забронированную площадь борта, авторы проекта попытались обойтись лишь незначительным увеличением водоизмещения, которое в совокупности с расширением шпангоутов в подводной части и соответствующим увеличением площади миделя не позволило, даже при увеличении мощности механизмов почти на 25 %, сохранить скорость своего предшественника.
Дальнейшее развитие идея полного бронирования получила на четырех переоборудованных фрегатах типа «Caledonia». Эти броненосцы оказались довольно удачными и могли успешно соперничать с французскими, но по мнению англичан они имели очень существенный недостаток - деревянный корпус. Еще свежи были в памяти броненосные плавучие батареи, дубовые борта которых сгнили в течение нескольких лет. Адмиралтейство отдавало себе отчет о недолговечности этих фрегатов, называя их «кораблями для временной службы».
Для британского Адмиралтейства этот период был довольно трудным. Франция, непримиримый соперник Англии в течение нескольких веков, желая в короткий срок резко усилить свой флот, строила быстрыми темпами деревянные, так называемые «панцырные броненосцы» с бортовой батареей. И в то же время британские Лорды Адмиралтейства долгое время не могли выбрать для своего флота наиболее лучшую схему защиты и нападения. Не игнорируя новые идеи Эдварда Рида и Каупера Кольза, они не хотели отказываться и от старой, веками проверенной бортовой батареи, тем более что основной противник Англии - французы - в большинстве строили именно такие корабли.
Летом 1861 года Адмиралтейство вынесло на решение Парламента новые предложения о строительстве броненосцев. В итоге заседаний на эти цели из государственных сумм было отпущено 2,5 миллиона фунтов стерлингов. В то время только началось строительство фрегатов типа «Hector» и переоборудование деревянных линкоров в броненосцы, появлялись первые результаты плаваний фрегата «Warrior». С учетом этого британские конструкторы составляли сметы и технические условия для составления проекта. Принять заказы Адмиралтейство предложило частным судостроительным фирмам, считая, что на казенных верфях строительство кораблей затянется неоправданно долго. Только этим объяснялось предпочтение частных фирм казенным верфям.
По техническим заданиям новые броненосцы должны были иметь на вооружении 60 пушек, механизмы в 1250 номинальных л.с. с контрактной скоростью 14 узлов, полное бронирование борта с толщиной броневых плит 5,5" на подкладке 11" и железной обшивке 1/2". Адмиралтейство оставляло за собой право увеличить толщину бронирования до 6,5", но без тиковой подкладки - в зависимости от результатов предполагаемых опытных стрельб. Особо оговаривалось устройство в носу специального бронетраверза для прикрытия двух погонных орудий, а также наличие шпирона. Запас угля предусматривался на 11-12 дней хода. Стоимость с учетом механизмов и оснастки предполагалась по 430 тысяч фунтов стерлингов.
Условия Адмиралтейства приняли три предприятия, с которыми в сентябре 1861 года и были заключены контракты, предусматривавшие скорейшее строительство трех кораблей. Уже в ближайшее время все три фрегата были заложены на стапелях. В печати два из них первоначально называли другими именами, которые приведены далее в скобках. Заказ на «Minotaur» («Captain») был выдан заводу Темзенской кампании «Thames iron Works Со» в Блэкуолле (Blackwall). Корабль был заложен 12 сентября 1861 года - первым в серии. 30 октября последовала закладка «Agincourt» («Elephant») на стапеле фирмы «Laird Brothers» в Биркенхеде. Спуск на воду броненосца «Minotaur» состоялся 12 декабря 1863 года, однако к боевой службе корабль был готов только в 1867 году. «Agincourt» сошел на воду 27 марта 1865 года и к службе был готов в конце 1868 года. Эти два корабля были практически одинаковы. Однако 6-7-летняя постройка являлась для них слишком большим сроком. К моменту готовности кораблей идея батарейного броненосца уже потеряла многих своих сторонников, и поэтому корабли находились на грани морального старения. Тем не менее попытки возродить былую мощь батарей оставлены не были, и именно благодаря этому третий корабль серии «Northumberland», заложенный на стапеле 10 октября 1861 года и строившийся медленнее других, был подвержен некоторым переделкам в части бронирования и вооружения. При этом изменения не затронули конструкции корпуса и механизмов. Сведения об этом корабле приведены далее отдельно.
Броненосные фрегаты «Minotaur» и «Agincourt»
+ Корпус кораблейКорпуса броненосцев строились по системе, аналогичной первому британскому броненосцу, лишь с некоторыми изменениями в подводной части с целью усиления прочности более длинного корпуса и размещения механизмов увеличенной мощности. Набор собирался по поперечной системе, и, в связи с резким ростом величины по сравнению с фрегатом «Warrior», на новых броненосцах была заметно уменьшена шпация.
Как обычно для того времени вдоль бортов по всей длине корпуса, на расстоянии примерно метра от обшивки, были устроены водонепроницаемые продольные переборки, образующие коридоры почти по всей длине корабля. По высоте они доходили до батарейной палубы.
Внутренне пространство делилось на отсеки поперечными водонепроницаемыми переборками, часть из которых также поднимались до батарейной палубы. Общее число водонепроницаемых помещений доходило до 28, не считая отсеков двойного дна и топливных бункеров.
Внутреннее дно устроено по типу «Warrior», но флоренсы были сделаны выше, что увеличило междудонное пространство. Благодаря этому «Agincourt» в 1871 году благополучно избежал гибели, оказавшись на мели в районе Гибралтара. Как и на предшествующих кораблях, внутренняя обшивка в немалой степени выполняла функции усиления набора корпуса. В подводной части на скулах были укреплены боковые кили, по два на каждом борту.
Жилая палуба была сделана деревянной, батарейная и верхняя - железными, с деревянной настилкой.
В оконечностях корабли имели возвышенные полубак и полуют. Борт в надводной части заваливался внутрь. Носовая часть не имела княвдигеда и гальюна. Носовой фигуры тоже не было, но как дань традиции над клюзами было укреплено плоское резное украшение. Кованные форштевни были изготовлены для «Minotaur» заводом-строителем, для «Agincourt» - заводом «Mersey Iron Works» в Ливерпуле. В надводной части форштевни имели небольшой наклон внутрь, но у ватерлинии переходили в небольшой по размерам шпирон.
Корма круглой формы не имела раковин и украшений. В районе ватерлинии обводы кормы сильно заострялись. Этим достигалась двойная цель - создавалось удлинение корпуса, что положительно влияло на скорость, и улучшалась защита румпеля и руля, так как клинообразная форма требовала меньшего количества брони для защиты и увеличивала возможность рикошета при продольном обстреле корабля. Правда при этом уменьшалась плавучесть корму.
На верхней палубе была установлена одноярусная капитанская рубка овальной формы, длиной 5,5 метров и шириной 4 метра. Для защиты от снарядов противника рубка была полностью бронирована как сверху, так и на вертикальных стенках.
В состав экипажа по штату входили 705 человек, включая офицеров, причем во время активной службы корабля штат практически не изменялся.
«Minotaur» | «Agincourt» | «Northumberland» | ||||
Длина между перпендикулярами | 400' 0" | 121,92 м | 400' 0" | 121,92 м | 400' 0" | 121,92 м |
Длина по килю | 354' V " | 107,91 м | 354' V" | 107,91 м | 354' 7" | 107,91 м |
Ширина наибольшая | 59' 4" | 18,08 м | 59' | 18,11 м | 59' 4" | 18,08 м |
Высота борта от киля до верхн. пал. | 41' 6" | 12,65 м | 41'6" | 12,65 м | ||
Глубина интрюма | 21' 1" | 6,43 м | 21' 1" | 6,43 м | 41' 6" | 12,65 м |
Осадка по чертежу: носом | 25'71/" 26' 5" |
7,81 м | 23' 2" | 7,06 м | 21' 1" | 6,43 м |
« » кормой | 8,05 м | 25' 2" | 7,67 м | 26' 2" | 7,98 м | |
Осадка на испытаниях: носом | 25' 8" | 7,82 м | 27' 9" | 8,46 м | ||
« » кормой | 26' 5" | 8,05 м | ||||
Водоизмещение полное | 10.627 т | 10.627 т | 10.584 т | |||
Вместимость (полезный груз) | 6.621 т | 6.621 т | 6621 т |
Площади: | ||||||
погруженной части мидель-шпангоута | 1322 кв.фут | 122,82 кв.м | 1320 кв.фут | 122,63 кв.м | 1351 кв.фут | 125,51 кв.м |
грузовой ватерлинии | 18502 кв.фут | 1718,89 кв.м | 18526 кв.фут | 1721,12 кв.м | 18490 кв.фут | 1717,78 кв.м |
(по книге Д.Мертваго «Таблицы броненосных судов всего мира» 1874 год)
Статьи весовых нагрузок | Нагрузка | |
Корпус с отдепкой без брони | 49,3% | 5124,24 т |
Артиплерия с припасами | 4,7% | 488,52 т |
Броня с подкладкой | 19,4% | 2016,44 т |
Механизмы с водой в котлах | 10,1% | 1049,79 т |
Машинные запасы и топливо | 7,2% | 748,37 т |
Рангоут, оснастка и запасы | 9,3% | 966,64 т |
ВСЕГО | 100% | 10394 т |
При подготовке технических условий проекта оговаривалось вооружение каждого из кораблей 60 пушками. Но уже примерно в то же самое время Адмиралтейство предполагало перевооружение многих кораблей флота на новые 100-фунтовые дульнозарядные нарезные пушки Армстронга, которые проходили испытания на полигоне в Шибуринессе. По отношению к новым броненосцам в Адмиралтействе считали, что на каждый корабль можно установить по 50 таких пушек, в том числе:
На батарейной палубе 40 орудий
На верхней палубе 8 орудий
За носовым бронетраверзом (погонные) 2 орудия
Орудийные порты в батарее были сделаны амбразурой и имели в свету 0,84 метра, ширину 0,61 метра. Вырезы портов в бронетраверзе в носу были шире, что позволяло увеличить сектора обстрела и в некоторой степени (под большим углом) даже вести стрельбу в направлении бортов.
Пушки бортовой батареи могли вести огонь под углом не более 30 градусов в оконечности от траверзов портов. После выстрела пушка силой отдачи вкатывалась на 1 метр внутрь от борта, что позволяло производить перезаряжение. В январе 1866 года на достраивавшемся броненосце «Minotaur» были проведены испытания для определения скорости стрельбы. Прислугу у пушки составляли 14 человек, из которых 4 человека прошли обучение на броненосце «Research», а остальные - новые. Стрельба велась 150-фунтовыми ядрами. Результаты опытов оказались довольно неплохими:
Первые 10 выстрелов 8 мин. 54 сек.
Следующие 10 выстрелов 4 мин. 48 сек.
Следующие 10 выстрелов 5 мин. 1 сек.
С появлением нарезной артиллерии фрегаты прошли перевооружение и получили иной состав артиллерии - 9" пушки весом по 12,5 тонн -четыре на «Minotaur» и шесть на «Agincourt», а также 7" пушки весом по 6,5 тонн - по двадцать две на каждом броненосце. Из этого числа пушек только четыре были установлены на верхней палубе, остальные (в том числе и 9" пушки) - под защитой брони в батарее. Все пушки были установлены на поворотных платформах. Помимо этого имелись также десантные и шлюпочные пушки.
Во время перевооружения высота орудийных портов была увеличена до 1,1 метра при неизменной ширине. Пришлось только несколько расширить вырезы портов в середине батареи для 9" пушек.
В 1873-1875 годах броненосцы прошли новое перевооружение - вся артиллерия была переведена на единый калибр.
На кораблях разместили по семнадцать 229-мм орудий весом по 12,5 тонн, из которых:
На батарейной палубе 14 орудий
В носу под полубаком (погонные) 2 орудия
В корме под полуютом (ретирадное) 1 орудие
Кормовая пушка была установлена на вращающейся платформе и могла стрелять в любой из четырех портов, в том числе прямо по корме или на любой борт. При полном водоизмещении порты отстояли от ватерлинии на 2,90 метра.
Вес залпа пушек на любой борт 2203 фунта / 999,28 кг.
Вес залпа пушек в нос 550 фунтов / 249,48 кг.
Вес залпа пушек в корму 275 фунтов /124,74 кг.
Кроме того, на верхней палубе были установпены шесть 24-фунтовых пушек для салютов, несколько малокалиберных пушек для противодействия минным шлюпкам и для десанта.
Как дополнительное средство нападения на корабли противника имелся носовой шпирон, выступавший за линию носового перпендикуляра на 1,22 метра. Острие шпирона было углублено на 3 метра.
Указанное артиллерийское вооружение крупного калибра корабли сохраняли на протяжении почти всей последующей службы - производились лишь незначительные изменения. При переоборудовании в учебные корабли в начале 90-х годов на них были сняты по два 229-мм орудия, вместо которых появились два 152-мм скорострельных орудия на «Minotaur» и четыре 120- мм скорострельные пушки на «Agincourt». Помимо этого неоднократно менялся состав малокалиберной артиллерии - главным образом старые пушки заменялись на более новые скорострельные, а также увеличивалось количество стволов скорострельных противоминных пушек, которое ко времени перечисления в учебные корабли дошло до двадцати двух на «Agincourt» и до двадцати четырех на «Minotaur», включая сюда по шесть 47-мм скорострельных пушек.
Торпедные аппараты на этих броненосцах не устанавливались, только в 80-х годах к вооружению были добавлены по две минные пушки.
В конце октября 1861 года в Шибуринессе были проведены опытные стрельбы над точной копией борта «Warrior». Стрельба велась с дистанции 1 кабельтов из 6-орудийной батареи (калибром от 68 до 120 фунтов) в различных комбинациях залпа и в том числе полным залпом. Опыты показали большую живучесть железной брони против снарядов указанных орудий, исходя из чего, толщина брони на данный период признавалась вполне достаточной. Однако моряки считали, что непрерывное совершенствование артиллерии довольно быстро сведет на нет эти преимущества и предлагали некоторое утолщение брони. Этому способствовали также и результаты стрельб, по которым был сделан вывод, что подкладка мало влияет на прочность брони и ее можно заменить на более тонкую, а выигрыш в весе использовать для утолщения железных плит.
В связи с этим на новых кораблях было решено уменьшить толщину подкладки в два раза, увеличив толщину брони. Но вскоре мнение многих специалистов по этому вопросу изменилось. Это было вызвано результатами новых стрельб по подготовленным щитам с различными вариантами толщин брони и подкладки, причем конструкции имитирующие набор и обшивку были одинаковы на всех щитах, чем обеспечивалась большая точность эксперимента. Обследование щитов после стрельбы показало, что борт фрегата «Minotaur» пострадал гораздо больше, чем у его предшественника. Среди морских специалистов началась полемика, большинство в которой придерживалось точки зрения, что защита новых фрегатов оказалась слабее, чем предполагалось вначале и ее необходимо переделать. Несмотря на это новый главный строитель британского флота Эдвард Рид, на которого была возложена обязанность достроить эти броненосцы, придерживался первоначальных взглядов и в своих проектах смело шел на увеличение толщины брони, в том числе за счет подкладки. То же самое произошло и с новыми фрегатами, на которых только по настоянию Рида броневую защиту было решено оставить все без изменений. Более того, Рид настоял на утолщении брони на последнем броненосце серии «Northumberland», чем и была вызвана его переделка.
Лишь через несколько лет правота Рида подтвердилась. К тому времени выяснилось, что последний эксперимент был проведен в неравных условиях. По щиту, изображавшему борт фрегата «Minotaur», стрельбу вели из 10,5" пушки 150-фунтовым чугунным ядром с зарядом из пороха 2А, при этом скорость ядра в момент попадания равнялась 531,5 м/сек. Когда начался обстрел щита, изображавшего борт «Warrior», после первого выстрела порох по неизвестной причине сменили, отчего скорость ядра снизилась до 493,8 м/сек. Это и вызвало меньшее разрушение щита, наблюдаемое комиссией.
Независимо от полученных результатов два первых корабля серии к этому времени достигли такой стадии готовности, при которой менять что-либо было поздно, и они были достроены согласно первоначальным чертежам.
Как уже говорилось, система защиты этих кораблей являлась развитием идеи полного бронирования борта. Предполагалось, что все три (фрегата будут забронированы одинаково, но последний, наименее готовый был переделан.
На двух первых броненосцах серии бронировалась вся площадь надводного борта, кроме носовой части выше батарейной палубы - от форштевня до бронетраверза на протяжении 26 футов (около 8 метров).
Броня борта опускалась ниже ватерлинии на 1,52 метра и по высоте доходила до бимсов верхней палубы. Толщина брони на всей площади борта была одинакова, кроме кормовой части, где на расстоянии 9,15 метра от ахтерштевня она утончалась почти вдвое. Ослабление защиты в носу и корме объяснялось стремлением облегчить оконечности и особенно носовую часть, где был установлен бронетраверз.
Борт в надводной части был несколько завален внутрь для создания невыгодного угла попадания снаряду, но по мнению многих специалистов того времени угол наклона борта был недостаточным, учитывая, что снаряды будут попадать в борт на излете, то есть по наклонной траектории.
Под подзором кормы толщина борта еще более уменьшалась. Объяснялось это трудностью гибки толстых бронеплит, а также большим углом наклона брони к ватерлинии в этом месте, создававшим возможность рикошета снарядов, попавших в броню подзора.
На кораблях типа «Minotaur» впервые предусматривалась установка специального устройства для защиты погонных орудий - уже упоминавшийся носовой бронетраверз. На верхней палубе в 7,62 метрах от форштевня, был установлен поперечный броневой щит с загнутыми краями. По краям щита были прорезаны два орудийных порта. Броня опускалась до уровня батарейной палубы, где также были прорезаны два порта, прикрываемые при необходимости откидным фальшбортом. Ниже приведены толщины бортовой брони кораблей.
Толщина плит бронепояса и батареи 5,5" /140 мм
Толщина плит брони борта в корме 3,5" / 88 мм
Толщина плит под подзором 3,0" / 76,2 мм
Толщина плит носового бронетраверза 4,5" /114 мм
Батарейная и верхняя палубы застилались железными листами в 0,5" (12,5 мм) толщиной и прикрыты сверху деревянной настилкой. Палубные бимсы были также железные.
Капитанская рубка на верхней палубе прикрывалась броневыми листами в 4,5" (114 мм) толщиной, уложенными на подкладку из тика в 9" (229 мм).
Броневые плиты крепились к борту тем же способом, что и на предшествующих кораблях, за исключением того, что толщина подкладки из тиковых брусьев была уменьшена до 9" (229 мм). Все броневые плиты были изготовлены методом проката. Полный вес брони около 1800 тонн, а вес подкладки около 400 тонн.
Оба броненосца получили механизмы, изготовленные по контракту частными заводами - для «Minotaur» их изготовил
завод «John Penn & Sons» в Гриноке, а для «Agincourt» завод «Maudslay, Sons & Field.». Оба паровых механизма двухцилиндровые, горизонтального типа тронковой системы, с прямой передачей вращения на вал.
«Minotaur» | «Agincourt» | |
Номинальная мощность | 1350 л.с. | 1350 л.с. |
Диаметр цилиндров | 104,25"/ 2,648 м | 101"/2,565 м |
Ход поршней | 52" / 1,321 м | 54"/ 1,372 м |
Оба корабля имели по 10 котлов в двух отделениях в нос и корму от машины.
Котлы имели по 480 трубок, все четырех-топочные.
Площадь нагр. поверхности 25 716 кв.фут / 2389,09 кв.м
Площадь колосников 930 кв.фут / 86,40 кв.м
Рабочее давление пара 25 фунтов.
Первоначально на обоих фрегатах установили двухлопастные винты Гриффита диаметром 24 фута (7,315 м) на «Minotaur» и 24,5 фута (7,468 м) на «Agincourt». Специальное устройство позволяло изменять их шаг с 22,5 футов до 28,2 фута (6,858 - 8,595 м). Во время капитального ремонта винты были заменены на четырехлопастные системы Гирша диаметром 25,3 фута (7,711 м) на «Minotaur» и 24,6 фута (7,498 м) на «Agincourt» - также с изменяемым шагом с 22,7 футов до 26,5 фута (6,919 - 8,077 м).
Запас топлива в угольных ямах составлял 750 тонн, что при расходе угля примерно 1,43 кг/лс в час давало возможность кораблю ходить на 940 миль полной скоростью (67 часов хода). На меньших скоростях дальность плаванья при указанном запасе топлива составляла 1040 миль 12,5-узловым ходом (83 часа хода) и 1540 миль 11-узловым ходом (140 часов ходом).
Кроме главной машины на каждом корабле установлено по несколько вспомогательных для привода помп, вентиляторов и механического рулевого привода.
Броненосцы получили по одному рулю обыкновенного типа. Площадь погруженной части руля на «Minotaur» составляла 197,9 кв.фут (18,39 кв.м), а на «Agincourt» 176,5 кв.фут (16,40 кв.м).
«Minotaur» вышел на первую пробу в сентябре 1865 года, не имея на борту артиллерии, большинства экипажа и различных припасов. По результатам шести пробегов на мерной миле фрегат показал скорость 14,778 узлов при индикаторной мощности 6339 л.с. Скорость среднего хода оказалась равной 12,386 узлов при 3591 л.с.
Испытания с полной нагрузкой были проведены только через полтора года. При этом на корабле недоставало лишь 50 тонн угля. 10 мая 1867 года фрегат достиг скорости 14,357 узлов при мощности 6956 л.с. - всего лишь немного меньше, чем на заводских пробах. Скорость среднего хода оказалась равной 11,847 узлов при 3497 индикаторных л.с.
В 1867-1868 годах фрегат прошел всесторонние сравнительные испытания в составе эскадры Английского канала на ходкость и мореходность. 26 ноября 1867 года являясь флагманом эскадры из семи броненосцев «Minotaur» показал 14,4 узлов при 6702 л.с. Этот результат был признан его фактической полной скоростью, как наиболее достоверный. В этот же день фрегат провел также 8-часовые испытания среднего хода, показав скорость 11,4 узлов при мощности 3629 л.с.
Позже фрегат неоднократно подтверждал свои высокие скоростные качества. Так весной 1868 года, выйдя из дока после очистки корпуса, на мерной миле в Сток-Бее он достиг 14,411 узлов при 6702 л.с., а затем, выйдя в море, провел 6-часовые испытания, на которых результат оказался лишь немногим меньше чем 14,165 узлов при 6193 л.с.
Во время испытаний корабля очень большое внимание было уделено поворотливости фрегата. Дело в том, что фрегат был оборудован специальным гидравлическим приспособлением для управления рулем, действовавшим вместе со штурвалом или отдельно от него. Была составлена специальная программа испытаний, позволившая выяснить пригодность и надежность этого механизма.
Положение руля | время вывода руля | время полной циркуляции |
33,5 градуса право на борт (с помощью гидропривода) | 31 сек. | 7 мин. 4 сек. |
23 градуса право на борт (18 чел. на штурвале) | 1 мин. 7 сек. | 7 мин. 38 сек. |
40 градусов лево на борт (18 чел. на штурвале и 30-на румпель-талях) | 2 мин. 20 сек. | 7 мин. 19 сек. |
Полученные результаты наглядно показали все выгоды усовершенствованного рулевого привода. Средний диаметр циркуляции во время опытов составлял около 860 метров - примерно 7L (7 длин корпуса). По другим данным результаты поворотливости были еще лучше - примерно 5,6L-5,7L (то есть около 700 метров). Время полной циркуляции на небольшой 5-узловой скорости составило 12 минут 35 секунд при диаметре 535 метров.
В начале 70-х годов броненосец был поставлен на капитальный ремонт. По механической части на нем были установлены новые испарители и котлы, позволяющие держать давление пара в 27 фунтов, установили новый винт. По окончании работ, в 1875 году, выйдя на мерную милю, фрегат показал усредненную по шести пробегам скорость 14,065 узлов при индикаторной мощности 6289 л.с.
Второй фрегат «Agincourt» вышел на первую пробу 12 октября 1865 года также при неполной загрузке. И также как и головной корабль, он показал усредненную скорость полного хода б,олее 14 узлов.
Через два месяца, выйдя из дока после покраски и очистки дна, он достиг 15,433 узла при индикаторной мощности 6867 л.с. В это время на фрегате были установлены только нижние мачты (без стеньг), а также не имелось на борту различного рода запасов и всей артиллерии.
На испытаниях среднего хода результат оказался 13,548 узлов при 4426 л.с. Позже проведенные испытания показали, что этот фрегат лишь немногим уступал головному кораблю. В полном грузу его скорость оказалась более 14 узлов и позже он неоднократно подтверждал ее.
В последующем механизмы кораблей модернизации. не подвергались, но котлы перед 1890 годом были заменены на цилиндрические. Конечно, это повысило надежность установки, но в отношении скоростных качеств никакого преимущества не предоставило, так как механизмы оставались прежними тронкового типа. Например, «Minotaur», получивший в 1889-1890 годах в Портсмуте новые цилиндрические котлы, практически не получил прироста в скорости. Старые, изношенные машины корабля на испытаниях едва-едва смогли перевалить 13-узловый рубеж. Реальной же полной скоростью броненосцев этого типа (с 1891 года крейсеров 1-го класса) в морских условиях к этому времени считались только 12 узлов.
Отличительной и уникальной чертой этих кораблей было их парусное вооружение. Фрегаты имели по пять мачт почти одинаковой высоты со стеньгами-однодеревками (без брам-стеньг) с флагштоками. Бушприт продолжался небольшим утлегарем. Реи и мачты были сделаны из железа.
Высота клотика | от верхней палубы | от ватерлинии |
1-я фок-мачта | 36,73 м. | 41,45 м. |
2-я фок-мачта | 38,40 м. | - |
1 -я грот-мачта | 38,40 м. | 42,98 м. |
2-я грот-мачта | 36,73 м. | - |
Бизань-мачта | 33,92 м. | 39,02 м. |
Площадь парусности | 39077 кв.фут. / 3630,37 кв.м. |
Первоначально предполагалось иметь сухой (без прямых парусов) только последнюю мачту, а на остальных кроме нижних парусов иметь марсели и брамсели. Позже было решено прямые паруса оставить только на трех первых мачтах.
Корабли отличались вполне удовлетворительной мореходностью. В августе-октябре 1867 года фрегат «Minotaur» провел в Английском канале расширенные испытания по мореходности. Из рапорта адмирала Уордена об итогах этих испытаний видно, что броненосец отличался прекрасной ходкостью и хорошо держался на волне. В самое сильное боковое волнение качка доходила до 19 градусов, а в свежую погоду она редко превышала 10 градусов, что позволяло использовать бортовую батарею без всякого опасения. Метацентрическая высота броненосца «Minotaur» равнялась 1,179 метра. Всю службу оба броненосца провели в плаваньях, постоянно поддерживая высокое мнение о своих мореходных качествах, но несмотря на большую площадь парусности, скорость их без помощи машины не превышала 10 узлов.
Стоимость этих фрегатов оказалась довольно высокой, но все-таки она оказалась ниже, чем у броненосца «Achilles», несмотря на их большее водоизмещение.
Статья | «Minotaur» | «Agincourt» | ||||
Корпус с броней | 371 | 446 | ф.ст. | 362 | 771 | ф.ст. |
Механизмы и отдепка | 79 | 328 | ф.ст. | 83 | 277 | ф.ст. |
Рангоут, оснастка и запасы | 28 | 081 | ф.ст. | 29 | 590 | ф.ст. |
Всего | 477 | 855 | ф.ст. | 475 | 638 | ф.ст. |
С 12 % накладных расходов | 485 | 340 | ф.ст. | 483 | 123 | ф.ст. |
Последующая эксплуатация и переделки на кораблях не считались очень дорогими для таких достаточно крупных кораблей. Например, вся эксппуатация «Minotaur» до 1889 года (когда он бып поставлен на капитальный ремонт) обошлась в 305,5 тысяч фунтов стерлингов, а наибольшая по объему перестройка, замена котлов на «Minotaur» в 1890-1891 годах - примерно в 53,3 тысячи фунтов стерлингов.
Броненосный фрегат «Northumberland»
+ Броненосный фрегат «Northumberland»Броненосный фрегат «Northumberland» предполагалось построить как третий типа «Minotaur», но строился он медленнее других, поэтому, когда появились результаты опытных стрельб в Шибуринессе создавшие мнение о слабости бронирования новых фрегатов, Адмиралтейство, главным образом по инициативе Эдвардп Рида, предложило увеличить толщину бронирования за счет уменьшения прикрываемой им площади.
Броненосец строился частным заводом Мэйрома «Milwall Iron Works & Со.» в Мильуолле. Официальная закладка состоялась 10 октября 1861 года, но из-за переделок строительство замедлялось, и подготовка к спуску в переделанном виде была выполнена только в марте 1866 года. Однако обе предпринятые попытки оказались неудачными из-за сильных морозов. И лишь 17 апреля 1866 года фрегат был стащен на воду, простояв весь месяц с наполовину погруженным в воду корпусом. Надо отметить, что спуск корабля со стапеля состоялся почти со всей установленной броней. После загрузки внутрь машины и производства монтажных и некоторых отделочных работ корабль был готов к пробам.
Корпус броненосца по конструкции не отличался от однотипных кораблей. Незначительные различия в размерах кораблей и некоторых конструкциях были вызваны различием в схеме защиты и вооружения. Размеры корпуса приведены в таблице при описании двух первых кораблей.
Помимо этого фрегат отличался от первых броненосцев серии конструкцией капитанской рубки на верхней палубе. В отличии от них, на «Northumberland» она была выполнена двухярусной, при этом в нижнем ярусе были устроены бойницы для штуцерного огня на случай абордажа.
Вооружение фрегата первоначально не отличалось от первых кораблей этого типа, и до перехода к нарезной артиллерии все изменения в составе и размещении орудий были аналогичны. Но при перевооружении на нарезные пушки циркуляр Адмиралтейства определил на этот корабль иное вооружение - четыре 9" пушки в 12,5 тонн, двадцать две 8" пушки в 9 тонн и две 7" по 6,5 тонн.
Во время длительного капитального ремонта в 1875- 1879 годах корабль получил новую артиллерию из семи 9" и двадцати 8" орудий, а также двух 20-фунтовых пушек. Последние позже заменили на одно 6" и одно 5" орудия и одновременно добавили малокалиберные скорострельные противоминные пушки, включая шесть 47-мм скорострельных пушек (по некоторым сведениям количество малокалиберных пушек достигало 26 стволов). Предполагалась также установка торпедных аппаратов, но, судя по всему, сделано это не было, хотя есть сведения об установке четырех минных пушек.
Изменение броневой защиты корабля явилось одной из основных причин предпринятой переделки броненосца от первоначального проекта.
В оконечностях, на расстоянии 30,5 метров от штевней, с фрегата были сняты все броневые плиты, но бронепояс по ватерлинии был сохранен по всей длине корпуса, и в оконечностях по высоте доходил до высоты батарейной палубы. Высота пояса в носу составляла 3,05 метра, в корме 2,44 метра В средней части корпуса вместе с батареей высота бортовой брони достигала 4,88 метра. В середине корпуса и в носовой части пояс опускался ниже ватерлинии на 1,83 метра, в корме - немного меньше.
Отсутствие брони в оконечностях частично было компенсировано установкой по краям батареи носового и кормового бронетраверзов, плиты которых навешивались на поперечные переборки корпуса.
Толщина бронеплит батареи и пояса 6" /152 мм Толщина плит траверзов батареи 4,5" /114 мм
В остальном бронирование этого броненосца не отличалась от однотипных фрегатов. Также как и они, «Northumberland» имел железные палубы, носовой броневой траверз для защиты погонных орудий и бронированную рубку на палубе. Система крепления броневых плит к корпусу также не менялась, как и толщина подкладки из тикового бруса.
Механизмы для броненосца были изготовлены по контракту частным заводом Пэнна и К° и по техническим данным не отличались от аналогичных на однотипных фрегатах, за исключе- нием незначительных деталей, в частности:
«Northumberland» | ||
Диаметр цилиндров машины | 108,9" | 2,766 м. |
Ход поршней | 52" | 1,321 м. |
Диаметр винта | 24.6' | 7,498 м. |
Шаг винта | 23,4' | 7,132 м. |
Площадь погруженной части руля | 185,1 кв.фут | 17,20 кв.м. |
16 мая 1867 года фрегат «Northumberland» вышел на пробы и на мерной миле показал скорость в 15,459 узлов, но при этом необходимо учитывать, что фрегат не имел полной нагрузки. Машины развили мощность 7241,6 индикаторных л.с. Проба среднего хода дала результат в 13,079 узлов.
В 1868 году на официальных испытаниях фрегат при полной нагрузке показал усредненную по шести пробегам скорость в 14,13 узлов.
Стоимость этого фрегата, как, впрочем, и двух его собратьев, несколько превысила предполагаемую стоимость, но, учитывая крупное водоизмещение этих кораблей, по мнению специалистов, она «не вышла за пределы допустимого...»
Статья | «Northumberland» |
Корпус с броней | 360 439 ф.ст. |
Механизмы и отделка | 72 691 ф.ст. |
Рангоут, оснастка и запасы | 11 126 ф.ст. |
Всего | 444 256 ф.ст. |
С 12% накладных расходов | 445 905 ф.ст |
«Minotaur» вступил в строй 1 июня 1867 года и сразу же был зачислен в эскадру Канала. После проведения полной программы боевой подготовки корабль еще несколько лет оставался в эскадре, участвуя во многих испытаниях и походах. В 1875 году он перешел на Средиземное море, но в 1878-м вернулся в воды метрополии и вновь вошел в эскадру Канала. В конце 80-х на броненосце в Портсмуте был произведен ремонт с заменой котлов, и в 1891 году по новой классификации он стал крейсером 1-го класса. С 1893 года не представлявший боевой ценности крейсер стал использоваться как учебное судно. В 1901 году он переименован в «Boscawen III», а в 1905-м в «Ganges II». Во время Первой мировой войны корабль находился в Гарвиче в качестве учебно-плавучей базы. 30 января 1922 года он был исключен из списков флота и сдан на слом. В том же году разобран.
«Agincourt» после вступления в строй 19 декабря 1868 года, как и «Minotaur», был зачислен в эскадру Канала (Channel fleet) для прохождения практических испытаний и определения возможностей корабля. Долгое время корабль не выходил из состава флота метрополии, отлучаясь только в непродолжительные походы. В 1882 году он стал флагманом Атлантического флота, а в начале 1885 года - флагманом эскадры, базирующейся на Гибралтар. В 1887 году был выведен в резерв, и в 1889-м поставлен на капитальный ремонт с заменой котлов. После окончания ремонта в 1891 году броненосец был переклассифицирован в крейсер 1-го класса, чему, впрочем, он вряд ли соответствовал из-за явного устаревания и тихоходности, и поэтому уже в 1893 году был выведен из действующего флота. После частичного перевооружения корабль вновь переклассифицирован, на этот раз в учебное судно, с переименованием в «Boscawen II». К1905 году, когда корабль получил новое имя «Ganges», он сильно устарел и был поставлен на прикол. К началу Первой мировой войны он использовался уже как угольный склад под номером «С-109» в Ширнес- се. Несмотря на это он пережил обе мировые войны и был продан на слом только в октябре 1960 года.
«Northumberland» вступил в строй британского флота 8 октября 1868 года. Сразу же он был зачислен в эскадру Канала (Channel fleet) для прохождения программы боевой подготовки и практических испытаний. Вместе с кораблями эскадры совершил трансатлантический переход на Бермуды, а оттуда в Средиземное море. В 1875-1879 годах прошел капитальный ремонт, после чего вновь зачислен в эскадру Канала. В 1885-1887 годах выводился в резерв для нового ремонта. В 1890-1891 годах вновь капитально отремонтирован, и с 1891 года переклассифицирован в крейсер 1-го класса. В 1898 году переименован в «Acheron» и в дальнейшем использовался как учебный корабль. С 1909 года выведен из состава флота и использовался как угольный склад под номеров «С-8», включая и период Первой мировой войны. С 1926 года переобозначен в «С-68». В июне 1927 года был продан на слом и вскоре разобран на металл.
Броненосцы типа «Minotaur» стали наиболее крупными и, как таковые, практически последними батарейными броненосцами с железным корпусом в британском флоте. Вообще же, если говорить о первом периоде броненосного кораблестроения, то интересно отметить существующее противостояние двух кардинально противоположных военно-морских доктрин того времени Франции и Великобритании. Первая подразумевала быстрое наращивание броненосного флота за счет постройки многочисленных броненосцев с деревянным корпусом,сравнительно недорогих, но и с относительно небольшим сроком службы, и потому требующими замены на новые корабли через весьма непродолжительное время. Военно-морская политика Англии, наоборот, опиралась на пополнение флота дорогими, но гораздо более долговечными броненосцами с железным корпусом. Строительство деревянных броненосцев в этой программе занимало место только как временная мера, так как постройка кораблей из железа требовала много времени. И та, и другая доктрины, конечно же, имели как достоинства, так и определенные недостатки. Но все-таки, сточки зрения целесообразности, следует признать правильность именно французской военно-морской политики.
В самом деле, броненосное кораблестроение, как и любое новое дело, в начальном этапе подразумевало множество ошибок, основной из которых было слепое повторение и воплощение в броне предыдущих деревянных линейных кораблей. Тем более, это делалось всего через несколько лет после Крымской войны, когда паровая машина только-только сумела доказать свое превосходство перед парусом. Еще не были толком изучены и обобщены итоги войны, во время которой впервые применялась абсолютно новая, еще не сформированная и не опробованная на практике тактика паровых кораблей. И вот на фоне всех этих нововведений, морякам приходится столкнуться с новым, неизвестно что сулящим, но многообещающим фактором - броневой защитой. Всем было ясно, что предстоит длительный период поиска и становления флота в новом виде - по-существу флот начинал строиться с нуля. В такой ситуации нельзя было исключить, что какой-то выбранный путь возможно окажется неправильным и придется его поменять на прямо противоположный - что в принципе и случилось уже через несколько лет, когда и французам, и англичанам стало ясно, что повторение на броненосцах идеи бортовой батареи не имеет будущего, и военные флоты требуется пополнять новыми казематными или башенными броненосцами.
Но только французы подошли к этому моменту, имея множество деревянных бронированных кораблей, и затраты на них никак нельзя сравнивать с тем вложением средств, которые осуществили англичане при строительстве своих железных броненосцев, сооружавшихся на многие годы, но уже через несколько лет оказавшихся морально устаревшими и, к тому же, требовавшими дополнительных средств на различного рода модернизации и перевооружения. Ну не списывать же такие новые суда, в которые вбухано столько денег. И все эти корабли еще долгое время оставались на плаву - зачастую в качестве боевых единиц, но, по-существу, потерявшие боевую ценность. И позже их добротные корпуса использовались для различных портовых нужд. В подтверждение этого интересно привести несколько примеров:
- «Warrior» поставил абсолютный рекорд - выведенный из активной службы в 1902 году он долгое время использовался как торпедная станция в Портсмуте, затем топливный бункер, в 1945 году получивший обозначение «С.77». В настоящее время он используется как плавучий музей в Портсмуте (139 лет).
- «Black Prince» в 1910 году переименованный в «Impregnable 111», в годы Первой мировой войны использовался как учебно-тренировочная станция и был продан на слом 21 февраля 1923 года (62 года).
- «Defence» продан на слом в качестве портового судна под именем «Indus» 8 августа 1935 года (74 года).
- «Valiant», выведенный из действующего флота, использовался как плавсклад в Девонпорте и пережил Первую мировую войну. В январе 1918 года он был переименован в «Valiant III» и с 1924 года использовался как нефтяное хранилище. На слом он пошел только в декабре 1956 года (93 года).
- «Achilles» после вывода из активной службы использовался как блокшив «Egmont» в Чатаме, в июне 1916 года переименован в «Egremont» и стал использоваться как плавказарма. Пережив Первую мировую войну, в июне 1919 года он был переименован в «Pembroke» и вновь стал блокшивом. Он был продан на слом 26 января 1923 года, прослужив почти 60 лет.
- «Agincourt» оставался на плаву до 1960 года (95 лет).
- «Minotaur» и «Nortumberland» прослужили по 61 году.
Вообще же среди кораблей тех лет имелось немало и других «долгожителей», в подтверждение чего можно привести еще несколько примеров (при этом необходимо отметить, что к ним можно добавить еще немало других), правда, в качестве довольно интересного отступления от темы.
- Известный крейсер «Inconstant» после нескольких переименований («Impregnable», «Defiance IV», «Defiance II») в качестве учебно-тренировочной станции был продан на слом в апреле 1956 года, прослужив 88 лет.
-Другой, не менее знаменитый крейсер «Shah» продан на слом 19 сентября 1919 года (в качестве угольного бункера «С.470» на Бермудах) после 45-летней службы.
- Крейсер «Ariadne» закончил службу в Ширнессе учебным судном «Actaeon», проданный на слом 11 декабря 1922 года после 63 лет службы.
- Броненосец «Hercules», выведенный из действующего флота, использовался как блокшив «Calcutta» в Девонпорте. Переименованный в апреле 1915 года в «Fisgard II» он пережил Первую мировую войну и, отслужив 64 года, был продан на слом в июле 1932 года.
Имелись и более «почетные долгожители», но более ранних лет постройки. Например «Implacable» (первоначальное французское имя «Duguay Trouin» -1800-1949 годы), «Foudroyant» (первоначально «Trincomalee» - 1817-до настоящего времени), «Cornwall» (первоначально «Wellesley» - 1815-1940 годы), «Unicom» (1824- с 1959 используется как музей) и многие другие.
Возвращаясь к нашей теме, можно сказать, что после фрегатов типа «Minotaur» в Англии были заложены только два батарейных фрегата «Lord Clyde» и «Lord Warden» - оба с деревянным корпусом. Они уже в то время практически не представляли боевой ценности и строились лишь по настоянию Адмиралтейства, так как главный строитель британского флота Эдвард Рид, сменивший на этом посту Айзека Уоттса, категорически возражал против их постройки.
Новые системы расположения брони в артиллерии постепенно вытесняли бортовые батареи. Развитие артиллерии, направленное на преодоление неуязвимости броневой защиты, привело к появлению тяжелых крупнокалиберных орудий, для защиты от которых, в свою очередь, пришлось перейти к более толстой броневой защите. Это привело к уменьшению количественного состава артиллерии на кораблях. То же самое происходило и с площадью бронирования борта. С уменьшением числа орудий появилась необходимость расширения их возможностей и в особенности увеличение секторов обстрела в оконечности. Большой вес новых крупнокалиберных орудий, наряду с уменьшением их количества, принуждал конструкторов сосредотачивать их в середине корпуса.
В этих условиях бурного прогресса военного кораблестроения большое развитие получила идея хорошо бронированного каземата с центральной батареей, воплощенная Эдвардом Ридом на его броненосных корветах «Enterprise» и «Research». Другое направление в своем развитии корабельная артиллерия получила в башенных установках капитана Каупера Кольза, испытанных на броненосной плавучей батарее «Trusty» и позже установленных на броненосных фрегатах «Royal Sovereign» и «Prince Albert».