Утром 2 ноября Шпее приказал изменить курс на обратный и вновь отправился на юг. Одновременно он поздравил экипажи с победой над английской эскадрой.
Во второй половине дня Шпее сообщил командирам крейсеров, что намеревается зайти в Valparaiso. Известие было объявлено всем, и среди экипажей вызвало большой энтузиазм - после Нагасаки броненосные крейсеры не посетили ни один достаточно крупный порт.
Так как по международным правилам в нейтральные порты разрешался вход не более трех кораблей любой из воюющих сторон, то "Leipzig" и "Dresden" было приказано оставаться в охранении пароходов и отправляться обратно на остров Mas-a-fuera.
3 ноября 1914 года, "Scharnhorst", "Gneisenau" и "Nurnberg", встреченные чилийским миноносцем, зашли в гавань Valparaiso. В это время в гавани стояли 32 немецких судна - в основном интернированные транспорты. В 11.00 корабли Шпее бросили якоря поблизости от кораблей чилийской эскадры. Немецкие моряки не были обделены вниманием. На берегу собралось множестве людей, журналисты стремились получить хоть какую-то информацию о подробностях боя. Пронесся слух, что Шпее пришел с тремя кораблями потому, что два других были потоплены - и Шпее пришлось срочно опровергнуть эту информацию, пообещав показать позже два отсутствующих крейсера. К Шпее явился консул германского представительства. Адмирал и офицеры получили приглашение на ужин в местное "немецкое собрание". Шпее явился, но отказался от слишком бурных восхвалений в адрес немецких моряков. Он понимал, что теперь задача прорыва в метрополию становится намного труднее - поражение при Коронеле для англичан было сравнимо с позором флага и было ясно, что теперь эскадра Шпее без внимания не останется.
Следующим утром Шпее получил ответ из Берлина на свой запрос. Ему было сообщено, что английские крейсеры хорошо охраняют свои коммуникации в Атлантике. Шпее рекомендовалось попытаться прорваться в германские порты.
4 ноября в 09.30 Шпее прибыл с берега на флагманский крейсер. В 10 часов с кораблей были отправлены на берег все торговцы продуктами и посетители кораблей - разрешенные на посещение нейтрального порта 24 часа истекали в 11.00. Наступила пора выходить в море.
Выйдя из Valparaiso 4 ноября, Шпее пошел обратно в Mas-a-fuera, куда он сразу после боя отправил пароходы с двумя легкими крейсерами в охранении. 6 ноября крейсеры под флагом Шпее прибыли к острову. Там они застали крейсер "Leipzig", прибывший накануне с угольщиками "Amasis" и "Santa Isabela" и с призом - захваченным накануне ночью французским четырехмачтовым барком "Valentin", который шел из Дюнкерка с грузом кардифского угля. Экипажи немедленно приступили к погрузке угля. Прибыл также немецкий угольщик "Titania", который встал у борта крейсера "Gneisenau" для перегрузки топлива.
7 ноября к острову пришел пароход "Baden", который также привел захваченный им 2 ноября норвежский парусник "Helixon" с грузом английского угля.
8 ноября рано утром прибыл "Prinz Eitel-Fnedrich", а днем к острову подошел "Dresden", приведя еще один приз - пароход "Sacramento", с которого корабли также начали погрузку.
Таким образом у Шпее оказалось четыре немецких угольщика и три призовых судна, с которых уголь перегружали на угольщики - для комплектования захваченных судов не было призовых команд, да и не было необходимости тащить с собой парусные суда.
13 ноября от острова к берегам Чили ушли "Leipzig" и "Dresden". 15-16 ноября они провели разрешенные им 24 часа в нейтральном порту Valparaiso. Шпее выполнил свое обещание продемонстрировать два оставшихся крейсера. Но главной целью их похода, конечно, было получение последних сведений от германского консула и из Берлина, а также отправление писем от моряков эскадры. Остальные корабли Шпее в это время находились на стоянке у острова Mas-a-fuera и догружали последний уголь.
Примерно в это время на эскадре получили тягостное для экипажей известие - 7 ноября японцы захватили немецкий колониальный порт Циндао - последний оплот кайзеровской империи на Востоке. Стало известно также и о гибели легкого крейсера "Emden" в бою с намного более сильным крейсером "Sydney". Среди моряков стали распространяться слухи, что для поддержки их прорыва в Атлантику якобы вышел немецкий линейный крейсер "Von der Tann". Позже эти слухи усилились и даже офицеры отмечали в своих дневниках, что надеются на поддержку Флота Открытого моря, и что "Moltke" и "Seydlitz" готовы выйти в Атлантику навстречу эскадре, к тому же имея запасы снарядов для броненосных крейсеров.
Один из самых непонятных моментов эпопеи эскадры Шпее - именно эта двухнедельная и ничем необъяснимая задержка кораблей. Объяснить это пополнением угольных запасов никак нельзя. В распоряжении эскадры имелось немало угольщиков - не только с самими крейсерами, но и стоящих в портах материка. Чилийские власти и раньше сквозь пальцы смотрели на выходы немецких транспортов из гаваней для передачи угля, а после такой громкой победы они, наверняка, стали бы относиться к таким вещам еще более благосклонно.
Наиболее вероятная причина - это то, что Шпее потерял контроль над окружающей обстановкой и выжидал, собирая сведения. Поскольку Берлин рекомендовал Шпее прорываться в Германию - а это совпадало с мнением самого адмирала, - то, возможно, он ожидал из Берлина подробных сведений о поддержке эскадры на подходе к берегам Европы. На этой стадии операции Морской штаб предполагал увеличить активность Флота Открытого моря, атаку на британские крейсерские патрули в Северной Атлантике и даже возможные выходы линейных крейсеров. Вполне возможно, что Шпее после перехода в Южную Атлантику не предполагал активных действий против британской торговли - у него имелись сведения из Берлина о том, что англичане охраняют торговые пути большими силами. В такой обстановке наиболее разумным был бы максимально быстрый проход через Атлантику на север и прорыв в немецкие порты во взаимодействии с Флотом Открытого моря. Но тогда план совместных действий необходимо было бы иметь заранее, так как после ухода от портов Чили Шпее терял шансы на надежную связь с Берлином.
Шпее понимал также, что незаметно пройти мимо британских островов и уж тем более прорваться через зону действия Гранд-Флита без помощи Флота Открытого моря практически невозможно - даже в зимних штормовых условиях Северной Атлантики. Поэтому Шпее, видимо не решался идти на риск - ведь оставаясь на Mas-a-fuera и не получив от Берлина уверенного плана совместных действий, немецкий адмирал мог бы попробовать уйти от этого острова в Индийский океан, пройдя через южную часть Тихого океана. Или, на худой конец, можно было попробовать пройти Панамским каналом - правительство США в то время не препятствовало таким действиям, за исключением того, что ограничивало количество судов единовременного прохода.
В любом случае англичане учитывали возможность таких действий со стороны немецкого адмирала и заранее предприняли меры, чтобы им воспрепятствовать.
Важно отметить - пока не найдено никаких сведений о том, что детальный план совместных действий разрабатывался - кроме простых, ни к чему не обязывающих, высказываний на эту тему и сведений о предполагаемой поддержке, сообщаемых Шпее на случай его прорыва. Вообще же, тему возвращения Шпее в Германию через Атлантику муссируют в основном английские источники. Как известно - за нагромождением слов трудно увидеть зерно истины. В немецких источниках этот вопрос подробно не развивается.
Как бы то ни было, Шпее все-таки отправился в Атлантику. Видимо он посчитал, что маршрут через Панамский канал слишком легко может быть перекрыт противником Уход в Индийский океан - после получения сведений о гибели "Emden" - тоже не обещал надежных перспектив - ведь идти через Атлантику пришлось бы в любом случае. Однако затягивание похода еще на много месяцев могло бы привести к тому, что англичане, разделавшись с отдельными немецкими крейсерами, сосредоточили бы все свои распыленные по разным морям силы против Шпее. Опять же обострялась проблема снабжения углем.
Итак, Шпее, видимо, определился с дальнейшим маршрутом своей эскадры.
Только к 15 ноября немецкие корабли закончили погрузку. К этому времени пришлось бросить пароход "Titania", который не мог следовать за эскадрой, и сжечь разгруженный "Valentine". Вспомогательному крейсеру "Prinz Eitel Friedrich" было приказано оставаться у берегов Чипи и усиленно работать радио, создавая видимость присутствия всей немецкой эскадры.
В воскресенье 15 ноября в 16.00 все три крейсера эскадры Шпее и два оставшихся больших угольщика "Baden" и "Santa Isabel" подняли якоря и стали выстраиваться в походную колону. "Scharnhorst" несколько задержался, так как пришлось выполнить неприятную процедуру похорон - море приняло тело матроса, случайно погибшего во время перегрузки угля.
Шпее предполагал сделать следующую остановку в гавани Сант-Квентин - в 300 милях севернее от Магелланова пролива.
18 ноября эскадра встретилась в условленном месте в 400 милях к югу от Mas-a-fuera с крейсерами "Dresden" и "Leipzig", вышедшими из Valparaiso. Они на переходе захватили еще один приз - английский грузовой транспорт "North Wales", посланный еще в конце октября адмиралом Крэдоком к острову Juan-Fernandez. Теперь этот транспорт возвращался на Фолклендские острова, но к несчастью встретился с немецкими крейсерами. Второй, посланный с ним транспорт Крэдока "Crown of Calicia" прошел незамеченным и прибыл к Фолклендским островам на несколько дней раньше lilnee.
Несмотря на лето (в южном полушарии) чувствовалось приближение антарктических широт. Стало настолько холодно, что на кораблях пришлось включить паровое отопление.
Утром 21 ноября в сильный туман эскадра Шпее пришла в запив Penas (Сант-Квентин). Место было впечатляющим. Берег окаймляли леса и горы, а прямо с кораблей можно было видеть громаднейший ледник, несколькими языками опускающийся в долины между хребтами гор.
В заливе произошла новая встреча с угольщиками, пришедшими из чилийских портов - Шпее ожидали большие пароходы "Seydlitz" Северо-германского Ллойда, а также "Memphis" и "Romses" компании "Cosmos".
22-го прибыл транспорт "Luxor" той же компании "Cosmos", доставивший не только уголь, но и большой запас свежей провизии.
Корбетт указывает, что именно этот транспорт вселил Адмиралтейству уверенность, что Шпее ожидает угольщиков на западном побережье Южной Америки. "Luxor" с 6 сентября стоял в Коронеле, рассчитывая погрузить 10.000 тонн угля. Но когда было принято около 3000 тонн, чилийские власти приостановили погрузку и запретили выход в море. Тем не менее, 18 ноября "Luxor" все-таки ушел, захватив, помимо угля, большой запас свежей провизии. Кроме сведений о его уходе, Адмиралтейство не имело никаких данных о передвижениях эскадры Шпее. Но появилась уверенность, что линейные крейсеры Стэрди в любом случае не позволят Шпее уйти дальше района Ла-Платы - они уже находились в пути от Saint-Vincent в Rocas Reef.
Между тем на немецких кораблях в бухте Penas началась новая, порядком всем надоевшая, погрузка угля. Шпее решил взять с собой только пароход "Seydlitz", а три других разгрузить и отпустить. "Memphis" позже бып интернирован в Коронеле, "Luxor" - в Кальяо в Перу, "Romses" ушел в Punta-Arenas в Магеллановом проливе.
Одновременно было решено уравнять запас снарядов на обоих броненосных крейсерах. В целом, при Коронеле было израсходовано 42 % боезапаса. В результате на каждом из них оказалось по 445 выстрелов 210-мм калибра и по 1100 выстрелов 150-мм.
Во время этой стоянки Шпее получил сообщение, что Кайзер Вильгельм II решил наградить триста моряков, участников Коронельского боя, Железными крестами. Сам Шпее был награжден Железными крестами 1-й и 2-й степени. Шпее оставалось только окончательно определить, кто из экипажей достоин этого награждения.
26 ноября крейсеры и три парохода вышли в море, возобновив движение к мысу Горн. На подходе к мысу эскадру встретила сильная буря - знаменитый мыс решил показать, что его не зря называют горнилом ветров. От шторма особенно сильно страдали легкие крейсеры, которые завалили свои палубы мешками с углем сверх всякой меры.
2 декабря 1914 корабли оставили мыс Горн по левому борту за кормой. Шел сильный дождь, видимость была плохая, а между тем стали появляться айсберги. Одна из встретившихся ледяных скал имела длину не менее 600 метров.
Вскоре, уже в Атлантике, в 30 милях от острова Staten, с "вороньего гнезда" крейсера "Gneisenau" с левого борта был обнаружен парусник. Вдогонку был отправлен "Leipzig", который и захватил его. Это оказался английский четырехмачтовый барк "Drummuir" в 30 милях от острова Staten с 2800 тонн антрацита. Шпее решил снова заняться разгрузкой угля.
Ранним утром 3 декабря эскадра Шпее и парусник приблизились к берегам Патагонии. В 5 часов утра они стали на якоря в проливе Beagle у острова Picton. Парусник поставили между транспортами "Baden" и "Santa Isabel", на которые было решено перегрузить уголь. Крейсера пополняли запасы угля с транспорта "Seydlitz". Работа в целом заняла три дня.
Во время отдыха моряки переправлялись на пустынные берега острова поохотиться. Сам Шпее тоже рискнул вместе с командиром "Gneisenau" Меркером прогуляться по пустынным берегам острова, не подозревая даже, что для подавляющего большинства моряков эскадры, и его самого в их числе, это была последняя в жизни прогулка по земле. Но возможно именно во время этой прогулки Шпее и обсуждал детали предстоящего нападения на Фолклендские острова - как известно, именно "Gneisenau" через два дня первым подходил к Порт-Стенли.
6 декабря в полдень последние тоны угля с "Drummuir" были перегружены на "Baden". Команду английского парусника переправили на "Seydiitz", а сам парусник был затоплен моряками с крейсера "Leipzig".
Сразу началась подготовка к выходу в море. Шпее собрал совещание штаба и командиров крейсеров для обсуждения плана нападения на Порт-Стенли. По всей видимости, Шпее располагал разведданными, что противника там не окажется, или он не будет сильным. Немецкие источники утверждают, что за проведение операции высказывались начальник штаба Филитц и командир крейсера "Nurnberg" фон Шонберг. Стратегически атака на Порт-Стенли имела немалое значение - на островах находились основные запасы угля для всех британских кораблей. Конечно, далеко не все, но, тем не менее, лишившись этого угля преследователи Шпее наверняка были бы сильно ограничены в передвижениях. Кроме того, радиостанция Порт-Стенли играла очень большое значение в организации перемещений британских крейсеров в Южной Атлантике. Политически уничтожение базы на Фолклендах также имело большое значение, особенно после поражения англичан у Коронеля. Несмотря на это, три командира крейсеров - Меркер, Людеке и Гаун считали нападение на острова ошибкой. Они предлагали обойти Фолклендские острова с востока и напасть на "жирное" британское судоходство в районе Ла Платы. Несмотря на их мнение Шпее приказал готовиться к операции.
Планом предусматривалось начало действий крейсерами "Gneisenau" и "Nurnberg" против Порт-Стенли в 08.30. В первую очередь им предписывалось артиллерийским огнем разрушить радиостанцию. Затем они должны были войти во внешнюю гавань Порт-Вильям и на катерах высадить десантную партию на берег внутренней гавани Порт-Стенли, отделявшейся от внешней гавани узким каналом. Десанту поручалось разрушить угольные склады и радиостанцию, а также пленить английского губернатора. Вся операция должна была завершиться к 19.30. Три других крейсера должны были прикрывать нападение, следуя в 15 милях позади передового отряда. Угольщикам было назначено рандеву на рейде Pleasant в 20 милях юго- западнее от Порт-Стэнли.
В английских источниках по поводу совещания (и инициатора идеи атаки на острова) есть разногпасия:
Корбетт пишет: "...он [Шпее] не хотел идти на Фолклендские острова, но все-таки пошел, если верить показаниям пленных, под влиянием уговоров собственного штаба и командира "Gneisenau".
Вильсон пишет: "Некоторые из германских офицеров, в том числе командир "Gneisenau" Меркер, считали, что было бы разумнее избежать Фолклендских островов, но Шпее был непреклонен в своем решении напасть на них, что свидетельствует о большой опрометчивости".
Во второй половине дня 6 декабря эскадра Шпее вышла в путь. Ей предстояла военная операция против английской морской базы Порт-Стенли на Фолклендских островах.