Звезда и смерть Адмирала Шпее

Часть третья От Коронеля до Фолклендов

Утром 2 ноября Шпее приказал изме­нить курс на обратный и вновь отправился на юг. Одновременно он поздравил экипажи с победой над английской эскадрой.

Во второй полови­не дня Шпее сообщил командирам крейсеров, что намеревается зай­ти в Valparaiso. Извес­тие было объявлено всем, и среди экипажей вызвало большой энту­зиазм - после Нагасаки броненосные крейсеры не посетили ни один до­статочно крупный порт.

Так как по между­народным правилам в нейтральные порты разрешался вход не бо­лее трех кораблей лю­бой из воюющих сто­рон, то "Leipzig" и "Dresden" было прика­зано оставаться в ох­ранении пароходов и отправляться обратно на остров Mas-a-fuera.

3 ноября 1914 года, "Scharnhorst", "Gneisenau" и "Nurnberg", встреченные чилийс­ким миноносцем, зашли в гавань Valparaiso. В это время в гавани стояли 32 немецких судна - в основном интернирован­ные транспорты. В 11.00 корабли Шпее бросили якоря поблизости от кораблей чилийской эскадры. Немецкие моряки не были обделены вниманием. На берегу собралось множестве людей, журналисты стремились получить хоть какую-то информацию о подробностях боя. Пронесся слух, что Шпее пришел с тремя кораблями потому, что два других были потоплены - и Шпее пришлось срочно опровергнуть эту информацию, пообещав показать позже два отсутствующих крейсера. К Шпее явился кон­сул германского представительства. Адмирал и офицеры получили приглашение на ужин в ме­стное "немецкое собрание". Шпее явился, но отказался от слишком бурных восхвалений в адрес немецких моряков. Он понимал, что те­перь задача прорыва в метрополию становит­ся намного труднее - поражение при Коронеле для англичан было сравнимо с позором флага и было ясно, что теперь эскадра Шпее без вни­мания не останется.

Следующим утром Шпее получил ответ из Берлина на свой запрос. Ему было сообщено, что английские крейсеры хорошо охраняют свои коммуникации в Атлантике. Шпее рекомендо­валось попытаться прорваться в германские порты.

4 ноября в 09.30 Шпее прибыл с берега на флагманский крейсер. В 10 часов с кораблей были отправлены на берег все торговцы про­дуктами и посетители кораблей - разрешенные на посещение нейтрального порта 24 часа ис­текали в 11.00. Наступила пора выходить в море.

Выйдя из Valparaiso 4 ноября, Шпее пошел обратно в Mas-a-fuera, куда он сразу после боя отправил пароходы с двумя легкими крейсерами в охранении. 6 ноября крейсеры под фла­гом Шпее прибыли к острову. Там они застали крейсер "Leipzig", прибывший накануне с угольщиками "Amasis" и "Santa Isabela" и с призом - захваченным накануне ночью французским четырехмачтовым барком "Valentin", который шел из Дюнкерка с грузом кардифского угля. Экипажи немедленно приступили к погрузке угля. Прибыл также немецкий угольщик "Titania", кото­рый встал у борта крейсера "Gneisenau" для перегрузки топли­ва.

7  ноября к острову пришел пароход "Baden", который так­же привел захваченный им 2 ноября норвежский парусник "Helixon" с грузом английского угля.

8  ноября рано утром прибыл "Prinz Eitel-Fnedrich", а днем к острову подошел "Dresden", приведя еще один приз - пароход "Sacramento", с которого корабли также начали погрузку.

Таким образом у Шпее оказалось четыре немецких уголь­щика и три призовых судна, с которых уголь перегружали на угольщики - для комплектования захваченных судов не было призовых команд, да и не было необходимости тащить с собой парусные суда.

13 ноября от острова к берегам Чили ушли "Leipzig" и "Dresden". 15-16 ноября они провели разрешенные им 24 часа в нейтральном порту Valparaiso. Шпее выполнил свое обещание продемонстрировать два оставшихся крейсера. Но главной целью их похода, конечно, было получение последних сведе­ний от германского консула и из Берлина, а также отправление писем от моряков эскадры. Остальные корабли Шпее в это время находились на стоянке у острова Mas-a-fuera и догру­жали последний уголь.

Примерно в это время на эскадре получили тягостное для экипажей известие - 7 ноября японцы захватили немецкий колониальный порт Циндао - последний оплот кайзеровской империи на Востоке. Стало известно также и о гибели легкого крейсера "Emden" в бою с намного более сильным крейсером "Sydney". Среди моряков стали распространяться слухи, что для поддержки их прорыва в Атлантику якобы вышел немец­кий линейный крейсер "Von der Tann". Позже эти слухи усили­лись и даже офицеры отмечали в своих дневниках, что наде­ются на поддержку Флота Открытого моря, и что "Moltke" и "Seydlitz" готовы выйти в Атлантику навстречу эскадре, к тому же имея запасы снарядов для броненосных крейсеров.

Один из самых непонятных моментов эпопеи эскадры Шпее - именно эта двухнедельная и ничем необъяснимая за­держка кораблей. Объяснить это пополнением угольных запа­сов никак нельзя. В распоряжении эскадры имелось немало угольщиков - не только с самими крейсерами, но и стоящих в портах материка. Чилийские власти и раньше сквозь пальцы смотрели на выходы немецких транспортов из гаваней для передачи угля, а после такой громкой победы они, наверняка, стали бы относиться к таким вещам еще более благосклонно.

Наиболее вероятная причина - это то, что Шпее потерял контроль над окружающей обстановкой и выжидал, собирая сведения. Поскольку Берлин рекомендовал Шпее прорывать­ся в Германию - а это совпадало с мнением самого адмирала, - то, возможно, он ожидал из Берлина подробных сведений о поддержке эскадры на подходе к берегам Европы. На этой ста­дии операции Морской штаб предполагал увеличить активность Флота Открытого моря, атаку на британские крейсерские пат­рули в Северной Атлантике и даже возможные выходы линей­ных крейсеров. Вполне возможно, что Шпее после перехода в Южную Атлантику не предполагал активных действий против британской торговли - у него имелись сведения из Берлина о том, что англичане охраняют торговые пути большими сила­ми. В такой обстановке наиболее разумным был бы макси­мально быстрый проход через Атлантику на север и прорыв в немецкие порты во взаимодействии с Флотом Открытого моря. Но тогда план совместных действий необ­ходимо было бы иметь заранее, так как пос­ле ухода от портов Чили Шпее терял шансы на надежную связь с Берлином.

Шпее понимал также, что незаметно пройти мимо британских островов и уж тем более прорваться через зону действия Гранд-Флита без помощи Флота Открытого моря практически невозможно - даже в зим­них штормовых условиях Северной Атлан­тики. Поэтому Шпее, видимо не решался идти на риск - ведь оставаясь на Mas-a-fuera и не получив от Берлина уверенного плана со­вместных действий, немецкий адмирал мог бы попробовать уйти от этого острова в Индийский океан, пройдя через южную часть Тихого океана. Или, на худой конец, можно было попробовать пройти Панамским кана­лом - правительство США в то время не препятствовало таким действиям, за исклю­чением того, что ограничивало количество судов единовременного прохода.

В любом случае англичане учитывали возможность таких действий со стороны немецкого адмирала и заранее предприняли меры, чтобы им воспрепятствовать.

Важно отметить - пока не найдено ни­каких сведений о том, что детальный план совместных действий разрабатывался - кро­ме простых, ни к чему не обязывающих, выс­казываний на эту тему и сведений о предполагаемой поддержке, сообщаемых Шпее на случай его прорыва. Вообще же, тему воз­вращения Шпее в Германию через Атланти­ку муссируют в основном английские источ­ники. Как известно - за нагромождением слов трудно увидеть зерно истины. В немецких источниках этот вопрос подробно не развивается.

Как бы то ни было, Шпее все-таки отправился в Атланти­ку. Видимо он посчитал, что маршрут через Панамский канал слишком легко может быть перекрыт противником Уход в Ин­дийский океан - после получения сведений о гибели "Emden" - тоже не обещал надежных перспектив - ведь идти через Ат­лантику пришлось бы в любом случае. Однако затягивание похода еще на много месяцев могло бы привести к тому, что англичане, разделавшись с отдельными немецкими крейсера­ми, сосредоточили бы все свои распыленные по разным мо­рям силы против Шпее. Опять же обострялась проблема снаб­жения углем.

Итак, Шпее, видимо, определился с дальнейшим маршру­том своей эскадры.

Только к 15 ноября немецкие корабли закончили погрузку. К этому времени пришлось бросить пароход "Titania", который не мог следовать за эскадрой, и сжечь разгруженный "Valentine". Вспомогательному крейсеру "Prinz Eitel Friedrich" было приказа­но оставаться у берегов Чипи и усиленно работать радио, со­здавая видимость присутствия всей немецкой эскадры.

В воскресенье 15 ноября в 16.00 все три крейсера эскад­ры Шпее и два оставшихся больших угольщика "Baden" и "Santa Isabel" подняли якоря и стали выстраиваться в походную ко­лону. "Scharnhorst" несколько задержался, так как пришлось выполнить неприятную процедуру похорон - море приняло тело матроса, случайно погибшего во время перегрузки угля.

Шпее предполагал сделать следующую остановку в гавани Сант-Квентин - в 300 милях севернее от Магелланова пролива.

18 ноября эскадра встретилась в условленном месте в 400 милях к югу от Mas-a-fuera с крейсерами "Dresden" и "Leipzig", вышедшими из Valparaiso. Они на переходе захвати­ли еще один приз - английский грузовой транспорт "North Wales", посланный еще в конце октября адмиралом Крэдоком к остро­ву Juan-Fernandez. Теперь этот транспорт возвращался на Фол­клендские острова, но к несчастью встретился с немецкими крейсерами. Второй, посланный с ним транспорт Крэдока "Crown of Calicia" прошел незамеченным и прибыл к Фолкленд­ским островам на несколько дней раньше lilnee.

Несмотря на лето (в южном полушарии) чувствовалось приближение антарктических широт. Стало настолько холод­но, что на кораблях пришлось включить паровое отопление.

Утром 21 ноября в сильный туман эскадра Шпее пришла в запив Penas (Сант-Квентин). Место было впечатляющим. Берег окаймляли леса и горы, а прямо с кораблей можно было видеть громаднейший ледник, несколькими языками опускаю­щийся в долины между хребтами гор.

В заливе произошла новая встреча с угольщиками, при­шедшими из чилийских портов - Шпее ожидали большие паро­ходы "Seydlitz" Северо-германского Ллойда, а также "Memphis" и "Romses" компании "Cosmos".

22-го прибыл транспорт "Luxor" той же компании "Cosmos", доставивший не только уголь, но и большой запас свежей про­визии.

Корбетт указывает, что именно этот транспорт вселил Адмиралтейству уверенность, что Шпее ожидает угольщиков на западном побережье Южной Америки. "Luxor" с 6 сентября стоял в Коронеле, рассчитывая погрузить 10.000 тонн угля. Но когда было принято около 3000 тонн, чилийские власти приос­тановили погрузку и запретили выход в море. Тем не менее, 18 ноября "Luxor" все-таки ушел, захватив, помимо угля, боль­шой запас свежей провизии. Кроме сведений о его уходе, Ад­миралтейство не имело никаких данных о передвижениях эс­кадры Шпее. Но появилась уверенность, что линейные крей­серы Стэрди в любом случае не позволят Шпее уйти дальше района Ла-Платы - они уже находились в пути от Saint-Vincent в Rocas Reef.

Между тем на немецких кораблях в бухте Penas началась новая, порядком всем надоевшая, погрузка угля. Шпее решил взять с собой только пароход "Seydlitz", а три других разгру­зить и отпустить. "Memphis" позже бып интернирован в Коро­неле, "Luxor" - в Кальяо в Перу, "Romses" ушел в Punta-Arenas в Магеллановом проливе.

Одновременно было решено уравнять запас снарядов на обоих броненосных крейсерах. В целом, при Коронеле было израсходовано 42 % боезапаса. В результате на каждом из них оказалось по 445 выстрелов 210-мм калибра и по 1100 выст­релов 150-мм.

Во время этой стоянки Шпее получил сообщение, что Кайзер Вильгельм II решил наградить триста моряков, участ­ников Коронельского боя, Железными крестами. Сам Шпее был награжден Железными крестами 1-й и 2-й степени. Шпее оставалось только окончательно определить, кто из экипажей достоин этого награждения.

26 ноября крейсеры и три парохода вышли в море, возоб­новив движение к мысу Горн. На подходе к мысу эскадру встре­тила сильная буря - знаменитый мыс решил показать, что его не зря называют горнилом ветров. От шторма особенно силь­но страдали легкие крейсеры, которые завалили свои палубы мешками с углем сверх всякой меры.

2 декабря 1914 корабли оставили мыс Горн по левому борту за кормой. Шел сильный дождь, видимость была плохая, а между тем стали появляться айсберги. Одна из встретив­шихся ледяных скал имела длину не менее 600 метров.

Вскоре, уже в Атлантике, в 30 милях от острова Staten, с "вороньего гнезда" крейсера "Gneisenau" с левого борта был обнаружен парусник. Вдогонку был отправлен "Leipzig", кото­рый и захватил его. Это оказался английский четырехмачтовый барк "Drummuir" в 30 милях от острова Staten с 2800 тонн антрацита. Шпее решил снова заняться разгрузкой угля.

Ранним утром 3 декабря эскадра Шпее и парусник при­близились к берегам Патагонии. В 5 часов утра они стали на якоря в проливе Beagle у острова Picton. Парусник поставили между транспортами "Baden" и "Santa Isabel", на которые было решено перегрузить уголь. Крейсера пополняли запасы угля с транспорта "Seydlitz". Работа в целом заняла три дня.

Во время отдыха моряки переправлялись на пустынные берега острова поохотиться. Сам Шпее тоже рискнул вместе с командиром "Gneisenau" Меркером прогуляться по пустын­ным берегам острова, не подозревая даже, что для подавляю­щего большинства моряков эскадры, и его самого в их числе, это была последняя в жизни прогулка по земле. Но возможно именно во время этой прогулки Шпее и обсуждал детали пред­стоящего нападения на Фолклендские острова - как известно, именно "Gneisenau" через два дня первым подходил к Порт-Стенли.

6 декабря в полдень последние тоны угля с "Drummuir" были перегружены на "Baden". Команду английского парусника переправили на "Seydiitz", а сам парусник был затоплен моря­ками с крейсера "Leipzig".

Сразу началась подготовка к выходу в море. Шпее со­брал совещание штаба и командиров крейсеров для обсужде­ния плана нападения на Порт-Стенли. По всей видимости, Шпее располагал разведданными, что противника там не окажется, или он не будет сильным. Немецкие источники утверждают, что за проведение операции высказывались начальник штаба Филитц и командир крейсера "Nurnberg" фон Шонберг. Страте­гически атака на Порт-Стенли имела немалое значение - на островах находились основные запасы угля для всех британ­ских кораблей. Конечно, далеко не все, но, тем не менее, ли­шившись этого угля преследователи Шпее наверняка были бы сильно ограничены в передвижениях. Кроме того, радиостан­ция Порт-Стенли играла очень большое значение в организа­ции перемещений британских крейсеров в Южной Атлантике. Политически уничтожение базы на Фолклендах также имело большое значение, особенно после поражения англичан у Коронеля. Несмотря на это, три командира крейсеров - Меркер, Людеке и Гаун считали нападение на острова ошибкой. Они предлагали обойти Фолклендские острова с востока и напасть на "жирное" британское судоходство в районе Ла Платы. Не­смотря на их мнение Шпее приказал готовиться к операции.

Планом предусматривалось начало действий крейсера­ми "Gneisenau" и "Nurnberg" против Порт-Стенли в 08.30. В пер­вую очередь им предписывалось артиллерийским огнем раз­рушить радиостанцию. Затем они должны были войти во вне­шнюю гавань Порт-Вильям и на катерах высадить десантную партию на берег внутренней гавани Порт-Стенли, отделявшей­ся от внешней гавани узким каналом. Десанту поручалось раз­рушить угольные склады и радиостанцию, а также пленить ан­глийского губернатора. Вся операция должна была завершить­ся к 19.30. Три других крейсера должны были прикрывать напа­дение, следуя в 15 милях позади передового отряда. Угольщи­кам было назначено рандеву на рейде Pleasant в 20 милях юго- западнее от Порт-Стэнли.

В английских источниках по поводу совещания (и инициа­тора идеи атаки на острова) есть разногпасия:

Корбетт пишет: "...он [Шпее] не хотел идти на Фолклендс­кие острова, но все-таки пошел, если верить показаниям плен­ных, под влиянием уговоров собственного штаба и командира "Gneisenau".

Вильсон пишет: "Некоторые из германских офицеров, в том числе командир "Gneisenau" Меркер, считали, что было бы разумнее избежать Фолклендских островов, но Шпее был не­преклонен в своем решении напасть на них, что свидетельствует о большой опрометчивости".

Во второй половине дня 6 декабря эскадра Шпее вышла в путь. Ей предстояла военная операция против английской мор­ской базы Порт-Стенли на Фолклендских островах.

Печуконис Н.И.