- 25 - 2002 / сп - флот Италии
- 26 - 1999 / 02
- "Первые программы броненосного флота.
Броненосные фрегаты типа "Minotaur" - "Броненосец "PELAYO" военного флота Испании"
- "Война в Испании. Организация и боевые действия республиканского морского флота на севере Испании 14 мая - 11 октября 1937 года"
- "Испания. 1936-1939 годы. Гражданская война на море. Потери кораблей и судов воюющих сторон и нейтральных государств"
- "Германские миноносцы периода Второй мировой войны"
- "Проектирование авианосцев в фашистской Германии во время Второй мировой войны"
Часть вторая - "Тайна Скапа-Флоу. Гибель "Royal Oak"
(глава из книги "Тайны британской секретной службы". 1948)
- "Первые программы броненосного флота.
- 27 - 2006 / сп
- 28 - 2006 / сп - Звезда и смерть адмирала Шпее
- 29 - 2006 / сп - Звезда и смерть адмирала Шпее
- 30 - 2006 / сп - Звезда и смерть адмирала Шпее
- Часть 4. "Гибель эскадры Шпее у Фолклендских островов"
- Часть 4. "Гибель эскадры Шпее у Фолклендских островов"
- 31 - 2004 / сп - Жемчужная гавань
- тревожное воскресенье часть первая
- «Пирл Харбор. Шаг в историю»
- «Пирл Харбор накануне войны» «Япония готовится к нападению»
- «Офицеры морского командования»
- Япония готовится к нападению
- «Американский флот в Пирл Харборе накануне нападения»
- «Японский флот готов к атаке»
- «Американские авианосцы. Где же они были?»
- «Сверхмалые японские лодки в атаке на Пирл Харбор»
- «Пилоты готовы атаковать»
- «Атака на стоянку линейных кораблей»
- тревожное воскресенье часть первая
- 32 - 2004 / сп - Жемчужная гавань
- тревожное воскресенье часть вторая атака на линейные корабли
- 33 - 2004 / сп - Жемчужная гавань
- тревожное воскресенье часть третья
- Атака на военно-морскую верфь и корабли в средней бухте гавани
- Атака на район верфи вмс
- Минный заградитель СМ-4 «Oglala»
- Легкий крейсер CL-50 «Helena»
- Легкий крейсер CL-48 «Honolulu»
- Линейный корабль ВВ-38 «Pennsylvania» и эскадренные миноносцы DD-375 «Downes» и DD-372 «Cassin»
- Эскадренный миноносец DD-375 «Downes»
- Эскадренный миноносец DD-372 «Cassin»
- Эскадренный миноносец DD-373 «Shaw»
- Атака на территорию военно-морской верфи
Звезда и смерть Адмирала Шпее
Часть вторая Броневая и подводная конструктивная защита
По сравнению с предшествующими крейсерами типа "Roon" на новых крейсерах типа "Scharnhorst" защитные свойства, и в первую очередь броневая защита, были значительно усилены. В этом качестве броненосные крейсеры типа "Scharnhorst" считались одними из лучших броненосных крейсеров в мире и не уступали даже самым совершенным британским броненосным крейсерам.
В систему защиты последних немецких "классических" броненосных крейсеров (помимо корпусных элементов, разделения внутреннего пространства на отсеки и т.д.) входили:
- забронированная цитадель, включающая нижний (главный) и верхний броневые пояса с броневой палубой выше ватерлинии и броневыми переборками в оконечностях;
- двухуровневый бронированный каземат в средней части корпуса;
- легкая бортовая броня в оконечностях с броневыми палубами ниже ватерлинии;
- бронированная палуба со скосами к нижней кромке пояса (структурно считалась частью цитадели);
- защищенные толстой броней барбеты и орудийные башни;
- бронированные боевые рубки и посты управления кораблем в бою, а также различное местное бронирование;
- конструктивная подводная защита из бортовых продольных отсеков, коффердамов вне цитадели и защитных угольных бункеров (противоторпедная переборка отсутствовала).
Как и на всех немецких броненосных кораблях, на крейсерах типа "Scharnhorst" бронированная цитадель являлась основой броневой защиты. На своем протяжении цитадель прикрывала отсеки машинно-котельной установки и большую часть боевых погребов, а с учетом скошенных броневых переборок еще также боевые погреба и барбеты орудийных башен.
Бортовой броневой пояс распространялся между 24-м и 82-м шпангоутами (отсеки III - X). По высоте он состоял из двух рядов плит одинаковой толщины 150 мм. Высота каждого ряда плит равнялась примерно 2,2 м. Нижний ряд (главный пояс по ватерлинии) начинался от броневого шельфа (VII стрингер) у скоса броневой палубы - 1,2 метра ниже ватерлинии - и по высоте доходил до настила броневой палубы (примерно на метр выше ватерлинии). Плиты главного пояса были изготовлены из закаленной цементированной стали Круппа и укладывались на подкладку из тикового бруса толщиной 50 мм. Толщина обшивки под броней равнялась 10 мм (стандартная для немецкого флота толщина обшивки в районе расположения брони).
Выше главного пояса, на таком же протяжении, устанавливались плиты верхнего пояса, по высоте доходившие до уровня батарейной палубы и упирающиеся верхней кромкой в ее бимсы на высоте более 3 метров от конструктивной ватерлинии. Плиты изготовлялись тем же методом, имели такую же толщину 150 мм и навешивались также на тиковую подкладку.
Эти два ряда плит и составляли цитадельную бортовую броню.
Одним из немногочисленных недостатков защиты цитадели можно отметить отсутствие жесткого упора для горизонтального стыковочного шва между верхними и нижним рядами плит - хотя этот шов и проходил примерно на уровне броневой палубы. Конструкции (в частности бимсы) горизонтального участка бронепалубы после перехода на скосы далеко не везде продолжались к бортам. Правда, справедливости ради, следует отметить, что немецкие конструкторы учитывали эту проблему - шпангоуты под плитами цитадели были усилены кницами, а сами стальные листы шпангоутов на высоте между шельфом и батарейной палубой были сплошными и не имели стыков. При этом вертикальные стыки броневых плит всегда опирались на рамы шпангоутов.
Позади бортовой брони почти на все протяжении цитадели были устроены верхние угольные ямы. Они занимали все пространство между скосами бронепалубы до батарейной палубы, а по ширине корпуса - непосредственно от борта до продольной переборки по линии скоса. Эти бункеры представляли собой дополнительную бортовую защиту - также как и нижние угольные бункеры под скосами броневой палубы по бортам от котельных отделений. Однако важно отметить, что уголь из верхних угольных бункеров пересыпался непосредственно в котельные отсеки по специальным желобам и расходовался в первую очередь.
Оконечности обоих рядов цитадельной брони замыкались броневыми переборками, которые начинались от краев поясной брони и под острым углом уходя от бортов, смыкались с броней барбетов орудийных башен. Зачастую эти переборки называли траверзными, но лишь для простоты объяснения, так как в правильном понимании слова «траверз» переборки таковыми не являлись - правильнее их было бы назвать угловыми. По высоте переборки начинались непосредственно от броневой палубы (или от ее скосов) и поднимались до батарейной палубы. Броневые плиты переборок имели толщину 120 мм и были изготовлены из цементированной броневой стали. Как и бортовые плиты, они навешивались на тиковую подкладку толщиной 50 мм.
Выше цитадельной брони, на протяжении между 42-м и 70-м шпангоутами и по высоте между батарейной и верхней палубами, был устроен нижний каземат для размещения батареи противоминной артиллерии. По бортам каземат защищался также 150-мм броневыми плитами. Края бортовой брони каземата соединялись 120-мм траверзными переборками. В плане каземат имел прямоугольную форму, но углы у бортов были немного скошены для удобства размещения артиллерии.
Точно также был устроен и верхний каземат между верхней палубой и палубой надстройки, но он был короче и размещался на протяжении между 46-м и 66-м шпангоутами. Толщины брони были такими же - 150-мм бортовая броня и 120-мм траверзная.
Все броневые плиты и нижнего, и верхнего казематов изготавливалась из закаленной цементированной стали и навешивались на тиковую подкладку толщиной 50 мм.
Носовая и кормовая оконечности вне цитадели были также неплохо защищены.
Немецкие моряки, особенно радеющие за непотопляемость, прекрасно понимали значение защиты оконечностей - при их затоплении создавалась угроза для кораблей, первоначально не столь явная и заметная, но которая в итоге могла привести к гибели корабля. Нередко именно так и происходило - известно множество случаев, когда корабли с практически неповрежденной цитаделью шли на дно именно из-за затопления оконечностей. Кроме того, в кормовой оконечности размещались механизмы управления рулями - одно из самых уязвимых мест корабля и требующие особого к себе внимания и хорошей защиты.
Плиты для защиты бортов в оконечностях корабля изготавливались из закаленной никелевой стали и укладывались на тиковую подкладку толщиной 50 мм. В кормовой части бортовая броня начиналась от -2-го шпангоута и продолжалась до цитадели.
Ниже ватерлинии броневые плиты опускались на разную глубину. Ближе к корме - всего лишь на 0,4 метра, где они повторяли изгиб шпангоутов и, закругляясь, опускались под срез кормы. Далее к носу нижняя кромка плит постепенно опускалась ниже и в районе 24-го шпангоута плавно уравниваясь с нижней кромкой цитадельной брони. На этом же протяжении борта плиты поднимались над ватерлинией ровно на метр - до уровня настила промежуточной палубы.
Толщина плит не была одинаковой и равнялась 80 мм (от -2-го до 12-го шпангоута) и 100 мм (от 12-го до 24-го шпангоута).
Так как бортовая броня в корме не доходила непосредственно до ахтерштевня (примерно 2,5 метра), то оконечности пояса были связаны поперечной броневой переборкой такой же толщины 80 мм. Высота переборки была такой же, как и у поясной брони в корме - от стыка с ее нижней кромкой до промежуточной палубы.
В носовой части бортовая броня начиналась от носовой поперечной переборки цитадели и продолжалась до форштевня. От 82-го до 91-го шпангоутов толщина плит равнялась 120 мм, далее вплоть до форштевня - 80 мм. Ниже ватерлинии плиты шли на том же уровне, что и главная поясная броня (1,2 метра) и лишь у самого форштевня (от 109-го шпангоута) имели незначительный загиб вниз до 1,65 метра. Выше ватерлинии броня прикрывала борт до настила промежуточной палубы (1 метр над ватерлинией), а от 100-го шпангоута наклонно поднималась на 0,8 метра выше. Это было сделано, исходя из того, что на высокой скорости у форштевня будет подниматься бурун, а значит и защита борта должна подниматься чуть выше.
Почти на всем протяжении промежуточной палубы вдоль бортов, над кромкой поясной брони, были устроены коффердамы, заполненные пробковым материалом, и выполнявшие роль дополнительной защиты. Внутри цитадели такого пояса не было, а в качестве дополнительной защиты были устроены только бортовые угольные ямы.
Горизонтальное бронирование включало одну сплошную броневую палубу, расположенную примерно на метр выше ватерлинии внутри цитадели и, также примерно на метр, ниже ватерлинии вне цитадели. Помимо этого частично бронировались участки батарейной и верхней палуб. Почти на всем протяжении главная броневая палуба имела скаты к бортам, но ширина скатов не была одинаковой.
В соответствии с разработанной в немецком флоте концепцией непотопляемости кораблей, броневая палуба располагаясь на разных уровнях - внутри цитадели на метр выше ватерлинии, а в оконечностях вне цитадели - на 1,0 - 1,2 метра ниже ватерлинии. Низкое расположение палубы ограничивало объемы внутренних отсеков и уменьшало объем вливающейся воды при подводной пробоине, создавая этим определенные выгоды в борьбе за непотопляемость. Однако это могло грозить и бедой для корабля при наличии обширных повреждении и глубокой посадке корабля в воду, или при сильном крене корабля на борт.
Почти на всем протяжении броневая палуба была двухслойной. Нижний слой настилался 20 мм листами из мягкой судостроительной стали, поверх которой укладывались броневые плиты из никелевой стали (с ограниченным содержанием никеля). Внутри цитадели верхний никелевый слой имел толщину 20 мм в горизонтальной части. Такую же толщину верхний слой имел и на скатах в нижней части - примерно 0,65 метра от борта. В верхней части скатов толщина никелевой брони утолщалась до 35 мм.
В оконечностях толщина броневой палубы равнялась 20- 25 мм - помимо нижнего слоя из судостроительной стали толщиной также 20-25 мм. Броневая палуба в оконечностях на всем протяжении имели ярко выраженный излом скатов к бортам, и лишь в носовой части скруглялась на изломе, при этом плавно опускаясь к выступу таранной части форштевня.
Над рулевыми машинами толщина броневой палубы увеличивалась и суммарно составляла 60 мм.
Промежуточная палуба не бронировалась, но настил из мягкой судостроительной стали имел толщину 20-25 мм.
Батарейная палуба бронировалась только в пределах цитадели (над ней), но снаружи от броневых траверзов батареи 152-мм орудий. Толщина брони составляла 15 мм помимо тонкого нижнего слоя из судостроительной стали. Участок батареи внутри броневых траверзов настилался листами из судостроительной стали толщиной 8 или 16 мм. По этому же принципу защищалась и верхняя палуба - броней прикрывался только участок между краями траверзов нижнего и верхнего казематов. Внутри верхнего каземата - только настил из судостроительной стали. Над верхним казематом также были уложены тонкие броневые листы, прикрывавшие орудия и артиллеристов сверху.
Бронирование главной артиллерии включало подвижную и неподвижную защиту (в весовых нагрузках первая из них, как и для всех немецких кораблей, включалась в пункт "артиллерийское вооружение"). Толстые плиты изготавливались из закаленной цементированной брони Круппа, тонкие и круто гнутые плиты - из нецементированной никелевой брони.
Барбеты орудийных башен в оконечностях корабля, защищавшие все механизмы башни и систему подачи боеприпасов, бронировались на всей высоте от бронепалубы до самих орудийных башен. В зависимости от уровня толщина плит была разной. Наиболее толстые плиты барбетов имели толщину 170 мм и по тогдашней терминологии именно они являлись барбетами (Barbette). Эти плиты имели небольшую высоту (примерно метр) и прикрывали основание орудийных башен - и в том числе круговые роликовые погоны на уровне палубы надстройки, обеспечивающие разворот башен в горизонтальной плоскости, а также башенные механизмы для перезаряжания орудий. Ниже них были устроены конусные участки барбетов (их называли бронированными шахтами для орудийных башен - Geschutzpanzer Schacht), опускающиеся до уровня батарейной палубы и прикрывающие подбашенные помещения вращающейся части (Turmunterbauraum) с размещенными там подъемниками боеприпасов. В этой части барбеты имели меньший диаметр и толщину плит 150 мм. Ниже батарейной папубы шахты орудийных башен защищались 120-мм поперечными броневыми переборками, отходящими от краев цитадельной брони и под углом соединяющимися с цилиндрической частью барбета башен. Этот участок прикрывал перегрузочные помещения боеприпасов (Turmunteraufzugraum) и нижние устройства подъемников боеприпасов. Горизонтальная защита перед барбетами (вне цитадели к оконечностям) состояла из броневой палубы ниже ватерлинии, а позади барбетов (внутри цитадели к середине корабля) - также из броневой палубы и, кроме того, защищенной батарейной палубы, которая, впрочем, не выходила за пределы поперечной цитадельной переборки.
Сами орудийные башни также защищались сравнительно толстой броней. В частности, лобовые плиты орудийных башен имели толщину 170 мм, а с боков - 150-100 мм.
Важность хорошей защиты крыш орудийных башен в немецком флоте, также как и в других флотах, в полной мере оценили только после анализа итогов русско-японской войны, реально показавшей возможность длительного дневного боя на сравнительно дальних дистанциях, а значит и с большим углом падения снарядов на излете. Проект крейсеров к этому времени уже был завершен, поэтому орудийные башни на крейсерах типа «Scharnhorst» имели толщину броневых плит крыши только 30 мм. Но уже на следующем броненосном крейсере «Blucher», проектировавшемся с учетом известного боевого опыта, толщина брони крыш была увеличена сразу до 80 мм.
Батареи 210-мм и 150-мм артиллерии с бортов прикрывались 150-мм казематной броней, а со стороны оконечностей 120-мм траверзными переборками. Амбразуры орудийных портов в казематах прикрывались 80-мм цилиндрической броней. Места установки орудий не отделялись друг от друга броневыми траверзами, но частичную защиту обеспечивали устроенные между орудиями служебные помещения с тонкими переборками из обычной судостроительной стали.
Носовая боевая рубка размещалась на уровне первого яруса надстройки и в плане имела овальную форму с выходом в сторону кормовой части на палубу мостика. Вертикальные стенки боевой рубки защищались 200-мм броней, крыша и палуба - тонкими 30-мм плитами. Выход из рубки прикрывался противоосколочным щитом из 80-мм стали. Боевая рубка вертикальной коммуникационной трубой соединялась с центральным боевым постом (Zentral Kommandostelle), расположенным ниже броневой палубы непосредственно под рубкой. Однако коммуникационная труба защищалась 100-мм броней только до уровня горизонтальной брони батарейной палубы. Ниже, еще на один уровень, труба опускалась без броневой защиты - но под прикрытием поперечных переборок поясной брони и упомянутой батарейной палубы.
Кормовой пост управления (Hinterer Schutzstand) также мог быть использован как для управления кораблем, так и для управления стрельбой - однако только в качестве резервного поста. Он был небольшим, в плане имел круглую форму и намного слабее защищен - 50-мм вертикальная броня, 20-мм броня крыши и палубы. Такой же 20-мм броней защищалась коммуникационная труба, соединявшая пост с расположенной ниже артиллерийской рабочей станцией (Artillerie Workstatt) - резервным артиллерийским постом, имевшим, также как и верхний пост управления, намного меньшие функциональные возможности - по сравнению с носовыми главными постами.
«Scharnhorst» и «Gneisenau» стали последними классическими броненосными крейсерами немецкого флота. Следующий броненосный крейсер «Blucher» строился в эпоху дредноутов - с иными воззрениями на тактическое использование и, соответственно, с иными заданиями на проектирование. И, также как и дредноуты, «Blucher» получил более развитую систему подводной защиты, отличаясь этим от крейсеров типа «Scharnhorst».
Несомненно, и в период проектирования «Scharnhorst'oв» немцы придавали большое значение непотопляемости кораблей. Но, тем не менее, установка толстых броневых продольных переборок для защиты подводной части еще не вошла в практику кораблестроения. Поэтому крейсеры имели только обычные для немецких кораблей того времени наружные бортовые отсеки подводной защиты (Wallgang - всего их насчитывалось 30 отсеков) и, отделенные от них тонкой стальной переборкой защитные угольные бункеры (Schutzbunker или иначе - Unterbunker), из которых уголь расходовался только в самую последнюю очередь. Важно отметить, что угольные защитные бункеры были устроены только вдоль отсеков с котлами, на протяжении V-IX отсеков. В IV отсеке носовые машинные отделения примыкали почти вплотную к борту и отделялись от обшивки только продольными пустыми отсеками (Wallgang). В III отсеке кормовое машинное отделение находилось в диаметральной плоскости, поэтому от бортов его отделяли не только пустые отсеки подводной защиты, но также и служебные помещения - в частности кормовая электростанция, кладовые и помещения вспомогательных механизмов.
К этому следует добавить, что, как и все большие германские корабли того времени, крейсеры имели водоотливную систему магистрального типа - два трубопровода большого диаметра (с встроенными отсекающими клапанами) были проложены внутри двойного дна по бокам от киля на протяжении длины почти всего корабля. Водоотливные насосы находились в машинном и в носовом котельном отделениях и могли откачивать воду по магистральным трубам из любого отсека корпуса.
В соответствии с заведенной в немецком флоте практикой спецификация крейсеров предусматривала наличие на них противоторпедных сетей. Однако из-за предназначения крейсеров к колониальной службе применение сетей на них было весьма ограничено, то есть, по существу, данных сетей они не имели. Правда, многие офицеры такое решение считали неправильным, так как стоянки крейсеров чаще всего выбирались в незащищенных гаванях и в случае военного конфликта могли стать опасными - как известно английский флот имел много крейсеров в самых разных участках мирового океана.