- 25 - 2002 / сп - флот Италии
- 26 - 1999 / 02
- "Первые программы броненосного флота.
Броненосные фрегаты типа "Minotaur" - "Броненосец "PELAYO" военного флота Испании"
- "Война в Испании. Организация и боевые действия республиканского морского флота на севере Испании 14 мая - 11 октября 1937 года"
- "Испания. 1936-1939 годы. Гражданская война на море. Потери кораблей и судов воюющих сторон и нейтральных государств"
- "Германские миноносцы периода Второй мировой войны"
- "Проектирование авианосцев в фашистской Германии во время Второй мировой войны"
Часть вторая - "Тайна Скапа-Флоу. Гибель "Royal Oak"
(глава из книги "Тайны британской секретной службы". 1948)
- "Первые программы броненосного флота.
- 27 - 2006 / сп
- 28 - 2006 / сп - Звезда и смерть адмирала Шпее
- 29 - 2006 / сп - Звезда и смерть адмирала Шпее
- 30 - 2006 / сп - Звезда и смерть адмирала Шпее
- Часть 4. "Гибель эскадры Шпее у Фолклендских островов"
- Часть 4. "Гибель эскадры Шпее у Фолклендских островов"
- 31 - 2004 / сп - Жемчужная гавань
- тревожное воскресенье часть первая
- «Пирл Харбор. Шаг в историю»
- «Пирл Харбор накануне войны» «Япония готовится к нападению»
- «Офицеры морского командования»
- Япония готовится к нападению
- «Американский флот в Пирл Харборе накануне нападения»
- «Японский флот готов к атаке»
- «Американские авианосцы. Где же они были?»
- «Сверхмалые японские лодки в атаке на Пирл Харбор»
- «Пилоты готовы атаковать»
- «Атака на стоянку линейных кораблей»
- тревожное воскресенье часть первая
- 32 - 2004 / сп - Жемчужная гавань
- тревожное воскресенье часть вторая атака на линейные корабли
- 33 - 2004 / сп - Жемчужная гавань
- тревожное воскресенье часть третья
- Атака на военно-морскую верфь и корабли в средней бухте гавани
- Атака на район верфи вмс
- Минный заградитель СМ-4 «Oglala»
- Легкий крейсер CL-50 «Helena»
- Легкий крейсер CL-48 «Honolulu»
- Линейный корабль ВВ-38 «Pennsylvania» и эскадренные миноносцы DD-375 «Downes» и DD-372 «Cassin»
- Эскадренный миноносец DD-375 «Downes»
- Эскадренный миноносец DD-372 «Cassin»
- Эскадренный миноносец DD-373 «Shaw»
- Атака на территорию военно-морской верфи
Жемчужная гавань Тревожное воскресенье
Часть вторая Атака на линейные корабли
Линейный корабль ВВ-36 «Nevada»
Линейный корабль "Nevada", один из двух 27.500-тонных линейных кораблей, был построен в Квинси. Принят флотом в марте 1916 года и до середины 1918 года служил в западной Атлантике и Карибском море. После этого он некоторое время находился в Англии для усиления британского Гранд-Флита, а по большей части для представления там флага США как участника войны против Германии. После окончания войны в Европе линкор служил в Атлантике, в Карибском бассейне и в Тихом океане. Совершил плавания к берегам Бразилии в 1922 году и в Австралию в 1925 году. В 1927-30 годах линкор прошел модернизацию, во время которой была изменена конструкция мачт и марсов ("basket" masts), изменена конфигурация надстроек, усилено зенитное вооружение, и в том числе на новое место перенесены 127-мм артиллерийские установки, проведены различные улучшения в системе броневой защиты и средств огневой мощи. После возвращения в строй линкор "Nevada" еще 11 лет служил в активном составе американского флота, главным образом на Тихом океане.
Во время японского нападения на Пирл-Харбор линкор "Nevada" стоял последним в ряду линейных кораблей у восточного берега острова Форд. Во время завершающей фазы атаки линкор получил попадание одной авиаторпеды в левый борт в район носовых орудийных башен. Противоторпедная защита смогла выдержать удар взрыва (заряд авиаторпед меньше, чем у корабельных торпед). Однако поступление воды через большую пробоину в борту и образовавшуюся течь во внутренней переборке взять под контроль не удалось. В 08.40, через полчаса после торпедирования, линкор дал ход и стал медленно перемещаться вниз по каналу мимо острова Форд (он стал единственным линкором, который во время японской атаки начал движение). Медленно перемещающийся линейный корабль стал привлекательной целью для японских пикирующих бомбардировщиков. Линкор получил несколько бомбовых попаданий в форкастль и среднюю часть корпуса. В этих местах и на надстройке, вспыхнули несколько пожаров, загорелся авиабензин, палубы были разорваны взрывами, появилось несколько новых пробоин в корпусе, хоть и не слишком крупных. Положение линкора оказалось очень серьезным. Поскольку его затопление в канале создавало бы проблемы судоходству, было решено выбросить линкор на отмель у военно-морской верфи, южнее острова Форд. Это было сделано, но течением корпус был развернут, и частично перекрыл фарватер. Экипаж, занятый борьбой с пожарами не смог этому воспрепятствовать. Позже с помощью буксиров линкор был развернут и переведен к другому берегу канала. При этом подтвердилось, что старая конструкция корпуса не обеспечивала достаточно надежной внутренней герметизации отсеков, и вода переливалась по всем отсекам корабля. На следующий день линкор осел на небольшой глубине на дно канала. К счастью, грунт оказался твердым, что позже сильно облегчило спасательные работы, длившиеся более двух месяцев.
Из экипажа корабля в полторы тысячи человек погибли 50 офицеров и матросов.
И все-таки энергичная работа спасателей, выполнивших временный ремонт корабля в Пирл- Харборе, позволила ему перейти к западному побережью США в апреле 1942 года. Оставшаяся часть года прошла на верфи - линкор проходил капитальный ремонт и основательную модернизацию, главной задачей которой было усиление зенитного вооружения.
В мае 1943 года линкор уже участвует в десантной операции на остров Атту в гряде Алеутских островов. В середине 1943-го "Nevada" перешел на Атлантику. Его 14-дюймовые орудия поддерживали высадку союзников в Нормандии в июне 1944 года и действия войск в Южной Франции в августе и сентябре того же года. После этого корабль вернулся на Тихий океан и успел принять участие в боях у Иво-Дзимы и Окинавы в 1945 году. 27 марта линкор был поврежден японским "камикадзе", а 5 апреля получил в борт японский снаряд. До июня 1945 года оставался у Окинавы и западной части Тихого океана, а затем готовился к проведению десантной операции на побережье Японии.
После капитуляции Японии линкор вернулся на Гавайи. Для дальнейшей службы в мирное время корабль уже был слишком старым. Его некоторое время использовали как корабль-цель, а в июле 1946 года был включен в состав отряда кораблей, использованных для опытов с ядерным взрывом у атолла Бикини Маршалловых островов. Линкор получил ряд повреждений, и к тому же был облучен. В августе 1946 года был выведен из состава флота и после двухлетнего стояния у стенки на Гавайях был отбуксирован в море и потоплен орудийным огнем и торпедами.
Рапорт о нападении на Пирл-Харбор USS "Nevada"
Линкор "Nevada", Пирл-Харбор, 15 декабря 1941 года (USS "Nevada", December 15, 1941). От: командир корабля (Commanding Officer). Для: командующий флотом (The Commander-in-Chief, U.S. Pacific Fleet). Предмет ... Ссылки ...
+ 1. В соответствии с инструкциями, содержащимися в ссылке (а) распоряжения командующего, представлен следующий рапорт о действиях 7 декабря 1941 г.Предпринятые меры.
Начало нападения авиации противника было отмечено в 08.01. Немедленно была пробита общая тревога по боевому расписанию (General quarters). На боевом дежурстве находились два носовых и два кормовых зенитных автомата. Зенитная 5-дюймовая батарея была частично укомплектована в соответствии с заведенным порядком, который контролировался ежедневно в 08.00.
а. В 08.02 автоматы открыли огонь по вражеским торпедоносцам, приближающимся с левого борта. Один самолет был сбит огнем автомата и врезался в воду в 100 ярдах от левого борта. Другой самолет выпустил торпеду, которая попала в носовую часть левого борта линкора "Nevada".
b. Приблизительно в 08.03 огонь открыла 5-дюймовая батарея. Управление стрельбой велось с мест, поскольку ко времени готовности установок системы контроля стрельбой еще не вступили в действие. Батарея вела огонь по торпедоносцам, низколетящим бомбардировщикам и высотным бомбардировщикам. Стрельба 50-калиберных орудий, также как и автоматов, велась непрерывно до 08.20, когда в атаке произошел некоторый перерыв.
c. Примерно в это же время, приблизительно в 08.03, 5-дюймовые орудия левого борта открыли огонь по низколетящим торпедоносцам. Члены команды линкора "Nevada" утверждают, что эта батарея сделала прямое попадание в один из самолетов. Снаряд попал прямо в торпеду, вызвав ее взрыв, отчего
самолет разорвался на куски прямо в воздухе.
d. Перерыв в стрельбе продолжался примерно до 08.30, когда началась атака бомбардировщиков. Обе зенитные батареи немедленно открыли огонь по вражеским самолетам и вели его до 09.08. В это время атака приостановилась.
e. Приблизительно в 09.15 зенитные 5-дюймовые батареи вновь открыли прерывистый огонь по самолетам в восточном направлении. Эти самолеты, насколько видели с корабля, на линкор атак не производили.
a. Показания офицеров и членов команды о числе сбитых самолетов противника разнятся. Можно достоверно утверждать, что по крайней мере пять самолетов противника упали недалеко от линкора "Nevada".
b. Один торпедоносец был уничтожен огнем 50-калиберных автоматов линкора приблизительно в 08.02. Он упал примерно в 100 ярдах от левого борта линкора. Этот самолет не успел выпустить торпеду. Падение самолета видели очень много людей.
c. До того как корабль дал ход в 08.40, носовые автоматы, как предполагается, сбили три торпедоносца противника. Расстояние поражения до них, как указывается в показаниях, со- ставпяпо примерно 200 ярдов от корабпя.
d. Многие члены команды сообщают также о взрыве торпедоносца, сбитого прямым попаданием снаряда 5-дюймовой батареи, который взрывом торпеды был разорван на куски.
e. Как раз перед посадкой на мель в районе госпиталя (Hospital Point), три вражеских самолета, вероятно пикирующие бомбардировщики, были обстреляны с линкора и сбиты с расстояния примерно 200 ярдов от корабля. Свидетели утверждают, что они рухнули вниз. Один упал в заросли тростника в направлении Ewa, другой - у морского госпиталя (Naval Hospital), третий - в канале.
a. Список погибших, раненых и пропавших отправлен предварительно.
b. Повреждения линкора "Nevada".
1. Пробоина от попадания бомбы в палубе форкастля в районе 15-го шпангоута, в 6 футах от диаметрали к правому борту Размер отверстия в палубе примерно 12 дюймов в диаметре. Внизу разрушенные помещения, но насколько глубоко проникла бомба сообщить не представляется возможным из-за затопления нижних помещений на 6 футов под палубой форкастля. На 6 футов от верхней палубы затоплены помещения нижележащих малярных кладовых. По внутренним магистралям вода заполнила также помещения со стороны кормы и с правого борта от малярной кладовой, а также клюзовую трубу правого борта и смежные помещения в сторону кормы.
2. Пробоина от попадания бомбы в палубе форкастпя в районе 15-го шпангоута, в 8 футах от диаметрали к левому борту. Размер отверстия в палубе примерно 12 дюймов в диаметре. Гпуби- на проникновения также неизвестна по той же причине. Очевидно, эта бомба, вместе с предыдущей, проникли до второй палубы и вызвали пожары в районе офицерских кают. Взрывами вспучен настил форкастля вблизи пробоин. У левого борта, приблизительно в 15 футах от диаметрали листы палубы разорваны и задраны вверх между 13-м и 21-м шпангоутами. Офицерские помещения впереди столовой либо сильно повреждены, либо полностью уничтожены пожарами.
3. Пробоина от попадания бомбы примерно такого же диаметра приблизительно в 3 футах от водовода (waterway) левого борта у 25-го шпангоута, снаружи от якорного брашпиля. Перед взрывом бомба, вероятно, прошла через столовую до уровня второй палубы. Палуба у этого отверстия на 4 фута задрана вверх. Образовался разрыв палубы приблизительно в 6 футах со стороны кормы от пробоины поперек диаметрали. Другой разрыв в палубе от этого отверстия в сторону кормы до 32-го шпангоута. Вблизи от этих пробоин от левого до правого борта поперек корабля палуба форкастля сильно вспучена. Вертикальные тумбы приводов якорных устройств согнуты вперед под углом 20 градусов и приподняты вверх. Своими вершинами они уперлись в стволы боковых орудий первой башни. Офицерская столовая полностью разрушена и завалена обломками и разрушенными конструкциями, палуба в ней (уровень главной палубы - Main Deck) приподнята взрывом вверх, световой люк в палубе с левого борта у 25-го шпангоуты вырван с места и разрушен.
4. Имеется ряд причин утверждать, что несколько более крупная бомба, чем отмеченные выше, пробила форкастль в 10 футах к левому борту от диаметрали в районе 27-го шпангоута, прямо впереди передней орудийной башни. Эта бомба прошла до 2-й палубы и там взорвалась. Настил форкастля до 29- го шпангоута загнулся резко вниз на большом протяжении. Из- за большого разлома в палубе трудно определить точный путь бомбы, но большие разрушения указывают на чрезвычайно сильный взрыв. Форкастль также сильно разрушен впереди от 26- го шпангоута вплоть до 22-го. Весь настил в этом месте загнут вверх и вперед [далее следуют подробные описания местоположения разрывов в палубе]. Палубная лебедка в этом месте завалена под углом 25 градусов, но осталась неповрежденной.
Одна из причин, позволяющих утверждать, что данная бомба имела более крупный калибр, чем остальные, заключается в том, что от ее взрыва образовалось очень большое число осколочных пробоин в главной папубе и ниже.
Других свидетельств о попаданиях иных бомб, кроме указанных выше, не имеется. Вероятно, полностью разрушен район кают младших офицеров (Junior Officer's Country) и столовая, расположенные уровнем ниже.
5. Более значительные повреждения появились в результате попадания другой бомбы, вероятно такого же калибра, что и две упавшие на палубу форкастля. Эта бомба, вероятно, имела диаметр 12 дюймов. Она ударила в носовую надстройку немного впереди зенитного директора левого борта, снижаясь под углом примерно 30 градусов к перпендикуляру Далее пробила левобортное крыло ходового мостика (Navigation Bridge), настил сигнального мостика (Signal Bridge) и проникла в каземат №6. Конструкция мачты выше поста воздушного наблюдения (Sky Control Shack) никаких повреждений не получила, но сам пост наблюдения практически полностью уничтожен пожаром. Кроме того, взрыв бомбы привел к образованию нескольких пробоин и разрывов в палубе поста воздушного наблюдения и прилегающей площадки, а пожар на правой стороне
сильно деформировал листы настила. Ни одна из трех опор мачты повреждений не получила. Левобортный зенитный директор также не получил повреждений, если не принимать во внимание выбитые стекла и оплавленные поверхности, появившиеся вследствие высокой температуры из-за горевших рядом пожаров. Структура дымовой трубы выше шлюпочной палубы также не получила повреждений, главным образом осколочные пробоины, вызванные взрывом зенитного 5-дюймового подготовленного боезапаса {Ammunition Ready Box) в районе 67-го шпангоута на правом борту у дымовой трубы.
После проникновения через палубу поста воздушного наблюдения (район 62-го шпангоута, 6 футов к левому борта от опоры треногой мачты) путь бомбы прошел рядом с рубкой навигационных карт. Range V (носовой дальномер), очевидно, не- поврежден, но палуба в корму от него деформирована из-за высокой температуры. Структура ходового мостика полностью сожжена пожаром. Ничего дельного на нем не осталось. [Далее следуют подробные описания повреждений на мостике от огня. Отмечено, что опоры мачты, хоть и находились в зоне пожаров, повреждены не были]. Правобортный мостик репитера гироскопа и пелорус уничтожены огнем. Абсолютно ничего не осталось в помещении карт. Боевая рубка повреждений не получила.
Далее, после проникновения через ходовый мостик, сигнальный мостик и шлюпочную палубу бомба проникла в помещения капитана (Captain's Office) и взорвалась внутри каземата №6 у переднего края дымовой трубы. В палубе образовалась пробоина на уровень главной палубы в помещение офицерского камбуза (Officer's Galley) и выгородки котельного отделения №2. Взрыв в помещении капитана был направлен вперед и вызвал пожар в каземате №4. Далее огонь распространился через каюту капитана на сигнальный мостик, ходовый мостик и платформу поста воздушного наблюдения. По шлюпочной палубе пожар достиг подготовленного боезапаса 5-дюймовых зениток, вызвав его взрыв (упомянутый выше). Флажные мешки на сигнальном мостике сгорели, также как шкафчики спасательных жилетов. Прямо позади рубки карт (Chart house) в настиле сигнальной палубы прогорело отверстие площадью 30 кв. футов. Все четыре помещения на сигнальном мостике полностью выгорели. Ничего дельного не осталось. Выгорела практически вся палуба рубки карт, прогар такой же площади распространился на подволок капитанских помещений, которые полностью уничтожены пожаром и частично взрывом внизу в каземате №6. Все уничтожено, включая командирскую документацию, но сейф в каюте капитана представляется неповрежденным, хотя с внешней стороны сильно обгорел.
Взрывом также разорван средний шов на правой стороне дымовой трубы примерно на 4 фута выше шлюпочной палубы. На трубе много осколочных пробоин и выбитых заклепок. Выведение из действия во время боя орудий №№ 1, 5 и 7 на 5- дюймовой батарее правого борта было вызвано ударной воздушной волной. Таким же образом разрушен дымоход офицерского камбуза.
Когда бомба ударилась в верхнюю палубу в каземате №6 в районе 65-го шпангоута и взорвалась, ударной волной был разорван кожух дымовой трубы с левой стороны, немного позади 68-го шпангоута. Трубы дымоходов сдвинулись с места и немного сместились вверх. Взрыв разорвал переборку между казематами №6 и №4, выгнул переборку к каземату №3. Пожаром полностью разрушено помещение столовой, взрывом пробито отверстие в подволоке, выходящее в помещения капитана. В самих казематах пожар был потушен быстро, и здесь огонь не успел нанести серьезный ущерб. Верхняя палуба кормового правобортного угла каземата №4 сильно прогнулась вниз. [Далее следуют подробные описания повреждений в казематах и смежных помещениях, отмечается практически полное разрушение пожарами помещений столовой, буфета, бытового помещения (Ship's Service Office), помещения для сжигания отходов, пекарни, камбуза, вентиляционной выгородки электростанции (Dynamo Trunk).
Взрыв бомбы пробил отверстие в главной палубе площадью около 3 кв. футов. Там тоже возник пожар, который уничтожил офицерский камбуз и нанес ущерб в смежных помещениях. [Далее следуют подробные описания разрушений в офицерском камбузе, сушилке, прачечной, жилом пространстве 6-й боевой части (6th Division living space; B-171-L), вентиляционной выгородке 1-68-2.].
6. Бомба поразила шлюпочную палубу в районе 80-го шпангоута, позади вентиляционной магистрали испарительной установки и в 12 футах от диаметрали к правому борту (примерно посередине между дымовой трубой и окончанием шлюпочной палубы). Вероятно, бомба встретила серьезную преграду, отчего произошла ее взрыв. Образовалась пробоина в шлюпочной палубе в нижерасположенный камбуз. В нем также разорвалась палуба и несколько загнулась вниз. Вероятно в это же время недалеко произошел взрыв подготовленного боезапаса у зенитной батареи. Возможно, он и остановил движение бомбы или вызвал ее взрыв. При взрыве на шлюпочной палубе образовалось много крупных осколков, которые повредили дымовую трубу, систему подачи боезапаса к зенитной батарее, орудие №7, вентиляционная магистраль испаритепя, а также ближайшие вентиляционные шахты. Также осколки ударили в правую переднюю опору грот-мачты, камбуз правого борта, световой люк, предохранительный щит на установке зенитного орудия №7. Некоторые осколки достигли даже прожекторной площадки. Отверстие в шлюпочной палубе примерно 12 дюймов поперек корабля и 6 - вдоль. Взрыв разрушил переборку камбуза - осколки от нее вынимали даже из стальных чайников. Но взрывная волна была ограничена правобортной переборкой, которая отклонила ее в сторону каземата №10. Нефтяные цистерны на правом борту не были повреждены. Все оборудование в камбузе.разрушено и ремонту не подлежит. Взрыв снес двери в каземат №9 и вызвал там пожар. Орудие №9 выведено из строя, приборы на нем уничтожены огнем. Дельного в каземате осталось очень мало. В комнате отдыха команды на главной палубе все искорежено и разрушено.
7. Торпедное попадание отмечено в левый борт в районе 42- го шпангоута, прямо у переднего края барбета №2. Образовались пробоины в нижних отсеках защиты (lower blisters) A-32-V и A-34-V. Также разорваны верхние отсеки защиты (upper blisters) A-66-V и A-68-V. Пробоина образовалась между шпангоутами 38 и 45 и имеет глубину до 30 футов. Еще одна небольшая пробоина, шириной около 3 футов, была обнаружена в районе 36-го шпангоута примерно в 10 футах ниже второй палубы. Как предполагается, взрывная волна распространилась через нижние отсеки защиты к топливному бункеру (fuel tank) A-14-F, и затем к пустому отсеку (void) A-426-V и к боепогребу (magazine) А-424-М. Полагается, что многие помещения вблизи места попадания повреждены, и фактически все отсеки в нос от 60-го шпангоута и ниже главной палубы затоплены. Вода распространилась вниз по второй палубе практически в каждое помещение ниже этой палубы, и предполагается, что все помещения вплоть до 122-го шпангоута в настоящее время затопляются или могут быть затоплены. Исключение составляют лишь некоторые кладовые и помещения, которые могли оказаться полностью водонепроницаемыми.
8. Техническая часть (Engineering Department) пострадала незначительно, если только вообще в ней имеются ущерб, поскольку попаданий торпед и бомб в эти отсеки не было. Котлы,
как полагают, находятся в хорошем состоянии, если бы не соление их трубок из-за попытки держать пары с использованием соленой воды, когда питательная магистраль была разрушена и питательная вода смешалась с забортной, заливающейся сверху.
Повреждения или ущерб в другом оборудовании машинной части может проявиться при запуске котлов на имеющейся смешавшейся воде. Электромагистрали выше главной палубы разрушены только в районах прохождения ее через очаги пожаров. Трубопроводы находятся в рабочем состоянии, кроме разрушенных и пробитых осколками участков в местах взрывов и пожаров.
Из вышеупомянутого очевидно, что "Nevada"получил по крайней мере шесть (6) попаданий бомб и одно попадание торпеды. Возможно, что число попаданий бомб может оказаться и больше - вплоть до десяти, поскольку некоторые поврежденные районы имеют настолько обширные объемы, что можно предположить, что они были поражены больше чем одной бомбой. Однако, имеющихся прямых свидетельство не достаточно, чтобы определить точное число. Обнаруженные пробоины свидетельствуют, что бомбы, с одним возможным исключением, были 12-дюймового диаметра, или очень близко к нему. Возможно, что и все имели этот калибр. Некоторые, возможно, не взорвались или, возможно, содержали меньшее количество взрывчатого вещества, чем другие.
Повреждения настолько значительны, что должны быть предприняты меры для организации скорейшего ремонта, тем более что корабль на плаву и рядом есть ремонтная верфь с сухим доком.
а. Командир считает слишком трудным выделить каких- либо отдельных членов команды для получения специального отличия. Каждый офицер и матрос на борту корабля, без исключения, выполняли обязанности самоотверженно, несмотря на угрозу их личной безопасности. Храбрость и воодушевление прислуги зенитных орудий, где попадания бомб вывели из строя немало людей, имели очень высокий накал. Каждый моряк на корабле проявил себя в соответствии с лучшими традициями службы".
[Далее приведены некоторые примеры личной храбрости членов экипажа корабля из отмеченных в рапорте.]
"Главный боцман Холм (Chief Boatswain Е. J. Hill, U.S.Navy), погибший в бою, заслуживает самой высокой благодарности, возможной для его опыта и храбрости. В самый разгар боя он перешел на причал и под огнем отбросил швартовые канаты. Затем он вплавь вернулся на корабль. Позже, работая на форкастле и пытаясь отдать якоря, Холм оказался в районе попадания нескольких японских бомб, был взрывом выброшен за борт и погиб. Его самоотверженность и преданность делу было выдающимся.
Мичман Туссидж, младший (Ensign J.К. Taussig, Jr. U.S.Navy), оказавшийся в начале боя старшим по званию офицером на зенитной батарее, немедленно принял командование и управлял ее стрельбой. Он сумел организовать управление даже после того, как оказались разорваны все электрокабели, соединявшие его директор с орудийными установками. Он был серьезно ранен, но продолжал управлять огнем. И, несмотря на предложения персонала директора перенести его в санпункт, он отказался покинуть станцию и продолжал выполнять свои i обязанности. Только по приказу старшего офицера его в трудных условиях перенесли на шлюпочную палубу на носилках (поскольку другие средства были отрезаны сильным пожаром на мостике) и оттуда переправили в госпиталь. Считаю, что выполнение своих обязанностей мичманом Туссиджом заслуживает особого признания.
Мичман Тейлор (Ensign Т.Н. Taylor, U.S.Navy) во время боя принял командование зенитной батареей левого борта. Здесь он проявил пример самоотверженного выполнения обязанностей и выдающейся доблести. Под обстрелом с самолетов и бомбовыми взрывами, в непосредственной близости с сильнейшими пожарами, которые вызвали взрыв боезапаса батареи правого борта, он был ранен осколками, обожжен и контужен взрывом, потерял слух из-за лопнувших барабанных перепонок. Тем не менее, он продолжал эффективно управлять стрельбой батареи. Благодаря его хладнокровным и энергичным действиям была ликвидирована угроза взрыва боезапаса на собственной батарее, который из-за близости огня сильно раскалился, и его приходилось поливать водой из пожарного брандспойта. Его действия заслуживают самой высокой похвалы".
Подписано: F. W. SCANLAND.