- 25 - 2002 / сп - флот Италии
- 26 - 1999 / 02
- "Первые программы броненосного флота.
Броненосные фрегаты типа "Minotaur" - "Броненосец "PELAYO" военного флота Испании"
- "Война в Испании. Организация и боевые действия республиканского морского флота на севере Испании 14 мая - 11 октября 1937 года"
- "Испания. 1936-1939 годы. Гражданская война на море. Потери кораблей и судов воюющих сторон и нейтральных государств"
- "Германские миноносцы периода Второй мировой войны"
- "Проектирование авианосцев в фашистской Германии во время Второй мировой войны"
Часть вторая - "Тайна Скапа-Флоу. Гибель "Royal Oak"
(глава из книги "Тайны британской секретной службы". 1948)
- "Первые программы броненосного флота.
- 27 - 2006 / сп
- 28 - 2006 / сп - Звезда и смерть адмирала Шпее
- 29 - 2006 / сп - Звезда и смерть адмирала Шпее
- 30 - 2006 / сп - Звезда и смерть адмирала Шпее
- Часть 4. "Гибель эскадры Шпее у Фолклендских островов"
- Часть 4. "Гибель эскадры Шпее у Фолклендских островов"
- 31 - 2004 / сп - Жемчужная гавань
- тревожное воскресенье часть первая
- «Пирл Харбор. Шаг в историю»
- «Пирл Харбор накануне войны» «Япония готовится к нападению»
- «Офицеры морского командования»
- Япония готовится к нападению
- «Американский флот в Пирл Харборе накануне нападения»
- «Японский флот готов к атаке»
- «Американские авианосцы. Где же они были?»
- «Сверхмалые японские лодки в атаке на Пирл Харбор»
- «Пилоты готовы атаковать»
- «Атака на стоянку линейных кораблей»
- тревожное воскресенье часть первая
- 32 - 2004 / сп - Жемчужная гавань
- тревожное воскресенье часть вторая атака на линейные корабли
- 33 - 2004 / сп - Жемчужная гавань
- тревожное воскресенье часть третья
- Атака на военно-морскую верфь и корабли в средней бухте гавани
- Атака на район верфи вмс
- Минный заградитель СМ-4 «Oglala»
- Легкий крейсер CL-50 «Helena»
- Легкий крейсер CL-48 «Honolulu»
- Линейный корабль ВВ-38 «Pennsylvania» и эскадренные миноносцы DD-375 «Downes» и DD-372 «Cassin»
- Эскадренный миноносец DD-375 «Downes»
- Эскадренный миноносец DD-372 «Cassin»
- Эскадренный миноносец DD-373 «Shaw»
- Атака на территорию военно-морской верфи
Звезда и смерть Адмирала Шпее
Часть вторая Вооружение броненосных крейсеров типа "Scharnhorst"
4 - 210-мм орудия SKL/40 в двух орудийных башнях Drh.L.C/01.
4 - 210-мм орудия SKL/40 на одноорудийных лафетах MPL.C/04 в казематах. ,
6 - 150-мм орудий SKL/40 на одноорудийных лафетах MPL.C/02 и С/06 в казематах.
18 - 88-мм орудий SKL/35 на одноорудийных лафетах MPL.C/01 в батарее и на надстройках.
2 - 60-мм десантные пушки SBts.KL/21 на десантных лафетах BLL.C/00.
4 - 8-мм пулемета Mash. Gew.
4 - 450-мм подводных торпедных аппаратов.
Проект новых броненосных крейсеров по составу главной артиллерии довольно сильно отличался от предшественников. И хотя калибр орудий не вызывал разногласий, вопрос размещения орудий и количества стволов стал поводом немалых споров и дискуссий. Создавая крейсера для службы в дальних колониях, морское командование стремилось разместить максимальное количество 210-мм орудий в двух и одноорудийных башенных установках - по примеру предыдущих крейсеров типа "Roon". Однако конструкторы уверяли, что при полном соблюдении требований флота и без увеличения водоизмещения, это невозможно. Предъявляя довольно высокие претензии к мореходности, остойчивости и дальности плавания новых крейсеров, и требуя весьма солидной защиты борта и нижнего каземата, представителям флота пришлось уступить конструкторам и согласиться на крайне неприятную для них меру - отказаться от полностью башенного размещения главной артиллерии. Половина 210-мм орудий было решено установить в верхнем, хорошо защищенном каземате. Иначе вложиться в заданное водоизмещение было невозможно.
То, что уступка была сделана именно в артиллерийской статье нагрузок, а не в статье бронирования вполне объяснимо. Оба крейсера проектировались и предполагались для совместных действий. При крейсерстве в паре артиллерийская мощь кораблей складывалась и в сумме составляла весьма
внушительные цифры. Корабли как бы усиливали друг друга огневой мощью, но, в то же время, таким путем никак нельзя было усилить их броневую защиту. Именно поэтому, и вполне обоснованно, основное внимание при проектировании крейсеров было уделено броневой защите. И именно поэтому немецкий флот сделал некоторый шаг назад - вновь вернувшись к казематному (хотя бы и частично) расположению главной артиллерии. Нелишне напомнить, что на всех классических броненосных крейсерах немецкого флота, начиная от "Furst Bismarck", главные орудия и часть средней артиллерии размещались в орудийных башнях.
С выбором орудия главной артиллерии при проектировании новых крейсеров проблем не было. Было решено остановиться на вполне удачном 210-мм орудии SKL/40, которые до этого уже были установлены на крейсерах типа "Roon", "Prinz Adalbert" и "Victoria Louise".
Это орудие, модели "21 cm.SKL/40", было разработано примерно в 1895 году и принято на вооружение в 1898 году.
Орудия размещались на спаренных лафетах с возможностью раздельного вертикального наведения в башенных установках конструкции Drh.L.C/01 (Drehscheiben Lafette - вращающийся лафет; С - год принятия на вооружение). Вес башенной установки составлял 110 тонн без брони и 394 тонны с бронированием вращающейся части. Лафеты орудийных башен обеспечивали угол возвышения стволов +30 градусов, угол снижения - -5 градусов. Вращающаяся часть башен имела внизу опору на уровне нижней платформы.
Для казематной установки были разработаны специальные лафеты MPL.C/04 (Mittel Pivot Lafette - дословно лафет на среднем штыре - то есть лафет с вращением орудия по центральной вертикальной оси). Эти орудия устанавливались в верхнем четырехугольном каземате (уровень верхней палубы - Oberdeck). Каземат (от 46 до 66 шпангоута) имел единую конструкцию. Кроме общей бортовой брони орудия не имели индивидуальной броневой защиты, но между собой отделялись служебным помещением с двумя толстыми переборками из обычной судостроительной стали. Лафеты казематных орудий обеспечивали угол возвышения стволов +16 градусов, угол снижения - -5 градусов.
Длина орудия 8,40 м
Макс, досягаемая скорострельность 4-5 выстр. в мин.
Тип снаряда Psgr.L/2,9
Вес снаряда 108 кг
Вес взрывчатого вещества снаряда 2,56 кг
Длина снаряда 0,61 м
Вес метательного заряда 29,5 кг (RP.C/00 или С/06)
Начальная скорость снаряда 780 м/сек
Дальность стрельбы при возвышении 16 град 12,4 км
Дальность стрельбы при возвышении 30 град 16,3 км
Помимо 210-мм орудий новые крейсеры типа "Scharnhorst" получили также шесть 150-мм орудий, установленных в нижнем каземате на уровне батарейной палубы.
Уже после завершения проекта этих крейсеров, с началом эпохи дредноутов, среди части немецких морских офицеров стали появляться идеи, критикующие разделение главной артиллерии броненосных крейсеров на два калибра (помимо 88-мм противоминных орудий). По их мнению, это разделение имело смысл на предыдущих броненосных крейсерах, когда главной артиллерией были 240-мм орудия. Когда же вооружением крейсеров стали скорострельные 210-мм орудия, было бы лучшим сделать радикальный шаг и остановиться только на двух калибрах - главном (210 мм) и противоминном (88 мм). В свете идей эпохи «АН big Guns», такие заявления, конечно, не могли не появиться, однако уже вскоре тон этих заявлений приутих, и вскоре они исчезли совсем. Оказалось, что 88-мм орудия становятся недостаточными для борьбы с растущимипо величине эскадренными миноносцами. И хотя 88-мм орудия никто не собирался сбрасывать со счетов, становилось очевидным, что необходим новый более крупный калибр. С учетом предполагаемого дальнейшего укрупнения эсминцев, им как раз и могли стать 150-мм орудия. Именно так и рассудили представители немецкого Генерального морского штаба, и оставили 150-мм орудия в качестве противоминного калибра и на дредноутах, и на линейных крейсерах, и на последнем немецком броненосном крейсере "Blucher".
Хотя, нелишне заметить, что в последнем плавании "Scharnhorst" и "Gneisenau" им больше пригодились бы 210-мм орудия вместо 150-мм. Но, не следует забывать, что их крейсерство было лишь эпизодом морской войны, а эпизод далеко не всегда подтверждает общепринятое правило. В любом случае, немецкие моряки никогда не жалели о том, что в качестве противоминной артиллерии оставили именно 150-мм орудия.
Как бы то ни было, при проектировании "Scharnhorst" и "Gneisenau" не возникало никаких сомнений в необходимости 150-мм орудий. Крейсеры получили по шесть орудий "15-cm.SKLV 40" модели 1898 года. Такие орудия были установлены на всех броненосных крейсерах, начиная с первого "Furst Bismarck" и заканчивая самими "Scharnhorst,ами"
Орудия монтировались на одноствольных установках типа "MPL.C/02" и "MPL.C/06". Непосредственно сам лафет весил 17 тонн, но в проектных расчетах на каждое орудие отводился вес примерно 85 тонн, учитывая орудие, лафет, защитный броневой лист, боеприпасы, заряжающие и подающие механизмы и т.д. Лафет обеспечивал орудию угол возвышения ствола от -5 до +20 градусов, однако на определенных углах наведения (приближающиеся к диаметральной плоскости) диапазон вертикальной наводки еще более уменьшался. Скорость стрельбы из орудия, учитывая полностью ручное заряжание, вряд ли превышала 4-5 выстрелов в минуту, хотя некоторые немецкие источники говорят и более высокой скорострельности. Управление орудием - вертикальная наводка и разворот в горизонтальной плоскости - осуществлялись только вручную.
Размещались 152-мм орудия в нижнем броневом казематах на уровне батарейной палубы.
Вес орудия примерно 5000 кг
Длина орудия примерно 6,0 м
Максимальная скорострельность 4-5 выстр. в мин.
Тип снаряда осколочно-фугасный "Spgr.L/3"
разрывной "Gr.L/3,2"
Вес снаряда 40 кг
Вес взрывчатого вещества снаряда
"Spgr.L/З" 1,62 кг
разрывной "Gr.L/3,2" 1,15 кг
Длина снаряда
"Spgr.L/З" 0,45 м
разрывной "Gr.L/3,2" 0,48 м
Вес метательного заряда 9,9 кг (RP.C/00 или С/06)
Дальность стрельбы при возвышении 20 град. 13,7 км
Артиллерию противоминного калибра дополняли восемнадцать 88-мм орудий модели "88-cm.SKL/35".
Орудия монтировались на одинарных установках типа "MPL.C/01". Сведений о весе лафета не опубликовано, но известно, что в проектных расчетах на каждое орудие отводился вес примерно в 25 тонн - с учетом весов самого орудия, лафета, защитного щита, боеприпасов, заряжающих и подающих механизмов и т.д. Лафет обеспечивал орудию угол возвышения ствола от -5 до +25 градусов. Скорость стрельбы из орудия составляла примерно 15 выстрелов в минуту. Вертикальная наводка ствола и разворот лафета в горизонтальной плоскости осуществлялись только вручную.
Размещались 88-мм орудия частью в отдельных казематах в носовой оконечности крейсеров на уровне верхней палубы (4 орудия) и в адмиральской каюте в корме, на уровне батарейной палубы (также 4 орудия). Остальные десять орудий были установлены на открытых участках надстройки за стальными защитными щитами прямоугольной формы.
Вес орудия примерно 2000 кг
Длина орудия примерно 4,0 м
Тип снаряда унитарный разрывной "Gr.patr. L/2,6"
Вес снаряда 7 кг
Вес взрывчатого вещества снаряда 0,22 кг
Длина снаряда 0,229 м
Вес метательного заряда 1,67 кг (RP.C/00 или С/06)
Дальность стрельбы при возвышении 25 град. 9,1 км
Позиция | Высота осей | Борт | Сектора обстрела | Борт | Сектора обстрела | |
Нос. башня А | 9,15 м | ПБ-ЛБ | 270 град. | 225-0- 135 | ||
Кор. башня В | 6,95 м | ПБ-ЛБ | 270 град. | 45 - 180 - 315 | ||
Нос. каземат 1 | 6,9 м | ПБ | 125 град. | 358,5- 123,5 | ЛБ | 125 град. 236,5 - 1,5 |
Кор. каземат 2 | 6,9 м | ПБ | 125 град. | 55,5- 180,5 | ЛБ | 125 град. 179,5 - 304,5 |
Позиция | Высота осей | Борт | Сектора обстрела | Борт | Сектора обстрела | |||
Каземат 1 | 4,446 м | ПБ | 130 град. | 357 - 127 | ЛБ | 129 град. | 233,5 - 2,5 | |
Каземат 2 | 4,434 м | ПБ | 130 град. | 25-155 | ЛБ | 129,5 град. | 205,5 - 335 | |
Каземат 3 | 4,439 м | ПБ | 128,5 град. | 53- 182,5 | ЛБ | 129 град. | 178 - 307 | |
Позиция | Высота осей | Борт | Сектора обстрела | Борт | Сектора обстрела | |||
Ниже бака 1 | 6,615 | м | ПБ | 126 град. | 357- 123 | ЛБ | 126 град. | 237 - 3 |
Ниже бака 2 | 6,499 | м | ПБ | 132 град. | 358- 130 | ЛБ | 132 град. | 230 - 2 |
Мостик 3 | 10,920 | м | ПБ | 139 град. | 353- 132 | ЛБ | 139 град. | 228 - 7 |
Сред, надстр. 4 | 8,813 | м | ПБ | 136 град. | 0 - 135 | ЛБ | 135 град. | 225 - 360 |
Сред, надстр. 5 | 8,809 | м | ПБ | 133,5 град. | 45- 178,5 | ЛБ | 133,5 град. | 181,5 - 315 |
Кор. надстр. 6 | 8,684 | м | ПБ | 148 град. | 35 - 183 | ЛБ | 148 град. | 172- 325 |
Кор. надстр. 7 | 8,742 | м | ПБ | 155 град. | 65 - 220 | ЛБ | 155 град. | 140 - 295 |
Бат. палуба 8 | 4,256 | м | ПБ | 125 град. | 55-180 | ЛБ | 125 град. | 180 - 305 |
Бат. палуба 9 | 4,282 | м | ПБ | 125 град. | 55-180 | ЛБ | 125 град. | 180 - 305 |
Боевой запас артиллерии главного калибра составлял по 100 выстрелов на каждое орудие. Штатный боезапас включал 800 бронебойных (Panzersprenggranaten) снарядов "Psgr.L/2,9" и такое же количество зарядов к ним. В спецификации крейсеров указываются только бронебойные снаряды и ничего не говорится о снарядах других типов. Учитывая, что немецкие корабли, как, впрочем, и корабли других наций, обычно имели на вооружении снаряды разного назначения, можно предположить, что крейсеры должны были иметь не только бронебойные снаряды. Но цельностальные бронебойные снаряды типа "Stvg.LV
2,6" (Stahvollgeschossen; их вес был также 108 кг), а также осколочно-фугасные "Spgr.L/3" (Sprenggranaten - по типу применения их можно классифицировать также как полубронебойные) и разрывные "Gr.L/3,2" (Granaten) старого образца 1892 и 1898-99 годов, применявшиеся на предыдущих крейсерах типа "Roon", на новые крейсера, видимо, не предусматривапись. А новые были разработаны позже. Сейчас нет достаточно достоверных и убедительных сведений того, что на крейсеры до ухода их в колониальное плаванье, были загружены фугасные снаряды. Вероятно, они были позже доставлены в Циндао специально для крейсеров.
Заряды были единые. Упаковывались в стандартную двойную шелковую оболочку. Общий вес метательного заряда равнялся 29,5 кг пороха (Rohrenpulver) марки "RP.C/00" или "RP.C/ 06". Металлические гильзы для зарядов в немецком флоте появились чуть позже и на крейсерах типа "Schamhorst" еще не предусматривались.
Корабли могли принять на борт боеприпасов на 1020 выстрелов противоминным 150-мм калибром (170 выстрелов на ствол). Штатный боезапас включал осколочно-фугасные (Sprenggranaten) снаряды "Spgr.L/З" и разрывные (Granaten) снаряды "Gr.L/3,2". Снаряды обоих типов весили по 40 кг. Бронебойные 150-мм снаряды не предусматривались. Метательный заряд упаковывался в стандартный двойной шелковый картуз и весил 9,9 кг пороха марки "RP.C/00" или "RP.C/06".
Боевой запас 88-мм артиллерии был рассчитан на 2700 выстрелов - по 150 на каждое орудие. Это были унитарные разрывные (Granaten patronen) снаряды "Gr.patr.L/2,6"
210-мм и 150-мм снаряды и заряды хранипись в раздельных боевых погребах на уровне трюма и нижней платформы. Ниже броневой палубы боеприпасы загружались в перегрузочные помещения вращающейся части башни и затем по слегка наклоненному элеватору поднимались непосредственно к загрузочным лоткам орудий. Каждое из двух башенных орудий имело собственные подъемники боеприпасов.
Снаряды и заряды для казематных орудий 210-мм и 150- мм калибров частично хранились в боевых погребах в оконечностях корабля на уровне верхней платформы. Другая часть снарядов - так называемые «подготовленные для стрельбы» - хранились в специальных помещениях на уровне броневой палубы в самой середине корабля (Munitions Depot) под прикрытием казематной брони и верхних угольных ям над скосами бронепалубы. Таких помещений для 210-мм орудий на броневой палубе имелось два - в пределах 47-50-го и 63-66-го шпангоутов. Между ними, в пределах 50-63-го шпангоутов, было устроено такое же помещение для 150-мм боеприпасов. Из этих хранилищ снаряды подавались вверх вертикальными подъемниками: 210-мм - собственными подъемниками непосредственно к каждому из орудий, а 150-мм - двумя бортовыми подъемниками в средний каземат, а оттуда специальной командой распределялись ко всем шести 150-мм орудиям.
В сами же помещения «подготовленных для стрельбы» боеприпасы подавались из упомянутых уже погребов в оконечностях корабля. Процесс доставки боеприпасов заключался в следующем: из погребов под броневой палубой в носу и в корме боеприпасы поднимались на броневую палубу и затем по специальным коридорам в диаметральной плоскости (Waschetrockenraum) подавались подвесными конвейерами в помещения «подготовленных для стрельбы» (Munitions Depot), а оттуда наверх к орудиям как уже описано выше.
Для хранения 88-мм снарядов имелось несколько отдельных погребов. Для орудий в казематах в оконечностях крейсеров имелись отдельные погреба непосредственно под самими орудиями, на уровне броневой палубы в носу и под броневой палубой в корме. Боеприпасы для орудий на надстройках были уложены в двух погребах - в носовой части непосредственно под вращающейся частью башни (под нижней платформой) и в корме под скосами броневой палубы, по бокам от кормового машинного отделения. Снаряды для этих орудий поднимались вверх обычными подъемниками через специально устроенные подачные шахты.
Управление артиллерийским огнем и самим кораблем во время боя производилось из носовой боевой рубки или из кормового резервного поста. Оба эти помещения были защищены броней и соединялись бронированными коммуникационными трубами с нижними постами управления - носовым центральным командным постом (Zentral Kommanden Stelle), расположенным ниже броневой палубы непосредственно под боевой рубкой, и кормовым артиллерийским постом (Artillerie Workstatt), расположенным на броневой палубе позади опоры грот-мачты.
Метод управления залповой стрельбой не отличался от общепринятого в то время, и основывался на показаниях клинометра. Команда на залп давалась старшим артиллерийским офицером после получения сигнализации о готовности к стрельбе всех орудий, участвующих в залпе. После команды выстрелы производились при совмещении указателя клинометра с указателем заданного для стрельбы крена корабля.
Торпедное вооружение крейсеров типа "Scharnhorst" состояло, как и у предшествующих крейсеров типа "Roon", из че
тырех 450-мм торпедных аппаратов модели "С/04". Боезапас составлял 11 торпед типа "С/03" или "C/03D".
Год разработки и принятия на вооружение 1903 / 1905 г.
Вес торпеды 662 кг ("С/03") 675 кг ("C/03D")
Длина торпеды 5,150 м
Вес взрывчатого вещества (эквивалент TNT) 176 кг
Скорость "С/03" на дальности 1500 / 3000 м 31 / 26 уз.
Скорость "C/03D" на дальности 1850 / 3700 м 31 / 26 уз.
Все торпедные отсеки размещались ниже броневой палубы. Кормовой торпедный аппарат находился в I отсеке непосредственно под броневой палубой. Помещение торпедного аппарата находилось рядом с помещением рулевых машин и было смещено к левому борту. Наружная крышка торпедного аппарата находилась в районе 3-го шпангоута с левого борта.
Носовой торпедный аппарат размещался в XIV-XV отсеках. Труба торпедного аппарата находилась ниже таранного выступа форштевня.
Бортовые торпедные аппараты размещались в X отсеке на уровне нижней платформы, непосредственно под центральным командным постом.
Помимо орудий главного и противоминного калибров на борту имелись также две десантные пушки, четыре пулемета, а также личное стрелковое оружие.
Две 60-мм десантные пушки "6-cm.SBts.K.L/21" (Schnellfeuer Boots Kanone) с длиной ствола 21 калибр, были предназначены для использования в десантных партиях. Орудия устанавливались на колесных лафетах "BLL.C/00" (Boots und Landung Lafette). Их можно было использовать также и с катеров или баркасов. Орудие на лафете могло стрелять на дистанцию 4,3 км при максимальном возвышении ствола 19,25 градуса. Боевой запас составлял 250 выстрелов на ствол.
8-мм пулеметы (Masch.Gew.) могли быть установлены на специальных тумбах на палубе или на корабельных плавсредствах. Дальность стрельбы пулемета составляла 2400 метров, скорострельность 250 выстрелов в минуту. Боекомплект на каждый ствол составлял 10.000 патронов. Поднос патронов производился вручную.
В оружейных комнатах корабля хранились также 225 винтовок образца "Mod/98" (27 тысяч патронов, по 120 на ствол) и 90 пистолетов "Mod/04" (27 тысяч патронов, по 300 на ствол).