(краткий исторический обзор присутствия немецких кораблей в водах Китая и на Тихом океане)
Первые колониальные интересы германской нации на Дальнем Востоке проявились в конце 50-х годов XIX века, когда Япония впервые открыла свои порты для мировой торговли, заключив торговые договора с Англией, Россией и США. Пруссия, тогда небольшое европейское государство, также захотела получить равные для себя права в торговле с восточной империей. В 1859 году командор Сундвалл (Kommodores Sundewall), состоявший на службе у прусского короля, был отправлен в плаванье в Восточную Азию, имея в своем подчинении паровой фрегат "Агсопа", парусный фрегат "Thetis", шхуну "Frauenlob" и транспортное судно "Elbe". Вместе с эскадрой в Японию отправился первый прусский посланник граф Шуленберг (Graf Schulenberg, preussischen Gesandten in Japan). На переходе от Сингапура в Йокогаму корабли были застигнуты тайфуном, во время которого 2 сентября 1860 года "Frauenlob" затонула со всей командой недалеко от Йокогамы в бухте Yeddo. На шхуне погибли 47 человек. Остальные корабли прибыли в японский порт. И только к 5 октября 1862 года три корабля вернулись в Данциг. Оставшемуся на Востоке Шуленбургу за несколько лет пребывания в Японии удавалось заложить основу политических и торговых отношений для развития сотрудничества со "страной восходящего солнца".
Попутно делались попытки наладить отношения и с Китаем, с которым в 1861 году Пруссии удается заключить торговое соглашение. Экономические отношения с этой страной налаживались не менее быстрыми темпами. Количество немецких поселенцев в Китае росло настолько стремительно, что к 1886 году имперская почтовая служба решила основать в Китае свое почтовое представительство, и открыло регулярную почтовую линию.
Большую роль в налаживании отношений с Китаем сыграл немецкий посланник в Восточной Азии барон Фердинанд фон Рихтгофен (Ferdinand Freiherr von Richthofen), географ и геолог, прибывший на Восток в 1860 году в составе дипломатического представительства в Японии графа Ойленбурга (Graf Friedrich Eulenburg). В 1868-1871 годах он семь раз посетил Китай. И во многом благодаря именно его стараниям позже, когда Германия решила прочно основаться на Востоке, Тирпиц обратил свое внимание именно на Киао Чао, а Германия получила на берегу этого залива надежную военно-морскую базу и порт.
После основания Рейха в 1871 году интересы новообразованной Кайзеровской империи стали распространяться в Восточную Азию намного более стремительно. Победа над Францией обеспечила Союзу Германских государств новый толчок промышленного роста, и развивающаяся немецкая экономика искала новые рынки сбыта. Страны Востока в этом отношении обещали громаднейшие перспективы. В это время Англия и Россия уже были активны в частности и в Китае, и располагали здесь дипломатическими представительствами. Еще с 1842 года в Гонконге стала постоянно базироваться английская эскадра, в зону действия которой в частности подпадала и Восточная Азия.
Громадное значение для британского влияния в Азии имел и другой китайский порт Шанхай, в котором господство англичан было неоспоримым.
Однако немецкие корабли в те годы на Востоке постоянно не находились. Лишь изредка там появлялись небольшие корветы типов "Arcona", "Ariadne" и "Augusta", проводившие большую часть службы в заграничных плаваниях.
Только в 1875 году германский император послал для постоянной службы в восточно-азиатских водах винтовую парусно-паровую канонерскую лодку "Cyclop". А через несколько лет, в 1880 году туда прибыла другая канонерская лодка "ILtis", также парусно-паровая. Чуть позже прибавились еще несколько канонерок.
В 1881 году корабельный состав в Восточной Азии был усилен настолько серьезно, что это позволило сформировать постоянное соединение, которое получило название "крейсерская эскадра в Восточной Азии" ("Ostasiatische Kreuzergeschwader"). Первым начальником эскадры стал контр-адмирал фон Бланк (Kontr-Admiral von Bianc). Состав эскадры постоянно варьировался. Временами появлялись большие корветы "Leipzig" и "Prinz Adalbert", но в основном это были только небольшие корветы старых типов. Надо сказать также, что не все немецкие корабли, находившиеся в тихоокеанской акватории, зачислялись в состав эскадры. Некоторые корабли - чаще всего это были канонерские лодки, - представлявшие немецкий флаг в Австралии. Новой Гвинее или на тихоокеанских островах, официально в состав эскадры не входили, но формально они подчинялись командующему эскадры. Корабли, числившиеся в заграничном плаваньи, также не всегда зачислялись в эскадру, но формально находились в подчинении командующего. Такой порядок сохранялся и в дальнейшем, но организация морских сил была усложнена - помимо крейсерской эскадры и Восточно-азиатской станции (Ostasiatischen Station) была организована Австралийская станция (Australischen Station), а также выделены корабли-станционеры для представления флага на островах.
26 августа 1883 года фон Бланка на должности командующего крейсерской эскадрой сменил контр-адмирал фон дер Гольтц (Kontr-Admiral Freiherr von der Goltz), поднявший свой флаг на корвете "Stosh". Позже, в 1885 году флаг был перенесен на прибывший корвет "Bismarck".
В 1888-1889 годах из-за ветхости корветы этого типа стали отзывать из дальних плаваний и выводить из активного состава флота. 16 июля 1888 года "Bismarck" был также был отозван в Германию. Флаг эскадры был поднят на большом корвете "Leipzig", который долгое время оставался флагманом эскадры, пока в 1893 году не был отозван в Германию из-за необходимости ремонта машин. В эти годы эскадру составляли корабли разных типов - помимо "Leipzig" небольшой корвет "Olga" и канонерские лодки "Mowe" и "ILtis" . В последний день 1888 года в состав эскадры был зачислен новый крейсер 4-го класса "Schwalbe", а через 6 дней авизо "Pfeil".
В начале следующего. 1889 года. 16 марта сильнейший тайфун обрушился на острова в центральной части Тихого океана. В бухте Апиа на островах Самоа им были застигнуты несколько кораблей. Тогда была разбита в щепки канонерка "Eber" (на ней погибли 73 человека - почти вся команда), а другая канонерка - "Adler" - была целиком выброшена на берег. С ней погибли 20 человек. Серьезные повреждения получил находившийся там же корвет "Olga", выброшенный на отмель. Тогда сильно пострадали и корабли других стран - американские "Trenton", "Vandalia" и "Nipsic", а также английский корвет "Calliope". "Olga" позже ушел в Германию, и после ремонта был перестроен в учебное судно.
В 1890 году в состав эскадры добавились два корвета "Alexandrine" и "Sophie", а также канонерская лодка "Wolf. Следующие несколько лет состав эскадры оставался неизменным.
В 1893 году было принято странное с точки зрения имперской политики решение - государственный секретарь морского ведомства вице-адмирал Хольманн (Vize-Admiral Hollmann, Staatssekretar des Reichsmarineamtes) принял решение о роспуске эскадры. Основанием стало известие о сильном износе механизмов флагманского корабля эскадры корвета "Leipzig". Флагман несколько раньше был отозван в Германию для ремонта, так как предполагавшийся первоначально ремонт в Кейптауне был признан слишком дорогостоящим. Рейхсканцлер фон Каприви (Der Reichskanzler von Caprivi) с решением о расформировании эскадры сразу согласился, так как уже давно высказывал отрицательные взгляды на участие флота в колониальной политике. Согласился с ними и сам император Вильгельм II, однако он при этом пользовался другими мотивами, предполагая проводить представительство в колониях только стационарными кораблями.
Начавшаяся в июне 1894 года японо-китайская война заставила вновь обратить внимание на Восток. Но несмотря на усложнение обстановки, в 1894 году эскадра была расформирована. Часть кораблей разошлась по другим морям и островам, часть вернулась в Германию. Из оставшихся была сформирована крейсерская дивизия (Kreuzerdivision), в командование которой 25 ноября 1894 года вступил контр-адмирал Хофманн (Kontr- Admiral Paul Hofmann). В составе дивизии остались старые корветы "Arcona", "Marie", "Alexandrine" и канонерка "ILtis". Вместо ушедшего "Leipzig" флагманом стал прибывший на Восток в феврале 1893 года корвет "Arcona".
Изменения статуса эскадры сказывались. Хотя политическое и экономическое влияние Германской империи на Востоке оставалось неизменно сильным, для представления флага кораблей не хватало. В то же время стремительно развивающаяся экономика страны требовала расширения сфер влияния, что побуждало рейхстаг к изменению колониальной политики. Именно поэтому японо-китайская война 1894 года придала новый толчок в этом отношении, и Германии пришлось увеличить морские силы в этом регионе. И не только из опасения потерять влияние немецкого флага, но также из-за проводившийся на Востоке общемировой политики. Неминуемое поражение Китая в войне сильно ослабило бы восточную империю, и крупные мировые державы опасались, что Япония своей победой слишком укрепится в Китае, а влияние других стран постепенно ослабнет. Умерить аппетиты Японии можно было только демонстрацией силы, поэтому эскадры всех стран в китайских водах стали резко усиливаться. Не избежала этого и Германия.
В 1895 году состав крейсерской дивизии заметно обновился. В феврале прибыли довольно новые крейсеры 2-го класса "Irene" и "Prinzess Wilhelm". Корветы "Alexandrine" и "Arcona" должны были уйти в фатерланд, но из-за войны их несколько задержали. "Irene", на некоторое время ставший флагманом контр-адмирала Хофманна, сразу же отправился на рейд Чифу. Там же сосредоточились "Marie" и "Arcona". Корвет "Alexandrine" ушел на рейд Иокогамы, канонеока "Wolf ушла в Тин Чин, а канонерка "ILtis" стала на якорь на реке Янцзы перед Чин Кианг (Chinkiang).
В сентябре вместо уходящего корвета "Marie" в составе эскадры появился новый крейсер 4-го класса "Cormoran" (типа "Bussard"). Временно появился также старый броненосец "Kaiser", в 1895 году вышедший из Вильгельмсхафена в дальнее плаванье и получивший приказ на некоторое время влиться в Восточно-азиатскую крейсерскую дивизию.
Изменение политических взглядов на колонии стало причиной решения вновь сформировать "крейсерскую эскадру в Восточной Азии". Однако сразу же это решение так и не было принято - тогда ситуация затруднялась уже тем, что немцы не имели здесь собственного хорошего морского порта для базирования эскадры. Приходилось проводить ремонты и пополняться топливом в иностранных портах, что требовало много времени и финансовых средств. Все это стало причиной того, что с завершением японо-китайской войны большинство немецких кораблей были исключены из состава дивизии - в постоянном составе остались "Cormoran" и канонерские лодки.
Примерно в это время и было решено начать поиски подходящей территории для основания военно-морской базы и немецкой колониальной территории в Китае. 15 июня 1896 года вместо Хофманна в командование дивизией вступил контр-адмирал фон Тирпиц (Kontr-Admiral Alfred von Tirpitz), с именем которого связывается строительство мощного и сильного Флота Открытого моря. Он командовал дивизией совсем недолго - меньше года. Но именно в этот период, и благодаря ему, Германия определилась с созданием военно-морской базы на Востоке. Именно Тирпиц своим влиянием сумел доказать, что из всех предложенных вариантов (а ему были предложены для рассмотрения город-порт Амой (северо-восточнее Гонконга), бухта Замза (залив Дапэнвань - севернее Амоя) и остров Чусан (Чжоушань - недалеко от Шанхая)) - и политически, и географически Германии следует остановиться на заливе Киао Чао (Kiautschou). С выбором базы оказалась связана и катастрофа, случившаяся в дивизии - 23 июля 1896 года в заливе Киао Чао жертвой тайфуна стала немецкая канонерская лодка "ILtis", командир которой, капитан-лейтенант Браун (Kapitanleutnant Braun) по приказу Тирпица занимался обследованием берега залива. С кораблем погибли 76 человек.
К сказанному нелишне добавить, что история с выбором места для военной базы и порта достаточно хорошо описана в воспоминаниях Тирпица.
Однако выбрать место базы и порта было недостаточно. Вопрос требовал еще и политического решения, которое закрепило бы позиции Германии, но в то же время не вызвало политических разногласий с другими странами - в частности с Англией, которая уже давно имела свои виды на сферы влияния в Китае. А стремиться Германии было к чему. В это время торговые отношения с Китаем развивались очень быстрыми темпами. Например, торговый оборот Германии в Китае в 1897 году достиг 80 миллионов марок, в то время как вся остальная колониальная торговля Германии в это время не превышала 35 миллионов.
В том же, 1897 году в Китае резко изменилась политическая ситуация. За последние десять лет в Китае начало развиваться национальное сопротивление против западноевропейского миссионеризма и заполнения иностранцами всех районов страны, которое позже привело к так называемому Боксерскому восстанию ихэтуаней 1897-1900 годов. Но такое расширение национального движения, неизменно связанное с подъемом национальной промышленности и сельского хозяйства, совсем не входило в планы Германии - как, впрочем и других стран, сильно заинтересованных в расширении рынков сбыта.
Ситуация в стране обострялась. 1 ноября 1897 года на Шантунгском полуострове произошло убийство двух немецких римско-католических миссионеров Ниеса и Хенле (Nies и Henle). Этот инцидент стал поводом к посылке в Киао Чао крупной немецкой эскадры. 14 ноября 1897 года император Вильгельм II приказал занять побережье залива, который был довольно удобным местом для создания места постоянного базирования. Этот залив был выбран по рекомендации государственного секретаря Имперского морского ведомства (Reichsmarineamt) Тирпица. Залив был удобен для защиты от нападения с моря и находился достаточно далеко от районов традиционно британских интересов.
Для занятия порта и территории были выделены большой крейсер "Kaiser" (совсем недавно, 25 января 1897 года вместе с "Deutschland" переклассифицированым из броненосцев), легкие крейсеры "Prinzess Wilhelm" и "Cormoran". 17 ноября к ним, в соответствии с приказом нового командира дивизии (с 11 июня 1897 года) контр-адмирала фон Дидерихса (Konter-Admiral Otto von Diederichs), присоединился легкий крейсер "Arcona", а 2 декабря крейсер-корвет "Irene". Хотя, по признанию самих немцев, посылку этой эскадры нельзя было считать реакцией на убийство миссионеров, тем не менее, никто, и сами немцы в том числе, не отрицает, что инцидент стал официальным предлогом к выполнению давно задуманного и подготовлявшегося в течение нескольких лет действия по созданию колониальной территории.
К этому времени в морском министерстве уже утвердилось вполне определенное мнение, что имеющаяся относительно небольшая эскадра малых крейсеров слишком слаба для выполнения поставленных задач. Поэтому еще 23 ноября 1897 года, в период проведения операции, было принято решение об образовании 2-й дивизии крейсеров (2.Kreuzerdivision) и объединении обоих дивизий в единую крейсерскую эскадру (Kreuzergeschwader). Новым начальником эскадры был назначен бывший начальник 1- й крейсерской дивизии фон Дидерихс, получивший в связи с этим звание вице-адмирала. Одновременно он оставался и начальником 1-й дивизии. Начальником 2-й дивизии стал контр-адмирал принц Генрих Прусский (Kontr-Admiral Prinz Heinrich von Preussen).
Когда положение в Китае на некоторое время успокоилось, 6 марта 1898 года китайский император Гуансюй своим указом предоставил область Киао Чао Германии в аренду на 99 лет - в соответствии с арендным договором, заключенным между Германией и Китаем. 27 апреля 1898 года область Киао Чао в соответствии с решением Рейхстага была принята под германский протекторат (unter deutschen "Schutz") и получила статус колониальной территории (Musterkolonie).
Управление новой колониальной областью и защиту ее территории приняло на себя Имперское морское ведомство. С целью охраны колонии и арендованной территории для постоянного размещения в Циндао из Куксхафена был отправлен 3-й морской батальон. В последующее время китайское правительство предоставило дополнительные льготные условия в торговых операциях и предложило немецкому представительству немало выгодных концессий, в особенности для строительства железной дороги. Но, что было особенно важно - новая территория позволяла организовать удобное место базирования для колониальной эскадры.
С этим начался новый виток "передела" территории Китая иностранными державами. Через три недели после Германии, 27 марта, была подписана русско-китайская конвенция - Россия получила в аренду на 25 лет Порт-Артур и Ляодунский полуостров. В следующем месяце Англия арендовала Вэйхайвэй и потребовала в свое подчинение весь полуостров Цзюлун. Засилье и прямое вмешательство иностранцев вызвало недовольство китайского населения. Появились первые признаки нарождающегося восстания, во главе которого встало тайное общество "Ихэтуаней" ("Кулак за справедливость и объединение"). Попытка императора Гуансюй исправить положение "100-дневными реформами" ни к чему ни привела, и 21 сентября он был изолирован и отстранен от власти, бразды которой взяла его мать "железная императрица" Цы Ся. Через месяц ихэтуани официально объявили о начале борьбы против иностранцев. В апреле 1899 года Россия и Англия заключили соглашение о разграничении сфер влияния в Китае. А в ноябре императрица Цы Ся обратилась к губернаторам провинций: "Пусть каждый из вас приложит все усилия, чтобы защитить свой дом и могилы предков от грязных рук чужеземцев...". Центр восстания постепенно переместился из провинции Шаньдун в столичную провинцию Чжи Ли, а через полгода, 26 мая 1900 года, отряды ихэтуаней двинулись в поход на Пекин. Императрица поддержала восстание и оставила без ответа
письменное требование европейских держав, США и Японии о решительном пресечении действий восставших. После этого иностранные дипломаты потребовали от своих правительств присылки десантов в Пекин для защиты представительств.
За время этих событий немецкая крейсерская эскадра заметно усилилась. К 14 апреля 1899 года, когда фон Дидерихс сдавал командование эскадрой принцу Генриху Прусскому, также получившему звание вице-адмирала, в состав эскадры числились старые большие крейсеры "Deutschland" и "Kaiser", крейсеры 2-го класса "Irene", "Prinzess Wilhelm", "Kaiserin Augusta", крейсер 3-го класса "Gefion". Правда "Prinzess Wilhelm" 21 мая был выведен из состава эскадры, но зато одновременно прибавились крейсер 2-го класса "Hertha" (с февраля 1900 года ставший флагманом эскадры), а также канонерка "ILtis" (вторая), а в октябре был зачислен крейсер 2-го класса "Hansa". В январе в 1900 года в эскадру прибыла канонерская лодка "Jaguar".
29 мая 1900 года в Циндао стало известно об обращении императрицы Цы Си к ихэтуаням с поддержкой их движения, направленного против иностранцев и христианских миссионеров, которых простое население считало главными виновниками начавшихся в Китае государственных и экономических реформ, весьма непопулярных в народе.
Немецкий посланник в Пекине Кеттелер (Freiherr von Ketteler) потребовал защиты немецкой миссии от командующего эскадры вице-адмирала Бендеманна (Vize-Admiral Emil Felix Bendemann), принявшего командование эскадрой с 17 февраля 1900 года.
Для выполнения этой задачи была послана канонерская лодка "ILtis", 31 мая ставшая на якорь на рейде у станции Тонгку (Tongku) на реке Пейхо (Хуньха), и доставившая 50 человек из 3-го морского батальона. Примерно в это же время на рейде Таки сосредотачивалась международная эскадра. 8 июня туда же прибыл и сам Бендеманн на крейсере "Hertha". Ситуация в стране резко обострялась. В итоге это привело к политическому конфликту и вооруженному вмешательству иностранных военных сил для подавления восстания. Из немецких кораблей непосредственно в боевых действиях участвовала только канонерская лодка "ILtis", которая в составе международной эскадры 16-17 июня (по ст. стилю 3/4 июня) 1900 года под командованием капитана 2-го ранга Ланса (Korvettenkapitan Lans) приняла участие в штурме форта Taku. Во время боя в канонерку попали 21 снаряд. В итоге этого боя корабли подавили китайскую артиллерию, а десант захватил форты крепости Taku. В крепости был разоружен сдавшийся крейсер "Hai-Jung", а также были захвачены четыре китайских миноносца, которые были разделены между победителями. Интересно отме
тить, что три из них были переименованы в "Taku" ("Hai-Hju" - передан Англии, "Hai-Lung" - передан Франции, "Hai-Ching" - Германии), а четвертый ("Hai- Hoha"), переданный России, был назван "Лейтенант Бураков" в честь офицера, погибшего на канлодке "Кореец".
Тем не менее, 20 июня ихэтуани в Пекине атаковали дипломатические представительства иностранных государств. В этот же день китайский солдат застрелил немецкого посланника Кеттелера, идущего в китайчкое правительство в Saenfte. А 21 июня императрица Цы Ся объявила войну вторгшимся в Китай державам - шести европейским государствам, США и Японии. Это привело к началу полномасштабных военных операций, в которых корабли непосредственно в боевых действиях не участвовали. В сентябре 1901 года китайское правительство капитулировало перед союзными державами, а в декабре в Манчжурии была разгромлена ихэтуаньская "Армия честности и справедливости". Командующий армии, мастер "ушу" Ван Хэда, и оставшийся небольшой отряд были разгромлены в июле 1902 года русскими казаками.
Хотя само восстание было подавлено достаточно быстро, тем не менее, оно послужило новым формальным поводом для резкого усиления германской крейсерской эскадры.
Еще 30 июня 1900 года из Киля в Восточную Азию отправился новейший корабль - первый немецкий броненосный крейсер "Furst Bismarck". 17 августа он был зачислен в состав эскадры, сразу был
назначен флагманским кораблем (и оставался им до 29 апреля 1909 года, пока его не сменил вновь прибывший броненосный крейсер "Scharnhorst").
4 июля также на Восток были направлены малый крейсер "Hela" и миноносцы S.90, S.91 и S.92.
11 июля на Восток ушла 2-я дивизия 1-й броненоснрй эскадры отечественного флота (II. Division des I. Panzer- Geschwader der heimatlichen Flotte) в составе броненосцев "Kurfurst Friedrich Wiihelm", "Brandenburg", "Weissenburg" и "Worth".
27 июля 1900 года из Вилыельмсхафена вышло госпитальное судно (Lazarettschiff) "Gera", на борту которого в Циндао была доставлена команда для захваченного в Таку миноносца, позже так и названного "Taku".
Из-за снижения обостренности обстановки в Китае некоторые корабли были перенаправлены, но и без них эскадра в итоге оказапась весьма сильной. Во второй половине 1900 года в состав эскадры входили четыре больших крейсера "Furst Bismarck", "Hansa", "Hertha" и "Kaiserin Augusta" и шесть малых крейсеров "Irene", "Gefion", "Geier", "Seeadler, "Bussard" и "Schwalbe", а также канонерки "Jaguar", "ILtis", "Luchs". Еще одна канонерка "Tiger" попопнипа эскадру в октябре 1900 года. В этот же период была организована торпедная дивизия (Topedoboot-Division).
Кроме того, до июня 1901 года эскадра была усилена четырьмя вышеназванными броненосцами, которые оперативно подчинялись Бендеманну. но все-таки считались отдельным соединением.
Примерно в это же время было принято решение о необходимости иметь канонерские лодки на реках Китая. Но появились они в составе немецких морских сил только через несколько лет.
Тем временем не прекращалось расширение германских колоний в тихоокеанском регионе.
В 1899 году Германская империя выкупила у Испании, ослабевшей после поражения в войне с САСШ, Каролинские и Марианские острова, а также острова Палау. Через год были выкуплены острова Самоа. Все эти острова были определены также к зоне действия крейсерской эскадры.
В эти и последующие годы стремительно развивался и сам порт Циндао (Tsingtau) - совсем недавно лишь небольшая китайская деревенька Цин Tao (Tsing Таи) на берегу залива - как экономически, так и в военном отношении. Достаточно сказать, что к началу XX века в городе насчитывалось уже 83 тысячи жителей, а в 1914 году их было уже почти 200 тысяч. В городе появился водопровод, 1 июня 1899 года в городе открылась телефонная станция, в декабре 1900 года подводные телеграфные кабели связали колонию с Шанхаем и Чифу, а через них и самой Германией, в феврале 1901 года открылась первая железнодорожная линия Шантунг-Циндао. соединившая город с железнодорожной сетью Китая. Как любопытный факт интересно отметить, что пивной завод в Циндао стал самым крупным подобным предприятием во всей Азии. В 1904 году был построен морской причал №1 (Mole 1), позволявший причаливать крупным океанским пароходам. 17 июня 1907 года Азиатский немецкий банк в Циндао (Deutsch- Asiatische Bank) получил разрешение на обращение собственной валюты. Осенью 1909 года открылся учебный колледж. Из всех немецких колониальных владений экономическое развитие Циндао было особенно необходимо для Германской империи для оправдания больших финансовых вложений, произведенных в Восточной Азии.
Через некоторое время после подавления Боксерского восстания состав крейсерской эскадры был ослаблен. Основные политические цели на Востоке были достигнуты, и морское командование больше не считало нужным постоянно держать там сильную эскадру. Помимо канонерских лодок постоянно оставался для базирования в Циндао только броненосный крейсер "Furst Bismarck". Хотя в составе эскадры оставались числиться и другие крейсеры, включая "Hertha". Время от времени прибывали и уходили разные малые крейсеры. Некоторые из них на время зачислялись в состав эскадры, а для других посещение Циндао стало только эпизодом в их заграничной службе. В любом случае в Циндао всегда заходили все немецкие корабли, появляющиеся в тихоокеанских водах - уже хотя бы для проведения необходимых в длительном плаваньи ремонтов. Между тем для выполнения ремонтов крупных кораблей порт Циндао обзавелся плавучим доком грузоподъемностью 16 тысяч тонн.
В 1907 году в Циндао впервые появился малый крейсер "Leipzig", который оставался в составе эскадры вплоть до войны. В том же. 1907 году пришел малый крейсер "Arcona", который также предполагалось держать в составе эскадры, но износ механизмов потребовал серьезного ремонта. В феврале 1910 года крейсер ушел в Германию, и в Циндао он не возвращался. Было решено переоборудовать его в минный заградитель. Между тем морские силы в Циндао также "обросли" минным заградителем - в 1907 году прибыл построенный в Киле минный заградитель (а "по совместительству" буксир-работяга) "Lauting".
В 1909 году в Циндао прибыл новейший броненосный крейсер "Scharnhorst", который еще при встрече с "Furst Bismarck" в Коломбо 29 апреля был назначен флагманом эскадры вместо уходящего в Германию для проведения ремонта бывшего флагмана. А 18 мая 1909 года на "Scharnhorst" был поднят флаг командующего эскадрой вице-адмирала фон Ингеноля (Vize-Admiral von Ingenohl) - будущего командующего Флотом Открытого моря во время войны. 6 июня 1910 года фон Ингеноль сдал командование эскадрой вице-адмиралу Эриху Гюлеру (Vize-Admiral Erich Guhler).
В 1910 году в состав Китайской эскадры вошли два новых малые крейсеры "Numberg" и "Emden", которые, как и "Leipzig", остались в составе эскадры до самого начала войны.
В начале 1911 года в китайских провинциях Кантон и Куанг-Чи вновь начались волнения и недовольства среди населения. В отличие от Боксерского восстания, они в этот раз были направлены не против иностранцев, а против собственного императора. В связи с этим вмешательство немецких военных сил было ограничено только усилением охраны немецких миссий и учреждений. В это время эскадра осталась без командующего - вице-адмирал Гюлер 21 января 1911 года умер от тифа. Только 25 марта 1911 года командование принял контр-адмирал фон Кросиг (Konter-Admiral Gunther von Krosigk), который командовал эскадрой вплоть до прибытия фон Шпее в конце 1912 года.
До Циндао волнения крестьян не докатились, а вскоре и сама причина тревоги была устранена. Тем не менее, независимо от этого эскадра оказалась усиленной - 14 марта прибыл давно обещаемый эскадре и ожидаемый в Циндао броненосный крейсер "Gneisenau", вышедший из Вильгельмсхафена на Восток еще 11 ноября 1910 года.
Вплоть до начала войны состав крейсерской эскадры больше не менялся - два броненосных и три легких крейсера, помимо канонерских лодок, базировавшихся в Циндао и на реках Китая, старых крейсеров (часть которых с 24 февраля 1913 года стали канонерскими лодками). минного заградителя и пары миноносцев.
4 декабря 1912 года в командование эскадрой вступил вице-адмирал фон Шпее (Vize-Admiral Maximilian Graf von Spee). Именно он занимался всей предвоенной подготовкой эскадры, и именно с ним связана наиболее выдающаяся и известная часть истории этого колониального соединения.