Звезда и смерть Адмирала Шпее

Часть третья

Немецкая крейсерская эскадра в Восточной Азии

(краткий исторический обзор присутствия немецких кораблей в водах Китая и на Тихом океане)

Первые колониальные интересы германской нации на Даль­нем Востоке проявились в конце 50-х годов XIX века, когда Япо­ния впервые открыла свои порты для мировой торговли, зак­лючив торговые договора с Англией, Россией и США. Пруссия, тогда небольшое европейское государство, также захотела по­лучить равные для себя права в торговле с восточной импери­ей. В 1859 году командор Сундвалл (Kommodores Sundewall), состоявший на службе у прусского короля, был отправлен в плаванье в Восточную Азию, имея в своем подчинении паро­вой фрегат "Агсопа", парусный фрегат "Thetis", шхуну "Frauenlob" и транспортное судно "Elbe". Вместе с эскадрой в Японию от­правился первый прусский посланник граф Шуленберг (Graf Schulenberg, preussischen Gesandten in Japan). На переходе от Сингапура в Йокогаму корабли были застигнуты тайфуном, во время которого 2 сентября 1860 года "Frauenlob" затонула со всей командой недалеко от Йокогамы в бухте Yeddo. На шхуне погибли 47 человек. Остальные корабли прибыли в японский порт. И только к 5 октября 1862 года три корабля вернулись в Данциг. Оставшемуся на Востоке Шуленбургу за несколько лет пребывания в Японии удавалось заложить основу политичес­ких и торговых отношений для развития сотрудничества со "страной восходящего солнца".

Попутно делались попытки наладить отношения и с Кита­ем, с которым в 1861 году Пруссии удается заключить торговое соглашение. Экономические отношения с этой страной налажи­вались не менее быстрыми темпами. Количество немецких поселенцев в Китае росло настолько стремительно, что к 1886 году имперская почтовая служба решила основать в Китае свое почтовое представительство, и открыло регулярную почтовую линию.

Большую роль в налаживании отношений с Китаем сыграл немецкий посланник в Восточной Азии барон Фердинанд фон Рихтгофен (Ferdinand Freiherr von Richthofen), географ и геолог, прибывший на Восток в 1860 году в составе дипломатического представительства в Японии графа Ойленбурга (Graf Friedrich Eulenburg). В 1868-1871 годах он семь раз посетил Китай. И во многом благодаря именно его стараниям позже, когда Германия решила прочно основаться на Востоке, Тирпиц обратил свое внимание именно на Киао Чао, а Германия получила на берегу этого залива надежную военно-морскую базу и порт.

После основания Рейха в 1871 году интересы новообразо­ванной Кайзеровской империи стали распространяться в Вос­точную Азию намного более стремительно. Победа над Франци­ей обеспечила Союзу Германских государств новый толчок про­мышленного роста, и развивающаяся немецкая экономика иска­ла новые рынки сбыта. Страны Востока в этом отношении обе­щали громаднейшие перспективы. В это время Англия и Россия уже были активны в частности и в Китае, и располагали здесь дипломатическими представительствами. Еще с 1842 года в Гон­конге стала постоянно базироваться английская эскадра, в зону действия которой в частности подпадала и Восточная Азия.

Громадное значение для британского влияния в Азии имел и другой китайс­кий порт Шанхай, в котором господство англичан было неоспоримым.

Однако немецкие кораб­ли в те годы на Востоке по­стоянно не находились. Лишь изредка там появлялись небольшие корветы типов "Arcona", "Ariadne" и "Augusta", проводившие большую часть службы в заграничных плаваниях.

Только в 1875 году германский император послал для постоянной службы в восточно-азиатских водах винтовую парусно-паровую канонерс­кую лодку "Cyclop". А через несколько лет, в 1880 году туда прибыла другая канонерская лодка "ILtis", также парусно-паровая. Чуть позже прибавились еще несколько канонерок.

В 1881 году корабельный состав в Восточной Азии был усилен настоль­ко серьезно, что это позволило сфор­мировать постоянное соединение, ко­торое получило название "крейсерская эскадра в Восточной Азии" ("Ostasiatische Kreuzergeschwader"). Первым начальником эскадры стал контр-адмирал фон Бланк (Kontr-Admiral von Bianc). Состав эскадры постоянно варьировался. Временами появлялись большие корветы "Leipzig" и "Prinz Adalbert", но в основном это были толь­ко небольшие корветы старых типов. Надо сказать также, что не все немец­кие корабли, находившиеся в тихооке­анской акватории, зачислялись в со­став эскадры. Некоторые корабли - чаще всего это были канонерские лод­ки, - представлявшие немецкий флаг в Австралии. Новой Гвинее или на тихо­океанских островах, официально в со­став эскадры не входили, но формаль­но они подчинялись командующему эс­кадры. Корабли, числившиеся в загра­ничном плаваньи, также не всегда за­числялись в эскадру, но формально находились в подчинении командующе­го. Такой порядок сохранялся и в даль­нейшем, но организация морских сил была усложнена - помимо крейсерской эскадры и Восточно-азиатской станции (Ostasiatischen Station) была организо­вана Австралийская станция (Australischen Station), а также выделе­ны корабли-станционеры для представ­ления флага на островах.

26 августа 1883 года фон Бланка на должности командующего крейсер­ской эскадрой сменил контр-адмирал фон дер Гольтц (Kontr-Admiral Freiherr von der Goltz), поднявший свой флаг на корвете "Stosh". Позже, в 1885 году флаг был перенесен на прибывший кор­вет "Bismarck".

В 1888-1889 годах из-за ветхос­ти корветы этого типа стали отзывать из дальних плаваний и выводить из ак­тивного состава флота. 16 июля 1888 года "Bismarck" был также был отозван в Германию. Флаг эскадры был поднят на большом корвете "Leipzig", который долгое время оставался флагманом эскадры, пока в 1893 году не был ото­зван в Германию из-за необходимости ремонта машин. В эти годы эскадру составляли корабли разных типов - помимо "Leipzig" небольшой корвет "Olga" и канонерские лодки "Mowe" и "ILtis" . В последний день 1888 года в состав эскадры был зачислен новый крейсер 4-го класса "Schwalbe", а че­рез 6 дней авизо "Pfeil".

В начале следующего. 1889 года. 16 марта сильнейший тайфун обрушил­ся на острова в центральной части Тихого океана. В бухте Апиа на остро­вах Самоа им были застигнуты не­сколько кораблей. Тогда была разбита в щепки канонерка "Eber" (на ней по­гибли 73 человека - почти вся коман­да), а другая канонерка - "Adler" - была целиком выброшена на берег. С ней погибли 20 человек. Серьезные повреждения получил находившийся там же корвет "Olga", выброшенный на от­мель. Тогда сильно пострадали и ко­рабли других стран - американские "Trenton", "Vandalia" и "Nipsic", а также английский корвет "Calliope". "Olga" поз­же ушел в Германию, и после ремонта был перестроен в учебное судно.

В 1890 году в состав эскадры до­бавились два корвета "Alexandrine" и "Sophie", а также канонерская лодка "Wolf. Следующие несколько лет со­став эскадры оставался неизменным.

В 1893 году было принято стран­ное с точки зрения имперской полити­ки решение - государственный секре­тарь морского ведомства вице-адми­рал Хольманн (Vize-Admiral Hollmann, Staatssekretar des Reichsmarineamtes) принял решение о роспуске эскадры. Основанием стало известие о силь­ном износе механизмов флагманского корабля эскадры корвета "Leipzig". Флагман несколько раньше был ото­зван в Германию для ремонта, так как предполагавшийся первоначально ре­монт в Кейптауне был признан слиш­ком дорогостоящим. Рейхсканцлер фон Каприви (Der Reichskanzler von Caprivi) с решением о расформировании эскад­ры сразу согласился, так как уже дав­но высказывал отрицательные взгля­ды на участие флота в колониальной политике. Согласился с ними и сам император Вильгельм II, однако он при этом пользовался другими мотивами, предполагая проводить представи­тельство в колониях только стацио­нарными кораблями.

Начавшаяся в июне 1894 года япо­но-китайская война заставила вновь обратить внимание на Восток. Но не­смотря на усложнение обстановки, в 1894 году эскадра была расформиро­вана. Часть кораблей разошлась по другим морям и островам, часть вер­нулась в Германию. Из оставшихся была сформирована крейсерская ди­визия (Kreuzerdivision), в командова­ние которой 25 ноября 1894 года всту­пил контр-адмирал Хофманн (Kontr- Admiral Paul Hofmann). В составе диви­зии остались старые корветы "Arcona", "Marie", "Alexandrine" и кано­нерка "ILtis". Вместо ушедшего "Leipzig" флагманом стал прибывший на Восток в феврале 1893 года корвет "Arcona".

Изменения статуса эскадры ска­зывались. Хотя политическое и эконо­мическое влияние Германской импе­рии на Востоке оставалось неизменно сильным, для представления флага кораблей не хватало. В то же время стремительно развивающаяся эконо­мика страны требовала расширения сфер влияния, что побуждало рейхстаг к изменению колониальной политики. Именно поэтому японо-китайская вой­на 1894 года придала новый толчок в этом отношении, и Германии пришлось увеличить морские силы в этом ре­гионе. И не только из опасения поте­рять влияние немецкого флага, но так­же из-за проводившийся на Востоке общемировой политики. Неминуемое поражение Китая в войне сильно ос­лабило бы восточную империю, и круп­ные мировые державы опасались, что Япония своей победой слишком укре­пится в Китае, а влияние других стран постепенно ослабнет. Умерить аппе­титы Японии можно было только де­монстрацией силы, поэтому эскадры всех стран в китайских водах стали резко усиливаться. Не избежала этого и Германия.

В 1895 году состав крейсерской дивизии заметно обновился. В февра­ле прибыли довольно новые крейсеры 2-го класса "Irene" и "Prinzess Wilhelm". Корветы "Alexandrine" и "Arcona" дол­жны были уйти в фатерланд, но из-за войны их несколько задержали. "Irene", на некоторое время ставший флагма­ном контр-адмирала Хофманна, сразу же отправился на рейд Чифу. Там же сосредоточились "Marie" и "Arcona". Корвет "Alexandrine" ушел на рейд Ио­когамы, канонеока "Wolf ушла в Тин Чин, а канонерка "ILtis" стала на якорь на реке Янцзы перед Чин Кианг (Chinkiang).

В сентябре вместо уходящего корвета "Marie" в составе эскадры по­явился новый крейсер 4-го класса "Cormoran" (типа "Bussard"). Временно появился также старый броненосец "Kaiser", в 1895 году вышедший из Вильгельмсхафена в дальнее плаванье и получивший приказ на некоторое вре­мя влиться в Восточно-азиатскую крейсерскую дивизию.

Изменение политических взгля­дов на колонии стало причиной реше­ния вновь сформировать "крейсерс­кую эскадру в Восточной Азии". Одна­ко сразу же это решение так и не было принято - тогда ситуация затрудня­лась уже тем, что немцы не имели здесь собственного хорошего морско­го порта для базирования эскадры. Приходилось проводить ремонты и по­полняться топливом в иностранных портах, что требовало много време­ни и финансовых средств. Все это стало причиной того, что с заверше­нием японо-китайской войны большин­ство немецких кораблей были исклю­чены из состава дивизии - в постоян­ном составе остались "Cormoran" и ка­нонерские лодки.

Примерно в это время и было ре­шено начать поиски подходящей тер­ритории для основания военно-морс­кой базы и немецкой колониальной территории в Китае. 15 июня 1896 года вместо Хофманна в командование ди­визией вступил контр-адмирал фон Тирпиц (Kontr-Admiral Alfred von Tirpitz), с именем которого связывается стро­ительство мощного и сильного Флота Открытого моря. Он командовал ди­визией совсем недолго - меньше года. Но именно в этот период, и благодаря ему, Германия определилась с созда­нием военно-морской базы на Восто­ке. Именно Тирпиц своим влиянием сумел доказать, что из всех предло­женных вариантов (а ему были пред­ложены для рассмотрения город-порт Амой (северо-восточнее Гонконга), бухта Замза (залив Дапэнвань - се­вернее Амоя) и остров Чусан (Чжоушань - недалеко от Шанхая)) - и поли­тически, и географически Германии следует остановиться на заливе Киао Чао (Kiautschou). С выбором базы ока­залась связана и катастрофа, случив­шаяся в дивизии - 23 июля 1896 года в заливе Киао Чао жертвой тайфуна стала немецкая канонерская лодка "ILtis", командир которой, капитан-лей­тенант Браун (Kapitanleutnant Braun) по приказу Тирпица занимался обследо­ванием берега залива. С кораблем погибли 76 человек.

К сказанному нелишне добавить, что история с выбором места для во­енной базы и порта достаточно хоро­шо описана в воспоминаниях Тирпи­ца.

Однако выбрать место базы и порта было недостаточно. Вопрос тре­бовал еще и политического решения, которое закрепило бы позиции Герма­нии, но в то же время не вызвало по­литических разногласий с другими странами - в частности с Англией, которая уже давно имела свои виды на сферы влияния в Китае. А стре­миться Германии было к чему. В это время торговые отношения с Китаем развивались очень быстрыми темпа­ми. Например, торговый оборот Гер­мании в Китае в 1897 году достиг 80 миллионов марок, в то время как вся остальная колониальная торговля Германии в это время не превышала 35 миллионов.

В том же, 1897 году в Китае рез­ко изменилась политическая ситуа­ция. За последние десять лет в Китае начало развиваться национальное со­противление против западноевропей­ского миссионеризма и заполнения иностранцами всех районов страны, которое позже привело к так называ­емому Боксерскому восстанию ихэтуаней 1897-1900 годов. Но такое рас­ширение национального движения, неизмен­но связанное с подъемом национальной про­мышленности и сельского хозяйства, совсем не входило в планы Германии - как, впрочем и других стран, сильно заинтересованных в расширении рынков сбыта.

Ситуация в стране обострялась. 1 но­ября 1897 года на Шантунгском полуострове произошло убийство двух немецких римско-католических миссионеров Ниеса и Хенле (Nies и Henle). Этот инцидент стал поводом к посылке в Киао Чао крупной немецкой эскад­ры. 14 ноября 1897 года император Виль­гельм II приказал занять побережье залива, который был довольно удобным местом для создания места постоянного базирования. Этот залив был выбран по рекомендации го­сударственного секретаря Имперского мор­ского ведомства (Reichsmarineamt) Тирпица. Залив был удобен для защиты от нападения с моря и находился достаточно далеко от районов традиционно британских интересов.

Для занятия порта и территории были выделены большой крейсер "Kaiser" (совсем недавно, 25 января 1897 года вместе с "Deutschland" переклассифицированым из броненосцев), легкие крейсеры "Prinzess Wilhelm" и "Cormoran". 17 ноября к ним, в со­ответствии с приказом нового командира дивизии (с 11 июня 1897 года) контр-адмира­ла фон Дидерихса (Konter-Admiral Otto von Diederichs), присоединился легкий крейсер "Arcona", а 2 декабря крейсер-корвет "Irene". Хотя, по признанию самих немцев, посылку этой эскадры нельзя было считать реакцией на убийство миссионеров, тем не менее, ник­то, и сами немцы в том числе, не отрицает, что инцидент стал официальным предлогом к выполнению давно задуманного и подго­товлявшегося в течение нескольких лет дей­ствия по созданию колониальной террито­рии.

К этому времени в морском министер­стве уже утвердилось вполне определенное мнение, что имеющаяся относительно не­большая эскадра малых крейсеров слишком слаба для выполнения поставленных задач. Поэтому еще 23 ноября 1897 года, в период проведения операции, было принято реше­ние об образовании 2-й дивизии крейсеров (2.Kreuzerdivision) и объединении обоих ди­визий в единую крейсерскую эскадру (Kreuzergeschwader). Новым начальником эскадры был назначен бывший начальник 1- й крейсерской дивизии фон Дидерихс, полу­чивший в связи с этим звание вице-адмира­ла. Одновременно он оставался и начальни­ком 1-й дивизии. Начальником 2-й дивизии стал контр-адмирал принц Генрих Прусский (Kontr-Admiral Prinz Heinrich von Preussen).

Когда положение в Китае на некоторое время успокоилось, 6 марта 1898 года ки­тайский император Гуансюй своим указом предоставил область Киао Чао Германии в аренду на 99 лет - в соответствии с арендным договором, заключенным между Германией и Китаем. 27 апре­ля 1898 года область Киао Чао в со­ответствии с решением Рейхстага была принята под германский протек­торат (unter deutschen "Schutz") и по­лучила статус колониальной терри­тории (Musterkolonie).

Управление новой колониальной областью и защиту ее территории при­няло на себя Имперское морское ве­домство. С целью охраны колонии и арендованной территории для посто­янного размещения в Циндао из Куксхафена был отправлен 3-й морской батальон. В последующее время ки­тайское правительство предостави­ло дополнительные льготные условия в торговых операциях и предложило немецкому представительству нема­ло выгодных концессий, в особенно­сти для строительства железной до­роги. Но, что было особенно важно - новая территория позволяла организо­вать удобное место базирования для колониальной эскадры.

С этим начался новый виток "пе­редела" территории Китая иностранны­ми державами. Через три недели пос­ле Германии, 27 марта, была подписа­на русско-китайская конвенция - Рос­сия получила в аренду на 25 лет Порт-Артур и Ляодунский полуостров. В сле­дующем месяце Англия арендовала Вэйхайвэй и потребовала в свое под­чинение весь полуостров Цзюлун. За­силье и прямое вмешательство инос­транцев вызвало недовольство китай­ского населения. Появились первые признаки нарождающегося восстания, во главе которого встало тайное общество "Ихэтуаней" ("Кулак за справедливость и объединение"). Попытка императора Гуансюй исправить положение "100-дневными реформами" ни к чему ни привела, и 21 сен­тября он был изолирован и отстранен от вла­сти, бразды которой взяла его мать "желез­ная императрица" Цы Ся. Через месяц ихэтуани официально объявили о начале борь­бы против иностранцев. В апреле 1899 года Россия и Англия заключили соглашение о раз­граничении сфер влияния в Китае. А в нояб­ре императрица Цы Ся обратилась к губер­наторам провинций: "Пусть каждый из вас приложит все усилия, чтобы защитить свой дом и могилы предков от грязных рук чуже­земцев...". Центр восстания постепенно пе­реместился из провинции Шаньдун в сто­личную провинцию Чжи Ли, а через полгода, 26 мая 1900 года, отряды ихэтуаней двину­лись в поход на Пекин. Императрица под­держала восстание и оставила без ответа

письменное требование европейских держав, США и Японии о решитель­ном пресечении действий восстав­ших. После этого иностранные дипло­маты потребовали от своих прави­тельств присылки десантов в Пекин для защиты представительств.

За время этих событий немец­кая крейсерская эскадра заметно уси­лилась. К 14 апреля 1899 года, когда фон Дидерихс сдавал командование эскад­рой принцу Генриху Прусскому, также полу­чившему звание вице-адмирала, в состав эскадры числились старые большие крейсе­ры "Deutschland" и "Kaiser", крейсеры 2-го класса "Irene", "Prinzess Wilhelm", "Kaiserin Augusta", крейсер 3-го класса "Gefion". Прав­да "Prinzess Wilhelm" 21 мая был выведен из состава эскадры, но зато одновременно при­бавились крейсер 2-го класса "Hertha" (с фев­раля 1900 года ставший флагманом эскад­ры), а также канонерка "ILtis" (вторая), а в октябре был зачислен крейсер 2-го класса "Hansa". В январе в 1900 года в эскадру при­была канонерская лодка "Jaguar".

29 мая 1900 года в Циндао стало извес­тно об обращении императрицы Цы Си к ихэтуаням с поддержкой их движения, направ­ленного против иностранцев и христианских миссионеров, которых простое население считало главными виновниками начавших­ся в Китае государственных и экономичес­ких реформ, весьма непопулярных в наро­де.

Немецкий посланник в Пекине Кеттелер (Freiherr von Ketteler) потребовал защиты не­мецкой миссии от командующего эскадры вице-адмирала Бендеманна (Vize-Admiral Emil Felix Bendemann), принявшего командование эскадрой с 17 февраля 1900 года.

Для выполнения этой задачи была по­слана канонерская лодка "ILtis", 31 мая став­шая на якорь на рейде у станции Тонгку (Tongku) на реке Пейхо (Хуньха), и доставив­шая 50 человек из 3-го морского батальона. Примерно в это же время на рейде Таки со­средотачивалась международная эскадра. 8 июня туда же прибыл и сам Бендеманн на крейсере "Hertha". Ситуация в стране резко обострялась. В итоге это привело к полити­ческому конфликту и вооруженному вмеша­тельству иностранных военных сил для по­давления восстания. Из немецких кораблей непосредственно в боевых действиях уча­ствовала только канонерская лодка "ILtis", которая в составе международной эскадры 16-17 июня (по ст. стилю 3/4 июня) 1900 года под командованием капитана 2-го ранга Ланса (Korvettenkapitan Lans) приняла участие в штурме форта Taku. Во время боя в канонер­ку попали 21 снаряд. В итоге этого боя кораб­ли подавили китайскую артиллерию, а десант захватил форты крепости Taku. В крепости был разоружен сдавшийся крейсер "Hai-Jung", а также были захвачены четыре ки­тайских миноносца, которые были разделе­ны между победителями. Интересно отме­

тить, что три из них были пере­именованы в "Taku" ("Hai-Hju" - передан Англии, "Hai-Lung" - пе­редан Франции, "Hai-Ching" - Гер­мании), а четвертый ("Hai- Hoha"), переданный России, был назван "Лейтенант Бураков" в честь офицера, погибшего на канлодке "Кореец".

Тем не менее, 20 июня ихэтуани в Пекине атаковали дип­ломатические представитель­ства иностранных государств. В этот же день китайский сол­дат застрелил немецкого по­сланника Кеттелера, идущего в китайчкое правительство в Saenfte. А 21 июня императри­ца Цы Ся объявила войну втор­гшимся в Китай державам - ше­сти европейским государствам, США и Японии. Это привело к началу полномасштабных воен­ных операций, в которых корабли непосредственно в бое­вых действиях не участво­вали. В сентябре 1901 года китайское правительство капитулировало перед со­юзными державами, а в де­кабре в Манчжурии была разгромлена ихэтуаньская "Армия честности и справедливости". Командую­щий армии, мастер "ушу" Ван Хэда, и оставшийся не­большой отряд были раз­громлены в июле 1902 года русскими казаками.

Хотя само восстание было подавлено достаточ­но быстро, тем не менее, оно послужило новым фор­мальным поводом для рез­кого усиления германской крейсерской эскадры.

Еще 30 июня 1900 года из Киля в Восточную Азию отправился новейший ко­рабль - первый немецкий броненосный крейсер "Furst Bismarck". 17 авгус­та он был зачислен в со­став эскадры, сразу был

назначен флагманским кораблем (и оставался им до 29 апреля 1909 года, пока его не сменил вновь прибывший броненосный крейсер "Scharnhorst").

4 июля также на Восток были направлены малый крейсер "Hela" и миноносцы S.90, S.91 и S.92.

11 июля на Восток ушла 2-я дивизия 1-й броненоснрй эс­кадры отечественного флота (II. Division des I. Panzer- Geschwader der heimatlichen Flotte) в составе броненосцев "Kurfurst Friedrich Wiihelm", "Brandenburg", "Weissenburg" и "Worth".

27 июля 1900 года из Вилыельмсхафена выш­ло госпитальное судно (Lazarettschiff) "Gera", на борту которого в Циндао была доставлена коман­да для захваченного в Таку миноносца, позже так и названного "Taku".

Из-за снижения обостренности обстановки в Китае некоторые корабли были перенаправлены, но и без них эскадра в итоге оказапась весьма силь­ной. Во второй половине 1900 года в состав эскад­ры входили четыре больших крейсера "Furst Bismarck", "Hansa", "Hertha" и "Kaiserin Augusta" и шесть малых крейсеров "Irene", "Gefion", "Geier", "Seeadler, "Bussard" и "Schwalbe", а также кано­нерки "Jaguar", "ILtis", "Luchs". Еще одна канонерка "Tiger" попопнипа эскадру в октябре 1900 года. В этот же период была организована торпедная ди­визия (Topedoboot-Division).

Кроме того, до июня 1901 года эскадра была усилена четырьмя вышеназванными броненосца­ми, которые оперативно подчинялись Бендеманну. но все-таки считались отдельным соединением.

Примерно в это же время было принято ре­шение о необходимости иметь канонерские лодки на реках Китая. Но появились они в составе не­мецких морских сил только через несколько лет.

Тем временем не прекраща­лось расширение германских коло­ний в тихоокеанском регионе.

В 1899 году Германская импе­рия выкупила у Испании, ослабев­шей после поражения в войне с САСШ, Каролинские и Марианские острова, а также острова Палау. Че­рез год были выкуплены острова Самоа. Все эти острова были опре­делены также к зоне действия крей­серской эскадры.

В эти и последующие годы стре­мительно развивался и сам порт Циндао (Tsingtau) - совсем недавно лишь небольшая китайская деревень­ка Цин Tao (Tsing Таи) на берегу зали­ва - как экономически, так и в воен­ном отношении. Достаточно сказать, что к началу XX века в городе насчи­тывалось уже 83 тысячи жителей, а в 1914 году их было уже почти 200 тысяч. В городе появился водопро­вод, 1 июня 1899 года в городе от­крылась телефонная станция, в де­кабре 1900 года подводные телеграф­ные кабели связали колонию с Шан­хаем и Чифу, а через них и самой Германией, в феврале 1901 года от­крылась первая железнодорожная линия Шантунг-Циндао. соединившая город с железнодорожной сетью Ки­тая. Как любопытный факт интерес­но отметить, что пивной завод в Циндао стал самым крупным подоб­ным предприятием во всей Азии. В 1904 году был построен морской при­чал №1 (Mole 1), позволявший при­чаливать крупным океанским паро­ходам. 17 июня 1907 года Азиатский немецкий банк в Циндао (Deutsch- Asiatische Bank) получил разрешение на обращение собственной валюты. Осенью 1909 года открылся учебный колледж. Из всех немецких колони­альных владений экономическое развитие Циндао было особенно не­обходимо для Германской империи для оправдания больших финансо­вых вложений, произведенных в Восточной Азии.

Через некоторое время после подавления Боксерского восстания состав крейсерской эскадры был ослаб­лен. Основные политические цели на Во­стоке были достигнуты, и морское коман­дование больше не считало нужным по­стоянно держать там сильную эскадру. Помимо канонерских лодок постоянно ос­тавался для базирования в Циндао толь­ко броненосный крейсер "Furst Bismarck". Хотя в составе эскадры оставались чис­литься и другие крейсеры, включая "Hertha". Время от времени прибывали и уходили разные малые крейсеры. Неко­торые из них на время зачислялись в со­став эскадры, а для других посещение Циндао стало только эпизодом в их заг­раничной службе. В любом случае в Цин­дао всегда заходили все немецкие кораб­ли, появляющиеся в тихоокеанских водах - уже хотя бы для проведения необходи­мых в длительном плаваньи ремонтов. Между тем для выполнения ремонтов крупных кораблей порт Циндао обзавел­ся плавучим доком грузоподъемностью 16 тысяч тонн.

В 1907 году в Циндао впервые появился малый крей­сер "Leipzig", который оставался в составе эскадры вплоть до войны. В том же. 1907 году пришел малый крей­сер "Arcona", который также предполагалось держать в составе эскадры, но износ механизмов потребовал се­рьезного ремонта. В феврале 1910 года крейсер ушел в Германию, и в Циндао он не возвращался. Было решено переоборудовать его в минный заградитель. Между тем морские силы в Циндао также "обросли" минным загра­дителем - в 1907 году прибыл построенный в Киле мин­ный заградитель (а "по совместительству" буксир-рабо­тяга) "Lauting".

В 1909 году в Циндао прибыл новейший броненос­ный крейсер "Scharnhorst", который еще при встрече с "Furst Bismarck" в Коломбо 29 апреля был назначен флаг­маном эскадры вместо уходящего в Германию для про­ведения ремонта бывшего флагмана. А 18 мая 1909 года на "Scharnhorst" был поднят флаг командующего эскад­рой вице-адмирала фон Ингеноля (Vize-Admiral von Ingenohl) - будущего командующего Флотом Открытого моря во время войны. 6 июня 1910 года фон Ингеноль сдал командование эскадрой вице-адмиралу Эриху Гюлеру (Vize-Admiral Erich Guhler).

В 1910 году в состав Китайской эскадры вошли два новых малые крейсеры "Numberg" и "Emden", которые, как и "Leipzig", остались в составе эскадры до самого начала войны.

В начале 1911 года в китайских провинциях Кантон и Куанг-Чи вновь начались волнения и недовольства среди населения. В отличие от Боксерского восстания, они в этот раз были направлены не против иностранцев, а против собственного императора. В связи с этим вмешательство немецких военных сил было ограничено толь­ко усилением охраны немецких миссий и учреждений. В это время эскадра осталась без командующего - вице-адмирал Гюлер 21 января 1911 года умер от тифа. Только 25 марта 1911 года командование принял контр-адмирал фон Кросиг (Konter-Admiral Gunther von Krosigk), который командовал эскадрой вплоть до прибытия фон Шпее в конце 1912 года.

До Циндао волнения крестьян не докатились, а вско­ре и сама причина тревоги была устранена. Тем не ме­нее, независимо от этого эскадра оказалась усиленной - 14 марта прибыл давно обещаемый эскадре и ожидае­мый в Циндао броненосный крейсер "Gneisenau", вышедший из Вильгельмсхафена на Восток еще 11 ноября 1910 года.

Вплоть до начала войны состав крейсерской эскадры больше не менялся - два броненосных и три легких крейсе­ра, помимо канонерских лодок, базиро­вавшихся в Циндао и на реках Китая, ста­рых крейсеров (часть которых с 24 фев­раля 1913 года стали канонерскими лод­ками). минного заградителя и пары мино­носцев.

4 декабря 1912 года в командование эскадрой вступил вице-адмирал фон Шпее (Vize-Admiral Maximilian Graf von Spee). Именно он занимался всей пред­военной подготовкой эскадры, и именно с ним связана наиболее выдающаяся и известная часть истории этого колони­ального соединения.

Печуконис Н.И.