Краткий исторический обзор миноносных сил военного флота Италии

История интернирования Итальянского флота на Мальте

К концу августа 1943 года военно-политическая обста­новка для Италии складывалась крайне неудачно.

Еще в октябре 1942 года в Северной Африке английские войска под командованием Монтгомери остановили наступле­ние немецких армий Роммеля. А вскоре последовала высадка войск антифашистского блока в Северной Африке - операция, которую Черчилль, имевший склонность к помпезным речам, назвал «компенсацией второго фронта», но каковой она так и не стала. Немецко-итальянское командование, перебросившее все основные силы под Сталинград, не смогло оказать достаточной поддержки Роммелю. В мае 1943-го, теснимые и с запада, и с востока немецко-итальянские войска были окружены в районе мыса Бон и 12 мая капитулировали. Ровно через два месяца, 10- 11 июля, началось вторжение союзников на Сицилию.

В этой войне Италию преследовали неудачи. Греция, Северная Африка, малоуспешные действия флота, затем Сици­лия - все эти факторы ослабили военную мощь Италии и все больше и больше ставили ее в зависимость от помощи Герма­нии. Это вызывало растущее недовольство политикой Муссо­лини даже среди его соратников. На Большом совете фашистс­кой партии Италии 24-25 июля Бенито Муссолини (Benito Mussolini) впервые открыто было выражено недоверие, и он сразу же был смещен королем Виктором-Эммануилом. Сформировать новое правительство было поручено бывшему Начальнику Генераль­ного Штаба маршалу Бадольо (Pietro Badoglio). 28 июля Муссоли­ни был арестован, а фашистская партия распущена. Однако, опасаясь вмешательства немецких войск, новое правитель­ство делало вид, что Италия по-прежнему остается союзником Германии и продолжает военные действия, хотя уже 17 августа немецкие и итальянские войска были эвакуированы с Сицилии.

В такой обстановке все чаще и чаще поднимался вопрос о безвыходном положении Италии и безнадежности дальнейше­го сопротивления. В правительстве страны ситуацию понима­ли также ясно и, исходя из этого, сразу после смены власти в стране начался поиск реальных возможностей выхода из со­здавшегося положения. А выходом могла быть только военная капитуляция перед антифашистским альянсом.

Поэтому уже 3 августа представители нового итальянс­кого правительства в Лиссабоне начали тайные переговоры с представителями союзного командования о заключении сепа­ратного мира. Велись они с большим или меньшим успехом, но так или иначе, постепенно привели к тому, что 3 сентября, пос­ле полудня в местечке Cassibili на Сицилии было подписано пред­варительное соглашение о перемирии. Однако итальянское пра­вительство продолжало делать вид, что Италия остается со­юзником Германии, и информация о перемирии еще некоторое время скрывалась не только от гражданского населения и ар­мии, но и от высших чинов военного армейского и флотского штабов. Тем не менее, некоторые сведения о соглашении все- таки просачивались. Например, 3 сентября адмирал Де Коуртен (De Courten), министр военно-морского флота и одновременно начальник штаба военно-морского командования, во время выступления допустил в своей речи конфиденциальное сооб­щение о том, что уже ведутся предварительные переговоры о прекращении военных действий, и уже имеются определенные предпосылки позитивного характера. Умолчав, правда, о том, что весь пакет документов был согласован и подготовлен к подписанию.

И именно в этот день наступил кризис в войне. 3 сентяб­ря 1943 года силы вторжения союзников высадились на пляжах Калабрии. Итальянское военное командование, остававшееся в неведении о фактической стороне дел, готовилось к основа­тельной обороне, и с этого момента все тяжелые корабли ита­льянского флота постоянно находились в состоянии 6-часовой готовности к выходу в море. Сами моряки, включая командиров кораблей и соединений, считали, что целью введения постоян­ной боевой готовности была крайняя необходимость выхода в море по приказу правительства, с тем, что бы дать «последний и решительный бой» силам вторжения. Однако подлинная при­чина была совсем другой.

4-й параграф секретного соглашения о перемирии напря­мую касался военно-морских сил Италии. Предусматривалось, что все целые боевые корабли итальянского флота будут не­медленно выведены из итальянских портов и сосредоточены в местах, которые будут указаны союзным командованием. Та­ким местом была выбрана Мальта - остров в центральной час­ти Средиземного моря, к югу от Сицилии. Во время войны гавань острова и порт Ла-Валетта служили главной операционной ба­зой британского средиземноморского флота. В течение почти трех лет, с июня 1940 года до весны 1943-го остров постоянно подвергался бомбардировкам немецко-итальянской авиации, которые в отдельные периоды имели массированный характер. Тем не менее, базирование кораблей на острове обеспечива­лось постоянно и не прекращалось в течение всей войны.

6 сентября Де Коуртен сделал еще одно приватное сооб­щение о подписании соглашения, немного коснувшись даже ус­ловий сдачи военного флота. Но и в это время ни другие адми­ралы, ни штаб морского командования в Риме по-прежнему не имели точных и определенных сведений о соглашении.

Утром 7 сентября Высшее военно-морское командова­ние (Supermarina) получило сведения об усилении активности действий флота союзников на Средиземном море. Это сообще­ние было принято как признак готовящегося нового вторжения, и поэтому было приказано немедленно приступить к осуществ­лению давно спланированного и подготовленного плана проти­водействия под кодовым названием «Операция Z». В соответ­ствии с первым этапом операции по приказу командования под­водных сил флота Италии (Maricosom) в море вышли сразу двад­цать подводных лодок, задачей которых было обнаружить и ата­ковать силы вторжения противника. В тот же день, примерно в 20 часов вечера британская субмарина «Shakespeare» в районе Неаполя торпедировала и потопила одну из этих лодок «Velella». Остальные благополучно достигли своих позиции в Тирренском море - «Alagi», «Benedetto Brin», «Diaspro», Galatea», «Giada», «Магеа», «Nichelio», «Platino», «Topazio» и «Turchese» (погибшая «Velella» также шла в Тирренское море), и в Ионическое море -

«Fratteli Bandiera», «Marc Antonio Bragadino», «Jalea», «Ciro Menotti», «Onice», «Luigi Settembrini», «Squalo», «Vortice» и «Zoea». Од­новременно весь надводный флот был подразделен на две части, ко­торыми командовали адмиралы Бергамини (Bergamini) в Ла Специи и Да Зара (Da Зага) в Таранто.

Предполагаемая угроза вторжения дала повод адмиралу Де Коуртену для организации срочной встречи с обоими адмиралами. Она состоялась после полудня 7 сентяб­ря в Риме. Но и тогда Де Коуртен продолжал скры­вать правдивое развитие событий и причины под­держания боевой готовности на эскадрах для не­медленного выхода в море. По прежнему стара­тельно поддерживалась версия о приближении мо­мента «последнего и решительного боя», причем Де Коуртен различными обмолвками и намеками постарался создать у адмиралов мнение, что этот момент может наступить примерно 12 сентября. Но, тем не менее, одновременно Де Коуртен обо­их адмиралов предостерегал, что ожидается воз­можность попыток захвата кораблей итальянско­го флота немецкими силами. Это конечно же, впол­не могло иметь место в случае капитуляции, од­нако причины такой возможности адмиралам не разъяснялись. Командирам соединений предлага­лось принять соответствующие меры. С тем со­вещание и закончилось.

А следующим утром, 8 сентября, союзное командование секретным сообщением информировало итальянское прави­тельство, что окончание боевых действий ожидается вечером этого же дня. На основании этого заявления. Де Коуртен заве­рил адмиралов, что флот может выйти в море основным соста­вом уже в конце дня, однако по-прежнему не информировал их о предполагаемом перемирии и об истинных причинах «мис­сии».

Одновременно примерно такая же версия цели выхода кораблей в море была сообщена главнокомандующему немец­кими войсками в Италии Кессельрингу. Его поставили в извес­тность, что планируемый выход вечером 8 сентября предпри­нимается только лишь с «самоубийственной миссией» боя с флотом вторжения союзников. А для укрепления его в этот мне­нии Де Коуртен даже попросил о прикрытии с воздуха своих кораблей.

Еще до полудня 8 сентября адмирал Бергамини созвал подчиненных командиров соединений и кораблей и сообщил им, что эскадра выходит в море для атаки десантного соединения противника в Тирренском море. Он приказал держать корабли в готовности к выходу, дополнив, что они еще не в море только потому, что из Рима еще не поступил окончательный приказ о начале «акции».

Приказ из Рима, тем не менее, не приходил. Де Коуртен удерживал корабли в портах, ожидая вместо чисто формально­го сообщения четких и ясных сведений, подтверждающих об окончании боевых действий. Но такое сообщение пришло толь­ко в 18.30 8 сентября (по среднеевропейскому летнему време­ни), когда генерал Эйзенхауэр через радио Алжира официально сообщил о достигнутом соглашении и вступлении его в силу.

Глава правительства Италии маршал Бадольо подтвердил со­общение только через час - в 19.45, а еще через 15 минут Кессельринг отдал немецким войскам приказ о начале «Операции Н», с целью военного захвата всей возможной территории Ита­лии. Незамедлительно в Северной Италии было образовано фашистское республиканское правительство. Вскоре был ос­вобожден Муссолини, содержавшийся в тюрьме в окрестнос­тях Рима. 10 сентября был оккупирован сам Рим и вся доступ­ная немецким войскам территория. Все итальянские войска и части флота, сомнительные в верности Германии, были разору­жены, доступные немцам корабли захвачены.

В такой обстановке правительству Бадольо ничего не оставалось, как только эвакуироваться, хотя подготовка к это­му началась раньше - прежде чем капитуляция Италии была публично объявлена населению страны. Предполагалось, что король Италии с семьей и некоторыми членами правительства будут переправлены из Рима в местечко Чивитавечиа (Chivitavecchia, северо-западнее Рима). Там их должны были принять на борт эсминцы «Ugolino Vivaldi» и «Antonio Da Noli», приход которых из Лa Специи был согласован заранее. В ночь с 8 на 9 сентября корабли должны были эвакуировать всю свиту в Ла Мадцалену (La Maddalena) на Сардинии.

Как только в штабе морского командования (Supermarina) стало известно подтверждение маршала Бадольо, буквально через 10 минут, в 19.50 все кораблям и соединениям было при­казано удерживаться от атак кораблей англо-американских со­юзников.

Отдельный аналогичный приказ был отправлен на все находящиеся в море подводные лодки, которым дополнительно сообщили, что они должны не заходя в итальянские гавани пе­рейти на Мальту и интернироваться. И большинство лодок вы­полнили этот приказ. Субмарины, находящи­еся на позициях в Тирренском море, пере­шли в Бон (сейчас Аннаба) в Алжире, а с позиций в Ионическом море - в Аугусту на Сицилии. Из этих портов почти все лодки вскоре перешли на Мальту за исключени­ем нескольких, судьба которых сложилась иначе.

Подводная лодка «Diaspro» из-за се­рьезной аварии энергетической установки ушла в Cagliari на Сардинии.

Офицеры другой подводной лодки, «Topazio», были усыплены обманчивой ти­шиной, которую, по их мнению, давало со­глашение о прекращении огня, и проявили поразительную беспечность. 12 сентября южнее Сардинии лодка, шедшая в надвод­ном положении, была замечена британским самолетом. Итальянцы промедлили с пода­чей опознавательного сигнала, в результа­те чего самолет произвел атаку и легко по­топил лодку. Еще одна лодка также едва не ста­ла добычей самолетов, только уже немецких. 11 сентября в 21.27 «Turchese» была атакована са­молетом и тяжело повреждена. Потерявшая ход лодка 13 сентября была отбуксирована британ­ским военным кораблем в Бон. После неболь­шого ремонта 6 октября британский буксир при­вел «Turchese» на Мальту, а оттуда 27 ноября она перешла в Италию, где и стала на капиталь­ный восстановительный ремонт.

Позднее, примерно за четверть часа до полуночи 8/9 сентября адмирал Сансонетти (Sansonetti), занявший пост начальника штаба военно-морского командования, информировал адмиралов Бергамини и Да Зара о деталях зак­люченного соглашения о перемирии и приказал отвести все подчиненные им корабли на Мальту для интернирования.

Соединение, которым командовал Да Зара (Da Zara) вышло из Таранто в 17.00 после полудня 9 сентября. В состав группы входили линейные корабли «Caio Duilio» и «Andrea Doria», крейсеры «Luigi Cadorna», «Pompeo Magno» и «Scipione Africano» а также эсминец «Nicoloso Da Recco». Крейсер «Scipione Africano» напра­вился к Pescary (база на Адриатическом побе­режье), а остальные корабли соединения ушли на Мальту. Через два часа, в 18.56 корабли были атакованы немецкими самолетами, но те успе­ха не имели и очень быстро прекратили атаку. Дальнейший путь проходил без помех и 10 сен­тября, примерно в 09.30 утра, итальянцы встре­тились с британским эсминцем «Hursley». Прой­дя вместе с ним некоторое время, эскадра у восточных берегов Сицилии встретилась с бри­танским линкором «King George V» и шестью эс­минцами. В их сопровождении итальянские ко­рабли благополучно прибыли на Мальту, войдя в гавань в 16.55. Вскоре они уже стояли на якорях у юго-восточного побережья острова.

«Scipione Africano», прибывший в Пескару, вскоре вступил в эскортирование корвета «Baionetta», который после полуночи 10 сентяб­ря принял на борт короля Италии и членов пра­вительства страны и перевез их из местечка Ortona до Brindisi. В дальнейшем оба корабля по­лучили согласие генерала Эйзенхауэра оста­ваться в Бриндизи на случай их дальнейшей эвакуации или перевозки в другой пункт.

Переход соединения, которым командо­вал адмирал Бергамини (Bergamini), проходил не так гладко и хорошо. Адмирал Сансонетти при­казал Бергамини идти со своими кораблями к берегам Алжира, в район Бона. Там итальянцы должны были ожидать присоединения кораблей союзников и вместе с ними следовать на Маль­ту. Для обозначения своих мирных намерений, в соответствии с договоренностью с союзника­ми, итальянские корабли помимо собственных военно-морских флагов должны были поднять большие черные флаги, а на палубах бака, в но­совой заостренной части, иметь нарисованны­ми большие черные круги. Бергамини был край­не недоволен приказом Сансонетти и заранее сообщил ему, что считает более лучшим вари­антом затопить свои корабли, чем сдавать их англичанам. Однако после телефонного разго­вора с Де Коуртеном он согласился выйти в море. Позже Де Коуртен сообщил, что он пытал­ся заставить Бергамини выполнить приказ, убеждая его, что это делается в интересах на­ции.

В конце концов Бергамини приказал го­товиться к выходу в море, однако как цель по­хода избрал не Мальту, а Ла Маддалену на Сар­динии, поставив, впрочем, об этом в извест­ность штаб. Возможно, что Бергамини собирал­ся взять там на борт короля Италии, который, как он считал, будет достав­лен туда посланными для это­го в Чивитавечиа эсминцами «Ugolino Vivaldi» и «Antonio Da Noli».

Однако адмирал не за­давался вопросом,насколько этот план мог быть выполнен. А между тем немедленно пос­ле выступления по радио мар­шала Бадольо и его заявления о прекращении боевых дей­ствий и подписании переми­рия, немецкие войска очень быстро захватили Рим. Есте­ственно, что все дороги на северо-запад от Рима, в на­правлении Чивитавечиа, так­же быстро оказались под их контролем. В связи с этим Ко­роль Италии, а с ним вместе и члены правительства, вклю­чая маршала Бадольо, вынуж­дены были днем 9 сентября выехать на восток. Разными путями они прибыли на побе­режье Адриатического моря, в Пескару и в местечко Ortona, откуда их на кораблях доста­вили в Бриндизи. А тем вре­менем поход эсминцев «Ugolino Vivaldi» и «Antonio Da Noli» в Чивитавечиа был от­менен, и они получили приказ от штаба военно-морского ко­мандования (Supermarina) пос­ле выхода в море идти на со­единение с эскадрой адмира­ла Бергамини и вместе с ней следовать в направлении про­лива Bonifacio (между Корси­кой и Сардинией). Дальнейшая их судьба сложилась траги­чески. Эсминец «Antonio Da Noli» 9 сентября подорвался на мине западнее порта Бонифацио (на Корсике) и затонул в 17.20 после полудня. А на сле­дующий день, за полчаса до полудня, западнее острова Asinara немецкие самолеты потопили эсминец «Ugolino Vivaldi».

Тем временем эскадра Бергамини в 03.00 часа ночи 9 сентября начала вытягивать­ся из гавани Ла Специя. В состав соединения входили наиболее новые и современные линкоры «Roma», «Italia» (бывший «Littorio») и «Vittirio Veneto», крейсеры 7-й дивизии «Duca d'Aosta», «Eugenio di Savoia» и «Raimondo Montecuccoli», а также эскадренные мино­носцы «Artigliere», «Carabiniere», «Fucilere», «Grecale, «Legionario», «Mitragliere», «Alfredo Oriani» и «Velite». В тот же день 9 сентября, около 06.30 на переходе морем севернее Корсики, их догнали и присоединились вышедшие из Генуи крейсера 8-й дивизии «Luigi di Savoia Duca Degli Abruzzi», «Giuseppe Garibaldi», «Attilio Regolo» и миноносец «Libra». Еще одна группа кораблей дополнила эс­кадру в 08.40 - это были миноносцы «Impetuoso», «Опопе», «Огза» и «Pegaso», которые вышли из Ла Специи незадолго перед глав­ными силами. В таком составе соединение на скорости 22 узла проследовало в юго-западном направлении курсом 220 граду­сов, но примерно в 09.00 сменило курс строго на юг -180 граду­сов, следуя вдоль побережья Корсики.

Примерно в одно время соединение было обнаружено как немецкой, так и британской авиацией. Следует отметить, что корабли шли, не имея согласован­ных с союзным командованием отличительных флагов, также как не были нари­сованы и опознавательные знаки на носовых палубах своих кораблей. Их отсут­ствие оказалось малоприятной неожиданностью для командования союзников, которые в этом случае не могли прогнозировать дальнейших действий кораблей Бергамини. Но, поскольку эскадра придерживалась согласован­ного маршрута, союзники решили, что итальян­цы не имеют враждебных замыслов и отказа­лись от атак на них, ожидая дальнейшего разви­тия событий.

Вскоре после полудня, примерно в 12.38, когда соединение находилось несколько север­нее острова Asinara (этот остров находится у северного побережья Сардинии), эскадра внезап­но повернула на юго-восток и легла на курс 135 градусов - Бергамини направился в Ла Мадаллену, в соответствии со своим решением, приня­тым еще до выхода в море. В13.33 эскадра вновь изменила курена 111 градусов. В 13.40 с линкора «Roma» сообщили о наблюдении военных кораб­лей, стоящих на якорях в гавани Ла Мадаллена. Вскоре после этого курс соединения изменился на 65 градусов, в направлении на пролив Bonifacio.

В 14.24 Бергамини получил сообщение из Рима, из штаба морского командования (Supermarina), о том, что Ла Мадаллена занята немецкими войсками. Бергамини рекомендова­ли придерживаться данных ранее инструкций и следовать к берегам Африки, в Бон. В 14.45 эс­кадра изменила курс на обратный и далее следо­вала, применяя противолодочное зигзагирование.

Никто не может сейчас сказать точно, какие были дальнейшие планы у Бергамини, и чем он руководствовался в своих действиях, так как он вскоре погиб во время атак немецкой авиа­ции.

Налет начался в тот момент, когда эс­кадра уже отвернула от острова Asinara. В нем участвовали самолеты специальной авиагруп­пы «lll/KG-100», базирующейся на аэродроме Istres во Франции, в районе Марселя. Эта авиа­группа создавалась непосредственно для дей­ствий против морских целей, в ее состав входи­ли специальные самолеты «Dornier» Do-217.K2, на вооружении которых находились специаль­ные радиоуправляемые бомбы типа «Fritz- Х.1400» (коротко их называли «FX.1400»). Этот тип бронебойных бомб был сконструирован на базе обычной 1400-кг бомбы специально для дей­ствий против больших надводных кораблей. Снаб­женная небольшими крыльями и крестообразным стабилизатором бомба могла по радиосигналам наводчика-оператора с самолета в незначитель­ных пределах изменять траекторию падения. При необходимости на бомбах укреплялась специ­альная аппаратура трассирования, отмечавшая при плохой видимости траекторию падения, что значительно улучшало управление бомбой.

Во время первой атаки самолетов, про­изошедшей в 15.10, немецкие летчики не смогли добиться ни одного попадания. Более успешным оказался второй налет в 15.50, когда был достиг­нут значительный успех. В 15.52 одна из управ­ляемых бомб попала в среднюю часть линкора «Roma» с правого борта. Бомба пробила насквозь все палубы линкора, днище и взорвалась под кораблем. Через три минуты в «Roma» попала вторая такая же бомба - также в среднюю часть линкора, но уже в надстройку с левого борта. Взрыв этой бомбы в машинном отделении выз­вал сильный пожар, отчего в средней части лин­кора выше палубы появился сильный сноп огня. Корабль резко снизил ход, а вскоре и совсем остановился. Детонация от взрыва бомбы выз­вала повреждение передней переборки машин­ного отделения, за которой находили погреба глав­ного калибра носовых башен. Их взрыв не зас­тавил долго ждать.

Для корабля последствия были ужасны. Носовая надстройка была разрушена полностью, на ее место прошла линия разлома корабля, который оказался практически разорванным на две части. Средняя часть стала быстро оседать в воду, в то время как нос и корма стали подниматься из воды. В 16.11 обе части корабля разломились, и его остатки, возвышавшиеся над водой, напоминали букву V. Пос­ле этого они очень быстро затонули. Место гибели было определено кaк 41°10"N; 09°40"0st. С кораблем погибли две трети его экипажа, погиб сам адмирал Бергамини и практически весь его штаб. Всего из 1948 человек погибли или утонули 1326 человек, а спас­лось только 622, большинство из которых были ране­ны и обожжены - в дальнейшем 26 человек из них умерли.

Во время третьей атаки немецкие самолеты добились еще одного попадания бомбой «FX. 1400», на этот раз в носовую часть линкора «Italia» (бывший «Littorio»). Падающая точно поперек корабля бомба ударилась в борт, затем пробила две палубы корабля, противоположный борт и взорвалась в воде за бор­том. Взрывом вырвало большой кусок обшивки, и че­рез пробоину внутрь корабля проникло много воды, однако появившийся дифферент на нос стал только лишь причиной некоторого уменьшения скорости.

Атаки немецкой авиации продолжались вплоть до захода солнца и прекратились только в 19.10 вече­ра.

После гибели на линкоре «Roma» адмирала Бер­гамини командование над соединением принял контр­адмирал Олива (Romeo Oliva), который держал флаг на флагмане 7-й дивизии крейсере «Eugenio di Savoia». Олива приказал при­держиваться прежнего курса, обходя с востока остров Asinara. При этом генеральный курс кораблей лежал в направлении Бар­селоны, расстояние до которой составляло около полутысячи километров. Однако часть кораблей из соединения - крейсер «Attilio Regolo», эсминцы «Fuciliere», «Carabiniere», «Mitraglere», миноносцы «Impetuso», «Orsa» и «Pegaso» - были отправлены для спасения с поверхности воды уцелевших людей из состава экипажа линкора «Roma».

Все это время адмирал Олива не мог принять опреде­ленного решения. Он не мог ни отправить каких-либо сообщений о происшедшем, ни получить инструкции, так как сведения по­добной категории он приравнивал к особо секретным, а един­ственный корабль, на котором имелась соответствующая шиф­ровальная аппаратура, был погибший «Roma». Олива также не знал приказов, которые получал ранее Бергамини, так же как и инструкций, которых он придерживался. Поэтому в 16.42 Оли­ва, пока просто выигрывая время, приказал придерживаться прежнего курса на восток. Только через некоторое время из штаба морского командования (Supermarina), где уже долго не получа­ли никаких сведений о развитии ситуации, поступило сообще­ние - в 18.40 Олива получил приказ изменить курс на юг и следо­вать в направлении Бона, там итальянские корабли должны были встретиться с британскими. Однако, получив такой приказ, Оли­ва дал не вполне вразумительный ответ (по крайней мере, по мнению морского штаба) и продолжал придерживаться неиз­менного курса на восток. Морское командование, не понимая ситуации и опасаясь неповиновения со стороны ад­мирала Оливы, сделало попытку разъяснить свои распоряжения более подробно и успокоить италь­янские экипажи. В секретном дополнении к приказу было сообщено, что в соответствии с договоренно­стью с союзниками, все интернированные итальян­ские корабли останутся под итальянскими флагами, со своими экипажами, и не будут передаваться в распоряжение бывших противников. Однако в слу­чае попытки захвата кораблей личному составу при­казывалось затопить их.

Несмотря на это, только в 21.07 итальянс­кая эскадра совершила поворот с прежнего направ­ления и, следуя на скорости 23 узла, взяла курс 168 градусов на соединение с британской эскадрой. Позднее Олива объяснял задержку с выполнением по­ворота ожиданием наступления темноты, чтобы затруднить немцам определение курса кораблей - ведь немецкая авиация преследовала соединение до самой темноты.

Семь кораблей, посланных для спасения эки­пажа линкора «Roma», к этому времени уже потеря­ли связь с эскадрой, и поэтому после окончания по­исков, во время которых удалось подобрать 622 человека, они взяли курс обратно в Ла Специю. Командование груп­пой принял старший по званию капитан 1-го ранга Марини (Marini), державший флаг на «Mitragliere». Однако в 22.50, когда на корабли поступило сообщение, что территория Италии переходит под контроль немецких войск, Марини, не имевший сведений об ус­ловиях перемирия, и не знавший маршрута эскадры, приказал изменить курс в сторону Балеарских островов. Только в 01.45 ночи 10 сентября из Рима поступил приказ следовать на юг к Бону. Однако в полученной трактовке приказ не был признан под­линным. Дело в том, что все приказы такой категории, исходя­щие из штаба военно-морского командования в Риме, должны были содержать кодовое слово «Milano», которое в данный при­каз ошибочно не было включено. Поэтому корабли продолжали идти на восток.

В 08.00 утра 10 сентября «Attilio Regolo», «Carabiniere», «Fuciliere» и «Mitragliere» прибыли в Маон (Port Mahon) на острове Менорка (Балеары, Испания), рассчитывая пополнить там за­пасы воды. Однако по требованию испанских властей им пришлось интернироваться до окон­чания боевых действий. Три миноносца из со­става этой группы «Impetuoso», «Orsa» и «Pegaso» не смогли поддерживать скорость как у эсмин­цев и «Regolo», и в темноте вскоре отстали. Не­смотря на неоднократные налеты немецкой авиации, миноносцы также благополучно дошли до Балеарских островов, ив 11.15 вошли в за­лив Pollensa на Майорке. Экипажи также пыта­лись пополнить запасы воды, однако испанские власти, как и в случае с группой Марини, наста­ивали на интернировании кораблей. Экипаж ми­ноносца «Orsa» подчинился и корабль вскоре перешел в Маон, присоединившись к «Regolo» и эсминцам. Но команды «Impetuso» и «Pegaso» решили не разоружаться, и в 05.00 утра 11 сен­тября оба миноносца были затоплены в этом же заливе. В конце войны действия командиров этих кораблей (соответственно капитан 3-го ранга Фулгоси (Cigala Fulgosi) и капитан 2-го ран­га Франкавилла (Imperiali di Francavilla)) были рас­смотрены Следственной Комиссией флота по вопросам морской чести и признаны соответ­ствующими обстановке военного времени.

Эскадра адмирала Олива всю ночь 9/10 сентября продолжала идти на юг. Между тем, еще днем 9 сентября от побережья Салерно в Тир­ренское море вошла британская эскадра, на­правлявшаяся на встречу с итальянскими ко­раблями, согласованную с командованием Supermarina. Эта операция в британском флоте получила кодовое название «Operation Gibbon». Британские силы состояли из линейных кораблей «Warspite» и «Valiant», эскортных эсминцев «Echo», «Faulknor», «Fury», «Intrepid», «Raider». Помимо них в соединение входили французский эсминец «Le Terrible» и греческий «Vassilissa Olga». В соответствии с договоренностью 10 сентября в 07.02 на итальянских ко­раблях было приказано поднять рядом с на­циональными флагами черные опознава­тельные флаги, однако оговоренные круги на носовых палубах накрашены не были.

В 8.38 эскадра приблизилась к африканскому по­бережью, и в точке рандеву у мыса De Garde в районе Бона встретилась с британской. Уже находясь в видимости британских ко­раблей, и не очень-то доверяя своим, еще совсем недавним соперникам, итальянцы развернули свои орудийные башни в сторо­ну англичан. Те, в свою очередь, первона­чально имея орудия в нейтральном положе­нии, но, рассмотрев направленные на них орудия, быстро навели свои на эскадру ад­мирала Оливы. Некоторое время замирив­шиеся враги следовали параллельными кур­сами на дистанции 11-12 миль, не открывая огня, но и не отводя орудий. Первыми раз­вернули орудийные башни в маршевое по­ложение итальянцы, решив, что раз пере­стрелка не началась, значит англичане ожи­дают мирной встречи. Сразу же за ними свои орудия отвернули и британские корабли.

В течение некоторого времени эскад­ры сближались, корабли обменивались при­ветственными сигналами. Вскоре на палу­бу крейсера «Eugenio di Savoia» поднялся помощник начальника штаба адмирала Канингхэма капитан 1-го ранга Браунринг (Captain Brownrigg), прибывший с четырьмя матросами на моторной шлюпке из Бона. Все вопросы были улажены довольно быстро. В 09.10 итальянские тяжелые корабли стали выстраиваться в кильватерную колонну, имея головным мателотом британский лин­кор «Warspite». Затем, эскортируемые эс­минцами союзников, обе эскадры 20-узловым ходом направились на восток. Возле Бона остались только «Libra» и «Orione», ко­торым было необходимо пополнить запасы воды. Помимо них от соединения отделился эсминец «Legionario», которому пришлось зайти в Бизерту из-за аварии парового кот­ла. Позднее все три корабля самостоятель­но пришли на Мальту.

После полудня 10 сентября, пример­но в 15 часов, когда корабли уже прошли мимо Бизерты, их встретил британский эс­минец «Hambledon», на котором находились генерал Эйзенхауэр (Eisenhower) и адмирал Каннингхэм (Cunningham). После встречи эсминца Каннингхэм послал адмиралу Оли­ве сообщение с соболезнованием по поводу гибели линкора «Roma». Дальше корабли шли уже под флагом Каннингхэма. В 18.30 они миновали мыс Бон, в 21.50 - меридиан ост­рова Пантеллерия. Уже утром 11 сентября они прошли севернее Gozo - самого западного из ост­ровков Мальты. Вечером этого же дня прибыл из Би­зерты эсминец «Legionario».

Флагман итальянской эскадры «Eugenio di Savoia», а также линкоры «Italia» и «Vittirio Veneto», в 09.50 стали на якорь в гавани Ла Валетта. Однако по­зднее «Eugenio di Savoia» перешел на якорную стоянку в бухте Святого Павла у северного берега Мальты, где присоединился к сразу пришедшим сюда крейсерам «Giuseppe Garibaldi», «Duca Degli Abruzzi» и «Raimondo Montecuccoli». Линкоры «Vittorrio Veneto» и «Italia» так­же вскоре поменяли место стоянки - в 16 часов они перешли в бухту Марсаклокк (Marsaxlokk) в юго-вос­точной части острова. В этой же бухте сосредоточи­лись большинство итальянских эсминцев и минонос­цев. Линкоры «Andrea Doria», «Caio Duilio», крейсеры «Duca d'Aosta», «Luigi Cadorna», «Pompeo Magno» и «Nicoloso Da Recco» стояли на якорях в небольших бух­тах северо-восточной части Мальты.

Между тем сразу же сложились довольно напряженные отношения между экипажами итальянских кораблей и британскими воен­ными властями. Все началось на прибыв­ших первыми кораблях эскадры адмирала Да Зара из Таранто. Сразу после постановки на якоря на итальянских кораблях появились вооруженные британские патрули, позднее британское командование потребовало де­монтировать часть оборудования радиосвя­зи и снять с орудий замки. Личный состав итальянских кораблей сильно встревожил­ся и начал протестовать, аргументируя свои действия тем, что таких пунктов не было в соглашении о перемирии. Все это привело к тому, что на кораблях адмирала Оливы по­добные меры со стороны британских влас­тей не применялись.

11 сентября после полудня адмирал Да Зара встретился с британским главно­командующим - адмиралом Каннингхэмом. В 16 часов Да Зара был принят в Ла Валетте в главном офисе Каннингхэма со всеми по­добающими его чину и званию почестями. Оба адмирала, еще недавно смертельные враги, а теперь в силу обстоятельств став­шие если не союзниками, то, по крайней мере, не соперниками, дискутировали о будущей судьбе вверенных итальянскому адмиралу кораблей. Каннингхэм хотел, чтобы неболь­шие итальянские корабли приняли участие в эскортировании и конвойной службе - в виде компенсации своих потерь в войне с Итали­ей. Помимо этого он предложил использо­вать по прямому назначению итальянские транспортные суда. Вопрос об использова­нии тяжелых кораблей не поднимался - Кан­нингхэм прекрасно понимал, что в распоря­жении немецкого морского командования на Средиземном море имелись только подвод­ные лодки и легкие силы. Использование же итальянских линкоров и больших крейсеров для поддержки десантов и артиллерийских обстрелов вызвало бы большое количество организационных и снабженческих проблем при весьма сомнительном эффекте. В отве­те Каннингхэму Да Зара выразил полную го­товность к сотрудничеству с англо-американским флотом, однако отметил, что в его власти возможно только использовать име­ющиеся военные корабли и только на корот­ких расстояниях - естественно с итальянс­кими экипажами и командирами. Вопрос об использовании кораблей на дальних рассто­яниях, а также об эксплуатации транспорт­ных судов находится вне его служебных пол­номочий. При этом Да Зара также высказал протест против размещения вооруженной ан­глийской стражи на итальянских кораблях и потребовал их отзыва, также как и возвра­щения орудийных замков, которые были пе­ревезены на английские береговые склады.

В итоге, 11 сентября 1943 года Адми­рал Канингхэм сообщил Секретарю Адмирал­тейства: «С удовольствием информирую Совет Адмиралтейства, что итальянский ли­нейный флот бросил якоря под дулами бе­реговых батарей на Мальте».

12  сентября из Бона на Мальту при­были миноносцы «Libra» и «Orione», а также пришедшая с позиции в Ионическом море подводная лодка «Ciro Menotti».

13  сентября на Мальту прибыл пос­ледний из больших итальянских кораблей. Это был линейный корабль «Giulio Cesare», который ко времени официального сообщения об окончании войны был выведен из боево­го состава флота и находился в базе Пола, где использовался как плавучая казарма и склад. Выйдя в море 9 сентября, линкор с неполным экипажем в одиночку дошел до Таранто, откуда вместе с транспортом гидросамолетов «Giuseppe Miraglia» ушел на Мальту. В 07.25 утра 13 сентября на подходе к острову его встрети­ли британский линкор «Warspite» и четыре эс­минца. Вместе они в полдень прибыли в англий­скую базу. Позже, в этот день на Мальту прибы­ли еще несколько групп кораблей - эсминец «Augusta Riboty», танкер «Nettuno» и девять вспо­могательных кораблей итальянского флота, а также подводные лодки «Atropo», «Fratteli Bandiera» и «Jalea», причем две последних - с позиций в Ионическом море.

Незадолго до рассвета 13 сентября, бри­танское командование потребовало, чтобы эс­минцы «Legionario» и «Alfredo Oriani» совершили поход до берегов Алжира, а оттуда до Аячио с целью поддержки итальянских и французских войск, сражающихся с немцами на Корсике. Они вернулись на Мальту только 29 сентября.

Большинство крупных итальянских ко­раблей вскоре покинули Мальту. Они представ­ляли довольно заманчивую цель в случае напа­дения немецких подводных лодок. Итальянские экипажи уже считали войну для себя закончен­ной, организация и дисциплина их службы за­метно ухудшились, а сами англичане не могли организовать эффективную оборону разбросан­ных вдоль всего берега острова кораблей. По­этому было решено перевести крупные кораб­ли, использование которых против немецких сил не представлялось возможным или необходи­мым, подальше от Италии - в Египет. В соот­ветствии с этим решением самые современ­ные итальянские линкоры «Vittorio Veneto» и «Italia», а также крейсеры «Duca d'Aosta», «Luigi Cadorna», «Eugenio di Savoia», «Raimondo Monteccucoli», эсминцы «Artigliere», «Nicoloso Da Recco», «Grecale» и «Velite» - в сопровождении британских линкоров «King George V» и «Howe» с семью эсминцами в 08.3014 сентября покину­ли Мал ьту и ушли к Африке. Утром 16 сентября они прибыли в Порт-Саид.

Часть оставшихся на Мальте кораблей была рассредоточена - линкоры «Giulio Cesare», «Caio Duilio» и «Andrea Doria» были поставлены на якоря в бухте Марсаклокк, а крейсеры «Duca Delgi Abruzzi», «Giuseppe Garibaldi» и «Pompeo-Magno» - в бухте святого Павла.

Во время этих событий и позже на Мальту поодиночке и группами стали приходить другие ита­льянские корабли и подводные лодки. Первой из них пришла 12 сентября подводная лодка «Goffredo Mameli». А после 13 сентября итальянские корабли и суда стали появляться у берегов Мальты почти ежедневно.

14-го прибыли вспомогательная канонерс­кая лодка «Luana», транспорты «Acilia», «Atunia», «Bellagosa», «Constanti С», «Lucrino», «Montebello», «Renucci».

Одновременно британские подводные лод­ки «Unruly» и «Unrivalled» задержали в торговой га­вани Бари сразу шестнадцать транспортов. Чуть позднее эти же лодки отконвоировали транспорты на Мальту.

16-го с позиций в Тирренском море пришли подводные лодки «Alagi», «Benedetto Brin», «Galatea», «Giada», «Магеа», «Platino», а 17-го-из Ионического моря - подводные лодки «Marc Antonio Bragadino», «Onice», «Luigi Settembrini», «Squalo», «Vortice» и «Zoea».

19 сентября на Мальте появился корвет «Pellicano», пришедший из Палермо.

Многие из небольших военных кораблей и вспомогательных судов итальянского флота, вы­шедшие из портов на северо-восточном побережье Италии заходили в Палермо. Итальянское коман­дование рассчитывало, что они там и останутся, однако англо-американские союзники требовали, чтобы все, даже небольшие боеспособные военные корабли были интернированы на Мальте. Поэтому большинство из этих кораблей постепенно перехо­дили в английскую базу. Самая большая группа при­шла туда 20 сентября. Это были миноносцы «Aliseo», «Animoso», Ardimentoso», «Ariete», «Calliope», «Fortunale», «Indomito», старый миноносец «Antonio da Mosto», корветы «Аре», «Соптюгапо», «Danaide», «Gabbiano», «Minerva», торпедные катера MAS-35, - 55, -64, охотники за подводными лодками VAS-201, -204, -224, -233, -237, -240, -241, -246, -248, а также вспомогательная канонерская лодка «Regina Elena».

Вышедшей в этой группе канонерской лодке «Zagabria» было поручено доставить князя Almone в его имение к отцу. В сопровождении корветов «Gru» и «Folaga» канонерка совершила рейс в Таранто, где эти три корабля так и остались, получив разрешение от союзного командо­вания. В этот же день пришли подводные лодки «Ахит», «Fillipo Corridoni», старые подводные лодки Н-1, Н-2 и Н-4, а также с позиции в Тирренском море подводная лодка «Nichelio».

21 сентября на Мальту пришли старые миноносцы «Giacinto Carini» и «Nicola Fabrizi», а 23-го-торпедные катера MAS-54, -56, -61 и буксир «Liscanera».

23 сентября адмиралы Каннингхэмом и Да Зара в Таранто заключили соглашением, в соответствии с которым большинство итальянских кораблей будут возвращены в порты Италии после под­писания официального договора об окончании войны между Итали­ей и странами антифашистского блока. Этот договор был подписан маршалом Бадольо от имени правительства Италии 29 сентября на палубе британского линейного корабля «Nelson», стоявшего на якоре в гавани Ла Валетта. В соответствии с ним Италия обязывалась объявить войну Германии с 13 октября 1943 года, что вскоре и про­изошло.

1 октября союзные войска освободили Неаполь. А с утра 4 октября, в соответствии с договором, итальянские корабли стали покидать Мальту. В этот день в итальянские порты ушли крейсеры «Duca Delgi Abruzzi», «Giuseppe Garibaldi», «Pompeo Magno», эсминцы «Legionario», «Alfredo Oriani», миноносцы «Libra», «Calliope», корветы «Pelicano», «Аре», «Cormorano», «Danaide», «Gabbiano», «Minerva», тор­педные катера MAS-35, -54, -55, -56, -61, -64, охотники VAS- 201,-204, -224, -233, -237, -240, -241,-246, -248 и вспомога­тельная канонерская лодка «Luana».

На следующий день ушли миноносцы «Aliseo», «Animoso», «Ardimentoso», «Fortunale», «Indomito», «Antonio da Mosto», «Giacinto Carini», «Nicola Fabrizi».

6 октября на Мальте появилась прибуксированная из Бизерты поврежденная подводная лодка «Turchese», но од­новременно ушли миноносцы «Augusto Ribotty», миноносцы «Ariete», «Orione», вспомогательная канонерка «Regina Elena», подводные лодки «Giada», «Магеа», «Platino», «Onice», «Vortice» и «Nichelio».

9-го ушла подводная лодка «Axum», а 13-го остальные лодки — «Ciro Menotti», «Atropo», «Fratteli Bandiera», «Jalea», «Benedetto Brin», «Galatea», «Marc Antonio Bragadino», «Fillipo Corridoni», H-1, H-2, H-3, «Luigi Settembrini», «Squalo» и «Zoea».

18 октября на Мальту пришла плавмастерская «Quarnerolo», которая должна была сменить авиаматку «Giuseppe Miraglia» в качестве вспомогательного корабля для оставшихся на Мальте линкоров «Andrea Doria», «Giulio Cesare» и «Caio Duilio». 21 октября «Giuseppe Miraglia» также ушел в Италию.

27 октября на буксире прибывшего из Италии «Chimery» Мальту покинула поврежденная лодка «Turchese».

Таким образом, к концу октября на Мальте остава­лись только три старых линейных корабля и приданные им в качестве вспомогательных судов «Giuseppe Miraglia» и бук­сир «Liscanera». Последний ушел в Италию только 15 февра­ля 1944 года. А линкоры «Andrea Doria», «Giulio Cesare» и «Caio Duilio» вместе с «Quarnerolo» оставались на Мальте до июня 1944 года. 8-го ушел «Doria», 17-го - «Cesare» и 26-го «Duilio».

На этом эпопея интернирования итальянских кораб­лей на Мальте закончилась. Судьба этих кораблей сложилась по разному. Некоторые уже в ближайшие годы подняли флаги других флотов, другие пошли на слом и закончили свою исто­рию в пламени ацетиленовой горелки. Наверное, исходя из национальной принадлежности кораблей, можно считать, что больше повезло тем из них, что остались под итальянским военно-морским флагом, но таких оказалось немного. Да и они, за редким исключением, служили недолго.