История интернирования Итальянского флота на Мальте
К концу августа 1943 года военно-политическая обстановка для Италии складывалась крайне неудачно.
Еще в октябре 1942 года в Северной Африке английские войска под командованием Монтгомери остановили наступление немецких армий Роммеля. А вскоре последовала высадка войск антифашистского блока в Северной Африке - операция, которую Черчилль, имевший склонность к помпезным речам, назвал «компенсацией второго фронта», но каковой она так и не стала. Немецко-итальянское командование, перебросившее все основные силы под Сталинград, не смогло оказать достаточной поддержки Роммелю. В мае 1943-го, теснимые и с запада, и с востока немецко-итальянские войска были окружены в районе мыса Бон и 12 мая капитулировали. Ровно через два месяца, 10- 11 июля, началось вторжение союзников на Сицилию.
В этой войне Италию преследовали неудачи. Греция, Северная Африка, малоуспешные действия флота, затем Сицилия - все эти факторы ослабили военную мощь Италии и все больше и больше ставили ее в зависимость от помощи Германии. Это вызывало растущее недовольство политикой Муссолини даже среди его соратников. На Большом совете фашистской партии Италии 24-25 июля Бенито Муссолини (Benito Mussolini) впервые открыто было выражено недоверие, и он сразу же был смещен королем Виктором-Эммануилом. Сформировать новое правительство было поручено бывшему Начальнику Генерального Штаба маршалу Бадольо (Pietro Badoglio). 28 июля Муссолини был арестован, а фашистская партия распущена. Однако, опасаясь вмешательства немецких войск, новое правительство делало вид, что Италия по-прежнему остается союзником Германии и продолжает военные действия, хотя уже 17 августа немецкие и итальянские войска были эвакуированы с Сицилии.
В такой обстановке все чаще и чаще поднимался вопрос о безвыходном положении Италии и безнадежности дальнейшего сопротивления. В правительстве страны ситуацию понимали также ясно и, исходя из этого, сразу после смены власти в стране начался поиск реальных возможностей выхода из создавшегося положения. А выходом могла быть только военная капитуляция перед антифашистским альянсом.
Поэтому уже 3 августа представители нового итальянского правительства в Лиссабоне начали тайные переговоры с представителями союзного командования о заключении сепаратного мира. Велись они с большим или меньшим успехом, но так или иначе, постепенно привели к тому, что 3 сентября, после полудня в местечке Cassibili на Сицилии было подписано предварительное соглашение о перемирии. Однако итальянское правительство продолжало делать вид, что Италия остается союзником Германии, и информация о перемирии еще некоторое время скрывалась не только от гражданского населения и армии, но и от высших чинов военного армейского и флотского штабов. Тем не менее, некоторые сведения о соглашении все- таки просачивались. Например, 3 сентября адмирал Де Коуртен (De Courten), министр военно-морского флота и одновременно начальник штаба военно-морского командования, во время выступления допустил в своей речи конфиденциальное сообщение о том, что уже ведутся предварительные переговоры о прекращении военных действий, и уже имеются определенные предпосылки позитивного характера. Умолчав, правда, о том, что весь пакет документов был согласован и подготовлен к подписанию.
И именно в этот день наступил кризис в войне. 3 сентября 1943 года силы вторжения союзников высадились на пляжах Калабрии. Итальянское военное командование, остававшееся в неведении о фактической стороне дел, готовилось к основательной обороне, и с этого момента все тяжелые корабли итальянского флота постоянно находились в состоянии 6-часовой готовности к выходу в море. Сами моряки, включая командиров кораблей и соединений, считали, что целью введения постоянной боевой готовности была крайняя необходимость выхода в море по приказу правительства, с тем, что бы дать «последний и решительный бой» силам вторжения. Однако подлинная причина была совсем другой.
4-й параграф секретного соглашения о перемирии напрямую касался военно-морских сил Италии. Предусматривалось, что все целые боевые корабли итальянского флота будут немедленно выведены из итальянских портов и сосредоточены в местах, которые будут указаны союзным командованием. Таким местом была выбрана Мальта - остров в центральной части Средиземного моря, к югу от Сицилии. Во время войны гавань острова и порт Ла-Валетта служили главной операционной базой британского средиземноморского флота. В течение почти трех лет, с июня 1940 года до весны 1943-го остров постоянно подвергался бомбардировкам немецко-итальянской авиации, которые в отдельные периоды имели массированный характер. Тем не менее, базирование кораблей на острове обеспечивалось постоянно и не прекращалось в течение всей войны.
6 сентября Де Коуртен сделал еще одно приватное сообщение о подписании соглашения, немного коснувшись даже условий сдачи военного флота. Но и в это время ни другие адмиралы, ни штаб морского командования в Риме по-прежнему не имели точных и определенных сведений о соглашении.
Утром 7 сентября Высшее военно-морское командование (Supermarina) получило сведения об усилении активности действий флота союзников на Средиземном море. Это сообщение было принято как признак готовящегося нового вторжения, и поэтому было приказано немедленно приступить к осуществлению давно спланированного и подготовленного плана противодействия под кодовым названием «Операция Z». В соответствии с первым этапом операции по приказу командования подводных сил флота Италии (Maricosom) в море вышли сразу двадцать подводных лодок, задачей которых было обнаружить и атаковать силы вторжения противника. В тот же день, примерно в 20 часов вечера британская субмарина «Shakespeare» в районе Неаполя торпедировала и потопила одну из этих лодок «Velella». Остальные благополучно достигли своих позиции в Тирренском море - «Alagi», «Benedetto Brin», «Diaspro», Galatea», «Giada», «Магеа», «Nichelio», «Platino», «Topazio» и «Turchese» (погибшая «Velella» также шла в Тирренское море), и в Ионическое море -
«Fratteli Bandiera», «Marc Antonio Bragadino», «Jalea», «Ciro Menotti», «Onice», «Luigi Settembrini», «Squalo», «Vortice» и «Zoea». Одновременно весь надводный флот был подразделен на две части, которыми командовали адмиралы Бергамини (Bergamini) в Ла Специи и Да Зара (Da Зага) в Таранто.
Предполагаемая угроза вторжения дала повод адмиралу Де Коуртену для организации срочной встречи с обоими адмиралами. Она состоялась после полудня 7 сентября в Риме. Но и тогда Де Коуртен продолжал скрывать правдивое развитие событий и причины поддержания боевой готовности на эскадрах для немедленного выхода в море. По прежнему старательно поддерживалась версия о приближении момента «последнего и решительного боя», причем Де Коуртен различными обмолвками и намеками постарался создать у адмиралов мнение, что этот момент может наступить примерно 12 сентября. Но, тем не менее, одновременно Де Коуртен обоих адмиралов предостерегал, что ожидается возможность попыток захвата кораблей итальянского флота немецкими силами. Это конечно же, вполне могло иметь место в случае капитуляции, однако причины такой возможности адмиралам не разъяснялись. Командирам соединений предлагалось принять соответствующие меры. С тем совещание и закончилось.
А следующим утром, 8 сентября, союзное командование секретным сообщением информировало итальянское правительство, что окончание боевых действий ожидается вечером этого же дня. На основании этого заявления. Де Коуртен заверил адмиралов, что флот может выйти в море основным составом уже в конце дня, однако по-прежнему не информировал их о предполагаемом перемирии и об истинных причинах «миссии».
Одновременно примерно такая же версия цели выхода кораблей в море была сообщена главнокомандующему немецкими войсками в Италии Кессельрингу. Его поставили в известность, что планируемый выход вечером 8 сентября предпринимается только лишь с «самоубийственной миссией» боя с флотом вторжения союзников. А для укрепления его в этот мнении Де Коуртен даже попросил о прикрытии с воздуха своих кораблей.
Еще до полудня 8 сентября адмирал Бергамини созвал подчиненных командиров соединений и кораблей и сообщил им, что эскадра выходит в море для атаки десантного соединения противника в Тирренском море. Он приказал держать корабли в готовности к выходу, дополнив, что они еще не в море только потому, что из Рима еще не поступил окончательный приказ о начале «акции».
Приказ из Рима, тем не менее, не приходил. Де Коуртен удерживал корабли в портах, ожидая вместо чисто формального сообщения четких и ясных сведений, подтверждающих об окончании боевых действий. Но такое сообщение пришло только в 18.30 8 сентября (по среднеевропейскому летнему времени), когда генерал Эйзенхауэр через радио Алжира официально сообщил о достигнутом соглашении и вступлении его в силу.
Глава правительства Италии маршал Бадольо подтвердил сообщение только через час - в 19.45, а еще через 15 минут Кессельринг отдал немецким войскам приказ о начале «Операции Н», с целью военного захвата всей возможной территории Италии. Незамедлительно в Северной Италии было образовано фашистское республиканское правительство. Вскоре был освобожден Муссолини, содержавшийся в тюрьме в окрестностях Рима. 10 сентября был оккупирован сам Рим и вся доступная немецким войскам территория. Все итальянские войска и части флота, сомнительные в верности Германии, были разоружены, доступные немцам корабли захвачены.
В такой обстановке правительству Бадольо ничего не оставалось, как только эвакуироваться, хотя подготовка к этому началась раньше - прежде чем капитуляция Италии была публично объявлена населению страны. Предполагалось, что король Италии с семьей и некоторыми членами правительства будут переправлены из Рима в местечко Чивитавечиа (Chivitavecchia, северо-западнее Рима). Там их должны были принять на борт эсминцы «Ugolino Vivaldi» и «Antonio Da Noli», приход которых из Лa Специи был согласован заранее. В ночь с 8 на 9 сентября корабли должны были эвакуировать всю свиту в Ла Мадцалену (La Maddalena) на Сардинии.
Как только в штабе морского командования (Supermarina) стало известно подтверждение маршала Бадольо, буквально через 10 минут, в 19.50 все кораблям и соединениям было приказано удерживаться от атак кораблей англо-американских союзников.
Отдельный аналогичный приказ был отправлен на все находящиеся в море подводные лодки, которым дополнительно сообщили, что они должны не заходя в итальянские гавани перейти на Мальту и интернироваться. И большинство лодок выполнили этот приказ. Субмарины, находящиеся на позициях в Тирренском море, перешли в Бон (сейчас Аннаба) в Алжире, а с позиций в Ионическом море - в Аугусту на Сицилии. Из этих портов почти все лодки вскоре перешли на Мальту за исключением нескольких, судьба которых сложилась иначе.
Подводная лодка «Diaspro» из-за серьезной аварии энергетической установки ушла в Cagliari на Сардинии.
Офицеры другой подводной лодки, «Topazio», были усыплены обманчивой тишиной, которую, по их мнению, давало соглашение о прекращении огня, и проявили поразительную беспечность. 12 сентября южнее Сардинии лодка, шедшая в надводном положении, была замечена британским самолетом. Итальянцы промедлили с подачей опознавательного сигнала, в результате чего самолет произвел атаку и легко потопил лодку. Еще одна лодка также едва не стала добычей самолетов, только уже немецких. 11 сентября в 21.27 «Turchese» была атакована самолетом и тяжело повреждена. Потерявшая ход лодка 13 сентября была отбуксирована британским военным кораблем в Бон. После небольшого ремонта 6 октября британский буксир привел «Turchese» на Мальту, а оттуда 27 ноября она перешла в Италию, где и стала на капитальный восстановительный ремонт.
Позднее, примерно за четверть часа до полуночи 8/9 сентября адмирал Сансонетти (Sansonetti), занявший пост начальника штаба военно-морского командования, информировал адмиралов Бергамини и Да Зара о деталях заключенного соглашения о перемирии и приказал отвести все подчиненные им корабли на Мальту для интернирования.
Соединение, которым командовал Да Зара (Da Zara) вышло из Таранто в 17.00 после полудня 9 сентября. В состав группы входили линейные корабли «Caio Duilio» и «Andrea Doria», крейсеры «Luigi Cadorna», «Pompeo Magno» и «Scipione Africano» а также эсминец «Nicoloso Da Recco». Крейсер «Scipione Africano» направился к Pescary (база на Адриатическом побережье), а остальные корабли соединения ушли на Мальту. Через два часа, в 18.56 корабли были атакованы немецкими самолетами, но те успеха не имели и очень быстро прекратили атаку. Дальнейший путь проходил без помех и 10 сентября, примерно в 09.30 утра, итальянцы встретились с британским эсминцем «Hursley». Пройдя вместе с ним некоторое время, эскадра у восточных берегов Сицилии встретилась с британским линкором «King George V» и шестью эсминцами. В их сопровождении итальянские корабли благополучно прибыли на Мальту, войдя в гавань в 16.55. Вскоре они уже стояли на якорях у юго-восточного побережья острова.
«Scipione Africano», прибывший в Пескару, вскоре вступил в эскортирование корвета «Baionetta», который после полуночи 10 сентября принял на борт короля Италии и членов правительства страны и перевез их из местечка Ortona до Brindisi. В дальнейшем оба корабля получили согласие генерала Эйзенхауэра оставаться в Бриндизи на случай их дальнейшей эвакуации или перевозки в другой пункт.
Переход соединения, которым командовал адмирал Бергамини (Bergamini), проходил не так гладко и хорошо. Адмирал Сансонетти приказал Бергамини идти со своими кораблями к берегам Алжира, в район Бона. Там итальянцы должны были ожидать присоединения кораблей союзников и вместе с ними следовать на Мальту. Для обозначения своих мирных намерений, в соответствии с договоренностью с союзниками, итальянские корабли помимо собственных военно-морских флагов должны были поднять большие черные флаги, а на палубах бака, в носовой заостренной части, иметь нарисованными большие черные круги. Бергамини был крайне недоволен приказом Сансонетти и заранее сообщил ему, что считает более лучшим вариантом затопить свои корабли, чем сдавать их англичанам. Однако после телефонного разговора с Де Коуртеном он согласился выйти в море. Позже Де Коуртен сообщил, что он пытался заставить Бергамини выполнить приказ, убеждая его, что это делается в интересах нации.
В конце концов Бергамини приказал готовиться к выходу в море, однако как цель похода избрал не Мальту, а Ла Маддалену на Сардинии, поставив, впрочем, об этом в известность штаб. Возможно, что Бергамини собирался взять там на борт короля Италии, который, как он считал, будет доставлен туда посланными для этого в Чивитавечиа эсминцами «Ugolino Vivaldi» и «Antonio Da Noli».
Однако адмирал не задавался вопросом,насколько этот план мог быть выполнен. А между тем немедленно после выступления по радио маршала Бадольо и его заявления о прекращении боевых действий и подписании перемирия, немецкие войска очень быстро захватили Рим. Естественно, что все дороги на северо-запад от Рима, в направлении Чивитавечиа, также быстро оказались под их контролем. В связи с этим Король Италии, а с ним вместе и члены правительства, включая маршала Бадольо, вынуждены были днем 9 сентября выехать на восток. Разными путями они прибыли на побережье Адриатического моря, в Пескару и в местечко Ortona, откуда их на кораблях доставили в Бриндизи. А тем временем поход эсминцев «Ugolino Vivaldi» и «Antonio Da Noli» в Чивитавечиа был отменен, и они получили приказ от штаба военно-морского командования (Supermarina) после выхода в море идти на соединение с эскадрой адмирала Бергамини и вместе с ней следовать в направлении пролива Bonifacio (между Корсикой и Сардинией). Дальнейшая их судьба сложилась трагически. Эсминец «Antonio Da Noli» 9 сентября подорвался на мине западнее порта Бонифацио (на Корсике) и затонул в 17.20 после полудня. А на следующий день, за полчаса до полудня, западнее острова Asinara немецкие самолеты потопили эсминец «Ugolino Vivaldi».
Тем временем эскадра Бергамини в 03.00 часа ночи 9 сентября начала вытягиваться из гавани Ла Специя. В состав соединения входили наиболее новые и современные линкоры «Roma», «Italia» (бывший «Littorio») и «Vittirio Veneto», крейсеры 7-й дивизии «Duca d'Aosta», «Eugenio di Savoia» и «Raimondo Montecuccoli», а также эскадренные миноносцы «Artigliere», «Carabiniere», «Fucilere», «Grecale, «Legionario», «Mitragliere», «Alfredo Oriani» и «Velite». В тот же день 9 сентября, около 06.30 на переходе морем севернее Корсики, их догнали и присоединились вышедшие из Генуи крейсера 8-й дивизии «Luigi di Savoia Duca Degli Abruzzi», «Giuseppe Garibaldi», «Attilio Regolo» и миноносец «Libra». Еще одна группа кораблей дополнила эскадру в 08.40 - это были миноносцы «Impetuoso», «Опопе», «Огза» и «Pegaso», которые вышли из Ла Специи незадолго перед главными силами. В таком составе соединение на скорости 22 узла проследовало в юго-западном направлении курсом 220 градусов, но примерно в 09.00 сменило курс строго на юг -180 градусов, следуя вдоль побережья Корсики.
Примерно в одно время соединение было обнаружено как немецкой, так и британской авиацией. Следует отметить, что корабли шли, не имея согласованных с союзным командованием отличительных флагов, также как не были нарисованы и опознавательные знаки на носовых палубах своих кораблей. Их отсутствие оказалось малоприятной неожиданностью для командования союзников, которые в этом случае не могли прогнозировать дальнейших действий кораблей Бергамини. Но, поскольку эскадра придерживалась согласованного маршрута, союзники решили, что итальянцы не имеют враждебных замыслов и отказались от атак на них, ожидая дальнейшего развития событий.
Вскоре после полудня, примерно в 12.38, когда соединение находилось несколько севернее острова Asinara (этот остров находится у северного побережья Сардинии), эскадра внезапно повернула на юго-восток и легла на курс 135 градусов - Бергамини направился в Ла Мадаллену, в соответствии со своим решением, принятым еще до выхода в море. В13.33 эскадра вновь изменила курена 111 градусов. В 13.40 с линкора «Roma» сообщили о наблюдении военных кораблей, стоящих на якорях в гавани Ла Мадаллена. Вскоре после этого курс соединения изменился на 65 градусов, в направлении на пролив Bonifacio.
В 14.24 Бергамини получил сообщение из Рима, из штаба морского командования (Supermarina), о том, что Ла Мадаллена занята немецкими войсками. Бергамини рекомендовали придерживаться данных ранее инструкций и следовать к берегам Африки, в Бон. В 14.45 эскадра изменила курс на обратный и далее следовала, применяя противолодочное зигзагирование.
Никто не может сейчас сказать точно, какие были дальнейшие планы у Бергамини, и чем он руководствовался в своих действиях, так как он вскоре погиб во время атак немецкой авиации.
Налет начался в тот момент, когда эскадра уже отвернула от острова Asinara. В нем участвовали самолеты специальной авиагруппы «lll/KG-100», базирующейся на аэродроме Istres во Франции, в районе Марселя. Эта авиагруппа создавалась непосредственно для действий против морских целей, в ее состав входили специальные самолеты «Dornier» Do-217.K2, на вооружении которых находились специальные радиоуправляемые бомбы типа «Fritz- Х.1400» (коротко их называли «FX.1400»). Этот тип бронебойных бомб был сконструирован на базе обычной 1400-кг бомбы специально для действий против больших надводных кораблей. Снабженная небольшими крыльями и крестообразным стабилизатором бомба могла по радиосигналам наводчика-оператора с самолета в незначительных пределах изменять траекторию падения. При необходимости на бомбах укреплялась специальная аппаратура трассирования, отмечавшая при плохой видимости траекторию падения, что значительно улучшало управление бомбой.
Во время первой атаки самолетов, произошедшей в 15.10, немецкие летчики не смогли добиться ни одного попадания. Более успешным оказался второй налет в 15.50, когда был достигнут значительный успех. В 15.52 одна из управляемых бомб попала в среднюю часть линкора «Roma» с правого борта. Бомба пробила насквозь все палубы линкора, днище и взорвалась под кораблем. Через три минуты в «Roma» попала вторая такая же бомба - также в среднюю часть линкора, но уже в надстройку с левого борта. Взрыв этой бомбы в машинном отделении вызвал сильный пожар, отчего в средней части линкора выше палубы появился сильный сноп огня. Корабль резко снизил ход, а вскоре и совсем остановился. Детонация от взрыва бомбы вызвала повреждение передней переборки машинного отделения, за которой находили погреба главного калибра носовых башен. Их взрыв не заставил долго ждать.
Для корабля последствия были ужасны. Носовая надстройка была разрушена полностью, на ее место прошла линия разлома корабля, который оказался практически разорванным на две части. Средняя часть стала быстро оседать в воду, в то время как нос и корма стали подниматься из воды. В 16.11 обе части корабля разломились, и его остатки, возвышавшиеся над водой, напоминали букву V. После этого они очень быстро затонули. Место гибели было определено кaк 41°10"N; 09°40"0st. С кораблем погибли две трети его экипажа, погиб сам адмирал Бергамини и практически весь его штаб. Всего из 1948 человек погибли или утонули 1326 человек, а спаслось только 622, большинство из которых были ранены и обожжены - в дальнейшем 26 человек из них умерли.
Во время третьей атаки немецкие самолеты добились еще одного попадания бомбой «FX. 1400», на этот раз в носовую часть линкора «Italia» (бывший «Littorio»). Падающая точно поперек корабля бомба ударилась в борт, затем пробила две палубы корабля, противоположный борт и взорвалась в воде за бортом. Взрывом вырвало большой кусок обшивки, и через пробоину внутрь корабля проникло много воды, однако появившийся дифферент на нос стал только лишь причиной некоторого уменьшения скорости.
Атаки немецкой авиации продолжались вплоть до захода солнца и прекратились только в 19.10 вечера.
После гибели на линкоре «Roma» адмирала Бергамини командование над соединением принял контрадмирал Олива (Romeo Oliva), который держал флаг на флагмане 7-й дивизии крейсере «Eugenio di Savoia». Олива приказал придерживаться прежнего курса, обходя с востока остров Asinara. При этом генеральный курс кораблей лежал в направлении Барселоны, расстояние до которой составляло около полутысячи километров. Однако часть кораблей из соединения - крейсер «Attilio Regolo», эсминцы «Fuciliere», «Carabiniere», «Mitraglere», миноносцы «Impetuso», «Orsa» и «Pegaso» - были отправлены для спасения с поверхности воды уцелевших людей из состава экипажа линкора «Roma».
Все это время адмирал Олива не мог принять определенного решения. Он не мог ни отправить каких-либо сообщений о происшедшем, ни получить инструкции, так как сведения подобной категории он приравнивал к особо секретным, а единственный корабль, на котором имелась соответствующая шифровальная аппаратура, был погибший «Roma». Олива также не знал приказов, которые получал ранее Бергамини, так же как и инструкций, которых он придерживался. Поэтому в 16.42 Олива, пока просто выигрывая время, приказал придерживаться прежнего курса на восток. Только через некоторое время из штаба морского командования (Supermarina), где уже долго не получали никаких сведений о развитии ситуации, поступило сообщение - в 18.40 Олива получил приказ изменить курс на юг и следовать в направлении Бона, там итальянские корабли должны были встретиться с британскими. Однако, получив такой приказ, Олива дал не вполне вразумительный ответ (по крайней мере, по мнению морского штаба) и продолжал придерживаться неизменного курса на восток. Морское командование, не понимая ситуации и опасаясь неповиновения со стороны адмирала Оливы, сделало попытку разъяснить свои распоряжения более подробно и успокоить итальянские экипажи. В секретном дополнении к приказу было сообщено, что в соответствии с договоренностью с союзниками, все интернированные итальянские корабли останутся под итальянскими флагами, со своими экипажами, и не будут передаваться в распоряжение бывших противников. Однако в случае попытки захвата кораблей личному составу приказывалось затопить их.
Несмотря на это, только в 21.07 итальянская эскадра совершила поворот с прежнего направления и, следуя на скорости 23 узла, взяла курс 168 градусов на соединение с британской эскадрой. Позднее Олива объяснял задержку с выполнением поворота ожиданием наступления темноты, чтобы затруднить немцам определение курса кораблей - ведь немецкая авиация преследовала соединение до самой темноты.
Семь кораблей, посланных для спасения экипажа линкора «Roma», к этому времени уже потеряли связь с эскадрой, и поэтому после окончания поисков, во время которых удалось подобрать 622 человека, они взяли курс обратно в Ла Специю. Командование группой принял старший по званию капитан 1-го ранга Марини (Marini), державший флаг на «Mitragliere». Однако в 22.50, когда на корабли поступило сообщение, что территория Италии переходит под контроль немецких войск, Марини, не имевший сведений об условиях перемирия, и не знавший маршрута эскадры, приказал изменить курс в сторону Балеарских островов. Только в 01.45 ночи 10 сентября из Рима поступил приказ следовать на юг к Бону. Однако в полученной трактовке приказ не был признан подлинным. Дело в том, что все приказы такой категории, исходящие из штаба военно-морского командования в Риме, должны были содержать кодовое слово «Milano», которое в данный приказ ошибочно не было включено. Поэтому корабли продолжали идти на восток.
В 08.00 утра 10 сентября «Attilio Regolo», «Carabiniere», «Fuciliere» и «Mitragliere» прибыли в Маон (Port Mahon) на острове Менорка (Балеары, Испания), рассчитывая пополнить там запасы воды. Однако по требованию испанских властей им пришлось интернироваться до окончания боевых действий. Три миноносца из состава этой группы «Impetuoso», «Orsa» и «Pegaso» не смогли поддерживать скорость как у эсминцев и «Regolo», и в темноте вскоре отстали. Несмотря на неоднократные налеты немецкой авиации, миноносцы также благополучно дошли до Балеарских островов, ив 11.15 вошли в залив Pollensa на Майорке. Экипажи также пытались пополнить запасы воды, однако испанские власти, как и в случае с группой Марини, настаивали на интернировании кораблей. Экипаж миноносца «Orsa» подчинился и корабль вскоре перешел в Маон, присоединившись к «Regolo» и эсминцам. Но команды «Impetuso» и «Pegaso» решили не разоружаться, и в 05.00 утра 11 сентября оба миноносца были затоплены в этом же заливе. В конце войны действия командиров этих кораблей (соответственно капитан 3-го ранга Фулгоси (Cigala Fulgosi) и капитан 2-го ранга Франкавилла (Imperiali di Francavilla)) были рассмотрены Следственной Комиссией флота по вопросам морской чести и признаны соответствующими обстановке военного времени.
Эскадра адмирала Олива всю ночь 9/10 сентября продолжала идти на юг. Между тем, еще днем 9 сентября от побережья Салерно в Тирренское море вошла британская эскадра, направлявшаяся на встречу с итальянскими кораблями, согласованную с командованием Supermarina. Эта операция в британском флоте получила кодовое название «Operation Gibbon». Британские силы состояли из линейных кораблей «Warspite» и «Valiant», эскортных эсминцев «Echo», «Faulknor», «Fury», «Intrepid», «Raider». Помимо них в соединение входили французский эсминец «Le Terrible» и греческий «Vassilissa Olga». В соответствии с договоренностью 10 сентября в 07.02 на итальянских кораблях было приказано поднять рядом с национальными флагами черные опознавательные флаги, однако оговоренные круги на носовых палубах накрашены не были.
В 8.38 эскадра приблизилась к африканскому побережью, и в точке рандеву у мыса De Garde в районе Бона встретилась с британской. Уже находясь в видимости британских кораблей, и не очень-то доверяя своим, еще совсем недавним соперникам, итальянцы развернули свои орудийные башни в сторону англичан. Те, в свою очередь, первоначально имея орудия в нейтральном положении, но, рассмотрев направленные на них орудия, быстро навели свои на эскадру адмирала Оливы. Некоторое время замирившиеся враги следовали параллельными курсами на дистанции 11-12 миль, не открывая огня, но и не отводя орудий. Первыми развернули орудийные башни в маршевое положение итальянцы, решив, что раз перестрелка не началась, значит англичане ожидают мирной встречи. Сразу же за ними свои орудия отвернули и британские корабли.
В течение некоторого времени эскадры сближались, корабли обменивались приветственными сигналами. Вскоре на палубу крейсера «Eugenio di Savoia» поднялся помощник начальника штаба адмирала Канингхэма капитан 1-го ранга Браунринг (Captain Brownrigg), прибывший с четырьмя матросами на моторной шлюпке из Бона. Все вопросы были улажены довольно быстро. В 09.10 итальянские тяжелые корабли стали выстраиваться в кильватерную колонну, имея головным мателотом британский линкор «Warspite». Затем, эскортируемые эсминцами союзников, обе эскадры 20-узловым ходом направились на восток. Возле Бона остались только «Libra» и «Orione», которым было необходимо пополнить запасы воды. Помимо них от соединения отделился эсминец «Legionario», которому пришлось зайти в Бизерту из-за аварии парового котла. Позднее все три корабля самостоятельно пришли на Мальту.
После полудня 10 сентября, примерно в 15 часов, когда корабли уже прошли мимо Бизерты, их встретил британский эсминец «Hambledon», на котором находились генерал Эйзенхауэр (Eisenhower) и адмирал Каннингхэм (Cunningham). После встречи эсминца Каннингхэм послал адмиралу Оливе сообщение с соболезнованием по поводу гибели линкора «Roma». Дальше корабли шли уже под флагом Каннингхэма. В 18.30 они миновали мыс Бон, в 21.50 - меридиан острова Пантеллерия. Уже утром 11 сентября они прошли севернее Gozo - самого западного из островков Мальты. Вечером этого же дня прибыл из Бизерты эсминец «Legionario».
Флагман итальянской эскадры «Eugenio di Savoia», а также линкоры «Italia» и «Vittirio Veneto», в 09.50 стали на якорь в гавани Ла Валетта. Однако позднее «Eugenio di Savoia» перешел на якорную стоянку в бухте Святого Павла у северного берега Мальты, где присоединился к сразу пришедшим сюда крейсерам «Giuseppe Garibaldi», «Duca Degli Abruzzi» и «Raimondo Montecuccoli». Линкоры «Vittorrio Veneto» и «Italia» также вскоре поменяли место стоянки - в 16 часов они перешли в бухту Марсаклокк (Marsaxlokk) в юго-восточной части острова. В этой же бухте сосредоточились большинство итальянских эсминцев и миноносцев. Линкоры «Andrea Doria», «Caio Duilio», крейсеры «Duca d'Aosta», «Luigi Cadorna», «Pompeo Magno» и «Nicoloso Da Recco» стояли на якорях в небольших бухтах северо-восточной части Мальты.
Между тем сразу же сложились довольно напряженные отношения между экипажами итальянских кораблей и британскими военными властями. Все началось на прибывших первыми кораблях эскадры адмирала Да Зара из Таранто. Сразу после постановки на якоря на итальянских кораблях появились вооруженные британские патрули, позднее британское командование потребовало демонтировать часть оборудования радиосвязи и снять с орудий замки. Личный состав итальянских кораблей сильно встревожился и начал протестовать, аргументируя свои действия тем, что таких пунктов не было в соглашении о перемирии. Все это привело к тому, что на кораблях адмирала Оливы подобные меры со стороны британских властей не применялись.
11 сентября после полудня адмирал Да Зара встретился с британским главнокомандующим - адмиралом Каннингхэмом. В 16 часов Да Зара был принят в Ла Валетте в главном офисе Каннингхэма со всеми подобающими его чину и званию почестями. Оба адмирала, еще недавно смертельные враги, а теперь в силу обстоятельств ставшие если не союзниками, то, по крайней мере, не соперниками, дискутировали о будущей судьбе вверенных итальянскому адмиралу кораблей. Каннингхэм хотел, чтобы небольшие итальянские корабли приняли участие в эскортировании и конвойной службе - в виде компенсации своих потерь в войне с Италией. Помимо этого он предложил использовать по прямому назначению итальянские транспортные суда. Вопрос об использовании тяжелых кораблей не поднимался - Каннингхэм прекрасно понимал, что в распоряжении немецкого морского командования на Средиземном море имелись только подводные лодки и легкие силы. Использование же итальянских линкоров и больших крейсеров для поддержки десантов и артиллерийских обстрелов вызвало бы большое количество организационных и снабженческих проблем при весьма сомнительном эффекте. В ответе Каннингхэму Да Зара выразил полную готовность к сотрудничеству с англо-американским флотом, однако отметил, что в его власти возможно только использовать имеющиеся военные корабли и только на коротких расстояниях - естественно с итальянскими экипажами и командирами. Вопрос об использовании кораблей на дальних расстояниях, а также об эксплуатации транспортных судов находится вне его служебных полномочий. При этом Да Зара также высказал протест против размещения вооруженной английской стражи на итальянских кораблях и потребовал их отзыва, также как и возвращения орудийных замков, которые были перевезены на английские береговые склады.
В итоге, 11 сентября 1943 года Адмирал Канингхэм сообщил Секретарю Адмиралтейства: «С удовольствием информирую Совет Адмиралтейства, что итальянский линейный флот бросил якоря под дулами береговых батарей на Мальте».
12 сентября из Бона на Мальту прибыли миноносцы «Libra» и «Orione», а также пришедшая с позиции в Ионическом море подводная лодка «Ciro Menotti».
13 сентября на Мальту прибыл последний из больших итальянских кораблей. Это был линейный корабль «Giulio Cesare», который ко времени официального сообщения об окончании войны был выведен из боевого состава флота и находился в базе Пола, где использовался как плавучая казарма и склад. Выйдя в море 9 сентября, линкор с неполным экипажем в одиночку дошел до Таранто, откуда вместе с транспортом гидросамолетов «Giuseppe Miraglia» ушел на Мальту. В 07.25 утра 13 сентября на подходе к острову его встретили британский линкор «Warspite» и четыре эсминца. Вместе они в полдень прибыли в английскую базу. Позже, в этот день на Мальту прибыли еще несколько групп кораблей - эсминец «Augusta Riboty», танкер «Nettuno» и девять вспомогательных кораблей итальянского флота, а также подводные лодки «Atropo», «Fratteli Bandiera» и «Jalea», причем две последних - с позиций в Ионическом море.
Незадолго до рассвета 13 сентября, британское командование потребовало, чтобы эсминцы «Legionario» и «Alfredo Oriani» совершили поход до берегов Алжира, а оттуда до Аячио с целью поддержки итальянских и французских войск, сражающихся с немцами на Корсике. Они вернулись на Мальту только 29 сентября.
Большинство крупных итальянских кораблей вскоре покинули Мальту. Они представляли довольно заманчивую цель в случае нападения немецких подводных лодок. Итальянские экипажи уже считали войну для себя законченной, организация и дисциплина их службы заметно ухудшились, а сами англичане не могли организовать эффективную оборону разбросанных вдоль всего берега острова кораблей. Поэтому было решено перевести крупные корабли, использование которых против немецких сил не представлялось возможным или необходимым, подальше от Италии - в Египет. В соответствии с этим решением самые современные итальянские линкоры «Vittorio Veneto» и «Italia», а также крейсеры «Duca d'Aosta», «Luigi Cadorna», «Eugenio di Savoia», «Raimondo Monteccucoli», эсминцы «Artigliere», «Nicoloso Da Recco», «Grecale» и «Velite» - в сопровождении британских линкоров «King George V» и «Howe» с семью эсминцами в 08.3014 сентября покинули Мал ьту и ушли к Африке. Утром 16 сентября они прибыли в Порт-Саид.
Часть оставшихся на Мальте кораблей была рассредоточена - линкоры «Giulio Cesare», «Caio Duilio» и «Andrea Doria» были поставлены на якоря в бухте Марсаклокк, а крейсеры «Duca Delgi Abruzzi», «Giuseppe Garibaldi» и «Pompeo-Magno» - в бухте святого Павла.
Во время этих событий и позже на Мальту поодиночке и группами стали приходить другие итальянские корабли и подводные лодки. Первой из них пришла 12 сентября подводная лодка «Goffredo Mameli». А после 13 сентября итальянские корабли и суда стали появляться у берегов Мальты почти ежедневно.
14-го прибыли вспомогательная канонерская лодка «Luana», транспорты «Acilia», «Atunia», «Bellagosa», «Constanti С», «Lucrino», «Montebello», «Renucci».
Одновременно британские подводные лодки «Unruly» и «Unrivalled» задержали в торговой гавани Бари сразу шестнадцать транспортов. Чуть позднее эти же лодки отконвоировали транспорты на Мальту.
16-го с позиций в Тирренском море пришли подводные лодки «Alagi», «Benedetto Brin», «Galatea», «Giada», «Магеа», «Platino», а 17-го-из Ионического моря - подводные лодки «Marc Antonio Bragadino», «Onice», «Luigi Settembrini», «Squalo», «Vortice» и «Zoea».
19 сентября на Мальте появился корвет «Pellicano», пришедший из Палермо.
Многие из небольших военных кораблей и вспомогательных судов итальянского флота, вышедшие из портов на северо-восточном побережье Италии заходили в Палермо. Итальянское командование рассчитывало, что они там и останутся, однако англо-американские союзники требовали, чтобы все, даже небольшие боеспособные военные корабли были интернированы на Мальте. Поэтому большинство из этих кораблей постепенно переходили в английскую базу. Самая большая группа пришла туда 20 сентября. Это были миноносцы «Aliseo», «Animoso», Ardimentoso», «Ariete», «Calliope», «Fortunale», «Indomito», старый миноносец «Antonio da Mosto», корветы «Аре», «Соптюгапо», «Danaide», «Gabbiano», «Minerva», торпедные катера MAS-35, - 55, -64, охотники за подводными лодками VAS-201, -204, -224, -233, -237, -240, -241, -246, -248, а также вспомогательная канонерская лодка «Regina Elena».
Вышедшей в этой группе канонерской лодке «Zagabria» было поручено доставить князя Almone в его имение к отцу. В сопровождении корветов «Gru» и «Folaga» канонерка совершила рейс в Таранто, где эти три корабля так и остались, получив разрешение от союзного командования. В этот же день пришли подводные лодки «Ахит», «Fillipo Corridoni», старые подводные лодки Н-1, Н-2 и Н-4, а также с позиции в Тирренском море подводная лодка «Nichelio».
21 сентября на Мальту пришли старые миноносцы «Giacinto Carini» и «Nicola Fabrizi», а 23-го-торпедные катера MAS-54, -56, -61 и буксир «Liscanera».
23 сентября адмиралы Каннингхэмом и Да Зара в Таранто заключили соглашением, в соответствии с которым большинство итальянских кораблей будут возвращены в порты Италии после подписания официального договора об окончании войны между Италией и странами антифашистского блока. Этот договор был подписан маршалом Бадольо от имени правительства Италии 29 сентября на палубе британского линейного корабля «Nelson», стоявшего на якоре в гавани Ла Валетта. В соответствии с ним Италия обязывалась объявить войну Германии с 13 октября 1943 года, что вскоре и произошло.
1 октября союзные войска освободили Неаполь. А с утра 4 октября, в соответствии с договором, итальянские корабли стали покидать Мальту. В этот день в итальянские порты ушли крейсеры «Duca Delgi Abruzzi», «Giuseppe Garibaldi», «Pompeo Magno», эсминцы «Legionario», «Alfredo Oriani», миноносцы «Libra», «Calliope», корветы «Pelicano», «Аре», «Cormorano», «Danaide», «Gabbiano», «Minerva», торпедные катера MAS-35, -54, -55, -56, -61, -64, охотники VAS- 201,-204, -224, -233, -237, -240, -241,-246, -248 и вспомогательная канонерская лодка «Luana».
На следующий день ушли миноносцы «Aliseo», «Animoso», «Ardimentoso», «Fortunale», «Indomito», «Antonio da Mosto», «Giacinto Carini», «Nicola Fabrizi».
6 октября на Мальте появилась прибуксированная из Бизерты поврежденная подводная лодка «Turchese», но одновременно ушли миноносцы «Augusto Ribotty», миноносцы «Ariete», «Orione», вспомогательная канонерка «Regina Elena», подводные лодки «Giada», «Магеа», «Platino», «Onice», «Vortice» и «Nichelio».
9-го ушла подводная лодка «Axum», а 13-го остальные лодки — «Ciro Menotti», «Atropo», «Fratteli Bandiera», «Jalea», «Benedetto Brin», «Galatea», «Marc Antonio Bragadino», «Fillipo Corridoni», H-1, H-2, H-3, «Luigi Settembrini», «Squalo» и «Zoea».
18 октября на Мальту пришла плавмастерская «Quarnerolo», которая должна была сменить авиаматку «Giuseppe Miraglia» в качестве вспомогательного корабля для оставшихся на Мальте линкоров «Andrea Doria», «Giulio Cesare» и «Caio Duilio». 21 октября «Giuseppe Miraglia» также ушел в Италию.
27 октября на буксире прибывшего из Италии «Chimery» Мальту покинула поврежденная лодка «Turchese».
Таким образом, к концу октября на Мальте оставались только три старых линейных корабля и приданные им в качестве вспомогательных судов «Giuseppe Miraglia» и буксир «Liscanera». Последний ушел в Италию только 15 февраля 1944 года. А линкоры «Andrea Doria», «Giulio Cesare» и «Caio Duilio» вместе с «Quarnerolo» оставались на Мальте до июня 1944 года. 8-го ушел «Doria», 17-го - «Cesare» и 26-го «Duilio».
На этом эпопея интернирования итальянских кораблей на Мальте закончилась. Судьба этих кораблей сложилась по разному. Некоторые уже в ближайшие годы подняли флаги других флотов, другие пошли на слом и закончили свою историю в пламени ацетиленовой горелки. Наверное, исходя из национальной принадлежности кораблей, можно считать, что больше повезло тем из них, что остались под итальянским военно-морским флагом, но таких оказалось немного. Да и они, за редким исключением, служили недолго.