- 25 - 2002 / сп - флот Италии
- 26 - 1999 / 02
- "Первые программы броненосного флота.
Броненосные фрегаты типа "Minotaur" - "Броненосец "PELAYO" военного флота Испании"
- "Война в Испании. Организация и боевые действия республиканского морского флота на севере Испании 14 мая - 11 октября 1937 года"
- "Испания. 1936-1939 годы. Гражданская война на море. Потери кораблей и судов воюющих сторон и нейтральных государств"
- "Германские миноносцы периода Второй мировой войны"
- "Проектирование авианосцев в фашистской Германии во время Второй мировой войны"
Часть вторая - "Тайна Скапа-Флоу. Гибель "Royal Oak"
(глава из книги "Тайны британской секретной службы". 1948)
- "Первые программы броненосного флота.
- 27 - 2006 / сп
- 28 - 2006 / сп - Звезда и смерть адмирала Шпее
- 29 - 2006 / сп - Звезда и смерть адмирала Шпее
- 30 - 2006 / сп - Звезда и смерть адмирала Шпее
- Часть 4. "Гибель эскадры Шпее у Фолклендских островов"
- Часть 4. "Гибель эскадры Шпее у Фолклендских островов"
- 31 - 2004 / сп - Жемчужная гавань
- тревожное воскресенье часть первая
- «Пирл Харбор. Шаг в историю»
- «Пирл Харбор накануне войны» «Япония готовится к нападению»
- «Офицеры морского командования»
- Япония готовится к нападению
- «Американский флот в Пирл Харборе накануне нападения»
- «Японский флот готов к атаке»
- «Американские авианосцы. Где же они были?»
- «Сверхмалые японские лодки в атаке на Пирл Харбор»
- «Пилоты готовы атаковать»
- «Атака на стоянку линейных кораблей»
- тревожное воскресенье часть первая
- 32 - 2004 / сп - Жемчужная гавань
- тревожное воскресенье часть вторая атака на линейные корабли
- 33 - 2004 / сп - Жемчужная гавань
- тревожное воскресенье часть третья
- Атака на военно-морскую верфь и корабли в средней бухте гавани
- Атака на район верфи вмс
- Минный заградитель СМ-4 «Oglala»
- Легкий крейсер CL-50 «Helena»
- Легкий крейсер CL-48 «Honolulu»
- Линейный корабль ВВ-38 «Pennsylvania» и эскадренные миноносцы DD-375 «Downes» и DD-372 «Cassin»
- Эскадренный миноносец DD-375 «Downes»
- Эскадренный миноносец DD-372 «Cassin»
- Эскадренный миноносец DD-373 «Shaw»
- Атака на территорию военно-морской верфи
Воина в Испании
Вниманию читателей «Бриза» предлагается текст 11-го выпуска серии «Война на море», книги которой издавались Наркоматом обороны СССР в конце 30-х годов и ныне практически неизвестны широкому кругу читателей и любителей военной истории. Данный выпуск, вышедший в свет в Москве в 1938 году не содержит более никаких выходных данных, и поэтому имя автора книги нам неизвестно.
С развитием операций гражданской войны в Испании зимой 1936/37 года определилось положение северного фронта республиканцев в провинциях Бискайя (Эускади), Сантандер и Астурия, как изолированного театра войны. Значение Севера как одного из крупнейших промышленных центров Испании, наличие там значительных сил республиканцев (120-150 тысяч человек) связали на северном фронте огромную армию мятежников, а крупные естественные богатства северных провинций, главным образом, железная руда и уголь привлекли сюда германских и итальянских интервентов, рассчитывавших наложить руку на эти провинции.
К весне 1937 года республиканские порты на Севере были заблокированы кораблями мятежников (линкор «Espana», эсминец «Veiasco» и вспомогательные корабли), поддержанными германскими кораблями, которые неоднократно обстреливали побережье и делали попытки высадить десант на республиканскую территорию.
К весне 1937 года, когда базирование кораблей определилось в Сеуте, Кадиксе и Ферроле, средиземноморская эскадра республиканцев, базировавшаяся в основном на Картахену, могла лишь эпизодически бывать на Севере. Установка германских крупнокалиберных орудий в Гибралтарском проливе (Сеута и Альжесирас) еще больше сузила эту возможность.
В апреле 1937 года республиканское командование сосредоточило на Севере три эсминца Jose Luis Diez», «Ciscar» и «Almirante Antequera») и три подводных лодки. Эти корабли вместе с находившимся там небольшим эсминцем «Torpedero N.3», тремя вооруженными пароходами и моторными судами, а также при содействии береговой обороны должны были явиться морскими силами Кантабрийского моря (Южная часть Бискайского залива).
Кроме Бильбао, на республиканской территории Севера имелись менее значительные порты - Сантандер и Хихон. Все три порта одновременно являлись административными центрами провинций Бискайя, Сантандер и Астурия.
Бильбао представляет собой глубоководный порт с множеством причалов, расположенных на большом расстоянии от выхода в море по обеим берегам реки Нервион, и имеет значительный рейд на выходе в море у Португалетте и Лас Аренас. Географические условия Бильбао обеспечивают спокойную от ветра и волны, защищенную от обстрела с моря стоянку кораблей в глубине берега, вдоль берегов реки Нервион. Ремонтные возможности определялись наличием судостроительного завода «Конструкторе Навале», дока и ряда мелких заводов, могущих обеспечить не только аварийный и средний ремонт, но в некоторых случаях даже и капитальный ремонт боевых кораблей флота.
В Бильбао были сосредоточены достаточные запасы нефти для эсминцев, угля для вспомогательных кораблей и солярового масла для подлодок. Порт имел удовлетворительную, по местным понятиям, артиллерийскую защиту с моря, но средств противовоздушной обороны - зенитных орудий, прожекторов и даже пулеметов на зенитных установках - не имелось.
Близость Бильбао к фронту (в этот период 15-20 км), установка противником в период наступления на Бильбао 305-мм батареи на подступах к городу, падение снарядов вблизи порта, почти ежедневные воздушные налеты на порт, артиллерийская бомбардировка с боевых кораблей противника и, наконец, возможность потери Бильбао - все это со всей необходимостью ставило вопрос об организации базирования и на другие порты Севера. Более широкое развертывание базирования диктовалось также интересами боевой деятельности флота и необходимостью иметь более значительный плацдарм.
Сантандер занимает второе место после Бильбао и является довольно значительным торговым портом Севера Испании. По своему географическому положению, наличию сравнительно большой акватории и достаточным глубинам на подходе к порту, на рейде и у пристаней он вполне обеспечивал базирование всех кораблей находящихся на Севере.
Наличие судоремонтного завода «Корчо Ихос» и сухого дока, позволяющих производить ремонт эсминцев и подлодок, открывало возможности аварийного и среднего ремонта кораблей. Имевшиеся здесь нефтехранилища компании «Кампса» обеспечивали возможность создания в Сантандере необходимого запаса топлива. Предстояло лишь озаботиться о переброске из Бильбао нужного количества нефти для эсминцев и солярового масла для подлодок. Необходимые запасы угля можно было получить на месте, в провинциях Сантандер и Астурия.
В ближайших к Сантандеру пунктах побережья с выдвинутыми в море высокими мысами - Кабо Майор и Кабо Кинтрес - были сооружены береговые батареи для надежной защиты базы с моря.
Хихон находится на западном фланге северного фронта и имеет на своей западной окраине (в 4-5 км от города) небольшой и открытый с моря для северных и северо-восточных ветров порт Мусель. В Хихоне имеется незначительный судоремонтный завод «Моледо», обеспечивающий мелкий ремонт кораблей. Имеющийся док из-за небольших размеров и незначительных глубин на подходах не обеспечивал возможности аварийного ремонта эсминцев и подлодок. Нефтехранилища той же компании «Кампса» позволяли создать здесь необходимые запасы топлива.
Небольшая акватория порта не позволяла производить рассредоточение кораблей в целях противовоздушной защиты, и каждая бомба, упавшая в порту легко находила свою цель.
Северное побережье Испании имеет изрезанную линию, изобилует большим количеством заливов, песчаных пляжей и имеет много небольших рек, впадающих в море. Естественные укрытия и ряд искусственных сооружений позволили создать здесь большое количество мелких рыбацких портов; более крупные из них давали возможность укрыться небольшим вооруженным пароходам, а некоторые - в полную воду и более крупным судам. Из таких пунктов заслуживают быть отмеченными на республиканском побережье (с востока на запад): Кастро Урдиалес, Ларедо, Сантонья, Суансез, Комильяс, Сен Висенте де ла Баркера, Льянес, Ривадеселья, Вильявисиоза и Авилес. Вооруженные пароходы и «Torpedero N.3» могли войти в большинство из этих рыбацких портов и найти там временное укрытие. В Кастро Урдиалес, Сантонья и Авилес могли входить в полную воду и эсминцы.
Для базирования флота в течение мая - сентября 1937 года были построены следующие долговременные сооружения.
В Сантандере, на Кабо Майор, были подготовлены основания для четырех 152-мм орудий, построены погреба, казармы и укрытия, проведена шоссейная дорога на батарею; на Кабо Кинт- рес также были подготовлены основания для четырех 152-мм орудий, построены погреба, казармы и заново проведено 8-км шоссе. Временно были установлены на Кабо Майор четыре 127-мм орудия на тракторной тяге и на Кабо Кинтрес три 152-мм орудия на автотяге. Кроме того, при входе в порт Сантандер была создана минная защита: линия минного заграждения и минная станция на берегу.
В Хихоне, на мысе Торес, были подготовлены бетонные укрытия и установлены два 101-мм орудия, построена временная казарма и проведена дорога на гору, а на мысе Сан-Лоренцо, в пункте Провиденсия, в дополнение к имевшейся 152-мм морской пушке было построено основание и установлена вторая 152-мм пушка, построены погреба и укрытия. На мысе Торес были установлены впоследствии пять малокалиберных пушек Эрликон для ПВО.
В Бильбао были размещены два 152-мм морских орудия на постоянных установках.
В Кастро Урдиалес, Кабо Пеньяс, Авилес и на некоторых других мысах побережья в разное время устанавливались полевые батареи различных калибров: 40-мм, 60-мм, 80-мм и 101-мм - всего около двадцати орудий.
После заградительных операций, проведенных противником у республиканских портов Бильбао, Кастро Урдиалес, Сантонья, Сантандер, Хихон, Авилес были организованы тральные флотилии в портах из рыболовных пароходов и моторных судов; их личный состав был сформирован из рыбаков, и во главе флотилий были поставлены капитаны торгового флота.
Для организации наблюдения за морем была развернута сеть постов службы наблюдения и связи на большинстве мысов, выдвинутых в море, и на маяках. Организационно эта служба была объединена разведывательным отделом штаба фронта. Благодаря наличию большого количества постов, можно было всегда быть в курсе морской обстановки на пределе видимости берега.
В первых числах мая республиканский флот сосредоточился в Бильбао. Корабли мятежников, в составе крейсера «Almirante Cervera», эсминца «Velasco», минного заградителя «Jupiter», пяти- шести вооруженных пароходов, блокировали порты северного побережья, затруднив подвоз продовольствия и боеприпасов, и обстреливали побережье, содействуя продвижению войск мятежников, наступавших вдоль берега.
Республиканские корабли в этот период нуждались в ремонте, без которого невозможно было начать борьбу с фашистскими кораблями. Ремонт был организован на заводах Бильбао, и благодаря самоотверженной работе рабочих и специалистов он был окончен в рекордно короткий срок - всего шесть дней. Таким образом, флот был готов к боевым действиям уже к 20 мая.
В ночь с 22 на 23 мая эсминец «Ciscar» вышел в ночную операцию с целью поиска и атаки кораблей мятежников и на обратном курсе в базу выставил десять фальшивых перископов в районе от Сан Себастьян до Мачичако.
После проведения этой операции эсминцы приступили к регулярному конвоированию пароходов с беженцами - женщинами и детьми, - которых решено было эвакуировать из Бильбао в связи с тяжелым положением на фронте и отходом республиканских частей из ряда местностей провинции Бискайя. Обычно беженцев грузили на большой, специально оборудованный для этой цели пароход «Хабана», который конвоировали двумя эсминцами за пределы территориальных вод. В море эсминцы передавали пароход английским кораблям, несшим службу контроля (чаще всего эсминцам), которые в свою очередь сопровождали пароход под конвоем в один из ближайших французских портов. Таким же образом производилось конвоирование пароходов с рудой в Англию. Служба конвоя производилась ежедневно, причем пароходы с беженцами обычно отправлялись днем, а пароходы с рудой - ночью. На эсминцы была также возложена встреча и конвоирование пароходов с продовольствием.
В этот период блокада фашистами Бильбао носила характер эпизодических операций, и конвоирующие корабли могли рассчитывать лишь на случайную встречу с сильнейшим противником. В последующем блокада приняла более систематический характер.
Таким образом, эсминцы и подлодки постепенно втягивались в службу в море, и в ближайшее время можно было рассчитывать на выполнение ими более сложных морских операций. Была также произведена тщательная рекогносцировка побережья и портов; в Сантандере и Хихоне были поставлены полевые батареи и приступили к сооружению оснований для постоянных береговых батарей.
В период усиленного нажима на сухопутном фронте на Бильбао фашисты и на морском театре проявили большую активность, систематически забрасывая минами вход в Бильбао. Для траления мин командованием республиканского флота к имевшимся средствам траления был приспособлен еще ряд рыболовных паровых и моторных судов для того, чтобы держать вход в Бильбао чистым от мин.
Приказом по фронту был выделен батальон, который сосредоточился на побережье у этих пунктов, была усилена сеть наблюдательных постов и выбраны позиции для артиллерии и пулеметов; гарнизоны Кастро Урдиалес и Ларедо и пехотная школа в Сантонья были приведены в боевую готовность для отражения высадки. Из местных рыболовных судов была организована флотилия наблюдения за морем, в море были высланы подлодки «С-2» и «С- 4» для атаки транспортов с десантом. Благодаря этому, хотя движение транспортов и боевых кораблей фашистов в этих районах и наблюдалось, но десантная операция все же не состоялась.
8 июня республиканцы получили сведения о том, что из Южной Америки в Бильбао должен прибыть пароход с военным грузом, который нужно встретить ночью в 10-15 милях от Бильбао и ввести в порт. Несмотря на неуверенность в боевой готовности эсминцев, они в течение двух ночей выходили в море. Так как рандеву не было точно обусловлено, а своей длинноволновой рацией капитан парохода предпочитал не пользоваться, чтобы не выдавать своего местонахождения радиопеленгаторным станциям фашистов, встреча парохода эсминцами не состоялась. Это, впрочем, не помешало ему ночью самостоятельно прибыть в Бильбао. 1 руз парохода был очень ценным. Он состоял из 10 тысяч винтовок, 20 миллионов патронов, 55 станковых и 200 ручных пулеметов.
Не обнаружив парохода и возвращаясь в 5.30 утра 10 июня в Бильбао, эсминцы имели встречу с крейсером мятежников «Almirante Cervera». Так как крейсер был обнаружен к югу от их курса, то эсминцы, уклоняясь от перестрелки с сильнейшим противником, отвернули на север. «Almirante Cervera» лег на курс преследования и с дистанции 60-70 кабельтовых открыл огонь из носовых орудий; эсминцы, уходя строем фронта, отвечали огнем кормовых пушек. «Almirante Cervera» сделал четырнадцать трех-ору- дийных залпов. Пользуясь преимуществом хода, эсминцы вышли из пределов дальности огня крейсера, и ушли на северо-восток. В течение всего дня они держались в море и только 11 июня на рассвете вернулись в Бильбао.
Для эвакуации из Бильбао полутора тысяч баскских детей был снаряжен пароход «Хабана», который должен был выйти из Бильбао 10 июня и направиться во французский порт, чтобы пересадить детей на французский пароход для дальнейшего следования. В связи с усиленной бомбардировкой фашистами порта и города Бильбао (налеты проводили двух- и трехмоторные самолеты «Junkers», «Heinkel» и «Fiat» в течение всего светлого времени суток), посадку детей пришлось производить с бопыиими трудностями, и пароход «Хабана» смог отправиться лишь 13 июня днем. Эсминцы «Ciscar» и-«Jose Luis Diez» конвоировали его. В море, вне территориальных вод, пароход был передан английским эсминцам.
Авиация противника, появлявшаяся в пределах расположения республиканских войск большими массами, продолжала безнаказанно громить войска и тылы. У республиканцев остались только единичные самолеты, и не имелосб никаких средств противовоздушной обороны. В этой обстановке, до того стойко сопротивлявшийся корпус басков начал сдавать, что позволило фашистам, располагавшим значительным превосходством в технических средствах, прорваться в Синтурон (пояс укреплений вблизи Бильбао) и подойти вплотную к городу.
В этих трудных условиях нужно было одновременно с отводом частей, находившихся под угрозой окружения, вывезти из города ценное военное имущество, имущество военной промышленности, разрушить заводы, мосты через реку Нервион и дороги, чтобы задержать продвижение противника и не отдать в его руки большие запасы и огромное количество торговых и рыболовных судов, находившихся в порту.
Эвакуация затруднялась также большим (свыше ста тысяч человек) потоком беженцев, запрудившим все дороги от Бильбао на запад. Особенно большое скопление людей, скота и повозок имело место на главном шоссе, идущем от Бильбао на Кастро Урдиалес и Сантандер по берегу моря.
Вооруженные суда фашистов с 14 июня начали обстреливать это шоссе с моря. «Almirante Cervera» вел огонь по мосту у Пон-таррона. Вдоль дорог бомбами и пулеметным огнем атаковала республиканцев авиация фашистов.
Опасность была также и в том, что наступающим фашистам удастся выйти на берег у Лас Аренас (место впадения в море реки Нервион). Это создало бы угрозу закрытия выхода из Бильбао боевым кораблям флота и торговым судам.
Часть торговых и рыболовных судов, еще оставшихся в Бильбао, благополучно прорвалась в ближайшие республиканские порты Кастро Урдиалес, Ларедо и Сантонья, откуда они впоследствии перешли в Сантандер. Другая часть (около 30 рыболовных и торговых пароходов, брошенных командами) была оставлена в Бильбао. Оставшиеся суда были переведены на левый берег реки Нервион, и на тех из них, где оставались команды, были подняты пары с тем, чтобы в ночь с 14 на 15 июня перевести эти суда под конвоем эсминцев и вооруженных пароходов в Сантандер.
Две подлодки находились в Сантандере, куда они недавно вернулись с моря после операции. Подлодка «С-2» находилась в Бильбао и должна была выйти в море для атаки кораблей противника, обстреливавших прибрежную дорогу.
Фашисты, пользуясь сокращением республиканской территории Севера и количества портов, решили усилить блокаду, организовав для этой цели блокадную службу двумя отрядами кораблей: одним у Сантандера и другим у Хихона.
Обычно крейсер «берега» нес блокадную службу у Сантандера, маневрируя переменными курсами в видимости Сантандера, в 12-20 милях от берега, удаляясь на запад до меридиана Сен Висенте де ла Баркера и на восток до меридиана Кастро Урдиалес. На ночь, видимо опасаясь выхода в море республиканских эсминцев и торпедной атаки, «Almirante Cervera» удапялся от берегов. Для охраны крейсера от атак республиканских подлодок его сопровождал иногда эсминец «Velasco», а иногда моторные вооруженные суда «Motonave» или «Plus-Ultra». Два-три вооруженных парохода мятежников несли блокадную службу совместно с «Almirante Cervera» у Сантандера, маневрируя переменными курсами, производя патрулирование и поиск в море и в районах портов. Эти вооруженные суда, заметив торговый пароход, идущий курсом на один из республиканских портов, сближались с ним и следовали по его курсу с целью атаковать в полосе территориальных вод и не допустить входа в порт. Они же производили разведку и поиск в море, донося об обстановке крейсеру «Almirante Servera».
В районе Хихона, от Авилес до Льянес, блокадную службу нес второй отряд во главе с минным заградителем «Jupiter», имевший в своем составе также два - три вооруженных парохода.
Состав кораблей в отряде часто менялся г связи с необходимостью захода в базу для пополнения топлива и продовольственных запасов, либо в связи со штормовой погодой в море.
Вооруженные суда мятежников в этот период перенесли свое базирование из Пасахес (Сан Себастьян) в Бильбао. «Almirante Cervera», имея главную базу в Ферроле, организовал маневренное базирование также в Бильбао, где он мог снабжаться топливом и продовольствием.
Переход порта Бильбао в руки фашистов сократил коммуникацию блокадных кораблей с базой и позволил, таким образом, значительно увеличить время пребывания каждого корабля на линии блокады. Тем не менее, продолжительность блокадной службы, при необходимости все время находиться на ходу, была не под силу небольшим вооруженным судам, имевшим незначительный район плавания, и они принуждены были часто заходить в порт. Они делали это обычно ночью; таким образом, в ночное время линия блокады ослаблялась.
Наиболее выносливым кораблем для осуществления блокады показал себя крейсер «Almirante Cervera», который за три месяца блокады заходил в Ферроль не более трех раз и только однажды,- видимо в связи с необходимостью щелочения котлов, был сменен на линии блокады на двенадцать дней крейсером «Canarias».
Несмотря на усиление блокады, эсминцы показапи себя трудно бпокируемым, а подподки вовсе не бпокируемым средством борьбы, и испанским фашистам пришлось просить для усиления блокады дополнительных средств у своих немецких хозяев. Германское командование в разное время высылало к республиканскому побережью Севера свои надводные корабли, подводные лодки и торпедные катера. Сразу после падения Бильбао у республиканского побережья появилась германская эскадра в составе около двадцати вымпелов.
Службу контроля от комитета по невмешательству у северного побережья несла английская эскадра в составе четырех - семи эсминцев,-одного - двух крейсеров и одного линкора.
После перехода в Сантандер республиканские эсминцы оказались в весьма тяжелом положении из-за недостатка топлива. Из Бильбао нефть эвакуировать не удалось, а наличные запасы нефти в Сантандере не превышали 360 тонн. В Хихоне нефти не было вовсе. Необходимый полный запас топлива обоих эсминцев составлял 900 тонн, и запаса в 360 тонн едва хватило бы для пополнения нефти до нормы, причем промышленность Севера и другие нужды оставались неудовлетворенными.
Запасы солярового масла для подводных лодок, имевшиеся в Сантандере и Хихоне, были достаточными, так как полный запас трех подлодок не превышал 300-400 тонн, и наличных 1500 тонн должно было хватить на продолжительное время.
Начиная с 22 июня, республиканский флот приступил к регулярной позиционной службе подлодок в море на путях блокадных кораблей противника. Вначале подлодки сменялись через пять - шесть суток, затем в связи с изношенностью батарей, особенно на подлодках «С-4» и «С-6», этот срок пришлось сократить до четырех суток, а в некоторых случаях и до трех.
Положение значительно усугублялось еще и тем обстоятельством, что настоящей ремонтной базы для подлодок ни в Сантандере, ни в Хихоне не было. Не имелось опытных специалистов для ремонта сложной материальной части и тонких механизмов подводных лодок. Только пользуясь тем, что отличные испанские рабочие были «мастерами на все руки» и что на лодках оставалась значительная прослойка сверхсрочнослужащих, республиканцам удавалось кое-как организовывать ремонт на месте, причем материальная часть основательно сдавала, и ремонт после каждого похода подлодок становился все более сложным.
Подводные лодки с 25 июня и до 20 июля несли посменную службу в море, но за все это время только один раз крейсер «Almirante Cervera» был атакован подлодкой «С-6», выпустившей днем с дистанции 4000 метров торпеду, от попадания которой крейсер уклонился.
23 июля, вернувшись с моря, командир подводной лодки «С- 4» донес, что при попытке выхода в атаку на крейсер «Almirante Cervera» лодка была атакована противолодочными бомбами с вооруженных пароходов.
Огромный наплыв беженцев из Бискайи в Сантандер и Астурию принес с собой деморализацию тыла. Тяжелое продовольственное попожение Севера и большие затруднения с размещением и питанием беженцев поставили вопрос о необходимости эвакуации женщин, стариков и детей. Наличные испанские и иностранные пароходы в северных портах обеспечивали возможность эвакуации некоторого количества беженцев.
С начала эвакуации из Сантандера, примерно с 15 июня по 5 июля, удалось при содействии международного комитета помощи отправить из Сантандера около 14 тысяч человек, из них, примерно, 75 % взрослых (стариков и женщин) и 25 % детей. Пароходы с беженцами, выходившие из порта, вне территориальных вод находились под охраной английской эскадры.
Общая цифра людей, подлежащих эвакуации, определялась в 175-200 тысяч человек. Для этого количества людей требовалось около ста пароходо-рейсов, надежно обеспеченных конвоем республиканского флота в пределах территориальных вод и английской эскадры – в море.
Эвакуация была рассредоточена между всеми портами Севера, куда могли войти торговые суда, и беженцы направлялись для посадки в Кастро Урдиалес, Ривадеселья, Авилес, Хихон; часть их отправлялась непосредственно из Сантандера. Пароходы обычно проходили территориальные воды в темноте. Таким образом, удалось вывезти с Севера уже после падения Бильбао значительное количество беженцев. Из общего числа, примерно, около тридцати пароходов только один подвергся нападению фашистских пиратов, но и он был взят под защиту английскими кораблями..
С начала июля противник, усилив блокаду, вновь приступил к систематической постановке мин в пределах территориальных вод в районе портов. Мины ставились с заградителя «Jupiter» и вооруженных судов, однако, в небольших количествах, банками, так как, по-видимому, мятежники располагали небольшими запасами мин.
Республиканские тральщики, ведя интенсивную работу, держали входы в порт чистыми от мин. Каждому выходу и возвращению подлодок и выходу пароходов с беженцами предшествовала интенсивная работа тральщиков. Несколько раз им приходилось, бросив тралы, уходить в порт из-за обстрела с крейсеров Almirante Cervera» и «Canarias». Береговые батареи республиканцев отгоняли огнем вооруженные суда мятежников, пытавшиеся помешать тралению.
15 июля, по приказу морского министра, для встречи парохода «Хабана», который должен был прийти в Сантандер для эвакуации большой партии беженцев, были подготовлены к выходу оба эсминца; все три подводные лодки были расположены на курсах противника, по дуге, в 13-20 милях от Сантандера. Находившиеся з строю республиканские бомбардировщики типа «Бреге», «Гурду» и «Кольховен» были в готовности для вылета и бомбардировки кораблей противника. Управление'всей операцией должно было осуществляться с командного пункта Кабо Майор.
«Хабана» в условленное время не пришел, однако, бомбардировщики были высланы для атаки противника. Четыре «Кольховена» сбросили тридцать две 12-кг бомбы; три «Гурду» - шесть 50-кг бомб и два «Брегге» - четыре 50-кг бомбы, причинив судам противника незначительные повреждения. Налет авиации отражался зенитной артиллерией крейсера «Almirante Cervera».
18 июля днем, в видимости Сантандера, на линии блокады появился крейсер «Canarias», прибывший для смены крейсера «Almirante Cervera». Последний в тот же день ушел курсом на запад, по-видимому, в Ферроль.
21 июля «Canarias», приблизившись к берегу в районе расположения батареи Кабо Кинтресс, открыл по ней огонь. Стрельба велась весьма плохо, снаряды «Canarias» ложились в расстоянии 1-3 километра от батареи. Были попадания в дома деревни Ахо. Батарея ответила шестью выстрелами, после чего «Canarias» вышел из пределов дальности ее огня.
22 июля «Canarias» обстрелял пароход с беженцами и только под угрозой огня с английских крейсеров и с линкора «Royal Oak» прекратил огонь. В тот же день крейсер вел огонь по батарее на Кабо Майор, но также безрезультатно.
23 июля «Canarias» открыл огонь по тральщикам у Сантандера, которые, бросив тралы, вынуждены были войти в порт. 23 июля, как уже было сказано, подлодка «С-4» при попытке атаковать «Canarias» была атакована противолодочными бомбами с вооруженных судов.
24 июля «Canarias» обстрелял батарею, маяки радиостанцию на Кабо Майор. Крейсер сделал около 20 выстрелов, причинив незначительные разрушения зданиям маяка и радиостанции. Батарея ответила двенадцатью выстрелами; четыре снаряда легли вблизи «Canarias», после чего он удалился на Север.
В 22.00 24 июля подлодка «С-6» была выслана в район Хихона для встречи нефтеналивного судна «Валетта», которое должно было доставить на Север значительный груз бензина и смазочных масел для авиации и автотранспорта.
В 20.40 27 июля «Canarias» с расстояния 5-6 миль обстрелял батарею на Кабо Кинтрес. Батарея ответила, после этого крейсер, увеличив ход, удалился за пределы дальности огня батареи. В 22.35, освещая ракетами и прожектором, «Canarias» обстрелял осветительными снарядами республиканские тральщики, производившие ночное траление у Сантандера. Тральщики вынуждены были войти в гавань.
В 11.30 28 июля «Canarias» приблизился на 5-6 миль к берегу Кабо Майор. Батарея открыла по нему огонь. Крейсер ответил 12- 15 выстрелами и скрылся в тумане. С наступлением темноты «Canarias» вновь обстрелял тральщики, которые снова должны были вернуться в порт.
В ночь 28/29 июля высланный дозорный катер сообщил, что в 01.00 в двух милях от Сантандера на фарватере он видел подводную лодку в надводном состоянии, полагает, немецкую, так как все республиканские подлодки в это время находились в базе.
В связи с усилившейся блокадой противника и активными действиями «Canarias», подвоз на Север продовольствия почти совсем прекратился, и к концу июля продовольственное положение еще более ухудшилось: хлеба оставалось буквально на несколько дней; бензин и смазочные масла для автотранспорта также были на исходе, и выдача горючего была значительно сокращена. Транспорт был под угрозой остановки. Пароходы с грузами продовольствия и горючего стояли по несколько дней в видимости республиканских берегов, вне территориальных вод, у Сантандера и Хихона и не могли войти в порт из-за опасения встречи с фашистскими корабпями. В таких условиях республиканцами была задумана операция по прорыву блокады и вводу в порты торговых судов. План ее вкратце сводился к следующему:
1) Противник, имея в числе своих кораблей крейсер, является более сильным, чем республиканские эсминцы. Вместе с тем крейсер может в каждый данный момент создать боевую устойчивость только одному отряду кораблей, блокирующему один из портов.
2) В момент нахождения крейсера на блокадной линии у одного из портов, чаще всего Сантандера, отряд кораблей противника, блокирующий другой порт - Хихон, не имеет достаточной боевой устойчивости в соотношений сил не только с двумя республиканскими эсминцами, но и с каждым из них в отдельности.
3) При сосредоточений обоих эсминцев в Сантандере выход из порта и бой с крейсером за ввод пароходов в порт не дают сколько-нибудь существенных шансов на успех, так как дальнобойная артиллерия крейсера может обстреливать эсминцы в то время, когда сам крейсер находится вне досягаемости их огня. Даже если рискнуть на артиллерийское состязание эсминцев с крейсером, и тогда нет никаких шансов на то, что капитаны торговых судов войдут в порт во время боя. Кроме того, другие вооруженные суда мятежников могут обстрелять (во время боя эсминцев с крейсером) торговые суда и не допустить их входа в порт.
4) Исходя из этих соображений, является целесообразным не сосредоточение, а разделение сил обоих эсминцев между обоими портами с тем, чтобы выходом одного из них создать угрозу более слабому отряду кораблей мятежников и, отогнав его от порта, ввести туда торговые суда. Действия первого эсминца отвлекают на него крейсер из более сильного отряда и дают возможность эсминцу другого порта проделать такую же операцию по вводу в порт торговых судов.
5) Успешное выполнение операции должно было обеспечиваться надежным управлением с берега, опирающимся на развитую сеть берегового наблюдения и связи со всеми постами СНиС. Эсминцы, выходившие из порта, должны были каждый момент знать обстановку и местопребывание крейсера.
6) Эсминец, вышедший из Хихона, должен был немедленно возвратиться в порт по прохождении крейсером меридиана Пьянее, находящегося на одинаковом расстояний между обоими портами. В этот момент должен был выйти из Сантандера второй эсминец и, отогнав более слабый отряд кораблей мятежников, ввести до возвращения крейсера торговые суда в Сантандер.
7) Таким образом, в этой операции роль своеобразного «маятника» должен был играть крейсер, которого к этой роли могла вынудить попеременная угроза со стороны эсминцев каждому из слабейших отрядов кораблей мятежников.
Удача всей операции зависела, главным образом, от точного учета движения крейсера и, следовательно, поскольку других надежных средств наблюдения и связи не было, - от береговых постов СНиС.
План этой операции был задуман 26 июля. 28 июля все посты наблюдения и связи от Сантандера до Хихона тщательным образом были проинспектированы, проверены все условия, обеспечивающие управление операцией. 29 июля были отданы предварительные распоряжения по операции, а 30 июля эсминцы начали поднимать пары для полного хода с расчетом, что «Ciscar» в ночь 30/31 июля прорвется в направлении на Хихон и днем 31 июля будет проведена операция.
В 16.00 30 июля, по донесениям береговых постов, на меридиане Хихона появился крейсер «Almirante Cervera», шедший курсом на восток. Поскопьку «Canarias» оставался на меридиане Сантандера, республиканскому командованию пришлось считаться с наличием двух крейсеров противника на театре военных действий и отложить операцию до вероятного в ближайшее время ухода «Canarias» в Средиземное море.
В 02.00 30 июля в видимости Сантандера «Almirante Cervera» соединился с «Canarias», и оба крейсера проследовали на запад. В 08.00 31 июля «Canarias» наблюдался на меридиане Хихона, а «Almirante Cervera» в это же время на меридиане Сантандера.
8 августа посты доносили о нахождении в видимости берегов одного крейсера «Almirante Cervera», «Canarias» нигде не наблю- дали. В 06.00 11 августа «Almirante Cervera» находился на линии блокады у Сантандера. В 06.30 республиканские эсминцы снялись с якоря и, выйдя из гавани, в 07.05 обнаружили корабли мятежников - минзаг «Jupiter» и вооруженное судно «Plus-Ultra» - на дистанции 16 км курсом на восток.
Увеличив ход до 20 узлов, в 08.00 с дистанции 14 км эсминцы открыли огонь по «Jupiter» на курсовых углах 35°-90э левого борта.
Корабли мятежников повернули на север и, стремясь привести эсминцы на курсовый угол 180°, шли полным ходом в строю фронта. «Jupiter» отвечал огнем, причем первый его залп был положен вблизи находившегося тут-же английского эсминца, несшего службу контроля, Выстрелы эсминцев ложились хорошо и кучно и на третьем залпе достигли цели. Увеличив дистанцию, они добились прямого попадания в корму «Jupiter», откуда повалил большой столб дыма.
С началом боя «Jupiter» дал открытое радио крейсеру «Almirante Cervera» о том, что из Хихона вышел неприятельский корабль, затем, что он терпит бедствие и что республиканский эсминец его преследует.
В 08.15 было попучено сообщение о том, что «Almirante Cervera» повернул на запад. В 08.30, выпустив 38 снарядов, «Ciscar» прекратил огонь по «Jupiter». В 08.50 он принял радио, что «Almirante Cervera» прошел Суансен большой скоростью, очевидно, направляясь к Хихону. «Jupiter» и «Plus-Ultra», закрываясь дымовой завесой, уходили полным ходом на северо-восток.
Задача эсминцев заключалась в том, чтобы до подхода крейсера «Almirante Cervera» на дистанцию действитепьного огня его орудий успеть ввести в Хихон торговые суда, находившиеся, по сообщениям береговых постов, в 9 милях к северу от Кабо Пеньяс, и нефтеналивное судно «Валетта», которое должно было подойти на расстояние 5 миль к Кабо Торрес. Из 150 наличных снарядов «Ciscar» 38 уже были израсходовано, и дальнейшее преследование и обстрел «Jupiter» в этих условиях были нецелесообразны.
Поэтому в 09.15, прекратив преследование «Jupiter», «Ciscar» повернул на запад для поиска торговых судов и «Валетгы».
В течение 11 августа в Хихон вошли «Валетта» с 8500 тонн бензина и смазочных масел, «Марион Моллер», «Стенвуд» и «Хильда Моллер».
Пароходы доставили около 26 тысяч тонн продовольствия, значительное количество необходимых грузов для военной промышленности, легковые машины, мануфактуру.
В 11.30 «Cisc-аг», вернувшись в Хихон, ошвартовался в Мусе- ле за молом, скрывшись на фоне горы и, замаскировав мачту, чтобы не быть заметным с моря. Около 12.00 на горизонте Хихона показался «Almirante Cervera», идущий на попной скорости. Немедленно о нахождении крейсера «Almirante Cervera» у Хихона быпо сообщено в Сантандер, откуда вышел «Jose Luis Diez», отогнавший фашистские вооруженные суда «Galema» и «Motonave». «Almirante Cerveraa» до 16.00 маневрировал в видимости Хихона, после чего, получив, очевидно, сообщение от «Galema», возвратился в Сантандер.
Эта операция дала Северу свыше 30 тысяч тонн продовольствия, горючего для автотранспорта и некоторые материалы для военной промышленности, не считая других, менее важных грузов.
Операция также показала фашистам, что наличие только одного крейсера не обеспечивает блокаду обоих портов, и на некоторый период они должны были отказаться от блокады Хихона, ограничиваясь в этом районе только эпизодическим наблюдением.
В результате этой операции был выведен на некоторое время из строя единственный в тот период минный заградитель противника «Jupiter», который был отправлен в Бильбао для ремонта.
Начиная с 11 августа и до сдачи Сантандера, в районах от Авилес до Пьянее фашистские корабли показывались лишь изредка; порты Хихон, Авилес и Ривадаселья оставались свободными от блокады. Сюда успешно входили одиночные торговые суда с различными грузами, отсюда благополучно уходили пароходы с беженцами.
В течение 11-14 августа в Хихоне портовыми военными властями была организована разгрузка продовольствия, горючего и других грузов, которые были немедленно направлены по назначению. По подсчетам местных властей продовольствия, доставленного на пароходах, должно было хватить для армии и частично для населения на двухмесячный срок.
Для обеспечения безопасного входа в Хихон торговых судов и выхода из Хихона пароходов с беженцами было решено эсминец «Ciscar» временно оставить в Хихоне. Подлодки продолжали нести позиционную службу в районе Сантандера.
14 августа фашисты, сосредоточив значительные силы и технику, начали наступление в направлении на Рейносу. Наступление было предпринято с трех сторон: от Сенсильо - в 30 км восточнее Рейноса, от Баруэло - в 15 км юго-западнее и из района Кастильо де Вальдемар - в 20 км южнее Рейноса. В наступлении принимали участие около четырех дивизий итальянцев и четыре бригады «На- варро», большое количество авиации (в первые дни операции до 70 самолетов в воздухе одновременно), 50-60 танков, большое количество артиллерии. Наступление имело задачей окружение республиканских войск в так называемом «рейносском мешке».
За первые три-четыре дня операции фашистам удалось прорвать фронт в нескольких местах и девять бригад республиканских войск, очутившихся под угрозой окружения и уничтожения, вынуждены были спешно отходить на север, с боями пробиваясь из окружения.
Город ежедневно подвергался налетам бомбардировочной авиации противника. 15 августа противника бомбардировала Сантандер, аэродромы и порт и сожгла нефтяную цистерну.
Были приняты меры к спешной эвакуации самого крупного на Севере военного завода в Рейносе, откуда удалось вывезти в Астурию большое количество станков и агрегатов.
Положение флота на Севере в связи с потерей Сантандера стало чрезвычайно тяжелым. Хихон - порт, совершенно открытый с моря. Фашисты имели возможность, пользуясь дальнобойностью орудий крейсера, расстреливать корабли в порту, не подвергаясь обстрелу орудий береговой обороны. В этот период на Кабо Торрес стояли два 101-мм орудия с небольшой дальнобойностью (до 8 км), а единственная имевшаяся в распоряжении 152-мм пушка на мысе Провиденсия была неисправна и нуждалась в серьезном ремонте. Изготовленная в Рейносе первая 152-мм морская пушка была только что установлена на Кабо Майор.
Гавань Мусель хотя и могла вместить все корабли, но в условиях воздушного нападения, при полном отсутствии средств противовоздушной обороны и невозможности рассредоточить корабли, осколки одной разорвавшейся бомбы били сразу два или три объекта, а каждая подводная пробоина корабля при отсутствии дока в Хихоне могла стать непоправимой катастрофой. Ввиду невозможности заделать пробоину корабль пришлось бы затопить, чтобы он не достался неприятелю.
Кроме того, сдача Сантандера значительно сокращала республиканскую территорию на Севере. Авиация северного фронта к этому времени насчитывала едва ли полтора десятка боевых самолетов.
Наконец, обстановка, складывающаяся на море при наличии в руках республиканского флота только одного порта, давала возможность фашистам без активных действий, наличными силами надежно запереть вход в этот единственный порт торговым судам. Флот республиканцев был совершенно лишен возможности в этой обстановке помочь операциям армии чем-либо существенным даже ценой своей гибели.
Для усиления береговой обороны Хихона было решено вывезти туда орудия береговой обороны Сантандера, которые нужно было снять в последний момент, К демонтажу недавно поставленной в Сантандере 152-мм морской пушки приступили немедленно. Одновременно на мысе Провиденсия были начаты работы по подготовке основания для этой пушки рядом со второй такой же пушкой, к ремонту которой также приступили.
Для обеспечения якорной стоянки флота от торпедной атаки в открытом порту Мусель была заказана 100-метровая противоторпедная сеть, которую надо было установить на поплавках. С одного конца эту сеть предполагалось закрепить на молу, другой конец сети должен был держать специально для этой цели поставленный пароход.
Все необходимые работы для обеспечения базирования флота проводились форсированным порядком, так как наступление фашистов развивалось довольно быстрыми темпами.
21 и 22 августа фашисты сосредоточили действия своей авиации по узлу дорог Торрелавега, забрасывая бомбами и, обстреливая пулеметным огнем отходящие части республиканских войск и растянувшиеся по дорогам колонны беженцев.
В обстановке ежедневных воздушных налетов фашистов держать корабли в гавани Мусель было опасно. Кроме того, необходимо было обеспечить операцию по эвакуации войск из Сантандера. Поэтому 27 августа от 02.00 до 03.00 в море были высланы все подводные лодки на линию Сантандер - Хихон.
На высылаемые в Сантандер для эвакуации оставшихся там войск торговые и рыболовные суда назначались для проведения четыре - пять отборных бойцов и в качестве старшего - унтер-офицер. На некоторые суда были назначены для этой цели полицейские офицеры. Перед выходом из республиканского порта комендант и капитан торгового судна и рыболовного судна получали инструкцию, в которой разъяснялся порядок проведения операции.
Погрузив войска, суда должны были, в зависимости от своей осадки, идти в ближайший порт побережья, оставшийся в руках республиканцев, высадить вывезенных людей и снова отправляться за новой партией.
Всего в течение четырех суток было отправлено для эвакуации в Сантандер около тридцати рыболовных средних и мелких пароходов и моторных судов, два больших торговых парохода, вооруженные пароходы «Biscaya» и «Gipuscoa». Для обеспечения посадки войск из Ривадаселья в Сантандер 26 августа был отправлен «Torpedero N.3», который должен был прикрывать посадку людей на пляже Сардинеро (Сантандер) огнем пулеметов и малокалиберных орудий. Однако ночью 27 августа «Torpedero N.3» вернулся в Ривадаселья, так как, встретив по пути вооруженные суда мятежников, не мог прорваться в Сантандер. В течение 26 и 27 августа небольшая часть высланных судов вернулась в Ривадаселья и Хихон, имея на борту войска и беженцев.
В 21.30 28 августа для поиска остальных судов и сопровождения их к республиканскому побережью в море были высланы эсминцы «Ciscar» и «Jose Luis Diez». В течение ночи 28/29 августа они вели поиск судов в районе Ривадаселья, Сантандер, Кастро Урдиалес.
Командир подводной лодки «С-6» при возвращении в Хихон вечером 31 августа в море имел встречи в 20 и 8 милях от берега с двумя торпедными катерами. Один из них пытался выйти в торпедную атаку на подлодку, шедшую в надводном положении, но ей удалось уклониться. Подлодка, вернувшись в порт, немедленно приступила к замене поломанных горизонтальных рулей, намереваясь после ремонта снова выйти в море, так как длительное нахождение ее в базе представляло опасность.
30 августа республиканские войска отошли на линию Сан Висенте де ла Баркера и продолжали отход под давлением превосходящих сил противника, взрывая дороги и мосты, чтобы задержать продвижение его к Льянос. Было решено усилить фортификационными сооружениями естественный рубежу Ривадаселья, организовав здесь сильную оборону.
2 сентября авиация противника дважды произвела налет на Мусель. В результате атаки был сильно поврежден испанский тор
говый пароход (около 3000 тонн), а два небольших рыболовных парохода были затоплены в гавани.
4 сентября в результате новой бомбардировки фашистской авиацией флота в Муселе был затоплен большой английский танкер водоизмещением около 6000 тонн.
3 сентября состав блокирующих сил фашистов на Севере пополнился минным заградителем «Vulkano» (одного типа с «Jupiter»). Фашисты начали усиленно проводить заграждение минами подходов к Хихоне. Заградительные операции из-за опасения попасть под огонь береговых батарей проводились только ночью.
Днем корабли мятежников обычно крейсировали в 10-15 милях от берега на линии Хихон-Авилес. Ночью немецкие торпедные катера и вооруженные пароходы прибпижались к берегу на расстояние 2-3 миль, распопагались в двух-трех линиях с севера на юг по одному - два катера в каждой и ходили курсами восток-запад с целью наблюдения за выходом из Хихона кораблей и их атаки. В составе блокирующих сил в этот период было от четырех до шести немецких катеров.
Фашисты имели исключительно благоприятные условия для ведения своих операций. Республиканский Север был совершенно изолирован на сухопутном фронте, блокировался с моря, и в воздухе в течение всего времени ведения операций фашисты обладали подавляющим превосходством в сипах. Эти обстоятельства нужно постоянно учитывать, делая выводы и заключения по опыту Севера.
Морская блокада северного побережья Испании стала возможной для относительно небольших морских сил фашистов только потому, что республиканские войска не имели авиации, действовавшей на морском театре.
При наличии авиации, которую можно было бросить на проводившие блокаду корабли фашистов, конечно, можно было бы избежать затруднений с подвозом продовольствия и снаряжения.
И все же морская блокада мятежников на Севере не была настолько действительной, чтобы вовсе запретить ввоз на Север продовольствия или оружия на торговых судах или выход в море боевым кораблям республиканцев в этих направлениях; блокада ограничивала эти возможности, но не исключала их.
При наличии трех портов Севера - Бильбао, Сантан-дера и Хихона - в распоряжении республиканских войск это ограничение было менее значительным; с потерей Бильбао и Сантандера оно стало более ощутимым.
Фашисты имели на Севере исключительно благоприятное сочетание условий для нарушения подвоза и эвакуации республиканцев, что помогало вести операции относительно небольшим составом морских сил.
О возможности применения опыта Севера Испании для осуществления блокадных операций в будущей войне все эти обстоятельства нужно иметь в виду.
Самостоятельная атака подводной лодки на неохраняемый эсминцами и сторожевыми катерами быстроходный крейсер, уклоняющийся от атаки отворотами и зигзагированием, может иметь (по опыту Севера Испании) успех при наличии смелых командиров, допускающих известный риск лодкой, находящейся под ударом артиллерии и корабельной авиации противника.
По опыту борьбы на море на Севере Испании почти при каждом возвращении кораблей с моря, особенно подлодок, остро стоял вопрос ремонта, причем ремонт обычно требовался срочный.
Ремонт этот, в общем, был небольшим, принимая во внимание сравнительно небольшой состав флота. Однако ремонтные потребности были весьма разнообразными: отливка небольшой шестеренки для дизеля; смена винтов эсминцев; ремонт конденсаторов; замена котельных труб; ремонт помп подводных лодок; ремонт орудия, поврежденного осколком бомбы; полная разборка и ремонт гирокомпаса; ремонт отдельных частей и особенно оптической части перископов; смена листов обшивки эсминцев и подлодок; заделка пробоин; ремонт электропроводки, пробитой мелкими осколками во многих местах; смена горизонтальных рулей подлодки; заделка пробоин в нефтяных цистернах и т.п.
Поэтому, несмотря на небольшой состав флота, ремонт охватывал все существующие цехи судоремонтного завода, требовал наличия квалифицированных рабочих и мастеров судоремонта всех специальностей, способных в короткий срок выполнить ремонт кораблей во всем его многообразии.
По опыту борьбы на Севере Испании, самый опасный противник флота, находящегося в базе, и сооружений базы (завод, хранилище) - это авиация противника. Если вопросы обороны с суши и моря могут считаться достаточно разработанными по опыту целого ряда войн, то по вопросам обороны с воздуха имеется далеко недостаточный и несколько устаревший опыт войны 1914- 1918 годов и современный опыт войны в Испании 1936-1937 годов.
Здесь представляется возможным из всего большого комплекса вопросов противовоздушной обороны остановиться лишь на следующих:
- убежища для людей, штабов, средств управления, хранилища топлива и боезапаса;
- средства противовоздушной обороны базы: зенитная артиллерия, истребительная авиация, посты ВНОС.
Убежища. Необходимость надежного укрытия людей, не участвующих в отражении воздушной атаки, вызвала к жизни в Испании сперва импровизированные, а затем и более благоустроенные убежища. Обычные требования к убежищам сводились к размещению определенного количества людей в укрытии, имеющем перекрытие от 100-500-кг бомб. Так как для населения крупных городов требуется большое количество убежищ, то строительство их продолжалось непрерывно. В. качестве временной меры защищенные убежища заменялись нижними этажами домов или подвалами, обложенными мешками с песком, дающими защиту от осколков бомб.
Бильбао, подвергшийся налетам больше других городов Севера, имел большое количество убежищ, Помимо убежищ общего пользования, устраивались специальные убежища на фабриках и заводах, во дворе правительственных учреждений, штабов и даже во дворах некоторых домов.
В Сантандере убежищ было меньше, строить их начали позже, когда после сдачи Бильбао налеты авиации были перенесены на Сантандер.
Совсем мало убежищ было подготовлено в Хихоне, который в течение продолжительного времени подвергался воздушным налетам фашистов. В Хихоне вместо убежищ моряки использовали углубления и ходы в стенке мола и находившийся вблизи порта Мусель длинный железнодорожный тоннель.
По своей конструкции убежища были самыми разнообразными; использовались благоприятные условия местности, например, убежища сооружали в горе, и верхний слой земли и камня представлял собой естественную защиту от бомб. В этом случае вход в убежище защищался от осколков, а своды укреплялись специальными креплениями или железобетоном. При сооружении убежища на ровном месте обычно рыли глубокую и широкую яму, клали большой слой камня и бетона на верхний купол.
Штабы, в связи с частым перемещением с одного места на другое, имели убежища для всего состава работников штаба, специально устроенные во дворах тех домов, где размещался штаб. Капитально устроенных и оборудованных для работы убежищ штабы (северного фронта, флота, авиации и корпусов) не имели, благодаря чему во время воздушных налетов нормальная работа штабов прекращалась. В те периоды, когда налеты и бомбардировки происходили в течение продолжительного времени, это обстоятельство серьезно отражалось на управлении войсками.
Не были оборудованы также убежища для средств связи. Телефонно-телеграфные станции и радиостанции помещались на поверхности, поэтому работа часто прекращалась из-за того, что персонал во время бомбардировки уходил в убежища, а также из- за аварий средств связи от попадания бомб, снарядов и осколков.
Обычно штабы являлись заметным объектом для авиации даже в маневренных условиях потому, что их обнаруживало большое скопление автомобилей, и бомбардировщики противника уже через день-два после перемещения знали местонахождение штаба и бомбардировали его. Так были сразу выведены из строя штабы двух дивизий, значительное число работников которых было убито или ранено. Впоследствии в связи с тем, что при быстром перемещении штабов не хватало времени для устройства убежищ, штабы маскировались, автомобили размещались в некотором расстоянии от штабов и применяли маскировку, сообразуясь с условиями местности.
Хранилища для топлива и боезапаса, размещенные на поверхности, чрезвычайно заметны, обычно очень трудно поддаются маскировке (нефтяные баки, боесклады) и известны противнику, потому, что они используются еще в мирное время. Горящая нефть стелется пламенем по земле и по воде и представляет опасность для всего, что находится вблизи. Взрыв складов боеприпасов представляет огромную угрозу даже на большом пространстве.
Условия размещения этих хранилищ требуют значительного удаления их от боевых кораблей и в то же время -быстрой транспортировки боеприпасов и налива нефти в цистерны кораблей. Лучшее, хотя экономически более дорогое решение этого вопроса может быть достигнуто сооружением нефтехранилищ и нефтепроводов в земле, защищенных верхнем укрытием и выведенных к пристани, и такого же размещения боеприпасов от мест стоянки флота в базе и обеспечением безопасной транспортировки этих грузов.
Зенитная артиллерия не может в большинстве случаев самостоятельно отразить атаку авиации противника; она способна значительно поднять потолок авиации и тем снизить вероятность попадания в корабли; для успешного отражения самолетов противника нужна собственная истребительная авиация.
Вместе с тем зенитная артиллерия, имеющая хорошие приборы управления огнем, являются очень серьезным противником для самолетов.
Опыт истребительной авиации на Севере показал, что на ограниченном участке даже новые аэродромы очень скоро становятся известны противнику и привлекают на себя всю его авиацию. Больше четвертой части всей республиканской авиации, которая была переброшена на Север, было уничтожено на аэродромах, что поставило вопрос о необходимости сооружения подземных ангаров, строительство которых было начато, но не закончено.
Опыт Испании показал, что противник делал попытки использовать бомбардировочную авиацию ночью, что, несмотря на малую убойность, в огромной степени изматывало личный состав.
На опыте Севера Испании подтвердилось огромное значение траления для обеспечения боевой деятельности флота.
Несмотря на то, что мины ставились в ограниченном количестве и в районах, ограниченных трехмильной полосой территориальных вод, траление на Севере составляло повседневную боевую деятельность флота. Не менее чем два раза в день производилось траление подходов ко всем северным портам, чтобы держать их чистыми от мин для входа торговых судов и выхода эсминцев и подлодок.
Отсутствие специальных тральщиков заставило импровизировать их из числа имевшихся крупных буксиров и рыболовецких пароходов, а кадры для траления подбирались из числа моряков торгового флота и рыбаков. Из-за отсутствия материальной части самые тралы изготовлялись из имевшихся подручных материалов. Таким образом, были созданы тральные флотилии почти во всех портах Севера, и эти импровизированные флотилии довольно успешно вели тяжелую работу; за шесть месяцев ни один из республиканских военных кораблей или торговых пароходов не подорвался на мине.
Для обеспечения операций флота подтверждается большое значение береговой службы наблюдения и связи.
Почти не имея разведки в море, республиканский флот на Севере всегда имел более или менее точные данные о передвижении противника от развитой сети береговых постов, расположенных вдоль всей принадлежавшей республиканцам части северного побережья Испании, знал от постов СНиС в Сантонья и Кастро Урдиалес о каждом выходе противника из Бильбао в светлое время суток.
Посты, как правило, располагались на маяках, в высоких замках на побережье и на вершинах гор и имели телефонную связь, а в некоторых случаях и радиосвязь между собою и центральным пунктом сбора сведений. Начальники некоторых постов СНиС имели в своем распоряжении рыболовные шлюпки и выходили в море для увеличения горизонта видимости своего поста.
Большое количество торговых моряков и рыбаки Севера Испании являлись хорошим резервным контингентом для этой вспомогательной морской службы.
На посты СНиС, кроме наблюдения за горизонтом, может быть возложена (и з Испании возлагалась) пограничная служба в приморском районе и охранная служба милиции в отдаленных, часто ненаселенных пунктах побережья.