Звезда и смерть Адмирала Шпее

Часть третья От Циндао до Коронеля

Адмирал Шпее во главе Восточноазиатской крейсерской эскадры

К весне 1914 года Циндао являлся административным центром территории (колонии) Киаочао, торговым портом и превратилась в сравнительно неплохо оборудованную воен­но-морскую базу для германского флота, вполне способную обеспечить базирование эскадры Шпее. представлявшей в Китае немецкий флаг. Нелишне отметить, что именно в этом году часть кораблей эскадры должны были вернуться в Гер­манию - разумеется после прихода новых. Бывший китайский рыболовецкий порт Цин Тао находится на полуострове, обра­щаясь одним берегом к заливу Киао Чао, а другим в Желтое море. Немцы, взяв этот порт в концессию, устроили там хоро­шо оборудованные судоремонтные мастерские, в котором ра­ботали около 800 человек, в основном китайцев, но немало было также и немцев. Имелся плавучий док грузоподъемнос­тью 16 тысяч тонн, который мог обслуживать даже крупные боевые корабли, почтовые пароходы и пассажирские лайне­ры, регулярно посещавшие этот порт.

2 июня 1914 года в Циндао прибыл пакетбот "Patricia", на котором прибыл капитан первого ранга Меркер (Kapitan zur See Maerker), вступивший в командование крейсером "Gneisenau" и сменивший на этом посту капитана 1-го ранга Брюниггауса (Kapitan zur See Brunighaus). Крейсером "Scharnhorst" коман­довал капитан 1-го ранга Феликс Шульц (Kapitan zur See Felix Schultz). Вместе с новым командиром в составе экипажей сме­нилась часть команды. В связи с напряженностью политичес­кой обстановки в мире, перед офицерами крейсеров была по­ставлена задача максимально быстро обучить и подготовить экипажи. Корабли совершили несколь­ко выходов в море с учебными целя­ми, а также провели текущий ремонт корпуса и механизмов.

12 июня в Циндао с протоколь­ным визитом прибыл английский бро­неносный крейсер "Minotaur". После различных официальных и неофици­альных празднеств, товарищеского футбольного матча и других вполне дружеских мероприятий, "Minotaur" 16 июня ушел из немецкой базы. Несмот­ря на хорошую обстановку визита, у немцев остался неприятный осадок подозрения, что англичане просто ре­шили на месте разобраться насколь­ко боеготовым является немецкое со­единение в китайских водах. А между тем именно в этот период оно было довольно крупным, что не в каждые годы могла позволить себе Германия.

Имеющиеся морские силы со­стояли из двух соединений - крейсер­ской эскадры (Kreuzergeschwader) и Морских сил в Восточной Азии

(Ostasiatischen Station). Основную и действительно реальную силу составляла крейсерская эскадра - кроме двух броненос­ных крейсеров "Scharnhorst" и "Gneisenau" в ее состав входи­ли легкие крейсеры "Emden", "Nurnberg" и "Leipzig" - корабли довольно сильные и быстроходные. Эскадре также было при­дано как вспомогательное судно пароход "Titania" - в ряде ис­точников об этом транспорте говориться как о вспомогатель­ном крейсере. Хотя главной базой эскадры был порт Циндао, тем не менее, командующий эскадры подчинялся непосред­ственно главному морскому штабу в Берлине. В распоряже­нии командующего имелось также несколько тайных морских баз на островах немецкого протектората - на случай начала военных действий.

Морские силы в Восточной Азии (с базированием в Цин­дао) включали мореходные канонерские лодки "Jaguar", "Tiger", "Luchs" (две последние - в плохом техническом состоянии), речные канонерки "Tsingtau", "Vaterland", "Otter", миноносец "S-90", минный заградитель "Lauting". В капитальном ремонте чис­лились мореходная канонерская лодка "ILtis" и бывший китайс­кий миноносец "Taku". В Циндао находились также старый австро-венгерский крейсер "Kaiserin Elisabeth" (8-150-мм и 4-88- мм орудий, скорость 18 узлов), который также предполагалось использовать для рейдерских операций, и канонерская лодка (бывший малый крейсер) "Cormoran", официально относящий­ся к морским силам Австралийской станции (Australischen Station) - в то время почти полностью разоруженная и находя­щаяся в капитальном ремонте.

На тихоокеанском театре немцы располагали также еще несколькими малыми кораблями, также официально относящий­ся к морским силам Австралийской станции (Australischen Station): канонерская лодка (бывший малый крейсер) "Geier" - в Рабауле (острова Бисмарка) в качестве станционерного кораб­ля; вспомогательное судно "Peilboot "IV» - в Голландской Индии, гидрографическое судно (vermessungsschiff) "Planet" и вспомо­гательное судно "Peilboot "III» на островах Трук (Каролины).

Несколько забегая вперед можно сказать также, что в са­мое ближайшее время в Циндао стали скапливаться коммер­ческие пароходы, которые распоряжениями адмирала Шпее пе­редавались эскадре в качестве угольных транспортов. Коман­дующий эскадрой имел право мобилизовать их в случае угрозы начала войны, а именно такая обстановка начала все больше и больше складываться в мире. Незадолго до начала военных действий в распоряжении Шпее оказапись пароходы "Gouverneur Jaeschke", "Longmoon", "Markomannia", "O.J.D. Ahlers", "Frisia", "Paklat" в Циндао и пароходы "Ellen Rickmers", "Durendart" и "Michael Jebsen" в устье Янцзы. Еще несколько транспортов - "York", "Prinz Waldemar", "Holsatia", "Mark" и несколько других находи­лись в разных портах, где были застигнуты напряженной пред­военной обстановкой, и вскоре также поступили в распоряже­ние Шпее. В конце концов, в Циндао оказался и пассажирский лайнер "Prinz Eitel-Friedrich" судоходной компании "Norddeutschen Lloyd", который было решено вооружить и переоборудовать во вспомогательный крейсер. Большинство из этих транспортов чуть позже были загружены углем и сосредоточены в тайных базах на тихоокеанских островах, а остальные, которые про­тивникам Германии не удалось перехватить, были интерниро­ваны в нейтральных портах.

В самом начале лета 1914 года по плану боевой подго­товки был предусмотрен учебный поход броненосных крейсе­ров с заходом на Марианские и Каролинские острова. Затем на островах Самоа к крейсерам должен был присоединиться "Nurnberg" и далее предполагалось совместное плавание к ос­тровам Фиджи, посещение Киета на Соломоновых островах, далее плавание к архипелагу Бисмарка и, наконец, к Земле Кайзера Вильгельма на Новой Гвинее. Возвращение в Циндао предпопагалось к 20 сентября 1914 года.

После ухода британского "Minotaur" крейсер "Gneisenau" был поставлен в док для очистки корпуса и выполнения плано­вого ремонта. 20 июня "Gneisenau" был выведен из дока и вскоре ушел в море. Через несколько дней, также после докования, в море ушел и "Scharnhorst".

22 июня "Gneisenau" прибыл в Нагасаки для попучения корреспонденции. Приняв там 400 тонн угпя, крейсер тем же вечером вышел в море, и через 4 дня в изнуряющую жару пересек тропическую широту Рака.

В это же время "Scharnhorst" также оставил Циндао и отправился в сторону Марианских островов.

В полдень 28 июня "Gneisenau" прибыл в порт Паган. На следующий день было принято радиосообщение, которое вско­ре изменило ход истории - в Сараево убит эрцгерцог Франц- Фердинанд. Нависла реальная угроза войны. Это сообщение было объявлено всему экипажу. Одновременно, было объяснено, что это событие может вызвать и начало военных действий. Хотя сама политическая обстановка не внушала опасений - было известно, что Кайзер Вильгельм отправляется в свое обычное плаванье на кораблях флота в норвежские фьорды.

30 июня во второй дня половине на переходе к острову Сайпан крейсер прошел через мощный тайфун. В начале июля "Gneisenau" вышел к островам Трук (Truk), но по пути сделал короткую остановку у острова Рота (Rota), где офицеры устро­или охоту на оленей.

6 июля "Gneisenau" прибыл к островам Трук. А на следую­щий день к нему присоединился "Scharnhorst", также успевший испытать на себе силу встреченного им тайфуна. Прибыли также угольщики "Titania" и японский "Fukoku-Maru". Сразу же началась погрузка угля. Работа велась напряженно и быстры­ми темпами, но команде было разрешено сходить на берег для отдыха и осматривать острова, образовывавшие этот атолл. Пользуясь стоянкой, механики провели небольшой ремонт механизмов.

15 июля оба крейсера подняли якоря с намерением перей­ти на тайную немецкую базу на острове Понапе. На переходе проведенные артиллерийские учения вновь напомнили коман­де о нависшей угрозе войны.

Потратив на переход ровно двое суток хода - 48 часов, оба крейсера 17 июля прибыпи на Понапе. Шпее, не будучи уверенным в своевременности получения радиосообщений о быстроменяющейся политической обстановке в Европе, при­казал держать несколько котлов на каждом крейсере под пара­ми. В этот же день Шпее приказал командиру легкого крейсера "Nurnberg" капитану 1-го ранга Шонбергу (Kapitan zur See von Schonberg), идти на соединение с эскадрой. "Nurnberg" тогда находился в Сан-Франциско и сразу после пополнения запасов угля, 21 июля вышел в море.

А между тем ситуация в мире накалялась. Австро-Венг­рия оказывала все большее давление на Балканах, а главные противники австро-германского альянса договаривались о совместных действиях - 13 июля французский президент на линейном корабле "Jean Bart" в сопровождении линейного ко­рабля "France" вышел в российскую столицу с визитом к импе­ратору Николаю II.

23 июля правительство Австро-Венгрии предъявило Сер­бии ультиматум, печально известный тем, что через некото­рое время и стал формальным поводом для начала войны. Ответ Сербии не удовлетворил австрийцев, не удалось и до­говориться о начале переговоров для урегулирования полити­ческих вопросов. 25 июля, когда истек 48-часовой срок ульти­матума, доставивший его австрийский посланник покинул Бел­град. Это означало отказ от всяких попыток добиться какого-либо компромисса. Германский император вернулся в Берлин. Великие мировые державы начали готовиться к мобилизаци­онным мероприятиям.

28 июля Германия отвергла приглашение участвовать в так называемой "конференции послов", которую было предло­жено собрать в Лондоне для решения политических вопросов. И хотя переговоры между Австрией и Россией все-таки были начаты, вскоре последовало объявление Австро-Венгрией войны Сербии. 29 июля начался артиллерийский обстрел Бел­града. Россия и Франция начали мобилизацию, Германия по­требована прекратить ее. Костер мировой войны разгорался, и теперь погасить его было непросто.

Все эти известия, хотя и с небольшим опозданием, не минули немецких моряков из Восточной эскадры. 28 июля фон Шпее получил из Берлина предупреждение о вероятности даль­нейшего обострения политических отношений стран Антанты с Германией и Австрией. Рекомендовалось прервать плава­нье и соединить корабли эскадры. Инициатива действий была отдана самому адмиралу Шпее.

Учебно-боевые тренировки стали более напряженными, а сами корабли стали готовить к боевым действиям. 29 июля адмирал Шпее посетил крейсер "Gneisenau" с инспекцией. При этом передал приказ командиру крейсера, в котором означа­лось: "Все предметы, в наличии которых не было острой необ­ходимости, а также все легко возгораемые предметы должны быть удалены с корабля". В соответствии с приказом боль­шинство личных вещей, деревянная мебель, ковры и многое другое, включая документы о плаваниях крейсеров за преды­дущие годы и обследовании ими малоизученных районов, были перевезены на берег и устроены на хранение на острове Лангар (Langar).

В Европе тревожные события нарастали как снежный ком. Переговоры между Австрией и Россией продолжались, но без особых продвижений. А 31 июля германское правительство внезапно предъявило России ультиматум с требованием пре­кратить мобилизацию в течение 12 часов и провести демоби­лизацию. Даже если не говорить о невозможности этого по политическим мотивам, это было также невозможно и учиты­вая временной интервал. Германское правительство это пре­красно понимало, поэтому уже в тот же день Шпее получил роковое сообщение из штаба: "Война начинается".

Немедленно было передано указание капитану 1-го ранга Шонбергу. командиру легкого крейсера "Nurnberg", возвращав­шемуся от берегов Мексики и 27 июля вышедшего из Гонолулу (Гавайские острова), соединиться с эскадрой на Понапе.

Немецкий адмирал, командующий Восточной эскадрой, понимал, что в случае начала войны главная база эскадры Циндао будет окружена и блокирована. Поэтому ход войны на Востоке сильно зависел от политической позиции Японии. Если блокаду Циндао будут вести только английские и французские силы - то это могла быть только морская блокада, так как сухопутных сил, по крайней мере в начале войны, союзники имели уж слишком недостаточно для действий против хорошо защищенной крепости. В этом случае в непосредственном на­хождении эскадры в базе не было необходимости - действия кораблей наверняка были бы скованы превосходящими сила­ми флотов противников (вплоть до находящегося на театре линейного крейсера "Australia"). В этом случае гораздо больше пользы эскадра Шпее могла бы принести, активно действуя на вражеских коммуникациях и отвлекая на себя корабли, кото­рые в ином случае могли бы действовать против Циндао.  В случае же, если бы на стороне союзников выступила Япония, располагавшая мощной сухопутной армией, падение Циндао было лишь делом времени. Эскадра Шпее оказалась бы блоки­рованной неизмеримо превосходящими силами японского фло­та, и судьба крейсеров была бы предрешена - или погибнуть в неравном бою, или быть взорванными экипажами в блокиро­ванной гавани. В любом случае адмиралу Шпее не было необ­ходимости возвращаться в Циндао, поэтому он отстаивался на уединенной секретной базе, ожидая дальнейшего развития событий.

2 августа вечером телеграммой было сообщено о начале мобилизации против России и Франции.

4 августа корабли выходили в море для артиллерийской тренировки и вернулись в гавань 5-го. Немедленно началось пополнение запасов угля.

6 августа на эскадре было получено сообщение о вступ­лении в войну Англии. И офицеры, и команда поняли, что воз­вращение в Германию теперь не будет легким. Одновременно Шпее сообщались предположения, что Китай и Япония воз­можно останутся нейтральными, если Шпее не будет напа­дать на британские территории в восточной Азии. Сам Шпее, впрочем, считал иначе. По его мнению, Япония, никогда не от­носившаяся с явной дружественностью к Германии, обязатель­но воспользуется войной для выполнения собственных поли­тических планов и восстановления своих политических пози­ций в Китае, утерянных из-за нажима европейских стран.

6 августа произошло еще одно событие - к эскадре Шпее присоединились легкий "Nurnberg", на котором служил один из сыновей адмирала, а также транспорт "Titania". Сразу же началась подготовка к выходу в море - на вечер Шпее назначил

уход на остров Паган на Ладронских островах (архипелаг Ма­рианских островов). Первым ушел транспорт "Titania", поки­нувший гавань в 16 часов. Через час в море вышли оба броне­носных крейсера. "Nurnberg", которому требовалось время для пополнения запасов топлива, сняпся с якорей немного позже.

Эскадра была готова к войне, тем не менее, люди пони­мали, что с этого времени снабжение кораблей топливом и боеприпасами будет весьма затруднено. Тем более, что воз­вращение в Циндао фактически было невозможно - Шпее уже был осведомлен о союзническом договоре между Великобри­танией и Японией и догадывался, что в ближайшее время Япо­ния вступит в войну, а Циндао окажется в блокаде японскими армией и флотом. К тому же, план, составленный еще до вой­ны, предусматривал, что Восточная эскадра должна была в случае совместного выступления Японии и Великобритании против Германии, идти к берегам Америки и там вести крей­серскую войну против британской торговли.

Между тем англичане уже начали поиск немецких крейсе­ров и сосредотачивали свои силы. Еще 28 августа в Вей-хайвее адмирал Джеррам, командующий Китайской станции (China Station), и адмирал Патей, командующий австралийской стан­ции (Australian Fleet), получили сообщение о возможном начале войны. 30 августа им была передана "предупредительная" теле­грамма. Адмирал Джеррам немедленно приказал ввести в кам­панию находящийся в доке в Гонконге до-дредноут "Triumph", вызвал из Нагасаки свой легкий крейсер "Newcastle", а сам с броненосными крейсерами "Minotaur", "Hampshire" и легким "Yarmouth" немедленно вышел в море, намереваясь встретить начало войны в море. Однако вскоре ему передали приказ о сосредоточении в Гонконге, где к тому времени начали вооружать большие почтово-пассажирские пароходы "Empress of Asia", "Empress of Japan", "Himalaya" и "Empress of Russia".

Местонахождения немецких крей­серов английские адмиралы не знали, считая что "Scharnhorst" где-то в Ти­хом океане, a "Gneisenau" ушел из Син­гапура (на самом деле это была кано­нерка "Geier"). Адмиралу Патею пере­дали, что немецкие крейсера заходили в Нагасаки и теперь они, якобы, сосре­дотачиваются в Новой Гвинее. В его распоряжении имелись линейный крей­сер "Australia", легкие крейсеры "Sydney", "Melbourne", "Encounter", "Pioner", которые он собирался сосре­доточить в Морсби, южнее Британской Новой Гвинеи - кроме "Sydney" и "Pioner", посланных в Брисбен и Фри­мантл.

Помимо этих кораблей в распоря­жение англичан были переданы кораб­ли Ново-Зеландской станции (New- Zealand Station) - легкие крейсеры "Psyche", "Philomel" и "Pyramus" (линей­ный крейсер "New Zealand" еще раньше был задействован англичанами). В рай­оне островов Таити и Нумеа находи­лась также французская эскадра в со­ставе броненосного крейсера "Montcalm" (под флагом контр­адмирала Хюгэ) и канонерских лодок "Kersaint" и "Zelee", а в китайских водах броненосный крейсер "Dupleix", который при­соединился к эскадре адмирала Джеррама. 10 августа к эскад­ре Джеррама присоединились также русские крейсеры "Аскольд" и "Жемчуг".

11 августа эскадра Шпее прибыла к Марианским остро­вам в гавань Паган. Корабли стояли здесь два дня. За это время здесь собрались легкий крейсер "Emden" под командо­ванием капитана 1-го ранга Мюллера (Kapitan zur See von Muller), а также вспомогательный крейсер "Prinz Eitel-Friedrich". Здесь же находились множество транспортов с углем и судов снаб­жения. "Emden" еще 6 августа вернулся в Циндао из похода в Цусимский пролив, во время которого захватил русский пароход "Рязань". Там он получил приказ Шпее о присоединении к эскадре, и в тот же день вышел в море к острову Паган вместе с угольщиком "Markamannia" - в ближайшем будущем своим неразлучным спутником. Одновременно на присоединение к эскадре вышел вспомогательный крейсер "Prinz Eitel-Friedrich", совсем недавно вооруженный орудиями, снятыми с канонерс­ких лодок "Tiger" и "Luchs" и зачисленный в состав кайзеровс­кого военного флота. Он конвоировал несколько транспортов с углем и снабжением, которые были срочно загружены в Цин­дао по требованию Шпее.

Утром 12 августа крейсера адмирала Джеррама разру­шили немецкую радиостанцию на острове Яп. Накануне они захватили и уничтожили шедший на Яп германский пароход "Elisabeth" с 1800 тоннами угля. Одновременно "Triumph", "Yarmouth", "Dupleix" с пятью миноносцами начали дальнюю блокаду Циндао. Джеррам получил также приказ отправить крейсера "Newcastle" и "Hampshire" к берегам Северной Аме­рики для перехвата (совместно с единственным в том районе британским крейсером "Rainbow") немецких крейсеров "Nurnberg" и "Leipzig" - по английским сведениям они все еще находились там.

Корабли адмирала Патея в это время занимались опера­циями против германских портов в Новой Гвинее, намерева­ясь затем обратить свое внимание на острова Самоа и Нумеа.

12 августа, в день прихода "Emden" и "Prinz Eitel-Friedrich", Шпее получил несколько искаженных радиограмм из Циндао, но из них он смог понять, что Япония готовится объявить Гер­мании войну. На следующий день, в Понале Шпее собрал со­вещание старших германских офицеров и командиров кораб­лей, на котором присутствовали командир "Scharnhorst" Шульц, командир "Gneisenau" Меркер, командир "Nurnberg" фон Шенберг, командир "Emden" фон Мюллер и командир лайнера "Prinz Eitel-Friedrich" Тирекен. В соответствии с предвоенными пла­нами, было принято решение идти всей эскадрой через Тихий океан к берегам Чили, где Шпее, в расчете на традиционно дружескую позицию правительства Чили, надеялся не только на результативность крейсерских действий, но также на ис­пользование береговых баз и даже докование в чилийских пор­тах.

Предложение командира "Emden" фон Мюллера идти в Индийский океан Шпее отверг на основании отсутствия там тайных угольных баз, что несомненно сковало бы действия такой многочисленной эскадры. Тем не менее, Шпее принял во внимание предложение фон Мюллера и поддержавшего его на­чальника штаба капитан 1-го ранга Филитца, считая, видимо, что у одиночного крейсера есть хорошие шансы для действий против торговли в Индийском океане.

Между тем, 13 августа в 18.00 часов немецкие крейсеры и транспорты покинули воды острова Паган, держа курс на восток. Эскадра соблюдала обычный походный строй двумя колоннами - левая из крейсеров во главе с "Scharnhorst", пра­вая из транспортов во главе с "Prinz Eitel-Friedrich". за ним "Titania" и остальные транспорты - "York", "Prinz Waldemar", "Holsatia", "Mark", "Longmoon" и "Markomannia". Соблюдалось пол­ное радиомолчание.

На следующий день "Emden" с угольщиком "Markomannia" покинул эскадру и отправился для крейсерских операций в Ин­дийский океан.

Переход эскадры проходил без особенных помех. По но­чам крейсеры и транспорты гасили все огни и шли в темноте. Днем корабли шли в полной готовности к бою, но одновременно проводили также различные тре­нировки и учения. Тревоги по кораб­лям объявлялись и днем, и ночью. Поэтому экипажи получили довольно неплохую выучку и поддерживались в боевой готовности.

15 августа стало известно, что Япония предъявила Германии ульти­матум о безоговорочной сдаче Цин­дао. Срок ультиматума истекал через неделю. Независимо от данного усло­вия становилось ясно - Япония офи­циально вступает в войну против Вто­рого Рейха. Сильный японский флот являлся серьезной угрозой для не­большой эскадры Шпее. Тем более что еще до истечения срока ультиматума японский флот приступил к охране торговых путей, создавая помехи дей­ствиям немецкой эскадры. Тем не ме­нее, по воспоминаниям и утвержде­ниям немцев, команды сохраняли пре­красное настроение и боевой дух.

19 августа эскадра подошла к Маршалловым островам. Крейсер "Nurnberg" первый проник в узкий про­ход в лагуну атолла Эниветок. За ним в гавань зашли и остальные корабли и суда. На следующий день сразу после рассвета началась ставшая традици­онной погрузка угля на крейсера. Ра­бота под палящим тропическим солн­цем была очень тяжелая и для подня­тия настроения на каждом корабле играла музыка. На время отдыха лю­дей отпускали на берег освежиться и прогуляться.

Жаркий день сменился сильной ночной бурей, во время которой вет­ром были унесены все шлюпки, закрепленные за кормой крей­сера "Gneisenau". С его палубы упал в воду человек, но его успели поднять на баркас крейсера "Nurnberg". Невероятным, по мнению немецких моряков, оказался тот факт, что все шлюп­ки были найдены неповрежденными еще ночью и ранним ут­ром.

22 августа в 6 часов утра все корабли снялись с якорей и вновь двинулись на восток.

В этот день стало известно, что японский ультиматум не был принят немцами, но о вступлении в войну Японии еще не сообщалось. Несмотря на это, японский флот немедленно на­чал помогать союзникам. Так, например, эскадра контр-адми­рала Джеррама была усилена броненосным крейсером "Ibuki" и легким крейсером "Chikuma", а в середине сентября - еще од­ним броненосным крейсером "Nisshin". Другой броненосный крейсер "Idzumo" получил приказ действовать вместе с "Newcastle" у берегов Северной Америки, что позволило вер­нуться английскому крейсеру "Hampshire" к все той же эскадре Джеррама. В дополнение к ним 1 сентября из Сасебо в Рабаул для постоянного базирования вышла 2-я японская эскадра Юж­ного моря под флагом контр-адмирала Тсучиама в составе до-дредноута "Satsuma" и двух легких крейсеров "Jahagi" и "Hirado".

Уже в это время для англичан и их союзников станови­лось ясно, что немецкие корабли не станут приближаться к японским островам и тем более не пойдут в Циндао. Малове­роятным считалось и их движение к берегам Северной Амери­ки. Для них оставалась только южная часть Тихого океана. Адмиралы Джеррам и Патей уже тогда считали, что Шпее ско­рее всего двинется к берегам Южной Америки. Тем не менее, британское Адмиралтейство не торопилось перехватывать немецкие корабли, хотя располагало для этого достаточными силами - особенно после вступления в войну Японии. Адми­ралтейство предпочитало просто "выжать" немецкие корабли от своих восточных колоний, которые оставались без какой- либо защиты, и торопилось "прибрать их к рукам". В конце кон­цов, именно эта политика, и стала главной причиной будущей "коронельской трагедии". Например, быстроходный линейный крейсер "Australia" и новые австралийские легкие крейсеры вместо охоты за немецкими крейсерами были задействованы в оккупации южно-тихоокеанских немецких островных коло­ний и даже не пытались осмотреть Марианские и Маршалловы острова, где как правильно считал адмирал Джеррам, могут находиться немецкие корабли. И в этом также вина Адмирал­тейства, так как адмирал Патей действовал в соответствии с приказами из Лондона.

Тем временем. 22 августа, вскоре после начала движе­ния эскадры, приказом Шпее крейсер "Nurnberg" был послан на Гавайские острова для получения новых сведений из штаба и передачи собственных распоряжений транспортам снабжения. Утром 1 сентября крейсер прибыл в Гонолулу. Там у него были некоторые проблемы с загрузкой угля, но, в конце концов, они удачно решились, и с помощью команд интернированных не­мецких пароходов "Setos" и "Pommern" удалось погрузить 700 тонн. Одновременно, помимо угля крейсер загрузил свежие продукты для всей эскадры. Командир крейсера сообщил не­мецкому консулу Георгу Родику, что адмирал Шпее намерен идти мимо мыса Горн, и сообщил намеченные места встреч с угольными транспортами. Уже вечером, еще до истечения раз­решенных для посещения нейтрального порта 24 часов, крей­сер покинул гавань. Вскоре после выхода из Пирл-Харбора "Nurnberg" удачно разминулся с искавшим его японским линей­ным крейсером "Kongo". Немцам повезло, так как японский ко­рабль не смог найти крейсер.

Эскадра Шпее между тем продолжала двигаться на вос­ток. Пересекая Маршалловы острова, уже на восточной сто­роне архипелага, Шпее решил воспользоваться переходом для проведения тренировочных стрельб. Цель изображал транс­порт "Titania". Во время неудачного маневрирования, произош­ло столкновение носовой части парохода с кормой "Gneisenau". На крейсере оказалась повреждена часть борта. А пароход потерял свой якорь. Тем не менее, повреждения оказались не­существенными и были исправлены своими силами.

25 августа Шпее узнал, что Япония официально объяви­ла войну Германии, о чем, впрочем, адмирал догадывался ис­ходя из прошлых известий.

27 августа эскадра стала на якорь в гавани атолла Маджуро (Majuro) из архипелага Ратак (Ratak) Маршалловых остро­вов. Само собой, на крейсерах немедленно началась загрузка угля.

В этот день началась официальная блокада порта Цин­дао английскими и японскими кораблями.

А 28 августа к эскадре присоединился вспомогательный крейсер "Cormoran" с двумя угольщиками, еще 10 августа вы­шедшие из Циндао. Вспомогательный крейсер "Cormoran" - быв­ший русский пароход "Рязань", еще в начале августа захвачен­ный крейсером "Emden" и отведенный 6 августа в Циндао. Там пароход был вооружен орудиями с небоеготовой канонерской лодки "Cormoran" и укомплектован экипажем этой же канлодки, в честь которой и был назван как вспомогательный крейсер. Прибывшие грузовые пароходы-угольщики "Ahlers" и "Gottingen" заменили в эскадре угольщиков "Prinz Waldemar" и "Longmoon", уголь на которых закончился. Последним теперь предстояло уйти в нейтральный порт для интернирования до конца войны.

А утром 30 августа адмирал Патей на линейном крейсере "Australia" с крейсерами "Melbourn" и "Montcalm", а также тремя ново-зеландскими крейсерами появились у островов Самоа и без сопротивления захватили столицу Апиа. Оставив гарни­зон, на следующий день союзные корабли ушли обратно для организации оккупационных экспедиций в Рабаул и Херберсхохе. Корбетт сообщает, что "адмирал Джеррам, озабоченный главным образом тем, чтобы сначала отыскать неприятеля, а затем уже заниматься захватом территорий, просил своего коллегу осмотреть Марианские и Маршалловы острова, так как сам не имел возможности этого сделать. К сожалению, адмирал Патей оказался не в силах удовлетворить столь важ­ную просьбу Джеррама". Сам адмирал Джеррам почему-то счи­тал, что Шпее идет в Индийский океан и, оставив китайские берега под наблюдение японского флота, перешел в Сингапур и взял под наблюдение район Малайзии и Голландской Ост-Индии. Причем, как это ни странно звучит у Корбетта, "оставив свои вспомогательные крейсеры и русские суда на охране торгового пути" - весьма слабая защита указывает на то, что нападение немецкой эскадры не считалось вероятным. Это же подтверждает факт, что еще в 20-х числах августа адмира­лу Крэдоку в Южной Атлантике сообщались известия о сосре­доточении в районе Магелланова пролива немецких парохо­дов с углем и о подтверждении предположения, что Крэдоку придется иметь дело с германской Тихоокеанской эскадрой. Тогда же на запрос Крэдока о эскадре Шпее он получил ответ, что "уже почти месяц никаких определенных сведений нет, и что не исключается возможность появления Шпее поблизос­ти Магелланова пролива или на Фолклендских островах".

То есть, предполагаемый маршрут Шпее британское Ад­миралтейство рассчитало довольно быстро, но, как ни стран­но, не принимало никаких эффективных мер по перехвату.

Не менее странно Корбетт комментирует и действия ан­глийских адмиралов. Джеррам "...имел основание предпола­гать, что германская эскадра, пройдя с юга Суматру, использу­ет голландские острова как базу для нападения на нашу тор­говлю". И в то же время, прибыв в Сингапур, Джеррам послал "... адмиралу Патею телеграмму, в которой выражал свое мне­ние о необходимости осмотреть Марианские и Маршалловы острова на случай, если неприятель не идет на запад". И да­лее, по словам того же Корбетта: "...Патей, только что захва­тивший Хербертсхохе, с головой окунулся в дело перевозки войск (при этом - имея в составе эскадры линейный крейсер и современные легкие крейсера) и ничем другим заниматься уже не мог". Действия Джеррама как-то еще можно оправдать - ведь "Emden и в самом деле примерно в это время прошел в Индийский океан, но, судя по реакции англичан, для них это оказалось не столько "ожидаемым действием противника", сколько "неожиданным сюрпризом".

Таким образом, почти все имеющиеся английские кораб­ли были собраны у берегов юго-восточной Азии, как будто за­быв, что их главной целью является эскадра Шпее. Создается впечатление, что Лондон сделал это намеренно, опасаясь, что их "непредсказуемый восточный друг" не ограничится интере­сами в Китае и двинется дальше на юг, где уже "похозяйнича­ли" англичане, и где присутствие японцев, по их мнению, было совсем не обязательно. А сомневаться им в этом не приходи­лось - уже 1 сентября, как уже упоминалось, из Сасебо в Раба­ул для постоянного базирования вышла 2-я японская эскадра Южного моря под флагом контр-адмирала Тсучиама. И вряд ли ее прибытие стоит объяснять только желанием помочь бри­танцам. А умерить аппетиты "коварного союзника", без всяко­го сомнения, можно было только демонстрацией силы, для чего наличие линейного крейсера было просто необходимо.

А между тем, именно с Маршалловых островов 30 авгу­ста корабли эскадры Шпее вновь вышли в море. Вскоре от эскадры отделились вспомогательные крейсеры "Cormoran" и "Prinz Eitei-Friedrich". Вместе с угольщиком "Mark" они отправи­лись в австралийские воды с целью отвлечения внимания эскадр противника от крейсеров Шпее, которые продолжили свой путь на восток.

30 августа на кораблях Шпее перехватили радиообмен между линейными крейсерами противника - японским "Kongo" и британским "Australia".

3 сентября Шпее, находясь в море, узнал о капитуляции острова Самоа. Из перехваченных радиотелеграфных перего­воров он также выяснил о нахождении там линейного крейсе­ра "Australia" и трех других британских кораблей.

В воскресенье 6 сентября к эскадре Шпее присоединился легкий крейсер "Nurnberg", пришедший из Гонолулу. Он доста­вил на корабли свежие продукты, а также последние теле­граммы из главного штаба (полученные от германского консу­ла) и американские газеты. Однако уже в то время слишком вольная американская пресса не вызывала особенного дове­рия у моряков. Поэтому ко всем новостям немцы отнеслись с некоторой долей сомнения.

Пробыв лишь несколько часов с эскадрой, "Nurnberg" вновь отделился от крейсеров. На этот раз вместе с парохо­дом "Titania". По приказу Шпее он отправился к острову Феннинт (Fenning), где 7 сентября уничтожил там английскую теле­графную станцию и перерезал кабель, соединяющий Австра­лию с Ванкувером (Канада).

A "Scharnhorst" и "Gneisenau" с транспортами 7 сентября стали на якоря у острова Рождества (Christmas) дня очеред­ной погрузки угля. На следующий день туда же пришел и "Nurnberg" с "Titania".

Здесь адмирал фон Шпее собрал военный совет. Он пред­ложил совершить нападение на острова Самоа - немецкую колонию, сейчас уже захваченную англичанами. Предполага­лось, что там должны находится несколько военных кораблей противника, поэтому заранее был разработан план участия каждого корабля в бою. Учитывалось даже то обстоятельство, что там мог оказаться линейный крейсер. На этот случай был разработан план торпедной и артиллерийской атаки.

9 сентября оба броненосных крейсера взяли курс к ост­ровам Самоа и его главному порту Apia. На рассвете 14 сен­тября "Gneisenau" и "Scharnhorst" подошли к острову и, раз­вернувшись, стали подходить к острову под острым углом, чтобы с берега было трудно идентифицировать силуэт подхо­дящих кораблей.

Однако надежды на крупную цель оказались напрасны. Гавань была пуста. Лишь в глубине рейда на волнах качалась небольшая американская шхуна. Обстреливать город Шпее не решился, так как в нем жили много немецких поданных. Кроме того, приходилось считаться с тем, что запас снарядов на кораблях ограничен и его пополнение весьма проблематично.

Телеграфная станция на острове послала сообщение о немецких кораблях, однако немецкие корабли, разочарован­ные отсутствием целей, отходили от острова в направлении пролива Apolima, разделявшего два самых больших острова Savai и Oupolou из группы островов Самоа. В районе Upola к борту флагмана приблизилось небольшая шлюпка под герман­ским флагом. Находившиеся в ней два немца-плантатора пе­редали сообщение для Шпее. Оказалось, что еще 30-31 авгус­та в этих водах находились линейный крейсер "Australia" с эскадрой из четырех легких крейсеров и французский крейсер "Montcalm". После высадки на берег оккупационных войск для обеспечения контроля над островами, начальник эскадры контр-адмирал Патей увел корабли на запад. Шпее был возму­щен тем, что англичане обращались неподобающим образом с бывшим немецким губернатором Самоа, и поэтому решил из­менить свой дальнейший маршрут - его пушкам нужно было дать выстрелить. При отходе от островов немцы держали курс на северо-запад, чтобы обмануть береговых наблюдателей. Но в море крейсеры описали большую дугу и направились на восток. Перехваченная радиопередача из Апиа подтвердила, что уловка удалась. В ней сообщался ложный курс.

В день, когда крейсера Шпее появились у Апиа, японский флот предпринял попытку обнаружить немецкие корабли на Каролинских и Маршалловых островах. Сведений о Шпее со­юзники не имели, но считали, что его корабли находятся имен­но там. Корбетт пишет: "Уверенность в этом была настолько велика, что, так как ни Джеррам, ни Патей пойти туда не могли, Япония взяла это на себя". 14 сентября из Иокосуки к Маршал- ловым островам для поиска эскадры и уничтожения немецкой базы в Jaluit вышла специально сформированная 1-я эскадра Южного моря под флагом адмирала Иамайа - большие крейсе­ры "Kurama" и "Tsukuba", броненосный крейсер "Asama" и диви­зион миноносцев.

А Шпее между тем с двумя броненосными крейсерами направлялся к островам Суворова. Там 17 сентября корабли бункеровались с парохода "Ahlers". Однако состояние моря было не совсем подходящим для погрузки угля, и крейсеры продолжили свой путь дальше на восток - к островам Таити.

21 сентября крейсера Шпее с двумя угольщиками подо­шли к французскому острову Бора-Бора. Вопреки распростра­ненной легенде, крейсера не поднимали французский флаг, не было также и никакой путаницы с флагами. Просто на остро­вах еще не знали о войне, и поэтому немцы смогли спокойно загрузить крейсера углем и закупить провизию. Причем сами немцы потом утверждали, что местные жители назначили весь­ма дорогие цены за продукты и, несмотря на это, получили ее. На германских крейсерах появились говядина и свинина, мо­локо, фрукты и овощи. Около 16 часов крейсера ушли в море и на следующий день, 22 сентября пришли к островам Таити.

По плану атаки предусматривался подход к острову в темное время, что позволило бы десантной партии захватить на берегу склады со снабжением. Однако, к сожалению для немцев, сильное течение отнесло крейсеры на 14 миль запад­нее, и уже засветло крейсера появились у острова Моогеа. Здесь ошибка была обнаружена и вскоре корабли подошли к гавани Papeete. С берега их уже обнаружили, и во избежание захвата в гавани был подожжен угольный склад. Первые выс­трелы были сделаны с берега - с прилегающих высоток по не­мецким кораблям был открыт огонь из оказавшихся на берегу одного 100-мм и четырех 65-мм орудий. Вокруг "Scharnhorst" поднялись водяные столбы. На немецком флагмане немедлен­но появились флажные сигналы об открытии огня. Нескольких 210-мм и 150-мм снарядов, выпущенных с 4000 метров, оказа­лось достаточно, чтобы французские пушки замолчали.

Затем свое слово сказали пушки небольшой канонерки "Zelee" ("Усердный"), командир которой капитан-лейтенант Дестримо (Lieutenant de vaisseau Destremau) заметил, что к зоне досягаемости орудий канлодки опасно приблизился немецкий угольщик "Walkure". Однако французы успели сделать только несколько выстрелов. С немецких крейсеров немедленно заг­рохотали 150-мм орудия. На "Zelee" был разрушен паровой ко­тел, обрушилась дымовая труба, из многочисленных пробоин повалил пар, и экипажу оставалось только покинуть корабль. Когда корма канонерки уходила в воду, на берегу взорвались несколько немецких фугасных снарядов, которыми были подо­жжены склады с копрой. А через несколько минут на месте "Zelee" остались только плавающие обломки.

День только начинался, когда немецкие корабли отошли от острова и взяли курс на северо-восток. Оставив за кормой архипелаг Туамоту, "Scharnhorst" и "Gneisenau" направились к Маркизовым островам, где намеревались соединиться с крей­сером "Nurnberg" и остальными транспортами.

26 сентября в заливе Nufu-Hiva команды крейсеров при­ступили к очередной погрузке угля. Залив был неудобен для длительной стоянки. Сильная зыбь постоянно раскачивала ко­рабли. Перегрузка угля была очень тяжелой и затянулась на три дня. Экипажи немецких кораблей устали. Плаванье тяну­лось уже три месяца и только здесь впервые за много дней матросы получили возможность сойти на берег. Между тем на кораблях не хватало продуктов, практически не оставалось свежего мяса, закончилось даже мыло. У местных жителей удалось прикупить несколько живых коров. И тут к удивлению и на счастье немцев, обнаружилось, что неподалеку на остро­вах архипелага находятся представительства двух немецких торговых фирм из Гамбурга.

30 сентября "Gneisenau" отпра­вился в порт Hiva-Oa для закупки материалов и оборудования на торговых складах фирмы "Kaiser". В это же время "Scharnhorst" отправился на якорную стоянку в Port-Anne-Marie. Для оплаты использовали франки, и в казне эскадры их умень­шилось на 12 тысяч.

Во время стоянки адмирал Шпее отправил два опусто­шенных угольщика в Гонолулу с очередными распоряжениями для своих крейсеров и с сообщениями для Берлина. Шпее пред­ложил сосредоточить к концу декабря у южных берегов Чили 20 тысяч угля и трехмесячный запас продовольствия для двух тысяч человек. Транспорты должны были собраться в Вальпа­раисо во второй половине октября и ожидать дальнейших рас­поряжений.

Поздно вечером 2 октября крейсера Шпее вышли в море и взяли курс на юго-восток. На следующий день они встрети­лись в море с легким крейсером "Nurnberg". Все вместе они направились к острову Пасхи. Планы Шпее не изменились. Тра­диционное немецкое влияние в странах Южной Америки, боль­шое число нейтральных стран, изрезанность берегов - все это наверняка позволило бы крейсерам Шпее укрыться на время от кораблей противника перед решающим переходом вокруг мыса Горн в воды Южной Атлантики. Вскоре корабли пересек­ли тропик Козерога. Жаркие тропики остались позади, и стало заметно холоднее.

Большой неприятностью на этом переходе оказалось об­наружение нескольких случаев заболевания дизентерией. Од­нако судовые врачи быстро справились с напастью, и эпиде­мического распространения болезни не произошло. Зато сюрп­ризом оказался радиоконтакт 2 и 4-6 октября с легкими крейсе­рами "Dresden" под командованием капитана 1-го ранга Людеке (Kapitan zur See Ludecke) и "Leipzig" под командованием ка­питана 2-го ранга Гауна (Fregattenkapitan Haun). Сюрприз ока­зался тем более приятным из-за того, что Шпее наконец удос­товерился в успешном отрыве "Leipzig" от японских кораблей. О "Dresden" Шпее думал, что он уже находится в Германии. Оба этих крейсера шли к острову Пасхи, рассчитывая там встретиться со своим флагманом. Их маршрут основывался на распоряжениях Шпее, переданных в начале сентября из Гонолулу.

Тем временем, на эскадру Шпее начали охоту более круп­ные силы японского и английского флотов. 29 сентября японс­кая 1-я эскадра Южного моря адмирала Иамайа заняла Jaluit и осталась крейсировать в районе Маршалловых островов. 2-я японская эскадра Южного моря под флагом контр-адмирала Тсучиама находилась восточнее Новой Гвинеи. Туда же 10 ав­густа, закончив операции в Германской Новой Гвинее и в архи­пелаге Бисмарка, отправился адмирал Патей со своей эскад­рой в составе "Australia", "Montcalm", "Encounter" и "Sydney". У берегов Северной Америки находились британские крейсеры "Newcastle", "Rainbow" и японский "Idzumo", вытеснившие из этих мест к югу немецкий легкий крейсер "Leipzig". Для усиле­ния туда же направлялся также старый линейный корабль "Hizen".

И, тем не менее, нацеленность эскадр союзников оставалась прежней - не пустить Шпее в западную и северную части Тихого океана, оттеснив его к берегам Южной Америки. И это при том, что уже имелись точные сведения о местона­хождении эскадры Шпее - еще вечером 4 октября английская радиостанция в Сува на Фиджи перехватила отрывок теле­граммы Шпее, зашифрованной секретным коммерческим ко­дом, известным британской разведке. Из телеграммы выяс­нилось, что "Scharnhorst" находится на пути с Маркизовых ос­тровов на Восточный остров. Исходя из этих данных, вкупе с некоторыми другими сведениями, было определенно установ­лено, что Шпее идет на восток к берегам Южной Америки. Но несмотря на это никаких мер по сосредоточению там доста­точных сил не предпринималось. Так же как и не делалось ни­чего для хоть какого-то усиления единственного боеспособно­го соединения в тех районах - эскадры Крэдока.

12 октября три крейсера Шпее с четырьмя угольщиками прибыли к острову Пасхи, где уже стоял "Dresden" с двумя транспортами. На одном из них имелось 6000 тонн угля, но все-таки "Dresden" для его экономии некоторое время шел на буксире угольщика "Baden". От Людеке Шпее узнал также о том, что поблизости нет сильных эскадр противника.

Германский легкий крейсер "Dresden" начало войны встре­тил в Атлантике. Первоначально он начал действия против торговли в районе Пернамбуко, но в середине августа получил приказ из Берлина перейти в Южную Атлантику и затем в Ти­хий океан. 20 августа "Dresden" со своим угольщиком "Baden" пришел на остров Тринидат, а оттуда ушел к устью Ла Платы. 31 августа "Dresden" грузил уголь в Gill-Bay в заливе Святого Георга не доходя 500 миль до Магелланова пролива и затем отправился дальше. Обогнув мыс Горн, он некоторое время действовал у побережья Чили, а потом ушел на остров Пасхи.

У острова Пасхи немецкие корабли стали на якоря в бух­те Кука. Часть экипажей отправилась на берег, и уже вскоре холодильные камеры кораблей были забиты тушами коров, свиней и ягнят. Большая же часть команды занялась ставшим уже обычным делом - погрузкой всем уже порядком надоевше­го угля, мельчайшая пыль которого скрипела на зубах и забива­лась в мельчайшие щели и уголки помещений. Первая ночь на острове прошла тревожно - на берегу пылали костры, и немцы считали, что это на английские корабли передают сигналы об их присутствии. Шпее приказал объявить тревогу, опасаясь ночного нападения. Утром оказалось, что костры жгла британ­ская археологическая экспедиция, изучавшая на острове из­вестные всему миру таинственные скульптуры. Немецкие моряки не стали мешать им, а наоборот, даже помогли, огра­див их от враждебности местных жителей.

14 октября к острову пришел крейсер "Leipzig" с угольщи­ком "Amacis" с 1500 тоннами угля. На нем были доставлены свежие чилийские газеты, и немцы с радостью узнали об ус­пешных действиях крейсеров "Emden" и "Konigsberg". На этом крейсере также имелся некоторый запас зимнего обмундиро­вания - свои запасы броненосные крейсера оставили еще во время стоянки на острове Понапе. Корабли уже давно вышли из тропиков, и становилось холодно.

Изменилось и море. Чувствовалось сильное волнение, мешавшее погрузке угля. Кроме того, якоря плохо держались за грунт, и приходилось часто менять стоянки, опасаясь выно­са на отмель. Однако полностью уберечься от неприятностей не удалось. Якорный канат одного из угольщиков, сносящегося

волной, зацепился за лопасти левого винта крейсера "Nurnberg" и погнул две из них. Пришлось проявлять изобретательность - крейсер был накренен на 15 градусов на правый борт с диффе­рентом на нос, вал провернули так, чтобы лопасти оказались над водой, и их удалось частично выправить. Крейсер сохра­нил ход, но потребность в серьезном ремонте осталась.

Еще большей неприятностью стала смерть двух матро­сов на "Gneisenau" от предыдущей вспышки дизентерии, выле­чить которых судовые врачи не смогли.

Пришло время покидать остров. Корабли полностью заг­рузились углем, в машинах, были проведены только профилак­тические работы. Нормального ремонта сделать не удалось, хотя изношенные механизмы требовали серьезной починки.

19 октября корабли подняли якоря и двинулись в даль­нейший путь к берегам Южной Америки. Морякам казалось, что этот путь никогда не кончится. Курс был проложен к не­большому острову Mas-a-fuera, на котором совсем недавно побывал крейсер "Dresden", шедший к острову Пасхи на соеди­нение с эскадрой. У этого небольшого, пустынного клочка зем­ли, известному многим как остров Робинзона Крузо, располо­женного недалеко от более крупного острова Juan Fernandez - и в 500 милях западнее чилийского побережья, эскадра Шпее должна была встретиться с угольщиками и транспортами снаб­жения, заранее направленными Шпее и немецким морским штабом в чилийские порты.

26 октября крейсера Шпее бросили якоря недалеко от бе­рега, прямо под огромным, более чем на 100 метров в высоту, обрывом. И вновь на "Scharnhorst", "Gneisenau", "Leipzig", "Nurnberg", "Dresden" и угольных транспортах раздались гром­кие, скрежещущие звуки паровых лебедок и громкий шорох пе­ресыпающегося угля.

Во время стоянки к эскадре присоединился вспомогатель­ный крейсер "Prinz Eitel-Friedrich", ранее посланный к берегам Австралии для крейсерства, а по большей части - для отвле­чения англо-французских и японских сил от кораблей Шпее. Однако из-за недостатка угля этот корабль отказался от крей­серских операций и, разыскивая эскадру, каким-то образом пересек почти весь Тихий океан (!).

Можно с уверенностью предположить, что дальнейший путь Шпее намеревался проложить на восток, и, обогнув мыс Горн, идти в Германию. Вряд ли он рассматривал вариант про­хода мимо мыса Доброй Надежды в Индийский океан. Один раз он уже отказался от крейсерских операций в том районе, счи­тая, что при практически полном отсутствии секретных уголь­ных баз действия полной эскадрой были бы неэффективными. После первого же обнаружения эскадры противник, скорее всего, приостановил бы торговое судоходство и сосредото­чил бы там крупные силы из Атлантики и Тихого океана. Таким образом, Шпее пришлось бы вести не крейсерскую войну про­тив торговли, а полноценные боевые действия с военными кораблями, причем с превосходящими силами и на сравни­тельно небольшой океанской акватории. Положение усугубля­лось бы еще и тем, что противник имел в Индийском океане разветвленную сеть хорошо оборудованных баз, угольных скла­дов и радиостанций, а немцы как раз этого не имели. Шпее считал, что хоть какие-то шансы на успешные действия в Ин­дийском океане могут иметь только отдельные крейсеры, что, как показали реальные события, и имело место в действи­тельности.

В любом случае, очевидно, приходилось принимать в рас­чет проход мимо мыса Горн и переход через Южную Атланти­ку. Понимали это и англичане, поэтому Адмиралтейство орга­низовало поиск немецких кораблей по обе стороны Южной Америки. Но делалось это очень и очень вяло. Еще в сентябре в Южную Атлантику был направлен контр-адмирал Крэдок на броненосном крейсере "Monmouth", которому и было передано руководство всеми операциями. Ему в подчинение передава­лась эскадра капитана 1-го ранга Люса (флаг на "Glasgow"), а также были обещаны значительные усиления, из которых, в конце концов, он получил только один старый и тихоходный броненосец "Canopus". Базируясь на Фолклендские острова, Крэдок провел несколько поисков немецких крейсеров, безус­пешно пытаясь перехватить шедший из Атлантики к Шпее лег­кий крейсер "Dresden".

Первоначально Крэдок в своих действиях руководство­вался распоряжением Адмиралтейства от 14 сентября, в ко­тором ему сообщалось о возможном прибытии "Scharnhorst" и "Gneisenau" к Магелланову проливу, а также предписывалось оставить сильную эскадру в Южной Атлантике для защиты торговли, и в то же время сосредоточить достаточно сильное соединение, чтобы встретить крейсера Шпее. При этом сооб­щили, что к нему направлены только старый "Canopus" и один действительно мощный и современный броненосный крейсер "Defence", который, впрочем, до Южной Атлантики так и не дошел из-за постоянных отвлечений на другие задачи по при­казам Адмиралтейства. Крэдоку приказали также нарушать германскую торговлю и уничтожать германские крейсера. Ему не было сообщено о решении Адмиралтейства (7 сентября) усилить его эскадру тремя броненосными и одним легким крей­сером, которое, впрочем, так и не было выполнено. Таким об­разом, Крэдок для выполнения столь противоречивых задач имел только два броненосных, один легкий и один вспомога­тельный крейсера, а также старый тихоходный броненосец. Даже все вместе эти корабли были явно слабее немецкой эскадры.

Позже, в связи с неопределенностью местоположения эскадры Шпее, Крэдоку приказали ограничиться поиском оди­ночных немецких крейсеров и уничтожением германских транс­портов. Хотя к этому времени, со всей очевидностью стано­вилось ясно - немецкая эскадра идет к Южной Америке. И только в первой половине октября Адмиралтейство посчита­ло нужным предпринять хоть какие-то шаги по перехвату эс­кадры Шпее. Впрочем, решить решило, но сделать не сделало.

14 октября Крэдоку была отправлена телеграмма, в ко­торой Адмиралтейство, по существу, одобрило предложенный им план перехвата немецких крейсеров двумя сильными эс­

кадрами в Южной Атлантике. Позже Адмиралтейство в лице официальных историков утверждало, что одобрено было лишь намеченное Крэдоком сосредоточение "Good Hope", "Canopus", "Monmouth", "Glasgow" и "Otranto" - "для соединенных опера­ций". В отношении базирования делалась оговорка, что Крэдо­ку предписывались Фолкленды (хотя это и не указывалось в телеграмме, но, по мнению Адмиралтейства, подразумевалось в сообщениях самого Крэдока). Однако это утверждение фак­тически опровергается последующими распоряжениями Адмиралтейства о формировании в районе Монтевидео второй эскадры под фпагом адмирала Стоддарта на "Carnarvon", к кото­рому должны были присоединиться крейсеры "Cornwall", "Bristol", два вспомогательных крейсера "Macedonia" и "Orama", а также давно обещанный "Defence". Адмирал Стодцарт получил соот­ветствующие распоряжения, а Крэдок был информирован о со­здании второй эскадры. На деле все это оказалось пустым обе­щанием - вторая эскадра так и не была сформирована, и Крэдок оказался в одиночестве. Повторилась сентябрьская ситуация, но на этот раз последствия оказались гибельными.

28 октября немецкая эскадра продолжила путь на восток. Ночью налетел сильный шторм, который помешал встрече с грузовым пароходом "Santa-Isabel", доставившим продовольствие из Valparaiso. Только утром, когда погода улучшилась, пароходу удалось приблизиться к крейсерам и произвести пе­регрузку.

После этого немецкие корабли отправились дальше, и уже вскоре морякам представился случай восхититься горной це­пью Анд с высочайшей вершиной Aconcagua (7025 метров). Уже в видимости берега Шпее отправил "Prinz Eitel-Friedrich" вместе с двумя опустошенными от угля пароходами в Valparaiso, где пароходы должны были интернироваться в ожи­дании конца войны. Вспомогатепьный крейсер был назначен для охраны и должен был вернуться к эскадре.

31 октября на "Scharnhorst" было получено сообщение о приходе в порт Coronel ангпийского крейсера. Шпее решил вос­пользоваться случаем и перехватить его, но для этого быпо необходимо увепичить скорость до 14 узлов. Пароходы отста­ли, и Шпее приказал им держаться вместе и по возможности догонять крейсера.

1 ноября, выдерживая курс на юг и следуя параллельно береговой черте, немецкая эскадра приближалась к Коронелю. Легкие крейсеры "Nurnberg" и "Dresden" получили приказ дос­матривать все встречные пароходы. Броненосные крейсеры и "Leipzig" шли в направлении острова Santa-Maria. Примерно в полдень "Leipzig" остановил и досмотрел небольшой парусник, но вскоре догнал Шпее и держался с броненосными крейсера­ми в одном строю.

Печуконис Н.И.