К весне 1914 года Циндао являлся административным центром территории (колонии) Киаочао, торговым портом и превратилась в сравнительно неплохо оборудованную военно-морскую базу для германского флота, вполне способную обеспечить базирование эскадры Шпее. представлявшей в Китае немецкий флаг. Нелишне отметить, что именно в этом году часть кораблей эскадры должны были вернуться в Германию - разумеется после прихода новых. Бывший китайский рыболовецкий порт Цин Тао находится на полуострове, обращаясь одним берегом к заливу Киао Чао, а другим в Желтое море. Немцы, взяв этот порт в концессию, устроили там хорошо оборудованные судоремонтные мастерские, в котором работали около 800 человек, в основном китайцев, но немало было также и немцев. Имелся плавучий док грузоподъемностью 16 тысяч тонн, который мог обслуживать даже крупные боевые корабли, почтовые пароходы и пассажирские лайнеры, регулярно посещавшие этот порт.
2 июня 1914 года в Циндао прибыл пакетбот "Patricia", на котором прибыл капитан первого ранга Меркер (Kapitan zur See Maerker), вступивший в командование крейсером "Gneisenau" и сменивший на этом посту капитана 1-го ранга Брюниггауса (Kapitan zur See Brunighaus). Крейсером "Scharnhorst" командовал капитан 1-го ранга Феликс Шульц (Kapitan zur See Felix Schultz). Вместе с новым командиром в составе экипажей сменилась часть команды. В связи с напряженностью политической обстановки в мире, перед офицерами крейсеров была поставлена задача максимально быстро обучить и подготовить экипажи. Корабли совершили несколько выходов в море с учебными целями, а также провели текущий ремонт корпуса и механизмов.
12 июня в Циндао с протокольным визитом прибыл английский броненосный крейсер "Minotaur". После различных официальных и неофициальных празднеств, товарищеского футбольного матча и других вполне дружеских мероприятий, "Minotaur" 16 июня ушел из немецкой базы. Несмотря на хорошую обстановку визита, у немцев остался неприятный осадок подозрения, что англичане просто решили на месте разобраться насколько боеготовым является немецкое соединение в китайских водах. А между тем именно в этот период оно было довольно крупным, что не в каждые годы могла позволить себе Германия.
Имеющиеся морские силы состояли из двух соединений - крейсерской эскадры (Kreuzergeschwader) и Морских сил в Восточной Азии
(Ostasiatischen Station). Основную и действительно реальную силу составляла крейсерская эскадра - кроме двух броненосных крейсеров "Scharnhorst" и "Gneisenau" в ее состав входили легкие крейсеры "Emden", "Nurnberg" и "Leipzig" - корабли довольно сильные и быстроходные. Эскадре также было придано как вспомогательное судно пароход "Titania" - в ряде источников об этом транспорте говориться как о вспомогательном крейсере. Хотя главной базой эскадры был порт Циндао, тем не менее, командующий эскадры подчинялся непосредственно главному морскому штабу в Берлине. В распоряжении командующего имелось также несколько тайных морских баз на островах немецкого протектората - на случай начала военных действий.
Морские силы в Восточной Азии (с базированием в Циндао) включали мореходные канонерские лодки "Jaguar", "Tiger", "Luchs" (две последние - в плохом техническом состоянии), речные канонерки "Tsingtau", "Vaterland", "Otter", миноносец "S-90", минный заградитель "Lauting". В капитальном ремонте числились мореходная канонерская лодка "ILtis" и бывший китайский миноносец "Taku". В Циндао находились также старый австро-венгерский крейсер "Kaiserin Elisabeth" (8-150-мм и 4-88- мм орудий, скорость 18 узлов), который также предполагалось использовать для рейдерских операций, и канонерская лодка (бывший малый крейсер) "Cormoran", официально относящийся к морским силам Австралийской станции (Australischen Station) - в то время почти полностью разоруженная и находящаяся в капитальном ремонте.
На тихоокеанском театре немцы располагали также еще несколькими малыми кораблями, также официально относящийся к морским силам Австралийской станции (Australischen Station): канонерская лодка (бывший малый крейсер) "Geier" - в Рабауле (острова Бисмарка) в качестве станционерного корабля; вспомогательное судно "Peilboot "IV» - в Голландской Индии, гидрографическое судно (vermessungsschiff) "Planet" и вспомогательное судно "Peilboot "III» на островах Трук (Каролины).
Несколько забегая вперед можно сказать также, что в самое ближайшее время в Циндао стали скапливаться коммерческие пароходы, которые распоряжениями адмирала Шпее передавались эскадре в качестве угольных транспортов. Командующий эскадрой имел право мобилизовать их в случае угрозы начала войны, а именно такая обстановка начала все больше и больше складываться в мире. Незадолго до начала военных действий в распоряжении Шпее оказапись пароходы "Gouverneur Jaeschke", "Longmoon", "Markomannia", "O.J.D. Ahlers", "Frisia", "Paklat" в Циндао и пароходы "Ellen Rickmers", "Durendart" и "Michael Jebsen" в устье Янцзы. Еще несколько транспортов - "York", "Prinz Waldemar", "Holsatia", "Mark" и несколько других находились в разных портах, где были застигнуты напряженной предвоенной обстановкой, и вскоре также поступили в распоряжение Шпее. В конце концов, в Циндао оказался и пассажирский лайнер "Prinz Eitel-Friedrich" судоходной компании "Norddeutschen Lloyd", который было решено вооружить и переоборудовать во вспомогательный крейсер. Большинство из этих транспортов чуть позже были загружены углем и сосредоточены в тайных базах на тихоокеанских островах, а остальные, которые противникам Германии не удалось перехватить, были интернированы в нейтральных портах.
В самом начале лета 1914 года по плану боевой подготовки был предусмотрен учебный поход броненосных крейсеров с заходом на Марианские и Каролинские острова. Затем на островах Самоа к крейсерам должен был присоединиться "Nurnberg" и далее предполагалось совместное плавание к островам Фиджи, посещение Киета на Соломоновых островах, далее плавание к архипелагу Бисмарка и, наконец, к Земле Кайзера Вильгельма на Новой Гвинее. Возвращение в Циндао предпопагалось к 20 сентября 1914 года.
После ухода британского "Minotaur" крейсер "Gneisenau" был поставлен в док для очистки корпуса и выполнения планового ремонта. 20 июня "Gneisenau" был выведен из дока и вскоре ушел в море. Через несколько дней, также после докования, в море ушел и "Scharnhorst".
22 июня "Gneisenau" прибыл в Нагасаки для попучения корреспонденции. Приняв там 400 тонн угпя, крейсер тем же вечером вышел в море, и через 4 дня в изнуряющую жару пересек тропическую широту Рака.
В это же время "Scharnhorst" также оставил Циндао и отправился в сторону Марианских островов.
В полдень 28 июня "Gneisenau" прибыл в порт Паган. На следующий день было принято радиосообщение, которое вскоре изменило ход истории - в Сараево убит эрцгерцог Франц- Фердинанд. Нависла реальная угроза войны. Это сообщение было объявлено всему экипажу. Одновременно, было объяснено, что это событие может вызвать и начало военных действий. Хотя сама политическая обстановка не внушала опасений - было известно, что Кайзер Вильгельм отправляется в свое обычное плаванье на кораблях флота в норвежские фьорды.
30 июня во второй дня половине на переходе к острову Сайпан крейсер прошел через мощный тайфун. В начале июля "Gneisenau" вышел к островам Трук (Truk), но по пути сделал короткую остановку у острова Рота (Rota), где офицеры устроили охоту на оленей.
6 июля "Gneisenau" прибыл к островам Трук. А на следующий день к нему присоединился "Scharnhorst", также успевший испытать на себе силу встреченного им тайфуна. Прибыли также угольщики "Titania" и японский "Fukoku-Maru". Сразу же началась погрузка угля. Работа велась напряженно и быстрыми темпами, но команде было разрешено сходить на берег для отдыха и осматривать острова, образовывавшие этот атолл. Пользуясь стоянкой, механики провели небольшой ремонт механизмов.
15 июля оба крейсера подняли якоря с намерением перейти на тайную немецкую базу на острове Понапе. На переходе проведенные артиллерийские учения вновь напомнили команде о нависшей угрозе войны.
Потратив на переход ровно двое суток хода - 48 часов, оба крейсера 17 июля прибыпи на Понапе. Шпее, не будучи уверенным в своевременности получения радиосообщений о быстроменяющейся политической обстановке в Европе, приказал держать несколько котлов на каждом крейсере под парами. В этот же день Шпее приказал командиру легкого крейсера "Nurnberg" капитану 1-го ранга Шонбергу (Kapitan zur See von Schonberg), идти на соединение с эскадрой. "Nurnberg" тогда находился в Сан-Франциско и сразу после пополнения запасов угля, 21 июля вышел в море.
А между тем ситуация в мире накалялась. Австро-Венгрия оказывала все большее давление на Балканах, а главные противники австро-германского альянса договаривались о совместных действиях - 13 июля французский президент на линейном корабле "Jean Bart" в сопровождении линейного корабля "France" вышел в российскую столицу с визитом к императору Николаю II.
23 июля правительство Австро-Венгрии предъявило Сербии ультиматум, печально известный тем, что через некоторое время и стал формальным поводом для начала войны. Ответ Сербии не удовлетворил австрийцев, не удалось и договориться о начале переговоров для урегулирования политических вопросов. 25 июля, когда истек 48-часовой срок ультиматума, доставивший его австрийский посланник покинул Белград. Это означало отказ от всяких попыток добиться какого-либо компромисса. Германский император вернулся в Берлин. Великие мировые державы начали готовиться к мобилизационным мероприятиям.
28 июля Германия отвергла приглашение участвовать в так называемой "конференции послов", которую было предложено собрать в Лондоне для решения политических вопросов. И хотя переговоры между Австрией и Россией все-таки были начаты, вскоре последовало объявление Австро-Венгрией войны Сербии. 29 июля начался артиллерийский обстрел Белграда. Россия и Франция начали мобилизацию, Германия потребована прекратить ее. Костер мировой войны разгорался, и теперь погасить его было непросто.
Все эти известия, хотя и с небольшим опозданием, не минули немецких моряков из Восточной эскадры. 28 июля фон Шпее получил из Берлина предупреждение о вероятности дальнейшего обострения политических отношений стран Антанты с Германией и Австрией. Рекомендовалось прервать плаванье и соединить корабли эскадры. Инициатива действий была отдана самому адмиралу Шпее.
Учебно-боевые тренировки стали более напряженными, а сами корабли стали готовить к боевым действиям. 29 июля адмирал Шпее посетил крейсер "Gneisenau" с инспекцией. При этом передал приказ командиру крейсера, в котором означалось: "Все предметы, в наличии которых не было острой необходимости, а также все легко возгораемые предметы должны быть удалены с корабля". В соответствии с приказом большинство личных вещей, деревянная мебель, ковры и многое другое, включая документы о плаваниях крейсеров за предыдущие годы и обследовании ими малоизученных районов, были перевезены на берег и устроены на хранение на острове Лангар (Langar).
В Европе тревожные события нарастали как снежный ком. Переговоры между Австрией и Россией продолжались, но без особых продвижений. А 31 июля германское правительство внезапно предъявило России ультиматум с требованием прекратить мобилизацию в течение 12 часов и провести демобилизацию. Даже если не говорить о невозможности этого по политическим мотивам, это было также невозможно и учитывая временной интервал. Германское правительство это прекрасно понимало, поэтому уже в тот же день Шпее получил роковое сообщение из штаба: "Война начинается".
Немедленно было передано указание капитану 1-го ранга Шонбергу. командиру легкого крейсера "Nurnberg", возвращавшемуся от берегов Мексики и 27 июля вышедшего из Гонолулу (Гавайские острова), соединиться с эскадрой на Понапе.
Немецкий адмирал, командующий Восточной эскадрой, понимал, что в случае начала войны главная база эскадры Циндао будет окружена и блокирована. Поэтому ход войны на Востоке сильно зависел от политической позиции Японии. Если блокаду Циндао будут вести только английские и французские силы - то это могла быть только морская блокада, так как сухопутных сил, по крайней мере в начале войны, союзники имели уж слишком недостаточно для действий против хорошо защищенной крепости. В этом случае в непосредственном нахождении эскадры в базе не было необходимости - действия кораблей наверняка были бы скованы превосходящими силами флотов противников (вплоть до находящегося на театре линейного крейсера "Australia"). В этом случае гораздо больше пользы эскадра Шпее могла бы принести, активно действуя на вражеских коммуникациях и отвлекая на себя корабли, которые в ином случае могли бы действовать против Циндао. В случае же, если бы на стороне союзников выступила Япония, располагавшая мощной сухопутной армией, падение Циндао было лишь делом времени. Эскадра Шпее оказалась бы блокированной неизмеримо превосходящими силами японского флота, и судьба крейсеров была бы предрешена - или погибнуть в неравном бою, или быть взорванными экипажами в блокированной гавани. В любом случае адмиралу Шпее не было необходимости возвращаться в Циндао, поэтому он отстаивался на уединенной секретной базе, ожидая дальнейшего развития событий.
2 августа вечером телеграммой было сообщено о начале мобилизации против России и Франции.
4 августа корабли выходили в море для артиллерийской тренировки и вернулись в гавань 5-го. Немедленно началось пополнение запасов угля.
6 августа на эскадре было получено сообщение о вступлении в войну Англии. И офицеры, и команда поняли, что возвращение в Германию теперь не будет легким. Одновременно Шпее сообщались предположения, что Китай и Япония возможно останутся нейтральными, если Шпее не будет нападать на британские территории в восточной Азии. Сам Шпее, впрочем, считал иначе. По его мнению, Япония, никогда не относившаяся с явной дружественностью к Германии, обязательно воспользуется войной для выполнения собственных политических планов и восстановления своих политических позиций в Китае, утерянных из-за нажима европейских стран.
6 августа произошло еще одно событие - к эскадре Шпее присоединились легкий "Nurnberg", на котором служил один из сыновей адмирала, а также транспорт "Titania". Сразу же началась подготовка к выходу в море - на вечер Шпее назначил
уход на остров Паган на Ладронских островах (архипелаг Марианских островов). Первым ушел транспорт "Titania", покинувший гавань в 16 часов. Через час в море вышли оба броненосных крейсера. "Nurnberg", которому требовалось время для пополнения запасов топлива, сняпся с якорей немного позже.
Эскадра была готова к войне, тем не менее, люди понимали, что с этого времени снабжение кораблей топливом и боеприпасами будет весьма затруднено. Тем более, что возвращение в Циндао фактически было невозможно - Шпее уже был осведомлен о союзническом договоре между Великобританией и Японией и догадывался, что в ближайшее время Япония вступит в войну, а Циндао окажется в блокаде японскими армией и флотом. К тому же, план, составленный еще до войны, предусматривал, что Восточная эскадра должна была в случае совместного выступления Японии и Великобритании против Германии, идти к берегам Америки и там вести крейсерскую войну против британской торговли.
Между тем англичане уже начали поиск немецких крейсеров и сосредотачивали свои силы. Еще 28 августа в Вей-хайвее адмирал Джеррам, командующий Китайской станции (China Station), и адмирал Патей, командующий австралийской станции (Australian Fleet), получили сообщение о возможном начале войны. 30 августа им была передана "предупредительная" телеграмма. Адмирал Джеррам немедленно приказал ввести в кампанию находящийся в доке в Гонконге до-дредноут "Triumph", вызвал из Нагасаки свой легкий крейсер "Newcastle", а сам с броненосными крейсерами "Minotaur", "Hampshire" и легким "Yarmouth" немедленно вышел в море, намереваясь встретить начало войны в море. Однако вскоре ему передали приказ о сосредоточении в Гонконге, где к тому времени начали вооружать большие почтово-пассажирские пароходы "Empress of Asia", "Empress of Japan", "Himalaya" и "Empress of Russia".
Местонахождения немецких крейсеров английские адмиралы не знали, считая что "Scharnhorst" где-то в Тихом океане, a "Gneisenau" ушел из Сингапура (на самом деле это была канонерка "Geier"). Адмиралу Патею передали, что немецкие крейсера заходили в Нагасаки и теперь они, якобы, сосредотачиваются в Новой Гвинее. В его распоряжении имелись линейный крейсер "Australia", легкие крейсеры "Sydney", "Melbourne", "Encounter", "Pioner", которые он собирался сосредоточить в Морсби, южнее Британской Новой Гвинеи - кроме "Sydney" и "Pioner", посланных в Брисбен и Фримантл.
Помимо этих кораблей в распоряжение англичан были переданы корабли Ново-Зеландской станции (New- Zealand Station) - легкие крейсеры "Psyche", "Philomel" и "Pyramus" (линейный крейсер "New Zealand" еще раньше был задействован англичанами). В районе островов Таити и Нумеа находилась также французская эскадра в составе броненосного крейсера "Montcalm" (под флагом контрадмирала Хюгэ) и канонерских лодок "Kersaint" и "Zelee", а в китайских водах броненосный крейсер "Dupleix", который присоединился к эскадре адмирала Джеррама. 10 августа к эскадре Джеррама присоединились также русские крейсеры "Аскольд" и "Жемчуг".
11 августа эскадра Шпее прибыла к Марианским островам в гавань Паган. Корабли стояли здесь два дня. За это время здесь собрались легкий крейсер "Emden" под командованием капитана 1-го ранга Мюллера (Kapitan zur See von Muller), а также вспомогательный крейсер "Prinz Eitel-Friedrich". Здесь же находились множество транспортов с углем и судов снабжения. "Emden" еще 6 августа вернулся в Циндао из похода в Цусимский пролив, во время которого захватил русский пароход "Рязань". Там он получил приказ Шпее о присоединении к эскадре, и в тот же день вышел в море к острову Паган вместе с угольщиком "Markamannia" - в ближайшем будущем своим неразлучным спутником. Одновременно на присоединение к эскадре вышел вспомогательный крейсер "Prinz Eitel-Friedrich", совсем недавно вооруженный орудиями, снятыми с канонерских лодок "Tiger" и "Luchs" и зачисленный в состав кайзеровского военного флота. Он конвоировал несколько транспортов с углем и снабжением, которые были срочно загружены в Циндао по требованию Шпее.
Утром 12 августа крейсера адмирала Джеррама разрушили немецкую радиостанцию на острове Яп. Накануне они захватили и уничтожили шедший на Яп германский пароход "Elisabeth" с 1800 тоннами угля. Одновременно "Triumph", "Yarmouth", "Dupleix" с пятью миноносцами начали дальнюю блокаду Циндао. Джеррам получил также приказ отправить крейсера "Newcastle" и "Hampshire" к берегам Северной Америки для перехвата (совместно с единственным в том районе британским крейсером "Rainbow") немецких крейсеров "Nurnberg" и "Leipzig" - по английским сведениям они все еще находились там.
Корабли адмирала Патея в это время занимались операциями против германских портов в Новой Гвинее, намереваясь затем обратить свое внимание на острова Самоа и Нумеа.
12 августа, в день прихода "Emden" и "Prinz Eitel-Friedrich", Шпее получил несколько искаженных радиограмм из Циндао, но из них он смог понять, что Япония готовится объявить Германии войну. На следующий день, в Понале Шпее собрал совещание старших германских офицеров и командиров кораблей, на котором присутствовали командир "Scharnhorst" Шульц, командир "Gneisenau" Меркер, командир "Nurnberg" фон Шенберг, командир "Emden" фон Мюллер и командир лайнера "Prinz Eitel-Friedrich" Тирекен. В соответствии с предвоенными планами, было принято решение идти всей эскадрой через Тихий океан к берегам Чили, где Шпее, в расчете на традиционно дружескую позицию правительства Чили, надеялся не только на результативность крейсерских действий, но также на использование береговых баз и даже докование в чилийских портах.
Предложение командира "Emden" фон Мюллера идти в Индийский океан Шпее отверг на основании отсутствия там тайных угольных баз, что несомненно сковало бы действия такой многочисленной эскадры. Тем не менее, Шпее принял во внимание предложение фон Мюллера и поддержавшего его начальника штаба капитан 1-го ранга Филитца, считая, видимо, что у одиночного крейсера есть хорошие шансы для действий против торговли в Индийском океане.
Между тем, 13 августа в 18.00 часов немецкие крейсеры и транспорты покинули воды острова Паган, держа курс на восток. Эскадра соблюдала обычный походный строй двумя колоннами - левая из крейсеров во главе с "Scharnhorst", правая из транспортов во главе с "Prinz Eitel-Friedrich". за ним "Titania" и остальные транспорты - "York", "Prinz Waldemar", "Holsatia", "Mark", "Longmoon" и "Markomannia". Соблюдалось полное радиомолчание.
На следующий день "Emden" с угольщиком "Markomannia" покинул эскадру и отправился для крейсерских операций в Индийский океан.
Переход эскадры проходил без особенных помех. По ночам крейсеры и транспорты гасили все огни и шли в темноте. Днем корабли шли в полной готовности к бою, но одновременно проводили также различные тренировки и учения. Тревоги по кораблям объявлялись и днем, и ночью. Поэтому экипажи получили довольно неплохую выучку и поддерживались в боевой готовности.
15 августа стало известно, что Япония предъявила Германии ультиматум о безоговорочной сдаче Циндао. Срок ультиматума истекал через неделю. Независимо от данного условия становилось ясно - Япония официально вступает в войну против Второго Рейха. Сильный японский флот являлся серьезной угрозой для небольшой эскадры Шпее. Тем более что еще до истечения срока ультиматума японский флот приступил к охране торговых путей, создавая помехи действиям немецкой эскадры. Тем не менее, по воспоминаниям и утверждениям немцев, команды сохраняли прекрасное настроение и боевой дух.
19 августа эскадра подошла к Маршалловым островам. Крейсер "Nurnberg" первый проник в узкий проход в лагуну атолла Эниветок. За ним в гавань зашли и остальные корабли и суда. На следующий день сразу после рассвета началась ставшая традиционной погрузка угля на крейсера. Работа под палящим тропическим солнцем была очень тяжелая и для поднятия настроения на каждом корабле играла музыка. На время отдыха людей отпускали на берег освежиться и прогуляться.
Жаркий день сменился сильной ночной бурей, во время которой ветром были унесены все шлюпки, закрепленные за кормой крейсера "Gneisenau". С его палубы упал в воду человек, но его успели поднять на баркас крейсера "Nurnberg". Невероятным, по мнению немецких моряков, оказался тот факт, что все шлюпки были найдены неповрежденными еще ночью и ранним утром.
22 августа в 6 часов утра все корабли снялись с якорей и вновь двинулись на восток.
В этот день стало известно, что японский ультиматум не был принят немцами, но о вступлении в войну Японии еще не сообщалось. Несмотря на это, японский флот немедленно начал помогать союзникам. Так, например, эскадра контр-адмирала Джеррама была усилена броненосным крейсером "Ibuki" и легким крейсером "Chikuma", а в середине сентября - еще одним броненосным крейсером "Nisshin". Другой броненосный крейсер "Idzumo" получил приказ действовать вместе с "Newcastle" у берегов Северной Америки, что позволило вернуться английскому крейсеру "Hampshire" к все той же эскадре Джеррама. В дополнение к ним 1 сентября из Сасебо в Рабаул для постоянного базирования вышла 2-я японская эскадра Южного моря под флагом контр-адмирала Тсучиама в составе до-дредноута "Satsuma" и двух легких крейсеров "Jahagi" и "Hirado".
Уже в это время для англичан и их союзников становилось ясно, что немецкие корабли не станут приближаться к японским островам и тем более не пойдут в Циндао. Маловероятным считалось и их движение к берегам Северной Америки. Для них оставалась только южная часть Тихого океана. Адмиралы Джеррам и Патей уже тогда считали, что Шпее скорее всего двинется к берегам Южной Америки. Тем не менее, британское Адмиралтейство не торопилось перехватывать немецкие корабли, хотя располагало для этого достаточными силами - особенно после вступления в войну Японии. Адмиралтейство предпочитало просто "выжать" немецкие корабли от своих восточных колоний, которые оставались без какой- либо защиты, и торопилось "прибрать их к рукам". В конце концов, именно эта политика, и стала главной причиной будущей "коронельской трагедии". Например, быстроходный линейный крейсер "Australia" и новые австралийские легкие крейсеры вместо охоты за немецкими крейсерами были задействованы в оккупации южно-тихоокеанских немецких островных колоний и даже не пытались осмотреть Марианские и Маршалловы острова, где как правильно считал адмирал Джеррам, могут находиться немецкие корабли. И в этом также вина Адмиралтейства, так как адмирал Патей действовал в соответствии с приказами из Лондона.
Тем временем. 22 августа, вскоре после начала движения эскадры, приказом Шпее крейсер "Nurnberg" был послан на Гавайские острова для получения новых сведений из штаба и передачи собственных распоряжений транспортам снабжения. Утром 1 сентября крейсер прибыл в Гонолулу. Там у него были некоторые проблемы с загрузкой угля, но, в конце концов, они удачно решились, и с помощью команд интернированных немецких пароходов "Setos" и "Pommern" удалось погрузить 700 тонн. Одновременно, помимо угля крейсер загрузил свежие продукты для всей эскадры. Командир крейсера сообщил немецкому консулу Георгу Родику, что адмирал Шпее намерен идти мимо мыса Горн, и сообщил намеченные места встреч с угольными транспортами. Уже вечером, еще до истечения разрешенных для посещения нейтрального порта 24 часов, крейсер покинул гавань. Вскоре после выхода из Пирл-Харбора "Nurnberg" удачно разминулся с искавшим его японским линейным крейсером "Kongo". Немцам повезло, так как японский корабль не смог найти крейсер.
Эскадра Шпее между тем продолжала двигаться на восток. Пересекая Маршалловы острова, уже на восточной стороне архипелага, Шпее решил воспользоваться переходом для проведения тренировочных стрельб. Цель изображал транспорт "Titania". Во время неудачного маневрирования, произошло столкновение носовой части парохода с кормой "Gneisenau". На крейсере оказалась повреждена часть борта. А пароход потерял свой якорь. Тем не менее, повреждения оказались несущественными и были исправлены своими силами.
25 августа Шпее узнал, что Япония официально объявила войну Германии, о чем, впрочем, адмирал догадывался исходя из прошлых известий.
27 августа эскадра стала на якорь в гавани атолла Маджуро (Majuro) из архипелага Ратак (Ratak) Маршалловых островов. Само собой, на крейсерах немедленно началась загрузка угля.
В этот день началась официальная блокада порта Циндао английскими и японскими кораблями.
А 28 августа к эскадре присоединился вспомогательный крейсер "Cormoran" с двумя угольщиками, еще 10 августа вышедшие из Циндао. Вспомогательный крейсер "Cormoran" - бывший русский пароход "Рязань", еще в начале августа захваченный крейсером "Emden" и отведенный 6 августа в Циндао. Там пароход был вооружен орудиями с небоеготовой канонерской лодки "Cormoran" и укомплектован экипажем этой же канлодки, в честь которой и был назван как вспомогательный крейсер. Прибывшие грузовые пароходы-угольщики "Ahlers" и "Gottingen" заменили в эскадре угольщиков "Prinz Waldemar" и "Longmoon", уголь на которых закончился. Последним теперь предстояло уйти в нейтральный порт для интернирования до конца войны.
А утром 30 августа адмирал Патей на линейном крейсере "Australia" с крейсерами "Melbourn" и "Montcalm", а также тремя ново-зеландскими крейсерами появились у островов Самоа и без сопротивления захватили столицу Апиа. Оставив гарнизон, на следующий день союзные корабли ушли обратно для организации оккупационных экспедиций в Рабаул и Херберсхохе. Корбетт сообщает, что "адмирал Джеррам, озабоченный главным образом тем, чтобы сначала отыскать неприятеля, а затем уже заниматься захватом территорий, просил своего коллегу осмотреть Марианские и Маршалловы острова, так как сам не имел возможности этого сделать. К сожалению, адмирал Патей оказался не в силах удовлетворить столь важную просьбу Джеррама". Сам адмирал Джеррам почему-то считал, что Шпее идет в Индийский океан и, оставив китайские берега под наблюдение японского флота, перешел в Сингапур и взял под наблюдение район Малайзии и Голландской Ост-Индии. Причем, как это ни странно звучит у Корбетта, "оставив свои вспомогательные крейсеры и русские суда на охране торгового пути" - весьма слабая защита указывает на то, что нападение немецкой эскадры не считалось вероятным. Это же подтверждает факт, что еще в 20-х числах августа адмиралу Крэдоку в Южной Атлантике сообщались известия о сосредоточении в районе Магелланова пролива немецких пароходов с углем и о подтверждении предположения, что Крэдоку придется иметь дело с германской Тихоокеанской эскадрой. Тогда же на запрос Крэдока о эскадре Шпее он получил ответ, что "уже почти месяц никаких определенных сведений нет, и что не исключается возможность появления Шпее поблизости Магелланова пролива или на Фолклендских островах".
То есть, предполагаемый маршрут Шпее британское Адмиралтейство рассчитало довольно быстро, но, как ни странно, не принимало никаких эффективных мер по перехвату.
Не менее странно Корбетт комментирует и действия английских адмиралов. Джеррам "...имел основание предполагать, что германская эскадра, пройдя с юга Суматру, использует голландские острова как базу для нападения на нашу торговлю". И в то же время, прибыв в Сингапур, Джеррам послал "... адмиралу Патею телеграмму, в которой выражал свое мнение о необходимости осмотреть Марианские и Маршалловы острова на случай, если неприятель не идет на запад". И далее, по словам того же Корбетта: "...Патей, только что захвативший Хербертсхохе, с головой окунулся в дело перевозки войск (при этом - имея в составе эскадры линейный крейсер и современные легкие крейсера) и ничем другим заниматься уже не мог". Действия Джеррама как-то еще можно оправдать - ведь "Emden и в самом деле примерно в это время прошел в Индийский океан, но, судя по реакции англичан, для них это оказалось не столько "ожидаемым действием противника", сколько "неожиданным сюрпризом".
Таким образом, почти все имеющиеся английские корабли были собраны у берегов юго-восточной Азии, как будто забыв, что их главной целью является эскадра Шпее. Создается впечатление, что Лондон сделал это намеренно, опасаясь, что их "непредсказуемый восточный друг" не ограничится интересами в Китае и двинется дальше на юг, где уже "похозяйничали" англичане, и где присутствие японцев, по их мнению, было совсем не обязательно. А сомневаться им в этом не приходилось - уже 1 сентября, как уже упоминалось, из Сасебо в Рабаул для постоянного базирования вышла 2-я японская эскадра Южного моря под флагом контр-адмирала Тсучиама. И вряд ли ее прибытие стоит объяснять только желанием помочь британцам. А умерить аппетиты "коварного союзника", без всякого сомнения, можно было только демонстрацией силы, для чего наличие линейного крейсера было просто необходимо.
А между тем, именно с Маршалловых островов 30 августа корабли эскадры Шпее вновь вышли в море. Вскоре от эскадры отделились вспомогательные крейсеры "Cormoran" и "Prinz Eitei-Friedrich". Вместе с угольщиком "Mark" они отправились в австралийские воды с целью отвлечения внимания эскадр противника от крейсеров Шпее, которые продолжили свой путь на восток.
30 августа на кораблях Шпее перехватили радиообмен между линейными крейсерами противника - японским "Kongo" и британским "Australia".
3 сентября Шпее, находясь в море, узнал о капитуляции острова Самоа. Из перехваченных радиотелеграфных переговоров он также выяснил о нахождении там линейного крейсера "Australia" и трех других британских кораблей.
В воскресенье 6 сентября к эскадре Шпее присоединился легкий крейсер "Nurnberg", пришедший из Гонолулу. Он доставил на корабли свежие продукты, а также последние телеграммы из главного штаба (полученные от германского консула) и американские газеты. Однако уже в то время слишком вольная американская пресса не вызывала особенного доверия у моряков. Поэтому ко всем новостям немцы отнеслись с некоторой долей сомнения.
Пробыв лишь несколько часов с эскадрой, "Nurnberg" вновь отделился от крейсеров. На этот раз вместе с пароходом "Titania". По приказу Шпее он отправился к острову Феннинт (Fenning), где 7 сентября уничтожил там английскую телеграфную станцию и перерезал кабель, соединяющий Австралию с Ванкувером (Канада).
A "Scharnhorst" и "Gneisenau" с транспортами 7 сентября стали на якоря у острова Рождества (Christmas) дня очередной погрузки угля. На следующий день туда же пришел и "Nurnberg" с "Titania".
Здесь адмирал фон Шпее собрал военный совет. Он предложил совершить нападение на острова Самоа - немецкую колонию, сейчас уже захваченную англичанами. Предполагалось, что там должны находится несколько военных кораблей противника, поэтому заранее был разработан план участия каждого корабля в бою. Учитывалось даже то обстоятельство, что там мог оказаться линейный крейсер. На этот случай был разработан план торпедной и артиллерийской атаки.
9 сентября оба броненосных крейсера взяли курс к островам Самоа и его главному порту Apia. На рассвете 14 сентября "Gneisenau" и "Scharnhorst" подошли к острову и, развернувшись, стали подходить к острову под острым углом, чтобы с берега было трудно идентифицировать силуэт подходящих кораблей.
Однако надежды на крупную цель оказались напрасны. Гавань была пуста. Лишь в глубине рейда на волнах качалась небольшая американская шхуна. Обстреливать город Шпее не решился, так как в нем жили много немецких поданных. Кроме того, приходилось считаться с тем, что запас снарядов на кораблях ограничен и его пополнение весьма проблематично.
Телеграфная станция на острове послала сообщение о немецких кораблях, однако немецкие корабли, разочарованные отсутствием целей, отходили от острова в направлении пролива Apolima, разделявшего два самых больших острова Savai и Oupolou из группы островов Самоа. В районе Upola к борту флагмана приблизилось небольшая шлюпка под германским флагом. Находившиеся в ней два немца-плантатора передали сообщение для Шпее. Оказалось, что еще 30-31 августа в этих водах находились линейный крейсер "Australia" с эскадрой из четырех легких крейсеров и французский крейсер "Montcalm". После высадки на берег оккупационных войск для обеспечения контроля над островами, начальник эскадры контр-адмирал Патей увел корабли на запад. Шпее был возмущен тем, что англичане обращались неподобающим образом с бывшим немецким губернатором Самоа, и поэтому решил изменить свой дальнейший маршрут - его пушкам нужно было дать выстрелить. При отходе от островов немцы держали курс на северо-запад, чтобы обмануть береговых наблюдателей. Но в море крейсеры описали большую дугу и направились на восток. Перехваченная радиопередача из Апиа подтвердила, что уловка удалась. В ней сообщался ложный курс.
В день, когда крейсера Шпее появились у Апиа, японский флот предпринял попытку обнаружить немецкие корабли на Каролинских и Маршалловых островах. Сведений о Шпее союзники не имели, но считали, что его корабли находятся именно там. Корбетт пишет: "Уверенность в этом была настолько велика, что, так как ни Джеррам, ни Патей пойти туда не могли, Япония взяла это на себя". 14 сентября из Иокосуки к Маршал- ловым островам для поиска эскадры и уничтожения немецкой базы в Jaluit вышла специально сформированная 1-я эскадра Южного моря под флагом адмирала Иамайа - большие крейсеры "Kurama" и "Tsukuba", броненосный крейсер "Asama" и дивизион миноносцев.
А Шпее между тем с двумя броненосными крейсерами направлялся к островам Суворова. Там 17 сентября корабли бункеровались с парохода "Ahlers". Однако состояние моря было не совсем подходящим для погрузки угля, и крейсеры продолжили свой путь дальше на восток - к островам Таити.
21 сентября крейсера Шпее с двумя угольщиками подошли к французскому острову Бора-Бора. Вопреки распространенной легенде, крейсера не поднимали французский флаг, не было также и никакой путаницы с флагами. Просто на островах еще не знали о войне, и поэтому немцы смогли спокойно загрузить крейсера углем и закупить провизию. Причем сами немцы потом утверждали, что местные жители назначили весьма дорогие цены за продукты и, несмотря на это, получили ее. На германских крейсерах появились говядина и свинина, молоко, фрукты и овощи. Около 16 часов крейсера ушли в море и на следующий день, 22 сентября пришли к островам Таити.
По плану атаки предусматривался подход к острову в темное время, что позволило бы десантной партии захватить на берегу склады со снабжением. Однако, к сожалению для немцев, сильное течение отнесло крейсеры на 14 миль западнее, и уже засветло крейсера появились у острова Моогеа. Здесь ошибка была обнаружена и вскоре корабли подошли к гавани Papeete. С берега их уже обнаружили, и во избежание захвата в гавани был подожжен угольный склад. Первые выстрелы были сделаны с берега - с прилегающих высоток по немецким кораблям был открыт огонь из оказавшихся на берегу одного 100-мм и четырех 65-мм орудий. Вокруг "Scharnhorst" поднялись водяные столбы. На немецком флагмане немедленно появились флажные сигналы об открытии огня. Нескольких 210-мм и 150-мм снарядов, выпущенных с 4000 метров, оказалось достаточно, чтобы французские пушки замолчали.
Затем свое слово сказали пушки небольшой канонерки "Zelee" ("Усердный"), командир которой капитан-лейтенант Дестримо (Lieutenant de vaisseau Destremau) заметил, что к зоне досягаемости орудий канлодки опасно приблизился немецкий угольщик "Walkure". Однако французы успели сделать только несколько выстрелов. С немецких крейсеров немедленно загрохотали 150-мм орудия. На "Zelee" был разрушен паровой котел, обрушилась дымовая труба, из многочисленных пробоин повалил пар, и экипажу оставалось только покинуть корабль. Когда корма канонерки уходила в воду, на берегу взорвались несколько немецких фугасных снарядов, которыми были подожжены склады с копрой. А через несколько минут на месте "Zelee" остались только плавающие обломки.
День только начинался, когда немецкие корабли отошли от острова и взяли курс на северо-восток. Оставив за кормой архипелаг Туамоту, "Scharnhorst" и "Gneisenau" направились к Маркизовым островам, где намеревались соединиться с крейсером "Nurnberg" и остальными транспортами.
26 сентября в заливе Nufu-Hiva команды крейсеров приступили к очередной погрузке угля. Залив был неудобен для длительной стоянки. Сильная зыбь постоянно раскачивала корабли. Перегрузка угля была очень тяжелой и затянулась на три дня. Экипажи немецких кораблей устали. Плаванье тянулось уже три месяца и только здесь впервые за много дней матросы получили возможность сойти на берег. Между тем на кораблях не хватало продуктов, практически не оставалось свежего мяса, закончилось даже мыло. У местных жителей удалось прикупить несколько живых коров. И тут к удивлению и на счастье немцев, обнаружилось, что неподалеку на островах архипелага находятся представительства двух немецких торговых фирм из Гамбурга.
30 сентября "Gneisenau" отправился в порт Hiva-Oa для закупки материалов и оборудования на торговых складах фирмы "Kaiser". В это же время "Scharnhorst" отправился на якорную стоянку в Port-Anne-Marie. Для оплаты использовали франки, и в казне эскадры их уменьшилось на 12 тысяч.
Во время стоянки адмирал Шпее отправил два опустошенных угольщика в Гонолулу с очередными распоряжениями для своих крейсеров и с сообщениями для Берлина. Шпее предложил сосредоточить к концу декабря у южных берегов Чили 20 тысяч угля и трехмесячный запас продовольствия для двух тысяч человек. Транспорты должны были собраться в Вальпараисо во второй половине октября и ожидать дальнейших распоряжений.
Поздно вечером 2 октября крейсера Шпее вышли в море и взяли курс на юго-восток. На следующий день они встретились в море с легким крейсером "Nurnberg". Все вместе они направились к острову Пасхи. Планы Шпее не изменились. Традиционное немецкое влияние в странах Южной Америки, большое число нейтральных стран, изрезанность берегов - все это наверняка позволило бы крейсерам Шпее укрыться на время от кораблей противника перед решающим переходом вокруг мыса Горн в воды Южной Атлантики. Вскоре корабли пересекли тропик Козерога. Жаркие тропики остались позади, и стало заметно холоднее.
Большой неприятностью на этом переходе оказалось обнаружение нескольких случаев заболевания дизентерией. Однако судовые врачи быстро справились с напастью, и эпидемического распространения болезни не произошло. Зато сюрпризом оказался радиоконтакт 2 и 4-6 октября с легкими крейсерами "Dresden" под командованием капитана 1-го ранга Людеке (Kapitan zur See Ludecke) и "Leipzig" под командованием капитана 2-го ранга Гауна (Fregattenkapitan Haun). Сюрприз оказался тем более приятным из-за того, что Шпее наконец удостоверился в успешном отрыве "Leipzig" от японских кораблей. О "Dresden" Шпее думал, что он уже находится в Германии. Оба этих крейсера шли к острову Пасхи, рассчитывая там встретиться со своим флагманом. Их маршрут основывался на распоряжениях Шпее, переданных в начале сентября из Гонолулу.
Тем временем, на эскадру Шпее начали охоту более крупные силы японского и английского флотов. 29 сентября японская 1-я эскадра Южного моря адмирала Иамайа заняла Jaluit и осталась крейсировать в районе Маршалловых островов. 2-я японская эскадра Южного моря под флагом контр-адмирала Тсучиама находилась восточнее Новой Гвинеи. Туда же 10 августа, закончив операции в Германской Новой Гвинее и в архипелаге Бисмарка, отправился адмирал Патей со своей эскадрой в составе "Australia", "Montcalm", "Encounter" и "Sydney". У берегов Северной Америки находились британские крейсеры "Newcastle", "Rainbow" и японский "Idzumo", вытеснившие из этих мест к югу немецкий легкий крейсер "Leipzig". Для усиления туда же направлялся также старый линейный корабль "Hizen".
И, тем не менее, нацеленность эскадр союзников оставалась прежней - не пустить Шпее в западную и северную части Тихого океана, оттеснив его к берегам Южной Америки. И это при том, что уже имелись точные сведения о местонахождении эскадры Шпее - еще вечером 4 октября английская радиостанция в Сува на Фиджи перехватила отрывок телеграммы Шпее, зашифрованной секретным коммерческим кодом, известным британской разведке. Из телеграммы выяснилось, что "Scharnhorst" находится на пути с Маркизовых островов на Восточный остров. Исходя из этих данных, вкупе с некоторыми другими сведениями, было определенно установлено, что Шпее идет на восток к берегам Южной Америки. Но несмотря на это никаких мер по сосредоточению там достаточных сил не предпринималось. Так же как и не делалось ничего для хоть какого-то усиления единственного боеспособного соединения в тех районах - эскадры Крэдока.
12 октября три крейсера Шпее с четырьмя угольщиками прибыли к острову Пасхи, где уже стоял "Dresden" с двумя транспортами. На одном из них имелось 6000 тонн угля, но все-таки "Dresden" для его экономии некоторое время шел на буксире угольщика "Baden". От Людеке Шпее узнал также о том, что поблизости нет сильных эскадр противника.
Германский легкий крейсер "Dresden" начало войны встретил в Атлантике. Первоначально он начал действия против торговли в районе Пернамбуко, но в середине августа получил приказ из Берлина перейти в Южную Атлантику и затем в Тихий океан. 20 августа "Dresden" со своим угольщиком "Baden" пришел на остров Тринидат, а оттуда ушел к устью Ла Платы. 31 августа "Dresden" грузил уголь в Gill-Bay в заливе Святого Георга не доходя 500 миль до Магелланова пролива и затем отправился дальше. Обогнув мыс Горн, он некоторое время действовал у побережья Чили, а потом ушел на остров Пасхи.
У острова Пасхи немецкие корабли стали на якоря в бухте Кука. Часть экипажей отправилась на берег, и уже вскоре холодильные камеры кораблей были забиты тушами коров, свиней и ягнят. Большая же часть команды занялась ставшим уже обычным делом - погрузкой всем уже порядком надоевшего угля, мельчайшая пыль которого скрипела на зубах и забивалась в мельчайшие щели и уголки помещений. Первая ночь на острове прошла тревожно - на берегу пылали костры, и немцы считали, что это на английские корабли передают сигналы об их присутствии. Шпее приказал объявить тревогу, опасаясь ночного нападения. Утром оказалось, что костры жгла британская археологическая экспедиция, изучавшая на острове известные всему миру таинственные скульптуры. Немецкие моряки не стали мешать им, а наоборот, даже помогли, оградив их от враждебности местных жителей.
14 октября к острову пришел крейсер "Leipzig" с угольщиком "Amacis" с 1500 тоннами угля. На нем были доставлены свежие чилийские газеты, и немцы с радостью узнали об успешных действиях крейсеров "Emden" и "Konigsberg". На этом крейсере также имелся некоторый запас зимнего обмундирования - свои запасы броненосные крейсера оставили еще во время стоянки на острове Понапе. Корабли уже давно вышли из тропиков, и становилось холодно.
Изменилось и море. Чувствовалось сильное волнение, мешавшее погрузке угля. Кроме того, якоря плохо держались за грунт, и приходилось часто менять стоянки, опасаясь выноса на отмель. Однако полностью уберечься от неприятностей не удалось. Якорный канат одного из угольщиков, сносящегося
волной, зацепился за лопасти левого винта крейсера "Nurnberg" и погнул две из них. Пришлось проявлять изобретательность - крейсер был накренен на 15 градусов на правый борт с дифферентом на нос, вал провернули так, чтобы лопасти оказались над водой, и их удалось частично выправить. Крейсер сохранил ход, но потребность в серьезном ремонте осталась.
Еще большей неприятностью стала смерть двух матросов на "Gneisenau" от предыдущей вспышки дизентерии, вылечить которых судовые врачи не смогли.
Пришло время покидать остров. Корабли полностью загрузились углем, в машинах, были проведены только профилактические работы. Нормального ремонта сделать не удалось, хотя изношенные механизмы требовали серьезной починки.
19 октября корабли подняли якоря и двинулись в дальнейший путь к берегам Южной Америки. Морякам казалось, что этот путь никогда не кончится. Курс был проложен к небольшому острову Mas-a-fuera, на котором совсем недавно побывал крейсер "Dresden", шедший к острову Пасхи на соединение с эскадрой. У этого небольшого, пустынного клочка земли, известному многим как остров Робинзона Крузо, расположенного недалеко от более крупного острова Juan Fernandez - и в 500 милях западнее чилийского побережья, эскадра Шпее должна была встретиться с угольщиками и транспортами снабжения, заранее направленными Шпее и немецким морским штабом в чилийские порты.
26 октября крейсера Шпее бросили якоря недалеко от берега, прямо под огромным, более чем на 100 метров в высоту, обрывом. И вновь на "Scharnhorst", "Gneisenau", "Leipzig", "Nurnberg", "Dresden" и угольных транспортах раздались громкие, скрежещущие звуки паровых лебедок и громкий шорох пересыпающегося угля.
Во время стоянки к эскадре присоединился вспомогательный крейсер "Prinz Eitel-Friedrich", ранее посланный к берегам Австралии для крейсерства, а по большей части - для отвлечения англо-французских и японских сил от кораблей Шпее. Однако из-за недостатка угля этот корабль отказался от крейсерских операций и, разыскивая эскадру, каким-то образом пересек почти весь Тихий океан (!).
Можно с уверенностью предположить, что дальнейший путь Шпее намеревался проложить на восток, и, обогнув мыс Горн, идти в Германию. Вряд ли он рассматривал вариант прохода мимо мыса Доброй Надежды в Индийский океан. Один раз он уже отказался от крейсерских операций в том районе, считая, что при практически полном отсутствии секретных угольных баз действия полной эскадрой были бы неэффективными. После первого же обнаружения эскадры противник, скорее всего, приостановил бы торговое судоходство и сосредоточил бы там крупные силы из Атлантики и Тихого океана. Таким образом, Шпее пришлось бы вести не крейсерскую войну против торговли, а полноценные боевые действия с военными кораблями, причем с превосходящими силами и на сравнительно небольшой океанской акватории. Положение усугублялось бы еще и тем, что противник имел в Индийском океане разветвленную сеть хорошо оборудованных баз, угольных складов и радиостанций, а немцы как раз этого не имели. Шпее считал, что хоть какие-то шансы на успешные действия в Индийском океане могут иметь только отдельные крейсеры, что, как показали реальные события, и имело место в действительности.
В любом случае, очевидно, приходилось принимать в расчет проход мимо мыса Горн и переход через Южную Атлантику. Понимали это и англичане, поэтому Адмиралтейство организовало поиск немецких кораблей по обе стороны Южной Америки. Но делалось это очень и очень вяло. Еще в сентябре в Южную Атлантику был направлен контр-адмирал Крэдок на броненосном крейсере "Monmouth", которому и было передано руководство всеми операциями. Ему в подчинение передавалась эскадра капитана 1-го ранга Люса (флаг на "Glasgow"), а также были обещаны значительные усиления, из которых, в конце концов, он получил только один старый и тихоходный броненосец "Canopus". Базируясь на Фолклендские острова, Крэдок провел несколько поисков немецких крейсеров, безуспешно пытаясь перехватить шедший из Атлантики к Шпее легкий крейсер "Dresden".
Первоначально Крэдок в своих действиях руководствовался распоряжением Адмиралтейства от 14 сентября, в котором ему сообщалось о возможном прибытии "Scharnhorst" и "Gneisenau" к Магелланову проливу, а также предписывалось оставить сильную эскадру в Южной Атлантике для защиты торговли, и в то же время сосредоточить достаточно сильное соединение, чтобы встретить крейсера Шпее. При этом сообщили, что к нему направлены только старый "Canopus" и один действительно мощный и современный броненосный крейсер "Defence", который, впрочем, до Южной Атлантики так и не дошел из-за постоянных отвлечений на другие задачи по приказам Адмиралтейства. Крэдоку приказали также нарушать германскую торговлю и уничтожать германские крейсера. Ему не было сообщено о решении Адмиралтейства (7 сентября) усилить его эскадру тремя броненосными и одним легким крейсером, которое, впрочем, так и не было выполнено. Таким образом, Крэдок для выполнения столь противоречивых задач имел только два броненосных, один легкий и один вспомогательный крейсера, а также старый тихоходный броненосец. Даже все вместе эти корабли были явно слабее немецкой эскадры.
Позже, в связи с неопределенностью местоположения эскадры Шпее, Крэдоку приказали ограничиться поиском одиночных немецких крейсеров и уничтожением германских транспортов. Хотя к этому времени, со всей очевидностью становилось ясно - немецкая эскадра идет к Южной Америке. И только в первой половине октября Адмиралтейство посчитало нужным предпринять хоть какие-то шаги по перехвату эскадры Шпее. Впрочем, решить решило, но сделать не сделало.
14 октября Крэдоку была отправлена телеграмма, в которой Адмиралтейство, по существу, одобрило предложенный им план перехвата немецких крейсеров двумя сильными эс
кадрами в Южной Атлантике. Позже Адмиралтейство в лице официальных историков утверждало, что одобрено было лишь намеченное Крэдоком сосредоточение "Good Hope", "Canopus", "Monmouth", "Glasgow" и "Otranto" - "для соединенных операций". В отношении базирования делалась оговорка, что Крэдоку предписывались Фолкленды (хотя это и не указывалось в телеграмме, но, по мнению Адмиралтейства, подразумевалось в сообщениях самого Крэдока). Однако это утверждение фактически опровергается последующими распоряжениями Адмиралтейства о формировании в районе Монтевидео второй эскадры под фпагом адмирала Стоддарта на "Carnarvon", к которому должны были присоединиться крейсеры "Cornwall", "Bristol", два вспомогательных крейсера "Macedonia" и "Orama", а также давно обещанный "Defence". Адмирал Стодцарт получил соответствующие распоряжения, а Крэдок был информирован о создании второй эскадры. На деле все это оказалось пустым обещанием - вторая эскадра так и не была сформирована, и Крэдок оказался в одиночестве. Повторилась сентябрьская ситуация, но на этот раз последствия оказались гибельными.
28 октября немецкая эскадра продолжила путь на восток. Ночью налетел сильный шторм, который помешал встрече с грузовым пароходом "Santa-Isabel", доставившим продовольствие из Valparaiso. Только утром, когда погода улучшилась, пароходу удалось приблизиться к крейсерам и произвести перегрузку.
После этого немецкие корабли отправились дальше, и уже вскоре морякам представился случай восхититься горной цепью Анд с высочайшей вершиной Aconcagua (7025 метров). Уже в видимости берега Шпее отправил "Prinz Eitel-Friedrich" вместе с двумя опустошенными от угля пароходами в Valparaiso, где пароходы должны были интернироваться в ожидании конца войны. Вспомогатепьный крейсер был назначен для охраны и должен был вернуться к эскадре.
31 октября на "Scharnhorst" было получено сообщение о приходе в порт Coronel ангпийского крейсера. Шпее решил воспользоваться случаем и перехватить его, но для этого быпо необходимо увепичить скорость до 14 узлов. Пароходы отстали, и Шпее приказал им держаться вместе и по возможности догонять крейсера.
1 ноября, выдерживая курс на юг и следуя параллельно береговой черте, немецкая эскадра приближалась к Коронелю. Легкие крейсеры "Nurnberg" и "Dresden" получили приказ досматривать все встречные пароходы. Броненосные крейсеры и "Leipzig" шли в направлении острова Santa-Maria. Примерно в полдень "Leipzig" остановил и досмотрел небольшой парусник, но вскоре догнал Шпее и держался с броненосными крейсерами в одном строю.