- 25 - 2002 / сп - флот Италии
- 26 - 1999 / 02
- "Первые программы броненосного флота.
Броненосные фрегаты типа "Minotaur" - "Броненосец "PELAYO" военного флота Испании"
- "Война в Испании. Организация и боевые действия республиканского морского флота на севере Испании 14 мая - 11 октября 1937 года"
- "Испания. 1936-1939 годы. Гражданская война на море. Потери кораблей и судов воюющих сторон и нейтральных государств"
- "Германские миноносцы периода Второй мировой войны"
- "Проектирование авианосцев в фашистской Германии во время Второй мировой войны"
Часть вторая - "Тайна Скапа-Флоу. Гибель "Royal Oak"
(глава из книги "Тайны британской секретной службы". 1948)
- "Первые программы броненосного флота.
- 27 - 2006 / сп
- 28 - 2006 / сп - Звезда и смерть адмирала Шпее
- 29 - 2006 / сп - Звезда и смерть адмирала Шпее
- 30 - 2006 / сп - Звезда и смерть адмирала Шпее
- Часть 4. "Гибель эскадры Шпее у Фолклендских островов"
- Часть 4. "Гибель эскадры Шпее у Фолклендских островов"
- 31 - 2004 / сп - Жемчужная гавань
- тревожное воскресенье часть первая
- «Пирл Харбор. Шаг в историю»
- «Пирл Харбор накануне войны» «Япония готовится к нападению»
- «Офицеры морского командования»
- Япония готовится к нападению
- «Американский флот в Пирл Харборе накануне нападения»
- «Японский флот готов к атаке»
- «Американские авианосцы. Где же они были?»
- «Сверхмалые японские лодки в атаке на Пирл Харбор»
- «Пилоты готовы атаковать»
- «Атака на стоянку линейных кораблей»
- тревожное воскресенье часть первая
- 32 - 2004 / сп - Жемчужная гавань
- тревожное воскресенье часть вторая атака на линейные корабли
- 33 - 2004 / сп - Жемчужная гавань
- тревожное воскресенье часть третья
- Атака на военно-морскую верфь и корабли в средней бухте гавани
- Атака на район верфи вмс
- Минный заградитель СМ-4 «Oglala»
- Легкий крейсер CL-50 «Helena»
- Легкий крейсер CL-48 «Honolulu»
- Линейный корабль ВВ-38 «Pennsylvania» и эскадренные миноносцы DD-375 «Downes» и DD-372 «Cassin»
- Эскадренный миноносец DD-375 «Downes»
- Эскадренный миноносец DD-372 «Cassin»
- Эскадренный миноносец DD-373 «Shaw»
- Атака на территорию военно-морской верфи
Жемчужная гавань Тревожное воскресенье
Часть вторая Атака на линейные корабли
Линейные корабли ВВ-48 «West Virginia» И ВВ-43 «Tennessee»
Линейный корабль ВВ-48 "West Virginia", 32600- тонный корабль типа "Colorado", был построен на верфи "Newport News" и был принят флотом в декабре 1923 года. Он стал последним американским линкором, законченным постройкой для флота Соединенных Штатов в эпоху Первой мировой войны. После него перерыв в линкоростроении продлился почти два десятилетия. В течение 1920-30-х годов линкор служил в американском флоте, принимал участие в разрешении различных военно-морских вопросов, названных «Проблемами флота» («Fleet Problems»), участвовал во многих маневрах и учениях флота. С другими кораблями он в 1925 году пересек Тихий океан и посетил Новую Зеландию и Австралию, продемонстрировав возможности Тихоокеанского флота США в досягаемости районов своих стратегических интересов (Navy's trans-Pacific strategic «reach»).
В 1940 году "West Virginia", вместе с другими кораблями флота, перешел в Пирл-Харбор для постоянного базирования. 7 декабря 1941 года во время нападения японской авиации на Парл- Харбор, линкор был поражен по крайней мере семью (возможно, девятью) торпедами и двумя авиабомбами. Громаднейшие пробоины в левом борту в средней и носовой части корабля вызвали очень быстрое затопление. Одна из торпед, попавшая в самую корму, уничтожила рули. Линкор получил очень быстро прогрессирующий крен на левый борт, но предпринятыми мерами опрокидывание линкора удалось предотвратить. Тем не менее, он вскоре погрузился на дно бухты. С кораблем погибли более сотни моряков, и в том числе командир линкора капитан 1-го ранга Беннион (Captain Mervyn S. Bennion).
Спасательная команда подняла линкор на поверхность. Он прошел временный ремонт на верфи в Пирл-Харборе, а в апреле 1943 года ушел к западному побережью для производства капитального ремонта и модернизации на военно-морской верфи "Puget Sound Navy Yard' . Ремонтные и модернизационные работы были закончены в июле 1944 года. Линкор очень сильно изменил свой облик. Более широкий корпус, усиленное зенитное вооружение. развитое радиоэлектронное вооружение. В октябре
1944 года "West Virginia" прибыл в зону боевых действий Тихоокеанского флота и вскоре принял участие в бомбардировке участка высадке на острове Лейте во время Филиппинской кампании. 25 октября линкор участвовал в ночном сражении в проливе Суригао - последнем в мировой истории непосредственном столкновении линейных кораблей. Впоследствии линкор принял
участие в боевых действиях у острова Миндоро, в заливе Lingayen, у островов Иводзима и Окинава. Его 16-дюймовые орудия использовались при поддержке высадки десантных сил и во время боевых действий на берегу. 1 апреля 1945 года, в районе Окинавы, линкор был поражен японским самолетом "камикадзе". но остался в строю, продолжая бомбардировки береговых целей до июня 1945 года.
После капитуляции Японии "West Virginia" до середины сентября оставайся в Японии в составе оккупационных сил, затем принял участие в акции "Magic Carpet" ("Волшебный ковер"), доставляя домой ветеранов Тихоокеанской войны. С начала 1946 года линкор оставался в резерве, и в январе 1947 года был выведен из активной службы (decommissioned). Затем 12 лет линкор числился в составе Резервного Тихоокеанского флота (Pacific Reserve Fleet). В августе 1959 года он был исключен из списков флота и продан на слом.
Линейный корабль ВВ-43 "Tennessee", 32300- тонный линкор, был построен на военно-морской верфи "New York Navy Yard". В июне 1920 года он был принят флотом и, после года службы у Атлантического побережья, перешел в состав Тихоокеанского флота. Там он оставался почти два десятилетия. В составе линейной эскадры флота (Battleship Force) он участвовал практически во всех маневрах и регулярных учениях флота. В середине 20-х линкор несколько раз признавался лучшим по достижениям в артиллерийской стрельбе. В 1925 году "Tennessee" пересек Тихий океан, посетив Новую Зеландию и Австралию. После усиления напряженности в отношениях с Японией, в 1940 году линкор в числе других кораблей, перешел на постоянное базирование в Пирл-Харбор.
7 декабря 1941 года "Tennessee" стоял в Пирл-Харборе на штатной стоянке линкоров, в паре с линкором "West Virginia". "Tennessee" был поражен двумя бомбами, которые незначительно повредили вторую и третью орудийные башни главного калибра. Немалые повреждения получил корпус линкора, опаленный сильнейшими пожарами нефти на поверхности воды. Кроме того, затонувший рядом линкор "West Virginia" притиснул "Tennessee" к швартовым причалам, и командование некоторое время опасалось, что в корпусе возникли опасные напряжения. Но тревога не оправдалась. Во время нападения на корабле погибли пять человек.
После временного ремонта линкор в конце декабря перешел на военно-морскую верфь "Puget Sound Navy Yard" в Вашингтоне для перестройки. С февраля до августа 1942 года линкор нес службу у западного побережья, совершил кратковременный поход в Пирл-Харбор. А затем вновь вернулся в "Puget Sound Navy Yard" для обширной модернизации. После завершения работ линкор очень сильно изменился. Значительно усилились противовоздушные средства, электронные боевые системы, улучшилась защита. В мае 1943 года линкор вновь вернулся в состав флота, и уже вскоре принял участие в операции у Алеутских островов.
Его 14-дюймовые орудия бомбардировали остров Kiska перед его захватом в августе.
В течение следующего года, с ноября 1943 года до сентября 1944 года, линкор участвовал в большинстве операций флота, обстреливал острова Тарава, Кваджалейн, Эниветок, Новую Ирландию, Сайпан. У последнего линкор получил некоторые повреждения ответной стрельбой японцев. Затем были Гуам, Тиниан, Ангуар, Палию. В октябре орудия "Tennessee" обстреливали район высадки американских войск на острове Лейте. Ночью 24-25 октября линкор принял участие в бою в проливе Суригао и в потоплении японского линкора "Yamashiro".
После новой перестройки в США линкор вернулся в боевой состав и принял участие в боях у Иводзимы в феврале и марте 1945 года. По этому сравнительно небольшому, но отчаянно сопротивляющемуся острову линкор выпустил почти 1400 снарядов 14-дюймового калибра и более 6 тысяч 5-дюймовых снарядов. В конце марта, линкор начал бомбардировку Окинавы. 12 апреля в "Tennessee" врезался японский самолет "камикадзе", но повреждения не были слишком серьезными и позволили кораблю оставаться в строю. Только 1 мая он отправился на острова Ulithi для ремонта, но вскоре вновь вернулся к Окинаве, чтобы продолжить ее бомбардировку орудийным огнем в течение июня. В июле и августе 1945 года линкор перешел в воды Китая.
Вскоре последовала капитуляция Японии, и после не слишком долгой оккупационной службы линкор в начале декабря 1946 года вернулся в Соединенные Штаты пройдя мимо мыса Доброй Надежды в Филадельфию, где прибыл на казенную верфь "Philadelphia Navy Yard". Через год линкор был выведен в резерв и законсервирован ("mothballing"), а в феврале 1947 года был выведен из службы (decommissioned). В течение еще двенадцати лет "Tennessee" числился в составе Резервного Атлантического флота (Atlantic Reserve Fleet). В июле 1959 года он был исключен из списков флота и продан на слом.
Приемные казармы, Пирл-Харбор, 13 декабря 1941 года (Receiving Barracks, Pearl Harbor, Т.Н. December 13, 1941). От: старший офицер корабля (The Commanding Officer).
Для: командующий флотом (The Commander-in-
Chief, U.S. Pacific Fleet). Предмет ... Ссылки ... Вложения ....
1. В соответствии с инструкциями, содержащимися в ссылке (а) распоряжения командующего, представлено следующее сообщение о действиях 7 декабря 1941 г.:
Старший выживший офицер, во время боя исполнявший обязанности старшего офицера (Executive Officer).
"Я был в своей каюте и только начинал одеваться, когда в 07.55 услышал слова: "Пожарные и спасательные партии на выход" ("Away Fire and Rescue Party"). Это сообщение приблизительно тридцатью секундами позже сопровождалось тревогой общего сбора. Тогда же, в 07.55, в каюту прибыл посыльный матрос, сообщивший: "Японцы атаковали нас". И в то же самое время почувствовал два тяжелых удара в корпус "West Virginia". Казалось, что эти удары были где-то впереди с левого борта.
Я в это время уже достиг квартердека. Корабль начал быстро крениться на левый борт. По правому борту я прошел до третьей башни когда услышал третий тяжелый удар с левого борта. Самолеты на крыше третьей башни загорелись. Вокруг башни также полыхал пожар. Вахтенный на квартердеке информировал меня, что капитан уже прошел на мостик, поэтому я остался на корме, чтобы организовать борьбу с огнем у третьей башни и на квартердеке. В это время произошел новый сильный взрыв. Я не устоял на ногах и упал на палубу. Все это время линкор кренился на левый борт, и во время последнего взрыва я оценивал крен примерно в 20-25 градусов. Я по телефонной громкой связи передал инструкции по контрзатоплению и мерам борьбы с поступлением воды, но не знал, поступила ли команда по назначению. Немедленно после этого я увидел вспышку пламени высотой до 15 футов на "Arizona" и тут же снова был брошен на палубу сильнейшим взрывом, вырвавшимся изнутри "Arizona" и оказавшимся намного выше мачт линкора. Раскаленные осколки от дюйма до пяти размером как дождь посыпались на квартердек "West Virginia".
Все это время батареи корабля продолжали стрелять. Вскоре после взрыва на "Arizona", крен на нашем линкоре перестал увеличиваться, и, по моему, мачты даже немного качнулись вправо. Тем временем продолжались попытки потушить пожар у башни №3. Одновременно тушили гидросамолеты и с квартердека сбрасывали за борт горящие осколки. И вновь сильный удар потряс корабль. Он резко отличался от дрожания корабля во время стрельбы собственных зениток. Было сообщено, что на корме появился сильный пожар. Я пошел туда и увидел, что спасательные партии уже борятся с огнем, но без особого успеха так как пожар рос слишком стремительно. В это время по громкой связи сообщили: "Центральный пост приказывает оставить корабль" ("Central Station says Abandon Ship"). Поскольку было очевидно, что спасательные партии не смогут погасить пожары, им также приказали оставить корабль. К тому времени огонь, двигаясь от кормы, уже разделил носовую и кормовую части корабля. Я вышел на левый борт квартердека и видел, что горящая на воде нефть из линкора "Arizona" уже приблизилась к корме линкора "Tennessee". От него стена пламени продвигалась и к линкору "West Virginia".
Я осмотрелся вокруг и не увидел на корме ни одного человека. После этого я бросился в воду и поплыл на "Tennessee". Поднявшись на его палубу, я обнаружил там примерно десять человек из экипажа "West Virginia", собравшихся под нависающей частью третьей башни. Поскольку люди "Tennessee" были заняты борьбой с огнем, и им не требовалось дополнительной помощи, я собрал своих людей и вывел их на правый борт к трубопроводу сообщения причала с берегом. Там требовалась помощь в тушении огня, начинавшегося в кучах хлама и мусора на залитой нефтью воде, скопившейся между "Tennessee" и берегом острова Форд. Несколько наших раненых были переправлены на берег и на грузовике отправлены в амбулаторию. Я с людьми продолжал тушить нефть и мусор на воде. Мы делали это прямо с берега и с вельбота, находившегося рядом.
После того как огонь на воде был погашен, я по трубопроводу вернулся на причал и по вант-трапу (Jacob's ladder) поднялся на форкастрль "Tennessee", а оттуда на мостик к командиру. Линкор "West Virginia" в это время пылал большим пожаром в средней части. Командир "Tennessee" хотел знать, затоплены ли погреба на "West Virginia". Я уверил его, что это было сделано. Я обнаружил на борту "Tennessee", у зенитных батарей, большую часть зенитно-орудийного персонала своего корабля. Я приказал своим людям выполнять все распоряжения офицеров "Tennessee".
После этого я вернулся на берег и посетил оставшихся в живых с линкора "West Virginia", которые были размещены в холостяцком офицерском общежитии (Bachelor Officers Quarters) на острове Форд и в бомбоубежище. Находясь там, я узнал, что штурман капитан-лейтенант Битти (Navigator, Lieut-Comdr., Т.Т. Beattie) и рабочая партия вернулись на борт корабля, чтобы помочь в тушении огня. Я также собрал новую рабочую партию из числа невредимых членов команды, и мы вернулись на борт "Wesf Virginia".
Борьба с огнем продолжалась еще очень долго, и окончательно огонь был погашен только к полудню следующего дня, в понедельник.
Подписано: R. Н. HILLENKOETTER.
Спасение с «Вест Виргинии»
Рапорты переживших нападение на Пирл-Харбор.
("Reports by Survivors of Pearl Harbor Attack" Source: Wallin, Homer N. Pearl Harbor: Why, How, Fleet Salvage and Final Appraisal. (Washington DC: Government Printing Office, 1968): 297-327.
+ Капитан-лейтенант Битти (Lieutenant Commander Т. T. Beattie)"Приблизительно без пяти минут восемь я был в офицерс
кой кают-компании и заканчивал завтракать, когда по громкоговорителю поступил приказ от вахтенного офицера (officer-of-the-deck): "На выход пожарные и спасательные партии!". Затем сразу же прозвучало сообщение: "Нападение японцев. Всей команде общая тревога" ("Japanese are attacking, all hands General Quarters") и следом зазвенели колокола громкого боя (General Quartets alarm).
Я услышал несколько слабых взрывов, доносившихся с других линейных кораблей. Я немедленно покинул кают-компанию и направился коридором правого борта к мостику. Немного впереди я видел командира, шедшего в том же направлении.
В это время линкор уже имел крен, по крайней мере, пять или шесть градусов и продолжал непрерывно крениться на левый борт. Командир и я вместе прибыли в боевую рубку на наши боевые посты. И в это время началась атака пикирующих бомбардировщиков, мы услышали многочисленные взрывы со всех сторон корабля. Сразу же выяснилось, что связь с центральным постом (central station) и орудийными установками полностью прервана. Я предложил командиру установить связь через посыльных, чтобы предпринять меры для спасения корабля. Мы вышли на правый борт мостика. В это время началась чрезвычайно сильная атака бомбардировщиков, которые после сброса бомб к тому же производили и штурмовку корабля. Судно постоянно вздрагивало от попаданий бомб. Командир вдруг наклонился, и я услышал, как он сказал, что ранен. Я увидел, что ему в живот попал осколок и рана очень серьезная. Он лег на палубу, я расстегнул ему воротник и крикнул посыльного, чтобы он вызвал доктора и санитаров к командиру.
В это время я увидел как взорвались боевые погреба на "Аризоне", с огромным взрывом и высокими выбросами языков пламени вверх - намного выше мачт. Я попытался выяснить, насколько безопасны наши собственные погреба, затоплены они или нет. Отправив людей с командиром, я спустился на форкастль, где собралось много офицеров и команды. Я предложил старшему боевой рубки немедленно проверить состояние погребов и удостовериться, что они затоплены, если этого еще не было сделано.
На корме появилось несколько пожаров, были видны очень большие форсы пламени. К тому же на корму стало наносить горящую нефть, вытекающую из разрушенных цистерн "Аризоны". В это время на борт с берега прибыл артиллерийский офицер капитан-лейтенант Бертольд (gunnery officer Lieutenant Commander Berthold), и я попросил его попробовать затопить носовые погреба. Вскоре я был информирован, что кормовые погреба полностью затоплены, но носовые затопить не удалось так как доступ туда перекрыт водой, поднимавшейся уже к главной палубе. Приблизительно в это же время большой нефтяной пожар на воде приблизился от "Аризоны" к левому борту "Вест Вирджинии" со стороны кормы. Между тем, наша противопожарная магистраль не была под давлением, машины не работали. И мы вообще не могли использовать воду против огня. Я перебрался на моторный катер, чтобы сходить к корме и осмотреть нефтяной пожар. Дым был настолько плотен, что не мог видеть кормового мостика. Как только я пересел на катер, большой форс пламени охватил его, и только по счастливой случайности мы не загорелись. Катер снова доставил меня на корму линкора. Я поднялся на квартердек, и мне все больше становилось ясно, что линкор спасти не удастся.
Нападение продолжалось приблизительно тридцать минут. Мы уже расстреляли все подготовленные боеприпасы у зенитных орудий, но из-за затопления корабля подача снарядов из погребов прекратилась. Тогда я приказал команде на квартердеке передать всем приказ об оставлении судна, за исключением небольшой спасательной партии. Я думаю, что хотя все раненные в это время уже были сняты с корабля, тем не менее оставшимся не было необходимости рисковать собой без видимой пользы от их присутствия. В это время постоянно слышались разрывы наших снарядов противоминного калибра, которые взрывались из-за интенсивной высокой температуры пожаров в средней части корабля.
Поведение команды и офицеров было выдающимся. Не имелось случаев замешательства, и каждый выполнял свои обязанности как будто не было никакой чрезвычайной ситуации".
"В воскресенье утром незадолго до 8 часов я был в своей каюте "double george" (каюта GG - третья по счету каюта от кормы по правому борту в третьем от кормы водонепроницаемом отсеке на уровне платформы - half deck). Я вскочил с кровати как только услышал команду: "На выход пожарные и спасательные партии!", сопровождаемую перезвоном общей тревоги. Сразу же я услышал и два или три сильных взрыва, которые прозвучали почти без интервалов. Сразу же стал ощущаться крен на левый борт. Схватив одежду в охапку, я выскочил из каюты и увидел только одного человека, который ремонтировал телефон. Мы стали закрывать все водонепроницаемые двери, ведущие к корме. Но не проверили дверь, ведущую к помещению самолетного крана, которая обычно должна быть закрыта. Как только я закрыл дверь перед моей каютой, я вдруг услышал яростный шум воды. Через открытый большой водонепроницаемый люк я выбрался на следующий уровень. К этому времени здесь в каютах оставались несколько человек. Я перешел на левый борт и увидел, что вода, покрытая толстым слоем нефти, уже затопила больше 4 футов от борта. Я решил пробираться дальше по правому борту по 3-й палубе. На мой взгляд, не имелось никакой опасности затонуть, так как глубина под кораблем была небольшая, но зато создавалась явная угроза опрокидывания на левый борт, поскольку крен все больше увеличивался.
Вокруг меня горели сильные пожары, и чтобы укрыться от огня я спустился в шахту, ведущую в помещение рулевых машин (steering motor room). Я и еще один моряк погасили небольшой пожар, но мы не смогли плотно закрыть люк, ведущий к рулевым машинам. Я поднялся наверх и обнаружил дверь на правом борту, это был коридор, ведущий в помещение дежурного летного состава. Кто-то помог закрыть мне дверь. Я заметил, что было совсем темно, но вскоре заметил впереди свет фонарика. Через открытую дверь я пробрался к следующему помещению и обнаружил дистанционный привод поста живучести (damage control gear locker). В это время появился моряк из службы живучести Puccio и стал искать рукоятки приводов затопления кормового подзора. Он нашел один привод, я другой, а также фонарик. Велел затоплять ему передние отсеки, сам взялся за кормовые. Отбежал в конец помещения и стал крутить маховик. Мы работали в течение некоторого времени, но, я полагаю, что вряд ли мы смогли что-либо успеть до того момента как начали падать люди (отравленные нефтяными парами?). Клапана остались в открытом положении. Все больше людей теряли сознание. Я кого-то подхватил и приказал каждому тащить за собой кого-нибудь на правый борт до люка на квартердек.
Потом я потерял сознание и очнулся только под свесом второй башни, своей башни. Моя голова ужасно болела, было больно дышать, ноги и руки покалывали как будто стали пробуждаться после онемения. От моего старшины башни Кроу форда (СТС - Chief Turret Captain Crawford) я узнал, что в посту живучести никого не осталось. Когда я лежал мне казалось, что зенитные орудия правого борта, которые мне были видны, стреляют прямо мне в лицо. Это был первый момент, когда я узнал, что наши орудия ведут огонь. На шлюпочной палубе у третьей зенитки я встретил лейтенанта Рикетса (Lieutenant Ricketts) и спросил, нужны ли ему люди. Он сказал: "Да, на подачу боеприпасов к орудиям". Когда я оглянулся, то заметил многих офицеров, подающих снаряды на зенитные батареи. Я вернулся под навес башни, но люки у нее были закрыты. Предложил Кроуфорду свою помощь в подаче боезапаса из погребов, но он вскоре сказал, что шахта подачи боезапаса затоплена, а у орудия снаряды закончились. А также, что командир дал команду оставить корабль. Я убедился, что все люди из моей башни ушли и затем прыгнул в воду с форкастля. Я собирался плыть, но
оказалось, что я сильно ослабел. Клоер (Clover, E.F.) и Хитчер (Hitcher, Н.С.) из моего дивизиона поддержапи меня и помогли взобраться на спасательный плот. Следующее, что я помню определенно, это то, что я оказался в амбулатории на острове Форд".
Линкор "Tennessee", 11 декабря 1941 года (USS "Tennessee". December 11, 1941). От: командир корабля (The Commanding Officer). Для: командующий флотом (The Commander-in-
Chief, U.S. Pacific Fleet). Предмет ... Ссылки ... Вложения ... .
1. В соответствии с рекомендациями (а) и (Ь) предоставлены следующие данные относительно действия экипажа корабля 7 декабря 1941 года.
2. В воскресенье 7 декабря 1941 года линкор "Tennessee" был ошвартован правым бортом к причалу "Fox 6" в Пирл Харборе двумя проволочными тросами и семью манильскими тросами. Линкор "West Virginia" был ошвартован рядом к левому борту одним проволочным тросом и семью манильскими тросами. Котел №1 был под парами для повседневных нужд. Различные единицы американского Тихоокеанского флота и различные портовые плавсредства находились в гавани. Главнокомандующий Тихоокеанского флота был старшим по званию офицером в базе. Командующий линейной эскадрой на линкоре "California" был старшим офицером на плаву. Этот корабль был флагманским командующего 2-й дивизии линкоров (Battleship Division Two). Линкор "Maryland" был ошвартован к причалу "Fox 5", а линкор "Arizona" (внутри) и плавмастерская "Vestal" (снаружи) ошвартованы к причалу "Fox 7". Нахождение их определялось по 75 футов соответственно от носа и кормы иTennessee".
Приблизительно в 07.55 были замечены самолеты, по маркам определенные как японские, сбрасывавшие бомбы на остров Форд. На корабле была сыграна тревога общего сбора и объявлено "состояние Zed". Немедленно после бомбежки острова Форд, началась атака торпедоносцев и бомбежка линейных кораблей и других судов в гавани. С "Tennessee" был открыт огонь приблизительно через пять минут после первого нападения из 5-дюймовых 25-калиберных и 3-дюймовых 50-ка- либерных орудий и 50-калиберных автоматов. Распоряжения ' относительно начала движения были получены, но позже отменены для линейных кораблей. "Tennessee" был готов дать ход приблизительно в 09.30 под обоими машинами и шестью котлами. Вскоре после начала нападения "Oklahoma", "Wesf Virginia" и "California" получили попадания торпед. "Oklahoma" сразу накренился и приблизительно через 10 минут перевернулся. "West Virginia" тоже сильно накренился, но был выровнен контрзатоплением. ''California" тоже имел крен. "Arizona" получил несколько больших бомб, одна из которых, очевидно, проникла в боепогреба. В носовой части произошел сильный взрыв. Фок-мачта сильно наклонилась вперед. Горящий порох, нефть и осколки рухнули на квартердек "Tennessee". "Arizona"заметно осел носом. "Nevada" дал ход, но был поражен бомбами и торпедами в канале и приткнулся к мели. Большие пожары бушевали вокруг "Arizona" и "West Virginia". "Arizona" был ошвартован к причалам приблизительно в 75 футах за кормой "Tennessee". Горящий порох, нефть и осколки с "Arizona", плюс очень высокая температура от пожаров, стали причиной пожаров на корме и на левом борту квартердека на "Tennessee". Эти пожары и последующее наводнение при тушении пожаров причинили много повреждений и ущерба в кают-компании и близлежащих каютах офицеров. Пожары удалось взять под контроль приблизительно в 10.30.
Командир прибыл на борт приблизительно в 10.00 и принял командование. Во время боя "Tennessee" получил два попадания бомб, одно в орудийную башня №3 и одно в среднее орудие башни А/р2. Бомба, попавшая в башню №3, разрушила катапульту на крыше и проникла через крышу в большие помещения, но не взрывалась. Взрывчатое вещество просыпалось в башню и сгорело. Части бомбы определенно указывают, что эта бомба - переделанный 15-дюймовый бронебойный снаряд. Ее вес приблизительно от 1500 до 2000 фунтов. В башне повреждены механизм наведения и толкатели. Дальномер полностью разрушен. Несколько человек ранены, они отдельно указаны в списке. Другая бомба, попавшая во вторую башню, раскола обруч среднего орудия, полностью выведя его из строя. Осколки от взрыва ранили несколько человек у зенитных автоматов.
Авиационное нападение закончилось примерно в 10.00, хотя небольшие группы и отдельные самолеты наблюдались и намного позже. Вероятно это были наблюдатели так как бомбы и торпеды не сбрасывались. Предполагается, что орудиями линкора были сбиты четыре вражеских самолета. Когда пожары нефти, начавшиеся на воде вокруг "West Virginia" и "Arizona", приблизились к "Tennessee", морякам на кормовой палубе пришлось из пожарных брандспойтов отбивать дальше от борта горящую на воде нефть, которая представляла опасность для линкора. Эта борьба с огнем продолжалась в течение дня и ночи. Приблизительно 10.30 было решено попробовать переместить линкор вперед, чтобы избежать пламени ужасно горящей "Arizona". Обе машины стали работать не ход вперед 5 узлов, но корабль не двигался. Предполагалось, что линкор "West Virginia", кренясь, втиснул "Tennessee" так близко к причалам, что линкор не мог двигаться. Машины оставались в работе в течение дня и ночи, проворачивая винты на скорость от пяти до десяти узлов, чтобы потоком воды вымывать горящую нефть от кормы "Tennessee".
Во время бомбежки моторная шлюпка №3 была потоплена. Двигатель моторного катера №2 загорелся и затонул, когда оказался окруженным горящей нефтью с "Arizona". Когфа на корабле начались пожары, помещения боепогребов 306, 310 и 312 были затоплены. Приблизительно в 18.00 появился пожар в кормовом помещении самолетного крана, вызванной высокой температурой от пожаров на "Arizona". В 19.30 появился огонь у поста управления огнем. Кормовой самолетный подъемный кран выведен из строя. В 21.04 над кораблем с траверза появились самолеты, и тогда с линкора открыли стрельбу. В 21.09 огонь прекращен.
В конце дня корабль был в следующем состоянии: главная батарея готова к действию, кроме среднего орудия во второй башне и левого орудия в третьей башне. Все орудия других батарей готовы к действию. Верхняя катапульта (на башне) выведена из строя. Кормовой самолетный подъемный кран выведен из строя. Нет никаких подводных повреждений. Главные машины, электроосветительное и электроэнергетическое оборудование в действии. Некоторые повреждения имеют место на платформе зенитных автоматов и на ходовом мостике. Нет никаких повреждений, снижающих боеспособность корабля. Три бортовых самолета во время боя были переправлены на береговую базу NAS (Naval Air Station) острова Форд, но были уже там разрушены вражескими самолетами.
3. Потери в личном составе. [Перечислены погибшие и раненые во время боя и умершие после его окончания. Всего погибли в бою: 3 матроса; умер от ран: 1 матрос; пропали во время боя: 2 матроса; ранены в бою: 1 офицер, 19 матросов и 2 моряка из состава морской пехоты.]
4. Расход боеприпасов во время боя: 760 снарядов для 5-дюмовых 25-калиберных зенитных орудий, 180 снарядов для 3- дюймовых 50-калиберных зенитных орудий, 4000 выстрелов для 50-калиберных автоматов.
5. Средняя глубина воды у причала "Fox-б", где "Tennessee" был ошвартован - 40 футов. Осадка корабля 8 декабря в 12.00: нос - 34 фута 7 и 1/4 дюймов, корма - 35 футов 8 дюймов, мидель - 35 футов 1 и 5/8 дюймов. Линкор принимал топливо 3 декабря. В наличии на 08.00 7 декабря было 1.380.000 галлонов, заполненность цистерн 94 %.
6. Состояние погоды в воскресенье утром 7 декабря 1941 года было: небольшие рябь от ветра на поверхности воды, ветер - NE, сила 4 балла. Видимость - 40 тысяч ярдов; Облачность - кучевые облака (cumulus), перемещающиеся от NE. Коэффициент 6.
7. Поведение офицеров и команды "Tennessee" было в соответствии с самыми высокими традициями службы. В бою экипаж вел себя хладнокровно и обдуманно, и так же самоотверженно боролся с пожарами еще в течение следующих двадцати четырех часов не только на своем корабле, но и с горящей нефтью от "Arizona" и "West Virginia". "Arizona" находилась с наветренной стороны, и ее горящее топливо создавало реальную угрозу для "Tennessee". "West Virginia" стоял рядом с носовыми боепогребами "Tennessee" и создавал опасность взрыва. Однако, команда выполняла свои обязанности по боевому и аварийному расписанию как будто на тренировке. (Далее следует перечисление особо отличившихся моряков].
Подписано: С. Е. REORDAN.
Выписка из вахтенного журнала центрального поста линейного корабля "Tennessee".
(Журнал велся в хронологической последовательности, в соответствии с получаемыми по телефону сообщениями. Следует отметить, что журнал велся во время боя, и некоторые из этих сообщений не в полной мере соответствуют действительности, и не всегда достаточно обобщены. Поэтому выписка не должна рассматриваться как абсолютно верная).
Воскресенье, 7 декабря 1941 года.
07.58 - Атакованы вражескими самолетами (японские).
» » - Вокруг кормы на воде горит нефть.
» » - Горит холстяной тент на корме у башни №3.
» » - Пост живучести Na1 (Repair I) сообщает о поступлении дыма. Очень плотный дым, ничего не видно.
» » - Пост живучести N91 (Repair I) сообщает о готовности затопить при необходимости боепогреба башни Nq3.
» » - Все шлюпки в огне.
» » - Пожар на верху грот-мачты со стороны кормы.
» » - Пожар на верху грот-мачты, кажется, прекращается.
» » - Квартердек линкора "West Virginia" и самолеты в огне.
« » - Пожар на башне №3.
» » - Невозможно получить морфий из каюты врача, там стало опасно. Сообщают, что в комнате очень горячо. Зайти, чтобы открыть сейф, невозможно.
» » - D-310 чрезвычайно горячо. Обследуется.
» » - Эскадрилья самолетов пикирует на морскую верфь.
» » - Пост живучести №1, секция №3. Станция оставлена - слишком горячо.
» » - Пожар на надстройке, кажется, у поста управления огнем.
» » - D-310-A в порядке.
» » - "Состояние ZED" в нижнем передаточном помещении башни №3.
" « - Линкор "Oklahoma", кажется, опрокидывается.
« » - "California" сильно осела кормой.
» » - На "West Virginia" сильный пожар ниже сигнального мостика.
В графе "Отметки": "Tennessee" был поражен двумя бомбами вскоре после начала авиационного нападения. Одна бомба ударила в башню №2, вторая ударила в крышу башни №3 и пробила ее.
09.30 - Вражеские самолеты налетают с траверза левого борта.
» » - Переходной мостик на "West Virginia" все еще в огне.
09.40 - Раненные сняты с "West Virginia".
» » - Линкор "Oklahoma" перевернулся вверх дном.
» » - Взрыв в носовой части "Arizona".
» » - Эсминцы на другой стороне острова Форда начапи движение.
" » - Горит или "Argonne", или док.
» « - Воздушная атака с правого борта от носа.
» » - "West Virginia" в огне от башни №1 до носа. Пламя поднимается до верха фок-мачты.
» » - Пожар в районе квартердека с левого борта (нефть на воде).
» п - Пожарная магистраль разорвана на левом борту на шлюпочной палубе (ложное сообщение).
09.48 - Самолеты атакуют с правого борта от носа. Непонятно, свои или вражеские.
» » - Корабль не будет давать ход до особого распоряжения. Боевая часть энергетики (Engineering Department) переведе нр в резервную готовность (standby).
» » - Эсминец на ходу от военно-морской верфи.
» » - Неопознанное судно в гавани сильно осело кормой.
09.51 - Лихтер рядом с траверзом правого борта в огне (лихтер боеприпасов, но боеприпасов на нем не видно).
09.54 - Hoc "Maryland" в огне.
09.55 - Все еще в действии пожарный брандспойт на лихтере боеприпасов. Пожар, кажется, под контролем.
09.56 - "Solace" начал движение.
09.58 - Пожар на носу "Maryland" под контролем.
» » - Надстройка "West Virginia" в огне. 4 или 5 человек отрезаны огнем, пытаются спастись через подъемный кран.
» » - Огонь (нефть на воде) у нашей кормы.
» » - Пожар очень близко от D-310-M.
10.02 - Затопляются D-310-M (D-306-M и D-312-M также затоплены, не изолированы).
10.05 - На "West Virginia" готовятся покидать корабль.
10.08 - "Arizona" в огне от носа до кормы.
10.10 - Самолеты приближаются с правого борта от траверза; не атаковали.
10.20 - "Arizona" выглядит так, как будто осела на дно гавани.
» » - Сообщение для 5-й боевой части (5th division) прибыть на корму для помощи противопожарной группе.
10.24 - Торпедные катера покидают гавань.
10.27 - Люди, прибывающие с "West Virginia" на "Tennessee" направляются на помощь к 5-дюмовым зениткам.
10.32 - На "Arizona" покидают корабль.
» » - Пост живучести №2 (Repair II) доложил, что все в норме.
» » - Пост живучести №4 (Repair IV) доложил, что все в норме.
» » - Пост живучести N93 (Repair III) доложил, что все в норме.
» » - Силовой контур L28 переключен на кормовой распределительный щит.
» » - Mr. Тиг (Mr. Teague) сообщил, что люки ближе района офицерской кают-компании (wardroom country) не могут быть открыты - слишком горячи.
10.33 - Корабль с дифферентом 6 градусов на корму из-за затопления помещений D-306, D-312-M.
10.36 - Секция Ns2, пост живучести N91 (Repair I) борется с огнем в районе кают-компании (W.R. country).
В графе "Отметки": Мертвый человек впереди боевой рубки, посланы люди с носилками.
10.58 - В воздухе самолеты с военно-морского аэродрома.
11.00 - Пост живучести N92 (Repair II) просит открыть клапан осушения и основные клапаны в GSK. Клапаны в Sk Bay.
» » - Вражеский самолет появился от носа. Всем, не занятым в борьбе с пожарами приказано укрыться.
11.03 - Эсминцы выходят в море (на другой стороне острова Форд).
» » - Помещение с запасами газопина (gasoline stowage) заполнено углекислотой С02.
11.21 - Крен 2 градуса на левый борт.
11.30 - Рулевой телеграф на мостике в действии (восстановлен).
» » - Взлет самолетов с аэродрома Hickam.
11.35 - Два самолета по пеленгу 270 градусов.
11.36 - Легкий крейсер направляется к выходу в море.
» » - Запущены валоповоротные устройства, чтобы винтами отбрасывать горящую нефть дальше от корабля.
11.50 - Сообщение о возможном минировании канала.
» » - Приказ на пост живучести N93 (Repair III) приспособить погружной насос в районе офицерской столовой (wardroom country) и откачивать воду за борт через бортовые иллюминаторы. Подключиться с кормового щита рулевого управления.
11.56 - Армейские крепости (army fortresses) в воздухе.
12.10 - Осадка корабля (внутренняя): нос - 34 фута 6 дюймов; корма - 35 футов 10 и 1/4 дюйма; мидель - 35 футов 4 и 1/4 дюйма.
» » - Сообщение о вражеском транспорте в 40 милях Вражеский транспорт сообщил о 40 милях от Barber point.
» » - Отряды парашютистов приземляются на Barber point [позже сообщение признано ложным].
» » - После боя перевязочный пункт (dressing station) послал людей с носилками к третьей башне, чтобы эвакуировать раненых.
» » - Три самолета на траверзе правого борта (неизвестно, свои или вражеские). Указанные самолеты летят низко, очевидно, планируют.
» » - Организована команда приблизительно из 30 человек, чтобы заменить людей у башни №4, которые борются с пламенем на воде от нефти.
12.30 - Запрещен расход всей пресной воды, кроме камбуза и питья.
12.45 - Самолеты от носа левого борта (неизвестно, свои или вражеские).
12.46 - "California" быстро погружается, корма уже под водой.
» » - Приказано закрыть все надстроечные люки, поскольку орудийные башни готовятся к стрельбе (не было сделано) [Смысл распоряжения не ясен. Возможно, предполагался обстрел "высаживавшихся парашютистов". - От ред.].
» » - С орудия №4 левого борта сообщили, что снарядный подъемник №22 5-дюймовой зенитки, в помещении В-510 поврежден.
» » - Заряды можно поднимать, но медленно.
» » - Осадка корабля носом 34 фута 9 дюймов.
» » - Температура в боепогребах башни N91 - 84 градуса [имеется в виду - по Фаренгейту, по Цельсию это 28,8 градусов - от перев.].
13.40 - Самолеты с траверза правого борта. (Определены как свои).
14.15 - "Состояние ZED" на второй палубе на протяжении от башни N93 до кормы.
» » - Пост живучести N91 (Repair I), вторая секция растягивает пожарные рукава, чтобы подавать воду на "West Virginia".
» » - Получено сообщение, что один из наших эсминцев потопил японскую субмарину.
15.00 - Получено сообщение, что остров Wake бомбили 30 бомбардировщиков.
» » - Мичман Кобль (Ens. Kable) еще жив. Хьюджель (Hudgell) умер; также Миллер (Miller) и Адаме (Adams).
15.51 - Пост живучести N94 (Repair IV) сообщает, что все наружные пустые отсеки в порядке. Все осмотренное в норме.
В графе "Отметки": "Pennsylvania" поражен бомбами когда находился в сухом доке.
» » - Зенитный пулемет N92 восстановлен и снова в действии.
16.28 - Появился доступ в кают-компанию и район кают (sleepy hollow).
» » - Пожар на "West Virginia", вроде бы, взят под контроль.
» » - Пост живучести N91 (Repair I) отключил контур вентиляции N932, уменьшилось поступление дыма.
16.47 - Носовому перевязочному пункту приказано послать доктора и людей с носилками на "West Virginia" на мостик для эвакуации командира линкора.
» » - Корабль за кормой ("Arizona") взорвался.
» » - Два самолета по пеленгу 350 градусов.
16.59 - Машины вперед 1/3.
» » - Посты живучести №2 и №4 отправили по два дыхательных аппарата каждая и резервные кислородные емкости на "West Virginia" на квартердек правого борта. 17.03 - Передан приказ для остановки главных двигателей. » » - Переданы 6 противогазов на "West Virginia". 1755 - Самолет по пеленгу примерно 345 градусов. Самолет сделал сообщение мигалкой красного цвета; значение сигнала не понято. 18.23 - Самолет по пеленгу примерно 300 градусов. 18.33 - Самолет по пеленгу примерно 345 градусов. (Видны
мигающие огни, определен как свой). 18.35 - Самолет с траверза левого борта; видны мигающие огни.
18.37 - Самолет приближается прямо с носа. Видны яркие огни.
18.38 - Самолет по пеленгу примерно 245.
18.55 - Самолет с иEnterpriseприближается к Oahu. 19.00 - Самолет приближается прямо с носа. Видны мигающие огни.
19.53 - По громкой связи передан приказ: "Всем, у кого гамаки в сетках на левом борту, убрать их. Убрать также с внутренних подвесок.
На «Теннесси»
+ Рапорты переживших нападение на Пирл-Харбор("Reports by Survivors of Pearl Harbor Attack" Source: Wallin, Homer N. Pearl Harbor: Why, How, Fleet Salvage and Final Appraisal. (Washington DC: Government Printing Office, 1968): 297-327. USS "Tennessee"
"Старший офицер линейного корабля "Tennessee" капитан 3- го ранга Кэмпбелл (Commander Colin Campbell, Executive Officer) сообщил следующее:
"Утром в 08.00 в воскресенье 7 декабря 1941 года я был в увольнении и находился дома в Waikiki (Honolulu, Т. Н.). Приблизительно в это время я услышал гул и догадался, что это стрельба орудий. Первоначально я подумал, что это учебная стрельба, но вскоре по радио передали, что военная гавань атакована японскими самолетами и что весь личный состав должен немедленно прибыть на корабли и боевые посты. Я на автомобиле немедленно поехал к гавани, но скопление на дорогах было такое, что на набережную я смог добраться приблизительно в 09.15. Я отправился к причапу клуба офицеров (Officer's Club Landing). Бомбардировка с самолетов еще продолжалась. Я, наконец, на катере смог отправиться на корабль. "Tennessee" был ошвартован у стоянки F-6 с внутреннего борта линкора "West Virginia'. В это время линкор "West Virginia" уже осел на дно и был весь в пожарах. "Arizona" находился в 75 футах за кормой "Tennessee", тоже затонул и сильно горел. Вокруг него на воде полыхала нефть. Я высадился на берег острова Форд и приблизительно в 09.40 по трубопроводу перебрался на причал, а с него на корабль. Я прибыл на сигнальный мостик и вступил в командование кораблем до прибытия капитана приблизительно в 10.00. Капитан-лейтенант Адаме, младший (Lieutenant Commander J. W. Adams, Jr.), старший вахтенной службы (Department duty), выполнял обязанности и находился на сигнальном мостике.
Корма "Tennessee" была охвачена огнем. Пожары бушевали на "Arizona" и "West Virginia" угрожая этим и нашему кораблю. Офицеры на мостике "West Virginia" информировали меня, что кормовые погреба затоплены и принимаются меры для затопления носовых погребов. Однако из-за затопления второй палубы, доступ к ним сильно затруднен, и они не уверены, что затопление произведено. Я ответил им, что затопить погреба необходимо любой ценой, так как "Tennessee" практически не поврежден и должен быть сохранен в любом случае.
Когда прибыл командир он приказал мне идти на корму принять там командование, следить за горением нефти на воде и управлять борьбой с пожарами. Я прибыл на квартердек и почти непрерывно находился там, занимаясь противопожарными мероприятиями, вплоть до вечера 9 декабря, когда пожары на "Arizona" наконец были потушены командой и помогавшими ей буксирами верфи.
Пожары на корме "Tennessee" фактически были взяты под контроль примерно к 10.30 утра в воскресенье, но продолжили вспыхивать спорадически и в следующую пару дней из-за интенсивного горения на воде нефти, прибиваемой волнами от "Arizona". В это вреця были провернуты на передний ход винты линкора, что эффективно вымывало горящую нефть из-под кормы. Также отбивали горящую нефть от борта струями воды из брандспойтов. Поскольку "Tennessee" был сжат между причалом и затонувшим "West Virginia", он не мог дать ход и отойти. Из-за этого он находился в постоянной опасности, пока не были потушены пожары на "Arizona".
Считаю, что поведение всех офицеров и матросов было примером храбрости и хладнокровия. Поведение всех моряков экипажа было превосходно, и я горжусь каждым из них. Не могу, однако, не отметить выдающееся поведение артиллерийского офицера капитан-лейтенанта Адамса (Lieutenant Commander J. W. Adams, Jr., gunnery officer), а также главного боцмана Ад- кинса (Chief Boatswain I. W. Adkins), которые руководили аварийными пожарными партиями, и чей пример и героическое поведение помогли спасти корабль".