Переправа через Неву длиной 60 лет

Материал предоставлен Ленинградским областным молодежным патриотическим центром к газетой «Ладога» (г. Кировск)

В конце лета 2002 года был обнаружен, а в апреле 2003 года поднят со дна Невы танк КВ-1. Столько шума разгорелось вокруг этого события! Столько споров из-за дальнейшей судьбы боевой машины. И не заметили многие, что стоял за всем этим тяжелый многодневный труд людей, оставшихся почти не замеченными многими журналистами и репортерами. О них наш рассказ.

А путь идет то круто, то полого - и кто на нем рубеж очертит тот, тот миг, когда отцовская дорога в сыновнюю незримо перейдет?

Исследуя фарватер Невы в районе Невского "пятачка", команда "Открытое море" неожиданно наткнулась на нечто большое и железное. Думали, самоходная артиллерийская установка, а оказался один из редчайших танков, каких уже почти не осталось у нас в стране. Вся обнаруженная боевая техника в районе Невского "пятачка" была вытащена и увезена на металлолом еще в 50-е годы.

Этого открытия могло бы не быть, если бы Борис Сергеев, Андрей Мамаев, Алексей Архипов, Павел Пафнутов не преодолели разочарование от первых пробных погружений. Перед ними предстал сильно замытый песком береговой склон, сплошные завалы больших бревен (от сплавов 60-х годов), обмотанных старыми веревками, леской, проволокой, сплошная темнота, сильное течение. При помощи опытного дайвера и оператора Андрея Герасимова и руководителя поискового отряда "МГА", а также журналистов НТВ и Информ-ТВ сделали качественную подводную съемку танка, а заодно и обосновавшегося под днищем здоровенного сома.

Метрах в десяти от танка нашелся и понтон, на котором переправляли танк. Четыре огромные открытые железные лодки с наваренными поверх бортов рельсами соединены 8 катамаран. Теперь, опираясь на множество установленных фактов, примерно восстановлен ход событий, связанных с гибелью танка. Он был погружен на понтон на переправе, где правый пологий берег Невы позволял выводить на причал военную технику. Под непрерывным артогнем танк успел пройти большую часть пути, когда разрывом снаряда смело в ледяную воду понтонеров. Пробитый, тонущий понтон с расстреливаемой в упор машиной оторвало от троса и понесло вниз по реке. Экипаж, а точнее, водитель-механик, покинул танк. Многотонная махина соскользнула с тонущего понтона уже в воде.

К началу Великой Отечественной войны Красная Армия в разных количествах имела танки: легкие (масса до 15 т) - Т-37, Т-38, Т-40, Т-26, БТ-5, БТ-7, БТ-7м; средние (до 30 т) - Т-28, Т-34; тяжелые (около 50 т) - Т-35, КВ-1 и КВ-2.

Основные характеристики КВ-1:

масса 47,5 т,

экипаж  5 чел.,

калибр пушки  76 мм,

пулеметов 3 (калибр - 7,62 мм),

макс, толщина лобовой брони 75-100 мм,

макс, скорость  35 км/ч,

запас хода по шоссе 250 км.

Танки KB начали выпускать на Кировском заводе 1 февраля 1939 года. После "испытаний" в советско-финской войне танк был принят на вооружение Красной Армии. Благодаря мощной броне к началу 1942 года KB доминировал на полях сражений, но со временем потерял свои преимущества, изначально уступая в маневренности Т-34, имевшему такую же 76-мм пушку. В период Великой Отечественной войны KB пережил множество модернизаций, но до 1945 года "дожили" лишь единицы танков этого типа.

Находка уникальна. Хотя поверхность танка ровная и чистая можно увидеть, что в некоторых местах к броне танка приварены дополнительные листы, что сделано явно не по технологии. Возможно, что танк не успел принять участия в боях, но был в ремонте, во время которого все делалось быстро, в спешке. И, вероятно, на Кировском заводе в Ленинграде были приварены листы, после чего танк ушел в бой - должен был участвовать в операции Невской оперативной группы в боях на Невском "пятачке" в ноябре 1941 года.

КВ-1 - редкая модель танка (выпущено чуть более 4 тысяч), и то, что он оказался на Ленинградской земле в таком состоянии - это большая редкость. В Ленинградской области - это второй танк КВ-1 - еще один танк этой модели стоит в п. Ропша. Ропшинский танк знаменателен тем, что первым ворвался к мосту соединения 8-й и 42-й армий. Кстати, целая бригада таких же танков КВ-1 зимой переправлялась по льду Ладожского озера, но так как машины очень тяжелые, то с них снимали танковые башни, которые на полозьях при помощи тросов тащили вслед за танками, тем самым уменьшая нагрузку на лед в одной точке. Таким образом целая бригада перешла по озеру за сутки.

Найденный танк прекрасно сохранился - об этом говорит хотя бы то, что гусеницы шли своим ходом. Ребята, которые вымывали из него песчанный грунт, сказали, что песок сыграл роль консерванта: танковая солярка, гранаты- "лимонки" в хорошем состоянии, внешний вид снарядов говорит сам за себя, даже краска-"защитка" на рации сохранилась.

Поскольку танк оказался довольно редким, решено было его поднять. Операция началась в начале марта 2003 года. Общественным Фондом поисковых отрядов Ленинградской области были приглашены опытные специалисты из Общественной организации "Военно-патриотический клуб "Поиск" (Беларусь, г. Шклов). Ими и были проведены работы по подготовке и подъему танка - при содействии ряда организаций, включая Региональный Поисковый центр, созданного при Военно-космической академии им. А. Ф. Можайского, 61-й бронетанковый ремонтный завод (г. Стрельна), предприятие "Севтепломонтаж" (г. Кировск) и др. Группа "Игорьки и К0" - Игорь Девятни- ков, Игорь Матюк, Игорь Гончар, Владимир Якушев, Владимир Карасев, Сергей Побелустиков и их коллеги,- вплотную занимаясь исторической техникой, разработали свои уникальные способы ее подъема и реставрации. Опыта им не занимать. Несколько лет назад они обнаружили, сами подняли и довели до рабочего состояния единственный, до последней гайки подлинный танк БТ-7, который является их гордостью. В 2000 году этот танк в Москве принимал участие в параде, посвященном 80-летию отечественного танкостроения. Также на счету белорусских поисковиков подъем трактора "Сталинец", который осуществлялся из болота, в критических условиях, ребята подвергались огромному риску. Все восстановленные ими образцы техники (около 30, и из них половина - танки) поисковики подарили музеям Беларуси и Российской Федерации (Москва и Тольятти).

Для таких специалистов основная работа заключается в том, чтобы добраться до места подъема и обследовать его. Остальное - "дело техники"...

Белорусы подтвердили, что боекомплект машины сохранился, но это лишь незначительно затруднило работу. Снаряды, находящиеся в деревянных, сгнивших ящиках на броне за башней, были сразу извлечены из воды с глубины 10 метров водолазами Шабановыми (подводный клуб "Черная акула", входящий в состав "Регионального поискового центра") и уничтожены специалистами РПЦ.

Далее, применяя свои "секреты", белорусские поисковики начали подъем редкого образца советской бронетехники времен Великой Отечественной войны - танка КВ-1.

После того, как машина была подтянута к берегу, и башня появилась над водой, в течение нескольких дней из танка вымывали песок, которого было "под завязку" - машина стояла на дне с открытыми люками 60 лет и полностью была занесена песком (более 10 тонн). После чего из машины извлекли остальной боекомплект. Его уничтожили две группы разминирования. Одна от инженерных войск Ленинградского военного округа (во главе с майором А. Губановым), вторая - от Регионального поискового центра (командир полковник Н. Кайгородов), работающего под руководствам Главного управления по делам ГО и ЧС Ленинградской области (всего же из танка было извлечено 136 снарядов калибра 76 мм (штатный боезапас 116 выстрелов), 16 гранат Ф-1, 3 танковых пулемета и 33 диска к ним, снаряженных патронами).

Заключительный этап подъема вызвал большой интерес и привлек множество корреспондентов, пишущих и снимающих. Приехали также много поисковиков и просто интересующихся людей из Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Кировска и Шлиссельбурга. Были гости из Москвы, а технический музей г. Тольятти, имеющий более 300 единиц различной техники, представлял президент культурно-исторического фонда "Патриот" А. Скобелев.

Все присутствующие с большим интересом следили за медленным движением танка на последних метрах его пути из глубины реки. Но большинство присутствующих наверняка не осознали того, что наши братья-белорусы совершили поистине подвиг! Они сделали невозможное! Они всем доказали, что могут вытянуть тяжелый танк общей массой около 70 тонн с глубины 10 метров на берег под углом 30- 45 градусов, применяя лебедку советского автомобиля ЗИЛ-157 ("Захар") с усилием всего около 3 тонн! Такого, насколько нам известно, еще никто и никогда не делал! А они сделали!!! Потребовалось около 700 метров тросов от 30 до 48 мм диаметром и множество блоков для создания грандиозной полиспастовой системы, которая многократно умножала усилие автомобильной лебедки.

Отдельно следует отметить, что белорусские поисковики приехали на трех машинах, битком загруженных оборудованием. Работали они в течение полутора месяцев. Финансировали этот проект военно-патриотический клуб "Поиск", что в белорусском городе Шклов (руководитель клуба И. Матюк), депутат 14 округа Выборгского района г. Санкт-Петербурга С. Харлантьев и технический музей г. Тольятти, что в сумме по их оценкам составило около 300 тысяч рублей. Но если бы изначально поисковикам помогли тяжелым танковым тягачом с мощной лебедкой (на 15-25 тонн), то эту работу можно было бы сделать за неделю-две, что безусловно сократило бы и расходы.

Остается надеяться, что инициативу Общественного фонда "Поисковых отрядов Ленинградской области", Ленинградского областного молодежно-патриотического центра "Поколение" и музея-заповедника "Прорыв блокады Ленинграда", поддержанную решением Законодательного собрания Ленинградской области о создании указанными организациями Музея под открытым небом, не "заиграют" в коридорах исполнительной власти, где руководители отдельных комитетов уже ссылаются на отсутствие финансирования, а посему считают это "нецелесообразным". (Что ж, о непопулярности у наших властей темы Великой Отечественной войны уже сказано во вступлении к статье. - от ред.).

Военной техники в реках, озерах и болотах Ленинградской области пока еще предостаточно. По мнению ветеранов и поисковиков, место ей - именно здесь, в музее, на месте ожесточенных боев за Ленинград. За каждой такой находкой стоят солдатские судьбы, семьи погибших и их потомки, вот где она связь поколений! Боевая техника с установленными поисковиками экипажами должна остаться на Кировской земле, чтобы получился хороший, достойный памяти наших воинов Музей под открытым небом. Если мы этого не сделаем, то наши дети и внуки жестоко осудят нас за разбазаренную, сданную в металлолом или проданную за границу ПАМЯТЬ, а ведь это ПАМЯТЬ о наших отцах и дедах, защитивших мир от фашизма ценой своей жизни!

Если "всем миром" поднять технику, которая еще есть в местах бывших боевых действий, то ее хватит и на наш музей, и другим можно будет что-нибудь передать, только быть бы уверенным, что ее не продадут куда-нибудь, как уже бывало!

Первый шаг сделан. Спасибо братьям белорусам. Надеюсь, после реставрации КВ-1 займет достойное место на Кировской земле, о чем руководители всех уровней и рангов нас заверяли.

Сергей ПАНИН, директор Ленинградского областного молодежно-патриотического центра "Поколение"

(от ред. - в материале сделаны незначительные изменения и дополнения, никаким образом не изменяющие общей темы и смысловой напрвленности статьи).