- 37 - 2001 / 01 - линейные корабли "Richelieu"
- 38 - 2001 / 02
- "Итальянские модификации на бывших немецких кораблях"
- "Германские миноносцы периода второй мировой войны. 9-я флотилия миноносцев в Средиземном море"
- "Проектирование авианосцев в фашистской Германии во время второй мировой войны"
Часть третья - "Две катастрофы в истории американского флота"
- "Голландия. 1939 - 1945 годы. Потери кораблей и судов в период Второй мировой войны"
- 39 - 2001 / 03
- Грибовский В.Ю. "Российский флот тихого океана. 1898-1905. История создания и гибели"
- "Бот Царя Петра ("Нарвский ботик")"
- "Крейсеры с полетной палубой военно-морских сил Соединенных Штатов"
Часть первая - Немецкие миноносцы в Средиземном море
- 40 - 2001 / 04
- Грибовский В.Ю. "Российский флот тихого океана. 1898-1905. История создания и гибели"
- "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах"
- Спрашивали - Отвечаем
- "Боевые действия Краснознаменного Балтийского флота в Период Советско-Финской войны 1939-1940 годов"
Часть 1 - Глава I Балтийский морской театр
- Глава II Подготовка к войне военно-морских сил Финляндии
- Глава III Подготовка к войне Краснознаменного Балтийского флота
- Глава IV Общая обстановка на Балтийском театре к началу воины
- Грибовский В.Ю. "Российский флот тихого океана. 1898-1905. История создания и гибели"
- Спрашивали - Отвечаем
- "Боевые действия Краснознаменного Балтийского флота в Период Советско-Финской войны 1939-1940 годов"
Часть 2
- Грибовский В.Ю. "Российский флот тихого океана. 1898-1905. История создания и гибели"
- "Русский флот и американская судостроительная фирма Вильяма Крампа. Итоги контактов"
"Варяг" сошел на воду с должными ему почестями" - "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах"
- Спрашивали - Отвечаем
- "Боевые действия Краснознаменного Балтийского флота в Период Советско-Финской войны 1939-1940 годов"
Часть 3
- Грибовский В.Ю. "Российский флот тихого океана. 1898-1905. История создания и гибели"
- Гибель «Indianapolis» Трагедия 45-го года
- Грибовский В.Ю. "Российский флот тихого океана. 1898-1905. История создания и гибели"
- "Югославский военный флот. 1918-1941"
- От редакции
- "Боевые действия Краснознаменного Балтийского флота в Период Советско-Финской войны 1939-1940 годов"
Часть 4
- "Линейный корабль "Agincourt"
- "Крейсеры с полетной палубой военно-морских сил Соединенных Штатов"
Югославский военный флот 1918 - 1941
По тексту «The Yugoslav Navy» by Milan Vego («Warship International» № 4/1982, перевод Печуконис H. И.) с некоторыми уточнениями и дополнениями. Также добавлены некоторые фотографии.
В конце 1918 года поражение австро-германского военного альянса становилось более чем очевидным. К этому времени в Австро-Венгрии резко ускорились тенденции разобщения и раздробленности империи. В стране образовалось множество различных национальных комитетов и советов, подменивших местные администрации и выступающих за создание собственных автономий многочисленных народностей, входивших в состав монархии, которое уже в ближайшее время стало считаться "бывшим". Один из таких национальных Советов, представлявший политические интересы и стремления сербов, хорватов и словен (южных славян), был образован в Загребе в начале октября 1918 года. Уже в ближайшее время этот самообъявленный Совет, деятельность которого была направлена на образование собственного государства южных славянских народностей, принял к рассмотрению вопросы государственного значения. Среди них одно из первых занимал вопрос о военной мощи нового предполагаемого государства.
28 октября Национальный Совет Югославии (National Council of South Slavs) впервые обсуждал вопрос о будущем австро-венгерского флота. Вскоре после этого Совет откомандировал с полномочиями делегатов своих представителей в Морской Штаб Австро-Венгрии в Вене (Austro-Hungarian Navy Section). Однако к этому времени выяснилось, что организованные совсем недавно "советы военных моряков" («sailor councils») на кораблях австро-венгерского флота в главной во- енно-морской базе в Поле (Pola), приняли решение о том, что команды кораблей покинут свои суда к 1 ноября, независимо от результата политических переговоров между Загребом и Веной. Нелишне отметить, что к тому времени основная часть австро-венгерского флота была сосредоточена именно в Поле. 30 октября Морской Штаб информировал Национальный Совет Югославии в Загребе, что это решение поддержано представителями всех военных кораблей в базе Пола, а также о том, что подобные предложения отправлены начальникам военно-морс- ких баз в Триесте, Фиуме, Себенико, заливе Каттаро и командующему военной флотилии на реке Дунай. А уже 31 октября Император Charles издал приказ о передаче всех кораблей и судов, прибрежных крепостей и всех морских учреждений под контроль Национального Совета сербов, хорватов и словен в Загребе. В тот же день получение приказа было подтверждено, и в 16.30 Nikolaus Horthy de Nagybanya выполнил приказ Императора, сообщив об этом в Загреб. Вскоре распоряжением Совета был назначен командующий нового флота. Им стал капитан 1-го ранга Джанко Вукович Подкапельский (Captain Janko Vukovich de Podkapelsky). Одновременно от Национального Совета был назначен специальный уполномоченный по военному флоту - отставной контр-адмирал Драгутин Прика (Rear-Admiral Dragutin Prica).
Приказ Императора Австро-Венгрии о передаче флота под контроль Национального Совета Югославии был объявлен во всеуслышанье и был известен итальянскому военно-морскому командованию, однако, тем не менее, итальянцы не отменили (по итальянской версии они не успели ее отменить) запланированную ранее диверсионную операцию против бывшей австрийской морской базы в Поле. В ночь с 31 октября на 1 ноября 1918 года два итальянских офицера на специальном диверсионном катере "Locusta" проникли в плохо охраняемую гавань и прикрепили подрывные заряды под киль стоявшего на якоре 23-тысячетонного дредноута "Viribus Unitis", который капитаном Вуковичем был выбран в качестве флагманского. В результате взрывов корабль получил сильные повреждения и вскоре затонул, так как борьба за живучесть на нем надлежащим образом не была организована. Вместе с кораблем погибли около 400 человек, включая и самого Вуковича.
В связи со смертью командующего и из-за болезни специального уполномоченного, Национальный Совет был вынужден назначить нового уполномоченного. Им стал бывший Начальник военно-морской базы в Поле капитан 1-го ранга Методидж Коч (Captain Metodije Koch). Он же выполнял и обязанности командующего флотом, поэтому 2 ноября был представлен к званию контр-адмирала.
Перемирие между странами Антанты с их союзниками и Австро-Венгрией было подписано 3 ноября, но по настоянию Италии оно вступило в силу днем позже. Такая позиция итальянского правительства объяснялась просто - в это время армия стремительно занимала территории противника, а по условиям перемирия вся эта территория попадала бы под контроль итальянского правительства. В отношении военного флота статьи договора о перемирии предусматривали следующее. Авст- ро-Венгрия была обязана передать 42 наиболее современных надводных корабля и подводных лодок странам-победительницам, включая Соединенные Штаты. Остальная часть кораблей и судов должна быть сосредоточена в отдельных портах, разоружена и передана под наблюдение специальных комиссий союзников и США - то есть интернирована. В качестве баз сбора были названы порты Пола, Сплит и залив Каттаро.
Хотя пункты договора о перемирии рассматривались и утверждались представителями всех стран-победительниц, тем не менее, в них достаточно явно отражались интересы прежде всего Италии, стремившейся к укреплению своих позиций на Адриатике и в западной части Балканского попуострова. А в части, относящейся к флоту, просматривалось стремление Италии взять под свой контроль весь оставшийся в наличии бывший австро-венгерский флот. Таким образом, Италия с самого начала выступала против передачи кораблей под управление их Национальным Советом Югославии.
После того как договор о перемирии вступип в силу, перемещение итальянских вооруженных сил было направлено таким образом, чтобы занять основную часть бывшего австро- венгерского побережья и прилегающих к нему островов. 5 ноября итальянский командующий морскими силами в Северной Адриатике вице-адмирал Умберто Каньи (Umberto Cagni) прибыл в Полу и потребовал, чтобы контр-адмирал Коч перевел под контроль итальянских вооруженных сил все бывшие австро-венгерские корабли, укрепления и учреждения, ранее переданные в введение Национального Совета Югославии. 7 ноября адмирал Каньи информировал адмирала Коча о том, что итальянские войска заняли порт и город Полу и окрестности. Еще через два дня были распущены все "советы военных моряков" на кораблях. Не имевшим возможности противостоять итальянскому напору, югославам пришлось передать итальянцам все бывшие австро-венгерские корабли. Адмирал Коч пытался сохранить контроль хотя бы над четырьмя эсминцами, но его запрос по этому поводу в Союзнический Военно-морской Совет (Allied Naval Council) был отклонен 14 ноября. Удалось отстоять только одну яхту "Lacroma", но и она согласно пунктам договора должны быть разоружена и 25 ноября интернирована в Сплите.
В ноябре 1918, считая возможной угрозу саботажа со стороны югославских экипажей, итальянцы добились согласия других своих союзников и США на удаление с кораблей этих команд. Единственным исключением в то время стали корабли, находящиеся в заливе Каттаро, где югославам разрешили остаться на борту кораблей, благодаря сочувствующему отношению к ним со стороны местного французского военно-морского командующего союзными оккупационными силами. Всего же к началу января 1919 года только на 35 кораблях остались югославские экипажи, в целом насчитывавшие около 600 человек, но и они по новому требованию итальянского командования покинули корабли в феврале 1919 года.
Решение дальнейшей судьбы кораблей бывшего австро- венгерского флота было оставлено исключительно в введении самых высоких инстанций союзнических и американских представителей, собравшихся на мирной конференции в Версале (Versailles Peace Conference).
1 декабря 1918 года всему миру быпо объявлено о создании нового государства Югославия. В то время это было общее распространенное, но неофициальное название. Официально же оно было известно как Королевство сербов, хорватов и словен (Королевство SCS = Kingdom of the Serbs, Croats and Slovenes). В связи с этим начал создаваться управленческий и правительственный аппарат страны, последовали различные назначения на должности и реорганизации. Коснулись они и постов вооруженных сил.
20 декабря была устранена должность Министра Армии Сербии (Serbia's Army Minister), вместо которой был введен пост Министра Армии и Флота (Minister of the Army and Navy).
В феврале 1919 года Национальный Совет в Загребе распустил также комиссию Военно-морского специального уполномоченного, организовав вместо нее Морской Отдел (Mornaricko Odelenje), возглавляемый Адмиралом Кочом.
В начале апреля того же года Морской Отдел был переведен в Белград и стал частью Министерства Армии и Флота. Создающиеся в то время военно-морские силы Югославии к тому времени включали относительно большое число различных командований, отделов и учреждений, однако в наличии еще не имелось никаких военных кораблей. Существующая организация Морских Сил Югославии того времени приведена на схеме.
Судьба прежнего Австро-венгерского флота в тот период была предметом обширных обсуждений среди представителей стран союзников на Мирной Конференции в Версале. Только что образовавшееся государство Югославия втянулось в серьезный политический конфликт с Италией сразу по нескольким вопросам. Прежде всего, требовалось разрешение спора по поводу территорий в Далмации и Истрии, которые славяне не собирались уступать. Помимо этого Югославия претендовала на значительное количество кораблей из состава бывшего австрийского флота. Италия же стремилась любой ценой получить часть указанных территорий и укрепить свое доминирующее положение в Северной Адриатике. Ссылаясь на секретное соглашение, подписанное союзниками в Лондоне 26 апреля 1915 года, итальянское правительство требовало включения в территорию Италии большую часть бывшего австро-венгерского побережья и прилегающих островов и напоминало союзникам об их обещаниях по этому вопросу. Также итальянцы требовали полностью снять контроль над бывшим австрийским флотом со стороны Югославии. Несомненно, что итальянские позиции по всем этим вопросам были гораздо сильнее - Италия являлась одним из наиболее крупных и развитых государств мира и одним из победителей в совсем недавно закончившейся войне. Молодое государство Югославия никто не ставил в один ряд с Италией, тем более что югославское правительство на Мирной Конференции выдвинуло крайне непродуманные и нереалистические запросы по поводу раздела интернированного флота. В апреле 1919 года был затребован контроль над следующими кораблями бывшего австро-венгерского флота:
- 4 крейсера;
- 17 эскадренных миноносцев;
- 27 океанских миноносцев (oceangoing torpedo boats);
- 20 готовых и 17 строящихся подводных лодок;
- 18 других морских военных кораблей;
- 6 речных мониторов;
- 1 речное патрульное судно и плавмастерская;
- 150 гидросамолетов.
Естественно, невозможно было даже представить, что союзники согласились бы с этими требованиями. Для этого просто не было никаких причин, тем более что это наносило некоторый ущерб и их интересам. Постепенно это стали понимать и в правительстве Югославии. К маю 1920 года запросы резко уменьшились и ограничивались следующими кораблями:
- 2 старых крейсера;
- 6 эскадренных миноносца;
- 12 - 250-тонных и 12 - 200-тонных океанских миноносцев;
- 6 малых миноносцев;
- 4 подводные лодки;
- 25 гидросамолетов.
Но и этот запрос Югославии был отклонен союзниками и Соединенными Штатами. Дело в том, что Высший Совет Мирной Конференции (Peace Conference's Supreme Council) решил судьбу прежнего австро-венгерского флота еще на сессии 9 декабря 1919 года, хотя окончательный мирный договор с Австро-Венгрией, который оговаривал бы условия раздела военного флота, не был подписан до октября 1920 года. В портах Королевства сербов, хорватов и словен в то время находились следующие военные корабли бывшего Австро-венгерского флота:
- 6900-тонный броненосец береговой обороны "Kronprinz Erzherzog Rudolf.
- Четыре 78-80-тонных миноносцев типа "Schichau" (бывшие No- 19, 21,36, 38).
- Четыре 210-тонных мореходных миноносца типа "Kaiman" (бывшие 54Т, 60Т, 61Т, 69F).
- Четыре 262-тонных океанских миноносца серии "Т" (бывшие 76Т, 77Т, 78Т, 79Т).
- Четыре 250-тонных океанских миноносца серии "F" (бывшие 87F, 93F, 96F, 97F).
- Одно 2150-тонное ремонтное судно "Cyclop".
- Два водолея (water carriers) "Najude" и "Nixe".
- 265-тонное спасательное судно "Gigant".
- Три буксира: 205-тонный Т-200, 147-тонный Т-162, 101- тонный Т-102.
- 260-тонная яхта "Dalmat".
- Четыре вспомогательных судна "Aurora", "Donau", "Frundsberg", "Kaiser Max".
- Четыре речных монитора на Дунае: 448-тонный "Koros", 440-тонный "Bodrog", 550-тонный "Enns", 580-тонный "Bosna" (ранее "Temes").
- Один 25-тонной моторный катер типа "d".
- Три речных буксира.
- Шестнадцать малых 20-35-тонных тендера и несколько 200-600-тонных угольных и нефтяных лихтера.
Именно эти суда и были переданы Югославии в начале марта 1921 года в качестве первых военных кораблей.
Версальская мирная конференция (Versailles Peace Conference) и более поздний Рапалльский договор (Rapallo Treaty) 1921 года окончательно определили и установили разграничение территорий Далмации и Истрии между Королевством SCS и Италией. Италия получила всю территорию Истрии вместе с городом Зара с окрестностями и часть территории Далмации, однако большая часть Далмации осталась за Югославией - несмотря на то, что согласно Лондонскому тайному соглашению 1915 года эта территория должна была отойти к Италии. Кроме того, в январе 1924 года Югославии пришлось официально признать итальянскую принадлежность города и порта Фиуме (Rijeka). Всего же за Югославией осталась береговая линия протяженностью около 350 миль, а также примерно шесть сотен прибрежных островов различной площади, однако острова Lagosta (Lastovo) и Pelagosa (Palagruza) были отданы Италии. Эти границы оставались неизменными вплоть до начала Второй мировой войны.
Состав и организация Морских Сил Югославии в течение первых нескольких лет существования подвергались многочисленным изменениям. Среди наиболее важных задач Морского Отдела одной из главных становилась проблема организации личного состава военно-морских сил. В начальный период становления морских сил для работы в учреждениях флота привлекались многие офицеры и специалисты бывшего австро-венгерского флота. К окончанию 1919 года в штате Морского Отдела числились примерно 270 прежних чиновников и офицеров, средний возраст которых колебался в пределах от 25 до 30 лет. Из них 90 процентов были хорватами и словенами, остальные сербы и не славяне - главным образом немцы. Всем им были сохранены прежние звания и ранги. Также в первое время не менялись их обязанности и должностные инструкции.
Первые изменения в организации морских сил Югославии были произведены весной 1920 года. 6 мая 1920 года было распущено существовавшее до того времени Верховное Сербское командование (Serbian Supreme Command). Вместо него был образован Главный Генеральный штаб (Glavni Djeneral Stab), Начальник которого подчинялся непосредственно Министру Армии и Флота (Minister of the Army and Navy). Морской Отдел (Navy Section = Mornaricko Odelenje) впоследствии стал частью Оперативного бюро Генерального штаба (Operations Bureau of the General Staff).
Некоторые изменения были произведены также в ноябре 1920 года, но они не были существенны. В основном утверждались списки личного состава и их должностные обязанности, а также разного рода служебные документы.
23 марта 1923 года была произведена реорганизация югославского Генерального Штаба. Морской Отдел был преобразован в Морскую Секцию (Mornaricki Odsek) с расширением задач и полномочий.
Вскоре правительством Югославии был принят первый закон об армии и флоте, который вступил в силу в сентябре 1923 года. Он гласил, что Морские Силы Королевства должны включать (1) флот (2) речную флотилию и (3) военно-морскую авиацию. Наконец. 17 сентября 1923 года было учреждено Во- енно-Морское Командование (Navy Command = Komanda Momarice) с размещением его в Земуне (Zemun) около Белграда. Организация Командования была произведена за счет разделения функций Морской Секции, которая теперь была ответственна только за административные проблемы. В то время как вопросы боевого использования Морских Сил, управления и эксплуатации боевых единиц флота и всех сопутствующих служб были возложены на Военно- Морское Командование. Такая организация Морских Сил оставалась неизменной до 1929 года.
Первая программа пополнения флота, составленная и рассмотренная в 1922 году, включала 24 эскадренных миноносца, 24 подводные лодки, большое число минных заградителей и гидросамолетов. В комментариях отмечалось, что цифры приведены приблизительные, что достаточно ясно говорило об отсутствии какой-либо продуманной военной доктрины. Как таковая, программа оказалась оторвана от реальности - чрезмерно честолюбивая и неизмеримо завышенная по отношению к финансово-экономическим и промышленным возможностям молодой и неокрепшей страны, которая не была способна ни обслуживать, ни тем более построить затребованные корабли. Естественно, что ни один из этих планов не был осуществлен и даже не принимался к сведению. К концу 1923 года флот Королевства сербов, хорватов и словен состоял из следующих кораблей 4:
- Восемь 250-тонных океанских миноносцев Т.1 - Т.8 (бывшие австрийские 76Т, 77Т, 78Т, 79Т, 87F, 95F, 96F, 97F).
- Четыре 210-тонных океанских миноносца Т.9 - Т.12 (бывшие австрийские 60Т, 61Т, 69Т, 69F).
- Шесть 550-тонных минных тендеров типа "Galeb".
- Четыре минных тральщика типа "Schichau" D.1 - D.4 (бывшие австрийские миноносцы No 21, 36, 38 и 19).
- Один водолей "Регип" (бывший "Cyclop").
- Две яхты "Vila" (бывшая "Dalmat") и "Lada" (бывшая "Quarnero").
- 326-тонное учебное судно "Vila Velebita".
- Одно спасательное судно "Mocni" (бывший "Gigant").
- Четыре буксира.
Некоторое количество доставшихся Югославии старых кораблей бывшего австро-венгерского флота были сданы на слом после нескольких лет чисто номинального нахождения в боевом строю. В 1922 году был продан на слом старый броненосец береговой обороны "Kumbor" (бывший "Erzherzog Kronprinz Rudolf). В 1924 году было объявлено об исключении из списков флота всех минных тральщиков, кроме одного (D.2, бывший миноносец No.36). Примерно тогда же исключены и пошли на слом четыре старых вспомогательных судна (hulk) "Skradin" (бывший "Aurora"), "Sibenik" (бывший "Donau"), "Zlarin" (бывший "Frundsberg") и "Tivat" (бывший "Kaiser Max").
Речная флотилия включала четыре монитора "Vardar" (бывший "Bosna"), "Drava" (бывший "Enns"), "Sava" (бывший "Bodrog") и "Morava" (бывший "Koros"), два 25-35-тонных моторных патрульных судна (V.1 и V.2) и три речных буксира.
Личный состав югославских Морских Сил в 1922 году включал приблизительно 3 тысячи человек, в том числе 124 офицера 5. Уменьшение числа офицеров по сравнению с 1919 годом объяснялось добровольным увольнением многих служащих, разочаровавшихся и разуверившихся в реальности морской службы в Югославии.
Частично некомплект офицеров в 1921 году был восполнен первым выпуском Белградской военной Академии в составе 20 молодых дипломированных лейтенантов. После прохождения однолетней практики на борту минного тральщика и совершения учебных плаваний, 12 из них были присвоены звания мичманов флота (энсин (ensign) = porucnik korvete). Еще один выпуск офицеров флот получип в следующем году. В 1923 году началось трехлетнее обучение первого класса из 40 гардемарин в только что созданной Военно-морской Академии в Грузе (Gruz) около Дубровника (Dubrovnik). Для следующих классов гардемаринов были установлены ограничения - возраст в пределах 17-20 лет, дипломированное среднее образование или перевод из навигационной школы. Для обучения в Военно-морской Академии поступающие должны были пройти сложный вступительный экзамен. Известно, что после 1923 года для поступления в Академию претендовали 80-90 человек на 20-25 имеющихся вакансий, из которых не более 15 в будущем могли получить звание мичмана флота (porucnik korvete). По регламенту офицеры были обязаны отслужить на флоте 6 лет в активной службе, после чего они могли либо выбрать дальнейшую карьеру военного моряка с продвижением в званиях и по службе, либо уволиться в запас.
Для подготовки флотских старшин (petty officers) была организована кадетская школа с двухлетним обучением. Для нее на полуострове Мандалина (Mandalina) в Сибенике (Stbenik) были построены специальные классы и казармы. А в Кимборе (Kumbor, залив Cattaro) была организована школа машинистов. В кадеты этих школ брали юношей 16-19-летнего возраста с полным образованием 8-летней обычной школы. Требования были чрезвычайно высоки, особенно жесткий отбор проводился для школы машинистов.
Минно-торпедное дело изучалось в специальных классах подводного оружия (Underwater Weapons Command) в Дженовиче (Djenovich). Там же имелась контрольная минно-торпедная станция для практических занятий, а также для испытания боеприпасов. Школа артиллеристов была открыта в Мельчине (Meljine, залив Cattaro). Радистов и сигнальщиков готовили на главной береговой радиостанции флота в Сибенике. Помимо этого, там же, в Сибенике имелся учебный центр для подготовки матросов и специалистов флота других специальностей.
Одновременно с подготовкой личного состава проводились мероприятия по восстановлению и ремонту береговых укреплений и мест базирования, унаследованных от австро-венгерского флота. Прежняя военно-морская верфь в Тивате (залив Cattaro) - бывший филиал верфи базы Пола, известный как "Arsenal", - был сильно расширен и обустроен для того, чтобы иметь возможность производить ремонт и перестройку больших военных кораблей. Были приобретены два плавучих дока - один 2000-тонный и один 7000-тонной. В Тивоте на верфи была образована школа для обучения рабочим специальностям для верфи, а также водолазная школа. Были построены специальные склады и хранилища, непосредственно подчиненные в зависимости от профиля либо "Арсеналу", либо местам базирования флота. Управление ими было централизовано и сконцентрировано в руках специально назначенного комиссара.
Помимо этого была оказана помощь из госбюджета для расширения частной верфи "Yarrows Adriatic Works" в Кралевиче (Kraljevica), которая увеличила свои возможности закупкой 2000-тонного плавучего дока. В Сплите был построен филиал французской судостроительной верфи "Chantier de Loire" (Сен- Назер), который также имел два плавучих дока - на 1800 и 8000 тонн вместимости.
Мониторы и другие суда Дунайской флотилии обычно ремонтировались на новой верфи в Нови Сад (Novi Sad), которая являлась филиалом "Арсенала". Но модернизации и перестройки для Дунайской флотилии проводились в Смедерово (Smederevo) на речной верфи "Sartid Works".
В течение первых нескольких лет после 1923 года развитие Морских Сил Югославии шло медленными темпами, хотя, казалось бы, выгодное в морском отношении географическое положение страны должно было благоприятствовать его бурному росту. Такая ситуация объяснялась множеством причин, и прежде всего трудным финансовым положением Королевства в первые годы после объединения. Не менее важным неблагоприятным фактором было то, что военный флот не пользовался популярностью у большинства высокопоставленных чиновников правительства Югославии, более склонных к береговому образу жизни и мышления и не понимавших важности флота для своей страны. Не получил военный флот содействия и со стороны гражданского населения, хотя одним из первых шагов Морской Секции по популяризации флота было создание общественной организации (Лиги) "Морская Стража" ("Jadranska Straza"), со стороны которой флот ожидал хорошую поддержку, но на первых порах не получил ее. В этом отношении действия Лиги были сравнительно похожи с такой же "Австрийской флотской Лигой" ("Austrian Flottenverein"). Имелись и иные противоречия. В частности, основные посты в сухопутной армии занимали сербские генералы. Они считали флот немаловажным подспорьем как в случае военных действий, так и в мирной политике, но, тем не менее, не хотели урезать от себя требовавшийся для флота немалый "куш" из бюджетных ассигнований на военные нужды. Такое отношение к флоту ясно видно при рассмотрении бюджета, например, 1922/23 годов. Доля флота в предстоящих военных расходах Югославии определялась всего приблизительно в 76 миллионов динаров, в то время как армии предназначались 1,05 миллиардов 6.
Несмотря на это, флот оказался способен на пополнение корабельного состава. В 1926 году у Германии был куплен 2360-тонный легкий крейсер "Dalmucija" - бывший "Niobe". Перед тем как ввести его в боевой состав, крейсер прошел капитальный ремонт и перевооружение на верфи "Арсенала" в Тивате. При этом крейсер получил на вооружение шесть 83-мм 35-калиберных зенитных орудия "Skoda".
В 1927 году в Англии для флота Югославии были построены два 15-тонных торпедных катера "Thornycroft". Они были названы "Uskok" и "Cetnik" и позже стали известны как тип "Uskok". Катера базировались на Сибеник.
Еще одно из наиболее существенных пополнений флота также имело место в 1927 году, когда были получены две 975- тонные подводные лодки "Hrabri" и "Nebojsa", построенные на верфи "Armstrong" по типу британских лодок класса "L".
Еще две лодки "Smeli" и "Osvetnik" вступили в строй в декабре 1928 года и феврале 1929 года. Они были построены во Франции на верфи "Chantier de Loire" в Нанте. По своим характеристикам они были схожи с современными французскими лодками типа "Diane".
Для обслуживания подводных лодок было куплено специальное 2650-тонное судно "Hvar" (бывшее "Solun", до этого "Umtali"; построено в 1896 году "Sir Jas. Laing and Son, Ltd" в Сундерланде и кардинально отремонтировано и перестроено в 1927 году). Оно было приписано к базе Тивате и использовалось как плавучий склад-тендер для подводных лодок (Matica za Podmomice).
Одновременно с вступлением новых единиц из состава флота выводились старые и изношенные корабли. В период 1928- 1930 годов были исключены из списков все четыре 210-тонных миноносца Т.9 - Т.12 (типа "Kaiman"). В 1929 пошло на слом спасательное судно "Mocni" (бывший "Gigant"). Правда, во флоте его заменило построенное на верфи "Howaldt Werke" в Германии 740-тонное судно "Spasilac".
Флот Югославии во второй половине 20-х годов подвергся также некоторым организационным изменениям. Наиболее существенные были произведены 6 декабря 1929 года, когда Военно-Морское Командование (Komanda Momarice) и Морская Секция были объединены и стали частью Министерства Армии и Флота. Должность командующего Флотом была уравнена с рангом полного Адмирала, а его заместителя - с рангом вице-адмирала. Военно-Морское Командование было разделено на восемь секций, из которых наиболее важными были оперативная, морской авиации, личного состава и морская техническая.
В декабре 1928 года из Дженовича (Djenovich) в Дивульж (Divulje, около Сплита) была переведена школа морской авиации. Там же была организована новая большая база морских гидросамолетов. Прежняя небольшая станция гидросамолетов в Дженовиче была подчинена 3-ему Командованию морской авиации (Third Naval Aviation Command), штаб которого находился также в Дивульже. Помимо этого, в 1928 году флот приобрел в Германии 1870-тонное судно, которое было переоборудовано в плавучую базу гидросамолетов (seaplane depot ship) "Zmaj".
Многих усилий стоило решить вопрос со снабжением флота топливом - по большей части на кораблях использовался уголь. В конце концов, морское командование согласилось на импорт каменного угля для больших надводных кораблей из Англии, как это было заведено еще в австро-венгерском флоте. Небольшие суда флота снабжались собственным углем из шахт Каканжа (Kakanj) в Боснии и Трбовля (Trbovlje) в Словении.
Всего к концу 1929 года Морские Силы Югославии включали 29 боевых кораблей и десять вспомогательных судов, перечисленные ниже:
- Один легкий крейсер "Dalmacija".
- Восемь 250-тонных миноносцев с номерами от Т.1 до Т. 8.
- Два торпедных катера типа "Uskok".
- Четыре подводных лодки типов "Smeli" и "Hrabri".
- Шесть минных тендеров типа "Galeb".
- Один минный тральщик D. 2.
- Одна плавучая база подводных лодок "Hvar".
- Одно учебное судно "Sitnica".
- Две яхты "Vila" и "Lada".
- Пять буксиров "Jaki", "Silni", "Snazni", "Ustrajni", "Murljivi".
Речная флотилия на Дунае состояла из четырех мониторов ("Vardar", "Drava", "Sava", "Morava") и одного речного вспомогательного судна ("Srbija").
Личный состав морских сил насчитывал 256 офицеров и около 2000 младших чинов. Еще 164 офицера и 570 младших чинов числились в учебном резерве 7. В 1927 году флот имел 278 офицеров, из которых только 118 являлись бывшими офицерами старого австро-венгерского флота. К этому времени только 20 лейтенантов и 29 мичманов получили полное военное морское образование
В январе 1929 года Король Югославии Александр своим указом распустил парламент и запретил любую политическую деятельность всех существующих партий и общественных организаций. Для страны начался новый период неопределенного и неуверенно-сомнительного внутреннего развития. Тогда же Королевство сербов, хорватов и словен (SCS) получило новое официальное название Королевство Югославия. Соответственно морские силы страны стали именоваться Королевский военный флот Югославии (Royal Yugoslav Navy = RYN).
Доля флота в оборонном бюджете страны в эти годы не выросла и оставалась по прежнему на среднем уровне 15 процентов. Однако и такое ассигнование позволило достаточно активно пополнять флот новыми кораблями. В 1931 году британская верфь "Yarrow" в Глазго построила по заказу Югославии 1880-тонный лидер флотилии эсминцев "Dubrovnik". Тогда же югославская верфь "Yarrows Adriatic Works" в Кралевиче (Kraljevica) построила пять 127-тонных катеров - минных заградителей типа "Malinska".
В 1932 году в Югославию прибыло 720-тонное парусное учебное судно "Jadran". Построенное в Германии, на гамбургской верфи "Blohm und Voss", оно было вооружено как бригантина и предназначалось для совершения учебных плаваний с кадетами и курсантами военно-морских учебных заведений.
В 1936-37 годах флот пополнили восемь 60-тонных торпедных катеров "Orjen", построенные верфью "Luerssen" (Vegesack).
В 1936 году было организовано новое военно-морское береговое командование (Pomorska Obalska Komanda) в Сплите, возглавляемое офицером в должности контр-адмирала. Этому командованию были подчинены три отдельных до этого времени командования со штабами в Сельче (Selce), Сибенике (Sibenik) и Дженовиче (Djenovich).
Всего в конце 1936 года Королевский военный флот Югославии включал 31 боевой корабль и примерно с дюжину вспомогательных судов. Личный состав флота состоял из 487 офицеров и приблизительно 5000 нижних чинов 9. Корабельный состав флота был следующим:
- Один легкий крейсер "Dalmacija".
- Один лидер флотилии эскадренных миноносцев "Dubrovnik".
- Четыре подводные лодки типов "Smeli" и "Hrabri".
- Восемь 250-тонных миноносцев Т.1 - Т. 8.
- Два торпедных катера типа "Uskok".
- Пять минных заградителей типа "Malinska".
- Шесть минных заградителей типа "Galeb".
- Одна плавбаза гидросамолетов "Zmaj".
- Два тендера подводных лодок "Hvar" и "Sitnica".
- Одно парусное учебное судно "Jadran".
- Одна яхта "Vila".
- Одно спасательное судно "Spasilac".
- Один транспорт-водолей "Lovcen".
- Пять буксиров.
Речная флотилия включала четыре монитора ("Vardar", "Drava", "Sava", "Morava"), одну королевскую яхту "Dragor", два патрульных судна "Granicar", "Strazar" и три речных буксира "Сег", "Triglav", "Avala".
Военно-морская авиация включала в 1939 году приблизительно 96 гидросамолетов, из которых 62 были предназначены для совместных действий с флотом, в то время как остальное использовались для обучения пилотов и личного состава 10. Самолеты были сведены в четыре разведывательные эскадрильи, в состав которых входили гидросамолеты "Fizir", производство которых было налажено внутри страны фабрикой "Zmaj" в Земуне. Три бомбардировочных эскадрильи были составлены из немецких гидросамолетов "Dornier Do-D" и "Do-Wal". Личный состав морской авиации включал в 1936 году 1025 человек, из которых 135 являлись пилотами 11.
Несмотря на такие вполне приличные статистические данные, нелишне отметить, что в 1936 году единственными кораблями более или менее пригодными к боевой службе являлись лидер эсминцев "Dubrovnik" и все четыре подводные лодки. Остальные корабли в той или иной степени годились только для несения патрульной службы, прибрежного дозора. Готовили их также для выполнения минно-заградительных операций в прибрежных водах и - в случае благоприятных обстоятельств - для набегов на коммуникации противника.
Такое состояние флота не оставалось секретом. Примерно в это время военный атташе Соединенных Штатов в Белграде отметил в своей переписке, что "дисциплина и моральные качества личного состава морских сил поддерживаются на хорошем уровне, люди довольны условиями службы и любят свое дело". Однако, "высокие правительственные чины и командование из-за явно несоответствующих обстановке ассигнований на флот представляются мне незаинтересованными в поддержании его в должном качестве". На его взгляд "при таких условиях единицы флота, поддерживаемые в хорошем боевом состоянии, могут оказаться в слишком малом количестве из-за существующих ограничений возможностей ремонта, обслуживания и обучения личного состава"
Несмотря на это пополнение флота продолжалось. В 1937-38 годах вступили в строй сразу три эскадренных миноносца водоизмещение по 1240 тонн. Головной "Beograd" был построен во Франции в Сен-Назере, а два других однотипных, "Zagreb" и "Ljubljana", строились в Сплите с помощью французских специалистов.
В 1937 году были введены в эксплуатацию новые телеграфные и телетайпные линии прямой связи, соединившие морское береговое командование в Земуне со штабами командований в Сельче, Сплите, Сибенике и Нови Сад. Одновременно штаб в Сплите был соединен с базой морской авиации в Дивульже. Штаб в Дженовиче был соединен аналогичными линиями с "Арсеналом " в Тивате. Все оборудование для них было изготовлено и смонтировано специалистами фирмы "Hughes machines". Тогда же была устроена новая флотская радиостанция в Клинчи (Klinci).
В 1939 году в Сплите на стапеле был заложен большой 2400- тонный эскадренный миноносец "Split". Но строительство его продвигалось медленно, и до нападения на Югославию в апреле 1941 года его готовность едва приблизилась к 50 %.
В том же 1939 году Югославия заказала в Германии строительство двух подводных лодок малого типа немецкого проекта (серии II-B), предназначавшихся для действий в прибрежных водах. Но из-за разгоревшейся в Европе войны субмарины так и не были поставлены в Югославию.
В январе 1940 года флот Югославии потерпел первую потерю в корабельном составе. Эсминец "Ljubljana" в результате катастрофы затонул на входе в гавань Сибеника. Вскоре эсминец был поднят и отправлен на ремонт в Тиват на верфь "Арсенал". Но до апреля 1941 года работы на нем не были закончены, и к моменту начала боевых действий он оказался в небоеготовом состоянии.
Весь мирный довоенный период от 1929 года до 1941-го организация RYN по существу оставалась неизменной. По состоянию на 1940 год она приведена на схеме.
В непосредственном подчинении Морского Штаба (Stab Mornarice; Земун) были:
1) эскадра;
2) речная флотилия;
3) военно-морская авиация;
4) военно-морское береговое командование в Сплите;
5) вспомогательные береговые службы.
Основную боевую мощь морских сил составляла эскадра. Ее организация не была одинаковой все время. После 1938 года в нее входили три торпедоносных соединения (дивизионы эсминцев, миноносцев и торпедных катеров), флотилия подводных лодок и учебная эскадра. Летом, в период практических плаваний, эскадра имела наибольший состав. Минные заградители, которые обычно находились в подчинении зоенно-морс- кого берегового командования, в этот период придавались эскадре. Так же в оперативное подчинение передавались эскадрильи гидросамолетов, что позволяло проводить тактические маневры с их участием.
Главное командование морской авиации имело в подчинении три отдельных командования гидросамолетов, школу морской авиации и несколько вспомогательных судов. Каждое отдельное командование гидросамолетов включало две авиационные группы, по четыре эскадрильи гидросамолетов в каждой.
Военно-морское береговое командование включало три отдельных морских береговых командования (сектора):
- северный сектор - командование обороны побережья (Naval Defense Command) со штабом в Сельче (Selce);
- центральный сектор - командование соединений морской пехоты (Seaman Corps Command) со штабом в Сибенике (Sibenik);
- южный сектор - командование станций подводного оружия (Underwater Weapon Command) со штабом в Дженовиче (Djenovich, залив Каттаро).
Военно-морское командование наблюдения за обстановкой (Momaricka izvidnicka komanda) со штабом в Себенике включала три центра наблюдения с главными станциями в Сельче, Сибенике и Клинчи. Каждый центр объединял и обрабатывал данные с множества подчиненных ему постов наблюдения и связи, разбросанных по побережью и некоторым прилегающим островам.
В случае введения чрезвычайного положения, или в слу
чае вступления в войну Главное Военно-морское командование (штаб в Земуне) переподчинялось Верховному Военному командованию (штаб в Белграде), в то время как Морская Секция передавалась в подчинение и становилась организационной частью Министерства Армии и Флота. В этом случае в непосредственном подчинении у Военно-морского командования оставались (1) флот - бывшая эскадра, (2) речная флотилия, (3) военно-морских авиация и (4) военно-морское береговое командование. Все остальные учреждения флота, включая учебные и научные станции, военно-морские школы и иные, передавались под управление Морской Секции.
Имелись, впрочем, и исключения. Морской отряд на озере Охрида (Ochrida), в мирное время подчиненный штабу речной флотилии, в военное время передавался в оперативное управление Третьему армейскому району. Морской отряд на реке Крножевичи (Crnojevici) и озере Скутари (Scutari) в мирное время подчиненный "Арсеналу" в Тивоте, в военное время также передавался в оперативное управление Второго армейского района. Военно-морское береговое командование в Сплите в случае закрытия границ государства и введения чрезвычайного положения передавалось в подчинение Прибрежному армейскому району (Primorska Armijska Oblast) в Мостаре (Mostar, Herzegovina).
По мобилизационному плану в подчинение военному флоту реквизировались приблизительно 250 мореходные и 25 речных коммерческих судов.
В начале 1941 года Военно-морской флот (в составе Морских сил и речной Дунайской флотилии) насчитывал 41 боевой корабль и приблизительно 19 судов вспомогательного назначения.
По своему назначению все корабли и суда разделялись на две группы.
В первой - суда, в мирное время предназначенные для обучения личного состава, транспортных перевозок, а также для минно-заградительных операций в случае вступления в действие мобилизационного плана.
В эту группу входили:
- легкий крейсер (Krstarice) "Dalmacija",
- шесть однотипных минных тендеров (Minonosci):
"Galeb" (ранее М-100), "Jastreb" (ранее М-112), "Огао" (ранее М-97), "Sokol" (ранее М-144), "Kobac" (ранее М-121), "Labud" (ранее М-106).
- шесть 250-тонных миноносцев (Torpiljarke) двух типов (до начала войны один миноносец был выведен из состава флота):
Т-1 (ранее 76-Т), Т-3 (ранее 78-Т), Т-5 (ранее 87-F), Т-6 (ранее 95-F), Т-7 (ранее 96-F), Т-8 (ранее 97-F).
- пять однотипных минных заградителей (Tenderi Minopolagaci):
"Malinska", "Mljet", "Meljine", "Marjan", "Mosor".
- четыре вспомогательных судна: учебное судно (Skolski brodovi): "Jadran",
плавбаза гидросамолетов (Matica za pomorsko vazduhoplovstvo): "Zmaj",
плавбазы подводных лодок (Matica za podmornice): "Hvar" (ранее "Solum"; ранее "Unitale"), "Sitnica" (ранее "Najade").
Вторую часть флота составляли корабли, предназначенные для наступательных и защитных действий. Это были:
- лидер эсминцев (потом эсминец) "Dubrovnik",
- три однотипных эсминца (Razaraci):
"Beograd", "Zagreb". "Ljubljana" (последний в ремонте).
- четыре подводные лодки (Podmornice) двух типов:
"Hrabri", "Nebojsa", "Smeli", "Osvetnik".
- десять торпедных катеров (Borbeni Camci) двух типов - "Orjen", "Velebit", "Dinara", "Triglav", "Suvobor", "Rudnik", "Kajmakcalan", "Durmitor", "Uskok" и "Cetnik".
В состав Дунайской речной флотилии входили:
- четыре речных минитора (Recni monotori):
"Vardar" (ранее "Bosnia"), "Drava" (ранее "Enns"), "Sava" (ранее "Bodrog"), "Morava" (ранее "Koros").
- два речнеых патрульных катера (Recni patroini camci):
"Strazar" и "Granical".
- несколько вспомогательных судов, включая три речных буксира (Recni remorkeri) "Cer", "Sabac" (ранее "Avala") и "Sisak" (ранее "Triglav").
В составе флота имелись также еще и другие вспомогательные суда, подчиненные различным ведомствам (портовым, транспортным и иным):
спасательное судно (Brod za spasavanie) "Spasilac", патрульное судно (Patroini brod) "Beli Orao", яхты (Jahte) "Vila" (ранее "Dalmat") и
"Dragor" (последняя на Дунае), учебное судно (Skolski brodovi) "D-2" (ранее TB-36), танкер (Tankeri) "Perun", водолей (Vodonosci) "Lovcen", буксиры (Remorkeri), включая портовые: "Jaki",
"Silni" (ранее T-200), "Snazni" (ранее Т-105), "Ustranjni" (ранее Т-162), "Marljivi" (ранее "Vermach").
Из всех названных кораблей наиболее современными были три эсминца типа "Beograd". Торпедные катера были впопне мореходны, но имели существенные недостатки по энергетическим установкам - главным образом это наличие на борту пожароопасных бензиновых двигателей. 250-тонные миноносцы были слишком старыми кораблями, несмотря на то, что прошли некоторую модернизацию и перевооружение. Единственный крейсер "Dalmacija", построенный в 1899 году, также был слишком стар, но благодаря более или менее эффективному зенитному вооружению мог быть использован для защиты мест базирования. Только две подводные лодки типа "Smeli" в начале 1941 года считались полностью боеготовыми кораблями во всем югославском флоте.
Военно-морская авиация состояла примерно из 150 гидросамолетов, из которых 120 предназначались непосредственно для боевого применения, в то время как остальные могли быть использованы только для учебных целей. Из трех типов боевых гидросамолетов, состоявших на вооружении, - "Dornier Do-H", "Dornier Do-Wal" и "Dornier Do-D" только тип "Do-H" был относительно современным. Помимо "Dornier" имелось также несколько боевых гидросамолетов собственного югославского изготовления типа "SIM-14".
Формально в числе авиаэскадрилий имелись торпедоносные, но их наличие сводилось на нет отсутствием в эксплуатации эффективных авиационных торпед. Хотя испытания таких торпед в югославском флоте проводились с 1939 года, они оказались неудачными, и после этого не возобновлялись.
Учебные авиаэскадрильи имели в своем составе "пестрое" собрание разных типов гидросамолетов - как собственного изготовления (таких как "SIM-10", "S1M-11", "SIM-12", "PVT", "Ikarus" и прибрежный разведывательный гидроплан "IO"), так и иностранного производства (это "De Havilland", "Heinkel", "Fizir" и "Herriot").
Тип Единиц в серии Построен | Водоизмещение (т) и размерения (фут) | Вооружение | Мощность мех-ов(НР) | Скорость (уз.) | Дальн. плав-я | ||||
"Dalmacija" | 1 | 1899 | 2360 | 342 х 38 х 18 | 6-83/L35 зен., 4-37/L44, 6 пул. | 8500 | 21 | 4000 | |
"Split" | +1 | - | 2400 | 393 х 37 х 10 | 5-140, 10-40 зен., 6-533 ТА, 40 мин | 50.000 | 37 | ||
"Dubrovnik" | 1 | 1931 | 1880 | 371 х 35 х 12 | 4-140/L50, 2-83/L35, 6-37 зен., 6-533 ТА, 6 пул. | 48.000 | 38 | 7000 (15) | |
"Beograd" | 2 | 1937-38 | 1240 | 313 х 31 х 10 | 4-120/L60, 4-50 зен., 6-533 ТА, 6 пул., 30 мин | 44.000 | 39 | ||
"ll-B" | +2 | - | 280/335 | 148 х 15 х 12 | 4-533 ТА | 830/- | 13/7 | ||
"Hrabri" | 2 | 1926 | 975/1164 | 236x24 x 13 | 1-100/L40, 6-533 ТА, 2 пул. | 2400/1600 | 16/10 | 5000 (9) | |
"Smeli" | 2 | 1928-29 | 630/809 | 227x24 x 13 | 1-100/L40, 1-37 зен., 6-533 ТА, 1 пул. | 1500/1100 | 15/9,5 | 5000(9) /100(4) | |
T | 2 | 1913-15 | 262 | 188 х 19 х 5 | 1-66/L30 зен., 1-66/L30, 2 пул., 2-533 ТА, 12 мин | 5000 | 28 | 1100 | |
"F" | 3 | 1913-15 | 250 | 188 х 19 х 5 | 1-66/L30 зен., 1-66/L30, 2 пул., 2-533 ТА, 12 мин | 5000 | 28 | 1100 | |
"Orjen" | 8 | 1936-37 | 60 | 92 х 14 х 5 | 1-50 зен., 1 пул., 2-533 ТА | 3000 | 34 | 1680 | |
"Uskok" | 2 | 1927 | 15 | 55 х 11 х ? | 2 пул., 2-533 ТА, 4 глуб. бомбы | 800 | 40 | 800 | |
"Malinska" | 5 | 1931 | 127 | 174 х 26 х 13 | 1-66/L30 зен., несколько пул. | 280 | 9 | ||
"Galeb" | 6 | 1917-18 | 330/550 | 192 х 23 х 7 | 2-90/L45, 2 пул. | 1850 | 15 | 2000 (14) | |
"Vardar" | 1 | 1915 | 530 | 200 х 34 х 4 | 2-120/L45, 2-120/L10 гауб., 3-66/L26 зен., 2-47/L44, 8 пул. 1500 | 13 | 750 | ||
"Drava" | 1 | 1913 | 450 | 190 х 34 х 4 | 2-120/L45, 3-120/L10 гауб., 2-66/L50, 7 пул. | 1500 | 13 | 700 | |
"Sava" | 1 | 1904 | 380 | 184x31 х 4 | 2-120/L35, 1-120/L10 гауб., 1-66/L50, 1-66/L18, 5 пуг | 1500 | 13 | 500 | |
"Morava" | 1 | 1892 | 400 | 177 x30x4 | 2-120/L42, 2-66/L42, 4 пул. | 140 | 10 | 400 | |
"Strazar" | 1929 | 36 | - | 2 пул. | 9 | ||||
"Zmaj" | 1 | 1928 | 1870 | 249 х 43 х 12 | 4-83/L35 зен., 4 пул., 10 гидропланов, 200 мин | 3260 | 16 | ||
"Hvar" | 1 | 1896 | 2650 | 318 х 39 х 13 | 6 пул. | 1100 | 13 | ||
"Sitnica" | 1 | 1891 | 370 | 158 х 23 х 6,5 | 2-47, 2 пул. | 500 | 9 | ||
"Jadran" | 1 | 1932 | 720 | 190 х 29 х 14 | 2 пул. | 375 | 8 | ||
"D-2" | 1 | 1896 | 80 | 128 х 15 х 4 | 2-37 зен., 1 пул. | 700 | 17 | 800 | |
"Spasilac" | 1 | 1929 | 740 | 174 х 26 х 13 | 4 пул. | 480 | 10 | ||
"Perun" | 1 | 1939 | 4500 | 311 х 45x20 | 4-40 зен., 2 пул. | 17 | |||
"Lovcen" | 1 | 1932 | 561 | 111 х 26 х 14 | ? | 300 | 11 |
Личный состав морских сил Югославии в начале 1940 года состоял из 326 офицеров, 1646 младших офицеров и мичманов и 1870 старшин и матросов. Из числа офицеров только 64 человека представляли собой "старую гвардию" бывшего австро-венгерского флота, служивших в югославском флоте со времени его образования. Они имели следующие звания - 1 вице-адмирал (VADM), 27 капитанов 1-го ранга (САРТ), 27 старших офицеров (Senior CDR), 5 офицеров среднего состава (CDR). В то же время, начиная с 1918 года, флот пополнили 336 офицеров, получивших специальное военно-морское образование в собственных морских школах. Это были 14 офицеров среднего состава (CDR), 110 младших офицеров (LCDR) и 27 мичманов (энсинов - ensigns) 13.
Основной базой для подготовки офицерского состава оставалась Военно-морская Академия в Грузе (Gruz). Офицерский корпус флота раздепялся на две категории. Первую из них составляли военно-морские офицеры (vojno- pomorski oficiri), иначе говоря, кадровые строевые офицеры. Старшие должности (и звания) во флоте могли получить только офицеры этой категории. В ранг корветте-лейтенантов (porucnik korvete - самый низкий ранг офицера) продвигались: во-первых - дипломированные специалисты Военно-морской Академии в Грузе; во-вторых - получившие образование в соответствующих иностранных заведениях, но обязательно имевшие югославское подданство. Другую категорию младших офицеров составляли так называемые "strucni potporucnici", то есть "профессиональные мичманы" (в британском флоте им соответствовали warrant officers - мичманы). Этот ранг был доступен для военнослужащих старшин (в британском флоте - petty officer), но при определенных условиях - как то: как минимум 9-летний стаж активной службы, возраст не старше 35 лет, не состоял в браке и иные.
Вторую категорию составляли "профессиональные" офицеры (strucni oficiri), то есть офицеры-специалисты и наемные инженеры-моряки, уравненные по соответствующему рангу. В свою очередь их разделяли в зависимости от профессиональной деятельности: (1) экономическое (2) медицинское и (3) техническое. Причем, последнее также разделялось на три направления - инженеры, механики или машинисты, и технические чиновники. Инженерами могли стать дипломированные специалисты, окончившие специальные учебные заведения с морским уклоном, а также младшие по рангу офицеры, в течение последних двух лет службы показавшие исключительные способности в том или ином виде службы. Механики в зависимости от специализации определялись для обслуживания либо двигательных механизмов, либо электрических машин. Ими могли стать специалисты, имевшие как минимум 9-летний стаж с положительными оценками и удовлетворяющие определенным условиям по возрасту и служебному положению.
Продвижение офицеров по службе во флоте Югославии было почти одинаково со службой в прежнем австро-венгерском флоте. Период службы для повышения в звании для линейных офицеров составлял от трех до пяти лет. И таким образом, для присвоения звания капитана 3-го ранга (Commander) требовалась выслуга в 14 лет, а контр-адмирала - еще 12 лет. Мичману флота («Porucnik korvete» = ensign) для продвижения в звании к лейтенанту необходимо было получить свидетельство, квалифицирующее его как умелого специалиста-моряка (среди моряков британского флота такое свидетельство называют "all- weather" watch duty" - то есть способный к "всепогодной" вахте). Получив звание лейтенанта офицер должен был закончить один из шести курсов на специальность - артиллерийский, морской авиации, подводного плавания, минный, торпедный или связи. Причем, офицер, успешно окончивший курс связи мог получить шанс попасть на специальный курс повышения квалификации с обучением в Париже.
Старшинский состав флота (в британском флоте - petty officer) пополнялся двумя путями - либо из числа матросов и капралов, хорошо зарекомендовавших себя, либо после окончания специальной школы.
В матросы призывались юноши в возрасте от 21 до 25 лет, срок службы опредепялся в 24 месяца. После 8 месяцев активной службы или после окончания учебных курсов матрос мог получить звание капрала (kaplar). Прослужив еще 12 месяцев по полученной специальности, капрал мог стать сержантом (mornaricki podnarednik). Звание сержанта также можно было получить после окончания учебных курсов (по вольному найму) или после прослушивания программы старшинской школы (так называемый уровень "В" при подготовке старшин флота).
Практическое военно-морское обучение в морских силах Югославии проводились как правило при зачислении на корабли активной эскадры. Как и в старом австро-венгерском флоте, учебный год делился на летние и зимние обучающие периоды. Обычно все корабли флота считались в активном действии, за исключением Дунайской флотилии, корабли которой зимой выводились из кампании. Однако из-за постоянной проблемы с ремонтами и отсутствием запасных частей, только 50-60 процентов корабельного состава были постоянно боеготовыми.
В предвоенный период югославские корабли совершили несколько весьма дальних плаваний. Большие надводные корабли посещали крупные средиземноморские порты, включая Мальту и Бизерту, подводные лодки довольно часто заходили в гавани Греции, Мальты и Южной Франции. Учебное судно "Jadran" с кадетами совершило ряд плаваний по Средиземному морю и за его пределами, а в 1939 году посетило порты Западной Европы и заходило в Балтийское море. Соответственно, нередко порты Югославии посещались и многими иностранными кораблями, включая линкоры и даже авианосцы.
В 1941 флот Югославии, несмотря на значительный прогресс в своем развитии с 1918 года, тем не менее, представлял незначительную силу. Основными причинами такой ситуации можно определенно назвать сравнительно небольшое финансирование его из-за преобладающих позиций армии в общей схеме вооруженных сил страны, недостаток внимания к флоту со стороны высоких должностных лиц, по большей части невежественных в военных и морских вопросах, а также отсутствие хорошей общественной поддержки со стороны населения. По своему состоянию его сравнивали с австрийским флотом до 1904 года, когда он являлся "пасынком" сухопутной армии, и не был самостоятельной единицей вооруженных сил, способной вносить эффективный вклад в дело защиты границ страны.
Организация флота во многих отношениях сохранила стиль прежнего австро-венгерского флота. Это особенно отмечалось в штатах мирного времени, планах развертывания в начале войны и системе обучения и подготовки личного состава. Интересно отметить передовую позицию югославского флота перед многими иностранными флотами в отношении военно-морской авиации - морское командование сразу оценило важность создания собственных воздушных сил, а не привлечения их от воздушных сил армии. И в тоже время, большим недостатком стало подчинение береговой системы наблюдения и связи соответствующим территориальным командованиям, а не создание отдельной службы наблюдения и связи. Как показал опыт войны в апреле 1941 года, эта система не оправдала себя. Неудовлетворительно показала себя и схема защиты побережья, когда ответственность за береговую оборону возлагалась на специальные Командование соединений морской пехоты (Seaman Corps Command) и Командование станций подводного оружия (Underwater Weapon Command). Следует отметить, что в австро-венгерском флоте существовала более эффективная система создания отдельных территориальных береговых командований, на которые и возлагалась защита побережья.
Неравномерно развивался и корабельный состав флота - в основном из-за отсутствия у морского командования ясных и последовательных взглядов на сбалансированность и состав флота. Несмотря на разнообразие типов и классов кораблей, имелось слишком мало подводных лодок и современных миноносцев, и, что удивительно, полностью отсутствовали минные тральщики. Не имелось специальных кораблей для патрульной и дозорной службы, а также эскортных кораблей для охраны транспортов на случай войны. Корабли приобретались и строились в разных странах и на разнородных верфях - помимо старых австро-венгерских корабли строились в Англии, Франции, и позже в Германии. После 1930 года они строились и в Югославии, но с использованием иностранных проектов. Из-за этого, соответственно, появлялись проблемы в связи с большим разнообразием стандартов и разного рода систем. Например, лидер эсминцев "Dubrovnik" имел главную артиллерию чешского производства, шведские зенитки, британское торпедное оружие, голландскую систему управления огнем и бельгийские средства связи Примерно такая же ситуация сохранялась и на многих других кораблях. Проблема ремонтов и запасных частей просто не могла не появиться, а от этого страдала боеготовность как отдельных кораблей, так и всего флота.
Подготовка личного состава и качество обучения во многих отношениях оставались подобными старому австрийскому флоту. Многие послевоенные авторы именно в этом видели причину неэффективности действий флота, переводя вину за это на вредное влияние старых австрийских офицеров. Однако объективная оценка должна быть иной. Австро-венгерский флот отмечался качеством грамотности и профессиональной подготовки офицеров, высокой моралью и дисциплиной. Это могло быть только при наличии хорошо организованной системы подготовки личного состава. Большинство офицеров, перешедших на службу в югославский флот, были превосходно технически и профессионально подготовлены. Именно они внесли основной вклад в развитие флота, особенно в период его становления. Высокие требования, предъявляемые к офицерам флота, позволили сохранить эти традиции и в последующие годы. По мнению иностранных представителей особенно высокие требования преобладали при обучении младших офицеров машинной и электрической специальностей. Особенно высокой оценкой отмечались также прекрасный внешний вид и опрятность матросов, а также чистота на кораблях.
Однако флот также и пострадал от некоторых довольно серьезных проблем, связанных с персоналом. В частности, накануне войны большинство офицеров флота были хорватами и словенами, в то время как административные и военные органы страны по большей части традиционно состояли из сербов. Широко распространенные репрессивные меры против хорватов, имевшие место в стране после 1929 года, сильно повлияли на лояльность представителей этой национальности к правительству страны. Сильно мешала сохранению боеспособности, особенно среди рядового персонала, агитация политической организации "Ustasha", а в последние предвоенные годы также влияние Коммунистической партии.
После 1937 года, когда внешняя политика страны стала больше ориентироваться в сторону Германии и Италии, многие офицеры крайне отрицательно отнеслись к этому, или, по меньшей мере, оставались политически пассивны. Все это вносило раскол в офицерский флотский корпус ВМС Югославии, а в целом по отношению к стране, в дальнейшем привело к кризису 6 апреля 1941 года, когда войска Германии и Италии перешли югославские границы.
- 1 - Jovan Vasiljeyich: «Stvaranje ratne mornarice Kraljevine Jugo-slavije (oktobar 1918-septembar 1923)» (Учреждение Флота Королев
- ства Югославии) Istorija >0< veka, vol XI (Белград: Institut za savremenu istoriju, 1970) p.180 (впредь цитируемый как Vasiljevich: «Stvaranje ratne mornarice...»).
- 2 - см. прим.1, p.185.
- 3 - см. прим.1, p.171.
- 4 - Oskar Parkes и Francis McMurtrie: «Jane's Fighting Ships». 1923 (Лондон: Sampson, Low, Marston, 1923) pp.316-317.
- 5 - Vasiljevich: «Stvaranje ratne mornarice...» p.206.
- 6 - см. прим.1, p.201.
- 7 - «Jane s Fighting Ships» 1929. Pp.358-59.
- 8 - Vasiljevich: «Jugoslovenska flota u Boki Kotorskoj u ratu aprila 1941» Vojno-istoriski Glasnik (Belgrade) 1 (January-April), 1969, p.106.
- 9 - «Jane's Fighting Ships» 1936, pp.557-558. Также «Report of U.S. Military Attache in Belgrade, Lt. Col. E. L. Whitley, November 4, 1936, No
- 4142, Record Group-165: G-2 Regional File; Yugoslavia. National Archives and Records Service, Washington, D. C. Box 3658, No 7570.
- 10 - см. пред. прим. November 4, 1936.
- 11 - см. пред. прим. November 4, 1936.
- 12 - см. пред. прим. Oktober 31, 1936. Box 3658 No 7200.
- 13 - Vasiljevich: «Bivsa Jugoslavenska ratna mornarica uoci aprilskog rat 1941. godine» Mornuricki Glusnik (Belgrade) 6 (November- December) 1968, p.715.
- 14 - Mladen Ikica: «Ratna Mornaica. Jugoslavije 1918-1941» Pomorski Zbornik (Zadar) vol.1 (1962) p.652.