- 37 - 2001 / 01 - линейные корабли "Richelieu"
- 38 - 2001 / 02
- "Итальянские модификации на бывших немецких кораблях"
- "Германские миноносцы периода второй мировой войны. 9-я флотилия миноносцев в Средиземном море"
- "Проектирование авианосцев в фашистской Германии во время второй мировой войны"
Часть третья - "Две катастрофы в истории американского флота"
- "Голландия. 1939 - 1945 годы. Потери кораблей и судов в период Второй мировой войны"
- 39 - 2001 / 03
- Грибовский В.Ю. "Российский флот тихого океана. 1898-1905. История создания и гибели"
- "Бот Царя Петра ("Нарвский ботик")"
- "Крейсеры с полетной палубой военно-морских сил Соединенных Штатов"
Часть первая - Немецкие миноносцы в Средиземном море
- 40 - 2001 / 04
- Грибовский В.Ю. "Российский флот тихого океана. 1898-1905. История создания и гибели"
- "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах"
- Спрашивали - Отвечаем
- "Боевые действия Краснознаменного Балтийского флота в Период Советско-Финской войны 1939-1940 годов"
Часть 1 - Глава I Балтийский морской театр
- Глава II Подготовка к войне военно-морских сил Финляндии
- Глава III Подготовка к войне Краснознаменного Балтийского флота
- Глава IV Общая обстановка на Балтийском театре к началу воины
- Грибовский В.Ю. "Российский флот тихого океана. 1898-1905. История создания и гибели"
- Спрашивали - Отвечаем
- "Боевые действия Краснознаменного Балтийского флота в Период Советско-Финской войны 1939-1940 годов"
Часть 2
- Грибовский В.Ю. "Российский флот тихого океана. 1898-1905. История создания и гибели"
- "Русский флот и американская судостроительная фирма Вильяма Крампа. Итоги контактов"
"Варяг" сошел на воду с должными ему почестями" - "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах"
- Спрашивали - Отвечаем
- "Боевые действия Краснознаменного Балтийского флота в Период Советско-Финской войны 1939-1940 годов"
Часть 3
- Грибовский В.Ю. "Российский флот тихого океана. 1898-1905. История создания и гибели"
- Гибель «Indianapolis» Трагедия 45-го года
- Грибовский В.Ю. "Российский флот тихого океана. 1898-1905. История создания и гибели"
- "Югославский военный флот. 1918-1941"
- От редакции
- "Боевые действия Краснознаменного Балтийского флота в Период Советско-Финской войны 1939-1940 годов"
Часть 4
- "Линейный корабль "Agincourt"
- "Крейсеры с полетной палубой военно-морских сил Соединенных Штатов"
Линкоры типа "Richelieu"
Достройка и модернизация Jean Bart
"Этот корабль так никогда и не стал достойной боевой единицей", такими словами выразил свое мнение о линкоре Jean Bart, имея в виду послевоенный период строительства корабля, известный французский морской историк Робер Дюма один из ведущих французских специалистов по крупным военным кораблям. В первую очередь его слова относились к артиллерийскому вооружению корабля. В свое время, после войны, ему довелось принять участие и наблюдать достройку линкора. И поэтому его мнение можно считать весьма квалифицированным. Хотя, конечно, не все готовы с ним согласиться.
Еще в 1943 году, получив согласие американцев на ремонт и достройку линкора в Соединенных Штатах, французские инженеры-кораблестроители во главе с контр-адмиралом Лемонье (Contre-Amiral Lemonier) разработали проект достройки корабля с учетом имеющихся собственных средств и американского вооружения. Так как 380 мм орудия из первой башни пришлось передать для ремонта линкора Richelieu, вместо них было предложено использовать 340 мм орудия с линкора Lorrain и один пост управления стрельбой с 12-метровым дальномером на фор-марсовой площадке (помимо 14-метрового дальномера в башне). Однако в комментариях к проекту оговаривалось, что такая модернизация потребует трудоемких и долговременных работ. Средний калибр не предусматривался, но зенитная артиллерия предполагалось очень сильной пятнадцать спаренных установок с 127 мм 38-калиберными орудиями универсального огня с семью артиллерийскими директорами типа Mk.37, а также шестнадцать счетверенных 40 мм автоматов Bofors. Предусматривалось также авиационное вооружение из двух катапульт и шести самолетов в двух ангарах. В отношении бронирования никаких переделок не предусматривалось, а в части энергетической установки предполагалось только доведение ее до рабочего состояния по штатным чертежам, хотя это могло сильно осложниться отсутствием в США оборудования в метрической системе мер.
Однако проект не устроил морское командование союзников артиллерийское вооружение признавалось слабым, а использование авиации на линкорах уже не считалось столь необходимым. По-существу, в этом виде корабль мог использоваться только в качестве мощного эскортного корабля противовоздушной обороны, но и в этом случае требуемые затраты не оправдывали его ценности.
Французы не отступились и переработали проект в сторону усиления зенитной артиллерии за счет авиационного вооружения теперь уже семнадцать спаренных установок 127 мм калибра с 8 артиллерийскими директорами и 20 счетверенных Bofors. Нацеленность проекта в качестве корабля ПВО выразилась и в замене дальномера на фор-марсе на 8-метровый. Но и этот вариант не был принят, а после того, как французы отклонили предложение адмирала Кинга переоборудовать линкор в авианосец, американцы вообще потеряли к нему интерес.
Оставшуюся часть войны Jean Bart провел в Касабланке. Он использовался в качестве плавучей казармы и для складирования грузов. Вспомнили о нем только в конце войны.
День 22 февраля 1945 года стал знаменательным в судьбе французского линейного корабля Jean Bart. В этот день Морским министром (Ministre de la Marine) Франции было утверждено окончательное решение достроить корабль, что было отображено в министерском циркуляре 10.683/STCAN (от 21 февраля 1945 года). Правда при этом делалась оговорка, что необходимость его достройки должна быть аргументирована изученным опытом войны и наличием технических возможностей. Оговорка совсем не являлась безосновательной. Поражение Германии было очевидным, но, тем не менее, война в Европе еще не закончилась, не говоря уже о Дальнем Востоке. Имеющийся опыт войны показывал, что акценты в морской войне изменились авиация делом доказала свои возможности, но и эффективность крупнокалиберной корабельной артиллерии еще нельзя было списывать со счетов. Среди французских адмиралов эти противоречия оказались доведены до крайности, и теперь проблема заключалась лишь в том, аргументация какой из сторон возьмет верх.
При отсутствии даже относительной согласованности во взглядах среди адмиралов, Морской министр (Ministre de la Marine) потребовал скорейшего и окончательного решения судьбы корабля и настаивал остановиться на одном из вариантов:
достроить корабль как линкор;
перестроить его в авианосец;
прекратить работы на корабле и разобрать его.
Последний вариант считался наиболее неприемлемым, так как достройка корабля была признана необходимой. Дебаты по первым двум вариантам продолжались достаточно долго. И лишь в июле 1945 года, на двух совещаниях Верховного Морского Совета, по настоянию адмиралов Баржо (Barjot) и Фенара (Fenard) общее мнение стало склоняться к варианту достройки в качестве авианосца. Правда это требовало создания хотя бы предварительного проекта и подсчета финансовых затрат.
На совещании Верховного Морского Совета Франции (Conseil Superieur de la Marine), состоявшемся 21 сентября 1945 года, его участники единодушно и окончательно отвергли вариант прекращения строительства корабля. Одновременно Главный конструктор флота (Ingenieur general) и председатель Совета D(C)CAN (Direction (Centrale) des Constructions et Armes Navales = Департамент (Управление) конструирования и вооружения флота) Кан (Kahn), представивший эскизный проект переоборудования в авианосец, объявил, что предполагаемая стоимость работ составит 5 миллиардов франков (около 100 миллионов долларов), а время работ окажется в пределах пяти лет. Согласно представленному проекту, разработанному в июле 1945 года, авианосец имел бы бронированную полетную палубу толщиной 90 мм, мог взять на борт 40 самолетов в ангарах и 14 самолетов вне их на носовой палубе. Такое ограниченное количество самолетов объяснялось тем, что размещение установленных на линкоре котлов не позволяло создать нормальную для авианосцев ангарную палубу. Зенитное вооружение предусматривалось из шестнадцати 130 мм орудий в восьми спаренных установках, конструкция которых была подобна установленным на линкоре Dunkerque, но с некоторыми усовершенствованиями.
Однако, как и ожидалось, сведения о проекте не произвели на Верховный Морской Совет должного впечатления и не придали ему решительности в этом вопросе. Главным аргументом противников перестройки в авианосец стало то, что специально спроектированные авианосцы иностранных флотов такой же величины принимали на борт вдвое больше самолетов. Нижеприведенный отрывок из решения совещания показывает, как мало энтузиазма было вызвано у членов Совета этим сообщением о перестройке корабля в авианосец (Рапорт 858/EMG/DN от 24 сентября 1945 года контр-адмирала Баржо).
"Проект авианосца, представленный в Совете, был охарактеризован одним из участников совещания как карикатура программы постройки эффективного и полноценного авианосца. Можно предположить, что DCAN были выданы слишком общие технические задания, но члены Совета считают, что основной задачей должно было быть реальное намерение продемонстрировать a priori, что преобразование Jean Bart в авианосец действительно является наивыгоднейшим предприятием. Здесь же нам называются предполагаемое время и затраты: 5 миллиардов франков и 5 лет. Некоторые участники Совета (адмиралы Fenard, Sala и Barjot) выразили недоумение и сомнение в этих цифрах, после чего Ingenieur general Kahn признал, что они несколько преувеличены, и дал свою персональную оценку 3,5 миллиарда франков и 3 года. Однако такое резкое изменение названных величин в меньшую сторону только укрепили впечатление того, что проект, предложенный Департаментом конструирования (Технической службой) не является достаточно продуманным и не воспринимается этой службой всерьез."
Исходя из общего мнения, которое вполне реально было отражено в приведенном документе, Верховный Морской Совет принял окончательное решение о достройке корабля в его первоначальном качестве, то есть как линейного. При этом, на основе боевого опыта, отмечалась необходимость некоторых изменений прежних взглядов на возможности и боевую мощь линкоров. В отношении планов предполагаемой достройки Jean Bart эти изменения выразились в следующем:
максимальное увеличение мощи противовоздушной обороны линкора;
изменение тактики боевого применения линкоров, заключающееся в обязательном использовании совместно с авианосцами или как минимум под прикрытием береговой авиации;
обращение максимального внимания к повышению сопротивляемости подводным взрывам у борта;
удаление с кораблей всякого рода авиационного вооружения и особо опасных для кораблей запасов авиационного топлива;
обязательное применение на кораблях всякого рода радиотехнического оборудования и особенно радарных станций.
Одновременно Совет рассмотрел представленные сведения о современном состоянии корабля, и, исходя из этого, определил продолжительность и этапность работ (определяющих общие сроки до полной готовности) в следующем виде:
завершение изготовления 380 мм орудий - 3 года;
окончание орудийной башни II - 4 года;
укомплектование и снабжение корабля (включая боезапас) и проведение испытаний - 5 лет.
Таким образом, независимо от того, какое решение было бы принято Советом, Jean Bart в любом случае был бы готов к службе не ранее, чем через 3,5 (или 5) лет в качестве авианосца, 4 лет как линкор с неполным вооружением или 5 лет с полным снабжением и вооружением. Как линкор, естественно, корабль было бы удобнее достроить по его первоначальному проекту с внесением необходимых усовершенствований по опыту только что закончившейся войны.
Тогда же, 21 сентября 1945 года, морской министр, учитывая высокий процент готовности корабля (по разным видам статей примерно 77-85%) утвердил решение о достройке корабля как однотипного с Richelieu, но со значительно усиленным зенитным вооружением и некоторыми иными изменениями, которые, как указывалось, не должны были требовать существенных переделок уже готовых конструкций. Достройка упрощалась также и тем, что в Норвегии были обнаружены 380 мм орудия и механизмы к ним, в свое время изготовленные для линкора Clemenceau, захваченные немцами на заводе Cresot и вывезенные ими в Норвегию.
Принятое решение стало предметом для довольно обширной критики со стороны как официальных лиц, так и общественной печати. Особенно в этом постарались офицеры и должностные лица морских военно-воздушных сил и их сторонники. Их точку зрения, в целом, можно ярко выразить следующей выдержкой из того же рапорта контр-адмирала Баржо.
"Это очень удивительно для 1945 года обнаружить как военно-морской флот поддерживает старые догмы, выступая против авианосца, бросившего вызов линкору. Такое отношение к проблеме, которое доминировало на совещании 21 сентября 1945 года, несомненно, подтверждает наше высказывание и обнаруживает, что, несмотря на опыт войны мифологические теории, окружающие крупнокалиберную артиллерию, продолжают управлять нашим морским мышлением."
Однако у противников этих высказываний также имелись неоспоримые аргументы:
"Даже если полноценный линейный корабль в своем классическом виде в 1945 году вызывает сомнения у наших оппонентов в своей эффективности, то им, несомненно, следует помнить, что никакой линкор, преобразованный когда-либо в авианосец, не являлся таковым даже в удовлетворительной степени, хотя и этот уровень боевой ценности является весьма сомнительным."
Конечно, при этом оговаривалось, что высказывание не относилось к авианосцам, перестроенным из линкоров еще на стапелях по специальным проектам, но сути это не меняло.
Тем не менее, решение было принято. Департамент конструирования и вооружения флота приступил к разработке детального проекта достройки корабля, а сам линкор начали готовить к работам. Первоначальный этап достройки и модернизации предусматривал в основном объем работ, который позволил бы кораблю стать боеспособной боевой единицей в составе флота. При этом французский Генеральный морской штаб (Etat-major general) планировал сформировать дивизию линкоров из двух практически однотипных единиц Richelieu и Jean Bart. В дальнейшем, на втором этапе достройке и уже после введения корабля в строй, предполагалось произвести некоторые дополнительные работы по зенитному вооружению и электронному оборудованию. В целом же, планирующейся реконструкцией французское морское командование стремились получить корабль, который мог бы выполнить три основных функции: флагмана оперативной группы или мощного корабельного соединения, мощного корабля противовоздушной обороны, а также артиллерийского корабля для обстрела береговых целей.
Jean Bart, приподнятый с грунта в начале 1943 года и остававшийся в Касабланке до самого конца войны, использовался как склад для различных видов снабжения. Только после 22 февраля 1945 года корабль начали готовить к возвращению во Францию и 25 августа линкор, в сопровождении контр-миноносца Tigre, покинул Марокко. Утром 29-го корабли прибыли в Шербур, откуда линкор должен был уйти в Брест. Однако после осмотра состояния корабля и составления спецификации возможных ремонтных работ (одновременно, как уже говорилось, решалась его судьба) линкор 12 ноября пришлось ввести в док Hornet Шербургской военно-морской базы. Осмотр подводной части выявил необходимость замены наружной обшивки на большой площади (около 200 кв. метров) в корме, в той части, которой линкор опустился на грунт. Требовалось также исправление некоторых кормовых конструкций набора. Других серьезных работ не требовалось. После некоторых исправлений и очистки корпуса, 20 декабря линкор был выведен из дока, и его стали готовить к переходу в Брест, где предполагалось произвести все модернизационные работы. 11 февраля Jean Bart в сопровождении эсминца Le Basque прибыл в Брест и ровно через месяц, 11 марта 1946 года был поставлен в док #8 Laninon Брестской военно-морской базы для основательного ремонта подводной части корпуса. Тяжелое послевоенное время не позволяло произвести ремонт и достройку корабля быстро, поэтому вновь на плаву корабль оказался только через полтора года. 26 ноября 1947 года его вывели из дока и отправили к достроечному причалу, но только для того, чтобы через четыре месяца линкор снова оказался в доке, на этот раз для установки бортовых булей.
Список первоначальных и последующих модернизационных работ помимо исправления повреждений корпуса, полученных во время боевых действий в Касабланке, включал окончание работ по главным механизмам, модификацию и перепланировку надстройки и некоторых иных помещений внутри корабля, установку и наладку главного и зенитного артиллерийского вооружения, размещение нового радиолокационного и радиоэлектронного оборудования, а также абсолютно новых систем и приборов управления стрельбой. Большой проблемой, решение которой требовалось неотлагательно, становилась перегрузка корабля и увеличение осадки.
Окончательное выполнение всех запланированных работ оказалось далеко не простым делом. Особенно это сказалось в отношении зенитного и большинства систем радиоэлектронного вооружения, которого по большей части еще просто не было. Исходя из этого, морскому командованию пришлось разбивать весь объем работ по достройке линкора на несколько этапов, которые можно было выполнять по мере готовности к ним восстанавливающейся французской промышленности. В частности установка запланированного мощного зенитного вооружения и совершенных радиоэлектронных средств переносилась на более поздние сроки. Это было тем более удобно, что серьезные финансовые трудности и технические проблемы сильно задержали поставки этого нового вооружения и оборудования.
Хотя достроечный объем по большей части включал работы, не доведенные во время войны до конца из-за необходимости кораблю покинуть строительную верфь, тем не менее, наряду с ними приходилось выполнять и некоторые работы по переделке уже готовых объемов. В частности, большим изменениям подверглась надстройка, что было связано с целым рядом причин (необходимо отметить, что жесткие весовые требования, предъявляемые к проекту достройки, заставили строителей широко применять электросварку и в некоторой степени расширить использование легких сплавов):
обобщение боевого опыта изменение конфигурации мостиков и платформ, и в том числе боевой рубки, для увеличения обзора, перемещение некоторых постов, защита легкой броней главного поста управления и ходовой рубки;
размещение дополнительного оборудования (в основном радиоэлектронного) потребовалось изменение внешнего вида мачт и различных площадок, выделение новых помещений и оборудование их в боевые посты;
увеличение экипажа с 1550 до 2150 человек по штату военного времени (в основном из-за резкого усиления зенитного и радиоэлектронного вооружения) пришлось кардинально уменьшить площади офицерских кают, адмиральских помещений, младший командирский состав был помещен в 2-х и 4-хместных каютах, уменьшились также и другие жилищно-бытовые помещения.
Острой проблемой становилась угрожающая перегрузка корабля. Увеличение зенитного вооружения, установка нового оборудования, расширение помещений в надстройке, возросший вес личного состава и ряд иных нагрузок (практически все выше ватерлинии) заставил обратить на это особое внимание. Перегрузка корабля увеличивала осадку, при этом броневой пояс слишком сильно погружался в воду. Опускалась также и броневая палуба. Строгий весовой контроль и использование электросварки, применяемые при достройке, конечно, дали определенные результаты, однако они лишь в некоторой степени смогли компенсировать перегрузку, но совсем ликвидировать ее никак не могли. Компенсировать дополнительные веса за счет других статей нагрузки (бронирование, механизмы, запас топлива, вооружение и иные) также было невозможно без ущерба боевым качествам линкора.
Требовалось принципиально новое решение, которое было найдено в устройстве бортовых булей. Их ширина рассчитывалась исходя из определенных требований должно было обеспечиваться определенное уменьшение осадки (ставилось условие, чтобы броневая палуба при максимальной боевой нагрузке оставалась выше ватерлинии). При этом увеличение максимальной ширины корабля не должно было мешать постановке линкора в существующие во Франции доки. Сохранялось неизменным и требование прежней контрактной скорости, а также величины метацентрической высоты, большое увеличение которой могло сказаться на порывистости качки и вызвать сложности с управлением артиллерийской стрельбой.
Исходя из таких сложных, и в достаточной степени противоречивых требований, конструкторы остановились на ширине булей примерно 1,2 метра. В некоторой степени задачу конструкторов облегчили подводные обводы корабля борта линкора в средней части на большом протяжении имели практически вертикальную стенку, поэтому полученные после монтажа булей "слегка выпуклые" обводы позволили даже при увеличении метацентрической высоты (на 0,19 метра) сохранить практически неизменным период качки корабля, что благоприятно сказалась на возможностях артиллерии.
Наряду с уменьшением осадки важным преимуществом установки булей становилось также резкое усиление подводной защиты за счет увеличения расстояния между противоторпедной переборкой и крайней точкой борта до почти 8,3 метра.
Установка булей была произведена в 1948 году, в период с 20 марта по 9 октября, в доке #9 Брестской военно-морской базы.
4 декабря 1948 года Jean Bart начал ходовые испытания. Уже с первых выходов линкор стал показывать прекрасные результаты. Имея водоизмещение в 46 500 тонн, он легко достиг максимальной скорости 32 узла при мощности 160 000 SHP без форсирования механизмов (sans pousser). Исправление замечаний и наладка продолжалась вплоть до конца 1949 года.
16 января 1949 года Jean Bart официально был зачислен в списки действующего флота и вошел в состав дивизии линейных кораблей. Однако, наряду с обычной программой боевой подготовки, продолжалось множество самых разных испытаний корабля, что было вполне свойственно при введении в строй новой и не совсем рядовой боевой единицы.
В январе-феврале следующего года состоялись официальные ходовые испытания, на которых линкор вполне оправдал расчеты конструкторов и надежды моряков, показав прекрасные скоростные качества. На 6-часовых испытаниях полным ходом в нормальном режиме (без форсирования котлов) корабль развил скорость 31,84 узла при мощности 162 855 SHP, a на заключительных 2-часовых испытаниях в форсированном режиме, состоявшихся 7 февраля 1949 года при нормальном водоизмещении 46 700 тонн, незначительно превысил этот результат, достигнув 32,06 узла при мощности механизмов 176 442 SHP.
Затем последовало множество других испытаний. Особое внимание уделялось проверке действия артиллерии главного и среднего калибра, которая получила новые системы управления огнем, совмещенные с радиолокационными станциями. Так как штатная зенитная артиллерия корабля и системы управления зенитным огнем еще не были готовы, ее временно заменили 40 мм и 20 мм автоматами, которые прошли только лишь обычные по программе стрельбы. Одновременно с испытаниями на корабле продолжали монтировать поступающее от предприятий оборудование, и в том числе радиолокационные станции.
Фактически этими испытаниями завершился первый этап достройки и программы модернизации линкора.
Далее приведены технические характеристики корабля после первого этапа достройки (здесь и далее названия палуб приведены по французскому стандарту, в скобках указаны соответствующие им английские).
Водоизмещение и осадка |
||||
носом | мидель | кормой | ||
полное | 48.950 тм | 10.09 м | 10,39 м | 10,69 м |
нормальное | 46.500 тм | 9,86 м | 9,95 м | 10,04 м |
порожнее | 42.806 тм | 8,57 м | 9,27 м | 9,97 м |
Длина по ватерлинии - 242,000 м
Длина наибольшая - 247,855 м
Ширина наибольшая после установки булей - 35.542 м
Система и толщины бронирования практически не претерпели изменений по сравнению с довоенным проектом. По ватерлинии жизненно-важные помещения корабля прикрывались главным броневым поясом, который размещался на протяжении от кормовой траверзной переборки (51,5) до аналогичной носовой (шпангоут 182,95). Броневые плиты устанавливались под углом 15°14' от вертикали и имели высоту 5,96 метра, что и определяло общую высоту пояса. Ширина броневых плит была неодинаковой и варьировалась от 2,50 до 3,05 метров. Для более плотного прилегания плит к обшивке под ними была уложена деревянная подкладка толщиной 60 мм из тика или красного дерева (mahogany), а также 18 мм листовая сталь. Толщина листов внутренней обшивки под броней равнялась 6 мм, наружной обшивки на уровне пояса и в районе отсеков подводной защиты 10 мм. Наружная обшивка выше бортовой брони и днищевая обшивка имела толщину 25-26 мм.
Броневой пояс (высота 5,96 м; плиты устанавливались с наклоном 15,24°) - 330 мм
Носовой броневой траверз - до 233-350 мм
Кормовой броневой траверз - до 233 мм
2-я платформа (платформа) в носовой части вне бронетраверза ниже ВЛ - 40 мм
1-я платформа / противоосколочная нижняя броневая палуба (нижняя броневая палуба) в пределах цитадели примерно на 0,3 метра выше ВЛ - 40 мм
скосы под углом 49.5° - 50 мм
Верхняя броневая палуба (главная палуба), горизонтальная, примерно на 2,6 метра выше ВЛ:
от шп.51,5 до 130 (МКО и 152 мм погреба) - 150 мм
от шп.130 до 182,95 (главные боепогреба) - 170 мм
Защита лопастей винтов и рулевого управления:
1-я платформа от шп.19 до 51,5 - 100 мм
1-я платформа от шп.8 до 19 - 150 мм
бронетраверз по шп.8 - 150 мм
бронетраверз по шп.19 - 50 мм
Прикрытие дымоходов и воздухозаборников выше броневой палубы - 20 мм
Броневая рубка:
фронтальная и боковые стороны - 340 мм
задняя сторона - 280 мм
крыша адмиральского мостика - 170 мм
крыша капитанского мостика - 170 мм
коммуникационная шахта - 160 мм
Барбеты башен главного калибра:
над верхней броневой палубой - 405 мм
ниже верхней броневой палубы - 85 мм
Орудийные башни главного калибра:
лобовая броня (наклон 30°) - 430 мм
бортовая броня (вертикальная) - 300 мм
задняя стенка башни I - 270 мм
задняя стенка башни II - 260 мм
крыша башен - 195 и 170 мм
Барбеты башен среднего калибра - 100 мм
Орудийные башни среднего калибра:
лобовая броня (наклонная) - 130 мм
бортовая броня (вертикальная) - 70 мм
задняя стенка - 60 мм
крыша башен - 70 мм
Вес брони по статье корпуса - 29,1%
Вес брони по статье вооружения - 10,1%
Общий вес бронирования - 39,2%
Защита против подводных взрывов, за исключением надстройки булей, изменений не претерпела и включала броневую палубу, противоторпедную и несколько разделительных продольных переборок, три ряда защитных отсеков подводной защиты (из которых наружный, шириной 2 метра, заполнялся пенорезиновым наполнителем. Наиболее широкий отсек, почти 3,5 метра, являлся топливным бункером. Ряд отсеков перед ПТП, а также фильтрационные отсеки позади ПТП оставались пустыми. Дополняли защиту надстроенные по бортам були, в боевой ситуации незаполненные. Толщина противоторпедной переборки не была одинаковой. Наименьшая в средней части корабля, постепенно увеличивалась к оконечностям до 40, а затем до 50 мм что частично компенсировало уменьшение глубины подводной защиты по мере удаления от миделя.
Общая глубина подводной защиты от крайней точки борта до противоторпедной переборки на глубине около 5 метров от ватерлинии (1/2 осадки) после надстройки булей увеличилась с 7,0 до 8,25 метра с каждого борта, а учитывая ширину фильтрационных отсеков позади защитной переборки с 8,2 до 9,45 метра.
Противоторпедная переборка (ПТП) - 30-50 мм
Суммарная толщина переборок по миделю (с ПТП) - 77 мм
Суммарная толщина переборок наибольшая (с ПТП) - 87-97 мм
Проектная сопротивляемость взрыву (эквивалент) - 500 кг ТНТ
В общем целом броневая и подводная защита получалась почти аналогичной таковой на линейном корабле Richelieu, за исключением того, что добавление противоторпедных булей увеличивало максимальную ширину корабля с 33,08 до 35,542 метра. Надстройка булей, помимо усиления подводной защиты, как уже говорилось, предоставляла и некоторые иные преимущества, в частности, були в некоторой степени компенсировали увеличение осадки из-за роста водоизмещения, которое в противном случае потребовало бы достаточно сложного изменения формы корпуса или ухудшения каких-то иных характеристик корабля.
В качестве главной энергетической установки на Jean Bart по-прежнему сохранялись четыре паротурбинных агрегата Parsons, которые через одноступенчатый редуктор вращали четыре винта диаметром 4,87 метра. Каждый агрегат состоял из турбин высокого, среднего и низкого давления, а также турбины заднего хода. Пар для главных турбин вырабатывался шестью котлами Sural-Indret, имевшими возможность форсирования парообразования (наддув воздуха).
Размещение энергетической установки не менялось два котельных (по три котла) и два турбинных (по два агрегата) отсека с эшелонированным расположением. Отсеки не имели водонепроницаемой продольной переборки.
Давление пара - 27 кг/см2
Температура пара - 370°С
Мощность максимальная:
в нормальном режиме - 155 000 SHP
в форсированном режиме - 180 000 SHP
Скорость при полном боевом водоизмещении - 32,0 уз.
Скорость максимальная в нормальном режиме - 31,5 уз.
Скорость полная в нормальном режиме хода - 31,0 уз.
Скорость экономическая крейсерская - 15,0 уз.
7 февраля 1949 года на 2 часовых испытаниях при полной нагрузке Jean Bart развил скорость 32,06 узлов при мощности механизмов 176 442 SHP.
Запас котельного топлива - 6582 т
Запас котельной (и питьевой) воды - 236 (470) т
Запас смазочного масла - 115 т
Дальность плавания:
при 15-узловой скорости - 8832 миль
при 20-узловой скорости - 7671 миль
при 30-узловой скорости - 3181 миль
Электроэнергетическая установка линкора включала 4 турбогенератора производительностью по 1500 кВт, 3 дизель-генератора по 1000 кВт, а также 2 резервных (аварийных) дизель-генератора по 150 кВт.
Все электроэнергетическое оборудование размещалось в трех главных электростанциях и одной резервной.
Общекорабельная сеть имела напряжение 230 Вольт, но часть оборудования в орудийных башнях работала на напряжении 460 вольт.
Объем модернизационных работ не предусматривал изменений в артиллерии главного и среднего калибра. Предполагалось только доведение ее до состояния, предусмотренного предвоенным проектом. Однако, по опыту войны большие изменения предстояло сделать в зенитном вооружении и, особенно, в радиоэлектронном оснащении. Помимо этого, в боевой рубке линкора Jean Bart, как предполагаемом флагмане соединения, считалось необходимым оборудовать боевой информационный центр для отображения тактической обстановки и лучшего управления боевыми средствами как собственного корабля, так и всего соединения.
В целом же, после завершения первого этапа модернизации вооружение линкора должно было включать следующие орудия и системы:
Восемь 380 мм 45-калиберных орудий в двух 4-орудийных башнях в носовой части корабля.
Девять 152 мм 55-калиберных орудий Modele 1936 в трех 3-орудийных башнях в кормовой части. Эти орудия могли использоваться для стрельбы как по самолетам, так и против надводных целей.
Восемь 40 мм зенитных автоматов Bofors Modele 1941 на одноствольных лафетах.
Двадцать 20 мм 70-калиберных зенитных автоматов Oerlikon Modele 1941 на одноствольных лафетах.
Четыре 90 мм 50-калиберных орудия Modele 1935 на одноствольных лафетах устанавливалось на каждой стороне платформ 380 мм башен.
Три 14-метровых стереодальномера для артиллерии главного калибра, один из которых находился в главном артиллерийском посту поверх надстройки, а два других в каждой из орудийных башен.
Пять 8-метровых стереодальномеров для средней артиллерии, из которых два размещались в постах управления огнем (артиллерийские директоры) в корме, а остальные три в орудийных башнях.
Два 4-метровых стереодальномера для управления огнем в специальных постах-башенках по бокам надстройки.
Два 75 см боевых прожектора установлены побортно на специальных площадках на уровне 6-й палубы-платформы (2-й уровень надстройки).
Проект достройки предусматривал значительное усиление радиоэлектронного оборудования, в особенности радиолокационных станций обнаружения и управления огнем. Планировалась установка не менее пятнадцати РЛС различного назначения, однако после первого этапа модернизации корабль имел только некоторые из них. В последующем предполагалось заменить на более совершенное часть уже установленного оборудования и добавить новое (в основном зенитные РЛС) по мере установки на корабле новых зенитных артсистем.
Все радиолокационное оборудование, устанавливаемое на линкоре, было французской разработки и производства и стало первой подобной аппаратурой, появившейся во Франции после войны. Первоначально линкор получил радиолокационные станции следующего назначения (DRBV - Detection Radioelectrique par ondes hertzienne Bailment de surface Veille; ABM - Artillerie But Marin; ACAE - Artillerie Centre Avions Eloigne):
обнаружения надводных целей - одна станция типа DRBV-10, установленная в ноябре 1948 года на пилоне поверх боевой рубки.
обнаружения воздушных целей - одна станция типа DRBV-20, смонтированная в июне 1949 года на нижней платформе грот-мачты.
навигационная - одна станция типа DRBV-30, смонтированная в ноябре 1948 года на верхней площадке грот-мачты.
управления стрельбой главной артиллерии - одна станция типа ABM, установленная в конце 1948 года перед носовой стенкой главного артиллерийского директора (носовой пост УАС сверху надстройки).
управления стрельбой 152 мм артиллерии - одна станция типа ACAE, установленная в начале 1950 года. Эта станция не имела стабилизации, что конечно же сказалось на эффективности ее использования.
Пять 36-футовых (11,0 метровых) моторных баркаса (три старого типа и два нового);
Две 26-футовых (8,05-метровых) моторных шлюпки;
Два 23-футовых (7,0-метровых) вельбота;
Один 16-футовый (5-метровый) ял;
Два плоскодонных рабочих ялика;
Один 16-футовый (5-метровый) моторный катер Vosper;
104 спасательных плота (Brest type);
8 спасательных буев;
2273 спасательных жилета.
Так как в этот период линкор Jean Bart так и не был доведен до состояния, когда флот мог бы укомплектовать его экипажем, нижеприведенные цифры указывают на минимальное количество моряков, требовавшееся кораблю для выхода в море:
на май 1950 года - 911 человек;
на 1 августа 1950 года - 700 человек.
Ко времени окончания первого этапа достройки и модернизации линкора Jean Bart на корабле была полностью готова главная энергетическая установка, а также велись работы по доводке главной и средней артиллерии и установлена часть радиолокационного оборудования. Однако еще не начинался монтаж штатного зенитного вооружения и электронного оборудования систем управления зенитной стрельбой.
15 апреля 1950 года во французском флоте была расформирована дивизия линкоров. После этого Jean Bart использовался как флагманский (штабной - commendement) корабль командующего эскадрой вице-адмирала Ламбера (Vice-Amiral Lambert; в 1951 году он был назначен начальником Генерального морского штаба). 27 апреля - 4 мая корабль совершил длительный выход в море с целью продолжительных официальных испытаний. 20 мая он покинул Брест чтобы присоединиться к Средиземноморской эскадре и под флагом командующего эскадрой принять участие в ежегодном весеннем плавании. Учения и визиты в порты на побережье Туниса, Алжира и Марокко продолжались с 25 мая до 26 июня, а 30 июня Jean Bart вернулся в Брест. 3 июля на корабле спустили флаг вице-адмирала, а 10-11 июля линкор вместе с эскадрой выходил в море для совершения различных испытаний и маневров. В середине июля 1950 года линкор включили в состав сил 2-го морского округа, и на период с 15 июля до начала 1951 года на нем был сокращен экипаж (с 911 до 700 человек), с которым находился в службе до конца 1951 года. При этом, в течение мая и июня 1951 года линкор совершил несколько выходов для проведения разного рода испытаний. Затем, до конца 1951 года, линкор лишь изредка выходил в море только для проведения испытаний.
В начале ноября 1951 года корабль был перемещен к причалу вооружения, где предполагалось осуществить следующий этап модернизационных работ, который включал в себя:
Улучшения в системе управления огнем главного калибра.
Модернизация 152 мм орудийных установок с целью придания им возможности стрельбы по воздушным целям (возвышение стволов до +85° и скорострельность 10 выстрелов в минуту), а также соответствующие переделки и наладки в системе управления огнем.
Установка двенадцати спаренных 100 мм зенитных установок Modele 1945, которые были разбиты на четыре равные батареи. Каждая из них управлялась собственным артиллерийским директором, конструкция которых была разработана техническими службами флота.
Монтаж четырнадцати спаренных 57 мм зенитных установок, разбитых на пять автономно управляемых групп.
Оборудование боевого информационного поста.
Установка двух главных гироскопов для постов управления стрельбой.
Удаление 40 мм и 20 мм зенитных автоматов.
Восемь одноствольных 40 мм зенитных автоматов Bofors были удалены с корабля в 1952 году, а оставшиеся двадцать одноствольных 20 мм автоматов Oerlikon в начале 1954 года.
Естественно, что новые работы вновь изменили внешний облик корабля, хотя эти изменения не были столь значительны. Объясняется это тем, что еще во время первого этапа модернизации для будущего размещения нового оборудования были специально зарезервированы многие помещения. В некоторой степени изменился внешний вид и конфигурация надстроек и мачт с целью размещения на них новых радиолокационных станций и радиоантенн, а также дополнительного оборудования систем управления стрельбой.
Нелишне отметить, что программа достройки Jean Bart в части радиоэлектронного оборудования так и осталась не выполненной полностью, так как только в 1958 году предполагалось приступить к следующему, конечному этапу модернизации линкора, в ходе которого на корабле должны были появиться новые радиолокационные станции с увеличенным радиусом действия и расширенными возможностями по обнаружению реактивных самолетов, а также новейшие системы другого радиоэлектронного вооружения, и в том числе средства РЭБ.
Водоизмещение / осадка | ||||
носом | мидель | кормой | ||
полное | 49.196 ts | 9,997 м | 10,346 м | 10,895 м |
нормальное | 46.809 ts | 9,773 м | 10,003 м | 10,223 м |
порожнее | 43.053 ts | 8,450 м | 9,317 м | 10,184 м |
Длина наибольшая - 247,855 м
Ширина наибольшая после установки булей - 35,542 м
Броневая защита и энергетическая установка по сравнению с первоначальным вариантом проекта достройки не претерпели никаких изменений.
Главная и средняя артиллерия в окончательном виде никак не изменилась в сравнении с первоначальным вариантом модернизации. Следует отметить только, что средняя артиллерия получила возможность вести стрельбу по самолетам с управлением огня посредством артиллерийского директора и РЛС. Состав и размещение зенитной артиллерии поменялся кардинально, так как линкор, наконец, получил предусмотренные проектом зенитные орудия и автоматы:
Двадцать четыре 100 мм зенитных орудий Modele 1945 на двенадцати спаренных установках, размещенные побортно в средней части корабля.
Двадцать восемь 57 мм зенитных автоматов Bofors Modele 1947 на четырнадцати спаренных лафетах. Организационно все автоматы были разбиты на пять самостоятельных групп, из которых две размещались вокруг орудийной башни II, еще две побортно на надстройке, пятая на юте.
Оптические средства корабля составляли:
Три 14-метровых стереодальномера для артиллерии главного калибра в главном артиллерийском посту поверх надстройки и в орудийных башнях.
Пять 8-метровых стереодальномеров для средней артиллерии в двух постах управления огнем (артиллерийские директоры) и в трех орудийных башнях.
Два 120 см прожектора (с инфракрасным свечением для ночного поиска) установлены побортно на специальных площадках на кормовой надстройке.
Два 60 см сигнальных прожектора установлены побортно на специальных площадках на уровне 6-й палубы-платформы (2-й уровень надстройки).
Радиолокационное вооружение сильно изменилось. В связи с установкой зенитного вооружения на корабле появилось много зенитных артиллерийских радаров для управления огнем. Все вновь установленное оборудование также французской разработки и производства. Для его размещения пришлось вновь изменить внешний вид и конфигурацию надстроек и мачт. Теперь корабль имел станции следующего назначения:
обнаружения надводных целей и навигационная - одна малая станция типа DRBV-30, установленная на носовой мачте.
комбинированная контроля надводной и воздушной обстановки - одна станция типа DRBV-11, смонтированная на верхней платформе грот-мачты. Как выяснилось позже, эта станция оказалась малоэффективной при обнаружении реактивных самолетов. В дальнейшем предполагалась ее замена на станцию DRBV-22.
обнаружения воздушных целей - одна станция типа DRBV-20 (ранее GBVA). Эта станция получила хорошие отзывы у моряков
определитель высоты - станция SP. Этот прибор прошел испытания на борту судна Bois-Belleau и получил вполне удовлетворительные оценки, однако отмечалось, что диапазон его действия весьма ограничен.
одна станция типа DRBV-30, смонтированная в ноябре 1948 года на верхней площадке грот-мачты.
управления и контроля артиллерийской стрельбы:
одна станция типа DRBC-10.А (для главной артиллерии);
две станции типа АСАЕ (для 152 мм артиллерии);
четыре станции типа АСАЕ (для 100 мм артиллерии);
пять станций типа DRBC-30.B (для 57 мм автоматов);
Пять 36-футовых (11,0 метровых) моторных баркасов;
Две 26-футовых (8,0-метровых) моторных шлюпки;
Два 23-футовых (7,0-метровых) вельбота;
Два 16-футовых (5-метровых) яла;
Один 10-футовый (3-метровый) плоскодонный ялик.
Как учебное судно - 757 человек
Для морской службы (для выхода в море) - 700 человек
В период Суэцкой операции - 1280 человек
Штат военного времени - 70 офицеров и 2150 чел. команды
Поскольку главным объектом модернизационных работ линкора Jean Bart являлось его артиллерийское вооружение и системы управления огнем, на этой теме можно остановиться несколько подробнее.
+ Главный калибрС конца 1951 года для уменьшения стоимости содержания линкора была проведена полная консервация для орудийной башни I и частичная для башни II. Для сохранения башен в этом состоянии была разработана специальная методика, которая позволяла произвести расконсервацию систем до боевого состояния в течение двух недель. Метод подтвердил себя в 1956 году, когда корабль был выделен для участия в Суэцкой кампании (Suez Campaign) для поддержки десанта французских морских сил FNIF (French Naval Intervention Force). Тогда было решено ввести в действие только орудийную башню II, что и было сделано с начала августа, а уже 22-го корабль мог произвести первые стрельбы.
Французское командование считало такое положение дел вполне достаточным для нормальной службы корабля, тем более, что Jean Bart в то время во многом использовался для учебных целей, хотя официально еще не был переклассифицирован.
Управление главным калибром производилось с главного артиллерийского поста (артиллерийский директор), расположенного в верхней части надстройки. Причем выявившаяся на первых испытаниях корабля вибрация этой площадки, мешавшая нормальной работе, потребовала возвышения поста на специальном основании высотой 1,7 метра. В работе системы управления огнем главного калибра, установленной на Jean Bart, была использована быстродействующая система передачи данных, созданная на основе аналогичного прибора для 100 мм зенитных установок. Как выяснилось в ходе службы, новая система оказалась вполне удобной и быстрой в работе.
Радар DRBC-10.A, совмещенный с системой управления огнем позволял вполне уверенно определять надводные цели на дальностях до 25 км, что было подтверждено во время испытаний в конце 1955 года. Следует также отметить, что благодаря использованию радаров резко повысилась точность стрельбы орудий.
Для управления стрельбой 152 мм артиллерии на Jean Bart использовалась система Ward Leonard 3. При этом считалось, что этот калибр может вести огонь как по надводным, так и по воздушным целям. Однако, в обычном состоянии приборы настраивались на ведение зенитного огня, а для стрельбы по кораблям и наземным целям было необходимо произвести переключение приборов (для каждой башни в отдельности) на вспомогательные цепи. Включение основной (зенитной) и вспомогательной (противокорабельной) цепей производилось автоматически электромеханическим переключателем, который обеспечивал в этом случае нейтральное положение с секундным разрывом в работе то есть в действии могла находиться только одна из цепей. Оба поста управления огнем (артиллерийских директора) 152 мм артиллерии предназначались для обеспечения стрельбы по надводным целям, однако расположенный выше зачастую оказывался в зоне задымления из дымовой трубы (в зависимости от направления ветра), из-за чего его нормальная работа могла прерываться. В некоторых случаях это угрожало и нижнему посту. По этой причине управление стрельбой с этих постов могло оказаться весьма ограниченным. Первоначально каждый пост имел собственный артиллерийский радар АСАЕ, но после того, как выяснилось, что верхний радар не может эффективно работать из-за постоянной задымленности и загазованности (этот радар нормально работал только в режиме определении дистанции до цели), его сняли с корабля, тем более, что это был уже достаточно устаревший и не очень надежный в эксплуатации прибор.
В случае выхода из строя собственных постов управление стрельбой 152 мм башен могло осуществляться и от главного артиллерийского поста или самостоятельно для каждой башни с использованием собственных оптических дальномеров.
В связи с тем, что система управления этим калибром была довольно устаревшей и в некоторых вопросах не отвечала предъявляемым к таким приборам требованиям, в июне 1954 года французское морское командование приняло решение модернизировать систему управления огнем таким образом, чтобы управление 152 мм орудиями могло осуществляться также и от двух кормовых артиллерийских директоров Modele 1947 100 мм зенитной артиллерии, которые получили два дополнительных прибора УАО, специально переоборудованных для 152 мм артиллерии.
Первые орудийные установки 100 мм калибра были смонтированы на линкоре в июле 1952 года. Тогда же были оборудованы и снарядные погреба для них. Все двенадцать башен официально были приняты флотом только в период с мая по июль 1953 года, после проведения с ними корабельных испытаний по надежности и отстрела орудий. Четыре поста управления стрельбой (артиллерийских директора) были смонтированы на корабле также в мае 1953 года.
Первые артиллерийские стрельбы провела левобортная носовая группа установок в июле 1953 года по буксирующейся воздушной цели. В результате их были определены замечания по системам, которые было бы необходимо (или желательно) устранить. После соответствующих переделок и усовершенствований были проведены стрельбы (в том числе и по надводным целям) со всеми группами башен, последняя из которых носовая правобортная завершила их в октябре 1954 года именно по надводным целям.
Характеристики 100 мм зенитных орудий Modele 1945
Ствол - моноблок, безобмоточный
Замок - вертикальный полуавтоматический, ручное открывание, подпружиненное закрытие
Длина ствола - 55 калибров
Вес снаряда - 13,3 кг
Угол заряжания - 6°30'
Максимальное давление в канале ствола - 2600 кг/кв.см
Начальная скорость снаряда - 875 м/сек
Максимальная дальность по горизонтали при угле возвышения ствола 40° - 17 км
Досягаемость по высоте - 11 км
Вес орудия (включая казенную часть) - 1840 кг
Характеристики орудийных установок
Описание - спаренный лафет, бронированные щиты
Общий вес установки - 26 550 кг
Углы возвышения - от -8 до +70°
Заряжание - ручное, с гидравлическим досылом
Скорострельность - 10 выстрелов в мин
Механизм производства выстрела:
электроавтоматический с фиксированным прицеливанием (заградительный огонь);
механический автоматический (гидравлический спуск), производящий прицеливание после сигнала заряжающего.
Прицеливание и оптический контроль:
зенитная стрельба - телескопический коллиматор (coltimator telescope) с подсветкой экрана и прицела
противокорабельная стрельба - бинокулярный прицел В-8 (с автоматической настройкой нивелира.
Все двенадцать 100 мм установок универсального огня управлялись четырьмя гиростабилизированными артиллерийскими постами (директорами). Полностью подготовленные данные для стрельбы передавались к установкам посредством специальных передаточных систем (Remote Power Control), разработанных на основе системы Ward Leonard. Помимо этого, учитывая важность противовоздушной обороны корабля, были предусмотрены также полуавтоматические и резервные ручные системы передачи данных. Каждый артиллерийский пост и соответствующие ему приборы контроля и обработки данных могли управлять тремя 100 мм зенитными установками своей группы или одновременно еще тремя установками этого же борта, но по аналогичным стрельбовым данным. В этом случае переключение могло быть сделано автоматическими непосредственно на артиллерийском посту или оператором центрального поста ПВО корабля.
Слабым звеном этой системы были радиолокационные станции АСАE, возможности которых были весьма посредственны и ограничены. Эти станции могли автоматически определять и обработать информацию о высоте полета цели и иную, но они не могли обеспечить постоянный контроль за изменением дальности до высокоскоростной цели. По мнению моряков с этой задачей гораздо лучше справлялись станции типа DRBC-11 и DRBC-30. Известно, что станции АСАЕ на носовых артиллерийских зенитных постах так никогда и не были использованы в работе и были сняты с корабля в апреле 1956 года. На кормовых постах они эксплуатировались, но доставляли обслуживающему персоналу немало хлопот.
57 мм зенитные автоматы производились во Франции в 1947 году по лицензионному соглашению с фирмой Bofors, но это соглашение не включало обязанности по монтажу и компоновке установок. Во французском военном флоте эти автоматы монтировались только на спаренных лафетах ACAD Modele 1948, которые были полностью разработаны Департаментом конструирования и вооружения флота, включая устройства заряжания, подачи и хранения боезапаса, системы управления огнем, радиолокационные станции и иное. Однако система передачи данных (трансмитерная станция) от поста управления к установкам была разработана в Швейцарии компанией Swiss Contraves company по французским спецификациям, после чего права на производство системы были выкуплены Францией.
Характеристики 57 мм зенитных автоматов Modele 1947 и их орудийных установок
Общий вес установки (включая защитный щит с броней толщиной 10 мм) - 18,0 т
Система охлаждения ствола - водяная
Длина ствола - 60 калибров
Вес снаряда - 2,96 кг
Начальная скорость снаряда - 865 м/сек
Углы возвышения - от -10 до +95°
Максимальная теоретическая дальность стрельбы:
с обычным взрывателем - 14,5 км
с временным взрывателем (10 секунд) - 5,5-6,0 км
Досягаемость по высоте - 9 км
Скорострельность - 120 выстрелов на ствол (240 на установку) в минуту
Подготовленный боезапас - 160 выстрелов на установку (в расчете на 40 сек. непрерывной стрельбы)
Скорость возвышения ствола (по результатам тренировок) - 25°/сек
Четырнадцать спаренных лафетов с защитными щитами были установлены в средней и кормовой части корабля. Стрельба из них контролировалась пятью автономными системами управления огнем, каждая из которых включала полностью стабилизированный (против вращения, качания и рыскания) артиллерийский директор, совмещенный с собственной РЛС типа DRBC-30.B, а также трансмиттерную станцию для передачи данных от поста управления к установкам. Система управления огнем могла выполнять следующие задачи:
стрельба по невидимым целям (например, за облаками) - поиск, обнаружение и контроль (высота цели, дальность и иные данные) за которыми осуществлялись с помощью радиолокационной станции, а обработка полученных сведений артиллерийским директором.
стрельба по видимым целям - высота полета цели определялась оптическими приборами оператором артиллерийского поста, а дальность до цели посредством радиолокатора.
стрельба по видимым целям (при неработающем радиолокаторе) - высота полета цели определялась оптическими приборами оператором артиллерийского поста, а дальность до цели - дальномером артиллерийского директора.
Во всех названных случаях сведения о высоте, расстоянии и углах до цели обрабатывались счетно-решающим устройством и далее стрельбовые данные передавались непосредственно к зенитным установкам.
После установки на линкоре радиолокатора DRBC-30.B с автоматическим сопровождением цели зенитные автоматы корабля получили возможность автоматически открывать огонь и вести по самолетам постоянную прицельную стрельбу вплоть до поражения цели или окончания готового к стрельбе боезапаса (160 кассет на специальном заряжающем устройстве карусельного типа). При этом вмешательство человека ограничивалось нажатием кнопки на пульте центрального поста управления огнем.
Также при стрельбе из 57 мм автоматов можно было использовать вспомогательную систему ведения огня девять гироскопических оптических прицелов Mk.XlV. В случае повреждения в системе управления огнем или системе передачи целеуказания каждая зенитная установка могла вести самостоятельную стрельбу с автономным прицеливанием, используя телескопические прицелы Bronzavia.
Таким образом, созданные "стандартные батареи" из двух, трех и четырех установок зенитных автоматов имели как основную радиолокационную систему управления огнем, так и вспомогательные варианты совмещенные с оптическими приборами и прицелами. Помимо этого каждая из батарей могла быть взята под управление радиолокационной системой соседней батареи.
Или, наоборот, управление могло быть полностью децентрализовано, предоставляя каждой установке вести автономную стрельбу с оптическим прицеливанием.
Только в сентябре 1955 года была полностью завершена программа артиллерийских испытательных стрельб с радиолокационным управлением огнем, включая сюда как стандартные упражнения, так и специальные, связанные с внедрением нового оборудования. Оптические приборы для управления стрельбой были полностью установлены только в августе 1956 года; их испытания были сравнительно короткими и быстро закончились.
Линейный корабль Jean Bart не входил в активное ядро действующего французского флота вплоть до 1 мая 1955 года, и, возможно, что он так и не оказался бы там, если бы не ряд интересных моментов его карьеры. В 1955 году Jean Bart совершил два правительственных визита в мае он совершил поход в Данию, доставив туда Президента Франции и мадам Коти (Madame Coty), а в июне совершил представительский визит в США. В октябре 1955 года Jean Bart отправился в поход под флагом адмирала Сири (Amiral Cirier) из Бреста в Тулон с заходом по пути в Мерс-эль-Кебир, где планировалось принять на борт курсантов школы канониров и офицеров штаба.
Через год, 24 октября 1956 года линкор покинул Тулон для участия в проводившейся высадке войск в Египте. 11 ноября он вернулся в Тулон. Египетская пресса утверждала, что в ходе проведения операции линкор был потоплен, в опровержение чего в Тулоне было устроено посещение корабля международной комиссией.
В мае 1957 года Jean Bart совершил выход в море для проведения учебных стрельб, имея на борту курсантов школы канониров. В августе этого же года корабль был выведен в резерв и с этого времени стал использоваться как учебно-артиллерийское судно, оставаясь по-прежнему в составе средиземноморского флота. Позже морским командованием рассматривался вариант использования линейного корабля Jean Bart в качестве плавучего музея военно-морского флота, однако, как всегда бывает в таких случаях, решение вопроса столкнулось с проблемами финансирования. Долгое время судьба корабля оставалась нерешенной. Только 10 февраля 1970 года в специальной директиве #5 был определен приговор кораблю. Летом 1970 года линкор Jean Bart ушел из Тулона, места своего постоянного базирования, в Ла-Сейн, где и был разобран на металл.
Сейчас остается лишь пожалеть об этом. Это был последний героический представитель славного линейного флота, рожденного Жоржем Лейгом (Georges Leygues).
Необычная карьера линейного корабля Jean Bart стала уникальным случаем в истории французского Военно-Морского флота. Многие авторы публикаций, касающихся этого корабля, выражали сожаление в связи с неоднократными задержками вступления корабля в строй флота, связанными с многочисленными усовершенствованиями и модернизациями. По их мнению, этот великолепный корабль, который должен был стать символом и гордостью французского флота оказался жертвой целого ряда непредсказуемых, а в других случаях столь необходимых случайностей и обстоятельств.
И все же, как бы то ни было, ради объективности необходимо отметить ряд важных моментов в истории создания и службы этого линейного корабля.
Во-первых, конструирование и строительство современного французского флота, проводившееся перед войной, было прервано длительным периодом немецкой оккупации. Это сильно повлияло и ограничило проектные возможности французского флота в первые годы после освобождения.
Во-вторых, в первые послевоенные годы промышленные возможности страны были сильно подорваны, также сказывалась нехватка многих стратегических материалов и высококачественного технологического оборудования.
В-третьих, конструкторский и технический персонал всех уровней, а также рабочие кадры, на каждом этапе строительства (проектирование, создание вооружения, строительство на верфи) должны были максимально приближаться к самым последним технологиям, что из-за отставанмя в годы войны оказалось весьма непростым делом.
Наконец, четвертое, статьи ассигнований, выделяемых на достройку линкора, постоянно, вплоть до самой готовности корабля, находились под угрозой урезания, а то и полной ликвидации.
Все это привело к тому, что линейный корабль Jean Bart, по существу, так никогда и не был полностью завершен как полноценный боевой корабль. Поэтому судить о его боевых возможностях, и тем более сделать объективное суждение о его боевой ценности, не представляется возможным.