- 37 - 2001 / 01 - линейные корабли "Richelieu"
- 38 - 2001 / 02
- "Итальянские модификации на бывших немецких кораблях"
- "Германские миноносцы периода второй мировой войны. 9-я флотилия миноносцев в Средиземном море"
- "Проектирование авианосцев в фашистской Германии во время второй мировой войны"
Часть третья - "Две катастрофы в истории американского флота"
- "Голландия. 1939 - 1945 годы. Потери кораблей и судов в период Второй мировой войны"
- 39 - 2001 / 03
- Грибовский В.Ю. "Российский флот тихого океана. 1898-1905. История создания и гибели"
- "Бот Царя Петра ("Нарвский ботик")"
- "Крейсеры с полетной палубой военно-морских сил Соединенных Штатов"
Часть первая - Немецкие миноносцы в Средиземном море
- 40 - 2001 / 04
- Грибовский В.Ю. "Российский флот тихого океана. 1898-1905. История создания и гибели"
- "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах"
- Спрашивали - Отвечаем
- "Боевые действия Краснознаменного Балтийского флота в Период Советско-Финской войны 1939-1940 годов"
Часть 1 - Глава I Балтийский морской театр
- Глава II Подготовка к войне военно-морских сил Финляндии
- Глава III Подготовка к войне Краснознаменного Балтийского флота
- Глава IV Общая обстановка на Балтийском театре к началу воины
- Грибовский В.Ю. "Российский флот тихого океана. 1898-1905. История создания и гибели"
- Спрашивали - Отвечаем
- "Боевые действия Краснознаменного Балтийского флота в Период Советско-Финской войны 1939-1940 годов"
Часть 2
- Грибовский В.Ю. "Российский флот тихого океана. 1898-1905. История создания и гибели"
- "Русский флот и американская судостроительная фирма Вильяма Крампа. Итоги контактов"
"Варяг" сошел на воду с должными ему почестями" - "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах"
- Спрашивали - Отвечаем
- "Боевые действия Краснознаменного Балтийского флота в Период Советско-Финской войны 1939-1940 годов"
Часть 3
- Грибовский В.Ю. "Российский флот тихого океана. 1898-1905. История создания и гибели"
- Гибель «Indianapolis» Трагедия 45-го года
- Грибовский В.Ю. "Российский флот тихого океана. 1898-1905. История создания и гибели"
- "Югославский военный флот. 1918-1941"
- От редакции
- "Боевые действия Краснознаменного Балтийского флота в Период Советско-Финской войны 1939-1940 годов"
Часть 4
- "Линейный корабль "Agincourt"
- "Крейсеры с полетной палубой военно-морских сил Соединенных Штатов"
Российский флот тихого океана История создания и гибели 1898-1905.
Часть 2 Флот в Русско-Японской войне 1904 - 1905 годы
Япония начала окончательную мобилизацию своих вооруженных сил в ноябре 1903 года. В состав Постоянной эскадры к этому времени уже вошли все крупные корабли и новые миноносцы. В декабре эскадра была реорганизована в Соединенный флот, сосредоточенный в Сасебо. Командующим флотом японский император назначил самого авторитетного из флагманов - вице-адмирала Х.Того, который поднял флаг на броненосце 1-го класса «Микаса».
Соединенный флот, предназначенный для действий на главном театре - в Желтом море, - состоял из 1-й и 2-й эскадр. В 1-ю эскадру под командованием самого Х.Того вошли 1-й и 3-й боевые отряды броненосцев (6 единиц) и быстроходных крейсеров (4 единицы, флаг вице-адмирала С.Дева на «Титосе»), авизо «Тацута», три отряда истребителей (11 единиц) и два отряда миноносцев (8 единиц). 2-ю эскадру под командованием вице-адмирала Х.Камимура (флаг на броненосном крейсере «Идзумо») составили 2-й и 4-й боевые отряды броненосных (6 единиц) и бронепалубных (4 единицы) крейсеров, авизо «Тихайя», два отряда истребителей (8 единиц) и два отряда миноносцев (8 единиц). При эскадре состояли 2 канонерские лодки и 15 частично вооруженных транспортов, образовавших плавучий тыл флота.
По количеству крупных кораблей, миноносцев и орудий средних калибров Соединенный флот превосходил главные силы русской эскадры Тихого океана, сосредоточенные в Порт-Артуре, что хорошо видно из таблицы 121. Лишний эскадренный броненосец не давал русским очевидных преимуществ, зато наличие в составе эскадры двух быстроходных минных транспортов позволяло вести активные минные постановки в водах противника.
3-я японская эскадра под командованием вице-адмирала С.Катаока (флаг на крейсере «Ицукусима»), первоначально подчиненного непосредственно начальнику Морского генерального штаба, предназначалась для действий в районе Корейского пролива и южного побережья Кореи. В эскадру вошли сравнительно старые корабли, сведенные в три боевых отряда и три отряда миноносцев: 2 броненосца, 7 крейсеров, 9 судов берего
вой обороны и канонерских лодок, 1 авизо, 12 миноносцев и 2 транспорта. 3-я эскадра уступала в силах русскому Владивостокскому отряду из 4 больших крейсеров, которые, к тому же, могли настигнуть любой ее корабль.
Защита японских военных и некоторых торговых портов возлагалась на береговые батареи, мелкие устаревшие суда и миноносцы, которые не имели серьезного боевого значения.
Личный состав всего японского флота после мобилизации насчитывал до 2100 офицеров и около 35 тысяч нижних чинов. На эскадре Тихого океана, включая Владивостокский отряд, Сибирский и Квантунский флотские экипажи, служили 762 офицера, 96 кондукторов и 17528 нижних чинов.
Морские и океанские коммуникации Японии, при их огромной роли в жизни страны, большинство торговых и приморских городов-баз рыболовного флота оказывались беззащитными от возможных ударов противника.
Уязвимыми местами Японии являлись также сохранявшаяся зависимость страны от импорта вооружения и техники и невозможность значительного усиления флота в ходе войны. Так, в постройке находилось всего два малых бронепалубных крейсера и несколько истребителей, три из которых удалось достроить к 1905 году. Правда, в декабре 1903 года японцам удалось приобрести два броненосных крейсера итальянской постройки. Названные «Ниссин» и «Кассуга» эти корабли под командованием офицеров резерва английского флота находились на пути в Японию и ожидались там в начале февраля 1904 года. У русских в Порт-Артуре достраивались всего три эскадренных миноносца. Однако японцам приходилось считаться с наличием у противника сильного резерва в европейских водах и отряда кораблей в Красном море.
Сильными сторонами японского флота следует признать боевой опыт высшего и старшего командного состава, полученный в войне с Китаем в 1894 - 1895 годов, наличие тактической школы и заблаговременное повышение боевой готовности. Интенсивная боевая подготовка в течение трех месяцев накануне войны позволила ликвидировать многие недочеты мирного времени и приобрести опыт совместных действий вновь назначенным и наиболее способным командирам и флагманам.
Японский план войны, имевший несколько вариантов, предусматривал тесное взаимодействие армии и флота. Верховное руководство ими осуществляла главная императорская квартира, в состав которой были включены начальники армейского и морского генеральных штабов. Достижение цели войны - овладение Порт-Артуром и вытеснение русских из Маньчжурии - было возможным только в случае разгрома сухопутных войск России на Дальнем Востоке до их значительного усиления корпусами из западных военных округов. В составе русской армии на театре военных действий насчитывалось 98 тысяч человек при бригадной - «колониальной» - организации. Общая же ее численность 1 миллион 135 тысяч человек с 3,5 миллионами обученного запаса и ополчения Японская армия мирного времени насчитывала всего 150 тысяч солдат и офицеров. При мобилизации она могла быть удвоена, но возможность перевозки армии на материк целиком зависела от успешных действий флота, игравшего в войне главную роль. Целью японского флота являлось возможно быстрое завоевание господства в Желтом море с последующим обеспечением перевозки и высадки сухопутных войск.
План операций японского флота составлялся начальником Морского генерального штаба адмиралом Ю.Ито, вице-адмиралом Х.Того и начальником штаба Соединенного флота капитаном 1-го ранга Х.Симамура. Японцы выбрали время начала военных действий применительно к периоду самой низкой боевой готовности, как эскадры Тихого океана, так и Балтийского флота, корабли которого зимой могли быстро выйти на Дальний Восток. Японский план предусматривал внезапное нападение на русские морские силы до объявления войны. При этом Соединенный флот совершал скрытый переход в северную часть Желтого моря, отряды истребителей ночью посылались в атаку на русскую эскадру, стоявшую на внешнем рейде Порт-Арту- ра или Талиенвана.
Утром, после атаки, вице-адмирал Х.Того с главными силами своего флота предполагал развить ночной успех и нанести ослабленной эскадре Тихого океана решительное поражение. Одновременно контр-адмиралу С.Уриу (начальник 4-го боевого отряда) ставились задачи уничтожения русских станционеров в корейском порту Чемульпо и прикрытия высадки там четырех батальонов для захвата столицы Кореи - Сеула. После этого предполагалось начать перевозку в Чемульпо и Цинампо главных сил 1-й японской армии. Японский флот готовился также к блокадным действиям против ослабленной русской эскадры в Порт-Артуре, закупорке ее на внутреннем рейде затоплением пароходов-брандеров и к активным минным постановкам.
Классы кораблей и калибры орудий | Русская эскадра Тихого океана в Порт-Артуре | Японский Соединенный флот |
Эскадренные броненосцы | 7 | 6 |
Броненосные крейсеры | 1 | 6 |
Большие бронепалубные крейсеры (более 4000 тонн) | 4 | 4 |
Малые бронепалубные крейсеры | 2 | 4 |
Минные крейсеры (авизо и заградители) | 4 | 2 |
Мореходные канонерские лодки | 7 | 2 |
Истребители (эскадренные миноносцы) | 22 | 19 |
Миноносцы | - | 16 |
305 мм | 20 | 24 |
254 мм | 8 | - |
203 мм | 10** | 30 |
152 мм | 136 | 184 |
120 мм | 13 | 43 |
** - включая четыре 229-мм орудия на канонерских лодках
Утром 24 января 1904 г. Соединенный флот вышел из Сасебо и направился на север, по пути захватывая русские коммерческие пароходы. Из десяти японских призов, задержанных до 28 января, наиболее ценным оказался взятый у самого Порт-Артура пароход «Манчжурия» с грузом из 27 тысяч снарядов и других запасов для русской эскадры. Днем 26 января, находясь в 300 милях от Квантуна, Х.Того послал вперед быстроходные крейсера вице-адмирала С.Дева. Контр-адмирал С.Уриу со своим отрядом, усиленным броненосным крейсером «Асама», направился к Чемульпо. Вечером 26 января, подойдя к о. Роунд - в 45 милях от Порт-Артура, японский главнокомандующий направил в атаку все имеющиеся восемнадцать истребителей (еще один - «Акебоно» - столкнулся с транспортом, получил повреждения и в атаке не участвовал) 123. Не зная о фактической дислокации русской эскадры, Х.Того разделил истребители - десять из них были посланы к Порт-Артуру, восемь - к Талиенвану.
На подходе к Порт-Артуру японские истребители успешно уклонились от русских дежурных эскадренных миноносцев «Бесстрашный» и «Расторопный», которые несли положенные ходовые огни. Правда, два истребителя отстали и выполнили свои атаки с опозданием. Зато 1-й отряд - капитана 1-го ранга М.Асайя - ориентируясь по прожекторам «Ретвизана» и «Паллады» и по освещенным люстрами палубам грузивших уголь «Победы» и «Дианы» внезапно для русских сблизился на дистанцию около 4 кбт и выпустил мины. В 23.35 вахтенный начальник «Ретвизана» лейтенант А.В.Развозов первым заметил в свете прожектора флагманский истребитель М.Асайя «Сиракумо» и пробил отражение минной атаки, но было поздно. В тот же момент «Ретвизан» был подорван миной Уайтхеда и получил пробоину с левого борта площадью свыше 14 кв. метров. Все русские корабли немедленно открыли огонь, который хотя и не нанес повреждений японским истребителям, но расстроил их боевой порядок и заставил стрелять с больших дистанций.
Всего японцы выпустили 16 мин (торпед) калибром 45 см, из которых попали три - кроме «Ретвизана», были подорваны «Цесаревич» и «Паллада». В десяти промахнувшихся минах не сработали клапаны потопления, из них одна оказалась с невынутой чекой ударника. Все три русских корабля, особенно броненосцы, получили серьезные повреждения, потеряв 13 матросов убитыми и 32 ранеными. «Цесаревич», крен которого достиг 16 градусов, был спасен благодаря храбрости и умению трюмного инженер-механика Александра Федорова, применившего контрзатопление отсеков, и его помощника - хозяина трюмных отсеков Ильи Петрухова. А.Федоров за свой подвиг был награжден орденом Св.Станислава 3-й степени с мечами и бантом, И.Петрухов - знаком отличия Военного ордена 4-й степени. Опасаясь затопления подорванных кораблей на глубоком месте, командиры направили их к берегу и посадили на мель вблизи входа на внутренний рейд. При этом «Ретвизан» загородил корпусом часть узкого прохода. Крейсер «Новик» через полтора часа после начала атаки (окончилась в 00.50 27 января) снялся с якоря для преследования вражеских истребителей. Ему на помощь вскоре отправился «Аскольд», «Боярин» и миноносцы, но все они вернулись, не обнаружив противника.
Около 08.00 27 января на горизонте появились японские крейсера-разведчики вице-адмирала С.Дева, который известил своего главнокомандующего о повреждении нескольких русских кораблей. Через три часа к Порт-Артуру подошел вице-адмирал Х.Того с главными силами и в 11.07 открыл огонь по русским кораблям с дистанции 46 кбт. В 40-минутном бою оба командующих действовали нерешительно. Х.Того, построив в кильватерную колонну все свои шесть броненосцев, пять броненосных и четыре бронепалубных крейсера, прошел вдоль рейда, уменьшив к концу боя дистанцию до 26 кбт. Броненосцы «Микаса», «Фудзи», «Хатсусе» и «Сикисима» получили попадания, которые нанесли им незначительные повреждения. Убедившись в неожиданно скромных результатах ночной атаки и, избегая риска потерь в сражении с сохранившей боеспособность русской эскадрой и береговыми батареями Порт-Артура, японский адмирал поворотом в открытое море вышел из боя. Соединенный флот отступил в маневренную базу в шхерах на северо-западном побережье Кореи.
Вице-адмирал О.В.Старк прибыл на эскадру под огнем противника - уже после появления крейсеров С.Дева он был вызван наместником для получения инструкций. Русские корабли открыли огонь, находясь в беспорядке на внешнем рейде, и только через 20 минут после начала боя крейсеры «Аскольд» и «Диана», следуя броненосцу «Петропавловску», легли на контркурс с противником и ввели в действие всю бортовую артиллерию. Одновременно на предепьной дистанции открыли огонь и береговые батареи О.В.Старк собирался послать в атаку эскадренные миноносцы, но отказался от этого намерения, хотя минная атака, поддержанная большими кораблями, представляла серьезную опасность для японцев. Русские броненосцы, согласно указаниям наместника, не преследовали противника, оставаясь под прикрытием крепостных батарей.
Только крейсера «Баян» под командованием капитана 1- го ранга Р.Н.Вирена и «Новик» под командованием капитана 2-го ранга Н.О.Эссена на фоне общего замешательства в начале боя сами атаковали японцев. При этом «Новик» дважды сближался на дистанцию 15-17 кбт, но не был поддержан другими кораблями. «Баян» и «Новик» отвлекли на себя огонь японских кораблей и получили наиболее серьезные повреждения.
Артиллерийский огонь русских дал всего около 1 % попаданий из орудий крупного и среднего калибра. Японцы добились немногим лучшего - из выпущенных ими снарядов калибром от 120 до 305 мм попала 1,9 % (или 1,1 %). Кроме того, в сфере обстрела японского флота оказалось скопление судов на рейде и в порту. Так, японские снаряды поразили «Ангару» и «Амур», стоявший в Восточном бассейне. Два снаряда - 203 мм и 305 мм - не разорвались и были разоружены русскими.
В тот же день - 27 января 1904 г. - русская эскадра потеряла крейсер 1-го ранга «Варяг» и канонерскую лодку «Кореец», которые накануне были блокированы отрядом контр-адмирала С.Уриу в Чемульпо. На рейде Чемульпо (Инчхойх) - морских ворот корейской столицы Сеула - кроме русских кораблей находились станционеры других государств - английский крейсер «Тэлбот», французский «Паскаль», итальянский «Эльба» и американская канонерская лодка «Виксберг».
26 января командир «Варяга» капитан 1-го ранга р.Ф.Руднев, обеспокоенный перерывом связи с наместником и слухами о разрыве дипломатических отношений с Японией, послал «Кореец» с донесениями в Порт-Артур. При выходе из Чемульпо канонерская лодка встретилась с подходившим с моря отрядом с Уриу и подверглась атаке японских миноносцев. Командир лодки капитан 2-го ранга ГП.Беляев был вынужден вернуться на рейд, не открывая ответного огня (с «Корейца» были сделаны два нечаянных выстрела из 37-мм пушки) 124.
Японские корабли вошли в Чемульпо и начали высадку войск, а на следующее утро контр-адмирал С.Уриу, выведя свои крейсера и миноносцы с рейда, передал В.Ф.Рудневу ультиматум В ультиматуме русским кораблям предпагалось покинуть порт до полудня, в противном случае японцы собирались атаковать их в порту. Командир «Варяга» поступил в духе лучших традиций российского флота - он решил выйти из Чемульпо и принять бой. Командиры иностранных станционеров ограничились формальным протестом против нарушения нейтралитета Кореи, одновременно организовав торжественные проводы русским, принявшим вызов превосходящих сил противника.
Проведя совещание офицеров крейсера и обратившись с кратким выразительным словом к команде, В.Ф.Руднев приказал сниматься с якоря. Отряд С.Уриу занимал выгодное положение в узком проливе, ведущем с рейда Чемульпо, и фактически преграждал путь в открытое море. В составе отряда были шесть крейсеров, в том числе броненосный крейсер «Асама», бронепалубные «Нанива» (флаг С.Уриу), «Такатихо», «Нийтака», «Акаси» и «Тийода» с броневым поясом по ватерлиниям, авизо «Ти-
хайя» и восемь миноносцев. По размерам, бронированию и мощности вооружения один «Асама» превосходил оба русских корабля. Это превосходство увеличивалось в бою в стесненном районе, где «Варяг» не мог использовать свою скорость125 и оказывался особенно уязвимым вследствие незащищенности артиллерии. Орудия же «Асамы» размещались в бронированных башнях и казематах.
Увидев русские корабли на фарватере, японские крейсера снялись с якоря, и в 11.45 «Асама» с дистанции 38,5 кбт открыл огонь по «Варягу». Третий японский снаряд попал в верхний носовой мостик русского крейсера, разрушил дальномер- ную станцию и вывел из строя дальномерщиков, определявший расстояние мичман А.М.Нирод был убит. Это сорвало пристрелку, и интенсивный огонь «Варяга» по «Асама» из 152-мм и 75-мм орудий оказался неэффективным. Попадания японских фугасных снарядов и их близкие разрывы при падении в воду нанесли большие потери незащищенной прислуге орудий русского крейсера, маневр которого ограничивался узостью. Экипаж «Варяга» храбро сражался, многие раненые остались на своих постах или вернулись в строй после перевязки: среди них - плутонговый командир мичман Петр Губонин, старший комендор Прокопий Клименко, квартирмейстер Тихон Чибисов, рулевой Григорий Снегирев, матрос 1-й статьи Макар Калинкин и другие.
Видя невозможность прорыва, В.Ф.Руднев, также раненый, был вынужден повернуть обратно в Чемульпо. В неравном бою, продолжавшемся около часа, «Варяг» получил 11 попаданий снарядами калибром от 120 до 203 мм с пяти японских крейсеров, главным образом с «Асама» 126. Десять из двенадцати 152-мм орудия «Варяга» вышли из строя, часть из них - из-за поломки механизмов вертикального наведения. Через четыре подводных пробоины в корпус поступала вода, электрический привод управления рулем не действовал. Потери в личном составе достигли 130 матросов и офицеров, из которых 33 человека были убиты или смертельно ранены.
Во время боя «Кореец» поддерживал «Варяга» сравнительно редким огнем из 203-мм и 152-мм орудий, но попаданий не добился. Стрельба японского крейсера «Тийода» по русской канонерской лодке также оказалась не эффективной. На рейде Чемульпо В.Ф.Руднев убедился в невозможности продолжения боя и после краткого военного совета с офицерами принял решение уничтожить корабли. «Кореец» был взорван с помощью фальшфейера, заложенного в крюйт-камеру, а «Варяг» затоплен открытием клапанов и кингстонов. По просьбе иностранных командиров В.Ф.Рудневу пришлось отказаться от взрыва крейсера, что позволило японцам поднять его и ввести в состав своего флота под названием «Сойя».
Экипажи русских кораблей, состав и охрана русской миссии в Сеуле были приняты на борт иностранных станционеров и, избежав, таким образом, плена через несколько месяцев прибыли на Родину. Командир американской канонерки «Виксберг» отказал в помощи даже раненым русским матросам. В апреле 1904 года команды «Варяга» и «Корейца» были торжественно встречены в Санкт-Петербурге. Все офицеры крейсера, а позднее и офицеры канонерской лодки были удостоены орденов Св Георгия 4-й степени, все нижние чины обоих кораблей получили знаки отличия Военного ордена. «Варяг», о котором были сложены песни и написаны книги, стал своеобразным символом доблести и героизма российского флота. Подвиг его во время русско-японской войны был не раз повторен моряками других кораблей.
Командир другого русского станционера - канонерской лодки «Манджур», стоявшей в Шанхае, - капитан 2-го ранга Н.А.Кроун решил с боем прорываться в Порт-Артур сквозь блокаду противника, собираясь «в случае неудачи и превосходящих сил неприятеля взорвать лодку среди японских судов 127» Однако Е.И.Алексеев не разрешил «приносить в жертву команду и корабль», и в феврале 1904 года «Манджур» был вынужден разоружиться. Большинство офицеров лодки полулегально пробрались в Порт-Артур, а сама она оставалась в Шанхае до заключения мира.
Канонерскую лодку «Сивуч» война застала на зимовке в земляном доке Инкоу, в 130 милях от Порт-Артура. При отступлении русских войск в июле 1904 года ее перевели на 125 верст вверх по реке Ляохе, а 20 июля взорвали, чтобы не допустить захвата противником. Таким образом, ни один из станционеров не смог принять участие в последующих боевых действиях.
Успех внезапного нападения японцев оказал тяжелое моральное воздействие на русских моряков, сковал активность и без того ослабленных морских сил России и вызвал к жизни внеплановые оборонительные мероприятия. Главные силы эскадры Тихого океана после боя 27 января втянулись на внутренний рейд и в море не выходили. Опасаясь высадки японского десанта на Квантунский полуостров, Е.И.Алексеев и О.В.Старк решили защитить десантоопасные заливы и бухты минными заграждениями, использовав для их постановки «Енисей» и «Амур». Руководить минными постановками был назначен недавно прибывший в Порт-Артур контр-адмирал М.П.Молас, который не обеспечил «Енисей» охранением, а другие подчиненные ему силы - информацией о точном месте заграждения. С 27 по 29 января - менее чем за двое суток - «Енисей» под командованием капитана 2-го ранга В.А.Степанова впервые в истории выполнил массовую минную постановку (402 мины) в Талиенванском заливе. По ее окончании, при попытке расстрелять две всплывшие мины заградитель неудачно маневрировал задним ходом, был снесен течением, подорвался на собственной мине и через 15 минут затонул. Сознавая свою вину, капитан 2-го ранга В.А.Степанов отказался спуститься в шлюпку и погиб вместе с «Енисеем», разделив судьбу корабля, трех погибших офицеров, кондуктора и 90 нижних чинов. Остальные 198 человек экипажа спаслись на шлюпках.
На поиски «Енисея» М.П.Моласом были посланы крейсер 2-го ранга «Боярин» и четыре эскадренных миноносца. Через 4 часа после подрыва заградителя «Боярин» сам подорвался на сдрейфовавшей мине. Вода затопила котельные отделения, но крейсер оставался на плаву. Командир его капитан 2-го ранга В.Ф.Сарычев не принял мер к спасению корабля, преждевременно снял команду на миноносцы и бросил крейсер на произвол судьбы. Характерно, что эсминец «Сторожевой» (капитан 2-го ранга А.П.Киткин), не смог уничтожить неподвижный «Боярин» из-за неисправности мин и минных аппаратов. В результате покинутый крейсер был снесен на мель к о. Южный Саншандао. Дальнейшие попытки спасти его, предпринятые под руководством заведующего 1-м" отрядом миноносцев капитана 1-го ранга Н.А.Матусевича, окончились неудачей из-за сильного шторма. Через двое суток после подрыва «Боярин» был вновь снесен на свое минное заграждение, где и затонул.
Гибель «Енисея» и «Боярина» без воздействия противника выявила серьезные недостатки в боеготовности эскадры, несостоятельность командования и опасность импровизаций в управлении силами. 1 февраля заведующим прибрежной обороной был назначен контр-адмирал М.Ф.Лощинский, которому передали и отчисленный от эскадры минный транспорт «Амур». С 3 по 10 февраля «Амур» под командованием капитана 2-го ранга Ф.Н.Иванова при обеспечении минными крейсерами и миноносцами поставил 295 мин в бухтах Дип и Керр, Талиенванском
заливе, проливе Саншандао и в бухте Восьми кораблей. Кроме того, 20 мин было выставлено с минного плотика «Амура» в самом Талиенване. Мины ставились в пределах 3-мильных территориальных вод с объявлением в прессе для иностранцев, что снижало боевую ценность заграждений. Большая часть мин обоих минных транспортов была израсходована в сугубо оборонительных целях, а запаса таких мин в Порт-Артуре не было.
Крейсера под флагом контр-адмирала М.П.Моласа с 9 по 22 февраля совершили четыре разведывательных похода, но каждый раз не удалялись далее 50 миль от Порт-Артура и противника не обнаружили. Японский флот прикрывал высадку в Чемульпо 1-й армии генерала Куроки, а в ночь на 11 февраля предпринял попытку закупорить выход из Порт-Артура затоплением пяти пароходов-заградителей в обеспечении миноносцев. Эта операция была сорвана огнем «Ретвизана» и береговых батарей - один заградитель затонул, а остальные выбросились на берег далеко от прохода. 12 февраля вице-адмирал Х.Того привел к Порт-Артуру главные силы Соединенного флота и, застав на рейде «Баян», «Аскольд» и «Новик», убедился, что закупорка провалилась. Правда, крейсерам вице-адмирала С.Дева удалось перехватить один из русских эскадренных миноносцев, посланных накануне в разведку. Командир «Внушительного» лейтенант М.С.Подушкин не решился прорваться в Порт- Артур и выбросил миноносец на берег в Голубиной бухте, где и затопил его под огнем «Титосе», «Такасаго», «Касаги» и «Иоси- но».
На фоне этих неудач и потерь несколько выгоднее выглядели действия Владивостокского отряда крейсеров под командованием капитана 1-го ранга Н.К.Рейценштейна. В первом походе к берегам Японии - с 27 января по 1 февраля 1904 года. - «Россия», «Громобой», «Рюрик» и «Богатырь» потопили пароход «Наканоура-Мару» (1084 брт) с грузом риса. Второй поход крейсеров - с 11 по 17 февраля - к северо-восточным берегам Кореи с осмотром Гензана закончился безрезультатно. Зато он вызвал отделение от Соединенного флота эскадры вице-адмирала Х.Камимура для демонстрации против Владивостока. 22 февраля броненосные крейсера «Идзумо», «Адзума», «Асама», «Якумо», «Ивате», бронепалубные крейсера «Касаги» и «Иосино» бомбардировали Владивосток, выпустив до 200 снарядов с «ничтожным результатом» 128. Многие из японских снарядов не разрывались. Русские крейсера задержались с выходом в море и не оказали противодействия японцам, которые ушли безнаказанными. Бомбардировка показала также слабость береговой обороны Владивостока, в частности, неудачное расположение береговых батарей и пренебрежение применением минного оружия.
Кол-во орудий в борт, залпе | Выпущено снарядов | Попаданий
120-305 мм |
Потери в личном составе | |||
Состав сил | 254-305 мм | 120-229 мм | 254-305 мм | 120-229 мм | ||
Эскадра Тихого океана русского флота | ||||||
5 эскадренных броненосцев | 20 | 23 | 65 | 337 | 9 | 14 |
1 броненосный крейсер | - | 6 | - | 128 | 10 | 41 |
4 бронепапубных крейсера | - | 20 | - | 297 | 8 | 15 |
15 эскадренных миноносцев | - | - | - | - | - | - |
Крепость Порт-Артур | ||||||
Береговые батареи | 5 | 30 | 30 | 99 | - | - |
Итого | 25 | 84 | 95 | 762 | 27 | 70 |
Соединенный флот Японии | ||||||
6 эскадренных броненосцев | 24 | 38 | 78 (150) * | 456 (950) | 6 | 52 |
5 броненосных крейсеров | - | 53 | - | 596 (695) | 2 | 11 |
4 бронепалубных крейсера | - | 23 | - | 324 (750) | 1 | - |
Итого | 24 | 119 | 73 (150) * | 1376 (2295) * | 9 | 63 |
* - Для кораблей японского флота показано вероятное количество выпущенных снарядов, рассчитанное по аналогии с русской эскадрой. Цифры в скобках показывают расчет, проведенный по скорости стрельбы, количеству орудий и времени ведения огня.
(Таблица составлена по сведениям из книги Р.М.Мельникова «Крейсер «Варяг», П., «Судостроение», 1893, с. 196-197)
Состав сил | Водоизмещение | Количество орудий калибром | Вес залпа | Экипаж | |||
т | 203 мм | 152 мм | 107-120 мм | 75-76 мм | кг | - чел. | |
«Варяг» | 7100 | . | 12 | . | 12 | 279 | 557 |
«Кореец» | 1300 | 2 | 1 | 4 | - | 155 | 169 |
Итого | 0400 | 2 | 13 | 4 | 12 | 434 | 726 |
«Асама» | 9800 | 4 | 14 | . | 12 | 805 | 726 |
5 крейсеров 3-го класса | 16.250 | - | 24 | 16 | 10 | 938 | |
«Тихайя» | 1250 | - | - | 2 | 4 | 52 | 1954 |
8 миноносцев | 1218 | - | - | - | - | - | |
Итого | 28.516 | 4 | 38 | 18 | 26 | 1795 | 2680 |
- 121 - Здесь и далее состав японских сил приводится по официальному труду Морского генерального штаба «Описание военных действий на море в 37-38 гг. Мейдзи (в 1904 - 1905 гг.)», пер. с японского, тт. I - IV, СПб., 1910.
- 122 - «История русско-японской войны 1904-1905 гг.», М., Наука, 1977, с. 66-75.
- 123 - Wilson H.W., «Battleships in action», Vol.1„ London, 1920, p. 181-182
- 124 - Мельников P.M. «Крейсер «Варяг». Л., Судостроение, 1983, с. 179-225.
- 125 - Из-за дефектов котлов системы Никлосса и главных машин «Варяг» мог развивать скорость немногим более 20 узлов. Фактическая скорость «Асамы» в 1904 - 1905 годах не превышала 19 узлов.
- 126 - Wilson H.W., Op. cit., p. 180.
- 127 - «Русско-японская война 1904-1905 гг.», кн.1. СПб., 1912, с. 329.
- 128 - Егорьев В.Е. «Операции Владивостокских крейсеров в русско-японскую войну 1904 -1905 гт.» М.-Л., Военмориздат, 1939, с.78.