- 37 - 2001 / 01 - линейные корабли "Richelieu"
- 38 - 2001 / 02
- "Итальянские модификации на бывших немецких кораблях"
- "Германские миноносцы периода второй мировой войны. 9-я флотилия миноносцев в Средиземном море"
- "Проектирование авианосцев в фашистской Германии во время второй мировой войны"
Часть третья - "Две катастрофы в истории американского флота"
- "Голландия. 1939 - 1945 годы. Потери кораблей и судов в период Второй мировой войны"
- 39 - 2001 / 03
- Грибовский В.Ю. "Российский флот тихого океана. 1898-1905. История создания и гибели"
- "Бот Царя Петра ("Нарвский ботик")"
- "Крейсеры с полетной палубой военно-морских сил Соединенных Штатов"
Часть первая - Немецкие миноносцы в Средиземном море
- 40 - 2001 / 04
- Грибовский В.Ю. "Российский флот тихого океана. 1898-1905. История создания и гибели"
- "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах"
- Спрашивали - Отвечаем
- "Боевые действия Краснознаменного Балтийского флота в Период Советско-Финской войны 1939-1940 годов"
Часть 1 - Глава I Балтийский морской театр
- Глава II Подготовка к войне военно-морских сил Финляндии
- Глава III Подготовка к войне Краснознаменного Балтийского флота
- Глава IV Общая обстановка на Балтийском театре к началу воины
- Грибовский В.Ю. "Российский флот тихого океана. 1898-1905. История создания и гибели"
- Спрашивали - Отвечаем
- "Боевые действия Краснознаменного Балтийского флота в Период Советско-Финской войны 1939-1940 годов"
Часть 2
- Грибовский В.Ю. "Российский флот тихого океана. 1898-1905. История создания и гибели"
- "Русский флот и американская судостроительная фирма Вильяма Крампа. Итоги контактов"
"Варяг" сошел на воду с должными ему почестями" - "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах"
- Спрашивали - Отвечаем
- "Боевые действия Краснознаменного Балтийского флота в Период Советско-Финской войны 1939-1940 годов"
Часть 3
- Грибовский В.Ю. "Российский флот тихого океана. 1898-1905. История создания и гибели"
- Гибель «Indianapolis» Трагедия 45-го года
- Грибовский В.Ю. "Российский флот тихого океана. 1898-1905. История создания и гибели"
- "Югославский военный флот. 1918-1941"
- От редакции
- "Боевые действия Краснознаменного Балтийского флота в Период Советско-Финской войны 1939-1940 годов"
Часть 4
- "Линейный корабль "Agincourt"
- "Крейсеры с полетной палубой военно-морских сил Соединенных Штатов"
Немецкие миноносцы в Средиземном море
10-я флотилия миноносцев в Лигурийском и Тирренском морях
Весной 1943 года в северной части Средиземного моря итальянским морским командованием были организованы отдельные 3-я и 4-я эскортные флотилии (3.Geleit, 4.Geleit-Flottille). Летом этого же года обе они были объединены в одну - 3-ю (3.Geleit-Flottille). В состав этих соединений входили трофейные французские корабли, по большей части миноносцы, которые достались итальянскому флоту во время оккупации Франции. На корабли флотилий были возложены задачи сопровождения конвоев и транспортов на маршрутах в итальянской прибрежной зоне, в Северную Африку и вокруг Сицилии. В меру своих возможностей корабли флотилии выполняли поставленные задачи вплоть до капитуляции Италии. После выхода Италии из войны немецкое морское командование приняло 3-ю эскортную флотилию (3.Geleitflottille) в свое распоряжение, заодно включив в нее и доставшиеся немцам бывшие итальянские корабли. Но в январе 1944 года из состава 3-й эскортной флотилии были выделены часть кораблей, которые организовали 10-ю флотилию миноносцев (l0.Torpedoboot-Flottille).
Первоначально в состав флотилии были включены бывшие итальянские миноносцы:
ТА-23 (бывший итал. «Impavido») - ? Otto Reinchardt;
ТА-24 (бывший итал. «Arturo») - Kptlt Dereschewitz;
ТА-25 (бывший итал. «Intrepido») - Kkpt Eisenberger;
ТА-26 (бывший итал. «Ardito») - Kptlt Albrand;
ТА-27 (бывший итал. «Auriga») - Kptlt Thilo-L. von Trtha;
TA-28 (бывший итал. «Rigel») - Kptlt Haberkorn.
Позднее в состав флотилии вошли и другие корабли:
с марта 1944 года - ТА-29 (бывший итал. «Eridano») - Kptlt Schmidt-Troje;
с апреля 1944 года - ТА-30 (бывший итал. «Dragone») - Kptlt Корка;
с апреля 1944 года - ТА-31 (бывший итал. «Dardo») - Kptlt Burkart;
с июля 1944 года - ТА-32 (бывший итал. «Premuda») - Kptlt Корка;
с осени 1944 года - ТА-33 (бывший итал. «Corsaro»).
Начальником флотилии был назначен с января 1944 года капитан 3-го ранга фон Гартцен (Korvetten-kapitan von Gartzen), до этого командовавший миноносцем Т-25. Буквально за несколько недель до назначения фон Гартцен чудом избежал гибели, когда его миноносец был потоплен 28 декабря 1943 года в Бискайском заливе орудиями английских крейсеров «Glasgow» и «Enterprise». Фон Гартцен, оказавшийся в воде, был подобран и спасен немецкой подводной лодкой.
Операционной зоной флотилии были назначены Лигурийское и Тирренское моря, задачами флотилии оставались по большей части эскортные операции, а также разведка, мин- но-заградительные операции и поддержка армии на побережье. Оперативно флотилия подчинялась штабу морского командования в Италии, но общее командование осуществлялось командующим миноносных сил немецкого флота, обязанности которого после гибели в декабре 1943 года контр-адмирала Бея временно исполнял капитан 1-го ранга Вольф (Kapitan zur See Wolff), а с февраля им стал контр-адмирал (позже вице- адмирал) Крайш (Konteradmiral Leo Kreisch).
Боевая деятельность флотилии началась в середине февраля 1944 года. За 10 дней, с 16 по 26 февраля, корабли осуществили четыре минные постановки в Генуэсском заливе. В них участвовали миноносцы ТА-23, ТА-24, ТА-27, ТА-28, ТА- 29, ТА-30. Затем последовала минная постановка у северной оконечности Корсики. Следующая минно-заградительная операция «Неске» проводилась уже в зоне действия английских эсминцев и быстроходных торпедных катеров, угроза атаки которых существовала в любой момент операции.
25-26 марта флотилия совершила переход до Специи, а затем до гавани Portoferraio на острове Эльба. Этот марш был составной частью минно-заградительной операции с кодовым названием «Gazelle», за которой последовали такие же операции «Antilope», «Auster» и «Schimmel».
22 апреля миноносцы флотилии ТА-23, ТА-26 и ТА-29 совершили рейд к Корсике и в 23 часа обстреляли береговые цели в районе Бастии и в гавани.
Следующий выход флотилии состоялся 24 апреля. Миноносцы ставили мины невдалеке от острова Capraia, северо- западнее Эльбы, когда внезапно были атакованы торпедными катерами. Когда их атака была отбита над флотилией появились истребители-бомбардировщики (Jabos) противника. Плотный зенитный огонь не позволил им удачно отбомбиться, к тому же они потеряли три самолета, не добившись успеха. Но и флотилия в этом походе не избежала потерь. Рано утром 25 апреля, обходя остров Capraia с запада, корабли наткнулись на минное поле противника. Миноносец ТА-23 подорвался на мине и получил такую большую пробоину, что остановить поступление воды не представлялось возможным. Миноносец тонул, и поэтому два других - ТА-26 и ТА-29 - сняли людей с ТА-23, гибель которого была ускорена экипажем. Это была первая потеря 10-й флотилии миноносцев, но уже следующей ночью корабли вновь вышли в поход - ТА-26 и ТА-29, соединившись с прибывшими ТА-27 и ТА-28, произвели разведки западнее все того же острова Capraia.
По опыту первых выходов командиры миноносцев уже могли сделать первые выводы. В своих рапортах они отмечали решительность и стремление к бою своих экипажей, однако указывали на слишком большое число новобранцев и на недостаточность опытных моряков, особенно специалистов по обслуживанию механизмов иностранного (итальянского) производства.
В мае и июне 10-я флотилия продолжала заниматься минно-заградительными постановками в проливах между Корсикой и континентом. Одновременно они совершали разведывательные выходы в море. Во время одного из них, 7 июня, на переходе из Portoferraio в Специю миноносцы ТА-27, ТА-28 и ТА-24 были атакованы торпедными катерами, но удачно отразили их нападение.
Следующей ночью на 8 июня эти же миноносцы вышли на минную постановку в проливе между Эльбой и островом Pianosa. Хорошо заметные при свете яркой луны корабли были обнаружены самолетами противника, возвращавшимися после выполнения задания на свой аэродром. Самолеты, видимо уже не имевшие боевых бомб, сбросили только осветительные бомбы и были обстреляны из 20-мм и 37-мм автоматов, но безуспешно.
По другому сложилась атака авиации на следующую ночь. 9 июня, незадолго до полуночи, миноносцы были внезапно атакованы истребителями-бомбардировщиками в гавани Portoferraio на Эльбе. Экипажи слишком поздно услышали угрожающий шум моторов самолетов и свист падающих бомб. На миноносце ТА-27 атаку обнаружили лишь перед попаданием бомб в корабль. Пробоина в кормовой части от прямого попадания двух бомб оказалась настолько большой, что миноносец практически сразу же стал оседать на корму. Буквально через несколько секунд среднюю часть корабля поразила третья бомба. Столб пламени от ее взрыва поднялся вверх выше мачт. Сразу же тарахтящими звуками начали взрываться кранцы первых выстрелов. О спасении корабля не могло быть и речи - настолько быстро тонул миноносец. Командир, капитан-лейтенант фон Трота отдал приказ: «Все люди за борт!». Позже, после прекращения атаки, они были подобраны экипажами двух других миноносцев. Недосчитались только двух человек.
Выходы в море следовали почти беспрерывно. Ночью на 12 июня несколько миноносцев совершили разведывательный рейд в Лигурийском море. Следующей ночью, 13 июня, он был повторен. Затем последовали две минно-заградительные операции - под кодовыми названиями «Weide» - ночью на 14 июня, и «Nadel» - ночью на 15 июня.
Во время последнего выхода, 15 июня около 4 часов утра в 17 милях западнее Специи с миноносцев внезапно были обнаружены на юго-западе, в самой темной части горизонта, •быстро передвигающиеся длинные низкие тени. Это оказались американские торпедные катера, которые именно в этот момент произвели запуски торпед по немецким кораблям. Миноносцы сразу же стали поворачивать, пытаясь уклониться от приближающихся торпед. ТА-26 отвернуть не успел. Торпеда попала в среднюю часть корабля. Вверх взметнулся столб огня и воды. Катера противника закрутились вокруг поврежденного миноносца, хотя по ним вели огонь все немецкие орудия. Это не помогло - сказывались, по все видимости, недостаточная обученность экипажей и отсутствие должного опыта. Еще один катер смог приблизиться к ТА-26. Второе попадание торпеды очень быстро отправило корабль на дно. В 04.16 он скрылся под водой. Но бой не прекратился, хотя нападающие тоже несли потери. Один катер взорвался от попадания 100-мм снаряда с ТА-30. Другой катер потерял ход и был весь объят огнем. Остальные катера вновь выпустили торпеды, одна из которых поразила ТА-30. Из миноносца вырвались огромные языки пламени - это сдетонировал боезапас. Взрывом кормовая часть был оторвана и мгновенно скрылась под водой. За ней последовала и оставшаяся часть. В 04.33 миноносец затонул. Это были тяжелые потери для флотилии. Хотя два оставшихся миноносца, добив второй катер и заставив остальных ретироваться, сразу же стали подбирать людей с воды, тем не менее, многие погибли - 90 человек из экипажа ТА-26 и 20 человек с ТА-30. Ранним утром 16 июня к спасению людей подключилось госпитальное судно (Lazarettschiff) «Erlangen». Судно продолжало поиски до вечера, и уже на заходе солнца было атаковано истребителями-бомбардировщиками (Jabos) - несмотря на то, что на нем имелись хорошо видимые красные кресты - опозновательные знаки госпитального судна. «Erlangen» получил несколько пробоин, на нем вспыхнул пожар. Из-за повреждений ему пришлось оставить район поиска. Более того, вставал вопрос о спасении самого судна, которое максимальным ходом направилось к ближайшему берегу и выбросилось на отмель в районе Sestri Levante западнее Специи.
В ночь на 17 июня состоялся следующий выход для минных постановок. Операция носила кодовое название «Stein». Миноносцы ТА-24 и ТА-29 вышли в Лигурийское море с якорной стоянки и средним, 25 узловым ходом направились в назначенный район напротив Генуи, где и выставили заграждение. Для точной ориентации были зажжены зеленые огни маяка. При повороте на курс возвращения миноносцы были вновь атакованы торпедными катерами, произошла новая жестокая перестрелка, безрезультатная для обеих сторон.
20-21 июня состоялась новая минно-заградительная операция «Messer». Рано утром в 30 милях юго-западнее Viareggio миноносцы ТА-25 и ТА-29 опять встретились с тремя американскими торпедными катерами. Быстротечная атака, проведенная катерами привела к попаданию двух торпед во флагманский ТА-25. Тяжело поврежденный миноносец был покинут экипажем, потерявшем в бою около 60 человек, и добит артиллерией миноносца ТА-29.
Таким образом, в течение непродолжительного времени 10-я флотилия понесла большие потери. Сказывалась напряженность походов и усталость людей. В то время как противник мог манипулировать своими силами, и каждый раз отправлять в море корабли со свежими экипажами, 10-я флотилия имела очень ограниченное количество кораблей, и им снова и снова приходилось идти в бой.
24 июня 1944 года капитан 3-го ранга фон Гартцен (Korvetten-kapitan Wirich von Gartzen) был награжден Рыцарским крестом (Ritterkreuz). Командующий миноносными силами немецкого флота контр-адмирал Крайш (Fuhrer der Zerstorer Kriegsmarine Konteradmiral Leo Kreisch), поздравляя его, отметил: «Успешные боевые походы в Бискайском заливе и в Канале миноносца Т-25, которым Вы командовали вплоть до его гибели, а также выполненные трудные задачи и жестокие бои в Тирренском море 10-й флотилии миноносцев нашли благодарность и признание. Командующий миноносными силами гордится своей молодой 10-й флотилией.»
Через несколько недель миноносцы ТА-24, ТА-28 и ТА- 29 перешли к боевым походам по Лигурийскому морю исключительно в ночное время. По прежнему, основными задачами оставались разведывательные рейды и минно-заградительные операции.
Поздним вечером 20 июля все боеготовые миноносцы 10-й флотилии вышли в море для проведения минно-загради- тельной операции под кодовым названием «Brummer». Во время выхода вновь произошел бой с торпедными катерами. На этот раз их атака была безуспешной, а миноносцы орудийным огнем зажгли и потопили один катер. На обратном пути на миноносцы налетели бомбардировщики, которые добились одного попадания в ТА-29. Легко поврежденный миноносец успешно вернулся в базу. Следующий выход в Лигурийское море - разведывательный рейд ночью 24-25 мая прошел без встреч с противником.
25 июля в море вышли все боеготовые миноносцы для обстрела береговых целей на западном итальянском побережье от южной части Marina di Pisa до устья реки Агпо. Из дневника боевых действий 10-й флотилии нам известно как проходила эта операция.
«00.15. ТА-29, ТА-24 и ТА-28 прошли защитный мол гавани Специя. После прохода участка «Panther» легли на курс в южном направлении.
00.17 - 03.05. Постоянно обнаруживаются вражеские самолеты-разведчики и дозорные быстроходные катера. Отмечена работа очень мощной береговой поисковой станции.
00.28. Боевая тревога! ТА-29 стреляет осветительным снарядом с правого борта.
00.36. Стрельба осветительными снарядами по КУ 100 и 290 градусов.
00.56. Отбой боевой тревоги.
01.01. Стрельба и зенитный огонь по КУ 150 градусов.
01.20. Радиосообщение от итальянского берегового командования флота (MarKDO): «Обстрел берега прекратить. Обнаружена воздушная разведка севернее отмели Meloria».
01.53. Боевая тревога! ТА-29 стреляет осветительным снарядом с левого борта.
02.04. Сообщение с ТА-24: «Быстроходные катера с левого борта».
02.24. Огня не открывали. Отбой боевой тревоги.
03.40. Пройдено плавающее заграждение гавани Специя. Швартовка.»
Передано сообщение в штаб 7-й охранной дивизии (7.SichDiv): «ТА-24/28/29 Специя 00.00 ч. Обстрел цели 726, южный берег Агпо. Возвращение в Специю маршрутом «Panther».
23.54. Выход из Специи для обстрела вражеских позиций в южной части устья Агпо. Скорость хода 21 узел.
01.52. Боевая тревога! Поиск береговых целей для обстрела! Соединение разворачивается через левый борт и ложится на боевой курс 356 градусов. Скорость 12 узлов.
02.02. ТА-29, как средний в строю, стреляет осветительными снарядами. Для освещения поддерживается постоянный режим 5 осветительных снарядов в небе. Территория хорошо просматривается. Расстояние до берега 2,7 мили. Пункт Marina di Pisa является первой целью. При увеличении расстояния более 8000 метров снова возвращаемся до 5000 метров. Оба миноносца освещены осветительным снарядом с береговой батареи.
02.52. Боевая тревога! По пеленгу 310 градусов обнаружены три торпедных катера на тихом ходу курсом сближения. Дистанция от 30 до 35 гектометров (1 hm = 100 метров). Соединение поворачивает в их сторону и стреляет осветительными снарядами. Так как маневрирование ограничено собственными минными заграждениями преследование не проведено. Миноносцы ложатся на курс в базу.
04.30. Возвращение в Специю.
27 июля 1944 года: 00.25. ТА-24, ТА-28 и ТА-29 вышли из Специи для обстрела вражеских береговых позиций юнее устья Агпо (повтор задачи прошедшей ночи).
01.32. Уже в море с кораблей наблюдали по меньшей мере четыре крупных пожара в районе Ливорно.
02.35. Соединение ложится на боевой курс. ТА-29 начинает обстрел осветительными снарядами целей Marina di Pisa. ТА-24 и ТА-28 начинают стрельбу боевыми снарядами. На берегу возникают два очага пожаров, причем один очень сильный с заметными всполохами огня, схожими с тем, как взрываются боеприпасы.
02.45. Обстрел прекращается. Соединение ложится на курс 315 градусов и, увеличив скорость до 21 узла, в прежнем строю направляются обратно.
04.14. Боевая тревога! По пеленгу 330 градусов обнаружены тени. Миноносцы поворачивают в их сторону и открывают огонь осветительными снарядами. Выясняется, что это катер охраны базы. С ним обмениваются позывными.
05.04. Прибытие в Специю.»
Эти краткие выдержки из дневника боевых действий 10-й флотилии отражают только фактический ход событий, но в них не отражено то постоянное напряжение, смертельная усталость и ожидание боя, которое сопровождало экипажи миноносцев на всем протяжении боевых выходов, совершавшихся практически каждую ночь. Капитан 3-го ранга фон Гартцен отмечал в своих рапортах, что экипажи отдыхают очень мало, кратковременность сна не компенсирует напряжение и усталость. Спокойного времени практически не бывает.
Между тем в августе 1944 года обстановка не улучшилась. Миноносцы снова и снова ходили в Лигурийское море в разведывательные рейды, для обстрела побережья в районе Marina di Pisa и для эскортирования отдельных транспортов. К исходу пятого военного года (конец августа 1944 года) 10-я флотилия потеряла из своего состава пять кораблей. Но, тем не менее, по мнению немецкого морского командования в Италии, «действия флотилии оказали существенное влияние на военную обстановку в Лигурийском море».
Вечером 4 сентября 1944 года авиация союзников произвела мощнейший налет на гавань и город Геную. Высотные бомбардировщики сбросили 438 тонн авиабомб. Одни из первых бомб упали в 100 метрах от стенок дока, в который совсем недавно был установлен миноносец ТА-28. Одна из следующих бомб попала в миноносец, который в результате взрыва оказался накренен. Другая серия бомб упала в районе минной пристани, где стояли три готовых к выходу заградителя. Прямым попаданием бомбы и последующим взрывом мин на борту один из минных заградителей был буквально разорван на части. Почти одновременно бомбы поразили миноносец ТА- 33, который очень быстро затонул, сохраняя тем не менее вертикальное положение. Вторично тяжелые повреждения от прямых попаданий получило госпитальное судно «Erlangen», прибуксированное от Sestri Levante в Геную. Тяжелые бомбы падали непрерывно. ТА-29 получил новые дополнительные повреждения.
После налета были подведены итоги. Из 11 миноносцев, когда-либо числившихся в составе 10-й флотилии, в на линии остались только четыре, из которых ТА-29 был поврежден, хотя и смог остаться в боевом строю после частичного ремонта.
1 октября 1944 года капитан 3-го ранга фон Гартцен с миноносцами ТА-24, ТА-29 и ТА-32 совершил выход в западную часть Генуэсского залива. Ночью соединение натолкнулось на эсминец противника. Фон Гартцен приказал: «Торпедная атака!» («Torpedoeinsatz!»). Все три миноносца атаковали. От торпед миноносца ТА-32, стрелявшего первым, эсминец противника уклонился маневрированием. Залпы 127-мм вражеских орудий с большой скорострельностью стали накрывать немецкие корабли, которым к тому же еще пришлось уклоняться от выпущенных противником торпед. Миноносец ТА-24 получил прямое попадание снаряда с тяжелым повреждением. Два других миноносца прикрыли его дымзавесой и попытались перетянуть артогонь орудий противника на себя, пока не выяснилась обстановка на ТА-24. После этого они развили высокий ход и вышли из боя, вскоре возвратившись в Геную.
25 октября миноносец ТА-31 во время атаки бомбардировщиков противника получил бомбовую пробоину и вышел из строя на неопределенный срок. А в ноябре 1944 года командир этого миноносца капитан 3-го ранга Буркарт (Korvetten- kapitan Burkart) принял командование 10-й флотилией от капитана 2-го ранга фон Гартцена, переводившегося в Германию и собиравшегося принимать в командование в Готенхафене 3-ю флотилию миноносцев.
К концу 1944 года 10-я флотилия включала только три миноносца. В это время миноносцы ТА-24 и ТА-32 провели последнюю эскортную операцию. Начиная с января 1945 года против многочисленного вражеского флота Германия имела только три миноносца ТА-24, ТА-29 и ТА-32, базировавшихся на Геную и Специю. В феврале два из них в бою достигли успеха, отправив на дно торпедный катер противника. Но уже приближался март 1945-го, ставший роковым для флотилии.
18 марта капитан 3-го ранга Буркарт с тремя боеготовыми миноносцами вышел из Генуи в Лигурийское море для проведения активной минной постановки. Едва ТА-24, ТА-29 и ТА-32 успели построиться в кильватерную колонну в указанном порядке, как с флагманского ТА-24 сообщили о появлении темных силуэтов по компасному пеленгу 180 градусов. Чуть позднее они были опознаны как три вражеских эсминца. Буркарт приказал действовать по возможности: «Начальник флотилии - всем: Эсминцы противника, расстояние 80 гектометров - разрешаю открытие огня!». Торпедистам было приказано приготовить аппараты к бою. Все три миноносца повернули на врага и легли на курс атаки торпедами. Незамедлительно эсминцы противника открыли огонь. Снаряды падали вокруг немецких миноносцев, в непосредственной близости от бортов, но те продолжали держать курс, надеясь на удачную торпедную атаку. После выстрела торпедами и по истечении времени хода торпед у борта одного из эсминцев наблюдались два высоких торпедных взрыва, но густой черный дым вскоре прикрыл поврежденный эсминец от взоров, и судьба его для немецких моряков осталась неясной. В это время с юга внезапно появился один из эсминцев противника. Это был третий в колонне эсминец, которому пришлось выйти из строя во время уклонения от торпед. Взрывы снарядов окружили миноносцы. «Ставить дымовую завесу!» - передал приказ начальник флотилии. Из сопел дымовой аппаратуры повалил густой белый дым. В это время командир ТА-32 капитан-лейтенант Копка заметил как на ТА-29 и ТА-24 почти одновременно взвились по несколько разрывов снарядов, причем изнутри носовой части ТА-29 вырвались большие сполохи огня. Все три эсминца противника, включая поврежденный, стали стрелять по ним быстрыми залпами. Вероятно были выпущены и торпеды, так как у левого борта ТА-24 в средней части вдруг выросли два высоких огненных столба. Через несколько секунд было получено сообщение: «Имею торпедные пробоины! - Корабль быстро тонет!» ТА-29, надеясь на спасение экипажа, попытался отвлечь огонь противника на себя. К нему присоединился и ТА- 32, но эсминцы противника не отходили от тонувшего ТА-24. И только будучи уверенными, что с ним кончено, они перенесли огонь на ТА-29. Такой же огневой град теперь накрывал этот миноносец. Снаряды пробивали надстройки корабля и рвались внутри. Прислуга орудий была перебита. Яркими взрывами начал рваться подготовленный боезапас. Экипажи обеих тяжело поврежденных миноносцев стали покидать обреченные корабли. Первым затонул ТА-24, а несколько минут спустя под водой скрылся и ТА-29. Лишь ТА-32 удалось пробиться сквозь огненный град. Он смог доставить в Геную 108 подобранных из воды членов экипажей погибших кораблей, в том числе и начальника флотилии.
Позже, 24 апреля 1945 года, этот единственный боего- товый миноносец 10-й флотилии был взорван экипажем в Генуе. Вместе с ним был взорван и ТА-31, который так и не удалось восстановить. Гибелью ТА-31 и ТА-32 завершилась история 10-й флотилии миноносцев. 27 апреля американцы захватили Геную. А 3 мая 1945 года Германия капитулировала.
Немецкие миноносцы в Адриатическом море. 9-я флотилия миноносцев
+ Немецкие миноносцы в Адриатическом море. 9-я флотилия миноносцевПосле выхода из войны Италии в северной части Адриатического моря эскортные и охранные задачи выполняла 11- я охранная флотилия (11 .Sicherungsflottille), базировавшаяся в Триесте и состоявшая в основном из боевых кораблей небольших размеров и мобилизованных гражданских кораблей. В феврале 1944 года эта флотилия была увеличена в своем составе и преобразована в 11-ю охранный дивизион (11.Sicherungsdivision), в командование которым вступил капитан 1-го ранга Бергер (Kapitan zur See S. Berger). В подчинение дивизиона были переданы 1-я и 2-я эскортные флотилии (I.Geleitflottille и 2.Geleitflottille), а также небольшие соединения охраны гаваней и портов, которые в основном были организованы после капитуляции Италии.
1-я и 2-я эскортные флотилии состояли из бывших итальянских миноносцев.
В состав 1-й флотилии, которой с июля 1944 года командовал капитан 2-го ранга Бирнбаум (Fregatten-kapitan Birnbaum), входиди миноносцы ТА-37, ТА-38, ТА-39, ТА-40 и ТА-41. Позже к ним присоединились миноносцы ТА-42, ТА-43, ТА-44, ТА-45, ТА-46 и ТА-47.
ТА-37 | - бывший | итальянский | "Gladio", |
ТА-38 | - бывший | итальянский | "Spada", |
ТА-39 | - бывший | итальянский | "Daga", |
ТА-40 | - бывший | итальянский | "Pugnale", |
ТА-41 | - бывший | итальянский | "Lancia". |
ТА-42 | - бывший | итальянский | "Alabarda", |
ТА-43 | - бывший | итальянский | "Sebenico" (ранее югославский Beograd"), |
ТА-44 | - бывший | итальянский | "Antonio Pigafetta", |
ТА-45 | - бывший | итальянский | "Spica", |
ТА-46 | - бывший | итальянский | "Fionda", |
ТА-47 | - бывший | итальянский | "Balestra". |
Из этой флотилии в сентябре 1944 года были исключены три миноносца - ТА-37, ТА-38 и ТА-39, - которых перевели в 9-ю флотилию миноносцев, действующую в Эгейском море. Все три перешедших туда миноносца погибли уже через месяц. Об этом уже говорилось ранее.
2-я флотилия была организованна в начале 1944 года для действий у югославского побережья, с базированием в портах Фиуме и Пола. До июля 1944 года ею командовал капитан 2-го ранга Бирнбаум (Fregatten-kapitan Birnbaum), затем капитан 3-го ранга фон Хансманн (Korvetten-kapitan von Hansmann). В состав этой флотилии входили бывшие итальянские миноносцы ТА-20, ТА-21, ТА-22, ТА-35 и ТА-36. Позже к ним добавили ТА-49 и старый, постройки еще 1914 года (бывший югославский, а до этого австро-венгерский) миноносец ТА-48.
Югославский миноносец 7-3.
Построенный в 1914 году для австро-венгерского флота под номером 78. Г, этот миноносец после Первой мировой войны был зачислен в состав югославского флота под номером Т-3. 17 апреля 1941 года он вместе с Т-8 был захвачен итальянцами в Каттаро, а 16 сентября 1943 намцами в Фиуме. Под номером ТА-48 он был разрушен авиабомбами в Триесте в феврале 1945 года.
ТА-20 - бывший итальянский "Audache", ТА-21 - бывший итальянский "Insidioso", ТА-22 - бывший итальянский "Giuseppe Missori", ТА-35 - бывший итальянский "Giuseppe Dezza", ТА-36 - бывший итальянский "Stella Polare". ТА-48 - бывший итальянский "Т-3", (ранее югославский "Т-З", до этого австро-венгерский "78 Т), ТА-49 - бывший итальянский "Lira".
До лета 1944 года флотилии сравнительно спокойно и практически без препятствий со стороны противника занимались эскортными задачами, охраной побережья и редкими минными постановками. Из состава соединений выбыл только один миноносец ТА-36, погибший на мине вечером 18 марта 1944 года в Фиумском заливе в районе Quarnaro у восточного берега Истрийского полуострова. До середины лета больше никаких потерь не было.
25 июня 1944 года миноносец ТА-22 в районе Триеста был застигнут двумя британскими истребителями-бомбардировщиками. В ходе артиллерийско-пулеметной штурмовки на миноносце вспыхнул сильный пожар. Из экипажа погибли 15 человек. Миноносец потерял ход и был отбуксирован в Триест. Ремонт продолжался до 11 августа.
9 августа миноносцы ТА-20, ТА-21 и ТА-35 вышли в море для проведения минно-заградительной операции. На переходе они внезапно встретились с британскими торпедными катерами. В ходе скоротечного боя ТА-21 получил торпедное попадание и затонул в течение нескольких минут. (По другим данным ТА-21 в этом бою был только поврежден и потоплен в Фиуме 5 ноября американской авиацией - перев.)
17 августа - новая потеря в бою с британскими торпедными катерами. Рано утром миноносец ТА-35 при проходе канала Fasana был внезапно атакован и получил торпедное попадание (по другим данным он подорвался на мине - перев.). Миноносец затонул на мелком месте, но потери в экипаже были огромны - погибли 71 человек. Уже 20 августа корабль был поднят и отбуксирован в Полу, но ремонт сильно затянулся и до конца войны так и не был завершен.
В результате, к осени 1944 года в строю 2-й эскортной флотилии остались боеготовыми только два старых, времен Первой мировой войны, миноносца - ТА-20 и ТА-48. Из них ТА- 20, который еще с 1938 года использовался как корабль управления для радиоуправляемой цели "San Marco", в ночь на 3 ноября (по другим данным 1 ноября - перев.) у острова Радо, севернее порта Zara, был застигнут британскими эсминцами "Avon Vale" и "Wheatland" и потоплен в коротком артиллерийском бою.
Номинально в составе флотилии числился также, но еще не прибыл на Адриатику из Ла Специи, ремонтировавшийся ТА-49. Так и не вступив в строй этот миноносец 4 ноября 1944 года был потоплен бомбардировщиками в Ла-Специи.
Оставшийся из состава флотилии миноносец ТА-48 (за исключением более мелких кораблей) был потоплен 20 февраля 1945 года в Триесте авиацией союзников.
В феврале 1944 года все миноносцы, ранее входившие в 1-ю эскортную флотилию (I.Geleitflottille) капитана 2-го ранга Бирнбаум (Fregatten-kapitan Birnbaum), были сведены в 9-ю флотилию (9.Torpedoboot-flottille) миноносцев - вновь образованную после гибели всех кораблей этой флотилии в Эгейском море. Командовал ею по-прежнему капитана 2-го ранга Бирнбаум. В состав соединения вошли миноносцы с номерами от ТА-40 до ТА-47. Они базировались на Триест и Полу и занимались, по существу, своими прежними задачами - эскорт и сопровождение, минные постановки, разведывательные рейды и дозор. Правда, добавились и новые задачи - поддержка действий сухопутных частей артиллерией, обстрел заранее заданных береговых целей, а также обследование береговой черты с целью обнаружения и уничтожения небольших транспортных средств противника - парусно-моторных шхун и небольших лодок югославских партизан. Нередко их жертвами становились и случайные рыбачьи лодки, нахождение в море которым было сильно ограничено. Выполнение таких задач приводило к частым столкновениям с эсминцами противника и с британскими моторными артиллерийскими лодками типа MGB. Такие стычки имели место и ранее, когда миноносцы числились в составе 1-й эскортной флотилии.
9-я флотилия, как боевой соединение просуществовала, недолго.
Первой потерей флотилии стал ТА-44, бывший итальянский эсминец "Antonio Pigafetta" типа "Navigatori". 12 февраля 1945 года (по другим данным 17 февраля - перев.) он был потоплен британскими бомбардировщиками в гавани Триеста.
За ним последовал ТА-41, атакованный 17 февраля бомбардировщиками в Триестской гавани San-Rocco. Получив сразу несколько попаданий, он очень быстро затонул на мелководье.
20 февраля авиационные бомбы и сильный штурмовой обстрел настигли ТА-40. Получивший большую пробоину миноносец вышел из строя. Хотя ремонт можно было выполнить за несколько недель, в тяжелых для немцев условиях конечного периода войны работы практически не велись. Так и не отремонтированный миноносец еще выходил в море для выполнения боевых задач и даже 13 апреля участвовал в последнем бою флотилии.
В этот же день сильный налет был произведен на Фиуме, где был потоплен ТА-47 и тяжело поврежден ТА-46. Оба этих миноносца после войны вошли в состав югославского флота под именами "Ucka" и "Velebit" соответственно.
После этого для 9-й флотилии произошла почти месячная передышка. Но 21 марта бомбардировщики союзников потопили в Венеции миноносец ТА-42. На корабле погибли 9 человек.
А 13 апреля 1945 года состоялся последний бой 9-й флотилии с кораблями противника. В этот день миноносцы ТА-40 и ТА-45 вышли в разведывательный рейд и у Далматинского побережья были встречены корабельным соединением противника из трех эсминцев, нескольких торпедных катеров и канонерских моторно-артиллерийских лодок типа MGB. Оба немецких миноносца немедленно открыли огонь из всех орудий, и даже добились попадания в эсминец противника и потопили торпедный катер. Еще один катер был подожжен и окутался черным густым дымом. Но и британские эсминцы не уступили. Две торпеды с них попали в среднюю часть миноносца ТА-45, который из-за сильных повреждений затонул буквально за три минуты. ТА-40 смог удачно избежать града снарядов и уклониться от выпущенных по нему торпед. Этот миноносец, уже имевший более старую пробоину в подводной части, прикрытую только брезентовым пластырем, получил только несколько снарядных попаданий и смог уйти в Триест. 1 мая этот миноносец получил новые повреждения, и уже едва держался на воде. А через три дня, 4 мая 1945 года ТА-40 был взорван экипажем в Monfalcone, недалеко от Триеста.
3 мая 1945 года в Триесте был взорван экипажем последний миноносец 9-й флотилии ТА-43 - бывший югославский бывший "Beograd".
В следующем номере будет помещен материал о технических и боевых характеристиках кораблей, речь о которых шла в этой статье.