- 37 - 2001 / 01 - линейные корабли "Richelieu"
- 38 - 2001 / 02
- "Итальянские модификации на бывших немецких кораблях"
- "Германские миноносцы периода второй мировой войны. 9-я флотилия миноносцев в Средиземном море"
- "Проектирование авианосцев в фашистской Германии во время второй мировой войны"
Часть третья - "Две катастрофы в истории американского флота"
- "Голландия. 1939 - 1945 годы. Потери кораблей и судов в период Второй мировой войны"
- 39 - 2001 / 03
- Грибовский В.Ю. "Российский флот тихого океана. 1898-1905. История создания и гибели"
- "Бот Царя Петра ("Нарвский ботик")"
- "Крейсеры с полетной палубой военно-морских сил Соединенных Штатов"
Часть первая - Немецкие миноносцы в Средиземном море
- 40 - 2001 / 04
- Грибовский В.Ю. "Российский флот тихого океана. 1898-1905. История создания и гибели"
- "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах"
- Спрашивали - Отвечаем
- "Боевые действия Краснознаменного Балтийского флота в Период Советско-Финской войны 1939-1940 годов"
Часть 1 - Глава I Балтийский морской театр
- Глава II Подготовка к войне военно-морских сил Финляндии
- Глава III Подготовка к войне Краснознаменного Балтийского флота
- Глава IV Общая обстановка на Балтийском театре к началу воины
- Грибовский В.Ю. "Российский флот тихого океана. 1898-1905. История создания и гибели"
- Спрашивали - Отвечаем
- "Боевые действия Краснознаменного Балтийского флота в Период Советско-Финской войны 1939-1940 годов"
Часть 2
- Грибовский В.Ю. "Российский флот тихого океана. 1898-1905. История создания и гибели"
- "Русский флот и американская судостроительная фирма Вильяма Крампа. Итоги контактов"
"Варяг" сошел на воду с должными ему почестями" - "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах"
- Спрашивали - Отвечаем
- "Боевые действия Краснознаменного Балтийского флота в Период Советско-Финской войны 1939-1940 годов"
Часть 3
- Грибовский В.Ю. "Российский флот тихого океана. 1898-1905. История создания и гибели"
- Гибель «Indianapolis» Трагедия 45-го года
- Грибовский В.Ю. "Российский флот тихого океана. 1898-1905. История создания и гибели"
- "Югославский военный флот. 1918-1941"
- От редакции
- "Боевые действия Краснознаменного Балтийского флота в Период Советско-Финской войны 1939-1940 годов"
Часть 4
- "Линейный корабль "Agincourt"
- "Крейсеры с полетной палубой военно-морских сил Соединенных Штатов"
Боевые действия Краснознаменного Балтийского флота в период Советско-Финской войны
Глава II Подготовка к войне военно-морских сил Финляндии
(по данным справочника «Военно-морские силы Финляндии», изд. Разведывательного отдела КБФ 1937 г. и справочника Е. Е. Шведе «Военные флоты 1939-1940» изд. 1940 г.)
Имя (сп. на воду) Водоизм. Скорость Вооружение Экипаж (т) (узл.) орудия, ТА чел. | |||
Броненосцы береговой обороны (*) | |||
«Вяйнямейнен» (1930) «Ильмаринен» (1931) | 3900 4000 | 15,5 4-254/46, 8-105/45 16,0 4-40 и 2-20 зен. | 329 |
Подводные лодки | |||
«Ветехинен» (1930) «Весихииси» (1930) 490/715 «Ику Турсо» (1931) | 1-75/50, 1-20 зен., 15/9 4-533 ТА, 20 мин | 27 27 | |
«Весикко» (1932) 250/300 | 13/7 1-20 зен., 3-533 ТА | 13 | |
«Саукко» (1930) 100/136 | 9/6 1-20 зен., 1 пул., 2-451 ТА, 9 мин | ||
Канонерские лодки | |||
«Карьяла» (1918) «Турунмаа» (1918) | 342 | 15,0 2-75/50, 1-40 зен, 2 пул, ТА нет | 52 |
«Уусимаа» (1928) «Хямеенмаа» (1928) | 400 | 15,0 2-102/60, 1-40 зен, 3 пул, ТА нет, 30 мин | 55 |
«Клас Хорн» (1918) «Матти Курки» (1918) | 420 | 17,0 2-75/50, 3 пул., 50 мин | 54 |
Торпедные катера | |||
«Сису» (1917) «Хурья» (1917) | 13 | 26,5 2 пул., 2-457 ТА | 6 |
«Иску» (1924-28) «Суэксю» (1924-28) «Нуоли» (1924-28) «Винха» (1928-29) «Раю» (1928-29) | 11 | 31,0 2 пул., 2-457 ТА, 4 глуб.бомбы | 6 |
Тральщики | |||
«Рауту» (1916-17) «Вилппула» (1916-17) | 165 | 14,0 1-75, 2 пул. 40 мин | 32 |
Моторные типа «Ахван» (6 ед.) | 17 | 10,5 | |
Минные заградители | |||
«Лоухи» (1916) «Свеаборг» | 640 780 | 11,0 2-76/50, 22-40, 140 мин 10,0 1-37, 2 пул., 60 мин | 46 36 |
Катерные минные заградители | |||
«Помми» (1915-17) «Паукку» (1915-17) «Лиесска» (1915-17) «Миина» (1915-17) «Лойму» (1915-17) | 50 | 9,0 2 пул., 12 мин. | 10 |
Катера - тральщики | |||
22 катера | 12 | 17,0 1-37, 2 пул., 4 мины | 8 |
Ледокол - база подводных лодок | |||
«Сису» (1938) | 2000 | 16,0 2-100, ТА нет | 100 |
Учебно-парусный корабль | |||
«Суомен-Исутсен» | 3200 | 6,0 | 87 |
Сторожевые катера | |||
16 катеров типа «ВМВ» | 40 | 28,0 1-20, 2 пул., 4-9 глуб.бомб |
* - Толщина брони: палубной 20 мм, боевой рубки и башен 100 мм, главного пояса 55 мм
Катера морской охраны
15 катеров 10,0 2-47, 1 пул.
Ладожская флотилия - Ледоколы
«Яакарку» (1926) | 4900 | 15,0 |
«Войма» (1924) | 2070 | 15,0 |
«Тармо» (1907) | 2400 | 13,5 |
«Сампо» (1898) | 2050 | 12,0 |
«Ану» (1899) | 900 | 11,0 |
«Муртая» (1890) | 930 | 12,5 |
«Суурсаари» (1927) | 320 | 13,0 |
По официальным заявлениям финляндского правительства, военно-морские силы Финляндии, как и все вообще вооруженные силы страны, создавались для обороны государственных границ. При этом всегда подразумевалось, что речь шла о восточных границах и об активной обороне. Но в правительственных финляндских кругах никогда открыто не говорилось, что истинной целью создания вооруженных сил Финляндии являлось ведение наступательной войны против Советского Союза, о чем с разнузданной откровенностью писалось в финляндской периодической печати в 1931 г. и в последующие годы. Понятно, что Финляндия, население которой было в сорок с лишним раз меньше народонаселения Союза ССР, не могла помышлять о самостоятельном выступлении против Советского Союза. Но финляндская военщина, мечтавшая о создании "Великой Финляндии до Урала", опиралась в своих замыслах на тайную и действительную поддержку крупнейших капиталистических стран Европы, объединенные силы которых в любой подходящий момент могли предпринять интервенцию против Советского Союза. В этом случае Финляндия со всеми ее ресурсами и вооруженными силами должна была играть роль авангарда или выдвинутого вперед укрепленного района, тыл которого был прикрыт и не нуждался в защите собственными силами и средствами. Все силы и все денежные средства, выжатые из населения налогами и полученные заимообразно от держав-покровительниц, могли быть и были использованы для создания прямой военной угрозы Ленинграду и Ленинградской области. Цель эта была достигнута Финляндией после долгих и настойчивых усилий.
В первые годы своего самостоятельного существования шюцкоровская Финляндия располагала лишь зачатком военно-морских сил в виде нескольких малых кораблей русского Балтийского флота, которые по слабости корпусов и по иным причинам (некоторые корабли еще не были достроены, на многих не хватало команды) не могли принять участие в ледовом походе Балтийского флота, были оставлены в Гельсинки и Ханко и в апреле 1918 г. захвачены белофиннами. Это были посыльные суда "Воевода" и "Посадник" (420 т, 17 узлов, два 75-мм орудия), переименованные в канонерские лодки "Матти Курки" и "Клас Хорн"; сторожевые корабли "Филин" и "Орлан" (342 т, 15 узлов, два 75-мм орудия), переименованные в канонерские лодки "Карьяла" и "Турунмаа"; миноносцы "Рьяный" и "Подвижный", переименованные в миноносцы "С-1" и "С-5" и в 1933 г. исключенные из списков флота; тральщики "Минреп" и "Защитник" (165 и 210 т), переименованные в тральщики "Рауту" и "Вил- ппула"; два достраивавшихся сторожевых корабля "Гагара" и "Лебедь" (400 т, 15 узлов, два 102-мм орудия), достроенные финнами и вошедшие в строй под названием "Уусимаа" и "Хямеен- маа"; несколько десятков мелких транспортов, буксиров и катеров и другие вспомогательные суда.
В 1923 г. была выработана пятилетняя кораблестроительная программа, предусматривавшая постройку двух броненосцев береговой обороны, четырех подводных лодок, семи торпедных катеров и одного учебного корабля.
В конце 1926 г. был образован социал-демократический кабинет из состава руководства правым крылом социал-демократической партии во главе с Таннером. Вскоре после этого были сорваны начатые по инициативе советского правительства переговоры о заключении пакта о ненападении, и финлядско-советские отношения заметно ухудшились. Одновременно, в 1927 г., было приступлено к реализации кораблестроительной программы, для чего без особого труда были получены средства от сейма, буржуазные представители которого питали слепую классовую ненависть к восточному соседу, панически дрожали при воспоминаниях с гражданской войне 1918 г. и готовы были на любые "финансовые жертвы" из государственных средств, соответствовавшие общему курсу Финляндской внешней политики. Кроме того, вокруг вопросов строительства новых кораблей была развернута широкая агитация, способствовавшая притоку добровольных пожертвований. Вместе с тем популяризировалась идея создания морского шюцкора и вербовались его члены.
Корабли строились на финляндских же верфях, в Турку и Гельсинки, но вооружение и часть оборудования поставлялись иностранными фирмами. Так, например, дизели для броненосцев береговой обороны, построенных на заводе "Вулкан" в Турку были изготовлены на заводе "Германия" в Киле, а орудия для этих кораблей были заказаны шведской фирме "Бофорс". Дизели для подводных лодок были изготовлены шведской фирмой "Атлас". Торпедные катера построены частью в Англии заводом Торникрофта, частью в Финляндии.
В период постройки финского флота характер советско- финляндских отношений в основном не менялся. Временами (1921-1931 гг.) происходило резкое ухудшение этих отношений, например, в эпоху мирового экономического кризиса, когда возникла бешеная травля Союза ССР со стороны кулацкой фашистской организации лапуасцев, которые одновременно повели наступление на финляндские трудящиеся массы; временами же под влиянием роста политической, хозяйственной и военной мощи Союза ССР наблюдались некоторые сдвиги в лучшую сторону в форме, например, заключенного в 1932 г. между Союзом ССР и Финляндией пакта о ненападении. Независимо от этих временных колебаний во внешней политике Финляндии и финляндских военно-морских кругах шли неизменные толки о необходимости нового усиления флота.
К 1933 г. в результате выполнения программы кораблестроения и капитального ремонта старых кораблей в состав военно-морских сил Финляндии вошли два броненосца береговой обороны, 6 канонерских лодок, 4 подводных лодки, 7 торпедных катеров, 2 тральщика, 2 минных заградителя и несколько десятков моторных катеров. В этот перечень не вошла корабли Ладожской флотилии, а также многочисленные катера морского шюцкора. Финское военно-морское командование настаивало на постройке миноносцев небольшого тоннажа и других кораблей, но чрезмерные затраты финансов на армию и флот не соответствовали экономическому положению страны, которое было далеко не блестящим. На дополнительное строительство военных кораблей в 1933—1938 гг. были отпущены лишь очень ограниченные средства, и построена была только одна подводная лодка, несколько вспомогательных кораблей, серия катеров морской охраны и 6 катерных тральщиков. В 1939 г. в Турку были заложены два минных заградителя и строилась новая серия торпедных катеров.
К началу войны 1939-1940 гг. в финском военно-морском флоте в строю находились 2 броненосца береговой обороны, 5 подводных лодок. 6 канонерских лодок, 2 минных заградителя, 8 тральщиков, 5 катерных минных заградителей, 22 катерных тральщика, 7 торпедных катеров, 7 ледоколов, 16 сторожевых катеров, 15 катеров морской охраны, 7 или 8 кораблей и ледоколов Ладожской флотилии и несколько десятков катеров той же флотилии.
Сведения о тактических элементах корабельного состава финского флота приводятся в таблице.
Помимо них, в составе финского военного флота числилось до 500 катеров морского шюцкора. Добровольная военно-фашистская организация Финляндии - шюцкор, зародившаяся еще в период Первой мировой войны, возглавлялась начальником, подчиненным непосредственно президенту республики и тесно связанным с военным командованием. На содержание шюцкора государство ежегодно отпускало свыше 56 млн. финских марок. Сборы, членские взносы и пожертвования давали до 20 млн. финских марок. Кроме того, поступали субсидии от иностранных фашистских организаций, поддерживающих антисоветскую деятельность шюцкора. Основные кадры и руководящая часть шюцкора комплектовались из представителен буржуазии, военщины, реакционного чиновничества и кулацкой части крестьянства. В 1935 г. шюцкор насчитывал свыше 120 тысяч активных членов.
Основной задачей шюцкора являлась постоянная борьба с революционным движением и коммунистической партией Финляндии. Вместе с тем он готовил кадры и производил переподготовку запаса для всех родов войск, авиации и военно- морского флота.
Морской шюцкор располагал на берегу базами, где помещались штабы флотилии катеров, происходило обучение шюц- користов и производился ремонт катеров. Его силами обслуживалась и комплектовалась также значительная сеть постов СниС, береговые батареи противокатерной и противодесантной обороны, посты ВНОС и зенитные батареи мелкокалиберной артиллерии.
Стоявший во главе морского шюцкора командующий его флотилиями, подчинялся в мирное время начальнику шюцкора, а в военное время командующему морскими силами. Силы морского шюцкора делились на флотилии, организованные в каждом укрепленном районе береговой обороны. В каждой флотилии имелись, предположительно, по одному дивизиону сторожевых, минно-заградительных и противодесантных катеров и катеров связи - всего четыре дивизиона. Число катеров в каждом дивизионе зависело от рода службы и района расположения дивизиона и в некоторых дивизионах могло достигать 30-50 единиц.
Крупные катера морского шюцкора имели артиллерию до 76-мм калибра включительно и могли принимать по 4 мины или 3-4 серии глубинных бомб. Таким образом многие катера могли быть использованы для наступательных действий, а именно - для скрытной постановки активных и маневренных минных заграждении (банок) на коммуникациях и у выходов из баз, а также для поиска и атак подводных лодок и транспортов.
Основной оборонительной задачей морского шюцкора являлась защита узловых шхерных районов. С этой целью для предупреждения внезапных действии против шхерных районов его флотилии должны были нести дозорную и разведывательную службу, а в дальнейшее применять постановку оборонительных и позиционных минных заграждений, вести борьбу с наступающими шхерными флотилиями, охранять фланги шхерных позиции и поддерживать подвижную связь с передовыми участками оборонительных рубежей на островах и материке.
Таковы были силы, задачи и тактика морского шюцкора, являвшегося весьма существенной составной частью военно- морских сил Финляндии.
Общая организация военно-морских сил Финляндии непосредственно вытекала из условий обстановки на театре и сводилась к рбъединению всех военно-морских сил как для обороны побережья, так и для активных действий.
В мирное время командующему морскими силами подчинялись флот, береговая оборона, главная база флота и военно-морское училища. Морская авиациия подчинялась командующему ВВС Финляндии. Флот, возглавляемый командующим флотом, состоял из флотилии броненосцев, флотилии минных и сторожевых кораблей, флотилии подводных лодок, флотского экипажа и морского авиационного отряда.
В военное время морские силы состояли из флота, береговой обороны и флота шюцкора. В состав флота входили: 1) Флотилии броненосцев БО, подводных лодок, сторожевых кораблей, заградителей, торпедных катеров, тральщиков; 2) отряд морской авиации; 3) базы и опорные пункты флота.
Береговая оборона состояла из укрепленных районов, морской авиации и сухопутных сил. О флоте шюцкора сказано выше.
Военно-морской флот Финляндии, как видно из таблицы, к началу войны 1939-1940 гг. не был ни многочисленным, ни достаточно мощным. Но боевые корабля этого небольшого флота обладали свойствами, позволявшими финнам вести активые операции против кораблей КБФ. Тяжелые орудия броненосцев береговой обороны имели дальность огня 162 каб., следовательно, наши линейные корабли уступали в этом отношении финским броненосцам БО. Подводные лодки были приспособлены для постановки мин, и потому финны могли ставить в наших водах активные минные заграждения не только с катеров, но и с подводных заградителей. Отсутствие миноносцев в составе флота до некоторой степени компенсировалось наличием торпедных катеров, постройке и усовершенствованию которых уделялось большое внимание.
В военное время частично мог быть использован для военных целей торговый флот Финляндии, общий тоннаж которого составлял около полумиллиона брутто-регистровых тонн. Вообще же мобилизационные ресурсы флота, как и ресурсы всех вообще вооружённых сил Финляндии, были весьма ограничены.
Многие предметы вооружения, например, торпеды и артиллерийские орудия, вовсе не изготовлялись в Финляндии и должны были заказываться заграничным фирмам.
Главной опорой финского флота в его боевых действиях против КБФ должна была служить береговая оборона, входившая в состав военно-морских сил Финляндии и непосредствен-, но подчинявшаяся командующему военно-морскими силами.
-Южное побережье Финляндии, включая северный берег Ладожского озера, было разбито на укрепленные районы: Гельсинки, Виипури, Лахтенпохья, Ханко и Хамина. На первые три района и мирное время соответственно базировались 1-й, 2-й и 3-й береговые артиллерийские полки, а на районы Ханко и Хами- на - 1-й и 2-й отдельные артиллерийские дивизионы береговой обороны. В военное время береговая оборона усиливалась морской авиацией и сухопутными войсками для отражения десантов противника и обороны шхерных позиций. Состав сухопутных сил мог меняться о зависимости от обстановки. Организационно вся береговая оборона непосредственно возглавляпась командующим морскими силами. Командиры береговых артиллерийских полков и отдельных артиллерийских дивизионов береговой обороны, которым в военное время присваивались права комендантов укрепленных районов и секторов, были подчинены командующему морскими силами.
Расположение береговых батарей, мощь их огня и вся организация береговой обороны были согласованы со всей оборонительно-наступательной системой организации вооруженных сил Финляндии. Разрабатывая планы наступательной войны против Союза ССР при поддержке империапистических держав, финское главное командование учитывала что впредь, до прибытия на территорию Финляндии вооруженных сил западноевропейских стран, перевес будет на стороне Союза ССР, поэтому и была создана "линия Маннергейма", под прикрытием которой могпо происходить сосредоточение и развертывание вооруженных сил интервенции. Со стороны суши "линия Маннергейма" считалась неприступной. Оставалось прикрыть ее правый фланг, упиравшийся в берега Финского залива на протяжении около 25 миль (от д. Муурила до Виипури) и левый фланг, упиравшийся и берега Ладожского озера также на протяжении около 25 миль (от Тай пале "до Кексгольма). С этой целью и были созданы украденные районы Виипури и Лахтенпохья.
Береговая оборона района Виипури возпагалась на 2-й береговой артиллерийский полк (штаб в Виипури), состоявший из двух дивизионов (штабы на о. Равсисаари и в Койвисто). Батареи были установлены на островах Туппурансаари и Биер- кэ (2), а также на мысах Ристниеми и Сатаманиеми и на побережье у входов в пролив Биеркэ-зунд, всего 9 батарей, из них одна 305-мм (2 орудия), одна 254-мм (6 орудий) и семь 152-мм (20 орудий). При этом расположении батарей 254-мм и 305-мм калибров надежно прикрывапись подступы к проливу Биеркэ- зунд и Тронзунду. Кроме того, батарея Сааренпя могла держать под обстрелом 254-мм орудий северцую часть Сейскарского плеса, что должно было значительно стеснять свободу маневрирования и передвижения кораблей КБФ. При попытке кораблей КБФ проникнуть в Выборгской залив должна была вступать в действие батарея 305-мм орудий, установленных на мысе Ристниеми.
Четырнадцать или пятнадцать береговых батарей укрепленного района Лахтенпохья, прикрывавшего левый фланг "Линии Маннергейма", по калибру орудий (120-мм и 152-мм) были слабее, чем батареи прочих укреппенных районов. Но это объяснялось исключительно тем, что финское главное командование отлично знало о невозможности провести через Ивановские пороги и мелководную Шлиссельбургскую губу сколько-нибудь мощные артиллерийские корабли КБФ (Более подробно об организации береговой обороны на Ладоге будет сказано позже).
Распопоженные далеко на запад укрепленные районы Хамина, Гельсинки и Ханко имели существенное значение не только для обороны финляндского побережья, но и для прикрытия активных действии финского флота против кораблей КБФ и советских коммуникаций в Финском заливе и на Балтийском море.
2-й отдельный артиллерийский дивизион береговой обороны (шгаб в г. Хамина) состоял из шести батарей, установленных на островах Ранкки (2 батареи, пять 152-мм орудий), Кирк- комансаари (четыре 254-мм орудия), Кильписаари (три 152-мм орудия) и Пуккио (две батареи, в которых имелось два 202-мм и четыре 152-мм орудия). Батареи, установленные на о. Пуккио, защищали подход к Питкяпасскому рейду, куда мог проникнуть десант, высаженный в тылу "линии Маннер гейма". Другой удобный пункт для высадки десанта, г. Котка, прикрыт с моря прочими четырьмя батареями.
По числу орудий крупных калибров наиболее мощной была береговая оборона главной базы флота и столицы страны Гельсинки. Она была поручена 1-му береговому артиллерийскому полку (штаб на о. Суоменлиина) в составе двух дивизионов (штабы на островах Миессаари и Исосаари). Батареи были установлены на островах Миессаари, Рюссянкари, Катаялуото, Хармая, Куйвассаари (2), Исосаари (2), Виллинки (2), Сантаха- мина (2), Суоменлинна, Кустанмиекка и Макилуото, всего 15 батарей, из них две 305-мм (4 орудия), пять 254-мм (16 орудий) и остальные восемь 152-мм (32 орудия).
Если бы Финляндии удалось в свое время вовлечь Эстонию в орбиту своей агрессивной политики, то вынесенные далеко в море на острова батареи как со стороны Финляндии, так и со стороны Эстонии при условий взаимодействия вооруженных сил обеих стран могли бы образовать на линии островов Найсаар - Макилуото мощную артиллерийскую позицию, перекрывающую артиллерийским огнем всю ширину Финскою залива на этой линии. Это была бы та же "центральная позиция", которая в 1914 г. была оборудована русским Балтийским флотом, но только на этот раз позиция была бы обращена фронтом не запад, а на восток. Таким образом, батареи 1-го берегового артиллерийского полка и западной части Финского залива могли быть преградой для действии КБФ. После заключения пакта о взаимопомощи между Союзом ССР и Эстонией возможность установления подобной преграды для действий КБФ отпала.
Подобный же, оборонительно-наступательный характер имел укрепленный район Ханко, обслуживавшийся 1-м отдельным артиллерийским дивизионом (штаб в Ханко). Батареи были расположены на островах Руссарэ, Эрэ (3) и Утэ, всего пять батарей, из них одна 305-мм (2 орудия), одна 234-мм (4 орудия), две 152-мм (7 орудии) и одна 120-мм (4 орудия). Все эти батареи, как и большинство береговых батарей укрепленного района Гельсинки, в 1918 г. достались Финляндии в наследство от старого русского флота.
Как во время Первой мировой войны, так и впоследствии батареи, установленные на островах Руссарэ, Эрэ и Утэ, защищали важнейшие входы в шхеры Аландского архипелага и вместе с тем являлись прикрытием для исходных баз военно- морских сил, действующих в Балтийском море. Если в Первую мировую войну объектом этих действий русского флота являлись германские корабли и занятые немцами порты курляндско- го побережья, то в военно-политической обстановке, создавшейся после окончания Первой мировой войны, шюцкоровской Финляндии незачем было опасаться нападения на Аландский шхерный район с юга или запада (т.е. со стороны Германии или Швеции), Укрепления Абоского шхерного района являлись для шюцкоровской Финляндии лишь крайним западным звеном в общей цепи укрепленных районов Виипури - Хамина - Гельсинки - Ханко, созданных для обеспечения наступления на Союз ССР. Все эти укрепленные районы являлась плацдармом для развертывания финского и главным образом союзного флота, так же как и "линия Маннергейма" являлась трамплином для удара по Ленинграду финской и союзной армий. Весной 1939 г. со стороны Финляндии и Швеции была сделана попытка узаконить через Лигу Наций создание аландской укрепленной позиции и, в частности, возведение укреплений на берегах пролива Южный Квар- кен, но правительство Союза ССР сумело расстроить эти козни, и к началу советско-финской войны 1939-1940 гг. никаких батарей в районе к западу от острова Утэ финнами возведено не было.
Береговая оборона была хорошо обеспечена связью как по радио, так и с помощью подводных телефонных и телеграфных кабелей, соединявших командные и наблюдательные пункты на островах со штабами артиллерийских дивизионов и полков. Не менее тщательно были организованы наблюдение за воздухом и противовоздушная оборона укрепленных районов. Общее число Зенитных батарей на островах и материке, в зонах береговых батарей и военно-морских баз, вероятно, составляло не менее сорока. Зенитные орудия были 45-, 57-, 76- и 87-мм калибров. Некоторые батареи зенитной артиллерии были на стационарных установках, другие - подвижные, на мотомехтяге. Для действий против штурмовой авиации предназначались установленные во многих пунктах спаренные пулеметы.
Пункты, удобные для высадки десанта противника как на островах, так и на материке, в пределах каждого укрепленного района и во многих местах за этими пределами были прикрыты проволочными заграждениями, противотанковыми минами и системой огневых точек и окопов. В некоторых пунктах противотанковые каменные надолбы были сооружены и на прибрежных отмелях и выносились в море на десятки метров от оконечностей мысов.
Попутно с организацией средств береговой обороны в процессе подготовки Финпяндии к войне с Союзом ССР шло также развитие военно-морской авиации, которая в военное время организационно входила частью в состав флота, а частью в состав береговой обороны.
Развито ВВС Финляндии шло медленными темпами, и еще за 2-3 года до начала воины 1939-1940 гг. финское главное командование признавало, что воздушный флот является слабым местом вооруженных сил страны. Вплоть до 1936 г. единственным авиационным заводом Финляндии был основанный в 1921 г. государственный авиационный завод в Суомеилинна: в военное время он мог выпускать до 20 самолетов в месяц. В конце 1930 г. стал действовать более мощный авиационный завод в Тампере, выпускавший как сухопутные, так и морские самолеты. К этому же времени относятся первые мероприятия по освоению производства собственных авиамоторов, но и после этого самолеты снабжались преимущественно английскими моторами.
В последние годы в Финляндии делались настойчивые усилия для освобождения от иностранной зависимости и для создании собственной авиационной промышленности. Однако к началу войны 1939-1940 гг. материальная часть ВВС по прежнему была разношерстной и насчитывала в своем составе более десятка типов иностранных и собственных самолетов. Общее число самолетов ВВС достигало 460. По условиям театра возможности использования сухопутной авиации ограничены, поэтому большую часть финских ВВС составляла гидроавиация.
В мирное время командующему ВВС, находившемуся в непосредственном подчинении командующего войсками, подчинялись командиры шести авиабаз. Командир авиабазы являлся одновременно командиром расположенного в ней авиасоединения - эскадры или эскадрильи. В каждой эскадре или эскадрилье было 36 самолетов первой линии. Авиабазы находились в следующих пунктах: №1 - в Утти; №2 - в Сантахамина; №3 - в Касипхянтя; №4 - в Туркинсаари; №5 - в Суур^ериоки и №6 - в Руоколахти.
В военное время ВВС Финляндии, а также и ПВО входили в состав сил воздушной обороны.
Авиационные базы с военное время находились в Утти, Суурмериоки, Тампере, Руоколахти, Вяртсиля и Каухава. Морская авиация, базировавшаяся на авиационные базы № 2, 3, 4 и 6, подчинялась непосредственно командующему морскими силами. Бомбардировочная и разведывательная эскадры насчитывали в своем составе две эскадрильи, по 16 самолетов в каждой.
Благодаря наличию озер, финская гидроавиация была обеспечена большим числом морских аэродромов и посадочных площадок, оборудованных не только на побережье Финского залива и Балтийского моря, но и в глубине страны. Помимо основных аэродромов в авиационных базах еще к 1937 г. были оборудованы морские аэродромы в Лааялахти, Тампере и Ма- рианхамина и морские посадочные площадки в Лахтенпохья, Коневец, Воссинансаари, Валаам, Верккосаари, Ялайсаари, Кук- рисаари, Хейнясинмаа, Териоки, Сейвястэ, Питкяниеми, Кипинолан-ярви, Перк-ярви, Котка, Сейскари, Пенсаари, Лавансаа- ри, Таммисаари, Юрмо и Суурсаари.
Начальник сил воздушной обороны являлся одновременно Начальником ПВО страны, которая делилась на округа, возглавляемые Начальниками ПВО округов. Округа в свою очередь были разделены на районы с Начальниками ПВО районов во главе. Начальнику ПВО района подчинялись также ПВО отдельных объектов, местные ПВО и служба ВНОС. Как правило, все ПВО отдельных объектов были снабжены активными средствами.
Служба ВНОС располагала густой сетью постов оповещения в несколько линии и отдельными группами постов оповещения, расположенными вокруг того или иного объекта. Все посты ВНОС имели прямую связь, телеграфно-телефонную и по радио, с районным штабов ПВО.
Активные средства ПВО состояли из зенитной артиллерии и истребительной авиации. Зенитная артиллерия была сосредоточена преимущественно в приморских промышленно-эко- номических центрах: Виипури, Котке и Гельсинки, а также в укрепленных районах Лахтенпохья и Ханко. Малочисленная истребительная авиация не была распределена между отдельными пунктами и подлежала использованию в распорядительном порядке. Вся вообще морская авиация, располагавшая большим числом аэродромов и посадочных площадок, могла часто менять пункты базироиания, что должно было затруднить противнику разведку в части определения числа самолетов и пунктов их базирования.
Летный состав в течение последних лет проводил боевую подготовку главным образом в части групповой слетанности в составе звена и отряда. В целом военно-воздушные силы Финляндии ни по числу и качеству самолетов, ни в смысле искусства летного состава не являлись сколько-нибудь серьезным противником для нашей авиации. Однако многочисленные аэродромы и посадочные площадки в соединении с всей системой ПВО всегда могли поступить в распоряжение любого более мощного союзника Финляндии в ее наступлении на Союз ССР.
Приступив к созданию военно-морских сил, Финляндия вначале располагала лишь незначительными командными кадрами, но вскоре начала подготавливать их в военно-морском училище. В это училище принимались лица в возрасте 21-23 лет со средним образованием, окончившие школу офицеров резерва или сдавшие экзамен за нее. Преимущество при приеме оказывалось членам шюцкора. Срок обучения в военно-морском училище - 3 года, ежегодный выпуск - 15 лейтенантов флота и береговой обороны. В полной мере училище развернуло свою работу только в 1935 г. В следующем году стала применяться система ускоренной подготовки младших специалистов флота для занятий должностей офицеров-штурманов (до 20 человек ежегодно).
Для усовершенствования старшего командного состава флота и береговой обороны с 1935 г. создан военно-морской факультет при военной академии. Срок обучения на нем 2 года. Кроме того, при факультете ежегодно организуются краткосрочные тактические курсы для офицеров флота и береговой обороны.
Личный состав флота и береговой обороны комплектовался путем ежегодного призыва 1400 новобранцев в возрасте 20 лет. Срок службы - 1 год 3 месяца - был слишком мал для подготовки квалифицированных специалистов. Поэтому в до- попнение к призыву новобранцев производился прием добровольцев, дававших подписку спужить не менее трех лет.
При приеме на службу во флот отдавалось предпочтение лицам, владеющим производственными специальностями или получившим подготовку в рядах шюцкора. В случае войны призывалось 18 возрастов, т.е. весь резерв до 40 лет; этого контингента было вполне достаточно для развертывания морских сил первой очереди и создания запаса из шести возрастов.
Офицеры ВВС получали общую подготовку на авиационном отделении военного училища, а специальную подготовку проходили в авиашколе в Каухава. Срок обучения в школе был от одного года до двух лет, ежегодный выпуск летного состава -до 160 человек. Личный состав ВВС в военное время должен был насчитывать около 3000 человек, но контингент запасных не удовлетворял этому требованию, по крайней мере в 1937 г.
Высшие командные должности замещались следующими лицами:
Вальве В. Л. - командующий морскими силами, генерал- майор; возраст - 54 года;
Рахола Э. А. - командующий флотом, коментая (капитан 2-го ранга); возраст - 42 года;
Сундман С. А. - начальник штаба морских сил, коментая; возраст - 44 года.
Планомерная боевая подготовка военно-морских сил Финляндии началась в 1924 г. по окончании тральных работ в Финском заливе. Главное внимание было обращено на отработку взаимодействия флота с батареями береговой обороны, а также на учебно-заградительные минные постановки.
Артиплерийская подготовка кораблей и батарей береговой обороны носила ограниченный характер; практические стрельбы береговых батарей производились на сокращенных дистанциях. Корабли флота готовились к ведению стрельб по невидимым целям, с использованием для корректирования авиации и постов наблюдения береговых батарей. С 1931 г. на кораблях стали практиковаться в стрельбе из зенитных орудии по рукаву, буксируемому самопетом.
К учебным постановкам минных заграждений привлекались главным образом малые катерные заградители, которые и должны были во время войны примениться для выполнения минно-заградительных операций в шхерах, узкостях и на входных фарватерах в базы КБФ.
Подводные лодки в части использования торпед готовились к операциям на подходах к шхерам, проводя совместные упражнения с броненосцами береговой обороны, которые вместе с тем служили объектами для атак подводных лодок.
Большое внимание уделялось подготовке в области наблюдения и связи. Основными объектами наблюдения, как правило, являлись корабли КБФ. Проводились упражнения по связи с самолетами, аэродромами и береговой обороной. На корабельных радиостанциях тренировались в условиях помех, искусственно создаваемых на одном из кораблей. Радиосвязь осуществлялась преимущественно на коротких волнах со скоростью передачи до 130 групп в минуту.
С 1930 г. было приступлено к тренировке в области взаимодействия флота и авиации. В самой авиации слабее всего была подготовка в части дальних разведывательных полетов и действий крупных соединений авиации.
Основными темами тактических упражнений явпялись противодесантные действия в шхерах, минно-артиллерийская защита шхерных рубежей, обеспечение коммуникаций в Ботническом запиве, поддержка фланга армии и фланговые удары из шхер по флоту противника, т.е. все те операции, которые финским военно-морским силам пришлось бы выполнять в случае войны Финляндии с Союзом ССР. В соответствии с этим планом боевой подготовки, основанным на плане войны с Союзом ССР, главным районом боевой подготовки являлся Финский залив; при этом упражнения производились большею частью в укреп- пенных районах: Виипури, Хамина и Гельсинки.
1. Несмотря на слабость промышленности и экономики страны, реакционная Финляндия, подстрекаемая крупными империалистическими державами, с первых дней своего самостоятельного существования, упорно и настойчиво готовипась к наступательной войне против Союза ССР. В первой фазе этой войны Финпяндия могпа остаться в одиночестве, поэтому задача финляндского правительства сводилась к созданию мощных оборонительных рубежей, с помощью которых финские вооруженные силы могли бы выдержать натиск вооруженных сил Союза ССР впредь до прибытия на территорию Финляндии войск ее союзника. Именно в защите территории Финляндии как плацдарма для развертывания сил капиталистических держав и заключался смысл оборонительных сооружении - "линии Маннергейма" и укрепленных районов береговой обороны.
2. Финский флот строился для активной борьбы с кораблями КБФ и обладал необходимыми качествами для ведения этой борьбы под прикрытием минных заграждении и батарей береговой обороны. В ограниченном, но важном районе Койвис- то-Сейвястэ финские броненосцы моги и быть использованы для поддержки правого фланга финской армии. Эту поддержку финны могпи оказать благодаря тому, что дальность огня 254-мм орудий, установленных на броненосцах береговой обороны, была больше, чем дальность огня 305-мм орудий советских линейных кораблей.
3. К началу войны 1939-1940 гг. финский флот, прошедший за последние годы основательную боевую подготовку и укомплектованный в значительной степени шюцкоровцами, представлял собою для КБФ противника,,силы которого нельзя было недооценивать. Непосредственную опасность для кораблей КБФ в пределах всего театра могли представлять подводные лодки, торпедные катера и особенно быстроходнее катерные заградители. Броненосцы береговой обороны могли быть использованы финнами главным образом в шхерах Финского залива и Або-Аландского района; Это могло быть сделано под прикрытием истребительной авиации, зенитной артиллерии и береговых батарей.