Определяющим фактором международного положения России в конце XIX века явилось обострение обстановки на Дальнем Востоке. Недовольные итогами войны с Китаем правящие круги Японии видели в России главного противника своей экспансии на азиатском материке.
Взяв курс на подготовку войны, японское правительство в 1895 году утвердило программу усиления армии и создания мощного флота, включающего все классы боевых кораблей. Японская кораблестроительная программа (с изменениями 1896 года) предусматривала постройку четырех броненосцев 1-го класса, шести броненосных и шести бронепалубных крейсеров, трех минных крейсеров (авизо), одиннадцати истребителей (эскадренных миноносцев), восьмидесяти девяти миноносцев и одной плавучей базы для минного флота (34). Суммарное их водоизмещение составляло 146.495 тонн. Хотя окончание второго - последнего - этапа выполнения этой программы планировалось на 1906 год, распределение ассигнований с привлечением полученной с Китая огромной контрибуции позволяло завершить постройку всех крупных кораблей уже в 1902 году. К этому времени Япония получала подавляющее превосходство в силах в водах Дальнего Востока. Программа предусматривала также развитие средств военных портов Сасебо, Куре, Йокосука, создание нового военного порта Майдзуру, становление отечественной базы военного кораблестроения, основание самостоятельного производства брони, вооружения и боеприпасов.
Сведения об этих военных приготовлениях не могли не встревожить официальный Санкт-Петербург - усиление японских вооруженных сил и агрессивные планы Японии в отношении Кореи и Китая непосредственно угрожали дальневосточным владениям России. Кроме того, правительство Николая II, продолжая традиции предыдущего царствования, и само стремилось к активной политике в бассейне Тихого океана. Наиболее впиятельные деятели из окружения императора, такие как министр финансов С.Ю.Витте, ориентировались на мирное распространение российского впияния и связывали его с завершением строительства транссибирской железной дороги и экономическим освоением обширных пространств Сибири и Дальне- го Востока. При этом не исключапось и «мирное проникновение» в Китай и Корею, привпекающих пристапьное внимание всех европейских великих держав и Соединенных Штатов.
Немалую роль в изменении направленности российской внешней попитики и строитепьства вооруженных сил сыграл сам Николай II, которому импонировапи идеи о продолжении великих свершений Петра I и Екатерины II - основателей Балтийского и Черноморского флотов. Так, император весьма сочувственно отнесся к мыспям о выходе России к «незамерзающим берегам» Тихого океана и основанию там торгового порта и военно-морской базы. 27 августа 1895 года по жепанию Николая I авторитетный специапист по проблемам военно-морских сил М.И.Кази представип ему записку «О современном состоянии
русского флота и его ближайших задачах» (35). В записке М.И.Кази обоснован необходимость ограничиться на Бантике фло- том активной обороны при допоннении Черноморского фнота минными, посыльными и разведывательными судами, а центр тяжести попитики России перенести на Дапьний Восток. Там спедовало завести самостоятельный и мощный тихоокеанский флот, превосходящий фпот нового вероятного противника - Японии.
Идеи, высказанные М.И.Кази, встретипи поддержку Ни- копая II, честопюбивой императрицы Александры Федоровны, многих попитических и военных деятепей, в том числе адмиралов - активных участников событий 80-90-х годов XIX века на Дальнем Востоке. Однако политическое положение в Европе, в том числе угроза России со стороны Тройственного союза, основой которого были армия и флот Германии, и поддержание франко-русского союза 1893 года требовали сохранения «западной» ориентации развертывания вооруженных сил. Именно такую концепцию отстаивали руководители военного министерства и управляющий морским министерством адмирал Н.М.Чи- хачев, сторонник приоритетного развития Балтийского флота. Под влиянием последнего находился и генерал-адмирал Великий Князь Алексей Александрович.
Для подготовки «общественного мнения» император использовал другого родственника - капитана 2-го ранга великого князя Александра Михайловича (36), который в апреле 1896 года распространип объяснитепьную записку под названием «Соображения о необходимости усилить состав русского флота в Тихом океане». Появление записки, вызвавшее временную отставку ее автора, тем не менее привепо к замене Н.М.Чихаче- ва вице-адмиралом П.П.Тыртовым, сторонником развития морских сил на Дальнем Востоке. Вскоре вслед за этим последова- ло изменение направленности морской попитики России и стратегического развертывания ее флота.
Новые ппаны строительства российского флота поспе предваритепьного обсуждения были вынесены на решение особого совещания, состоявшегося в Санкт-Петербурге 27 декабря 1897 года под председатепьством генерал-адмирапа. В работе совещания участвовали вице-адмиралы П.П.Тыртов - управля- ющий морским министерством, В.П.Верховский, Н.М.Казнаков, И.М.Диков, С.П.Диков, С.П.Тыртов, С.О.Макаров, Ф.К.Авелан и Е.Н.Алексеев. На основе положения о том, что «нашему флоту следует быть несколько сильнее японского, дабы в случае столкновения быть способным к деятепьности активной» (37), совещание рекомендовано к 1903 году сосредоточить в Тихом океане десять эскадренных броненосцев, пять броненосных крейсеров, десять крейсеров-разведчиков водоизмещением 5-6 тысяч тонн, десять крейсеров 3-го класса до 2-2,5 тысяч тонн, один-два минных транспорта по 8 тысяч тонн (носители миноносок), два минных заградителя и тридцать шесть Истребите- ней - эскадренных миноносцев (часть последних могла быть заменена миноносцами). Для достижения указанного состава по особой программе «Для нужд Дальнего Востока» в 1898-1902 годах предстояло построить пять эскадренных броненосцев, пять крейсеров 1-го ранга и другие корабпи.
В начапе 1898 года решение совещания и новую программу утвердип Никопай II, разрешивший допопнительно ассигновать на кораблестроение 90 миллионов рублей. 15 марта того же года в Пекине была подписана конвенция о согласии китайского императора «предоставить России в арендное пользование Порт-Артур и Тапиенван вместе с прилегающим к этим портам водным пространством». Срок аренды устанавливался в 25 лет, на которые под юрисдикцию России отходила вся южная часть Квантунского (Ляодунского) полуострова «...в водах обеспечивания для русских военно-морских сил вполне надежной опоры на побережье Северного Китая...» (38).
Таким образом, правительством Николая II фактически было принято решение о создании третьего флота - Тихоокеанского, который в дополнение к Владивостоку получал незамерзающую базу Порт-Артур в Желтом море. Тихоокеанский флот должен был стать и наиболее мощным. Для успеха в соревновании с Японией Россия имела серьезные преимущества: наличие уже готовых броненосцев и крейсеров (третье место в мире по мощности флота), самостоятельность военного кораблестроения и, наконец, превосходство финансовых возможностей. Так, в 1899 году суммарные расходы на армию и флот в России и Японии составили 417,2 и 150,8 миллионов рублей соответственно. Максимум российского военного и морского бюджетов пришелся на 1898 год, когда на вооруженные силы страна израсходовала громадную сумму в 460,6 миллионов рублей.
Возрастание роли флота, связанное с новым направлением политики государства, нашло закономерное отражение в распределении средств между Военным и Морским ведомствами: в пятилетие 1898-1902 годов доля морского бюджета в суммарных военных расходах возросла до 25 % по сравнению с 17 % в 1895 году. Всего в 1895-1903 годах российскому Морскому министерству было ассигновано 732 миллиона рублей против 480,2 миллионов рублей (46 % суммы военных расходов) морского бюджета Японии. При этом только на строительство кораблей и их вооружение по программам 1895 и 1898 годов без учета Черноморского флота в России израсходовали до 300 миллионов рублей, а в Японии - около 220 миллионов рублей (39).
Изменения политической обстановки и оперативно-тактических взглядов вызвали необходимость корректуры программы 1895 года. Такая корректура была внесена на совещании под председательством управляющего Морским министерством 14 апреля 1899 года. На совещании присутствовали вице-адмиралы Ф.К.Авалан - начальник Главного морского штаба, Н.И.Каз- наков, И.М.Диков, С.О.Макаров, В.П.Мессер, Е.И.Алексеев, П.П.Андреев, а также главные инспекторы кораблестроения - Н.Е.Кутейников и морской артиллерии - генерал-майор А.С.К- ротков. Совещание практически единогласно отказалось от мелкосидящих тихоходных броненосных кораблей береговой обороны и минных крейсеров в пользу мореходных броненосцев, «безбронных судов» С.О.Макарова и эскадренных миноносцев (40).
На практике обе программы - 1895 и 1898 годов - слились в одну с завершением ее в 1905 году (см.табл.). Двухлетнее продление реализации кораблестроительных программ было осуществлено еще в 1898 году по настоянию С.Ю.Витте, который обосновал невозможность их финансирования в сжатые сроки. Сам по себе перенос готовности новых кораблей на два года не влиял на возможность сосредоточения на Дальнем Востоке назначенных морских сил: на Балтике к 1899 году уже имелось десять броненосцев. Объединенная программа 1895- 1898 годов была в известной степени сбалансирована по классам кораблей и ориентирована на преимущественное строительство крупных мореходных броненосцев и крейсеров океанского плавания. Можно было рассчитывать на их успешное использование на любых театрах и в разнообразных условиях обстановки. Однако развитие российских вооруженных сил на рубеже XIX-XX веков не было лишено серьезных противоречий, которые отрицательно сказались на развертывании и боеготовности флота во время русско-японской войны.
Само решение о создании третьего флота было принято Николаем II по ходатайству адмиралов без должного согласования с Военным и другими министерствами. Более того, особое совещание в декабре 1897 года не приняло во внимание здравые рассуждения М.И.Кази и Великого Князя Александра Михайловича, предлагавших в свое время ограничиться на Балтике минной обороной. Совещание постановило: «На Балтике мы должны быть по-прежнему сильны, чтобы в нужный момент отстоять исконные свои задачи». Распыление средств между Тихоокеанским и Балтийским флотами при одновременном усилении Черноморского флота явилось для страны непосильным бременем. Но это не остановило императора, хотя он еще в ноябре 1895 году справедливо отметил на полях журнала особого совещания: «...вся наша беда именно состоит в том, что России приходится строить и содержать три самостоятельных флота» (41) (выделено в подлиннике - В.Г.). При этом Николай II сам не наметил путей преодоления этой «беды», а руководство Морского ведомства оказалось не в состоянии сформулировать доступные цели морской политики.
Все это происходило на фоне очередного этапа международной гонки морских вооружений, теоретической основой которой стали известные взгляды А.Т.Мэхэна и Ф.Коломба. Именно в конце XIX века в традиционное соперничество морских держав включились, кроме Японии, такие сильные в экономическом отношении государства, как США и Германия. Создание Германией линейного «Флота Открытого моря» в случае коалиционной войны в Европе осложняло стратегическое положение России на Балтике. Англия, ежегодные расходы которой на флот в начале XX века превышали 300 миллионов рублей, стремилась удержать пальму первенства в морских вооружениях.
Сохранение англо-русских противоречий не исключало возможность вторжения превосходящих сил английского Средиземноморского флота в Черное море. Восточный флот Англии в таком случае мог оказать существенную поддержку японскому в Тихом океане. Анализ соотношения сил на море (см. таблицу) показывает, что к 1905 году российский флот не получал превосходства в силах ни на одном из трех морских театров. Поэтому внезапное начало войны в неблагоприятных политических комбинациях заведомо означало господство на море вероятных противников России. При этом возможности межте- атрового маневра были весьма ограниченными - выход Черноморского флота через проливы зависел от прихоти турецкого правительства (а в реальности - фактически от позиции английского правительства), а маршрут перехода с Балтики на Дальний Восток и обратно находился под контролем Германии и все той же Англии.
Очевидная опасность такого положения требовала гибкости внешней политики, единства военной и морской стратегии. В действительности Николаю II не удалось согласовать позиции своих министерств, которые зачастую ставили ведомственные интересы выше государственных. Так, С.Ю.Витте в 1896 году под влиянием русско-китайского банка добился от Китая согласия на строительство Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), которая связала забайкальский участок Транссибирской магистрали с Владивостоком через территорию Манчжурии. В 1901 году по КВЖД прошел первый поезд. В начале XX века Министерство финансов израсходовало почти 26 миллионов рублей на строительство коммерческого порта и города Дальний на Квантунском полуострове. Новый порт связала с КВЖД Южно-Манчжурская железная дорога (ЮМЖД). Все эти дорогостоящие начинания требовали надежной обороны, финансирование которой откладывалось тем же главой министерства. Впоследствии и Дальний, и ЮМЖД были эффективно использованы Японией в войне против России.
Министр иностранных дел граф М.Н.Муравьев настоял на занятии Порт-Артура в ответ на оккупацию Германией Циндао (Киао-Чао) вопреки опасениям С.Ю.Витте за последствия захвата китайской территории и сомнениям вице-адмирала П.П.Тыртова в удобствах и стратегическом значении этого порта. При этом не было учтено мнение начальника эскадры Тихого океана вице-адмирала Ф.В.Дубасова, который еще в 1898 году считал, что Порт-Артур может быть легко отрезан от сообщения морем с Владивостоком и от сухопутных коммуникаций в Манчжурии. Ни М.Н.Муравьев, ни его приемник (с 1900 года) граф В.Н.Ламсдорф не предавали должного значения увязыванию политических целей с задачами флота. Военно-морское руководство - ведомство августейшего генерал-адмирала - оказалось не в состоянии сформулировать их самостоятельно. Вице- адмирал С.О.Макаров, предлагавший в декабре 1897 года определить задачи флота на Дальнем Востоке, а уже потом, исходя из этих задач, установить и его состав, остался при особом мнении и не был поддержан другими участниками особого совещания.
Морское ведомство рассматривало флот в Тихом океане как фактор, удерживающий Японию от нападения, а не как силу, способную нанести поражение ее флоту. В результате важнейший принцип стратегии, требующий сосредоточения максимальных средств на театре военных действий, оказался в забвении. Решающая роль флота в возможной войне с Японией была очевидна для руководителей Морского министерства задолго до ее начала. Тем не менее, планируемый состав российского флота в Тихом океане даже к 1905 году обеспечивал лишь незначительное превосходство над противником. Само сосредоточение этого флота в водах Дальнего Востока адмиралы П.П.Тыртов и Ф.К.Авелан поставили в зависимость от сметы на заграничное плавание, а не от политического положения или наличия корабельного состава. Сметой расходов Морского министерства заведомо предопределялось и отставание материального обеспечения базирования флота от его состава - ассигнование на оборудование Порт-Артура растягивалось на восемь лет, при этом первые 2 миллиона рублей были получены только в 1900 году (42).
Военное министерство, в свою очередь, не торопилось со строительством Порт-Артурской крепости, окончание которой планировалось к 1909 году. Отпущенные на крепость до 1904 года 4,6 миллиона рублей выглядели более чем скромно по сравнению с расходами на создание Дальнего. Военный министр (с 1898 года) генерал-лейтенант А.Н.Куропаткин являлся активным противником чрезмерного, по его мнению, усилению флота. Правда, ему не удалось склонить на свою сторону Николая II, зато министр явно недооценил боеспособность японской армии, оставив к 1904 году Порт-Артур и Владивосток без надежной сухопутной обороны. Сосредоточенные Военным министерством на Дальнем Востоке войска качественно уступали войскам российской армии в целом: основу их организации составляли так называемые Восточно-Сибирские стрелковые бригады вместо полноценных армейских корпусов.
Не лучшим образом был решен вопрос управления силами армии и флота, хотя, по аналогии с Тавридой XVIII века, Николай II стремился к созданию единого командования на Дальнем Востоке. В августе 1899 года была учреждена должность главного начальника и командующего войсками Квантунской области и Морскими силами Тихого океана, на которую император назначил вице-адмирала Е.И.Алексеева. В его подчинение поступили начальник эскадры и командиры портов Тихого океана. Сам Е.И.Алексеев в отношении управления силами флота подчинялся управляющему морским министерством (43) и пользовался правами главного командира флота и портов, поднимая на корабле флаг командующего флотом. При нем состоял морской отдел штаба, который с января 1900 года возглавил контрадмирал В.К.Витгефт.
Занятый делами гражданского управления, внешней политикой и сухопутными войсками, «главный начальник и командующий», несмотря на свое «морское» происхождение, не мог уделять должное внимание флоту. Фактически ответственным за подготовку флота и управление им в море оставался начальник эскадры Тихого океана, который не имел полной самостоятельности. В частности, вопросы назначения командиров, руководство портами и др. находились в компетенции Е.И.Алексеева. Грамотный и достаточно опытный моряк и политик, Е.И.Алексеев весьма критически относился к инициативе подчиненных и зачастую увлекался мелочной опекой начальника эскадры. В 1900 году, например, он добился отзыва с этого поста «излишне самостоятельного» вице-адмирала Я.А.Гильтеб- рандта.
В распоряжении Е.И.Алексеева, в отличие от Г.А. Потемкина на Черном море в конце XVIII века, не было и необходимых материальных средств. Кораблестроение, развитие ремонтной базы, пополнение флота кораблями и личным составом оставались в ведении далекого Санкт-Петербурга. Таким образом, новое звено управления лишь создавало видимость централизации, усложнив и без того архаичную структуру высшей военно-морской администрации России.
Внутреннее положение Российской империи на рубеже XIX-XX веков складывалось далеко не блестяще. В 1898-1904 годах ее население выросло со 128,2 до 141,4 миллионов человек (44), между тем народное благосостояние увеличивалось очень медленно. В сельском хозяйстве России было занято подавляющее большинство населения - свыше 77 %, рост же производства товарного хлеба и доходов казны от налогов с крестьянства сдерживался сложившейся системой землепользования, низкой агрокультурой и тяжелым экономическим положением большинства крестьян. Это положение усугублялось неурожаями и частичным голодом 1899 и 1901 годов и было причиной не прекращавшихся крестьянских волнений.
По уровню промышленного производства Россия занимала 5-е место в мире, уступая США, Германии, Англии и Франции. Численность занятых в промышленности и на транспорте к 1898 году превысила 2 миллиона человек. В 1900 году выплавка стали составила 2,6 миллиона тонн, добыча угля и нефти - 16 и 10 миллионов тонн соответственно. Однако в 1900-1903 годах страну затронул мировой экономический кризис, который привел к падению промышленного производства на 5,7 %, а также вызвал рост забастовочного движения рабочих. На фоне бедственного положения и недовольства условиями жизни большинства населения активизировали свою деятельность подпольные революционные организации - партия социалистов-революционеров (наследовали идеи народничества) и российская социал-демократическая рабочая партия (основана в 1898 году на идеях марксизма), которые ставили своими целями свержение самодержавия. Сложившиеся в стране порядки вызывали критическое отношение интеллигенции, буржуазии и определенной части дворянства.
Консерватизм Николая II, упорно не желавшего пойти на реформы государственного устройства, прямо вел к серьезному политическому кризису. С.Ю.Витте так и не удалось вполне стабилизировать финансовое положение империи, внешний долг которой в 1900-1904 годах вырос с 3966 до 4250 миллиона рублей. Положительной оценки при этом заслуживают внешнеполитические шаги российского правительства, стремившегося к сокращению непомерных военных расходов. Так, в мае-июне
1899 года по инициативе Николая II и графа М.Н.Муравьева в Гааге состоялась международная конференция с участием 26 государств, на которой впервые в мировой истории обсуждался вопрос о взаимном ограничении вооружений. Правда, участники конференции из-за активного противодействия русским предложениям со стороны представителей Германии и США, не пришли к определенному соглашению. Значение Гаагской конференции ограничилось выработкой международных правил ведения военных действий на суше и на море.
Через год - летом 1900-го - вместо желанного сокращения вооруженных сил Россия приняла активное участие в войне в Китае, связанной с совместным выступлением ведущих морских держав для подавления «боксерского» восстания (движение ихэтуаней). Восстание имело антиимпериалистическую направленность и было отчасти поддержано китайским правительством. В результате войны российские войска оккупировали Манчжурию, другие государства добились от Китая многочисленных уступок, крайне обострились русско-японские противоречия в борьбе за сферы влияния на Дальнем Востоке.
Правительства Англии и США оказывали политическую и финансовую поддержку Японии, рассчитывая использовать ее вооруженные силы для ослабления России. Встревоженная усилением российского флота в Тихом океане, Англия встала на путь открытого сотрудничества с Японией. В январе 1902 года был заключен англо-японский договор о военном союзе. В случае вмешательства в русско-японский конфликт «третьей державы» Англия обязалась выступить на стороне Японии. Таким образом, Россия лишалась возможной военной поддержки со стороны Франции или Германии. Договор позволял Англии сохранять сосредоточение основных сил своего флота в европейских водах, где новым и опасным его соперником становил
ся быстро растущий германский флот. Япония получила «зеленый свет» для осуществления захватнических планов и готовилась к нападению на Дальневосточные владения России. 1902 год ознаменовался завершением основной части японской кораблестроительной программы: в строй вступил последний из двенадцати новых крупных кораблей - броненосец «Микаса». В 1902-1903 годах усилия японской дипломатии по достижению мирных соглашений с Россией носили в основном демонстративный характер, маскирующий решение развязать войну не позднее 1904 года.
Николай II отнюдь не был сторонником войны с Японией, справедливо считая, что она может обернуться бедствием для Российской империи. Император надеялся, что «маленькая» Япония не посмеет поднять оружие против России, обладавшей полутора миллионной армией и одним из сильнейших в мире флотов. Однако ни Николай II, ни его министры не смогли принять действенных мер по мирному урегулированию русско-японских отношений, или обеспечению надежной защиты дальневосточных владений.
Отставка С.Ю.Витте с поста министра финансов в августе 1903 года лишила царя одного из самых способных и самостоятельных помощников. В вопросах дальневосточной политики Николай II попал под влияние безответственной придворной группировки во главе с А.М.Безобразовым, по предложению которого 30 июля 1903 года из Приамурского генерал-губернаторства и Квантунской области было образовано особое наместничество, выведенное из подчинения министерствам. Наместником императора на Дальнем востоке был назначен адмирал Е.И.Алексеев.
Для согласования действий обладавшего самыми широкими полномочиями наместника с «общегосударственными видами» Николай II создал особый комитет из министров и «других особ» под своим председательством (45). На практике образование Комитета позволило A.M. Безобразову и его единомышленникам, прикрываясь именем императора, активизировать «освоение» Маньчжурии и Северной Кореи. Деятельность бе- зобразовской лесной концессии на реке Ялу и промедление с выводом российских войск из Маньчжурии представляли японским милитаристам благовидный повод для объявления войны. Между тем, открытые военные приготовления Японии не вызвали адекватного усиления вооруженных сил России на Дальнем Востоке. Образование наместничества окончательно нарушило централизацию управления флотом. Став независимым от Морского ведомства, адмирал Е.И.Алексеев по-прежнему не имел необходимых материальных ресурсов. Его настойчивые обращения в Санкт-Петербург о пополнении флота, ускорении оборудования баз и создании запасов военного времени оставались без должного внимания. Новый управляющий Морским министерством вице-адмирал Ф.К.Авелан, сменивший в марте 1903 года умершего адмирала П.П.Тыртова, и исправляющий должность начальника ГМШ контр-адмирал З.П.Рожественский, в свою очередь, не считали себя вправе вмешиваться в распоряжения Е.И.Алексеева по руководству флотом.
Ф.К.Авелан и З.П.Рожественский, формально продолжая линию покойного П.П.Тыртова, оказались не в состоянии быстро реагировать на обострение политической обстановки. Они допустили и промедление в совершенствовании структуры центрального управления, особенно в развитии оперативных функций Главного морского штаба. Предпринятое еще в 1900 году расширение штатов Морского министерства, вызванное количественным ростом флота, усилило, в основном, его хозяйственную часть. Так, в помощь начальнику Главного управления кораблестроения и снабжений (ГУКиС) назначили самостоятельного начальника Отдела сооружений (46). Другие отрасли центрального и портовых управлений получили дополнительные штатные должности офицеров и чиновников. Предложение вице- адмирала И.Ф.Лихачева о создании службы морского генерального штаба по-прежнему оставалось в забвении.
Идея о необходимости заблаговременной разработки плана войны была вновь высказана посредниками в отчете о военно-морской стратегической игре, проведенной в Морской академии в 1902 года. В ноябре 1902 года в развитие этой идеи помощник начальника ГМШ контр-адмирал А.А.Вирениус представил управляющему министерством доклад о создании в составе штаба особого Оперативного отделения. Подробное обоснование и программа деятельности отделения, главной задачей которого являлось «выработка плана войны», были выполнены лейтенантом А.Н.Щегловым.
Однако адмирал П.П.Тыртов согласился лишь на временное усиление с 1 января 1903 года существующего Военно-морского ученого отдела ГМШ двумя штаб-офицерами для реализации предложенной программы. Проекты создания Оперативного отделения ГМШ и соответствующих отделений в портах, о чем, в частности, ходатайствовал главный командир Кронштадско- го порта вице-адмирал С.О.Макаров, обсуждались в Морском министерстве почти целый год.
Наконец в феврале 1904 года - после начала войны с Японией - состоялось учреждение Стратегической части Военно-морского ученого отдела ГМШ, заведующим которого был назначен капитан 2-го ранга Л.А.Брусилов. Новая структура так и не смогла занять подобающего места в управлении флотом. Система управления во время войны претерпела существенные изменения, которые отнюдь не, всегда отвечали сложившейся обстановке.
Летом 1902 года в ГМШ под руководством вице-адмира- ла Ф.К.Авелан а были разработаны обоснования и проект будущей 20-летней (1903-1923 годы) кораблестроительной программы. Заданием предусматривалось сохранение трех сильных флотов: Балтийского - равносильного германскому флоту, Тихоокеанского и Черноморского - превосходящих флоты Японии и Турции соответственно.
Согласно проекту ГМШ, к 1923 году флот должен был достигнуть следующего состава (47):
- 47 эскадренных броненосцев (из них 12 для Черного моря);
- 20 броненосных крейсеров (из них 2 для Черного моря);
- 6 броненосцев береговой обороны (все для Черного моря);
- 48 легких крейсеров (из них 12 для Черного моря);
- 332 эсминца (из них 42 для Черного моря);
- 235 миноносцев (из них 16 для Черного моря);
- 104 других корабля, включая подводные подки.
Утверждение этой грандиозной программы требовало постепенного двукратного увеличения морского бюджета, что представпялось нереальным министерству финансов. Обсуждение ее с привлечением многих видных адмиралов затянулось до начала войны. В январе 1903 года для сохранения непрерывности кораблестроения генерал-адмирал и П.П.Тыртов приняли решение о строительстве в счет будущей программы двух эскадренных броненосцев для Балтики и двух для Черного моря (48). В конце года к ним добавили шесть эскадренных миноносцев, а январе 1904 года - подводную лодку.
Во время русско-японской войны Морское ведомство предприняло меры по срочному пополнению флота путем заказа отечественным и иностранным заводам крейсеров, эскадренных миноносцев, подводных лодок, а также приобрело ряд готовых судов за границей. Восемнадцать минных крейсеров и подводная лодка строились на средства комитета по усилению флота на добровольные пожертвования, действовавшего практически независимо от министерства. Почти все эти корабли, созданные без какой-либо обоснованной программы, вступили в строй после 1905 года и не смогли оказать влияния на соотношение сил и ход военных действий на море.