- 37 - 2001 / 01 - линейные корабли "Richelieu"
- 38 - 2001 / 02
- "Итальянские модификации на бывших немецких кораблях"
- "Германские миноносцы периода второй мировой войны. 9-я флотилия миноносцев в Средиземном море"
- "Проектирование авианосцев в фашистской Германии во время второй мировой войны"
Часть третья - "Две катастрофы в истории американского флота"
- "Голландия. 1939 - 1945 годы. Потери кораблей и судов в период Второй мировой войны"
- 39 - 2001 / 03
- Грибовский В.Ю. "Российский флот тихого океана. 1898-1905. История создания и гибели"
- "Бот Царя Петра ("Нарвский ботик")"
- "Крейсеры с полетной палубой военно-морских сил Соединенных Штатов"
Часть первая - Немецкие миноносцы в Средиземном море
- 40 - 2001 / 04
- Грибовский В.Ю. "Российский флот тихого океана. 1898-1905. История создания и гибели"
- "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах"
- Спрашивали - Отвечаем
- "Боевые действия Краснознаменного Балтийского флота в Период Советско-Финской войны 1939-1940 годов"
Часть 1 - Глава I Балтийский морской театр
- Глава II Подготовка к войне военно-морских сил Финляндии
- Глава III Подготовка к войне Краснознаменного Балтийского флота
- Глава IV Общая обстановка на Балтийском театре к началу воины
- Грибовский В.Ю. "Российский флот тихого океана. 1898-1905. История создания и гибели"
- Спрашивали - Отвечаем
- "Боевые действия Краснознаменного Балтийского флота в Период Советско-Финской войны 1939-1940 годов"
Часть 2
- Грибовский В.Ю. "Российский флот тихого океана. 1898-1905. История создания и гибели"
- "Русский флот и американская судостроительная фирма Вильяма Крампа. Итоги контактов"
"Варяг" сошел на воду с должными ему почестями" - "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах"
- Спрашивали - Отвечаем
- "Боевые действия Краснознаменного Балтийского флота в Период Советско-Финской войны 1939-1940 годов"
Часть 3
- Грибовский В.Ю. "Российский флот тихого океана. 1898-1905. История создания и гибели"
- Гибель «Indianapolis» Трагедия 45-го года
- Грибовский В.Ю. "Российский флот тихого океана. 1898-1905. История создания и гибели"
- "Югославский военный флот. 1918-1941"
- От редакции
- "Боевые действия Краснознаменного Балтийского флота в Период Советско-Финской войны 1939-1940 годов"
Часть 4
- "Линейный корабль "Agincourt"
- "Крейсеры с полетной палубой военно-морских сил Соединенных Штатов"
"Российский флот Тихого океана. История создания и гибели" 1898-1905
Высшее руководство и флагманы Российского флота в Русско-Японскую войну
- вступил на престол в 1894 году. Отец его, император Александр III, скончался, не успев присвоить сыну генеральского чина. Николай II сохранил чин полковника, желая числиться флигель-адъютантом своего августейшего родителя. Соответственно, он остался и капитаном 1-го ранга Флота, и, являясь на корабли, носил соответствующий мундир, что, естественно, не влияло на его действительное «служебное положение» («Хозяин Земли Русской»). Он лично назначал высших руководителей Флота, начальников его эскадр и командиров кораблей, производил в адмиральские чины, а также утверждал представления о производствах и отчасти перемещениях офицеров. Знал лично в лицо и по фамилиям многих офицеров, особенно флотских.
Считал сильный Флот необходимым для России и не жалел на него средств. Однако вопросы направленности строительства Флота, его сосредоточения и боеготовности в первое десятилетие своего правления Николай II «отдал на откуп» не всегда компетентным помощникам, главным среди которых был его дядя - генерал-адмирал.
На важнейших особых совещаниях, решавших судьбу Флота и империи, зачастую отмалчивался, скрывая свою державную волю. Не любил самостоятельных людей с мнениями, отличными от его собственного, но далеко не всегда это обнаруживал. Попадал под моральное влияние германского императора Вильгельма II, своей матери и старших родственников (дяди императора). Не сумел согласовать политику и стратегию России накануне войны. Последний отнюдь не желал, справедливо считая ее «бедствием для России», но не верил в возможность военного наступления «Маленькой Японии» против его огромной державы. Несет личную моральную ответственность за допущение внезапного нападения японцев на наш Флот в Порт- Артуре и в Чемульпо.
Любил парадную сторону военной службы, в том числе и военно-морской, не вникая при этом в суть дела. Тратил большие средства на личные морские походы и на содержание больших быстроходных яхт для своей семьи. Позволял подобное и своим родственникам, в том числе и за счет казны. Не мстил за неудачи и был милостив к верноподданным, особенно благородного происхождения.
- был предназначен для военно-морской карьеры еще своим дедом - императором Николаем I, стал мичманом в 7-летнем возрасте (чин ему присвоил отец - император Александр II), получил домашнее воспитание и военно-морское образование под руководством адмирала К.Н.Посьета. С 10-летнего возраста участвовал в морских походах, в возрасте 23 лет стал во главе Гвардейского экипажа, а в неполных 25 лет - командиром фрегата «Светлана». Таким образом, Алексей Александрович, «сделал» быструю карьеру, недоступную совершенно любому другому офицеру-дворянину. В июле 1881 года своим братом, императором Александром III, был назначен главным начальником Флота и Морского ведомства, в мае 1883 года «возведен в звание» генерал-адмирала, а 1 января 1888 года (38 лет!) получил чин адмирала (в 1904 году в списках адмиралов, а чин этот присваивался крайне редко, самым молодым был Е.И.Алексеев, имевший 61 год от роду, самым старым - 74-летний долгожитель Н.М.Чихачев).
Великий князь Алексей Александрович в молодости пережил крушение фрегата «Александр Невский», а за руководство действиями моряков против турок на Дунае в 1877 года был награжден боевым орденом Св. Георгия 4-й степени, подобно всем другим членам большой семьи Александра II.
Отличался красивой представительной внешностью. Будучи холостяком, подолгу жил в Париже, а в семье Романовых имел репутацию гурмана, большого любителя охоты и красивых женщин.
Делами Флота занимался «по мере необходимости», зачастую попадая под влияние своих более энергичных и знающих помощников. Однако последние были надежно защищены от критики широкой спиной генерал-адмирала, дяди самого императора, и пользовались этим. Бывал вспыльчив, но быстро «остывал» и не был мстителен. Не стеснялся использовать в качестве личной яхты единственный в 1898-1904 годах на Балтике новый крейсер «Светлана».
Постоянно благоволил к Гвардейскому экипажу, считая себя «отцом-командиром» - в 1904 году Гвардейским экипажем комплектовался новейший броненосец - «Император Александр III». Крейсер «Светлана» комплектовалась 5-м флотским Е.И.Высочества генерал-адмирала Алексея Александровича экипажем.
Несет личную моральную ответственность за низкую боеготовность и невыгодное распределение сил Флота к началу войны с японцами. Во время войны проявил несостоятельность, а иногда и безалаберность, в решении вопросов по кругу обязанностей. Роль его в 1904-1905 годах, в основном, свелась к простому утверждению поспешных и недостаточно обоснованных решений. В частности, в январе-феврале 1904 года Алексей Александрович под влиянием мнений А.А.Вирениуса, Ф.К.Авелана и З.П.Рожественского отказался от немедленного движения на Дальний Восток подкреплений, а летом 1904 года - под давлением министра иностранных дел З.П.Рожественского - от крейсерской войны против Японии.
После Цусимской катастрофы Николай II был вынужден «уволить» Алексея Александровича от «управления Флотом и Морским ведомством». В высочайшем рескрипте от 4 июня 1905 года это снятие с должности было завуалировано личной просьбой, «искренней благодарностью», сохранением чинов и званий. Фальшивый тон рескрипта был вскоре пародирован в ходившем по Петербургу остром сатирическим рескрипте («самиздат») на имя балерины Е.Л.- Баллета, которая «в продолжении 14 лет несла на себе всю тяжесть генерал- адмиральского тела возлюбленного дяди Нашего». В этой пародии содержался и намек на то, что туалеты и бриллианты своей подруги генерал-адмирал не стеснялся оплачивать из «отпускавшихся на флот средств». Но официальная и просто открытая печать по вполне понятным причинам, воздерживалась от любой критики «дяди Нашего», который скоропостижно скончался в Париже в 1908 году.
- опытный моряк, который начал карьеру еще во время Крымской войны 1853-1856 годов, блестяще окончил Морской кадетский корпус и командовал многими кораблями, а в 1891-1893 годах эскадрой Тихого океана. Умер почти за год до начала войны с Японией, но своей деятельностью на посту Управляющего министерством заложил те принципы строительства и дислокации Флота, которые роковым образом сказались в ходе боевых действий.
- также опытный моряк, в 1878-1890 годах командовал пятью кораблями 1-2-го рангов, в 1893-1894 годах начальник эскадры Средиземного моря, сыгравшей большую роль в русско-французском сближении. В 1896-1903 годах - начальник Главного морского штаба. Имел солидную представительную внешность, пользовался уважением генерал-адмирала и императора, поддерживал С.О.Макарова, с которым его связывали дружеские отношения. На высших должностях, однако, не проявил должных компетентности и самостоятельности, действуя в рамках ранее утвержденных, иногда коллегиальных решений. Испытывал влияние более и волевых энергичных флагманов (С.О.Макаров, В.П.Верховской, З.П.Рожественский). Во время войны фактически оказался в тени и обнаружил неспособность положительно влиять на действия Флота. После Цусимы уволен от должности.
- в обществе считался внебрачным сыном наследника престола Александра Николаевича - впоследствии императора Александра II, следовательно, братом генерал-адмирала и дядей Николая II. Воспитанник Морского кадетского корпуса, получил несколько чинов «за отличие», командовал крейсерами «Африка» (с 1878 года) «Адмирал Корнилов», участник нескольких дальних, в том числе кругосветного, плаваний, был военно-морским агентом во Франции. В 1895-1897 годах - начальник эскадры Тихого океана. С 1899 года в должности главного начальника и командующего войсками Квантунской области и Морскими силами Тихого океана (с 1903 года - наместника, а с 1904 года - и главнокомандующего) фактически являлся «первым лицом» во всех событиях на Дальнем Востоке. Лично руководил действиями Армии и Флота в войне с Китаем 1900-1901 годов. Его заслуги в этой войне, в частности, были отмечены золотой саблей с надписью «Таку, Тянь-Цзынь, Пекин 1900 г.»
Отмечался здравым смыслом и волевым характером, стоял на страже интересов императора и России, престиж которой ставил очень высоко. С должным подозрением и недоверием относился к германской морской политике и внимательно следил за военными приготовлениями Японии.
Образ жизни и манеры поведения Е.И.Алексеева на Дальнем Востоке напоминали европейский двор средней руки. С подчиненными, правда не со всеми, держался высокомерно, мог вспылить и накричать (многие командиры его боялись), а иногда и припомнить «проступки» против его особы. Старался иногда избавиться от «слишком самостоятельных» (Я.А.Гильтебрант), и нес моральную ответственность за назначение накануне войны начальником эскадры бесцветного О.В.Старка, во всем послушного его воле. В то же время, был против учреждения наместничества, и еще до войны просил о назначении полномочных командующих армии и флотом на Дальнем Востоке. Реально оценивал угрозу внезапного нападения японцев и был сторонником упреждающего удара, но при этом оказался ограниченным в средствах и полномочиях, а потом и дезориентированным Петербургом (Николай II, генерал-адмирал, министр иностранных дел). Во время войны проявил стремление вмешиваться в распоряжения ближайших подчиненных и на этой почве несколько конфликтовал с любившими самостоятельность генералом от инфантерии А.Н.Куропаткиным и вице-адмиралом С.О.Макаровым. Однако он же и поддерживал все достаточно обоснованные планы и предложения последних.
Некоторое время после гибели С.О.Макарова лично командовал флотом, правда, в море не выходил, ожидая окончания исправления половины (трех из шести) своих линейных кораблей. Отъезд Е.И.Алексеева из Порт-Артура, по мнению очевидцев, напоминал бегство. Однако, следует признать, что, как главнокомандующий он поступил мудро, не желая оставаться без связи в осажденной крепости. Настойчиво требовал от А.Н.Куропаткина и контр-адмирала В.К.Витгефта, которому вверил судьбу флота в Порт-Артуре, активных действий против японцев. Оба командующих, к сожалению, не оказались на высоте положения, и упустили представлявшиеся им возможности. После наступившего кризиса в войне выехал в Санкт-Петербург, и был отмечен в числе очень немногих участников войны, орденом Св. Георгия 3-й степени. В 1905 году назначен членом Государственного Совета.
Известно, что Николай II очень высоко ценил Е.И.Алексеева даже после окончания войны, хотя адмирал стал объектом критики в печати, а в советской историографии был объявлен одним из главных виновников поражения.
- выдающийся флагман рубежа XIX-XX столетий, подобно французскому адмиралу Фурнье, германскому Тирпицу, английскому Фишеру и японским Ита и Того, имел мировую известность и признание. Воспитанник Морского училища в Николаевске-на-Амуре и адмиралов А.А.Попова, И.А.Ендогурова, П.В.Казакевича, Ф.С.Керна и Г.И.Бутакова, герой русско-турецкой войны 1877-1878 годов, благодаря своим личным заслугам и достоинствам, сделал необычайно быструю карьеру и обогнал по службе не только ровесников, но значительно более старших офицеров, многие из которых были у него в подчинении. С 1876 года самостоятельно командовал кораблями, с 1894 года - эскадрами. Единственный из наших флагманов, который стремился проводить боевую подготовку, исходя из возможных условий действительного боя и свойств техники и оружия. Считал необходимым базировать практику плаваний и учений флота на прочной теоретической основе, создал ряд оригинальных научных трудов в области тактики, наиболее важным из которых были «Рассуждения по вопросам морской тактики» (1897). Имел значительный флагманский опыт - младшим флагманом Практической эскадры Балтийского моря (1894) и Соединенных эскадр (фактически - флота) в Тихом океане (1895), начальником эскадры Средиземного моря (1894-1895), начальником Практической эскадры Балтийского моря (фактически - боевой частью Балтийского флота - в 1896 и 1898 годах). Однако, в силу сложившейся практики цензового прохождения службы не смог создать передовой школы морской и тактической выучки. Поэтому понятие «ученик Макарова» является несколько условным, хотя адмирал лично знал в деле многих офицеров Флота, а некоторых, действительно, воспитал сам и ставил очень высоко (К.Ф.Шульц, М.П.Васильев).
С.О.Макаров имел широкие научные интересы и добился результатов мирового уровня в океанологии, исследованиях непотопляемости, полярных льдов и т.п. В то же время он отличался увлекающейся натурой, которая постоянно «уводила» его в сторону от флотских вопросов или заставляла с редким упорством отстаивать свои же сомнительные идеи («безбронные суда»). Обладал энергичным «беспокойным» характером, иногда бывал вспыльчив, но практически никогда не наказывал подчиненных, сам стремясь исправить их ошибки. Был честолюбив и в вопросах чести и нарушения чинопочитания с редкой настойчивостью требовал полного удовлетворения. Пользовался любовью подчиненных (благодаря заботе о них, справедливости и личному примеру), авторитетом и доверием у старших начальников. С редким упорством и смелостью отстаивал собственное мнение и не пользовался служебным положением для личной выгоды, не говоря уже о присвоении казенных денег. В личных расходах был даже скуповат.
В 1899-1904 годах занимал пост главного командира Кронштадтского порта (старший из адмиралов на Балтике, фактически заведовал большей частью Балтфлота). Будучи назначенным командующим флотом в Тихом океане, начал решительную борьбу с болезнями мирного времени и смело поставил боевое обучение на передовую основу. Однако не успел реализовать своих замыслов и безвременно погиб.
- воспитанник Морского кадетского корпуса (1862), герой русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Командовал кораблями с 1875 года, отрядами судов с 1895 года. В 1900-1902 годах - начальник эскадры Тихого океана, на которой добился достаточно высокого уровня боеготовности. С 1903 года - главный командир Черноморского флота и портов Черного моря, после гибели С.О.Макарова назначен командующим флотом в Тихом океане, став инициатором конкретных мер по срочному снаряжению подкреплений на Балтике (его предложения и были почти полностью реализованы в посылке 2-й эскадры флота Тихого океана). Однако в Порт-Артур попасть не успел и командовал флотом с берега во Владивостоке. Сам в море не ходил, хотя пытался активизировать операции Владивостокского отряда и скоординировать движение Балтийских эскадр и действия кораблей на Дальнем Востоке. После гибели кораблей в Порт-Артуре был отозван в Санкт-Петербург.
- из юнкеров флота, командовал кораблями с 1881 года, отрядами - с 1897 года, в 1904 году сменил С.О.Макарова (по отношению к последнему был известным недоброжелателем и завистником) в Кронштадте, вскоре был назначен на новую должность главного командира Балтийского флота. Обеспечивал снаряжение 2-й" эскадры флота Тихого океана, а осенью 1904 года выступил инициатором посылки вслед З.П.Рожественскому отряда Н.И.Небогатова. Отличался энергичным и независимым характером, честолюбием и увлекался коллекционированием иностранных орденов. В 1905 году поехал во Владивосток принимать командование флотом в Тихом океане, но после Цусимы был отозван обратно и назначен первым морским министром (1905-1907 годы), проявил на этом посту большую заботу о назначении пенсий семьям погибших в войну офицеров.
- воспитанник морского кадетского корпуса (1864), командовал кораблями с 1874 года, долго служил на Дальнем Востоке. Был известен тем, что при стоянке в портах никогда не ночевал на своем крейсере («Владимир Мономах»), а, оставив за себя старшего офицера, отправлялся на берег к сопровождавшей его жене. Хороший семьянин. В октябре 1902 года по выбору Е.И.Алексеева с должности командира порта Артур был назначен командующим эскадрой Тихого океана. Вел дело по инерции и по указаниям энергичного наместника, который на берегу инструктировал О.В.Старка даже в начале боя эскадры с противником. Есть сведения, что рапортом предлагал Е.И.Алексееву убрать эскадру с рейда еще до 27 января, но получил отказ. После внезапного нападения японцев был морально подавлен, с прибытием С.О. Макарова уехал в Санкт-Петербург и вскоре был уволен в отставку. Не любил носить знаки отличия отставного вице-адмирала (серебряные зигзаги на погонах), работал в промышленности, скончался в эмиграции, в Финляндии.
- воспитанник Морского кадетского корпуса, одноклассник О.В.Старка, командовал кораблями с 1885 года, с 1898 года занимал должности начальника штаба Кронштадского порта и младшего флагмана на Балтике и на Черном море. 19 апреля 1904 года стал начальником 1-й эскадры флота Тихого океана, но в Порт-Артур не попал, а прибыл во Владивосток. Лично возглавлял рискованный и удачный поход крейсеров в Корейский пролив в мае-июне 1904 года. Осенью 1904 года назначен на Балтику, с декабря того же года - исполняющий обязанности начальника Главного морского штаба. Известно, что в последние годы жизни П.А.- Безобразов страдал от тяжелой болезни, от которой он и скончался 17 июня 1906 года.
- воспитанник Морского училища (1868), герой русско-турецкой войны 1877-1878 годов (бой «Весты»), командовал болгарским флотом, кораблями - с 1890 года, был военно-морским агентом в Англии (1892- 1894), а с 1899 по 1902 год возглавлял Учебно-артиллерийский отряд Балтийского флота. В этот период (в летние компании) Учебно-артиллерийский отряд представлял собой наиболее многочисленное соединение на Балтике, и 3.П.Рожественский имел возможность создать на нем своеобразную школу, из которой вышли его ближайшие помощники в эпопее 1904-1905 годов (Д.Г.Фелькерзам, Н.И.Небогатов, В.И.Филипповский, Ф.А.Берсенев), а также некоторые командиры кораблей будущей 2-й эскадры (Б.А.Фитингоф, В.Н.Микпуха, Н.Г.Лишин). Отличался волевым и упрямым характером, бывал вспыльчив, зачастую груб с командирами. Не стеснялся высказывать свое мнение командованию, скептически относился к способностям и личным качествам большинства адмиралов и офицеров Флота. В боевой подготовке придерживался строго формальных принципов, умел показать парадную сторону выучки своего отряда, в руководстве - сторонник приказного стиля, но не злоупотреблял количеством и строгостью высказываний. Неплохо разбирался в технических вопросах, особенно в артиллерии.
В марте 1903 года был назначен исполняющим должность начальника Главного морского штаба, при этом не смог (или не успел) организовать должной подготовки Флота к войне. В начале войны растерялся, собирался сам на театр военных действий, но в то же время явно промедлил с подкреплениями. Поставленный во главе 2-й эскадры флота Тихого океана в апреле 1904 года, проявил энергию и известные организаторские способности. В походе заболел и, очевидно, осознал непосильность поставленной задачи. В области управления создал систему, основанную на жесткой централизации, все вопросы «тянул сам», в тактическом отношении оказался несостоятельным, а в сражении проявил пассивность, представив инициативу противнику. Вернулся из японского плена с планами преобразования флота. На суде по делу о сдаче миноносца «Бедовый» не прятался за спины нерадивых подчиненных, а мужественно взял ответственность на себя, был оправдан (как раненый в бою), но вскоре уволен в отставку.
- воспитанник Морского училища, одноклассник З.П. Рождественского, специалист в областях минного дела и военно-морской администрации. Командовал кораблями с 1885 года, отрядами - никогда, с 1899 года - начальник Морского отдела штаба Е.И.Алексеева. Являлся автором оперативного плана Тихоокеанского флота накануне войны с Японией. При всех недостатках этого плана, предположения В.К.Витгефта о разделении японских сил полностью оправдались на деле, но ему же, совершенно неожиданно для самого себя, пришлось реализовывать положения плана на практике в сложной обстановке. В конце апреля 1904 года В.К.Витгефт был фактически поставлен Е.И.Алексеевым в Порт-Артуре во главе флота, но к этому времени он был морально подавлен неудачами, особенно катастрофой 31 марта и не чувствовал себя флотоводцем, способным исправить положение. Избрал стиль руководства в виде совещаний (собраний) флагманов и капитанов, где решение формировалось большинством голосов (для сравнения: С.О.Макаров проводил разборы, давая высказаться каждому, но подводил итоги сам и лично ставил задачи; З.П.Рожественский собирал командиров редко и только для того, чтобы дать указания, или давал последнее в письменных приказах или циркулярах). Критически относился к качествам большинства подчиненных, но высказываниями не злоупотреблял, хотя был скуп на награды. Несмотря на достигнутые успехи на море (потопление двух японских броненосцев), В.К.Витгефт считал безнадежной борьбу с японцами на море и ставил судьбу флота в зависимость от судьбы крепости. Явно пренебрег боеготовностью флота, позволив свезти с кораблей много орудий. Дважды выходил с флотом в море, но только по требованию Е.И.Алексеева, при встречах с противником проявил тактическую пассивность, которую искупил геройской гибелью на мостике своего флагманского корабля броненосца «Цесаревич».
- самый младший из адмиралов - участников войны, воспитанник Морского училища, специалист в области минного дела, которое преподавал брату Николая II, великому князю Георгию Александровичу. Командовал кораблями с 1896 года, с 1902 по август 1904 года - командир крейсера 1 ранга «Баян». Привел этот корабль на Дальний Восток в образцовом состоянии, отличился в боях под Порт-Артуром 27 января и 31 марта 1904 года, став георгиевским кавалером. Поэтому в августе 1904 года, в обход многих более старших по службе, был избран на замену П.П.Ухтомскому и поставлен во главе остатков флота в Порт-Артуре. Грамотный моряк, Р.Н.Вирен, однако, оказался под тяжелым впечатлением военных неудач и избрал пассивный образ действий. Несет личную моральную ответственность за то, что японцам удалось захватить наши броненосцы и крейсера в Порт-Артуре. В руководстве отличался требовательностью, строгим следованием букве закона и педантизма, который доходил до мелких унизительных придирок к подчиненным.
– воспитанник Морского училища, специалист в области минного дела и артиллерии, командовал кораблями (миноносцем) с 1890 года, в 1898-1902 годах командовал крейсером «Громобой», стал флагманом в 1904 году. Отличался независимым характером, известно, что в разное время конфликтовал с С.О.Макаровым, Н.И.Скрыдловым и А.А.Бирилевым. Возглавил несколько удачных походов Владивостокского отряда и отдельных выходов крейсеров, в которых проявил некоторую опрометчивость (авария «Богатыря», подрыв «Громобоя»). В неравном бою с японцами 1 августа 1904 года отличился личной храбростью и мужеством начальника, был награжден орденом Св.Георгия 4-й степени. Стал одним из первых флагманов, которые постарались извлечь уроки из боевых действий и на опыте определить эффективность отечественного морского оружия.
- воспитанник Морского училища (1871), специалист в области минного дела, командовал миноносцем в 1889 года («Нарва»), канонерской лодкой и транспортом «Европа» с 1895 году. В 1899- 1904 годах - командир крейсера 1-го ранга «Аскольд», который привел на Дальний Восток. Незадолго до начала войны с Японией назначен командовать Владивостокским отрядом крейсеров, но в феврале 1904 года был отозван в Порт-Артур С.О.Макаровым, который считал необходимым, чтобы Отдельный отряд возглавил контр-адмирал, а не капитан 1-го ранга. В Порт-Артуре Рейценштейн стал командующим (под брейд-вымпелом) отрядом крейсеров и заслужил высокую оценку командующего флотом за энергию и распорядительность в организации обороны рейда. Незадолго до сражения в Желтом море был за отличие произведен в контр-адмиралы. В начале сражения 28 июля 1904 года, имея флаг на крейсере 1-го ранга «Аскольд», действовал пассивно, лишь уклонившись от огня японцев. В критический момент сражения - при попытке японцев окружить дезорганизованную российскую эскадру - с крейсерами «Аскольд» и «Новик» с боем прорвался через боевой порядок японских крейсерских отрядов. Привел «Аскольд» в Шанхай, где поврежденный крейсер был интернирован и простоял до конца войны. Первым из российских флагманов провел большую работу по обобщению боевого опыта (с привлечением офицеров - участников боевых действий) результаты ее были изложены в специальном рапорте от 1 сентября 1904 года. Впоследствии аргументировано отстаивал правильность своего решения на прорыв быстроходных крейсеров во время сражения. Однако самостоятельные действия «Аскольда», «Новика» и других кораблей объективно привели к распылению и ослаблению главных сил флота Тихого океана. Следует заметить, что все подобные «прорывы» и «отрывы» наших быстроходных крейсеров в 1904-1905 годах (отряды Н.К.Рейценштейна и О.А.Энквиста, «Диана», «Новик», «Изумруд») скорее напоминали поспешное отступление с боем и в лучшем случае достигали лишь сохранения самих кораблей на будущее (после войны). Поэтому действия Н.К.Рейценштейна в сражении в Желтом море вряд ли выходят из общего ряда событий, свидетельствовавших о кризисе российского военно-морского командования. После войны Николай Карлович командовал Учебно-артиллерийским отрядом на Балтике (1907- 1909), а потом состоял членом Адмиралтейств - совета, возглавив несколько особых комитетов. В 1913 году он был произведен в адмиралы и скончался в 1916 году вскоре после увольнения от службы.
- воспитанник Морского училища (1869), командовал кораблями с 1888 года, в том числе кораблями 1-го ранга - с 1896 года. В 1899-1901 годах служил под началом З.П.Рожественского в Учебно-артиллерийском отряде, а в 1903 году был назначен начальником Учебного отряда Черноморского флота, которым самостоятельно командовал в двух морских компаниях. В 1905 году всего за 83 дня с кораблями своего Отдельного отряда совершил 12.000- мильный переход из Либавы к берегам Индокитая, обеспечив рандеву с 2-й эскадрой флота Тихого океана. Отличался хорошим знанием морского дела, выдержанным спокойным характером и самостоятельностью. В бою 14 мая проявил личную храбрость, но не решился принять на себя командование эскадрой до окончания дневного боя, что отчасти оправдывалось незнанием действительного положения дел с преемственностью руководства и судеб старших флагманов. 15 мая 1905 года после некоторых «-колебаний сдал противнику остатки эскадры - четыре броненосца, окруженные японским флотом. Приказом императора от 22 августа 1905 года Небогатое и командиры трех броненосцев, получивших незначительные повреждения до сдачи, были лишены чинов и уволены от службы. Вернувшись из японского плена в Россию, бывший контр-адмирал Небогатое заявил (73): "Перед моими глазами стояли две тысячи семейств крестьян-матросов... Решил пожертвовать своим именем, собою, но спасти две тысячи человеческих жизней,... было очевидно, что мы погибли, что флот разгромлен, и дальнейшие жертвы бесцельны». Действительно, многие матросы со сдавшихся кораблей искренне благодарили своего начальника за спасение, одобряли его поведение 15 мая и судовые священники. Сам Небогатов высоко отзывался о поведении в походе и бою своих офицеров и нижних чинов, которые сделали «всё, что в силах».
Однако сдача остатков эскадры, несомненно, нанесла ущерб чести Андреевского флага, что и было отмечено военно-морским судом, состоявшимся в Кронштадте в ноябре-декабре 1906 года. Суд признал виновниками позора самого Небогатова, командиров кораблей - капитанов 1-го ранга В.В.Смирнова, С.И.Григорьева, и Н.Г.Лишина, флаг-капитана капитана 2-го ранга В.А.Кросса и старших офицеров броненосцев «Император Николай I», «Генерал-адмирал Апраксин» и «Адмирал Сенявин». Временно командовавший броненосцем «Орел», тяжело поврежденным в бою 14 мая 1905 года, капитан 2-го ранга К.Л.Шведе был оправдан. Небогатова и трех командиров суд приговорил к смертной казни, которую Николай II заменил десятилетним заключением в крепости. На суде Небогатов держался достойно, признавая свою единоличную ответственность за сдачу отряда. Досрочно освобожденный из крепости, бывший адмирал ушел в частную жизнь, испытывая тяжесть моральной ответственности и крайне противоположное отношение современников. По данным А.С.Новикова-Прибоя, скончался в Москве в 1922 году.
- воспитанник Морского училища, одноклассник Н.И.Небогатова. Специалист в области минного оружия. Имел большой опыт плаваний и стаж командования кораблями. В 1903 году, будучи помощником начальника ГМШ (З.П.Рожественского), получил задание привести на Дальний Восток Отдельный отряд судов из Средиземного моря. Задержанный неисправностями некоторых кораблей и нелепыми распоряжениями из Санкт-Петербурга, Вирениус с оставшейся у него частью отряда успел дойти только до Джибути, где его застало начало войны. Не веривший ранее в возможность военного выступления японцев, Андрей Андреевич был совершенно ошарашен первым Японским успехом и предложил вернуть отряд на Балтику, опасаясь его уничтожения противником. Его предложение было утверждено руководством Морского ведомства (Рожественский, Авелан) и Николаем II вопреки настойчивым просьбам адмиралов Алексеева и Макарова. Таким образом, флот Тихого океана лишился возможности получить значительное усиление (броненосец «Ослябя», крейсера 1-го ранга «Аврора» и «Дмитрий Донской», семь эскадренных миноносцев) в первые же месяцы войны. Вирениус на «Ослябя» вернулся на Балтику и после вступления Рожественского в командование 2-й эскадрой начал временно исполнять должность начальника ГМШ. Здесь он, в основном, решал текущие вопросы, мало влиявшие на ход войны, хотя на совещаниях иногда высказывал здравые мысли по вопросам сосредоточения флота на театре военных действий.
- воспитанник Морского училища, которое блестяще окончил первым по списку в 1867 году, специалист в областях минного дела и артиллерии. Командовал судами с 1888 года, в том числе в 1895-1899 годах - эскадренным броненосцем «Император Николай I» в дальних плаваниях. В 1902-1904 годах был начальником Учебно-артиллерийского отряда. Пользовался уважением подчиненных и начальства за знания и опытность в морском деле, хотя 3.П.Рожественский считал его при всем этом недостаточно «твердым» начальником. Самостоятельно и успешно привел часть 2-й эскадры из Танжера к берегам Мадагаскара. В походе тяжело заболел и скончался незадолго до Цусимского сражения.
- воспитанник Морского училища, одноклассник Д.Г.Фелькерзама. Командовал кораблями с 1889 года, в 1896 году сменил 3.П.Рожественского в должности командира крейсера 1-го ранга «Владимир Мономах». В 1901-1903 годах был начальником штаба Кронштадского порта - у С.О.Макарова, с которым был знаком и дружен с юношеских - гардемаринских лет. Несмотря на опытность и располагающие душевные качества, все начальники Павла Петровича на Дальнем Востоке включая и Макарова, считали его неспособным к командованию и, в той или иной форме, ставили вопрос о его замене. В сражении в Желтом море Ухтомский принял командование эскадрой и привел большую ее часть в Порт-Артур, где вскоре был отстранен от должности адмиралом Е.И.Алексеевым, крайне недовольным исходом сражения. Справедливости ради, надо отметить, что 28 июля 1904 года контрадмирал Ухтомский, при всем отсутствии у него «волевых» качеств, видимо, принял наиболее правильное решение. Обнаруженная же им до и после сражения пассивность и нежелание бросить вызов японцам в открытом море была характерна и для многих других флагманов и старших командиров Флота.
- воспитанник Морского училища, одноклассник Н.И.Небогатова. Командовал кораблями с 1891 по 1899 год, после чего в море не выходил до своего назначения на 2-ю эскадру. В 1902-1904 годах занимал береговую и отчасти даже «мирную» должность командира Николаевского порта и градоначальника г. Николаева. Возможность отбывать ценз младшего флагмана получил благодаря своему родству с адмиралом Ф.К.Авеланом (кузеном). По мнению капитана 1-го ранга Л.Ф.Добротворского, Оскальд Адольфович «...имел большое влечение к крейсерам, хотя... не решил бы ни одной разведывательной задачи и не прочел ни «Призового права", ни инструкции об осмотре судов». Прозванный подчиненными «Плантатором», контр-адмирал Энквист почти никак не прояви себя в качестве флагмана. После боя 14 мая, отказываясь от продолжения прорыва во Владивосток и следования движению главных сил эскадры, увел на юг три быстроходных крейсера, которые отступили в Манилу (база ВМС США) и разоружились. В показаниях следственной комиссии он мотивировал свое решение незнанием назначенного курса NOst 23 градуса и предположением о том, что эскадра отступает на юг, а так же ссылался на мнения командира флагманского крейсера (Добротворского) и флагманского штурмана (капитана 2-го ранга С.Р. де Ливрона) о непригодности «Олега» к новой встрече с противником.
- близкий родственник и личный друг императора Николая II, избравший карьеру морского офицера. Необычайно быстрым продвижением по службе был, конечно, обязан своему происхождению, но при этом отличался знанием морского дела и незаурядными способностями. Издавал первый в России ежегодный справочник по корабельному составу флотов («Военные флоты»), был инициатором проведения в академии джейновской военно-морской игры и автором оригинальных идей в кораблестроении. Один из сторонников создания сильного Тихоокеанского флота, критически относился к деятельности высшего военно-морского управления, из-за чего даже побывал в отставке, но потом восстановил отношения с двоюродным братом (генерал-адмиралом) и вернулся на службу. В 1900-1902 годах командовал черноморским броненосцем «Ростислав», с 1903 года был младшим флагманом Черноморского флота и одновременно Главноуправляющим торговым мореплаванием и портами. В начале войны с Японией просился на театр военных действий, но получил вежливый отказ Николая II, который совершенно обоснованно не желал осложнять и без того непростой вопрос руководства вооруженными силами на Дальнем Востоке (великокняжеский титул, действительное положение при дворе и амбиции Александра Михайловича совершенно не соответствовали его старшинству в чинах, что заранее предопределяло трудности в его отношениях с адмиралами Алексеевым, Макаровым и другими флагманами). Во время войны руководил приобретением и снаряжением вспомогательных крейсеров и деятельностью Особого комитета по усилению флота на добровольные пожертвования. При этом, используя свое положение и знание дела, добился быстрого снаряжения целого крейсерского отряда, а на собранные народные деньги оперативно заказал удачные минные крейсера, часть которых оканчивалась постройкой уже к лету 1905 года. В компании этого года командовал на Балтике отрядом новых минных крейсеров, не успевших принять участие в войне (строго говоря, такие корабли Морскому ведомству следовало заказать в 1903 году).
- после отстранения Греве был назначен на должность командира Порт-Артурского порта (фактически главной базы флота). В связи с этим он был произведен из капитана 1-го ранга в контр-адмирала. Григорович руководил портом до капитуляции Артура. После войны злые языки некоторых публицистов утверждали, что он всю "осаду" просидел "в блиндаже" и по этому поводу окрестили его "пещерным адмиралом". Это не помешало Ивану Константиновичу стать морским министром (1911) и руководить министерством до отречения последнего императора. Его деятельность на этом посту уже выходит за рамки настоящего краткого исследования.
Между тем, большинство командиров кораблей и флагманов Великой войны 1914-1917 годов были участниками войны с Японией. Сравнительный анализ боевых действий на море нашего Флота против германского и турецкого позволяет высказать суждение, что уроки боев с японцами были в значительной степени учтены при назначении офицеров на командные должности. Этот же анализ отчасти подтверждает и верность известных российских поговорок про "авось" и "закидывание шапками", а также про "одного битого" и "двух небитых".
Контр-адмиралы М.П.Молас, Н.А.Матусевич и М.П.Лощинский во время войны находились на «вторых ролях».
Контр-адмирал Михаил Павлович Молас (1852-1904), начальник штаба у С.О.Макарова, пользовался репутацией «удивительно светлой личности». Погиб 31 марта 1904 года на «Петропавловске».
стал контр-адмиралом уже во время войны. Участвовал в удачном ночном бою миноносцев у Порт-Артура, а, став начальником штаба у В.К.Витгефта, проявил себя сторонником выхода флота из крепости. В сражении 28 июля 1904 года на «Цесаревиче» был ранен, потерял сознание, когда же пришел в себя, распорядился продолжать прорыв, а потом направил поврежденный корабль в Циндао.
младший флагман 1-й Тихоокеанской эскадры, всю войну заведовал судами прибрежной обороны в Порт-Артуре, а после - достаточно подробно описал их действия в иллюстрированной книге «Русско-Японская война». В.К.Витгефт во время своего командования эскадрой неоднократно отмечал нераспорядительность Лощинского, в том числе в организации тральных работ на рейде.
который в 1900 году привел на Дальний Восток броненосец "Петропавловск" (был его командиром), в начале войны по ходатайству С.О.Макарова удален от командования портом Артур. Энергичный Макаров нашел в портовой организации много непорядка и медлительности. Адмирал Алексеев назначил Греве командиром Владивостокского порта, где тот и оставался до конца войны, имея над собой более старших начальников - адмиралов Скрыдлова и Безобразова.