- 37 - 2001 / 01 - линейные корабли "Richelieu"
- 38 - 2001 / 02
- "Итальянские модификации на бывших немецких кораблях"
- "Германские миноносцы периода второй мировой войны. 9-я флотилия миноносцев в Средиземном море"
- "Проектирование авианосцев в фашистской Германии во время второй мировой войны"
Часть третья - "Две катастрофы в истории американского флота"
- "Голландия. 1939 - 1945 годы. Потери кораблей и судов в период Второй мировой войны"
- 39 - 2001 / 03
- Грибовский В.Ю. "Российский флот тихого океана. 1898-1905. История создания и гибели"
- "Бот Царя Петра ("Нарвский ботик")"
- "Крейсеры с полетной палубой военно-морских сил Соединенных Штатов"
Часть первая - Немецкие миноносцы в Средиземном море
- 40 - 2001 / 04
- Грибовский В.Ю. "Российский флот тихого океана. 1898-1905. История создания и гибели"
- "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах"
- Спрашивали - Отвечаем
- "Боевые действия Краснознаменного Балтийского флота в Период Советско-Финской войны 1939-1940 годов"
Часть 1 - Глава I Балтийский морской театр
- Глава II Подготовка к войне военно-морских сил Финляндии
- Глава III Подготовка к войне Краснознаменного Балтийского флота
- Глава IV Общая обстановка на Балтийском театре к началу воины
- Грибовский В.Ю. "Российский флот тихого океана. 1898-1905. История создания и гибели"
- Спрашивали - Отвечаем
- "Боевые действия Краснознаменного Балтийского флота в Период Советско-Финской войны 1939-1940 годов"
Часть 2
- Грибовский В.Ю. "Российский флот тихого океана. 1898-1905. История создания и гибели"
- "Русский флот и американская судостроительная фирма Вильяма Крампа. Итоги контактов"
"Варяг" сошел на воду с должными ему почестями" - "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах"
- Спрашивали - Отвечаем
- "Боевые действия Краснознаменного Балтийского флота в Период Советско-Финской войны 1939-1940 годов"
Часть 3
- Грибовский В.Ю. "Российский флот тихого океана. 1898-1905. История создания и гибели"
- Гибель «Indianapolis» Трагедия 45-го года
- Грибовский В.Ю. "Российский флот тихого океана. 1898-1905. История создания и гибели"
- "Югославский военный флот. 1918-1941"
- От редакции
- "Боевые действия Краснознаменного Балтийского флота в Период Советско-Финской войны 1939-1940 годов"
Часть 4
- "Линейный корабль "Agincourt"
- "Крейсеры с полетной палубой военно-морских сил Соединенных Штатов"
Линкоры типа "Richelieu"
История кораблей
Как уже говорилось, корпус линейного корабля Richelieu строился тремя секциями. 17 января 1939 года в сухом доке #4 Salou военно-морской верфи Arsenale de Brest всплыла центральная часть корабля. Сразу после этого ее отбуксировали в док #8 Laninon, где началась состыковка носовой и кормовой секций. С началом войны работы на корабле были по возможности ускорены, и уже в начале апреля 1940 года на нем были проведены заводские испытания механизмов. А в середине месяца линкор вышел на предварительные ходовые испытания. Одновременно проводилась доводка артиллерии главного калибра и монтаж зенитной артиллерии. Уже 13 июня линкор совершил первые пробеги полным ходом и одновременно произвел испытательные выстрелы из орудий главного калибра и 100 мм зениток, а уже на следующий день, вернувшись на верфь, был вынужден впервые открыть зенитный огонь по появившимся над базой немецким самолетам.
Ход войны складывался не в пользу Франции, и 15 июня Главный морской штаб приказал максимально загрузить линкоры Richelieu и Jean Bart необходимым для их достройки оборудованием и приготовится к выходу в море в расчете на переход в английские базы. Однако поведение Англии в то время не вызывало доверия у французского правительства и 18 июня, когда на корабли в Бресте, и в том числе на Richelieu, пришел приказ о выходе в море, конечный пункт был изменен на французскую колониальную базу Дакар в Западной Африке. Ночью линкор покинул базу в сопровождении эсминцев Fougueux и Frondeur, которые позже сменил эсминец Fleuret. 23 июня корабли прибыли в Дакар, где на линкоре продолжили наладку артиллерии и достроечные работы.
Неопределенность политической обстановки заставляла моряков настороженно относится как к своим бывшим противникам немцам, с которыми были заключено перемирие, так и к бывшим союзникам англичанам. И, как оказалось, это не было лишено оснований. 3 июля англичане предъявили ультиматум о разоружении всем вооруженным силам Франции, находящимся в Африке. Французы, не приняв ультиматум, отказались вступить в переговоры. Рано утром 8 июля линкор неожиданно был атакован шестью британскими торпедоносцами Swordfish с авианосца Hermes. Прямых попаданий не было, но неконтактный взрыв одной из торпед под кормой (всего 200 кг ТНТ; правый борт, район отсека Р) вызвал большие повреждения руля, гребных валов и конструкций корпуса. В корпусе образовалась громадная пробоина, был затоплен ряд помещений. Уход для ремонта в какие-либо базы был невозможен, так как скорость корабля ограничилась только 20 узлами, так же как и самостоятельный ремонт в условиях необорудованной базы. Линкор был переведен к набережной для использования в качестве батареи.
23-25 сентября 1940 года Richelieu принял участие в отражении новой атаки англичан и союзных с ними "Морских сил Свободной Франции" (FNLF), в ходе которой отразил несколько атак самолетов с авианосца Ark Royal и провел перестрелку с британскими линкорами Barham и Resolution. Richelieu добился попадания 380 мм снарядом в линкор Barham, но и сам получил попадание таким же снарядом в среднюю часть корабля с незначительными повреждениями. Помимо этого в результате внутреннего взрыва вышли из строя два орудия башни II, причем правое внутреннее было оторвано взрывом. После повреждения Resolution торпедой с французской подлодки англичане прекратили атаку Дакара и ушли в Гибралтар. Сильно поврежденный линкор для англичан больше не представлял опасности, поэтому боевые действия против него вскоре были прекращены.
Во время вторжения союзников в Африку линкор участия в боевых действиях не принимал, а после полной оккупации Франции немцами и самозатопления французского флота в Тулоне, как и многие другие оставшиеся на плаву французские корабли, Richelieu перешел в состав морских сил Свободной Франции. После этого французы получили возможность отремонтировать линкор и восстановить его боеспособность, что и было решено сделать в Соединенных Штатах. 30 января Richelieu в сопровождении крейсера Montcalm и четырех американских эсминцев ушел в Нью-Йорк, где с 15 февраля до августа 1943 года находился на достройке на верфи New-York Navy Yard. При этом были выполнены следующие основные объемы работ:
ремонт тяжелых повреждений корпуса в кормовой оконечности и подкрепление ахтерштевня;
ремонт и замена поврежденных гребных винтов, гребных валов и дейдвудов; ремонт и наладка части механизмов, в том числе главных турбин;
удаление с корабля авиационного вооружения и оборудования, включая демонтаж самолетного ангара и катапульт;
рассверливание стволов орудий главного калибра до 381 мм с целью использовать стандартные британские снаряды, а также замена двух поврежденных орудий в башне II аналогичными со стоявшего в Касабланке линкора Jean Bart;
замена легкого зенитного вооружения на 14 счетверенных установок Bofors 40 мм калибра, каждая из которых имела собственный зенитный дальномер и артиллерийский директор, а также 50 одноствольных 20 мм автоматов Oeriikon.
удаление верхнего зенитного поста с фор-марсовой площадки мачты-надстройки;
установка дополнительного радиолокационного оборудования американского производства.
В сентябре-октябре 1943 года Richelieu прошел испытания в Чесапикском заливе, показав скорость 31,6 узла. В октябре линкор перешел в Мерс-эль-Кебир, а в ноябре ушел в Скапа-Флоу. 19 ноября он вошел в состав британского Флота метрополии (Home-Fleet), но только в начале следующего года ему довелось участвовать в боевых выходах. В этот период на линкоре было усилено зенитное вооружение за счет удаления части 20 мм автоматов размещены 19 одноствольных 40 мм автоматов Bofors. Одновременно добавлено радиолокационное оборудование британского производства.
В марте 1944 года Richelieu был переведен в состав британского Восточного флота (Eastern Fleet) и перешел в Тринкомали. 19 апреля линкор принял участие в операции против Сабанга, 19 мая против Сурабайи, в июне против Андаманских островов, а 25 июля вновь против Сабанга.
7 сентября Richelieu ушел во Францию и 19 сентября прибыл в Тулон. После различных учений и маневров, и непродолжительного ремонта в Гибралтаре, линкор вновь ушел на Восток и 15 марта вновь зачислен в состав британского Восточного флота. Принял участие в операциях против Суматры и Рангуна (середина апреля), Никобарских (30 апреля) и Андаманских островов (2 мая). 15-16 мая линкор участвовал в поиске японского крейсера Haguro у Андаманских островов. После кратковременного ремонта в Дурбане, Richelieu в середине августа вернулся в Тринкомали. Во время операции против Сингапура 10 сентября на входе в Малакский пролив в 15 метрах от линкора взорвалась донная магнитная мина. Несмотря на то, что боевой заряд мины составлял всего 200-250 кг, корабль получил серьезное повреждение в отсеке в районе орудийной башни I образовалась течь. Правда, боеспособности корабль не потерял. После падения Сингапура 12-16 сентября линкор вернулся в Тринкомали и в течение всего октября, а затем ноября-декабря принял участие в операциях у берегов Французского Индокитая и против Сайгона. Только 29 декабря линкор покинул Индокитай и вскоре ушел во Францию. 11 февраля 1946 года он прибыл в Тулон, а оттуда в марте перешел в Шербур. После докования в сухом доке Richelieu вновь вошел в состав французского флота и долгое время оставался флагманом Средиземноморского флота.
В 1951-1952 годах Richelieu прошел длительный ремонт, произведенный военно-морской верфью в Бресте. Во время ремонта корабль получил некоторые более совершенные радиолокационные станции (включая различные радары американского и английского производства, а также французские станции управления огнем ГК типа DRBC-10A) Одновременно были произведены некоторые другие работы, изменено зенитное вооружение, отремонтированы механизмы. Во время испытаний линкор при водоизмещении 41 900 тонн развил мощность 137 160 SHP и достиг скорости 30,38 узла.
В 1956 году линкор переведен в резерв и в дальнейшем использовался в качестве учебного корабля, в 1965 году он был назначен к продаже на слом. После демонтажа оборудования и частичной разборки, 13 августа 1968 года он был отбуксирован в Специю, а 25 августа в Геную для окончательной разборки на верфи Cantieri Navali Santa Maria.
Линейный корабль Jean Bart, строившийся с середины 1936 года в Сен-Назере, к июню 1940 года находился во внутреннем достроенном бассейне (darse) верфи Penhoet, отделенном от главного фарватера земляной дамбой. Покинуть бассейн корабль собирался только в октябре 1940 года, когда по пересмотренному строительному графику намечались первые ходовые испытания. В это время Франция уже вела боевые действия с вторгшейся 10 мая 1940 года немецкой армией. Прорыв фашистских войск севернее линии Мажино и наступившее внезапно для французов критическое положение на фронте принудило морское командование к скорым действиям по возможной эвакуации кораблей. Уже 17 мая французское морское командование приняло решение о переводе Jean Bart из Сен-Назера, для чего 25 мая были начаты разборка дамбы и дноуглубительные работы на фарватере. Закончены они были только в 2 часа ночи 19 июня, за 90 минут до выхода корабля. Следует отметить, что к 18 июня, когда на недостроенном корабле был поднят национальный флаг, готовность Jean Bart в общем объеме работ оценивалась в 77%. На линкоре к этому времени были установлены гребные винты на двух внешних валах, испытаны в работе два турбоагрегата и три котла кормового отделения, введены в действие необходимые вспомогательные механизмы, рулевое управление, один из главных генераторов и оба резервных дизель-генератора. На корабле были установлены четыре орудия главного калибра в башне I, но стрельбу из них вести было невозможно. Орудия второй башни установлены не были, также как и ее броневая крыша. Средней артиллерии не было вообще.
Линкор покинул гавань Сен-Назера с помощью буксиров из Гавра Titane, Hurseus, Minotaure и двух портовых буксиров из Сен-Назера. При этом дважды имели место посадки на отмель по краям расчищенного канала к главному фарватеру на реке Луаре. Несмотря на все трудности, линкор удачно вывели на чистую воду, и далее он уже под своими машинами вышел в море. Английский историк H.E. Jenkins, автор замечательной Истории французского флота (Histoire de la Mannefrancaise, Albin-Michel, 1977) в своем труде отметил: ...машины удалось ввести в действие как раз вовремя, чтобы принять эстафету от буксировщиков (prendre la suite des remorqueurs) и следовать своим ходом в Касабланку вслед за адмиралом Laborde, поднявшему свой флаг на Le Hardi. Именно в этот момент появились первые немецкие самолеты. До того, как их отогнали французские истребители, они добились одного прямого попадания в линкор и трех близких разрывов. Впрочем, повреждения оказались незначительными. Стрельба по самолетам с линкора, вооруженного, помимо двух спаренных 90 мм зениток, снятыми с береговых позиций 37 мм автоматами и 13,2 мм пулеметами оказалась малоэффективной.
(Линкор был вооружен двумя спаренными 90 мм зенитками, доставленными в Сен-Назер 15 июня (очень ограниченный запас боеприпасов), четыре спаренных 13,2 мм пулемета на формарсовой площадке (установлены в самом начале войны), а также три спаренных 37 мм автомата и две счетверенные установки 13,2 мм пулеметов, установленные перед самым выходом в море.)
22 июня Jean Bart, эскортируемый эсминцами Le Hardi, Le Mameluk и L'Epee, прибыл в Касабланку и в 17 часов ошвартовался в порту.
В это время французское правительство готовилось к капитуляции, но еще вечером 22 июня англичане узнали условия немецко-французского перемирия по статьям флота, а 23 июня британское правительство объявило, что не считает существующее французское правительство свободным и независимым. Уже 25 июня в 00.35 Франция капитулировала перед Гитлером и перестала быть воюющим государством. Корабли четвертого по величине флота в мире должны были разоружиться в портах, но при этом остаться под контролем французских моряков. Немецким гарантиям о неприкосновенности флота не верил никто ни англичане, ни французы. Поэтому адмирал Дарлан отдал секретный приказ об уходе кораблей в нейтральные страны (в частности США) или, при невозможности этого, о затоплении кораблей в случае любых посягательств на них со стороны немцев. 27 июня было оглашено заверение французов, что ни один боевой корабль не будет передан германскому или итальянскому флоту, однако англичане этим не удовлетворились и рисковать не хотели, опасаясь, что французы не смогут противостоять силе, если ее применят против них. 29 июня британское адмиралтейство официально уведомило своих адмиралов о намерении захвата французских кораблей и предполагаемых действиях против французских баз в Африке. Операция началась 3 июля, когда были разоружены французские корабли в английских портах в метрополии, одновременно англичане напали на Оран и Мерс-эль-Кебир. 4 июля были разоружены французские корабли в Александрии. Ночью 4 июля французские самолеты бомбили Гибралтар. 6 июля английские самолеты с Ark Royal торпедировали в Оране Dunkerque, a 8 июля самолеты с Hermes атаковали в Дакаре Richelieu. 8 июля правительство Виши (маршала Petaine) разорвало отношения с Великобританией.
Во время последующей затем длительной стоянки (по условиям перемирия кораблю было запрещено покидать Касабланку) на Jean Bart по мере возможности продолжались достроечные работы и необходимые наладки оборудования и систем. Наиболее важными успехами считались ввод в действие в октябре 1941 года орудийной башни I (только 19 мая 1942 года линкор произвел ее испытания) и установка летом 1941 года радиолокационной станции (введена в действие в октябре). Однако, еще долгое время корабль продолжал отстаиваться в гавани в небоеготовом состоянии. За это время на нем неоднократно изменялся состав зенитного вооружения, который к ноябрю 1942 года составлял пять спаренных 90 мм зениток, три ствола 37 мм автоматов и двадцать два ствола 13,2 мм пулеметов различных систем.
Из статьи в La Revue Maritime:
Commandant Bougaran, Jean Bart carriere d'un cuirasse
Еще 2 октября 1942 года из Клайда вышел первый войсковой конвой в рамках выполнения операции "Торч" (высадка союзников в Северной Африке). Им были необходимы имеющиеся там базы и крайне желательно было предотвратить сопротивление французских гарнизонов. Ночью 7/8 ноября 1942 года корабли союзников начали высадку войск в Алжире и Оране.
Тогда же американские и английские корабли под общим командованием адмирала Хьюитта (Hewitt) появились перед Касабланкой. Пока три с половиной сотни десантных судов и плавсредств высаживали войска в 12 милях восточнее порта, у самой Касабланки шел бой. Около 7 часов утра порт и корабли были атакованы союзными самолетами с авианосцев, а через час открыли стрельбу и корабли союзников. Jenkins так описывает начало боя: Только что склянки пробили восемь часов (по английскому времени), когда волны американской авиации с авианосцев обрушились на город. В это же время тяжелые 16" орудия Massachusetts'a и орудия тяжелых крейсеров засыпали градом снарядов порт и батарею Cap El Hank, находившуюся в двух милях западнее.
Ошвартованный носом к морю у стенки набережной Delalande линкор Jean Bart был вовлечен в бой с американскими кораблями. Из артиллерии на нем могли действовать только носовая орудийная башня главного калибра и зенитная артиллерия. Помимо обстрела с кораблей, на линкор продолжались атаки самолетов. В 07.18 одна бомба упала на ют линкора (plage arriere), попав в балочную ферму левобортной катапульты. Вспыхнувший несильный пожар был быстро затушен, но через пробоину в борту оказалось затоплено помещение ручного управления румпелем. Другая бомба взорвалась на набережной у правого борта корабля в районе отсека М, проделав большую пробоину в обшивке отсека бортовой защиты.
Опасность вызывала также становившаяся все более точной стрельба американского линкора Massachusetts, производившаяся без особых трудностей по неподвижной и хорошо видимой цели. Уже в 07.35 один залп дал накрытие с небольшим недолетом прямо перед форштевнем. В 07.36 американский снаряд разорвался у одного из перекрытий набережной Delalande, в районе носовой части линкора. Перекрытие рухнуло, а камнями с набережной засыпало прислугу зенитных 90 мм орудий Jean Bart. Помимо этого разошлись швы обшивки в районе носовых отсеков В и С. В 07.37 другой 406 мм снаряд попал в линкор в районе дымовой трубы. Он пробил дымоход, пронзил палубу и, прошив насквозь каюту корабельного врача и пост 0012, не взорвавшись вышел из корабля, сделав большую пробоину в наружной стенке указанного поста и сколов кусок броневой плиты. В 08.06 еще один 406 мм снаряд поразил с левого борта носовую орудийную башню I. Снаряд раскололся, также не разорвавшись, но сорвал и закрутил листовую сталь настила палубы полубака, чем затруднил работу механизма наведения башни. Позже потребовалось вызывать резчиков из порта для освобождения башни от блокировки вся работа потребовала много времени и была завершена только в 17.25. Кроме того, этот же снаряд сорвал с фундамента находившееся рядом с башней зенитное 90 мм орудие, использовавшееся для практических учебных стрельб. Другой снаряд этого же залпа по касательной зацепил правобортную броню башни II и раскололся также без взрыва. Один из осколков снаряда по инерции пробил несколько переборок и застрял в офицерской кают-кампаний, убив при этом помощника командира, капитана 3-го ранга Куере (Capitaine de Corvette Quere). Последний 406 мм снаряд, поразивший Jean Bart около 08.10, попал в палубу юта в двух метрах к носу от катапульты правого борта. Пронзив верхнюю палубу и межпалубное пространство, главную палубу (продолжение в корме верхней броневой), помещение Q110 на уровне 1-ой платформы, переборку QR и несколько других препятствий, включая 100 мм броню прикрытия рулевого устройства, этот снаряд разорвался в помещении R.310, заполненном жидким балластом, чем вызвал затопление помещений ручного и электрического управления румпелем. По общим подсчетам в это утро Massachusetts выпустил по Jean Bart не менее двух сотен 406 мм снарядов, а возможно и около трех сотен девять залпов от 6 до 9 снарядов каждый и 38 залпов от 3 до 6 снарядов каждый. Большой французский линкор спешил отвечать писал Jenkins, и хотя видимость нельзя было назвать хорошей, тем не менее его крупные орудия не позволяли американским кораблям приблизиться вплоть до момента, когда замолчали в результате попадания злополучного снаряда.
Днем 9 ноября Jean Bart обстреливал дороги из Oukacha и Karroudo, нарушая спокойное передвижение американских войск. Перед полуднем 10 ноября, в 11.41 он вновь открыл огонь из своих 380 мм орудий, на этот раз по американскому крейсеру Augusta, стрелявшему по французскому авизо и приблизившемуся на дистанцию 16 км. Уже второй залп дал накрытие с небольшим недолетом перед форштевнем крейсера. В ответ Augusta перенес огонь на Jean Bart, но сразу же отвернул на 180° и зигзагируя отошел под продолжавшимся обстрелом с французского корабля. Три последних залпа линкора легли очень близко от американского крейсера, личный состав которого на мостике и наблюдательных постах был облит фонтанами воды, окрашенными желтым цветом. Это вмешательство французского линкора стало сюрпризом для американцев, считавших, что его орудия были окончательно выведены из строя еще утром 8 ноября. ... В бешенстве Hewitt приказал своим самолетам потопить этот корабль, окрашенный желтым цветом. Восемь пикирующих бомбардировщиков с авианосца Ranger были снаряжены 500 кг бомбами и в 14.58 атаковали французский линкор. Две бомбы поразили его. Первая упала чуть правее диаметрали в носовой части и своим взрывом вызвала пожар. Вторая попала в правый борт на юте перед катапультой, в районе отсека Q. Все помещения в корму от бронированной переборки ОР над броневой палубой, на протяжении более 30 метров были разрушены. Палуба юта под фундаментом правобортной катапульты была задрана вверх, а сама катапульта опрокинулась. Через пробоины и разошедшиеся швы стала поступать вода. Кормовая электростанция была полностью затоплена. Кроме того, начался пожар, кормовое машинное отделение стало заполняться дымом и его пришлось оставить (как известно, корабль не был на ходу, и присутствие персонала не было необходимым).
Пожар был потушен только к 20 часам вечера при помощи двух, а затем трех портовых буксиров и городских пожарных машин.
В результате повреждения корабль осел кормой и коснулся грунта, причем поступление воды удалось взять под контроль только к вечеру 10 ноября, когда ситуация на корабле сложилась следующей: два помещения отсека В и кормовые отсеки О, Р, Q, R, S и Т заполнены водой. Вода поступала в кабельный коридор, турбинные отсеки и котельное отделение (rue de chauffe) #2. Затоплена кормовая электростанция, а носовая серьезно повреждена. Электроэнергия обеспечивалась только резервными дизель-генераторами. Вся артиллерия, как башенная, так и зенитная, невредима. Несомненно, что такие тяжелые повреждения в результате попадания всего двух (хоть и тяжелых) бомб были обусловлены явной неготовностью корабля, не обеспечивающей изолированность и водонепроницаемость отсеков.
На следующее утро планировалась новая атака американских самолетов на линкор, но в виду начавшихся переговоров ее отменили.
За этот бой, проходивший для линкора в весьма трудных условиях на стоянке при очень ограниченной боеспособности и в недостроенном состоянии командир корабля капитан 1-го ранга Бартес (Capitaine de Vaisseau Bartes) 18 ноября был произведен в контр-адмиралы.
До конца боевых действий Jean Bart оставался на прежнем месте вдоль набережной в Касабланке. Вскоре после присоединения французских вооруженных сил в Африке к странам антигитлеровской коалиции он был поднят с грунта, но ни для достройки, ни даже для ремонта корабля местных средств оказалось явно недостаточно. Требовался ремонт и достройка на хорошо оборудованной верфи. Французы надеялись, что такие работы удастся провести в Соединенных Штатах, для чего уже в феврале на корабле провели ходовые испытания. Однако только 6 мая, после длительных переговоров такой договор был заключен с американцами. Переход назначили на сентябрь, но он так и не состоялся, так как сложность и трудоемкость работ не оправдывались боевой ценностью корабля предложенные французами проекты не устраивали американцев, а предложение американского адмирала Кинга о перестройке Jean Bart в линкор-авианосец не устраивало французов.
Хотя 15-17 сентября 1943 года линкор совершил повторный выход в море для испытаний и даже развил скорость в 22,5 узла, следуя на двух валах, только к концу войны удалось провести минимальный объем работ, позволивший линкору 25 августа 1945 года уйти в Шербур. Здесь до октября были произведены некоторые дополнительные работы, после чего линкор предполагалось увести в Брест для окончательной достройки. Однако работы выполнили с запозданием, и в Брест Jean Bart прибыл только 11 февраля 1946 года. Из-за недостатка средств достройка корабля сильно затягивалась, поэтому был даже поднят вопрос о ее целесообразности, и рассматривались предложения прекратить работы. Однако, против этого выступила общественность и Jean Bart все-таки вступил в строй французского флота.
Третий корабль серии Clemenceau был начат постройкой 17 января 1939 года в сухом доке #4 Salou на военно-морской верфи в Бресте Arsenale de Brest немедленно после вывода оттуда всплывшего на воде головного линкора Richelieu. В начале сентября 1939 года его постройка была остановлена, но 6 декабря работы возобновились. В мае 1940 года, когда немецкие войска вторглись во Францию, строительство линкора остановилось окончательно при общей готовности не более 10%. Захваченный немцами в сухом доке в Бресте он был обозначен в немецких документах как трофейный корабль R. Немцы понимали, что достроить линкор им вряд ли удастся. А так как док был необходим для иных работ, они лишь довели его состояние до придания временной плавучести и в начале 1941 года, выведя из дока, оставили на якорной стоянке в Ландвенес одной из гаваней Бреста (по данным Breyer'a в это время корпус корабля весом 3600 тонн имел длину 130 метров, ширину 20 метров при высоте около 10 метров). Здесь он простоял вплоть до 1944 года.
После вторжения союзников в Нормандию, немцы предполагали использовать корпус линкора для загромождения фарватера в Бресте, но не успели осуществить это 27 августа 1944 года он был потоплен американской авиацией. После войны при очистке портов корпус корабля был поднят на поверхность. Работы начались 23 февраля 1948 года, и уже летом его отбуксировали на верфь для разборки, которая и была осуществлена с сентября 1948 года до 1 августа 1951 года.
Строительство четвертого линкора Gascogne так и не было начато. 16 июня 1939 года для него были заказаны некоторые материалы, но поставки проводились с опозданием, поэтому в сентябре 1939 года закладка корабля была перенесена на апрель 1940 года. Так как и к этому времени трудности с поставками устранены не были (в наличии имелось лишь 6% требуемых металлоконструкций), в июне 1940 года закладку вновь отложили. Тем более это было невозможно из-за переноса военных действий на территорию Франции. После захвата Сен-Назера немецкими войсками корабль, а точнее, заготовленные для него материалы, были объявлены военным трофеем S. В дальнейшем они были использованы немцами для иных целей.