- 37 - 2001 / 01 - линейные корабли "Richelieu"
- 38 - 2001 / 02
- "Итальянские модификации на бывших немецких кораблях"
- "Германские миноносцы периода второй мировой войны. 9-я флотилия миноносцев в Средиземном море"
- "Проектирование авианосцев в фашистской Германии во время второй мировой войны"
Часть третья - "Две катастрофы в истории американского флота"
- "Голландия. 1939 - 1945 годы. Потери кораблей и судов в период Второй мировой войны"
- 39 - 2001 / 03
- Грибовский В.Ю. "Российский флот тихого океана. 1898-1905. История создания и гибели"
- "Бот Царя Петра ("Нарвский ботик")"
- "Крейсеры с полетной палубой военно-морских сил Соединенных Штатов"
Часть первая - Немецкие миноносцы в Средиземном море
- 40 - 2001 / 04
- Грибовский В.Ю. "Российский флот тихого океана. 1898-1905. История создания и гибели"
- "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах"
- Спрашивали - Отвечаем
- "Боевые действия Краснознаменного Балтийского флота в Период Советско-Финской войны 1939-1940 годов"
Часть 1 - Глава I Балтийский морской театр
- Глава II Подготовка к войне военно-морских сил Финляндии
- Глава III Подготовка к войне Краснознаменного Балтийского флота
- Глава IV Общая обстановка на Балтийском театре к началу воины
- Грибовский В.Ю. "Российский флот тихого океана. 1898-1905. История создания и гибели"
- Спрашивали - Отвечаем
- "Боевые действия Краснознаменного Балтийского флота в Период Советско-Финской войны 1939-1940 годов"
Часть 2
- Грибовский В.Ю. "Российский флот тихого океана. 1898-1905. История создания и гибели"
- "Русский флот и американская судостроительная фирма Вильяма Крампа. Итоги контактов"
"Варяг" сошел на воду с должными ему почестями" - "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах"
- Спрашивали - Отвечаем
- "Боевые действия Краснознаменного Балтийского флота в Период Советско-Финской войны 1939-1940 годов"
Часть 3
- Грибовский В.Ю. "Российский флот тихого океана. 1898-1905. История создания и гибели"
- Гибель «Indianapolis» Трагедия 45-го года
- Грибовский В.Ю. "Российский флот тихого океана. 1898-1905. История создания и гибели"
- "Югославский военный флот. 1918-1941"
- От редакции
- "Боевые действия Краснознаменного Балтийского флота в Период Советско-Финской войны 1939-1940 годов"
Часть 4
- "Линейный корабль "Agincourt"
- "Крейсеры с полетной палубой военно-морских сил Соединенных Штатов"
Линейные корабли типа «Ostfriesland»
Судьбы кораблей
Окончание. Начало в «Бриз» 5/1998. (Карьеры кораблей приведены по немецким источникам)
В течение 1908 года первые немецкие дредноуты типа «Nassau» оставили стапеля и оказались на плаву. Но еще задолго до проведения их официальных испытаний, в конце 1908-го - начале 1909 годов на стапелях была заложена «четверка» линейных кораблей новой серии, проект которых был разработан в 1907-1908 годах на базе предыдущих линкоров. Помимо увеличения водоизмещения примерно на 4000 тонн, эти корабли отличались от своих предшественников, прежде всего, более мощным артиллерийским вооружением с увеличением главного калибра, несколько улучшенным бронированием и кардинально измененной энергетической установкой, из-за чего претерпел изменения и силуэт корабля, - в частности, корабли имели не две, а три дымовых трубы.
Линейные корабли типов «Nassau» и «Helgoland» в годы Первой мировой войны входили в состав одной линейной эскадры, что было обусловлено схожестью проектов как по конструкции, так и по заложенным в них принципам тактического использования. Карьера этих линкоров оказалась весьма короткой. Вместе с другими кораблями, они разделили судьбу немецкого флота, капитулировавшего в конце 1918 года, были разделены между флотами стран союзников-победителей, но уже вскоре после этого были исключены из списков флотов и сданы на слом.
Рассказ о карьерах линейных кораблей этой серии будет начат с «Ostfriesland», который был заложен на стапеле первым из кораблей этого типа, и впоследствии стал флагманским кораблем как дивизии линкоров этой серии, так и флагманом всей 1-й линейной эскадры - хотя головным кораблем серии (по времени вступления в строй) являлся «Thuringen».
Название Остфрисланд (дословно - восточная земля фризов) в Германии носит территория (земля) между Dollart'om (устье реки Ems) и Oldenburg'oM. С 1866 года она стала частью прусской провинции Hannover, а после 1945 года - частью Федеральной Земли Нижняя Саксония (Niedersachsen).
Этот линейный корабль, заложенный на стапеле казенной верфи «Kaiserliche Werft» в Вильгельмсхафене 19 октября 1908 года под именем «Ersatz Oldenburd», был вторым в четверке кораблей этой серии, и отличался от них тем, что с самого начала постройки предполагался к использованию как флагманский корабль штаба эскадры. Строительные чертежи корабля были изменены соответственно этому назначению.
Во время спуска на воду 30 сентября 1909 года линейный корабль был окрещен принцессой Иннхаузен унд Книпхау- зен (Prinzess zu Innhausen und Knyphausen) княгиней Остфризс- кой как представительницей старейшего из еще цветущего вос- точнофризского дворянского рода, и получил имя «Ostfriesland». 1 августа 1911 года на корабле был поднят военно-морской флаг. Основу экипажа нового дредноута составила команда списанного старого броненосца «Meklenburg». Во главу экипажа был назначен капитан 1-го ранга Энгельгард (Kapitan zur See Walter Engelhardt), который командовал линкором до августа 1915 года. Официальные ходовые испытания были окончены уже 15 сентября, а 22-го «Ostfriesland» присоединиться к 1-й линейной эскадре. Поразительно короткий период ходовых испытаний линкора «Ostfriesland» (а также «Helgoland» и «Thuringen») без сомнений объясняется достаточно напряженным внешнеполитическим положением в Европе, в обстановке которого желание ввести в строй наиболее мощные корабли вполне понятно.
После интенсивной одиночной боевой подготовки линкор уже с ноября 1911 года участвовал в эскадренных и флотских учениях и к весне 1912 года считался уже полноценной боевой единицей. 29 апреля 1912 года начальник 1-й линейной эскадры вице - адмирал Поль (Hugo Pohl) перенес свой флаг с линкора «Westfalen» на «Ostfriesland», который тем самым принял предначертанную ему задачу в качестве флагманского корабля эскадры. В этот период эскадра включала две дивизии линейных кораблей - дредноутов - 1-ю дивизию в составе линкоров «Ostfriesland» (флагман эскадры), «Thiirinden» и «Helgoland», а также намечавшегося к включению в эскадру линкора «Oldenburg» (1.5.1912 вступил в строй, 17.7 присоединился к эскадре) и 2-ю дивизию в составе линкоров «Posen» (флаг младшего флагмана начальника дивизии контр-адмирала Циммермана (Karl Zimmerniann), «Rheinland», «Westfalen», «Nassau». К эскадре были прикреплены в качестве посыльного авизо специальное судно «Blitz».
В мае эскадра приняла участие в больших маневрах флота в Немецкой бухте, а в июле-августе в маневрах Флота Открытого моря на Балтике, которые завершились торжественным смотром флота Кайзером. Интересно отметить, что на этом параде представпялся также и воздушный корабль - цеппелин «Hansa».
29 сентября 1912 года вице-адмирал Поль передал руководство эскадрой контр-адмиралу, а с 27 января 1913 года вице- адмиралу фон Лансу (Wilhelm von Lans).
30 января 1913 года командующим кайзеровским Флотом Открытого моря был назначен вице-адмирал фон Инге- ноль, который на следующий день поднял свой флаг на линейном корабле «Friedrich der Grosse».
Весной 1913 года эскадра в полном составе участвовала в учениях в Северном море, а в мае - во флотских маневрах в Северном море и Скагерраке. В июле - августе в составе флота эскадра приняла участие в ежегодном морском походе к берегам Норвегии. Затем были итоговые годовые маневры в августе - сентябре, и учебное плавание в ноябре в датские воды. За отличные результаты призовых стрельб 1-й эскадры зимой 1912/13 года артиллерийский офицер «Ostfriesland» капитан-лейтенант Беезель (Friedrich Beesel) получил приз Кайзера.
1914 год начался обычными эскадренными учениями вместе с кораблями Флота Открытого моря в марте - в Северном море и Западной Балтике. В мае флот провел десантные учения в Апкнрайде (восточное побережье Ютландии, с 1920 года отошел к Дании). Затем летние маневры флота в Немецкой бухте и июльский поход к берегам Норвегии. В конце июля корабли флота (включая «Ostfriesland») посетипи норвежские Согне- фьорд и Харфангер-фьорд, однако поход закончился ранее обычного времени из-за обострения попитической обстановки - убийства в Сараево австро-венгерского наследника и последовавшего затем ультиматума Сербии. 29 июля 1914 года, 1-я линейная эскадра в попном составе, вместе с бопьшими крейсерами, вернупась в Випьгепьмсхафен, преждевременно прервав норвежский поход. Остапьные корабли флота ушли в Киль. В базе вице-адмирал фон Ланс, как старший по спужбе начальник эскадры, в согласии с начальником базы вице-адмиралом фон Кросигом (von Krosigk) с 30 июня приступил к реализации пред- варитепьных охранных мероприятиях для водного района базы и Немецкой бухты (Deutschen Bucht) Северного моря. При этом фон Ланс и Первый офицер его штаба корветен-капитан Вегенер (Wolfgang Wegener), с некоторым противодействием к принятой официальной направпенности высшего морского командования, считапи и настаивали на усилении действий на Балтике.
Корабль был назван в честь довольно небольшого по ппощади, но весьма важного в стратегическом отношении ска- листого острова в Немецкой бухте (Dentschen Bucht) Северного моря. Первоначально остров был населен представитепями племен кимбров (Cimbern) и фризов (Friesen), затем на нем поселились норманы (Normannen), и через некоторое время он ока- зался присоединенным к территориям герцогства Schleswig-Holstein. С 1714 года остров стал датской территорией, с 1814 года принадпежал Британии. В 1890 году передан Великобританией Германской Империи в ответ на обширные уступки в Восточной Африке.
Заноженный осенью 1908 года на стапеле верфи «Howaldswerke» в Киле как корабль-замена под именем «Ersats Siegfried» он стап го- ловным кораблем этой серии линкоров. При спуске на воду 25 сентября 1909 года ко- рабпь попучип название «Helgoland». Крес- тительную речь произнес гпава герцогской династии Schleswig- Holstein-Augustenburg и брат императрицы Августы Виктории (Augusta Victoria) герцог Ernst Gunther. Бу- тыпку шампанского о форштевень корабпя разбипа его супруга.
После непро- должительных швартовых испытаний на пинкоре 23 августа 1911 года бып поднят военно-морской фпаг, и корабпь бып зачиспен в строй кайзеровского фпота. Командиром экипажа пинкора был назначен капитан 1-го ранга Гедеке (Kapitan zur See Gadeke), которого уже в сентябре того же года сменил капитан 1-го ранга фон Дельвиг цу Лихтенфельс (Kapitan zur See von Dalwigk zu Lichtenfels). Поскопьку вступление корабля в строй произошло раньше предусмотренного графиком и официально объявленного срока, этот акт некоторое время сохранялся в тайне, а сама церемония прошла весьма просто и без изпишних торжеств. Причиной такой таинственности стап еще не затихнувший Марокканский кризис, возможного обострения которого не желапи немецкие попитики.
19 декабря 1911 года окончились предваритепьные заводские испытания, и 20 декабря находившийся в Випьгепьмс- хафене «Helgoland» бып зачислен в состав 1-й линейной эскадры, заменив в ее составе более старый линкор-додредноут «Hannover». Линкор, проходивший программу боевой подготовки, уже в марте 1912 года приняп участие в общефлотских маневрах, за которыми поспедовап морской поход вдоль балтийского побережья Германии. Этот поход, предпопагавшийся окончиться у берегов Норвегии стап известен тем, что бып прерван из-за обострившейся попитической напряженности. В ноябре того же года линкор в составе большей части флота проводип тренировки в Северном море и пропивах Skagerrak и Kattegat.
Во время весенних учений и маневров 1913 года, мало отличавшихся от аналогичных предыдущего года, линкор наконец-то смог посетить норвежские порты. 23 мая «Helgoland» принял участие в церемонии открытия мемориального знака на острове Гельголанд, посвященного немецким морякам, погибшим на своих кораблях в Северном море во время катастроф - миноносцы «G - 171» (14 сентября 1912 года в столкновении с линкором «Zahringen», погибли 7 человек) и «S - 178» (4 марта 1913 года в столкновении с крейсером «York», погибни 69 чепо- век, позже поднят), а также подъемное судно «Unterelbe» и дирижабль «L-1».
Тюрингия - обширная территория (Земля) в Центральной части Германии. В Кайзеровской Империи была разделена на одно Великое герцогство, три герцогства, четыре княжества. Кроме того, небоньшая часть Земни входина в состав провинции Пруссия.
Третий пинейный корабпь серии, обозначавшийся в документах под бюджетным именем «Ersatz Beowulf», бып заножен 2 ноября 1908 года на верфи «A.G. Weser» в Бремене. 27 ноября 1909 года он был спущен на воду после крестительной речи Великого герцога фон Захсена (Wilhelm Ernst von Sachsen-Weimor- Eisenach) и крещения герцогиней фон Захсен (Adelheid von Sachsen-Altenburg).
В апреле 1911 года на корабле были проведены предварительные швартовые и ходовые испытания, после чего в Виль- гельмсхафене на корабле была установлена артиллерия. 1 июля 1911 года на «Thuringen» был поднят военно-морской фпаг. Командиром экипажа был назначен капитан 1-го ранга Нордманн (Kapitan zur See Hermann Nordmann). Именно этот корабль, третий по времени закладки, стал первым вступившим в строй кораблем серии.
Официальные испытания были окончены 10 сентября, и уже 19 сентября в Вильгельмсхафене он был зачислен в состав 1-й линейной эскадры. Вместе с другими кораблями этого соединения линкор участвовал во всех эскадренных и флотских учениях и маневрах. Из периода мирного довоенного времени достойное упоминания событие случилось в июле 1912 года в районе Nidden. Это бып тяжелый несчастный случай - перевернулся ялик с командой на борту (14 человек, из которых трое утонули).
Ольденбург - местность (Земля) на территории Германии. С 1815 года попучила статус Великого герцогства, впоследствии Земля Немецкой Империи. В настоящее время - часть федеральной Земли Нижняя Саксония. Ранее в строю германского флота состоял броненосец с таким же именем.
Линейный корабль «Oldenburg» стап четвертым и последним корабпем серии типа «Helgoland». Но, в отличие от трех первых кораблей серии, этот линкор, получивший на время строительства бюджетное имя «Ersatz Frithjof», во время выдачи заказа на постройку оказался сверхплановым, так как утвержденный рейхстагом бюджет и официальная программа 1908 года предусматривали выдачу заказов только на три корабля. Кстати сказать, такая же ситуация имела место и при заказе линейного крейсера «Goeben». В обоих случаях Морское министерство (Reichs Marine Amt) заключило с верфями {для «Oldenburg» это была фирма «Friedrich Schichau» в Данциге) только предварительный строительный контракт, который должен был вступить в силу только после санкционирования Рейхстагом первого строительного платежа. И хотя верфь, основываясь на этом заказе, не могла произвести закладку корабля, но, тем не менее, он позволял верфи приступить к накоплению необходимого материала и металлоконструкций. Для Великобритании подобные методы стали дополнительным поводом для обострения отношений, так как, по существу, это являлось строительством линейных кораблей сверх официально утвержденного плана. Бюджетная комиссия Рейхстага была вынуждена пригласить морского министра Тирпица для дачи объяснений. На заседании Тир- пиц подтвердил, что подобные заказы имеют место и ссылайся при этом на чисто коммерческие соображения - по его мнению предваритепьный договор закреплял утвержденную стоимость постройки и позволял избежать впоследствии возможного оспаривания верфью суммы контракта. Тирпиц утверждап, что в данном спучае не было ни нарушения интересов бюджетного Закона Рейхстага (ссылался при этом на имеющуюся в бюджетном Законе оговорку), ни обоснованности британских претензий. Рейхстаг был вполне удовлетворен подобным объяснением и вскоре, без особых колебаний, разрешил первый строительный платеж. После этого верфь «Schichau» вполне официально приступила к строительству линкора и 1 марта 1909 года состоялась официальная закладка киля на стапеле. Через год с небольшим, 30 июня 1909 года состоялась торжественная церемония спуска на воду линкора «Ersatz Frithjof», который при этом получил имя «Oldenburg». Поскольку старый броненосец «Oldenburg» в этот момент еще числился в списках боевых кораблей (он был исключен лишь 13 января 1912 года), новый корабль вначале официально называли как «Oldenburg Ersatz Frithjof» (Vfg. der Staatssekretars der RMA vom 26.09.1910). Kpec- тительную речь произнес Великий герцог фон Ольденбург (Friedrich August von Oldenburg), который сам являлся владельцем свидетельства о производстве в чин А-6 (капитан дальнего плавания торгового флота). В тот день он был представпен в качестве адмирала флота, и, таким образом, стал единственным немецким землевладельцем (Bundesfursten), удостоенным этой почести. Традиционную бутылку шампанского о форштевень корабля разбила его дочь Софи Шарлота (Sophie Charlotte), жена принца Фридриха, второго сына Кайзера (Prinz Eitel Friedrich).
1 мая 1912 года, после предварительных швартовых и заводских испытаний и перехода с заводской командой в Киль, на «Oldenburg» бып поднят военно-морской флаг и он был зачислен в списки действующего флота. Командиром экипажа был назначен капитан 1-го ранга Лангемак (Kapitan zur See Hugo Langemak).
После непродолжительных официальных испытаний корабль 17 июля присоединился на Балтике к 1-й дивизии 1-й линейной эскадры и приступил к выполнению программы боевой подготовки. С его вступлением эскадра, которой в тот момент командовал вице-адмирал Поль (Hugo Pohl), стала полностью укомплектованной. Уже с июля - августа 1912 года и вплоть до начала Первой мировой войны «Oldenburg» участвует практически во всех эскадренных учениях и маневрах Флота Открытого моря.
Одним из первых уроков войны для немецкого командования стала неожиданно сильно возросшая эффективность морской авиации. Хотя самолеты, пилотируемые морскими летчиками, еще не могли нанести достаточно ощутимого вреда таким крупным кораблям, тем не менее, реальную угрозу от них уже нельзя было игнорировать. Появилась необходимость вооружения возможно большего числа кораблей флота зенитной артиллерией. В октябре 1914 года линкор «Ostfriesland» получил на вооружение две 88-мм пушки на специально переоборудованном лафете с большим углом возвышения стволов - в то время в немецком флоте они назывались противоаэростатны- ми орудиями. Вскоре по две таких же пушки получили и другие однотипные линкоры. По некоторым сведениям часть кораблей (в том числе «Oldenburg») позже получили еще по две таких же пушки.
В конце 1914 года 1-я линейная эскадра участвовала в боевых выходах главных сил флота, прикрывающего действия линейных крейсеров у английских берегов. 2-3 ноября эскадра в полном составе находилась в их дальнем прикрытии, в состоянии готовности к немедленному выходу с рейда Schilling-Reede. 15-16 декабря корабли эскадры выходили на позиции прикрытия (перехвата) в районе Doggerbank.
24 января 1915 года, когда 1-я и 2-я разведывательные группы адмирала Хиппера вели бой с британскими линейными крейсерами Битти, эскадра также была задействована для дальнего прикрытия немецких сил с нахождение на рейде Schilling- Reede. По мере развития боевой ситуации, в 09.50 корабли эскадры были приведены в полную боевую готовность, ровно в полдень поступил приказ развести полные пары, и в 12.33 корабли (1-я и 2-я линейные эскадры) подняли якоря и вышли с рейда для поддержки возвращающейся группы Хиппера, потерявшей в бою с английскими кораблями крейсер «Blucher». В 15.25 они показались в виду эскадр и к вечеру соединившийся флот вернулся на рейд. В 19.05 корабли 1-й эскадры встали на якоря на Schillig-Reede, не имея соприкосновения с противником.
16 февраля вице-адмирал Экерман (Eckermann) сменил вице-адмирала фон Ланса (von Lans) в должности начальника эскадры. В первой половине 1915 года 2-я эскадра совершила еще несколько выходов в море - 29-30 марта (без «Westfalen» и «Nassau»), 17-18 и 21-22 апреля, 15-18 мая (без «Rheinland» и «Posen») и 29-30 мая.
20 июня вице-адмирал фон Ланс в связи с продолжительной болезнью передал руководство эскадрой 2-му флагману (начальнику 2-й дивизии) контр-адмиралу Гедеке (Gadeke).
4 августа 1915 года 1-я линейная эскадра в полном составе перешла на Балтику для выполнения программы боевой подготовки. Через несколько дней эскадра была привлечена к операции против русского Балтийского флота в районе Моон- зундских островов. Руководство операцией осуществлял начальник 4-й линейной эскадры вице-адмирал Шмидт (Ehrhard Schmidt). Непосредственно в боевых действиях участие приняли только линкоры 2- й дивизии «Pozen» и «Nassau», легкие крейсеры, миноносцы и малые суда. Корабли 1- й дивизии и два других линкора 2-й дивизии, совместно с линейными крейсерами, броненосцами 4-й дивизии и другими кораблями, осуществляли их дальнее прикрытие. Результатом операции стал прорыв немецких кораблей в Рижский залив утром 19 августа, что в некоторой степени оттянуло часть русских сил с немецкого фронта, но других оперативно-тактических целей (прорыв через Моонзунд, уничтожение и ослабление русского флота и иные), достигнуто не было. 20 августа немецкие корабли покинули Рижский залив и 21 августа операция была свернута и корабли разошлись по базам. 26 августа 1-я линейная эскадра бросила якоря в Вилыельмсхафене. Вице-адмирал Шмидт (Ehrhard Schmidt), руководивший операцией и 21 августа спустивший флаг на линкоре «Pozen», 26 августа принял командование 1-й линейной эскадрой и поднял флаг на «Ostfriesland».
11-12 сентября 1915 года корабли эскадры (без «Pozen», «Nassau» и «Oldenburg») приняли участие в наступательной операции флота, закончившемся без видимого результата.
19-20 октября 1915 года линкоры 2-й дивизии «Pozen», «Nassau» и «Westfalen» под руководством 2-го адмирала участвовали в наступательной операции в районе банки Amrumbank.
23-24 октября состоялся следующий выход эскадры (без линкора «Helgoland») в составе Флота Открытого моря, но рейд закончился довольно быстро в связи с тем, что выделенные для проведения разведки флотские «цеппелины» не смогли успешно выполнить свои задачи по разведке и наблюдению за морем.
16 декабря 1-я эскадра поддерживала и прикрывала действия легких сил в рейде к Скагерраку и Каттегату.
24 января 1916 года в управлении Флотом Открытого моря произошли большие изменения. В командование флотом вступил приверженец активных действий вице-адмирал Шеер (Vice-Admiral Scheer); начальником штаба был назначен капитан 1-го ранга фон Тротта (Kapitan zur See Adolf von Trotta).
4 марта корабли эскадры, включая «Helgoland», участвовали из прохода Amrumbank в прикрытии возвращавшегося вспомогательного крейсера «Mowe».
Первый поход в кампании 1916 года Флота Открытого моря (включая 1-ю эскадру без «Rheinland», проводившем длительный капитальный ремонт) состоялся 5-7 марта. Боевого результата поход не имел.
24-26 марта 1-я линейная эскадра (также без «Rheinland») вместе с 3-й и 2-й эскадрами и 1-й и 4-й разведгруппами вновь выходила в море, имея целью предотвратить предполагавшиеся возможные действия вышедших в море британских кораблей против передовой немецкой дозорной группы.
В апреле выходы 1-й эскадры продолжились уже в полном составе. 15-19 апреля корабли кайзеровского флота были приведены в повышенную боевую готовность в связи с поступившими разведданными о готовящемся выходе британских кораблей. Однако выхода в море тогда не последовало.
21-22 апреля корабли Флота Открытого моря пытались препятствовать действиям британского флота, который по просьбе русского командования вышел в море к Гельголанду в демонстрационный поход. Из-за плохой погоды в английском флоте имели место несколько столкновений, отчего корабли вскоре вернулись в базы, вызвав тем не менее некоторую тревогу у немецкого командования.
24-25 апреля 1-я эскадра в полном составе выходила с Флотом Открытого моря, осуществляя дальнюю поддержку разведгруппы адмирал Хиппера, действующей у британских берегов.
В полном составе 1-я линейная эскадра участвовала в выходе Флота Открытого моря 31 мая - 1 июня 1916 года в среднюю часть Северного моря, который в конце концов привел сражению с британским Гранд-Флитом у Скагеррака (Skagerrak).
Корабли эскадры участвовали в бою, следуя в составе боевой линии главных сил. В ходе 5-минутного ведения (18.05- 18.10) огня «Ostfriesland» обстрелял британские крейсера 2-й эскадры, но попаданий достичь не удалось (по другим данным - немецкие источники - огнем «Ostfriesland» был тяжело поврежден крейсер «Defence» из 1-й эскадры крейсеров). После этого «Ostfriesland» с 19.24 до 19.33, вместе с шестью другими немецкими линкорами, он вел огонь по британскому дредноуту «Warspite», который получил 11 попаданий и покинул место боя, надолго выйдя из строя. Последние два залпа по нему «Ostfriesland» сделал уже после поворота боевой линии правым бортом. «Thuringen» и «Oldenburg» в дневном бою повреждений не получили, но в «Helgoland» попал один 343-мм снаряд в носовую часть, без потерь в личном составе.
Ночью «Ostfriesland», вместе с «Thuringen», «Nassau» и «Friedrich der Grosse» с близкой дистанции (10-30 hkm = 1-3 км) вел огонь по британскому крейсеру «Black Prince», который затонул в течение нескольких ближайших минут. В последовавшей затем ночной перестрелке с британскими эсминцами «Ostfriesland» огнем своей артиллерии сумел поджечь один из них. Еще один (по немецким данным) из состава 4-й британской флотилии потопил «Oldenburg», который сам при этом получил одно артиллерийское попадание, что имело результатом 7 человек убитых и 14 раненых, ибо руководство кораблем для лучше- го обзора находилось вне бронированной рубки (лишь тогда немцами был осознан технический недостаток, заключавшийся в том, что некоторые прожекторы находились непосредственно рядом с командирским мостиком и постом управления малокалиберной артиллерии, и, таким образом, при использовании служили противнику точкой наводки). В командование кораблем вместо тяжело раненого капитана 1-го ранга Хофнера (Kapitan zur See Wilhelrn Hopfner) вступил старший офицер капитан 3-го ранга Вольмер (Korvetten-kapitan Vollmer).
При возвращении в базу 1 июня «Ostfriesland» в 06.20 западнее Листа коснулся правым бортом мины и подорвался на ней, в результате чего внутрь поступило 400 тонн воды - было затоплено 4 бортовых отсека, но противоминная переборка выдержала напор и остановила дальнейшее распространение. При этом 1 человек погиб и 10 раненых. Линкор прибыл в свой порт, имея 15-узловый ход.
После возвращения в базу «Thuringen», которому ремонт практически не требовался так как он не имел потерь в личном составе и серьезных повреждений, а также «Oldenburg» были оставлены в строю и задействованы в сторожевой и охранной службе. «Helgoland» недолго ремонтировался на казенной верфи в Вильгельмсхафене с 3 по 16 июня, после чего вновь вступил в службу, сменив «Oldenburg», который только тогда был направпен на ремонт и завершил его в период с 30 июня по 15 июля. Наиболее длительный ремонт пришлось выдержать линкору «Ostfriesland», который находился на казенной верфи до 12 июля, затем последовал ряд испытаний, и 25-го корабль вступил в строй.
18-20 августа 1916 года 1-я линейная эскадра (без «Nassau») участвовала в наступательной операции флота (в этой операции «Westfalen» получил попадание торпеды с британской подводной лодки «Е-23»). Хотя британский Гранд-Флит также выходил в море противники не встретились, и боя не было.
25-26 сентября «Ostfriesland» самостоятельно прикрывал наступательную операцию миноносцев, которые под флагом 2-го командующего совершили боевой выход к банке Terschellingbank.
18-20 октября немецкий флот (включая 1-ю эскадру без «Thuringen», имевшего повреждения рулевого управления) выходил в море в район Doggerbank для прикрытия легких сил, намеревавшихся произвести обстрел британского побережья. Но после гибели крейсера «Munchen» от торпед британской подводной лодки «Е-38», немецкие корабли вернулись в базу.
После переноса всех усилий в войне на море на действия подводных лодок, «Hochseeflotte» стал держаться более или менее родных берегов. Старые броненосцы постепенно выводились из списков боевого расписания флота, а их экипажи пошли на укомплектование подводных лодок, эскортных кораблей и вспомогательных судов.
В связи с этим 1917 год для 1-й линейной эскадры был заполнен сторожевой службой и кратковременными выходами (Stichfahrten) в море. В апреле 1917 года «Helgoland», выходя из дока в Вильгельмсхафене, не справился с управлением и таранил находящийся в достроечном бассейне почти готовый линейный крейсер «Hindenburg», который, впрочем, был лишь слегка поврежден. В июле-августе этого года на 1-й эскадре имели место революционные выступления матросов на линкорах «Thuringen», «Posen», «Helgoland», «Westfalen» и «Rheinland», но они не приняли такого большого размера как на линкорах «Prinzregent Luitpold» и «Friedrich der Grobe».
Когда в сентябре 1917 года 3-я и 4-я линейные эскадры были направлены на Балтику для захвата Моонзундских остро
вов, 1-я дивизия 1-й эскадры осталась в Северном море, в то время как 2-я дивизия находилась в Западной Балтике, чтобы там воспрепятствовать возможному вторжению британского флота. Начальник 1-й эскадры, вице-адмирал Шмидт (Ehrhard Schmidt), был назначен начальником специального соединения и перешел на «Moltke». Во время его отсутствия командование эскадрой принял 2-й адмирал фон Дельвиг цу Лихтенфельс (Frhr. von Dalwigk zu Lichtenfels).
18 октября «Helgoland» и «Oldenburg», провели выход до Amrumbank для встречи крейсеров-заградителей «Bremse» и «Вгиттег», возвращавшихся из дальнего похода для постановки мин на британских коммуникациях между Шотландией и Норвегией в Северном море.
С окончанием борьбы у Моонзундских островов 1-я дивизия 1-й эскадры должна была сменить у Эзеля в восточной Балтике 3-ю и 4-ю эскадры. 27 октября «Ostfriesland», «Helgoland», «Thuringen» и «Oldenburg» вышли на Балтику и 28 октября прибыли в Putziger Wiek, откуда «Ostfriesland» и «Thuringen» 29 октября вышли дальше, в Arensburg, куда прибыли 30-го. Однако до боевых действий не дошло. Специальное соединение было расформировано, и 2 ноября линкоры начали возвращение в немецкие порты. С 8 ноября они вновь действуют в обычной охранной и сторожевой службе в Немецкой бухте. 3 ноября, еще в Rutziger Wiek, вице-адмирал Шмидт перешел на «Ostfriesland» и вновь принял командование эскадрой, возвращающейся'в Северное море. 22 января 1918 года, после почти 2,5-годичного пребывания в этой должности1 он сдал руководство эскадрой прежнему 2-му адмиралу 1-й разведгруппы контр-адмиралу (с 27 января - вице-адмирал) Бедикеру (Boedicker).
1918 год для крупных кораблей Флота Открытого моря обозначился в основном использованием в операциях по обеспечению действий флотилий тральщиков, а также прикрытию выходов миноносцев и подводных лодок.
Из состава 1-й линейной эскадры в феврале 1918 года «Westfalen» и «Rheinland», и в марте также и «Posen» быпи назначены в Специапьное соединение и направпены на Баптику дня участия в Финляндской операции. Начальник соединения контр-адмирал Гюго Мюрер (Hugo Меигег) поднял свой флаг на «Westfalen».
В связи с уходом части кораблей на Балтику в последней наступательной операции Hochseeflotte 1-я эскадра участвовала в неполном составе - в море вышли «Ostfriesland», «Thuringen», «Helgoland», «Oldenburg» и «Nassau». Этот выход в море, состоявшийся 22-26 апреля, не имел каких-либо результатов и был прерван 24 апреля из-за аварии механизмов на линейном крейсере «Moltke». К аварийному кораблю был отправлен «Oldenburg», который взял крейсер на буксир. Из-за усилившегося волнения вечером тросы порвапись, но через час буксировка была восстановлена. После полудня 25 апреля, миновав проход в минных заграждениях, примерно на широте List'a линкор отдал буксирный трос, так как «Moltke» вновь смог идти своим ходом со скоростью 12-13 узлов. Когда несколько часов спустя с линейного крейсера была попучена радио фа мма «Срочно нужна помощь», «Oldenburg» повернул назад, однако приказом Начальника разведывательных сил был отозван в Jade, в связи с тем, что к «Moltke» уже шли буксиры. Деятельность линкора «Oldenburg» в этом походе быпа особо отмечена Командующим флота.
8 августа 1918 года в Вильгельмсхафене «Ostfriesland», «Thuringen» и «Nassau» вместе с авизо «Btitz» были сведены в Специальное соединение под руководством начальника эскадры для участия в предполагаемой крупномасштабной операции «Schluss stein». Операция, имевшая целью высадку десанта на балтийском побережьи и оккупацию Кронштадта и Санкт-Петер- бурга, однако не была доведена до исполнения. Тем не менее, соединение, имея на борту десантные войска, 10 августа прибыло в западную Балтику. Линкоры остались там, а то время как вице-адмирал Бедикер с «Stralsund» и «Blitz» ходил в Либаву для подготовки операции2. Так как операция была отменена 21 августа соединение было распущено. 21-22 августа корабли ушли с Балтики и 23-го вернулись в Вилыельмсхафен. В этот период, с 3 до 7 и с 10 до 23 августа командир «Helgoland'a», капитан 1-го ранга фон Камек (Kapitan zur See Friedrich von Kameke) кратковременно исполнял обязанности 2-го адмирала 1-й эскадры.
1 - В качестве начальника эскадры его заменял 1-10 июля 1916 года и 3-21 февраля 1917 года контр-адмирал Энгельгардт (Walter Engeihardt), а также с 6 сентября по 4 ноября 1917 года контр-адмирал фон Дельвиг цу Лихтенфельс (Frhr. von Dalwigk zu. Lichtenfels).
2 - В качестве начальника эскадры вице-адмирала Беди- кера заменял с 3 августа до 8 сентября и с 23 сентября до 2ок- тября контр-адмирал Хартог (Johannes Hartog).
С 11 августа до 5 октябре 1918 года «Oldenburg» находился в ежегодном ремонте (Jahresinstandetzung) на верфи в Вильгельм схафе не, а в сентябре из состава эскадры был выведен линкор «Westfalen», который как учебно-артиллерийский корабль прикрепили к Инспекции корабельной артиллерии. Кроме него в эскадре недоставало тяжело поврежденного при посадке на мель в Финском заливе линкора «Rheiniand», который только в конце июля вернулся в Киль и 4 октября был выведен из состава действующего флота.
Таким образом, к началу октября в готовности оставались только шесть кораблей эскадры. 2 октября они, находясь в готовности к выходу в море с внешнего рейда Jade (Aubenjade), прикрывали встречу пришедших из Фландрии подводных лодок.
Эскадра также должна была участвовать в грандиозной по своим масштабам, наступатепьной операции Флота Открытого моря, планировавшейся в ноябре 1918 года. 3 ноября корабли эскадры вошли в устье реки Эльбы и ошвартовались на местах стоянок в проходе Brunsbuttel. Начавшиеся волнения среди моряков Флота Открытого моря привели к тому, что 6 ноября управление флотом было взято под контроль Солдатского совета (Soldatenrat), а запланированная операция так и не состоялась. В числе кораблей, на которых выступпения команд приняли наиболее массовый характер, был и «Thuringen», на котором кочегары полностью погасили топки котлов. Под угрозой потопления торпедами с миноносцев и подводных лодок волнения на части кораблей были подавлены. На борт «Thuringen'a» поднялись 6 офицеров и 300 матросов 2-го флотского батальона (Seebataillon), которые арестовали 314 матросов и 124 кочегара. В частности, мятеж на кораблях был подавлен, но в общем плане выступления в армии и на флоте переросли в вооруженное восстание под революционными лозунгами.
9 ноября корабли 1-й линейной эскадры перешли из Брюн- сбюттеля в Вилыельмсхафен. В ноябре, в сумятице революционных событий и предполагавшегося заключения перемирия, нормальная служба на флоте нарушилась, и корабли эскадры стали постепенно выводится из.состава флота. 30 ноября было расформировано командование 1-й линейной эскадрой, которая, таким образом, прекратила свое существование.
Как и для большинства крупных-кораблей немецкого кайзеровского флота, боевые карьеры линкоров типа «Helgoland» напрямую связаны с деятельностью всего Флота Открытого моря (Hochseeflotte). В течение всей войны они составляли 1-ю дивизию 1-й линейной эскадры (во 2-ю дивизию входили линкоры типа «Nassau»). Корабли 1-й дивизии участвовали практически во всех крупных выходах Флота Открытого моря, хотя в некоторых походах состав дивизии был неполным.
Дальнейшая судьба линейных кораблей типа «Ostfriesland»
+ Линейный корабль «Ostfriesland»После прихода в Випьгельмсхафен 9 ноября линкор «Ostfriesland» в период с 21 по 25 ноября разоружен. Для этого момента определенный интерес представляет вопрос о носимых кораблем флагах. В соответствии с записями в вахтенном журнале линкора «Ostfriesland», хранящемся в настоящее время в Военном / Морском архиве Reichsmarine (ВА/ MA RM 92/702- 705), на корабле утром 7 ноября 1918 года развевался красный флаг. 7 ноября, в полдень на борт линкора возвратились покинувшие его офицеры, и 8 ноября на линкоре был опять поднят военный германский флаг, а 9 ноября - национальный (торговый) флаг. На пути в Вилыельмсхафен, при проходе Куксхафе- на (Cuxhaven) на корабле вновь развевался красный флаг, а в море был поднят военный. При входе в гавань Вильгельмсха- фена опять был поднят красный флаг, который был спущен только 25 ноября во время церемонии спуска флагов на кораблях Флота Открытого моря (Fiaggenparade). Затем некоторое время корабль не нес ни флага, ни вымпела. 1 декабря в командование кораблем вступил капитан 1-го ранга (Kapitan zur See Windmuller). Произошли ли какие-либо изменения в отношении носимого флага в связи с этим событием, не установлено.
До официального вывода из строя действующего флота 16 декабря «Ostfriesland», вместе с «Thuringen», использовался в качестве плавказармы (Stammschiff) для команд 1-й эскадры, как находящийся вне строя блокшив (Beischiff).
«Ostfriesland» не принадлежал к кораблям, интернируемым по условиям перемирия. Однако дополнительные требования союзников, предъявленные после затопления в Скапа-Флоу, привели к тому, что корабль 5 ноября 1919 года линкор был вычеркнут из списков кораблей германского военного флота и зачислен в списки репарационных кораблей под литерой «Н».
7 апреля 1920 года, с немецким экипажем на борту, линкор вышел из Вильгельмсхафена в Розайт, где 9 апреля был принят американскими моряками и позже переведен в США, чтобы, в конце концов, погибнуть под бомбами американских самолетов - линкор был использован в качестве корабля-цели для бомбардировочных опытов. Во время эксперимента 20 июля 1921 года у мыса Cape Henry (Virginia) из 69 сброшенных бомб весом от 116 до 1000 кг цели достигни лишь тринадцать. При повторной бомбардировке 21 июля было сброшено 11 бомб весом по 500 кг и достигнуто три прямых попадания, которые лишь вызвали течь. За 4 часа линкор осел в воду на метр носом и 0,3 метра кормой. Во время следующего налета прямых попаданий не было вообще, но шесть бомб весом по 1000 кг разорвапись вблизи борта и обширные повреждения обшивки в результате гидравлических ударов привели к очень быстрому затоплению корабля, в течении всего 10 минут. Подробное описание потопления «Ostfriesland» быпо помещено в «Бриз» 5/1995.
Линкор «Helgoland» в ноябре 1918 года бып разоружен. 21-22.11 он совершил рейс на рейд британского порта Гарвич, чтобы там взять на борт экипажи субмарин, выданных союзникам, и доставить их обратно на родину. По условиям перемирия корабль не подлежал интернированию в иностранных портах и поэтому 16 декабря 1918 года он был выведен из строя действующего флота. После самозатопления флота в Скапа-Флоу, в соответствии с дополнительными требованиями союзников, «Helgoland» 5 ноября 1919 года бып вычеркнут из списков германского флота и под литерой «К» зачислен в списки судов, подлежащих репарации. 5 августа 1920 года линкор был передан флоту Великобритании, но в строй не вводился, а был использован для проведения различных опытов и экслерименттов. В 1924 году он бып разобран на металл в Morecambe.
В ноябре 1918 года линкор «Thuringen» вместе с большинством кораблей немецкого флота был выведен из состава действующего флота и разоружен. Линкор не относился к кораблям, интернируемым по условиям перемирия, поэтому 16 декабря он бып исключен из списков флота. Некоторое время он использовался в качестве блокшива (Beischiff) для 1-й эскадры, уже не числясь в строю флота. 5 ноября 1919 года, после предъявпения дополнительных требований стран-победителей, линкор «Thuringen» был исключен из списков флота и зачислен в списки судов, предназначенных дпя передачи флотам союзников, как «репарационный корабль «L». 29 апрепя 1920 года в Шербуре (Cherbourg) пинкор передан морякам Франции. В дальнейшем корабль использовался как корабль-цель, а также для различных экспериментов. В 1923 он был продан на разборку, что и быпо осуществлено в том же году в Гавре (Gavres-Lorient).
В ноябре 1918 года линкор «Oldenburg», вместе с другими кораблями эскадры, был разоружен. В соответствии с условиям перемирия линкор не был относился к интернируемым в иностранных портах кораблям, и поэтому 16 декабря он был исключен из состава действующего флота. Лишь дополнительные требования союзников привели к выдаче корабля флотам победителей. 5 ноября 1919 года корабль был вычеркнут из списков немецкого флота. Как «репарационный корабль «М» он 13 мая 1920 года был передан морякам Японии, но на далекий Восток он так и не ушел, а в июне 1920 года был продан британской судоразделочной фирме, которая в свою очередь поручипа разборку корабля голландской фирме в Dordrecht'e. В 1921 году корабль закончил свое существование.