- 37 - 2001 / 01 - линейные корабли "Richelieu"
- 38 - 2001 / 02
- "Итальянские модификации на бывших немецких кораблях"
- "Германские миноносцы периода второй мировой войны. 9-я флотилия миноносцев в Средиземном море"
- "Проектирование авианосцев в фашистской Германии во время второй мировой войны"
Часть третья - "Две катастрофы в истории американского флота"
- "Голландия. 1939 - 1945 годы. Потери кораблей и судов в период Второй мировой войны"
- 39 - 2001 / 03
- Грибовский В.Ю. "Российский флот тихого океана. 1898-1905. История создания и гибели"
- "Бот Царя Петра ("Нарвский ботик")"
- "Крейсеры с полетной палубой военно-морских сил Соединенных Штатов"
Часть первая - Немецкие миноносцы в Средиземном море
- 40 - 2001 / 04
- Грибовский В.Ю. "Российский флот тихого океана. 1898-1905. История создания и гибели"
- "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах"
- Спрашивали - Отвечаем
- "Боевые действия Краснознаменного Балтийского флота в Период Советско-Финской войны 1939-1940 годов"
Часть 1 - Глава I Балтийский морской театр
- Глава II Подготовка к войне военно-морских сил Финляндии
- Глава III Подготовка к войне Краснознаменного Балтийского флота
- Глава IV Общая обстановка на Балтийском театре к началу воины
- Грибовский В.Ю. "Российский флот тихого океана. 1898-1905. История создания и гибели"
- Спрашивали - Отвечаем
- "Боевые действия Краснознаменного Балтийского флота в Период Советско-Финской войны 1939-1940 годов"
Часть 2
- Грибовский В.Ю. "Российский флот тихого океана. 1898-1905. История создания и гибели"
- "Русский флот и американская судостроительная фирма Вильяма Крампа. Итоги контактов"
"Варяг" сошел на воду с должными ему почестями" - "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах"
- Спрашивали - Отвечаем
- "Боевые действия Краснознаменного Балтийского флота в Период Советско-Финской войны 1939-1940 годов"
Часть 3
- Грибовский В.Ю. "Российский флот тихого океана. 1898-1905. История создания и гибели"
- Гибель «Indianapolis» Трагедия 45-го года
- Грибовский В.Ю. "Российский флот тихого океана. 1898-1905. История создания и гибели"
- "Югославский военный флот. 1918-1941"
- От редакции
- "Боевые действия Краснознаменного Балтийского флота в Период Советско-Финской войны 1939-1940 годов"
Часть 4
- "Линейный корабль "Agincourt"
- "Крейсеры с полетной палубой военно-морских сил Соединенных Штатов"
Боевые действия Краснознаменного Балтийского флота в период Советско-Финской войны
Глава III Подготовка к войне Краснознаменного Балтийского флота
К началу войны с белофиннами Краснознаменный Балтийский флот, попопненный в течение двух сталинских пятипе- ток новыми современными кораблями, а также модернизированными постройки 1914-1918 гг., имел следующий корабельный состав.
В строю находились 2 линейных корабля, 1 крейсер, 2 лидера, 4 эскадренных миноносца, 4 канонерских лодки (из них 3 мобилизованы в 1939 году), 29 подводных лодок, 1 минный'заградитель, 2 сетевых заградителя, 1 сетевая баржа, 28 тральщиков (из них 14 мобилизованы в 1939 году), 12 сторожевых кораблей (из них 6 мобилизованы в 1939 году), 33 сторожевых катера и 62 торпедных катера, всего - 189 кораблей. Кроме того, в составе КБФ были частью вооруженные, частью невооруженные учебные корабли и пловучие базы: "Аврора" (7270 т), "Свирь" (11946 т), "Комсомолец" (11870 т), "Ленинградсовет" (1286 т), "Курсант" (2005 т), "Яуза" (550 т), "Кронштадт" (5882 т), "Полярная Звезда" (4334 т), "Смольный" (5400 т), спасательное
судно "Коммуна" (3140 т) и посыльные суда "Пионер" (570 т), "Абрек" (650 т) - всего 12 судов. В распоряжении баз, соединений, гидрографической службы и.ЭПРОНа находилось более 200 пловучихих мастерских, трг плортов, буксиров, барж и иных ппавучих средств; однако, эъ быпи, главным образом, мелкие суда и катера, а количество более или менее крупных транспортов, было явно недостаточным для обслуживания всех баз и соединении КБФ.
В приведенный выше перечень не вошли достраивавшиеся корабли, а также корабли, находившиеся в резерве, и корабли Ладожской военной флотилии.
К началу войны в состав действующих сил КБФ входили следующие соединения и части:
1) Эскадра КБФ:
а) линейные корабли "Октябрьская революция" и "Марат" (Кронштадт);
б) состоявший при линейных кораблях 3-й дивизион эскадренных миноносцев в составе пяти старых кораблей: "Карл Маркс", "Володарский", "Энгельс", "Артем", "Ленин" (Кронштадт, Лужская губа);
в) отряд легких сил: крейсер "Киров" (Лиепайя) - (Либа- ва); пидеры "Ленинград" и "Минск": 1-й дивизион эскадренных миноносцев: три новых миноносца - "Стерегущий" (Кронштадт), "Стремительный" и "Сметливый" (Лйепайя); 2-й дивизион эскадренных миноносцев: три новых миноносца - "Гневный", "Гордый" и "Грозящий" (Ораниенбаум).
2) 1-я бригада подводных лодок:
а) 12-й дивизион подводных лодок и составе одного подводного заградителя "Л-Г (Таллин). Еще два заградителя "Л-2" и "Л-З", входившие в состав этого дивизиона, в конце ноября 1939 года были поставпены в длительный ремонт и в боевых действиях участия не принимали.
б) 13-й дивизион подводных лодок в составе трех лодок: "С-1", "С-2", "С-3" (Таллинн); 16-й дивизион подводных подок в составе трех лодок: "С-4", "С-5", "С-6" (Лиепайя);
в) 21-й дивизион подводных лодок в составе трех лодок "Щ-309", "Щ-310" и "Щ-311" (Таллинн);
г) спасательное судно "Коммуна" (Кронштадт);
д) плавучая база "Смольный" (Ленинград).
3) 2-я бригада подводных лодок:
а) 17-й дивизион подводных лодок в составе четырех подводных лодок: "Щ-317", "Щ-318", "Щ-319" и "Щ-320" (Таллинн);
б) 22-й дивизион подводных лодок в составе трех лодок: "Щ-322", "Щ-323", "Щ-324" (Таллинн);
в) 24-й дивизион подводных лодок в составе шести лодок: "М-71", "М-76", "М-78", "М-79", "М-80" и "М-81" (Таллинн);
г) плавучая база "Полярная звезда" (Таллинн).
4) 3-я бригада подводных лодок:
а) 23-й дивизион подводных лодок в составе пяти лодок; "М-72", "М-73", "М-74", "М-75" и "М-77" (Ораниенбаум);
б) 26-й дивизион подводных лодок, в составе которого числилось семь лодок, но из них к началу войны закончила приемные испытания и вошла в строи лишь одна "М-90";
в) ппавучие базы "Кронштадт" (Палдиски) и "Ока" (Таллинн).
5) Бригада торпедных катеров, состоявшая из 1-го, 2-го и 3-го дивизионов торпедных катеров, двух береговых баз катеров в Кронштадте и одной базы в Пейпия. Всего в бригаде имелось 18 торпедных катеров типа Т-5" серии 10, 34 катера типа Т-5" серии 7, 8 катеров типа "Ш-4" и 2 стальных катера, всего 62 торпедных катера, 6 катеров 3-го дивизиона были перебазированы 24 ноября 1939 г. в Лиепайю.
6) Дивизион канонерских подок в составе четырех лодок: "Красное Знамя", находившейся в ремонте, и трех мобилизованных самоходных шаланд Северо-Западного речного пароходства: "Сестрорецк", "Кронштадт" и "Красная Горка".
7) Охрана водного района КБФ (ОВР):
а) 1-й дивизион сторожевых кораблей в составе шести сторожевых кораблей: "Циклон", "Пурга", "Вихрь", "Буря", "Туча" и "Снег";
б) 2-й дивизион сторожевых кораблей в составе шести кораблей: "Микула", "Краб", "Мороз", "Инженер", "Связист" и "Мартынов", временно переданных ОВР, согпасно решению Военного совета КБФ от 21 ноября 1939 г.;
в) 1-й дивизион тральщиков в составе семи базовых тральщиков: "Заряд", "Буй", "Патрон", "Фугас", "Гафель", "Верп" и "Шпиль";
г) 2-й дивизион тральщиков в составе трех базовых тральщиков: "Шкив", "Гак" и "Крамбол";
д) 3-й дивизион тральщиков в составе семи тихоходных тральщиков: "Ударник", "Клюз", "Озерный" и "Ижорцы" - № 21, 23, 39 и 63;
с) 4-й дивизион тральщиков в составе двух тихоходных тральщиков "Ижорцев", № 29 и 38, заканчивавших дооборудование после возвращения из Ладожского озера. В дальнейшем тральщик № 29 действовал в составе 3- го дивизиона тральщиков, а тральщик № 38 находился в составе 5-го дивизиона тральщиков. Остальные корабли 4-го дивизиона тральщиков находились в Ладожском озере.
ж) 5-й дивизион тральщиков и сетевых заградителей в составе восьми тихоходных тральщиков: "Змей", "Буек", № 101, 102, 103 и 104, "Ижорцы" № 24 и 65, сетевых заградителей "Гарибальди" и "Вест" и сетевой баржи № 101;
з) 1-й дивизион сторожевых катеров в составе шести катеров типа "МО": № 111, 112, 113, 121, 122 и 123. Кроме них, имелось еще до 16 катеров типа "МО" в составе 6-го и 34-го морских пограничных отрядов, которые могли быть использованы ОВР в военное время.
и) 2-й дивизион сторожевых катеров в составе семи катеров типа "Р";
к) 3-й дивизион сторожевых катеров в составе четырнадцати катеров типа "Р";
л) 4-й дивизион сторожевых катеров в составе двух катеров типа "Р".
8) Береговая оборона, защищавшая подступы к Ленинграду и к базам флота, состояла из трех укрепленных районов - Северного, Южного и Западного, и имела на вооружении 22 стационарные батареи со следующим числом орудий: 8 - 305-мм; 7 - 254-мм; 12 - 203-мм; 29 - 152-мм; 8 - 130-мм; 7 - 120-мм; 8 - 100-мм; 4 железнодорожных батареи: 3 - 356-мм; 3 - 305- мм и 8 - 180-мм орудий. Всего 93 орудия.
9) Военно-воздушные силы КБФ, к середине ноября 1939 г. состоявшие из трех авиационных бригад (8-й бомбардировочной, 61-й истребительной и 10-й бригады) и из шести отдельных частей: 18-й, 41-й, 58-й морских отдельных ближне разведывательных авиационных эскадрилий, 71-го отдельного авиационного отряда и вновь формировавшихся 12-го и 44-го отдельных авиационных отрядов.
В 8-ю бомбардировочную авиационную бригаду, расположенную в районе Ленинград - Копорская губа, входили 1-й минно-торпедный авиационный полк и 57-й скоростной бомбардировочный авиационный полк с общим числом 111 самолетов типа "СБ" и "ДБ-3".
В 61-ю истребительную авиационную бригаду, расположенную в районе Новый Петергоф - Нарвский залив, входили 5-й и 13-й истребительный авиационные полки и 11-я, 12- я и 13-я отдельные истребительные авиационные эскадрильи с общим числом 214 самолетов-истребителей типа "И-15", "И-16" и "И- 153".
В 10-ю авиабригаду, впоследствии базировавшуюся на Северо-Западнном побережье Эстонии и в Лиепайе, входили 12-я (впоследствии 15-я), 14-я и 43-я морские ближне разведывательные авиационные эскадрильи, с общим числом 39 самолетов типа "МБР-2". Кроме того, на морских и озерных аэродромах восточной части Финского залива находилось две морских отдельных ближне разведывательных авиационных эскадрильи (18-я и 58-я) и два отдельных авиационных отряда (12-й и 44-й) с общим числом 63 самолета типа "МБР-2", а на побережье Ладожского озера базировалась 11- я морская отдельная ближне разведывательная авиационная эскадрилья в составе 13 самолетов типа "МБР-2".
Расположенный на подходах к Ленинграду 71-й отдельный авиационный отряд состоял из 10 самолетов типа "Р-5".
Всего в боевом составе военно-воз- душных сил Краснознаменного Балтийского флота имелось укомппектованных экипажами самолетов-бомбардировщиков - 111, самолетов-истребителей - 214, самолетов лодочных разведчиков - 102, самолетов колесных разведчиков -10. Всего 437 самолетов.
Подготовка Балтийского театра проводилась одновременно со строительством корабельного состава Красного Флота, формированием частей и расширением аэродромной сети авиации КБФ.
Вплоть до октября 1939 г. КБФ базировался на порты, расположенные исключительно в крайней восточной части Финского залива, в пределах территориальных вод Советского Союза. Главной базой являлся Кронштадт, в котором имеются судоремонтный завод, сухие доки и мастерские, т.е. все необходимое для капитального и аварийного ремонта кораблей всех классов, их вооружения и снабжения. Существенным дополнением к главной базе являлись Ленинградский и Ораниенбаумский военно-морские порты, обеспечивавшие снабжение и ремонт базировавшихся на них легких кораблей КБФ. Маневренные базы легких сил флота непосредственно перед войной были оборудованы в Усть-Луге, в Ручьях и Пейпии.
Подступы с моря к базам КБФ были надежно прикрыты берегов обороной, состоявшей из трех укрепленных районов - Северного, Южного и Западного. Подходы с воздуха от налетов авиации противника обеспечивались системой ПВО.
Северный укрепленный район включал батареи и части береговой обороны, защищавшие участок Сестрорецк - остров Котлин.
Южный укрепленный район прикрывал побережье от Ораниенбаума до Систо-Палкино.
Западный укрепленный район включал батареи, оборонявшие побережье от Систо-Палкино до государственной границы с Эстонией в Нарвском заливе.
На вооружении береговой обороны состояли мощные стационарные и железнодорожные батареи до 256-мм включительно, способные вести успешный артиллерийский бой с новейшими линейными кораблями.
В период германо-польской войны защита маневренного плеса и подходов к главной базе флота была усилена постановкой 20 сентября 1939 г. минного заграждения в районе Сейвэс- тэ-Шепелевский маяк.
Противовоздушная оборона военно-морских баз.
К началу боевых действий противовоздушная оборона баз на Балтийском театре состояла из зенитной артиллерии, истребительной авиации и системы постов воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС).
Для охраны баз в Финском заливе соединения зенитной артиллерии были расположены следующим образом: в Кронштадте 1-й полк ПВО, в Лебяжьем - 2-й полк ПВО, в Муково - 3-й полк ПВО. В Кронштадте формировались два отдельных зенитных артиллерийских дивизиона, предназначенных для создания ПВО островов Суурсаари н Лавансаари, после их занятия частями Краснознаменного Балтийского флота.
Новые западные базы были прикрыты с воздуха двумя отдельными зенитными артиллерийскими дивизионами, расположенными в Лиепайе н Палдиски.
Истребительная авиация, предназначенная для действий в системе ПВО баз, прикрывала Кронштадт и Ленинград со стороны морского сектора, а также морские и воздушные базы на южном побережье Финского залива.
Для охраны главной базы и Ленинграда истребительная авиация в числе 102 самолетов, выделенных из состава 61-и авиационной истребительной бригады, была расположена на аэродромах Низино и Беззаботное.
Для охраны побережья и маневренной базы Усть-Луга истребительная авиация из состава той же бригады была расположена на аэродромах Котлы, Купля и Липово.
Охрана всех морских баз от нападения с воздуха возлагалась также и на зенитную артиллерию кораблей.
В октябре 1939 г. в результате заключения пактов о взаимопомощи с Эстонией, и Латвией операционная зона Краснознаменного Балтийского флота значительно расширилась.
В Эстонской республике Советскому Союзу было предоставлено право на условиях аренды иметь военно-морские базы и аэродромы на островах Сааремаа (Эзель) и Хииумаа (Даго), в портах Палдиски (Балтийский порт) и Рохокуля (Роггекюль). В Таллинне было отведено место для стоянки военных кораблей в гаванях и на рейде. В Латвийской республике на тех же условиях предоставлялось право иметь военно-морские базы и аэродромы в портах Лиепайя (Либава) и Вентспилс (Виндава), а также в целях охраны Ирбенского пролива - базу береговой артиллерии на латвийском побережье между Вентспильс и Питрагс.
Из всех предоставленных нам эстонских и латвийских портов обеспечить корабли ремонтом могли Таллинн, имевший береговые мастерские и три плавучих дока - на 1300 т, 1450 т и 4500 т и, кроме того, один мортонов эллинг на шесть судов по 1500 т, а также Лиепайя, имевшая мастерские и два сухих дока для крейсеров и один плавучий на 800 т. В остальных пунктах необходимо было иметь плавучие базы.
Сеть вновь созданных и попученных в аренду баз охватила среднюю часть Балтийского моря и южное побережье Финского залива и позволила рассредоточить базирование соединений Краснознаменного Балтийского флота. Однако к началу войны с белофиннами новые базы за краткостью времени, протекшего от момента их получения, еще не были освоены, и в них не было создано достаточных запасов топлива и боевого снабжения. Производство ремонта кораблей в новых базах было затруднено. Не была также организована надлежащая охрана подходов к этим базам.
Защита подходов с моря к району главной базы КБФ помимо береговой обороны, зенитной артиллерии и истребительной авиации возлагалась на Охрану водного района КБФ (ОВР), в состав которой входили тральщики, сторожевые катера и сетевые заградители, а также охрана рейдов (ОХР), ведавшая постановкой бонов и организацией брандвахтенной службы у входов на рейды. Район, находившийся в ведении ОВР КБФ, простирался от Кронштадта до меридиана острова Суурсаари (27° восточной долготы). 11 ноября 1939 г. было приказано сформировать Отдельное управление ОВР Балтийского района (в Палдиски) и ОХР и Палдиски, Таллине, Вентспипсе и Лиепайе. Однако к началу воины с Финляндией в распоряжение этих соединений не было прислано ни одного корабля; поэтому не могло быть организовано ни охраны рейдов, ни систематического траления на выходных фарватерах, ни несения дозорной службы и противолодочного охранения на подходах к новым базам.
Связь на Балтийском театре была организована вполне удовлетворительно как в пределах государственных вод Союза ССР, так и в районах новых баз, арендованных на территории Эстонии и Латвии. Флагманский командный пункт (ФКП) КБФ в Кронштадте и добавочный ФКП в Ораниенбауме, являлись центрами всей схемы связи. Посты СНиС и ВНОС, укомплектованные хорошо обученным персоналом, снабженные современной (хоть и неоднообразной) аппаратурой, были связаны друг с другом и с ФКП телефонными и телеграфными линиями и снабжены радиоустановками.
Служба погоды КБФ быпа хорошо подготовлена и довольно успешно справпялась со своими задачами, несмотря на затруднения, возникшие после начала Второй мировой воины, когда многие западноевропейские метеорологические станции перестали передавать метеосводки.
Недостатками в навигационном обеспечении явпялось отсутствие должного обеспечения боевых действий флота в части составления и издания точных и подробных карт и лоций финляндских шхер, пролива Южный Кваркен и Ботнического залива, т.е. всех тех водных районов, где в случае войны с Финляндией прежде всего должен был действовать Краснознаменный Балтийский флот. Более подробными (секретными) картами и руководствами охватывались только государственные воды Союза ССР, т.е. крайняя восточная часть Финского залива. Однако и в отношении этих карт не были устранены все недостатки, касающиеся невязки между опорными точками на северном и южном берегах Финского залива; глубины, показанные на некоторых картах, были неверны, и на карты слишком мало наносилось приметных точек.
Были также недостатки в работе манипуляторной службы гидрографии. В частности, не было подготовлено средств для быстрого затемнения мигалок и огней, находившихся в удалении от баз, и даже один из ближних маяков удалось потушить только на второй день войны. Несмотря на наличие испытанных и хорошо действовавших гидроакустических приборов и радио маячных установок, не было организовано сколько-нибудь надежной туманней сигнализации.
Органы тыла КБФ в течение предвоенного периода, как, впрочем, и во время войны, работали по штатам мирного времени, так как все вообще мобилизационные мероприятия по КБФ, связанные с необходимостыо усилить корабельный состав тральных и иных соединений, производились (в сентябре 1939 г.) в распорядительном порядке, т.е. без объявления мобилизации и в пределах штатов мирного времени. Мобилизационные и неприкосновенные запасы всех видов снабжения, кроме боезапаса, не подлежали использованию, и органы тыпа, снабжая соединения и части КБФ, должны были исходить из норм мирного времени и наличия текущих запасов. Подобное же положение существовало в октябре и ноябре 1939 г. и в отношении развертывания новых баз, арендованных на территориях Эстонии и Латвии. В процессе оборудования этих баз была выделена часть текущих запасов главной базы и прочих существовавших ранее баз, и отсюда же, из штата этих баз, был назначен личный состав для вновь формируемых управлении и отделении военных портов. Сказанное относится также к формированию и снабжению отдельного военного порта в Шлиссельбурге и Новой Ладоге (25 октября 1939 г.) для обслуживания Ладожской военной флотилии.
Численное и качественное состояние боезапаса, топлива и других видов материального обеспечения, находившегося перед началом войны на складах, за немногими исключениями соответствовало потребностям КБФ, определявшимся согласно директиве Народного Комиссара ВМФ от 19 ноября 1939 г. о круглогодовой готовности боевого ядра флотов к выполнению оперативных задач. По отдельным видам снабжения наблюдались некоторые недочеты. На артиллерийском вооружении флота и береговой обороны числились орудия тридцати четырех различных образцов и тринадцати различных калибров (от 45 до 356 мм); для тяжелых орудий, а также для орудий устаревших образцов имелось достаточное количество боезапаса, но для новейших 76,2-мм, 100-мм и 130-мм орудий на складах не хватало до полной нормы снабжения флота около 55 тысяч снарядов. Торпеды всех четырех образцов (диаметром в 450 и 533,4 мм, мины всех восьми типов ("1908", "1926", "1912", "КС-Г, "КБ- 3", "ПЛГ, "М-3", ИР"), тралы шести типов, параваны-охранители, сети, боны, глубинные и авиационные бомбы, химическое оружие и приборы радиогидроакустической связи имелись в положенном количестве и находились в хорошем состоянии. Однако нормы, по которым исчислялась потребность в некоторых видах вооружения, были слишком низкими, особенно в части запасов крупных авиационных бомб и тралов.
К началу войны запасы угля, жидкого топлива и смазочного масла составляли около 118500 т, и их было достаточно; но в 1939 г. план поставки дров водным путем не был выполнен, поэтому на Балтийском театре ощущалась острая нехватка дров, запасы которых к началу войны не превышали 81.300 куб. м. Трудное положение создалось с вопросом о запасах топлива в новых базах, так как, во-первых, там еще отсутствовали оборудованные склады и резервуары для хранения жидиого топлива, а, во-вторых, органы тыла КБФ не располагали достаточным числом танкеров и угольных транспортов для осуществления мало-мальски крупных перевозок.
Весь вообще вспомогательный флот, находившийся в распоряжении органов тыла КБФ, ни по числу судов, ни по состоянию их корпусов и механизмов, ни в отношении укомплектованности личным составом не удовлетворял своему назначению. Не в лучшем, а в большинстве случаев в худшем техническом состоянии находились суда морского флота, мобилизованные в октябре-ноябре 1939 г. для переоборудования под канонерские подки, тральщики; сторожевые корабли и сетевые заградители. Вопросами подбора подходящих для этой цели буксиров и пароходов ведало Управление военно-транспортной службы, но ему приходилось довольствоваться зачислением в списки того, что имелось в наличии, т.е. старых, изношенных судов, ремонт которых в подавляющем большинстве случаев производился крайне неудовлетворительно. По своим мореходным качествам и по размерам суда, подлежавшие мобилизации, не были пригодны для ппавания в открытом море в свежую погоду. Эти суда и большинстве предназначались для траления, а число штатных тральщиков в КБФ было очень мало, поэтому КБФ и во время войны должен был испытывать недостаток в тральщиках. Одной из главных причин, по которым и в этой войне, и во время мировой войны 1914-1918 гг. на Балтийском театре не хватало тральщиков, являлось отсутствие решающего влияния военно-морского командования в вопросе о выборе типов при постройке буксиров и торговых судов малого тоннажа, которые были бы рентабельны при эксплуатации пароход- ствами в мирное время, а во время войны были бы пригодны для траления.
В общей сложности в октябре-ноябре 1930 г. было мобилизовано 56 буксиров и прочих судов морского фпота, оборудование и вооружение которых были выполнены средствами Кронштадтской и Ленинградской баз, т.е. тех основных баз, где про- изводипся аварийный и текущий ремонт кораблей КБФ. Ремонтные средства этих баз были в удовлетворительном состоянии. Некоторые затруднения встретились в вопросе об оборудовании ремонтных баз в новых портах, арендованных на территориях Эстонии и Латвии.
Санитарное состояние КБФ к началу, войны, как и в прежние голы, было вполне удовлетворительно, но во всех соединениях и частях КБФ ощущался недостаток в медицинских работниках, неукомплектованность которыми достигала примерно 50% от штатного состава. Особенно мало было врачей-хирургов.
Боевая подготовка соединений и частей КБФ, определявшаяся военно-политической обстановкой на Балтийском театре в 1939 г., как и в предыдущие годы, протекала в условиях необходимости быть в постоянной боевой готовности. Поэтому напряженное политические положение, завершившееся в 1939 г. войной в Европе, не застапо нас врасплох, и КБФ наряду со всеми вооруженными силами Советского Союза находился в готовности к отражению попыток вторжения агрессоров на нашу территорию, в наши воды. Политико-моральное состояние Краснознаменного Балтийского флота было, как и всегда, крепким и устойчивым.
В основу боевой подготовки КБФ на кампанию 1939 г. было положено воспитание личного состава в духе инициативы и активных действий, в духе искусного и смелого выполнения боевых задач и непоколебимого стремления уничтожить врага. Исходя из плана операций против флота вероятного противника, а таковым считалось всегда государство, обладавшее, сравнительно, мощным флотом, соединения КБФ готовились к нанесению совместных ударов неприятельскому флоту взаимодействующими между собой надводными и подводными силами, а также авиацией и береговой обороной.
К началу летней кампании 1939 г. общая боевая готовность соединении, частей и кораблей флота по сравнению с предшествовавшими годами заметно повысилась. Качественно улучшилась огневая артиллерийская подготовка. Личный состав овладел техникой боевого применения минно-торпедного оружия в простых усповиях. Проводипись в широких размерах в простой обстановке действия подводных подок в удаленных районах моря с применением маневрирования позициями. Быпо приступпено к освоению вступавших в строй новых кораблей - крейсеров, лидеров и эскадренных миноносцев.
Однако в целом, как отмечалось в приказе Народного Комиссара ВМФ от 17 января 1939 г., боевая и попитическая подготовка не всегда и не во всех отношениях находилась на должной высоте. Аварийность во флоте и морской авиации была слишком высока, освоение новой техники проходило медленными темпами; особенно слабым участком являлась работа с командным и начальствующим составом, все еще несмело выдвигались новые кадры, тактический рост командиров был недостаточным, не была отработана оперативная разведка театра, планы боевой подготовки составлялись без учета всех реальных возможностей, огневая подготовка производилась в упрощенных условиях и в отрыве от тактической обстановки, вопросам траления не уделялось должного внимания и т.д.
В течение летнего плавания 1939 г. припагалось много старания, чтобы изжить упомянутые выше недостатки. Большую роль в поднятии боеспособности кораблей флота сыграли увеличение сроков службы для рядового и младшего начсостава во флоте и в связи с этим последовавшая отмена очередного увольнения в запас краснофлотского состава осенью 1939 г.
Эскадра в основном готовилась совместно с авиацией к артиллерийскому бою с линейными кораблями и тяжелыми батареями противника, но в простейших и по существу полигон- ных условиях; миноносцы - к согласованным с торпедными катерами и торпедной авиацией атакам крупных неприятепьских корабпей и артиллерийскому бою с легкими силами. Торпедные катера практиковались в ночных поисках и атаках кораблей противника в море и в нанесении торпедных ударов судам, стоящим на рейдах и в гаванях. Подводные лодки осваивали маневрирование позициями при противодействии противника, ночные атаки одиночными лодками и действия на коммуникациях. Остальные корабли флота готовились к выпопнению свойственных им боевых задач.
Особенностью усповий, в которых происходило обучение КБФ, явилось то обстоятельство, что плавание надводных кораблей в процессе боевой подготовки проходило преимущественно на Сейскарском и восточном Суурсаарском плесах. Длительные походы в условиях, приближающихся к обстановке военного времени, проводились редко. Подводные лодки, по выполнении полигонных упражнении, выходили в среднюю часть Балтийского моря, иногда спускаясь и в южную часть. Знание же особенностей плавания в финских шхерах и в Ботническом заливе отсутствовало.
Укрепленные районы береговой обороны, находясь в готовности отразить внезапное нападение на базу флота, вели стрельбы в сложных условиях, приближавшихся к боевым, практиковали выходы железнодорожных батарей в прилегающие районы для изучения местности и отрабатывали скрытое их развертывание, переход и обстрел береговых объектов противника.
Авиация овладевала воздушным боем, тренировалась в действиях на коммуникациях, в бомбардировке кораблей, батарей и портов, и в торпедометании, но только на горизонтальном полете, так как отсутствовали пикирующие самолеты-бомбардировщики, производила полеты на максимальных высотах.
Несмотря на сделанные в 1939 г. усилия, к началу войны с Финляндией в боевой подготовке отдельных, кораблей и соединений наблюдался все же ряд серьезных подотчетов. В частности, плохо было освоено новое оружие, в особенности на новых кораблях; так, например, на лидерах и новых миноносцах не были освоены приборы управления огнем. Огневая подготовка флота и авиации была недостаточной, так как слишком мало обращалось внимания на тренировку при небпагоприятных метеорологических условиях и преобладало стремление добиваться повышенных нормативов на полигонах. Все еще не были устранены причины, вызывавшие повышенное чиспо аварий. Вообще слабое место в боевой подготовке заключалось не в несовершенстве имевшихся тактических приемов и существовавшей техники, а в недостаточной выучке и ппохом овладении этими приемами и техникой.
Наиболее отстающим участком являлась слабая оперативно-тактическая подготовка штабов и соединений. Штабы не научипись полностью организовывать операцию (бой) и теряли управление операцией в процессе ее выполнения. Для устранения этих недостатков в виде основной цели подготовки на 1939 г. ставилось освоение следующих боевых задач: 1) активное содействие флангу наступающих сухопутных войск огневой поддержкой и путем высадки тактического десанта; 2) обеспечение своих коммуникации и нарушение морских сообщений противника; 3) оперативная разведка театра на основе взаимодействия всех разведывательных сил и средств. По боевому управлению задачей 1939 г. являлась подготовка штабов как органов боевого управления. Подготовка эта целеустремлялась на привитие практических навыков правильно оценивать обстановку, производить оперативно-тактические расчеты и составлять грамотные и четкие оперативные документы.
В 1939 г. на Краснознаменном Балтийском флоте были проведены: сбор начальников штабов соединений, три оперативно-тактических игры в соединениях, оперативная общефлотская игра на тему, данную Главным морским штабом "Расширение операционной зоны КБФ в восточной части Финского залива с одновременным содействием флангам наступающей Красной Армии"; оперативно-тактическая игра совместно с Ленинградским военным округом; одна односторонняя игра с фактическим использованием средств связи и, наконец, ученье по боевому управпению с частичным развертыванием по обстановке действующих соединений на тему "Огневая поддержка фланга наступающих сухопутных войск Южной приморской группы и захват островов Суурсаари и Суур-Тютерсаари".
В оперативно-тактических играх и учениях по боевому управпению вопросы организации разведки, применение знаний театра и вооруженных сил вероятного противника не попучили должного отражения. И это было не случайно. Дело войсковой разведки на флоте поставлено не было. Театр, в особенности шхерные районы и Ботнический залив, изучен не был. Получаемые от разведывательного отдела сведения не систематизировались. Начальствующий состав довольствовался изданной в 1937 г. книгой "Военно-морские силы Финляндии", в которой не было достаточно попных сведений, необходимых дпя оперативных и тактических расчетов.
Плохое знание театра особенно характерным было для корабельного штурманского состава. Никто из штурманов не бывал ни в Ботническом заливе, ни в Финляндских шхерах, а теоретическое ознакомление е этими водными районами при отсутствии лоций и подробных карт было невозможно. Даже при плавании в своих водах чувствовалась некоторая неопытность. В частности, не умели пользоваться манипуляторной службой гидрографии ВМФ, между тем это маневренное подразделение гидрографии имело своею целью обеспечить скрытность передвижения флота и секретность фарватеров. Плохо была организована корабельная гидрометеорологическая служба не в отношении техники и аккуратности наблюдений, а в смысле отсутствия тренировки в расшифровании метеосводок и составлении прогнозов погоды с учетом местных признаков.
Но, несмотря на ряд недочетов в боевой подготовке,
Краснознаменный Балтийский флот в целом был готов для выполнения любого боевого задания.
1. В основу боевой и политической подготовки Краснознаменного Балтийского флота была положена мысль, выраженная в приказе Народного Комиссара ВМФ от 17 января 1939 г. в следующих словах:
"Советский народ строит могучий морской и океанский флот, достойный великой советской державы, не для нападения, но до первого нападения врага. Если враг навяжет нам войну, то флот, как и Красная Армия, будет самым нападающим фпотом в мире".
Залогом успеха являлась система большевистского воспитания личного состава в духе укрепления его стальной воли и /постоянного стремления к бою с противником до полного его уничтожения. В центре внимания находился вопрос о подготовке кадров для нового, оснащенного самой передовой техникой, фпота, а также о смелом выдвижении на руководящую работу способных и преданных делу командиров. Всемерно поднималась воинская дисциппина.
2. Системой оперативно-тактической подготовки предусматривался полный объем мероприятий, соответствовавший современному состоянию техники и военно-морской тактики. В первой половине кампании производились отрядные учения однородных тактических групп с тем, чтобы к концу кампании подвести флот в составе маневренного соединения (надводные корабли, подводные лодки, авиация и части береговой обороны), к примерному бою с крупными силами противника или разгрому десанта на переходе морем и при высадке в восточной части Финского залива.
3. Важнейшие недостатки боевой подготовки КБФ к началу воины с Финляндией выражались в следующем:
а) Основная линия боевой подготовки была направлена в сторону подготовки к войне с противником, имеющим крупный флот, к войне же с Финляндией конкретно не готовились. Этим объясняется отсутствие разработанных и проверенных планов: блокадной операции, интенсивной минной воины (закупорка шхерных фарватеров и подходов к ним, траление фарватеров, обеспечивающих наши военные и торговые коммуникации); операции на Ладожском озере по поддержке флангов наших наступающих армий.
б) Боевая подготовка проводипась в условиях, не приближавшихся к боевой обстановке. Соединения и отдельные корабли не тренировались в походах в сопровождении тральщиков; соединения морской авиации не обеспечивали крупные корабли при их выходах в море.
в) Ввиду стесненности государственных вод Союза ССР тактические учения на различные темы могли производиться лишь в ограниченном объеме; отчасти в связи с этим оперативно-тактическая подготовка штабов и соединений не находилась на должной высоте.
г) Не обращалось достаточного внимания на умение вести оперативную разведку.
д) Не был изучен Балтийский театр за пределами собственных государственных вод.
е) Не проводились совместные учения с частями ЛВО по содействию флангу армии, упирающемуся в побережье, и по проведению десантных операций.
ж) Не были окончательно отработаны и проверены тактические приемы нанесения совместных ударов флота и авиации по укрепленным районам и огневым точкам противника.
з) Редко производились решения боевых задач в зимних условиях.