- 37 - 2001 / 01 - линейные корабли "Richelieu"
- 38 - 2001 / 02
- "Итальянские модификации на бывших немецких кораблях"
- "Германские миноносцы периода второй мировой войны. 9-я флотилия миноносцев в Средиземном море"
- "Проектирование авианосцев в фашистской Германии во время второй мировой войны"
Часть третья - "Две катастрофы в истории американского флота"
- "Голландия. 1939 - 1945 годы. Потери кораблей и судов в период Второй мировой войны"
- 39 - 2001 / 03
- Грибовский В.Ю. "Российский флот тихого океана. 1898-1905. История создания и гибели"
- "Бот Царя Петра ("Нарвский ботик")"
- "Крейсеры с полетной палубой военно-морских сил Соединенных Штатов"
Часть первая - Немецкие миноносцы в Средиземном море
- 40 - 2001 / 04
- Грибовский В.Ю. "Российский флот тихого океана. 1898-1905. История создания и гибели"
- "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах"
- Спрашивали - Отвечаем
- "Боевые действия Краснознаменного Балтийского флота в Период Советско-Финской войны 1939-1940 годов"
Часть 1 - Глава I Балтийский морской театр
- Глава II Подготовка к войне военно-морских сил Финляндии
- Глава III Подготовка к войне Краснознаменного Балтийского флота
- Глава IV Общая обстановка на Балтийском театре к началу воины
- Грибовский В.Ю. "Российский флот тихого океана. 1898-1905. История создания и гибели"
- Спрашивали - Отвечаем
- "Боевые действия Краснознаменного Балтийского флота в Период Советско-Финской войны 1939-1940 годов"
Часть 2
- Грибовский В.Ю. "Российский флот тихого океана. 1898-1905. История создания и гибели"
- "Русский флот и американская судостроительная фирма Вильяма Крампа. Итоги контактов"
"Варяг" сошел на воду с должными ему почестями" - "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах"
- Спрашивали - Отвечаем
- "Боевые действия Краснознаменного Балтийского флота в Период Советско-Финской войны 1939-1940 годов"
Часть 3
- Грибовский В.Ю. "Российский флот тихого океана. 1898-1905. История создания и гибели"
- Гибель «Indianapolis» Трагедия 45-го года
- Грибовский В.Ю. "Российский флот тихого океана. 1898-1905. История создания и гибели"
- "Югославский военный флот. 1918-1941"
- От редакции
- "Боевые действия Краснознаменного Балтийского флота в Период Советско-Финской войны 1939-1940 годов"
Часть 4
- "Линейный корабль "Agincourt"
- "Крейсеры с полетной палубой военно-морских сил Соединенных Штатов"
Боевые действия Краснознаменного Балтийского флота в период Советско-Финской войны
Глава I Балтийский морской театр
В обстановке, существовавшей с 1918 г. и крайне обострившейся к осени 1939 г., военное положение Советского Союза на северо-западных границах быпо весьма необеспеченным, и в случае объединенного похода капиталистических держав на Советскую землю оборона подступов к Ленинграду и с суши и с моря была бы сопряжена с большими затруднениями.
Огромное значение территорий Финляндии и всей Прибалтики для успешности этой обороны как в старину, так и в последние годы учитывалось нашим правительством. Учитывалось оно и врагами Советского Союза. В свете создавшейся осенью 1939 г. военно-политической обстановки и надо рассматривать мероприятия советского правительства по заключению пактов о взаимопомощи с Эстонией, Латвией и Литвой и противодействие, которым были встречены предложения, сделанные Советским Союзом шюцкоровской Финляндии в октябре 1939 года.
Финляндское реакционное правительство в течение ряда лет готовилось к войне против Советского Союза. При поддержке враждебных Союзу ССР крупных капиталистических стран, рассматривавших Финляндию как плацдарм для развертывания своих сил в войне против СССР, шюцкоровская Финляндия ждала лишь удобного момента, чтобы начать войну против Советского Союза. До 1922 г. финляндское правительство неофициально поддерживало шюцкоровскую авантюру в Карелии. С 1918 г. шюцкоровская Финляндия жила единой мыслью, единым стремлением - создать «Великую Финляндию» за счет захвата северных земель Европейской части Союза ССР.
Балтийское море имеет большое значение для экономики прилегающих к нему стран: Советского Союза, Швеции, Дании, Германии, Латвии, Эстонии и Финляндии. Коммуникации балтийского моря не только обеспечивают сообщение этих стран между собой и другими странами мира, но для Швеции и Финляндии являются основными путями, которыми преимущественно производятся экспортно-импортные поставки. Кроме того, для Финляндии и Швеции, железнодорожная сеть которых недостаточно развита, морские коммуникации являются основным видом сообщения между их городами.
Скандинавские страны и Финляндия, у которых собственные ресурсы угля, нефти, хлопка, хлеба и цветных металлов или ограничены или отсутствуют вовсе, находятся в большой зависимости от своих морских коммуникации. Так, например, в 1937 г. в Финпяндию было ввезено угля, нефти, хлопка 100%, железной руды 70%, хлеба и продуктов питания 60% от общей потребности страны в этих предметах ввоза.
Точно так же предметы экспорта Финляндии, скандинавских стран, Эстонии и Латвии в большинстве своем перевозились морскими путями. В частности, вывоз леса и продукции деревообрабатывающей промышленности, составляющих основу экономики Финляндии, осуществляется в большинстве морским путем. Морем же идет и вывоз кожевенных товаров, скота и молочных продуктов.
Не последнее место в экономике Финляндии и скандинавских стран занимали рыбный промысеп и рыбная промышленность. Рыба шла на удовлетворение собственных потребностей, служила предметом обработки и вывоза, а в связи с продовольственными затруднениями, вызванными началом Второй мировой войны, с 1939 г. эта отрасль пищевой промышленности названных стран стала еще более развиваться.
Финляндия располагает достаточно широкой сетью портов в Финском и Ботническом заливах, важнейшими из которых, считая к западу и на север от границы с Союзом ССР, являлись Виипури (Выборг), Котка, Гельсинки, Ханко, Турку, Раума, Пори, Вааса, Оулу. Из них Котка и Виипури представляю собой хорошо оборудованные лесоэкспортные порты. Гельсинки является главным торговым портом Финпяндии, а Турку - центром судостроитепьной и машиностроительной промышленности Финляндии.
Швеция вывозит морем лес, продукцию лесной промышленности, железную руду и высокосортную сталь, производство которой является основой шведской экономики. Важнейшими предметами ввоза в Швецию являются продовольствие, жидкое топливо и уголь. До начала Второй мировой воины Швеция была тесно связана в своей торговле с Англией и Германией, после же начала войны торговля велась почти исключительно с Германией.
Главнейшими портами Швеции на Балтийском море являются Стокгольм и Норрчеппиг, в датских проливах - Мальме и Гетеборг, в Ботническом заливе - Лулео, Умео, Сундсвааль, Седерхамн, Гевле.
С началом Второй мировой войны Балтийское море приобрело особое значение для экономики Германии, сильно нуждавшейся из-за английской блокады в железной руде и стали, основным поставщиком которых для военных целей Германии и явилась Швеция. Сама же Германия вывозила в Швецию и Финляндию топливо и другие продукты.
На берегах Балтики расположены важные центры германского судостроения. Кроме того, на Балтийском море Германия имеет большую сеть торговых и военных портов, важнейшими из которых, считая с востока, являются Мемель, Кенигсберг, Данциг, Гегенхафен, Штеттин с аванпортом Свинемюнде, Штральзунд, Росток и Киль.
Весьма существенное значение имело Балтийское море и для экономической жизни нашей социалистической родины. Заинтересованный в развитии своих торговых отношений со странами Европы. Америки и Востока, а также в сообщениях между портами на принадлежащих ему берегах бассейнов Ледовитого и Тихого океанов и Черного моря, Советский Союз до начала Второй мировой войны осуществлял морем значительные торговые операции.
Один из крупнейших советских портов - Ленинградский - расположен на берегу Финского залива. Помимо того, что Ленинград имеет исключительно важное значение как торговый порт, этот город является основным центром советской судостроительной промышленности. Наконец, именно Ленинграду с первых же дней Октябрьской социалистической революции всегда угрожала непосредственная опасность с запада - с суши, и с моря. Угрожала непосредственная опасность и всем областям, расположенным вдоль северо-западнойтраницы Союза ССР, потому что малые прибалтийские страны являлись одним из звеньев того капиталистического окружения, в котором находился Советский Союз.
Ни в коем случае не рассчитывая на успех каких-либо самостоятельных действий против Союза ССР, буржуазные правительства малых прибалтийских стран, ориентировавшихся в своей политике на капиталистические страны Запада, всегда были готовы предоставить свои территории, аэродромы и военно-морские базы для использования их любой капиталистической державой против Союза ССР.
Из числа ближайших соседей Союза ССР наиболее враждебной по отношению к Советскому Союзу политики придерживались контрреволюционные круги финской буржуазии и реакционной военщины. В своей речи на шестой сессии Верховного Совета Союза ССР товарищ Молотов сказал:
"Неоспоримые данные показали, что враждебность финской политики, с которой мы столкнулись осенью прошлого года, была не случайна. Враждебные Советскому Союзу силы подготовили против нашей страны и, прежде всего, против Ленинграда, такой военный плацдарм в Финляндии, который при определенных неблагоприятных для Союза ССР внешних обстоятельствах должен был сыграть свою роль в планах антисоветских сил империалистов и их союзников в Финляндии".
Балтийское море образует три залива: на севере Ботнический и на востоке Финский и Рижский. Собственно Балтийское морс занимает 59% всей площади бассейна моря. Ботнический залив 28%, Финский 9% и Рижский 4%.
Операции Военно-Морского Флота на Балтийском театре стеснены наличием многочисленных подводных навигационных опасностей. С другой стороны, действия обороняющегося флота, например, у входов и Ботнический залив, и особенно в шхерных районах, облегчены наличием узкостей, перекрываемых огнем современной дальнобойной артиллерии.
Благодаря сравнительной мелководности бассейна постановка ударных и антенных мин возможна в любых районах театра, а магнитные мины могут быть применены у подходов ко всем гаваням на прибрежных фарватерах и плесах, местами очень широких. Самолеты дальнего действия, базирующиеся на приморские аэродромы, могут без особых затруднений пересекать море и любых направлениях, что позволяет не только морской, но и сухопутной авиации бомбардировать корабли, находящиеся в любых районах театра.
Балтийское море соединено с Северным морем системой Датских проливов, а также искусственными водными путями: Кильским каналом, Гетской и Германской системами. Для связи с Северным морским театром (Белое и Баренцово море) служит Беломорско-Балтийский канал имени Сталина, построенный в 1933 г.
Выход, из Балтийского моря в Атлантический океан крайне стеснен узкостями и мелями и легко может контролироваться флотом государства, владеющего хотя бы частью берегов проливов. В мировую войну путем соглашения с Данией, а в процессе Второй империалистической войны в результате захвата и оккупации Дании и Норвегии Германия почти совершенно закрыла доступ в Балтийское море военным кораблям своих противников.
Северный берег Финского залива, оба берега Ботнического залива и южный берег Швеции сильно изрезаны и прикрыты со стороны моря более или менее широкой шхерной зоной, в пределах которой насчитывается несколько тысяч островов и мелких островков. В военное время условия плавания в шхерах могут быть значительно затруднены для противника путем снятия или порчи вех, знаков и прочих средств гидрографического ограждения. В то же время для действий своих кораблей могут быть сохранены замаскированные секретные створные знаки.
В шхерах с помощью замаскированных береговых батарей, умело расставленных мин и иных видов оборонительного оружия может быть создан ряд преимуществ для боевых действий кораблей как при пассивной обороне побережья, так и при нападении артиллерийских кораблей, легких сил и подводных лодок на корабли противника, атакующие шхерный район. Не менее выгодные условия создаются для военно-морских сил, опирающихся на шхерные районы, при нападении на коммуникации противника, проходящие вблизи шхерных районов. В то же время собственные коммуникации, проходящие в пределах шхерных районов, надежно обороняются средствами береговой обороны без привлечения сил надводного охранения, а наличие внутри шхер более или менее просторных плесов с глубинами до 30-40 м позволяют избрать удобные и выгодные в тактическом и стратегическом отношениях пункты для скрытной рассредоточенной стоянки боевых кораблей. Подступы к подобным стоянкам прикрываются береговыми батареями, минами и разводными бонами, а сами стоянки становятся недоступными для наблюдения с моря. Укрывающиеся в шхерах корабли могут быть обнаружены только авиацией, для борьбы с которой на островах располагаются зенитные батареи.
Все эти тактические и стратегические выгоды и преимущества в той или иной степени могли быть использованы обороняющейся стороной почти в любом из шхерных районов, но в самой полной мере значение этих выгод и преимуществ выявляется при рассмотрении условий, существующих в Або-Алан- дском шхерном районе.
Как выразился товарищ Молотов, "важность Аландских островов заключается в их стратегическом положении в Балтийском море. Вооружения Аландских островов могут быть использованы во враждебных Союзу ССР целях. Находясь недалеко от входа в Финский залив, вооруженные Аландские острова могут послужить к тому, чтобы закрыть для Союза ССР входы и выходы в Финский залив" ("Правда", 1 июня 1939 г.).
Помимо того, что именно в Або-Аландском шхерном районе может быть создана наиболее радикальная система противовоздушной обороны при рассредоточенной стоянке флота, наличие этой природной преграды, расположенной на стыке собственно Балтийского моря, Ботнического и Финского заливов, создает все условия для надежной обороны Ботнического залива и прикрытия проходящих там коммуникаций и для действий во фланг военно-морским силам, выходящим из Финского залива в Балтийское море или направляющимся из Балтийского моря в Финский залив. Выгодное географическое попожение Або-Алан- дского архипелага было в значительной мере испопьзовано русским флотом в 1914-1917 гг., когда этот архипелаг принадлежал России, и весной 1918 г., в период интервенции кайзеровской Германии, - немецкими кораблями.
Совершенно иные природные усповия существуют на южном берегу Финского залива и на восточном и южных берегах Балтийского моря, а также на побережье Рижского залива. За немногими исключениями, берега здесь мало изрезаны, гавани плохо защищены от ветров и сравнительно мелководны. Флот, базирующийся на эти гавани, лишенные естественных преград, плохо прикрыт от торпедных атак, а также и от прямых артиллерийских атак превосходящих военно-морских сил. Более выгодные тактические и стратегические условия существуют лишь в районе Таллинна, и восточной части Финского залива и в Муху- вэйнском (Моонзундском) пропиве, соединяющем Финский и Рижский заливы, и образованном большими островами, расположенными у входов в эти заливы.
При наличии береговой обороны и минных заграждений, прикрывающих подступы к островам Мухувэйнского архипелага, может быть создан мощный оборонительный рубеж и обеспечено базирование легких военно-морских сил и авиации. В Первую империапистическую войну, после произведенного в 1915 г. углубления канала, который проходип вдоль пропива с норда на зюйд, Мухувэйн стал доступным для линейных кораблей, и с того времени морские силы Рижского залива, опираясь на позиции Мухувэйнского архипелага, вппоть до октября 1917 г. с успехом обороняли Ирбенский пропив, что было необходимо для прикрытия правого фланга русской армии, упиравшегося в Рижский залив в районе Риги. С того момента, как немцы в октябре 1917 г. овладели Мухувэйном стратегическое положение русского флота, а вместе с тем и правого фланга русской армии стало крайне невыгодным. В 1939 г. советское правительство при заключении пактов о взаимопомощи с Эстонией и Латвией включило в договоры право на аренду расположенных на Мухувэйнских островах участков, пригодных для оборудования военно-морских баз и аэродромов. В результате этого укрепления островов оборона западных границ Союза ССР выносилась далеко на запад, к устью Финского залива.
Но сооружением батареи и аэродромов, например, на острове Хиумаа (Даго), еще не решался вопрос о надежной охране входа в Финский залив. Для организации мощной обороны устья Финского залива необходимо было обладать в сущности всеми финляндскими шхерами или по крайней море районом Ханко-Ланивик. Вопрос об аренде этого района был включен в перечень миролюбивых предложений, сделанных в октябре 1939 г. Советским Союзом маннбргеймовской Финляндии.
Группа островов: Найсаар, Аэгна и Прангли, представляет некоторое прикрытие для рейда г. Таллинн. Эти острова совершенно не защищают рейд от сильных северных ветров, вовремя которых на него проникает большая волна, и корабли, стоящие на рейде, по несколько дней подряд не имеют сообщения с берегом; но выдвинутое на норд положение островов позволяет организовать мощную береговую оборону. В первую мировую войну это обстоятельство было использовано для создания "центральной" минно-артиллерийской позиции, правый фланг которой прикрывался расположенными на северном берегу Финского залива береговыми батареями. На этой позиции, под прикрытием широкого минного поля, поставленного поперек Финского запива, должен был маневрировать русский флот в случае попытки германского флота прорваться на восток.
В 1916т. линия обороны была вынесена к устью Финского залива путем оборудования передовой позиции на линии остров Хийумаа - полуостров Ханко. В 1917 г. предполагалось создать тыловую позицию в районе группы островов Лавансаари, Сейскари, Биеркэ и др.
В группе островов, расположенных в восточной части Финского залива, наиболее выдвинутое из запад положение занимают довольно большой остров Суурсаари (Гогланд), меньший остров Суур-Тютерсаар (Большой Тютерс) и другие мелкие острова. Все эти острова, включу Лавансаари и Сейскари, по договору, заключенному в 1920 г. между Союзом ССР и Финляндией, были демилитаризованы; по в напряженной обстановке, создавшейся осенью 1939 г., не могло существовать уверенности в том, что финны не создадут па этих островах укрепленных маневренных баз для действий легких морских сил и для организации системы противолодочной обороны. Даже при отсутствии укреплений одно лишь наличие финских пунктов наблюдения на этих островах представляло для Краснознаменного Балтийского флота существенную помеху и исключало возможность скрытного передвижения кораблей.
В средней части Балтийского моря расположен большой остров Готланд и к северу от последнего - остров Форэ. В проливе между этими островами, именуемом Форузундом, оборудована весьма важная в стратегическом отношении база шведского военно-морского флота. На юго-запад от Готланда, вдоль шведского побережья, лежит остров Эланд, отделенный от берега узким пропивом Кальмар-Зунд, который является частью укрытого шхерного пути из Стокгольма в главную военно-морскую базу Швеции - Карлскрону. В южной части моря следует отметить датский остров Борнгольм и германский остров Рюген - базу легких и воздушных сил германского флота.
Климат Балтийского моря находится под замочным смягчающим влиянием господствующих западных и юго-западных ветров, приносящих тепло и влагу из Атлантического океана. При наличии этих факторов преобладает большая облачность и довольно часто наблюдаются туманы. Средняя часть моря характерна уверенными температурами воздуха. Во всех районах моря нередко, особенно осенью под впиянием западных циклонов, развиваются продолжительные и сильные штормы. Климат Ботнического залива и восточной части Финского залива приближается к континентальному.
Низкие зимние температуры воздуха способствуют образованию ледового покрова в заливах и в прибрежных зонах самого моря. Граница распространения ледяного покрова, сроки замерзания и вскрытия, а также мощности льда уз года в год подвержены значительным колебаниям. Однако существует общая закономерность, обусловленная вековыми колебаниями климата на всем земном шаре. В холодные периоды, когда зимы бывают особенно суровыми, льдом покрывается более 3/5 всей поверхности моря, и навигация прекращается даже в южной части Балтийского моря. В периоды потепления, когда зимы бывают мягкими и неустойчивыми, причем в течение зимы неоднократно наблюдаются оттепели, в самом Балтийском море почти нигде не образуется льда, а в Финском заливе сплошной неподвижный лед удерживается лишь в его крайней восточной части, тогда как в суровые зимы в феврале-марте, сплошным ледяным покровом.затягивается вся площадь залива.
Как правило, сплошной неподвижный лед раньше всего устанавливается в финляндских шхерах, затем в крайней восточной части Финского залива и, наконец, в северной части Ботнического залива, в Мухувэйне и в гаванях Рижского залива. Дальнейшее распространение сплошного ледяного покрова зависит от температур воздуха и от направления и силы ветра. При прохождении оси циклопа через территорию Финляндии (севернее Финского залива), ледяной покров Финского залива взламывается западными ветрами и уносится в восточную часть залива, где в этих случаях происходит сильное уплотнение и сжатие льда, и плавание военных кораблей становится невозможным даже при наличии мощных ледоколов. При прохожде- Нйи оси циклона южнее Финского залива иногда под действием сильных восточных ветров происходи разрыв сплошного ледяного покрова, и лед уносится в западную часть Финского залива, но в связи с происходящим в этих случаях усилением морозов образовавшиеся широкие полыньи быстро затягиваются молодым льдом. Быстрые и резкие колебания в распространении ледяного покрова, значительные колебания в сроках замерзания и вскрытия и разновременное наступление этих сроков в различных районах театра - все эти факторы оказывают весьма существенное влияние на условия ведения боевых операций на море. В частности, флот, базирующийся на порты Финского, Ботнического или Рижского заливов, не располагает незамерзающими базами и 8 суровые зимы каждое свое продвижение на запад должен обеспечивать мощными ледоколами, продвигаясь за ними малыми скоростями. Флот лишен возможности свободного маневрирования для уклонения от атак авиации и не может использовать тральщики. Несмотря на обеспечение деятельности флота ледоколами, выход в море миноносцев, сторожевых кораблей, подводных лодок должен происходить в чрезвычайно тяжелых для корпусов этих кораблей ледовых условиях. Отход кораблей в свои базы, особенно при получении повреждений в бою может произойти лишь при условии своевременного обеспечения ледоколами.
На некоторых участках Балтийского театра, особенно при обороне баз, в ряде случаев маневренное использование флота во льдах становится невозможным. Артиллерийские корабли могут применяться только в виде стационарных батарей, торпедные корабли могут лишь испопьзовать артиллерию, лишаясь своего главного оружия. Общую оборону баз, поскольку противник может действовать сухопутными войскам^ на льду, - приходится организовывать в особых условиях, переходя к методам действия сухопутных войск.
Наличие ледяного покрова препятствует тралению мин, между тем, постановка мин возможна не только, в полыньях, но в известных случаях и при наличии тонкого льда.
Там, где в результате сильного уплотнения и сжатия льда образуются мощные торосы и подсовы, состоящие из многослойного льда, там, где общая толщина подводной части льдин может достигать нескольких метров, минные заграждения быстро разрежаются, а иногда и полностью уничтожаются дрейфующими льдами. Наиболее благоприятными условиями для взрывания мин или для срывания мин с якорей является сочетание крупной волны с наличием разреженного мощного льда, сталкивающегося на волне с минами малого и среднего углубления. Но и при отсутствии пьда минные заграждения более или менее быстро разрежаются в результате перетирания минрепов на 4 волнении. В наиболее Интенсивной форме разрежение минных заграждений происходит в открытых районах Балтийского моря, доступных для крупной волны. И по времени это явление совпадает с периодом штормов, которые чаше всего, как уже упоминалось, свирепствуют осенью. В эти же штормовые периоды затрудняется боевая деятельность подводных лодок и легких сил и резко ограничивается применение торпедных катеров и авиации.
Боевая деятельность авиации ограничивается не только осенью, в период штормов, но и зимой, когда на Балтийском театре особенно часто наблюдается низкая облачность. Кроме того, действия авиации в течение длительных периодов могут быть ограничены выпадением осадков, общее число дней которых в Балтийском море колеблется от 175 до 200, и в меньшей степени туманами, которые чаше всего наблюдаются весной. Зимой туманы наиболее вероятны в юго-западной части моря и в устье Финского залива. В Финском заливе туманы чаще всего бывают в шхерном районе Ханко-Гельсинки (в среднем 84 дня в году). Характерной особенностью Балтийского театра, оказывающей влияние на действия военно-воздушных сил, является большое различие в продолжительности светлого времени суток, которое в течение года, в Финском заливе, например, колеблется в пределах от 3 до 19 часов.
Возможность обнаружения минных заграждений путем непосредственного, визуального наблюдения с самолетов на Балтийском театре ограничена малой прозрачностью воды, которая только в открытой части Балтийского моря достигает 13 м, а в Финском и Рижском заливах местами не превышает 3 м. В 1917 г. одно из германских минных заграждений, поставленных в Ботническом заливе бпиз Раума, было обнаружено при разведывательном лолоте русского самолета, попытки же немецких летчиков разведать распопожение русских минных заграждений у входа в Ирбенский пропив в 1915 г. оказапись безуспешными. Испытания, производившиеся военно-воздушны- ми силами КБФ в 1938 г. в Копорском запиве и в 1940 г. у подхода к Биеркэ-зунду, привели к противоречивым результатам; в первом случае наблюдения были успешными, а во втором случае при самой разнообразной высоте полета и при хорошей видимости ни одной мины из числа стоявших семидесяти финских мин обнаружено не было.
Прозрачность воды особенно мала в мелководных зонах Балтийского театра, где помимо выноса речных осадков сказывается взмучивание воды действием сильного волнения, распространяющегося по глубине до самого дна моря. Подобные мелководные зоны расположены главным образом в Финском и Рижском залйвах и в Мухувэйне. В непосредственной близости к мелководным зонам расположены сравнительно глубоководные впадины. В Финском и Ботническом заливах встречаются глубины преимущественно от 40 до 100 м, а в Рижском заливе - от 20 до-40 м. Рельеф дна в самом Балтийском море отличается большим разнообразием; наибольшие глубины (до 460 м) обнаружены в Ландсортской впадине, расположенной к югу от Стокгольмских шхер. Глубокие впадины являются предпосылкой для довольно значительных колебании уровня и появления заметных поверхностных течений: и те и другие возникают гпавным образом под влиянием сильных ветров и имеют, следовательно, характер сгонно-нагонных колебаний уровня и дрейфовых течений. Амплитуда колебаний уровня может достигать двух метров, а скорость дрейфовых течений - двух и более узлов. По большей части дрейфовые течения, возникающие под влиянием западных ветров, направляются вдоль сег .верных берегов Финского залива на восток, а вдоль южного берега залива происходит в это время обратный сток воды, на запад. Это явление особенно заметно в районе Биоркэ - Шепелев. Однако законы возникновения и распространения поверхностных течений как в Финском заливе, так и в других районах Балтийского театра еще очень мало изучены, и потому более определенных и точных сведений по этому вопросу дать невозможно. Во всяком случае, известно, что корабли подвергаются заметному сносу лишь в сравнительно мелководных зонах театра, причем направпение сноса в общем совпадает с генеральным направлением береговой линии.
Ладожское озеро имеет протяжение с северо-запада на юго-восток в 120 миль и ширину до 70 миль.
С военно-географической точки зрения Ладожский озерный театр органически связан с Балтийским морем. Карельский перешеек, отделяющий Ладожское озеро от Финского залива, покрыт холмами, сплошными лесными массивами, озерами и болотами и представляет собой сильно пересеченный участок сухопутного театра, чрезвычайно благоприятствующий организации обороны.
Ограниченные возможности использования больших групп мотомеханизированных сил ставят перед армией, наступающей на Карельском перешейке, задачу организации самого тесного взаимодействия с морскими и озерными силами флота. Содействующий наступлению на перешейке армии морской и озерный флот может способствовать успеху действий сухопутных сил высадкой десанта, огневой поддержкой флангам армии и диверсионными операциями кораблей в тыловых районах противника.
Однако практически действия флота сопряжены с большими естественными трудностями продвижения в шхерных участках Койвисто - Виипури и в северной части Ладожского озера. Учитывая это, Финпяндия, укрепляя оборону перешейка, одновременно развертывала оборону на приморском участке и на озерном прибрежном участке. Прибрежная полоса берегов Финляндии и шхеры Ладожского озера защищались 152-мм и 120- мм артиллерией, расположенной на берегу и на островах. Кроме того, шхерный характер финского побережья Ладожского озера способствовал усилению обороны минными преградами, преодоление которых в данном районе должно было встретить большие трудности.
По своему очертанию, а отчасти и по климатическим свойствам северная часть Ладожскою озера (бывшая финская) существенно отличается от южной части озера. Берега северной части озера высокие, скалистые; береговая линия резко изломана, образует глубокие бухты, фиорды и, в общем, носит шхерный характер: глубины почти везде превышают 100 м и в северо-западной части озера достигаю 225-230 м.
Берега южной части озера - низменные, песчаные, местами глинистые и болотистые. Береговая линия изрезана слабо и естественных укрытий не дает, глубины не превышают 30-50 м, а в самой южной части озера уменьшаются до 20-10 м. Особенно мелководна Шлиссельбургская губа, где плавание возможно только по створным фарватерам и при этом для кораблей с углублением не более 3-3,5 м.
В зимний период ледяной покров у побережья достаточно прочен, однако местами под влиянием внутренних подводных источников образуются поймы, покрывающиеся тонким льдом только при суровых морозах. Обычно центральная часть озера замерзает лишь в суровые зимы и на-короткий период. Максимальная толщина льда бывает в марте и достигает 60 см.
Течения Ладожского озера еще недостаточно исследованы. С точностью установлено лишь существование сильного южного течения в Шлиссельбургской губе. Прозрачность воды небольшая и колеблется в пределах от 3,3 до 7 м.
В северной части озера много хорошо укрытых якорных стоянок: в Сердобольском заливе - порт Сортавала, в Яким- варском заливе - Никоновская бухта, Монастырская бухта (на острове Валаам), где глубина не менее 6,5-7,5 м. Главнейшие финские порты на Ладожском озере были Сортавала, Кексгольм и Лахтенпохья.
Ладожское озеро связано с Онежским озером рекой Свирь и с Финским заливом - рекой Невой. Во внутренние территории Финляндии суда с малой осадкой могли проникать довольно глубоко благодаря оборудованной финнами озерно-реч- ной системе, и, в частности, через Сайминскую систему суда могли сообщаться с Финским заливом.
Балтийские морские коммуникации, как уже упоминапось ранее, для большинства прибаптийских стран имеют весьма существенное значение.
После начала Второй мировой войны капиталистические прибалтийские страны были вынуждены сокращать, а частично и терять свои экономические связи с Англией, Францией и другими странами Западной Европы. Основные коммуникации Балтийского моря в этот период шли между Германией, с одной стороны, и Швецией и Финляндией, с другой, а также между Союзом ССР и Германией, и между Швецией и Норвегией. Шведская руда, которая транзитом через Норвегию (Нарвик) ранее в большинстве перевозипась в Германию по Северному морю, также стала доставляться через Балтийское море. Весьма серьезную роль играют морские коммуникации в хозяйственной жизни Финляндии, которая вывозила в больших количествах лес, бумагу и молочные продукты. Отсутствие собственной индустриальной базы угля, нефти и иных ископаемых вынуждало Финляндию импортировать машины, металлы, металлические изделия, уголь, кокс, нефтепродукты, текстильные изделия, хлопок и т. п.
Особое значение приобретали для Финляндии ее морские коммуникации во время войны. Отсутствие стратегического сырья и недостаток военных запасов и вооружения позволяли Финляндии вести войну только при условии поддержки и снабжения ее другими капиталистическими странами. Основной поток грузов мог идти только морскими путями сообщения.
Общая география театра и положение Финляндии, имеющей многочисленные выходы на Ботнический и Финский заливы, благоприятствовали обороне ее морских коммуникаций, которые в период войны можно было перенести в прибрежные шхерные районы. При таком положении транспорты могли совершать переходы одиночным порядком. Оборона коммуникаций обеспечивалась не конвоированием транспортов кораблями и авиацией, а всей системой преград и обороны шхерных районов, вследствие чего были крайне затруднены действия наших кораблей и подводных лодок на шхерных коммуникациях. Транспорты, идущие в шхерах, с моря не видны и сравнительно легко могут быть замаскированы, что усложняет поиск их авиацией. Кроме того, при наличии на островах зенитной артиллерии и при противодействии истребительной авиации поиски одиночных транспортов приводят к большому расходу сил и средств.
Коммуникации Финляндии вдоль финского побережья в Ботническом заливе и коммуникации со стороны Швеции в Балтийском море прикрыты Аландскими шхерами, проход через которые для нападающей стороны сопряжен с рядом навигационных трудностей и с необходимостью бороться со шхерной обороной и форсировать минные и противолодочные преграды и барражи. Помимо этого для непосредственной охраны коммуникаций в Ботническом заливе туда легко могут перебрасываться по шхерным фарватерам корабли финского военно-морского флота.
Иначе складывалась обстановка в отношении обороны коммуникаций Советского Союза к осени 1939 г. Фланкирующее положение шхер по отношению к нашим коммуникациям на Финском заливе облегчало возможность внезапных нападений на них даже мелких соединений противника, которые могли быстро отходить, укрываясь от эскортирующих сил в свои шхерные районы. Противник легко мог использовать в Финском заливе торпедные катера и ставить маневренные минные заграждения, а в некоторых районах наши суда и корабпи могли подвергаться обстрелу дальнобойной береговой артиллерии.
Государства, территории которых выходят на Балтийское море и его заливы, имеют на нем широко развитую систему морских торговых портов, военно-морских баз и аэродромов.
В военно-географических описаниях Балтийского морского театра обычно приводится следующая нарезка районов базирования:
Германия:
1) район Данцигской бухты и Куриш-Гафа
2) район Поммеранской бухты
3) район баз юго-западной части Балтийского моря и остров Рюген.
Швеция:
1) район южной Швеции
2) район средней Швеции
3) район Ботнического залива.
Финляндия:
1) шхерный район восточной части Финского залива
2) шхерный район средней части Финского залива
3) шхерный район западной части Финского залива и Аландских островов
4) район Ботнического залива.
Германия на Балтийском море располагает достаточно развитой системой военно-морских баз, обеспечивающей как рассредоточенное базирование, так и судоремонт боевых кораблей всех классов (за исключением ремонта подводной части крупных линкоров). Основными военно-морскими базами Германии на Балтийском море являются Киль, Штральзунд, Свине- мюнде, Пиллау, Мемель.
Батареи береговой обороны на германском побережье расположены в районе Кильской бухты, на острове Фемари, в Любекской бухте, на острове Рюген, в Свинемюнде, Поммеранской бухте, Пиллау и в других районах. Кроме того, на балтийском побережье расположено свыше 30 крупных и много малых морских и сухопутных аэродромов.
Базы Швеции расположены на ее побережье и островах. Побережье Швеции изобилует множеством портов и погрузочных пунктов, числом до/500, частично могущих быть использованными для нужд военного флота. В опношении базирования побережье Швеции делится на шесть морских округов, центры которых находится в Хернесенде (с крепостью в Хемсе), в Стокгольме (с крепостью в Ваксхольме), в Карлскроне (с крепостью там же), в Висбю (с крепостью в Форэзунде), в Мальме и Гете- борге (с крепостью в Эльфсборге).
В Стокгольме имеются сухие доки для броненосцев береговой обороны и эскадренных миноносцев, а также судостроительные заводы, строящие легкие крейсера, эскадренные миноносцы, подводные лодки. В Карлскроне находятся сухие доки для броненосцев береговой обороны и легких крейсеров, судостроительный завод, выпускающий эскадренные миноносцы и подводные лодки.
В Мальме есть судостроительный завод, строящий броненосцы береговой обороны, в Гетеборге -судостроительный завод, строящий броненосцы береговой обороны и легкие крейсера; там же находятся Сухие доки для броненосцев.
На побережье Швеции достаточно развита сеть морских и сухопутных аэродромов. Основные морские аэродромы расположены в Стокгольме, Кольмаре, Карлскроне, Форэзунде и Гетеборге.
Система баз Финляндии вполне обеспечивает базирование и судоремонт ее военно-морского флота, включая броненосцы береговой обороны. Кроме того, естественные, хорошо укрытые рейды и отдельные плесы шхерных районов благоприятствуют рассредоточенной стоянок большого морского флота в условиях, весьма способствующих организации противолодочной и противовоздушной обороны.
В пределах шхерного района восточной части Финского залива находились три торговых порта Финляндии: Виипури, Хамина, Котка.
Выборгский залив с Виипури и его аванпортом Транзунд мог быть использован для рассредоточенного базирования легких сил, преимущественно сторожевых кораблей, подводных лодок и торпедных катеров. Глубины на входном фарватере в Виипури допускают движение кораблей с осадкой до 6 м, глубины у причалов южной гавани от 3,0 до 6,1 м, в Северной гавани от 2,1 до 4,3 м. В порту были небольшая судоремонтная мастерская и мортонов эллинг для судов водоизмещением до 500 т. Аванпорт Виипури Уурас (Транзунд) доступен для судов с осадкой до 9 м.
На рейд Койвисто, лежащий в проливе Койвистонсаль- ми, могут базироваться линейные корабли.
Порт Хамина к осени 1939 г. был доступен только для малых судов. После реконструкции, начатой еще до войны, он должен стать доступным для легких крейсеров.
Порт Котка, являющийся первым по размерам экспорта финским портом, доступен для легких крейсеров; в его гаванях и на рейдах могут располагаться значительные легкие силы. При условии выполнения гидрографических и тральных работ входными фарватерами и рейдами Котки могут пользоваться крупные военные корабли до линейных кораблей включительно. Подходы к порту Котка прикрываются береговой обороной; к северу от порта находится военно-воздушная сухопутная и озерная база Утти; в самом порту Котка расположен аэродром и имеется мортонов эллинг {400 т).
В западной части Финского залива расположены небольшие торговые порты: Ловиза, Порвоо, Таммисаари (Экенес), крупнейший в стране порт Гепьсинки, порт Ханко и к северу от него Турку. В Порвоо находится судостроительный завод, строящий торпедные катера.
В главном военном и торговом порту Финляндии Гельсинки имеется несколько рейдов, гаваней и аэродромов. Там же есть два сухих дока, вмещающих броненосцы береговой обороны (на Сандвикском заводе) и один док в Суоменлинна, два пло- вучих дока для эскадренных миноносцев и шесть мортоновых эллингов, наибольшие из которых пригодны для судов в 1300 и 1500 т. Гельсинки - второй поспе Турку центр судостроения; гам имеются четыре кораблестроительных завода, строящих подводные лодки, и сторожевые корабли. С. моря порт прикрыт сильной береговой обороной; она опирается на крепость Суоменлинна (бывшая Свеаборгская), расположенную на вынесенных вперед островах, общее расположение которых благоприятствует организации защиты с моря. С воздуха порт защищается сильно развитой системой зенитной обороны, вынесенной в сторону моря, на острова. Имеются 3 морских и 1 сухопутный аэродром. Основные фарватеры, ведущие к Гельсинки, доступны для больших кораблей. На внутренний (Свеаборгский) рейд по время войны 1914-1918 гг. базировалось 8 линейных кораблей, 4 крейсера и группа больших транспортов.
Западнее Гельсинки, между южной оконечностью полуострова Поркалаудд и группой шхерных островов, расположен укрытый Порккалауддский рейд, имеющий глубоководные выходные фарватеры в Финский залив и доступный для стоянки линейных кораблей.
Порт Таммисаари расположен к северо-востоку от рейда Лаппвик и доступен для миноносцев.
Порт Турку, расположенный в глубине Абосских шхер, является главным судостроительным центром Финляндии. Судостроительный завод "Вулкан" Крейтона, расположенный в Турку, строит корпуса броненосцев береговой обороны, подводных лодок и сторожевых кораблей. Имеются сухой док для броненосцев береговой обороны и четыре мортоновых эллинга.
В Або-Алландском архипелаге много глубоководных укрытых шхерных рейдов, на которых можно рассредоточено базировать флот, включающий в свой состав линейные корабли. В торговом порту Маарианхамина (остров Аланд) имеются морской аэродром и мортонов эллинг (на 1000 т).
Базы Финляндии, расположенные на побережье Финского залива, прикрыты с моря чрезвычайно густой сетью шхерных островов, выдающихся в море на расстояние до 15 км. Не только преодоление шхерных рубежей в военное время, но даже, плавание шхерами в мирное время сопряжено с рядом трудностей, требует хорошего знания театра и опыта плавания в шхерах.
Шхерная обстановка делает недоступным наблюдение с моря за базирующимися на шхеры кораблями, благоприятствует обороне портов Финляндии средствами береговой обороны, выносимой на острова, и способствует широкому развитию минной обороны, а также использованию малых военных кораблей.
На Ботническом заливе военных портов Финляндия не имеет, но расположенные там торговые порты раума, Пори, Вааса и другие в военное время приобретают для Финляндии исключительно важное значение.
1. Одной из типичных особенностей Балтийского театра являются его малые пространственные размеры, позвопяющие сухопутной авиации действовать против флота в любых районах театра, что должно было представлять немалые выгоды для финнов, владевших шхерами. (В войне 1939-1940 гг. финны не смогли использовать это преимущество из-за слабости своих ВВС. Но в дни отечественной войны корабли КБФ неоднократно испытали на себе все невыгоды положения, при котором германская авиация могла широко использовать финские шхерные аэродромы).
2. Обладание шхерами давало финнам значительное преимущество как и деле обороны побережья, так и в повседневной боевой деятельности флота. Возможность широкого использования в шхерах береговой артиллерии, оборонительных минных заграждении и прочих средств борьбы, а также благоприятная обстановка для организации противолодочной обороны - все это позволило финнам создать устойчивую оборону побережья при небольшом расходе средств и сил. Выгодное для финнов расположение Аландских шхер и, в частности, узость пролива Южный Кваркен должны были облегчать условия борьбы с подводными лодками КБФ, направляющимися в Ботнический залив для действия на морских коммуникациях финнов.
3. Основные базы Финского флота, расположенные в глубине шхер и, следовательно, укрытые от наблюдения и обстрела с моря, находились за естественными преградами, имея далеко вынесенную вперед береговую оборону, чем значительно облегчалась организация противовоздушной обороны баз и всех шхерных районов. Наконец, финны могли предпринимать из шхер короткие, но внезапные нападения па корабли КБФ, совершавшие переходы заливом, и на советские коммуникации в Финском заливе.
4. Мелководность Балтийского театра способствовала ведению минной воины и организации противолодочной обороны.
Совершенно особые, исключительно не выгодные для КБФ условия ведения минной войны существовали в Финском заливе. Минные заградители, в том числе и быстроходные катерные заградители, базируясь на шхеры, могли незаметно ставить минные банки на наших коммуникациях в любой точке от Кронштадта до устья Финского залива. Для систематического траления путей, по которым должны были проходить наши коммуникации, КБФ должен был располагать большим числом тральщиков, особенно катерных.
5. В суровые зимы, когда замерзают Финский и Ботнический заливы, боевая деятельность кораблей в этих районах почти прекращается. Даже большие корабли ограничены в своем маневрировании и находятся в зависимости от обеспечивающих их действия ледоколов. При этом действия ледоколов и кораблей сопряжены с опасностью атак авиации, когда эффект действия воздушных сил против малоподвижных кораблей увеличивается. Дрейфующие во льдах корабли может наносить на минные поля и банки, относить в зону действия береговых батарей противника, они могут подвергаться сжатию льда и т.п. Создаются особые трудности в использовании оружия. Флот лишается возможности оказывать содействие приморскому флангу армии.
6. Краткий обзор основных военно-географических и гидрометеорологических условий Балтийского морского театра свидетельствует, что эти условия, особенно наличие шхер и расположенных в них многочисленных удобных и укрытых баз, были для финского флота значительно благоприятнее, чем для Краснознаменного Балтийского флота.