- 37 - 2001 / 01 - линейные корабли "Richelieu"
- 38 - 2001 / 02
- "Итальянские модификации на бывших немецких кораблях"
- "Германские миноносцы периода второй мировой войны. 9-я флотилия миноносцев в Средиземном море"
- "Проектирование авианосцев в фашистской Германии во время второй мировой войны"
Часть третья - "Две катастрофы в истории американского флота"
- "Голландия. 1939 - 1945 годы. Потери кораблей и судов в период Второй мировой войны"
- 39 - 2001 / 03
- Грибовский В.Ю. "Российский флот тихого океана. 1898-1905. История создания и гибели"
- "Бот Царя Петра ("Нарвский ботик")"
- "Крейсеры с полетной палубой военно-морских сил Соединенных Штатов"
Часть первая - Немецкие миноносцы в Средиземном море
- 40 - 2001 / 04
- Грибовский В.Ю. "Российский флот тихого океана. 1898-1905. История создания и гибели"
- "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах"
- Спрашивали - Отвечаем
- "Боевые действия Краснознаменного Балтийского флота в Период Советско-Финской войны 1939-1940 годов"
Часть 1 - Глава I Балтийский морской театр
- Глава II Подготовка к войне военно-морских сил Финляндии
- Глава III Подготовка к войне Краснознаменного Балтийского флота
- Глава IV Общая обстановка на Балтийском театре к началу воины
- Грибовский В.Ю. "Российский флот тихого океана. 1898-1905. История создания и гибели"
- Спрашивали - Отвечаем
- "Боевые действия Краснознаменного Балтийского флота в Период Советско-Финской войны 1939-1940 годов"
Часть 2
- Грибовский В.Ю. "Российский флот тихого океана. 1898-1905. История создания и гибели"
- "Русский флот и американская судостроительная фирма Вильяма Крампа. Итоги контактов"
"Варяг" сошел на воду с должными ему почестями" - "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах"
- Спрашивали - Отвечаем
- "Боевые действия Краснознаменного Балтийского флота в Период Советско-Финской войны 1939-1940 годов"
Часть 3
- Грибовский В.Ю. "Российский флот тихого океана. 1898-1905. История создания и гибели"
- Гибель «Indianapolis» Трагедия 45-го года
- Грибовский В.Ю. "Российский флот тихого океана. 1898-1905. История создания и гибели"
- "Югославский военный флот. 1918-1941"
- От редакции
- "Боевые действия Краснознаменного Балтийского флота в Период Советско-Финской войны 1939-1940 годов"
Часть 4
- "Линейный корабль "Agincourt"
- "Крейсеры с полетной палубой военно-морских сил Соединенных Штатов"
Боевые действия Краснознаменного Балтийского флота в период Советско-Финской войны
Часть вторая (Продолжение. Начало в «Бриз» 4-5/2001)
Глава VII Обеспечение Краснознаменным Балтийским флотом операций 7-й армии по разгрому войск прикрытия Белофинов и стратегической разведке «Линии Манергейма». Начало блокады Финляндии.
Задачи Краснознаменного Балтийского флота.
До 5 декабря надводные корабли противника в восточной части Финского залива активности не проявляли. Броненосцы береговой обороны укрывались в шхерах Або-Аландского архипелага, в районе Турку.
Подводные лодки продолжали свою деятельность в Финском заливе, и их видели в районе Шепелевского маяка, о. Суурсаари, Хельсинки, в Або-Аландском архипелаге и у Лиепайи.
Авиация противника не оказывала противодействия нашим операциям.
Шведский флот в открытом море не появлялся. Поэтому наблюдавшие за ним наши четыре подводные лодки 5-6 декабря были отозваны и только на подходах к главной базе шведского флота, к Стокгольму, наблюдение лодками продолжалось до середины декабря.
Легкие силы шведского флота несли дозор и прикрывали минные постановки в шведских территориальных водах Оландского моря.
6 декабря Швеция объявила о выставленном ею минном заграждении в проливе Южный Кваркен, к западу от маяка Меркет. В тот же день Финляндия объявила минированными прибрежные воды Або-Аландского архипелага. В Оландском море шведы организовали световое наблюдение за водной поверхностью посредством мощных береговых прожекторных установок.
Финские канонерские лодки и катера охотники за подводными лодками, а также авиация несли дозор и конвоировали транспорты в Оландском море и в проливе Южный Кваркен, через которые противник усиленно продолжал питать свой сухопутный фронт.
Наша 7-я армия на Карельском перешейке продолжала наступать по всему фронту. Части 123-й стрелковой дивизии, находившиеся на левом фланге этой армии, вели наступление в районе форта Ино.
Краснознаменный Балтийский флот закончил операции по занятию о-вов Суурсаари, Сейскари, Лавенсаари, Пенисаари, Нарви, Суур Тютерсаари и Сомери и приступил к их вооружению и организации на них противовоздушной обороны.
Занятие этих островов расширило операционную зону и облегчило действия нашего флота по приморскому флангу финской армии, а также обеспечило свободный выход наших кораблей в западную часть Финского залива и в Балтийское море.
Эскадра находилась в Главной базе (Кронштадт) в готовности к выходу в море для подавления береговых батарей противника на островах Биэрке и Торсаари.
Дивизион канонерских лодок тоже находился в Кронштадте и ожидал указаний от командования 123-й стрелковой дивизии по огневой поддержке ее фланга в районе форта Ино.
Корабли отряда легких сил стояли в Лиепайе и Таллинне, готовые к действиям на коммуникациях в средней части Балтийского моря.
В Финском заливе, в районе Красногорского рейда, на Сейсарском плесе и на восточном и западном Суурсарских плесах эскадренные миноносцы, сторожевые корабли и тральщики продолжали нести дозоры.
Авиация по-прежнему продолжала принимать участие в противовоздушной обороне в восточной части Финского залива до меридиана 27°.
После окончания операции по занятию островов в восточной части Финского залива авиационная группа Отряда особого назначения была расформирована.
Действия наших подводных лодок на коммуникациях противника велись по призовому праву.
Если учесть, что финны конвоировали свои транспорты военными кораблями и авиацией, а в Оландском море держали корабельные и воздушные дозоры, то станет понятным, что в этих условиях соблюдение норм призового права вообще не представлялось возможным. Этим в значительной мере и объясняется отсутствие случаев потопления финских транспортов в первую неделю войны.
Наша авиация, назначенная для борьбы на коммуникациях противника, была численно слаба и состояла исключительно из самолетов-разведчиков типа «МБР-2».
Назрела необходимость предоставления подводным лодкам и авиации свободу действий и неограниченные права в уничтожении неприятельских транспортов.
8 декабря Советское Правительство объявило «блокированными побережье Финляндии и прилегающие к нему воды от устья реки Торинионоки, на севере Ботнического залива, до меридиана 23°51' восточной долготы на Финском заливе» (В Наркоминделе. «Красный флот» от 10 декабря 1939 г., № 170) и предупредило нейтральные страны об опасности плавания в этой зоне для всех торговых судов, начиная с 9 декабря. Або- Аландский архипелаг не входил в эту зону; в отношении этого архипелага Советское Правительство заявило, что пока «он или его воды не будут прямо или косвенно использованы кем-либо в целях, имеющих отношение к военным операциям» (В Наркоминделе. «Красный флот» от 10 декабря 1939 г., № 170), на него блокада не будет распространяться.
Для приведения в действие решения Советского Правительства Военный совет Краснознаменного Балтийского флота приказал с 12 час. 9 декабря решительно уничтожать в зоне блокады все суда без ограничения наций.
Таким образом, в рассматриваемый этап войны перед Краснознаменным Балтийским флотом стояли две основные задачи: поддержка со стороны Финского залива и Ладожского озера флангов наступавшей 7-й армии и пресечение морских коммуникаций противника.
Успешное наступление Красной Армии вызвало решение Народного Комиссара ВМФ о подготовке дальнейших операций против укрепленных шхерных районов неприятеля. 2 декабря Народный Комиссар приказал Военному совету КБФ перейти к систематическому разрушению финской береговой обороны в районах Биоркэ-Виипури и Котка-Аспэ. Вечером того же дня штаб КБФ приступил к расчету операции по занятию о. Килписаари.
Кроме того, директивой Главного командования 4 декабря было приказано Военному совету КБФ совместно с командованием 7-й армии проработать вопрос о возможности высадки десанта в составе одной дивизии в районе Биэрке и между Ви- ипури и Фридрихсгамном (Хамина).
Поэтому Военный совет КБФ начал подготовку операции по высадке тактического десанта, наметив район высадки у Питкянаси. Чтобы скрыть истинное направление намеченного десанта, а также с целью разведки береговой обороны финнов было решено провести ряд операций, на подходах к Хамина-Котка, в восточной части Финского залива и в западной его части в районе Утэ.
Непосредственная поддержка левого фланга 7-й армии должна была осуществляться артиллерийским огнем канонерских лодок и с кораблей эскадры, а правого фланга - огнем кораблей Ладожской военной флотилии.
Для обеспечения десантной операции и действий канонерских лодок корабли эскадры и бомбардировочная авиация должны были предварительно подавить неприятельские береговые батареи на о. Биэрке, Торсаари, Пуккионсаари, Кирккома- ансаари, Калписаари, на мысе Ристиниеми и в бухте Хумалио- ки. Главным объектом являлась 254-мм батарея, расположенная на о. Биэрке, так как она находилась на приморском фланге финской армии и придавала большую устойчивость «линии Маннергейма» со стороны моря.
Второй основной задачей КБФ являлось прекращение подвоза морем в Финляндию войск, боезапасов, сырья и других видов военного снабжения.
Кроме указанных основных задач, перед Краснознаменным Балтийским флотом стояла еще одна важная задача - уничтожить броненосцы береговой обороны противника, которые могли пройти шхерами в восточную часть Финского залива и помешать действиям наших сил по поддержке фланга наступающей армии.
Так как в это время броненосцы противника находились в шхерах Або-Аландского архипелага, командование КБФ решило уничтожить их силами бомбардировочной авиации.
В заливах Уриалан-лахти и Сатама-лахти, у Питкянаси, намечалась высадка тактического десанта в составе стрелковой дивизии.
С 5 декабря флот приступил к подготовке этой операции, для чего был создан отряд особого назначения №3, командиром которого был назначен капитан 1 ранга Челпанов, военным комиссаром - бригадный комиссар Расскин. Одновременно были организованы штаб и политический отдел отряда.
В распоряжение командира отряда были переданы два батальона из состава особой специальной стрелковой бригады и один батальон из учебного отряда Краснознаменного Балтийского флота, которые предназначались для первого броска десанта.
Учебные корабли, транспорты и высадочные средства десантных отрядов №1 и №2 также были переданы в распоряжение командира отряда №3. Для личного состава транспортов были организованы занятия по связи, сигналопроизводству и затемнению. Одновременно была организована подготовка погрузочных и высадочных средств.
Посадка войск на транспорты намечалась в маневренной базе в Лужской губе, с пристаней, в устье реки Луга и у деревни Ручьи.
Отряд краснофлотцев был сосредоточен в Усть-Луге, где находились транспорты и высадочные средства.
С краснофлотцами велись занятия и упражнения по посадке и высадке с транспортов, с учетом того, что в районе высадки транспорты могут встретить лед и десанту придется производить высадку на лед.
Штаб отряда особого назначения подготовил необходимую документацию и расчеты.
Хотя эта операция и не была осуществлена, но подготовительная работа к высадке десанта в масштабе дивизии дала исключительно ценный опыт.
Вместе с подготовкой десантной операции Краснознаменный Балтийский флот намечал ряд обеспечивающих операций кораблей эскадры и авиации с целью разведки и уничтожения финских береговых батарей Саарения, Торсаари, Пуккио, Ристиниеми, Килписаари, аэрофоторазведки побережья от Биэрке до Котки и ледовой кромки у Биэрке, а также демонстративные операции на подходах к Котке.
Успех намеченных операций против береговых батарей противника зависел от совместных действий кораблей флота и авиации и от хорошо поставленной воздушной разведки. Однако с 4 по 18 декабря прочно установившаяся неблагоприятная погода давала возможность производить только эпизодические вылеты отдельных самолетов и небольших групп.
18 и 19 декабря в связи с наступившим улучшением погоды ВВС получили возможность приступить к выполнению поставленных задач, в то время как для эскадры вследствие наступления ледостава это были последние дни боевых действий. Поэтому совместные действия авиации с эскадрой удалось более или менее успешно осуществить только дважды - 18 и 19 декабря.
Приступая к выполнению задач, командование ВВС столкнулось с некоторыми трудностями. Так, например, точное месторасположение батарей и их характеристика не были известны, и поэтому штаб ВВС был поставлен перед необходимостью немедленно произвести аэрофотосъемку объектов. Но экипажи самолетов «СБ» 57-го бомбардировочного полка, на которые была возложена эта задача, фотосъемкой в мирное время не занимались, и поэтому период ее подготовки и организации длился до 25 декабря, когда были получены первые удовлетворительные снимки. От использования для этих целей лодочных разведчиков типа «МБР-2», специализировавшихся ранее по фотосъемке, принуждены были отказаться, так как они обладали малыми скоростями и несли большие потери от огня зенитной артиллерии противника.
Время не ждало, и эскадра, начиная с 10 декабря, уже действовала по Саарения. Командование ВВС, несмотря на плохую погоду, предприняло попытки визуальной разведки батареи Саарения на бреющем полете истребителями. 14 декабря в 10 часов для этой цели вылетело звено самолетов «И-15», но из- за тумана вынуждено было вернуться на аэродром. Через 3 часа вылетело другое звено «И-15». Пробиваясь на высоте 20- 30 м над водой через туман и облака с изморозью и, несмотря на обледенение самолетов, летчики достигли Биэрке, где были встречены сильным заградительным огнем зенитной артиллерии и пулеметов. Этот полет вследствие низкой облачности, достигавшей над островом Биэрке 10-15 м, не дал желаемых результатов. Поэтому отважные летчики в том же составе через час после посадки вылетели на повторную разведку. Звено самолетов лейтенанта Шувалова, старшего лейтенанта Шкода, ведомое орденоносцем старшем лейтенантом Блиновым, бреющим полетом над водой, в редком тумане настойчиво пробивалось к острову, но, опять достигнув его, с теми же результатами возвратилось на аэродром. Этот смелый полет стоил жизни старшему лейтенанту Шкода, врезавшемуся из-за тумана в землю. Точно также оказалась безуспешной новая попытка разведки Саарения, произведенная звеном истребителей 16 декабря.
Для разведки и штурмовых действий по финской батарее, предполагаемой в районе мыса Кюрениеми (мешавшей своим огнем продвижению левого фланга нашей армии), 12 декабря был произведен вылет девяти самолетов «И-153» к Кюрениеми. До цели они дошли бреющим полетом. В районе мыса облачность была выше, самолеты произвели разведку с высоты 200 м, но батареи не обнаружили. Произведя несколько атак по строениям, они вернулись на аэродром.
Дальнейший опыт показал, что если батарея замаскирована и не ведет огня, обнаружить ее даже натренированному в разведке летчику очень трудно.
Таким образом, первые разведывательные полеты истребителей не дали практических результатов. В ночь на 10 декабря при кратковременном улучшении погоды двум «СБ» и четырем «Р-5» удалось нанести бомбовый удар по батарее Саарения, после чего бомбардировочная авиация снова была обречена на длительное бездействие.
6 декабря вылетели на охрану Главной базы шесть «И-15». Барражируя на высоте 100 м, они были застигнуты внезапно налетевшим густым снегопадом. На посадке, при почти полном отсутствии видимости, было разбито три самолета, и убит находившийся на аэродроме летчик.
9 декабря четыре самолета «Р-5», возвращавшиеся из ночного бомбардировочного полета, над своим аэродромом были застигнуты внезапно спустившимся густым туманом. Это привело к гибели двух потерявших ориентировку самолетов, из которых один пропал без вести, а экипаж второго получил тяжелые ранения.
Эти две аварии заставили командование ВВС заново перестроить всю метеорологическую службу.
6-7 декабря была проведена разведывательная операция о. Килписаари с целью скрытия истинного направления десанта и разведки береговой обороны острова. Килписаари входит в группу островов, лежащих на подходах к порту Хамина. По разведывательным данным на острове находилась финская 152-мм батарея. Кроме того, стало известно, что этот остров перекрывается 254-мм батареей противника, находившейся на о. Кирккомаансаари.
На рассвете 6 декабря отряд в составе лидера «Минск», эскадренных миноносцев «Карл Маркс» и «Володарский» вышел из Кронштадта, имея задачей произвести огневую разведку батареи на о. Килписаари.
Выйдя из битого льда (меридиан маяка Толбухин), отряд поставил параваны и увеличил ход до 16 узлов.
В 12.40, придя в точку развертывания, корабли разошлись по своим огневым позициям. Видимость была около 90 каб.
Эскадренный миноносец «Володарский» зашел с вестовой стороны острова, эскадренный миноносец «Карл Маркс» - с остовой, а лидер «Минск» прикрывал эскадренные миноносцы с зюйда.
Корабли маневрировали на зигзагах. Эскадренные миноносцы подходили к острову на расстояние 40 каб., производя обстрел. Падения снарядов нельзя было наблюдать, так как остров покрыт лесом. Противник огня не открывал. В 13.05 видимость ухудшилась, корабли прекратили обстрел и отошли на рейд Колгания.
7 декабря разведка была повторена. Эскадренные миноносцы подходили к о. Калписаари до 10 каб., не производя обстрела. С острова огонь не открывался. Наступивший густой туман заставил прекратить операцию, и отряд вернулся в Главную базу.
11 декабря части 7-й армии вышли на южный берег реки Лохи-Йоки и, таким образом, вплотную подошли к «линии Маннергейма». Командующий 7-й армией командарм 2 ранга Мерецков с 13 декабря готовил прорыв в направлении Виипури. Естественно, что в связи с этим приближался срок, когда могла потребоваться высадка десанта.
Командование КБФ в целях обеспечения десантной операции, намечало сначала на 12, а потом на 14 декабря совместными силами эскадры и авиации провести операцию по уничтожению береговых батарей противника на островах Биэрке и Торсаари, но плохие метеорологические условия заставили в обоих случаях отменить эту операцию.
14 декабря командование КБФ провело в районе Утэ, в устье Финского залива, разведывательную операцию с демонстративной целью. В ней принимали участие два эскадренных миноносца отряда легких сил - «Грозящий» и «Гневный» - и шесть самолетов «МБР-2» из состава 10-й авиационной бригады. Во время разведки о. Лильхару эскадренные миноносцы были безуспешно обстреляны финской 152-мм двухорудийной батареей. Наши самолеты, проводившие бомбометание по этому острову, были также безуспешно обстреляны зенитной артиллерией и атакованы неприятельскими истребителями типа «Бристоль-Бульдог». В итоге операции была выявлена до того времени неизвестная 152-мм батарея на о. Лильхару и составлены кроки этого острова с нанесением места батареи.
На 15 декабря командование КБФ была назначена разведка подходов к району Питкянаси - Котка.
По разведывательным данным подходы к заливам Уриалан-лахти и Сатама-лахти прикрывались 152-мм батареей противника, расположенной на мысе Ристиниеми, а также 203-мм и 152-мм батареями с о. Пуккио. Подходы к Котке прикрывали 254-мм батарея с о. Кирккомаансаари и 152-мм батарея с о. Ранкки.
Задачей этой операции являлось провести разведку подходов к району Питкянаси, установить наличие мин, протяжение и толщину кромки льда, а также наличие финских батарей на о. Пуккио.
Для маскировки главного направления разведки было намечено провести:
а)бомбардировку батарей Кирккомаансаари и Ринки;
б)обстрел предполагаемой базы канонерских лодок противника Аспэ-Луппи и разведку о. Килписаари.
В операцию на главном направлении были назначены лидер «Минск», эскадренный миноносец «Стерегущий», два базовых тральщика, два каитера-охотника типа «МО» и самолет- корректировщик; на демонстративном направлении - эскадренные миноносцы «Гневный», «Карл Маркс», «Энгельс», два базовых тральщика, два катера-охотника типа «МО» и самолеты- бомбардировщики.
Командиром отряда, действовавшим у Питкянаси, был назначен капитан 2 ранга Нарыков, он же являлся старшим командиром всей операции.
Командиром другого отряда был назначен капитан 3 ранга Святов.
15 декабря в 6 часов отряд в составе лидера «Минск» и эскадренного миноносца «Стерегущий» вышел из Главной базы. За кромкой льда к нему присоединились тральщики «Заряд» и «Гафель», которые были поставлены в голове отряда для несения противолодочной обороны. В 10.10 в точке развертывания, у маяка Нарви, тральщики отделились от отряда и пошли для
траления района на путях предполагаемого движения транспортов с десантом (Минные поля противника стали известны только после войны). В 11.30 к отряду присоединились катера-охотники №142 и №143, вступившие в противолодочное охранение.
В 11.56 отряд лег на боевой курс. О. Пукки был виден хорошо, но батареи видно не было.
Самолет-корректировщик по условиям нелетной погоды в районе аэродрома вылететь не мог.
В 12.00 лидер «Минск» с дистанции 115 каб. открыл огонь по предполагаемому месту расположения батареи, но последняя не отвечала, и лидер прекратил огонь, после чего корабли пошли противолодочным зигзагом.
В 12.19, приблизившись к острову на 110 каб., отряд вновь лег на боевой курс, и лидер дал два залпа. Батарея опять не отвечала.
Маневрируя на зигзаге, отряд снова вышел на дистанцию 110 каб. и в 12.55 лег на прямой курс и открыл огонь. Стреляли оба корабля.
В 13.05 финская батарея на о. Пуккио открыла огонь по лидеру. Первый ее залп лег перелетом, следующие три залпа - недолетом.
Отряд прикрылся дымовой завесой и отошел на зюйд- ост. В 13.06 на катере №143 вышло из строя рулевое управление. Эскадренный миноносец прикрыл этот катер дымовой завесой, а катеру №142 было поручено взять его на буксир.
В 13.25. лидер вновь вышел на боевой курс и с дистанции 115 каб. возобновил огонь по батарее, в районе которой в это время был замечен пожар. Батарея вторично открыла огонь по лидеру, но все ее залпы падали недолетом.
В 13.32 отряд на зигзаге отошел на зюйд. В это время тральщики донесли, что мин не обнаружено, и были отпущены в базу Пейния. Таким образом, район, где после войны было обнаружено минное поле, разведан не был.
Катер №143 исправил повреждение, и вместе с катером №142 занял свое место в строю.
Вскоре отряд прибыл в бухту Лавенсари и стал на якорь.
С наступлением темноты операция была продолжена. В 17.35 отряд снялся с якоря и пошел к маяку Нарви. В 19.10 катера отделились от отряда и пошли на норд, к маяку Малый Сискар в разведку подходов к бухтам, намеченным для высадки десанта. Катера дошли до банки Лазарева и вернулись обратно, не обнаружив противника. Льда в этом районе не было. , В 22.24 операция была закончена, и корабли пошли в свои базы.
В течение операции израсходовано 37 фугасных снарядов лидером «Минск», 46 - эскадренным миноносцем «Стерегущий».
Действия отряда кораблей на демонстративном направлении заключались в следующем.
15 декабря в 03.10 эскадренные миноносцы «Карл Маркс» и «Энгельс» вышли из Кронштадта и в 10.00 пришли в точку рандеву у восточной стороны острова Суурсаари, куда к этому времени подошли эскадренный миноносец «Гневный», тральщики «Фугас» и «Верп», а также два катера-охотника №131 и №133.
В 11.41 отряд развернулся. Тральщики под прикрытием эскадренного миноносца «Гневный» вышли для демонстративного траления Коткинского фарватера, а эскадренный миноносец «Карл Маркс» - для обстрела базы канонерских лодок Аспэ-Луппи. Эскадренный миноносец «Энгельс» с двумя катерами типа «МО» развернулся для обстрела о. Килписаари.
В 12.00 эскадренный миноносец «Карл Маркс» открыл огонь по радиостанции, находившейся у башни Аспэ. Падения залпов были видны хорошо, причем наблюдались попадания в радиостанцию.
В это время «Гневный» обстреливал о-ва Ранки и Кирккомаансаари, а «Энгельс» - о. Килписаари.
В 12.40 по эскадренному миноносцу «Гневный» открыла огонь финская 254-мм батарея с о. Кирккомаансаари и произвела четыре залпа, которые легли перелетом. Эскадренный миноносец закрылся дымовой завесой и вышел из-под обстрела. Батарея перенесла огонь на эскадренный миноносец «Карл Маркс», находившийся в это время в 30 каб. от Аспэ. Батарея стреляла трехорудийными залпами, причем первый залп лег близко за кормой. Эскадренный миноносец дал полный ход и, прикрывшись дымовой завесой, вышел из-под обстрела. Батарея после семи залпов прекратила огонь. Три залпа накрыли эскадренный миноносец, но попаданий не было.
Выходя из-под огня батареи, эскадренный миноносец «Карл Маркс» в 12.56 подсек параваном-охранителем две мины с правого и левого бортов. В это время батарея вторично открыла огонь по эскадренному миноносцу «Гневный», но залпы падали недолетами.
Эскадренный миноносец «Энгельс», обстреливая о. Килписаари, подходил к нему на расстояние 13 каб., однако финских батарей на нем не обнаружил.
В 13.20 тральщики закончили траление, и отряд, собравшись, начал отход в свои базы. Эскадренный миноносец «Гневный» вновь вернулся на линию дозора, с которого он был снят для участия в операции.
В этой операции эскадренные миноносцы израсходовали: «Карл Маркс» - 58 фугасных снарядов, «Энгельс» - 32 и «Гневный» - 20.
Самолеты-бомбардировщики вследствие нелетной погоды в районе аэродромов в операции не участвовали.
В итоге задачи, поставленные обоим отрядам кораблей, были выполнены, и действия их были одобрены Военным советом КБФ.
Одновременно с операцией по разведке Питкяпааси, подводная лодка «М-90» (командир - старший лейтенант Федоренко) производила разведку в шхерах, в районе Котки. Эта разведка также связывалась с предполагаемой десантной операцией у Питкяпааси.
Подводной лодке была поставлена задача - установить в узле фарватеров, у о. Орренгрунд - Каунисаари, движение кораблей противника и при обнаружении уничтожить их, а кроме того, разведать ледовую обстановку в этом районе.
16 декабря в 08.54 в точке 60°13',0 N 26°46',4 Ost, лодка погрузилась на 20 м и, имея ход 2 узла, легла на курс 352°. Через 24 минуты она встретила каменную гряду, попытка перейти которую не удалась. Лодка отошла назад и легла на курс 43°.
Дальнейший путь лодка совершала на глубинах от 5,5 до 20 м, неоднократно ударяясь о камни, подводные скалы и буквально на киле переходя через каменные гряды. Днем 17 декабря лодка вела наблюдение за шхерными фарватерами и о-вами Лонгвиран, Ристисаари и др.
Движения кораблей противника и наличия льда в шхерах лодка не обнаружила. Когда видимость ухудшилась до 15 каб., в 14.00 подводная лодка начала движение к выходу из шхерного района и через четыре часа, всплыв, пошла надводным ходом в базу.
Операция подводной лодки «М-90» показала возможность действия подводных лодок типа «М» в шхерах.
Преодолев упорное двухдневное сопротивление противника у Ино, части левого фланга 123-й стрелковой дивизии, продолжая наступление, заняли к утру 9 декабря рубеж Антерола, Калло, Юккола.
В целях морального воздействия на ближайшие тылы финнов в прибрежной полосе командование КБФ провело 8-9 декабря три коротких обстрела крупнокалиберными батареями береговой обороны различных объектов противника.
Были обстреляны скопления неприятельской живой силы и артиллерии на мысе Сейвестэ, а также в деревнях Иикиля и Муурила. В обстрелах принимала участие 305-мм батарея Южного укрепленного района. Предполагалось проводить обстрелы с корректировкой с воздуха, но самолеты по метеорологическим условиям не могли вылететь.
В результате этих обстрелов в тылах противника возникло несколько пожаров.
9 декабря 123-й стрелковой дивизии потребовалось разрушить мост (цель №639) и обстрелять перекресток дорог (цель №638), по которым шли неприятельские резервы и снабжение.
Дивизион из канонерских лодок - «Сестрорецк», «Кронштадт» и «Красная Горка» _ под командованием капитан-лейте- нанта Лазо вышел из Главной базы в море для обстрела заданных целей.
Погода была пасмурная, видимость - порядка 80 каб.№ температура воздуха - 8 градусов. Море было покрыто тонким льдом до меридиана маяка Толбухин.
В 16.00 дивизион пришел на позицию и с дистанции 60 каб. открыл огонь.
Канонерская лодка «Сестрорецк» обстреливала мост, канонерская лодка «Кронштадт» - перекресток дорог, а канонерская лодка «Красная Горка» прикрывала стрелявшие корабли от легких сил противника с запада. Стрельба по невидимым целям велась на скорости хода в 2 узла.
Наблюдательный пост на фланге армии не был еще организован. При этом был применен способ стрельбы по площади, после предварительной пристрелке по береговой черте. Противодействия со стороны противника не было.
В 17.25 обстрел был прекращен, и канонерские лодки ушли в Кронштадт. Канонерская лодка «Сестрорецк» израсходовала 42 фугасных снаряда, а канонерская лодка «Кронштадт» - 107. Командованием 123-й стрелковой дивизии стрельба канонерских лодок была одобрена.
К исходу дня 9 декабря 123-я стрелковая дивизия вышла на рубеж Бобошино, Пихкала, Кивиконря. При дальнейшем продвижении левый фланг дивизии попадал под обстрел финских береговых батарей Биэркского укрепленного сектора и, в первую очередь, 254-мм батареи Саарения на о. Биэрке. Эта же батарея мешала нашим канонерским лодкам занимать выгодные позиции для действий во фланг армии противника.
На 10 декабря командованием КБФ были назначены совместные действия эскадры и авиации по подавлению береговых батарей Саарения и Торсаари.
Вместе с тем дивизион канонерских лодок с приданным ему эскадренным миноносцем должен был подавить огневые точки противника на мысе Сейвестэ.
Перед этим, 8 декабря, третий дивизион эскадренных миноносцев произвел разведывательное траление района предполагаемого маневрирования эскадры, причем 254-мм батарея Саарения обстреляла его. Эскадренные миноносцы на артиллерийском зигзаге довели траление до конца и вышли из-под обстрела без повреждений.
Батарея обстреливала эскадренные миноносцы до тех пор, пока они не вышли за пределы дистанции 125 каб., в то время как до сих пор дальность огня батареи Саарения считалась равной 110 каб.
Лидер «Минск», обеспечивающий это траление, открыл огонь по батарее и был также обстрелян ею. Под прикрытием дымовой завесы он вышел из-под ее огня. Кроме того, он был безуспешно атакован подводной лодкой противника, поиск которой не удался.
Продолжение следует.