До середины XIX-го века флот Японии, находившийся в искусственной изоляции от всего мира, представлял собой действующий музей примитивных судов, типы которых восходили к древней истории страны и не могли сравниться с высшими достижениями кораблестроения. Только после реставрации власти императора (Микадо) - так называемого «обновления Мейдзи» (1868) - Япония встала на путь реорганизации своих вооруженных сил по европейским образцам.
В 1873 году в стране создаются военное и военно-морское министерства, принимается закон о всеобщей воинской повинности. Первыми учителями - советниками японцев по флоту были будущие британские адмиралы Трэйси и Хопкинс, а позднее французский корабельный инженер Эмиль Бертэн и англичанин капитан 1-го ранга Инглез. Наряду с заказом кораблей за границей - в Англии и Франции - японцы с помощью французских специалистов оборудовали для строительства крейсеров адмиралтейство в Йокосуке. Программой 1889 года предусматривалось строительство двадцати пяти крейсеров и канонерских лодок, а также тридцати миноносцев. Для ее выполнения пришлось выпустить внутренний морской заем в 50 миллионов йен (1). Ограниченные финансовые возможности не позволили завершить программу к 1894 году, когда в боевой состав японского флота входили один малый броненосец и одиннадцать броненосных и бронепалубных крейсеров водоизмещением от 2250 до 4280 тонн. Эти корабли значительно уступали лучшим кораблям европейских флотов в размерах и вооружении. Однако новая японская кораблестроительная программа 1894 года предусматривала строительство двух броненосцев 1-го класса - «наиболее сильного типа», и двух крейсеров - бронепалубного и минного (авизо) (2). Таким образом, Япония приступила к созданию линейного флота на Дальнем Востоке.
18 июля 1894 года внезапным нападением на китайские корабли в районе Корейского порта Асан Япония начала войну с Китаем. В войне 1894-1895 годов японские милитаристы преследовали далеко идущие захватнические цели на Азиатском континенте. Их задачи облегчались низкой боеготовностью вооруженных сил отсталого Китая.
После разгрома китайского флота в сражении при устье реки Ялуцзян японцы штурмом овладели крепостью и военно-морской базой Порт-Артур в южной части Квантунского (Ляодунского) полуострова. Вскоре они взяли и военно-морскую базу Вей-Хай-Вей на Шантунге (Шаньдуне), где 1 февраля сдались остатки разбитого китайского флота (3). Условия мирного договора были тяжелыми для Китая, уступавшего Японии ряд территорий, из которых наиболее важной была часть Квантунского полуострова с Порт-Артуром, образно названным японским Микадо «оборонительной стеной всего государства» (4). Китай выплачивал победителю огромную контрибуцию - в перерасчете около 400 миллионов золотых рублей.
Территориальные захваты японских милитаристов встревожили европейские державы, преследовавшие свои интересы в Китае. 11 апреля 1895 года правительства России, Германии и Франции совместно опротестовали аннексию Квантунского полуострова. При этом Россия, границам которой японская экспансия на континенте представляла непосредственную угрозу, готовилась поддержать дипломатию внушительной демонстрацией вооруженных сил.
Задача такой демонстрации возлагалась на эскадру Тихого океана, усиленную подкреплениями с Балтики и из Средиземного моря. 24 апреля 1895 года главные силы Соединенных эскадр Тихого океана и Средиземного моря под командованием вице-адмирала С.П.Тыртова сосредоточилась на рейде китайского порта Чифу (Яньтай) в 75 милях от Порт- Артура. Младшими флагманами эскадр были контр-адмиралы С.О. Макаров и Е.И.Алексеев. По поручению Тыртова Макаров разработал план подготовки к бою, корабли перекрасили в серо-оливковый «боевой» цвет, приняли меры на случай внезапного нападения. Преимущество Российских морских сил заключались в наличии крупных кораблей - одного эскадренного броненосца и трех броненосных крейсеров, равных которым не было в более многочисленном японском флоте. Это явилось одной из причин успеха демонстрации: Япония отказалась от Квантуна.
Вынужденное оставить часть «законной добычи», японское правительство взяло курс на подготовку войны с Россией, которая явилась основным противником его агрессивных планов на азиатском континенте. В целях этой подготовки намечалось невиданное в истории страны усиление армии и флота. Первая и вторая программы развития Японского флота (1895 и 1896 годов) предусматривали постройку десятков новых кораблей, в том числе четырех первоклассных броненосцев (15000 тонн) и четырех бронепалубных крейсеров (7500 тонн). В 1897 году последние заменили на шесть более мощных броненосных крейсеров водоизмещением по 9600 тонн (5). На выполнение двух программ в течение 10 лет требовалось 246 миллионов йен (6) - около 320 миллионов рублей. Учитывая, что общие военные расходы Японии до 1895 года не превышали 30 миллионов рублей, эта сумма представлялась непосильной для государственного бюджета.
Однако контрибуция с Китая помогла японским милитаристам не только выполнить программы, но и завершить постройку крупных боевых кораблей к 1903 году. Успех японской экспансии на материк определялся мощью военного флота, который мог обеспечить перевозку и снабжение армии. Правильно оценивая роль флота в предстоящей войне, японское правительство в 1895-1904 годах выделяло на его содержание и развитие в среднем около 46 % от ежегодных военных расходов (7). Кроме того, около 26 миллионов рублей из армейского бюджета выделялось в 1896-1902 годах на строительство приморских крепостей. Общие ежегодные расходы на вооруженные силы в 1899 достигли 150 миллионов рублей. Немалую роль в финансировании военных приготовлений Японии сыграл и заем в размере 500 миллионов рублей, предоставленный Соединенными Штатами (8).
Энергичные меры по созданию кораблестроительной базы, предпринятые в Японии, к началу войны еще не обеспечили готовность верфей к строительству кораблей всех классов, а также заводов к выпуску самых мощных орудий.
Предполагалось, что из кораблей программы 1895 -1897 года в Японии будут построены один броненосец, два броненосных крейсера, два крейсера 3-го класса, два минных крейсера, семь истребителей, девятнадцать миноносцев 1-го класса, двадцать семь - 2-го класса и тридцать пять - 3-го классов. Однако неготовность верфей в сочетании со стремлением как можно быстрее завершить программы привели к заказу всех крупных броненосных кораблей за границей (9).
Большое значение имел выбор типов предположенных к постройке кораблей. Еще в 1887 году японцы решили отказаться от орудий Круппа и стали закупать скорострельные 152- мм и 120-мм орудия Армстронга (завод в Эльсвике, Англия), а крупного калибра - только во Франции - системы Кане. Французской системы придерживались в 1887-1890 годах и в кораблестроении (Эмиль Бертэн). В программах 1895-1897 годов был окончательно совершен переход только к английским орудиям системы Армстронга и к английским типам кораблей: все четыре броненосца и четыре броненосных крейсера были заказаны в Англии. В 1904 году в японском флоте приняли на вооружение и орудия фирмы Виккерса (10).
При выборе заданий на проектирование линейных кораблей морской министр Ю.Ита и большинство командиров, следуя идеям Бертэна, высказывались за небольшие броненосцы водоизмещением 8000 тонн. Корабельные инженеры под влиянием англичан и ряд офицеров в морском министерстве настаивали на постройке линейных кораблей наибольшего водоизмещения - до 15 тысяч тонн (11). Убежденным сторонникам последнего мнения был Г.Ямамото, вскоре занявший пост морского министра. Позднее - в конце 1902 года - он утверждал, что только броненосцы самого большого водоизмещения «при настоящем состоянии военно-морской техники, наиболее гарантируют в бою победу, благодаря своему бронированию и силе артиллерии» (12). Оценивая так называемые «облегченные броненосцы» с 254-мм орудиями, бывшие в составе некоторых флотов, в том числе английского и российского, Г.Ямамото указывал, что они не отвечают определенным тактическим заданиям: имеют слабое бронирование и слишком легкие для линейного корабля орудия, а для крейсера - 254-мм пушки слишком тяжелы (13).
Поэтому, если первые два японских броненосца - «Фудзи» и «Ясима» - представляли собой «уменьшенный» вариант английского «Ройал Соверейн», то заказанные в 1897 году три корабля проектировались в Англии в развитие броненосца типа «Маджестик», близкими к «Формидэбл» - новейшему и крупнейшему английскому броненосцу. При этом за счет бытовых помещений на японских кораблях нашли место для двух дополнительных 152-мм орудий. Следующие «Си- кисима», «Хацусе» и «Асахи» проектировались и строились на разных частных заводах («Тэймз Айронворкс», «Армстронг и К» в Эльсвике и «Клайдбэнк»), но по одному заданию, поэтому их можно считать однотипными. Четвертый корабль - «Микаса», созданный на верфи Виккерса в Барроу, несколько отличался от них системой бронирования.
Защита на «Фудзи» и «Ясима», спроектированных инженерами фирмы «Тэймз Айронворкс» Д.Мэкроу и Ф.Уаттсом («Армстронг и К*»), состояла из стальной брони, закаленной по способу Гарвея, и включала броневой пояс по ватерлинии в средней части корпуса (57 % от его длины) толщиной 356-457 мм и шириной 2,4 метра с погружением в воду 1,8 метра, верхний броневой пояс толщиной 102 мм (40 % длины) и шириной 2,4 метра. От продольных выстрелов цитадель внутри этих броневых поясов защищалась 356- и 102-мм траверзами. Броневая палуба поверх нижнего пояса имела толщину 102 мм, а оконечности защищались только броневой палубой со скосами толщиной 64 мм. По краям цитадели размещались два круглых барбета с броней 356 мм, в которых попарно устанавливались 305-мм орудия, защищенные сверху башнеподобными прикрытиями с лобовой броней 152 мм. Четыре орудия среднего калибра (152 мм) размещались в 152-мм броневых казематах на батарейной палубе, а шесть таких же пушек на верхней палубе не имели броневого прикрытия. Общий вес брони составлял около 24 % проектного нормального водоизмещения.
«Ясима» отличался хорошей поворотливостью (14), достигнутой ценой уменьшения прочности кормовой части корпуса. На обоих броненосцах были установлены отжившие свой век огнетрубные котлы, по четыре подводных и одному надводному 457-мм минному аппарату. Заряжание 305-мм орудий могло производиться только при нахождении их параллельно диаметральной плоскости, что отрицательно влияло на скорость стрельбы - время заряжания каждого 305-мм орудия достигало 1,3 минуты. Нормальный запас угля составил 700 тонн, полная вместимость угольных ям - 1100 тонн. При полном запасе угля дальность плавания 10-узловым экономическим ходом достигала 3000 миль. Устройство котельных отделений позволяло создавать там дополнительный подпор воздуха - так называемую искусственную тягу, позволявшую форсировать мощность главных механизмов и обеспечить высокую скорость хода.
Корабли типа «Сикисима» отличались более совершенной защитой, изготовленной из никелевой гарвеевской брони. Они имели полный броневой пояс по ватерлинии толщиной 229 мм в средней части и 102 мм в оконечностях. Ширина пояса равнялась 2,4 метра, с погружением в воду на 1,4 метра. Второй броневой пояс при длине около половины длины корпуса имел толщину 152 мм. В средней части корабля, до нижней кромки главного пояса был доведен скос 102-мм броневой палубы, оканчивающийся в носу и корме 64-мм карапасами. Толщина лобового прикрытия орудий главного калибра в 356-мм барбетах была доведена до 254 мм. Все орудия среднего калибра помещались в отдельных 152-мм казематах на батарейной и верхней палубах. Вес брони достигал 30,4 - 32 % от проектного нормального водоизмещения (15). В отличие от «Фудзи», на этих кораблях орудия главного калибра могли заряжаться при любом положении относительно диаметральной плоскости. Полная емкость угольных ям была доведена до 1550 - 1720 тонн (при нормальном запасе 700 тонн), что позволило довольно сильно увеличить дальность плавания.
На «Микаса» система бронирования предвосхитила новый тип британских броненосцев «Кинг Эдвард VII» (спущен на воду в 1903 году). На нем второй броневой пояс простирался только на 36 % длины корпуса, скосы броневой палубы имели толщину 76 мм. Короче оказалась и 229-мм наиболее толстая часть главного пояса (48 вместо 66 метров). Зато «Микаса» получил третий броневой пояс, доходивший до верхней палубы и защищавший батарею из десяти 152-мм орудий. Общий вес брони его составлял 28,5 % проектного водоизмещения.
Прототипом для броненосных крейсеров 1-го класса японцы выбрали чилийский крейсер «O'Higgins», спроектированный и построенный под руководством инженера фирмы «Армстронг» Ф.Уаттса. В основу заданий были положены усиление бронирования и вооружения по сравнению с прототипом при сохранении умеренных скорости и дальности плавания.
Построенный Ф.Уаттсом в Эльзвике «Асама» фактически представлял собой быстроходный линейный корабль уменьшенных размеров. Главный броневой пояс толщиной 178 мм в середине и 89 мм в оконечностях защищал корпус на всем протяжении по ватерлинии. При ширине 2,1 метра он погружался в воду на 1,5 метра. Второй броневой пояс толщиной 127 мм занимал около 50 % длины корпуса. Броневая палуба, расположенная аналогично «Сикисима», имела толщину 51 мм. Орудия главного калибра устанавливались попарно в башнях, защищенных 152-мм плитами. В каждой башне хранилось по 62 снаряда. Десять из четырнадцати 152-мм орудий защищались 152-мм броней казематов. Боевые рубки, как и на броненосцах, защищались 356-мм броней (16). Вес брони на «Асама» составлял 27,5 % от проектного водоизмещения. Емкость угольных ям при полной загрузке достигала 1400 тонн, при нормальном запасе 600 тонн.
Армстронг построил для Японии однотипные «Асама» и «Токива», а несколько позже - «Идзума» и «Ивате». Еще один, «Адзума», был построен во Франции. Шестой, «Якумо» - в Германии. Последние четыре крейсера отличались от прототипа главным образом внешним видом и более современными водотрубными котлами.
Бронепалубные крейсера-разведчики 2-го класса японское морское министерство также заказало по эльзвикским прототипам. Построенные в США «Титосе» и «Касаги» в основных конструктивных решениях напоминали спроектированный Ф.Уаттсом «Такасаго». Отличительными чертами этих кораблей являлись два мощных орудия главного калибра - 203 мм в палубных установках с 114-мм щитами на полубаке и полуюте в сочетании с тесно расположенной в средней части корпуса 120-мм и 76-мм артиллерией. Вес вооружения и боезапаса составлял от 6,5 до 8,7 % от проектного водоизмещения.
Защита состояла из броневой палубы со скосами толщиной от 45 до 114 мм и боевой рубки с 114 мм плитами. Верхняя палуба «Такасаго» была деревянной, остойчивость крейсера оказалась недостаточной, что вызвало понижение высоты боевых марсов. Скорость его в открытом море не превышала 21 узла (17). Нормальный запас угля составлял всего 350 тонн. Доведение запаса угля до полной емкости угольных ям - 1000-1075 тонн - вызывало значительную перегрузку и ухудшение маневренных элементов. Все три корабля имели устаревшие огнетрубные котлы.
Три крейсера 3-го класса, построенные в Японии - «Цусима», «Ниитака» и «Отава» - представляли собой дальнейшее развитие типа «Сума», спущенного на воду в 1895 году в Йоко- суке. Характерными чертами этих кораблей были сравнительно сильное вооружение при недостаточной скорости хода и низком нормальном запасе топлива. Они явно отставали от оперативно-тактических требований начала ХХ-го века и могли эффективно использоваться только для охранения торговых судов на небольших переходах и в бою со слабыми крейсерами противника.
Из крейсеров, построенных до японо-китайской войны, наиболее примечательным был быстроходный «эльзвикский» «Иосино». Остальные крейсера были тихоходны и обладали низкими мореходными качествами. Тем не менее, японское морское министерство проявило завидную последовательность в подготовке их к боевым действиям - на большинстве кораблей была установлена современная скорострельная артиллерия, проведены необходимые работы по ремонту и модернизации машинно-котельных установок. В результате даже крейсера постройки 80-х годов оказались в состоянии вести активные боевые действия и сыграли важную роль в войне.
Многочисленный минный флот Японии составляли большие минные крейсеры (авизо), истребители миноносцев, миноносцы трех классов, а также переоборудованные из торговых судов минные транспорты.
Минные крейсера, вооруженные скорострельной артиллерией среднего калибра при умеренной скорости хода, применялись японцами как репетичные и посыльные суда при эскадрах. Истребители почти все были построены в Англии по проектам известных фирм «Ярроу» и «Торникрофт», а часть в Японии по чертежам Торникрофта. Их отличало сравнительно сильное вооружение при высокой скорости хода, крайней легкости хода и недостаточной мореходности.
Из миноносцев требованиям времени отвечали корабли последней серии - типа «Касасаги». Спроектированные французскими инженерами.
Для действий вблизи берегов и защиты японских баз определенное значение имели суда береговой обороны (18) - устаревшие, в том числе деревянные крейсеры - и канонерские лодки. Водоизмещение японских канонерских лодок не превышало 700 тонн, лучшие из них были вооружены современными скорострельными орудиями.
В японском флоте числились и несколько трофейных - бывших китайских кораблей, лучшим из которых был броненосец 2-го класса «Тин Эн» водоизмещением 7350 тонн. Японцы вооружили его скорострельными 152-мм и 57-мм пушками, но орудия главного калибра оставались устаревшими: четыре 305- мм системы Круппа с длиной ствола всего 20 калибров.
Оценивая состав японского флота к началу войны, следует отметить, что в целом японцам удалось удачно использовать опыт самой крупной морской державы - Англии. Достижении английской промышленности - кораблестроения и производства корабельного вооружения - фактически определили высокий уровень материальной части японского флота. Непосредственный заказ кораблей и вооружения в Англии позволил японцам избежать трудностей становления собственной промышленности, которые отрицательно сказались бы не только на сроках, но и на качестве оружия и техники. Поэтому флот, построенный по программам 1894-1897 годов надо признать отвечающим лучшим мировым достижениям. Несомненными успехами японского морского министерства следует признать:
- Выбор наиболее крупного и сильного типа броненосного линейного корабля. .
- Выбор и удачную корректуру заданий на броненосные крейсеры, отличающиеся от соответствующих кораблей других флотов мощным артиллерийским вооружением и броневой защитой.
- Модернизация вооружения и машинно-котельных установок старых кораблей, что позволило использовать их наряду с новейшими.
Однако нельзя не отметить и недостатков корабельного состава японского флота. Из шести егс^гшнейных кораблей два - типа «Фудзи», проекты которых были основаны на британских аналогах 1889-1890 годов, к 1904 году уже нельзя было считать вполне современными. Защита корпуса и артиллерии броненосцев типа «Фудзи» не соответствовала средствам поражения начала ХХ-го века. С тактической точки зрения не выдерживала критики и конструкция башен крейсеров типа «Асама», где во вращающейся части выше верхней палубы хранилась почти половина снарядов. Быстроходные крейсера 2- го класса типа «Титосе» имели неудачное сочетание калибров артиллерии и слишком тесное расположение самих орудий. Погоня частных фирм за скоростью хода здесь также отрицательно сказалась на мореходных качествах и прочности корпусов. Пять крейсеров 3-го класса, построенные в Японии в 1895- 1903 годах, уступали в скорости своим современникам - большим броненосным крейсерам, что делало небезопасным их использование для разведки и поддержки миноносцев.
Около половины всех японских бронепалубных крейсеров 1904 года были вообще тихоходны. Истребители в естественной эксплуатации далеко не достигали своих нормальных скоростей, показанных на приемных испытаниях.
Япония не имела собственного подводного кораблестроения, а руководство японского флота до начала войны не озаботилось приобретением подводных лодок. Отсутствие последних, а также некоторых типов специальных кораблей (например, быстроходных минных заградителей) позволяет сделать вывод о том, что флот страны Восходящего солнца далеко не во всех отношениях был на уровне мировых достижений.
Наконец, в 1904 году японский флот практически не имел "резерва на случай длительной войны. В постройке находились два новых броненосца типа «Касима» (16.400 тонн) на английских верфях (Армстронг) со сроком готовности не ранее 1906 года. Один новый броненосный крейсер «Цукуба» строился в Японии и мог быть спущен на воду в 1905 году. Только крейсера 3-го класса «Цусима» и «Отова» достраивались на плаву соответственно в Куре и Йокосуке, и ожидались в строю флота до 1905 года. В Японии также строились три истребителя типа «Харусаме» и лишь готовилась к постройке большая серия истребителей типа «Асаказе». Таким образом, японское морское командование в своих оперативных планах могло рассчитывать только на наличный состав флота к началу 1904 года и серьезное усиление его в ходе войны было маловероятным.
Резервом военного флота Японии отчасти мог считаться торговый флот, бывший предметом особой заботы японского правительства. Еще в 1882 году оно заключило контракт с компанией «Мицубиси» о поставке для военного флота в семидневный срок пароходов общей вместимостью 22 тысячи брт со скоростью не менее 12 узлов. Обязательство компании стимулировалось ежегодной субсидией в 100 тысяч йен. В 1898 году В Японии принимается закон о выдаче премий за отечественное судостроение (19). Результаты не замедлили сказаться: в 1871 году точнаж японского парового флота составлял всего 21 тысячу, к Л году он возрос до 577 тысяч брт, а в 1904-1905 годах под японским флагом плавали 1299 пароходов общим Тоннажем /89,5 тысяч брт. Из них 207 наиболее крупных (всего около 500 тысяч брт) (20) были использованы при ведении боевых действий в качестве вспомогательных крейсеров, транспортов, пл^вмастерских, брандеров и т.п.
Артиллерия японского флота в основном соответствовала английским стандартам, которых придерживалась вооружавшая японские корабли фирма Армстронга. На некоторых более старых кораблях имелись орудия Кане и Круппа, а на новейшем «Микаса» - орудия Виккерса. Орудия последней фирмы обеспечивали наиболее высокую скорость стрельбы.
Масса разрывного заряда в снарядах новой японской артиллерии составляла от 5 до 11 % массы снаряда. Крупнокалиберные фугасные снаряды имели ударную трубку (взрыватель) в головной части, бронебойные - в донной. Снаряжались снаряды японским мелинитом - шимозой - взрывчатым веществом сильного бризантного действия. Стрельба велась бездымным порохом - кордитом. Этот порох, основанный на нитроглицерине, был опасен для своего корабля при длительном хранении и под огнём противника. Взрыватели же японского флота к началу войны были весьма несовершенны: многие снаряды не взрывались, некоторые взрывались в стволе собственных орудий, а трубки бронебойных снарядов не обеспечивали должной задержки подрыва, поэтому снаряды взрывали при ударе о броню, не пробивая ее. Орудия на большинстве кораблей были собственно английского производства, к 1903 году производство орудий калибром от 76 до 234 мм было уже освоено в арсенале в Куре.
Все орудия калибром от 76 мм до 320 мм снабжались оптическими прицелами, а для управления огнем использовались горизонтальные - базовые дальномеры Барра и Струда и приборы передачи команд и расстояний английского производства.
Миноносцы вооружались 356-мм самодвижущимися минами (торпедами), а истребители и большие корабли - последними образцами 457-мм мин Уайтхеда с массой заряда свыше 90 кг. К 1904 году все японские броненосцы и крейсеры получили радиостанции системы Маркони.
Японцам удалось в сжатые сроки решить сложную для изолированной в недавнем прошлом страны проблему комплектования флота кадрами личного состава. В 1889 году во флоте служили 9800 человек, при этом большинство штаб- офицеров длительно учились и стажировались в Англии (обычно в училищах и на судах торгового флота). В 1895 году, после завершения войны с Китаем, личный состав флота достиг 16,5 тысяч человек, в 1900 году - уже 24 тысячи (21), а в начале
1904 года - 37,1 тысяч человек, включая 2100 офицеров (5-е место в мире). После войны 1904-1905 годов, несмотря на потери, флот насчитывал почти 40 тысяч моряков.
Рядовой и унтер-офицерский состав комплектовался как на основе закона о всеобщей воинской повинности (срок службы 4 года), так и добровольцами, служившими 8 лет. Из числа последних, как правило, выходили и кондукторы, которые составляли 2,5 % всего личного состава. Призывной возраст - 21 год, половину ежегодного нового набора составляли военнообязанные рекруты и половину - добровольцы. Обучение мат
роса включало 5-6 месяцев в казармах и школах на берегу и 6 месяцев морской практики. Для матросских званий было установлено пять классов и три класса званий - для унтер-офицеров. Способности и старание рядового состава японского флота обеспечивали успешное освоение им сложной техники. Мобилизационные потребности покрывались обученным запасом (резервом), в котором рекруты состояли 8 лет, а добровольцы 4 года после действительной службы.
Офицерский состав готовился в двух училищах: строевые офицеры - в Морском училище (с 1895 года - на острове Этидзима, вблизи Куре), инженер-механики - ё Морском инженерном в Йокосуке. Первое из них было рассчитано на 400 воспитанников, проходивших строгий отбор (10 кандидатов на место), срок обучения - 3 года с выпусков кандидатов в офицеры (гардемарины, мидшипмены), которые через год плавания производились в первый офицерский чин. выпуск из учи^ лища ежегодно увеличивался со 134 человек в 1897 году до 186 человек в 1902-м. для практики мидшипменов были выделены три крейсера типа «Ицукусима». Во время войны боевые корабли японского флота имели полный комплект как строевых офицеров, так и инженер-механиков, которых в Йокосуке учили 4 года.
Офицеры и инженер-механики совершенствовали подготовку в практических минной, артиллерийской и механической школах, и основанной в 1888 году Морской Академии, где имелись общий военно-морской, специальный военно-морской (артиллерия, мины, штурманское дело) и механический отделы, а также отдел вольнослушателей. Сильной стороной японской академии было наличие общего военно-морского отдела, где в течение одного года изучали тактику, стратегию и историю. Окончание этого отдела было обязательной ступенью подготовки для занятия высших командных должностей.
Производство японских офицеров имело много ступеней. Для обер-офицеров предусматривалось три чина - мичман (22), младший лейтенант, лейтенант с выслугой в каждом чине от 1 до 5 лет. Для штаб-офицеров - капитан-лейтенант, капитан 2-го ранга, капитан 1-го ранга с выслугой в чине по два года. В контр-адмиралы и выше (вице-адмирал, адмирал) производили только по выбору и за отличие. При этом часто выдвигались молодые и способные. Средний возраст кондук- . торов и флагманов в японском флоте по состоянию на январь 1906 года был ниже, чем в английском и составлял 50 лет для контр-адмиралов, 52,1 - для вице-адмиралов, 44,3 - для капитанов 1-го ранга и 38,1 - для капитанов 2-го ранга. В то же время японские мичманы (23,6 года) были старше своих европейских коллег.
Большинство командиров кораблей и адмиралов в 1904 году имело боевой Опыт войн с Китаем в 1894-1895 и в 1900- 1901 годах.
Высшее военно-морское управление Японии реформировалось в 1893, 1897 и в 1900-1901 годах. При этом отдельные элементы его структуры были заимствованы из Германии (23), Франции и России. Принципиальное значение имело проведенное в 1893 году разделение административного и оперативного руководства морским ведомством. Первое было сосредоточено в руках морского министра, второе - в руках начальника морского командующего морского департамента типа Морского Генерального Штаба. По опыту своего флота и маневров 1900 года японцы усилили децентрализацию внутри самого морского ведомства, но сосредоточили главные нити управления в формальном ведении верховного вождя - императора (микадо). Императору непосредственно подчинялись:
- Высший военно-морской совет из заслуженных адмиралов и генералов, выполнявший совещательные и инспекторские функции.
- Военно-морской советник,
- Морское министерство (во главе - морской министр)
- Морской командующий департамент, который иногда назывался Морским Генеральным штабом, и во главе которого стоял начальник штаба, адмирал или вице-адмирал.
- Постоянная эскадра - главные силы флота в мирное время, которой командовал начальник эскадры, вице-адмирал.
- Главные командиры военных портов (Сасебо, Куре, Йокосука, Майдзуру) и командиры «важных» торговых портов.
- Генерал-губернатор острова Формоза.
В действительности начальник Постоянной эскадры и главные командиры портов получали указания от морского министра, а все оперативные вопросы на эскадре и в портах курировал начальник Морского командующего департамента.
В состав собственно морского министерства входили департаменты: военный (уставной), общих дел, личного состава, вооружения, медицинский, хозяйственный и судейский. А также, помимо них, главные управления: кораблестроения, военно-морского образования и гидрографическое.
В начале ХХ-го века и во время русско-японской войны морским министром был вице-адмирал Ямамото, последовательный сторонник наращивания морской мощи Японии. Вице- министром состоял контр-адмирал Сайто, один из самых молодых и энергичных флагманов.
Все корабли японского флота были приписаны к четырем главным военным портам - Сасебо, Йокосука, куре и Майдзуру - и к трем малым портам - Оминато, Такесики (острова Цусима) и Макун (Пескадорские острова). Главные порты к 1904 году защищались сильными приморскими укреплениями. Как военная база они имели следующие производственные возможности (24):
Сасебо - казенное адмиралтейство (3558 рабочих), морской арсенал (693 рабочих), 4 сухих дока, в том числе 2 - для броненосцев.
Йокосука - казенное адмиралтейство (6445 рабочих, строились крейсера и миноносцы), морской арсенал (789 рабочих), 4 сухих дока.
Куре - казенное адмиралтейство (5815 рабочих, строились крейсера и миноносцы), орудийный завод (7513 рабочих), 2 сухих дока, в том числе 1 - для броненосцев.
Майдзуру - казенное адмиралтейство, морской арсенал, 3 сухих дока, в том числе 2 - для больших броненосцев и 1 - для миноносцев.
В Оминато и Такесики имелись небольшие плавучие доки, последний порт представлял собой станцию для миноносцев.
Все военные порты имели склады необходимых запасов и вооружения.
Важное место в системе базирования флота занимали крупные коммерческие порты - Осака, Иокогама, Нагасаки, Хиросима, Кобе, Моджи и другие. Во многих из них имелись част»;oie судостроительные заводы и доки, и в том числе восемь коммерческих доков длиной более 400 футов (около 122 метров) каждый могли принимать броненосцы и крейсеры, еще семнадцать - длиной менее 400 футов - малые крейсеры, канонерские лодки и миноносцы. Таким образом, японский флот опирался на развитую систему базирования и материального обеспечения, расположенную на сравнительно ограниченной территории Японских островов. При этом он сохранял зависимость от импорта орудий крупного калибра (12 дюймов), целого ряда систем, устройств, боевых и технических средств, а главное - крупных кораблей в целом.
Броненосцы, крейсеры и миноносцы в военных портах содержались с сокращенными экипажами, но в высокой степени технической готовности, если при этом не находились в ремонте. Непрерывно состояла в кампании и совершала плавания только особая Постоянная эскадра. Начиная с 1900 года (после прихода в Японию из Англии «Асамы» и «Токивы»), Постоянная эскадра обычно состояла из 1-3 броненосцев 1-го класса, 1-3 броненосных крейсеров и 8-10 крейсеров 2-го и 3- го классов, а также авизо и истребителей. В ее состав периодически включались отряды миноносцев, Командовал эскадрой старший флагман (вице-адмирал), в помощь которому назначали двух контр-адмиралов. Один из последних, как правило, с отрядом учебных крейсеров совершал ежегодное пятимесячное плавание с кандидатами в офицеры (мидшипменами). Еще несколько малых крейсеров и лодок назначались учебными для артиллерийской, минной и машинной школ. Большие корабли эскадры временами заменялись на новые, прибывающие из Англии, и становились в резерв в своих портах.
Обычно через один-два года менялись и флагманы.
Преемственность боевой подготовки Постоянной эскадры и создание в ней школы боевой и морской выучки обеспечивалась оперативным руководством и контролем начальника Командующего департамента. Этот важнейший пост занимал Юко Ито (1843-1914), самурай из клана Сацума, победитель китайцев при Ялу (1894) и Вей-Хай-Вее (1895). Влияние Ито было тем более велико, что, кроме военных заслуг и энергии, за ним оставалось старшинство в японском флоте, практически все командиры и флагманы были его подчиненными в японо-китайскую войну 1894-1895 годов. Помощником Ито был «интеллигентный и способный» контр-адмирал Идзюин. Именно Идзюину в 1902 году было поручено вести из Японии в Англию отряд в составе броненосного крейсера «Асама» (флаг) и крейсера 2-го класса «Такасаго» для участия в военно-морском параде на Спитхедском рейде по случаю коронации Эдуарда VII. На крейсера были назначены наиболее знатные офицеры, «цвет японской молодежи», сменившие менее родовитых самураев. Это был единственный поход ^японцев в Европу в начале ХХ-го столетия. Вообще же японские моряки к 1904 году имели меньшую практику дальних океанских плаваний, чем английские, французские или российские. Пристально следящие за кораблями новоявленной морской державы, европейские наблюдатели отметили, что у берегов Ирландии оба японских крейсера при сильном приливном течении проскочили назначенные им бочки и опасно приблизились к берегу, рискуя серьезной аварией (25). Но в целом плавание прошло благополучно и ноябре 1902 года Идзюин привел отряд обратно в Японию.
Постоянная эскадра совершала походы исключительно между японскими портами, иногда посещая порты Китая, Кореи и России. Стоянки в портах и на рейдах чередовались с .эскадренным маневрированием и межбазовыми переходами. В отработке артиллерийской стрельбы и применения минного оружия японцы, вооруженные английским оружием, следовали и английским принципам. В частности, большое внимание было уделено скорости стрельбы из орудий крупного и среднего калибров. Критерием попадания служило количество попаданий из одного орудия в единицу времени. В то же время, японские моряки, сберегая от расстрела ценные 203-мм и 305-мм пушки, в основном проводили стволиковые стрельбы. При состязательной стрельбе на нескольких кораблях собирались комендоры с других броненосцев и крейсеров и из учебных отрядов.
Дистанции на призовых стрельбах, как и в английском флоте, не превышали 12-15 кбт. Много внимания уделялось ночным минным атакам, которые производились отрядами миноносцев. Перед Японией не стояло проблемы стратегического сосредоточения сил: корабли базировались поблизости, и весь флот мог легко сосредоточиться для совместных действий. Однако ограниченный состав Постоянной эскадры, определяемый финансовыми возможностями, затруднял отработку сложного эскадренного маневрирования.
Другой проблемой стала высокая аварийность, которая была вызвана несоответствием выучки командиров и экипажей качественному и количественному росту флота, а также массовости и интенсивности боевой подготовки и плаваний. Привыкшие к прибрежным плаваниям на примитивных судах, японцы столкнулись со сложностями управления кораблями и техникой в условиях штормовой зимней погоды и совместного маневрирования.
Аварии и гибель судов, имевшие место в истории каждого флота, не обошли японский и в 90-х годах XIX-го века. Так, в 1892 году в штормовом Внутреннем японском море погиб со всей командой новейший 750-тонный минный крейсер (авизо) «Тисима» (26). За несколько лет до этого во время перехода из Франции а Японию погиб только что построенный крейсер «Унеби».
Однако в начале 1900-х годов, в связи со спешкой подготовки тысяч моряков нового флота, аварии стали массовыми.
В 1900 году, 29 июля, разбился на камнях недавно пришедший с завода «Ярроу» истребитель «Ницзи» (345 т). Его незадачливый командир капитан-лейтенант Аракава получил три месяца тюрьмы (27). В том же году сели на камни судно береговой обороны «Кацураги» и истребитель «Оборо», которому потребовался двухмесячный ремонт. В июне 19021 года столкнулись между собой сразу три миноносца, а потом еще два, из которых один - «9» - получил тяжелые повреждения. Почти одновременно минный крейсер «Тихайя» столкнулся с истребителем «Акебоно», на котором три человека умерли от ожогов паром из разорванного главного паропровода.
В апреле 1902 года выбросился на камни корабль береговой обороны «Мусаси». Посланный ему на помощь минный крейсер «Яеяма» вскоре также оказался на ближайших скалах. Спасательные работы на «Мусаси» продолжались два месяца, почти четыре месяца потребовалось для спасения «Яеяма», который осенью был поставлен на капитальный ремонт. Командир крейсера капитан 2-го ранга Кимура и старший инженер-механик Фудзисава были отчислены от должности «за нерадение».
Около месяца спасательных работ с выгрузкой артиллерии и боезапаса потребовалось для снятия истребителя «Си- нономе», севшего на камни 26 мая 1902 года. А в июле того же года столкнулись друг с другом миноносцы «41» и «42». Оба получили тяжелые повреждения.
Через год севернее Симоносеки неопытный командир барон Миси посадил на мель свой 5000-тонный крейсер «Касаги», шедший с плавдоком на буксире. В марте 1903 года серьезные повреждения днища получил и броненосный крейсер «Якумо», налетевший на скалу при выходе из Сасебо.
Это лишь неполный перечень навигационных аварий, ставших известным иностранным военно-морским агентам.
Были и происшествия с оружием. Так, 23 мая 1903 года на броненосце «Тин Эн» во время практической стрельбы произошел выстрел из 305-мм орудия при неполностью закрытом замке. В башню выбросило газы, от воздействия которых погибли трое и ранено шестнадцать человек орудийной прислуги (28).
Однако, несмотря на аварии, японское военно-морское руководство настойчиво готовилось к боевым действиям. В этой подготовке важнейшее место занимали маневры. Большие маневры японского флота проводились всего два раза в 1900 и 1903 годах, но в промежутках между ними разыгрывались частные маневры при одном из главных военных портов. Поскольку этих портов было четыре, а сами маневры планировались на зиму, весну, лето и осень, они получили наименование «четырехвременных». Маневры, как правило, сопровождались призывом резервистов и мобилизацией кораблей, приписанных к назначенному порту. Главным посредником («судьей») на маневрах выступал адмирал Ито.
В начале 1900 года Постоянной эскадрой командовал вице-адмирал Самедзима, который на первых «больших» маневрах и выступил в качестве командующего «нападающей» стороны. Эти маневры состоялись в марте-апреле и завершились императорским смотром. Их первый этап завершился мобилизацией всего наличного состава флота - 5 броненосцев 1-го и 2-го классов, 2 броненосных и 11 бронепалубных крейсеров, 2 минных крейсера, 6 истребителей, а также канонерских лодок, судов береговой обороны и миноносцев. На втором этапе «нападающая» сторона блокировала Хиросиму, а «обороняющаяся» прорвала блокаду. Третий этап завершился эскадренным «сражением» с дневной атакой миноносцев и последующей бомбардировкой береговых укреплений. При этом японские корабли впервые пользовались радиотелеграфом.
На императорский смотр в Кобе были допущены иностранные наблюдатели, размещенные на крейсере «Акаси». Сам микадо поднял штандарт на броненосном крейсере «Асама», на котором впервые в жизни провел ночь в море. В смотре и параде участвовали весь японский флот и два иностранных крейсера - русский «Адмирал Корнилов» и французский «Д'Энтрекасто». Иностранцы обратили внимание на слабую эскадренную выучку японского флота, корабли которого становились на якорь «по способности», избегая общего и эффектного эскадренного маневра, служившего показателем морской подготовки и предметом соревнования при встречах эскадр разных государств в европейских водах.
Во время маневров и смотра японского флота были получены известия об обострении обстановки в Китае, вызванном массовыми выступлениями и военными успехами так называемых «боксеров», боровшихся с влиянием европейских и японских резидентов в Поднебесной Империи. Вмешательством иностранцев в эти сложные события было положено начало большой войны в Китае, в которой приняли участие союзные Германия, Великобритания, Франция, Россия и Япония.
В китайские воды двинулись крупные силы японского флота, во главе которого был поставлен вице-адмирал Того, назначенный в мае 1900 года начальником Постоянной эскадры.
Того Хейхатиро (1848-1934) (29), национальный герой Японии, начал морскую службу в 1868 году на корабле «Касуга», входившем в состав флота клана влиятельно князя Сацу- ма, и успел принять участие в гражданской войне, После этого
он недолго учился в Токио, в том числе три месяца - в Морском училище на корабле «Рюдзе», но в апреле 1871 года, вместе с другими волонтерами, был послан для получения морского образования в Англию. Там он учился в Мореходном училище (частное, гражданское) на корабле «Уорчестер», плавал матросом на торговом судне, изучал математику в Кембридже. В 1878 году Того вернулся в Японию на построенном в Англии полуброненосном корвете «Хиэй» и был произведен в чин лейтенанта. С 1883 года он самостоятельно командовал небольшими военными кораблями, набирался опыта и знакомился с успехами французского флота адмирала Курбэ в войне с Китаем.
Казалось, что карьера Того складывалась не очень блестяще, хотя он в возрасте 40 лет стал капитаном 1-го ранга и вскоре получил должность начальника штаба военного порта в Куре. Известность к будущему «молчаливому адмиралу», как его прозвали современники, пришла в период командования крейсером «Нанива», который Того принял в декабре 1891 года. В 1893-1894 годах , будучи на Гавайских островах, Того проявил незаурядные силу воли и настойчивость в отстаивании японских интересов. Летом 1894 года «Нанива» в составе «Летучей эскадры» японского флота начал боевые действия против китайского флота при Асане и отличился в потоплении парохода «Коушинг». В 1894-1895 годах Того под главным командованием адмирала Ито с успехом действовал в сражении при Ялу, в блокаде и атаках Вей-Хай-Вея. В феврале 1895 года он стал контр-адмиралом и принял под командование «Летучую эскадру» - лучшее соединение японского флота. Под его флагом эскадра приняла участие в захвате острова Формоза (ныне Тайвань), а в марте 1896 года Того был назначен президентом (начальником) Морской академии, которую затем возглавлял почти три года.
На этом важном посту питомец мирного «Уорчестера» значительно усовершенствовал изучение тактики, стратегии и военно-морской истории в курсе военно-морского отдела. При этом было составлено новое расписание флота 1898 года. Преподавателями тактики он назначил молодых капитанов 2- го ранга Симамуру Хайяо и Като Томасабуро - своих ближайших помощников в войне 1904-1905 годов, а в последующем - адмиралов флота Японии. Среди слушателей академии в этот период были будущие адмиралы Окада, Судзуки и герой осады Порт-Артура Хиросе (30). Здесь же, в академии, Того доказал и свои личные способности к самоусовершенствованию. По его распоряжению на японский язык были переведены «Рассуждения по вопросам морской тактики» вице-адмирала С.О. Макарова, напечатанные в 1897 году в «Морском сборнике». Не дожидаясь издания перевода, Того переписал его для себя и «прочтя несколько раз, отметил достоинства и недостатки, а также написал критическую статью, где изменил личную точку зрения по затронутым вопросам» (31). Этот перевод Того возил с собой впоследствии на флагманском броненосце «Микаса» во время войны с Россией.
В январе 1899 года, будучи уже вице-адмиралом, Того получил назначение командиром порта Сасебо, откуда и прибыл на Постоянную эскадру. Во время войны в Китае начальник Постоянной эскадры занимался не только руководством ограниченными боевыми действиями по разгрому китайских повстанцев и присоединившихся к ним регулярных комбатантов, но и изучением будущего противника. В октябре 1901 года, назначенный главным командиром строившегося военного порта Майдзуру, Того сдал Постоянную эскадру вице-адмиралу Цунаде.
При Цунаде эскадра провела несколько «четырехвременных маневров». Между тем строительство Майдзуру заканчивалось, и в начале 1902 года к этому порту были приписаны броненосец 1-го класса «Микаса», броненосный крейсер «Адзума», крейсера «Титосе» и «Тихайя», учебные суда «Конго» и «Хиэй», канонерские лодки «Тинсей» и «Майя», истребитель «Сиракумо» и 11 номерных миноносцев.
Броненосец 1-го класса «Микаса» - последний корабль «большой» программы - прибыл в Японию, в мае 1902 года. За ним, также в мае, пришли истребители «Сиракумо» и «Касу- ми», а чуть позднее «Асасио» - последний из заказанных в Англии. На повестку дня была поставлена окончательная подготовка флота к войне, видную роль в которой сыграл энергичный вице-адмирал Хидака, сменивший в августе 1902 года болезненного Цунаду на посту начальника Постоянной эскадры.
В январе-1903 года Хидака, державший флаг на «Мика- се», провел обычные зимние маневры Постоянной эскадры, завершившиеся форсированием и бомбардировкой прибрежных укреплений и двухсторонним маневрированием. С 16 февраля 1903 года начали кампанию почти все корабли японского флота, которые готовились к большим маневрам (32). На маневры был допущен единственный иностранец - капитан 1-го ранга британского флота Трубридж, что подчеркивало значение англо-японского союза 1902 года.
Маневры начались эскадренными эволюциями и стрельбами. С 18 марта 1903 года был разыгран основной замысел; Восточным силам адмирала Иноуе, расположившимся в районе островов Цусима, предстояло отразить нападение Западных сил адмирала Хидаки, который выдвигал свои эскадры с двух направлений - из Японского моря и «от острова Формоза». Последнее замаскированное задание явно указывало на стремление японцев отработать недопущение соединения главных сил Российского флота из Порт-Артура с Владивостокским крейсерским отрядом - то есть отвечало действительной обстановке возможной войны. Иноуе удалось «разбить» наступавшего противника по частям. 28 марта 1903 года, после разбора маневров адмиралом Ито на борту «Сикисима», состоялся второй императорский смотр в Кобе, на котором присутствовали 70 боевых кораблей. Англию представляли броненосец 1-го класса «Глори» и броненосный крейсер 1-го класса «Бленхейм», Германию - крейсер 2-го класса «Ганза», Россию - крейсер 1-го ранга «Аскольд», Италию - крейсер 2-го класса «Калабрия» и Францию - крейсер 2-го класса «Паскаль».
Иностранцы отметили значительное улучшение эскадренной выучки японского флота, что они относили к заслугам Хидаки. Так, в октябре 1901 года русский военно-морской агент в Японии лейтенант А.И. Русин докладывал в Санкт-Петербург: «Японские адмиралы и командиры еще нуждаются в большой эскадренной практике - по свидетельству английских и французских офицеров, видевших эскадру Того в корейских и китайских водах на эволюциях... Они не производили хорошего впечатления, а наоборот, - например, постановка на якорь в Таку - не эскадренный маневр, а действия отдельных кораблей без общей связи и общего начальника». В марте 1903 года тот же Русин отметил по поводу прихода японских кораблей в Кобе: «Остальной японский отряд с «Чин Иен» («Тин Эн») встал эскадренно на якоре - удовлетворительный легкий маневр. Предыдущие отряды - по 4-6 кораблей стройно маневрировали...»
В июне 1903 года, после частных маневров у Майдзуру, стало известно о том, что состав Постоянной эскадры будет значительно усилен включением в нее всех первоклассных броненосцев и крейсеров. На этом якобы настаивал вице-адмирал Хидака. На самом деле, таким образом начиналась мобилизация японского флота и непосредственная подготовка его к боевым действиям. В июле была введено в действие опробованное на больших весенних маневрах тактическое наставление под названием «Управление корабельными орудиями» (33)..
Наставление, безусловно, носило передовой характер и воплощало все лучшее, что было достигнуто теорией за границеи_(в том числе и идеи адмирала С.О.Макарова), а также собственные достижения японцев в эскадренных эволюциях и в боях с китайцами, где ведущая роль принадлежала адмиралу Ито. Главным оружием флота в наставлении считалась артиллерия, а «употребление мины (торпеды - В.Г.) и тарана должно быть ограничено только исключительными случаями». В эскадренном сражении «суть заключается в том, чтобы всю свою силу (здесь и далее выделено автором) противопоставить только части силы противника с расчетом сконцентрировать на неприятеле наибольший огонь, для чего следует маневрировать таким образом, чтобы свой широкий фронт противопоставить узкому фронту неприятеля». Лучшим же вариантом считалось «... совершенно окружить одно крыло неприятеля».
Наставление предусматривало поотрядное маневрирование флота, при этом состав из шести кораблей считался оптимальным для эффективного маневрирования отряда при применении артиллерии. Именно согласованные действия отрядов должны были привести к охвату или окружению противника и поражению его артиллерией.
В июле 1903 года Постоянная эскадра достигла состава четырех первоклассных броненосцев и 4-5 броненосных крейсеров. Совершив обычный обход портов, Хидака привел ее в Майдзуру, а в начале августа в бухте Аомори была впервые проведена состязательная стрельба между новыми большими кораблями. Приз взял броненосец «Асахи». К 1 сентября эскадра сосредоточилась в Сасебо, а ее начальник уехал-в Токио на заседание Адмиралтейств-совета. Кроме Хидаки, на Этом заседании под председательством вице-адмирала Ямамото собралось все руководство японским флотом: адмирал Ито, главные командиры портов адмирал Иноуе, вице-адмиралы Сибаяма, Самедзима и Того, командир порта на Пескадорских островах вице-адмирал Катаока, помощник Ито вице-адмирал Идзюин, начальники главных управлений и департаментов адмиралы Арина, Сайто, Дева и Мицу.
Такое заседание проводилось каждый год, но сейчас адмиралы ограничились трехдневной работой и разъехались по местам - очевидно, на этом сборе и были решены основные практические вопросы подготовки к войне.
Продолжая держаться в Сасебо, Постоянная эскадра постепенно присоединила все корабли и часто выходила в море, сделав упор на отработку эскадренного маневрирования, которое уже в начале сентября достигло большого совершенства. Истребители и миноносцы были подразделены на отряды по четыре корабля, каждый из которых получил постоянного начальника в чине капитана 2-го ранга или капитан-лейтенанта.
В октябре 1903 года капитан 2-го ранга А.И. Русин докладывал о напряженной боевой подготовке всего японского флота и стремлении держать вооруженные силы в «высшей боевой готовности, возможной в мирное время». «Весь боевой флот был в кампании и занимался боевыми упражнениями». Сосредоточение его в Сасебо было вызвано стремлением оказать политическое давление на Россию, а, в случае войны, обеспечивало прикрытие перевозки войск в Корею, так как одновременно шла и мобилизация армии.
4 октября 1903 года в Токио состоялось важное совещание, на котором адмиралы Ито и Ямамото предложили вице- адмиралу Того возглавить флот в будущей войне. Выбор оказался удачным: европейские внешность и образованность в Того Хейхатиро удачно сочетались с большим морским и жизненным (55 лет) опытом, энергией, волей и выдержкой, которой не хватало большинству японских моряков. В то же время адмирал обладал ценными на Востоке скрытностью, религиозностью и преданностью Микадо, что также способствовало его авторитету среди подчиненных. Того имел боевой опыт и учеников, которых он и назначил на важные посты, поскольку ему было предоставлено право сформировать штаб и произвести некоторые перемены в составе флагманов.
15 октября 1903 года Того сменил Хидаку на посту начальника Постоянной эскадры, подняв флаг на броненосце «Микаса» (по другим данным - вначале на «Сикисима»). С этого времени он лично руководил напряженной боевой подготовкой с боевыми стрельбами, а сама эскадра уже включала почти все новые корабли. В декабре 1903 года Постоянная эскадра была реорганизована в Соединенный флот, состоявший из 1-й и 2-й эскадр, в которые были включены лучшие броненосцы, крейсера, истребители и миноносцы. Отдельную вспомогательную эскадру, 3-ю, поручили вице-адмиралу Катаока Ситиро. Одновременно заканчивались мобилизация и переоборудование судов торгового флота. К началу 1904 года Япония имела полностью мобилизованный флот в высокой степени боевой готовности, которая во многих отношениях находилась на уровне высших мировых достижений.
Набравшую обороты военную машину Японии уже трудно было остановить без огромных материальных издержек, Однако это и не требовалось императорскому правительству: уже существовало решение развязать войну с Россией в начале 1904 года. В противном случае, ожидаемое скорое усиление российской Тихоокеанской эскадры превращало грозный Соединенный флот в дорогую, но бесполезную игрушку, не имевшую шансов на победу.
Продолжение в последующих выпусках сборника