- 37 - 2001 / 01 - линейные корабли "Richelieu"
- 38 - 2001 / 02
- "Итальянские модификации на бывших немецких кораблях"
- "Германские миноносцы периода второй мировой войны. 9-я флотилия миноносцев в Средиземном море"
- "Проектирование авианосцев в фашистской Германии во время второй мировой войны"
Часть третья - "Две катастрофы в истории американского флота"
- "Голландия. 1939 - 1945 годы. Потери кораблей и судов в период Второй мировой войны"
- 39 - 2001 / 03
- Грибовский В.Ю. "Российский флот тихого океана. 1898-1905. История создания и гибели"
- "Бот Царя Петра ("Нарвский ботик")"
- "Крейсеры с полетной палубой военно-морских сил Соединенных Штатов"
Часть первая - Немецкие миноносцы в Средиземном море
- 40 - 2001 / 04
- Грибовский В.Ю. "Российский флот тихого океана. 1898-1905. История создания и гибели"
- "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах"
- Спрашивали - Отвечаем
- "Боевые действия Краснознаменного Балтийского флота в Период Советско-Финской войны 1939-1940 годов"
Часть 1 - Глава I Балтийский морской театр
- Глава II Подготовка к войне военно-морских сил Финляндии
- Глава III Подготовка к войне Краснознаменного Балтийского флота
- Глава IV Общая обстановка на Балтийском театре к началу воины
- Грибовский В.Ю. "Российский флот тихого океана. 1898-1905. История создания и гибели"
- Спрашивали - Отвечаем
- "Боевые действия Краснознаменного Балтийского флота в Период Советско-Финской войны 1939-1940 годов"
Часть 2
- Грибовский В.Ю. "Российский флот тихого океана. 1898-1905. История создания и гибели"
- "Русский флот и американская судостроительная фирма Вильяма Крампа. Итоги контактов"
"Варяг" сошел на воду с должными ему почестями" - "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах"
- Спрашивали - Отвечаем
- "Боевые действия Краснознаменного Балтийского флота в Период Советско-Финской войны 1939-1940 годов"
Часть 3
- Грибовский В.Ю. "Российский флот тихого океана. 1898-1905. История создания и гибели"
- Гибель «Indianapolis» Трагедия 45-го года
- Грибовский В.Ю. "Российский флот тихого океана. 1898-1905. История создания и гибели"
- "Югославский военный флот. 1918-1941"
- От редакции
- "Боевые действия Краснознаменного Балтийского флота в Период Советско-Финской войны 1939-1940 годов"
Часть 4
- "Линейный корабль "Agincourt"
- "Крейсеры с полетной палубой военно-морских сил Соединенных Штатов"
Спрашивали - Отвечаем.
Продолжение. Начало в выпуске «Бриз» - 41 (№ 5 / 2001)
Эскадренные миноносцы в Британском флоте в первую мировую войну
строились в две серии - 12 единиц по проекту Адмиралтейства (тип «ADMIRALTY DESIGN BOATS») и 8 единиц по проектам фирм-строителей (тип «SPECIAL BOATS»).
Эсминцы строились по общим техническим заданиям разными верфями, при этом эсминцы «Special boats» проектировались верфями-строителями, a «Admiralty Design Boats» строились по проекту Адмиралтейства. Эсминцы предполагалось назвать именами, начинающимися с «К» (см. табл.), но в 30.09.1913 все они были переименованы. Корабли имели по три дымовые трубы (за исключением двухтрубного «Ardent»), из которых крайние были более узкими. Передняя труба сделана более высокой, чтобы не задымлялся мостик. По этой же причине промежуток между носовой трубой и мостиком на более поздних кораблях «Special boats» был увеличен по сравнению с адмиралтейским типом. Помимо этого имелись и другие отличия, в частности, в размещении среднего 4" орудия и прожекторной платформы. На эсминцах «Admiralty Design Boats» прожекторная платформа размещалась сразу позади третьей трубы, в то время как на эсминцах «Special boats» платформа находилась позади торпедного аппарата, перед грот-мачтой. Во время войны на части эсминцев вместо прожекторов были установлены зенитные пушки. «Garland» имел широкую корму со скатом к воде, в отличие от остальных с обычной для британских эсминцев кормой. Предполагалось, что «Hardy» получит специальную дизельную установку для крейсерского хода. Известно, что ее разработка была завершена, но сведений об установке на эсминце не имеется. Ко времени начала войны все имели по две мачты, высокую переднюю и короткую в корме. Особенной чертой эсминцев типа «К» было размещение торпедного аппарата между второй и третьей трубами, что на британских трехтрубных эсминцах никогда не практиковалось. Второй торпедный аппарат размещался позади третьей трубы. Все эсминцы имели одинаковое вооружение. Во время войны на части эсминцев добавлено 1-4" зен. орудие и почти на всех по 1-2-фун.зен. автомату «Рот-Рот» и 1 пул.
935-996 ts (см. табл.)
79,25(пп) 81,53(нб.) х 8,23 х 2,9(ср.) м
ПТ 24.500 SHP =30,0 уз.
Вооружение:
3-4" (25-фун.) орудия;
2x1-21" ТТ.
Среднее 4" орудие размещалось между грот-мачтой и кормовым аппаратом.
1914 | 9/15 | 1/18 | Имя корабля | С 30.09.1913 | Cn. на воду Фирма-стр. | Водоизмещение Судьба | ||
Н.59 | Н.00 | «King» | «Acasta» | 10.09.1912 | John Brown | 996 ts | Продан н/с 9.05.1921 Ward, Hayle. | |
Н.46 | Н.01 | «Knight» | «Achates» | 14.11.1912 | John Brown | 982 ts | Продан н/с 9.05.1921 Ward, Rainham. | |
Н.62 | Н.05 | «Keith» | «Ambuscade» | 25.01.1913 | John Brown | 935 ts | Продан н/с 6.09.1921 Peterson & Albeck, в Дании. | |
Н.51 | Н.25 | «Kite» | «Christopher» | 29.08.1912 | Hawthorn Leslie | 938 ts | Продан н/с 9.05.1921 Ward. Перепродан в окт. 1923 King, Garston. | |
Н.73 | Н.26 | «Kingfisher» | «Cockatrice» | 08.11.1912 | Hawthorn Leslie | 951 ts | Продан н/с 9.05.1921 Ward, Hayle. | |
Н.63 | Н.28 | (с 1917) | «Kittiwake» | «Contest» | 07.01.1913 | Hawthorn Leslie | 951 ts | Потоплен 18.09.1917 герм. ПЛ в Канале. |
Н.71 | «Koodoo» | «Lynx» | 20.03.1913 | H.& Wolff (Govan) | 936 ts | Погиб на мине 9.08.1915 в Moray Firth. | ||
Н.13 | Н.40 | Н.79 | «Keitloa» | «Midge» | 22.05.1913 | H.& Wolff (Govan) | 936 ts | Продан н/с 5.11.1921 Granton S.Bkg.Co. |
Н.31 | Н.93 | «Killer» | «Owl» | 07.07.1913 | H.& Wolff (Govan) | 936 ts | Продан н/с 5.11.1921 Granton S.Bkg.Co. | |
Н.04 | «Kestrel» | «Shark». | 30.07.1912 | Swan Hunter | 935 ts | Потоплен 31.05.1916 в Ютландском бою. | ||
Н.61 | «Kingsmill» | «Sparrowhawk» | 12.10.1912 | Swan Hunter | 935 ts | Потоплен 1.06.1916 в Ютландском бою. | ||
Н.41 | Н.1 А | «Keppel» | «Spitfire» | 23.12.1912 | Swan Hunter | 935 ts | Продан н/с 9.05.1921 Ward, Hayle. |
898-1000 ts (см.табл.)
78,33(пп) 80,77(нб.) х 8,1 х 2,9 - 3,2(ср.) м («Garland» как «Admiralty D.B.»)
ПТ 22.500 SHP =30,0 уз.
Вооружение:
3-4" (25-фун.) орудия;
2x1-21" ТТ.
Среднее 4" орудие установлено позади третьей трубы, перед торпедным аппаратом.
1914 9/15 | 1/18 | Имя корабля | С 30.09.1913 | Cn. на воду Фирма-стр. | Водоизмещение Судьба | ||
Н.78 | «Kenric» | «Ardent» | 08.09.1913 | Denny | Потоплен 1.06.1916 в Ютландском бою. | ||
Н.ЗО | «Kismet» | «Fortune» | 17.03.1913 | Fairfield | Потоплен 31.05.1916 в Ютландском бою. | ||
Н.32 | Н.36 | «Kenwulf» | «Garland» | 23.04.1913 | Cammell Laird | 984 ts | Продан н/с 6.09.1921 Peterson & Albeck, в Дании. |
Н.67 | Н.39 | «Kelpie» | «Hardy» | 10.10.1912 | Thornycroft | 898 ts | Продан н/с 9.05.1921 "Ward, Briton Ferry. |
Н.26 | «Katrine» | «Paragon» | 21.02.1913 | Thornycroft | 934 ts | Потоплен 18.03.1917 торпедой немецкого миноносца в Дуврском проливе. | |
Н.27 | Н.95 | «Kennington» | «Porpoise» = | 21.07.1913 | Thornycroft | 934 ts | Продан 23.02.1920 Thornycroft для реали зации в Бразилию. Списан в 1945. |
(= «Alexandrino Dealenca», позже «Maranhao») | |||||||
Н.68 | Н.5А | «Kinsale» | «Unity» | 18.09.1913 | Thornycroft | 954 ts | Продан н/с 25.10.1922 Rees, Llanelly. |
Н.36 | Н.6А | «Kingston» | «Victor» | 28.11.1913 | Thornycroft | 954 ts | Продан н/с 20.01.1923 King, Garston. |
Примечания:
Заказ на «Garland» получила верфь фирмы «Parsons», но корпус по суб-подряду строила верфь «Cammell Laird».
Все эсминцы в 1914-1916 образовывали 4-ю флотилию эсминцев Гранд-Флита. Затем они входили в состав 4-й и 6-й флотилий эсминцев с базированием на Портсмут, Девонпорт и Дувр.
Эсминцы строились по проекту Адмиралтейства разными верфями.
Первоначально корабли предполагалось назвать другими именами, но 30.09.1913 все они были переименованы. К этому времени 7 эсминцев уже были начаты постройкой.
Эсминцы «Lochinvar» и «Lassoo» военной программы были также переименованы, но в .02.1915.
Первые шесть кораблей имели по две высокие дымовые трубы, из которых кормовая была более узкой, а остальные по три трубы (средняя широкая); причем важно отметить, что размещение двух кормовых труб на них соответствовало трубам эсминцев первой серии.
Других достаточно заметных отличий в силуэте не было.
На эсминцах первой серии среднее 4" орудие размещалось между дымовыми трубами, второй серии - между кормовыми трубами.
Ко времени начала войны все имели по две мачты, высокую переднюю и короткую в корме. Оба торпедных аппарата размещались в корме между задней дымовой трубой и грот-мачтой.
965-994 ts (см.табл.)
79,25(пп) 81,99(нб.) х 8,46 х 3,2(ср.) м.
ПТ 24.500 SHP =29,0 уз.
Вооружение:
3-4" (25-фун.) орудия;
4 (2х2)-21" ТТ.
Во время войны добавлено по 1-2-фун. зен. автомату «Рот-Рот» и 1 пул.
1914 | 1/18 | 1/18 | Имя корабля | С 30.09.1913 | Сп. на воду | Фирма-стр. | Водоизмещение | Судьба |
Н.54 | Н.47 | «Hotspur» | «Landrail» | 07.02.1914 | Yarrow | 983 ts | Продан н/с 1.12.1921 Stanlee. | |
Н.34 | Н.49 | «Houghty» | «Lark» | 26.05.1913 | Yarrow | 968 ts | Продан н/с 20.01.1923 Hayes, Porthcawl. |
1914 | 1/18 | 1/18 | Имя корабля | С 30.09.1913 | Сл. на воду | Фирма-стр. | Водоизмещение | Судьба |
Н.91 | Н.51 | «Redgauntlet» | «Laurel» | 06.05.1913 | White | 965 ts | Продан н/с 1.11.1921 Freyer, Sunderland. | |
Н.53 | Н.53 | «Не reward» | «Laverock» | 19.11.1913 | Yarrow | 994 ts | Продан н/с 9.05.1921 Ward, Grays. | |
Н.81 | Н.57 | «Rosalind» | «Liberty» | 15.09.1913 | White | 975 ts | Продан н/с 5.11.1921 Granton S.Bkg.Co. | |
Н.43 | Н.59 | «Havock» | «Linnet» | 16.08.1913 | Yarrow | 970 ts | Продан н/с 4.11.1921 Rees, Llanelly. |
982-1072 ts (см.табл.)
79,25(пп) 81,99(нб.) х 8,46 х 3,2(ср.) м.
ПТ 24.500 SHP =29,0 уз. («Leonidas» и «Lucifer» 22.500 SHP).
Вооружение:
3-4" (25-фун.) орудия;
4 (2х2)-21" ТТ.
Во время войны добавлено по 1-2-фун.зен.автомату «Pom-Pom» и 1 пул.
1914 | 1/18 | 9/18 | Имя корабля | С 30.09.1913 | Сп. на воду Фирма-стр. | Водоизмещение | Судьба | |
H.94 | H.45 | «Sarpedon» | «Laertes» | 06.06.1913 | Swan Hunter | 982 ts | Продан н/с 1.12.1921 Stanlee. | |
H.03 | «Florizel» | «Laforey» | 22.08.1913 | Fairfield | 1003 ts | Погиб на англ.мине 25.03.1917 в Канале. | ||
H.23 | H.46 | «Daring» | «Lance» | 25.02.1914 | Thornycroft | 997 ts | Продан н/с 5.11.1921 Granton S.Bkg.Co. | |
H.06 | Н.53 | «Ivanhoe» | «Lawford» | 30.10.1913 | Fairfield | 1003 ts | Продан н/с 24.08.1922 Hayes, Porthcawl. | |
H.79 | Н.54 | F.94 | «Viola» | «Legion» | 03.02.1914 | Denny | 1072 ts | Продан н/с 9.05.1921 Ward, New Holland. |
H.95 | Н.55 | «Portia» | «Lennox» | 17.03.1914 | Beardmore | 996 ts | Продан н/с 26.10.1921 Barking S.Bkg.Co. | |
H.20 | Н.56 | «Rob Roy» | «Leonidas» | 30.10.1913 | Palmer | 987 ts | Продан н/с 9.05.1921 Ward, Hayle. | |
H.99 | Н.61 | «Picton» | «Llewellyn» | 30.10.1913 | Beardmore | 996 ts | Продан н/с 10.03.1922 J.Smith. | |
H.24 | Н.62 | «Dragon» | «Lookout» | 27.04.1914 | Thornycroft | 1002 ts | Продан н/с 24.08.1922 Hayes, Porthcawl. | |
H.07 | «Talisman» | «Louis» | 30.12.1913 | Fairfield | 1003 ts | Разбился на камнях 31.10.1915 в Suvla Bay. | ||
H.80 | Н.63 | «Orlando» | « Loya I» | 10.11.1913 | Denny | 995 ts | Продан н/с 24.11.1921 Hayes, Porthcawl. | |
H.22 | Н.64 | «Rocket» | «Lucifer» | 29.12.1913 | Palmer | 987 ts | Продан н/с 1.12.1921 Stanlee. | |
H.08 | Н.66 | «Waverley» | «Lydiard» | 26.02.1914 | Fairfield | 1003 ts | Продан н/с 5.11.1921 Granton S.Bkg.Co. | |
H.93 | Н.68 | «Ulysses» | «Lysander» | 18.08.1913 | Swan Hunter | 976 ts | Продан н/с 9.06.1922 Cashmore. |
Еще два эсминца были построены по военной программе.
9/15 | 1916 | 1/18 | Имя корабля | С ...02.1915 | Сл. на воду | Фирма-стр. | Водоизмещение | Судьба |
G.01 | F.41 | «Magic» | «Lassoo» | 24.08.1915 | Beardmore | 1010 ts | Погиб на мине 13.8.1916 в Северном море. | |
G.06 | F.42 | F.52 | «Malice» | «Loch invar» | 09.10.1915 | Beardmore | 1010 ts | Продан н/с 25.11.1921 Hayes, Porthcawl. |
Примечания:
Все эсминцы в 1914-1917 воевали в составе гарвичскиэссил, а в дальнейшем базировались на Девонпорт и Портсмут.
«Laforey», «Lawford», «Louis» и «Lydiard» в 1915-1916 служили в Средиземном море.
В 1917 «Lawford» и «Legion» были переоборудованы в минные заградители, причем на корме разместили специальные щиты с нарисованной пушкой (кормовая пушка была удалена), за которыми при необходимости скрывались мины.
Эсминцы строились по общим техническим заданиям разными верфями.
Внешне корабли имели схожий силуэт и между собой отличались только количеством и размещением дымовых труб.
Эсминцы фирмы «Hawthorn Leslie» имели по четыре дымовые трубы, расставленные попарно.
Постройки фирмы «Thornycroft» имели по три расставленные на одинаковом расстоянии трубы, из которых средняя была заметно шире.
Эсминцы фирмы «Yarrow» имели только по две трубы, из них носовая была очень широкой.
Остальные имели по три трубы, из которых две передних стояли чуть ближе, чем задняя труба.
На всех эсминцах среднее орудие размещалось между трубами, но, соответственно количеству труб по разному.
Торпедные аппараты на всех эсминцах помещались позади дымовых труб, причем между аппаратами была устроена возвышенная прожекторная площадка.
За торпедными аппаратами находилась небольшая надстройка с низкой грот-мачтой. Во время войны на всех эсминцах был добавлен 1 пулемет.
Постройки фирмы «Hawthorn Leslie»
1053-1057 ts
80,77(пп) 82,60(нб.) х 8,23 х 3,2(ср.) м.
ПТ 27.000 SHP =35,0 уз.
Вооружение:
3-4" (25-фун.) орудия;
1-2-фун.пушка;
4 (2х2)-21" ТТ.
Среднее 4" орудие размещалось между парами дымовых труб.
1914 | 1/18 | 9/18 | Имя корабля | С/7, на воду | Фирма-стр. | Водоизмещение | Судьба |
Н.1 А | Н.70 | D.37 | «Mansfield» | 03.12.1914 | Hawthorn Leslie | 1057 ts | Продан н/с 26.10.1921 Barking S.Bkg.Co. |
Н.6А | Н.77 | D.54 | «Mentor» | 21.08.1914 | Hawthorn Leslie | 1053 ts | Продан н/с 9.05.1921 Ward, Hayle. |
Постройки фирмы «Thornycroft»
985-1070 ts
80,77(пп) 82,60(нб.) х 8,38 х 3,05(ср.) м.
ПТ 26.500 SHP =35,0 уз.
Вооружение:
3-4" (25-фун.) орудия;
1-2-фун.пушка;
4 (2х2)-21" ТТ.
Среднее 4" орудие размещалось между второй и третьей трубами.
1914 | 1/18 | 9/18 | Имя | Заложен | Сл.на воду | Готов | Фирма-стр. | Водоизмещение | Судьба |
Н.ЗА | Н.72 | D.66 | «Mastiff» | .07.1913 | 05.09.1914 | .11.1914 | Thornycroft | 985 ts | Продан н/с 9.05.1921 Ward, Briton Ferry. |
Н.7А | Н.78 | D.84 | «Meteor» | .05.1913 | 24.07.1914 | .09.1914 | Thornycroft | 1070 ts | Продан н/с 9.05.1921 Ward, Milford Haven. |
Постройки фирмы «Yarrow»
879-898 ts
79,25(пп) 82,30(нб.) х 7,77 х 2,90(ср.) м.
ПТ 23.000 SHP =35,0 уз.
Вооружение:
3-4" (25-фун.) орудия;
1-2-фун.пушка;
4 (2х2)-21" ТТ.
Среднее 4" орудие размещалось между дымовыми трубами.
1914 | 1/18 | 9/18 | Имя | Заложен | Сп.на воду | Готов | Фирма-стр. | Судьбa |
Н.0А | H.69 | D.20 | «Manly» | .10.1912 | 12.10.1914 | .11.1914 | Yarrow | Продан н/с 26.10.1921 Barking S.Bkg.Co. |
H.9A | H.81 | «Minos» | .10.1912 | 06.08.1914 | .10.1914 | Yarrow | Продан н/с 31.08.1920 Ward, Hayle. | |
Н.А0 | H.83 | D.24 | «Miranda» | .10.1912 | 27.05.1914 | .08.1914 | Yarrow | Продан н/с 26.10.1921 Barking S.Bkg.Co. |
Постройки других фирм
1010 ts
80,77(пп) 82,90(нб.) х 8,08 х 2,59(ср.) м. ПТ 25.000 SHP =34,0 уз.
Вооружение:
3-4" (25-фун.) орудия;
1-2-фун.пушка;
4 (2х2)-21" ТТ.
Среднее 4" орудие размещалось между дымовыми трубами.
1914 | 1/18 | 9/18 | Имя | Заложен | Сп.на воду | Готов | Фирма-стр. | Судьба |
Н.4А | Н.73 | D.47 | «Matchless» | .11.1913 | 05.10.1914 | .12.1914 | Swan Hunter | Продан н/с 26.10.1921 Barking S.Bkg.Co. |
1914 | 1/18 | 9/18 | Имя | Заложен | Сп.на воду | Готов | Фирма-стр. | Судьба |
Н.8А | Н.80 | D.12 | «Milne» | .1914 | 05.10.1914 | .12.1914 | John Brown | Продан н/с 22.9.1921 Cohen, разобр.в Герм. |
Н.А2 | Н.84 | D.27 | «Moorsom» | .1914 | 20.12.1914 | .02.1915 | John Brown | Продан н/с 8.11.1921 Slough Т.С., разобр.в Герм. |
Н.АЗ | Н.85 | D.35 | «Morris» | .1914 | 19.11.1914 | .12.1914 | John Brown | Продан н/с 8.11.1921 Slough Т.С., разобр.в Герм. |
Н.А4 | Н.86 | D.33 | «Murray» | 06.08.1914 | 06.08.1914 | .12.1914 | Palmer | Продан н/с 9.05.1921 Ward, Briton Ferry. |
Н.А5 | Н.87 | D.41 | «Myngs» | 24.09.1914 | 24.09.1914 | .02.1915 | Palmer | Продан н/с 9.05.1921 Ward, Rainham. |
Примечания:
Строительство еще трех эсминцев «Marksman», «Menace» и «Monitor» было отменено, а выделенные для них средства использованы для постройки двух лидеров типа «Marksman».
Все эсминцы в 1914-1917 служили в составе Гарвичских сил, за исключением «Mastiff», который в эти годы использовался как лидер 11-й флотилии подводных лодок.
В 1916-1917 пять эсминцев были временно откомандированы в распоряжение Дуврского патруля.
В 1917-1918 все служили на Средиземном море, затем возвращены в метрополию и распределены в Гранд-Флит и в состав Дуврских сил.
Классифицировались как лидеры флотилий эсминцев (Flotilla leaders).
1694-1742 ts (см. табл.)
97,54(пп) 100,9(нб.) х 9,9 х 3,35(ср.) м.
ПТ 30.000 SHP =31,5 уз.
Вооружение:
6-4" (25-фун.) орудий (с .02.1918 - 2-4,7" и 2-4" орудий);
2-2-фун.пушки;
4 (4x1 или 2х2)-21" ТТ.
Строились по заказу правительства Чили (см. наименования в табл.).
Заказаны как эсминцы.
Перекуплены Адмиралтейством в .08.1914 и переоборудованы в лидеры.
Корабли отличались между собой размещением торпедных аппаратов - на «Botha» и «Tipperary» - 4 однотрубных, на других - 2 двухтрубных аппарата.
На всех торпедные аппараты в корме за дымовыми трубами и по бортам от них.
Внешне корабли практически не отличались.
Полубачный корпус с приподнятым и слегка скошенным форштевнем.
Имели по четыре дымовые трубы, расставленные на одинаковом расстоянии, из них носовая - круглая в сечении и более высокая, три остальных - овальные.
В феврале 1918 перевооружены.
1914 | 2/17 | 4/17 | 1/18 | 9/18 | Имя ВМС Чили | Имя в брит. | Сп. на воду | Фирма-стр. Вод-ние | Судьба | |
Н.5С | G.60 | F.61 | F.50 | D.80 | «Almirante Williams Robelledo» | «Botha» | 02.12.1914 | «White» | 1742 ts | Продан .05.1920. |
Н.98 | Н.23 | D.10 | «Almirante Goni» | «Broke» | 25.05.1914 | «White» | 1704 ts | Продан .05.1920. | ||
Н.84 | Н.31 | D.16 | «Almirante Simpson» | «Faulknor» | 26.02.1914 | «White» | 1694 ts | Продан .05.1920. | ||
Н.6С | «Almirante Riveros» | «Tipperary» | 05.03.1915 | «White» | 1737 ts | Погиб 1.6.1916 в Ютландском бою. |
Примечания:
В 1915-1916 («Botha» - до 1917) использовались в качестве лидеров флотилий эсминцев в составе Гранд-Флита, затем переведены в Дуврские силы.
Три уцелевших лидера в мае 1920 проданы Чили, где переименованы в «Almirante Williams» («Botha»), «Almirante Uribe» («Broke») и «Almirante Riveros» («Faulknor»).
Классифицировались как лидеры флотилий эсминцев (Flotilla leaders).
1604-1608 ts (см. табл.)
96,0(пп) 99,06(нб.) х 9,75 х 3,66(ср.) м.
ПТ 36.000 SHP =34,0 уз.
Вооружение:
4-4" (25-фун.) орудий;
2-2-фун.зен.пушки (на «Nimrod» вместо них установлены 1-3" зен. пушка и 1-2-фун. «Pom-Pom»;
на «Kempenfelt» - 1-3" зен. пушка и 2-2-фун. «Pom-Pom»);
4 (2х2)-21" ТТ (на «Lightfoot» и «Nimrod» в 1917 добавлены 2x1-14" ТТ).
Орудия в оконечностях и в крайних промежутках между трубами.
Строились по принятым до войны программам 1913-1914 года («Lightfoot» и «Nimrod») и 1914-1915 («Kempenfelt» и «Marksman»).
Первые лидеры британского флота.
Полубачный корпус с прямым форштевнем.
Имели по четыре дымовые трубы (носовая более высокая), расставленные на одинаковом расстоянии, круглые в сечении и одинаковой ширины.
Оба торпедных аппарата в корме между дымовыми трубами и мостиком.
Расширенный кормовой мостик.
1914 | 1917 | 1/18 | 4/18 | 9/18 | Имя корабля | Заложен | Сп.на воду | Готов | Фирма-стр. | Вод-ние | Судьба |
Н.А1 | G.10 | F.87 | G.12 | «Kempenfelt» | 02.10.1914 | 01.05.1915 | 20.08.1915 | «Cammel Laird» | 1607 ts | Продан н/с 9.5.1921 Ward, Morecamble. | |
Н.76 | Н.58 | G.22 | F.78 | «Lightfoot» | 09.06.1914 | 28.05.1915 | 29.05.1915 | «White» | 1607 ts | Продан н/с 9.5.1921 Ward, New-Holland. | |
Н.96 | G.35 | F.85 | G.23 | F.66 | «Marksman» | 20.07.1914 | 28.04.1915 | 18.11.1915 | «Hawthorn Leslie» | 1604 ts | Продан н/с 8.11.1921 Slough T.C., разобран в Герм. |
Н.5А | Н.90 | «Nimrod» | 09.10.1914 | 12.04.1915 | 25.08.1915 | «Denny» | 1608 ts | Продан н/с 5.11.1926 Alloa S. Bkg Co, Rosyth. |
Примечания:
«Lightfoot» и «Nimrod» в 1915-1918 в использовались в качестве лидеров флотилий эсминцев в составе Гарвичских сил, затем переведены в Гранд-Флит.
«Kempenfelt» и «Marksman» в 1915-1917 в Гранд-Флите, в 197-1918 переведены в Дуврские силы, затем снова в Гранд-Флите.
Развитие довольно удачных проектов «L» и «М» 1913 года.
994-1042 (ср. 1025) ts
80,77(пп) 83,52(нб.) х 8,15 х 2,64(min.) - 3,12(max.) м.
ПТ 25.000 SHP =34,0 уз.
Вооружение:
3-4" (25-фун.) орудия;
1-2-фун.пушка (заменялась на зен. авт. «Pom-Pom»);
4 (2х2)-2Г ТТ.
Среднее 4" орудие размещалось между кормовыми дымовыми трубами.
Строились разными верфями по общим техническим заданиям по военной программе (War Programme) 1914 года - имена кораблей на М, и чрезвычайной военной программе (Emergency War Programme) - имена кораблей на N, О, Р и R.
Эсминцы типа «Repeat М» имели незначительные усовершенствования от типа «Admiralty М».
Все эсминцы имели Полубачный корпус со слегка наклоненным форштевнем, причем у эсминцев типа «Repeat М» форштевень имел более сильный наклон.
Силуэт эсминцев был весьма близок к трехтрубными типа «М» 1913 года, но трубы несколько выше. Все три дымовых трубы круглые в сечении, одинаковой высоты, расстав- ленны на одинаковом расстоянии.
Торпедные аппараты размещались между последней трубой и кормовым мостиком.
По переработанному проекту должна была строится дополнительная серия эсминцев с 2-вальной установкой (вместо 3-вальной на «М»), но решением Адмиралтейства от 4.7.1916 все они были выделены в отдельный тип «Admiralty R». Соответственно эсминцы типа «М», имевшие имена на букву R, были переименованы.
Во время войны все эсминцы получили легкие зенитные пушки.
(Фирмы-строители - см. в разделах таблицы)
1914 | 1/17 | 1/18 | 4/18 | 9/18 | Имя | Заложен | Сп.на воду | Готов | Фирма-стр.- Denny Судьба |
Н.А7 | G.26 | G.27 | G.A8 | «Maenad» | 10.11.1914 | 10.08.1915 | 12.11.1915 | Продан н/с 22.9.1921 Cohen, разобр в Герм. | |
Н.2С | G.16 | G.3A | «Mystic» = до .05.1915- | 27.10.1914 «Myrtle» | 20.06.1915 | 11.11.1915 | Продан н/с 8.11.1921 Slough Т.С., разобр в Герм. |
1914 | 1/17 | 1/18 | 4/18 | Имя | Заложен | Сп.на воду | Готов | Фирма-стр.- White Судьба |
G.C0 | G.01 | G.0A | «Magic» = = до .05.1915- | 01.01.1915 «Marigold» | 10.09.1915 | 08.01.1916 | Продан н/с 22.9.1921 Cohen, разобр в Герм. | |
Н.С1 | F.02 | Н.27 | «Moresby» = = до .09.1914- | 14.01.1915 «Marlion» | 20.11.1915 | 07.04.1916 | Продан н/с 9.5.1921 Ward, Grays. |
1914 | 1/17 | 1/18 | 4/18 | 9/18 | Имя | Заложен | Сп.на eody | Готов | Фирма-стр.- Fairfield Судьба |
Н.А8 | G.02 | Н.9А | «Mandate» | • • • | 27.04.1915 | 13.08.1915 | Продан н/с 22.9.1921 Cohen, разобр в Герм. | ||
Н.А9 | G.03 | Н.С1 | «Manners» | • • • | 16.06.1915 | 21.09.1915 | Продан н/с 26.10.1921 Barking S. Bkg Co. |
1914 | 1/17 | 1/18 | 4/18 | 6/18 | Имя | Заложен | Сп.на воду | Готов | Фирма-стр.- Swan Hunter Судьба |
Н.С2 | G.04 | «Marmion» | .1914 | 28.05.1915 | .1915 | Погиб 21.10.1917 в столкновении с ЭМ «Tirade» в районе Lerwick. | |||
Н.СЗ | G.06 | F.77 | «Martial» | .10.1914 | 01.07.1915 | .10.1915 | Продан н/с 9.5.1921 Ward, Briton Ferry. | ||
Н.С4 | G.29 | «Магу Rose» | .1914 | 08.10.1915 | .1916 | Потоплен 17.10.1917 в Северном море нем. КРЛ «Brummer» и «Bremse». | |||
Н.7С | G.28 | G.30 | G.6A | «Menace» | .09.1914 | 09.11.1915 | .04.1916 | Продан н/с 9.5.1921 Ward, Grays. |
1914 | 1/17 | 1/18 | 4/18 | 6/18 | Имя | Заложен | Сп.на воду | Готов | Фирма-стр.- John Brown Судьба |
Н.А6 | G.05 | Н.А0 | «Мате» | 30.09.1914 | 29.05.1915 | .08.1915 | Продан н/с 29.9.1921 Cohen, разобр в Герм. | ||
Н.2А | G.11 | G.10 | G.1 А | Н.89 | «Mons» | 30.09.1914 | 01.05.1915 | .07.1915 | Продан н/с 8.11.1921 Slough Т.С., разобр в Герм. |
1914 | 1/17 | 1/18 | 4/18 | 6/18 Имя | Заложен | Сп.на воду | Готов | Фирма-стр.- Thornycroft Судьба |
Н.С5 | G.07 | Н.А1 | «Michael» | .10.1914 | 19.05.1915 | .08.1915 | Продан н/с 22.9.1921 Cohen, разобр в Герм. | |
Н.С6 | G.08 | Н.А2 | «Milbrook» | .11.1914 | 12.07.1915 | .10.1915 | Продан н/с 22.9.1921 Cohen, разобр в Герм. | |
Н.С7 | G.09 | G.14 | Н.82 «Minion» | .11.1914 | 11.09.1915 | .11.1915 | Продан н/с 8.11.1921 Slough Т.С., разобр в Герм. | |
Н.8С | G.33 | G.7A «Munster» = | .11.1914 | 24.11.1915 | .01.1916 | Продан н/с 15.11.1921 Cashmore. | ||
= до .09.1914 - | «Monitor» |
(Фирмы-строители - см. в разделах таблицы)
1914 | 1/17 | 7/78 | 4/78 | 9/78 | Имя | Заложен | Сл. на воду | Готов | Фирма-стр.- Denny Судьба |
G.20 | G.28 | G.A3 | «Marvel» | 11.01.1915 | 07.10.1915 | 28.12.1915 | Продан н/с 9.5.1921 Ward, Hayle. |
1914 | 1/17 | 7/78 | 6/78 | 9/78 | Имя | Заложен | Сл. на воду | Готов | Фирма-стр.- Fairfield Судьба |
G.04 | G.31 | H.91 | «Mindful» | • • • | 24.08.1915 | 10.11.1915 | Продан н/с 22.9.1921 Cohen, разобр в Герм. | ||
G.10 | G.32 | G.A4 | «Mishief» | • • • | 12.10.1915 | 16.12.1915 | Продан н/с 8.11.1921 Slough Т.С., разобр в Герм. |
1914 | 1/17 | 7/78 | 4/78 | 6/18 | Имя | Заложен | Сл. на воду | Готов | Фирма-стр.- Swan Hunter Судьба |
G.00 | G.37 | G.36 | G.5A | «Nessus» | .1914 | 24.08.1915 | .1915 | Погиб 8.9.1918 в Северном море в столкновении с КРЛ «Amphitrite». |
1914 | 1/17 | 1/18 | 4/18 | 9/18 | Имя | Заложен | Сп.на воду | Готов | Фирма-стр.- John Brown Судьба |
G.11 | G.27 | G.26 | G.02 «Mameluke» | 23.12.1914 | 14.08.1915 | .10.1915 | Продан н/с 22.9.1921 Cohen, разобр в Герм. |
1914 | 1/17 | 1/18 | 4/18 | 11/18 | Имя | Заложен | Сп.на воду | Готов | Фирма-стр.- Thornycroft Судьба |
G.18 | F.03 | Н.44 | «Nepean» | .02.1915 | 22.01.1916 | .03.1916 | Продан н/с 15.11.1921 Cashmore. | ||
G.19 | F.12 | F.33 | Н.21 | Н.37 | «Nereus» | .03.1915 | 24.02.1916 | .05.1916 | Продан н/с 15.11.1921 Cashmore. |
1914 | 1/17 | 1/18 | 4/18 | 9/18 | Имя | Заложен | Сп.на воду | Готов | Фирма-стр.- Palmer Судьба |
G.13 | «Negro» | .1915 | 08.03.1916 | .1916 | Погиб 21.12.1916 в Северном море от взрыва глубинных бомб при столкновении с ЛД «Hoste». | ||||
G.12 | G.39 | G.38 | G.A5 | «Nonsuch» = = до .05.1915- «Narcissus» | • • •
|
07.12.1915 | .02.1916 | Продан н/с 9.5.1921 Ward, Milford Haven. |
(Фирмы-строители - см. в разделах таблицы)
1914 | 1/17 | 1/18 | 4/18 | 6/18 | Имя | Заложен | Сп.на воду | Готов | Фирма-стрSwan Hunter Судьба |
G.30 | «Nestor» | .1915 | 22.12.1915 | .1916 | Погиб 31.05.1916 в Ютландском бою. |
1914 | 1/17 | 1/18 | 9/18 | 11/18 | Имя | Заложен | Сп.на воду | Готов | Фирма-стрStephen Судьба |
G.28 | G.52 | G.53 | H.C6 | «Nizam» | 11.02.1915 | 06.04.1916 | 29.06.1916 | Продан н/с 9.5.1921 Ward, Rainham. | |
G.09 | G.38 | G.37 | G.9A | «Noble» = = до .10.1915 -«Nisus» | 06.02.1915 | 25.11.1915 | 15.02.1916 | Продан н/с 8.11.1921 Slough Т.С. | |
G.31 | «Nomad» | .1915 | 07.02.1916 | .1916 | Погиб 31.05.1916 в Ютландском бою. | ||||
G.37 | G.53 | G.54 | D.0A | «Nonpareil» | 24.02.1915 | 16.05.1916 | 28.06.1916 | Продан н/с 9.5.1921 Ward, Briton Ferry. |
1914 | 1/17 | 1/18 | 4/18 | 9/18 | Имя | Заложен | Сп.на воду | Готов | Фирма-стрPalmer Судьба |
G.14 | G.54 | G.55 | H.OA | «Norman» | • • • | 20.03.1916 | .08.1916 | Продан н/с 9.5.1921 Ward, Milford Haven. | |
G.16 | F.45 | F.53 | «North Star» | • • • | 09.11.1916 | .1917 | Потоплен артилл-й 23.4.1918 в рейде к Зеебрюге. | ||
G.15 | G.83 | H.21 (до 4/18) | «Northesk» | • • • | 05.07.1916 | .10.1916 | Продан н/с 9.5.1921 Ward, Rainham. | ||
G.17 | F.46 | F.54 | D.58 | «Nugent» | • • • | 23.01.1917 | .04.1917 | Продан н/с 9.5.1921 Ward, Hayle. |
1914 | 1/17 | 1/18 | 4/18 | 6/18 | Имя | Заложен | Сп.на воду | Готов | Фирма-стр.- Scotts Судьба |
G.26 | F.06 | F.07 | H.50 | «Obdurate» | • • • | 21.01.1916 | .03.1916 | Продан н/с 15.11.1921 Cashmore. | |
G.25 | G.40 | G.39 | H.88 | «Obedient» | • • • | 06.11.1915 | .02.1916 | Продан н/с 25.11.1921 Hayes, Porthcawl. |
1914 | 1/17 | 1/18 | 4/18 | 11/18 | Имя | Заложен | Сп.на воду | Готов | Фирма-стр.- Doxford Судьба |
G.51 | F.07 | F.09 | G.71 | «Octavia» = = до .09.1915 -«Oryx» | • • • | 21.06.1916 | .11.1916 | Продан н/с 5.11.1921 Granton S. Bkg Co. | |
G.02 | G.42 | G.41 | «Opal» | • • • | 11.09.1915 | .1915 | Разбипся на камнях 21.1.1918 у Pentland Skerries. | ||
G.03 | G.57 | G.58 | G.A9 | «Ophelia» | • • • | 13.10.1915 | .05.1916 | Продан н/с 8.11.1921 Slough Т.С. | |
G.05 | G.58 | G.59 | «Opportune» | • • • | 20.11.1915 | .06.1916 | Продан н/с 7.12.1923 J. J. King. | ||
G.27 | F.08 | D.46 | «Oracle» | • • • | 23.12.1915 | .08.1916 | Продан н/с 31.10.1921 W. & А. Т. Burden, Milford Haven. | ||
G.33 | G.61 | G.60 | D.56 | «Orestes» | • • • | 21.03.1916 | .06.1916 | Продан н/с 31.10.1921 W. & А. Т. Burden. | |
G.38 | G.59 | G.61 | D.70 | «Orford» | • • • | 19.04.1916 | .12.1916 | Продан н/с 31.10.1921 W. & А. Т. Burden. | |
G.43 | F.17 | F.35 | H.28 | G.A9 | «Orpheus» | • • • | 17.06.1916 | .09.1916 | Продан н/с 1.11.1921 Fryer, Sunderland. |
1914 | 1/17 | 1/18 | 4/18 | 6/18 | Имя | Заложен | Сп.на воду | Готов | Фирма-стрFairfield Судьба |
G.22 | G.41 | G.40 | G.8A «Onslaught» | ф • • | 04.12.1915 | 03.03.1916 | Продан н/с 30.10.1921 W. & А. Т. Burden. | ||
G.29 | F.09 | F.34 | H.24 | «Onslow» | • • • | 15.02.1916 | 15.04.1916 | Продан н/с 26.10.1921 Barking S. Bkg Co. |
1914 | 1/17 | 1/18 | 4/18 | 6/18. | Имя | Заложен | Сп.на воду | Готов | Фирма-стр.- John Brown Судьба |
G.23 | G.17 | H.A5 | «Ossory» | 23.12.1914 | 09.10.1915 | .11.1915 | Продан н/с 8.11.1921 Slough Т.С. |
(Фирмы-строители - см. в разделах таблицы)
1914 | 1/17 | 1/18 | 4/18 | 6/18 | Имя | Заложен | Сп.на воду | Готов | Фирма-стр.- John Brown Судьба |
G.34 | G.A0 | «Napier» | 24.03.1915 | 27.11.1915 | .01.1916 | Продан н/с 8.11.1921 Slough Т.С., разобран в Герм. | |||
G.39 | F.11 | F.02 | «Narbrough» | .1915 | 02.03.1916 | .1916 | Разбился на кмнях 12.1.1918 у Pentland Skerries. |
1914 | 1/17 | 1/18 | 4/18 | 6/18 | Имя | Заложен | Сп.на воду | Готов | Фирма-стр.- Denny Судьба |
G.47 | G.36 | G.35 | Н.29 | «Narwhal» | 21.04.1915 | 30.12.1915 | 03.03.1916 | Поврежден в столкновении в 1919. Разобран в 1920 на верфи Devonport DY. | |
G.55 | F.05 | Н.А4 | «Nicator» | 21.04.1915 | 03.02.1916 | 15.04.1916 | Продан н/с 9.5.1921 Ward, Milford Haven. |
914 | 1/17 | 1/18 | 4/18 | 11/18 | Имя | Заложен | Сп.на воду | Готов | Фирма-стр.- Doxford Судьба |
G.70 | F.13 | F.06 | G.51 | Н.22 | «Norseman» | • • • | 15.08.1916 | .11.1916 | Продан н/с 9.5.1921 Ward, Grays. |
G.80 | F.27 | F.36 | Н.35 | «ОЬегоп» | • • • | 29.09.1916 | .12.1916 | Продан н/с 9.5.1921 Ward, Rainham. |
1914 | 1/17 | 1/18 | 6/18 | 11/18 | Имя | Заложен | Сп.на воду | Готов | Фирма-стр.- Fairfield Судьба |
G.41 | G.55 | G.51 | D.79 | «Observer» | • • • | 01.05.1916 | 15.06.1916 | Продан н/с 30.10.1921 W. & А. Т. Burden. | |
G.45 | G.56 | G.57 | D.96 | «Offa» | • • • | 07.06.1916 | 31.07.1916 | Продан н/с 30.10.1921 W. & А. Т. Burden. | |
G.53 | G.80 | D.30 | «Orcadia» | • • • | 26.07.1916 | 29.09.1916 | Продан н/с 31.10.1921 W. & А. Т. Burden, Poole. | ||
G.69 | F.14 | F.11 | Н.34 | «Oriana» | • • • | 23.09.1916 | 04.11.1916 | Продан н/с 31.10.1921 W. & А. Т. Burden. |
1914 | 1/17 | 1/18 | 4/18 | 11/18 | Имя | Заложен | Сп.на воду | Готов | Фирма-стр.- Palmer Судьба |
G.44 | F.16 | D.1A | D.06 | «Oriole» | • • • | 31.07.1916 | .11.1916 | Продан н/с 9.5.1921 Ward, Grays. | |
G.68 | F.26 | F.31 | G.72 | Н.ЗО | «Osiris» | • • • | 28.09.1916 | .12.1916 | Продан н/с 9.5.1921 Ward, Rainham. |
1914 | 1/17 | 1/18 | 4/18 | 11/18 | Имя | Заложен | Сп.на воду | Готов | Фирма-стр.- Scotts Судьба |
G.40 | F.18 | F.14 | G.73 | D.1A | «Paladin» | • • • | 27.03.1916 | .05.1916 | Продан н/с 9.5.1921 Ward, Rainham. |
G.52 | G.77 | Н.91 | «Paladin» | • • • | 03.07.1916 | .09.1916 | Продан н/с 8.11.1921 Slough Т.С., разобр. в Герм. |
1914 | 1/17 | 1/18 | 4/18 | 11/18 | Имя | Заложен | Сп.на воду | Готов | Фирма-стр.- Swan Hunter Судьба |
G.46 | G.62 | «Partridge» | .1915 | 04.03.1916 | .1916 | Потоплен герм. ЭМ 12.12.1917 в Северном море. | |||
G.54 | F.22 | D.42 | «Pasley» | .07.1915 | 15.04.1916 | .07.1916 | Продан н/с 9.5.1921 Ward, Hayle. |
Примечание:
«Narwhal», «Nicator», «Orcadia», «Oriana», «Paladin» и «Paladin» -тип «Admiralty М», остальные - «Repeat М».
(Фирмы-строители - см. в разделах таблицы)
1914 | 1/17 | 1/18 | 4/18 | 11/18 | Имя | Заложен | Сп.на воду | Готов | Фирма-стр.- White Судьба |
G.75 | G.51 | G.52 | D.87 | «Medina» = = до 4.7.1916 - «Redmili» | 23.09.1915 | 08.03.1916 | 30.06.1916 | Продан н/с 9.5.1921 Ward, Milford Haven. | |
G.76 | F.01 | G.2A | «Medway» = = до 4.7.1916 - «Redwing», с 4.7.1916 до 18.7.1916 - | 02.11.1915 | 19.04.1916 | 02.08.1916 | Продан н/с 9.5.1921 Ward, Milford Haven. «Medora». |
1914 | 1/17 | 1/18 | 11/18 | Имя | Заложен | Сп.на воду | Готов | Фирма-стр.- Beardmore Судьба | |
G.58 | F.10 | Н.А8 | «Pelican» | 25.06.1915 | 18.03.1916 | 01.05.1916 | Продан н/с 9.5.1921 Ward, Preston. Разобр.в .5.1924 | ||
G.64 | Н.98 | «Pellew» | 28.06.1915 | 08.05.1916 | 30.06.1916 | Продан н/с 9.5.1921 Ward, Briton Ferry. Разобр.в 1924 |
1914 | 1/17 | 1/18 | 4/18 | 11/18 | Имя. | Заложен | Сп.на воду | Готов | Фирма-стр.- John Brown Судьба |
G.50 | F.19 | F.16 | G.74 | «Репп» | 09.06.1915 | 08.04.1916 | .05.1916 | Продан н/с 31.10.1921 W. & А. Т. Burden. | |
G.60 | G.65 | Н.94 | «Peregrine» | 09.06.1915 | 29.05.1916 | .07.1916 | Продан н/с 15.11.1921 Cashmore. |
1914 | 1/17 | 1/18 | 4/18 | 11/18 | Имя | Заложен | Сп.на воду | Готов | Фирма-стр.- Denny Судьба |
G.66 | F.20 | F.32 | G.29 | G.A7 | «Petard» | 05.07.1915 | 24.03.1916 | 23.05.1916 | Продан н/с 9.5.1921 Ward, Grays. Разобр. в.10.1923. |
G.72 | G.66 | Н.96 | «Peyton» | 12.07.1915 | 02.05.1916 | 29.06.1916 | Продан н/с 9.5.1921 Ward, Morecambe. |
1914 | 1/17 | 1/18 | 9/18 | Имя | Заложен | Сп.на воду | Готов | Фирма-стр.- Fairfield Судьба | |
G.74 | G.89 | «Pheasant» | • • • | 23.10.1916 | .12.1916 | Погиб на мине 1.3.1917 у Оркнейских о-вов. | |||
G.82 | F.53 | F.55 | D.59" | «Phoebe» | • • • | 20.11.1916 | 28.12.1916 | Продан н/с 15.11.1921 Cashmore. |
1914 | 1/17 | 1/18 | 4/18 | Имя | Заложен | Сп.на воду | Готов | Фирма-стр.- Hawthorn Leslie Судьба | |
G.59 | F.21 | F.18 | Н.67 | «Pigeon» | 14.07.1915 | 03.03.1916 | 02.06.1916 | Продан н/с 9.5.1921 Ward, New Holland. | |
G.65 | G.67 | «Plover» | 30.07.1915 | 03.03.1916 | 30.06.1916 | Продан н/с 9.5.1921 Ward, Hayle. |
1914 | 1/17 | 1/18 | 9/18 | 11/18 | Имя | Заложен | Сп.на воду | Готов | Фирма-стр.- Scotts Судьба |
G.67 | G.68 | G.A6 | D.2A | «Plucky» | • • • | 21.04.1916 | .07.1916 | Продан н/с 9.5.1921 Ward, Rainham. | |
G.73 | G.84 | Н.А6 | «Portia» | • • • | 10.08.1916 | .10.1916 | Продан н/с 8.11.1921 Slough Т.С., разобр. в Герм. |
1914 | 1/17 | 1/18 | 4/18 | 11/18 | Имя | Заложен | Сп.на воду | Готов | Фирма-стр.- Stephen Судьба |
G.77 | G.43 | G.42 | F.92 (с 9/18) «Prince» | 27.07.1915 | 27.06.1916 | 21.09.1916 | Продан н/с 9.5.1921 Ward, Hayle. | ||
G.78 | F.28 | F.19 | G.52 Н.97 «Pylades» | 27.07.1915 | 28.09.1916 | 30.12.1916 | Продан н/с 9.5.1921 Ward, Hayle. |
Примечания:
Эсминцы «Nizam» и «Pylades» были заказаны у фирмы Stephen, но достраивались Beardmore.
«Redmili» и «Redwing» переименованы в соответствии с решением Адмиралтейства от 4.7.1916.
Все эсминцы в годы войны входили в состав Гранд- Флита и воевали в Северном море.
Только четыре эсминца в 1917-1918 на несколько месяцев отвлекались на Средиземноморский театр.
Развитие проекта «М» фирмы «Yarrow» программы 1913 года.
879-898 ts
79,4(пп) 82,75(нб.) х 7,82-8,23 х 2,9-3,15(ср.) м.
ПТ 23.000 SHP =36,0 уз.
Вооружение:
3-4" (25-фун.) орудия;
1-2-фун.зен.авт. «Pom-Pom»;
4 (2х2)-21 ТТ.
Среднее 4" орудие размещалось на платформе между дымовыми трубами.
Строились на верфях фирмы «Yarrow» на ассигнования по чрезвычайной военной программе (Emergency War Programme), для первых 4 эсминцев выделялись также средства и из бюджета 1914/15.
«Мооп», «Morning Star», «Mounsey» и «Musketeer» заказаны в сент. 1914, «Nerissa» в начале нояб. 1914, «Relentless» и «Rival» в мае 1915.
Считались очень удачными кораблями.
Эсминцы имели Полубачный корпус со слегка наклоненным форштевнем.
Корма прямая, без наклона.
Две дымовые трубы одинаковой высоты, но передняя более широкая.
Торпедные аппараты за дымовыми трубами, перед кормовым мостиком.
2/15 | 9/15 | 1/17 | 1/18 | 4/18 | 6/18 | Имя | Заложен | Сп.на воду | Готов | Судьба |
Н.С8 | G.12 | G.11 | G.11 | F.69 | «Мооп» | .09.1914 | 23.04.1915 | .06.1915 | Продан н/с 9.5.1921 Ward, Briton Ferry. | |
Н.С9 | G.13 | G.12 | G.18 | Н.48 | «Morning Star» | .09.1914 | 26.06.1915 | .08.1915 | Продан н/с 1.12.1921 Stanlee. | |
Н.ОС | G.14 | Н.СО | G.1 А | «Mounsey» | .09.1914 | 11.09.1915 | .11.1915 | Продан н/с 8.11.1921 Slough Т. С., разобр. в Герм. | ||
Н.1С | G.15 | G.19 | Н.42 | «Musketeer» | .09.1914 | 12.11.1915 | .12.1915 | Продан н/с 25.11.1921 Hayes, Porthcawl. | ||
G.35 | F.04 | F.05 | Н.09 | «Nerissa» | .11.1914 | 09.02.1916 | .03.1916 | Продан н/с 15.11.1921 Cashmore. | ||
G.57 | G.69 | «Relentless» | • • • | 15.04.1916 | .05.1916 | Продан н/с 5.11.1926 Cashmore. | ||||
G.62 | F.24 | F.20 | Н.40 | «Rival» | .05.1915 | 14.06.1916 | .09.1916 | Продан н/с 13.7.1926 Cashmore. |
Примечания:
Все эсминцы воевали в составе Гарвичских сил и в Гранд-Флите.
Развитие проекта «М» фирмы «Thornycroft» программы 1913 года.
1004 ts («Patrician» и «Patriot»)
1033 ts («Rapid» и «Ready»)
80,77(nn) 82,6-83,5(нб.) x 8,38 x 3,2-3,35 м.
ПТ 23.000 SHP =36,0 уз.
Вооружение:
3-4" (25-фун.) орудия;
1-2-фун.зен.авт. «Pom-Pom»;
1 пулемет;
4(2х2)-21" ТТ.
Среднее 4" орудие размещалось на платформе между второй и третьей дымовыми трубами.
Строились на верфях фирмы «Thornycroft» на ассигнования почрезвычайной военной программе (Emergency War Programme).
«Patrician» и «Patriot» заказаны в февр. 1915, «Rapid» и «Ready> в мае 1915.
Считались очень удачными кораблями.
Эсминцы имели Полубачный корпус со слегка наклоненным форштевнем и прямой кормой.
Три наклоненных дымовых трубы одинаковой высоты, расставленные с одинаковым интервалом.
Торпедные аппараты за дымовыми трубами, перед кормовым мостиком.
Между ними прожекторная платформа с короткой грот-мачтой.
Интересно отметить, что на эсминцах были установлены котлы фирмы «Yarrow>.
9/15 | 1/17 | 1/18 9/18 | Имя | Заложен | Сп.на воду | Готов | Судьба |
G.48 | F.23 | F.15 G.A1 | «Patrician» | .06.1915 | 05.06.1916 | .07.1916 | Передан Канаде .09.1920. Разобр. в 1929 в Esquimalt. |
G.56 | G.63 (отменен 9/18) | «Patriot» | .07.1915 | 20.04.1916 | .06.1916 | Передан Канаде .09.1920. Продан н/с в 1929 Ward, Briton Ferry. | |
G.63 | G.78 | G.83 | «Rapid» | .08.1915 | 15.07.1916 | .08.1916 | Продан н/с 20.04.1927 Cohen. |
G.71 | G.87 | G.84 | «Ready» | .09.1915 | 26.08.1916 | .10.1916 | Продан н/с 13.07.1926 King, Garston. |
Примечания:
Все эсминцы воевали в составе Гранд-Флита.
Строились по заказу правительства Греции (см. наименования в табл.) фирмами «John Brown» («Kriti» и «Lesvos») и «Fairfield» («Chios» и «Samos»).
Выкуплены Адмиралтейством в .08.1914.
1007 ts («Medea» и «Medusa»)
1040 ts («Melampus» и «Melpomene»)
80,77(пп) 83,3(нб.) х 8,1х 3,1м.
ПТ 25.000 SHP =32,0 уз.
Вооружение:
3-4" (25-фун.) орудия;
1-2-фун.зен.авт. «Pom-Pom»;
1 пулемет; 4(2x2)-21" ТТ.
Среднее 4" орудие размещалось на платформе между первой и второй дымовыми трубами.
Проект во многом аналогичен типу «М» программы 1913 года,лишь с небольшими отличиями.
Дымовые трубы более узкие, из них передняя выше.
В отличие от британских несколько сближены не две передние трубы, а две кормовые, что вызвано иным размещением среднего орудия.
Обе мачты одинаковой высоты, в то время как большинство британских эсминцев имели высокую фок-мачту и коротку грот-мачту.
Полубачный корпус со слегка наклоненным форштевнем.
Корма с большим уклоном к воде.
9/15 | 1/17 | 1/18 | 9/18 | Греч, имя | Брит, имя | Заложен | Сп.на воду | Готов | Судьба |
Н.9С | Н.74 | «Kriti» | «Medea» | 8.4.1914 | 30.01.1915 | .05.1915 | Продан н/с 9.5.1921 Ward, Milford Haven. | ||
Н.90 | «Lesvos» | «Medusa» | .1914 | 27.03.1915 | .1915 | Погиб 25.3.1916 в Северном море в столкновении с ЭМ «Laverock». | |||
Н.44 | Н.75 | «Chios» | «Melampus» | .1914 | 16.12.1914 | 26.09.1915 | Продан н/с 22.9.1921 Cohen, разобр.в Герм. | ||
Н.09 | Н.76 | D.50 | «Samos» | «Melpomene» | .1914 | 01.02.1915 | 16.08.1915 | Продан н/с 9.5.1921 Ward, New Holland. |
В 1915-1916 все эсминцы входили в состав Гарвичских сил.
«Medea» в 1916-1918 был лидером 10-й флотилии ПЛ в Tees, a «Melampus» - 9-й флотилии ПЛ в Гарвиче.
«Melpomene» в 1916-1917 базировался на Дувр, затем, после непродолжительной службы в Средиземном море, переведен в Гранд-Флит.
Классифицировались как лидеры флотилий эсминцев (Flotilla leaders).
1655 ts («Abdiel» как минный заградитель 1687 ts)
96,0(пп) 99,06(нб.) х 9,68 х 3,66(ср.) м.
ПТ 36.000 SHP =34,0 уз.
Вооружение:
4-4" (25-фун.) орудий;
2-2-фун.зен.пушки;
4 (2х2)-21" ТТ.
Орудия в оконечностях и между крайними трубами.
В качестве минных заградителей брали на борт в корме 60-80 мин, сохраняя торпедные аппараты.
Для маскировки мины в корме прикрывались специальной ширмой с нарисованным орудиями (см. фото).
Строились на верфи «Cammel Laird» по чрезвычайной военной программе (Emergency War Programme), заказаны в нояб. 1914.
Первоначально имели иные названия (см. табл.), переименованы до спуска на воду.
Практически не отличались от первых лидеров типа «Lightfoot».
Полубачный корпус с прямым форштевнем. Имели по четыре дымовые трубы (носовая более высокая), расставленные на одинаковом расстоянии, круглые в сечении и одинаковой ширины.
Оба торпедных аппарата в корме между дымовыми трубами и мостиком.
Расширенный кормовой мостик.
9/15 | 1/17 | 1/18 | 9/18 | Первонач. | Окончат. | Заложен | Сп.на воду | Готов | Судьба |
G.07 | F.43 | F.49 | «Ithuriel> | «Abdiel> | 06.05.1915 | 12.10.1915 | 26.03.1916 | Продан н/с .07.1936, Rees Llanelly. | |
G.21 | F.00 | F.91 | «Abdiel» | «Gabriel» | 12.01.1915 | 23.12.1915 | 01.07.1916 | Продан н/с 9.05.1921 Ward, Lelant. | |
G.32 | G.50 | F.88 | «Gabriel» | «Ithuriel» | 14.01.1915 | 18.03.1916 | 02.08.1916 | Продан н/с 8.11.1921 Slough Т.С., разобран в Герм. |
Примечания:
«Abdiel» B 1916-1918 использовался как быстроходный минный заградитель в составе Гранд-Флита, а в конце войны служил лидером 20-й флотилии минных заградителей в составе Дуврских сил и в Северном море.
Оба других лидера являлись лидерами флотилий в Гранд-Флите.
С авг. 1918 «Gabriel» использовался как минный заградитель в Гранд-Флите.
«Ithuriel» в 1917-1918 был придан в распоряжение 13-й флотилии ПЛ.
Единственный эсминец британского флота иностранной постройки.
600 ts
70,10(пп) х 6,7 х 2,13(ср.) м.
ПТ 8000 SHP =29,0 уз.
Вооружение:
4-76-мм (14-фун.) орудия;
3 (Зх1)-18и ТТ.
Строился в Италии («Ansaldo», Генуя) по заказу Португалии, предполагался называться «Liz».
В марте 1915, еще до готовности, перекуплен англ. правительством на средства, выделенные по чрезвычайной военной программе (Emergency War Programme).
И конструктивно, и внешне был близок к эсминцам типа «River».
Полубачный корпус с прямым форштевнем.
Две высокие дымовые трубы.
Торпедные аппараты размещались за дымовыми трубами и позади мостика.
9/15 1/18 | Имя корабля | Заложен | Сп. на воду Готов | Судьба |
D.62 D.06 | «Агпо» | .1914 | 22.12.1914 .09.1915 | Затонул 23.03.1918 у Дарданел после столкновения с ЭМ «Норе>. |
Примечания:
В 1915-1918 служил на Средиземном море.
Заказаны в нояб. 1914 с целью использования материалов, подготовленных для сооружения 4 эсминцев для Турции и реквизированных в связи с войной.
1098 ts («Grenville» и «Parker») и 1673 ts (остальные).
91,44(пп) 94,18(нб.) х 8,69 х 5,8(ср.) м.
ПТ 25.000 SHP =32,0 уз.
Вооружение:
5-4" (25-фун.) орудий;
4 (2х2)-21" ТТ облегченного типа.
Орудия в оконечностях - два носовых рядом побортно и одно кормовое.
Средние орудия между двумя первыми трубами и между кормовым мостиком и платформой прожектора.
Строились верфью «Hawthorn Leslie».
Первоначально имели иные названия (см. табл.).
Представляли собой слегка увеличенные и измененные эсминцы типа «М».
Оказались очень удачными и стали основой при разработке проектов типа «Later Admiralty V» и «Later Admiralty W».
Полубачный корпус с прямым форштевнем.
Имели по три дымовые трубы одинаковой высоты, две кормовые слегка сближены.
Торпедные аппараты позади труб.
Кормовое орудие было приподнято на постаменте.
9/15 | 1/17 | 1/18 | 6/18 9/18 | Первонач. | Окончат. | Заложен | Сп.на воду | Готов | Судьба |
G.08 | F.44 | F.69 | G.4A | «Napier» | «Talisman» | 07.12.1914 | 15.07.1915 | 19.01.1916 | Продан н/с 9.05.1921, Ward, Grays. |
G.24 | F.47 | F.73 | D.36 | «Narbrough» | «Termagant» | 17.12.1914 | 26.08.1915 | 18.03.1916 | Продан н/с 9.05.1921, Ward, Briton Ferry. |
G.36 | F.50 | F.81 | D.38 | «Offa» | «Trident» | 07.01.1915 | 20.11.1915 | 24.03.1916 | Продан н/с 9.05.1921, Ward, Grays. |
G.42 | «Ogre» | «Turbulent» | .01.1915 | 5.01.1916 | .03.1916 | Погиб в Ютландском бою 1.06.1916. |
Примечания:
«Turbulent» в составе Гранд-Флита с 1916.
Остальные в 1916-1917 придавались флотилиям ПЛ.
В 1917-1918 входили в состав Дуврских сил.
Классифицировались как лидеры флотилий эсминцев (Flotilla leaders).
1666 ts («Grenville> и «Parker>) и 1673 ts (остальные).
96,0(пп) 99,06(нб.) х 9,68 х 3,66(ср.) м.
ПТ 36.000 SHP =34,0 уз..
Вооружение:
4-4" (25-фун.) орудий;
2-2-фун.зен.пушки;
4 (2х2)-21" ТТ.
Орудия в оконечностях - два носовых возвышенно и одно кормовое. Среднее орудие между двумя первыми трубами.
Строились на верфи «Cammel Laird» (кроме «Anzac», построенного у Denny и предполагавшегося для Австралии) по чрезвычайной военной программе (Emergency War Programme), заказаны верфям в февр. 1915 («Grenville» и «Parker»), в июле 1915 (3 других) и в дек. 1915 («Anzac»).
Конструктивно лишь незначительно отличались от первых лидеров типа «Lightfoot» и «Gabriel», в основном машинной установкой, но имели по три дымовые трубы, из которых носовая была сильно выше.
Полубачный корпус с прямым форштевнем.
На «Anzac» полубак возвышен на 0,75 м по сравнению с остальными.
Оба торпедных аппарата в корме между дымовыми трубами и мостиком.
Носовой мостик смещен в корму на 4 м для иного размещения орудий.
9/15 | 1/17 | 4/17 | 1/18 | 4/18 | 11/18 | Имя | Заложен | Сп.на воду | Готов | Судьба |
G.61 | G.85 | G.75 | G.95 | «Grenville» | 19.06.1915 | 17.06.1916 | 11.10.1916 | Продан н/с .12.1931, Rees Llanelly. | ||
G.49 | G.71 | G.95 | G.75 | «Parker» | 19.06.1915 | 16.08.1916 | 13.11.1916 | Продан н/с 5.11.1921 Cashmore. | ||
G.90 | «Hoste» | .06.1915 | 16.08.1916 | .1916 «Negro» | Затонул 21.12.1916 после столкновения с ЭМ в Северном море. | |||||
G.3A | G.45 | G.25 | «Saumarez» 02.03.1916 | 14.10.1916 | 21.12.1916 | Продан н/с 8.01.1931 Ward, Briton Ferry. | ||||
G.00 | G.20 | G.00 | D.09 | «Seymour» | 23.11.1915 | 31.08.1916 | 30.11.1916 | Продан н/с 7.01.1930 Cashmore. | ||
F.61 | G.60 | G.50 | G.70 | «Anzac» | .1915 | 11.01.1917 | .1916 дан н/с | Передан ВМС Австралии в марте 1919. Про- 8.08.1935 Abrahams & Wilson, Redfern, NSW. |
Примечания:
«Parker» первоначально назывался «Frobisher», переименован до спуска на воду.
Являлись лидерами флотилий в составе Гранд-Флита.
С авг. 1918 «Saymour> использовался как минный заградитель в Гранд-Флите.
Иногда этот проект называют «Yarrow R», но это не соответствует действительности, так как конструкторы «Yarrow» не участвовали в работах по проектировании эсминцев типов «R».
897-923 ts
82,07(пп) 82,75(нб.) х 7,85 х 2,6(ср) -3,20(нб) м.
ПТ 23.000 SHP =36,0 уз.
Вооружение:
3-4" (25-фун.) орудия;
1-2-фун.зен.авт. «Pom-Pom»;
позже добавлен 1 пулемет;
4 (2х2)-21 ТТ.
Среднее 4" орудие размещалось на платформе между дымовыми трубами.
Развитие проекта «Yarrow М» фирмы «Yarrow» военной программы.
Строились на верфях фирмы «Yarrow» на ассигнования по чрезвычайной военной программе (Emergency War Programme).
Эсминцы с именами на букву S заказаны в июле 1915, остальные в марте 1916.
Считались очень удачными кораблями. Эсминцы имели Полубачный корпус со слегка наклоненным форштевнем.
От эсминцев «Yarrow М» отличались более широкой носовой трубой, а также формой кормы, которая имела хорошо видимый уклон к воде, характерный для все эсминцев, спроектированных фирмой «Yarrow».
Также, в отличие от «Yarrow М» на этих эсминцах отсутствовала зубчатая передача в турбинных агрегатах.
1/17 | 4/17 | 1/18 | 4/18 | 6/18 | Имя | Заложен | Сп.на воду | Готов | Фирма-стрBeardmore Судьба |
G.79 | G.92 | «Sabrina» | .08.1915 | 24.07.1916 | .09.1916 | Продан н/с 5.11.1926 Cashmore. | |||
G.44 | «Strongbow» | .1915 | 30.09.1916 | .1916 | Потоплен 17.10.1917 в Северном море немецкими КРЛ «Brummer> и «Bremse>. | ||||
F.69 | G.A4(* | ) F.66 | «Surprise» | .1915 | 25.11.1916 | .1917 | Погиб на мине 23.12.1917 в Северном море. | ||
F.77 | F.67 | «Sybille» | .08.1915 | 05.02.1917 | .02.1917 | Продан н/с 5.11.1926 Cashmore. | |||
F.70 | F.82 | «Truculent» | .03.1916 | 24.03.1917 | .05.1917 | Продан н/с 29.4.1927 Cashmore. | |||
F.90 | G.07 | G.06 | G.49 | «Tyrant» | .03.1916 | 19.05.1917 | .07.1917 | Продан н/с .4.1938 Cashmore. | |
F.83 | «Ulleswater» | . .1916 | 04.08.1917 | .1917 | Потоплен 15.8.1918 нем. ПЛ.иС-17 у берега Дании. |
Примечания:
(*) G.A4 - присвоено 23.1.1917.
Все эсминцы воевали в составе Гранд-Флита.