- 37 - 2001 / 01 - линейные корабли "Richelieu"
- 38 - 2001 / 02
- "Итальянские модификации на бывших немецких кораблях"
- "Германские миноносцы периода второй мировой войны. 9-я флотилия миноносцев в Средиземном море"
- "Проектирование авианосцев в фашистской Германии во время второй мировой войны"
Часть третья - "Две катастрофы в истории американского флота"
- "Голландия. 1939 - 1945 годы. Потери кораблей и судов в период Второй мировой войны"
- 39 - 2001 / 03
- Грибовский В.Ю. "Российский флот тихого океана. 1898-1905. История создания и гибели"
- "Бот Царя Петра ("Нарвский ботик")"
- "Крейсеры с полетной палубой военно-морских сил Соединенных Штатов"
Часть первая - Немецкие миноносцы в Средиземном море
- 40 - 2001 / 04
- Грибовский В.Ю. "Российский флот тихого океана. 1898-1905. История создания и гибели"
- "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах"
- Спрашивали - Отвечаем
- "Боевые действия Краснознаменного Балтийского флота в Период Советско-Финской войны 1939-1940 годов"
Часть 1 - Глава I Балтийский морской театр
- Глава II Подготовка к войне военно-морских сил Финляндии
- Глава III Подготовка к войне Краснознаменного Балтийского флота
- Глава IV Общая обстановка на Балтийском театре к началу воины
- Грибовский В.Ю. "Российский флот тихого океана. 1898-1905. История создания и гибели"
- Спрашивали - Отвечаем
- "Боевые действия Краснознаменного Балтийского флота в Период Советско-Финской войны 1939-1940 годов"
Часть 2
- Грибовский В.Ю. "Российский флот тихого океана. 1898-1905. История создания и гибели"
- "Русский флот и американская судостроительная фирма Вильяма Крампа. Итоги контактов"
"Варяг" сошел на воду с должными ему почестями" - "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах"
- Спрашивали - Отвечаем
- "Боевые действия Краснознаменного Балтийского флота в Период Советско-Финской войны 1939-1940 годов"
Часть 3
- Грибовский В.Ю. "Российский флот тихого океана. 1898-1905. История создания и гибели"
- Гибель «Indianapolis» Трагедия 45-го года
- Грибовский В.Ю. "Российский флот тихого океана. 1898-1905. История создания и гибели"
- "Югославский военный флот. 1918-1941"
- От редакции
- "Боевые действия Краснознаменного Балтийского флота в Период Советско-Финской войны 1939-1940 годов"
Часть 4
- "Линейный корабль "Agincourt"
- "Крейсеры с полетной палубой военно-морских сил Соединенных Штатов"
Боевые действия Краснознаменного Балтийского флота в период Советско-Финской войны
Глава IV Общая обстановка на Балтийском театре к началу воины.
1 сентября 1930 г. началась германо-польская воина, а 3 сентября на стороне Польши против Германии выступили Англия и Франция.
В начале войны немцы заградили минами Зунд и Бельты с целью не допустить проникновения ангпийских и французских корабпей в Балтийское море, блокировали попьский фпот в Гдыне, и большими силами повели наступление по всему польскому сухопутному фронту.
Неподготовленность страны и вооруженных сил к войне, а также попная недееспособность правительства вскоре привели Польшу к попному разгрому. На территории Польши создалась благоприятная обстановка для всякого рода случайностей и неожиданностей, способствовавших угрозе Союзу ССР.
Советское правительство 17 сентября приказало войскам Красной Армии перейти советско-польскую границу для того, чтобы обеспечить безопасность Советского Союза и взять под свою защиту жизнь и имущество единокровного беззащитного населения Западной Украины и Западной Белоруссии.
Эти действия Советского Союза были враждебно встречены в странах англо-французской ориентации, а скрывшиеся за границу отдельные представители правительства Полыни "объявили воину" Советскому Союзу.
В силу этого на Балтийском море создалась весьма напряженная постановка.
В числе возможных противников Союза ССР в то время следовало считать Англию и Францию, как союзников Полыни, страны Скандинавского блока и, наконец, лимитрофные прибалтийские страны.
Следует особо отметить, что Финляндия, Эстония, Латвия и Литва с момента возникновения большой войны а Европе, подстрекаемые империалистическими государствами, начали усиленно готовиться к войне с Советским Союзом.
Каждый из возможных противников Союза ССР не имел сильного флота на Балтийском море.
Нам неизвестно, какая часть польского флота еще существовала в то время. До начала войны в составе этого флота из современных кораблей имелось только 2 лидера, 2 больших эскадренных миноносца и 5 больших подводных лодок-заградителей.
Флот Финляндии на Балтийском море состоял из 2 броненосцев береговой обороны, 4 средних подводных лодок-заградителей и одной малой подводной лодки современной постройки, 6 канонерских лодок, 8 тральщиков, 2 надводных минных заградителей, 5 катерных заградителей, 22 катеров-тральщиков и до 500 военных и шюцкоровских катеров.
Шведский флот был самым мощным из флотов наших возможных противников на Балтийском море. Он состоял из 10 броненосцев береговой обороны, 2 крейсеров, 17 средних и малых миноносцев, 15 средних и малых подводных лодок-заградителей, 46 сторожевых кораблей и тральщиков, 7 минных заградителей и примерно 175 шюцкоровских катеров. Из всех этих кораблей лишь 5 модернизированных броненосцев береговой обороны, 1 крейсер, 10 миноносцев и все 20 подводных лодок представляли собой реальную боевую силу для действий в открытом море. Однако при действиях в шхерных районах шведы могли широко использовать и остальные корабли своего флота и катера шюцкора.
Эстония и Латвия могли добавить к этим силам еще две средних подводных лодки-заградителя, две малых подводных лодки и около двух десятков мелких вспомогатепьных кораблей и катеров.
В составе Краснознаменного Балтийского флота в середине сентября 1939 г. находились 2 линейных корабля, 1 крейсер, 2 лидера, 9 больших эскадренных миноносцев, 38 больших, средних и малых подводных лодок, 1 надводный минный заградитель, 16 сторожевых кораблей и тральщиков, 29 сторожевых и 62 торпедных катера. Кроме них, 2 бопьших миноносца, 8 подводных лодок, 4 тральщика и 1 канонерская лодка заканчивали приемные испытания и готовились вступить в строй.
Линейные корабли КБФ не имели себе равноценного противника среди кораблей флотов Швеции и Финляндии.
Крейсер "Киров" был быстроходнее и сильнее шведского крейсера "Готланд". Вместе с тем он уступал в калибре артиллерии и в бронировании финским и 3 шведским броненосцам.
Наши лидеры и новые эскадренные миноносцы превосходили скоростью хода и вооружением шведские миноносцы и имели равноценного противника лишь в польских кораблях.
Подводные лодки КБФ и его возможных противников быпи по своим качествам примерно равноценны.
В целом КБФ был сильнее всех своих возможных противников, но испытывап большую нужду в тральщиках, сторожевых кораблях, канонерских лодках и других кораблях, пригодных для сторожевой службы, действий в шхерных и прибрежных районах. В то же время КБФ имея только три подводных лодки-заградителя, в то время как его возможные противники обладали шестнадцатью.
В составе военно-воздушных сил в Финляндии имелось на 1 сентября 1930 г. всего 466 самолетов, в том числе 154 истребителя, 122 бомбардировщика, 131 разведчика и 59 самолетов резерва. Среди этих машин было около 24 гидросамолетов. Лучшими типами самолетов были: по истребителям - "Фок- кер-Д-2Г со скоростью 410-440 км/час, примерно равный по типу нашему самолету "И-16", "Бристоль-Бульдог" со скоростью 340-360 км/час, примерно равный нашему самолету "И-15";
по бомбардировщикам - английские самолеты "Бристоль-Блон- хейм" со скоростью свыше 400 км/час и бомбовой нагрузкой 800 кг, примерно равные нашим самолетам "СБ" и "ДБ-З". Подобных самолетов у финнов было около 40% от общего числа. Остальные самолеты были устаревшими. Специальная подготовка летного состава не была весьма высокой.
У ближайших соседей Союза ССР на Балтийском театре было: у Швеции - 330 самолетов, у Эстонии -150, у Латвии -110 и у Норвегии - 220 самолетов. Самолеты эти были приблизительно такого же качества, как у Финляндии; несколько лучшими данными обладали самолеты Швеции.
Военно-воздушные силы КБФ, имевшие 437 самолетов, совместно с военно-воздушными силами Л ВО были значительно более мощными, чем авиация Финляндии, Швеции, Эстонии и Латвии, вместе взятые. Однако развитая аэродромная сеть давала финнам возможность оперативного маневра и вывода из-под удара своей авиации, чего были лишены военно-воздушные силы КБФ в силу ограниченной аэродромной сети, расположенной в зоне авиационно-тактической внезапности.
Дислокация морские сил различных государств на Балтийском море в начале сентября 1939 г. определялась политической обстановкой и ходом Второй империалистической вой- ны.
Польский флот с самого начала войны оборонял Данциг- скую бухту.
Шведскнй флот отошел из Карлскроны в район Стокгольмских шхер, оставив свои подводные лодки в Карлскроне, видимо, против немцев.
Финляндия расположила главные силы своего флота в районе Гельсинки - Аланд, откуда они в любое время могли быть переброшены в восточную часть Финского залива, где уже находилась часть ее подводных и канонерских лодок, а также минных заградителей.
Таким образом, в Балтийском море создалась напряженная обстановка, чреватая всевозможными провокациями с целью разжечь войну на всем Балтийском театре и вовлечь в нее Союз ССР. Прежде всего, разумеется, можно было ожидать появления подводных лодок "неизвестной национальности" и постановки мин в Финском заливе.
Глубины моря на Балтийском театре позвопяли возможному противнику широко использовать подводные подки и минное оружие.
Краснознаменный Балтийский флот в начале сентября 1939 г. имел всего лишь две базы - Кронштадт и Лужскую губу, расположенные в самой восточной части Финского залива.
В этих условиях нашему флоту необходимо было принять все меры для ликвидации реальной угрозы со стороны подводных лодок и мин, могущих оказаться на подступах к нашим базам.
Гдыня была взята немцами 14 сентября. С ее падением попьский флот потерял свою единственную базу и должен был искать убежища в заграничных портах.
В ночь с 14 на 15 сентября попьская подводная лодка- заградитель "Орел" пришла в Таллинн, и эстонцы объявили об ее интернировании. (Основные элементы подводной лодки "Орел": водоизмещение 1100 тонн, вооружение - 8-533-мм торпедных аппаратов, 40 мин, 1-88-мм и 2-40-мм орудий, скорость хода над водой - 14 узлов и под водой - 8 узлов.)
Уже самый факт прибытия польской подводной лодки в Таллинн вызывал удивление, так как для интернирования лодке было гораздо ближе идти в Стокгольм.
Возможно, было ожидать появления других польских и иных иностранных подводных лодок с провокационной целью и в территориальных водах Советского Союза.
Поэтому Военный совет КБФ вынужден был немедленно приступить к организации охранения подходов к базам КБФ в Кронштадте и Лужской губе и к наблюдению за Финским заливом.
Однако организация дозорной службы у своих баз затруднялась малым числом сторожевых кораблей и тральщиков, бывших в составе КБФ. Поэтому Военный совет КБФ за время с 16 по 21 сентября отдал ряд распоряжений о формировании двух дивизионов тральщиков из 16 судов Северо-западного речного пароходства и двух дивизионов сторожевых катеров из 28 катеров типа "Р" военно-морских учебных заведений и некоторых частей КБФ.
17 сентября в восточной части Финского залива был организован дозор на линии Сейскари - Сойвестэ (Стирсудден) торпедными и сторожевыми катерами флота и катерами 6-го морского пограничного отряда, а водный район до меридиана 27° периодически просматривался самолетами "МБР-2".
Кроме того, на Западном Суурсаарском (Гоглландском) плесе и у маяков Сомери и Нарви в дозоре держались три наших подводных лодки. Самолеты "СБ" производили разведку всего Финского залива до меридиана 22°.
Того же 17 сентября Народный Комиссар Военно-Морского Флота флагман флота 2-го ранга Н. Г. Кузнецов приказал Военному совету КБФ "немедленно приступить к разработке операции по постановке мин заграждения в районе Стирсудден-Ше- пелев", чтобы воспрепятствовать "свободному дроходу подводных лодок и легких сил, до лидеров включительно, к востоку от меридиана 29°" (см. Дело №714, Л.1.).
20 сентября, ночью, между 00.12 и 01.45 минный заградитель "Марти" поставил это минное заграждение по плану, разработанному штабом КБФ.
В линии №1-а против подводных лодок было поставлено 244 мины образца 1908 г. с минным интервалом в 45,7 м (150 фут.) и на углубление 12 м (40 фут.). Однако многие из этих мин стали значительно глубже 16,7-18,3 м (до 55-60 фут. и более),
В линии №1-6 против надводных кораблей и подводных лодок было поставлено 217 мин образца 1912 г. с тем же минным интервалом, но на углубление 3,7 м (12 фут.).
26 сентября вдоль восточной кромки заграждения было выставлено шесть вестовых вех с интервалом в одну милю.
С 20 сентября для охраны поставленного минного заграждения с запада штаб КБФ стал высылать в дозор на Сейс- карский плес один корабль: базовый тральщик, сторожевой корабль или старый миноносец вместо сторожевых катеров типа "МО", несших этот дозор ранее. В тот же день была организована брандвахтенная служба и у ворот бонового заграждения на Большом Кронштадтском рейде.
В связи с общим напряженным положением и постановкой минного заграждения 30 сентября вошла в действие "Лоция военного времени восточной части Финского залива".
Чтобы обеспечить встречу и проводку по фарватерам торговых судов, шедших с запада в Ленинград и обратно, с утра 20 сентября на Сейскарском плесе в районе банки Средней (Ш- 60о09,2\ Д-28°27,0') было выставлено гидрографическое судно "Восток" и организована военно-лоцманская служба.
В эти дни советские войска, отбрасывая слабые части разваливавшейся польской армии, успешно продвигались в Западной Белоруссии и Западной Украине, радостно встречаемые местным населением.
К вечеру 18 сентября стало известно, что "по достоверным сведениям, польские подводные лодки укрываются в портах прибалтийских государств, находя там скрытую поддержку со стороны некоторых правительственных лиц. По сведениям, кроме польских подводных лодок, в этих портах скрываются подводные лодки и некоторых других государств. 18 сентября одна из польских подводных лодок, интернированная ранее в Таллиннском порту, удрала и скрылась в неизвестном направлении. Предполагают, что в данном случае имело место попустительство со стороны эстонских властей" («Известия» №218 (6988) от 1939 г. Это была подводная лодка-заградитель "Орел").
В ответ на протест советского правительства, правительство Эстонии уволило в отставку командующего эстонским флотом и его начальника штаба, косвенно признав этим факт попустительства.
С 19 по 21 сентября был произведен поиск польских подводных лодок по всему Финскому заливу между меридианами 29° и 22°, в котором приняли участие 2 лидера, 7 эскадренных миноносцев, 4 сторожевых корабля и 6 сторожевых катеров типа "МО". В операции принимал участие заместитель Народного Комиссара ВМФ флагман флота 2-го ранга И. С. Исаков. Поиск производился осмотром всего района без прослушивания шумопеленгаторами.
Подводных лодок обнаружить не удалось, но 19 сентября миноносец "Володарский" донес о плававшей мине, замеченной им в двух милях на ост-норд-ост от банки Средняя в широте 60°11,7' и долготе 28°25,5'. Следует думать, что это была мина из оборонительного минного заграждения, поставленного финнами перед Биеркэ.
В связи с ожидаемым прибытием из-за границы в Финский залив нашего теплохода "Сибирь", эскадренные миноносцы "Артем", "Володарский" и "Энгельс" 22 сентября произвели безрезультатный поиск подводных лодок в районе между островом Суурсаари (Гогланд) и меридианом 24е, а самолеты "МБР-2" также безрезультатно искали подводные лодки от Кронштадта до меридиана 25°.
Кроме того, около полудня 22 сентября лидер "Минск" и эскадренные миноносцы "Гордый" и "Сметливый" в районе Ос- муссаар-Палдиски встретили теплоход "Сибирь" и конвоировали его до утра 23 сентября.
Тем временем из сообщений иностранной прессы стало известно, что польские подводные лодки "Семп" и "Рысь" ("Семп" - "Ястреб" - однотипна с подводной лодкой "Орел". Основные элементы подводной лодки "Рысь": водоизмещение - 950 т; вооружение - 6-550-мм торпедных аппаратов, 38-40 мин, 1-100- мм и 1-40-мм орудие, скорость хода над водой - 14 узлов и под водой - 9 узлов) нашли убежище и Стокгольме, а подводная лодка "Орел" была обнаружена 21 сентября у восточного берега шведского острова Готланд.
Вместе с тем 21 сентября радиоразведкой было установлено, что около 12 часов в районе Суурсаари - башня Оррен- грунд находились финские военные корабли, число и тип которых не были установлены.
Все это заставило Военный совет КБФ организовать еще один поиск.
С 24 по 26 сентября лидер "Ленинград" и эскадренный миноносец "Стремительный" произвели поиск подводных лодок, осмотрев Финский залив, среднюю часть Балтийского моря вдоль восточного побережья до Лиепайи (Либавы) и западную половину Рижского залива.
Во время этого поиска 24 сентября при осмотре эстонской бухты Еру-Лахт (Моонвик) и глубине бухты в 14.29 был обнаружен подозрительный силуэт, похожий на подводную лодку.
По силуэту с лидера "Ленинград" было произведено три двухорудийных залпа р дистанции 60 каб. Все залпы легли недолетом.
После этого корабли повернули и вышли из бухты, обстреляв из крупнокалиберного пулемета катера, появившиеся с левого борта.
26 сентября к 22 часам отряд вернулся в Кронштадт.
25 сентября шведское телеграфное агентство сообщило, что еще одна польская подводная лодка "Збик" (Однотипна с подводной лодкой "Рысь") укрылась в шведских водах и будет интернирована. Однако на следующий день, 26 сентября, недалеко от Лужской губы вновь были замечены в разных местах приблизительно в одно и то же время, между 14 и 15 часами, два перископа подводных лодок. Это произошло несмотря на то, что три польских подводных лодки уже были интернированы в Швеции, еще одна 21 сентября была обнаружена у Готланда и 7 октября пришла в Англию, а пятая, последняя лодка, по германским сообщениям была утоплена в районе Данцигской бухты.
Вечером в тот же день было опубликовано сообщение ТАСС о неудовлетворительности объяснений эстонского правительства по поводу исчезновения польской подводной лодки из Таллинна и о начале переговоров "о мерах обеспечения безопасности советских вод от диверсионных действий со стороны скрывающихся в балтийских водах иностранных подводных лодок" («Известия» №224 (6994) 1939 г.).
В силу создавшейся обстановки по приказанию Народного Комиссара Военно-Морского Флота, лично прибывшего в Кронштадт 26 сентября, штаб флота 26-27 сентября разработал план операции для оказания содействия наступлению Красной Армии на Нарвский укрепленный район.
Между тем провокационные действия "неизвестных" подводных лодок продолжались с еще большей наглостью и носили уже не только демонстративный характер.
Так, 27 сентября, около 18 часов, "неизвестной" подводной лодкой в районе Нарвского залива (Ш-59°34,0', Д-27°21,0') был торпедирован и потоплен советский пароход "Металлист" водоизмещением 2952 т, а по радиосообщениям капитана советского парохода "Пионер", 28 сентября около 2 часов при входе и Нарвский залив он был атакован неизвестной подводной лодкой и был вынужден выброситься на камни в районе банки Вигрунд («Известия» №226 (6996) 1939 г.).
Все это усложнило обстановку на Балтийском театре, однако 28 сентября переговоры между Народным Комиссаром Иностранных дел товарищем Молотовым и министром иностранных дел Эстонии Сельтером закончились подписанием пакта о взаимопомощи и торгового соглашения.
В силу заключенного пакта Союз ССР и Эстонская республика обязались "оказывать друг другу всяческую помощь, в том числе и военную, в случае возникновения прямого нападения или угрозы нападения со стороны любой великой европейской державы по отношению морских границ договаривающихся сторон в Балтийском море или сухопутных их границ через территорию Латвийской республики". Эстонская республика предоставила Союзу ССР право "иметь на эстонских островах Сааре- маа (Эзель), Хийумаа (Даго) и в городе Палдиски базы Военно- Морского Флота и несколько аэродромов для авиации, на правах аренды". В целях охраны этих баз и аэродромов Союз ССР получил право держать там ограниченное количество советских наземных и воздушных вооруженных сил.
"Союз ССР не мог допустить, чтобы слабое соседнее государство стало слепым орудием, игрушкой в руках поджигателей мировой воины, и этим подвергло угрозе оборону наших границ. Пакт о взаимопомощи и торговое соглашение между Союзом ССР и Эстонией обеспечивали мир на Балтийском побережье и служили обоюдным интересам договорившихся государств" ("Правда", №271, 1939 г.).
В этот же день, 28 сентября, в Москве был подписан германо-советский договор об установлении границ между Союзом ССР и Германией.
Несмотря на все это, общая обстановка продолжала оставаться напряженной еще несколько дней, вследствие ожидавшегося и Эстонии фашистского путча при поддержке Финляндии и Швеции.
По донесениям наших кораблей, находившихся в море, весь день 28 и 29 сентября финские самолеты усиленно наблюдали за Финским заливом, уделяя особенное внимание его восточной части. 29 сентября, по данным штаба КБФ, около полудня "неизвестная" подводная лодка была обнаружена на переходе из Нарвского залива в губу Кунда, а вечером того же числа шумопеленгаторная станция установила присутствие еще одной подводной лодки в трех милях к западу от Толбухина маяка.
Лишь поздно вечером 29 сентября стало известно выступление президента Эстонии по радио с речью, в которой он сказал, что "Эстония имеет твердое желание не вмешиваться в споры и борьбу между большими государствами", что пакт о взаимопомощи не задевает ее суверенных прав и что "заключенный пакт является важнейшим средством, обеспечивающим мирное сотрудничество эстонского народа и народов Союза ССР" ("Известия" №228 (6998) 1939 г.).
Таким образом, в результате мудрой сталинской политики начался распад антисоветских сил в буржуазных прибалтийских государствах. Под давлением этих фактов правительство Финляндии было вынуждено временно оттянуть свои морские силы, развернутые к этому моменту в восточной части Финского залива.
Действительно, около 23.30 29 сентября гидрографическое судно "Восток", находясь в трех милях на юго-восток от банки Средней, обнаружило неизвестную подводную лодку, прошедшую мимо курсом вест. А рано утром 1 октября в районе плавучего маяка Калбодагрунд наши подводные лодки видели идущие на вест два финских броненосца береговой обороны, три - четыре канонерские лодки и минный заградитель "Лоухи".
1 октября сдался германской армии гарнизон польского укрепленного полуострова Хела. Польский флот потерял свой последний опорный пункт в силу этого перестал существовать как организованная военная сила. Польские лидеры и большие миноносцы, прорвав германскую блокаду, ушли в Англию, а 7 октября, по сообщению агентства Трансоцеан, бежавшая из Таллинна польская подводная лодка "Орел" также прибыла в один из портов Англии.
Это обстоятельство, а также речь президента Эстонии и отход финских кораблей на запад значительно ослабили напряженность положения.
После заключения пакта о взаимопомощи между Союзом ССР и Эстонией, 2 и 3 октября, в Москве начались переговоры с министром иностранных дел Латвии и Литвы о заключении аналогичных пактов.
В результате этих переговоров 5 и 10 октября были подписаны пакты о взаимопомощи между Союзом ССР и Латвией, Союзом ССР и Литвой.
Пакт, заключенный с Латвией, предусматривал право Союза ССР "иметь в городах Лиепайя и Вентспилс базы Военно-Морского Флота и несколько аэродромов для авиации, на нравах аренды... В целях охраны Ирбенского пролива Советскому Союзу предоставлялось право, на тех же условиях, соорудить базу береговой артиллерии на но побережье между Виндавой и Питрагс..." ("Известия" № 232(7002) 1939 г.).
Далее, 10 октября военными делегациями Союза ССР и Эстонии был подписан протокол по вопросу о размещении в Эстонии наземных и воздушных советских войск, и было достигнуто соглашение по морским вопросам.
Это соглашение предусматривало возможность временного базирования наших кораблей на эстонский военный порт Таллинн ввиду того, что порт в Палдиски не был еще готов для базирования значительных сил флота.
В силу этого соглашения, 11 октября в Таллинн пришли первые советские корабли отряда легких сил.
Во второй половине октября в Таллинн были перебазированы 2-й дивизион эскадренных миноносцев в составе лидера "Минск" и эскадренных миноносцев "Гневный", "Гордый" и "Грозящий", 2-я бригада подводных лодок в составе семи подводных лодок типа "Щ", плавучая база "Полярная звезда" и три сторожевых катера Типа "МО". В середине ноября лидер "Минск" был отозван в Кронштадт, а в Таллинн перешли подводные лодки "С-1", "С-2", "С-З" и подводные лодки-заградители "Л-1" и "Л-2".
В Палдиски к 19 октября прибыли 24-й дивизион подводных лодок в составе шести подводных лодок типа "М", ппавучая база "Кронштадт" и 83-й зенитный дивизион на механической тяге в составе трех 76-мм батарей.
Все подводные лодки 1-й и 3-й бригад, базировавшиеся на Таллинн и Палдиски, были подчинены командиру 2-й бригады подводных лодок.
В Лиепайю наши корабли прибыли тут же после подписания морского соглашения с Латвией. С 22 октября там находились крейсер "Киров" и эскадренные миноносцы "Сметливый" и "Стремительный".
Аэродромы для колесных самолетов военно-воздушных сил КБФ в это время на территории Эстонии и Латвии еще отсутствовали. Поэтому в октябре и ноябре 1939 г. удалось перебазировать на западные морские аэродромы в Палдиски, Ки- хельконне (на о. Хииумаа) и Лиепайю только лодочные разведывательные самолеты типа "МБР-2" 10-й авиабригады.
В конце октября в Палдиски и Кихельконну на транспортах "Луначарский" и "Пионер" была доставлена наземная часть 44-й и 15-й авиаэскадрилий. Летный эшелон этих эскадрилий был перебазирован только 12 ноября. В этот день 15 самолетов 44-й авиаэскадрильи из Вейно и 12 самолетов 15-й эскадрильи из Хаболоао по звеньям перелетели в Палдиски. Самолеты 15-й авиаэскадрильи прибыли и Кихельконну около 15 ноября.
Наземный эшелон 43-й авиаэскадрильи и разобранные самолеты в ящиках были доставлены в Лиепайю на транспорте "Луга" 1 ноября, а летный состав приехал в Лиепайю поездом только 15 декабря, то есть уже после начала войны с белофиннами.
В этот же период началась перевозка на транспортах двух 152-мм и четырех 130мм батарей для установки их в Палдиски, на острове Хииумаа и на южном берегу Ирбенского пролива. Но к началу боевых действий ни одна из этих батарей еще не была установлена.
Все силы КБФ, находившиеся в новых западных базах, с 17 ноября были подчинены в оперативном отношении капитану 1-го ранга Алафузову, назначенному заместителем командующего КБФ.
Заключение договора о границе между Союзом ССР и Германией, пактов о взаимопомощи и торговых соглашении между Советским Союзом, Эстонией, Латвией и Литвой значительно улучшило политическое и военное положение Союза ССР на Балтийском море.
Советский Союз получил возможность использования почти незамерзающих портов восточного побережья Балтийского моря: Лиепайи, Вептспилс, Риги и Таллинна, от которых он был искусственно отрезан после окончания империапистичес- кой воины.
Вместе с тем, этими пактами быпа ликвидирована возможность использования прибаптийских стран в качестве плацдарма для организации военного нападения на Союз ССР и на одни из крупнейших и важнейших наших центров - город Ленинград.
Краснознаменный Балтийский флот получил возможность значительно расширить свою операционную зону.
Перебазирование части флота на Таллинн, Палдиски, остров Сааремаа и Лиепайю приблизило силы КБФ к основным коммуникациям и базам возможных противников на Балтийском море и позволило отнести оборону Ленинграда по южному побережью Финского залива далеко на запад.
Несмотря на эго, безопасность наших северо-западных границ и города Ленинграда не была еще полностью обеспечена. Оставапась возможность использования территории Финляндии в качестве плацдарма для нападения на Союз ССР.
Сухопутная граница с Финляндией проходила севернее города Ленинграда, всего на расстоянии 32 км, и только в 20 км от города Кронштадта - главной базы КБФ. Таким образом, и Ленинград, и Кронштадт могли быть обстреляны дальнобойной артиллерией с территории Финляндии и находились под непосредственным ударом с воздуха.
Наши большие корабли могли выходить из Кронштадта на запад только по Большому корабельному фарватеру, между финскими островами Биеркэ, Сейскари, Лавансаари, Нарви, Сомери, Суурсаари и Суур-Тютерсаари. Владея этими островами и опираясь па шхеры Финляндии, противник мог засыпать минами междуостровной район и закрыть нашим кораблям возможность выхода из главной базы КБФ на запад. Кроме того, на острове Биеркэ уже давно была установлена 254-мм береговая батарея Сааренпя, по дальности своего огня почти перекрывавшая проход между нею и островом Сейскари. Далее, Большой корабельный фарватер проходил вплотную у острова Суурсаари. Этот остров по условиям мирного договора с Финляндией не был вооружен, но установка на нем батарей со 152-мм пушками на временных основаниях была впопне возможна. Наличие на острове Суурсаари даже таких батарей, создавало бы большие затруднения для прохода кораблей КБФ через этот район.
Фланкирующее положение финских шхер позволяло противнику, опираясь на них, наносить удары кораблям КБФ на всем протяжении Финского, залива, а западный выход из залива в открытое море находился под ударом сил, базирующихся на шхерный район Аландского архипелага. Вместе с тем существовала возможность проникновения крупных сил флота противника в глубину Финского залива по шхерным фарватерам Финляндии.
Финляндия, подстрекаемая правительствами капиталистических государств, не торопилась пойти на соглашение с Советским Союзом и продолжала принимать чрезвычайные меры по подготовке плацдарма для нападения на Союз ССР с суши и с моря. Только 9 октября финляндское правительство в ответ на наше пригпашение решило послать в Москву своего поспанника в Швеции Паасикиви для обсуждения политических и экономических вопросов между Финляндией, и Союзом ССР.
В силу того, что наиболее вероятно было ожидать дальнейшего осложнения с Финляндией, 10 октября командование КБФ приказано приступить к формированию Ладожской военной флотилии. В тот же день в Шлиссельбург из Ленинграда прибыли одиннадцать катеров типа "Р" из состава вновь сформированного 4-го дивизиона сторожевых катеров, а 13 октября туда же перешпи тихоходные тральщики "Ижорёц-29" и "Ижорец-38", только что закончившие свое вооружение.
В переговорах, начавшихся в Москве 11 октября, правительство Финляндии отказалось заключить пакт о взаимопомощи с Союзом ССР.
Тогда советское правительство для обеспечения безопасности наших северо-западных границ и города Ленинграда предложило отодвинуть на несколько десятков километров на север от Ленинграда советско-финляндскую границу на Карельском перешейке. Затем, чтобы не допустить проникновения морских сил агрессора в Финский залив и обеспечить Краснознаменному Балтийскому флоту выход в открытое море, советское правительство предложило сдать ему в аренду небольшой участок территории Финляндии в районе Ханко для устройства на нем военно-морской базы КБФ, а также уступить Советскому Союзу территорию нескольких финских островов, находившихся в восточной части Финского залива. Просимую территорию предлагалось обменять на вдвое больший участок в Советской Карелии.
Правительство Финляндии не пошло навстречу нашим предпожениям. Оно затягивало переговоры, провело мобилизацию страны и увеличило число дивизий на Карельском перешейке до семи. Французские и английские правящие круги продолжали подстрекать Финляндию к войне, обещая ей быструю и действенную помощь.
23 октября, после кратковременной поездки в Финляндию, в Москву вновь прибыл упопномоченный финляндского правительства Паасикиви, причем вместе с ним для продолжения переговоров прибыл и министр финансов Финляндии Тан- нер.
Но уже 25 октября министерство иностранных дел Финляндии циркулярной нотой поставипо в известность советское правительство о том, что территориальные воды Финляндии от меридиана 29° (маяк Сейвястэ-Стирсудден) на вест до меридиана 21°20' (маяк Утэ) минированы, исключая подходов к Суурсаари, Сомери и маяку Нарви и района, прилегающего к морским путям в Ленинград.
В связи с этим 4-му дивизиону эскадренных миноносцев, базировавшемуся на Таллинн, было приказано с 24 октября одним миноносцем начать нести дозор в средней части Финского залива, между меридианом Гельсинкти и меридианом острова Суурсаари.
Две подводных лодки продолжали нести дозор в устье Финского залива, а три подводных лодки держались в дозоре на западном и восточном Суурсаарских плесах, наблюдая за базой финскою флота в Котка.
31 октября в своем докладе на Пятой внеочередной сессии Верховного Совета Союза ССР товарищ Молотов сообщил депутатам Верховного Совета о позиции Союза ССР и переговорах с Финляндией.
Но уже на следующий день после этого, 1 ноября, министр иностранных дел Финляндии Эркко выступил в Гельсинки с речью, которая являлась призывом к войне с Союзом ССР. Финская и шведская печать вызывающе резко комментировала доклад товарища Молотова. Финская буржуазия явно развязывала воину.
1. Сентябрь и первая половина октября явились периодом крупных побед сталинской политики мира, периодом значительного укрепления международного и военного положения Союза ССР.
В то же время силы, развязавшие в Западной Европе большую империалистическую войну, стремились распространить ее и на Балтийский театр. Они прилагали громадные усилия, чтобы вовлечь в эту воину и Союз ССР. По их указаниям Швеция, Финляндия, Эстония, Латвия и Литва начали прямую подготовку к войне с Советским Союзом. Однако дальнейший ход событий нарушил эти расчеты поджигателей мировой войны.
2. Военный разгром Польши, не получившей никакой военной помощи от Англии и Франции во время германо-польской воины, явился хорошим уроком для Эстонии, Латвии и Литвы и
лишил их всякого желания продолжать политику развязывания войны с Союзом ССР в чужих интересах. На соглашение с Советским Союзом первым пошло эстонское правительство, подписав 28 сентября в Москве пакт о взаимопомощи между Союзом ССР и Эстонией. Этому не смогли помешать ни сосредоточение флота Финляндии в восточной части Финского залива, ни провокационные действия "неизвестных" подводных лодок в Нарвском заливе.
Таким образом, в конце сентября 1939 г. начался распад антисоветских сил буржуазных прибалтийских государств. Сдача последних остатков польской армии, заключение договора об установлении границ между Союзом ССР и Германией, и подписание пактов о взаимопомощи между Советским Союзом, Латвией и Литвой еще более обеспечили возможность сохранения мира на Балтийском театре, укрепив вместе с тем военное положение Союза ССР. Краснознаменный Балтийский флот получил возможность значительно расширить свою операционную зону, а в октябре и ноябре перебазировать часть своих легких, подводных и воздушных сил в Таллинн, Палдиски, Лиепайю и Кихельконну.
3. При всем этом территория Финляндии продолжала оставаться плацдармом, с которого готовилось нападение на Союз ССР.
Правительство Финляндии, поддерживаемое враждебно настроенными в отношении Союза ССР правящими кругами Англии, Франции и Швеции, отказалось заключить пакт о взаимопомощи с Советским Союзом, а также не пошло навстречу и другим нашим предложениям об обеспечении безопасности северо-западных границ Союза ССР и города Ленинграда. Затягивая переговоры, оно произвело мобилизацию страны и увеличило число войск на Карельском перешейке, а 25 октября сообщило о том, что территориальные воды Финляндии в Финском заливе минированы.
Финляндия открыто шла к войне.
Продолжение следует