- 37 - 2001 / 01 - линейные корабли "Richelieu"
- 38 - 2001 / 02
- "Итальянские модификации на бывших немецких кораблях"
- "Германские миноносцы периода второй мировой войны. 9-я флотилия миноносцев в Средиземном море"
- "Проектирование авианосцев в фашистской Германии во время второй мировой войны"
Часть третья - "Две катастрофы в истории американского флота"
- "Голландия. 1939 - 1945 годы. Потери кораблей и судов в период Второй мировой войны"
- 39 - 2001 / 03
- Грибовский В.Ю. "Российский флот тихого океана. 1898-1905. История создания и гибели"
- "Бот Царя Петра ("Нарвский ботик")"
- "Крейсеры с полетной палубой военно-морских сил Соединенных Штатов"
Часть первая - Немецкие миноносцы в Средиземном море
- 40 - 2001 / 04
- Грибовский В.Ю. "Российский флот тихого океана. 1898-1905. История создания и гибели"
- "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах"
- Спрашивали - Отвечаем
- "Боевые действия Краснознаменного Балтийского флота в Период Советско-Финской войны 1939-1940 годов"
Часть 1 - Глава I Балтийский морской театр
- Глава II Подготовка к войне военно-морских сил Финляндии
- Глава III Подготовка к войне Краснознаменного Балтийского флота
- Глава IV Общая обстановка на Балтийском театре к началу воины
- Грибовский В.Ю. "Российский флот тихого океана. 1898-1905. История создания и гибели"
- Спрашивали - Отвечаем
- "Боевые действия Краснознаменного Балтийского флота в Период Советско-Финской войны 1939-1940 годов"
Часть 2
- Грибовский В.Ю. "Российский флот тихого океана. 1898-1905. История создания и гибели"
- "Русский флот и американская судостроительная фирма Вильяма Крампа. Итоги контактов"
"Варяг" сошел на воду с должными ему почестями" - "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах"
- Спрашивали - Отвечаем
- "Боевые действия Краснознаменного Балтийского флота в Период Советско-Финской войны 1939-1940 годов"
Часть 3
- Грибовский В.Ю. "Российский флот тихого океана. 1898-1905. История создания и гибели"
- Гибель «Indianapolis» Трагедия 45-го года
- Грибовский В.Ю. "Российский флот тихого океана. 1898-1905. История создания и гибели"
- "Югославский военный флот. 1918-1941"
- От редакции
- "Боевые действия Краснознаменного Балтийского флота в Период Советско-Финской войны 1939-1940 годов"
Часть 4
- "Линейный корабль "Agincourt"
- "Крейсеры с полетной палубой военно-морских сил Соединенных Штатов"
Линейный корабль «Эджинкорт»
Создание проекта линейного корабля «Agincourt» стало возможным вследствие длительного и весьма напряженного военного и политического противостояния трех латиноамериканских стран - Аргентины, Бразилии и Чили. В немалой степени их соперничество касалось и морских вооружений. В результате этого соперничества бразильское правительство решило усилить свой флот мощным и самым современным кораблем класса дредноут, надеясь этим превзойти флоты своих противников. Поскольку собственная промышленность не могла обеспечить строительство такого крупного корабля, его решили заказать за границей, выбрав для этого английскую кораблестроительную фирму «Armstrong». Эта фирма получила заказ на проектирование линкора, а затем и заказ на его строительство. Как впоследствии оказалось правительство страны не смогло реально оценить финансовые возможности плохо развитой экономически Бразилии, отчего в конце концов линкор и оказался в составе британского флота
Всего на первоначальной стадии проектирования были рассмотрены три эскизных проекта. Они создавались с учетом требований бразильского флота, настаивавшего на вооружении линкора наиболее мощными орудиями из существующих в мире. Именно по этой причине при рассмотрении проектов был выбран второй вариант, предполагавший 16-дюймовые орудия, которые, впрочем, еще не существовали в металле. Вместе с тем бразильцы настаивали на увеличении толщины бронирования по примеру британских линкоров, имевших по большей части 12-дюймовый броневой пояс.
Конструкторы фирмы «Armstrong», в свою очередь, убеждали сделать выбор в калибре артиллерии 14 или 15 дюймов, указывая, что 16-дюймовые орудия еще не производятся. Создание и испытания таких орудий требовало немало времени,
а сами бразильцы настаивали на скорейшем выполнении заказа. Эти противоречия стали причиной споров, но в конце концов выбор пал на первый вариант - наиболее крупный по величине и самый большой по ширине. Услуги по строительству корабля предложили сразу несколько фирм, но фирма «Armstrong», как разработчик проекта, имела преимущественное право и именно она получила заказ на дальнейшее проектирование и строительство.
А тем временем в Бразилии произошли политические перемены. Буквально через несколько месяцев существовавшее бразильское правительство ушло в отставку. Ситуация в стране стала напряженной, и новому правительству понадобилось немало времени и средств для того, чтобы восстановить некоторое подобие порядка в стране. Платежи на постройку перестали поступать, а вскоре и сам заказ был признан слишком большим и дорогостоящим. Правительство Бразилии предложило аннулировать контракт, но обратилось с просьбой рассмотреть возможность постройки линкора по альтернативному, не столь дорогому проекту. Предложение было принято к рассмотрению, и за выполнение задачи взялась группа конструкторов под руководством инженера Д'Эйнкорта (Eustace Tennyson D'Eyncourt), позже ставшего главным конструктором британского флота и начальником Управления кораблестроения (DNC - Director of Naval Construction). Вся группа конструкторов отправилась в Рио-де-Жанейро, имея с собой эскизный проект Д'Эйнкорта, в основу которого были приняты предложения главного конструктора фирмы «Armstrong» Перрета (J. R. Perret, Chief Constructor).
Этот четвертый проект (по существу - вариант третьего), не был столь внушительным по размерам, но зато имел почти такой же вес бортового залпа.
(Данные проекты в процессе рассмотрения претерпели большие изменения, но по ним можно судить о сути требований бразильской стороны и о предложениях со стороны англичан)
1. Бразильский проект (Admiral Alexandrino de Alcenear) | 2. Бразильский проект (Admiral de Bacellar) | 3. Британский проект (J. R. Perret) | 4. Британский проект (Е. Т. D'Eyncourt / Perret) | |
Водоизмещение | 31.600 ts | 30.500 ts | 31.250 ts | 27.500 ts |
Длина | 650 фут (198,1 м) | 630 фут (192,0 м) | 650 фут (198,1 м) | 632 фут (192,6 м) |
Ширина | 92 фут (28,0 м) | 90 фут (27,4 м) | 90 фут (27,4 м) | 89 фут (27,1 м) |
Осадка | 27 фут (8,23 м) | 28 фут (8,53 м) | 29 фут (8,84 м) | 29 фут (8,84 м) |
Скорость | 22 узла | 23 узла | 23 узла | 22 узла |
Вооружение | ||||
Главный калибр | 12 - 14-дм. | 8 - 16-дм. | 10 - 15-дм. (или 16-дм.) | 14 - 12-дм. |
Противоминный калибр | 16 - 6-дм. | 6 - 9,4-дм. | 14 - 6-дм. | 18 - 6-дм. |
14 - 4-дм. | 14 - 6-дм. | 4 - 3-дм. | 12 - 3-дм. | |
Торпедные аппараты | 3 | 4 | 3 | 3 |
Бронирование | ||||
Главный пояс | 12-9-6 дм. | 9 дм. | 9 - 6 - 4 дм. | 9 дм. |
Верхний пояс | 8 дм. | 9 дм. | ||
Батарея | 6 дм. | 6 дм. | 6 дм. | |
Орудийные башни | 10 - 12 дм. | 10- 12 дм. | 12 дм. | 9 дм. |
Проект был уникален в своем роде, так как при довольно большой длине предусматривал наибольшее количество стволов орудий главного калибра, из когда либо установленных на линкорах всего мира. Хотя такое решение не могло не вызвать разного рода дискуссий, проект, получивший обозначение «690А», как ни странно, был вскоре одобрен бразильцами и стал основой для рабочего проектирования.
В сентябре 1911 года дредноут, получивший наименование «Rio de Janeiro», был заложен на стапепе.
В ноябре 1913 года, всего через десять месяцев после спуска корабля на воду, в Бразилии сильно осложнилось финансовое состояние. Страна больше не могла продолжать строительство линкора. Правительство решило выставить линкор на продажу. Торги не были долгими, и у корабля появился новый хозяин - Оттоманская империя, выкупившая его за 2725 тысяч фунтов стерлингов. Еще в период достройки на борту линкора появилось новое имя «Sultan Osman I».
Начало Первой мировой войны изменило судьбу этого линкора еще раз. В самом начале войны он был официально конфискован Королевским флотом Великобритании и 3 августа 1914 года переименован в «Agincourt». В связи с этим пришлось внести некоторые изменения в конструкцию корабля, приспосабпивая его к стандартам британского флота.
До приемки линкора в представителями британского флота на нем были выполнены следующие работы:
1. Два 6-дюймовых орудия, с левого и правого бортов в районе носовой надстройки, были укрыты защитными щитами.
2. Удалены противоторпедные сети.
3. Обе стеньги и брам-стеньги демонтированы.
4. Уменьшены размеры и вылет крыльев мостика.
5. В связи с уменьшением штатного числа шлюпок демонтирована навесная палуба в средней части корпуса. При этом англичане надеялись уменьшить весовые нагрузки, но, как оказалось, экономия в весе составила лишь 82 тонны.
В связи с тем, что фирма-строитель «Armstrong» до начала войны недополучила от Турции часть платежей, английское правительство возместила эту сумму, выплатив 690 тысяч фунтов стерлингов.
Фирма строитель «Armstrong» (Ньюкастль)
Заложен на стапеле 14 сентября 1911 г.
Спущен на воду 22 января 1913 г.
Начало испытаний июль 1914 г.
Готовность 20 августа 1914 г.
Стоимость постройки примерно 2.900.000 ф. ст.
+ Корпус, размеры, оборудование и снабжениеВодоизмещение в порожнем состоянии 24.792 ts
Водоизмещение полное 27.850 ts
Водоизмещение наибольшее 30.860 ts
Водоизмещение наибольшее (1918 год) 31,620 ts
Длина между перпендикулярами 632 фт. (192,63 м)
Длина по ватерлинии 668 фт. (203,60 м)
Длина наибольшая 671 фт. 6 дм. (204,67 м)
Ширина 89 фт. (27,127 м)
Осадка средняя29 фт. 10 дм. (9,093 м)
Высота башен главного калибра над ватерлинией (от нижней кромки)
А 30 фт. 6 дм. (9,296 м)
В 41 фт. (12,497 м)
Р 30 фт. (9,144 м)
Q 30 фт. (9,144 м)
X 24 фт. (7,315 м)
Y 34 фт. 6 дм. (10,525 м)
Z 24 фт. (7,315 м)
Высота смотровых вырезов боевой рубки
от нижней кромки ватерлинии 49 фт. (14,935 м)
Высота носовой дымовой трубы 76 фт. (23,165 м)
высота носового боевого марса 108 фт. (32,918 м)
Высота от киля до палубы батареи 43 фт. (13,106 м)
Полубаркасы (пинасы) паровые 50-футовые 2
Полубаркас (пинас) парусно-гребной 36-футовый 1
Баркасы паровые 36-футовые 2
Баркас моторный 36-футовый 1
Ял моторный 23-футовый 1
Баркас 44-футовый 1
Куттер 30-футовые2
Гиг 30-футовый 1
Ял 16-футовый 1
Спасательные плоты 14-футовые 2
Первоначальная спецификация содержала следующий штат:
Минные (торпедные) катера 56-футовые 1
Полубаркасы паровые 36-футовые 4
Кутеры с вспомогательным мотором 30-футовые 2
Моторная шлюпка 25-футовая 1
150 cwt (7,62 т) 3 основных (2 становых, 1 резервный)
50 cwt (2,54 т) 1 верп
35 cwt (1,778 т) 1 стоп-анкер
14 - 12-дюймовых / 45-калиберных орудий Mk.XIII
в семи 2-орудийных башнях специальной конструкции разработки фирмы "Armstrong"
20 - 6-дюймовых орудий (по проекту 18 орудий)
10 - 3-дюймовых орудий
4 - 3-фунтовых салютных пушки
3 - 21-дюймовых торпедных аппарата
Управление огнем.
Главный пост на боевом марсе фок-мачте (в соответствии с английскими стандартами)
Второй пост в отдельной башенке, снабженный ращающимся механизмом
Дальномеры 8
(1 - в артиллерийском посту на топе фок мачты, 7 - в орудийных башнях)
Прожекторы 7
36-дюймовые боевые 6
(2 - на нижнем мостике носовой надстройки, 2 - на специальной платформе в средней части, 2 - на нижней платформе треногой грот-мачты) 24-дюймовый 1 (на верхней платформе грот-мачты)
Главный пояс в средней части корпуса 9 дм.
Верхний пояс 6 дм.
Главные броневые переборки по краям пояса 3 дм.
Броневые переборки по краям верхнего пояса 6 дм.
Носовая бронепереборка 3дм.
Кормовая бронепереборка 6 - 3 дм.
Кормовой бронетраверз (в самой корме) 2,5 дм.
Полубак 1,5 дм.
Верхняя палуба 1,5 дм.
Главная (средняя) палуба 1,5-1 дм.
Нижняя (броневая) палуба 2,5 - 1 дм.
Барбеты 9-3-2 дм.
Орудийные башни 12 - 10-8 дм.
Казематы противоминной артиллерии 6 дм.
Траверзы казематов противоминной артиллерии 1 дм.
Носовая боевая рубка 12 дм. (верт.) и 4 дм. (крышы)
Коммуникационная шахта 8-3 дм.
Колпак боевой рубки 6 - 4 дм.
Кормовая боевая рубка 9-3 дм.
Коммуникационная шахта 6-2 дм.
Защитные экраны боевых погребов 1 1/2-1 дм.
Паротурбинные агрегаты «Parsons» без редукторов
Количество винтов 4
Котлы «Babcock & Wilcox» 22
Рабочее давление в котлах 235 psi
Площадь поверхности нагрева 78,812 кв. фут
Площадь колосниковых решеток 2,150 кв. фут
Проектная мощность и скорость 34.000 SHP = 22 узла
Запас угля нормальный 1500 ts
Запас угля максимальный 3200 ts
Запас жидкого топлива 620 ts
Радиус циркуляции на скорости 10 узлов 7000 м
Электроэнергетическая установка Динамомашины с паровым приводом 4
Главный радиопост станция Mk I
Резервный пост станция Types 2.34
Пост управления огнем станция Туре 31
по состоянию на 7 августа 1914 года 1109 чел.
по состоянию на 1917 год 1268 чел.
Первоначальные проекты предусматривали следующее вооружение корабля:
проект 1 - двенадцать 14-дюймовых орудий в шести двухорудийных башнях;
проект 2 - восемь 16-дюймовых орудий в четырех двухорудийных башнях;
проект 3 - десять 15-дюймовых орудий в пяти двухорудийных башнях или столько же 16-дюймовых в тех же пяти башнях.
Два первых варианта проекта были предложены бразильским адмиралом де Баселларом (Admiral de Bacellar), третий, предложенный Д. Р. Перретом (J. R. Perret), позже был изменен в соответствии с требованиями бразильских представителей.
Первый проект, вначале одобренный бразильцами, после смены в стране правительства был отклонен по названным выше причинам. Имея очень нестабильное положение в стране и весьма проблемный финансовый бюджет, бразильским адмиралам оставалось только принять предложение сторонников 12-дюймовых орудий, основным доводом которых было уравнивание калибра с уже построенными дредноутами «Minas Geraes» и «Sao Paulo».
Однако количество стволов было решено увеличить до четырнадцати, разместив орудия в семи 2-орудийных башнях. В результате Бразилия получила бы линкор, не имеющий аналогичных себе по мощи бортового залпа.
Артиллерийская система Mark.XIII была сконструирована фирмой «Elswick» и во многом была схожа с 12-дюймовой / 45-калиберной артсистемой Mark.X, установленной на знаменитом «Dreadnought». Однако отдельные составляющие этих систем не были взаимозаменяемы.
Орудия Mark.XIII создавалась специально «Agincourt». Сами орудия, также как и орудийные башни, изготовлялись частным оружейным заводом «Elswick». Похже конструкция Mk.XIII была принята за базовый проект при создании 14-дюймовых двухорудийных башен для линейного корабля «Canada» - бывшего чилийского «Almirante Latorre», также реквизированного англичанами.
Известно, что сами англичане мягко говоря недоумевали, почему бразильцы так легко отказались от своих требований крупного калибра и согласились с 12-дюймовыми орудиями. Однако, если вспомнить о неспокойной обстановке в стране можно понять, что бразильские военные опасались новых политических потрясений и спешили как можно быстрее заключить контракт на строительство линкора - ведь в случае нового изменения политического курса правительство могло и вообще отказаться от заказа линкора. Тем более, что 12-дюймовый калибр для бразильцев имел и свои преимущества - он был уже знаком морякам, отработан в обслуживании и стрельбе, были разработаны методы управления огнем, налажена ремонтная база, имелся запас снарядов и др. Важно отметить, что для «малых» флотов, с небольшими бюджетами, такие факторы имели большое значение, (прим. от перев.)
Конструкция орудия включала тяжелую внутреннюю трубу, составленную из трех частей и скрепленную проволочной обмоткой, «наружную трубу и удлиненный кожух (jacket along). Казенная часть с затором Welin'a наворачивалась по окружности заднего среза трубы.
Обозначение 12745 (30.5 cm) Mark XIII
Проект создан 1910
Принято на вооружение 1914
Вес орудия без затвора 57.711 кг
Полная длина орудия 14,140 м
Длина ствола 13,716 м
Объем каморы 239 куб. дм
Скорострельность приблизительно 1,5 выстр. в минуту
Боеприпасы
Вес снаряда «АРС Mark.VI» (2crh) 386 кг
Длина снаряда 100,8 см
Вес заряда 117 кг ВВ «MD.45»
Начальная скорость 831 м/сек.
Дальность стрельбы
При возвышении 13,5 град 17.236 м
При возвышении 16 град 18.690 м
Пробиваемость брони КС-типа 386-кг снарядом
У дульного среза (869 м/сек.) 16" (406 мм)
7600 ярдов (6950 м) 12" (305 mm)
10.000 ярдов (9144 м) (579 м/сек) 10,6" (269 мм)
Всего было изготовлено 14 орудий, и еще 7 по измененному проекту - внутренняя труба имела единую конструкцию и по толщине сужалась к дульному срезу.
Орудия главного калибра системы Mk.XIII предполагалось разместить в специально спроектированных башнях и барбетах новой конструкции оружейного завода «Elswick». Размещение башен позволяло вести огонь по обеим бортам с очень большим сектором обстрела. Однако возвышенные башни не могли стрелять в нос и в корму в диапазоне 30 градусов от диаметральной плоскости так как воздействием дульных газов могли быть повреждены перископы наблюдения и прицелы в колпаках нижних башен.
Естественно, что такое большое количество орудийных башен не могло не создавать весьма существенных нагрузок на конструкцию корпуса.
В неофициальной обстановке члены экипажа называли орудийные башни по названиям дней недели, начиная (как это принято в Англии) с воскресенья, далее понедельник и т. д.
Характеристики орудийной башни
Тип установки. Two-gun Mount 12in «Special»
Вес установки. 460 т
Возвышение орудий. -3 / +13,5 град.
Угол заряжания +5 градусов
* Во время войны угол возвышения орудий был увеличен до 16 град. Однако сами англичане признавали, что затраченные средства не оправдали себя так как дальность стрельбы увеличилась незначительно.
Чтобы уравновесить колоссальный вес трех башен на квартердеке в корме пришлось подкреплять палубные бимсы снизу специальными продольными связями. При этом приходилось учитывать и резкое возрастание нагрузки на корпус во время стрельбы орудий на один борт.
Конфигурацию надстроек спроектировали весьма своеобразной. Для увеличения секторов стрельбы кормовых орудийных башен на носовых курсовых углах кормовая надстройка и полубак были очень сильно срезаны углом к диаметрали. Также были устроены и носовая надстройка, правда здесь для сохранения площадей служебных помещений срезы были не столь значительны.
Довольно многочисленную противоминную артиллерию корабля составили восемнадцать 6-дюймовых орудий, казематы которых размещались на верхней палубе в надстройке полубака и частично на палубе полубака в надстройках. Эти казематы прикрывались 6-дюймовой броней.
Позже, уже после вступления линкора в строй, побортно от носовой надстройки были добавлены еще два 6-дюймовых орудия, которые для уменьшения весовой нагрузки в качестве защиты получили только защитные противоосколочные щиты. Для передней пары орудий полубак был срезан бортовым уступом, позволяя орудиям вести огонь под большим курсовым углом.
Помимо артиллерии линкор имел также и три подводных торпедных аппарата, два из которых размещались побортно в носовой части корпуса, в специальном отсеке перед носовыми барбетами. Еще один аппарат находился в корме. Но во время войны, по итогам изучения результатов боевых действий, он был удален с линкора.
Можно добавить также, что бразильцы предполагали вооружить новый линкор минными (торпедными) катерами. Однако определенной тактики их использования бразильские моряки не имели и, видимо, предполагали использовать их в благоприятных обстоятельствах.
Принятое решение о вооружении корабля таким большим числом орудий неблагоприятно сказалось на броневой защите линкора. Слишком много веса было отведено для вооружения, отчего вес, выделенный для защиты, оказался строго лимитирован. В результате дредноут получил недостаточное, по мнению англичан, бронирование, которое признавалось намного меньше принятых в английском флоте стандартов. Хотя само расположение броневого пояса и других элементов броневой защиты для такого большого корабля было признано весьма удачным, тем не менее, большие различия в толщине плит и недостаточность самой толщины сильно уменьшали эффективность защиты. И особенно сильно - в районе барбетов орудийных башен и боевых погребов.
Главный броневой пояс толщиной 9 дюймов (225 мм) и протяженностью 365 футов (111,25 м) начинался от задней стороны барбета башни В и продолжался в корму до середины барбета башни Y. Верхняя кромка пояса находилась на уровне главной (средней) палубы. В этой части пояс не имел вырезов, отсутствовали и иллюминаторы.
В носовой части толстая броня переходила в более тонкий 6-дюймовый пояс такой же высоты и протяженностью около 50 футов (15,25 м), далее начинался 4-дюймовый пояс, который продолжался до самого форштевня.
В кормовой части толстая броня также переходила в пояс толщиной 6 дюймов и протяженностью примерно 30 футов (9,14 м) - до окончания барбетов башен. Далее он переходил в 4- дюймовый пояс. Последний не доходил до ахтерштевня и заканчивался траверзной переборкой.
Над плитами главного пояса в средней части корпуса размещался верхний броневой пояс толщиной 6 дюймов, который начинался от задней стороны барбета башни В и продолжался до внутренней стороны барбета пятой башни главного калибра. По высоте он заполнял все межпалубное пространство между главной (средней) и верхней палубами.
Броневые внутренние переборки толщиной 3 дюйма размещались под углом к диаметрали. Они начинались от носового и кормового окончаний главного броневого пояса и примыкали к наружным сторонам концевых барбетов. Броневые переборки верхнего пояса также начинались от окончания пояса и под углом сходились к барбетам орудийных башен.
Размещение горизонтального бронирования по причине строго лимитированного веса было устроено по довольно непростой схеме.
Палуба полубака бронировалась только в районе расположения 6-дюймовой батареи (над ней) и имела здесь толщину 1,5 дюйма.
Верхняя палуба также толщиной 1,5 дюйма бронировалась на протяжении между четвертым и пятым барбетами, прикрывая только машинные и котельные отделения.
Уровень главной (средней) палубы бронировался только в оконечностях вне цитадели - снаружи от броневых переборок. Носовая часть палубы защищалась плитами толщиной 1 - 1,5 дюйма. В корме толщина брони составляла 1,5 дюйма, но бронировалась только часть палубы, прилегающая к барбетам.
Нижняя (броневая) палуба прикрывалась броней в пределах цитадели в горизонтальной части 1-дюймовой броней, а на скосах 1,5-дюймовой броней. В кормовой части, за пределами броневой переборки, уровень броневой палубы прикрывался 25-мм плитами брони.
Горизонтальное бронирование не ограничивалось основными палубами. Два нижних уровня - платформы - также прикрывание в районе боевых погребов броневыми плитами толщиной 25, 38 и 51 мм. А над помещениями рулевых машин толщина брони верхней платформы была увеличена до 2,5 дюйма.
Одними из наиболее уязвимых мест корабля были башенные барбеты. В разных участках барбетов толщина брони варьировалась от 3 до 9 дюймов. И это никак нельзя было сравнивать с принятым в английском флоте стандартом толщины брони барбетов 12 дюймов.
Носовой барбет башни А имел одинаковую толщину брони 9 дюймов выше уровня главной (средней) палубы, но ниже броня утончалась до 3 дюймов.
Барбет башни В прикрывался 9-дюймовой броней выше главной палубы на внешних участках. Ниже брони не имелось вообще. До 3 дюймов броня барбета была утончена и на внутренних участках между полубаком и главной палубой.
Барбеты третьей и четвертой башен имели 9-дюймовую броню выше верхней палубы и только 3-дюймовую между верхней и главной палубами. Ниже главной палубы они также не бронировались.
Пятый барбет над верхней палубой защищался 9-дюймовой броней, а между верхней и главной палубами - все те же 3 дюйма. Под главной палубой толщина брони была еще меньше и составляла 2 дюйма.
Шестой, кормовой возвышенный барбет прикрывался 9- дюймовой броней по всей высоте над главной палубой. Внутренние стороны под этой палубой прикрывалась 3-дюймовой броней. Никакого другого бронирования не имелось.
Последний, седьмой барбет защищался броней аналогично пятому - 9 дюймов над верхней палубой, ниже - 3 дюйма, а под главной палубой - только 2 дюйма.
Защита орудийных башен была более приемлема, хотя тоже признавалась весьма слабой. Лобовая броня башен достигла 12-дюймовой толщины, боковые плиты башен прикрывались 8-дюймовой броней, а задние плиты - 10-дюймовой, в качестве противовеса. Крыши башен защищались хуже. Передние плиты крыш имели толщину 3 дюйма, задние плиты - только 2 дюйма.
Батарея противоминной артиллерии прикрывалась броневыми плитами толщиной 6 дюймов на уровне между верхней палубой и полубаком. Посты управления стрельбой противоминной батареи размещались между 5-м и 6-м орудиями и были прикрыты 3-дюймовыми броневыми плитами.
Боевая рубка была защищена вертикальной 12-дюймовой броней и 4-дюймовой броней на крыше. Палуба рубки имела толщину 3 дюйма. Обзорный колпак боевой рубки прикрывался с боков 6-дюймовой бронёй и горизонтальной 4-дюймовой.
Кормовая рубка была защищалась по бокам 9-дюймовой вертикальной бронёй, палуба и крыша - 3-дюймовой. Коммуникационные шахты над верхней палубой прикрывались 6-дюймовой бронёй, ниже только 2-дюймовой.
В районе боевых погребов корабля находились продольные переборки, а по существу только защитные экраны толщиной 1,5 дюйма снаружи и 1 дюйм между погребами. Боевые погреба средних башен (третья и четвертая) имели отдельные защитные экраны толщиной также 1,5 и 1 дюйм.
Если сравнивать вооружение и защиту дредноута «Agincourt», то можно достаточно уверенно утверждать, что его едва ли можно было назвать полноценно защищенным кораблем.
Определенно можно сказать, что его защитные качества были принесены в жертву наступательным - в частности вооружению. Причем «жертва» оказалась немалая. И именно это решило его дальнейшую судьбу - после окончания войны он не был нужен английскому флоту, так как опыт боев показал необходимость более мощной броневой защиты. К тому же и 12- дюймовый калибр главной артиллерии, несмотря на внушительный вес суммарного бортового залпа на «Agincourt», к тому времени уже не интересовал англичан.
Главную энергетическую установку линкора «Agincourt», составляли турбинные агрегаты системы «Parsons» с прямой передачей (то есть - без редукторов) вращения на 4 валопро- вода и соответственно 4 гребных винта. Турбины высокого давления переднего и заднего хода работали на внешние валы, а турбины низкого давления, также переднего и заднего хода, - на внутренние валы. Механизмы и котлы были изготовлены в мастерских фирмы «Vickers».
Благодаря значительной длине корпуса линкор имел больше отсеков для заполнения топливом и мог принять его больше, чем это предусматривалось нормами английского флота (минимум 1500 тонн). Однако наибольший запас был одинаков с английскими дредноутами того времени - 3500 тонн. Это обстоятельство давало конструкторам надежду, что запас жидкого топлива позволит кораблю иметь дальность ппавания не меньшую, чем у других дредноутов. Действительно, как выяснилось на испытаниях, расчеты конструкторов оказались занижены.
Первая мировая война началась когда линкор проходил ходовые испытания. Они были прерваны на короткое время, пока решались политические вопросы. А когда их продолжили, уже для английского флота, программу сдаточных испытаний было решено сократить. Тем не менее, еще до начала войны представителями верфи были проведены некоторые швартовые и морские испытания механизмов, что позволяет составить достаточно подробные сведения об этом корабле.
Место проведения испытаний - St. Abb's Head. Ветер - 3 балла.
Состояние моря - небольшое волнение. Осадка: носом - 8,153 м, кормой - 8,477 м. Винты - 3-лопастные, диаметр - 2,863 м.
Внешние винты | Внутренние винты | |||
Об. в мин. | На валу | Об. в мин. | На валу | |
Левый борт | 335 | 7238 SHP | 326 | 12.963 SHP |
Правый борт | 332 | 7266 SHP | 321 | 12.622 SHP |
Макс, скорость на мерной миле - 22,42 узла при 40.129 SHP. Макс, усредненная на 8-часовых испытаниях - 20,61 узла при 28.811 SHP и 308,5 оборотах винтов (в среднем).
Осадка: носом - 7,900 м, кормой - 8,153 м. Котлов под парами - 10
Мощность на вапах - 8310 SHP при 199,9 обор, винтов в мин. Скорость - не замерялась.
Расход угля - 2,19 фунта (1,3154 кг) на 1 SHP в час в течение 32-часового пробега.
4/5 полной мощности = 27.200 SHP. 3/5 полной мощности = 20.400 SHP. 2/5 полной мощности = 13.600 SHP. 1/5 полной мощности = 6800 SHP.
Состояние | 1 | 2 | 3 | 4 |
Угол поворота руля | 35 град. | 35 град. | 30 град. | 15 град. |
Перемещение вперед | 587,5 м | 551 м | 574 м | 619,5 |
Тактический диаметр | 583 м | 545 м | 651 м | 779 м |
Оборотов винтов в мин. | 310,5 | 292,5 | 213 | 196 |
Скорость | 20,7 уз. | 20 уз. | 16 уз. | 14,7 уз. |
Проход первых 4 контроль | ||||
ных точек | 52 сек. | 46 сек. | 63 сек. | 82 сек. |
Время разворота руля | 9 сек. | 16 сек. | 10 сек. | 6 сек. |
В целом по данным тех проб, которые были проведены, можно отметить, что результаты испытаний англичанами были признаны вполне удовлетворительными.
Проведенные в 1914 году, еще в период нахождения на верфи, испытания остойчивости и расчеты метацентрической высоты дали следующие результаты:
Осадка средняя м | GM м | Угол макс, остойчивости | Угол потери остойчивости | ||
Состояние А (= | Load) | 8,23 | 1,280 | 35 град. | 58 град. |
Состояние В (= | Deep) | 9,09 | 1,494 | 35 град. | 60-65 град. |
Состояние А - Водоизмещение в полном грузу. Полное снабжение, боеприпасы, 210 т угля в верхних бункерах, 1283 т угля в нижних бункерах, 178 т пресной воды. Состояние В - Водоизмещение с максимальной нагрузкой.
Полное снабжение, боеприпасы, 3200 т угля, 620 т машинных масел разного назначения.
(в составе Королевского флота)
Состояние | Водоизмещение ts | Угол макс, остойчивости | Угол потери остойчивости |
Порожнее (= Light) | 27.020 | 34 град. | 56,8 град. |
По спецификации (= Legend) | 28.840 | 33,5 град. | 59,8 град. |
Макс, нагрузка (= Deep) | 31.620 | 33,5 град. | 61,7 град. |
Внешний вид линейного корабля «Agincourt» несомненно был уникален, уже хотя бы из-за принятого на корабле семибашенного вооружения, больше никогда не применявшегося. Отличительными чертами корабля были также заметная навесная палуба в средней части корабля. Его легко отличимый силуэт нельзя было спутать ни с каким другим британским дредноутом. Необычным было также и расположение кормовых 12- дюймовых башен, которое в дальнейшем на английских линкорах никогда не повторялось.
По британским сведениям корабль, как сообщалось, был весьма удобным для проживания судном с хорошими условиями обитаемости. Роскошная обстановка и различные специальные устройства, заказанные бразильцами, с переходом корабля к англичанам были удалены или заменены на более простые. И тем не менее, служившие на линкоре офицеры отмечали, что условия проживания на «Agincourt» были лучше, чем на многих других британских кораблях.
За время службы на корабле были произведены некоторые перестройки и изменения. Они не носили кардинальный характер, но, тем не менее, изменили как силуэт, так и техническое состояние корабля. Произведенные работы заключались в следующем:
1914 год перед вступлением в Королевский флот.
1. Добавлены два 6-дюймовых орудия с броневыми щитами побортно у носовой надстройки.
2. Удалены прожекторы с прожекторной платформы в средней части корабля. Сама платформа удалена только в 1916 году.
3. Удалены противоторпедные сети.
4. Демонтирована навесная палуба в средней части корабля над орудийными башнями.
5. Брам-стеньги демонтированы с обеих мачт.
6. Снят один из кранов в районе прожекторной платформы в средней части корабля. Позже он был вновь установлен, а затем вновь снят.
1914-15 годы.
1. Добавлены 24-дюймовые сигнальные прожекторы на специальной платформе фок-мачты под марсом поста управления огнем.
2. Устроена дополнительная площадка на прожекторной платформе.
1916 год.
1. С грот-мачты снят кормовой боевой марс с постом управления огнем.
4. Демонтирована тяжелая треногая грот-мачта - удалены подпоры мачты, остановлена только средняя стойка, переделанная в легкую и невысокую мачту.2. Прожекторы с мостика перенесены на площадки в носовой части кормовой надстройки.
3. С грот-мачты демонтированы 24-дюймовые сигнальные прожекторы.
1916-17 годы.
1. Улучшен и расширен носовой пост управления огнем на боевом марсе фок-мачты. Установлены приборы управления огнем 6-дюймовых орудий.
2. 24-дюймовые сигнальные прожекторы перенесены с фок-мачты на нижний мостик.
3. По итогам Ютландского сражения внесены улучшения по использованию приборов управления огнем и прожекторных установок.
4. На главной палубе в районе боевых погребов уложены дополнительные плиты из высокопрочной броневой стали. Добавленный вес составил примерно 70 тонн.
5. Уменьшена высота стеньги на фок-мачте.
6. Удалена грот-мачта. Установлена короткая мачта-тычок на платформе в средней части корабля.
1917-18 годы.
1. На первоначальной прожекторной площадке фок-мачты размещен 9-метровый дальномер.
2. На орудийные башни В и Y нанесены градуированные шкалы разворота башен.
3. В кормовой части боевого марса фок-мачты смонтирован циферблат указания дальности.
4. Два 3-дюймовых зенитных орудия установлены в корме на квартердеке.
5. Некоторые прожекторы опять перемещены для улучшения использования и управления ими.
6. Летом 1917 года на кормовой надстройке смонтирована пара прожекторных площадок. Чуть позднее пара прожекторов добавлена и на носовой надстройке.
7. Удалены прожекторы с передней части кормовой надстройки.
8. В конце 1918 года добавлен дальномер на боевом марсе поста управления огнем фок-мачты.
Во время войны с линкора был удален кормовой подводный торпедный аппарат.
После всех переделок водоизмещение корабля в 1918 году составляло 29.500 ts.
В дальнейшем переделки не производились, и этот силуэт и внешний вид линкор «Agincourt» сохранил вплоть до самой продажи на слом.
Заложен на верфи фирмы «Armstrong Whitworth & Со.» 14 сентября 1911 года как бразильский дредноут «Rio de Janeiro».
22 января 1913 года спущен на воду. На церемонии спуска «крестной матерью» была Хьюит де Баселлар (Madam Huet de Bacellar), супруга бразильского комиссионера.
В январе 1914 года за 2725 тысяч фунтов стерлингов перепродан Турции в связи с тем, что Бразилия оказалась неспособной продолжать строительство такого крупного пинкора. Переименован турецким правительством в «Sultan Osman I»
В июле 1914 года линкор был поставлен в док в Девонпорте в связи со сдачей корабля к испытаниям. Из-за финансовых затруднений с турецкой стороны достройка корабля задержалась, и корабль продолжал оставаться на верфи, находясь под военной охраной. Прибывшей на борт турецкой команде после извинений было предъявлено требование оставить корабль. По другим данным англичане намеренно тормозили передачу корабля турецкой команде, ожидая начала войны и уже тогда намереваясь конфисковать корабль в связи с военным положением.
20 августа 1914 года линкор зачислен в состав британского Королевского Флота. Турецкий экипаж отправлен обратно в Турцию.
Линкор был переименован в «Agincourt» и переведен в Девонпорт. На переходе продолжены испытания корабля.
7 августа 1914 года линкор принят флотской комиссией в Девонпорте. К этому времени корабль еще не был окончательно достроен, и к тому же часть его 12-дюймовых орудий даже не смонтирована.
25 августа «Agincourt» зачислен в состав 4-й эскадры линейных кораблей Гранд Флита.
31 мая 1916 года линкор принял участие в Ютландском сражении. Корабль сделал 144 выстрела из орудий главного калибра.
Оставался в составе Гранд Флита до ноября 1918 года.
В марте 1919 года перечислен в состав Резервного флота. Базировался в Розайте.
С марта 1920 года на линкоре проводился текущий ремонт.
В апреле 1921 года исключен из списков действующего флота.
Некоторое время использовался для экспериментальных целей.
19 декабря 1922 года продан компании «Rosyth Shopbreaking Co. Still». До конца 1924 года оставался в Розайте. В соответствии со статьями Вашингтонского соглашения исключен из списков флота, разрезан надвое и затоплен в течение 24 часов.