- 37 - 2001 / 01 - линейные корабли "Richelieu"
- 38 - 2001 / 02
- "Итальянские модификации на бывших немецких кораблях"
- "Германские миноносцы периода второй мировой войны. 9-я флотилия миноносцев в Средиземном море"
- "Проектирование авианосцев в фашистской Германии во время второй мировой войны"
Часть третья - "Две катастрофы в истории американского флота"
- "Голландия. 1939 - 1945 годы. Потери кораблей и судов в период Второй мировой войны"
- 39 - 2001 / 03
- Грибовский В.Ю. "Российский флот тихого океана. 1898-1905. История создания и гибели"
- "Бот Царя Петра ("Нарвский ботик")"
- "Крейсеры с полетной палубой военно-морских сил Соединенных Штатов"
Часть первая - Немецкие миноносцы в Средиземном море
- 40 - 2001 / 04
- Грибовский В.Ю. "Российский флот тихого океана. 1898-1905. История создания и гибели"
- "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах"
- Спрашивали - Отвечаем
- "Боевые действия Краснознаменного Балтийского флота в Период Советско-Финской войны 1939-1940 годов"
Часть 1 - Глава I Балтийский морской театр
- Глава II Подготовка к войне военно-морских сил Финляндии
- Глава III Подготовка к войне Краснознаменного Балтийского флота
- Глава IV Общая обстановка на Балтийском театре к началу воины
- Грибовский В.Ю. "Российский флот тихого океана. 1898-1905. История создания и гибели"
- Спрашивали - Отвечаем
- "Боевые действия Краснознаменного Балтийского флота в Период Советско-Финской войны 1939-1940 годов"
Часть 2
- Грибовский В.Ю. "Российский флот тихого океана. 1898-1905. История создания и гибели"
- "Русский флот и американская судостроительная фирма Вильяма Крампа. Итоги контактов"
"Варяг" сошел на воду с должными ему почестями" - "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах"
- Спрашивали - Отвечаем
- "Боевые действия Краснознаменного Балтийского флота в Период Советско-Финской войны 1939-1940 годов"
Часть 3
- Грибовский В.Ю. "Российский флот тихого океана. 1898-1905. История создания и гибели"
- Гибель «Indianapolis» Трагедия 45-го года
- Грибовский В.Ю. "Российский флот тихого океана. 1898-1905. История создания и гибели"
- "Югославский военный флот. 1918-1941"
- От редакции
- "Боевые действия Краснознаменного Балтийского флота в Период Советско-Финской войны 1939-1940 годов"
Часть 4
- "Линейный корабль "Agincourt"
- "Крейсеры с полетной палубой военно-морских сил Соединенных Штатов"
Линейные корабли типа «Bayern»
Броневая защита линейных кораблей
По своим оборонительным качествам (всевозможные виды защиты) линкоры типа «Вауегп» стали одними из наиболее хорошо защищенных кораблей периода Первой мировой войны, когда главным боевым средством еще оставались артиллерия и подводное оружие - мины и торпеды. Авиация еще не успела доказать своей эффективности, и, поэтому, конструкторам не приходилось отвлекать значительные веса на горизонтальную защиту против бомб.
Расположение броневой защиты и основные толщины броневых плит линейных кораблей типа «Вауегп» мало отличались от прототипа - кораблей типа «Konig».
Структурно система броневой защиты включала:
- Бронированная цитадель (в том числе главный пояс по ватерлинии, броневые траверзы и главная броневая палуба);
- Легкая вертикальная бортовая и горизонтальная броневая защита в оконечностях;
- Горизонтальное бронирование верхних палуб;
- Защита орудийных башен и барбетов главного калибра;
- Защита казематов противоминной артиллерии;
- Местное бронирование, включая защиту постов управления кораблем и артиллерией;
- Противоторпедная броневая переборка.
Помимо брони и внутреннего деления на отсеки оборонительные (защитные) средства корабля включали конструктивную подводную защиту и топливные бункеры в районе отсеков энергетической установки.
Бронированная цитадель являлась основным компонентом системы защиты и прикрывала главные жизненно-важные отсеки корабля - боевые погреба и энергетическую установку.
Главный броневой пояс линкоров располагался между шпангоутами 30,5 и 117,5 (отсеки III - XIII) на протяжении примерно 117 метров. Броневые плиты пояса навешивались в один ряд, без стыкового паза по ватерлинии. Нижней кромкой они крепились на броневом шельфе на глубине 1,7 метра от ватерлинии и, несколько выше стыкуясь со скосами броневой палубы, подпирались бимсовыми кницами. Верхней кромкой плиты пояса упирались в бимсы промежуточной палубы - на высоте 2 метра от ватерлинии. Таким образом, высота плит главного пояса равнялась 3,7 метра. Вес плит бортового пояса полностью воспринимался крепежными броневыми болтами, распределенными с шагом 610 мм в продольном направлении и 760 мм в вертикальном направлении.
Помимо этого ниже плит главного броневого пояса поверх обшивки был навешен дополнительный, тонкий и очень узкий пояс.
Выше главного пояса на таком же протяжении имелся верхний броневой пояс, плиты которого имели высоту 2,13 метра и опирались на бимсы промежуточной и батарейной палуб.
Стыковые кромки плит главного и верхнего поясов были обработаны так, что плиты главного пояса создавали дополнительный упор для плит верхнего пояса. После обследования Линкора "Baden" в начале 20-х годов англичане особенно отмечали весьма тщательную механическую обработку броневых плит и превосходную пригонку их стыков. Интересно также отметить, что эти броневые плиты имели очень большие размеры - при уже указанной высоте их длина равнялась 7,62 м.
Внутри цитадели, на расстоянии 4 метров от бортов были устроены специальные продольные противоосколочные переборки с броней толщиной 30 мм. Но внизу, на высоте около метра от стыка плоской и скошенной частей броневой палубы, толщина брони увеличивалась до 80 мм за счет продолжавшейся вверх 50-мм противоторпедной переборки.
Оконечности брони главного и верхнего поясов противоположных бортов соединялись поперечными траверзными броневыми переборками.
Броневые плиты, как поясные, так и траверзные изготавливались из закаленной никелевой брони крупповским методом цементации. Плиты навешивались на местах поверх деревянной тиковой подкладки толщиной 50 мм.
Толщина плит главного пояса равнялась 350 мм, но с половины своей высоты, примерно от района ватерлинии корабля, плиты постепенно утончались вниз, и на уровне броневого шельфа, по нижней кромке, имели толщину только 170 мм. Узкий пояс тонкой брони ниже плит главного пояса имел толщину 28 мм. Броня верхнего пояса имела толщину 250 мм.
Толщина брони траверзов не была одинаковой. Рядом с барбетами, в пределах противоторпедных переборок корабля, она равнялась 200 мм на уровне верхнего пояса и 300 мм ниже
- до броневой палубы. Ближе к борту, от противоторпедных переборок, толщина траверзов уменьшалась соответственно до 170 и 200 мм.
Главная броневая палуба в пределах цитадели размещалась практически на уровне ватерлинии и имела толщину 30 мм как в горизонтальной части, так и на скосах. Сами скосы начинались в 4 метрах от борта и опускались вниз, к броне главного пояса под небольшим углом - только 21 градус, причем главный броневой пояс несколько заходил за нижнюю кромку броневой палубы. Уже после войны, во время обсуждения конструкции линкора "Baden", английский инженер-кораблестроитель Бассет (G. A. Basset) указал на эту особенность, заметив при этом, что благодаря такому решению плиты пояса не опирались на скосы палубы - как это было сделано на британских "Royal Sovereign". Сами же немцы объясняли выбор такого расположения брони тем, что хотели избежать "нарушения непрерывности наружного набора и обшивки, являвшегося источником слабости в поперечном направлении".
Для изготовления плит броневой палубы применялась твердая нецементованная броневая сталь с небольшим процентным содержанием никеля. Плиты палубы укладывались поверх настила из мягкой судостроительной стали толщиной 20-30 мм.
Оконечности кораблей, вне цитадели прикрывались более тонкой бортовой броней. Бортовые и траверзные плиты изготавливались из закаленной цементованной крупповской брони. Плиты навешивались на корабль поверх деревянной тиковой подкладки толщиной 50 мм. Для горизонтального бронирования применялась твердая нецементованная броневая сталь с уменьшенным содержанием никеля.
В носовой части от шпангоута 117,5 до шпангоута 137 (это примерно в 14 метрах от форштевня) толщина брони составляла 200 мм выше ватерлинии и 150 мм ниже. Далее до форштевня толщина брони равнялась только 30 мм. По высоте бортовая броня в носовой части почти на метр не доходила до настила батарейной палубы, опираясь на кницы палубных бимсов. Это позволило устроить в бортах выше плит иллюминаторы для вентиляции расположенных на этой палубе жилых помещений. Ниже ватерлинии броня углублялась до уровня главного пояса в районе главного бронетраверза, но далее нижняя кромка брони постепенно поднималась к форштевню.
Переборка на шпангоуте 137 была сделана броневой для прикрытия расположенных за ней помещений носовых подводных торпедных аппаратов. Толщина брони переборки равнялась 140 мм. Переборка опускалась на один уровень ниже броневой палубы.
Броневая палуба в носовой части была плоской. Она начиналась от главного бронетраверза и продолжалась в нос до самого форштевня. Однако уровень ее был несколько ниже ватерлинии. Толщина брони палубы равнялась 30 мм.
В кормовой части, от ахтерштевня до шпангоута 5 (примерно 6 метров длины) брони не имелось вообще. Далее бортовая броня до шпангоута 18 имела толщину 170 мм (ниже броневой палубы 120 мм), а затем до кормового бронетраверза соответственно 200 (и 150) мм. По высоте броня немного не доходила до настила промежуточной палубы, опираясь на кницы палубных бимсов. Как и в носовой части, это позволяло устроить иллюминаторы для жилых помещений на броневой палубе в корме. Нижняя кромка брони углублялась до уровня главного пояса, но ближе к корме постепенно поднималась вверх в соответствии с обводами кормовой части.
Для прикрытия помещений механизмов рулевого управления переборка по шпангоуту 5 была защищена броней толщиной 170 мм над броневой палубой и 120 мм ниже. Плиты брони укладывались с некоторым наклоном от кормы в нос.
В отличие от носовой бронепалубы в кормовой части она не была плоской, а сохранила скосы к бортам, которые более лучшим образом прикрывали помещения механизмов рулевого управления. Палуба начиналась от главного кормового бронетраверза и продолжалась в корму до переборки на 5-ом шпангоуте. Причем броня настилалась на том же уровне, что и внутри цитадели (то есть на уровне ватерлинии), но в самой корме она несколько скатывалась вниз. Толщина брони палубы равнялась 50 мм между шпангоутами 23 и 30,5. Затем она утолщалась до 100 мм (до шпангоута 11) и до 120 мм (над самим помещением рулевых машин, между шпангоутами 5 и 11).
Помимо основной броневой палубы бронировались также еще две палубы. При этом следует отметить, что плиты палуб обычно укладывались поверх обычного настила из мягкой судостроительной стали толщиной от 8 до 30 мм. Для изготовления броневых плит палубы применялась твердая неце- ментованная броневая сталь с ограниченным процентным содержанием никеля.
Верхняя палуба бронировалась только над батареей противоминной артиллерии и имела толщину 30 мм непосредственно над орудийными казематами и 40 мм в середине корабля, в пределах продольных переборок казематов, а также между носовыми барбетами.
Бронировалась также батарейная палуба. В пределах казематов она имела толщину 20 мм, вне батареи, включая уступы орудийных портов и промежуток между вертикальной казематной и поясной броней - 30 мм.
Артиллерии главного калибра защищалась наиболее толстой броней. Толстые плиты вертикальной и наклонной брони башен и барбетов изготовлялись из закаленной цементованной брони Круппа, а для защиты крыш башен применялась мягкая нецементованная никелевая броня Круппа. Тонкая броня барбетов и палуб башен изготовлялась из броневой стали с ограниченным содержанием никеля.
Стыки броневых плит барбетов соединялись в шпунт и имели позади накладки толщиной около 50 мм. Вся барбетная
броня не имела жесткого соединения с конструкциями набора корпуса корабля. Барбеты орудийных башен в наиболее важных местах, перед которыми не имелось никакой дополнительной броней (поясной, траверзной или иной), имели толщину 350 мм - это были участки барбетов со стороны оконечностей, боковые, а также части барбетов выше открытой палубы. Ниже броня барбетов постепенно утончалась - 200 мм до уровня промежуточной палубы, и 80-40 мм ниже. Участки барбетов, обращенные к середине корабля, прикрывались более тонкой броней - 250 мм в открытых местах и 170 мм и 80-40 мм соответственно ниже. Под главной броневой палубой никакой брони для защиты подбашенных помещений не имелось. Для сравнения можно указать, что наибольшая толщина брони барбетов на линкорах типа «Konig» равнялась 300 мм.
Орудийные башни новых линкоров также защищались более толстой броней, чем на их предшественниках, линкорах типа «Konig» (данные в скобках).
Фронтальная вертикальная броня 350 (300) мм
Боковая вертикальная броня 250 (250)мм
Задняя вертикальная броня 290 (150) мм
Горизонтальная часть крыши 100 (80) мм
Передняя скошенная часть крыши 200 (200) мм
Боковые скошенные части крыши 120-130 (110) мм
Днище башен вне барбетов 70 (70) мм
Для защиты и размещения противоминной артиллерии была устроена специальная батарея, протяженность которой ограничивалась центрами барбетами башен «А» и «С» (шпангоуты 46 и 114). На краях батареи, в оконечностях, вертикальная бортовая броня под углом сближалась с барбетами башен, увеличивая этим сектора стрельбы крайних орудий.
Со стороны бортов батарея прикрывалась 170-мм казематной броней из закаленной никелевой стали. Вертикальная броня батареи была установлена на расстоянии примерно 1,5 метра от борта. Амбразуры орудийных портов казематов прикрывались 80-мм цилиндрической броней, изготовленной из-за своей сложной конфигурации из твердой нецементованной никелевой брони Круппа. Внутри батарея разделялась на отдельные казематы продольными и поперечными противоосколочны- ми броневыми переборками из обычной судостроительной стали толщиной 20 мм.
Палубы над и под казематами были также бронированы (см. раздел «Бронирование верхних палуб»).
Командная боевая рубка на новых линкорах конструктивно почти не отличалась от рубок всех немецких дредноутов. Так же как на них рубка по высоте разделялась бронированной 50-мм противоосколочной палубой на два уровня. Посты управления огнем и управления кораблем отделялись друг от друга вертикальной бронированной переборкой. Пост управления огнем, расположенный со стороны кормы, был как бы окружен кольцеобразным постом управления кораблем. Рубка была достаточно широка (почти 5 метров), чтобы из нее можно было смотреть прямо на корму мимо передней узкой дымовой трубы. При этом артиллерийский пост верхней частью несколько возвышался над постом управления кораблем. В этом возвышении, в броневых стенках были прорезаны смотровые щели для наблюдения за боевой обстановкой. Поверх крыши поста размещался управляемый изнутри главный дальномер.
Через специальную шахту боевая рубка соединялась с центральным командным и артиллерийским постами ниже броневой палубы. Попасть в рубку можно было только через открывающуюся наружу бронированную дверь или из нижних постов через шахту.
Стыки броневых плит боевых рубок, как и броня барбетов башен, соединялись в шпунт и имели подкладку толщиной около 50 мм. Толщина брони постов управления на наиболее важных участках - с носа и с боков - равнялась 350 мм, а на возвышении артиллерийского поста броня была утолщена до 400 мм. Со стороны корма плиты брони имели толщину 250 мм. Крыша артиллерийского поста защищалась плитами в 100 мм, а крыша поста управления кораблем - более толстой 180-мм броней. Такая разница в защите верха боевой рубки объяснялась тем, что снаряд противника, попавший в крышу артиллерийского поста, с большой долей вероятности, мог бы отразиться после рикошета. В то время как при поражении крыши поста управления кораблем, снаряд, даже после рикошета ударился бы в возвышающиеся стенки артиллерийского поста и взорвался бы.
Основание боевой рубки, представлявшее собой нижний ярус с размещенными там различными боевыми постами, прикрывалось более тонкой 170-мм броней вплоть до уровня верхней палубы, которая внутри основания настилалась 60-мм броневой сталью. Проходившая внутри коммуникационная шахта защищалась 70-мм цилиндрической броней, но ниже верхней палубы и до самого центрального поста толщина брони на ней была увеличена до 200 мм.
Кормовая боевая рубка - резервный пост управления - защищалась не так основательно. Вертикальная 170-200-мм броня по окружности самого помещения, 80-мм крыша и 50-мм палуба рубки дополняли защиту. Коммуникационная шахта этой рубки прикрывалась 170-мм броней, но в нижней своей части, приближаясь к главной броневой палубе, утончалась до 70 мм.
В целом, о броневой защите линейных кораблей типа «Bayern» можно определенно сказать, что ее направленность строго определялась на противодействие вражеским снарядам в артиллерийском сражении на средних дистанциях, характерных для погодных условий Северного моря. Предельные дистанции боя в расчет практически не принимались, поэтому толщины броневых палуб подбирались исходя из того, что крутизна траектории снарядов на излете не будет столь значительной, как в бою на предельных дистанциях. Нелишне указать, что броневые палубы также предназначались для противодействия только снарядам - фактор боевой мощи авиации и защита от авиабомб при проектировании кораблей абсолютно не учитывался. Учитывая, что траектории снарядов противника не будут сильно крутыми конструкторы линкоров типа «Вауегп» сделали толщины броневых палуб несколько меньше, по сравнению с британскими дредноутами. Эта точка зрения немецких проектантов легко обнаруживается при сравнении технических характеристик линейных кораблей и предыдущих типов.
Англичане в своих исследованиях, проведенных после подъема в Скапа-Флоу «Baden», также отметили эту особенность, в подтверждение чего приводились следующие сведения о распределении брони:
«Baden» | «Royal Sovereign» | |
Вертикальная броня | 21,8 % | 19,8 % |
Горизонтальная броня | 7,2 % | 9,6 % |
Подводная защита | 2,6 % | 2,3 % |
Здесь, правда, следует отметить, что они несколько ошиблись в своих расчетах, принимая за общий вес броневой защиты (без учета вращающейся брони башен - по 310-320 тонн - и брони боевой рубки) на «Baden» всего 9330 тонн (вертикальная - 6200 тонн, горизонтальная - 2050 тонн и прочая - 1080 тонн), в то время как согласно спецификации общий вес брони кораблей типа «Вауегп» (исключая вращающуюся броню орудийных башен) составил 11.610 тонн, что соответствовало 40,6 % от конструктивного водоизмещения. И тем не менее, англичане правильно отметили общую направленность в броневой защите немецких кораблей.
Во время послевоенного обсуждения конструкции линкора "Baden" английский кораблестроитель Д'Эйнкорт (Е. D'Eyncourt) отрицательно высказался о качестве немецкой брони. По его словам, проведенные исследования показали, что качества немецких судостроительных сталей ни в чем не уступают английским. Однако этого нельзя было утверждать в отношении брони - "при производстве опытных стрельб по линкору "Baden" германская броня не выдержала практического испытания обстрелом, который, согласно английским техническим условиям, должны была выдерживать английская броня". Д'Эйн- корта объяснял это тем, что во время войны в условиях блокады немцы не смогли обеспечить надлежащее качество из-за острого дефицита редких металлов, например, никеля и др. Трудно судить, насколько были верны эти суждения. Несомненно, что их нельзя не учитывать, но с другой стороны нелишне вспомнить, что дискуссия велась публично, доклад о ней публиковался в открытой печати, а участвовавшие в ней английские инженеры являлись, несомненно, стороной заинтересованной.
Тогда же англичане отметили и практически полное отсутствие изменений в системе бронирования после Ютландского боя. Такой вывод был сделан ими на основе изучения проектов однотипных недостроенных кораблей и сравнения их с «Baden». Впрочем, они справедливо отметили, что защита немецких линкоров от артиллерийского огня в этом бою вполне оправдала себя, показав правильность пути, выбранного немецкими конструкторами, и не требовала внесения кардинальных изменений.
Конструктивная защита разрабатывалась с учетом противодействия существующим боеприпасам подводного действия. При этом считалось, что в ближайшем будущем не произойдет существенного роста в увеличении мощности торпедного и минного оружия. Большое внимание, как и при разработке, броневой защиты, уделялось на противодействие взрывам артиллерийских снарядов, проникновение которых в отсеки подводной защиты не исключалось даже на средних дистанциях боя - при падении снаряда недолетом у самого борта на сравнительно крутой траектории.
Как и на предыдущей серии линкоров, основным компонентом конструктивной защиты являлась противоторпедная переборка, толщина которой была увеличена до 50 мм по сравнению с предшествующими кораблями типа «Konig». По протяженности противоторпедные переборки, как и сами отсеки подводной защиты, были устроены на каждом борту в пределах концевых орудийных башен и ограничивались траверзными броневыми переборками. Но в носовой части переборка была забронирована и на протяжении отсеков подводных торпедных аппаратов. На всем своем протяжении защитная переборка проходила вдоль стрингера VI, а по высоте начиналась от двойного дна и поднималась на 1 метр выше главной броневой палубы.
Снаружи противоторпедной переборки были устроены защитные отсеки (Schutzbunker), заполненные углем. Их ширина составляла 1,8 метра. А между переборкой бункеров и самим бортом были устроены пустые отсеки (Wallgang), шириной 2,1 метра в районе миделя и несколько меньшей ближе к оконечностям. Пустые отсеки у борта выполняли роль камеры расширения взрывных газов и за счет своей ширины поглощали большую часть энергии взрыва. Угольные бункеры являлись зоной разрушения, и поглощали остаточную часть взрывной энергии. Немецкое военно-морское командование очень долго придерживалось взглядов о большой эффективности угля в защите корабля - при воздействии взрывной волны уголь легко крошился, поглощая энергию взрыва, и за счет заполнения пустот между кусками хорошо уплотнялся. Помимо этого, уголь хорошо задерживал движение осколков боеприпаса и оторвавшихся обломков корпусных конструкций, предохраняя от них противоторпедную переборку, которая, как считапось, даже в случае ее деформации сможет выдержать без разрывов всю непогашенную энергию. Но "угольная защита" имела и свои недостатки, главный из которых - необходимость прорезать отверстия в нижней части противоторпедных переборок для перегрузки угля в котельные отсеки. Помимо этого, приходилось проделывать отверстия и в поперечных переборках отсеков подводной защиты для перевозки угла на специальных тележках к перегрузочным вырезам. Как бы хорошо не задраивались в случае необходимости эти отверстия, вездесущая угольная крошка и пыль не позволяла закрывать их полностью герметично и надежно. Да и сами отверстия во всяком случае ухудшали надежность защиты.
В целом же, конструктивно подводная защита не отличалась от принятой на всех немецких дредноутах, за исключением, конечно, размеров отделений и толщин конструкций.
Спецификация при проектировании кораблей предусматривала размещение противоторпедных сетей вдоль бортов, но к моменту достройки линкоров было принято решении о их удалении со всех линкоров-дредноутов немецкого флота, включая и тип "Bayern".
Продолжение следует.