Характеристика и описание устройства батареи Биэркского укрепленного сектора и батареи на мысе Ристиниеми укрепленного района Виипури сводились к следующему.
По разведывательным данным было известно, что в южной части о. Биэрке и в северо-западной части о. Торсаари находились 254-мм четырехорудийные батареи, а в бухте Хумалиоки - 152-мм батарея.
Считалось также, что на мысе Ристиниеми находится 152-мм береговая батарея. Точные координаты мест батарей не были известны.
Дальность стрельбы 254-мм батарей принималась равной 110-115 каб., а 152-мм - 70 каб.
В действительности же, по материалам специальной комиссии, работавшей уже после войны, оказалось следующее.
В северо-западной части о. Торсаари находилась 152-мм трехорудийная батарея с дальностью стрельбы 90 каб.
В южной части о. Биэрке была 254-мм шестиорудийная батарея с точечным расположением орудий, с дальностью стрельбы 135 каб. (см. рисунок). В юго-восточной части острова на месте бывшей русской 254-мм четырехорудийной батареи стояла 152-мм двухорудийная батарея.
Кроме того, на мысе Ристиниеми находилась не 152-мм, а 305-мм двухорудийная батарея.
В связи с тем, что все операции эскадры КБФ против Биэркского укрепленного сектора фактически свелись к обстрелу 254-мм батареи Саарения, сообщим о ней краткие сведения.
254-мм шестиорудийная батарея была расположена в южной части острова Биэрке, на скате, обращенном к морю и покрытом лесом, примерно в 800 м от берега.
Орудия были размещены в отдельно разнесенных блоках, на расстоянии 175-325 м одно от другого. Линейность расположения орудий не была соблюдена. Каждое орудие стояло в железобетонном дворике, диаметром 13,5 метров. Длина фронта батареи с запада на восток была 1000 м, а с юга на север - 500 м. Батарея имела на вооружении горизонтальный базовый дальномер Лауница. Но, так как батарея не имела приборов, вводящих поправки на разнос орудий, ее огонь не мог быть действенным, потому что в таких случаях бывает большой эллипс рассеивания.
В тылу батареи, на расстоянии 300 м от четвертого орудия, находился командный пункт, который представлял собой железобетонную вышку высотой 18 м.
Горизонт был виден только с командного пункта. От орудия горизонт виден не был.
Батарея была хорошо замаскирована с моря, с воздуха и с суши. Ее орудия можно было обнаружить только по вспышкам выстрелов и с большим трудом посредством аэрофотосъемки. Между двориками, несколько отступив от фронта батареи, располагались склады боезапасов и подсобные помещения. Часть снарядов хранилась непосредственно на открытом воздухе рассредоточено.
Из изложенного выше становится очевидным, что батарея находилась не в том месте, где предполагали, и что она имела не четыре, а шесть орудий.
Считалось, что она находилась на месте бывшей русской 10-дюймовой батареи, то есть там, где противник поставил 152-мм двухорудийную батарею.
Кроме того, орудия были расположены в небольших двориках, представлявших собой точечные цели, о чем нам также не было известно. Это расположение требует специальной организации подавления батареи, которое «должно производиться во взаимодействии с авиацией, причем средства атаки должны быть рассчитаны таким образом, чтобы ни одно из орудий батареи не оставалось без воздействия. При соответствующей обстановке и надлежащем обеспечении стрельба, как правило, производится с якорной позиции (шпринг или верп). При этом необходимо обеспечить каждому стреляющему кораблю непрерывную корректировку» (Боевой устав морских сил РККА 1937 г., статья 342, пункт 3 новой редакции).
Против батареи Саарения наша эскадра и авиация провели большое число операций. Первая из них состоялась 10 декабря 1939 г.
Приказом от 9 декабря командующий флотом поставил командующему эскадрой задачу - поддержать левый фланг 123- й стрелковой дивизии в районе Биэрке с одновременным подавлением батарей Саарения, Торсаари и предполагаемой батареи на мысе Сейвестэ. Эскадре были приданы дивизион канонерских лодок, три сторожевых корабля, четыре тральщика и шесть катеров-охотников.
В том же приказе авиации была поставлена задача обеспечить операцию и подавить указанные батареи.
Вследствие плохих метеорологических условий авиация не могла принять участие в операции 10 декабря, но, воспользовавшись кратковременным улучшением погоды, в ночь на 10 декабря атаковала шестью самолетами 254-мм батарею Саарения.
Рано утром, в 05.45, 10 декабря из Главной базы вышли два эскадренных миноносца «Володарский» и «Энгельс» и направились в район маневрирования эскадры для разведывательного траления.
Около 8 часов того же дня эскадра в составе линейного корабля «Октябрьская революция», лидеров «Минск» и «Ленинград», двух эскадренных миноносцев «Стерегущий» и «Артем» и трех сторожевых кораблей «Вихрь», «Буря», «Циклон» вышла из Главной базы для выполнения задания. Впереди по курсу эскадра имела четыре тральщика.
На борту линейного корабля находился заместитель Народного Комиссара ВМФ флагман флота 2 ранга И. С. Исаков.
От Кронштадта на запад, до меридиана маяка Толбухин, море было покрыто тонким льдом. Ветра не было. Видимость не превышала 60 каб. Небо было покрыто сплошными облаками, высотой 200-300 м. Температура воздуха была -10 градусов.
За кромкой льда к линейному кораблю присоединились шесть катеров-охотников типа «МО». Корабли эскадры, поставив параваны, построились в ордер №21.
От эскадры отделился отряд лидеров с эскадренным миноносцем «Стерегущий» и пошел на позицию для обстрела батареи на о. Торсаари.
Эскадра прошла фарватером №1, имея скорость хода 12 узлов, и в 10.51 легла на боевой курс 279°. Расстояние до батареи было около 120 каб. Остров не был виден, и поэтому командование приняло решение обстрелять батарею по способу стрельбы по площади.
Самолеты-корректировщики вследствие плохого состояния погоды не могли действовать.
Эскадренные миноносцы «Володарский» и «Энгельс» к этому времени закончили траление, не обнаружив мин, и вступили в охранение линейного корабля к югу и западу от него в расстоянии 25 каб.
В 10.57 линейный корабль с дистанции 102 каб. открыл огонь по предполагаемому месту батареи Саарения. Огонь велся из 305-мм орудий фугасными снарядами. Залпы были двухорудийные. В 11.29 линейный корабль, произведя 17 залпов, прекратил огонь. В 11.45 он повернул на обратный курс 99° и с дистанции 82 каб. вновь открыл огонь по батарее. В 12.11 на дистанции 86 каб. линейный корабль закончил обстрел. На втором галсе он произвел 13 двухорудийных залпов. Батарея противника не отвечала.
В 12.17 при повороте эскадры на новый курс сторожевой корабль «Вихрь» видел за кормой всплески одного трехорудийного залпа с недолетом около 12 каб.
В 12.38 эскадра легла на курс 90° и пошла в Главную базу. Противодействия со стороны авиации и подводных лодок противника не было.
Трудно было предположить, чтобы в результате этого обстрела был нанесен какой-либо материальный ущерб противнику, потому что, во-первых, как впоследствии выяснилось, обстреливали не то место, где в действительности находилась батарея, и, во-вторых, остров не был виден, и стрельба не корректировалась.
Однако, как это стало известно после войны, при обстреле осколком снаряда было повреждено дуло орудия №6, которое до конца войны больше не действовало. Личный состав этого же орудия был выведен из строя.
Линейный корабль маневрировал на траверзных курсовых углах. Маневрирование на этих курсовых углах резко повышает процент возможного проникновения неприятельских снарядов внутрь корабля в целом виде.
В то время как линейный корабль обстреливал батарею Саарения, отряд лидеров с эскадренным миноносцем «Стерегущий», отделившись от эскадры, пришел на позицию для обстрела батареи на о. Торсаари. Позиция находилась к зюйд-весту от острова на расстоянии 115 каб. Вследствие плохой видимости отряд не производил обстрела и вместе с эскадрой вернулся в базу.
Дивизион канонерских лодок с эскадренным миноносцем «Ленин», по заданию, должен был подавить предполагаемую батарею в районе Сейвестэ и в дальнейшем действовать по указанию командира 123-й стрелковой дивизии, но вследствие плохой видимости выход канонерских лодок был отменен.
К исходу дня 11 декабря наши батальоны Карельского укрепленного района, сменившие на прибрежном участке 123-ю стрелковую дивизию, вышли на левый берег реки Лохи-Иоки. Их наступление сдерживалось артиллерийским и пулеметным огнем Муурильского укрепленного района. В районах деревень Муурила, Иикиля, Сиркия и на мысе Кюрениеми находилось большое количество артиллерии и живой силы противника. Кроме того, батальоны Карельского укрепленного района уже находились в секторе обстрела финской 254-мм батареи Саарения.
В этих условиях командование КБФ назначило на 12 декабря операцию эскадры и авиации для уничтожения береговых батарей противника на о-вах Биэрке и Торсаари, но погода помешала этому. Метеорологические условия в восточной части Финского залива были в этот период исключительно неблагоприятны; пасмурная погода, частые туманы, снегопады, низкая облачность; в редкие дни видимость была более 80 каб.
В восточной части Финского залива покров льда распространялся до меридиана форта Краснофлотский. На Большом Кронштадтском рейде толщина его была 8-10 см, и с каждым днем кромка льда продвигалась на запад. С Красногорского рейда дозор был снят.
14 декабря эскадра в том же составе сил, которые участвовали в операции 10 декабря, вышла из Кронштадта и в 13.00 была за кромкой льда, где к ней присоединились тральщик и катера. Видимость к этому времени уменьшилась до 30 каб.
Эскадра построилась в походный порядок и пошла фарватером №1 на позицию.
В 13.30 справа по корме, в 3 каб. от линейного корабля была замечена и обстреляна охранными кораблями подводная лодка противника, находившаяся под перископом.
Через 5 минут видимость упала до 20 каб., и операцию пришлось отменить.
При возвращении в базу, примерно, в том же районе опять был обнаружен перископ подводной лодки противника. Корабли охранения выходили в атаку на лодку, сбрасывали глубинные бомбы, но в обоих случаях положительного результата не получили.
С 13 по 17 декабря дивизион канонерских лодок неоднократно выходил для обстрела фланга финской армии в районе Муурильского укрепленного района, а 13 декабря с той же целью выходили лидеры и эскадренные миноносцы.
Дело в том, что батальоны Карельского укрепленного района (КАУР) в этот период не имели в своем составе артиллерии с дальнобойностью в 10-15 км, и поэтому командование КАУР настойчиво просило помощи кораблей.
Кораблям, оказавшим здесь огневое содействие, и, в частности, дивизиону канонерских лодок давались дальние цели: скопление артиллерии и живой силы, а также отдельные огневые точки и укрепления противника в районах деревень Муурила, Иикиля, Сиркия и на мысе Кюрениеми.
Постановка задач канонерским лодкам обычно происходила следующим образом. Из Кронштадта канонерские лодки выходили по приказанию начальника штаба КБФ, имея очередную цель для обстрела. С приходом на позицию они получали задания непосредственно от командования КАУР через командный пункт Северного укрепленного района.
12 декабря на левом фланге батальонов КАУР приступил к работе наблюдательный пост, задачей которого являлась корректировка огня канонерских лодок.
Для скорейшего усиления огневой мощи дивизиона канонерских лодок командование КБФ приняло меры для спешного ввода в строй канонерской лодки «Красное Знамя», имевшей на вооружении пять 130-мм орудий с дальностью стрельбы 140 каб.
Очередная операция дивизиона канонерских лодок была назначена на 13 декабря. Дивизиону было приказано обстрелять финские огневые точки в районе мыса Кюрениеми. Для обеспечения операции лидеры «Ленинград» и «Минск» и эскадренный миноносец «Стерегущий» должны были подавить батарею Саарения. Эскадренные миноносцы «Карп Маркс» и «Артем» получили задачу поддержать продвижение левого фланга батальонов Карельского укрепленного района обстрелом огневых точек и скоплений войск противника в районе деревни Му- урила. 12 декабря в 14.00 эскадренные миноносцы «Карл Маркс» и «Артем» под командованием капитана 3 ранга Святова вышли из Главной базы. Форсирование льда задержало их, и к мысу Сейвестэ они подошли уже с наступлением темноты и потому отошли на ночь к мысу Инониеми.
Ночью от командующего флотом было получено распоряжение начать обстрел целей с 11 часов 13 декабря. Утром этого дня эскадренные миноносцы снялись с якоря и вышли на позицию для обстрела.
Рано утром того же дня отряд в составе лидеров «Минск» и «Ленинград» и эскадренного миноносца «Стерегущий» вышел из Главной базы в море, имея задачей с 11.00 начать подавление артиллерийским огнем 254-мм батареи Саарения.
Погода благоприятствовала действиям отрядов. Море было спокойно. Дул северо-западный ветер в 1 балл. Температура воздуха была 4°. Видимость - порядка 130 каб., облачность полная.
В 10.59 эскадренный миноносец «Карл Маркс» застопорил машины и с дистанции 65 каб. начал пристрелку по огневой точке на мысе Кюрениеми. Падения снарядов не были видны, поэтому корабль связался с наблюдательным постом на берегу, но пост, не видя места падения снарядов, тоже не мог корректировать огонь. Тогда эскадренный миноносец начал обстрел по площади. В 11.28 по той же цели открыл огонь эскадренный миноносец «Артем».
254-мм батарея Саарения вела в это время огонь по отряду лидеров, обстреливавших ее с юга. В 13.45 по распоряжению командования Карельского укрепленного района, эскадренные миноносцы перенесли огонь на огневые точки укреплений деревни Муурила и обстреливали их до 14.45. В это время с берега было получено распоряжение продолжать вести огонь по деревне Муурила. Эскадренные миноносцы подошли к цели на 50 каб. и вновь открыли огонь. С наступлением темноты корабли прекратили обстрел и ушли в Кронштадт. При этом эскадренный миноносец «Карл Маркс» израсходовал 146 фугасных снарядов и «Артем» - 157.
Стрельба по огневым точкам на мысе Кюрениеми командованием Карельского укрепленного района была одобрена.
В тот же день, 13 декабря, против огневых точек противника на мысе Кюрениеми действовали и наши канонерские лодки. Стремясь избежать огня 254-мм батареи Саарения, они были вынуждены занять позицию у мыса Сейвестэ и временами вести обстрел целей через линию своего фронта.
Местность была покрыта лесом, поэтому наблюдательный пост не мог видеть места падения снарядов этих кораблей.
Имевшаяся на канонерской лодке «Сестрорецек» радиоустановка 6-ПК не могла связаться с автомобильной радиоустановкой наблюдательного поста. Поэтому канонерские лодки держали связь с наблюдательным постом и со штабом КБФ через командный пункт Северного укрепленного района береговой обороны. Таким образом, автономной линии связи между кораблями и наблюдательным постом, как это требует устав, фактически не было (Боевой устав морских сил РККА 1937 г., статья 345).
Корректировкой с воздуха корабли не могли быть обеспечены, так как не хватало подготовленных самолетов-корректировщиков.
В 10.56 13 декабря дивизион канонерских лодок начал обстрел огневых точек противника на мысе Кюрениеми и продолжал его с перерывами до 15.15.
Стрельба велась по площади, корабли удерживались на одном месте машинами и на якорь не становились.
Эскадренные миноносцы, находившиеся в это время ближе к мысу Кюрениеми, наблюдали, что снаряды канонерских лодок падают в воду. Командир дивизиона эскадренных миноносцев сообщил об этом командиру дивизиона канонерских лодок, который прекратил огонь. Канонерская лодка «Кронштадт» израсходовала 80 фугасных снарядов, а «Сестрорецк» - 82. С наступлением темноты корабли стали на якорь у мыса Лайвасто. Вечером к ним присоединилась пришедшая из Главной базы канонерская лодка «Красная Горка».
В то время как эскадренные миноносцы «Артем» и «Карл Маркс» и дивизион канонерских лодок обстреливали фланг армии противника, отряд в составе лидеров «Минск» и «Ленинград» и эскадренного миноносца «Стерегущий», под командованием капитана 2 ранга Нарыкова, действовал против финской батареи Саарения.
В 10.45, придя в точку развертывания, отряд разделился. «Ленинград» лег на курс 329°, а «Минск» и «Стерегущий» повернули на курс 359°. В 10.52 лидер «Минск», имея позади себя и несколько влево эскадренный миноносец, лег на боевой курс 75°. Остров был виден хорошо, но батареи не было видно.
В 11.01 «Минск» и «Стерегущий», имея ход 20 узлов, открыли огонь по батарее с дистанции 115 каб.
В 11.06 лидер «Ленинград», идя тем же ходом, с дистанции 113 каб. открыл огонь по ой же батарее.
Так как остров был покрыт лесом, корабли места падения своих снарядов не видели.
В 11.18 254-мм батарея Саарения с дистанции 110 каб. открыла огонь по лидеру «Минск» четырехорудийными залпами. С первого залпа батарея достигла перелетного накрытия, следующие три залпа легли так же, как и предыдущие. Прямых попаданий по лидеру не было, но на палубу падали осколки разрывавшихся фугасных снарядов.
После третьего накрытия лидер «Минск» уклонился вправо, дал ход 36 узлов и, закрывшись дымовой завесой, на зигзаге вышел из-под обстрела батареи.
Эскадренный миноносец «Стерегущий» (старший лейтенант Моторов) вышел вперед, прикрыл «Минск» дымовой завесой и, продолжая обстреливать батарею, последовал за ним. Эти смелые и тактически правильные действия дали возможность лидеру выйти из-под огня батареи без повреждений.
Батарея, произведя еще несколько залпов по дымовой завесе, в 11.32 перенесла огонь на лидер «Ленинград», который в это время был в 115 каб. от батареи. Третьим залпом батарея достигла накрытия.
В 11.35 лидер «Ленинград» дал ход 34 узла, перешел на артиллерийский зигзаг и, прикрывшись дымовой завесой, продолжал обстрел батареи. В 11.39 по корме лидера «Ленинград» в расстоянии 50 м были замечены следы двух торпед. По донесению капитана 2 ранга Нарыкова, торпеды могли быть выпущены катером, находившимся в 50 каб. на норд-ост. Но, если учесть, что в этом районе был замечен 14 декабря перископ подводной лодки противника, то более вероятно, что торпеды были выпущены лодкой.
В 11.49 лидер «Ленинград», пробыв под обстрелом 16 минут, вышел из- под огня батареи и прекратил огонь. Расстояние до батареи было 130 каб.
Отсутствие попаданий в лидер объясняется не только применением дымовой завесы и зигзага, но и плохой стрельбой противника.
Всего по лидеру «Ленинград» батарея противника произвела 19 залпов, из которых пять чистых накрытий. Прямых попаданий в лидер не было, но осколки рвавшихся невдалеке фугасных снарядов сыпались на палубу.
Финская батарея перенесла огонь на лидер «Минск», который, видя, что «Ленинград» находился под обстрелом, в 11.45 лег на боевой курс и вместе с эскадренным миноносцем «Стерегущий» с дистанции 135 каб. открыл огонь по батарее. Снаряды батареи падали недолетом.
В это время подошли запоздавшие сторожевые корабли «Снег» и «Пурга»: первый из них вступил в противолодочное охранение в голову лидера «Минск», а второй - лидеру «Ленинград». В 12.32 «Минск» и «Стерегущий» закончили обстрел батареи.
Так как назначенный на операцию боезапас (60 фугасных снарядов на корабль) был израсходован, командир отряда закончил ее, и отряд пошел в Кронштадт.
Потерь в личном составе и повреждений на кораблях от огня батарей не было. Во время операции корабли отряда производили пеленгование вспышек выстрелов вражеской батареи, которое дало две точки.
В результате пеленгования и зрительных впечатлений капитан 2 ранга Нарыков сделал вывод, что эта батарея - четырехорудийная и расположена в двух блоках, разнесенных один от другого на 800 м. Хотя вывод не соответствовал действительности, но приближался к ней. Общее месторасположение батареи было определено правильно. Было также установлено, что батарея имеет дальность стрельбы 135 каб.
Таким образом отряд кораблей выполнил поставленную ему задачу обеспечить действия канонерских лодок и эскадренных миноносцев по поддержке фланга нашей армии. На следующий день, утром 14 декабря дивизион канонерских лодок, стоявший на якоре у мыса Лайвасто, получил задачу обстрелять огневые точки противника на мысе Кюрениеми и в районе деревни Муурила.
В течение светлого времени канонерские лодки обстреливали с перерывами указанные цели Во всех случаях огонь открывался и прекращался по требованию с берега. При стрельбе корабли удерживались на одном месте машинами и вели огонь с предельных дистанций порядка 87-90 каб. Во время этой операции было израсходовано 113 фугасных снарядов. С наступлением темноты канонерские лодки опять отошли к мысу Лайвасто.
Утром 15 декабря командир дивизиона канонерских лодок капитан-лейтенант Лазо получил задачу обстрелять скопление артиллерии и живой силы противника в районе мыса Кюрениеми и деревни Сиркия.
Учитывая, что стрельба на предельных дистанциях мало эффективна, он решил провести ее на более близких дистанциях. В 11.18 дивизион вышел в исходную точку для обстрела. Море было покрыто битым льдом. Канонерские лодки шли в строе кильватера: «Кронштадт», «Сестрорецк», «Красная Горка», имея скорость 1-2 узла.
В 12.33 канонерская лодка «Сестрорецк» начала пристрелку по огневой точке на мысе Кюрениеми.
В 12.40 с дистанции 115 каб. 254-мм батарея Саарения открыла ответный огонь по канонерской лодке. Снаряды первого залпа легли - один перелетом на 30-40 м, а второй - по корме в 10-15 м. Корабли поставили дымовую завесу шашками типа МДШ и под ее прикрытием отошли в сторону мыса Сейвестэ.
Батарея произвела пять двухорудийных залпов, после чего в 12.45 она прекратила огонь.
В 16.00 корабли заняли новую позицию и до наступления темноты обстреливали скопления неприятельской артиллерии в деревне Сиркия.
15 декабря вечером канонерские лодки «Сестрорецк» и «Кронштадт» ушли в Главную базу для пополнения запасов, а канонерская лодка «Красная Горка» 16 и 17 декабря с прежней позиции обстреливала цели в деревне Инкиля. Дистанция стрельбы была 85-90 каб. Береговой наблюдательный пост по- прежнему огня не корректировал, поэтому канонерская лодка стреляла по площади, израсходовав 121 фугасный снаряд. Стрельба без корректировки и без пристрелки, на ходу, привела к тому, что 17 декабря были обстреляны свои части; к счастью жертв не было.
18 декабря «Красная Горка», пробившись через дрейфующий лед, при 9-балльном шторме, вернулась в Кронштадт.
Обстрелы, произведенные канонерскими лодками с 13 по 17 декабря, происходили в исключительно неблагоприятных условиях. Стрелять можно было только на предельных дистанциях, так как при попытке подойти ближе к цели, корабли попадали под огонь батареи Саарения, а плавающие льдины заставляли их держаться на ходу.
Естественно, что огонь канонерских лодок не мог принести большого урона противнику, но все-таки иногда приводил к молчанию его огневые точки на берегу.
В середине декабря на морском театре сложилась следующая обстановка. Надводный флот противника, в том числе и броненосцы береговой обороны, продолжали укрываться в шхерах Або-Аландского архипелага. Его подводные лодки проявляли некоторую активность в Финском заливе; причем одна из них на Сейскарском, а другая на Суурсаарском плесах действовали безуспешно.
В то же время действия наших подводных лодок по блокаде Финляндии были мало эффективными. Противник почти беспрепятственно поддерживал судоходство по шхерным фарватерам Ботнического залива и Або-Аландского архипелага.
Потопление 10 декабря трех транспортов, о чем речь будет ниже, не имело влияния на интенсивность морских сообщений Финляндии.
В целях усиления ее блокады было увеличено число истребителей и скоростных бомбардировщиков 10-й авиабригады, что стояло в связи с особо выгодным расположением последней в Палдиски, на путях сообщений противника. В течение трех дней, с 14 по 16 декабря, в условиях очень плохой видимости и снегопада, отряд из девяти «И-15» под командованием старшего лейтенанта Гладченко перебазировался в Палдиски; 18 и 19 декабря туда же перебазировались восемнадцать «СБ» с командирами эскадрилий капитаном Раковым и капитаном Крохалевым и шесть «И-153» с командиром эскадрильи старшим лейтенантом Борисовым.
С этого времени, то есть с 19 декабря,10-я авиабригада из небольшой разведывательной группы превратилась в сильный боевой организм, получивший возможность более интенсивного воздействия на противника в целях осуществления блокады Финляндии.
Эскадра и военно-воздушные силы КБФ находились в полной боевой готовности в базах и на аэродромах для оказания поддержки флангу 7-й армии.
Метеорологические условия в восточной части Финского залива с 17 декабря несколько улучшились, видимость 18-20 декабря постепенно увеличилась до 70-80 каб., а временами доходила до 140 каб. Несколько улучшилась и летная погода, хотя облачность была низкая, около 200 м.
Ледовая же обстановка становилась все тяжелее. 18 декабря кромка сплошного льда проходила по меридиану маяка Шепелевский.
Приказом командующего КБФ от 17 декабря эскадре была поставлена задача с 12 часов 18 декабря подавить 254-мм батарею Саарения.
В операцию были выделены линейный корабль «Октябрьская революция», лидер «Минск», эскадренные миноносцы «Стерегущий», «Карл Маркс», «Артем», «Энгельс», «Ленин», сторожевые корабли «Туча», «Пурга», «Снег», «Буря», четыре базовых тральщика и шесть катеров типа «МО».
План командующего эскадрой в основном сводился к следующему.
Артиллерийская позиция для маневрирования линейного корабля была выбрана к югу от о. Биэрке на расстоянии 100- 120 каб. Лидер «Минск» и эскадренный миноносец «Стерегущий» должны были вести огонь по этой же батарее, а в случае открытия огня батареей Торсаари перенести огонь на нее.
Эскадренным миноносцам «Карл Маркс» «Артем» и «Энгельс» ставилась задача до начала обстрела произвести траление района маневрирования линейного корабля, после чего вступить в противолодочное охранение с зюйда и веста, находясь вне зоны обстрела батарей противника.
Эскадренному миноносцу «Ленин», сторожевым кораблям «Туча» и «Пурга», четырем базовым тральщикам и катерам типа «МО» было приказано нести охранение линейного корабля, (см. рис.) Кроме того, в охранение линейного корабля от подводных лодок назначались два самолета.
Тем же приказом командующего КБФ авиации ставились задачи:
а) бомбардировщикам - подавить батареи Саарения, Торсаари, Пуккио;
б) истребителям - прикрыть с 10 до 16 часов переход и маневрирование эскадры в районе Биэрке и, кроме того, вести штурмовые действия по Биэрке;
в) разведчикам - выполнить противолодочную оборону до 27-го меридиана и корректировку артиллерийского огня линейного корабля.
В 06.30 18 декабря первыми вышли из Главной базы эскадренные миноносцы «Карл Маркс», «Артем» и «Энгельс» и пошли в район маневрирования эскадры для разведывательного траления.
В 09.27 на Большом Кронштадтском рейде снялись с якоря линейный корабль «Октябрьская революция», лидер «Минск» и эскадренные миноносцы «Стерегущий» и «Ленин». Выход эскадры с рейда был задержан канонерскими лодками, которые стояли за входными буями на фарватере. Только в 10.27 линейному кораблю удалось выйти с рейда.
Плохая погода в районе аэродромов задержала вылет авиации. Высота облаков, доходившая всего до 100 м, и туманная дымка осложнили работу авиации, главным образом бомбардировочной, не имевшей достаточного навыка в полетах на малой высоте. В 11.40 для охраны эскадры вылетели двенадцать истребителей. В дальнейшем, до конца операции, истребители несли непрерывный барраж над эскадрой на высоте 200- 300 м.
Противолодочная оборона эскадры осуществлялась с 10 до 16 часов тремя самолетами «МБР-2». Шесть самолетов «МБР- 2», вылетая попарно, с 11 до 16 часов вели поиск подводных лодок противника от маяка Шепелевский до меридиана 27°.
За кромку льда корабли вышли с помощью ледоколов, которые после этого были отпущены.
На море дул западный ветер силою в 7 баллов. Видимость была около 60-70 каб. За кромкой льда к линейному кораблю присоединились сторожевые корабли «Туча», «Пурга» и «Буря» и вступили в его охранение. С этого момента корабли охранения периодически сбрасывали глубинные бомбы.
Командир подошедшего дивизиона базовых тральщиков доложил, что он по условиям погоды производить траление не может. Тогда дивизион тральщиков получил задание обеспечивать противолодочную оборону района маневрирования линейного корабля. Катера-охотники за подводными лодками из базы не вышли из-за неблагоприятной погоды.
Лидер «Минск» и эскадренный миноносец «Стерегущий» отделились от эскадры и пошли на свою позицию для обстрела батареи Саарения. На пути к ним присоединился сторожевой корабль «Снег».
Эскадра поставила параваны-охранители, дала ход" 12 узлов и истинным курсом 270° пошли на огневую позицию.
Вскоре к ней присоединились эскадренные миноносцы, заканчивавшие контрольное траление, а затем они вступили в охранение линейного корабля.
В это время наши самолеты-истребители и бомбардировщики уже производили атаки по 254-мм батарее Саарения.
Действия авиации по батарее начались в 11.10 штурмовым полетом группы истребителей. При сильном заградительном огне зенитной артиллерии и пулеметов с острова Биэрке истребители действовали сначала звеньями, а потом и одиночно, атаковывая огневые точки малыми фугасными бомбами.
Низкая облачность не позволяла истребителям бомбардировать с пикирования, вследствие чего они сбрасывали бомбы на горизонтальном полете, а затем они обстреливали зенитные точки противника пулеметным гнем, производя это по несколько заходов.
В 11.20, через 10 минут после первого налета истребителей, был нанесен бомбовый удар самолетами «СБ», и в течение всего дня до 15.25 бомбардировщики и истребители производили налеты на батарею. Однако эти налеты не были увязаны между собой по времени, вследствие чего получался разрыв между предваряющими штурмовым и последующим бомбовым ударом.
Атаки бомбардировщиков производились звеньями, сбрасывавшими бомбы среднего и мелкого калибра с высоты 200- 300 м. Кроме того, сбрасывались малые зажигательные бомбы, для того чтобы зажечь лес.
Между тем линейный корабль с кораблями охранения подходил к своей артиллерийской позиции и в 13.41 попал под огонь 254-мм батареи Саарения, которая поставила на пути эскадры огневую завесу на расстоянии 125 каб. от себя.
Видимость в это время увеличилась до 140 каб., но ветер не ослабевал.
Батарея с каждым залпом показывала шесть вспышек, а падало всего три снаряда. По видимому три вспышки из шести делались с целью не дать возможности линейному кораблю и авиации определить место действительно стрелявших орудий. Вероятно, эти три вспышки принадлежали ложным орудиям противника. Первые всплески вражеских снарядов поднялись на расстоянии 16 каб. от линейного корабля. Головные корабли охранения эскадры обошли огневую завесу. Всплески третьего залпа поднялись в 10 каб. впереди линейного корабля.
После трех залпов батарея в 13.45 прекратила огонь из- за недостаточной дальности стрельбы.
В 13.52 эскадра повернула на боевой курс 35°.
С вылетевшим самолетом-корректировщиком линейный корабль установил связь еще в 10.30, но вследствие оттяжки начала обстрела самолет был вынужден вернуться на аэродром для дозарядки горючим. У второго корректировщика (их было подготовлено два), вылетевшего в 12.48, перестала действовать радиостанция, поэтому он тоже вернулся на аэродром. Только в 14.08, то есть когда линейный корабль уже вел стрельбу, самолет, прибывший с дозарядки, приступил к корректировке огня и вел ее на высоте 300 м под огнем зенитной артиллерии с о. Биэрке. Однако вследствие малой высоты полета и плохой видимости цели качество корректировки было неудовлетворительным.
В 13.54 линейный корабль начал пристрелку по береговой черте. Дистанция до батареи была 120 каб., курсовой угол 43° левого борта, скорость хода эскадры 12 узлов.
На этот раз позиция для обстрела батареи была выбрана другая, в частности курсовой угол линейного корабля был острее, и он не подставлял свой борт противнику, как это имело место 10 декабря при обстреле батареи противника.
После третьего залпа линейного корабля батарея опять открыла по нему ответный огонь и первый залп ее лег недолетом полкабельтова.
Залпы были трехорудийные, но батарея снова показывала одновременно пять-шесть вспышек, разнесенных по южной части острова.
Пристрелявшись по береговой черте, линейный корабль перешел на обстрел батареи способом стрельбы по площади, придерживаясь горизонтальной наводки по вышке, замеченной в районе вспышек батареи (командный пункт батареи). С 14 часов залпы противника стали накрывать линейный корабль. Последний увеличил скорость хода до 16 узлов. Выход из-под накрытий путем изменения скорости хода на 4 узла без применения зигзага нельзя одобрить, так как это не достигало цели.
С 14.06 батарея стала стрелять двухорудийными залпами. В 14.14 эскадра, прекратив обстрел, начала поворот «все вдруг» на обратный курс. Через 4 минуты, закончив поворот, она легла на истинный курс 215° и уменьшила скорость хода до 12 узлов. Батарея в это время стреляла уже только из одного орудия.
Всего на первом галсе линейный корабль произвел 28 залпов. В 14.20 он возобновил огонь. Курсовый угол на батарею в это время был 125° правого борта, а дистанция 102 каб.
В 14.35 было замечено, что залпы корабля сползли в воду, поэтому огонь был прекращен. Дистанция до батареи увеличилась до 130 каб.
В 14.42 эскадра начала поворот на обратный курс и через 6 минут легла на истинный курс 45°. Батарея продолжала стрелять из одного орудия. Через 7 минут после поворота линейный корабль снова возобновил огонь.
В 15.03 эскадра увеличила ход до 16 узлов, а через 6 минут линейный корабль дал шестьдесят пятый залп и этим закончил обстрел батареи. В 15.15 эскадра сделала поворот «все вдруг» на обратный курс вправо, а через 10 минут легла на истинный курс 180°. Батарея продолжала стрелять из одного орудия, и в 15.28 упал последний ее снаряд с недолетом 2 каб. от линейного корабля. Расстояние до батареи в это время было 128 каб. В 15.37 эскадра повернула на истинный курс 90° и пошла в Кронштадт.
Линейный корабль израсходовал 209 фугасных снарядов. Батарея противника произвела 25-30 залпов, причем попаданий в корабли не было. Во время действий линейного корабля отряд, состоявший из лидера «Минск», эскадренного миноносца «Стерегущий» и сторожевого корабля «Снег», маневрировал на своей позиции.
В 13.56 этот отряд лег на боевой курс 306°. «Минск» шел впереди, а в кильватер ему, на расстоянии 10 каб., шел «Стерегущий».
Батарея и линейный корабль в это время вели друг по другу огонь.
В 14.00 с дистанции 140 каб. отряд открыл огонь по стрелявшей батарее. Каждый корабль стрелял способом стрельбы по площади. Горизонтальная наводка производилась по вспышкам стрелявшей батареи, которая ответного огня по отряду не открывала.
В 14.58 на сторожевом корабле «Снег» волной повредило ходовую рубку и вывело из строя машинный телеграф. После этого, по распоряжению командира отряда, сторожевой корабль пошел в базу.
Во время обстрела батареи лидер и эскадренный миноносец периодически сбрасывали глубинные бомбы.
В 15.42 отряд закончил обстрел и пошел в Кронштадт.
Лидер «Минск» израсходовал 141 фугасный снаряд и две малые глубинные бомбы; эскадренный миноносец «Стерегущий» - 99 фугасных снарядов и 8 малых глубинных бомб.
При стрельбе оба корабля наводку производили по вспышкам. Места падений снарядов из-за леса видны не были, вследствие чего стрельба была малоэффективной.
Атаки авиации по батарее, как было указано выше, закончились в 15.25. За день 22 бомбардировщика и 42 истребителя произвели 13 атак сбросили 14 фугасных бомб по 250 кг, 60 фугасных бомб по 100 кг и большое число мелких бомб, а всего было использовано около 11т.
В результате сильного зенитного обстрела, которому подверглись самолеты над Биэрке, один истребитель был сбит, 10 самолетов вернулись с пробоинами.
Из описания операции мы видим, что в результате обстрела с кораблей и атак самолетов-бомбардировщиков 254- мм батарея противника была подавлена и пострадала настолько серьезно, что на следующие сутки, 19 декабря, она могла стрелять только одним орудием.
Из заявления финляндского военного атташе полковника Люитинен, который был во время войны командиром Койвистского (Биэркского) укрепленного сектора, известно, что в результате обстрела 18 декабря была нарушена вся внешняя связь этой батареи. Взрывом 305-мм фугасного снаряда было засыпано песком и землей орудие №1. У нескольких орудийных установок раскололись ролики, на которых происходил откат орудий.
Полковник Люитинен считал, что батарея 18 декабря к концу дня была небоеспособна.
Подавлению батареи много способствовало то обстоятельство, что наши артиллеристы заметили ее командный пункт. Но так как подавление не сопровождалось занятием острова, то использовано оно не было и, к сожалению, успех не был развит: для этого необходимо было высадить десант.
На следующий день, 19 декабря, операция эскадры была продолжена, нов несколько измененном составе сил.
В операцию были назначены линейный корабль «Марат», лидер «Минск», эскадренные миноносцы «Стерегущий», «Карл Маркс», «Артем», «Энгельс» и «Ленин», сторожевые корабли «Туча», «Буря», «Пурга» и четыре базовых тральщика.
Линейному кораблю разрешалось израсходовать 120 фугасных снарядов. Позиция его для обстрела была выбрана та же, что и в операции 18 декабря.
Лидер «Минск» и эскадренный миноносец «Стерегущий» должны были подавлять вновь обнаруживаемые огневые точки на о. Биэрке. Их позиция была назначена в том же районе, что и на операции 18 декабря. Эскадренным миноносцам «Карл Маркс», «Артем» и «Энгельс» ставилась задача произвести до начала обстрепа траление района маневрирования линейного корабля, а после этого нести противолодочное охранение эскадры вне зоны обстрела батареи с юга и востока.
Остальные корабли предназначались для охранения линейного корабля. Кроме этого, с момента выхода линейного корабля за кромку льда два самолета беспрерывно несли противолодочную оборону.
Авиация обеспечивала линейный корабль, и, кроме того, самолеты корректировали его артстрельбу.
Военно-воздушные силы КБФ должны были:
а) уничтожить в течение дня береговую батарею Саарения;
б) прикрывать с воздуха действия эскадры.
В приказе командующего военно-воздушными силами задача уничтожения батареи Саарения решалась двухкратным вылетом самолетов «СБ» 57-го бомбардировочного полка и ударом одной эскадрильи «ДБ-3» 1-го минно-торпедного авиационного полка со взаимодействующими истребителями 61-й авиабригады.
Прикрытие эскадры с воздуха предусматривалось более усиленное, нежели было 18 декабря.
Благоприятные метеорологические условия в день операции, а именно - высокая облачность, доходившая по Финскому заливу до 4000 м, и отличная видимость давали возможность для более интенсивных действий авиации.
Первыми в 09.36 вылетели истребители для несения барража над эскадрой и в течение дня охраняли ее от ударов противника с воздуха. На переходе и при маневрировании эскадра прикрывалась 12-15 самолетами.
Поиск подводных лодок противника в районе маяка Ше- пелевский осуществлялся шестью самолетами «МБР-2», вылетавшими попарно. В 11.58 для охраны линейного корабля от нападений подводных лодок противника, вылетело два самолета «МБР-2» и, держась на высоте 200-400 м, вплоть до ухода эскадры несли ее охрану.
Рано утром эскадренные миноносцы «Карл Маркс», «Артем» и «Энгельс» вышли из Главной базы для траления района маневрирования линейного корабля.
В 09.44 снялся с якоря на Большом Кронштадтском рейде и вышел в море линейный корабль «Марат». В кильватер ему шли лидер «Минск» и эскадренные миноносцы «Стерегущий» и «Ленин».
Видимость была хорошая, небо чистое, на море был ветер силой 5 баллов. За кромкой льда к линейному кораблю присоединились сторожевые корабли и тральщики, которые заняли свои места, согласно походному ордеру. В 11.00 корабли эскад
ры поставили параваны, и линейный корабль с охранением пошел 12-узловым ходом на позицию. Корабли охранения начали периодически сбрасывать глубинные бомбы.
Лидер «Минск» и эскадренный миноносец «Стерегущий», отделившись от эскадры, 24-узловым ходом пошли на свою позицию.
В это время наша авиация уже наносила удары по батареям противника. В 09.40 был произведен штурмовой напет на о. Биэрке девятью самолетами 13-й истребительной авиационной эскадрильи, почти совпадающий по времени с бомбовым ударом звена «СБ» 57-го бомбардировочного полка. Истребители, также как и 18 декабря, при подходе к цели рассредоточились на звенья, самостоятельно действовавшие по живой силе и огневым точкам.
Пикируя с высоту 800-900 м, они бомбами в 32 кг, орудийным и пулеметным огнем подавляли огневые точки противника, облегчая задачу бомбардировщикам, действовавшим тотчас вслед за ними. Атаки бомбардировщиков, начавшиеся в 09.41, производились с высот от 1000 до 4000 м.
Кроме атак 24 самолетов «СБ» 57-го бомбардировочного полка (начавшихся в 09.41) в 12.45 был произведен налет на батарею Саарения шестью самолетами «ДБ-3». Они же при повторном вылете, совместно с истребителями, бомбили батарею Торсаари.
В 15.20 закончились штурмовые и бомбардировочные действия авиации по батареям. Вследствие более эффективных действий истребителей, обстрел противником наших самолетов, производившийся трассирующими пулями и снарядами, был значительно слабее, нежели 18 декабря; самолеты возвратились на свои базы без потерь, с незначительным числом пробоин у нескольких «СБ».
Тем временем эскадра продолжала движение.
Лидер «Минск» и эскадренный миноносец «Стерегущий» в 12.5 пришли на свою позицию и маневрировали на расстоянии 120 каб. от батареи на противолодочном зигзаге. Так как новых огневых точек на о. Биэрке корабли не обнаружили, то и огня они не открывали, а при маневрировании периодически сбрасывали глубинные бомбы.
В 12.58 линейный корабль установил связь с самолетом-корректировщиком. Дважды вылетавший перед этим самолет был принужден возвращаться на аэродром, вследствие неисправности радиостанции.
В 13.22 эскадра повернула на боевой курс (ИК=35°) и через 3 минуты линейный корабль с дистанции 120 каб. открыл огонь по батарее Саарения. В это время самолет-корректировщик получил следующее ошибочное сообщение с «Марата»: «открываю огонь по броненосцу» вместо «Открываю огонь по береговой батарее». Сбитый с толку экипаж начал производить поиск броненосцев береговой обороны, и только после того, как по первым залпам линейного корабля убедился, что произошла ошибка, вновь вернулся к эскадре и приступил к корректировке стрельбы, пропустив, таким образом несколько залпов. Высота полета 2500 м и отличная видимость давали возможность экипажу самолета успешно вести корректировку, определяя место батареи по вспышкам ее ответного огня.
В 13.30 неприятельская батарея с дистанции 118 каб. открыла огонь по линейному кораблю. Она вначале стреляла из одного орудия, а затем перешла на двухорудийные залпы. Первые снаряды падали с большими недолетами, но вскоре начались небольшие перелеты.
Линейный корабль начал обстреливать правое стрелявшее орудие батареи противника.
В 13.32 эскадра увеличила скорость хода до 16 узлов. Через 13 мин. с момента открытия огня линейным кораблем одно орудие неприятельской батареи было приведено к молчанию. Как выяснилось после войны, орудие №5 было засыпано песком и землею. Прислуга этого орудия была выведена из строя. Линейный корабль перенес огонь на левое стрелявшее орудие этой батареи.
В 13.40 двухорудийный залп батареи накрыл линейный корабль, Эскадра уменьшила скорость хода до 12 узлов. Через 5 минут линейный корабль прекратил огонь и повернул на обратный курс 215°.
В 13.49 огонь по батарее был возобновлен. Ее ответные двухорудийные залпы стали падать близко от линейного корабля, а отдельные залпы накрывали его, поэтому эскадра увеличила скорость хода до 18 узлов.
В 13.58 линейный корабль дал 37-й залп и закончил обстрел, так как полностью израсходовал назначенный на операцию боезапас, выпустив 136 фугасных снарядов.
Командующий эскадрой дал кораблям сигнал: «Конец операции», и в 14.00 эскадра повернула на истинный курс 180°.
Батарея продолжала обстреливать линейный корабль двухорудийными залпами. В 14.08 эскадра повернула на истинный курс 165°, и в это время батарея дала последний залп, который лег недолетом в 4 каб. Дистанция до батареи в это время была 136 каб.
За время обстрела батареи в ее районе наблюдался большой взрыв.
Несмотря на то, что обстрел велся с корректировкой с самолета и параллельно с бомбардировкой авиации, батарея подавлена не была. Самолет-корректировщик орудий не видел, а корректировал лишь по вспышкам, запоминая их места на площади, и поэтому он не мог точно наблюдать отклонения падений снарядов от орудий.
В 14.12 эскадра легла на истинный курс 90° и пошла в Кронштадт.
Батарея произвела по линейному кораблю 27 залпов, стреляя бронебойными снарядами, но попаданий в корабли не было. Уместно отметить, что противник вообще стрелял плохо, так как за все наши операции он не добился ни одного попадания в наши корабли.
35 бомбардировщиков и 52 истребителя, вылетая в течение дня по два-три раза, произвели всего 33 атаки, в течение которых было сброшено по батарее Саарения двадцать восемь бомб по 500 и 250 кг, двести двадцать бомб по 100 кг и большое число мелких осколочных и зажигательных бомб, общим весом 32 тонны.
Обращает на себя внимание тот факт, что из 24 воздушных атак одновременно со стрельбой линейного корабля было произведено всего лишь четыре атаки, и таким образом была упущена возможность более точного бомбардирования по искусно замаскированной и плохо видимой с воздуха батарее, которая демаскировала себя вспышками при ответной стрельбе по линейному кораблю.
Естественно, что эффект бомбардирования, производившийся по площади, был слишком мал, и вся ценность его заключалась в в моральном воздействии на противника, в большей или меньшей степени влиявшем на интенсивность и качество стрельбы по эскадре.
В день проведения операции эскадры и авиации против батарей Биэркского укрепленного сектора, то есть 19 декабря, военно-воздушные силы КБФ провели операцию по уничтожению броненосцев береговой обороны силами Первого минно-торпедного полка. Разведка, производившаяся в 10 часов на высоте 2000-3000 м шестью самолетами «ДБ-3», не обнаружила броненосцев противника, и самолеты разрядились по батарее Руссарэ
В 12.20, не дождавшись данных о поиске броненосцев береговой обороны и ударе по ним, вылетело девять самолетов «ДБ-3» с бомбовой нагрузкой в 6 ФАБ-250 и 48 ФАБ-100. Произведя поиск в районе Ханко-Турку на высоте 2000 м, эскадрилья также не нашла броненосцев и произвела бомбовый удар по Морскому заводу и сухопутному аэродрому в Турку, на которых возникли пожары. Самолеты подверглись обстрелу зенитной артиллерии и были безуспешно атакованы шестью истребителями типа «Бристоль-Бульдог», от которых ушли имея преимущество в скорости.
В то же время из Палдиски вылетело шесть самолетов «СБ», получивших задание вывести из строя броненосцы береговой обороны, находившиеся по данным штаба 10-й авиабригады, в порту Турку, не обнаружив броненосцев, эти самолеты нанесли бомбовый удар 36 бомбами ФАБ-100 по порту, вызвав пожар нефтебаков и повредив один транспорт.
В 12.07 два «МБР-2» 10-й авиабригады, производившие разведку кораблей и транспортов, обнаружили в районе о. Кор- по (60°12',0N; 21°57',OOst), в шхерах замаскированные броненосцы противника.
Донеся об этом по радио в штаб бригады, самолеты атаковали броненосцы с высоты 1800 м восемью бомбами ФАБ-50, что, конечно, даже в случае попадания, не могло принести им серьезных повреждений. В результате этой разведки были получены точные данные о местонахождении броненосцев береговой обороны противника. Однако, этими данными самолеты «ДБ-3» не могли воспользоваться из-за отсутствия взаимодействия между 8-й и 10-й авиабригадами, несмотря на то, что обе бригады действовали по одной цели.
Между тем операция дивизиона канонерских лодок по содействию огнем левому флангу 7-й армии продолжалась. Батальоны КАУР на левом фланге армии находились на рубеже реки Лохи-иоки.
По приказу командующего КБФ от 17 декабря, дивизион должен был выйти на позицию у мыса Сейвестэ в 9 часов 18 декабря и, по указанию командующего КАУР, подавить огневые точки противника. Ледоколы, занятые 18 декабря выводом кораблей эскадры, не смогли обеспечить своевременного выхода канонерских лодок, и они вышли на позицию только в 13.00 19 декабря.
Дивизион вышел в составе следующих канонерских лодок: «Красное Знамя», «Сестрорецк», «Кронштадт» и «Красная Горка». Канонерская лодка «Красное Знамя» была досрочно снята с капитального ремонта с незаконченным монтажом приборов центрального управления стрельбой. Испытание ее орудий было совмещено с обстрелом 254-мм батареи Саарения.
В 13.45 канонерская лодка «Красное Знамя с дистанции 130 каб. открыла огонь по 254-мм батарее Саарения, которая в это время обстреливала линейный корабль «Марат». Через несколько секунд 152-мм батарея Саарения открыла огонь двухорудийными залпами по канонерской лодке, но после двух залпов, произведенных с большим недолетом, она огонь прекратила.
Канонерская лодка, израсходовав тридцать 130-мм фугасных снарядов, также прекратила огонь. Обстрел велся без корректировки с самолета.
Остальные канонерские лодки не имели в этот день целеуказаний от командования КАУР, и поэтому стрельбы не вели, а с наступлением темноты отошли к мысу Лайвасто.
20 декабря канонерская лодка «Красное Знамя», по заданию с берега, с той же позиции обстреляла артиллерию противника в районе деревни Муурила. Наблюдательный пост места падений снарядов не видел, и поэтому корректировки не давал. При стрельбе канонерская лодка удерживалась на месте, временами подрабатывая машинами. Обстрел производила способом стрельбы по площади и израсходовала 30 фугасных снарядов. Канонерская лодка «Кронштадт» обстреляла огневую точку на высоте 32,4 м у деревни Муурила и после 16-го выстрела прекратила огонь. К концу дня канонерская лодка «Красное Знамя» ушла в Кронштадт, а остальные ушли на ночь к мысу Лайвасто.
21 декабря, по заданию с берега, дивизион канонерских лодок с прежней позиции снова обстрелял артиллерию противника в районе деревни Муурила и на высоте 32,4 м, причем при обстреле корабли удерживались на месте машинами.
Во всех случаях огонь открывался и прекращался по требованию с берега.
Обстрелы производились в условиях плавающего битого льда, что заставляло личный состав кораблей быть все время настороже, так как корпуса канонерских лодок типа «Красная Горка» были очень слабы. Чтобы избежать столкновений с крупными льдинами, кораблям часто приходилось менять позиции. Льды, снегопады, сильные ветры и морозы требовали героических усилий от личного состава дивизиона канонерских лодок. Их огонь, видимо, сильно влиял на противника, и потому 254-мм батарея Саарения неоднократно обстреливала их, но все снаряды батареи падали недолетами. За 21 декабря канонерские лодки выпустили по противнику 125 фугасных снарядов. С наступлением темноты, форсируя льды, они пошли в Главную базу для пополнения запасов.
Нельзя не отметить исключительно большую работу, проведенную личным составом и командованием канонерских лодок в области организации и боевой подготовки. Личный состав имел для подготовки всего 20 суток до начала военных действий, и, несмотря на это, не было ни одной аварии и ни одного случая невыполнения кораблями поставленных задач.
Прежде чем перейти к выводам относительно выполнения операций по поддержке фланга армии, необходимо обратить внимание на то, что «линия Манергейма», пересекающая весь Карельский перешеек, имела своим продолжением систему укрепленных районов и батарей на протяжении всего южного побережья Финляндии от Биэрке до Турку. Наличие же на о-вах Биэрке и Торсаари, занятых нами позднее, береговых батарей, отдельных ДОТ и ДЗОТ, а также проволочных заграждений, - все это заставляет предполагать, что и на всем остальном побережье Финляндии в Финском заливе имелись аналогичные береговые укрепления.
Если посмотреть на схему расположения береговых батарей укрепленного района Виипури, имевшегося в действительности, и сравнить ее со схемой расположения батарей в этом же районе, как о них было известно нам до войны, то легко заметить существенную разницу между той и другой. Это обстоятельство могло привести к серьезным последствиям.
В самом деле, наличие на мысе Ристиниеми 305-мм батареи вместо предполагавшейся 152-мм, могло, например, привести к уничтожению наших отдельных кораблей и транспортов при проведении десантной операции у Питкяпааси и, в итоге, к срыву операции. Незнание места 254-мм батареи Саарения и особенностей расположения ее орудий не дали нам возможности правильно подготовиться и провести операцию по подавлению этой батареи. В период проведения операции фактически не было центра, который бы собирал и обрабатывал сведения войсковой разведки и сообщал их частям (Разведывательный отдел флота в то время организационно не входил в состав штаба флота).
Приведем следующие примеры:
1) 8 декабря при тралении эскадренными миноносцами 3-го дивизиона района маневрирования эскадры, 254-мм батарея Саарения обстреливала их на расстоянии 120 каб. Корабли флота об этом не были поставлены в известность и продолжали считать дальность батареи 110 каб.
2) В результате обстрела лидером 254-мм батареи Саарения 13 декабря было установлено, что дальность стрельбы батареи - 130-135 каб. Канонерские лодки 15 декабря ничего об этом не знали и попали под обстрел финской батареи; они по-прежнему считали дальность огня этой батареи 110 каб.
3) Линейные корабли в результате обстрелов получили много новых данных о батарее Саарения, но этих данных никто не обрабатывал.
Авиация не смогла обеспечить в этот период флот точными сведениями о береговых батареях противника. Только в конце декабря, когда скоростные бомбардировщики были снабжены фотоаппаратами, и при штабе ВВС был создан фотоцентр, флот получил точные данные о батареях.
Вместе с тем необходимо отметить, что число самолетов-корректировщиков далеко не удовлетворяло запросам флота. К тому же они были плохо подготовлены и оборудованы средствами связи, а корабли, кроме линейных, не были подготовлены для стрельбы с корректировкой с самолета.
Это позволяет сделать вывод, что мы в мирное время недооценивали значение корректировки огня с воздуха и не уделяли должного внимания этой важной проблеме.
Переходя к выходам по операциям эскадры и авиации против береговых батарей Биэркского укрепленного сектора, следует указать, что согласованности во времени между артиллерийским огнем кораблей и бомбардировочными действиями авиации в операциях 18 и 19 декабря не было достигнуто.
С целью достижения большего эффекта целесообразно наносить основной удар авиации в период ведения огня батареей. Целесообразно также в отдельных случаях растянуть период огневого воздействия кораблей по батарее, предоставив этим возможность авиации более длительное время использовать вспышки выстрелов батареи, как ориентиры.
Командование эскадры КБФ, имея с начала военных действий задачу подавления береговых батарей Биэркского укрепленного сектора, не провело ни одной корабельной артиллерийской разведки в этом секторе. В результате этого до конца войны не было выявлено, что на о. Торсаари стояла не 254-мм, а 152-мм двухорудийная батарея.
Специальная комиссия, работавшая после войны, установила, что в районе огневых позиций батареи и фортификационных сооружений имелись многочисленные следы падения снарядов. Большинство из них - перелеты. Тело орудия №6 со станка было снято и с отрезанным дулом лежало на земле. Непосредственных попаданий в дворики орудий 254-мм батареи Саарения не обнаружено.
Было одно попадание 130-мм снаряда в щит орудия 152- мм батареи, находившейся в зюйд-оствой части о. Биэрке.
В районе расположения орудий батареи оставались также многочисленные следы падений авиабомб, но прямых попаданий в орудийные установки не было. В военном городке имелись попадания в железобетонную казарму.
Взрывом 500-кг бомбы в расстоянии 20 м от орудия №1 незначительно была разрушена наружная нижняя часть бруствера, но орудие и установка повреждены не были.
Результаты работы комиссии показывают:
1) Подтвердился опыт Первой мировой войны о малой эффективности стрельбы кораблей по береговым батареям, особенно при хорошей маскировке последних, большом разносе орудийных блоков и рациональном устройстве орудийных двориков.
2) Выявилась незначительная эффективность ВВС против батарей при бомбометании по площадям, падение 500-кг бомбы в 20 м от орудия не повредило его. Вероятность попадания в орудие батареи слишком мала - необходимо бомбить с пикирования, произведя прицельное бомбометание по каждой огневой точке.
3) Чтобы рассчитывать на успех в подавлении береговой батареи нужно точно знать месторасположение каждого орудия батареи, подтвержденное артиллерийской разведкой, аэрофотосъемкой или, в крайнем случае, корабельной разведкой. (См. статьи 18-25 ПАС «МВ-5».)
Для подавления батарей с точечным расположением орудий необходима специальная организация средств атаки во взаимодействии с авиацией. (См. текст третьего пункта ст. 342 БУМС на стр. 304-305.)
Подавления батареи легче достигнуть при взаимодействии по месту и времени артиллерийского огня и авиации.
Для уничтожения батареи после ее подавпения необходимо высадить десант.
Переходя к выводам по содействию левому флангу нашей армии огнем канонерских лодок, необходимо вспомнить, что эти корабли были мобилизованы за месяц до начала военных действий и переоборудованы из шаланд. Личным составом они были укомплектованы после мобилизации.
Несмотря на то, что канонерские лодки не могли занимать при обстрелах выгодных позиций, и их огонь, как правило, не корректировался, действия их оказали существенную помощь при продвижении частей нашей армий, действовавших на прибрежном участке.