«Бот Царя Петра»

(«Нарвский Ботик»)

Чепелев В. Р.

В 1987 году в Государственном морском историческом музее Швеции, находящемся в Стокгольме, был выставлен новый экспонат, так называемый «Бот царя Петра», - богато украшенная декоративной резьбою и художественной росписью шлюпка, или иначе бот, захваченная шведскими войсками среди прочих трофеев в победном для них сражении при Нарве в 1700 году (в начале Северной войны 1700-1721 гг.). Шлюпка якобы была построена русским царём Петром I в 1697 году в голландском городе Саардаме (Заандаме), где он обучался кораблестроению. Но достоверно известно лишь то, что это старинное судно действительно находилось среди трофеев Нарвского сражения, и только позднее стало описываться как «шлюпка, построенная царём Петром».

Стремясь вернуть России выход в Балтийское море, Пётр I предпринял попытку отвоевать у Швеции крепость и порт Нарву, расположенную на левом берегу реки Наровы, недалеко от её впадения в Финский залив. В сентябре 1700 года русские войска подошли к Нарве и осадили её. В силу разных причин осада крепости затянулась до поздней осени, а в это время на помощь осаждённым подошла шведская армия во главе с королём Карлом XII. 19 ноября 1700 года шведы внезапно атаковали русские войска и нанесли им тяжёлое поражение, захватив при этом большое количество военных трофеев и весь обоз \

Весной следующего года наиболее ценные из взятых шведами под Нарвой трофеев на корабле были отправлены из Ревеля (Таллинна) в Стокгольм, где были помещены в Главный арсенал («Стора Русткаммарен»). Среди этих военных трофеев, общим числом 261 2, в общем-то, вполне обычных для сухопутной армии, оказался и один не совсем обычный трофей, - морская шлюпка, неизвестно как и зачем оказавшаяся в лагере русских войск под Нарвой.

Первое документальное упоминание об этой шлюпке относится к 1703 году, когда в списках трофеев Нарвского сражения, находившихся в Главном арсенале, появилась запись: «шлюпка без принадлежностей, 1» 3. Аналогичная запись повторилась и в инвентарных списках 1713 и 1734 годов, причём, без какой-либо привязки к имени Петра I. Но в 1768 году в Швеции вышла книга, в которой уже было сказано, что «бот построен царём Петром в Амстердаме, а затем был захвачен шведским кораблём»4. Неизвестно на чём было основано это высказывание, особенно его последняя часть, явно абсурдная, но, видимо, под его влиянием в 1803 году, когда Главный арсенал был объединён с Королевским арсеналом («Ливрусткаммарен»), в инвентарных списках последнего уже значилось следующее: «Бот царя Петра, построен в Саардаме, в Голландии» 5. А поскольку русский царь побывал в Саардаме (Заандаме) в 1697 году, то этот год и был принят за дату изготовления ботика. Таким образом, только спустя сто лет, взятая шведами под Нартой шлюпка, стала официально называться «Ботом царя Петра» и носит это условное название и в настоящее время.

Но могла ли эта шлюпка или иначе бот действительно принадлежать Петру I и быть построена им в Голландии в 1697 году? К сожалению, однозначно на эти вопросы сейчас ответить невозможно.

Изящные обводы, прочный дубовый корпус с металлическими креплениями, довольно сложная декоративная отделка, включающая в себя великолепную деревянную резьбу с дорогой позолотой, многоцветную окраску и элементы художественной росписи, косвенно указывают на то, что «Бот царя Петра» не был обычной корабельной или прогулочной шлюпкой, а был специально построен для какого-то очень важного лица, а поскольку оказался в лагере русских войск под Нарвой, то вполне мог принадлежать именно Петру I. Так как, вряд ли кто из русских генералов, не говоря уже о более младших командирах, стал бы возить с собой, причём без всякой

видимой надобности, довольно громоздкую и тяжёлую морскую шлюпку, а не лёгкую речную лодку, используя для этого людей и повозки, столь необходимые в боевом походе сухопутной армии для других целей. Такое себе мог позволить, пожалуй, только царь Пётр, который, возможно, использовал ботик для разъездов по реке Нарове и, видимо, собирался после взятия Нарвы торжественно выйти на нем в Балтийское море. Отсутствие предметов снаряжения косвенно говорит о том, что шлюпка активно использовалась, а не находилась в бездействии в обозе. В суматохе поражения, шлюпку могли опрокинуть бегущие офицеры или солдаты, и при этом её принадлежности либо утонули, либо были унесены течением реки.

Но это лишь предположение, так как нет документальных свидетельств того, что в обозе русской армии, следованием к Нарве осенью 1700 года, были какие-либо суда, принадлежавшие Петру I.

Ещё менее состоятельна версия о том, что «Бот царя Петра» был построен в Голландии - в 1697 году, так как хорошо известно, что во время пребывания в этой стране никакой шлюпки или бота Пётр I там не. строил. В Саардаме, где царь провёл всего неделю, у него на это просто не было времени, а в Амстердаме он был занят на постройке фрегата «Св. апостолы Пётр и Павел» в. Правда, в Саардаме Пётр I купил у местных жителей два небольших судна: 10 августа - у Вильгельма Гармензоона за 40 гульденов гребную шлюпку, а 12 августа - у Дирка Стоффелсоона за 425 (по другим данным: за 450) гульденов парусный буер 7, которые использовал для разъездов по рекам и каналам, и морских поездок в заливе Эй. И ещё одно небольшое судно царь приобрёл уже будучи в Англии: 18 апреля 1698 года было «заплочено в Лондоне, за судно, за малую яхту, что куплено на великого государя, а зделана (так в подлиннике - Б.Ч.) вся из кипарисного дерева, у англичанина Ивана Калсуна* 150 гиней золотых аглинских» 8. Однако, ни к одному из этих судов «Бот царя Петра» не подходит и вот почему.

Судно, купленное у Гармензоона, это обычная речная лодка, а не морская шлюпка, каковым является «Бот царя Петра». Буер, купленный у Стоффелсоона, хотя и морское судно, но по конструкции буер значительно отличается от шлюпки. Судно же, купленное у Калсуна, было сделано из кипарисового дерева, а «Бот царя Петра» - из дубового. И ещё один немаловажный факт. Сохранился полный перечень того, что было вывезено Великим посольством в Россию в 1698 году из Голландии и Англии. Но в росписи вещам, которые были куплены для Петра 1, никакой шлюпки или бота не значится 9.

Если всё же допустить, что нарвский ботик принадлежал Петру I, то вероятней всего, что он был построен в России, где-то на рубеже 80-90-х годов XVH века, в числе тех небольших «потешных» судов, которые строились для юного царя Петра в дворцовом селе Преображенском, недалеко от Москвы. Строителями и декораторами ботика могли быть голландские корабельные мастера и ремесленники, давно жившие или вновь приглашённые в Россию, Общеизвестно, что первыми учителями и наставниками Петра I в морском деле и кораблестроении были именно голландцы. Да, и по своему устройству, декору (по наличию нарисованных на бортах волн), и по основным размерениям (в амстердамских футах), «Бот царя Петра» больше соответствует именно голландскому типу небольших парадно-выездных судов XVII века, чем какому-либо другому.

1- История Северной войны 1700-1721 гг. М.. 1987. С. 45-50.

2- Nordlinder G. «Tsar Peters bat», // Batnriodeller och museibatar. Sjohistorlska Arsbok. 1990-1991. Stockholm. 1990. S.83.

3- Nordlinder G. Op. Cit. S.81-82.

4 - Den Swenska Fatburen, N:o 14. Fjerdem Opningen, Den 16 Sept 1768. Stockholm 1768. S.105.

5- Nordlinder G. Op. Cit. S.85.

6- Устрялов Н.Г. «История царствования Петра Великого». Т. 3. СПб., 1858. С.92-93.

7- Богословский М. М.'«Петр I: Материалы для биографии». Т. 2. М., 1941, С.135.

8- Андреев А. И. «Петр I в Англии в 1698 г. // Петр Великий». М.-Л., 1947. С.22.

9- Устрялов Н. Г. Указ. соч. Т. 3. С.580-581.

Что же собой представляет «Бот царя Петра» или иначе «Нарвский ботик» (мне кажется второе название более правильным и я рискнул его употребить)? Это довольно хорошо сохранившееся, несмотря на весьма почтенный возраст, небольшое судно шлюпочного типа, почти все части которого изготовлены из дубового дерева и соединены между собой железными болтами и гвоздями. Сама конструкция судна мало чем отличается от обычной шлюпочной и состоит из набора и семи поясов внешней обшивки, причём пять нижних поясов обшивки расположены встык, а два верхних - внакрой. Внутренняя обшивка отсутствует, лишь под привальным брусом проходит продольная планка, соединяющая верхние части шпангоутов. Форштевень имеет значительный изгиб наружу и по форме напоминает восточный меч. Снаружи форштевень обит железной полосой, над которой выступают оригинальные конические шляпки. Ахтерштевень - прямой, с небольшим наклоном наружу. На нём сохранились металлические приспособления для навешивания съёмного руля, но сам руль не сохранился.

Сверху нос ботика имеет овальную форму, и он довольно полный, корма же относительно неширокая и имеет узкий наклонный транец. Два верхних пояса обшивки с обеих сторон кормы выходят за транец и соединяются между собой поперечной планкой, к которой, видимо, раньше крепился особый щит - картуш, с вырезанным на нем гербом или вензелем владельца судна. К сожалению, верхняя часть планки сколота, поэтому отсутствует и картуш, который мог бы указать на принадлежность ботика какому-либо владельцу или стране. Подводная часть судна имеет хорошо обтекаемые обводы и больную килеватость. Последнее указывает на то, что это именно морская шлюпка, а не речная лодка.

Внутри шлюпки расположены четыре поперечные и две продольные банки, предназначенные для гребцов и пассажиров, и отдельное сиденье в корме для рулевого. Банки уложены на подлегарсы и скреплены с бортами железными кницами. Под кормовыми продольными банками устроены рундуки, в которых хранились шлюпочные принадлежности и припасы. Вдоль кромок поперечных банок сделаны небольшие выемки, на которые укладывались дополнительные продольные банки, две из которых сохранились. Небольшая палуба имеется только в носу.

На обоих бортах ботика сохранились следы уключин, судя по которым их было пять: две на левом и три на правом борту. Они были сделаны в виде вбитых попарно в планширь дубовых штырей, так называемых «кочетов». Вёсла же были потеряны вместе с другими предметами снаряжения ещё под Нарвой, поэтому сейчас невозможно установить их точные размеры и форму, но вряд ли они чем-то отличались от обычных шлюпочных. Может быть только декоративной отделкой? Кроме вёсел и гребли, ботик мог передвигаться с помощью парусов и ветра, на что указывает небольшое квадратное углубление в кильсоне - степс, предназначенный для установки лёгкой съёмной мачты. Но так как сама мачта и другие части парусной оснастки отсутствуют, то также невозможно установить её тип и размеры. Однако, по многочисленным аналогам можно предположить, что ботик имел оснастку гафельного шлюпа, состоящего из четырёхугольного грота и одного-двух треугольных парусов: Стакселя и кливера. Управлялось судно обычным навесным рулём с продольным румпелем. Два небольших отверстия в транцевой доске, видимо, предназначались для проводки сорлиня, служащего для удержания руля в тех случаях, когда он соскакивает с рулевых петель.

На ботике довольно хорошо сохранились следы его прежней окраски и фрагменты изящной деревянной резьбы, покрытой позолотой. Судя по ним, внутри судно почти полностью выкрашено в красный цвет, снаружи, за исключением ширстрека, - в коричневый. На бортах, на уровне ватерлинии, белой краской нарисованы бегущие волны, регели же окрашены в серо-голубой цвет. С внутренней стороны, на расположенной под планширем планке, в прямоугольных рамках помещены морские мотивы, написанные в нежных серо-голубых тонах, по восемь на каждом борту и один на застойной доске. Сюжет рисунков везде одинаковый: море и плывущие по нему корабли под раздутыми парусами, но форма - различная. Снаружи, по ширстреку, между регелями проходит полоса позолоченного резного орнамента, из листьев и завитков аканта. А на носу и корме располагались позолоченные резные фигурки наяд (русалок). Однако большая часть декоративной резьба сейчас утрачена, особенно пострадали фигурки наяд, но её отсутствующие части легко угадываются по сохранившимся фрагментам и следам их прежнего нахождения на бортах шлюпки.

Согласно обмерным чертежам, изготовленным сотрудником Государственного морского исторического музея в Стокгольме Оддом Свендсеном (выпущены музеем в 1994 году), основные современные размерения ботика следующие: длина наибольшая - 5,02 м, длина между перпендикулярами (штевнями) - 4,84 м, ширина по миделю - 1,47 м, высота по миделю - 0,76 м, наибольшая высота (форштевня) - 1,23 м.

В Королевском арсенале «Бот царя Петра» находился до 1866 года, когда из-за нехватки подходящего места для его хранения был перевезён на территорию Стокгольмской военно-морской базы. Но в 1922 гору ботик вновь был возвращён в Королевский арсенал и хранился там до 1986 года, когда был передан Государственному морскому историческое музею. Весной следующего года, через 287 лет почти полного забвения, эта старинная шлюпка, была, наконец, выставлена в одном из залов музея, став одним из наиболее интересных его экспонатов. Если даже «Бот царя Петра», шведский трофей Нарвского сражения 1700 года, и не принадлежал лично русскому царю Петру I, то всё равно он имеет самое непосредственное отношение к его эпохе, к тому же это и уникальный памятник судостроения конца XVII века, а потому и представляет сегодня большую историческую и музейную ценность. Теперь ботик могут осматривать как жители, так и многочисленные гости шведской столицы, в том числе и российские моряки и туристы.

В заключение хотелось бы отметить, что в России в настоящее время сохраняется три небольших судна, принадлежность которых Петру I не вызывает сомнения. Это ботик «Св. Николай», больше известный как «Дедушка русского флота», найденный Петром в Измайлове в 1688 году, - в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге 10; ботик "Фортуна", единственное сохранившееся до наших дней судно Переславской "потешней флотилии", построенный в 1688-1689 годах, - в Музее-усадьбе "Ботик", близ Переславля-Залесского 11; и лодка-верейка, построенная в 1704 году, - в Домике- музее Петра I в Санкт-Петербурге 12. Лишь немногие музеи мира располагают подобными экспонатами.

Примечания:

1- Государственный морской исторический музей - Statens Sjohistoriska Museum.

2- Главный арсенал - "Стора Русткаммарен" - «Stora Rustkammaren».

3- Королевский арсенал - "Ливрусткаммареп" - «Livrustkammaren».

10- Ларионов А. Л. «Ботик Петра I» // «Судостроение» 1976. № 7. С.59-64.

11- Гире И. В., Фаворов Б. П. «Потешная флотилия Петра» // «Судостроение» 1972. № 6. С.72-74.

12- Зязева Л. К. «Домик Петра I». Л., 1983. С.54-56.