- 13 - 1997 / 01
- 14 - 1197 / 02
- "Корабли и суда китайской Сунгарийской флотилии в 1929 году"
- "Строительство лидеров эскадренных миноносцев проекта "38" на Амурском судостроительном заводе"
- "Лидер эскадренных миноносцев "Баку" проекта "38"
- "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах"
- "Немецкие линейные корабли типа "Н"
Часть 3
- 15 - 1997 / 03
- "Первые программы броненосного флота.
Часть 3. Броненосные фрегаты "Hector" и "Valiant" - "Линейный корабль "Воля" и батарея "Mirus"
- "Германские эскадренные миноносцы проектов "Z".
- "Сталинские линкоры.
Часть 2 Проектирование линейных кораблей для Советского Союза в Соединенных Штатах" - "Плавание крейсера "Karlsrhue".
Часть 1 и 2
- "Первые программы броненосного флота.
- 16 - 1997 / 04
- 17 - 1997 / 05 - "Корабли флота Японии."
- Подводные лодки. 1905-1945 годы
- 18 - 1997 / 06
- "Первые программы броненосного флота.
Часть 5. Броненосный фрегат "Royal Alfred" - "Турецкие военные корабли периода войны 1877-1878 годов на Дунае"
- "Плавание крейсера "Karlsrhue".
Часть 4 - "Проекты эскадренных миноносцев военного времени в австро-венгерском флоте"
- "Германские миноносцы периода Второй мировой войны
- "Японские системы управления артиллерийской стрельбой"
- "Первые программы броненосного флота.
-
- 19 - 1998 / 01 - "Корабли флота Японии."
- Японские миноносцы и эскадренные миноносцы. 1878-1945 годы
- 20 - 1998 / 02 - "Корабли флота Японии."
- Сторожевые, эскортные и патрульные корабли, боевые катера, диверсионные средства
- 21 - 1998 / 03 - "Корабли флота Японии."
- Канонерские лодки, корабли минно-тральных сил, десантныех корабли и средства
- 22 - 1998 / 04- "Bismarck"
- 23 - 1998 / 05
- "Первые программы броненосного флота.
Часть 6. Броненосный фрегат "Achilles" - Проекты торпедных катеров в австро-венгерском флоте в 1914-1918 годах"
- "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах"
- "Германский линейный крейсер "Lutzow" в бою у Скагеррака"
- "Тенденции проектирования линейных кораблей в кайзеровском флоте. 1915-1918 годы"
- "Германские миноносцы периода Второй мировой войны
- "Первые программы броненосного флота.
- 24 - 1998 / 06
- "Проектирование авианосцев в фашистской Германии".
- "Французские контр-миноносцы межвоенного периода"
- "Проектирование авианосцев в фашистской Германии".
-
Французские контр-миноносцы межвоенного периода
История кораблей
1 - Судьбы нескольких кораблей этого типа, приведены в конце статьи более подробно - один из Атлантической и один из Средиземноморской эскадр, а также "Albatros", единственный корабль переживший войну. К сожалению, для всех кораблей этой серии подобную публикацию осуществить пока не представляется возможным.
Довоенная служба контр-миноносцев практически не отмечена какими-либо особенными событиями. По мере готовности корабли включались в дивизии легких кораблей 1-й и 2-й эскадр флота и в дальнейшем несли обычную рутинную службу, занимаясь боевой подготовкой и текущими ремонтами. Во время испанских событий часть кораблей привлекались для несения патрульной службы в Средиземном море, на рубежах зоны военных действий.
К началу войны все "четырехтрубники" организационно были объединены в дивизии по три корабля в каждой и входили в состав всех четырех эскадр.
С началом Второй мировой войны контр-миноносцы по большей части занимались эскортированием отдельных кораблей и транспортов, а также конвойными операциями. Часть кораблей, в основном более новых, была включена в состав корабельных соединений, предназначавшихся для перехвата и ограничения действий немецких крейсеров и рейдеров в Атлантике. Таким образом, уже с первых месяцев войны контрминоносцы стали привлекаться к выполнению задач, которые при проектировании кораблей не считались основными. При этом зачастую им приходилось действовать в составе объединенных с британцами соединений.
В феврале-марте 1940 года в связи с решением правительств Англии и Франции оказать помощь войскам Финляндии, высадив экспедиционный корпус в районе Петсамо (рудники никеля), была организована специальная группа кораблей для операции в Скандинавии (флаг на "Emile Berlin"), в которую включили также и 7-ю дивизию контр-миноносцев ("Albatros", "Gerfaut" и "Vautour"). Однако капитуляция Финляндии 12 марта сделала эти действия ненужными, и 18 марта группа была расформирована.
Первый боевой успех среди "четырехтрубников" записал на свой счет "Valmy", который 30 января 1940 года вместе с двумя британскими эсминцами и самолетом участвовал в преследовании и уничтожении германской подводной лодки "U-55".
Но затем последовали потери. 30 апреля из-за случайного взрыва торпеды затонул на рейде Ecousse в Гриноке контрминоносец "Maille-Breze". А вскоре погиб и "Bison". 18-19 апреля 1940 года французское соединение "Force 2" ("Emile Bertin" (флагман), 5-я и 11-я дивизии контр-миноносцев ("Tartu", "Maille- Breze", "Chevalier Paul" и "Bison", "Milan" и "L'Epervier"), 5-я дивизия миноносцев ("Foudroyant", "Brestois", "Bculonnais"), организованного для действий совместно с британскими силами против Тронхейма и у северных берегов Норвегии.
"Bison" участвовал в эскортировании войсковых транспортов, доставивших в Намсос (севернее Тронхейма) армейские части экспедиционных сил. Несколько позже "Bison", вместе с пятью другими "четырехтрубниками" участвовал уже в эвакуации этих войск из Норвегии. 3 мая 1940 года, выйдя из Намсоса, он был настигнут самолетами "Luftwaffe" и затонул от взрыва носовых погребов, вызванного попаданием немецкой авиабомбы. С кораблем погибла большая часть экипажа, и в память о погибших в 1941 году эсминец "Le Flibustier" был переименован в "Bison". Несколько позднее "Tartu", "Chevalier Paul" и "Milan" приняли участие в боевых действиях у Нарвика.
Боевые действия на суше для союзников складывались явно неудачно. С началом французской кампании германские войска, нанеся главные удары через Бельгию и Голландию, обошли по побережью Ла Манша французскую оборонительную линию "Мажино", развалив фронт надвое. Несмотря на некоторый успех союзников под Аррасом (немцы назвали его "кризисом под Аррасом"), они не смогли развить успех так как командующий английскими экспедиционными войсками генерал Горт, выполняя решение военного кабинета Черчилля и не поставив в известность французов, приказал отступать к Дюнкерку, где еще 20 мая англичане тайно начали подготовку к эвакуации своих войск с континента на острова. При этом Черчилль продолжал требовать от французов продолжения активных боевых действий. Только 24 мая французы сообразили, что англичане лицемерят, и французский премьер-министр и военный министр Рейно напрямую обвинил в этом Черчилля, указав, что из-за отхода войск Горта наступавшие с юга дивизии генерала Фрера не могут соединиться с северной группой и восстановить непрерывную линию фронта. Но было уже поздно. И хотя утром 24 мая англичане перехватили незашифрованное немецкое сообщение о приостановке наступления на подходах к Дюнкерку, вечером 25 мая Черчилль приказал начинать операцию "Динамо" - эвакуацию войск из Дюнкерка. Вскоре англичане вновь предали французов - на третий день операции, 28 мая генерал Горт вновь без согласования с французами оголил фронт из-за чего оказалась разгромлена под Лиллем и Дюнкерком почти половина 1-й французской армии генерала Бланшара. А эвакуация тем временем продолжалась, закончившись только 4 июня. За девять дней на острова были переправлены 338 тысяч человек, из них 215 тысяч англичан, а остальные - французы, бельгийцы, голландцы и другие союзники. В эти дни французам с горечью и большой обидой на британцев пришлось отметить, что до 2 июня англичане спасали только "своих парней" - они были вывезены практически полностью, а французов и других союзников только чуть больше 15 тысяч. И только в последнюю ночь и утро 4 июня из Дюнкерка эвакуировали 26 тысяч французских солдат. На берегу оставались еще около 40 тысяч французского арьергарда, попавших в фашистский плен, - также как и пять дивизий генерала Бланшара под Лиллем.
Таким образом французский флот уже в первые месяцы боевых действий на территории Франции довольно быстро стал терять пункты базирования на атлантическом побережье, и, в конце концов, ему пришлось участвовать в эвакуации собственной сухопутной армии - судами французского флота было спасено около 50 тысяч человек. В боях за побережье приняли участие и контр-миноносцы 2-й дивизии. Из них "Jaguar" и "Chacal" были потоплены. Отличились также "Leopard", который позже ушел в Англию с "Courbet", а также "Milan" и "L'Epervier", перешедшие в Брест и вскоре принявшие участие и в его эвакуации. Эти два контр-миноносца прикрывали переход вспомогательных крейсеров 1-й дивизии, переправлявших запасы золота в Casablanca.
В Средиземном море французский флот занимался в основном патрулированием побережья и охраной коммуникаций В июне была проведена неожиданная для итальянцев, но весьма сомнительная по результатам набеговая операция на Геную. Для этого было специально сформировано соединение кораблей "Genes" (Генуя) в составе 1-й ("Algerie" и "Foch") и 2-й ("Dupleix" и "Colbert") дивизий крейсеров, а также 1-й ("Vauban", "Lion", "Aigle"), 3-й ("Guepard", "Valmy", "Verdun"), 5-й ("Chevalier Paul", "Tartu", "Cassard") и 7-й ("Albatros", "Vautour") дивизий контрминоносцев. Корабли кратковременно обстреляли гавань, маяк и заводы на берегу.
Катастрофа под Дюнкерком сильно ослабила силы Франции. Фронт практически развалился, и в результате французам пришлось с горечью констатировать, что предательство англичан привело к серьезному поражение, лишив французскую армию практически половины танков и артиллерии. Именно это заложило основу англо-французских политических противоречий. которые впоследствии, через год и два, вылились в открытые боевые столкновения. Уже 25 мая 1940 года правительство Франции и командование вооруженных сил решили искать перемирия с Германией. Прибытие 31 мая в Париж Черчилля, все еще, несмотря на заканчивающуюся эвакуацию англичан, призывавшего к продолжению боевых действий, не могло смягчить неприязни к англичанам. Более того, для Черчилля стало очевидным, что Пэтэн и другие политические деятели Франции готовы пойти на сепаратный мир с немцами - который и был заключен примерно через месяц, вскоре после полуночи 25 июня 1940 года. Однако организованное в Англии правительство де Голя, не признало заключенного перемирия и призвало французов к продолжению борьбы.
Тем не менее большинство кораблей французского флота, многие из которых находилась в африканских и средиземноморских базах, подчинились приказу и прекратили боевые действия. Другие были разоружены в нейтральных портах и базах союзников. После прекращения боевых действий у французского побережья Канала эсминцы и контр-миноносцы 1-й эскадры, базировавшейся на Брест, были переведены в Средиземное море - в Тулон и североафриканские базы.
Однако англичане в очередной раз предали французов, опасаясь, что флот - единственная реальная сила французских вооруженных сил еще не доставшая немцам - в конце концов станет их противником. В связи с этим 27 июня было решено предпринять ряд мер, довольно хорошо известных. Следует только напомнить, что в результате их некоторым французским кораблям, хоть и не по своей вине, довелось принять участие в боевых действиях против своих бывших союзников. Приказ о начале боевых действий с британским флотом корабли получили 2 июля 1940 года.
Именно в таких операциях во время сирийской кампании контр-миноносцам, базирующимся на Бейрут и прибывшим из Тулона им в помощь, пришлось вступить в бой. 9 июня 1941 года "Guepard" обстреливал британские войска, наступавшие вдоль сирийского побережья, при возвращении в базу он вступил в бой с британским эсминцем "Janus" в 25 милях на широте Латакии. Артиллерийским огнем "Guepard" вывел из строя британский эсминец, на котором был полностью разрушен мостик и повреждены турбины, из-за чего он потерял ход. Через восемь дней, 16 июня "Chevalier-Paul" был потоплен торпедами британских торпедоносцев у восточного берега Кипра, при этом из двух самолетов один был уничтожен. 22 июня 1941 года "Guepard" имел кратковременную ночную перестрелку с британским крейсером "Leander". Британские самолеты повредили также контрминоносец "Vauquelin", получивший попадания нескольких бомб во время боя у Бейрута. Поврежденный корабль смог совершить переход в Тулон.
Осенью 1942 года началась операция "Torch" - высадка англо-американских войск в Северной Африке. Так как французские силы как союзники в расчет не принимались их, естественно, не ставили в известность о собственных планах, несмотря на то, что англо-американское командование заранее предполагало использовать порты французских африканских колоний в качестве высадочных пунктов. Естественно, это не могло не привести к новым боевым столкновениям, возможность которых заранее предусматривалась союзниками. Так и произошло. В боевых действиях приняли участие и "четырехтрубники".
Во время боев у Касабланки французы потеряли еще два контр-миноносца. 8 ноября вместе с шестью эсминцами, крейсером "Primauguet" и подводными лодками "Milan" с находившимся на борту адмиралом де Лафоном (de Lafond) и "Albatros" приняли участие в атаке на американский десантный конвой, но на подходе были встречены американскими крейсерами и эсминцами оперативного соединения TF-34, а также подошедшим вскоре линкором "Massachussetts" и потерпели поражение. При этом "Milan" получил повреждение носовой части от взрыва 406-мм снаряда (по другим данным авиабомбы), которая отломилась и затонула. Позже он был вынужден выброситься на отмель. Невдалеке от него вскоре приткнулся и "Albatros", получивший попадания трех снарядов и двух авиабомб и отведенный к берегу буксиром. Месяц спустя "Albatros" был снят с мели и отведен в порт. Отремонтирован он был только после войны.
"L'Epervier", еще 8 ноября находившийся в сухом доке в Оране, срочно выведенный на воду и подготовленный к бою, ночью 8/9 ноября принял участие в отражении высадки десанта. При этом он. вместе с эсминцем "Tramontane", артиллерией потопил британский шлюп "Walney" с десантом. Утром "L'Epervier" вместе с тремя эсминцами и подводными лодками противодействовали высадке в Оране, однако силы оказались неравны. Вечером 9 ноября 1942 года "L'Epervier" и "Typhon" пытались атаковать десантные силы союзников, но оказались под обстрелом крейсеров "Aurora и "Jamaica". "Typhon" смог выйти из боя и вернуться в порт, но "L'Epervier" был сильно поврежден, на нем вспыхнул сильный пожар, и корабль выбросился на берег в районе мыса L'Aiguille. В бою на нем погибли 21 человек, ранено 31.
Открытие боевых действий в Северной Африке привело к тому, что германское правительство нарушила перемирие с правительством Виши, и в ночь 10/11 ноября немецкая армия перешла демаркационную линию. Оставшийся в распоряжении Виши флот получил приказ готовиться к затоплению. Однако его приведение не было исполнено так как немцы обещали не оккупировать Тулон. И действительно, немецкие танки остановились в 30 километрах от города. Ситуация сохранялась до тех пор, пока 24 ноября эскадра в Дакаре не перешла на сторону адмирала Дарлана. После этого немцы посчитали возможность ухода французских кораблей из Тулона слишком реальной, чтобы пренебрегать ее. В ночь на 27 ноября немцы двумя колоннами вошли в Тулон и стали занимать порт и военную базу.
Вскоре после 5 часов утра командующий французской эскадрой адмирал де Лаборд приказал готовить корабли к затоплению. Утром 27 ноября 1942 года эскадра в Тулоне перестала существовать. Вместе с остальными кораблями были уничтожены собственными экипажами и двенадцать контр-миноносцев - четырехтрубников - "Aigle", "Gerfaut", "Vautour", "Valmy", "Verdun", "Vauquelin", "Vauban", "Kersaint", "Cassard", "Tartu", "Guepard" и "Lion". Часть из этих кораблей были подняты немецко-итальянскими спасательными службами в надежде исправить их и ввести в строй. И хотя некоторые из них были зачислены в состав итальянского флота - "Lion", переименованный в "RR-21" и "Valmy", ставший "FR-24", - они так и не были отремонтированы и не вошли в строй как полноценные корабли. Все поднятые контр-миноносцы были отбуксированы в Италию. Там они простояли некоторое время у причалов в ожидании начала ремонтных работ. "Lion" был вновь потоплен в Специи 9 сентября 1943 года, a "Valmy" в 1944 году в гавани Генуи. Остальные поднятые корабли были уничтожены в итальянских портах в 1944-1945 годах.
Единственным "четырехтрубником", пережившим эту войну, стал "Albatros". Снятый с мели перед Касабланкой в декабре 1942 года, он после войны был отбуксирован в Тулон, отремонтирован и соответствующим образом перестроен. В 1948 году он вошел в строй французского флота как учебно- артиллерийский корабль для морских практических стрельб (application du tir a la mer). Во время перестройки на нем было ликвидировано носовое котельное отделение (соответственно исчезли две носовые трубы), а в кормовом разместили два тонкотрубных котла Indret. Вооружение включало три орудия 140-мм калибра модели "29" (такие же как на более поздних контр-миноносцах типа "Le Malin"), две 75-мм зенитки модели "22" и один 40-мм зенитный автомат "Bofors". После перестройки на 8-часовых испытаниях и при среднем водоизмещении 2816 тонн "Albatros" достиг средней скорости 24,86 узла при 230 оборотах винтов. 9 сентября 1959 года "Albatros" был выведен из состава флота и вскоре разобран.
В июле 1929 года "Bison" был предъявлен строителями для испытаний с последующей передачей в казну (Ies essais de presentation en recette). Однако из-за ряда неполадок испытания затянулись, а вскоре и вообще были прерваны. Только в январе 1930 года корабль вновь вышел на пробы механизмов и при "вашингтонском" водоизмещении достиг скорости 40,60 узла при мощности механизмов 81.140 л.с. и 389 оборотах винтов. При водоизмещении 2480 т скорость оказалась равной 38,64 узла. На 8-часовых продолжительных испытаниях корабль поддерживал скорость в среднем 35,47 узла при мощности 65.438 л.с. и 340 оборотах винта, йо при форсировании машин в течении 9-го часа достиг37,60 узла при мощности 72.719 л.с.
После ходовых испытаний "Bison" в феврале 1930 года провел короткое докование и вскоре был принят флотом и зачислен во 2-ю легкую эскадру (Атлантика), флагманом которой в то время был "Mulhouse" Для корабля и его команды началась обычная рутинная служба, наполненная учениями и упражнениями.
7-9 июля "Bison" вместе с "Suffren", "Fougeux" и "Forbin" совершил поход из Brest'a в Anvers, где они приняли участие в торжествах, посвященных столетию образования Бельгии. 16 июля "Bison" и "Forbin" вышли из Anvers'a и на обратном пути посетили Ryde, Cherbourg и Lorient. В октябре "Bison'y" вновь пришлось сходить в Lorient для получения своих торпед, после чего он вместе с "Foudroyant" совершил учебный выход для торпедных стрельб.
В октябре-ноябре на "Bison" были проведены модификаци- онные работы, связанные с тем, что корабль должен был стать флагманом. На контр-миноносце были оборудованы специальные помещения, включая контр-адмиральские командующего 2-й эскадры. А уже в декабре на "Bison'e" был поднят флаг контрадмирала Laborde, и он стал флагманом 2-й легкой эскадры, заменив "Mulhouse". К тому времени в состав эскадры, базирующейся на Brest, входили:
- флагманский корабль "Bison";
- 4-я легкая дивизия (Dig) - "Leopard", "Lynx" и "Lion";
- 2-я эскадра миноносцев (ЕТ), включающая флагманский корабль "Mecamcien Principal Lestin", а также 2-ю ("Touareg", "Annamite". "Hova", "Somali"), 4-ю ("Arabe", "Algerien", "Bambara", "Kabyle") и 6-ю ("Marocain", "Tonkinois", "Sakalave", "Senegalais") дивизии миноносцев (DT);
- 4-я эскадра подводных лодок (ESM) - "Leon Mignot", "Jean Roulier", "Jean Autric" и "Pierre Marrast";
- отряд вспомогательных судов - "Pollux", "Nievre", "Durance", "Allier" и "Ruisseau".
1931 год.
12-23 января 1931 года уже в качестве флагмана "Bison" участвовал в эскадренных маневрах у побережья Бретани. В феврале - марте совершил еще два выхода в составе соединений, а после апрельского докования в Brest'e 27 апреля - 8 мая совершил длительный поход с заходом в La Pallice и Lorient.
Проведя в середине мая упражнения в районе между Brest и Le Havre, "Bison" 27 мая прибыл в Rouen, где собрались также "Lion", "Lynx". "Lestin" и "Jean Autric". Вместе они приняли участие в торжествах, посвященных 500-летию Жанны д'Арк.
6 - 27 июня 1931 года "Bison" и "Lion" ходили на Балтику и, посетив Ревель, Либаву, Ригу и Гдыню, вернулись в Brest.
В июле 1931 года контр-миноносец в составе эскадры совершил учебный выход в Golfe de Gascogne, с заходом в Вауоnnе и Royan. В сентябре корабль доковался, а в оставшееся время года совершил еще три учебных выхода - 12-23 октября в Iroise и бухту Douarnenez, 16-23 ноября в район Glenans, а 7-19 декабря провел упражнения в La Manche совместно с "Gerfaut", "Vauban" и "LAdroit".
1932 год.
1932 год начался также учебными выходами. 11-23 января контр-миноносец провел учебные стрельбы в районе Quiberon, а в марте и апреле совершил два учебных похода с посещением Cherbourg'a и Havre.
17 мая - 5 июля "Bison" принял участие в ежегодном весеннем походе в Средиземное море и больших флотских маневрах. Однако в связи с национальным трауром (с 7 мая до 7 июня), объявленным после убийства Президента Дюмера (Paul Doumer), предусмотренные праздники и визиты во время заходов в порты Марокко, Алжир и Тунис, были частично отменены и сокращены.
После возвращения в Brest в июле "Bison" провел практические стрельбы, а затем вместе с "Lion" и "Vauban" ушел в Cherbourg, где корабль принял участие в церемонии, посвященной памяти погибших на подводной лодке "Promethee". 30 июля на борт "Bison'a" поднялись Президент Совета Хэриот (Edouard Herriot), морской министр Лейг (Georges Leygues), вице-адмирал Дюран-Виль (Durand-Viel), контр-адмирал Дарлан (Darlan), представитель Президента Лебрана (Lebrun) капитан 1-го ранга Ле Бигот (Capitane de Vaisseau Le Bigot), котенский (de Coutances) епископ Лювар (Mgr Louvard), а также уцелевшие моряки с подводной лодки "Promethee". В 11.30 контр-миноносец прибыл к месту гибели лодки у мыса Cap Levi, где уже находились подводные лодки шербурской флотилии (Flottitle de Cherbourg). После речей Лейга и Хэриота был сделан салют из 21 выстрела, и по окончании церемонии корабль вернулся в Cherbourg. В начале августа он совершил обратный переход в Brest.
8 августа была проведена очередная реорганизация 2-й легкой эскадры, флагманом которой теперь стал крейсер "Lamotte Piequet". В состав эскадры входили 4-я легкая дивизия (теперь в нее включили "Bison" под флагом начальника дивизии контрадмирала Троба (Contre-Amiral Traub), "Milan" и "L'Epervier"), 6-я легкая дивизия ("Vauban", а также "Lion" и "Lynx" из прежней 4-й дивизии) и 2-я эскадра миноносцев, включающая к тому времени только четыре корабля ("L'Adroit", "Bourrasque", "Ouragan" и "Orage"). Базировалась эскадра по прежнему на Brest.
В октябре "Bison" доковался и до конца года совершил еще несколько учебных выходов в море.
1933 год.
В январе 1933 года "Bison" ходил для упражнений в La Manche, в феврале в Quiberon. Мартовский выход был отменен из-за очень плохой погоды. В апреле, после трехнедельного отдыха в Brest'e, корабль ушел на юг Бретани для участия в больших маневрах, которые проводились в период с 8 мая до 24 июня совместно с 1-й эскадрой (флагман "Lorraine") на широте Сицилии. Закончились маневры походом вдоль берегов Испании, Португалии и Марокко.
В июле "Bison" уже из Brest'a вновь ходил для упражнений в La Manche, а 30 июля участвовал в морском параде в Cherbourg'e по случаю открытия нового морского вокзала, который принимал Президент Лебран (Albert Lebrun).
В октябре-декабре корабль провел докование и совершал ежемесячные эскадренные выходы. При этом "Bison", действовавший в составе 4-й легкой дивизии, провел сравнительные испытания первого французского гирокомпаса "ВМС-3" (Beghin- Monfraix-Y.Carpentier), который предполагалось принять в эксплуатацию во французском флоте. 8-дневные испытания в различных навигационных условиях показали его явное превосходство над использовавшимся ранее гирокомпасом фирмы "Sperry".
1934 год.
1934 год начался под флагом контр-адмирала де Понтевез
(Ruffi de Pontevez Gevaudan) обычными упражнениями в январе в районе La Manche, а в феврале и марте в районе Quiberon. 18 февраля на французских кораблях были приспущены флаги в честь скончавшегося накануне короля Бельгии Альберта I.
26 марта состоялся парад - представление всех начальников эскадры министру Петри (Pietri), прибывшему для осмотра крейсера "Duguau Trouin", выходящему из дока Laninnon. При этом "Duguau Trouin" становился флагманом 2-й легкой эскадры, заменяя "Lamotte Piequet".
В апреле "Bison" вновь ходил в район Quiberon для упражнений, а в мае участвовал в больших флотских маневрах в заливе Golfe de Gascogne. При этом "Bison" организовал учебную атаку на крейсера 1-й эскадры, а затем прикрывал учебный десант на полуостров Rhuys. 29 июня - 28 июля корабль в составе эскадры совершил поход вдоль побережья с посещением Nantes, Sables, St.Jean-de-Luz, Concarneau, St.Malo, Lannion и Perros-Guirec (в среде моряков этот маршрут называли "обойти все казино").
4 августа контр-адмирал де Понтевез перенес свой флаг на "Vauquelin", так как "Bison" становился на длительный ремонт с докованием в Cherbourg'e. Работы были закончены 31 октября, и корабль вернулся в Brest, где присоединился к своей эскадре.
В ноябре "Bison" совершил недельный выход для упражнений, а в декабре при очень плохих погодных условиях участвовал в совместных маневрах с подводными лодками и авиацией в районе La Manche.
21 декабря 1934 года у 2-й атлантической эскадры сменился флагман. Им стал линейный корабль "Provence". Одновременно произведена частичная реорганизация 2-й легкой эскадры и 1935 год "Bison" начал флагманом 6-й легкой дивизии, в котор; вошли также "Lion" и "Vauban".
1935 год
9-18 января 6-я дивизия в полном составе упражнялась в La Manche, а в феврале повторила выход в тот же район.
8 мая - 28 июня состоялись ежегодные весенние маневры совместнее с 1-й эскадрой (флагман "Algerie"), закончившиеся большим морским парадом двух эскадр (56 кораблей) в бухте Douarnenez, который принимал министр Петри (Pietri).
В июле-декабре имели место только обычные ежемесячные выходы для упражнений.
1936 год.
В феврале, после кратковременного докования, "Bison" приступил к упражнениям, а затем совершил поход в Западную Африку. 30 мая он участвовал в морском параде в Iroise, который принимал Президент Лебран (Lebrun).
В июне в составе атлантического флота организована с дельная группа контр-миноносцев, включающая 2-ю, 4-ю, 6-ю и 8-ю легкий дивизии (Dig) с общим флагманом крейсером "Emile Bertin". "Bison" по прежнему оставался флагманом 6-й легкой дивизии. 6-25 июля эта группа, переорганизованная в 2-ю легк о эскадру, проводила учебные стрельбы и упражнения в райе е Glenans.
С 8 августа 2-я атлантическая эскадра в связи с новой организацией стала обозначаться как Атлантическая эскадра. Флагманским кораблям оставался "Provence".
В августе "Bison" участвовал в летнем походе соединения с заходами в La Pallice, Bordeaux и La Rochelle. В сентябре он временно выделялся в состав группы, контролирующей границы испанских вод, с базированием на Casablanca, но уже 28 сентября был поставлен в док в Lorient. а 18 октября вернулся в Brest.
В ноябре на "Bison" был временно перенесен флаг контр- адмирала Цеоля (Contre-Amiral Ceyol) - начальника 2-й флотилии подводных лодок (включала "Surcouf, а также 2-ю и 4-ю эскадры подводных лодок). Прежний флагман "Jules Verne" был назначен к длительному докованию. Но, несмотря на это, корабль 3-11 декабря выходил на упражнения в составе легкой эскадры в район Quiberon.
1937 год.
В январе-феврале 1937 года "Bison" проводил маневры в La Manche с 2-й флотилией подводных лодок, в то время как его эскадра ходила в Западную Африку. Но в марте "Jules Verne" закончил ремонт и освободил от "Bison'a" от обязанностей флагмана подводных лодок.
В мае-июле контр-миноносец участвовал в больших маневрах совместно с эскадрой Средиземного моря (флагман "Algerie"). После окончания маневров "Bison" вместе с "Chacal" и "Leopard" был откомандирован в Морскую школу в качестве учебного судна для летнего плавания. Во время похода корабли посетил порты Liverpool, Odda, Christiansund, Rotterdam и Plymouth.
В сентябре "Bison" был назначен флагманом 2-й флотилии миноносцев (FT) Атлантической эскадры и на нем был поднят флаг контр-адмирала Донвала (Contre-Amiral Donval). В состав флотилии входили эсминцы "L'Adroit", а также 2-я ("Fougeux", "Frondeur", "Basque"), 4-я ("Bourrasque", "Ouragan", "Orage"), 5-я ("Brestois", "Boulonnais" "Foudroyant"), 6-я ("Mistral", "Cyclone", "Sirocco"), 7-я ("L'Alcyon", "Tornade", "Typhon"), 8-я ("Bordelais", "Trombe", "Tramontane") дивизии миноносцев (DT). 13 сентября 6-я и 7-я дивизии были назначены в Средиземное море для охраны движения транспортов вблизи зоны военных действий (до 20 октября).
В ноябре и декабре "Bison" выходил в море в составе эскадры для упражнений в районы La Manche и Quiberon.
1938 год.
В феврале-апреле 1938 года "Bison" принял участие в совместных выходах с эскадрой.
С 10 мая до 14 июня он совершил ежегодный весенний поход с посещением 13-17 мая Lisabonne для участия в национальном празднестве.
В июле "Bison" участвовал в десантных учениях в бухте Efel.
31 августа "Dunkerque" сменил "Provence" в качестве флагманского корабля Атлантической эскадры.
В сентябре-декабре "Bison" доковался и ежемесячно выходил в море для упражнений.
1939 год.
В ночь 8/9 февраля 1939 года с этим контр-миноносцем произошло несчастье. Во время ночных учений, выполняя учебную атаку на 4-ю дивизию крейсеров в 15 милях южнее мыса Penmarche, крейсер "Georges Leygues" таранил "Bison'a", срезав ему нос на протяжении почти 30 метров, вппоть до орудия N-2. Оторвавшаяся носовая часть держалась на воде 2 часа, но в конце концов, два раза перевернувшись, утонула. Во время катастрофы погибли 3 человека и 14 были ранены. Еще 15 человек утонули вместе с носовой частью. Оставшуюся на плаву часть корабля крейсер взял на буксир, пытаясь отвести в базу. 9 февраля к 10 часам утра контр-миноносец, ведомый уже буксиром "Hippopotame". прибыл в Brest. В марте корабль перевели в Lorient и поставили в док для восстановления. Флаг контрадмирала Донвала 1 марта был перенесен на "Jaguar".
3 сентября, когда Франция объявила войну фашистской Германии, "Bison" все еще находился в ремонте, который удалось закончить только в октябре. На корабль прибыл новый командир капитан 3-го ранга Буан (Capitaine de Corvette Bouan), который одновременно был назначен флагманом 11-й дивизии контр-миноносцев ("Bison", "Milan", "L'Epervier"). После кратковременных испытаний и проб механизмов корабль приступил к боевой службе.
10-12 декабря "Bison" перешел из Lorient'a в Casablanca.
20 декабря "Bison", "Albatros", "Kersaint", "Maille-Breze" и "Vauban" покинули Casa для выполнения боевой задачи. 22 декабря в 10.50 на широте Азорских островов они присоединились к "Lorraine", "Jean de Vienne" и "Marseillaise", эскортировавшего из Halifax'a пароходы "City of Pretoria", "Indochinois", "Jean L.D." и "Louis L.D.". груженные 150 американскими самолетами в ящиках и оборудованием ПВО. 2-3 декабря к конвою присоединились эсминцы "Tempete", "Tornade" и "Typhon". 24 декабря они прибыли в Casa (линкор "Lorraine" с частью эскорта 24 декабря отделился и ушел в Toulon).
27-30 декабря "Bison" перешел из Casa в Dakar, где присоединился к соединению "Force X" ("Dupleix", "Foch", "L'Epervier" и "Milan").
1940 год.
20 января к "Force X" присоединился только что прибывший "Emile Bertin".
13 февраля "Bison", "Milan" и "L'Epervier" покинули Dakar и 17-го прибыли в Casablanca, откуда вышли 20 февраля и к 10 часам утра в Гибралтарском проливе присоединились к "Vautour" и "Gerfaut", эскортировавшим пакетботы "Marechal Lyautey", "Champoillion" и вспомогательный крейсер "Ville d'Alger". 23 февраля они прибыли в Brest.
24-28 марта "Emile Bertin", "Bison", "Vautour", "Albatros" и
"Chevalier Paul" эскортировали из Brest'a в Oran вспомогательные крейсеры "El Djezair", "El Kantara", "El Mansour" и "Ville de Oran". 4-8 апреля контр-миноносцы с транспортами (без "Emile Bertin") вернулись из Oran'a в Brest.
12 апреля "Bison" со своей дивизией покинул Brest, следуя в эскорте тех же кораблей, составивших конвой FP-1A. 14 апреля конвой прибыл на рейд Greenock, где "Milan" случайно был протаранен британским тральщиком. Все корабли вошли в состав соединения "Force 2", организованного для действий совместно с британскими силами у берегов Норвегии.
Ночью 17/18 апреля "Bison" и "Foudroyant" вышли из Greenock'a в Scapa-Flow, эскортируя вспомогательный крейсер "Ville d'Alger". 20 апреля "Ville d'Alger" в эскорте "Bison'a" вышел из Scapa в Норвегию. На борту крейсера находились 1100 человек из состава 5-й полуб^игады альпийских стрелков. 21 апреля корабли вошли в Nemsenfjord, однако снежная буря и повреждения, полученные крейсером в результате последних бомбардировок, помешали причалить и высадку пришлось производить шлюпками. Полностью высадить войска не удалось, так как сильно мешали бомбардировки авиации, 23 апреля корабли покинули Namsos и 24-го прибыли в Scapa-Flow.
29 апреля "Bison" и "Montcalm", а также британские HMS "Devonshire", "York", "Afridi", "Maori", "Hasty" и "Nubian" покинули Scapa, эскортируя вспомогательные крейсеры "El Djezair", "El Mansour" и "El Kantara" для эвакуации гарнизона Namsos'a. В море к ним присоединились HMS "Carlisle", "Imperial" и "Kelly". 1 мая в 10 часов утра на широте о.Куа корабли были атакованы самолетами, но опустившийся туман прикрыл конвой, хотя и сильно замедлил продвижение. Затем "Bison", "Kelly" и "Maori" е тумане вошли в Nemsenfjord и прошли по фарватеру около 70 миль. Атаки самолетов при этом не прекращались так как верхушки мачт кораблей оказались видны над полосой тумана. На кораблях имелись потери (на британском "Maori", например, были выведены из строя 23 человека). К вечеру 2 мая туман сгустился, и в фьорд вошли транспорты. При этом "York", "Montcalm" и вернувшийся "Bison" осуществляли патрулирование в море.
3 мая около 03.30 из фьорда вышли транспорты с войсками, и конвой пошел 18-узловой скоростью курсом NOst. намереваясь как можно быстрее выйти из зоны действия немецкой авиации. Однако уже около 04.30 союзные корабли были обнаружены немецким гидросамолетом, и в 08.15 началась первая атака 50 самолетов, за которой последовали и другие. В 10.08 "Bison" получил первое и единственное попадание. Авиабомба врезалась в корабль в районе носовой надстройки, пробила палубы и вызвала взрыв носовых погребов. Вся носовая часть оказалась разрушеной, оторвалась и затонула. На ней погибли командир и большая часть экипажа. Командование на еще державшейся на воде кормовой части принял капитан-лейтенант Удин (Lieutenant de Vaisseau Oudin). Разраставшийся в корме пожар угрожал новым взрывом погребов, однако он же мешал и затопить их. Хотя борьба с пожаром практически не давала результатов все- таки удалось обезвредить и сбросить за борт глубинные бомбы. Одновременно были остановлены машины и загашены толки котлов, а также спущен на воду единственный уцелевший вельбот. Пришедший на помощь "Afridi" не решился подойти к правому борту француза из-за риска переброса огня на свой борт. С него были спущены шлюпки, которые подобрали с воды всех, кого удалось найти. HMS "Grenade" смог ошвартоваться к левому борту "Bison'a" и снять оставшихся на борту раненых, но когда на "Grenade" загорелась краска, он отошел от борта. Остальных уцелевших людей подобрали шлюпками. После полной эвакуации "Bison" в 12.07 был затоплен торпедой с "Devonshire" в точке 65'42'N 07'17'0st.
Тем временем авиаатаки продолжались. В 13.53 бомба поразила "Afridi", пробив палубы у основания фок-мачты и взорвавшись внутри. Другая бомба взорвалась вблизи борта , отчего образовалась крупная пробоина. "Afridi" потерял ход. После бесполезной попытки его буксировки "Griffin'oM" и "Imperial'oM" эсминец был также оставлен, команда и эвакуируемые переведены на "Grenade", "Griffin" и "Imperial". Мертвые (примерно 100 человек, из которых около 30 с "Bison'a", 13 солдат из Namsos'a и около 50 из собственного экипажа) были оставлены на "Afridi". Вскоре эсминец затонул, погружаясь носом.
Таким образом число погибших и пропавших без вести из экипажа "Bison'a" достигло в сумме 136 человек. Еще 8 человек умерли от ран на борту плавучего госпиталя "Sphinx", куда их передали 5 мая после прибытия кораблей в Sullom Voe (Orcades)
"Maille-Breze" был спущен на воду 9 ноября 1931 года. На церемонии присутствовал министр Дюмон (Charles Dumont). Это второй корабль во французском военном флоте с таким именем с 1646 года.
2 августа 1932 года на корабль был назначен командир капитан 2-го ранга Дов (Capitaine de Fregate Deuve). 1 сентября корабль был полностью готов к испытаниям и в середине месяца перешел из St.Nazaire в Lorient. В сентябре-октябре 1932 года корабль вышел на пробы механизмов и при "вашингтонском" водоизмещении достиг скорости 40,57 узла при мощности механизмов 80.000 л.с. На 8-часовых продолжительных испытаниях корабль поддерживал скорость в среднем 39,19 узла.
После ходовых испытаний "Maille-Breze" провел короткое до- кование и вскоре был принят флотом. В апреле 1933 года он был уже в полной боевой готовности и 22 апреля прибыл в Brest, где присоединился к 2-й легкой эскадре (флагман крейсер "Lamotte Piequet") и был зачислен в реорганизованную 6-ю легкую дивизию (помимо "Maille-Breze" входили также "Vauquelin" (флагман) и "Kersaint").
1933 год.
С 8 мая до 7 июня "Maille-Breze" участвовал в объединенных маневрах с 1-й эскадрой (флаг на "Lorraine"), при этом корабль посетил порты Vigo, Casablanca и Lisabonne. Ночью 13/19 июня, изменяя якорное место на рейде Quiberon, корабль ударил носом в левый борт гидроавианосец "Commandant Teste". Повреждений не получил, только потерял два боцманских бункера- ящика с верхней палубы. Уже 22-24 июня он вновь упражнялся с эскадрой.
4-7 июля "Maille-Breze" в составе 6-й легкой дивизии выходил для упражнений в La Manche. 30 июля он участвовал в морском параде в Cherbourg'e по случаю открытия нового морского вокзала, который принимал Президент Лебран (Albert Lebrun).
После двухмесячного, перерыва, в октябре-декабре корабль совершил три выхода с эскадрой для упражнений в La Manche и Golfe de Gascogne. 16 декабря он с эскадрой вернулся в Brest.
1934 год.
18-24 января "Maille-Breze" в составе эскадры выходил для упражнений в La Manche. 24 февраля - 16 марта новый выход,в район Quiberon и Lorient
В январе-феврале на контр-миноносце установлены ограждения вокруг главных орудий, а также заменены 8-мм пулеметы на 13,2-мм.
26 марта участвовал в параде, принимавшемся министром Петри (Pietri). При этом "Lamotte Piequet" был заменен в качестве флагмана 2-й легкой эскадры крейсером "Duguau Trouin".
17-21 апреля "Maille-Breze" выходил в море для совместных упражнений с эскадрой. А в период с 14 мая до 9 июня участвовал в больших флотских маневрах в заливе Golfe de Gascogne.
18 июля вся 2-я легкая эскадра перешла из Brest'a в Cherbourg. 'Maille-Breze" 21 июля был выделен для отдельного поручения - он доставил из Cherbourg'a в Le Havre министра Петри (Francois Pietri), который должен был открыть парусную регату. При этом контр-миноносец для участия в церемонии 23 июля поднялся вверх по Сене до Ronen. В августе корабль вернулся в Brest.
2 октября дивизия была переорганизована в 9-ю легкую дивизию и назначена для перехода в 1-ю эскадру (Средиземное море). Флагманом дивизии становился вновь назначенный командир "Maille-Breze" капитан 1-го ранга Эгенпи (Capitaine de Vaisseau Thierry d'Aigenlie). Помимо "Maille-Breze" в состав дивизии по-прежнему входили "Vauquelin" и "Kersaint".
22 октября все три корабля дивизии вышли из Brest'a и отправились в Toulon с заходом в Casablanca. 31 октября они прибыли в Toulon, где присоединились к 1-й легкой эскадре (флагман крейсер "Algerie").
15-28 ноября дивизия в полном составе участвовала в эскадренных упражнениях в районе Corse у Прованса.
1935 год
15-25 января "Maille-Breze" вместе со своей дивизией совершил выход в море для упражнений,
4 февраля "Algerie", эскортируемый "Maille-Breze", вышли из Toulon'a и 6 февраля прибыли на Мальту с визитом. Флагман 2-й легкой эскадры встречался с командующим британской Средиземноморской эскадрой Вице-Адмиралом Фишером (Vice-Admiral Fisher) на его флагманском корабле "Queen Elisabeth". 8 февраля французские корабли покинули Мальту, 9-го они зашли в Bizerte, а 11-12 февраля вернулись в Toulon.
27 февраля - 15 марта состоялся общий эскадренный выход на учения с посещением портов Villefranche, Nice, Cannes и Corse.
С 26 марта по 4 апреля контр-миноносцы совершили несколько отдельных выходов для учебных стрельб.
6 мая начались ежегодные весенние маневры. Крейсеры "Algerie", "Dupleix", "Tourville", а также 5-я, 7-я и 9-я легкие дивизии контр-миноносцев вышли из Toulon'a для проведения учений в Еосточном Средиземноморье. Одновременно они посетили порты Naples, Kotor, Split, Venise и Alger. 11 июня корабли прибыли в Огап, где соединились с остальными кораблями эскадры Средиземного моря (1-я, 3-я и 5-я дивизии миноносцев (DT). 11- 13 июня контр-миноносцы выходили в море для совместных упражнений с кораблями 2-й эскадры Атлантического флота (флаг на "Provence"). 17 июня все корабля обоих эскадр стали на якорь в бухте Quiberon. А 27 июня состоялся общий морской парад в бухте Douarnenez, который принимал министр Петри (Pietri). 13 июля контр-миноносцы в составе эскадры вернулись в Toulon.
С 16 июля до 10 августа все контр-миноносцы и другие корабли эскадры участвовали в учебных стрельбах, а затем были проведены призовые стрельбы.
Окончание 1935 года "Maille-Breze" провел в доке. Одновременно на нем были заменены носовой и кормовой дальномеры.
1936 год.
20-29 января и 4-8 февраля "Maille-Breze" с другими контрминоносцами совершил выходы в море для упражнений. А 20 февраля состоялся общий выход эскадры для учений с последующим рассредоточением по различным портам Лазурного берега (Cote d'Azur). "Maille-Breze" со своей дивизией 21 февраля прибыл в Villefranche. 26-го они ушли оттуда, 1 марта зашли в Bizerte, а 7-го вернулись в Toulon.
17-25 марта и 1-3 апреля 9-я легкая дивизия вновь выходила в море для упражнений.
4 мая начались весенние маневры Средиземноморской эскадры. Участвуя в них "Maille-Breze" посетил ряд портов Франуз- ской Африки: Bizerte, Sfax, Bone, Nemours, Mazagan, Casablanca. Mers-el-Kebir, Alger и Phillippeville. 3 июля корабль со своей дивизией вернулся в Toulon.
25-26 июля "Maille-Breze" перешел в Tanger, а оттуда в испанский порт Malaga. Целью прибытия было оказание помощи и поддержки французским гражданам в связи с началом гражданской войны в Испании. 27 июля корабль перешел в Оrап, где был включен в состав международного отряда контроля границ испанских вод. 28-29 июля корабль перешел в Toulon, но уже 30- 31-го вернулся в Оrап и 7-8 августа вновь посетил Malaga.
5 сентября командиром "Maille-Breze" (и флагманом 9-й легкой дивизии) назначен капитан 1-го ранга Блео (Capitaine de Vaisseau Blehaut).
В сентябре-ноябре "Maille-Breze" осуществлял патрулирование на границе испанских вод, а в начале декабря вернулся в Toulon. Однако уже 8-18 декабря он со всей эскадрой выходил в море на маневры.
1937 год.
В начале 1937 года "Maille-Breze" вновь вернулся в Испанию. 6 января корабль вышел из Toulon'a и до 18-го посетил ряд испанских портов: Barcelone, Alicante, Palma de Majorque, вновь Barcelone и затем вернулся в Toulon.
С 22 января до 1 февраля новый поход в Испанию с посещением Alicante и Palma de Majorque.
В феврале 9-я дивизия была занята учебными выходами совместно с эскадрой.
7 марта контр-миноносец вновь ушел в Испанию, посетив Palma de Majorque, Valence, Barcelone и Alicante. 18 марта он вернулся в Toulon и в середине апреля вновь ходил с эскадрой на учения.
В мае новый поход в Испанию. С 5 по 14 мая "Maille-Breze" посетил Palma de Majorque и Valence.
I июня 9-я легкая дивизия присоединилась к кораблям, участвовавшим в уже начавшихся совместных с Атлантической эскадрой маневрах и участвовала в них до конца месяца.
23 июля - 1 августа "Maille-Breze" вновь ходил в Испанию, посетив порты Valence и Barcelone.
В августе-сентябре контр-миноносец провел докование, а в ноябре-декабре три раза ходил в море на учения.
1938 год.
С 1 февраля до 11 марта "Maille-Breze" совершил два выхода в море для упражнений.
II мая - 7 июня он участвовал в весеннем походе эскадры в Алжир и Тунис. А затем, в середине июня, в составе дивизии выходил в море для учений, одновременно посетив Ajaccio.
12 ноября командиром "Maille-Breze" назначен капитан 2-го ранга Хамель (Capitaine de Fregate Hamel). После этого корабль в октябре-ноябре совершил два выхода в море для упражнений.
1939 год.
С 18 января до 10 марта состоялся общий выход эскадры на маневры с одновременным посещением портов Casablanca, Oran, Alger, Bizerte, Sousse, St.Florent и Ajaccio.
В апреле-мае на "Maille-Breze" спаренные лафеты 13,2-мм пулеметов размещены на специальных площадках побортно от орудия N-2, в нос от крыльев мостика.
В апреле-июне корабль участвовал в трех эскадренных выходах на учения.
В конце августа из-за обострения политической обстановки были отозваны отпускники, а корабль был подготовлен к увеличения экипажа в связи с предполагавшейся мобилизацией.
29 августа недавно организованная 3-й эскадра сил Открытого моря (Forces de Haute Мег) возглавляемая "Algerie" и включающая 1-ю и 2-ю эскадры крейсеров и 3-ю эскадру легких сил (5-я, 7-я и 9-я дивизии контр-миноносцев, 9-я дивизия к этому времени состояла из контр-миноносцев "Maille-Breze", "Kersaint" и "Cassard") вышла из Toulon'a в море. Целью выхода было осуществление дальнего прикрытия конвоя R-3 из семи пароходов, перевозивших войска из Marseille в Corse, а также одиночного перехода пакетбота "Chellah" с войсками в Марокко. 1 сентября корабли вернулись в Toulon для заправки.
2-3 сентября 3-й эскадра сил Открытого моря перешла из Toulon'a в Oran, а оттуда в середине сентября в Alger. 21-23 сентября "Maille-Breze" со своей дивизией отконвоировали из Alger'a в Marseille пароходы "Sidi-bel-Abbas" и "President Dal Piaz", перевезшие армейскую часть (2344 человека). Оттуда дивизия ушла в Toulon. Другие корабли 3-й эскадры ходили в Hibraltar, затем вернулись в Oran, а 5 октября собрались в Toulon'e.
7 октября "Algerie", "Dupleix", "Maille-Breze" и "Vauquelin" вышли из Toulon'a и, поспешно заправившись топливом в Огап'е 9 октября, ушли в Dakar. Там 14 октября они вошли в состав соединения "Force X" (флагман "Strasbourg").
19 октября "Maille-Breze" и "Vauquelin" вышли из Dakar'a с целью усилить эскорт конвоя SL-5, следующий в Sierra-Leone. Не заходя в порт оба контр-миноносца ушли в Casablanca, куда прибыли 25 октября, но уже 28-31 октября они перешли в Toulon, следуя в охране конвоя 2-LK.
15-16 ноября "Maille-Breze" выходил в море для упражнений в районе Salins. По возвращении в Toulon 17 ноября корабль был принят новым командиром капитаном 2-го ранга Глофином (Capitaine de Fregate Glofin). 27 ноября - 2 декабря корабль ходил для упражнений в район Corse.
16-18 декабря "Maille-Breze" и "Kersaint" перешли из Toulon'a в Casablanca.
20 декабря "Maille-Breze" вместе с "Albatros", "Vauban", "Bison" и "Kersaint" вышли из Casa и 22 декабря в районе Азорских островов соединились с "Lorraine", "Marseillaise" и "Jean de Vienne" и конвоем из 4 пароходов, груженных 150 разобранными самолетами. 23 декабря эскорт усилился эсминцами "Tempete", "Tornade" и "Typhon". 24 декабря "Lorraine" с частью эскорта (включая "Maille-Breze") отделились от конвоя и 27 декабря прибыли в Toulon.
1940 год
16-19 января "Maille-Breze" с другими кораблями выходил в район Salins для упражнений.
24 января "Maille-Breze" и "Kersaint" вышли из Toulon'a в Ajaccio для оказания помощи "Forfait'y", потерявшему ход из-за аварии машин. Вскоре к ним присоединился "Marigot", который смог взять "Forfaifa" на буксир. "Maille-Breze" и "Kersaint" 26 января прибыли в Bonne, а оттуда 29-го ушли в Phillippeville 31 января -1 февраля они перешли в Alger. 3 февраля они покинули порт и с присоединившимися 4-го "Albatros" и "Vautour" 6 февраля зашли на рейд Casablanca.
9-14 февраля "Dupleix", "Foch", "Maille-Breze", "Kersaint", "Albatros" и "Vautour" эскортировали три транспорта, следующих от Бермуд, а затем вернулись в Casa. После- заправки топливом вечером 15 февраля они вышли в Oran, куда прибыли 16-го, обнаружив 15 февраля в 18.10 перископ неизвестной лодки.
21-22 февраля "Maille-Breze" участвовал в эскортировании из Oran'а в Marseille транспорта "Medie II" с войсками на борту (тысяча человек). 25 февраля корабли эскорта перешел в Toulon, где "Maille-Breze" на 4-9 марта становился в док.
10 марта "Maille-Breze", "Vauban", "Aigle" и "Lynx" вышли из Toulon'a и вступили в эскорт "Bretagne", "Algerie" и "Primauguet" (на борту двух первых находилось большое количество золота, переправляемого в Halifax). Пополнив запасы топлива в Огап'е 12 марта корабли 14-го прошли Гибралтар и вскоре к ним присоединились эсминцы "La Palme", "Le Mars" и "La Railleuse". Позднее "Primauguet" и "Lynx" отделились и ушли в Casa, а к конвою присоединился вспомогательный крейсер "Victor Schoelcher". 15 марта "Maille-Breze" с "Vauban" задержали португальский транспорт "Guinea". Вскоре контр-миноносцы и эсминцы покинули конвой и 17 марта пришли в Casa.
19-20 марта "Maille-Breze" с теми же кораблями перешел из Casa в Oran. 24-26 марта они отконвоировали в Marseille вспомогательный крейсер "El Djezair", на котором переправлялись 698 сенегальских стрелков, а оттуда перешли в Toulon.
30 марта "Maille-Breze" был переведен в Brest в 5-ю дивизию контр-миноносцев (куда входили "Tartu" (флагман) и "Chevalier Paul"), заменив в ней отправляющийся для докования в Toulon "Vauquelin".
1-2 апреля "Maille-Breze" в составе дивизии ушел из Toulon'a в Oran, и после заправки топпивом 2-5 апреля вместе с крейсером "Emile Bertin" они перешли в Brest. Там корабли прошли размагничивание и затем вошли в состав соединения "Force Z", организованного для действий совместно с британскими силами у берегов Норвегии.
6-8 апреля корабли "Force Z" перешли из Brest'a в Scapa- Flow и после заправки топливом вышли в море, где присоединились к 1-й британской эскадре крейсеров (флаг на "Devonshire"). 9 апреля к ним добавилась 2-я эскадра крейсеров (флаг на "Galatea"), а к 10 часам утра они соединились с главными силами британского Home Fleet (флаг на "Rodney"), шедшим к берегам Норвегии. К 16 часам начапись авиационные атаки. Между 16.10 и 17.40 вблизи "Maille-Breze" (шел в колонне за "Arethusa", "Emile Bertin" и "Tartu") взорвались 4 авиабомбы. Около 20 часов "Arethusa", "Galatea", "Emile Bertin", "Tartu" и "Maille-Breze" были отделены от флота и отправились для осмотра подходов к Bergen'y, откуда, ничего не обнаружив, 10 апреля ушли в Scapa- Flow. Около 15.30 с "Emile Bertin" сообщили о перископе, и "Maille-Breze" отклонился в указанном направлении, но обнаружил там только рыболовецкую барку. Вскоре после вступления в колонну "Maille-Breze" был атакован самолетом, 3 бомбы которого взорвались в 100 метрах от ЛБ корабля. В 20.30 отряд прибыл в Scapa.
13 апреля "Emile Bertin", "Tartu", "Maille-Breze", "Chevalier Paul" и эсминец "Boulonnais" вышли из Scapa-Flow и 14-го прибыли в Greenock.
16 апреля 5-я дивизия контр-миноносцев покинула Greenock, спедуя в эскорте конвоя FP-1 (вспомогательные крейсеры "EI Djezair", "El Kantara", "El Mansour", "Ville de Oran" и английский лайнер "Franconia"). Вечером, на пути в Scapa корабли получили приказ следовать в Lillesjona, а 17 апреля их перенаправили в Namsos. По пути к ним присоединились "Emile Bertin", "L'Epervier" и HMS "Cairo". 19 апреля в 11.51 "Maille-Breze", шедший в голове колонны, был атакован торпедой с подводной лодки, которая прошла всего в 10 метрах от форштевня. В 11.59 "Maille-Breze" начал бомбить предполагаемое место лодки, но из-за неудачного маневра "Chevalier Paul" был вынужден отклониться и возобновил бомбометание только в 12.20 (6 бомб). В 12.30 "Maille-
Breze" получил приказ оставаться на месте для наблюдения и далее патрулировал на 18 узлах вокруг своих ориентиров. Место было определено как 64'44'N 07'49'0st. В 13.15 с него сделали запрос на проходившие "Afridi" и "Nubian" о прослушивании района аппаратурой ASDIC (на французе подобных приборов не было), но английские корабли прошли мимо. В 13.54 "Maille- Breze" отбомбил замеченный водоворот (8 бомб), но там обнаружил только перевернутую шлюпку. В 23.30 был замечен проходивший "Nubian". Ночью в 01.36 к "Maille-Breze" присоединился "Tartu", и они вместе ушли к Namsenfjord. В 5 часов утра они встретились с 1-й дивизией вспомогательных крейсеров (флаг на "El Djezair"), шедшей из фьорда, и далее проследовали к берегам Шотландии. 21 апреля они прибыли в Sullom Voe, где заправились топливом.
22 апреля "Maille-Breze" и "L'Epervier" вышли из Sullom Voe в эскорте вспомогательного крейсера "Ville d'Oran". 24-го они прибыли в Greenock, а 25 апреля вдвоем вышли в море с конвоем FS-2, транспорты которого ("Brestois", "Chateau-Pavie" и "Saint Firmin") были загружены снабжением 27-й стрелковой полубригады. 26 апреля перед Scapa их заменили два британских эсминца. Французские корабли вернулись в Greenock.
30 апреля с "Maille-Breze" произошла катастрофа. В 14.15 дня торпеда трубы N-1 аппарата ПБ, потеряв равновесие, случайно вышла из трубы из-за ошибочного действия матроса, смазывавшего ось поворотного механизма. В протоколе расследования обращено внимание на то, что "Maille-Breze" единственный получил в 1938 году предохранительные клапаны пуска торпед специального образца, надежность которых, как оказалось, не соответствовала требованиям. При падении боевое отделение торпеды детонировало. Взрывом была разрушена вся носовая надстройка до 1-го орудия, мостик, носовая труба и крыша камбуза. В посту перегрузки боезапаса образовался сильный пожар, который быстро распространился в носовую часть. Примерно в 15 часов взорвался верхний боезапас носовых орудий, корабль получил крен 9 градусов на ЛБ. Так как затопить носовые погреба не было возможности в 15.30 был отдан приказ большей части экипажа покинуть корабль, но спасательным партиям (в основном офицеры) удалось к 16.30 затопить кормовые погреба.
Британские линкор "Warspite" и авианосец "Furious" без замедления выслали помощь, а шлюпки эсминца "Firedrake" подбирали людей с воды. Но специальный пожарный корабль подошел только в 18.30 и с его помощью огонь удалось ликвидировать к 19.15. Тем не менее это уже не могло помочь. Принявший много воды корабль погрузился настолько, что отбуксировать его ближе к берегу уже не получалось. Вечером, около 20 часов "Maille-Breze" затонул на глубине 12 метров. Потери экипажа составили 6 убитых, 47 раненых и 21 пропавших без вести (вероятно запертых в помещениях из-за завалов). Большая часть спасенных и поднятых из воды была размещена на борту "Mekong'a".
3-7 июля было проведено расследование обстоятельств гибели корабля. 19 мая в приказе по Armee de Мег была объявлена благодарность экипажу "Maille-Breze" за их боевую деятельность, отметив, что "под командованием Capitaine de Fregate Gtotin блестяще показал себя в операциях в Северном море и у берегов Норвегии, отражая сильные атаки противника". Состоявшийся 5 ноября в Toulon'e суд единогласно оправдал командира корабля и офицеров, признав их невиновность в гибели корабля. Решение суда подтвердил Военный Совет.
20 декабря командование FNFL (Forces Navales Francaises Libres) обратипось в британское Адмиралтейство с запросом о возможности поднять с корабля торпеды и снаряды для того, чтобы передать их на боеготовые корабли. 14 января был получен ответ, в котором говорилось что "учитывая возможное состояние этих боеприпасов после их продолжительного нахождения в воде, работа эта вряд ли оправдает предполагаемые затраты..."
Подъем обломков корабля был достаточно подробно описан в издании Lipscomb, Davies "Up she rises".
20 мая 1953 года произведен первый осмотр корабля на дне.
В сентябре с помощью спасателя "Succour" и двух судов типа "Bar" водолазы подвели тросы под корабль на всем его протяжении с промежутком около 7 метров. Одновременно подводной газорезкой начали разбирать надстройки корабля.
К апрелю 1954 года верхняя палуба полностью расчищена, началась разделка носовой надстройки. Работы закончили в июне. Одновременно подняты винты.
В июле подведены четыре понтона побортно от корпуса.
1 августа уменьшен крен на ПБ с 17 до 3 градусов, 2 августа еще на градус, а 4 августа крен ликвидирован. В этот же день начался наддув понтонов, и корабль оторван от дна, оттащен на 60 метров к мелководью и уложен на ровный киль на глубине 10,5 метров.
5 августа вновь приподнят и передвинут на 700 метров на глубину 9 метров. 14 августа передвинут на глубину 8 метров, а 17 августа корабль сильно приподнят и, несмотря на сильно мешающий ветер, отбуксирован на отмель на глубину 1,5 метра. Начата разборка на металл.
25 августа с корабля удалены 16 глубинных бомб, оставшихся в бомбометах. К 1 сентября с корабля удалено еще примерно 250 тонн, откачен оставшийся мазут. Пробоины заделаны и корабль всплыл на ровном киле. К 13 сентября полностью выгружены все боеприпасы. Все найденные человеческие останки перегружены в два контейнера и погребены с отданием положенных почестей.
15 сентября корпус отбуксирован в Glasgow, на верфь "Smith 8, Houston" для окончательной разборки на металл.
(Приведены только краткие сведения, касающиеся военной карьеры и послевоенного времени)
Контр-миноносец "Albatros" вступил в строй флота в 1931 году. Это 7-й корабль во французском военном флоте с 1780 года (первым был достаточно известный корсар). Первоначально, в 1932 году "Albatros" был зачислен в состав 7-й дивизии контрминоносцев эскадры Средиземного моря (кроме него "Valmy" "Verdun" и "Gerfaut"). С 1935 года он в составе 5-й дивизии (также входили "Tartu" и "Chevalier Paul"), а с 1937 вновь в 7-й дивизии ("Gerfaut" и "Vautour"). Вплоть до начала войны корабль нес отличительный кормовой флаг - "Военный Крест" (Croix de la Guerre), перешедший к нему от его отличившегося в боях Первой мировой войны предшественника. Осенью 1939 года, к началу войны, корабль находился в боеготовом состоянии в Toulon'e
1939 год
В начале декабря "Albatros" был зачислен в состав легких сил Средиземноморской эскадры.
В декабре он участвовал в эскортировании "Provence" в Casablanca, куда прибыл 12 декабря.
22-24 декабря он вместе с другими кораблями ходил в составе охраны конвоя, шедшего из Halifax'a и доставившего е Casablanca американские самолеты.
1940 год
25-27 января корабль вместе с другими участвует в эскорте "Provence" и "Colbert" между Огап'ом и Гибралтарским проливом 28 января он прибыл в Casablanca.
В феврале "Albatros" в составе соединения осуществлял поиск германских судов вблизи испанского побережья. В этом же месяце он был включен в группу для операции в Скандинавии ("Emile Berlin" и 7-я дивизия контр-миноносцев), связанных с "финским конфликтом".
22-26 февраля "Albatros" эскортирует из Огап'а в Brest вспомогательный крейсер "Ville d'Oran". 24 марта покинул Brest, следуя в Огап в охране транспортов "Champolion" и "Presidente Doumer". Оттуда он перешел в Casablanca.
В первых числах апреля "Albatros", "Aigle", "Valmy", "Vautour" и "Verdun" вышли из Casa и 5 апреля южнее Madere соединились с "Bretagne". "Algerie", "Colbert" и "Victor Schoelcher". С ними шли также пароходы "Louis L.D." и "Wisconsin", загруженные ящиками с разобранными самолетами. 8 апреля "Bretagne" и "Algerie" под эскортом контр-миноносцев отделились от конвоя (ушедшего в Casa) и отправились в Toulon. В районе мыса Cap Spartel (перед Toulon'ом) контр-миноносцы легли на обратный путь и ушли в Casa, кроме "Aigle", отправившегося в Oran
9-11 апреля "Albatros" с другими кораблями перешел из Casa в Brest. 14 апреля "Albatros" и "Vautour" сопровождали линкор "Richelieu" во время его первого выхода на исмытаиия в район Douarnenez. Из-за обнаружения подводной лодки "Vautour'oM" испытания были прерваны, и корабли вернулись в Brest.
18 апреля "Albatros" ушел из Brest'a в составе эскорта конвоя для участия в Норвежской экспедиции. В Ирландском море несколько раз бомбил места обнаружения подводных лодок, ис без видимых результатов
22 апреля "Albatros" эскортирует крейсер Montcalm", который шел для замены поврежденного "Emile Bertin" в операции у Namsus'a. Затем возвращается в Brest. 8 мая он выходит из Brest'a в St.Nazaire в сопровождении пакетбота "Pasteur" и 10-го вновь возвращается в Brest
13 мая "Albatros" уходит в Toulon куда прибыл 17-го
13 июня Toulon подвергся атаке итальянских бомбардировщиков Корабли эскадры вышли в море и стали на якорь на рейде Salins. 14 июня штабом флота организована корабепьная группа "Genes" для набега на Геную. В 21.10 "Dupleix". "Colbert", "Albatros" и "Vautour" снялись с якоря и отправились в сторону В 04.30 утра корабпи приблизились с юга к Genes и открыли огонь по Villa Reggio. Другая группа действовала с запада. Ответный огонь открыли береговые батареи. В "Albatros" попал 152-мм снаряд, который разорвался в кормовой кочегарке и ранил 14 человек (12 из них позже, в Toulon'e, умерли от ожогов). Корабль сохранил скорость 25 узлов и вернулся с отрядом в Toulon.
После ремонта, в начале июля Albatros" вышел с эскадрой из Toulon'a навстречу линкору "Strasbourg", 4 июля возвращавшемуся из Mers-el-Kebir с "Volta" "l.e Terrible", "Tiger". "Lynx", "Kersaint" и двумя эсминцами
12 августа "Albatros" пкл:счен в состав независимых морских сил в Toulon'e. а в ноябре - е состав Сил Открытого моря (Forces de Haute Мег).
8 ноября "Strasbourg", крейсеры Algerie", "Dupleix". "Foch", "Marseillaise", "La Ga'isscnmcre", эскортируемые "L'lndomptable", "Voita", "Albatros", "Cassard" и "Vautour" вышли из Toulon'a навстречу линкору "Frovence", поспе ремонта возвращавшемуся из Огап'а в охранении эсминцев "L'Epse" "Fleuret", "Le Hardi", "Lansquenet" и "MamelucK 8 ноября все корабпи прибыли в Toulon
В ноябре "Albatros" ходил в Северную Африку в эскорте важного конвоя с авиационными вузами и снабжением.
17 декабря "Albatros", будучи назначен в состав сил "Marine du Магос" (Флот Марокко;, вышел из Toulon'a и, с заходом 21-го в Oran, прибып в Casablanca 23 декабря.
1941 год.
В начале года "Albalros участвовал в патрулировании марокканского побережья, а также в сопровождении конвоез между Casablanca, Oran. Nantes. Bordeaux, La Pallice и Antilles.
12 апреля "Primauguet" и "Albatros" восточнее Канарских островов освободили французский банановоз "Fort de France", 8 апреля захваченный британским вспомогательным крейсером "Bulolo". Они обеспечили его эскорт до Casablanca.
5 июня "Albatros' был поставлен с док в Огап'е, и лишь 25 сентября вернулся в Casa.
1942 год.
В сентябре вместе с "Milan" и "L'Epervier". зачислен в 11-ю дивизию контр-миноносцев с базированием на Casa.
8 ноября в 9 часов утра, во время атаки американских сип на Casablanca. "Primauguet". "Milan", "Albatros" с шестью эсминцами 2-й легкой эскадры и несколькими подводными лодками снялись
с якорей и пытались атаковать американский десантный конвой Но еще не дойдя до него корабли были встречены превосходящими их силами прикрытия (вкпючая линкор "Massachussetts" и авиацию) и были почти полностью разгромлены. В бою "Albatros" получил попадания двух авиабомб, взорвавшихся на средней палубе и потерял ход. Он был взят на буксир портовым судном, но вновь попал под обстрел американских крейсеров и получил три прямых снарядных попадания. Корабль стал тонуть и был вынужден выброситься а отмель у Roches Noires ("черные скалы"). В бою на корабле погибли 25 человек.
10 декабря корабль был поднят аварийной службой, отведен в порт и выведен в специальный резерв.
За время своей службы "Albalros" два раза отмечался благодарностью в приказах морского командования - в июле 1941 года за участие в бомбардировке Genes и в декабре 1942 года за бой у Casablanca.
С 1943 года.
В течение 1943-1945 годов корабль оставался на плаву, но не ремонтировался К концу 1944 года он стал единственным из уцелевших 18 контр-миноносцев - "четырехтрубников'.
Только в декабре 1945 года в Casablanca был начат частичный ремонт корабля, который позволил перевести его в Toulon для более серьезного ремонта.
Восстановительные работы производились в 1946-1947 годах. Корабль должен был стать учебно-артиллерийским кораблем. С этой целью были ликвидированы носовая группа котельных отделений и соответственно их дымовые трубы. При этом проектная скорость корабля снизилась до 30 узлов, а реальная оказалась и того меньше. С корабля сняли часть вооружения - орудия N-3 и N-4. а оставшиеся заменили на 140-мм капибр Также удалили кормовой трехтрубный торпедный аппарат. Вместо этого было усилено зенитное вооружение - установлены спаренные зенитные установки 105-мм и 76-мм калибра, а также размещены новые системы управпении стрельбой Побортно от дымовых труб б1?.ли сооружены специальные платформы для 40 мм зенитных автоматов. С правого борта - спаренный лафет "Bofors" (по всей вероятности снятый с "l.e Terrible" после его марии в 1944 году) а с левого борта - одиночный лафет, также вероятно "Bofors". Помимо этого были добавлены два 20-мм зенитных автомата
После вступления в строй в 1948 году корабль постоянно базировался на Toulon. В 1951 году он был переклассифицирован в эскортный корабль 2-го класса, а в 1955 году - в быстроходный сторожевой корабль. При этом за ним по-прежнему сохранялись функции учебно-артиллерийского корабля. В этом же году ему довелось выполнить особую миссию - из Nice в Ajaccio перевезти для перезахоронения останки Принца Виктора (Prince Victor - Napoleon Bonoparte) и Принцессы Клементины (Princesse Clementine de Belgique). В 1957 году "Albatros" был заменен "Bouvet" в качестве учебно-артиллерийского корабля и разоружен. 9 сентября 1959 года "Albatros" был выведен из состаза флота и зачислен в список исключенных кораблей как "О 167". В ближайшее время он был разобран на металл.
Справочник "Jane's F.S.". за 1951 год) приводит для 'Albatros" следующие характеристики: 2441 /3500 т; вооружение: 3-140 мм орудия, 2-76-мм зенитки. 3-40-мм и 2-20-мм зенитных автомата, строённый 550 мм торпедный аппарат на носовой позиции; ЭУ: 2 ПТ Parsons, 2 котла Indret. 30.000 SHP - 24 узла. 440 т топлива, 2000 мили, 13-узл. ходом. Экипаж 189 чел
- Этот же справочник сообщает следующие данный для "Tigre", использовавшегося после войны в качестве учебно-торпедной станции: 2126 / 3400 m; вооружение: 4-140-мм орудия, 2-40 мм 4 20-мм зенитных автомата, 4 бомбомета Гб, строенный 550-мм торпедный аппарат на носовой позиции; ЭУ: 2 ПТ Rateau (изгет "Ch.dc Brclr.niie"J. 4 котла du Temple - Normand. 44.000 SHP 30 узла 245 m топлива. 2600 миль 12-узл . 1200 миль 25-узл и 1000 миль - 30-узл ходом Экипаж 157 (полный штат 235) чел